автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Культура межличностного общения в структуре культуры личности

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Петриев, Юрий Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Культура межличностного общения в структуре культуры личности'

Введение диссертации2000 год, автореферат по культурологии, Петриев, Юрий Иванович

Актуальность исследования.

Проблема культуры общения сама по себе полиаспектна и поливариантна, так как человек вступает в общение с себе подобными в различных видах своей деятельности. Еще более сложным явлением она представляется в совокупности общих и частных норм поведения личности, в общении ее с другими личностями в процессе совместной трудовой и не только трудовой деятельности. Условия существования человека, сама действительность делают необходимым именно совместную деятельность людей по освоению природы. С развитием и совершенствованием информационных технологий совершенно изменились степень и назначение общения людей.

Казалось бы, чем выше уровень развития общества, тем должна быть выше, гуманистичней культура общения между людьми. Однако диалектика социального развития вступает в противоречие с острейшей необходимостью возрастания роли нравственных начал в жизни общества. При этом следует учитывать такие факторы, как:

• природная агрессивность биологического индивида и эволюционизировавшее цивилизованное общение личности с себе подобными;

• конкретные особенности жизни и деятельности субъектов, вступающих в общение между собой;

• прогресс всего человечества, позволяющий перейти к бесконтактному общению через Интернет и другие формы современной коммуникации;

• индивидуальные качества личности;

• общая культура субъектов общения;

• профессиональные особенности общения;

• психологические особенности личности;

• национальные особенности.

Актуальность исследования проблемы культуры межличностного общения обусловлена следующими обстоятельствами: общим развитием человеческой цивилизации, прогрессом материальной культуры, что активно влияет на развитие духовной культуры. Сегодня важно, как никогда, создавать благоприятные условия для повышения уровня культуры общения, формировать у людей необходимые для этого устойчивые личностные качества; падением уровня общей культуры во всем мире и в нашей стране вследствие машинизации и автоматизации, в том числе информационног развлекательного производства. Мы видим, как под давлением индивидуализации человеческого сознания размываются человеческие ценности, а трудности экономического плана, житейские неурядицы, тревога за завтрашний день увеличивают раздражительность людей, их нервное напряжение и, как следствие этого, увеличение числа всевозможных конфликтных ситуаций; повышением политической и социальной активности широких слоев населения в результате демократизации. Сегодня люди обрели реальную возможность свободно излагать свои политические взгляды. На различных уровнях в том числе и ВС России ведутся острые дискуссии, горячие споры, обмен разноплановыми мнениями. В этих условиях межличностное общение требует наличия у субъектов общения таких качеств, как уважение личности, терпимость к иному мнению, доброжелательность. К сожалению, дефицит культуры общения можно наблюдать на всех уровнях: беседы, митинги, собрания и различные заседания в массовых организациях, в трудовых коллективах, в структурах законодательной и исполнительной власти. Особенно важна эта проблема в Вооруженных Силах.

В армии, как и во всем обществе, уже давно существуют проблемы, связанные с повышением уровня культуры общения. При этом нельзя не учитывать специфические особенности воинской службы. Воинский коллектив (это, как правило, одни мужчины) накладывает отпечаток на характер общения, нередко усугубляя имеющиеся трудности. Низкая общая культура значительного количества личного состава приводит, например, к такому явлению как "неуставные взаимоотношения" (НУВ). Надо отметить, что подобные явления были и есть в большинстве армий мира.

Острейшая необходимость научной разработки проблем культуры общения, особенно на профессиональном уровне связана также с тем, что они недостаточно исследованы.

Степень научной разработанности проблемы

Проблемы, составляющие ядро диссертационного исследования в различное время, были достаточно изучены. Это касается, в первую очередь, таких феноменов, как личность, общение и культура, однако, остается много невыясненного в таких плоскостях, как особенности межличностного общения, сущность и особенности взаимодействия разнообразных структурных элементов культуры личности. Что же касается культуры общения, то до настоящего времени не ставились цели обстоятельного исследования данного явления человеческого общества.

Проблемы анализа культуры поставили перед нами одну из задач глубокого изучения литературы, в которой в той или иной мере рассматриваются вопросы, связанные с осмыслением понятия «культура общения». Поскольку исследуемая нами проблема является предметом изучения различных гуманитарно-социальных наук, то именно это предопределило необходимость обращения к источникам, находящимся в различных отраслях гуманитарного знания. Для всестороннего и глубокого анализа исследуемого предмета нам представляется необходимым его рассмотрение построить в соответствии с категориальным рядом: духовная культура - личность - культура личности - общение - межличностное общение - нравственная культура межличностного общения.

Анализ изученной литературы позволяет выделить четыре основные группы работ, в которых в той или иной степени, с тех или иных позиций рассматриваются различные аспекты исследуемой нами проблемы. Следует отметить, что такое деление весьма условно, а границы между исследуемыми проблемами «подвижны», «размыты» и переплетены. На наш взгляд, такой подход способствует анализу большого объема источников, относящихся к теме нашего исследования.

Первая группа - это работы, в которых анализируется такой феномен как духовная культура. В первую очередь, нас интересовали те исследования духовной культуры, где рассматриваются вопросы межличностного общения.

В трудах В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, Э.С. Маркаряна и других сторонников деятельностного подхода анализировалось понимание культуры (76; 94; 145). Культуру личности они рассматривали, как владение ею существующими способами мироосвоения и способность к ее творческому преобразованию, совершенствованию. Обладание высокой степенью духовной культуры означает, что личностью в значительной степени освоена «технология» мышления и эмоционально-ценностного переживания, выработанная к настоящему времени человечеством, что эти формы (лучшие, образцовые) стали органичными для нее.

Соотношение, взаимовлияние культуры, личности и общения, личностные аспекты культуры, культура личности исследуется в работах: К.А. Абульхановой-Славской, Г.М.Андреевой, Е.К. Быстрицкого, Т.И.Ойзермана (2; 15, 62; 158).

Главное в содержании культуры не вещи, а люди. С этой точки зрения специфическую сферу культуры можно было бы определить как «третью природу», т.е. природу общества, человека. В этом смысле культура является человеческим, личностным бытием, «второй природой»( 159,7, 77.).

