автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Концепция личности в творчестве Ф.С. Фицджеральда (на материале романов "Великий Гетсби" и "Ночь нежна")

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Казиева, Таира Багир кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Концепция личности в творчестве Ф.С. Фицджеральда (на материале романов "Великий Гетсби" и "Ночь нежна")'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция личности в творчестве Ф.С. Фицджеральда (на материале романов "Великий Гетсби" и "Ночь нежна")"

АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНЫ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРА им."?. Г. ШЕВЧЕНКО

На правах рукописи

КАЗНЕВА ТАИРА БАГИР кызн

КОНЦЕПЩЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. С. 5ЙЦДНЕРЩДА /НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ "ВЕЛИКИЙ ГЕТСЕИ" И "НОЧЬ НСША"/

10.01.05 - Литература стран Западной Европы, Америки и Австралии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Киев - 1991

Работа выполнена в Азербайджанском педагогическом институте русского языка и литературы им.М.Ф.Ахундова

Научный руководитель - доктор филологических наук ЗАСУРСКИЯ Я.Н,

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

ЦИНЦАДЗЕ Т.К.,

кандидат филологических наук 03ЧАРЕНК0 Н.Ф.

Ведущая организация - Бакинский государственный университет.

Защита состоится " 29 " ноября 1991 г. в 10-00 час, на заседании специализированного совета по защите диссертаций на' соискание ученой степени доктора наук /Д 016 35 03/ при Институте литер.» л им.Т.Г.Шевченко АН Украины /252001, Киев, ул. Грушевского,4, 3-Й этаж/.

Автореферат разослан " Р&е/Л^Я 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук^

>7

О.И.ГЛЙНИЧЕРУ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

Актуальность исследования Фрэнсис Скотт йндаеральд пги-наддакит к выдающейся плеяде американских художников, выдвинувшихся хз первое десятилетие посла первоП мировой воРлш. Пмокло он

явился зачинателем литературы та!', называемого, "потерянного поколения", а творчестзо его открыло собой второй этап литературы CiL'.'; '(ii стол:тая, "золотой перисд.*., ког/по общему признания, она достигла своего высшего расцв..та'4 К томе этой вслед за Фпц-даорадьг.ол обращавтся другие видные американские писатели -ö.Хемингуэй, У.Фолкнер, Э.Камятгс и прочие. Проблеш, поднятие этой когортой худонншсов, - вопросы войны и .мира, судьба человека в современном буржуазном of jeстве и пути сохранения нравственного потенциала личности - - но потеряли своей актуальности и co-row.

Своеобразие художественного осмнслепля мира-Фпцдзеральдом -одна из важнейших составляющих американской литературы 20-х -30-х годов. Коз учета произведений этого писателя нельзя не только составить объективного представления о периоде, который получил в американской щатико название "второго литературного Воз-ровденая", но и проследить ваяаеЗтие закономерности становления и развитая вообще критического реализма в современной литературе СЛ. .

. При казни писателя литературная критика, за редки» исключением. относилась к его творчеству откровенно пренебрежительно а необъективно. Причем значение бицдяеральда игнорировалось и принималось не только в статьях и гчягах, рассматривавших специально ту илд пнул проблем в искусстве, но и в фундаментальных трудах, посвященных история американской литературы. Так, в своей книге -"Американская литература" (I9-J) профессор Двозеф Уоррен Бич вообще "забывает" о романах Фицдаеральда, а известный литературовед Джо юз Снелл « своем исследовании -■• "Форма американского ро-мэда: 1798 - 1947" (1947) ограничивается в нем лишь поверхностным раэбором "Великого Гэтсби". Лишь в 1950-м году появилась развер-

1 Коренева М.Ф.С.Фиодяеральд. Человек. Писатель. Судьб«.//Тернбулл

Э.Ског: Фиадсеральд. - М*: Мол.Гвардия,1981. - С.10

нутая научная работа, по сведенная собственно Фавдаеральду, -^Далекая сторона рая" Артура ¡.Ьиззнара.

Начиная с этого периода как ■читательский, так и научный интерес к Фнодкеральду неуклонно растет. Правда, в оценка роли писателя в литературном процессе (Ж первой половины века мнение критики оща в значительно* каре "базируется" на прояних, выверенных тише. Однако постепенно а зарубежной литературоведении все отчетливей проявляется тенденция к объекть-ному рассмотрению творчества Фяодяэральда, сумеввему в своих лучших произве"ениях я на самом высоком худоясствекном уровно показать следствия исторических потрясений, которым стал свидетелем, - п&рвая ь-лровая война, "великая делрасс;;япришествие фашиз.ма и так далее, - утрату веры своих ровесников - американцев в "американскую мечту", ипшурность понятия "американский образ казни" и прочее. Так, профессор Фордгэмского колледжа Ыараус Бьюла в этой связи, в частности, подтэержл"т, что "Великий Гатсби" Фацджеральда - это оа-мая розкая и точкой критика "американской мечты в литературе США".2

Собственное оригинальное видение Фводяеральда а его литературного наследия было предложено советской литературоведческой школой, выделившей две важнейшие линии в.творчестве писателя -лирико-романтическую и социально-критическую, чрганически существующие рядом и, дополняя одна другую и причудливо меж собой пере платаясь, образующие гармоническое целое.

Важнейшие работы по Фивджеральду принадлежат ученым - Я.Н. Засурскому I"Американская литература XX века", 1У84), М.О.Ыенд&л сону ("Творческий дуть Фрэнсиса Скотта Фиццжараяьда"-, 1970), А. Горбунову ("Франсис Скотт Фяцдкеральд", 1974), А.Старцеву ("Скот Фиодиеральд и "очень богатые люда", 1972), М.Ландору ("Трагедия американского писателя, 1960), А.Зверсву ("Франсис Скотт Фицдже-ральд, 1984), Т.Н.Денисовой ("Экзистенциализм и современный американский р^ман", 1984), Ю.Я.Лидскому ("Скотт Фицджеральд. Творчество", 1982). В них предпринимается попытка дать объективную

Bewlly М. Scatt'e Fiteerald's critics oí America.//F.Scott , Fitzeráld, A collection of critical essays. - Rentioe Hall* - 1963. - Ы21-.34. '

оценку эстетическим воззрениям писате;-л, выявить его лрофессио-нальные пристрастия, обосноват:. творческую связь его с литератур--, нш.щ его предшественниками, подробно анализируются важнейшие про-извздэния Фшдаеральда. ■ ■ .

В СССР вышел ряд значительных дчосертацкокних работ, посвя-^енннх отдельны?.! аспектам флвдг.еральдастики- В.М.БельчукаС"Традиции л новаторство в творчестве Ф.С.Фяцдяззальда", 1981), Н.Л.Куба-нега ("Ф.С.Фшдавральд и литература потерянного поколения", 1981) * К.Б.Колесниковой ("Творчеств путь Ф.С.Фавдязратьда? 1971), А.Н. Горбунова ("Романы Скотта Фиоджеральда", 1968), З.'.Кухала'лвили ("¡¿есто Фрэнсиса Скотта Фиоджеральда в i ;ериканско1 литературе 20-х - 30-х годов", 198Г).

