автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04
диссертация на тему:
Концепция войны в исламе

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Кудейми Мухаммед
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.04
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Концепция войны в исламе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Кудейми Мухаммед

Учение ислама, которое было передано людям через >пророка Мухаммеда (и да благословит его Аллах и приветствует) в Мэкке, обращено ко всему человечеству. Оно призывает к миру и братству всех людей, где бы они не находились и в какую бы эпоху после ниспослания ислама не жили. Есевышний Аллах сказал: "И Мы послали тебя только ко всем людям вестником -и увещателем, но большая часть людей не знает'Ч 34:27/28)*. Есевышнему также принадлежат такие слова: "Скажи: "О люди! Я - посланник Аллаха к вам всем. "(7:157/158).

Основным содержанием и объектом новой религии является человек. Она регулирует его личную жизнь; взаимоотношения с семьей и обществом. Вместе с тем, ислам уделяет большое внимание общественной жизни, регламентируя ее различные социальные, политические и экономические аспекты.

Выход ислама за пределы Аравийского полуострова и его проникновение в Ирак, Сирию, Египет, северную Африку, .Персию благодаря джихаду, цель которого состояла в распространении мусульманской религии, привел к возникновению качественно новой ситуации, характеризовавшейся формированием определенной системы взаимоотношений между исламским и соседними государствами, между мусульманами и немусульманами. Эта ситуация побудила мусульманских факи-хов (ученых-правоведов) заняться ее исследованием и разработкой Здесь и далее ссылки на Коран делаются по книге: Коран(в переводе академика И. Ю. Крачковского). - М.: Наука, 1990. В скобках-указаны: N суры, затем - через двоеточие - N аята, в соответствии с нумерацией, приведенной в переводе И. Ю. Крачковского (Прим. перев.) соответствующих теоретических положений. Данные исследования заложили основу того, что в настоящее время получило название международного права. Джихад и его последствия были одной из основных проблем, приковывавших к себе внимание мусульманских факихов. Многие из них посвятили целые книги джихаду и его отдельным аспектам. Среди таких книг, в частности, Сийяр ("Хроники") аль-Ауза'и (157г. хиджры), работы по джихаду Абдаллы ибн аль-Муба-рака (181 г. хиджры), Большой и Малый "Сийяр Мухаммеда Ибн аль-Хасана аш-Шейбани (189 г. хиджры), Сийяр-Мухаммеда аль-Бакиди (207 г. хиджры), книга "Аль-Джихад" ат-Табари (310 г. хиджры). Ниже мы покажем, что многие теоретические положения, выдвинутые в то время мусульманскими факихами, предвосхитили установки современного международного права, в частности, в том, что касается применения в международных отношениях принципов чести, гуманности и справедливости, концепции установления мира между народами*. Это было обусловлено тем, что миссия ислама по своей сути носит общечеловеческий характер и направлена на совершенствование жизни народов всего мира. На страже общественного интереса, контролируемого тем, кто наделен властью (вали' аль-'амр), стоит совесть мусульманина. "Таким образом религия придает законный характер всем делам мусульман"**.

К выбору темы концепции войны в исламе меня привели следующие соображения: аз-Зухейли, Вахбат. Мусульманский фикх о последствиях войны.

- С. 9 (на арабском языке). Мадкур, Мухаммед. История исламского законодательства и его источники. - С. 58 (на арабском языке).

1) Человечество в новейшее время испытало на себе ужасы разрушительных войн, движущими силами которых были стремление к господству и эксплуатации или попытки воплотить в жизнь теории, основанные на аморальных посылках. Разрушения, голод, болезни, обескровливание народов, ставшие следствием первой и Еторой мировых войн, войны во Вьетнаме, многочисленных региональных конфликтов, потрясли человечество. Каково отношение к подобным войнам теории ислама? Ислам призывает к милосердию, справедливости и добру. Знакомство с гуманистическими аспектами исламской концепции войны необходимо для того, чтобы люди правильно оценили значение миссии ислама и ее гуманизм.

2) Многие западные исследователи пытались и пытаются обвинить ислам и мусульман в том, что последние, якобы, были поработителями других народов и наций, захватчиками и колонизаторами, стремившимися разрушить созданную человечеством цивилизацию и культуру. Истина, однако, состоит в противоположном. Исламский джихад представляет собой не орудие угнетения, а средство защиты истинной веры, направленной на объединение народов мира под знаменем любви и справедливости. В истории не было случая, чтобы арабы-мусульмане уничтожили какую-либо цивилизацию или разрушили культуру какого-либо народа. История знает их так милосердных завоевателей и носителей миссии, уважающей права других людей.