Вторая группа - это работы, в которых исследуются проблемы личности.

Из всего многообразия исследований, посвященных личности, основное наше внимание было уделено тем трудам, где культура общения рассматривалась как неотъемлемая часть культуры личности. Сюда можно отнести работы Б.Г.Ананьева, П.К.Анохина, Л.И.Анцыферовой, К.А.Абульхановой-Славской, В.Г.Асеева, Л.И.Божович, Л.П.Буевой, Б.В.Зейгарник, А.Г.Ковалева, Г.С.Костюка, ИС.Кона, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, В.С.Мерлина, Н.С.Мансурова, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова, Б.Д.Парыгина, Л.В.Сохань, Е.В.Шороховой, Д.Н.Узнадзе, В.АДдова, М.Г.Ярошевского и многих других (11,56; 17,178; 18; 4; 54,45; 60,3-31; 97,19; 111,74; 119, 237; 117;128, 58; 141,5; 176; 170; 227, 4; 205,1-62; 234,51-62; 238;).

Весьма важны для нашего исследования труды Н.А.Бердяева, который считал, что необходимо изучать не только человека вообще, но и каждого конкретного индивида. В его понимании личность в человеке - это результат борьбы. Под таким углом зрения он анализировал и проблемы межличностного общения (42,60-64).

В этом же плане для нас представляет интерес подход к определению личности В.А.Ядова, который считает, что личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития. Мнение В.А.Ядова интересно с точки зрения выявления механизма формирования культуры личности вообще, культуры общения в частности (235,2,)

Из зарубежных заслуживают внимание работы сторонников теории символического взаимодействия (интеракционализма), которая является основным элементом социологии в изучении общества на микросоциологическом уровне. Сторонники этой теории считают, что люди придают определенные значения (символы) воздействиям внешнего мира и реагируют в большей степени на эти символы, а не на сами воздействия.

Совершенно иначе рассматривал структуру личности Зигмунд Фрейд. Он считал, что структура личности расположена на трех уровнях: бессознательном, сознательном и сознательно-подсознательном (213). Следует помнить при этом, что еще Аристотель понимал человека как общественное существо (21,4).

Третья группа - это работы, посвященные непосредственно общению, рассматривающие различные стороны его.

Попытки всестороннего анализа феномена, «общение» в качестве научного предмета восходят к первым десятилетиям XX века. Это, в первую очередь, работы В.М.Бехтерева, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Л.С. Выготского, Л.П. Якубинского (53;70;237). Так, В.М. Бехтерев анализировал коллективную психологию, касающуюся социально-психологических проблем сторон обмена. И.А. Бодуэн де Куртене считал, что изучать язык необходимо во взаимодействии с общением людей. А Л.С.Выготского интересовали вопросы психологии речи и воздействия речевого знака на социальное поведение человека. Л.П. Якубинский положил начало изучению специфически коммуникативных форм речи (53;70;237).

То есть научный интерес наших соотечественников - ученых был невероятно обширен. В 60-е годы интерес к проблемам общечеловеческого общения возрос в связи новым, повышенным интересом к социальной психологии. А.А.Бодалев рассматривал проблемы восприятия человека человеком с психологической точки зрения (49). Е.С.Кузьмин высказывал мысль о необходимости социальной психологии, так как существует острая необходимость изучения непосредственных психологических способов, форм и средств общения между людьми. В работах А.А.Брудного, А.А.Леонтьева, Б.Д.Парыгина, Б.Ф.Поршнева, В.М.Соковкина (57; 127; 170; 190) 60-х годов ставились философские вопросы теории общения: «Категориальный философско-социологический анализ общения позволяет сделать вывод о необходимости отказа от упрощенного представления человеческого общения только как обмене мыслями, чувствами, информацией.»(190,135). Автор констатировал: «Феноменология общения гораздо сложней и включает, кроме этого обмена также процессы взаимопонимания, взаимовлияния и коммуникативной деятельности. Синтез этих проявлений и образует общение как социальную систему связи особого рода, столь необходимую для существования общества и человека.» (190,135).

Наиболее глубоко, основательно, особенно во второй половине XX века проблема изучалась в первую очередь в психологии, где были достигнуты значительные успехи. В первую очередь исследованиями в этой области на общесоциологическом уровне занимались Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, C.J1. Рубинштейн и др.(11; 127; 183;).

Над проблемами разработки, казалось бы, абстрактных аспектов психологии активно трудились: Г.М. Андреева, Е.Ф. Ломов, A.B. Петровский, К.К.Платонов, Е.В. Шорохова, Г.М. и многие др., однако мы находим в их творениях много ценных наблюдений о людском общении (15,59; 135,5; 172; 176; 227).

Влияние общения на общественную жизнь и деятельность человека рассматривается в трудах Г.М.Андреева, Л.Н.Буевой, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова и других (15;60;131;141). В их понимании общение есть необходимое условие любой деятельности человека и всего общества в целом. Они полагали, что даже с первых дней рождения человека общение становится основной формой его жизнедеятельности. Через деятельность в форме игры он осваивает окружающую его действительность. Б.Ф.Ломов, оценивая разработанность проблемы культуры общения, считал, что и сегодня существует необходимость усилить разработку категории общения, больше внимания уделить такой его существенной стороне как отношение «субъект-субъекты)» (135,5).

Проблемы общения и деятельности рассматриваются в трудах К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, Л.П.Буевой, В.Н.Мясищева, A.A. Леонтьева и других (3;11;49; 61; 131;150). Как сущностную характеристику индивидуального уровня бытия человека 9 понимает общение К.А.Абульханова-Славская. Осуществление общения порождает особую сферу социальной деятельности. Эта деятельность направлена на регуляцию отношений людей в различных сферах и областях социальной действительности (2,153). Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение (как бы мы его не определяли) в жизни и деятельности общества. Общение - необходимое условие любой деятельности человека (129, 5). В понимании Б.Г.Ананьева главная характерная особенность общения, как деятельности заключается в том, что через него человек строит свои отношения с другими людьми (11,315). Б.Г. Ананьев считал общение одной из форм деятельности, определяющей развитие человека, а межличностное воздействие каковым является общение, определяется системой общественных отношений (11, 322).

