автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Креолизованный текст в современных печатных СМИ: структурно-функциональные характеристики

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Корда, Ольга Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Креолизованный текст в современных печатных СМИ: структурно-функциональные характеристики'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Креолизованный текст в современных печатных СМИ: структурно-функциональные характеристики"

На правах рукописи

Корда Ольга Анатольевна

КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Специальность 10.01.10 - журналистика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

г 7 І'ЮН 2013

Екатеринбург 2013

005062328

Работа выполнена на кафедре русского языка и стилистики ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».

Научный руководитель Чепкина Элина Владимировна,

доктор филологических наук, доцент.

Официальные оппоненты: Казарин Юрий Викторович, доктор

филологических наук, профессор, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,профессор кафедры современного русского языка;

Симакова Светлана Ивановна, кандидат филологических наук, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», доцент кафедры теории массовых коммуникаций.

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Новгородский

государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород).

Защита состоится 24 июня в 15.00 на заседании диссертационного совета Д.212.285.21 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук на базе ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» по адресу: 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51, зал заседаний диссертационных советов, комн. 248.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».

Автореферат разослан Ж 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор филологических наук, \ ■ • Д°Дент

Б.Н.Лозовский >

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Развитие разных форм медиа, в том числе телевизионных и интернет-СМИ, изменило требования аудитории к подаче информации. Это вызвало закономерные изменения в облике печатных СМИ, прежде всего, увеличение степени визуализации контента, рост числа креолизованных текстов.

В данном исследовании теоретически осмыслены возможности использования креолизованных текстов в печатной прессе, разработана методология их исследования и практически реализован анализ структуры данного типа журналистских публикаций, видов и функций визуальных элементов, способов их взаимодействия в качественной и массовой федеральной прессе.

Как известно, средства коммуникации в обществе и сам тип общественного устройства тесно взаимосвязаны, кардинальные перемены в обществе сопровождаются и сменой облика СМИ. Сегодня в русле этих процессов находятся и тенденции оформления текстов печатных изданий как в функциональном, так и в содержательно-структурном планах. Данные явления в постсоветской России схожи с общемировыми. Сегодня в сфере медиа повсеместно идут разнонаправленные процессы: стандартизация и индивидуализация восприятия информации СМИ; специализация печатной прессы, предполагающая сегментирование аудитории по интересам, и конвергенция, объединяющая разные медиа, которые используют одни и те же технологии и текстовые формы. Распространено мнение, что эти процессы все больше теснят традиционную печатную прессу. Однако газеты и журналы накапливают опыт конкуренции с электронными СМИ, в том числе используя креолизованные тексты, развивая визуальную составляющую своих сообщений.

Специфика креолизованных журналистских текстов не изучена в полной мере, виды и функции визуальных элементов в их структуре не получили развернутого научного описания. Не выработана общепринятая методика исследования таких текстов. Требуют теоретического осмысления современные разновидности визуальных элементов в прессе и способы их использования. Именно креолизация становится важным инструментом коммуникации - привлечения и удержания внимания адресата, способов выражения смысловой организации текста. При этом научное знание об организации и воздействии креолизованных текстов служит своеобразной защитой как от ошибок среди практиков журналистики, так и от манипулирования сознанием аудитории. Таким образом, актуальной задачей современных медиаисследований (наряду с иными их направлениями) является анализ видов и функций визуальной информации в креолизованных

текстов печатных СМИ разных форматов. Исследование призвано систематизировать сложившиеся на данный момент виды креолизации журналистских текстов, функции визуальных элементов, способы взаимодействия в рамках целостного текста вербальных и визуальных элементов, оценить их творческий потенциал. Сказанным определяется актуальность заявленной в диссертации темы.

Степень научной разработанности проблемы

Общие проблемы креолизованного текста изучают представители разных наук — лингвистики, семиотики, искусствоведения, культурологии, философии, социальной психологии, теории журналистики и теории массовых коммуникаций. Наиболее подробно исследованы креолизованные тексты в рекламе. Вопросами визуальной журналистики, в том числе структурой креолизованных текстов, занимаются и журналисты-практики, обобщая накопленный опыт.

Феномен креолизованного текста требует комплексного исследования. Поэтому теоретическую базу данной диссертации составляют труды зарубежных и отечественных авторов, которые изучали как специфику массовой коммуникации, особенно сферу журналистики, так и собственно текст, в том числе креолизованный, на основе методологии целого ряда наук.

Серьезное значение для данной работы имеют основополагающие труды по проблемам массовой коммуникации, принадлежащие исследователям, разрабатывавшим соответствующие теории в русле философии, социологии, психологии, информатики, теории журналистики, культурологии1.

Важное методологическое значение имели труды российских исследователей, которые изучали законы коммуникации и структурно-системные свойства текстов, разрабатывали проблематику психологии восприятия2. Эти труды во многом перекликаются с работами западных

'См.: Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М., 2003., Теория массовых коммуникаций. — М., 2003; Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. — Екатеринбург, 2004; Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. — М., 1999; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2005; Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. — К., 2003; Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. - М., 1966., Социодинамика культуры. - М., 2005; ТоффлерЭ. Третья волна. - М„ 1999; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб., 2000; Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. - М., 1973. и др.

2 См.: Шкловский В.Б. Тетива. - М., 1983; Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. -М., 1977; Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л., 1986; Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. - М., 1987; Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм «за» и «против». - М., 1975; Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. - М., 1979; Успенский Б.А. Поэтика композиции. — М., 1970; Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. - СПб., 2002., Статьи по семиотике и типологии культуры //Избранные статьи: в 3-х

специалистов3 в области структуры текста и его восприятия. Важные наблюдения за актуальными процессами в сфере массовой коммуникации также оказали влияние на концепцию автора данной работы4.

В процессе написания диссертации автора особенно интересовали исследования, касающиеся коммуникативной сущности прессы, журналистики в целом5, в особенности исследования, касающиеся визуальной журналистики6. Полезными оказались работы конкретно-

т. - Таллин, 1992; Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956; Лурия

A.Р. Лекции по общей психологии. — СПб., 2006, Основные проблемы нейролингвистики. — М., 2009; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПБ., 2000. и др.

3См.: У.Эко От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение. 1998. № 32; Барт Р. Cameralucida. - М.,1997; Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 2001; Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. — М., 2004. и др.

"См.: Засурский Я.Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации. М., 2001, Информационное общество и СМИ// Вестник РФФИ. 1999. Вып.1; Землянова Л.М. Дискуссионный потенциал идейного вклада Г.М. Маклюэна в современную коммуникативистику // Эра Маклюэна; сборник статей. - М., 2009, Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. — М., 1995; Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М., 2003, Теория массовых коммуникаций. - М., 2003 и др.

5 См.: Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - М., 2002; Леонтьев A.A. Указ.соч.; Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. - М., 1996, Творческая индивидуальность в журналистике. М.,1984.; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. -М„ 2011; Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра - М., 2004; Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. - М., 2003; Свитич Л.Г. Профессия: журналист. - М., 2003, Феномен журнализма. - М., 2000; Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. - М., 2000; Корконосенко С.Г. Основы журналистики. — М., 2007; Мельник Г.С. Массмедиа: психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996; Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб., 2004; Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб., 2001; Грабельников A.A. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. - М., 2001, Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итога и перспективы. - М., 2000; Вино1радова С.М. Слагаемые журналистской профессии// Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000; Ковалева М.М. Журналистика - профессия творческая. К вопросу о классификации понятия // Медиа-дискурс. - Екатеринбург. - 2006. — № 1; Шандра

B.А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики. - М., 1982; Лозовский Б.Н. Журналистика как таковая // Профессиональная культура журналиста как фактор информационной безопасности. - Екатеринбург, 2008; Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. — Екатеринбург, 2002, Психология журналистики. — СПб, 2006; Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. — Воронеж, 2001, Эволюция массовой прессы'/СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Журналистика в 2007 году». - М., 2008; Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2000; Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации (монография). - Барнаул, 2002; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., 2011; Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России: задачи и теоретико-методологические принципы изучения. - М., 1981; Тертычный A.A. Аналитическая журналистика -М., 2010; и др. "См.: Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М., 2006; Тулупов В.В. Указ.соч.; Юкечев В.П.. Мегатекст газетной полосы // 13 шагов к успеху на малом медиарынке. - Новосибирск, 2006; и др.

