автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Коммерциализация как фактор совершенствования деятельности учреждений культуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Коммерциализация как фактор совершенствования деятельности учреждений культуры"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ
На правах рукописи
ЗОТОВ Сергей Владимирович
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
24.00.01 - «Теория культуры»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -кандидат философских наук, профессор Р.И. Ибрагимов
Москва 1998
Работа выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры.
Научный руководитель - кандидат философских наук,
профессор Р.И. Ибрагимов
Официальные оппоненты - доктор исторических наук,
профессор Т.А. Кудрина
кандидат философских наук, доцент Н.М. Семина
Ведущая организация - Государственная академия управления
им. С. Орджоникидзе кафедра культурологии и менеджмента в культуре
сС
Защита состоится 1998 г. в .{Ч ч. на заседа-
нии диссертационного совета К 092.07.03 по присуждению ученой степени кандидата наук при Московском государственном университете культуры по адресу: 141400, Московская область, Химки-6, ул. Библиотечная, 7.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета.
Автореферат разослан « /Ь » _1993 г
Ученый секретарь /? .
диссертационного совета —^ Р.И. Ибрагимов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Коммерческая деятельность учреждений культуры определяется переходом общества на рыночные отношения, формированием демократических структур управления, изменением концептуальных подходов к воздействию на образ жизни населения, на удовлетворение потребностей людей. При этом последние недостаточно «просто» удовлетворить, их необходимо постоянно развивать, что с одной стороны, существенно усложняет деятельность учреждений культуры, а с другой - придает ей особое социальное значение.
В настоящее время в общественном мнении возникает противоречивое отношение к коммерческой деятельности, имеющей специфические особенности, и объективной потребностью общества в использован™ возможностей учреждений культуры, которое зависит от умелого применения экономических методов в организации культурного обслуживания населения.
Переход учреждений культуры на новый механизм хозяйствования, новое осмысление культурной практики определяют актуальную значимость исследования коммерческой деятельности учреждений культуры как фактора развития, ориентации личности на ценности, обусловленные повышением требований к себе как к активному субъекту общественной жизни во всех ее сферах, включая экономическую, активному участнику процесса органичного сближения этой сферы со сферой духовной культуры.
Степень научной разработанности проблемы. Разносторонний анализ философской, социологической, экономической, педагогической, управленческой литературы свидетельствует, что проблемы
формирования экономической активности личности косвенно рассматривались в философских трудах Афанасьева В.Г., Андреева D.M., Болдина В.И., БронниковаЮ.Н., Григорьева D.M., Журавлева А.Г., Иванова К.Н., Косова Е.В., Омарова A.M., Попова Г.Х., Урсула А.Д., Чистякова В.Л., что оказало существенное влияние на исследование содержания, природы этого феномена и его связи с культурой.
Данной проблемы касались и социологи: Андреенков В.Г., Волков И.И., Иванов В Н., Колбановский В.В., Коробейников B.C., Осипов Г.В., Рожин В.П., Ракитов А.И., Рывкина P.M., Харчев А.Г., Филиппов Ф.Р., попытавшиеся не только констатировать значимость экономических факторов в формировании личности, но и определить эффективные пути гуманизации их воздействия.
В педагогической науке к данной проблеме обращались Иванов Н.И., Морозов Б.М., Платонов В.К., Рувинский Л.И., Смирнов Г.Л., Соколов В.М., Терещенко В.М., Уманский Л.И., Фадеев В.Е., Шинкаренко В.В., что способствовало конкретизации принципа детерминации развития личности системой общественных отношений, в которые она включена.
Проблемы, поставленные в диссертации, потребовали обращения и к работам ученых-экономистов, занимающихся вопросами становления нового хозяйственного механизма в нашей стране: Абалкина Л.И., Аганбегяна А.Г., Бунича П.Г., Зинина В.Г., Петракова Н.Я., Столярова И.А., Соколова E.H., Шаталина С.С., Шишкина C.B., которые довольно основательно раскрыли основы его функционирования в реформируемый период.