По мнению А.А.Бодалева, предметная деятельность человека во всех ее модификациях и его общения с другими людьми переплетены в его жизни самым тесным образом и фактически ни одной их них не может существовать без другой (50,78). Личность есть человек, выделивший свое «Я» из «не Я», и не только осознававший свои взаимоотношения с «не Я», но и воздействующий на «не Я» в процессе сознательной деятельности (177,310). Общественная сущность личности раскрывается через ее социальную деятельность, а в деятельности формируются отношения личности к окружающему миру (59,19). Общение людей может существовать только по какому-либо поводу в определенных видах деятельности (59,161). Поэтому вывод автора, что общение, как и деятельность, есть необходимое и всеобщее условие формирования и развития как общества, так и личности, выглядит весьма обоснованным, ибо человек выступает в обществе, в различных сферах общественной деятельности как субъект общения (59, 231).

Как сущностную характеристику индивидуального уровня бытия человека понимает общение К.А. Абульханова-Славская. Осуществление общения порождает особую сферу социальной деятельности. Эта деятельность направлена на регуляцию отношений людей в различных сферах и областях социальной действительности. (2, 153) Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которая играет (как бы мы его не определяли) в жизни и деятельности общества. Общение необходимое условие любой деятельности (129,5)

Структура и классификация общения, его типы и формы рассматриваются в трудах Г.М.Андреевой, М.С. Кагана, Б.Ф.Ломова, В.М. (13; 101; 102; 136). В их понимании общение может быть классифицировано по ряду оснований: по положению коммуникантов в пространстве и времени -контактное и дисконтактное; по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» - непосредственное и опосредованное; с точки зрения существования языка - устное и письменное; с точки зрения переменной - постоянной позиции «Я» - говорящего и «Ты» и «Вы» - слушающего -диалогическое и монологическое; с точки зрения количества участников -межличностное и массовое; с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений - частное и официальное. Как показывает анализ перечисленных выше работ: указанные проблемы находят отражение в исследованиях последнего времени. Однако до настоящего времени важнейшая проблема роли и значения культуры общения, ее формирование не получила специальной разработки. До сих пор не проведен анализ влияния специфических особенностей, в том числе и воинской службы, на формирования культуры межличностного общения.

По мнению Г.М. Андреевой, структура общения включает в себя коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны (15,70). Б.Ф. Ломов правомерно выделял в общении три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, эффективнокоммуникативная (139, 85).

IV группа работ - это работы, раскрывающие различные аспекты межличностного общения в армии. В первую очередь, это работы сторонников акмеологической идеи К.А.Абульхановой-Славской, С.А.Анисимова, А.Бодалева, Е.А.Климова, Н.В.Кузьминой, В.Д.Шадрикова, Н.В.Яблоковой (2;4;16;50;122;125; 229;233). Но в них не ставилась задача комплексного рассмотрения роли межличностного общения в структуре личности.

Как показывает анализ названных выше работ, указанные проблемы находят отражение в исследованиях последнего времени. Однако и до сегодняшнего дня важнейшая проблема роли и значения культуры общения, ее формирование не получила специальной разработки. До сих пор не проведен анализ влияния специфических особенностей профессиональной деятельности, в том числе и воинской службы, на формирование культуры межличностного общения.

Таким образом, актуальность проблемы, её большая практическая значимость для повышения культуры общения, а также её явная недостаточная разработанность, обусловили выбор её в качестве темы диссертационного исследования.

Основной целью диссертационного исследования является выяснение роли и значимости культуры межличностного общения в структуре культуры личности. Безусловно, в рамках одного диссертационного исследования невозможно дать ответы на эти вопросы. Но решение даже некоторых из них важно как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

Реализация поставленной цели возможна при решении следующих основных задач:

• обоснование значимости общения в деятельности личности;

• определение места культуры личности в структуре межличностной культуры общения;

• выяснение места межличностной культуры общения в структуре личности;

• обоснование роли культуры общения в общей культуре;

• исследование механизма влияния специфических особенностей воинской службы на формировании культуры межличностного общения.

Объектом исследования является культура межличностного общения в процессе профессиональной деятельности, преимущественно военной.

Предметом исследования является основные методологические и методические проблемы процесса формирования у людей культуры межличностного общения.

Теоретико-методологической базой исследования является системный метод, который позволил осуществить всесторонней анализ исследуемого предмета, построить его рассмотрение в соответствии с категориальным рядом, предложенным нами. Сегодня нет единого понимания культуры общения, что, несомненно, мешает решению задач в данной области. Это обстоятельство еще раз подчеркивает, сколь актуально и необходимо сегодня создание единой теории культуры общения, синтезирующей в себе достижения научной мысли в различных областях.

Нельзя также не отметить ситуацию, сложившуюся в последнее время в литературе. Это обстоятельство делает необходимым для нас, предпринять попытку уточнить формулировки в нашем исследовании подходов к определению таких категорий, как: «культура личности», «культура межличностного общения».

В нашем исследовании мы опираемся на мнение таких авторов, как Л.А.Бодалев, М.С.Каган, Б.Ф.Ломов, Э.Тейлор, В.А.Ядов (50;51;101;141;199;235).

В понимании Л.А.Бодалева исследования феномена человеческого общения предполагают анализ закономерностей и механизмов образования у участников общения различных форм знания об окружающей действительности. Особое внимание он уделяет особенностям, которые характеризуют у общающихся формирование образов друг друга и понимание ими личностных черт друг друга.

По мнению М.С.Кагана, общение и коммуникация имеет практический и материальный, духовный, информационный и практически-духовный характер.

Рассматривая культуру общения, Б.Ф.Ломов одним из главных ее элементов считает субъект-субъектное взаимодействие между людьми. Оно отличается активностью, способностью сознательного целенаправленного планирования, организации своего поведения и жизнедеятельности в целом. На наш взгляд, его подход опирается на позиции Э. Тейлора, который рассматривал культуру как сложное целое, включающее в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способы и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества.