Таким образом, мокго с полным осноаа1ше:л констатировать, что отечественным ллтзратурозедеиием было удалено значительное внимание наследив Фиоджеральда. Однако ряд вопросов фаздаерелистики еще здет своих заинтерэсованинх исследователей. Один из них -вопрос о концепции личности в его творчестве.

Фптдаератьд бил дреяде всего художником и не оставил посла себя .<акой-либо стройной спстзш собственных представлений о человеке. Однако, обладая незаурядным писательским талан'им, он су-мол недвусмысленно выразить свое отновэние к личности а к проблема";, с нея связанным. .Мастер создания реатастичасклх картин окружающего ¡эда, Фяздазральд выводит на страницах своих произведения . тилячзских представителей современного ему амернканского общества, и делает это настолько художественно точно и психологически достоверно, что произведения эти воспринимаются, как документы эпохи. Роль, место з значение личности в бур.луазкой действительности XX века - есть главнкй предмет художественного исследования Фицдже-ральда, а п это(.у трзбуюда'Й cat того пристального научного изучения.

Воспроизведение коллизий современной казни в капиталистачес-ком обще твэ в собственном трагическом их осмыслении представлялось писателю единственной реальной возможностью возвышения человека над мелочным миром его повседневного бытия, "Трагическое" для Фиоджеральда равнозначно "реалистическому". Именно так пытается выразить он всю полноту жизненных проявлений, когда борьба человека с предопгэделэнной bmj судьбой - главное средство для выявления его духовного потенциала.

В идеологии Фядджеральда особое место занимает "трагедия

безнадежной надежды", то исконно заложенное в индавидуй' стремление к заведомо недостияимоыу, которое, по мнению писателя, наполняет К.ШСЛ0-.'человеческую зазнь, делает со' содержательной и эначи'кой.- ¡¡сточншахл трагизма в'ьгароощучегай лирических героев Фшдаеральда является, в первую 'очередь,-.разлад шзду "мечтой" л "реальностью", то ссть тот консЕликт :.:озду "¡хелае.лш" и "действительным", который и определяет-отчужденность и неприклоиность личности во в^кдебном ей изначально '-каре. Крах "американской мечты", девальвация некогда провозглашенных "отцами нации", идеалов -постоянный предмет тревоги йлиджеральда, тома его мучительных раздумий. '.--.'."'■'

Противопоставляя своих героев окружающей их' американской действительности, Фшдаеральд во мюгоы с; »ел объективно отобра-г зить в наплсшшых им произведениях реалыше общественно-истори-, ческие противоречия эпохи, выдви-ув на первый план одну из важ-: нейшах социальных проблем своего времени - проблему отчуждения Человека. Закоио;... :ости ироцесса "отчуадшиш", важно отметить, .прослеживаются i:;.t пе только в оригинальных художественных произведениях, но также в автобиографических ассе. Насколько волнует его эта тема, мокло судить и из эпистолярного .наследия, писателя, с который советский чптат:-,.ь познакомился из книги - "Фрэнсис' Скотт вшдааральд . По^трьт в документах" (1984). Разобщенность людей видится йааджйрьдьду пак фатально-трагическая, независимо от того, к какому'общественному слои они принадлеаат, но, в отличит от "чистых" романтиков, в объяснении этого явления Фицджеральд не ограничивается лишь "лачаостиньш" раккаыа, рассматривая проб» лему'в аспекте социальном.

На воспроизведение вдпцыщш личности Фяццаералъда. оказала ■ значительное влашло собственная судьба писателя. Автобиографический характер фицдз;ярагь дозоко го творчества, признаваешй'тэгими исследователями, в епачиташюй каре делает документально-обоснованными его зфдоаествешшо произведения. Персонажи у писателя могут разительно отличаться друг от друга, однако все они объедмне • цы общей авторской идеей,.позволяющей выявить "идеальную модель личности" поФйцщгераяьду. Такой личностью, в его понимании, яр-1яг-ся индивидуум, наделенный кивш проницат:лы!Км умом, творческим складом мышления, «еловек большой души и нравственной силы, человек? бунтарского духа., неравнодушный г любым проявлениям не-

справедливости и к разного рода порока..! общества, человек.думающий, разгаатяюций, икающий всегда собственный взгляд на веэд.

Фмдаера1ьд - один из немногих писателей своего временя, кого, не захватил "водоворот" фрейдистской психоаналитики. Тонкий и оригиначьннй психолог, он но признает за подсознательным дог.щнн-руюдзго, решающего значения во всем строе человечзской личности, какое оно приобретает у модернистов. Его интересует но душевные аномалии и уродства, но глубокое г полное лостиззнио человека.

3 эстетическом so плане классические произведения писателя, внесолэ значительный вклад в соворэенствованла cor .змеиного реалистического романа, слали Злестящзм контраргументом против идеологов "разрушения романа", лизания последнего настоящего героя, протиз тенденция ограничить литературу лишь поискам выражения "иррациональной стихли", "эротических комплексов", идеи "абсурдности человеческого бытия".

О Фивдкеральде существует обширная литература, однако до сегодняшнего времени нз имеется специального исследования, посвященного вопросу об этическом идеале ввдегшгося американского пасате- • ля. Этот пробел призвана восполнить настоящая работа.

Цель п задачи исследования« Автор диссертации на Материале двух романов - "Великий Гэтсбл" и "Ночь не.таа" - Зицпдэрэльда предпринимает попытку зкязления концепции личности у американского писателя, а такзе рассмотрения конкрэтних методов художественного выражения ого нравственного идеала. Кроме того, в предлагаемой работе значительное вщианав уделяется специйлко психологического мастерства и уточнена"1 творческого кредо Фпццяеральда,

лисаталя-ре&тиста, зоркого принципам многогранного и объемного изобракгшя человека и явлений яизни. Наконец, на основе анализа биограф!?» писателя, исследуются характерные моменты художественного егс мкалзния. "

Научная новизна работы, состоит в том, что в ней впервые делается попытка специального рассмотрения пдеЗнкх воззрений Фиц~ дяеральда на личность, конкретизации характера отношения писателя к проблеме "личность и общество", определения этическом ого идеала п 'степени реализации этого идеала в йацдяеральдовских литературных персонажах.

Кромэ того, в диссертации предложен оригинальный анализ ос-

новых аспектов худояественно-психологического мастерства >-ицдке-ральда, под новы:/, углом зрения рассматриваются отдельные стилистические приемы и образы в классических произведениях писателя. ■

Наконец, в общем контексте фицджеральдовской концепции личности, диссертант рассматривает ваздейшие проблемы философии и психологии, касающиеся "сознательного" и "подсознательного"ьчело-веческой психика.