прикладного характера, созданные ведущими журналистами7.

Методология исследования креолизованного текста закономерно опирается на базовые лингвистические работы по теории текста8. Исследования в русле лингвистики текста более позднего периода уже представляют целостную теорию текста в разных его модификациях, в том числе и текста газетно-публицистического9.

На сегодняшний день довольно подробно разработана теория собственно креолизованного текста в разных сферах коммуникации, преимущественно в рекламной10.

7 См.: Касютин B.JI. Газета успеха. - М., 2007; Колесниченко A.B. Практическая журналистика -М., 2010; Лялина Е.А. Профессиональная культура фотожурналиста // Профессиональная культура журналиста как фактор информационной безопасности: сб. ст. и мат. - Екатеринбург, 2008. и др.

8См.: Бодуэн де Куртенэ И,А. Избранные труды по общему языкознанию. —М., 1963; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества - М., 1986; Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2003;Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. — М., 1978; Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 2005; Гречко В.А. Теория языкознания. - М,, 2003; Ейгер Г.В. Юхт В.Л. К построению типологии текстов // Лингвистика текста: материалы научной конференции при МГПИИЯ им. М.Тореза. 4.1. - М., 1974; Левицкий Ю.А. Лингвистика текста —М., 2006; 246. Шмелева Т.В. Текст как

объект грамматического анализа. - Красноярск, 2006;.Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — М., 2004. и др.

9 См.: Каменская О.Л. Текст и коммуникация. - М., 1990;101. Каминская Т. Л. Адресат

в массовой коммуникации. — Великий Новгород, 2008; 107. Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. — М., 2008;Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. — Красноярск 1987;Майданова Л.М., Калганова С.О. Практическая стилистика жанров СМИ — Екатеринбург, 2006; и др. Матвеева Т.В.Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно-сопоставительный очерк. - Свердловск, 1990, Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст»//Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2005. № 2, Стилистика текста. - М., 1997; Дускаева Л. Р. Диалогичность современных газетных текстов в аспекте речевых жанров. - Пермь, 2004, Медиастилистика в России: традиции и перспекпгвы / Журналистика и культура речи. 2011. №3.; Чернявская В.Е. Интерпретация научного текста. -М., 2005; Чепкина Э.В. Дифференциация современной российской прессы: дискурсивно-стилистичекий аспект // Факс. Журнал уральских журналистов. 2006. №1-2; и др. |0См.: Адзинова A.A. Заглавия в креолизованном тексте (на материале «глянцевых» журналов мод)// Вестник Адыгейского государственного университета. 2007. №3; Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). -М., 2003; Бернацкая A.A. К проблеме "креолизации" текста: история и современное состояние /'/ Речевое общение: Специализированный вестник - Красноярск, 2000. Вып. 3(11), О понятии «текст». // Журнал Сибирского федерального университета. 2009. №2; Большакова Л.С. О содержании понятия «поликодовый текст»// Вестник СамГУ. 2008. jV« 4 (63); Большиянова Л.М. Внешняя организация газетного текста поликодового характера // Типы коммуникации и содержательный аспект языка: Сб. научн. тр.- М., 1987; Вашушша И.В. Взаимодействие визуальных и вербальных составляющих при восприятии креолизованного текста: Монография -Н. Новгород, 2007; Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. — Екатеринбург, 2006; Гришаева Л.И. Креолизованные тексты - тексты XXI века? // Вестник ВГУ, Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 2; Дубовицкая Л.В. Использование тропов в креолизованных текстах письменной коммуникации. // Вестник МГОУ, Серия «Лингвистика». 2011. X» 2., QR код — революция в мире креолизованных текстов? // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». 2012.

Завершая обзор литературы, отметим, что научные дискуссии, связанные с тенденциями развития журналистских текстов, в том числе креолизованных, далеки от завершения. И вкладом в разработку проблемы мы считаем анализ креолизованных текстов в печатной прессе, предпринятый в данной работе.

Объект исследования — креолизованные тексты, рассмотренные как единство вербальных и визуальных элементов, в качественных и массовых печатных СМИ.

Предмет исследования - структурно-функциональные разновидности визуальных элементов креолизованных текстов в прессе разных форматов, способы взаимодействия вербальной и визуальной составляющих в журналистском тексте.

Целью диссертационного исследования является разработка методики анализа визуального компонента в креолизованных текстах СМИ, изучение видов и функций визуальных элементов в креолизованных журналистских текстах, а также способов взаимодействия визуальных и вербальных элементов в печатных изданиях, принадлежащих разным дискур сивно-стилистическим форматам.

Для реализации цели исследования необходимо решить ряд задач:

1) Изучить социально-исторические причины роста визуализации информации в СМИ, специфику визуальной журналистики, воплощающей влияние культуры экрана на оформление и восприятие текста в печатных СМИ; проанализировать исследования феномена креолизованного текста в контексте актуальных направлений лингвистической теории текста;

2) Разработать методику анализа креолизованных текстов в прессе; дать рабочие определения базовых понятий, выделить этапы анализа;

3) Исследовать типы визуальных элементов в печатных креолизованных текстах на примере практик качественных СМИ, изданий-квалоидов, мягких таблоидов и таблоидов;

4) Выполнить анализ функций визуальных элементов в креолизованных журналистских текстах для различных аудиторий;

5) Типологизировать способы пространственного взаимодействия визуальных и вербальных элементов в текстах прессы в СМИ разных дискурсивно-стилистических форматов;

№1., Проблема перевода политических плакатов как культурно маркированных креолизованных текстов. // Вестник МГОУ, Серия «Лингвистика», 2011, № 4; Ейгер Г.В. Юхт В.Л. Указ.соч.; Пойманова О.В. Семантическое пространство видеовербального текста: авторсф. дисс. канд. филол. наук. - М., 1997; Сонин А.Г. Комикс: психолингвистический анализ. Барнаул, 1999; Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. - М., 1998. и др.

7

6) Выявить разновидности смысловых взаимоотношений частей креолизованного текста, типичные для качественной и массовой прессы.

Теоретико-методологическая база исследования опирается на комплексный подход, сочетающий разные методы исследования. Основополагающим для данного исследования является структурно-функциональный метод, который дополняется рядом теоретико-методологических подходов: системный, коммуникационный, дискурсивно-стилистический, метод контент-анализа. Кратко охарактеризуем эти подходы.

Структурно-функциональный подход предполагает рассмотрение креолизованного текста как системы, обладающей единой структурой, целостным единством функционирования его вербальных и визуальных компонентов. Он дает возможность увидеть каждый компонент в отдельности, определив его специфику, а также проследить процессы их взаимодействия. Данный метод продуктивен, в том числе благодаря возможности соединить эмпирические наблюдения с теорией текста и его функционирования, а значит, выявить закономерности, унифицирующие разнородный практический опыт журналистов.

Плодотворными видятся и коммуникационный и дискурсивно-стилистический подходы, позволяющие рассмотреть изучаемый феномен в контексте системы массовой коммуникации, с учетом разных форматов прессы. С помощью данных подходов креолизованный текст изучается в диссертации как социально-творческий продукт, функционирующий в соответствии с закономерностями развития современной российской журналистики.

