автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Конституирование социально-исторического действия: гуманитарные основания

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Романова, Ирина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Калуга
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Конституирование социально-исторического действия: гуманитарные основания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Конституирование социально-исторического действия: гуманитарные основания"

На правах рукописи

РОМАНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

КОНСТИТУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВАНИЯ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Тверь 2009

003475937

Диссертация выполнена на кафедре общегуманитарных дисциплин Московского гуманитарно-экономического института (Калужский филиал)

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Нехамкин Валерий Аркадьевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Евстифеева Елена Александровна

кандидат философских наук, доцент Александров Владимир Иванович

Ведущая организация: РГГУ (филиал в г. Калуге)

Защита состоится «03» июля 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам ДМ 212.263.07 при Тверском государственном университете по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Скорбящен-ская, 44 а. Реферат диссертации представлен на сайте - http: //www.university.tversu.ru/aspirants/abstracts

Автореферат разослан «22» мая 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета кандидат философских наук, доцент

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования продиктована следующими обстоятельствами.

1. Прагматическим аспектом социально-исторического действия (СИД). Из имевших место в прошлом деяний людей можно извлекать «уроки», т.е. необходимую в настоящем информацию. Отсюда выявление ошибок, совершенных в минувшие эпохи политиками, полководцами и другими агентами гражданской жизни позволит недопустить их повторения в дальнейшем.

2. Междисциплинарным характером объекта исследования. СИД изучается в рамках различных дисциплин: истории, социологии, культурологи, политологии и т.д. Целесообразно уточнить специфику его анализа в социальной философии, место в ней данной проблематики.

3. Требованием учета моноговариантного характера СИД, установлением принципов отбора вариантов в ходе принятия ответственных решений.

4. Потребностью обозначения факторов, влияющих на становление

СИД.

5. Важностью формирования методики выявления рационального и иррационального компонента в каждом конкретном СИД. Без такого анализа объяснительные схемы исторического процесса окажутся недостаточными.

6. Необходимостью поиска средств предотвращения деструктивных СИД. Например, террористических актов, подобных произошедшим в первое десятилетие XXI в. в Нью-Йорке (2001 г.), Москве (2002 г.), Мадриде и Лондоне (2005 г.). В отношении России особенно важно найти возможность недопустить в будущем революционные потрясения, гражданские войны (такой исторический опыт слишком дорого обошелся стране).

Отмеченные факторы актуализируют задачу оптимизации СИД, понимаемого комплексно, - от фазы выработки решения до фазы гражданского

преобразования, устроения.

Степень разработанности проблемы. Социальная реальность выступает как воплощение исторического действия. Оно включает множество позитивных преобразовательных актов, направленных на создание и воссоздание окружающей среды, пространства самоутверждения человека. Реализуется в многообразных формах, охватывающих материальную, интеллектуальную, популяционную, культурную сферы жизни общества.

Поскольку никакая концепция не может полностью исчерпать сущность и формы проявления СИД, постольку существует множество интерпретаций данного феномена. Последние целесообразно канализировать в ряд магистралей.

1. Антропологизм (Шелер, Плеснер, Гелен, Шельски, Фрайер). Выражается в системе установок на учет специфики человека как социально-исторического, культуросозидающего существа, поддерживающего собственную жизнеспособность переработкой природных ресурсов в социокультурное вещество. В результате возникает вторичная, искусственная, рукотворная, социогенная природа, включающая технику, межличностные связи, учреждения. Главный тезис антропологизма - подчеркивание нормо-, законосообразности усилий институционально консолидированных людей, действующих в силу их природы не хаотично, а нацеленно, надежно, предсказуемо. Концептуальные установки антропологизма пока не нашли достойного применения в социально-исторической доктрине.

2. Механицизм (Конт, Кетле, Кэри, Парето, Винярский, Барсело). Это -разновидность редукционизма, который прямолинейно сводит и выводит элементы социосферы (а, значит, СИД) из произвольно объявляемых «более фундаментальными» механических, энергетических, термодинамических -физических - явлений (законов). Несостоятельность механицизма как умонастроения определена идейной наивностью, вульгарностью используемых им

аналогий, моделей. Сказанное, однако, не подрывает заметный вклад, внесенный адептами механицизма в упрочение количественной базы социологии (социальная статистика, социометрия). С социально-политической точки зрения издержки механицизма многогранны. Комплекс механической конструируемое™ реальности утверждался в европейской мысли при переходе от космософии средневековья (идея несокрушимой общественной иерархии) к созданному Ренессансом взгляду на мир как полю приложения деятельности, предмету собственного творения. Согласно такой парадигме всякий фрагмент мира — объект для обсчета, производя который можно содержательно его исчерпать, знать о нем все желательное. «Измерить все, что измеримо, и сделать измеримым все, что неизмеримо», - утверждал относительно естественных наук Г. Галилей, делая данное положение универсальным. До Галилея, чисто эмпирически, в практике государственного строительства схожие идеи предлагал Н. Макиавелли, помещавший человеческие действия в узкую колею рационального, строгого расчета. Здесь рычаг социального созидания -вычисление. Такой тактики государственного строительства придерживались руководители нацистской Германии 1933-1945 гг. Революционеры, проектировавшие по сакрализованным текстам коммунистическое общество в одной отдельно взятой отсталой стране (маоисты и полпотовцы). Некоторые отечественные реформаторы начала 90-х гг. полагавшие, что Россия, копируя опыт западных стран, сможет перейти к рыночной экономике за «500 дней».

3. Синергизм (Пригожин, Стенгерс, Ласло, Моисеев, Курдюмов, Мали-нецкий), ставший базой для междисциплинарного направления научного познания - синергетики. Он рассматривает СИД в переходных состояниях от Хаоса к Порядку, именуемых «точками бифуркации». Выделяет здесь различные альтернативные варианты, на которые могут влиять деяния отдельных людей. Результат - реализация на практике одной из исторических возможностей. При таком подходе преодолеваются крайности антропологизма и

механицизма. Действия людей носят многовариантный характер, оказываются важным элементом функционирования социальной системы. Негативные черты трактовки СИД в синергетике - его локализация в точках бифуркации. Отсутствие описания механизма реализации человеческих деяний в иные, равновесные периоды исторического процесса.

В XX в.существенный вклад в изучение СИД внесли В. Вригг, У. Дрей, Э. Энскомб, П. Уинч, разработавшие теорию рационального действия.

В настоящий момент усилиями М. Вебера, X. Динглера, А. Шюца, Т. Лукмана, В. Ильина, К. Замошкина, А. Фурсова и др. показана недостаточность подобных односторонних интерпретаций СИД. Обоснован тезис: желание руководства государства начать социальные преобразования, «жить по-новому» нужно согласовывать не только с понятием неизбежности изменений (что практиковалось, например, в марксизме-ленинизме, указывающем на необходимость перемен, якобы вскрытых теорией), а с народной волей, готовностью населения страны поддержать реформы. Тогда исторический процесс будет управляться не привносимой извне, а собственной имманентной (внутренней) логикой.

Гипотезой исследования выступает предположение, согласно которому выработка СИД - ценностно детерминированный (в идеале) соблюдением гарантий (выживания, достойного существования, материального, духовного комфорта, гражданской защищенности, самореализации) многоканальный акт, включающий: а) стадию упреждающих инициатив; б) стадию импровизаций.

Цель работы - подвергнуть рефлексии предпосылки, структуру, регу-лятивы социально-исторических действий, детерминирующих продуктивные процессы в обществе.

Для достижения поставленной цели решался комплекс взаимосвязанных задач:

- уточнить характер подготовки СИД;

- выявить ценностные способы принятия социально-исторических решений;

- оценить природу рациональности СИД.

Предмет исследования - система мотивов, диспозиций, оказывающих влияние на формирование и отправление СИД.

Объект исследования - социально-исторические, гражданские деяния и технологии их осуществления, стимулирующие или препятствующие позитивному творчеству людей в историческом процессе.