Принципы исследования. Методологической основой диссертации явились труды известных советских и зарубежных психологов 1.3.Вы- ' 'годский, Г.Олпорт, Р.Мейли и др.), литературоведов СИ.Бахтин, Д. Лихачев, В.Паррингтон, С.аинкелстайн и др.) и конкретно американистов (А.Майзенер, Г.Пайнер, Я.3асурск;;й, В.Кухалазвшш, Т.Денисова и др.). Автор, кроме того, в настоящем исследовании опирается на ряд вачшейиих положений З.Фрейда. В своем анализа проблемы героя в творчестве Фицдкератьда и психологических аспектов его мастерства диссертант основнзается на диалектико-материалястичес-ко.м понимании роли'и значения личности в истории. При этом теоретический аспект исследования тесно сочетается с аспектами истори-ко-члитературным и литературно-критическим.

Практическое значение работы состоит в том, что изучение идейной и психологической специфики в творчестве 'Фиоджеральда позволяют с большой объективностью типоло визировать худояестьенное наследие этого автора, четче уяснить'его 'этико-эстетический феномен, углубить представления вообще о развитии аспекта психологизма в современной американской реалистической литературе. Работа может бить использована при составлении учебников и учебных пособий по зарубежной литературе IX века, в лекционной и практической научной работе по проблемам психологического мастерства в литера-турпо-худоЕсствешюм произведении, при проведении литературных диспутов по вопросам, относящимся к теме настоящего исследования.

Апробация.работы. Материалы диссертации обсувдалйсь на кафедра зарубежчоЬ литературы Азербайдканского педагогического института 'русского языка и литературы им.М.Ф.Ахундова, а также докладывались ка проведаих в г.Баку двух научных конференциях.- молодых ученых и аспирантов азербайджанских вузов. По темё работы вышли

четыре научные публикации.

, Структура и объем - р.иботы.. Проблематика 'и хар дтор рассматри-. ваемых в исследовании вопросов определила его структуру. Оно со с-

tout из взедения, двух глав, заключения и библиографии.

С0ДЕР1ЛШЕ РАБОТЫ ■

Во "Введении" обосновывается актуальность тегш исследования", определяются цачи и задачи раооты, оговариваются еа научная новизна и практическое значеше.

Гервая глаза - "Проблема героч и личности в творчестве зрелого Фицдаеральда" состоит из двух подглав, в которых рассматриваются взаимоотношения между идейным и художествен ы?л аспектами образов романов лисате-л, соответственно, - "Великгй Гзтсби" и "Ночь нелна". •

Основное содсглание первой из подглав - характеристика главных персонажей "Великого Гэтсби" и их г£унхцяонального места в романе, а также рассмотрение творческой специфики Фавдкеральда в создании образа.

В искусстве XX века происходит глубокое осмысление проблем личности как в философском, так и в эстетическом алане. Психоанализ, открытие "диалектики душ", метод "потока сознания" - все это расширило возможности художественного отображения личности. При этом искусство XX столетня дает весьма разноречивые ответы "на вопрос о сущностном аспакте "личности", тщетно ацет способы приведения к гармонии, "личность" и "общество". Современное реалистическое искусство, нащупывая лути духовного развития человоческой цивилизации, провозглашая гуманистические идеалы, утвврвдает человека как sHcnjD з системе маровцх-ценностей. В творчостве таких писателей, как У.Фолкнер, Э.Хемингуэй, А.¿ент-Экзюпери, таких корифеев кинематографа, как И.Бергмяя, М.Антониони, С.Кремер, других худоаников-реаласгов, мы встречаемся с концепцией, пытавшейся опровергнуть тез;:с неизбежной обреченности человека на одиночество, о фатальысти его бктня.

л это глубоко закономерно. XX век оказался особенно жесток в отношении личности. Ни п каюте другое время зависимость человека от "золотого тельца", его полная незащищенность перед ч-^сто гибельными поел ■'дствиями научно-технического прогресса, перед бездушием "машинного мира" но были столь очевидны. Следующие один за другим социальные катаклизмы - революции, мировые войны, экономические депрессии и т.д. - их масштабы зачастую обескураживали мировую

интеллигенцию, не умеющую дол-дшгм образом осмыслить эти события. "Потребительское" общество как бы самопроизвольно завершало процесс разрушения личности, отдаляло людей друг от друга глухой стеной "некоммуникабельности". Происходил тотальный процесс "отчуждения".

Первая мировая война • явилась толчком, зас^свивпи. по-новому взглянуть на себя и на мир -многих художников и мыслителей XX века. В значительной степени обусловила она и характер всей западной послевоенной литературы, в частности - литературы СИЛ, в которой выделилось целое направление, получившее.название - "потерянного поколения". Парад читателем возник новый тип героя -трагическая фигура, противостоящая в одиночку враждебному миру и обретающая опору только в силе собственного характера.

Впрочем,, литература США 20-х годов характеризуется отнюдь не только лишь развитием сугубо социального и лирического романов. Так, зрелый роман Фивдкеральда представляет собой сложную промежуточную форму между ними, будучи совершенно иначе организован, чем, скажем, романы Хэмднгуэя и Драйзера. Совершенно иначе разрабатывает он ряд традиционных для писателей его поколения тем, в частности - тему богатства, одну из главных в его творчестве. Свое особенно концентрирование л выражение находит она в наиболее значительном его произведении - "Великий Гэтсби". .

Центральный персонах романа - Джой Гэтсби, в котором,в значительной мере, нашло свое отражение отношение Фшдаеральда к личности. Образ этот сложен и" многогранен. Писатель подспудно-дает понять своим читателям - все очевидно положительные качества

31'ого персонажа ("душевная щедрость", "редкостный дар надежды"), проявись они в другую эпоху и при других обстоятвл! ствах, эгли бы быть разрешены как черты подлинно "героя времени".

Многие критики соотносила между собой образы Джея Гэтсби и Клайда.Гри^фктоа (ЗО.Ладский, А.Горбунов и др.), Действительно, сХиДСТЕу между шиш достаточно явственно. Обоих обуревает неистово^ ;г.1.„5дща аош.-т в общественную элиту и обоих на этом пути •подстерегает моральный я физический крах. Однако если Драйзер,

о -

как верно подмечает А .Горбунов , повержен "научной" стихии (не---———

Горбунов А.Н, Романы Фрэнсиса Скотта Фщдааральд - М.':11аука, 19М. - С.73-74 ■ '*

спроста в своем анализе героя он стхо; 1т от проблем сугубо социальных), то, романтик и поэт, мвдкьральд действует строго наобо- -рот - ого ,видега1е социального базируется строго на индивидуально-нравственном моменте. Таким образом, Фивдяоральд дает в романе собственный вариант "американской трагедии", при этом ка;:ое-лпбо влияние одного автора на другого практически исключается, поскольку оба романа выпил .очти одновременно. Как и судьба Гриф^итса, участь Гэтсбп - по.сути, приговор исторической судьбе Америки.

Ошдаорольдовский герой - личность сильная, пптащаяся противостоять среде, принадлежать к которой било сё гзначалыгой целью. Б какой-то момент зта активная тг-лераменткая натура самоизолируется от своего нового окружения. 3 этом смысла Гзтсби -типичный герой-одиночка, которого, в ряду центральных персонажей других романов писателя, не зачисляла в "идеальные" ни западная, ни отечественная критика. Для автора "Великого Гэтсби", писателя-реалиста, "идеал" не является продуктом собственного воображения, но как бы растворен, пусть фрагментарно, в самой действительности.

