автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Культурфилософские принципы и идеи в творчестве Олжаса Сулейменова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурфилософские принципы и идеи в творчестве Олжаса Сулейменова"
;гз од
ЛЛМАТИНСКПП ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМВНЦАЙАЯ
УДК 130.2 На правах рукописи
АБЕНОВА ЬЛЯН АУБАКИРОВНА
КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИИДКИ В ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЖАСА СУЛЕЙМЕНОВА
09.00.13 - Философская антропология и философия культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук
Республика Казахстан Алматы. 1999
Работа выполнена на кафедре философии и методологии наук Алматинского Государственного Университета имени Абая
Научный руководитель:
член-корреспондент HAH PK, доктор философских наук, профессор Г. Есим
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, доцент Байжигитов Б. К. кандидат философских наук Ибжарова Ш.А.
Ведущая организация:
Казахская Государственная архитектурно-строительная Академия, кафедра философии, истории и права.
Защита состоится " " (?f-JJL 1999 года часс
На заседании диссертационного совета Д 14.05.08 по заши-диссертации на соискание ученой степени доктора философских на; в АТУ имени Абая (480000, г.Алматы, ул.Казбек би, 13)
С диссертацией можно ознакомится в библиотеке АГУ имени Аба! (480100, г.Алматы, ул.Казбек би, 30)
Автореферат разослан " 1999 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Аюпов Н.
ÜJ5(2.= Ч СулсМ гче^лб О. "3f О
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТШНИ
Актуальность исследования. Становление философии культуры как .'¡imocioxтельной дисциплины относится к началу XIX века, хотя ;у.1М>рфилософская проблематика проявлялась еще в философских системах фашист. Исследуя сущность и наиболее общие закономерности культуры, iанш.ш раздел философии стремится найти единый фактор, лежащий в осноие ices ар|ефактов. способный их интегрировать в теоретическом плане.
Miioi «численные культурфилософские концепции можно условно разделить ia две фуппы. Первую группу составляют те воззрения, которые считают лавним источником культуры нерациональные факторы (Ницше. Шпенглер, icpicoii. Ортега-и-Гассет и др.) Дру1ая группа объединяет сторонников так тыкаемого логико-дискурсивши о подхода к культуре (неокантианцы Иари'лргской школы, неопозитивизм, марксистская культурфилософия). I lo сути ic.ia и сегодня не прекращается спор о том, что лежит в фундаменте культуры, штегрируег её - эйдос или логос, созерцание или понятие.
Можно утверждать, что и рациональные, и внелогические факторы так или шаче присутствуют во всех формах культуры, однако удельный вес каждого из шх в зависимости от специфики данных форм будет различным. В культуре южно выделить компоненты, в формировании которых главную роль играет »аииональный фактор: наука, производство, политика и т.п. Существует и другие |юрмм культуры, которые базируются преимущественно на нелогических |)актрах: мифология, религия, искусство. Следовательно, есть смысл говорить ' рационализированных и художественно-эстетических формах ну рыуры 'пецифика первых особенно отчётливо проявляется в науке: особенности вторых в искусстве.
большинство культурфилософов понимает культуру, как процесс создания |еловеком ценностей, отличных от тех. которые предоставляют ему природа. С\.!ыура включает все продукты и результаты деятельности человека - ото мир к)зделанный, рукотворный в отличие от мира дикого, стихийного, не феобразованного человеком. Выдающийся исследователь культуры философ Ф.Лосев отмечал : «Культура есть предельная общность всех основных слоев 1сторического процесса /экономических, социально-политических, иеологичсских. практически-технических, ремесленных, научных. ;удожественных. моральных, религиозных, философских, наиионалыю-1ародных бытовых»/!/.
Философское познание культуры, как выяснение её устойчивых общих физнаков возможно лишь тогда, когда будет обозначена основа этого явления, фоянтяюшаяся в любой из его многообразных форм, в любой исторический 1сриод. И такой основой, конечно, является человек, который, реализуя свои ущностные силы, создает особый образ жизни, независимый от слепых, ^контролируемых сил природы. Человек и творец культуры, и продукт её >азни1ия. Философия культуры, таким образом, переводится в область нтропологии.