Деятельность учреждений культуры в новых условиях хозяйствования рассматривалась в трудах Бабенко В.А., Беловой А.М., Болотникова И.М., Борисевича К.Л., Вандяк Р.Н., Вознесенского С.Н., Галуцкого Г.И., Дагаева И.Е., Измайлова К.Н., Кудриной Т.А.,
Лапшина Н.П., Лемпа C.B., Новаторова Э.В., Суника В.В., Тульчин-ского Г.Л., которые проанализировали различные аспекты экономической деятельности в сфере культуры.
Однако, специальных работ, посвященных проблеме содержания и задач коммерческой деятельности учреждений культуры, до сих пор нет. Между тем коммерческая деятельность в учреждениях культуры как специфическое направление их функционирования характеризуется многообразием элементов своего содержания.
Учитывая актуальность и отсутствие инновационных подходов в изучении коммерческой деятельности учреждений культуры, диссерпшт избрал объектом исследования - коммерческую деятельность учреждений культуры, а предметом - совершенствование коммерческой деятельности в учреждениях культуры, его пути, методы и критерии.
Предварительный анализ проблемы позволил сформировать исходную гипотезу исследования: она состоит в предположении о том, что совершенствование коммерческой деятельности учреждений культуры окажется наиболее плодотворным, если будет последовательно опираться на экономико-управленческие основы новой модели хозяйствования, отвечающей ментальности населения России. Менталыюсть как повседневный облик коллективного сознания коррелируется господствующими в обществе ценностями, культурно-историческим типом их восприятия и реализации в запросах и поведении людей, манерой чувствовать и думать. Отсюда, цель исследования - выявить степень соответствия этим элементам меняющейся в наши дни ментальности населения усилий, направленных на развитие коммерческой деятельности учреждений культуры.
Данная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:
- выявить условия коммерциализации учреждении культуры на современном этапе;
- рассмотреть теоретические основы коммерческой деятельности учреждений культуры;
- проанализировать культурные запросы населения и их учет в организации коммерческой деятельности культурно-досугового учреждения;
- определить критерии хозяйственной и социальной эффективности этой деятельности;
- выявить основные направления совершенствования коммерческой деятельности учреждений культуры;
- выработать практические рекомендации по внедрению современной методики коммерциализации деятельности учреждений культуры.
Базами исследования стали учреждения культуры Московской области: Дворец культуры Ступинского металлургического комбината - экспериментальный и Воскресенского химкомбината - контрольный.
Выбор баз исследования был определен идентичностью возможностей использования коммерческой деятельности, которыми располагают эти учреждения культуры. Это позволило осуществить сравнительный анализ на констатирующем и опытно-экспериментальном этапах исследования коммерческой деятельности данных учреждений культуры. Кроме данных, полученных на базовых объектах, в исследовании материалом послужила практическая деятельность 26 учреждений культуры Москвы и Московской области.
Методологическую основу исследования составили идеи создания в сфере досуга условий для выбора личностью форм культур-
но-досуговой деятельности, соответствующих современной социокультурной ситуации и задачам ее совершенствования. Вместе с тем диссертант исходил из современных представлений о методах коммерческой деятельности и менеджмента как факторах генерирования человеческой энергии и ее направления на решение возникающих в жизненной практике творческих задач.
Методика исследования включала комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Это - методы наблюдения, беседы, использования социологической документации - анкет, карт, опросных листов, системного подхода к обработке и обобщению полученных данных.
В организации исследования диссертант использовал свой профессиональный опыт работы - сначала, с 1979 года, в Москве в Межсоюзном доме самодеятельного творчества в качестве заведующего отделом, а затем с 1989 по 1992 год старшим инспектором в Московском областном управлении культуры, начальником отдела, зам. начальника управления культуры Московской области.