Необходимость проверки теоретических положений работы на большом эмпирическом материале, позволяющем обеспечить достоверность полученных результатов, потребовала обращения к методу контент-анализа: были получены данные о частотности использования в разных форматах прессы видов визуальных элементов, их функций и способов взаимодействия с вербальными элементами.

Примененные в комплексе перечисленные научные подходы дают возможность осмыслить бытование креолизованных текстов в прессе не теоретически абстрактно, а в конкретных проявлениях их реального функционирования в прессе для разных целевых аудиторий.

Эмпирическая база исследования представлена общефедеральными изданиями, относящимися к качественной прессе («КоммерсантЪ», «Русский репортер»), журналами-квалоидами («Домашний очаг», «Весь экстрим», «Караван историй», «GEO» «Esquire»), мягкими таблоидами («Известия», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты»),

таблоидами («Жизнь», «Желтая газета»). Выборка изученных нами публикаций составила 1226 текстов, вышедших в течение 2008 - 2012 гг.

Научная новизна работы заключается в выявлении системной взаимосвязи визуальных и вербальных элементов в текстах СМИ, изучении специфики использования визуальных элементов креолизованных журналистских текстов в периодических печатных изданиях, разработке методики анализа содержания невербальных компонентов текста и их взаимодействия с вербальными компонентами. Кроме того, впервые в отечественной лингвистике рассмотрены особенности функционирования креолизованных текстов в изданиях разных дискурсивно-стилистических форматов.

Положения диссертации, полученные лично соискателем, содержащие новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1. Исследование показало, что креолизованный журналистский текст в печатных СМИ реализует тенденцию роста визуализации информации, в целом свойственную современной медиакультуре. Феномен креолизации текстов массмедиа получает продуктивное теоретическое осмысление, прежде всего, в контексте актуальных направлений лингвистики текста.

2. В соответствии со спецификой функционирования креолизованных текстов в СМИ в диссертации впервые разработана методика анализа взаимодействия визуального и вербального компонентов с опорой на концепцию смысловой структуры журналистского текста.

3. Автором выявлены типичные типы визуальных элементов в печатных креолизованных текстах на примере практик качественных СМИ, изданий-квалоидов, мягких таблоидов и таблоидов. Доказано, что визуальные элементы в первую очередь передают содержательно-фактуальную информацию; в качестве важной составляющей изображения часто выступает содержательно-концептуальная информация, которая, как и всякий коннотативный смысл, распознается не всеми адресатами.

4. Впервые подробно исследованы ведущие функции визуальных элементов в журналистских текстах печатных СМИ: информативно-иллюстративная и экспрессивные - аттрактивная и эмоционально-оценочная; рассмотрена многофункциональность креолизованных текстов, а также две модели чтения текстов, включающих серию относительно самостоятельных иллюстраций с подписями к ним. Выявлено, что ради усиления функции привлечения внимания к тексту современная пресса активно использует иллюстрации, лишь тематически и ассоциативно связанные с фактами, изложенными в вербальной части публикации; для изданий-таблоидов также характерно некорректное использование эффекта обманутого ожидания в соотношении вербального и невербального компонентов текста, ложная драматизация сообщений, избыточная эмоциональность креолизованных текстов.

5. Автором изучены способы пространственного соположения вербальных и визуальных элементов креолизованных текстов, выявлены наиболее типичные для СМИ. Анализ выявил, что в печатных СМИ подробно разработаны и обладают яркой спецификой практики анонсирования публикаций на первой полосе издания.

6. Исследование показало, что смысловое взаимодействие вербального и визуального компонентов креолизованных текстов в СМИ демонстрирует большое разнообразие, однако ведущей тенденцией является дублирование ключевых смыслов сообщения, призванное исключить неверную интерпретацию со стороны адресата.

Теоретическая значимость работы состоит в выработке методики анализа креолизованных текстов в прессе, выявлении типичных видов визуальных элементов таких текстов, особенностей их функционирования в современной прессе разных форматов, что позволило сделать выводы о возможностях представления в современных печатных СМИ информации посредством сочетания вербальных и изобразительных элементов.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности применения ее материалов и выводов в ходе дальнейших исследований процессов функционирования креолизованных текстов в разных форматах современной прессы. Выявление функций и способов представления информации вербально и с помощью изображений может помочь журналистам эффективно определять состав и организацию креолизованного текста в зависимости от типа издания, от ориентации на определенного адресата. Проведенный в работе детальный анализ значительного количества креолизованных текстов и сделанные из него выводы могут способствовать исключению неоднозначности воздействия вербального и изобразительного элементов креолизованного текста, если он рассчитан на определенного читателя.

Разработанная классификация видов и функций визуальных элементов, способов взаимодействия вербального и визуального вооружает практиков журналистики конкретными критериями в оценке эффективности использования различных видов креолизованных текстов для разных целевых аудиторий. Также данная работа может быть полезна руководителям СМИ, студентам, обучающимся по специальности «журналистика», и всем, кто связан с этой профессией.

Апробация научных результатов. Основные результаты исследования отражены в научных статьях. В частности, опубликованных в ведущем рецензируемом журнале, определенном ВАК РФ, - «Известия Уральского государственного университета» (Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2011г.), в журнале «Проблемы истории, филологии, культуры» (Магнитогорск, Магнитогорский государственный университет, 2012), в сборниках научных трудов молодых исследователей

«Наука-Вуз-Школа» (Магнитогорск, Магнитогорский государственный университет, 2008, 2009, 2011гг.).

Содержание концепции, положенной в основу диссертации, а также различные ее аспекты были представлены также в тезисах и докладах научных сообщений для ряда международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференций: «Журналистика в 2008 году. Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009 г.), «Журналистика в 2009 году. Трансформация систем СМИ в современном мире» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010 г.), «Журналистика в 2010году. СМИ в публичной сфере» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011 г.), «Журналистика в 2011году. Классификация вариантов отражения предмета речи в вербальном и невербальном плане по степени достоверности» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012 г.), Вторая международная научная конференция «Стилистика сегодня и завтра: медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах» (Москва, факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012 г.).

На основе материалов и выводов исследования студентам факультета журналистики Уральского федерального университета в рамках курса «Практическая стилистика» была прочитана лекция и проведено практическое занятие на тему «Структурная организация и выразительные возможности креолизованных текстов в СМИ».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, охарактеризованы объект и предмет, источники и материалы исследования, отражена степень разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи, указаны методологическая основа, ведущие методы исследования, отмечены новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретико-методологические основания исследования креолизованного текста» посвящена обоснованию актуальности исследования в рамках анализа тенденций визуализации информации в СМИ, обзору научных исследований креолизованного текста в русле лингвистической теории текста, а также описанию выработанной в ходе исследования методике анализа креолизованных журналистских текстов в печатных СМИ.

В параграфе 1.1. «Креолизованный текст в контексте тенденций визуальной журналистики н лингвистической теории текста» автор рассматривает современную культурно-коммуникативную ситуацию в аспекте развития средств визуализации информации, которое влечет за собой качественно новые характеристики текстов массмедиа. Эффективность

11

восприятия информации предполагает, что текст, который ее несет, должен быть сначала замечен, а затем воспринят в смысловой целостности. Сегодня тексты, содержащие визуальные элементы, решают такую задачу значительно эффективнее, чем исключительно вербальные публикации. Именно визуализация делает содержание текста более наглядным, более эмоционально окрашенным, что критически важно для современной аудитории медиа.