Анализируя личностные аспекты общения, В.А.Ядов акцентирует внимание на целостности социальных свойств человека как продукта общественного развития в системе отношений.

Новизна диссертационного исследования. Вклад в решение теоретических и практических задач культуры общения определяются тем, что в работе впервые предпринята попытка специального анализа проблем, не получивших еще достаточного освещения в научной литературе. Впервые сделана попытка обобщить эмпирические знания и научные подходы к акмеологическим проблемам межличностного общения.

Также впервые предложена классификация специфических особенностей воинской службы, влияющих на формирование культуры общения по таким основаниям, как:

• направленности влияния и по ее последствиям;

• месту влияния;

• масштабам влияния;

• продолжительности влияния;

• устойчивости влияния.

Рассматривая различные подходы к структуре культуры личности, автор предлагает такой, который в наибольшей степени позволяет показать значение и роль в ней культуры межличностного общения, её нравственную сторону.

Для анализа предмета исследования мы рассматриваем его в соответствии с категориальным рядом: духовная культура- личность- культура личности-общение- межличностное общение- нравственная культура межличностного общения.

С точки зрения феноменологии культура, представлена структура значений и взаимосвязи базовых понятий исследования (культура, личность, культура личности, культура общения, культура общения в армии и многое другое), в четких, содержательных границах, заданных определенной культурой анализа.

Предпринята попытка систематизации понятий личностных аспектов духовной культуры, оказывающих определяющее влияние на культуру общения.

На основе исследования культуры личности, как специфического явления, показаны общие закономерности функционирования и развития универсальных свойств человеческого общества.

Разработаны и конкретизированы принципиальные аспекты управления процессом общения между человеческими индивидуумами, показана значимость нравственных характеристик межличностного общения.

Наконец, в предлагаемой диссертации по существу впервые предпринята попытка анализа тенденций изменения отношений между военнослужащими в период реформирования Вооруженных Сил РФ.

Практическое значение исследования

Настоящее исследование имеет наряду с теоретическим и практическое значение. Положения диссертации могут быть использованы в процессе обучения руководителей коллективов различного уровня и, прежде всего, армейских командиров и воспитателей в практике работы с личным составом.

15

Материалы исследования могут быть основой для выработки общих подходов к формированию военно-профессиональных навыков, необходимых будущим офицерам Российской Армии в воспитательной работе с подчиненными и в управлении воинскими коллективами.

Положения, выносимые на защиту

Обоснование подходов к определению понятия "культура общения". Общение между человеческими индивидуумами, выступая специфической сферой реализации внутренних, сущностных характеристик и потенций человеческой личности, способно оказать решающие влияние на развитие коммуникативной функции культуры общества.

На процессы формирования, становления и реализации общения сущностные влияния оказывают традиции (обычаи) и нормы человеческого общения, сложившиеся в условиях социокультурной ситуации, закрепившихся в устойчивых чертах нации и общества. Особенности национального мировосприятия и национального миросозерцания, в совокупности с нравственными аспектами культуры общения - базовые составляющие человеческого генотипа.

Общение, являясь структурным элементом культуры, есть реальность, способная повлиять на процесс формирования самой культуры.

Процесс становления и развития общения в его цивилизованных формах предполагает необходимость синтеза личностных качеств человека -гражданина с его профессиональным обликом.

Культура общения формируется под воздействием многообразных общественных отношений, которые не возникают стихийно, а в значительной степени формируются людьми. Поэтому особенно важно, чтобы профессиональные отношения, в частности, в армии, их влияние на культуру общения носили целенаправленный, управляемый характер. Это положение подкрепляется конкретными рекомендациями относительно путей решения данной проблемы.

Апробация исследования

Апробация и практическое использование основных положений диссертаций осуществлялись на протяжении всего периода работы над нею.

Результаты научного исследования прошли практическую проверку в ходе чтения лекций и семинаров с курсантами Челябинского танкового института. Содержание, основные положения и выводы доведены до научной общественности в виде семи научных публикаций. Материалы диссертации явились основой выступлений автора в журналах и на конференциях (Уржумка - 1998- № 1 (4), С. 124-130; Научно-практическая конференция «Преемственность поколений и славных патриотических традиций нашего народа», Челябинск, 1999; Научно-практическая конференция «Социально-экономическое развитие региона: проблемы и пути их решения в условиях рынка», Челябинск, 1999; Региональная научно-методическая конференция «Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры», Челябинск, 2000; Региональная межвузовская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы формирования профессиональных мотивов и пути их решения», Челябинск, 2000; Межвузовская научно-практическая конференция «Задачи нравственно-патриотического воспитания студентов и учащихся молодежи в современной России», Челябинск, 2000; Межвузовская областная научно-практическая конференция «Развитие профессионального образования на пороге III тысячелетия», Челябинск, 2000.

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культура межличностного общения в структуре культуры личности"

Результаты исследования показывают, что из всех функций культуры наиболее важной является коммуникативная. Само же общение - это один из главных элементов коммуникации, но это не просто передача информации, а её уточнение, осмысление, обмен ею. Именно на этой основе происходит взаимовлияние партнеров по общению, что обеспечивает наиболее полное удовлетворение их различных потребностей, в том числе и в совместной деятельности. Межличностное общение, являясь видом деятельности, основывается на определённых принципах. Главный из них - уважение партнёра по общению, а это одно из основных требований морали. Уровень культуры межличностного общения зависит не только от социального развития общества, но и от ряда других факторов, важнейшими из которых являются: особенности жизни и деятельности субъектов общения и их индивидуальные качества; биологические особенности личности; общая культура субъектов общения; особенности профессионального общения и др.

Определяющими факторами, влияющими на развитие и формирование культуры общения, являются факторы социального порядка и профессиональной деятельности.

Исследование различных подходов к определению духовной культуры показывает, что она неразрывно связана с нравственностью. Нравственная культура многоаспектна по горизонтали и многослойна по вертикали. Она состоит из различных компонентов.

Основными компонентами нравственной культуры являются: общечеловеческие нормы нравственности; совокупность специфических, нравственных чувств личности; система норм нравственности, соответствующих уровню духовного развития личности; правила этикета и т.п.