В рамках исследования был осуществлен социальный эксперимент для выявления потенциала коммерческой деятельности учреждений культуры. Этот эксперимент включал проведение цикла различных экономико-управленческих с конкретными целевыми установками, рассчитанными на различные модели совершенствования коммерческой деятельности в учреждениях культуры.
Достоверность исследования обеспечивалась использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением взаимодополняющих методик, организацией экспериментально-опытной работы. Репрезентативность эмпирического материала и относительно равные возможности экспериментальных и контрольных уч-
реждений кулыуры позволили осуществить сравнительный анализ полученных данных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что ле ein; пор не предпринималось попыток рассмотреть коммерческую деятельность учреждений культуры как фактор оптимизации их функционирования. Впервые ;;:.учена коммерческая деятельность учреждений кулыуры на инновационной основе. Раскрыт потенциал коммерциализации учреждений культуры.
На основе проведения широкомасштабной опытно-экснериментальной работы был найден подход к созданию экономических. управленческих и педагогических условий для эффективного функционирования учреждений культуры в период перехода на рыночные отношения.
Апробирована новая методика подготовки и проведения куль-турно-досуговых программ на основе взаимодействия различных коммерческих структур. Установлена зависимость результатов коммерческой деятельности учреждений культуры от уровня экономических и управленческих основ профессиональной подготовки занятых в них работников.
Отработаны управленческие основы приобщения к коммерческой деятельности коллектива и актива учреждения культуры с целью повышения ответственности за качество культурно-досуговых программ.
Практическая значимость исследования заключается в разработанных автором рекомендациях, предложениях и выводах, которые были внедрены в экспериментальном учреждении культуры, использованы в учреждениях культуры разных типов.
Материалы, полученные в ходе исследования данной проблемы, могут быть использованы при чтении курсов «Теории культуры», «Основы менеджмента» и «Деятельность учреждений культуры» в вузах культуры.
Апробация работы осуществлялась по ряду направлений путем:
- опубликования результатов исследования в виде депонирования;
- выступлений на инструктивно-методических совещаниях и семинарах работников учреждений культуры Московской области, в частности, на «Совещании директоров домов (центров) народного творчества по актуальным проблемам этих организаций» 9-12 февраля 1993 года;
- чтения лекций на курсах повышения квалификации специалистов учреждений культуры Московской области.
Структура диссертации подчинена логике научного поиска и последовательного изложения его результатов.
В первой главе «Экономические аспекты функционирования учреждений культуры в условиях перехода к рынку» анализируются тенденции повышения экономической самостоятельности этих учреждений, изменения в системе их финансирования, необходимость коммерциализации их деятельности для эффективного выполнения в новых условиях их культурно-досуговых задач.
Во второй главе «Коммерциализация учреждений культуры и культурные параметры личности» выявляется обусловленность характера экономической деятельности учреждения культуры особенностями населения, которое оно призвано обслуживать.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснован выбор темы исследования, охарактеризована степень ее разработанности, определены цели и задачи исследования, его методологические основы и методика организации, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
Первая глава - «Экономические аспекты функционирования учреждений культуры в условиях перехода к рынку». В ней рассматриваются как внешние для учреждения культуры, так и внутренние факторы, связанные с коммерциализацией культурно-досуговой деятельности. Как известно, в условиях командно-административной системы управления государство почти целиком финансировало деятельность учреждений культуры. В 1995 году был осуществлен перевод учреждений культуры на новые условия хозяйствования. Эти учреждения получили право не только использовать бюджетные средства, но и зарабатывать средства, развивая платные формы деятельности, получать их от спонсоров и т.п.
Внедрение механизма самоокупаемости было одной из главных задач нашего эксперимента в Ступинском Дворце культуры. Чтобы решать финансовые проблемы в условиях самоокупаемости, было намечено:
- изменение режима деятельности Дворца культуры, позволяющее полнее использовать его помещения в дневное время;
- организация и проведение бесплатных для населения культурно-развлекательных программ, народных гуляний и праздников с призами и подарками, но при сохранении платы за использование игровых автоматов и подобные этому услуги;
- расширение видов платных услуг при корректировке цен за их предоставление по мере изменения спроса на них.