В подпараграфе 1.1.1. «Причины роста визуализации информации в современной периодической печати» диссертант анализирует принципы визуальной журналистики в печатных СМИ, которая сформировалась как ответ на вызовы постиндустриального, информационного общества. С развитием телевидения, а затем интернета визуальный способ передачи и восприятия информации (видео, фотографии, информационная графика и другие изобразительные элементы) явно преобладает над остальными. И периодические печатные издания значительно изменили и продолжают менять свой облик, способы подачи информации в этом же направлении.

Понятие «визуальная журналистика» сегодня интерпретируется в двух направлениях. Во-первых, преимущественно технологически, когда речь идет о принципах графического оформления печатной полосы в соответствии с правилами восприятия визуальлой информации. Такой подход предполагает внимание к дизайну издания, кеглю и начертанию шрифта, верстке заголовков и текстов, подбору иллюстраций. Во-вторых, о визуальной журналистике можно говорить в более широком смысле как о тенденции развития печатных СМИ в культурно-философском аспекте, когда речь идет о том, что визуально воспринимаемая информация начинает преобладать над вербальной, люди все больше общаются с помощью изображений, а не слов, культуру книги теснит культура экрана.

Культура книги опирается на классический механизм чтения, восприятие письменной формы текста, она культивирует рационализм, навыки анализа, абстрактного мышления, способности к обобщению, развитие критического отношения к действительности.

Культура экрана применительно к СМИ предполагает конвергенцию вербального текста и визуального или аудиовизуального образа. Считается, что ее распространение влечет за собой изменение способов мышления. Феномен культуры экрана значительно повлиял и на практики традиционных СМИ, в том числе на создание и оформление медиатекстов в газетах и журналах. Культура экрана предлагает визуальные образы, рассчитанные, прежде всего, на эмоциональное, интуитивное восприятие. Их можно не анализировать. Зрительный, эмоционально насыщенный образ (изображение) схватывается сознанием быстро и легко, этот процесс не требует интеллектуального напряжения.

Автор констатирует, что в связи с тенденцией к вытеснению вербальной информации и тесно связанных с ней линейных принципов организации текста исследователи массовой коммуникации говорят о смене когнитивного стиля, о том, что формируется клиповое сознание, опирающееся не столько на интеллектуальное, рациональное, сколько на эмоциональное постижение смысла сообщения.

Таким образом, креолизованные медиатексты - одна из наиболее распространенных форм визуализации информации в газетах и журналах, их широкое использование в прессе свидетельствует о развитии визуальной журналистики, которая воплощает тенденцию смены культуры восприятия информации - от преобладания книжной культуры к преобладанию культуры экранной.

В подпараграфе 1.1.2. «Направления исследования креолизованных текетов в русле теории текста» автор обращается преимущественно к лингвистическим исследованиям, посвященным креолизации текстов в разных типах коммуникации. Диссертант проводит анализ научной литературы и обозначает ключевые этапы развития теории текста и те аспекты, которые актуальны в контексте исследования креолизованных текстов. Он приходит к выводу, что теоретическое осмысление феномена креолизованного текста продолжает и развивает сложившуюся в XX веке теорию текста, которая формировалась представителями разных областей гуманитарного знания.

Диссертант уделяет большое внимание исследованию одной из основных категорий текста — информативности, опираясь на концепцию И.Р. Гальперина, в которой различаются три вида информации: содержательно-фактуальная (СФИ), содержательно-концептуальная (СКИ), содержательно-подтекстовую информацию (СПИ)11. СФИ содержит сообщения о фактах, событиях, процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить в окружающем нас мире, действительном или воображаемом. СКИ передает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами СФИ. СПИ представляет собой скрытую информацию, извлекаемую из СФИ благодаря способности единиц языка порождать ассоциативные и коннотативные значения. В работе представлен краткий обзор других текстовых категорий.

Также автором рассматриваются основные типологические характеристики текстов. Вслед за многими современными исследователями диссертант приходит к выводу, что на вершину иерархической типологии текстов можно было бы поместить критерий текстуальности12.

"См.: Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического анализа. М., 2007. С.27-28.

|2См.: Бернацкая A.A. О понятии «текст»// Журнал Сибирского федерального университета.

2009. №2. С. 35.

Диссертант, рассматривая проблематику определения термина «креолизованный текст», опирается на дефиницию, принадлежащую отечественным психолингвистам Ю.А. Сорокину и Е.Ф.Тарасову, -«Креолизованные тексты (КТ) - это тексты, фактура которых состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык)»13 Креолизованный текст рассматривается сегодня как поликодовый текст, использующий элементы разных семиотических систем. В практике современной прессы это, прежде всего, тексты, в которых взаимодействуют вербальные и визуальные компоненты - фотографии, рисунки, информационная графика.

Обращаясь к исследованиям Е.Е.Анисимовой14, а также к работам других ученых-лингвистов, автор подробно анализирует основные характеристики креолизованных текстов: целостность, которая задается коммуникативно-когнитивной установкой адресанта; использование широкого набора паралингвистических средств; образность, возникающая во взаимодействии визуальных средств с вербальной частью текста; смысловая взаимосвязь вербального и невербального компонентов; варианты пространственного расположения вербальных и невербальных элементов; локативность,

В работе проанализированы основные подходы к ещё только складывающейся типологии креолизованных текстов.

Опираясь на труды современных исследователей и проведенный анализ публикаций, автор выделяет универсальные функции креолизованных текстов: информативную, аттрактивную, эмоционально-оценочную. Дан обзор частных функций визуального компонента (изображения) в креолизованных текстах.

В параграфе 1.2. «Специфика исследования креолизованных журналистских текстов» автор описывает самостоятельно разработанную (разумеется, с опорой на уже известные подходы) методику анализа креолизованных текстов в рамках журналистского дискурса по нескольким параметрам. В первую очередь выявляются типы визуальных элементов и функции, которые они выполняют. В частности, выделяются и коротко характеризуются ведущие элементы визуальной печатной журналистики, которые будут рассмотрены в ходе дальнейшего эмпирического исследования. Это, прежде всего, разные виды иллюстрационного (визуального) оформления: фотографии и коллажи, варианты инфографики, рисунки. В качестве второстепенных, но имеющих значение элементов

|3Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция// Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.С.180.

"Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М., 2003.

обсуждаются заголовочный комплекс, шрифтовое и цветовое оформление текста. Обращение к таким элементам в ходе анализа эмпирического материала осуществляется только по принципу дополнительности.

Отбор и анализ эмпирического материала осуществлены с опорой на следующие методологические принципы. Единицей анализа является целостный текст в единстве его вербальных и визуальных элементов. Смысл текста выявляется с опорой на анализ его смысловой структуры, методика которого была предложена Т.М. Дридзе, а затем дополнена и адаптирована применительно к анализу журналистских текстов JT.M. Майдановой15. В рамках данного подхода содержание текста может быть схематично представлено в виде логически организованной иерархии смыслов: от главной мысли к подтверждающим и обосновывающим ее тезисам и общему выводу (эксплицитному или имплицитному). Помимо логически выстроенных суждений журналистские тексты содержат иллюстрации -конкретные факты; представление места событий, персонажей; заявления экспертов, участников событий и т.д.

Методика анализа смысловой структуры текста была разработана только на материале вербальных текстов. Однако исследование креолизованных текстов требует смыслового анализа не только вербальных, но и визуальных элементов. Ввиду отсутствия общепринятых методов анализа невербальных элементов, автором разработана собственная методика с учетом специфики функционирования журналистских произведений. Такие иконические элементы, как фотографии, коллажи, рисунки, всегда имеющие множество потенциальных значений, рассматриваются как часть целостной смысловой структуры текста, с опорой на вербально выраженные значения. То есть выделяются визуальные соответствия той информации, которую несет вербальный текст, включая заголовочный комплекс и подписи к иллюстрациям. Таким образом, можно ответить на вопрос, какие элементы вербального текста чаще всего визуализируются.