Методологическую основу диссертации составляет ряд последовательно применявшихся средств познания: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному. Содержательным основанием поиска выступали принципы историчности, реалистичности, объективности, всесторонности, конкретности рассмотрения. Теоретическая база исследования - результаты рефлексии современных отечественных и зарубежных специалистов в области философии истории и социальной философии. Достоверность исследования обеспечена соответствием избранной методологии целям и задачам работы, надлежащей теоретико-методологической демонстративной фиксацией идей, их эмпирической верификацией. Диссертация удовлетворяет требованиям паспорта специальности 09.00.11 - социальная философия.

Информационной базой диссертации послужили тексты классиков социальной философии, данные, свидетельства, фиксируемые историческими источниками, мемуарной литературой.

Структура работы отражает логику и порядок исследования предметной сферы. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, библиографии, насчитывающей 144 источника. Общий объем -175 страниц машинописного текста.

Основное содержание диссертации.

Во Введении показана актуальность исследования, выявлена степень научно-теоретической изученности проблемы, определены объект, предмет, цель, задачи, информационная база поиска, сформулирована его научная новизна, концептуальная, прикладная значимость, обозначены положения, выносимые на защиту.

Глава 1 - «Социально-историческое действие: теоретико-методологический анализ» - состоит из трех параграфов: 1.1. «Понятие социально-исторического действия»', 1.2. «Структура социально-исторического действия»', 1.3. «Регулятивы социально-исторического действия» - подчинена задаче экспликации природы реализуемых в истории значимых предприятий.

Глава 2 - «Рефлексия социально-исторического действия» - включает два параграфа: 2.1. «Бифуркационная модель»; 2.2. «Ретроальтерна-тивный метод» - содержит критико-аналитическую оценку имеющихся в теории квалифицирующих платформ, тематизирующих характер выработки и объективации социально-исторических актов.

Глава 3 - «Социально-исторический выбор» - в параграфах 3.1. «Социально-исторические альтернативы»', 3.2. «Отбор вариантов»', 3.3. «Принятие решений»', 3.4. «Рациональность социально-исторического действия» - развертывает авторское понимание оформления оптимальных, эффективных, гарантийных социально-исторических действий.

II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ

ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна работы состоит в следующих полученных автором результатах:

1. Уточнен характер подготовки социально-исторического действия.

Показано, что оформление СИД включает две стадии - стадию упреждающих инициатив и стадию импровизаций. Главная задача обеих - максимальная нейтрализация препятствий в обеспечении эффективной, надежной работы социосферы, как таковой.

Стадия упреждения - система материальных и идеальных действий (маневрирование, дискредитация, демарш, договор и т.д.), рассчитанных на ослабление потенциальных противников с усилением союзников наряду с самоусилением. Ее цель - снижение порога риска, уменьшение нежелательных прямых и побочных последствий рисковой деятельности. Это - своеобразная форма страхования политики как социально значимого предприятия, развертываемая в контексте высокой управленческо-политической культуры, склонной к предсказуемости и гражданственности проявлений.

Стадия импровизации - непосредственные оперативные ответы на фактические вызовы. Здесь имеют место творческие реакции, социальные «взрывы» (в форме революций, гражданских войн, переворотов, «путчей»), не оставляющие людей безучастными. Отмечается ограниченность количества импровизаций. Импровизация - свобода; свобода - выбор. Но для осуществления выбора в политике, являющейся лазейкой для проникновения в мир «ничто», нужна культура. Культура выбора поэтому - нерв гражданской свободы. Культуру выбора в социально-историческом опыте обеспечивает в плоскости технологии эволюционизм, центризм, а в плоскости апологии -гуманизм, практическое человеколюбие.

2. Установлены ценностные основы принятия социально-исторических решений. Они лимитируются условиями: 1) фазовые, временные, ресурсные ограничения - человеческий, социальный, геополитический, физический, властный потенциал; 2) инициативные ограничения - недопустимость саморазрушения, самоуничтожения.

Реализация человеком собственных целей предполагает достижение

гармоничного бытия, обеспеченного конкордией природы (связанная причинность) и воли (свободная причинность). Высокая степень соответствия одного другому предельным своим выражением имеет целесообразность: люди творят мир (вторую социально-историческую природу) по свободной воле, но на базе целесообразных начал, вводящих большую степень соответствия намеченных целей условиям их воплощения.

Основа целесообразного - созидание потенциального бытия по реалистичным правомерным целям, удовлетворяющим природным законам. Поскольку история есть созидание, творение отсутствующего в природе, носитель способности изменять мир по своим целям (лицедей в истории) относительно свободен. Поскольку реализация свободы лицедея истории целесообразна, созидание сверхприродного целерационально, правомерно, законосообразно. В этом суть, которая выражена применительно к идеальным случаям, большим интервалам истории, тенденциям. По отношению к реальным событиям, малым историческим интервалам (локусам) требуется коррекция.

Социальное устроение базируется на специфической манипуляции всеми видами инициатив и ресурсов, подчиненной достижению желательных состояний с позиций определенных критериев качества. Содержательно ре-гулятивы целесообразности активизируют подобные критерии, осуществляя коррекцию деятельности, обосабливая из множества допустимых динамических форм (цели, средства, результаты - намерения, механизмы, действия) магистрали (множество актов, манипуляций, лежащих на оптимальной эффективной приоритетной - стационарной - траектории социодинамики).

3. Оценена природа рациональности социально-исторического действия. Установлено, что рациональность СИД конституирована отлаженностью социально-исторических апологий и технологий. Апология как стратегический ресурс индуцирует суждения о строе, конечных целях. Технология как тактический, совершенствующий ресурс генерирует проекты механизмов, институтов.

Достоинство апологии - глубина идей, связывающих социальную действительность с цивилизационными универсалиями. Достоинство технологии - отлаженность, оперативность, прагматичность воздействия на общество. Социально-историческим технологиям противопоказан революционный радикализм по формуле: «быстрее, дальше, больше». Их рациональность обеспечивается: постепенностью социальных изменений; своевременной нейтрализацией возмущений; слаженностью властей через разделение их функций; предотвращением автократии; саморегуляцией, минимальностью централизованных вмешательств во внутренние ритмы жизни; искоренением «мании гигантизма», крупномасштабных всеобъемлющих реконструкций социума. Революционность, радикальность применительно к преобразованию реальности в истории часто оказываются синонимами безответственности; сопровождаются насилием, страданием. Они противопоказаны социально-политическим технологиям. Постепенная (с четко выделенными стадиями), обозримая, критичная, рефлексивная, обходящая утопические проекты социального устройства эволюция - объект желаемого.

Рациональность СИД проявляется в диалектическом взаимодействии элементов триады «цель-средство-результат». Отсюда: 1) не все цели хороши; 2) даже хорошие цели нередко недостижимы; 3) даже достижимые, хорошие цели никогда не достигаются любой ценой.

Спектр СИД обозрим, достаточно узок. Наименее эффективны в нем традиционные, командно-административные технологии, связывающие людей через диктат обряда, бюрократии. Богатство инициатив, простор воплощений здесь «втиснуты» в прокрустово ложе автоматичных реакций на директивы.

Предпочтительнее либеральные технологии, не исключающие наблюдения, присмотра, опеки, но ставящие на суверенность, предприимчивость субъективного. Социально-политические акты - позитивные, негативные

(блокирование инициатив), направленные на оптимальное достижение целей, не могут не быть конформными опыту созидания социальности по обосабливаемому естественным отбором множеству общезначимых форм, олицетворяющих начала достойного, желанного, потребного существования. Нацеленность на подобные формы в мысли и действии, не избавляя полностью от флуктуаций, вызванных властным (административным) произволом, конституирует законосообразность, упорядоченность социосферы, а через это - ее рациональность.

Обоснование выносимых на защиту положений

1. Социально-исторические действия - вид сознательного поведения личностей и коллективов, направленный на достижение рациональной цели, обладающий значимостью в историческом процессе.

Формы социально-исторического действия разнообразны. Они внутренне дифференцированы, могут осуществляться в виде реформы, инновации, революции.

Реформа - направленное, радикальное, всеохватывающее переустройство (планируемая модель такового), предполагающее изменение порядка функционирования социальных институтов, переход их в принципиально иные фазовые состояния.