Начиная с Нового времени классическим путем достижения истины I философии считается совокупность рациональных методов и приёмов. Одним существовал и существует метод постижения истинных сущностей - мутон вдохновения, эстетического вчуствования н окружающую действительность который ярко проявляется в поэтическом творчестве. Поэзия по мегкости мысли богатству и красоте языка может не только встать вровень с философией, но I превзойти ее. Следует иметь в виду, что художественное слово иамноп превосходи! теоретические конструкции по возможностям трансляции идей н; общественное сознание и силе воздействию на него. В этом смысле можж утверждать, что литературно-художественные произведении ближе I практической философии. Произведения шестидесятников, в их числе и Олжас; Сулейменова. оказывали непосредственное колоссальное влияние на сознанж миллионов людей, которые воспитывались на идеалах, провозглашаемых I поэтической форме. Многие образы, идеи, метафоры зафиксированньк мастерами слова, утке превратились в архетипы нашего сознания, пословицы. I поговорки, летучие фразы и т.п.
Любой разговор о персональном вкладе в культуру какой-либо значимо! личности невозможно начать без обозначения хотя бы основных вех её гнорчсско! биографии. Сегодня можно со всей определенностью утверждать, чго имя I творчество Олжаса Сулейменова. - поэта, публициста, тюрколога-лингвиста общественного и государственного деятеля, - займет достойное место I Антологии литературы и в истории.
О.Сулейменов во всех проявлениях своей деятельности и как художник и как лингвист, и как лидер общественно!« антиядерного движения и создании) им политической партии: «Народный Конгресс Казахстана» - был и остаето представителем, прежде всего, литературно-художественного творчества который осваивает и научную и общественную сферы жизни главным образом ( философско-эстетических позиций.
В десятках своих поэтических произведениях О.Сулейменов обнаружш глубоко личное отношение к отражаемым явлениям, мощный пафос утверждени) связи настоящего и прошлого. С помощью ярких и точных поэтических образо! поэт реконструирует единство исторического прошлого в сопредельны: пространствах народов, вникая в археологию культуры.
Своеобразный поэтический историзм лежит в основе ею книги «ЛЗиЯ> /2/, увидевшей свет в 1975г. В ней. выступив еще и как линг вист, поэт доказыва; неразрывную историческую взаимосвязь тюркской и славянской культур, что н; наш взглял> у каждого литератор«!, создающего значимые в художественно?' отношении произведения, существует определенная культурфилософска: позиция, которая может быть и не зафиксирована в какой-либо логическ! последовательной отчетливой форме, но имплицитно проявляется в особенности: его творчества. В этом смысле творчество любого мастера художественного слова достигшего определенных, общественно признанных результатов, может стат объектом исследования в рамках философии культуры. Если философия, ш определению Гегеля, есть история, отраженная в мысли, то философия культур!
- это история n i я iая не только в мысли, но и еше н системе художеа ненных образов, создаваемых, кроме всего прочею, и под влиянием тех или иных культурфилософских \ стаиовок.
Произведения О.Сулейменова - чрезвычайно «удобный» и важный объект философского исследования, поскольку их автор - знаковая личност i. для становления в XX веке казахской художественной культуры, национальною самосознания, политических ориентации. Он - воплощение единства художественного и политического осмысления современности, а также -мыслитель, который с помощью своего оригинального метода пьпаося реконструировать историю мировой культуры.
Автор отчетливо осознает, что недопустимо абсолютизирован, и идеализировать философские достижения даже самых популярных, значимых и глубоких писателей и поэтов. Однако, считает, что большинство |аки\ художников в специфической наглядно-образной форме обозначают масштабные мировоззренческие проблемы, детальной рефлексивной проработкой которых должны впоследствии сниматься профессиональные философы. И это не просто «перевод» основополагающих проблем человеческого бытия с образного поэтического языка на язык философских рафинированных категорий, а один из магистральных нугей развития философского знания.