В контексте исследования визуальной журналистики диссертант, опираясь на исследования Э.В. Чепкиной16, дифференцирует печатные СМИ в зависимости от целевой аудитории ira четыре дискурсивно-стилистических формата. Различаются качественная пресса и массовая (таблоиды), также рассматриваются занимающие промежуточное положение между качественными изданиями и сенсационно-развлекательными таблоидами издания-квалоиды (качественная развлекательная пресса) и мягкие таблоиды

15 См.: Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980; Дридзе Т.М. Текстовая деятельность и структура социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии, М., 1984; Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987.

16Чепкина Э.В. Дифференциация современной российской прессы: дискурсивно-стилистичекий аспект// Факс. Журнал уральских журналистов. №1-2. 2006. - С. 66.; см. также: Майданова Л.М., Чепкина Э.В. Медиатекст в идеологическом контексте. Екатеринбург, 2011.

(массовые издания, в которых сокращен, по сравнению с качественными) блок общественно-политической и экономической информации, освещаемые проблемы и способы их решения значительно упрощаются; в таких изданиях большое количество публикаций с полезными бытовыми советами, а также о частной жизни звезд, светских скандалах и т.п.). В диссертации рассматриваются практики использования креолизованных текстов во всех четырех разновидностях изданий.

Приведенная методика анализа креолизованных текстов, по мнению диссертанта, даст эмпирические данные для анализа по следующим направлениям: какие типы визуальных элементов используются; каковы их функции; какие способы взаимодействия визуальных и вербальных элементов возможны и какие — частотны в изданиях, воплощающих разные дискурсивно-стилистические форматы.

Таким образом, автор доказывает, что особенности функционирования креолизованных текстов во многом связаны с форматом изданий, в которых они публикуются. Осуществлена проверка результатов исследования креолизованных текстов в изданиях разных форматов методом контент-анализа.

Во второй главе «Визуальные элементы креолизованного текста в печатных СМИ» рассмотрены различные виды и функции визуальных элементов креолизованных журналистских текстов. Единицей анализа каждый раз является целостный текст, и визуальные элементы описаны и проанализированы только с учетом общего смысла журналистского произведения.

В параграфе 2.1. «Типы визуальных элементов в журналистском тексте» на типичных примерах рассмотрены наиболее распространенные разновидности визуальных элементов. В основание типологии положены, во-первых, способы визуализации, а во-вторых, виды информации, которую могут нести невербальные элементы. По способу визуализации проанализированы следующие элементы креолизованных текстов: фотографии, коллажи, рисунки, репродукции, диаграммы, схемы и др. Классификация визуальных элементов по виду передаваемой информации проведена с опорой на теорию И.Р. Гальперина17. Следует отметить: содержательно-подтекстовая информация автором не рассматривается, так как он принимает точку зрения Л.М. Майдановой18, что это не отдельный вид информации, а способ подачи СФИ или СКИ - уведение в подтекст, имплицитный способ выражения. Соответственно, автор различает визуальные элементы, несущие содержателыю-фактуальную информацию

17 Гальперин И.Р. Цит. соч.

"См.: Майданова Л.М., Муравьева Н.В., Сметанина С.И. Целостность и связность газетного текста. Свердловск. 1986.

(СФИ), и элементы, несущие содержательно-концептуальную информацию (СКИ). В визуальной передаче СФИ автор анализирует роль невербального элемента в передаче события, о котором говорится в вербальном компоненте текста. В центре оказываются: субъекты (персонажи), участвующие в нем; место (пространство) события; этапы его развития во времени. По наблюдениям автора, для всех типов печатных изданий формы подачи СФИ идентичны.

В ходе исследования выявлено, что субъект события чаще всего представлен визуальным элементом в следующих вариантах: портрет персонажа вне контекста; портрет героя, включающий детали интерьера; фотоизображения персонажа, отражающие детали его биографии. В процессе анализа определены два типа визуального отражения места события: фотоизображение пространства как демонстрация места событий и представление пространства события в качестве аргумент к авторскому тезису. Для изображения процесса развертывания события используют серии фотографий, показывающих разные эпизоды события.

Визуальные элементы, несущие содержательно-концептуальную информацию, диссертант делит на три группы в зависимости от той роли, которую они играют в разработке проблемы, поставленной автором в публикации. Визуальные элементы, во-первых, дают изображение, передающее концепцию автора, раскрывающее главную мысль текста; во-вторых, позволяют наглядно передать эмоциональное авторское восприятие ситуации; в-третьих, выражают авторскую оценку событий. Принадлежность невербального элемента к одной из этих групп не исключает его принадлежности также и к другой группе. Содержательно-концептуальная информация, будучи коннотативной, не одинаково воспринимается разными группами адресатов. Большую роль в ее выявлении играют смыслы, выраженные в тексте вербально.

В параграфе 2.2. «Функции визуальных элементов в креолизованном медиатексте» рассмотрены иллюстративно-информативная и экспрессивные (аттрактивная и эмоционально-оценочная) функции невербальных компонентов, а также многофункциональность визуальных элементов в четырех типах печатных изданий. Автор приходит к заключению, что информативно-иллюстративная функция визуальных элементов, особенно фотографий, помогает обеспечить достоверность сообщения и/или уточнить его тематику. В то время как экспрессивные функции обеспечивают привлечение внимания аудитории к тексту и передачу эмоциональной оценки его содержания. Часто они сопрягаются с эффектом обманутого ожидания на уровне соотношения вербального и визуального элементов. Дополнительную экспрессию обеспечивают намеренная неясность смыслового соотношения разных элементов текста, комический эффект изображений, иронические коннотации.

Также в ходе анализа автором были выявлены две модели восприятия, заложенные в организацию многих креолизованных текстов как вариант многофункционального взаимодействия его визуальных и вербальных компонентов. Публикация, содержащая серию фотографий с подписями к ним, может быть прочитана традиционно, от начала до конца вербального текста с параллельным восприятием иллюстраций. Но структурная организация текста делает возможным возможно и целостное восприятие его смысла только на основе иллюстраций и подписей к ним, когда основной вербальный текст не прочитывается.

Кроме того, в этой главе автор на основании данных, полученных в результате проведенного контент-анализа, выявил предпочтения редакций различных типов изданий в выборе видов используемых визуальных элементов. Так, подавляющее большинство визуальных элементов в таблоидах составляют фотографии. Незначительно меньший процент фотографий присутствует в квалоидах. Другие виды визуальных элементов в данных типах изданий представлены незначительно или отсутствуют вовсе. Качественные издания и мягкие таблоиды предлагают своему читателю более широкий спектр визуальных элементов, прежде всего за счет инфографики и рисунков. Таким образом, автор выявил сходство практик квалоидов и таблоидов, которые имеют в качестве ведущей цели развлечение. Также сходны практики качественных изданий и мягких таблоидов, для которых цели информирования более приоритетны.

При изучении различий визуальных элементов по видам передаваемой информации выявлены те же две группы. В качественных изданиях и мягких таблоидах примерно равное количество визуальных элементов передает содержательно-фактуальную и содержательно-концептуальную информацию. В квалоидах и таблоидах около трех четвертей всех визуальных элементов передают содержательно-фактуальную информацию, оставшиеся элементы передают содержательно-концептуальную информацию. По мнению автора, полученные цифры обусловлены соотношением объема качественной и развлекательной информации в различных видах изданий, а также другими особенностями формата изданий данной группы. В первую очередь к этим особенностям относится тематическое различие публикаций. Если говорить о качественных изданиях и мягких таблоидах, то их публикации помимо развлекательной тематики посвящены политике, экономике, различным социальным проблемам. Публикации, размещаемые в квалоидах, в большинстве случаев посвящены проблемам семьи, здоровья, моде, кулинарии, различным увлечениям людей и т.д. Таблоиды размешают на своих страницах публикации, в основном посвященные различным скандалам в шоу-бизнесе, а также криминальным темам.