Осуществляя сознательную деятельность, люди руководствуются определенными правилами и нормами, представляющими определенные нормативные системы. Ни одна из них не функционирует в обществе изолированно от других. Это в полной мере относится к взаимодействию и взаимовлиянию права и морали, их влиянию на культуру общения и ее формирование, особенно в армии. Различная профессиональная деятельность предполагает и различное соотношение морального и правового регулирования. Особое влияние на формирование культуры общения оказывает военно-профессиональная деятельность, в которой соотношение моральных и правовых требований значительно отличается от других профессий.

2. В армии особую, значимую роль играет специфика морально-правового взаимодействия и регулирования отношений.

Анализ показывает, что главной особенностью воинской деятельности, влияющей на культуру межличностного общения, является закрепление в Военной присяге, Общевоинских Уставах и других правовых актах целого ряда моральных норм. По отношению к праву моральные ценности выполняют двоякую роль. Во-первых, лишь при условии их учёта возможна выработка эффективных норм, во-вторых, они выступают как критерий оценки людей, предоставленных им прав и свобод и возложенных на них обязанностей.

Проведённый анализ показывает, что влияние особенностей воинской службы различно по своей направленности, механизму продолжительности, устойчивости, масштабам. Такие особенности, как регламентация всех сторон жизни и быта военнослужащих, отсутствие четких границ в смене служебного и внеслужебного общения, преобладание служебного общения способствуют формированию культуры общения. Осложняют этот процесс такие особенности, как повышенная контактность и ограниченный круг субъектов общения, наличие в коллективе военнослужащих различных призывов, одновозрастной и мужской коллектив.

Сложность общения в армии состоит в том, что оно часто происходит одновременно между различными категориями военнослужащих по «горизонтали» и по «вертикали», не имея четких границ в смене служебного и неслужебного общения.

Таким образом, культура межличностного общения формируется под воздействием всех общественных отношений, а влияние профессиональных отношений носит специфический характер. Наиболее весомое влияние на формирование культуры общения оказывает профессиональная деятельность военнослужащего.

Приведенные в диссертации факты доказывают необходимость усиления деятельности командиров и начальников в ВС РФ по формированию высокой культуры межличностного общения, основанного на принятых в обществе нравственных нормах. Материалы диссертационного исследования могут помочь в выработке практических рекомендаций для организации и проведения конкретных мероприятий по формированию культуры общения в частях и подразделениях ВС РФ с учетом определенных видов и родов войск.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Культура межличностного общения, в нашем понимании, - это выработанная, накопленная и передаваемая часть всей конкретно-исторической системы отношений в обществе.

 

Список научной литературыПетриев, Юрий Иванович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абульханова-Славская К.А., Бодалев A.A., Деркач A.A., Кузьмина Н.В., Лаптев Л.Г. Акмеология Вчера, сегодня, завтра. // Практическая психология и психологический анализ 1997. - № 1.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1980.- 335 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977.- 224 с.

4. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности. // Психологический журнал. 1985.- № 5.

5. Адаптация персонала к измененной системе труда. Колл. Монография / Под общ.ред. Л.Г. Лаптева. -М.: Итар-Тасс,-1997.- 198 с.

6. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, -1997.-256 с.

7. Айтматов Ч. Буранный полустанок.// Роман-газета. 1982. - № 3.

8. Алескеров Р.Г. Психологические механизмы повышения эффективности профессиональной деятельности государственных служащих. Дис. канд. психол. Наук. М.: РАГС. 1998. -184 с.

9. Алтухов П.К. Основы управления войсками. М.: Воениздат,1984 - 403с.

10. Американский домашний медицинский справочник. М., 1992.- 523 с. 11 .Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. - 336 с.

11. Ангелов С. Марксистская этика как наука. -М., 1973.- 264 с.

12. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск., 1998 147 с.

13. Андреев Д.Л. Роза мира. Метафилософская история. М., 1991.- 396 с.

14. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.- 104 с.

15. Анисимов В.М. Протекционизм и его проявления в армии и на флоте // Военная мысль. 1992. - № 10.

16. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., Медицина . 1968.- 396 с.

17. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическом изучению личности. // Психологический журнал. 1981. - .№ 2.

18. Апресян Р. Г. Проблема истины в этике. Информационные материалы ФО СССР. - № 4. - М., 1981.- 830 с.

19. Апресян Р. Г. Эмоциональные механизмы нравственности (К постановке проблемы в английском этическом сентиментализме). Вопросы философии.1981,- №5.

20. Аристотель Сочинения в 4 томах. М., 1983 Т.4. (С. 236.) 830 с.

21. Архангельский Л. М. Курс лекции по марксистско-ленинской этике. -М., 1974.-318 с.23 .Архангельский JI. М. Этика или моралеведение? // Вопросы философии. -1982,-№2.

22. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М., 1976.157 с.

23. Ассаджиони А. Психосинтез. Киев, 1996. - 287 с.

24. АТР 35 /А/ - Наставление Объединенных Вооруженных Сил НАТО «Основы боевого применения соединений и частей сухопутных войск стран НАТО». М.: ГШ ВС СССР. 1986. - 230 с.

25. Афанасьев А.И. Профессиональная подготовка унтер офицерского состава Вооруженных Сил ФРГ. Дис. канд. педагогич. Наук. -М.: ГАВС. 1994.217 с.

26. Афанасьев В. Управление как целесообразная деятельность человека. // Общественные науки. 1978. - № 2.

27. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. -368 с.

28. Афанасьев В.Г., Урчул А.Л. Об эффективности социального управления. // Вопросы философии. 1982, - № 7.

29. ЗГБадхен A.A., Каган В.Е. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. М.: Смысл, 1997. - 298 с.

30. Балаховский A.A. Военно-педагогическое творчество как объект философского анализа: сущность, содержание и условия оптимизации. Дис. докт. Философ. Наук: ВПА. 1989. 379 с.

31. Банщиков В.М. Проблема личности и современная наука. В кн.: Проблемы личности. Матер, симпозиума. -М., 1970. - 302 с.

32. Барабанщиков A.B., Глоточкин А.Д., Феденко Н.Ф., Шеляг В.В. Психология воинского коллектива. М.: Воениздат, 1967. - 252 с.