Памятники культуры, сохранившиеся, например, в Испании, являются свидетельством величия ислама, рассматривающего войну как чрезвычайное средство, необходимое для распространения мусульманской религии и противодействия агрессии. Другими словами, те, кто в своих сочинениях изображает ислам и джихад как проявление неких прихотей, фанатизма и ненависти, весьма далеки от истины.

Знакомство с исламской трактовкой войны и ее последствий помогает развеять многие иллюзии и сомнения; которые могли возникнуть у тех, кто испытал на себе воздействие подобных сочинений.

3) В мире шла и продолжает идти настойчивая гонка за обладание наиболее совершенными орудиями убийства и разрушения, запасов которых лишь у одной из великих держав достаточно, чтобы истребить жизнь ка земле и разрушить весь мир. Было множество прецедентов, когда человечество стояло на грани гибели. Если же начнется война на уничтожение между различными державами, то остановить ее не помогут ни положения международного права, ни Устав Организации Объединенных Наций, ни двусторонние договоры. И здесь огромное значение приобретают высокие принципы ислама, которые составляют основу поведения человека и жизни общества и регулируют их. Ислам считает войну чрезвычайным средством, ущерб от которой не должен превышать ушэрб от вызвавших ее причин, что соответствует аяту, гласящему: "Кто же преступает против вас, - то и вы преступайте против него, подобно тому, как он преступил против вас. И бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах - с богобоязненными! "(2:190/194).

Таким образом, построение мира, в котором человек сможет использовать свои способности и разум во имя счастья людей - вот цель ислама. Знать высокие идеалы и принципы ислама необходимо. И мы видим свой долг в том, чтобы донести их до тех, кто далек от него, до тех, чье понимание ислама оказалось искаженным под воздействием высказываний и поступков некоторых мусульман, вплоть до того, что кое-кто стал ассоциировать ислам с террором, тогда как на самом деле человечество не знает большей любви, справедливости и гуманизма, чем те, которые несет ему ислам.

Даже в условиях войны, которая неизбежно . сопровождается убийствами и разрушениями, первый халиф после Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Бекр ас-Сиддйк наставлял командующих мусульманскими Еойсками и, в частности, Усаму Ибн Зейда, такими словами: "Не предавайте, не поступайте вероломно, не наносите увечий, . не убивайте детей, стариков и женщин, не делайте бесплодной и не сжигайте ни одной пальмы, не рубите ни, одного плодоносящего дерева, а если и убиваете овцу, корову или верблюда, то делайте это только для того, чтобы обеспечить себе пропитание".

Подобное высоконравственное поведение было обусловлено не страхом перед наказанием со стороны закона, действие которого могло быть отменено силой или приостановлено, а прежде всего -личной верой в Аллаха и в миссию ислама.

План исследования.

Я составил следующий план своего диссертационного исследования:

Глава 1. ВОИНА В НЕБЕСНЫХ РЕЛИГИЯХ

§ 1. В нем рассказывается об истории войны в иудейской и христианской религиях.

В § 2 речь идет о войне в исламе. Дается определение войн,характеризуются их типы и основные принципов, регламентирующие ведение войны. Рассказывается о начале войны, о том, кто имеет право ее объявлять, о путях начала военных действий.

Глава 2. ВОЛНА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИСЛАМЕ.

§ 1 посвящен анализу характера международных отношений в исламе. В нем излагаются следующие вопросы:

- Отношение ислама к системе нейтралитета.

- Влияние войны на международные политические отношения: а) Влияние войны на дипломатические отношения. б) Влияние войны на заключение договоров.

В § 2 анализируются положения ислама, касающиеся пленных, раненых и убитых.

§ 3 поейящен рассмотрению вопросов, связанных с влиянием войны на людей и их имущество, таких, как:

- Влияние войны на людей.

- Влияние войны на торговые отношения.

- Влияние войны на имущество противника.

Глава 3. ОКОНЧАНИЕ ЕОЯНЫ.

§ 1. Окончание войны с точки зрения исламского учения.

§ 2. Окончание еойны путем заключения мирного договора.

§ 3. Окончание войны с помощью арбитража.

§ 4. Окончание войны путем выхода из боя.

Дамаск. Мухаммед Кудейми.