Инновация - рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социальных организмов в новых условиях. Отличие реформы от инновации состоит в пространственно-временной масштабности, объемности, глубине, основательности, системности преобразовательных актов, трансформационных эффектов. Реформационная деятельность - один из видов инновационной деятельности, более широкой по содержанию и узкой по объему: всякая реформация является инновацией, но не наоборот. В одном случае имеет место воплощение намеренной активности на устроение, в другом - на совершенствование институтов.

Революция - глубинный тип трансформации, предполагающий смену формы социальности в результате кризиса. Это - особая точка существования, образующаяся в момент снижения производительного потенциала социального творчества.

2. Структуру СИД образуют

- Субъекты действия. Участники исторического процесса, которые выступают инициаторами деятельности. Речь идет об отдельных личностях или коллективах людей.

- Цель - задачи, которые ставят перед собой участники исторических действий. Как справедливо указывает Л. Мизес, «действующий человек выбирает, определяет и пытается достичь целей»1.

- Варианты достижения цели. Фактически перед участниками исторических действий встает веер возможностей достижения цели. Здесь важно их своевременно увидеть, провести предварительный анализ последствий принятия какого-либо из альтернативных решений. Граничное условие: вариантов должно быть не менее двух.

- Выбор варианта. Здесь личность и руководимые ею коллективы, исходя из собственных субъективных или объективных соображений (мотивов), избирают какой-либо из существующих способов действия.

- Результат. Как любой процесс, социально-исторические действия не продолжаются бесконечно. Рано или поздно они завершаются. Их итог бывает положительным для одних и отрицательным для других участников.

- Оценка. Поскольку социально-исторические действия обладают значимостью, о них высказываются различные суждения. Они зависят от разных факторов: удаленности во времени (современники и потомки); степени информированности (ср. мемуары о боевом пути армии солдата и маршала);

1 Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. -М.: ОАО «Экономика», 2000. - С. 15.

уровня образования (обычный человек и ученый-историк).

3. Социально-историческое действие носит системный характер, подвержено влиянию различных факторов. Они дифференцированы по уровням исторического процесса, причинам возникновения. В первом случае регуляти-вы делятся на глобальные, региональные и локальные; во втором - на природные (погодные условия) и социальные (экономические циклы, политические решения отдельных лиц, экономические реформы, технологические нововведения, вооруженные конфликты и т.д.). В исторической практике имеет место комплексное влияние различных факторов на отдельные социально-исторические действия людей и их коллективов. Оно объясняется в модели «полной причины», интегрирующей каузальные и казуальные начала истории.

Рассмотрение многообразных конкретных регулятивов социально-исторического действия наводит на мысль о стоящих за ними абстрактных детерминантах. В общей форме они сводятся к тому, что участники исторического процесса стремятся к максимально достижительным, гарантийным, успешным (выигрышным) линиям поведения. Такая стратегия бытия человека в мире приводит его к необходимости блокировать ряд тупиковых (затратных, невыгодных) направлений социально-исторического действия, как-то: 1) бюрократический репрессивный абсолютизм (государство управляет лишь с опорой на принуждение); 2) элитарность политической деятельности (когда одна из властных групп получает полный контроль над обществом); 3) локализация политико-государственных инициатив в социальных институтах, приводящая к их автаркии, игнорированию мнения «молчаливого большинства». Главными средствами управления должны быть интеллект, культура, убеждение; задачей политических группировок - институциональная деятельность по обслуживанию интересов масс; придание самодостаточности «жизненному миру» обычных людей.

Достижение подобных целей предполагает отбор оптимальных регуля-тивов социально-исторических действий в различных сферах человеческой деятельности. В рамках материального воспроизводства - максимальная мотивированность, стимулированность; духовного - максимальная самореализуемость; политико-гражданского - максимальное участие, вовлечение, волеизъявление; экзистенциального воспроизводства - максимальная самоудовлетворенность, полнота, глубина существования. Универсальные регу-лятивы социально-исторических действий в различных конкретных формах воспроизводятся на каждом из уровней исторического процесса: фундаментальном (человечество, какая-либо цивилизация); региональном (государство); персональном (исторические личности).

4. Появившаяся в синергетике бифуркационная модель внесла значительный вклад в объяснение социально-исторических действий. Она «уравняла» в правах обоих совершавших их субъектов - личности и коллективы. Указала на серьезное влияние первых в альтернативных исторических ситуациях, которое ранее игнорировалось. Синергетика доказала, что возникновение альтернативных исторических ситуаций - не продукт фантазии специалистов, а результат объективного развития любого типа систем. Бифуркационная модель предложила простую методику поиска «переходных состояний» прошлого, оставляла веер «методологической свободы» придерживающимся такой позиции. В тоже время она обосновала важную (порой решающую) роль случайности (флуктуаций) в истории. Теперь абстрагироваться от них философам и историкам в ходе изучения прошлого невозможно.

Однако такой подход к изучению альтернативных исторических ситуаций, действий в них индивидов, содержал и существенные минусы. Во-первых, исторический процесс делился на чередующиеся периоды: длительный (равновесный, одновариантный) и короткий, связанный с точкой бифуркации, многовариантный. Соотношение между ними осталось неопределенным, ибо опреде-

лялось спонтанностью возникновения фазовых переходов. Во-вторых, отсутствовал ответ на вопрос о нереализованных в альтернативных ситуациях вариантах, необходимости их реконструкции. На практике основной вариант постоянно существует в историческом процессе в единстве с иными, альтернативными. Бифуркационная модель редуцировала вариативность к точкам бифуркации, что снижало ее эвристический потенциал. В-третьих, синергетика приводила к гипертрофии случайностей, обязательному появлению «порядка» из «хаоса». Познание же исторического процесса невозможно без выведения определенных закономерностей его функционирования.

5. Ретроальтернативный метод способен оптимизировать исследование социально-исторического действия. Достичь этого можно, используя средства познания на персональном (для отдельных исторических личностей) и событийном (события) уровнях познания альтернатив прошлого. На первом уровне применяются методы: а) продление бытия реально существовавшей личности в прежнем социальном качестве; б) пространственно-временное перемещение личности; в) приписывание «старой» личности каких-либо иных, ирреальных действий; г) удаление (физическое) реально существовавшей исторической личности.

На втором - событийном - а) удаление события; б) изменение составляющих событие элементов (субсобытий); в) изменение итога (исхода) реального события; г) продление существования события во времени; д) перенос срока реализации события во времени; е) введение в исторический процесс нового события.

При извлечении «уроков» из социально-исторических действий прошлого целесообразно использовать и другой прием задания гипотез - удаление личности. Таким способом можно выдвинуть определенные предположения.

Проверяя гипотезы, можно получить не только ценную информацию, но и установить роль конкретной личности в историческом процессе.

На событийном уровне наиболее полезен такой прием, как изменение итога (исхода) реального события. Он позволяет установить не только действия отдельных лиц, но и групп людей в каких-либо критических исторических ситуациях.

Ретроальтернативный метод обладает существенным эвристическим потенциалом. Он не замыкает, подобно бифуркационной модели, многовариантность истории в отдельных «точках» (периодах), а позволяет исследовать с таких позиций прошлое в целом. В отличие от средств познания традиционной исторической науки дает возможность выявить «уроки», полезную информацию из минувшего. Его можно применять для анализа потенциальных социально-исторических действий как отдельных личностей, так и коллективов. Однако надо помнить, что нельзя останавливаться только на гипотезах (предположениях). Следует создавать сценарии. Только при соблюдении такого условия ретроальтернативный метод способен принести значительный эффект в изучении деяний представителей прошлых эпох.

6. Критериями отбора социально-исторических вариантов выступают: 1) признание наличия ситуации выбора; 2) способность руководителя увидеть выигрышную линию поведения, настоять на ее практическом осуществлении; 3) минимизация риска; 4) знание «запретов» на некоторые стратегии взаимодействия; 5) ретроспективное выявление «пространства решений», имевшихся у каких-либо исторических лиц; 6) их соответствие существующей расстановке сил, находящихся в антагонистических взаимодействиях; 7) приемлемость политических решений не только для одной, но и для других сторон. Разумеется, на практике они не существуют в чистом виде, имеет место их взаимодействие.