Первый положительный результат был достигнут уже к 1995 году доходы Дворца культуры стали полностью покрывать расходы. Это позволило решить самый актуальный вопрос - материальной заинтересованности коллектива Дворца культуры: 40% дохода стали направляться в фонд материального стимулирования его работников. Рост доходов позволил приступить к систематическому улучшению культурно-досуговых программ и услуг, предлагаемых населению.
Перевод учреждения культуры на самоокупаемость и самофинансирование означает не только обретение ими экономической самостоятельности. Оно обретает и самостоятельность в определении содержания и форм своей культурно-досуговой деятельности, ибо в новых экономических условиях исчезает и цензура - административный контроль за подготовленными коллективом учреждения программами. Беря на себя ответственность за результаты своей творческой деятельности этот коллектив становится свободным субъектом в сфере организации досуга населения.
Однако было бы наивно представлять себе дело так, что освобождение от былой зависимости от властных инстанций, существовавшей в условиях господства административно-командной системы, ставит учреждение культуры в положение абсолютно свободной ячейки, вольной поступать, как ей заблагорассудится, ни с кем и ни с чем не считаясь, кроме стремления к прибыли. Коллектив учреждения культуры функционирует не в безвоздушном пространстве, а в определенной социокультурной среде. В эту среду входят люди, которые пользуются услугами учреждения культуры; конкуренты; финансовые органы; рекламные организации; органы местного са-
моуправления. Кроме того, к факторам социокультурной среды следует отнести требования действующего законодательства, экономическую ситуацию в районе, регионе, общественно-политический климат, национальные и культурные традиции.
Ступинский Дворец культуры, входящий составной частью в социокультурную ергду, наждался в псстогаптсм взаимодействии с ней. Он учитывал колебания рынка, которые выражались в изменениях спроса на его товары, в ассортимент которые входят ультурно-досуговые программы, спектакли, концерты, циклы тематических вечеров, занятия в студиях, на курсах, продукты деятельности кружков, изделия народных мастеров, картины художников-любителей, услуги парикмахеров, библиотекарей и т.д. Спрос населения на те или иные из этих элементов продукции учреждения культуры зависит от их соответствия вкусам, интересам, уровню культурного развития потребителей, а также от цен на эту продукцию. при определении которых учитываются не только издержки на ее производство и финансовые возможности потребителей, но и действия конкурентов - других учреждений культуры, способных преложить населению свои услуги.
Оптимальное отношение учреждения культур:,; „с социально-культурной среде требует не только учета изменений рыночной конъюнктуры. Ориентирующиеся на сиюминутные запросы учреждения культуры всегда будут работать в режиме запаздывания относительно зарслгдагощихся, иг полу чивших пока еще массового рас-лрострапег-та: куя? турных ожиданий (новаций, моды и т.п.). Помочь учреждению культуры избежать этого запаздывания, вписать в свою деятельность новые для него социокультурные смыслы может и должен не рынок, а другой фактор социокультурной среды - государство. В новых экономических условиях государство из силы,
противодействовавшей развитию предпринимательской активносгн. становится инструментом ее регулирования. В частности, государ-ствеииыс дотации могут в определенной мере способствовать росту использования малообеспеченными слоями высококачественных услуг. предоставляемых учреждениями культуры по высокой цене. Анализ лвлэей коммерческой деятельности учреждения культуры с социокультурной средой показывает, что эту связь нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, коммерциализация избавляет учреждение культуры от излишней опеки властных структур, создает условия для стимулирования творческой инициативы работников. И эш приносит общественно-полезные результаты. Но с другой стороны, коммерческие интересы могут подавить заботу коллектива учреждения культуры об интересах низкооплачиваемых слоев общества, побудить равняться на усредненные вкусы ограничивая тем самым возможности приобщения широких масс к «высокому» искусству. Рыночная система сама по себе, в «чистом» ее виде, не в состоянии обеспечить для этого условия. Поэтому необходим спонсор в той или иной форме, как обязательный компонент. Таким спонсором может служить государство, если оно обладает солидными бюджетными средствами и направляет их на нужды культуры щедро, а не по «остаточному принципу».