 

Введение диссертации1994 год, автореферат по политологии, Кудейми Мухаммед

Для тех, кто знаком с исламом, очевидно, что он выходит за рамки собственно веры, удовлетворяющей потребность разума и духа человека в выборе пути, в который он верит и которому следует. Ислам не ограничивается лишь заботой о , человеке, а регулирует также все гуманистические аспекты жизни общества. Гуманизм ислама основывается на следующих принципах:

Достоинство человека.

Многие тексты Корана утверждают величие человека в этом мире, созданном для того, чтобы человек мог управлять им с помощью данного ему Аллахом разума, благодаря которому он может познавать истины бытия и овладевать методами науки. Достоинством обладает любой человек, независимо от цвета его кожи или национальности. Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Араб может иметь преимущество над неарабом только с точки зрения набожности".

Все люди составляют единую человеческую нацию.

Если между людьми, принадлежащими к той или иной нации, и существуют различия в цвете кож, языке и способностях, то они свидетельствуют лишь о могуществе Создателя и отнюдь не означают преимущества одних людей над другими. Как сказано Всевышним в Кораке: "Из Его знамений - творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. "(30: 21/22). Всевышний также сказал: "О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. "(49:13/13).

Как явствует из данного аята, различия между народами и племенами совершенно не обязательно ведут к войнам или конфликтам между ними. Напротив, они должны способствовать их познанию друг друга, с тем чтобы они совместно пользовались тем, что создал для них на этой земле Аллах. Существующее среди людей и народов разнообразие является следствием различий в их пристрастиях и результатом отбутствия единого закона, регулирующего поведение людей и наций при опоре на их сознательность, основанную на вере, укорененной в сердце человека и его совести.

Гуманистическая взаимопомощь.

Это то, что ислам считает общим принципом, действующим в семье, нации и в человеческом обществе в целом. Всевышний сказал: "И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде."(5: 3).

В этом аяте содержится призыв к всеобщему сотрудничеству во всех добрых делах. Именно этому принципу следовал Пророк после переселения в Медину, когда он заключил союз с иудеями, основанный на сотрудничестве в благочестивых и добрых делах, в защите достоинства и запрещении несправедливости и зла. Мы можем провести параллель между отношениями Пророка с иудеями и тем, что сегодня называется "мирным сосуществованием", при котором сотрудничество, основанное на гуманизме, к которому призывал ислам, превратилось в твердое убеждение, став частью веры, в которой нет места духу конфронтации и противоречиям, подрывающим безопасность и стабильность в отношениях между людьми и государствами.

Терпимость.

Ислам призывает к терпимости, поскольку она служит основой для установления дружественных отношений. Терпимость определяла разработанную Пророком политику ислама в отношениях между людьми

- как мусульманами, так и немусульманами. Эта политика осуществляется в условиях мира, она же врачует сердца людей в условиях войны. Велико значение терпимости после достижения победы. Так, захватив Мекку и победив последователей многобожия, Пророк сказал им: "Как вы думаете, что я сделаю вам?" Они ответили: "Ты

- достойный брат наш и сын достойного брата". Тогда Пророк сказал им: "Я говорю вам то, что сказал мой брат Иосиф своим братьям: "Сегодня я не порицаю вас. Да простит вас Аллах! Идите, вы свободны".

Этот поступок Пророка был воплощением священного аята, гласящего: "Отклоняй же тем, что лучше, и вот - тот, с которым у тебя вражда, точно он горячий друг"(41: 34/34).

Свобода.

Это принцип ислама, необходимый для совершенствования человеческой личности. Свобода как личности, так и общности людей в исламе начинается с освобождения душ от власти прихотей и амбиций и подчинения их власти разума, и веры. Свобода вероисповедания -одно из проявлений свободы, к которой призывает ислам. В исламе нет принуждения в религии. Недопустимо принуждать или соблазнять человека принять ту или иную веру, поскольку это означает ущемление его свободы мысли и пренебрежение его разумом.

Ислам защищал веру тех, кто находился под покровительством мусульман, а также тех, кто заключил с ними договор, или тех, кто не развязывал против них войны. Он оказывал им содействие в отправлении их религиозных обрядов. Мусульманские факихи подтверждают это, основываясь на положении, подкрепленном действиями Пророка и праведных халифов, гласящем: "Тот, кто следует положениям определенной религии, лучше, чем тот, кто не следует никакой", поскольку у последователя той или иной религии,' пусть даже он заблуждаются, есть свой правильный путь, которым он руководствуется, и начало, сдерживающее его от дурных поступков. Уважение мусульман к чужим религиям позволяет сделать вывод о том, что ислам признавал свободу вероисповедания.