7. Исходя из степени влияния на общество, виды политических решений подразделяются на: глобальные - локальные; законодательные - исполь-нительные. На базе критериев отбора вариантов выявлены мешающие их

принятию на субъективном уровне факторы. Обосновано, что оптимальной схемой формирования фундаментальных решений выступает следующая: политик (заказчик) - эксперты - создание сценариев (футурологических, ретро-альтернативных) - оценка альтернатив - практические выводы (отражающие степень их реализации на практике, пути недопущения прежних ошибок) -распоряжения государственных чиновников различного ранга.

Рассмотрены факторы, мешающие принятию оптимальных политических решений: 1) волюнтаризм; 2) личные пороки властителей; 3) иррационализм; 4) субъективизм, вызванный влиянием окружения правителя; 5) действия от противного; 6) отсутствие программы преобразований.

8. В основе рациональности - разумное ограничение свободы через воспитание, обучение, унаследование традиций. Это обусловливает согласованность деятельности с обстоятельствами, ее рациональность. В отличие от разумности, представляющей осмысленную деятельность в какой-либо ситуации, рациональность означает целесообразную деятельность в обстоятельствах как результат адаптированное™ к ним, под чем подразумеваются: а) согласованность с обстоятельствами; б) оптимальный учет обстоятельств; в) учет последствий деятельности в обстоятельствах. Вопрос рациональности деятельности в своей объемной постановке позитивно в теории не решается -это сугубо практический вопрос.

Как характеристика рациональное динамично: изменение деятельности меняет смысл рационального (рациональное в одних ситуациях перестает быть таковым в других). Рациональное фиксирует оптимальность, эффективность, методичность деятельности: только соответствие деятельности установленным правилам гарантирует успешное достижение намеченных целей с минимумом издержек. Рациональное выявляется в ходе оценки деятельности на ее соответствие фундаментальным законам природы и общественного развития, на базе исследования целей и средств их достижения (неадекватность целей и средств деятельности деформирует ее рациональность).

В локальных интерпретациях рациональность понимается как деятельность по практически опробованным принципам достижения вписывающихся в линии общечеловеческого развития целей. Глобальные интерпретации возникают при учете относительно универсальных (социальные константы, гуманитарные абсолюты) характеристик деятельности.

Трезвая политика подразделяется на политику как конкретный курс (социальная технология - policy) и политику как рефлективную доктрину политических отношений, поставляющую полезные версии трансформации настоящего (социальная апология-politics).

Духовные формы (знание) созерцательны; практически-духовные формы (политика) деятельностны. Учитывая, что назначение и призвание политики - преобразовывать, изменять, воплощать, рациональность политики в общем обусловливается рациональностью мироустройства, где имеет смысл обособить рациональность политических технологий (policy) и апологий (politics).

Рациональность технологий определяется следованием путем легитимности, законности, конституционности, гражданской санкционированности: идеально «рвение по разумению», основанное на обуздании, смирении страстей, фантазий, мечтаний - с одной стороны и стремлении к «благу», «счастью», «процветанию» людей - с другой. Главное — не допускать произвола, избегать агрессивного патернализма, поощряющего ложно значительные вмешательства государственной, бюрократической (институционально-политической) машины в налаженный ход истории, лишающей людей права распоряжаться собственной судьбой, заставляющей их совершать деяния по принципу «на грани, наоборот, вопреки».

Рациональность социально-исторических апологий поддерживается заботой власти о невещественном богатстве — «истинной правде» (И. Посошков).

Основная идея, которую можно вынести из опыта истории, заключается в том, что историческое бытие осмысленно, подлинная цель исторической

жизни состоит в наращивании плодов цивилизации, обеспечивающих эффективность производства, конституционность, легальность, достойность существования.

Социально-политические технологии практически проводят, реализуют интересы и цели, влияют на социальное строительство, ускоряя или сдерживая его темпы. Социально-политические апологии заявляют, обосновывают, разумно ставят, оправдывают цели и интересы; посредством концептуальной проработки, интеллектуальной тематизации исторических действий они ориентируют социальные технологии на достижение конкретных целей.

В социально-историческом опыте, претендующем на рациональность, необходим союз теории и практики, апологий с технологиями. Апология конструирует, проектирует, технология претворяет. К апологии ближе законодательная власть, к технологии — исполнительная. В идеале их действия синхронизированы. Апология как стратегический ресурс дальнего прицела судит о строе, конечных целях. Технология как тактический, избавленный от глобализма, отрешенности, совершенствующий ресурс - о механизмах и институтах. В единстве они вносят рациональное начало в жизнь общества.

Рациональность социально-исторических действий, как показали исследования Лиддел Гарта и его последователей, не может измеряться лишь настоящим. Иногда это в состоянии сделать будущее. Поэтому социально-исторический выбор налагает на его участников большую ответственность.

III. НАУЧНОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АПРОБАЦИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ

Теоретическая значимость работы заключается в концептуальной проработке сущности, предпосылок, регулятивов, диспозиций отправления СИД. Рефлексия морфологии управленческой деятельности, ее процедур, составляющих в качестве положительного итога имеет достижение адекватного

взгляда на природу социально-исторического творчества.

Практическая значимость исследования. Использование развитых автором моделей, предложенных обобщений, выводов позволит оптимизировать трактовку социально-исторических реалий. Результаты поиска могут найти применение в преподавании - подготовке, чтении специальных и общих курсов по социальной философии, философии истории, политологии.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин Калужского филиала МГЭИ.

Основные положения диссертации излагались на научных конференциях: «Ломоносовские чтения» (МГУ) (2002 г.), «Шаг в будущее» (МГТУ) (2003 г.). Они нашли отражение в 5 публикациях автора, из которых одна в рекомендованном ВАК РФ журнале.

Основные положения работы нашли отражение в следующих публикациях автора:

1. Романова И.Н. Характер социальной трансформации. // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». М.: Изд-во МГОУ, 2009. № 2. - 0,5 п.л.

2. Романова И.Н. О человеческом смысле исторического процесса. // Философия. Наука. Культура. М: МГУ, 2008. № 4. - 0,5п.л.

3. Романова И.Н. О человеческом смысле исторического процесса. // Философия. Наука. Культура. М: МГУ, 2008. № 4. - 0,5п.л.

4. РомановаИ.Н. О морфологии истории. // Философия. Наука. Культура. М: МГУ, 2009. № 2. - 0,5п.л.

5. Романова И.Н. Циклы и ритмы в историческом процессе. // Философия. Наука. Культура. М: МГУ, 2009. № 2. - 0,5п.л.

Подписано в печать 12.05.2009г. Бумага А4,80г/м2. Печать цифровая. Тираж 100 экз. Заказ № 570.

Калужский филиал Московского гуманитарно-экономического института, Отдел оперативной полиграфии.

Адрес: Россия, 248001, г. Калуга, ул. ГагаринаД. Тел.:(4842)57-74-72

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Романова, Ирина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1.1. Понятие социально-исторического действия.

1.2. Структура социально-исторического действия.

1.3. Регулятивы социально-исторического действия.

ГЛАВА 2. РЕФЛЕКСИЯ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

2.1. Бифуркационная модель.

2.2. Ретроальтернативный метод.

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫБОР

3.1. Социально-исторические альтернативы.

3.2. Отбор вариантов.

3.3. Принятие решений.

3.4. Рациональность социально- исторического действия.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Романова, Ирина Николаевна

Актуальность исследования продиктована следующими обстоятельствами.

1. Прагматическим аспектом социально-исторического действия (СИД). Из имевших место в прошлом деяний людей можно извлекать «уроки», т.е. необходимую в настоящем информацию. Отсюда выявление ошибок, совершенных в минувшие эпохи политиками, полководцами и другими агентами гражданской жизни позволит недопустить их повторения в дальнейшем.

2. Междисциплинарным характером объекта исследования. СИД изучается в рамках различных дисциплин: истории, социологии, культурологи, политологии и т.д. Необходимо выявить специфику его анализа в социальной философии, место в ней данной проблематики.

3. Требованием учета моноговариантного характера СИД, установлением принципов отбора вариантов в ходе принятия ответственных решений.