Данные, полученные в результате количественного исследования функций визуальных элементов в журналистском тексте, на первый взгляд могут показаться парадоксальными - разные типы СМИ приблизительно в равных пропорциях используют информативно-иллюстративную и экспрессивные функции визуальных компонентов. По мнению автора, это обусловлено тем, что в современном обществе печатной прессе приходится конкурировать с визуальными источниками информации - телевидением и интернетом, имеющими в своем арсенале более мощные по воздействию на аудиторию инструменты визуализации информации.

В результате качественного и количественного анализа автор делает вывод: качественные СМИ используют экспрессивную функцию невербальных элементов для создания более глубокого восприятия читателем содержания вербальной части публикаций; таблоиды - для подтверждения сенсационности информации и создания впечатлений, которые могут шокировать; мягкие таблоиды - для привлечения внимания и создания у читателя аналогичной с автором оценки ситуации; в изданиях-квалоидах невербальные элементы в подавляющем большинстве случаев выполняют функцию аттракции, что подтверждает направленность издания: здесь нет ни шокирующих сенсаций, ни разоблачений, присутствует аттрактивная функция в чистом виде — изображение, которое привлекает внимание. Мягкие таблоиды и таблоиды отличает эмоциональная избыточность многих креолизованных текстов, ложная драматизация на уровне иллюстраций и заголовочного комплекса.

В третьей главе «Способы взаимодействия визуальных и вербальных элементов в креолизованных текстах прессы» автор решает следующие задачи: выявление вариантов взаимодействия вербального и визуального элементов, актуальных для прессы сегодня; проверка методом контент-анализа частотности их сочетаний в изданиях разных форматов. Основные типы взаимодействия автор рассмотрел в соответствии с планом:

- Пространственное соположение визуальных и вербальных элементов в креолизованных текстах как в одном визуальном поле, так и на разных страницах издания.

- Смысловое взаимодействие вербального и визуального компонентов (тождество смысла вербальной и визуальной информации; дополнение смысла одного элемента смыслом другого; столкновение смыслов).

В параграфе 3.1. «Пространственное соположение элементов креолизованного текста» показано, что пространственное соположение может быть, во-первых, дистантным. Чаще всего это ситуация, когда часть текста анонсирована на первой полосе издания, а остальные элементы опубликованы на внутренних страницах. Во-вторых, все изобразительные и вербальные элементы могут находиться в одном визуальном поле.

Анонсирование материалов применяется во всех видах рассматриваемых СМИ. Наиболее распространены два вида анонса. Во-первых, использование фразы и небольшого визуального элемента на первой полосе/обложке. Данный вид анонса встречается во всех типах СМИ за исключением квалоидов. Для мягких таблоидов этот вид анонса является стандартным. Во-вторых, увеличение визуальной части анонса до размера, при котором она становится главной на первой полосе издания. Данный вид анонса широко применяется во всех типах СМИ за исключением таблоидов. Для качественных изданий он является стандартным.

Исследование печатных СМИ разных дискурсивно-стилистических форматов выявило два способа организации совокупности анонсов на первой полосе. Первый - комплекс анонсов на первой полосе, состоящий из одного крупного визуального элемента и нескольких мелких. Второй — один анонс, презентующий целую подборку публикаций, объединенных одной темой. Данный вид анонса является стандартным для мягкого таблоида, он иногда встречается и в качественном издании, когда его выпуск посвящается узкой теме.

Встречаются виды анонсирования, присущие лишь одному из рассматриваемых форматов печатных СМИ. К ним относятся: использование в качестве анонса инфографики в качественных изданиях и интеграция вербальных элементов с визуальным элементом, который не связан с ними тематически, в квалоиде. Оглавление как вид анонсирования может быть либо выборочным, либо полным, когда охвачены все материалы выпуска.

Перенос материала со страницы на страницу встречается в СМИ всех форматов: либо последовательный перенос на соседнюю страницу; либо перенос с разрывом, когда между первой и последующей частью материала расположены страницы с другими публикациями.

Качественные издания традиционно используют обособленное размещение визуального и вербального элемента в одном визуальном поле, различные виды интеграции применяются крайне редко. Мягкие таблоиды также отдают предпочтение обособленному размещению элементов в одном визуальном поле, но используют и различные виды интеграции. Эти показатели характеризуют сложившуюся традицию оформления изданий. Квалоиды демонстрируют схожие с мягкими таблоидами количественные показатели. Основным отличием от массовых изданий является значительно меньший количественный показатель дистантного соположения элементов. Основными для таблоидов являются, наоборот, различные виды интеграции.

В параграфе 3.2. проанализированы виды смыслового взаимодействия визуального и вербального элементов. Анализ показал, что смысловое взаимодействие вербального и визуального обнаруживает следующие вариации: дублирование смыслов вербального и визуального элементов; дополнение смысла одного элемента креолизованного текста за

счет другого; неразрывное взаимодействие вербальных и визуальных элементов, когда их нельзя полноценно воспринимать по отдельности (в том числе взаимодействие с целью создания подтекста); столкновение смыслов вербального и визуального элементов; композиционно-графическое выделение важного фрагмента информации с помощью вербального или визуального элемента.

Дублирование смысла вербальной и визуальной информации используется всеми видами изданий в значительном числе случаев. Качественные СМИ чаще других изданий используя различные приемы столкновения смыслов разных элементов. Количественные показатели квалоидов и таблоидов говорят о предпочтении ими дублирования смыслов визуальных и вербальных элементов. При использовании смысловых отношений дополнения квалоиды предпочитают вербальный элемент в качестве главного, а таблоиды — визуальный.

В заключении диссертации представлены общие выводы, подведены итоги исследования, определены перспективы дальнейшего научного поиска.

Основное содержание диссертации отражено в 12 публикациях автора общим объемом 3,92 п.л.:

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах, определенных ВАК:

1. Корда O.A. Локативность креолизованного текста как основа для экспрессивных приемов подачи информации (на примере публикаций журнала «Русский репортер») // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. -2011. -№3 (92).-С. 54-64. (0,78 п.л.)

2. Корда O.A. Локативность как основа организации креолизованного журналистского текста (на примере публикаций журнала «Русский репортер») // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2012. - № 1. -С. 343-352. (0,63 п.л.)

Другие публикации:

3. Корда O.A. Экспрессивный прием «визуализация информационной картины дня // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ: материалы всеросс. научно-практ. конф. «Журналистика 2008». - М.: Изд-во МГУ, 2009. - С. 352-353. (0,1 п.л.)

4. Корда O.A. К вопросу о типологии креолизованных текстов по уровню организации изовербальных элементов // Трансформация систем СМИ в современном мире: материалы междунар. научно-практ. конф. «Журналистика 2009». - М.: Изд-во МГУ, 2010. - С. 357-358. (0,08 п.л.)

5. Корда O.A. Классификация элементов дизайна креолизованного текста по информативной функции // СМИ в публичной сфере: материалы междунар. научно-практ. конф. «Журналистика 2010». - М.: Изд-во МГУ, 2011. - С. 445-446. (0,08 п.л.)

6. Корда O.A. Классификация вариантов отражения предмета речи в вербальном и невербальном плане по степени достоверности // Ценности современного общества и средства массовой информации: материалы междунар. научно-практ. конф. «Журналистика 2011». — М.: Изд-во МГУ, 2012. -С. 281-282. (0,07 п.л.)