Исходя из сказанного, можно сделать вывод: совершенствования культурного обслуживания населения нужно добиваться, не противопоставляя друг другу рыночные и государственные формы организации деятельности учреждений культуры, а сочетая то рациональное, что в каждой из этих форм исторически сложилось. Внутренний экономический механизм учреждения культуры рассматривается во втором параграфе - «Система коммерциализации деятельности учреждения культуры и критерии ее эффективности».
Коммерческие начала выражаются в системе организации деятельности, получившей название «маркетинга». Сущность маркетинга в учреждении культуры состоит в умении рассматривать каждую подготовленную программу или услугу с уверенностью в том, что она будет реализована, на нее будет спрос.
С организационной точки зрения маркетинг - это система структурирования всех сторон коммерческой деятельности учреждения культуры, начиная с анализа культурных запросов населения и покупательского спроса, разработки идей соответствующих услуг до их создания, реализации и обеспечения сервиса для потребителей. В основе маркетинга лежит глубокое и всестороннее изучение рынка, оценка и учет всех условий производства и сбьгга своей продукции в ближайшей и более отдаленной перспективе. В данном аспекте следует учитывать, что коммерческая деятельность в учреждении культуры подразделяется на три уровня: стратегический, тактический и оперативный.
Наличие этих трех уровней учитывается в планировании деятельности учреждения культуры. То, что она ведется на коммерческих началах, не мешает ей носить не стихийный, а планомерный характер. Планирование в Ступинском Дворце культуры включало в процессе эксперимента выработку как долгосрочного плана - прогноза, рассчитанного на большой период Бремени, так и оперативных планов — годовых и текущих календарных.
Особое место в планировании деятельности Дворца культуры заняла разработка бизнес-плана, который специально составлялся для того, чтобы найти с его помощью необходимые финансовые ресурсы.
В диссертации конкретно рассматриваются особенности всех этих планов, их структура, принципы и технология их разработки,
обеспечение их информационной базы. Собирая информацию, необходимую для планирования, диссертант учитывал, что элементарной потребительской ячейкой социальной структуры является семья. Здесь складываются и реализуются основные человеческие потребности. Поэтому при планировании коммерческой деятельности учреждения культуры использовалась идея создания «портрета идеальной семьи», проживающей в социуме данного учреждения. Дополнительную информацию, характеризующую потенциальных потребителей услуг Дворца культуры и их запросы, дали «социальные паспорта» коллективов предприятий, расположенных в зоне действия Дворца культуры. Планирование деятельности учреждений культуры призвано обеспечить ее эффективность, которая не сводится к превышению дохода над расходами, а предполагает достижение социальных целей, обеспечиваемое полученным доходом. Сложность расчета этих показателей обусловлена тем, что в них должно получить выражение единство экономической и социальной эффективности при определяющем значении социальной, причем взятой в системе ценностей, которая на первый план выводит удовлетворение не утилитарных потребностей людей, а потребностей их духовного развития.
Чтобы деятельность учреждения культуры отвечала этому критерию, необходимо осуществить ряд условий:
Во-первых, сосредоточить распоряжение всеми финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами у администрации учреждения культуры. Это позволит преодолеть разобщенность подразделений учреждения культуры, сократить излишние звенья управления, обеспечивать функционирование учреждения культуры, как единого целого.
Во-вторых, укрепить в деятельности учреждения культуры принципы творческой свободы его работников как главного условия развития их инициативы и предприимчивости.