4. Потребностью выявления факторов, влияющих на становление СИД.

5. Важностью формирования методики выявления рационального и иррационального компонента в каждом конкретном СИД. Без такого анализа объяснительные схемы исторического процесса окажутся недостаточными.

6. Необходимостью поиска средств предотвращения деструктивных СИД. Например, террористических актов, подобных произошедшим в первое о десятилетие XXI в. в Нью-Йорке (2001 г.), Москве (2002 г.), Мадриде и Лондоне (2005 г.). В отношении России особенно важно найти возможность недопустить в будущем революционные потрясения, гражданские войны (такой исторический опыт слишком дорого обошелся стране).

Отмеченные факторы актуализируют задачу оптимизации СИД, понимаемого комплексно - от фазы выработки решения до фазы гражданского преобразования, устроения.

Степень разработанности проблемы. Социальная реальность выступает как воплощение исторического действия. Оно включает множество позитивных преобразовательных актов, направленных на создание и воссоздание окружающей среды, пространства самоутверждения человека. Реализуется в многообразных формах, охватывающих материальную, интеллектуальную, популяционную, культурную сферы жизни общества.

Поскольку никакая концепция не может полностью исчерпать сущность и формы проявления СИД, постольку существует множество интерпретаций данного феномена. Последние целесообразно канализировать в ряд магистралей.

1. Антропологизм (Шелер, Плеснер, Гелен, Шельски, Фрайер). Выражается в системе установок на учет специфики человека как социально-исторического, культуросозидающего существа, поддерживающего собственную жизнеспособность переработкой природных ресурсов в социокультурное вещество. В результате возникает вторичная, искусственная, рукотворная, социогенная природа, включающая технику, межличностные связи, учреждения. Главный тезис антропологизма - подчеркивание нормо-, законосообразности усилий институционально консолидированных людей, действующих в силу их природы не хаотично, а нацеленно, надежно, предсказуемо. Концептуальные установки антропологизма пока не нашли достойного применения в социально-исторической доктрине.

2. Механицизм (Конт, Кетле, Кэри, Парето, Винярский, Барсело). Это -разновидность редукционизма, который прямолинейно сводит и выводит элементы социосферы (а, значит, СИД) из произвольно объявляемых «более фундаментальными» механических, энергетических, термодинамических -физических — явлений (законов). Несостоятельность механицизма как умонастроения определена идейной наивностью, вульгарностью используемых им аналогий, моделей. Сказанное, однако, не подрывает заметный вклад, внесенный адептами механицизма в упрочение количественной базы социологии (социальная статистика, социометрия). С социально-политической точки зрения издержки механицизма многогранны. Комплекс механической конструируемое™ реальности утверждался в европейской мысли при переходе от космософии средневековья (идея несокрушимой'общественной иерархии) к созданному Ренессансом взгляду на мир как полю приложения деятельности, предмету собственного творения. Согласно такой парадигме всякий фрагмент мира — объект для обсчета, производя который можно содержательно его исчерпать, знать о нем все желательное. «Измерить все, что измеримо, и сделать измеримым все, что неизмеримо», — утверждал относительно естественных наук Г. Галилей, делая данное положение универсальным. До Галилея, чисто эмпирически, в практике государственного строительства схожие идеи предлагал Н. Макиавелли, помещавший человеческие действия в узкую I колею рационального, строгого расчета. Здесь рычаг социального созидания - вычисление. Такой тактики государственного строительства придерживались руководители нацистской Германии 1933-1945 гг. Революционеры, проектировавшие по сакрализованным текстам коммунистическое общество в одной отдельно взятой отсталой стране (маоисты и полпотовцы). Некоторые отечественные реформаторы начала 90-х гг. полагавшие, что Россия, копируя опыт западных стран, сможет перейти к рыночной экономике за «500 дней». 3. Синергизм (Пригожин, Стенгерс, Ласло, Моисеев, Курдюмов, Малинецкий), ставший базой для междисциплинарного направления научного по

1 ^ знания - синергетики. Он рассматривает СИД в переходных состояниях от Хаоса к Порядку, именуемых «точками бифуркации». Выделяет здесь различные альтернативные варианты, на которые могут влиять деяния отдельных людей. Результат - реализация на практике одной из исторических возможностей. При таком подходе преодолеваются крайности антропологизма и механицизма. Действия людей носят многовариантный характер, оказываются важным элементом функционирования социальной системы. Негативные черты трактовки СИД в синергетике - его локализация в точках бифуркации. Отсутствие описания механизма реализации человеческих деяний в иные, I равновесные периоды исторического процесса.

В настоящий момент усилиями М.Вебера, Х.Динглера, А.Шюца, Т.Лукмана, В.Ильина, К.Замошкина, А.Фурсова и др. показана недостаточность подобных односторонних интерпретаций СИД. Обоснован тезис: желание руководства государства начать социальные преобразования, «жить по-новому» нужно согласовывать не только с понятием неизбежности изменений (что практиковалось, например, в марксизме-ленинизме, указывающем на необходимость перемен, якобы вскрытых теорией), а с народной волей, I готовностью населения страны поддержать реформы. Тогда исторический процесс будет управляться не привносимой извне, а собственной имманентной (внутренней) логикой.

Гипотезой исследования выступает предположение, согласно которому выработка СИД - ценностно детерминированный (в идеале) соблюдением гарантий (выживания, достойного существования, материального, духовного комфорта, гражданской защищенности, самореализации), многоканальный акт, включающий: а) стадию упреждающих инициатив; б) стадию импровизаций. I

Цель работы - подвергнуть рефлексии предпосылки, структуру, регу-лятивы социально-исторических действий, детерминирующих продуктивные процессы в обществе.

Для достижения поставленной цели решался комплекс взаимосвязанных задач:

- уточнить характер подготовки СИД;

- выявить ценностные способы принятия социально-исторических решений;

- оценить природу рациональности СИД. I

Предмет исследования - система мотивов, диспозиций, оказывающих влияние на формирование и отправление СИД.

Объект исследования - социально-исторические, гражданские деяния и технологии их осуществления, стимулирующие или препятствующие позитивному творчеству людей в историческом процессе.

Методологическую основу диссертации составляет ряд последовательно применявшихся средств познания: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному. Содержательным основанием поиска выступали принципы историчности, реалистичности, объективности, всесторонности, конкретности рассмотрения. Теоретическая база исследования - результаты рефлексии современных отечественных и зарубежных специалистов в области философии истории и социальной философии.

Информационной базой диссертации послужили тексты классиков социальной философии, данные, свидетельства, фиксируемые историческими источниками, мемуарной литературой.

Положения, выносимые на защиту, и их научная новизна.

1. Уточнен характер подготовки социально-исторического действия. Показано, что оформление СИД включает две стадии — стадию упреждающих инициатив и стадию импровизаций. Главная задача обеих - максимальная нейтрализация препятствий в обеспечении эффективной, надежной работы социосферы, как таковой.

Стадия упреждения - система материальных и идеальных действий (маневрирование, дискредитация, демарш, договор и т.д.), рассчитанных на ослабление потенциальных противников с усилением союзников наряду с самоусилением. Ее цель - снижение порога риска, уменьшение нежелательных прямых и побочных последствий, рисковой деятельности. Это - своеобразная форма страхования политики как социально значимого предприятия, развертываемая в контексте высокой управленческо-политической культуры, склонной к предсказуемости и гражданственности проявлений.

Стадия импровизации - непосредственные оперативные ответы на фактические вызовы. Здесь имеют место творческие реакции, социальные «взрывы» (в форме революций, гражданских войн, переворотов, «путчей»), не оставляющие людей безучастными. Отмечается ограниченность количества импровизаций. Импровизация — свобода; свобода — выбор. Но для осуществления выбора в политике, являющейся лазейкой для проникновения в мир «ничто», нужна культура. Культура выбора поэтому - нерв гражданской свободы. Культуру выбора в социально-историческом опыте обеспечивает в плоскости технологии эволюционизм, а в плоскости апологии - гуманизм, практическое человеколюбие.