7. Корда O.A. Локативность креолизованного текста как основа для экспрессивных приемов подачи информации // Наука-Вуз-Школа: сборник научных трудов молодых исследователей. — Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2008. - С. 218-223. (0,32 п.л.)

8. Корда O.A. Невербальные элементы креолизованных текстов: коммуникативный аспект // Наука-Вуз-Школа: сборник научных трудов молодых исследователей. — Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2009. - С. 181187. (0,38 пл.)

9. Корда O.A. Содержательно-концептаульная информация в креолизованном медиатексте // Наука-Вуз-Школа: сборник научных трудов молодых исследователей. - Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2011. — С.70-74. (0,32 п.л.)

10. Корда O.A. Содержательно-фактуальная информация в креолизованном медиатексте // Наука-Вуз-Школа: сборник научных трудов молодых исследователей. - Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2011. - С.74-79. (0,33 п.л.)

11. Корда O.A. Содержательно-подтекстовая информация в креолизованном медиатексте // Наука-Вуз-Школа: сборник научных трудов молодых исследователей. - Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2011. - С. 79-84. (0,33 п.л.)

12. Корда O.A., Чепкина Э.В. Креолизованный текст в прессе в контексте тенденций визуальной журналистики // Вторая международная научная конференция «Стилистика сегодня и завтра: медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах». Пленарные доклады. - М.: МедиаМир, 2012. - С. 187 - 193. (0,5 п.л.)

Подписано в печать 23.05.2013 г. Формат 62x90V, Печать цифровая. Бумага ВХИ-80. Заказ 2546. Тираж дополнительный 100.

13 МАГНИТОГОРСКИЙ ДОН ПЕЧАТИ

455023, г. Магнитогорск, пр-т К. Маркса, 69. Тел. (3519) 26-14-95, факс (3519) 26-15-01. E-mail: mdp@mgn.ru

 

Текст диссертации на тему "Креолизованный текст в современных печатных СМИ: структурно-функциональные характеристики"

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

На правах/ писи

0420135^26ч

Корда Ольга Анатольевна

КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Специальность 10.01.10 - журналистика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель доктор филологических наук, доцент Э.В. Чепкина

Екатеринбург 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.....................................................................................3

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования креолизованного текста...............................................................15

1.1. Креолизованный текст в контексте тенденций визуальной журналистики и лингвистической теории текста..................................15

1.1.1. Причины роста визуализация информации в современной периодической печати...................................................................16

1.1.2. Направления исследования креолизованных текстов в русле

теории текста..............................................................................22

1.2. Специфика исследования креолизованных текстов в печатных СМИ ... 41 Глава 2. Визуальные элементы креолизованного текста в печатных СМИ........................................................................................61

2.1. Типы визуальных элементов в журналистском тексте......................61

2.2. Функции визуальных элементов в креолизованном медиатексте.........82

Глава 3. Способы взаимодействия визуальных и вербальных элементов в журналистских текстах.............................................120

3.1. Пространственное соположение элементов креолизованного текста ... 120

3.2. Смысловое взаимодействие вербальных и визуальных элементов......135

Заключение..............................................................................173

Библиография..........................................................................176

Приложение 1: Список анализированных текстов..........................197

Приложение 2: СД-диск с изображениями упоминаемых в ходе анализа текстов........................................................................227

Введение

Актуальность темы исследования

Развитие разных форм медиа, в том числе телевизионных и интернет-СМИ, изменило требования аудитории к подаче информации. Это вызвало закономерные изменения в облике печатных СМИ, прежде всего, увеличение степени визуализации контента, рост числа креолизованных текстов.

В данном исследовании теоретически осмыслены возможности использования креолизованных текстов в печатной прессе, разработана методология их исследования и практически реализован анализ структуры данного типа журналистских публикаций, видов и функций визуальных элементов, способов их взаимодействия в качественной и массовой федеральной прессе.

Как известно, средства > коммуникации в обществе и сам тип общественного устройства тесно взаимосвязаны, кардинальные перемены в обществе сопровождаются и сменой облика СМИ. Сегодня в русле этих процессов находятся и тенденции оформления текстов печатных изданий как в функциональном, так и в содержательно-структурном планах. Данные явления в постсоветской России схожи с общемировыми. Сегодня в сфере медиа повсеместно идут разнонаправленные процессы: стандартизация и индивидуализация восприятия информации СМИ; специализация печатной прессы, предполагающая сегментирование аудитории по интересам, и конвергенция, объединяющая разные медиа, которые используют одни и те же технологии и текстовые формы. Распространено мнение, что эти процессы все больше теснят традиционную печатную прессу. Однако газеты и журналы накапливают опыт конкуренции с электронными СМИ, в том числе используя креолизованные тексты, развивая визуальную составляющую своих сообщений.

Специфика креолизованных журналистских текстов не изучена в полной мере, виды и функции визуальных элементов в их структуре не

получили развернутого научного описания. Не выработана общепринятая методика исследования таких текстов. Требуют теоретического осмысления современные разновидности визуальных элементов в прессе и способы их использования. Именно креолизация становится важным инструментом коммуникации - привлечения и удержания внимания адресата, способов выражения смысловой организации текста. При этом научное знание об организации и воздействии креолизованных текстов служит своеобразной защитой как от ошибок среди практиков журналистики, так и от манипулирования сознанием аудитории. Таким образом, актуальной задачей современных медиаисследований (наряду с иными их направлениями) является анализ видов и функций визуальной информации в креолизованных текстов печатных СМИ разных форматов. Исследование призвано систематизировать сложившиеся на данный момент виды креолизации журналистских текстов, функции визуальных элементов, способы взаимодействия в рамках целостного текста вербальных и визуальных элементов, оценить их творческий потенциал. Сказанным определяется актуальность заявленной в диссертации темы.

Степень научной разработанности проблемы

Общие проблемы креолизованного текста изучают представители разных наук - лингвистики, семиотики, искусствоведения, культурологии, философии, социальной психологии, теории журналистики и теории массовых коммуникаций. Наиболее подробно исследованы креолизованные тексты в рекламе. Вопросами визуальной журналистики, в том числе структурой креолизованных текстов, занимаются и журналисты-практики, обобщая накопленный опыт.

Феномен креолизованного текста требует комплексного исследования. Поэтому теоретическую базу данной диссертации составляют труды зарубежных и отечественных авторов, которые изучали как специфику массовой коммуникации, особенно сферу журналистики, так и собственно текст, в том числе креолизованный, на основе методологии целого ряда наук.

Серьезное значение для данной работы имеют основополагающие труды по проблемам массовой коммуникации, принадлежащие исследователям, разрабатывавшим соответствующие теории в русле философии, социологии, психологии, информатики, теории журналистики, культурологии1.

Важное методологическое значение имели труды российских исследователей, которые изучали законы коммуникации и структурно-системные свойства текстов, разрабатывали проблематику психологии

л

восприятия . Эти труды во многом перекликаются с работами западных специалистов в области структуры текста и его восприятия. Важные наблюдения за актуальными процессами в сфере массовой коммуникации также оказали влияние на концепцию автора данной работы4.

В процессе написания диссертации автора особенно интересовали исследования, касающиеся коммуникативной сущности прессы, журналистики в целом5, в особенности исследования, касающиеся

'См.: Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М., 2003., Теория массовых коммуникаций. - М., 2003; Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. — Екатеринбург, 2004; Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. - М., 1999; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005; Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. — К., 2003; Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. - М., 1966., Социодинамика культуры. - М., 2005; Тоффлер Э.Третья волна. - М., 1999; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб., 2000; Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. - М., 1973. и др.