Степень разработанности проблемы. Творчеству Олжаса Сулейменова посвящено немало исследований. К произведениям нона обращались литературные критики, языковеды, историки, а также многие-собратья но цеху. Особо выделяются среди них критические статьи, посвященные его книге-эссе «АЗиЯ». В статье академика Д.С.Лихачева «Гипотезы или фантазии в истолковании темных мест «Слово о полку Игореве» /3/ анализируется методология и культурологическая позиция Олжаса Сулейменова, подвергается критике его точка зрения о древнем памятнике русской культуры как результате культурного взаимодействия между тюрками и славянами. Резко негативная опенка книги «АЗиЯ» содержится в статье докл opa исторических наук А.Кузьмина «Точка в круге, из которой вырастает репей» /4/ . В ней указывалась на переоценку Сулейменовым значения для русской культуры влияния контактов славян с тюрками, а мировоззренческая позиция поэта отождествлялась с философией позитивизма. Творчеству Олжаса Сулейменова посвящен и целый ряд работ казахстанских исследователей. /5/, среди которых можно выделить статью В.Владимирова «Поиск опоры: импровизации или знание? к/61. «Заметки о некоторых ребусах «АЗиЯ» В.Гегера. /7/, «Молчание - это гоже голос;; Г.Кругляксса /8/, «Повесть об Олжасс» Г.Толмачева /9/.
Проведенный в нашем исследовании тчательный анализ критических работ об Олжасе Сулейменове, показывает, что творчество поэта ещё не стало объектом серьезного изучения профессиональных философов. Между тем, с нашей точки зрения, именно его кул ьту р ф и л о с о ф с к и е принципы заслуживают, наряду с художественными особенностями. - наиболее пристального рассмотрения.
Развернутый и целостный анализ культу рфилософских. аришиш»» >, творчестве О.Сулейменова еще не предпринимался ни в отечественных. ни и зарубежных исследованиях, что предопределило тему исст Словакия и прожми их нами впервые.
Цели и задачи исследования. Предпринятый анюром ку.тьтурфилософский анализ творчества О.Сулейменова направлен не только на уяснение его индивидуальных мировоззренческих принципов, но и на выявление взаимосвязи художественной литературы с философским сознанием в полом. 11 значительной степени можно утверждать, что творчество О.Сулсйменоиа - но широкая база для изучения вопроса об имплицитном присутствии в искусство философских идей и способах их эксплицирования с помощью профессионального философского исследования. них целях поставлены следующие основные задачи: определить особенности философски-мировоззренческих принципов О.Сулейменова, способство- вавших иш страниц ею творческого самовыражения в единую систему: выявить, ла примере произведений поэта, способы перевода продуктов логико-теоретической деятельности в художественно-эстетические артефакгы; обозначит ь основные, применяемые поэтом принципы эстетического осмысления цивилизационпых достижений человечества: проанализировать, исходя из его идей, роль и значение в истории человеческой цивилизации словесно-языковой коммуникационной системы.
Научная новизна исследования определилась . <мсу Iстянем специальных к)льтурфилософских исследований творчества О.С^лсйм^ичи.«. также тем специфическим >глом зрения под которым рассмофспм ею произведения: творчество Олжаса Сулейменова рассмотрено нами как оГп.ек! философии культуры и философской антропологии; поставлена и решена проблема взаимосвязи литературно-художест венного творчества и философского сознания писателя (на материале произведений О.Сулейменова): художественная литература в целом, представлена как атрибутивный (неотъемлемый) момент культуры; мировая культура рассматривается как результат взаимодействия относительно замкнутых региональных культур. Развивается и обосновывается выдвинутый О.Сулейменовым принцип маргинальное™ культуры как I а ко ной
Основные положения, выносимые на защиту. В исследовании выявлены, обоснованы и проанализкрева! ключевые культурфи ло<-ш|ккие и юн
0.Сулейменова. которые могут считаться не только особенно специфическими особенностями для его творчества, но и носят универсальный характер.
1. Олжас Сулейменов выдвинул и применил эстетико-поэтический кршерий при исследовании и оценке исторических событий и фактов со»ре'.;е;п:;'.:; общественной жизни. Эстетический принцип может быть распространен на исследования всех явлений культуры.
2.В поэтической и публицистической формах О.Сулейменов поставил проблему кочевой цивилизации, обозначив её как важнейшую сторону мировой культуры в целом.