В-третьих, создать в учреждении культуры ощутимые фонды экономического стимулирования. При этом право на материальное поощрение из этих фондов должны иметь все работники независимо от того, заняты они в предоставлении платных или бесплатных услуг населению. Это соответствует принципам коллективной материальной заинтересованности.
Формирование маркетинговой службы учреждения культуры, обеспечивающей эти условия, в каждом конкретном случае - дело творческое, обусловленное местной спецификой. Маркетинг - это обеспечение возможностей учреждения культуры производить культурные программы и услуги в соответствии с изменениями запросов потребителей, с объективной необходимостью повышения уровня этих запросов.
Учет этих запросов в организации коммерческой деятельности культурно-досугового учреждения составляет содержание первого параграфа второй главы диссертации, которая называется «Коммерциализация учреждения культуры и культурные параметры личности». Культурные запросы потребителей продукции этих учреждений - это выражение их личностных качеств и установок.
Может ли учреждение культуры строить свою работу так, чтобы она отвечала специфическим особешюстям каждого жителя обслуживаемого им района? Очевидно, нет. Но, ориентируясь на общие черты, присущие представителям разных демографических, профессиональных групп, оно должно разнообразить свою продукцию с таким расчетом, чтобы она позволяла им осуществлять выбор тех ее элементов, которые отвечают их индивидуальным особенно-
стям. Это тем более важно нагому, что сфера досуга объективно предоставляет гораздо бол,те возможностей для свободного выбора занятий, чем сфера производства. Досуг предполагает прежде всего разнообразные занятия, которым человек отводит время дома. р. кругу семьи. Но нередко бывает, что индивидуальные занятия, характерные для домашнего досуга, требуют предварительного обучения, будь-то умение вязать, играть на гитаре, пользоваться кинокамерой и т.п. Обучиться этому, получить необходимые навыки можно было в кружках, которые создавались в клубах. Б коллективах самодеятельности, действовавши?; в этих учреждениях, сб'зслечипались возможности на только приобретения тех или иных навыков творческой деятельности, но и общения с близкими пс ¡штсресам людьми. Клубы для многих служили очагами, позволявшими узнать что-то новое или просто развлечься, культурно отдохнуть.
Казалось бы, что в наши дни современные культурно-дссуговыо учреждения должны, выполняя эти функции, сохранить привлекательность для широких масс. Однако практика показывает обратное. Число посети гелей кудьтурно-досуговых учреждений значительно сократилось.
Проведенное нами исследование показало, что посетители учреждения культуры прежде всего ориентируются но различные формы кратковременно! о ебщенш. (лекции, беседы, зрелищные мероприятия). Формы постоянного общения, связанные с }-чостием в КВН, объединениях по интересам, самодеятельных коллективах и т.п., привлекают внимание гораздо меньшей части посетителей учреждений культуры.
В то же время именно формы постоянного духовного общения определяются как наиболее соответствующие характеру и возможностям культурно-досуговых учреждений. Познакомиться с новой
книгой можно дома, новый спектакль посмотреть по телевизору или посетив театр. Но телевизор, кино или театр не могут заменить культур 1 ю-досуговые учреждения как средство непосредственного духовного общения.
В ходе эксперимента в Ступинском дворце культуры особое внимание уделялось организации активного духовного общения, проявляющегося в различных формах массовой самодеятельности. Было создано 12 клубных формирований. В том числе любительские объединения - клуб «Фантазия», спортивное объединение «Атлет», клуб любителей ритмической гимнастики; коллективы художественной самодеятельности - хор русской песни, агитбригада, кружки народного и эстрадного танца, театральный кружок, вокальный детский ансамбль; коллектив прикладного творчества - кружок резьбы по дереву, дискоклуб «Мираж».
Не были забыты и интересы тех посетителей, которые приходят в учреждение культуры не на специально организованные мероприятия, а «просто так» - чтобы отдохнуть, почитать журналы, поиграть в биллиард настольный теннис и т.п. Условия для этого были созданы благодаря организации работы Дворца культуры не только в вечернее, но и в дневное время, оборудованию уютных гостиных, игротек, видеосалонов, дискотеки и молодежного кафе-клуба.