Пророк говорил: "Никого нельзя считать истинно верующим, пока он не станет любить своего брата так, как любит самого себя. Каждая умма* должна сама определять сама свою судьбу без вмешательства со стороны другой".

Добродетель.

Добродетель - один из принципов, на которых основываются отношения между людьми в исламе. Ислам призывает придерживаться добродетели в отношениях как между людьми, так и между группами, как в условиях мира, так и в условиях войны. Она является правом каждого человека и необходимым атрибутом его гуманизма, где бы он ни находился и в каких бы отношениях с мусульманами - мирных или Умма - "община" или "нация" (Прим. перев.). враждебных - ни был.

Священный Коран, который является конституцией мусульман, настаивает на добродетельном поведении даже в случае войны, с тем чтобы душа верующего под влиянием военных действий не впадала в состояние, способное заставить его отступить от этого важного принципа. Учение ислама не допускает совершать по отношению к врагу (в отличие от последнего) неприемлемых действий, не соответствующих принципу добродетели и моральным ценностям, которые несет в себе ислам во имя построения достойного общества. Всевышний сказал: "И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих! "(2:186/190). Всевышний также сказал: "Кто же преступает против вас, - то и вы преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас. И бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах - с богобоязненными! "(2:190/194).

Справедливость.

Это одно из свойсте ислама, которое должно действовать в отношении как врагов, так и друзей. Более того, справедливость по отношению к врагам даже ближе к благочестию и богобоязненности. Всевышний сказал: "Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха до того, что вы нарушите справедливость. Будьте справедливы, это - ближе к богобоязненности. . "(5: 11/8). В этих словах -основа исламской концепции человеческих взаимоотношений. Всевышний сказал: "Поистине, Аллах приказывает справедливость, благодеяния и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления"( 16: 92/90). Только тогда жизнь станет нормальной и исчезнет угнетение, угрожающее безопасности и покою как отдельных людей, так и человеческих общностей, когда их права будут обеспечены на основе и в соответствии с принципом справедливости.

Аллах позволяет мусульманам вступать в бой только в том случае, если они подвергаются притеснениям и не могут противодействовать им иначе как с помощью силы. Это не противоречит принципу терпимости, о котором говорилось выше, ибо терпимость не должна приводить к ущемлению прав людей. А если она приводит к этому, то э'р-уже не терпимость, а угнетение, которое сеет в душах людей семена конфликтов и вражды, разрушая добродетель в самой ее основе.

Прощение и терпимость должны проявляться тогда, когда человек имеет возможность распоряжаться своими правами и может либо простить, либо нет. Если же он лишен такой возможности, то взаимоотношения, основанные на гуманизме, возникнуть не могут, поскольку терпимость не должна служить угнетению, ведущему к распространению порока. Из принципа справедливости вытекает правило отношений как между людьми, так и между государствами на основе взаимности, вне зависимости от того, является ли одна из сторон мусульманской или нет. Так установлено праведным Пророком, который говорил: "Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой". Таким образом, адекватный ответ на агрессию в исламе является обусловленным исключительно необходимостью противодействия ей без превышения границ обороны. Не допускается убийство того, кто не сражается и не участвует б войне.

Соблюдение договора.

Ислам призывает к миру, поскольку мир обеспечивает необходимый климат для развития международных отношений и мобилизации всего того, что существует в этом мире, для обеспечения счастья людей. Путем установления мира между государствами служит заключении договоров, запрещающих войны и закладывающих фундамент для взаимодействия народов на основе взаимного уважения, обеспечения взаимных интересов и укрепления мира.

Сила договоров заключена не столько в самих их текстах, сколько в твердом желании договаривающихся сторон следовать тому, что в них записано. Поэтому Коран призывает к соблюдению договоров. Всевышний сказал: "Верно выполняйте догоеор с Аллахом, когда его заключили, и не нарушайте клятв после их закрепления: бы сделали Аллаха поручителем за Еас. Поистине, Аллах знает то, что вы творите! "(16: 93/91).

Б соответствии с мусульманским учением, человек, который скрепляет свой договор клятвой, берет Аллаха в поручители своей верности договору. Если же он нарушает договор, то это означает, что он использовал поручительство Аллаха в качестве средства для обмана и мошенничества, что является неприемлемым в исламе.