33. Бачинин В.А. Духовная культура личности. М., 1986. 111 с.

34. Башкитановский В. И. Моральный выбор личности: критерий целесообразности. // Вопросы философии. 1981. - № 8.

35. Безнососв В.Г. Общение как искусство. Л.,- 1990. 16 с.

36. Безуглов А.И. Развитие у воинов пограничной заставы профессиональных качеств. Дис. канд. психол. Наук. М.: ГАВС. 1993. - 263 с.

37. Беляев Д. К. Современная наука и проблемы исследования человека. // Вопросы философии. 1981- № 3.

38. Бендзеладзе Г.Д. О понятии человеческого достоинства. Тбилиси, 1979. -107 с.

39. Бердяев Н.О. О назначении человека. Париж, - 1931.- 310 с.

40. Бердяев Н.О. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939. - 267 с.43 .Бердяев Н.О. Экзистенциональная диалектика божественного и человеческого. Париж., 1939. - 354 с.

41. БердяевН.О. Мир объектов. //Опыт философии одиночества и общения// Париж, 1939.- 197 с.45 .Берн Э. Я Концепция и воспитание. - М., - 1993. - 324 с.

42. Библия: Книга священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество. - 1994. - 1371 с.

43. Богданов E.H. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя. М.: РАУ. 1994. - 217 с.

44. Бодалев A.A. Акмеология как учебная и научная дисциплин. М.: РАУ. 1993.-11 с.

45. Бодалев A.A. Воспитание человека человеком. Л.: ЛГУ. 1965. - 123 с.

46. Бодалев A.A. Личность и общение. М., - 1983.- 272 с.

47. Бодалев A.A. Психология личности-М., 1995. - 188 с.

48. Бодалев A.A., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? -М.: КВАНТ. 1997. 102 с.

49. Бодуэн де Куртенэ И.Л. Избранные труды по общему языкознанию. М., -1963.-398 с.

50. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения психологии личности школьника В кн.: Вопросы психологии личности школьника - М.: -1961.-342 с.

51. Боровик А. Как я был солдатом американской армии. М.: -1989.- 112 с.

52. Бочини В.А. Специфика моральной культуры личности. сб.: Специфика морали и нравстенного воспитания личности. Свердловск., - 1983. - 112 с.

53. Брудный A.A. Основные компоненты общения. //Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. 122 с.

54. Бруно Дж. Тайна Пеганса с приложением Килленского осла. //Диалоги. М., -1949. 592 с.

55. Буева Л.Н.Социальная среда и сознание личности. Моск. Гос. Ун-т., -1968.-328 с.

56. Буева Л.П. О человеке свободе и духовности. М - 1978. - 94 с.

57. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение -М.: Мысль, -1978.-216 с.

58. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев, 1991.-465 с.

59. Бэкон Ф. Сочинения в 5-ти томах. T. 2.-М., -1971-1972. 456 с.

60. Васильев И. Хвала дому своему.// Наш современник. 1982. - № 2.

61. Веденов A.B. Потребность в общении. // Советская педагогика. -1969 -№9.

62. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под. ред. П.А. Коречемного Л.Г. Лаптева. М.: Из-во «Совершенство». 1998. - 384 с.

63. Волковицкий Г.А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. -М., 1994. 73 с.

64. Волкогонов Д.А. Воинская этика. М., 1976. 320 с.

65. Вопросы нравственной культуры. Тезисы симпозиума и методологические вопросы нравственной культуры советского общества и личности. Вильнюс- 1981.- 367 с.

66. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960 .258 с.

67. Ганжин В.Т., Согомонов Ю.В. Социальное управление и мораль исследовательские перспективы.// Философские науки. 1980. № 5.

68. Гегель Г. В. Работы разных лет в 2-х томах. М., 1971, т.2.

69. Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т. 1. Наука логика. -М., 1975.- 452 с.

70. Гельвеций К.А. О человеке.// Сочинения: в 2-х томах. М., 1974.

71. Генисаретский О.И. Опыт методологического исследования.

72. Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975.- 347 с.

73. Герасимов Н.В. Работа командира и штаба по организации и руководству службой войск и укреплению воинской дисциплины. М., - 1993.- 286 с.

74. Гуманизация воинской деятельности и реформа Вооруженных Сил: Материалы международной конференции. М.: ГАВС. 1994. - 208 с.

75. Гумболдт В.Ф. Язык и философия культуры. -М.: Прогресс. 1985.- 451 с.

76. Гуревич П.С. Философия культуры. М., -1994. - 317 с.

77. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. М., 1974. - 157 с.

78. Гусейнов А. А. Этика-наука о морали. // Вопросы философии. 1983.-№2.

79. Гусейнов A.A. Этика и мораль.// Философские науки. 1984.- № 5.

80. Давыдов Г. А. Социально-психологические условия повышения эффективности обучения в военном вузе. -М.: ВПА. 1977. 196 с.

81. Дедяев Ю.М. Близость офицеров к подчиненным. М., 1988. - 41 с.

82. Дж. Мур. Принципы этики. -М., Прогресс, 1984. 324 с.

83. Джиоев О. И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни и истории философии. // Вопросы философии. 1981.- № 6.

84. Добницкий О. Г. Природа морального сознания.// Вопросы философии. -1968.-№2.

85. Драгомиров М.И. Опыт руководства для подготовки частей к бою. -СПб., 1895.- 112 с.

86. Дубинин Н. П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека. //Вопросы философии. 1972.- № 10.

87. Дубровин И.В. Мы живем среди людей.//Кодекс поведения. -М., 1989. 124 с.

88. Ерасов Социальная культурология. В 2-х т.: М., - 1995.

89. Ефимов В. Т. Нравственные принципы, свобода и трудовая активность личности. // Вопросы философии. 1978.,- № 5.93 .Ефимов В. Т. Этика и моралеведение. Полемические заметки. // Вопросы философии. 1982. - № 2.

90. Жданов Ю.А., Давыдович В.Е. Сущность культуры Ростов-на-Дону,-1979.-307 с.

91. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: Воениздат, 1984.- 573 с.

92. Журавлев A.B. Еще раз об основах теории управления войсками. // Военная мысль. 1994. - № 4.97.3ейгарник Б.В. Личность и политология деятельности М.: Из-во Московского университета, 1971.-149 с.

93. Иванова Е.М. Эффективность общения и конфликты. СПб., Рига, 1997. 72 с.

94. Ильенко Э. Что же такое личность? //С чего начинается личность? М., 96 с.

95. ЮО.Инструкция станичным и поселковым обществам ОКВ и должностным в сих обществах лицам. Оренбург., 1898.-12 с.

96. Каган М.С. Мир общения. -М., 1988.-315 с.

97. Ю2.Каган М.С. Общение как предметы междисциплинарного научного исследования. В кн.: Общение и культура личности. - Томск, 1984. - 190 с.

98. ЮЗ.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. -М., 1987. - 368 с.

99. Ю4.Кант И. Из всеобщей истории во всемирно-гражданском плане.// Собр.соч.: в 6 т. М., 1966. - Т. 6.- 601 с.

100. Кант И. Критика способности суждения.// Там же. М., 1994. - Т. 5. -409 с.

101. Кант И. Собр. соч. В 8-ми томах. Т.7. М.,1994. - 494 с.

102. Кант И. Соч.- М., 1965. Т. 4, - 629 с.

103. Канторович В. Социология и литература. //Новый мир. 1967. № 12.

104. Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельность человека. -Л, 1975.- 150 с.

105. ПО.Кешелава В. В. О соотношении теоретико-познавательного и этико-эксиологического аспектов в марксистской философии. // Вопросы философии.- 1979 -№ 7.111 .Ковалев А.Г. Психология личности 3-е изд. - М.: Просвещение. -1970.- 341 с.

106. Ковалевский В.Ф. Военная профессиология: проблемы, теория, практика. М., 1993. - 217 с.113 .Ковалев В.И. Мотивация воинской деятельности. М.: В А им. Фрунзе, 1974.-96 с.

107. Кожемякин В. Кто завтра станет в строй. // Ориентир, 2000. - № 5.

108. Кольцова В.А., Мартин Л. Личностные детерминанты общения в условиях совместной познавательной деятельности. // Психологические исследования общения. М., 1995.- 75 с.

109. Пб.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Просвещение, - 1984. - 335 с.

110. Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. М.: Знание,- 1966. 48 с.

111. Кон И.С. Социология личности. М., - 1967. - 383 с.

112. Костюк Г.С. Обучение и развитие личности. Киев., - 1971.-189 с.

113. Красовский Ю. Д. Нравственно-психологическая сущность управленческого взаимодействия.// Философские науки. 1981. -№ 2.

114. Крижанич Ю. Политика. М., 1965.- 457 с.

115. Климов.Е.А. Психология профессионала .- М.: Hl111, 1996. 400 с.

116. Крутов Н. Н. Нравственные потребности личности. -М., 1981. - 63 с.

117. Культурология XX века. Антропология. М., - 1995. - 703 с.

118. Кузьмина Н.В. Реан. A.A. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. - 54 с.

119. Ленин В.И. Поли. Собр. Соч., Т. 16. 697 с.

120. Леонтьев A.A. Место и функции массовой коммуникации. М. 1977.352 с.

121. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, - 1979. - 46 с.

122. Леонтьев A.A. Психология общения. Тарту, 1974. - 219 с.

123. Леонтьев A.A. Психология общества: Учеб. пособие. 365 с.

124. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность -М. -1983.- 345 с.

125. Липкина А. И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения.// Вопросы психологии. 1980 - № 1.

126. Лихачев Д. Заметки о русском. // Новый мир. — 1980 № 3.13 4. Л омов Б. Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологии. // Вопросы философии 1976- № 4.

127. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. -М. 1976.- 280 с.

128. Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. М., - 1985.- 344с.13 7. Л омов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии. // Вопросы философии. 1979. - № 8.

129. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии -М.: Наука. 1984,- 448 с.

130. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. -178 с.

131. Ломов Б.Ф. Познание и общение. М., - 1988. - 280 с.

132. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М., 1981.- 280 с.

133. Лосев. А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., -1965.- 248 с.

134. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры.// Труды по знаковым системам. Тарту, - 1973. Вып. 308.

135. Макаренко A.C. Соч., т 5 558 с.

136. Марконян Э.С. О синтезе человеческой деятельности и культуры. -Ереван. 1975. - 345 с.

137. Медынский Г. Размышления о размышлениях. // Лит. газета. 1980. -14 мая.

138. Межуев В. М. Культура и история. М., - 1977. - 199 с.

139. Меримский В.А. Командир полка. Воениздат, - 1988. - 129 с.

140. Методологические проблемы эмпирического военно-научного исследования /Под ред. В.М.Пузиа. М.: МО СССР, 1991.-244 с.

141. Мясшцев В.Н. Психология отношений. .-М., 1995.-386 с.151 .Москаленко В.В. Социализация личности. Киев., 1986. - 199 с.

142. Нейл Смелзер. Социология. М., 1994. - 687 с.

143. Немов P.C. Психология. M., Т1. М.,1995.- 576 с.

144. Нешев К. Общение и мораль. //Философская мысль. София., 1984.123 с.

145. Обозов H.H. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, - 1989.-393 с.

146. Павловский И.Г. Психолого-педагогические основы деятельности командира. -М., 1978. 402 с.

147. Памятка Лейб-Гвардии стрелкового полка. М., 1906. - 32 с.

148. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. Киев., 1975. -127 с.

149. Панкратов В.Н. Культура общения офицера. -М., 1993.- 42 с.

150. Панов E.H. Сигнализация и «язык» животных (эволюционные и популяционные аспекты поведения животных). Вып. 11. М. 1983. - 503 с.

151. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории М.: Мысль. 1971.-194 с.

152. Перевалов В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности (вопросы теории и методики). М.: ВПА, 1991. - 204 с.

153. Петровский A.B. Вопросы истории и теории психологии. -М.: Педагогика, 1984.-403 с.