Необходимые для этого расходы были возмещены взиманием платы за использовшгае дискотеки, кафе-клуба. К платным были отнесены и некоторые из форм удовлетворения утилитарных потребностей, ориентированных на формирование у посетителей навыков, полезных в быту, а также приобщение их к новым видам профессиональной деятельности, связанным с компьютерной грамотностью, владением иностранным языком и т.д.
Вместе с тем в практику предложения посетителям платных услуг воптли использование баз проката музыкальных инструментов, спортивного, туристического инвентаря, проведение выставок-продаж произведений и изделий участников художественной самодеятельности, ярмарок.
Анализ показывает, что при наращивании платных услуг возникает опасность утраты ценностно-культурных смыслов деятельности учреждения культуры, духовные потребности населения подменяются развлекательно-прагматическими ориентациями. Самый лучший путь борьбы с негативными сторонами предоставления платных услуг, на наш взгляд, состоит в том, чтобы попытаться перевести удовлетворение утилитарных потребностей в другое русло, связав его с задачами духовного развития людей. Человек, посетивший учреждение культуры с утилитарной целью, отличается от тех, кто не посещает это учреждение тем, что он непосредственно приблизился к сфере деятельности последнего. Это позволяет познакомить его с такими участками этой сферы, которые обеспечивают развитие и проявление творческой активности личности, привлечь к этим участкам.
Не следует рассчитывать на то, что такая переориентация интересов произойдет автоматически. Для ее осуществления требуется напрвляющее воздействие на посетителей учреждения культуры со стороны его работников. Эффективным оно становится, если последние не формально относятся к своему делу, а увлечены им и способны увлечь других. Формированию качеств, которыми должны обладать работники культурно-досугового учреждения, посвящен второй параграф второй главы - «Экономическая компетентность и предприимчивость как профессиональные качества работника культурно-досугового учреждения».
Этот параграф начинается с анализа назревших потребностей повышения качества подготовки работников кулътурно-досуговых учреждений в вузах культуры. Учебные планы и программы обучения в них, до сих пор строются нередко на основе квалификационных характеристик отдельных специальностей, в которых не находят места ни экономический, ни управленческий аспекты деятельности. Наиболее слабым местом в системе формирования кадров для кулътурно-досуговых учреждений остается подготовка руководителей этих учреждений. Прежняя модель, как известно, опиралась на выработку административных качеств руководителя. Однако современные условия требуют такой подготовки руководящих кадров, которая бы формировала их как специалистов управленческой деятельности, осуществляющейся на коммерческих началах, - менеджеров.
В параграфе дается развернутый аналитический обзор истории становления управления как профессии, опирающейся на достижения междисциплинарной области научных и практических знаний, рассматриваются особенности и судьбы разных направлений в теории управления - жестко рационалистического и поведенческого, воздействие на эту теорию открытий в области кибернетики, системного подхода, концептуальные различия трактовок управления в США, Японии, Европе. Учет этого исторического опыта должен, по мнению диссертанта, помочь выработать оптимальные требования к подготовке специалистов по управлению менеджеров, способных эффективно управлять деятельностью кулътурно-досуговых учреждений.
Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами в организации, действующей в рыночных условиях. Естественно поэтому, что необходимым каче-
ством менеджера должна быть экономическая компетентность. Эксперимент в Ступинском Дворце культуры покачал, что формировать экономическую компетентность у тех работников, которых вуз не вооружил этим качеством, можно и нужно в процессе их практической деятельности в учреждении культуры - на основе внедрения менеджмента.