2. Установлены ценностные основы принятия социально-исторических решений. Они лимитируются условиями: 1) фазовые, временные, ресурсные ограничения - человеческий, социальный, геополитический, физический, властный потенциал; 2) инициативные ограничения — недопустимость саморазрушения, самоуничтожения.

Реализация человеком собственных целей предполагает достижение гармоничного бытия, обеспеченного конкордией природы (связанная причинность) и воли (свободная причинность). Высокая степень соответствия одного другому предельным своим выражением имеет целесообразность: люди творят мир (вторую социально-историческую природу) по свободной воле, но на базе целесообразных начал, вводящих большую степень соответствия намеченных целей условиям их воплощения.

Основа целесообразного - созидание потенциального бытия по реалистичным правомерным целям, удовлетворяющим природным законам. Поскольку история есть созидание, творение отсутствующего в природе, носитель способности изменять мир по своим целям (лицедей в истории) относительно свободен. Поскольку реализация свободы лицедея истории целесообразна, созидание сверхприродного целерационально, правомерно, законосообразно. В этом суть, которая выражена применительно к идеальным случаям, большим интервалам истории, тенденциям. По отношению к реальным событиям, малым историческим интервалам (локусам) требуется коррекция.

Социальное устроение базируется на специфической манипуляции всеми видами инициатив и ресурсов, подчиненной достижению желательных состояний с позиций определенных критериев качества. Содержательно ре-гулятивы целесообразности активизируют подобные критерии, осуществляя коррекцию деятельности, обосабливая из множества допустимых динамических форм (цели, средства, результаты — намерения, механизмы, действия) магистрали (множество актов, манипуляций, лежащих на оптимальной эффективной приоритетной — стационарной — траектории социодинамики).

3. Оценена природа рациональности социально-исторического действия. Установлено, что рациональность СИД конституирована отлаженностью социально-исторических апологий и технологий. Апология как стратегический ресурс индуцирует суждения о строе, конечных целях. Технология как тактический, совершенствующий ресурс генерирует проекты механизмов, институтов.

Достоинство апологии - глубина идей, связывающих социальную действительность с цивилизационными универсалиями. Достоинство технологии - отлаженность, оперативность, прагматичность воздействия на общество. Социально-историческим технологиям противопоказан революционный радикализм по формуле: «быстрее, дальше, больше». Их рациональность обеспечивается: постепенностью социальных изменений; своевременной нейтрализацией возмущений; слаженностью властей через разделение их функций; предотвращением автократии; саморегуляцией, минимальностью централизованных вмешательств во внутренние ритмы жизни; искоренением «мании гигантизма», крупномасштабных всеобъемлющих реконструкций социума. Революционность, радикальность применительно к преобразованию реальности в истории часто оказываются синонимами безответственности; сопровождаются насилием, страданием. Они противопоказаны социально-политическим технологиям. Постепенная (с четко выделенными стадиями), обозримая, критичная, рефлексивная, обходящая утопические проекты социального устройства эволюция - объект желаемого.

Рациональность СИД проявляется в диалектическом взаимодействии элементов триады «цель-средство-результат». Отсюда: 1) не все цели хороши; 2) даже хорошие цели нередко недостижимы; 3) даже достижимые, хорошие цели никогда не достигаются любой ценой.

Спектр СИД обозрим, достаточно узок. Наименее эффективны в нем традиционные, командно-административные технологии, связывающие людей через диктат обряда, бюрократии. Богатство инициатив, простор воплощений здесь «втиснуты» в прокрустово ложе автоматичных реакций на директивы.

Предпочтительнее либеральные технологии, не исключающие наблюдения, присмотра, опеки, но ставящие на суверенность, предприимчивость субъективного. Социально-политические акты - позитивные, негативные (блокирование инициатив), направленные на оптимальное достижение целей, не могут не быть конформными опыту созидания социальности по обосабливаемому естественным отбором множеству общезначимых форм, олицетворяющих начала достойного, желанного, потребного существования. Нацеленность на подобные формы в мысли и действии, не избавляя полностью от флуктуаций, вызванных властным (административным) произволом, конституирует законосообразность, упорядоченность социосферы, а через это — ее рациональность.

Теоретическая значимость работы заключается в концептуальной проработке сущности, предпосылок, регулятивов, диспозиций отправления СИД. Рефлексия морфологии управленческой деятельности, ее процедур, составляющих в качестве положительного итога имеет достижение адекватного взгляда на природу социально-исторического творчества.

Практическая значимость исследования. Использование развитых автором моделей, предложенных обобщений, выводов позволит оптимизировать трактовку социально-исторических реалий. Результаты поиска могут найти применение в преподавании — подготовке, чтении специальных и общих курсов по социальной философии, философии истории, политологии.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры Гуманитарной подготовки Калужского филиала МГЭИ.

Основные положения диссертации излагались на научных конференциях: «Ломоносовские чтения» (МГУ) (2002), «Шаг в будущее» (МГТУ) (2003). Они нашли отражение в 5 публикациях автора, из которых одна в рекомендованном ВАК РФ журнале.

Структура работы отражает логику и порядок исследования поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, библиографии, насчитывающей 144 источника.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Конституирование социально-исторического действия: гуманитарные основания"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в работе анализ позволил придти к следующим выводам и результатам.

1. Социально-историческое действие (СИД) - сложный феномен, рассматриваемый рядом гуманитарных дисциплин (историей, психологией, политологией и т.д.), включая социальную философию. Оно может принимать как рациональную, так и иррациональную форму. Это обстоятельство существенно отличает СИД от социальных действий вообще, которые по традиции, идущей от понимающей социологии М.Вебера, рассматриваются исключительно как рациональные.

2. СИД оказывают существенное влияние на историческую причинность. Не только усилия социальных групп, но даже локальные деяния (подобные покушению Г. Принципа в 1914 г.) способны вызвать далеко идущие последствия. Поэтому для объяснения СИД наиболее адекватна концепция «полной причины», включающая обе эти стороны исторического процесса.

3. Рассмотрена внешняя структура СИД. Выявлено, что действия в рамках исторического процесса выступают как элементы событий. Изменения отдельных СИД ведут к новым историческим событиям.

4. Рассмотрены уровни проявления СИД в историческом процессе: а) фундаментальный (эпохи, цивилизации); б) региональный (страны, нации); в) локальный (исторические фигуры). На первом проявляются исторические циклы (ритмы), на втором - отдельные социальные процессы, на третьем -поступки исторических лиц.

5. Регулятивы СИД в самом общем виде можно разделить на природные (погодные условия, смена циклов времен года) и социальные (экономические циклы, политические решения отдельных лиц, технологические нововведения, вооруженные конфликты).

6. Дан анализ бифуркационной модели СИД. Ее положительные моменты: обоснование объективного характера появления исторических альтернатив; указание на важность учета влияния в переходные периоды истории как личностей, так и коллективов; подчеркивание важной роли случайности (хаотических аттракторов) в истории, деятельности людей. Одновременно указанная модель обладает серьезными недостатками: редуцирует исторические альтернативы к отдельным периодам исторического процесса (точкам бифуркации); приводит к гипертрофии случайностей (обязательному возникновению Порядка из Хаоса); обоснованию тезиса об одновариантном характере действий людей в равновесные периоды исторического процесса.

7. Указано, что противоположностью бифуркационной модели СИД выступает ретроальтернативный метод. Он позволяет выявить альтернативные, т.е. не совершенные в разные периоды истории деяния. Это дает возможность реализовать прагматическую функцию исторического познания.

8. Из составляющих ретроальтернативный метод средств познания для реконструкции СИД могут применяться следующие: продление бытия реальной исторической личности в прежнем социальном качестве; приписывание реальной личности ирреальных действий; удаление реальной личности.

9.СИД часто реализуется в условиях альтернативных исторических ситуаций (АИС). Дано их определение как объективно возникающих состояний исторического процесса, в которых имело место несколько вариантов дальнейшего развития социальной системы.

10. Без выбора в рамках АИС историческое действие невозможно. Констатировано наличие следующих позиций. Одной - отрицающей существование альтернативных исторических вариантов после разрешения АИС. Другой позиции - признающей их наличие, влияние на исторический процесс.