"Великий Гэтсбп", - плпет биограф писателя Э.Тернбулл, -оказался ... более глубоким произведете» Фявд~еральда, нскелл два ого первых романа. П герой ого нес в себе меньше автобиографических черт, чем Эмори БлеГш и Энтони Пэтч. Прообразом Гэтсби... послужил...фермер из Миннесоты, а точнее, - связанная с ним история^.."4 При этом тот яе автор утверждает: "Любовь Гэтсби к Дезн - но что иное, к:.к окрашенная лиризмом Китса любовь Фишшеральда к Зельде«5 Ю.Лидсккй отмечал ущербность "грубо биографического подхода к проблеме художественного претворения действительности" применительно к Фиццяераяьду,6 однако,как для расшифровки непосредственно образа Гэтсби, так и для выяснения внутренней его связи с другим главным лерсгчаяем романа - Ником Карраузэм следует обратить внимашш на ряд существенных "биографических" аналогий..

Как и Фпцдяеральд, Гэтсби был сыном фермера-неудачнпка. Правда, в отлично от своего героя, Фицдаеральд происходил из семьи

4 Терпбулл Э.Скотт Фпцдяёральд. - М.:Мол.Гвардия, 1531. - С.147

5 Там ко. - С. 148

6 Лидоклй Ю.Д. Скотт Сицдкеральд. Творчоство. - Кпев:Наукова дугя^, 1982. - С.256

более благополучной, однако профессиональная карьера его отда рано окончилась полним крахом, и к Скотту, которого "снедало честолюбие", довольно скоро пришло сознание того, что он,,, главный мужчина в семье'И что именно от него ожидают больших свершений" , Можно спорить о том, насколько прав или нет был Хэмингуэй, когда, писал, в "Снегах Килиманджаро", что Знцдкеральд считал богатых "особой расой, окутаннойдымкой таинственности, и когда он убедился, что они совсем не такие, это согнуло его больше, чем что-либо другое"^. Однако то, что основания для такого высказывания Хэмин- ' гуэй, хорошо лично знакомый с Фицдзеральдоы (и кстати, сам какое-то время аналогично воспринимавший толстосумов), имел, не подлекит сомнению. Весьма важное замечание в этой связи принадлежит Я.За-. сурскому, который отмечает, что богатые це для человека, а именно для писателя - Фаидкеральда были "особой расой, но не биологически, а социальна, Богатство, с точка зрения Фяццжеральда, - явление не'только экономическое, оно имело для него и определенные шраяь-? ные, этические нормы" , Таким образом, можно о достаточны;.! основа—. . нием говорить о том,что в своем персонаже пасатать вывел воглощв-1ше собственной, романтической "мечты" и, с беспрпстраэти'ю-.^ю ученого проанализцровав ее, привел к романтшуз-реглистичесьо:"/ вг-ражени® и смерти, ' . ' '■

Исходя цз этого ыоаыо по-новому взглянуть и.на Ника Карраусл, которомув. романе отводится роль "суды:, выносящего нравственный приговор" > , Ник - судья Т-этсби ~ мечтателя - это» формально, • судья. Поэтому ''двойственность

в романе, замеченная многими исследователями, была, так сказать, изначально обусловлена "двойственностью" его автора, продолжавшего находиться в п ещг собственных юношеских иллюзий и,в то Ее время, будучи взрослым челове|»м аналитического ума, беспощадно их развенчивающего. Это "дьойное видение (а точнее, "восприятие")- ьара, подмеченное г сабе фиодкеральдом еще в заключительной сцена "Па ату сторону"¡.ая", в своем йш^более'художественно концентрированном

4 Терибум Э.СкйП' фацщгвральд, - 0,24

-е Хэмингуэй ¿¿Избранное, - Кишинев; Картя Молдозеняскэ, 1374, -0,358

о

ЗасурокиЙ Я,Н. Амипиконская литература XX века. Ы.;11зд-во , Ыосвовокого университета, Хуьз. - о.хуз •

Лидокий Ю.Я. Окотт Фицожеральд. - 0,:;о8

гармоничном виде предстало в "Великом Гэтсби", Две полярности -Ник и ДяеС, вот составляющие «¿i&i еро автора в романе. Этим же, кстати, объяснявтся и двойственность восприятия обоих этих персонажей непосредственно Фшдаоральдо;.;, как цолостнш продуктом из двух начал - инертно-мечтательного ;!.дияа?/лко-ращ:о1ШЫ!ого.

Образ Гэтсби в особенной море несет на себе печать авторского "двойного видения'.'. С одной стороны он - "р"с£ранчсшшП хлыщ", служитель "вульгарной я мишурной красоты", с другой - наивный романтик, Еивущий прозлым и верящий возможность реального его возвращения. Образ этот дан в развитии, в ходе которого личность Гэтс-би претерпевает качественные изменения. Отсутствие j Америка глубоких культурных традиций "компенсировалось" фетишизацией идеи материального благополучия. 1'мг-шо в этом - корень анфантшшчес-кой бсзнравственрсти Гэтсби, По сути, он гхзет быть отнесен к "без вины виноватым". Взращенный на амеи!к2нской"лочвз", он искренне не отдает себе отчета в том, насколько аморальны избранные им пути к успеху, коль скоро последний именно ц постулируется как главная цель жизни. Л в этом смысле Гэтсби - герой чисто американский» При всей сложнаста фигуры Гэтсби во всех проявлениях своих он откровенно примитивен» Фиццяеральду вклачо эдаоьу яз пэгвых нащупать корни этой "безнравственности по-американски", безоговорочно ее отвергнув. ,'Lv.emio это осознание, в конечном счете, стало причиной, по какой писатель отбыл весной 1924-го Года из Нового Света в 2вропу. "Легенда" была .таковой в перзую очередь для него самого а, отброс;:з ее, оп намеревался вдаял от родины обрести свой новый "идеал", свое новое- "я".

В отличив от Гэтсби, Ник воспринимается как личность целостная, хотя и в ро:.:шв последовательно формирующаяся. Однако при шпшателыюгл рассмотрения этого образа становится очевидным, что "двойствен" п он, однако : :в только в читательском и писательском вообраетккд, не и функционально, поскольку выступает не только-как наблюдатель п "версификатор" событий в романе, но и как одно из главных в нем действующих лиц.

Иметао Ник представлен Фицджеральдом как типический представитель "потерянного поколения", с его скепсисом, разочарованностью, утратой идеалов, и именно Ник является выразителем нравственной идея произведения. Ник лорнзает с Дяордек, ничем не мотивируя перед ной своего решения, н формально' совершает бесчестный посту-

док, однако-как раз таким способом он возвращает себе главное, что ценит, в человеке, - достоинство. Смерть Гэтсбй знаменует собой возрождение и утверждение в Пике нравственных начал, которые он сам в себе культивировал, но которым не всегда реально следовал, "Предательство" - "благородство", "физическая смерть" - "духовное возрождение" - такова специфика художественного мышления Фипд-неральда, его универсальный творческий прием.