Поскольку менеджмент означает прежде всего управление кадрами, работниками, его внедрение началось с их правильной расстановки, создания оптимальной организационной структуры персонала. На втором этапе, когда обязанности были распределены между работниками, на очередь встал вопрос об обеспечении единства их действий. Встречаются на практике две разных системы организации совместной деятельности членов коллектива - централизованная и децентрализованная. Мы стремились оптимально сочетать эти системы, делая упор на использование не прямого, а опосредованного управления, когда руководитель не дает непосредственных указаний подчиненному, но изменяет ситуацию так, чтобы последний сам выбрал соответствующую форму предметной деятельности или способ поведения. Опосредованное управление осуществлялось с помощью совета коллектива, актива, неформальных лидеров.
Объективной базой для создания в коллективе атмосферы взаимного доверия, общей заинтересованности в достижении целей учреждения культуры явились не только отношения управления по вертикали, но и деловые связи по горизонтали между разными подразделениями и службами Дворца культуры. Экономический механизм менеджмента придавал прочность и эластичность как этим связям, так и внешним связям - деловому общению с потребителями услуг, с партнерами, спонсорами.
В процессе эксперимента мы исходили из необходимости формирования личностных качеств, соответствующих требованиям нового экономического механизма. Успешно работать в учреждениях культуры в этих условиях может человек, сочетающий понимание социального смысла своей деятельности с предприимчивостью и экономической компетентностью. Предприимчивость - это сложное качество, соединяющее активность с организованностью и рядом других моментов, в комплекс которых можно включить чувство нового, требовательность к себе, умение предвидеть, управлять своими эмоциями, убеждать и т.д.
Менеджмент создает почву дли выработки у личности этих качеств - необходимую для этого организацию совместной деятельности работников учреждения культуры и его внутреннюю социальную среду. Это - объективные основы формирования предприимчивости. Но она может оказаться «слепой», если воздействие на личность объективных условий, созданных внедрением менеджмента, не будет сочетаться с педагогической деятельностью, вооружающей работника экономическими знаниями, соединяющими его предприимчивость с экономической компетентностью. Важнейшей формой, направленной к этой цели деятельности, стали занятия созданного в Ступинском Дворце культуры бизнес-клуба.
Основным методом экономического обучения членов бизнес-клуба стали деловые игры. Они дают конкретное представления о принципах предпринимательства, теории и практики принятия хозяйственных решений. На занятиях бизнес-клуба основное внимание уделялось моделированию конкретных рыночных ситуаций, предоставлялась возможность членам бизнес-клуба самостоятельно принимать решения, исходя из сложившейся конъюнктуры. Помимо деловых игр в бизнес-клубе для развития предпринимательских качеств
личности использовались имитационные задачи, которые на примерах конкретных рыночных ситуаций давали представление о действиях таких факторов как спрос и предложение, доходы потребителей и цепы и т.п. Знания, приобретаемые н бизнес-клубе, находили проверку и применение в практике коммерческой деятельности работников учреждения культуры. В заключении, завершающем исследование, обобщаются обоснованные в нем теоретические положения и рекомендации. Подчеркивается, что главный вывод состоит в том, что коммерциализация деятельности учреждения культуры, внедрение в ее организацию принципов самоокупаемости, маркетинга и менеджмента активизирует сфемление работников к достижению социальной цели - удовлетворения культурных запросов населения, организации его досуга и отдыха. Это - социальная цель и экономические результаты деятельности учреждения культуры должны служить ее достижению. Но диалектика здесь такова, что достигнуть своей социальной цели оно может, опираясь на успешное решение экономических задач, позволяющее располагать средствами, достаточными для приобретения материальных ресурсов и стимулирования работников, которые подготавливают мероприятия и услуги, ориентированные на содействие культурному росту населения.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Основные положения хозяйственного механизма в учреждениях непроизводственной сферы (методические рекомендации). - М.: МГУК, 1997. -2 п.л.
2. Экономические аспекты функционирования учреждений '
культуры в условиях перехода к рынку. Духовные ценности
и молодое поколение. Тезисы научно-практической конференции молодых ученых. - М.: МГУК. - 25-26 марта 1998.
-С. 128-130.