С этой точки зрения ислам внес вклад е укрепление основ международного права, подкрепив его религиозной сознательностью, силой веры и ее истинностью. В соблюдении договора и отражается истинность этой сознательности, сила и правота веры.

Таковы вкратце те принципы, на которых основаны международные отношения в исламе и которым должны соответствовать поведение мусульман и политика их государства как в условиях мира, так и в УСЛОВИЯХ войны.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепция войны в исламе"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.139

 

Список научной литературыКудейми Мухаммед, диссертация по теме "Политические проблемы международных отношений и глобального развития"

1. Абу Захра, Мухаммед. Аль-Джарима валь-'згкуба (Преступление инаказание). ^'^ <з к_/э, I 3 ss

2. Абу Хер^ ф, Али Садек. Аль-Канун ад-давлий аль-'амм (Всеобщеемеждународное право). KQIA^^ /3^^

3. Абу Юсеф Я'куб ибн Ибрагим. Аль-Харадж (Поземельный налог)./<'. / 5 i ; i

4. Бадави, Сарват. МухЕ1дарат фин-нузум ас-сийясийя (Лекции о нормах политики). /<^ о бсу-^ ^ /S^ ^.

5. Бадрави, Бадр. Аль-Клнун ар-руманий (Римское право). /^<>^/),/5_Г-Г12. аль-Байхаки, Ахмед пбн аль-Хусейн. Ас-Сукак аль-кубра (Величайшие законы), к!. CI и^р / 3 ТО _

7. Ибн аль-Араби. Ахкям аль-Кур'ан (Положения Корана). <$еА,>)'Г^/3^

8. Ибн аль-Аш'ат, Сулейман. Сунан Аби Дауд (Законы Абу Дауда).5,/5J-,i

9. Ибн Джабер, Ахмед ибн Яхья аль-Багдади. футух аль-бульдан (Завоевания стран). а q и^ ^ / S -Tj^

10. Ибн Кятир, Исмаил ибн Омар ад-Д^илашки. Ат-Тафсир (Тафсир) .й./5^т

11. Ибн ^нбаль, Ахмед. Аль-Муснад (Свод хадисов). B'&^^ffi, / 37о23. '.*1зам, Абдуррахман. Ар-Рисаля аль-халида (Бессмертная миссия).

12. Ирвинг, В. Хаят Мухаммед (Жизнь Мухаммеда). HQU^ 13ST

13. Лебон, Гюстав. Хадарат аль-'араб (Цивилизация арабов).^^'«•/.уг/5Л

14. Мадкур, Мухаммед. Аль-Мадхаль лиль-фикх аль-исламий (Введениев мусульманский фикх). /C:'QCC/O ^ /3 ^Г.

15. Мадкур, Мухаммед. Тарих ат-ташри' аль-исла}лий ва масадируху(История исламского законодательства и его источника). Jx^oc^^/s

16. Мамдух, Омар. Тарих аль-канун (История права). М<^^/>, /J^

17. Муслим ибн suib-Хадджадж ибк Муслим .аль-К\тиейри. Ас-Сахих(Свод хадисов). б'е.о^'рчаи /S^^,

20. Сварлейн. Аль-Мадхаль иляль-канун аль-'амм (Введение в правонаций). В'€.(^/>i^иГ , yj SS.

22. Тасхир, Голд (в пер. д-ра }^аммеда Юсефа Мусы). - Аль-'акыдаваш-шари'а (Вера и шариат). /<^utи^^ /3^3

23. Уисли. Аль-Мадхаль иляль-канун ад-давлий (Введение в международное право). S е<^р^'*1, ^?&-iP^

24. Фауда, Иззеддин. Ан-Нуззгм ад-диблумасиййя (Дипломатическиенормы). kl Q (^ ^ / ^ ^ .

25. Хаддури, Маджид. Аль-Харб вас-сильм филь-ислам (Война к мир висламе). /<f а < ^ j / о ? / / .

26. Щуббат, Фуад. Аль-Хукзгк ад-давлийя (Международное право). Ъ а//J. Источники на английском языке:

27. Irving, Washington. Life of Mohamet. - 1949.

28. Paf^ht-Oppenheim, Lauter. International Law. - 1949.

29. Svarlein, Oscai-. An Introduction to the Lav/ of Nations.- 1955.