Образы Гэтсбй и Ника - это две "ипостаси" Фицджеральда, как было сказано. Однако внутренне писатель, разумеется же, стремился привести обе их к некоему общему знаменателю, и на только как беллетрист, выполняющий определенную сабе конкретно этико-эсте-тическую задачу, но как всякая духовно-развитая личность, стремящаяся к обретет® собственной цельности. Формально это-шкет быть выведено из непосредственно стилистики -произведения, "Романтизм" Гэтсбч выступает не "автономно", но как бы• "пропущенный" через призму душ самого Ника, а следовательно,' ' может быть расценен как шроощущеше , в "равной мере присущее им ■Обоим»' Однако в романе -ш'находи! дря^» констатации чдейного единства двух героев, '^огда я прочитал приведенный лакеем ответ Вулфилыа, - говорит в конце романа Ник, - во мне поднялось чувство гнева,' смеианного с отвраарнаеу, и в этом чувстве ми с'Готсби бшш за одно против все*,-? Мы - aro мертвый Гэтсбй и нивой Кар- . рауай.

JUtK отмечшюсь,. основной худоаествещщй при'еи, используемый в "Великой Гатсби" и.дзздцео о' "Ночь векна", так называемой «•двойное.вздеще" С" vision « ,.как окрестил его критик .

. ;.1,Кауди), Суть этого приема -г в постоянном совмещении изначальпых

■ противоположностей а "контрастности", дксьма, ое^тш/ой в прдол-

■ аенаи всегр деЬатвш шшта» Именно такая манера письма, как отмечал. Л.Майзенев, позволяла ощутить "наивность полного эмоционального растворения с беопщотрастшбтьа почта ?щучноро наблюдения"-^. Констатация взсьш важная дня пошлая часто педологического аспекта» .левдаго в основе создания ФивдЕеравдадм своего ''дауедшюго"

Избр»прог}зв»в трех тр>.их, Т,1. '-C.4I9

Швенаг А, ЕЬе Уег Side oí Purodioa. Á biography oí F.Soótt Pitsorald. - Boston..- 1951. - P,"331

лирического героя: Джей - "наивное" начало, Ник - "аналитическое". Цоляризованность мы встречаем в произведении повсюду и во цсем: сочетание лирического повествования и безличного, иронического и трагического, историко-социального и философского, смещение временных и пространственных перспектив и прочая. Именно способность Фихщаеральда отображать пар, рассмат; '.вая его как tía с разных точек зрения, в двух измерениях сообщает его проязведеннр особую пластичность.

Однако "двойное видение" - но единственный основополагающий художественный прием'в произведении. Широко используются в нем и гротеск, п ирония, и гипербола. Именно отступление от внешнего правдоподобия позволяло' Зацдзеральду утвердить объект изображения, одновременно подчеркивая-а отрицая его негативные стороны, обнажая социальный характер ларсошшицнрованного писателем зла.

Б этой связи характерно описание Гэтсбп в начале романа, где он предстает как фигура почти гротескная, ирреальная, абсурдно-комическая, Однако наиболее ярок з этом отношении образ Тома Быэ-кенена..

В отличие от Гэтсби, Том на участвовал в война, й потому ш;-

■ как -не монет быть расценен как представитель "потерянного поколения", ровесник Ника, он но шкет ..быть отнесен к "потерянным" истории США. Шшаптилизгл - вот сущость. хараетера Тема, и Фицдже-ральд с наблюдательность® истшшо выдащегося'^донника выявил

■ эту типичеисую черту, народившихся' в 20-х годах "новых-богачей". Едва не лишившийся' яены, перзкнв трагическую гибель любовницы, спровоцировав, до-существу, две последздицяе смерти в романа, он

. воспринимает это лишь как достаточно неприятный, однако аа лишь "проходной" эпизод в своей иизни, что достаточно очевидно из эпизода случайной в строча :его </ Наком в конце романа. Том - откровенное "никто" дааа для собственной веска дятекой от класопческой

. морали йены* Деньги'изначально отграничила Тома от реальной жизни, ош - едннст'-епная опора под такими, как он. Появление людей такого склада - есть окончательная деградация ро./.антп л.<а, присущего первопоселенцам Амерпкр, п ")ед властью чистогана, - стремление к' богатству закономерно преображается в тотальную фатииазоцш денег, ."древний остров""нетронутое эелета локо нового мара" последовательно трансформируется а, "Долклу ылака", населепнуэ "ш&овши человвч^ка-д?

Весьма примечательны в романе женские образы - Дэзи, Дкордан, Миг-тл. Однако аиболее интересен из них, безусловно, пзрвый. Дэзи-центральная героиня прокзвздения. именно вокруг нее разворачивается главная коллизия. Она столь не инфантильна, как и .ее ¡.ук, однако в решающие моменты ккзни проявляет известную расчетливость. Гэтсби, пробудивши в ней скорое интерес, нежели хотя и сиюминутное, но искреннее чувство, богатый, как индийский набоб, и готовый принести к ев ногам главное, что она ценит в тазни, - деньги, для нее - всего лишь нуворш -плебей. К в отоы смысле она дане не предает Гэтсби - она остается ве,д1а себе, своей природе, и, в конечном счете, свое!* социальной среде. Острые жизненные ситуации . пугают 00, лишают пргзычной опоры, становятся причиной депрессии. Именно в таког. состоянии совершает она преступление, за которое, как она отлично понимает, расплачиваться придется не ей. Однако ■ , это не волнует ее. Вез естество Дэзи направлено лишь к обретению прежнего душевного комфорта, как у всякого в подобных условиях инфантлла-эгоиста. Таким образом, характерная черта быженцев именно в Дэзи доводится до своего качественного абсолюта.

Во второй подглаве! главы подобным ке образом исследуется затронутая проблема на материале романа - "Ночь нежна", кратко рассматривается прадистория его написания, отмечается чак содержательное, так и формальное его сходство с "Великим Гэтсби".

Действительно, как и Гэтсби, главный персонаж "Ночь незна" Дик Дайвер - герой "чисто -'капский", а потому трагедия, постигшая его, может быть расценена как "чисто американская трагедия" или, с литературоведческой точки зрения, - как одна из ее разновидностей. Таким образом, названный роман выступает как законное продолжение тематлчсского ряда - "Уроки мастера" Г.Д&еймса и . . "Гения" Т.Драйзера, 'гозке дополненного хешнгуэвеклм "Снега Кшш-мандкг.ро". Как и в "Великом Гэтсби", в "Ночь некна" автор, посуше ству, связывает личную судьбу своих персонажей с исторической судьбой США, на сей раз, однако, претворяя свою задачу рассказом не о молодом романтике - миллионере, а о добропорядочном интеллигенте-честолюбце. При этом важно отметать4 что трагедия Дайвера -человека Фаццяеральдом обоснованна столь же добротно, как и трагедия Дайвера - .социально-исторического типа.