154. Плаксина Н. П. Нравственные отношения и нравственная потребность.- Философские науки.,1972.-284 с.

155. Платон А. Соч. в 3 тт. Т.З, ч. П., М., 1972 - 678 с.

156. Платон. Государство //Сочинения. В 3-х т. М., 1971. Т. 3, ч.1. 623 с.

157. Платонов К.К. Понятие «структура» в учении о личности В кн.: Проблемы личности. -М.: - 1970.- 224 с.

158. Платонов К.К. Психология личности. Сб. Человек в социальном и буржуазном обществе. Симпозиумы. Доклады и сообщения. М., 1966.- 453 с.

159. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. -М: Воениздат, 1989.-359 с.

160. Приказы и Директивы Министра обороны РФ и Главкома Сухопутных войск.

161. Проблемы психологии воинского коллектива/под ред. В.В. Шеляга.- М., 1973.-302 с.181 .Психолого-педагогические основы руководства воинской частью/ Под ред. A.B. Барабанщикова. М.: ВПА, 1973. - 246 с.

162. Рейнвальд Н.И. Психология личности. -М., 1987.- 200 с.

163. Рубенштей С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.- 423 с.

164. Руковишников В.О., Иванов В.И. и др. Социальная напряженность: диагноз и прогноз// Социол. Исследования. 1992., - № 3.

165. Селюков Ф. Т. Административная этика. М., 1980.- 64 с.

166. Симонов П. В. Эмоции и воспитание (Вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) // Вопросы философии. 1981.- № 5

167. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972.-179 с.

168. Смелзер Н. Социология.-М., 1994. 687 с.

169. Согомонов Ю. В. Этика и теория нравственного воспитания. // Вопросы философии. № 2, 1982.

170. Соковкин В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе. 1974. -147 с.

171. Соколов В. М. Некоторые аспекты исследования идеологического воздействия на личность. // Соц. исследования. № 2, 1975.

172. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М.:- 1986.- 239 с.

173. Соловьев B.C. Нравственность и политика // Собр. соч., Брюссель, 1966 Т. 5.- 228 с.

174. Социальная и военная психология/ Под ред. Н.Ф. Феденко М., 1990.95с.

175. Социология культуры. /Под ред. Когана Л.Н. Екатеринбург, 1992. -345 с.

176. Социология: проблема духовной жизни. /Под ред. Когана Л.Н. -Челябинск, 1992.- 263 с.

177. Спиноза Б. Избр. произведение в 2-х томах, т. 1. -М., 1957.- 319 с.

178. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971.- 334 с.

179. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1993. - 572 с.

180. Титаренко А. И. Нравственные основы общения.—M., 1979. 112 с.

181. Титаренко А. И. Предмет этики: основания обсуждения и перспективы исследования. // Вопросы философии. 1982, - № 2.

182. Турчинов А.И. Некоторые методологические проблемы профессионализации воинской деятельности. М.: МО СССР, 1982. - 32 с.

183. Уваров JI.H., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. М., 1991. - 68 с.

184. Уголовный кодекс Российской Федерации. Екатеринбург., 1997. 188 с.

185. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М. -1966.-293 с.

186. Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки. Авт. О. Михайлов. Санкт-Петербург, 1777. - 83 с.

187. Уткин В.Г. Система воспитания личного состава Вооруженных Сил США. М., 1993.-27 с.

188. Федосеев П. Н. Диалектика интернационального и национального в социалистическом образе жизни. //Вопросы философии. 1981. - № 12.

189. Федосеев П.Н. Культура и мораль.// Вопросы философии. 1973.- № 3.2Ю.Фейербах JI. Основные положения в философии будущего.// Избранныефилософские произведения. -М., 1955.- 435 с.

190. Философская энциклопедия М., I960., Т. 3. 740 с.

191. Философский энциклопедический словарь. М., 1999. -558 с.

192. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989. - 325 с.

193. Freedman R. Human Soiciodioioqy. N.Y., -1985

194. Фролов С.С. Социология. M., 1994. - 256 с.

195. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. //Мир философии. В 2-хтомах.Ч. 2. М., 1990. 386 с.

196. Фромм Э. Пути из большого общества. //Проблема человека в западной философии. -М., 1988.-537 с.

197. Фрунзе M В. Избр. произв. М., 1950.- 584 с.

198. Хайкин Я. 3. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. М., 1972.-354 с.

199. Харчев А. Г. Мораль как предмет социологического исследования. // Вопросы философии. 1965. - № 1.

200. Хъелл Л., Зиглер Д. Теория личности (Основные положения, исследования и их применение).- СПб.: Питер Пресс, 1997.-608 с.

201. Цицерон М.Т. Избр.соч. -М.:, 1975.-. 454 с.

202. Цукерман Б.А. Виды общения в обучении. Томск., 1993. 169 с.

203. Шадриков В.Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности. М., 1982. - 185 с.

204. Шварцман К.А. Теоритические проблемы этики. -М.,- 1969. 92 е.

205. Шердаков В. Н. Этика и нормативность. //Вопросы философии. 1982, -№2.

206. Шорохова Е.В. Социально -психологическое понимание личности.

207. Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975.-29 с.

208. Штомпка П. Теоретический плюратизм// Социол. Исследования. 1991, - № 2.

209. Щетинин М.П. Школа будущего рождается сегодня. // Новый мир. -1981,- №3.

210. Э.В. Соколов. Культура и личность. Л., 1969. - 225 с. 231 .Этика Аристотеля. - Спб., 1908. -126 с.

211. Эфроимсонов В. Родословная альтруизма. //Новый мир. 1971. № 10.

212. Яблокова Е.А. Субъекты общественной психологии: В кн. Теоретическая и прикладная социальная психология. М., 1988. - С. 97-115.

213. Ядов В.А. Аппозиционная концепция личности. Социальная психология. Л., 1979.

214. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии// Социологические исследования. 1990. - № 2.

215. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы в 2-х томах. М., 1987.-491 с.

216. Якубинский Л.П. О диалектической речи. Прага: Русская речь. - 1923. -304 с.

217. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974. - 324 с. 239. Яковлев В.Н. Воинский труд. -М.,-1998. 480 с.