14. Рассмотрен механизм отбора вариантов, происходящий в процессе СИД. Выявлены критерии его оптимальности: а) признание наличия ситуации выбора; б) способность увидеть выигрышную линию поведения, настоять на ее практической реализации; в) минимизация риска; г) запреты на определенные стратегии взаимодействия; д) ретроспективное выявление «пространства решений», имевшихся у каких-либо исторических лиц; е) соответствие решений существующей расстановке сил; ж) приемлемость решений не только для одной, но и для нескольких сторон.

15. Установлены факторы, приводящие к игнорированию ретроспективного исторического опыта, мешающие принятию оптимальных политических решений. Это — волюнтаризм; личные пороки властителей; иррационализм; субъективизм, вызванный влиянием окружения правителя; действия от противного; отсутствие программы преобразований.

16. Обоснована нейтрализующая указанные негативные факторы схема принятия фундаментальных социально-политических решений: политик (заказчик) - эксперты - создание сценариев (футурологических, ретроальтерна-тивных) — оценка альтернатив — практические выводы (отражающие степень их реализации на практике, пути недопущения прежних ошибок) - распоряжения государственных чиновников различного ранга. Такое СИД будет носить оптимальный характер.

17. СИД в идеале - особенно на высшем социально-политическом уровне - регион, страна - должно носить рациональный характер. Это значит, что оно учитывает реальный потенциал управляемого объекта; не допускает реализации стратегий, ведущих к его уничтожению.

 

Список научной литературыРоманова, Ирина Николаевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Альтернативность истории // Анналы. Научно-публицистический альманах. Донецк. 1992. - № 3. - 173 с.

2. Анисимов С. Вариант «БИС». М.: ACT, 2003.-540 с.

3. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.: ПЕР-СЭ, 2000. -543с.

4. А что, если бы.? Альтернативная история. М.-СПб: ACT, 2002. - 604 с.

5. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 804 с.

6. Белади JL, Краус Т. Сталин. М.: Политиздат, 1990. -318 с.

7. Бернгейм Э. Введение в историческую науку. СПб.: Изд-во О. Карпова, 1908.-323 с.

8. Бестужев- Лада И. В. Ретроальтернативистика в философии истории//Вопросы философии. 1997.- № 8. - С. 112-122.

9. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геополитические императивы. М.: Международные отношения, 1998. -256 с.

10. Боден Ж. Метод легкого познания истории. М.: Наука, 2000.412 с.

11. Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М.: Наука, 1978.-360 с.

12. Василенко И.А. Политическое время на рубеже культур // Вопросы философии. 1997. - № 9. - С. 46-54.

13. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

14. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. М.: Айрис -пресс, 2002. - 368 с.

15. Виппер Р. Кризис исторической науки. Казань: Гос. изд-во, 1921.-38 с.

16. Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. — М.: Политиздат, 1987. — 327 с.

17. Выготский JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. - 416 с.

18. Гегель Г. Лекции по философии истории. С.-Пб: Наука, 1993.480 с.

19. Глазьев С. Благосостояние и справедливость. М.: Б.С.Г.- пресс, 2003.-191 с.

20. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993.-307 с.

21. Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования. — М.: Высш. Шк., 1961.-214 с.

22. Гудериан Г. Воспоминания солдата. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-514 с.

23. Гумплович Л. Основы социологии. С. - Пб: Изд-во О. Поповой,1899. - 363 с.

24. Джайлс Л. Сунь-цзы. Искусство войны. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. -288 с.

25. Диалектический и исторический материализм. М.: Политиздат, 1968.-392 с.

26. Длинные волны: научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие. Новосибирск, 1991.-353 с.

27. Егоров В. История в нашей жизни. М.: Наука, 1990. - 192 с.

28. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. Калуга: Строитель, 1990.- 194 с.

29. Ельцин Б. Президентский марафон. М.: ACT, 2000.- 517 с.

30. Желенина И.А. Историческая ситуация. Методология анализа. -М.: Изд-во МГУ, 1987.-137 с.

31. Забелин И. Е. Современные взгляды и направления в русской истории // История и историки. М.: Наука, 1995. - С. 411 - 426.

32. Звягинцев В.Д. Время игры. М.: ЭКСМО, 2001. - 480 с.

33. Йордан. О происхождении и деяниях гетов. С. - Пб: Алетейя, 2000.-512 с.

34. Ильин B.B. Аксиология. M.: Изд-во МГУ, 2005. - 216 с.

35. Ильин В.В. Философская антропология: учебное пособие. М.: КДУ, 2006. - 232 с.

36. Ильин В.В. Философия истории. М.: МГУ, 2003. - 380 с.

37. Ильин В.В. Мир GLOBO: Вариант России. Калуга: Полиграф -Информ, 2007. - 252 с.

38. Исаев А. Георгий Жуков. Последний довод короля. М.: Яуза ЭКСМО, 2007. - 480 с.

39. Кант И. Собр. Соч. в 6 т. Т.6. М.: Наука, 1964. - 614 с.

40. Капица С., Курдюмов С., Малинецкий Г. Синергетика и прогнозы будущего. — М.: Наука, 1997. — 285 с.

41. Капхен Ч. Закат Америки. Уже скоро. М.: ACT, 2004.-636 с.

42. Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. С.-Пб: Типогр. М. Стасюлевича, 1914. -575 с.

43. Ковальченко И.Д. Возможное и действительное и проблемы альтернативности в историческом развитии // История СССР. 1986. - № 4. - С. 83-93.

44. Клаузевиц К. О войне. М.: Логос, 1997.-507 с.

45. Козеллек Р. Случайность как последнее прибежище историографии // THESIS. 1994. -№ 5.- С. 171-184.

46. Козин Н.Г. Познание и историческая наука. — Саратов: Изд. Са-рат. Ун-та, 1980.- 150 с.

47. Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения. М.: ЭКСМО, 2000.958 с.

48. Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. М.: Чарли, 1994. - 800 с.

49. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 3. М.: Мысль, 1993. - 558 с.

50. Коржаков A.B. Борис Ельцин: от рассвета до заката. Послесловие. М.: Детектив - Пресс, 2004. - 560 с.

51. Кудряшов С., Олейников Д. Оккупированная Москва // Родина. -1995.-№5.-С. 12-19.

52. Ланглуа Ш.В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. — С. — Пб: «Образовательная библиотека», 1899. -279 с.

53. Лебон Г. Психология народов и масс. С.-Пб: Макет, 1995. - 316с.

54. Лев Диакон. История. М.: Наука, 1988.-240 с.

55. Лешкевич Т.Г. Постнеклассическая методология: эволюция парадигмы фундаментальной философии // Вестник МГУ. Сер. «Философия». -1998.-№ 6.-с. 52-69.

56. Лиддел Гарт Б. Вторая Мировая война. М.: ACT, 2003. - 938 с.

57. Лиддел Гарт Б. Стратегия непрямых действий: Энциклопедия военного искусства. М. -СПб: ACT, 1999. - 656 с.

58. Ликок С. Как стать миллионером. Сборник. М.: Политиздат, 1991.-509 с.

59. Локк Дж. Сочинения.- М.: Мысль, 1988. -Т.З. 610 с.

60. Мабли Г. Об изучении истории. О том, как писать историю. М.: Наука, 1993.-414 с.

61. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Наука, 1971,- 720 с.

62. Мейер Э. Теоретические и методологические вопросы истории. Философско-исторические исследования. -М.: Изд-во Сытина, 1904. 67 с.

63. Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М.: ОАО «Экономика», 2000. - 878 с.

64. Мизес Л. Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 295 с.

65. Мерецков К.А. На службе народу. М.: ACT, 2003. - 480 с.

66. Модестов С.А. Бытие несвершившегося. М.: Моск. общественный научный фонд, 2000. - 176 с.

67. Молодяков В.Э. Несостоявшаяся ось: Берлин-Москва-Токио — М.: Вече, 2004.

68. Мурадян A.A. Двуликий Янус. Введение в политологию. М.: Междунар. педагогии, академия, 1994. - 320 с.