Склонность ФЕЦджараоьда наделять качества-.® лирического героя не единый персонал, а два, отмечавшаяся нами при рассмотрении

"Великого Гэтсби", находит очередное свое подтверкденис и в "^очь Hernia". Внимательное изучение биографии Фицдкеральда в период написания романа позволяет сделать предполоаеыие, что образ Дайвора ц второго по значению персонажа в произведении - Эйба порта писатель, образно говоря, ^шюпил из одного'и того ао материала. Их прототипом был он сам и его рнвьерскпй знаковый Дяеральд Мсрфи. Только если Дайвер - это романтичный,- слабохар ктерный и в быту беспринципный Фицдяеральд, наделенный безупречными манерами Мэрфи и лишенный худоаествегаык задатков, то Корт - это внутренне-цельный и бескомпромиссный Мэрфи, наделенный худоаоственньм даром и склонностью к алкоголизму Фицджеральда, при отсутствии, соответственно, светского лоска, В предположении таком нот ничего'паса-■ доксалыгаго, одну и ту se фактуру использовали еще отцы Возрождения, скажем Леонардо да Винчи в своей "Тарной вечерне" и Рафаэль Санти в "Сикстинской мадонне", , а кроме того, это вполне соответствовало "автобиографической методу", который был замечен за Фицдяе^альдом как зарубежной, так а отечественной критикой.

Центральные женские образы в романах Фнщишраяьда обнаруживают значительную дола сходства, Красивая, пленательно-изящыая, но ' уже' безнадежно психически больная cv-друга писателя получила в очередном его произведении очередное своз "воплощение", Характерный ь^шент г романтичеакц влюбленны в свою йену, как Гэтсби ь Дэзи и Дайвер (и НортУ в Плколь„ Фицджоральд, однако, и здесь, как всегда, хладнокровно препарирует предмет своей люйе ., зорко как худошак. распознавая эа втиш привлекательной оболо.чкой крадущего его зздзпь хищника; Таким образом, "двойное ведение" писателя выступало не только aro апробированным творческим методом, но органически, присущи ему свойством восприятия вещей.

В развитии линии Пиколб привлекает одна существенная деталь. Именно больная, она в большей степени нес зт в себе исконно-чало-йвчеокиа чорты, последоватольно исчезающие в ней по мере выздоровления, Однако есть еще одна существенная деталь, е отом образе, до сих пор осташаяся вне шшишт фипдаоралидастов, Ликоль - столь se достойная созалэнн;. яевртва j романе, щ.. Дайвер и ¡Io¡tf, Jtopiv óá уорронов и их. Йогатсгва, в связд с чш тема "бргатстаа" лолу. Чает благодаря (»тому образу совершенно орцглнальну» гракгояку. Богатство'предает.ео двавды - став причиной ее ^члозпп, а зато< отторгнув от обрвташшх е<э ценностей. Никель, таким образов.

"больна" на..всем протяжении романа и всегда является фигурой "зедомой", почему, строго говоря, ее нельзя отнести ш к "блоку" уорренов и барбанов, ни к дайзг-о-кортозскому "блоку". Характерно в этом смысле отношении к ней Дика - видящего в Шжоль некую Га-латею, Корта - воспринимающего ее как великолепное произведение искусства, и, наколец, Барбана, для которого она - лишь удачно заполученная им дорогая и весьма нужная вещь. Поэтому отнесение Киколь к строго "уорреновокому" типу - мнение в критике достаточно распространенное - представляется зна.ителько упрощенным. Николь-зто своеобразный связующий модуль между сторонами, участвующими в конфликте романа, .причем не только в идейном сшсле, но и функционально.

Как и в 1'омэ из "Великого Гэтсби", так и в Барбане из "Ночь нежна" ощутимо затаенное восхищение Фиоджеральда физической силой. Однако в художественном осмыслении Фицджеральда сила, б биологичес-•ком смысле и в своем концентрированном выражении, неизменно выступает как атрибутный признак зла. В работе выдвигается предположение, что и Том и Барбан имели, в известной мерз повторяли облик, знакомца Фиоджеральда Томми Хичкока (на что намекает и сходство их кмен).Однако если сила физическая и духовная Хичкока, соответствующим образом авто-"фиодкеральдизйровашшо", а следовательно, "ослабленные", предстают в "положительном" Норте, то.в своем "чистом", ■го есть при отсутствии л^сдазации, виде ош1 отданы именно его идейному антиподу - Тошс. ■>■ ,5ану.

Розмари, имеющая своим прототипом голливудскую приятельницу Фиоджеральда Луизу Норан, в той же мере чужда уорреном, как и . Дик (и Эйб), так яв навсегда оторвалась от мира вещей, в котором всегда пребывала. Успех уже приоткрыл перед ней двери, ведущие в верха общественной пирамиды, в тот момент, когда дик был выталкиваем мз них взашей. Они повстречались на пороге и неминуемо должны были разойтись. Именно зыбкостью социальных статусов обоих этих героев, согласно художественной геометрии Фиоднеральда, мотивирована возникшая между ними близость. Графически функциональная схема их взаимоотношении могла бы быть выражена как устремившиеся в разные стороны и с неравной скоростью два луча, исходящие из одной точки. Возможные два пути развития судьбы Розмэри - это либо повторение успеха, а следовательно, закрепление и постепенная'адаптация в оветском обществе, либо крах, подобный дайверовскому.

Особенности художественного мышления Фивдисральда обусловил.: своеобразие его отношения к своим персонажам и метод создания их образов. Повышенная эмоциональность писателя в ощущении мира делала особенно яркими и ;;шво воспринимающимися героев его произведений. Практически все главные действующие лица в романах Фицсдераль-да имели свои реальный прототипы, а, как правило, люди ото были достаточно жизнерадостные. Однако в своем художественном воплощении , наделанные чертами самого йивдяеральда и близких ему людей, носяэдш созвучный его дуие отпечаток трагичности, они неизменно выступали носителями некоего "фатума". Однако ощущение собствен-■ной обреченности и обреченности мира - есть не просто особенность психики художника, трагизмом проткнуто само время, когда писались его произведения, явившиеся в той se мере объективным, сколь и субъоктивно-фиодазральдовским отражением эпохи. И Гэтсби, и Кар-рауэй, и Дайвер, и Корт - все они люди разные, но все они, ступив • в мир, вынуздены были войти с ним в схватку, чтобы в схватке этой неотвратимо быть перемолоты. И сильная личность, и слабая, и талантливая, и еще не нашедшая себя - любая, если в ней есть чувство протеста против существующего порядка вещей а способность выразить этот протест на дело, если есть в пей целомудренный идеализм и стремление этот «ир изменить, миром этим будут отторгнуты. Таковы объективные законы общественной структуры, постулирующей «Jo-•гатство - как высшую человеческую ценность, ре-.омируется в работе.

Бо_вто2ой_главе - "Мастерство Фипдаеральда - психолога" -рассматривается саедифяка реалистического создания писателем художественного образа íi некоторые основные приемы,им при этом используемые. В зачине главы автор диссертации кг ítko останавливается на наиболее популярных литературных течениях, бытовавших на ■Западе в 20-х - 30-х годах, на влиянии, оказанном на ззладную литературу фрейдизмом.