2 См.: Шкловский В.Б. Тетива. - М., 1983; Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977; Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.— Л., 1986; Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. - М., 1987; Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм «за» и «против». - М., 1975; Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. - М., 1979; Успенский Б.А. Поэтика композиции. -М., 1970; Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. - СПб., 2002., Статьи по семиотике и типологии культуры // Избранные статьи: в 3-х т. - Таллин, 1992; Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956; Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб., 2006, Основные проблемы нейролингвистики. — М., 2009; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПБ.,

2000. и др.

3См.: У.Эко От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение. 1998. № 32; Барт Р. Camera lucida. - М.,1997; Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 2001; Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. — М., 2004. и др.

4См.: Засурский Я.Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации. М.,

2001, Информационное общество и СМИ// Вестник РФФИ. 1999. Вып.1; Землянова Л.М. Дискуссионный потенциал идейного вклада Г.М. Маклюэна в современную коммуникативистику // Эра Маклюэна: сборник статей. - М., 2009, Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. — М., 1995; Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М., 2003, Теория массовых коммуникаций. - М., 2003 и др.

5 См.: Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - М., 2002; Леонтьев A.A. Указ. соч.; Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. - М., 1996, Творческая индивидуальность в журналистике. М.,1984.; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., 2011; Гуревич С.М. Газета:

визуальной журналистики6. Полезными оказались работы конкретно-прикладного характера, созданные ведущими журналистами7.

Методология исследования креолизованного текста закономерно опирается на базовые лингвистические работы по теории текста8. Исследования в русле лингвистики текста более позднего периода уже представляют целостную теорию текста в разных его модификациях, в том числе и текста газетно-публицистического9.

вчера, сегодня, завтра - М., 2004; Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. - М., 2003; Свитич Л.Г. Профессия: журналист. - М., 2003, Феномен журнализма. - М., 2000; Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. - М., 2000; Корконосенко С.Г. Основы журналистики. — М., 2007; Мельник Г.С. Массмедиа: психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996; Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2004; Ворошилов В.В. Журналистика. - СПб., 2001; Грабельников A.A. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. - M., 2001, Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. - M., 2000; Виноградова С.М. Слагаемые журналистской профессии// Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000; Ковалева М.М. Журналистика - профессия творческая. К вопросу о классификации понятия // Медиа-дискурс. -Екатеринбург. - 2006. - № 1; Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики. - М., 1982; Лозовский Б.Н. Журналистика как таковая // Профессиональная культура журналиста как фактор информационной безопасности. - Екатеринбург, 2008; Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. -Екатеринбург, 2002, Психология журналистики. - СПб, 2006; Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. - Воронеж, 2001, Эволюция массовой прессы//СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Журналистика в 2007 году». -М., 2008; Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. -СПб., 2000; Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации (монография). - Барнаул, 2002; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., 2011; Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России: задачи и теоретико-методологические принципы изучения. - М., 1981; Тертычный A.A. Аналитическая журналистика - М., 2010; и др.

6См.: Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М., 2006; Тулупов В.В. Указ. соч.; Юкечев В.П.. Метатекст газетной полосы // 13 шагов к успеху на малом медиарынке. -Новосибирск, 2006; и др.

7 См.: Касютин В.Л. Газета успеха. - М., 2007; Колесниченко A.B. Практическая журналистика - М., 2010; Лялина Е.А. Профессиональная культура фотожурналиста // Профессиональная культура журналиста как фактор информационной безопасности: сб. ст. и мат. - Екатеринбург, 2008. и др.

8См.: Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. — М., 1963; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества - М., 1986; Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2003; Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. - М., 1978; Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 2005; Гречко В.А. Теория языкознания. - М., 2003; Ейгер Г.В. Юхт В.Л. К построению типологии текстов // Лингвистика текста: материалы научной конференции при МГПИИЯ им. М.Тореза. 4.1. - М., 1974; Левицкий Ю.А. Лингвистика текста - М., 2006; 246. Шмелева T.B. Текст как объект грамматического анализа. - Красноярск, 2006;.Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - М., 2004. и др.

9 См.: Каменская О.Л. Текст и коммуникация. - М., 1990; 101. Каминская Т. Л. Адресат в массовой коммуникации.-Великий Новгород, 2008; 107. Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. -М., 2008; Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. - Красноярск 1987; Майданова Л.М., Калганова С.О. Практическая стилистика жанров СМИ. - Екатеринбург, 2006; и др. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно-сопоставительный очерк. - Свердловск, 1990, Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст»//Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2005. № 2, Стилистика текста. - М., 1997; Дускаева Л. Р. Диалогичность современных газетных текстов в аспекте речевых жанров. - Пермь, 2004, Медиастилистика в России: традиции и перспективы / Журналистика и культура речи. 2011. № 3.; Чернявская В.Е. Интерпретация научного текста. - М., 2005; Чепкина Э.В. Дифференциация современной российской прессы: дискурсивно-стилистичекий аспект // Факс. Журнал уральских журналистов. 2006. №1-2; и др.

На сегодняшний день довольно подробно разработана теория собственно креолизованного текста в разных сферах коммуникации, преимущественно в рекламной10.

Завершая обзор литературы, отметим, что научные дискуссии, связанные с тенденциями развития журналистских текстов, в том числе креолизованных, далеки от завершения. И вкладом в разработку проблемы мы считаем анализ креолизованных текстов в печатной прессе, предпринятый в данной работе.

Объект исследования — креолизованные тексты, рассмотренные как единство вербальных и визуальных элементов, в качественных и массовых печатных СМИ.

Предмет исследования - структурно-функциональные разновидности визуальных элементов креолизованных текстов в прессе разных форматов, способы взаимодействия вербальной и визуальной составляющих в журналистском тексте.

Целью диссертационного исследования является разработка методики анализа визуального компонента в креолизованных текстах СМИ, изучение видов и функций визуальных элементов в креолизованных журналистских текстах, а также способов взаимодействия визуальных и вербальных

10 См.: Адзинова A.A. Заглавия в креолизованном тексте (на материале «глянцевых» журналов мод)// Вестник Адыгейского государственного университета. 2007. №3; Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). - М., 2003; Бернацкая A.A. К проблеме "креолизации" текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник - Красноярск, 2000. Вып. 3(11), О понятии «текст». // Журнал Сибирского федерального университета. 2009. №2; Большакова Л.С. О содержании понятия «поликодовый текст»// Вестник СамГУ. 2008. № 4 (63); Большиянова Л.М. Внешняя организация газетного текста поликодового характера // Типы коммуникации и содержательный аспект языка: Сб. научн. тр.- М., 1987; Вашунина И.В. Взаимодействие визуальных и вербальных составляющих при восприятии креолизованного текста: Монография - Н. Новгород, 2007; Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. -Екатеринбург, 2006; Гришаева Л.И. Креолизованные тексты - тексты XXI века? // Вестник ВГУ, Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 2; Дубовицкая Л.В. Использование тропов в креолизованных текстах письменной коммуникации. // Вестник МГОУ, Серия «Лингвистика». 2011. № 2., QR код — революция в мире креолизованных текстов? // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». 2012. №1., Проблема перевода политических плакатов как культурно маркированных креолизованных текстов. // Вестник МГОУ, Серия «Лингвистика», 2011, № 4; Ейгер Г.В. Юхт В.Л. Указ. соч.; Пойманова О.В. Семантическое пространство видеовербального текста: автореф. дисс. канд. филол. наук. - М., 1997; Сонин А.Г. Комикс: психолингвистический анализ. Барнаул, 1999; Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. - М., 1998. и др.

элементов в печатных изданиях, принадлежащих разным дискурсивно-стилистическим форматам.

Для реализации цели исследования необходимо решить ряд задач:

1) Изучить социально-исторические причины