69. Назаретян А.П. Знает ли история сослагательное наклонение? (Мегаисторический взгляд на альтернативные модели) // Философские науки. -2005. -№ 2.-С. 3-12.

70. Никитин Е.П. Метод познания прошлого // Вопросы философии. -1966.-№8.-С. 34-45.

71. Нехамкин В.А. Альтернативы прошлого в философии истории: теоретико-методологический анализ: автореф. дис. . докт. филос. наук (09.00. 11). М.: Макс-пресс, 2008. - 33 с.

72. Нехамкин В.А. Сослагательное наклонение в историческом познании // Вестник РАН. 2006. - № 2. - С. 135 - 138.

73. Нехамкин В.А. Контрфактические исторические исследования и синергетика (Пути взаимодействия) // Общественные науки современность. — 2006.-№5.-С. 120-129.

74. Никитин Е.П. Метод познания прошлого // Вопросы философии. 1966.-№8.-С. 34-45.

75. Одиссей. Человек в истории. 2000. М.: Наука, 2000. -344 с.

76. Ортега -и Гассет X. История как система // Вопросы философии. - 1996. - № 6. - С. 79-88.

77. Откровения и признания. Нацистская верхушка о войне «третьего рейха» против СССР. Секретные речи. Дневники. Письма. Смоленск: Изд-во Русич, 2000. - 640 с.

78. Панарин A.C. Смысл истории // Вопросы философии. 1999. - № 9. - С. 3-15.

79. Переслегин С., Переслегина Е. Тихоокеанская премьера. М.: Яуза; ЭКСМО, 2007. - 768 с.

80. Пилипенко Н.В. Необходимость и случайность. — М.: Высшая школа, 1965. 230 с.

81. Петраков Н.Я. Русская рулетка: Экономический эксперимент ценою 150 миллионов жизней. М.: Экономика, 1998. - 286 с.

82. Петров М.Н. Механизмы государственных переворотов: истори-ко-теоретическое исследование. М.-Мн.: ACT, Харвест, 2005. - 400 с.

83. Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. II. - М.: Правда, 1987.608 с.

84. Победа Восходящего Солнца. М.: ACT, 2004. - 476 с.

85. Померанц Г.С. История в сослагательном наклонении // Вопросы философии. 1990.- № 11. - С. 55-66.

86. Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993.-230 с.

87. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. -1989. №8.-С. 3 -19.

88. Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. М.: Наука, 1994.-272 с.

89. Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000.-336 с.

90. Радов А. Каким будет новый правитель России. Образ Белого Царя: психологический портрет будущего правителя России. М.: ACT, 2007.- 191 с.

91. Риск исторического выбора в России. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994. - № 5. - С.5-22.

92. Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. - 303 с.

93. Розанов Г.Л. Сталин Гитлер. Документальный очерк советско-германских дипломатических отношений. 1939-1941 гг. - М.: Международные отношения, 1991. - 224 с.

94. Российский военный сборник. — Вып. 13. — М.: Русский путь, 1997.-620 с.

95. Рыбак К.Е. Циклизм в истории России. Автореф. дисс. канд. фи-лос. наук. -М., 2001.-22 с.

96. Сахаров A.M. Методология истории и историография. М.: Издво Моск. ун-та, 1981.- 216 с.

97. Семенов Ю.И. Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории. М.: Изд-во МФТИ, 1996. - 167 с.

98. Семенов Ю.И. Философия истории: от истоков до наших дней. — М.: Старый сад, 1999. 380 с.

99. Серебрянников В.В. Социология войны. М.: Научный мир, 1997.-398 с.

100. Симонов К.В. Политический анализ. М.: Логос, 2002.-152 с.

101. Скворцов Л.В. История и антиистория. М.: Политиздат, 1976.230 с.

102. Соколов Б.В. Оккупация. Правда и мифы. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.-352 с.

103. ЮЗ.Солоневич И.Л. Народная монархия. Мн.: Лучи Софии, 1998.504 с.

104. Солонин М. 22 июня, или Когда началась Великая Отечественная война. М.: ЭКСМО, Яуза, 2005. - 512 с.

105. Ю5.Социологос. -М.: Прогресс, 1991.-480 с.

106. Сталин И.В. Сочинения. Т. 15. - М.: Инф.-изд. центр «Союз», 2008.-866 с.

107. Степин B.C. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994.-№6.

108. Суворов В. Ледокол. Кто начал Вторую Мировую войну. М: Новое время, 1992. - 352 с.

109. Тайны истории. Сборник. М.: Высшая школа, 1994. -239 с.

110. Тарле Е.В. Наполеон. Мн.: Беларусь, 1992. - 429 с.

111. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. - 608 с.

112. Топольский Е. Методология истории и исторический материализм // Вопросы истории. 1990. - № 5. - С. 3-14.

113. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. -М.: Высшая школа, 1992. 351 с.

114. Философия власти. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 560 с.

115. Философия истории. Антология. М.: Аспект-пресс, 1994. - 351 с.

116. Философия и методология истории. -М.: Прогресс, 1977. 333с.

117. Философия истории. Учебное пособие под ред. А. Панарина. М.: Гардарики, 2001. - 433 с.

118. Франк C.JI. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 543 с.

119. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430 с.

120. ХХ век: альтернативы развития (Материалы «круглого стола») // Рабочий класс и современный мир. 1989.- № 2.- С. 77-97.

121. Харитонович Д. История структур и история событий // Одиссей. 1996. М.: Наука, 1996. - С. 174 -175.

122. Хомяков Д.М., Хомяков П.М. Основы системного анализа. — М.: Изд-во МГУ, 1996. 108 с.

123. Хук С. «Если бы» в истории // THESIS. 1994. -№ 5.- С. 206-215. 124.Чижевский A.A. Космический пульс жизни: Земля в объятиях

124. Солнца. Гелиотараксия. М.: Мысль, 1995. - 768 с.

125. Шапошников Б.М. Битва за Москву. Взгляд из Генштаба. М.: Яуза Эксмо, 2005.-640 с.

126. Шевченко В.В. Многовариантность исторического развития: авто-реф. дисс. . канд. филос. наук (09.00. 11). Волгоград: Изд-во ВогПИ, 2005. -23 с.

127. Шидер Т. Различие между историческим методом и методом социальных наук. М.: Наука, 1970. - 24 с.

128. Шлезингер-мл. А. М. Циклы американской истории.- М: Прогресс, 1992.-688 с.

129. Шульгин В.В. Дни. 1920: Записки. М.: Современник, 1989. - 559с.

130. Экштут С. Сослагательное наклонение в истории: воплощение несбывшегося. Опыт историософского осмысления // Вопросы философии.-2000.- № 8.-е. 79-91.

131. Элиас Н. Общество индивидов. -М.: Праксис, 2001. —336 с. 132.Эрн В.Ф. Сочинения. -М.: Правда, 1991. -414 с. 133.Эстен В.Ж. Власть и жизнь. М.: Международные отношения, 1990. - 320 с.

132. Этика. Учебник. -М.: Гардарики, 1999.-496 с.

133. Агоп R. History, Truth, Liberty. Selected Writings of R.Aron. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1985. - 338 p.

134. Dray W. Philosophy of History. Toronto; PRENTICE - HALL, 1964. - 116p.

135. Dray W. Laws and Explanation in History. London: OXFORD University Press, 1957. - 174 p.

136. Fogel, R. Railroads and American Economic Growth: Essays in Econometric History. Baltimore: The John Hopkins Univ. Press, 1964. - 343 p.

137. Gellner E. Cause and Meaning in the Social Sciences. London: Routledge, 1973.-228 p.

138. Jenner, W.J.F. The Tyranny of History: the Roots of China's crisis. -London: Allen Lane, 1992. 290 p.

139. Macridis R. The Study of Comparative Government. N.Y., 1955.153 p.

140. Mandelbaum M. Philosophy, History and the Science. Selected Critical Essays. Baltimore, London: The John Hopkins Univ. Press, 1984. - 320 p.

141. McKeon R. An Introduction to the Thought of R. McKeon.-Chicago: The University of Chicago Press, 1990. 220 p.

142. Stone L. The Past and the Present. Boston - London: Routledge and Keagan, 1981. -270 p.