Внутренне отторгая новомодные в его в per,л дуиекопапчя и эстетские вычуры, Фицдсеральд, тег.; не менее, дает ряд оригинальнейших в блистательных психологических портретов, рис.,я их ев reo, технически чрезвычайно раг -юобг'чзно и.художественно у^вдптель. :о; Наряду и хорошо осознашшкчстромлоишзли, кшкашя:.», чувством;' а щелями своих "ерсонажой он умеет проследить и те эмоциональные пронвл-лшя, которые о стаятся за jo рогом осмысления их ,

однако, н:;йзшшю'попятные самому аэдзду,- я знг.чит, п подтаю,

произведешь. Примером тому кожет служить, в частности, эпизод з "Ночь неша", когда Дик подсознательно понимает, что катится' по наклонной, что личность его надломлена и крах неотвратим. Истинный худохшчк, Уныднеральд тотчас же не подтверждает это конкретно, л лиаь спустя время, дз отрывочных и малоприметных мыслей и слов" Дайвера мы .констатируем "включенность" в нем подсознания в развитие "мотива" этого его рассуздания.

5 своем психологическом анализе г,:цц:херальд исходит из поки-ьшшк гармоижюго присутствия в человека сознательного и бессознательного. Заутра ний кар персонажа для него - это сло&.ая суб-стангдя, в которой одновременно сосуществует разные сферы, разные плоскости, разчне уровни сознательного I; подсознательного начач. Очегь часто у Фшщхеральда шаонно последним продиктованы проявления высотах чувств у того или иного героя - глубоко нразственкые яоетуяки совершается последним как бы ломимо разума, а лого.*: - и вопреки ему. Так, толу ;хе Дайверу реакшде покинуть шр Уорренов было "подсказано" неким властным, не терпящим возражения гласом. При этом сам ДаЗвер тщетно пытаясь ответить ка вопрос, во имя чего кивет, и будучи раздираем собственными противоречия:.!!, продолжает оставаться конформистом по сьсей природе.

Впрочем, рисуя сцену объяснения. Дэзи с Томом и Гэтсби, Фпод-геральд умоет великолепно г лазать и обратное - когда сознание человека с далеко не внсокь..-д ..¡оральными принципам. берет верх над подсознанием, в данном случае "подсказызетщпм" ему благородные чувства. 3 начале разговора в Дззи выступаю именно подсознательное, когда взгляд ео был "слепой" и "невидящий". "Прозревая", Дэзи перостает быть категоричной и повторяет сказанное ранее уде "через силу". Наконец, "сознательное" включается полностью, и перзона- -чалышэ утверждения Дэзи ею не начисто отрицаются. Многие исследователя считают подобную метаморфозу актом предательства ею Гэтсби. Однако Дззи не предает никого, напротив она остается, вер-нон, но - себе, причем во всех своих проявлениях - и в ослеплонии своем, и в протрезвенпи. Она искренна в каждом из своих "перевоплощений", потому что каздый раз произносит слова и производит действия, точно соответствующие настоящему состоянию ее души. Раскаченный маятник закономерно стремит ся к покою, таким "пбкоем" для Дэзи было сохранение существующего "статуса-кво", и она обретает его, "Яредав" Гэтсби, вернувшись к привычному ей миру вещей.

Tai; идейная писательская задача получает у Фицдяеральдп совершенно точноо психологическое обоснование.

Фицд;коральд искушен и в том, что касается изображения в человеке создавать в своем сознании некое подобие заслона, не допускающего проникновения в .душу героя чувств и понятий, изначально определенных им кшУ вредных для себя. Герой как бы отодвигает их от себя, однако они продолжают iäiii-ь в его подсознании, пока не настает момент, когда никакие "заслоны" удердать их оказываются не в силах. Самообмет, как правило, мстит героям Фшдаеральда, и осознание его приходит к ним слишком поздно. Так, полуосознанные компромиссы дика Дайпера в результате приводят к точному пониманию им того,-что "весь его арсенал оказался упрятанным в уор-реновских сейфах".

ВнутрошпШ монолог у Фивдязсальда, как и у его корифея -Достоевского, неотделим от "диалектики души" и является способом дознания личности в ее развитии, изменчивости, в тосной ее взаимосвязи с обществом. Воспроизводя в этих монологах слоашый внутренний мир своих героев, щ-шдаеральд исходит из принципиального полояешш - в противовес модернистам - о познаваемости последнего. Он ставит психические процессы под контроль разума, а непосредственное воспроизведение психической деятельности человека сочетается в его произведениях с тонким авторским комментарием. Однако писателю доступна и техника "потока сознания", применяемая игл с большим чувством меры и лишь тогда, когда это продиктовано слепа-фикой поставленной им перед собой конкретной творческой задачи.

Внутренний монолог в "Вехзкон Гэтсби" и "Ночь не;:;на" функционально многообразен, Иногда он призван лишь некоим образом "оп-вить" персонаж, добавить какие-то уточняющие черточки к ранее уне намеченному характеру, Иногда ае сообщает о чопкретшк явлениях, происходящих в каре внешнем. Художественное это сродство позволяет Финджаг.альду с новой точка зрения лредстанить того или иного героя. Оно может выступать в форме .замечаний, вызванных впечатлениями от тех или ;"чых черт персонажа, свойств его натуры, как то вйдно на примере Ника Каррауэя, "наблюдавшего" ¿¡сея Гэтсби, а кроме т-го, Moses1 пре; гагаться а качестве .конлчной, сдо;жа того или иного образа-, 'вашюй с точки зрения его детализации.

Большое значение ш..еет t pov-лках Фивдузрьльда авторск'-Й комментарий, прояснявший нравственное сшочувстзяв >еюоя, уточнял:/.

то, что самому герою не вполне ясно, помогая часто читателю обнаружить несоответствие между кнелями героя и его внутренним состоянием. Так, в частности, комментируется в "Зеликом Гэтсби" улкбка Джея.

Среди способов раскрытия внутреннего мира в человеке в романах Фиоджеральда важное мосто принадлежит портрету. Характерно, что "портрет" дается Фявдаеральдои непременно в развитии. Taie, в процессе дейсзмЯ в "Ночь нежна" писатель "нфпеаа" обрисовывает Бьби Уоррен, намеренно ахронологачно - "тайна отступает" от этой героини задолго дс того, как читателя мог бы заинтересовать образ "высокой брюнетки"* Фгадаеральд, как правило, снижает образ последовательно, однако "правило" sto не всегда имеет у него универсальный характер.

У Фнцдкеральда взаимоотношения между героями выступают неиз-.ыенно, как способа уточняющей; их "типизация", а лица, фоУиаяыю приближенные к герою, носят черты, косвенно являющиеся подтверждением его собственных. Так, любовница Быокепена - '.'дртл, это то же лпшуаее здоровье, та же эяергия к сила и та же бесцеремонность в обращении с блинными. Однако, склонная к инфантильности по своей природе - ото, в частности, видно из эпизода с собачкой, -¡Диртл, тем не moi. .о, в отличие от Дэзи, не выступает как характер концентрированно инфантильный, она является как бы "телесным" дополнением Тома. Неудивительно поэтому., что именно Дэзи, хрупкая, совершенно назащпщеннс.х в -'цзни и постоянно ре&чекспрующая, является второй, "духовкой ип^-м^сью" своего мужа, будучи во всех смыслах антиподом его любовнице. Приведенный пример - лишь одао из лодтверздешШ диаяе-ггичностя художественного шашпш Фдццже-ратьда, иллюстрирующий не только психологическое мастерство писателя, но и психологию непосредственно его творчества.

Много написано о "контрастности" письма Фицджералвда, однако противопоставление у него - не только чисто эстетический прием, это один из способов мотивации поступков персонажей и коллизии романа в целом в читательском сознании, то есть один из инструментов психологического воздействия ка читателя.С этой точки зрения привлекает эпизод доездки Розмэри и Николь. С ¡очь нежна") в такси. Фкцджеральд намеренно "помещает" двух героинь, пронеходящи из разных сословий, ь '.'похожие" дома, но стоящие "напротив", как бы подчеркивая их из- зчально идейное противостояние в романе.

Принципу "контраста" Фнндаоральд следует буквально во всем. Это можно наблюдать даяо в пейзажах в "Великом Гзтсба" и '^очь нежна". Причем в обрисовке пейзажа так х^о просматривается недопш-пое психологическое мастерство писателя. Характерно в этсгл отношении описаше Долины,'Йлаха" ("Великий'Гэтсби"). Читатель только что успел познакомиться с роскошью в доме Бьякенежз и' едва-едва расстало.. с Гэтсби, глядяшда в "неспокойной темноте" на "зеленый огонек" - прообраз своей мечты, как.перед ним возникает контрастно иная картина - полная "пнли", "дома", и "лязга". Дав столь яркое "световое пятно" накануне непосредственно завязки сюжета, £лцдйеральд применяет, щсуцеству,чисто дмпрвсспонисткий прием: теперь все действие, разворачивающееся в романе преимущественно при фешенебельном интерьере, будет пеизмешю проходить в читательском сознании на ".шлаковом" фоне. Таким образом, Долина Шлака исполнение у Фицджеральда не только символического и художественно--эстеты юского значения, замеченного многими исследователями, но и психологически-функционального.

Однако "импрессионистичность" писателя часто выступает как средство обрисовки тох или иных личностных качеств персонажей'. .Это,особенно явственно модно наблюдпть ужо в начальном эпизоде "Великого Гэтсби", где перед читателем рисуется достойная кисти Конз "зыбкая" картина, дома Быокспенов. Однако в картине этой есть мзменты, которые сразу ;:со "принижают" намеренно "овоздушенных" в ней Дэза и'Дкррдаи. Так, неспроста ассоциация с "птицамг" дана ®ицддвральдом сразу ве после нарочито ("исполинская тахта,на которой, как на'привязанном к якорю аэростате укрылись две женщины) "отяжеляющего" картину -упошншшя о -"якоре", Дэзл п Джордан в одинаковой мере духовно легковесны (как птицы), однако именно в легковесности этой они неизменен, в мораль их - это навсегда прикованной к, якоря аэростат, спмзол ярочясЛ пряземлашюстл их праздных .душ. "Полет" Д.зп и Джордан - ото "но одухотворенный и гесметричес-ка-направлешшй, то есть исполненный смыола, птичий полет, но покорное стихии иачаниь двух "пустых" "воздущщх шари.сов", Характерен. и'другой момент: а Цэз!. и Дюрдая. поспрчнимаются в картин.. ' не как центральное в ней фигуры, а лишь кок часть .интерьера, что так же, подспудн-,'приникает их образы. И, наконец, последнее -появление, в. сцене Тойа. Именно он "запирает" (вольнолюбивый; ветер и'именно о.: выступает позже как порсонификавдя социального зла в ромэио. Фиодтарачьд готов -предъявить читатели) йриитограаЬу, однако

никогда на утаит от tero ключа к ее'расшифровке. Касательно ае конкретно рассмотренного вше случая, обращает на себя внимание, что писатель уже в начал еЛщпгк подготавливает читателя (квалифицированного на логическом,, неквалифицированного - па подсознательном уровне) к разворачивающейся впереди коллизии.

Резимпруя разговор о психологическом мастерстве писателя, автор диссертации укогывае'т на то, что в своей работе она имела возможность' рассмотреть лишь основные аспекты "ф;щ;неральдовского психологизма" и что тема эта требует своей дальнейшей и тщательной разработки.

Б Заключении - подводятся основные итога исследования.

Флпдаеральд один ..з первых & американской литературе сумел подметить вапнемшэ социальгпе тенденции своего времени - процесс морального распада личности в условиях современной капиталистической действительности, нравственную ущербность общества, фетишизирующего "денежный мешок" все усиливающееся несоответствие мен,чу постулируемым приоритетом человека в системе буржуазных.ценностей и реальнш его местом в ной. Романтик и реалист; Фиидхеральд первым развенчал миф об "американской мат ,е", проследив его на судьбах глгвных героев своих классических произведений. Герои эти несут на себе отпечаток трагического восприятия дара самого Фпцдасераль-да, но íaK же являются и объективным продуктом трагической эпохи, породившей людей - реальными прототипами коих они были с его ми. роощущенигш.

Носители конкретной авг , ой идеи, персонажи Фивдясральда -яри этом воспринимаются как гяшге люди, поступка их всегда строго мотивированы а естественны. 'Л здесь Фицдасэральд явит свой неданан-ный талант подлинного ".'щженера человечеокцх душ", виртуозно и технически совершенно умея пеиедать их мысли и парехыванпя, то подспудг зе, что движет ими и донувдает к тем или иным действиям. Психологизм писателя проявляется не только в традиционных формах раскрытия внутреннего мара пессонааей - портрет, внутренний монолог, - но и в характера рисуемых им в своих произведениях пейзажей и • лейтмотивах в повествовании.

Диссертант отмечает, что рассмотренные им в работе аспекты идейно-худояеь^веиногб и психологического мастерства Фицдгеральда убездаг" в животворности' великих реалистических традиций, получивших в его творчестве свое очередное подтверждение и развитие.

Один из салшх значительных художников XX столетия, Фивдкеральд сумел вывести в своих произведениях оригинальный тип "геро.. XX столетия" - человека высоко нравственного и интеллектуального, исполненного трагизма и иллюзий а бесстрашно принимающего- любые удары судьбы. У

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В ИЩУЩИХ ПУШКАЦИЯХ: '

• I» Проблема личности и некоторые процессы взаимовлияния русской и американской литератур //Тезисы докладов республиканской научной конференции молодых ученых - Баку: Изд-во АПИ им.М.Ф. Ахундова, 1990. - С.149 2. Психоанализ и литература //Тезисы докладов ХП республиканской научной,конференции аспирантов вузов Азербайдаана - Баку: Изд-• во АПИ йм.М.Ф.Ахундова, 1990. - С.36 . 3, Влияние творчества Фицдаеральда на современную азербайджанскую прозу //Азербайдаан, - 1991. -84,- 0.52-54. - на азерб.яз. 4. "Правда без прекрас": (0 некоторых аспектах творчества Ф.С.Фицт-джеральда) // Литературный Азербайдаан. - 1991. - № 4. - 0.73,