3.Принципиальной культурфилософской позиций О.Сулейменова являемся
постижение духовной культурм через исследования слова. Слово, как неотъемлемый элемент культуры, исследуется поэтом методом постижения гак называемых «художественных единств». отрицающим чисто рационалистический, сциентистский подход к шшилизационным достижениям.
4.Изучение творчества О.Сулейменова в целом позволяет сделать вывод о крайней отраниченности марксистского, так называемого «формационного» подхода к истории и культуре. Культурфилософия должна базироваться на цивилизационных принципах, не сводимых к материально-экономическим основаниям.
5. В работах О.Сулейменова глубоко обоснована маргиналыюсть достижений мировой культуры, историческая преемственность артефактов. Маргиналыюсть. таким образом, можно рассматривать как важнейший формообразующий принцип достижений мировой цивилизации.
6.Творчество О.Сулейменова выявляет роль и значение для культуры письменности. I То >т поставил важнейшую для будущего развития человечества проблему - «книга и цивилизация».
7.Эстетические принципы и философско-антропологичеекий подход ().( улейчено» экст раполирует на такую важнейшую сферу человеческой жиши как политика. Он. применяя к общественно-политическим процессам принцип чаргинальности. по своему обосновывает конвергенцию дивергентных социальных систем.
Методологические и теоретические основы исследования. Автор опирался на классические, а также современные принципы философии ку.млу ры. 11 акже философской антропологии. Значительную роль, определивши ю общую шправленность исследования, сыграли основоподогаюшие идеи Имманиуила <анта о природе и сущности эстетического освоения мира. В полной мерс ум ен жзистешшально-аксиологические принципы подхода к культуре вообще и |>илософии культуры, в частности. - Н.Бердяева, М.Хайдеггера. Х.Г.1 адамера. 5 той части, где речь идет о гносеологическом, лингвистическом и хшиокульгурном анализе языка нами использованы некоторые идеи ('.Карта. И.Вебера. С.Аверинцева, Т.Шибутиии, Г.Гачева, А.Леонтьева и др. авторов. 5 процессе исследования нашли отражение теоретические принципы видных сазахстанских литературоведов, культурологов и философов М.Каратаева. С.Нурлановой. Б.Абульдиной. К.Молтобаровой, Г.Танирбергеновой.
Произведения О.Сулейменова послужили как главной источниковой ¡азой. так и методологической основой данной работы. В качестве ;ультурологических и культурфилософских источников нами брались теимушественно публицистика, эссе. О Супейменпия Анализ особенностей ;ловесно-образного ряда поэта осуществлен на материале его многочисленных :тихов. Общественно-политические идеи поэта выделены из газетных [ублицистических статей и соотнесены с его художественно-эстетической юзицией.
Практическая значимость нашего исследования вытекает прежде (сего из задач гуманитаризации и гуманизации всех сфер общественной жизни.
в коюрий одно из важнейших мест должна занят ь художественная литература.
Вхождение Казахстана в мировое сообщество, как его полноправного субъекта, проводимые в стране демократические преобразования требуют глубокого осмысления вызовов XXI столетия, которое человечество встречает, руководствуясь принципом антропологизации достигнутых в историческом развитии результатов. Осуществление данного принципа невозможно бе) обретения новых мировоззренческих подходов, в формировании которых немалая роль принадлежит выдающимся писателям и поэтам. Исследование автора определяет тот угол зрения, иод котором следует воспринимат ь т ворчест во Олжаса Сулеменова для проникновения в его истинный смысл.
11редставленная к защите работа, составляет интерес для нормативных и специальных курсов не только по философии культуры, но по искуестоведению. кулыуранм ии. литературоведению, языкожаиию и истории. - преподаваемых в высших и некоторых средних (специализирующихся в области искусства) специальных учебных заведениях.
11екоторые методологические принципы, обнаруженные в творчестве О.Сулейменова - положительное значение маргинальное™, приоритет книги и чтения, нравственно-эстетическая опенка политических процессов и др.. -могут найти применение в определении задач по развитию общества в масштабах всего казахстанского государства. Данные принципы представляют интерес для органов > правления, образования, средств массовой информации, культуры и некоторых других.
Апробация диссертации проведена в ходе > част ия ашора в ежеюдных научно-практических конференциях, проводимых Павлодарским государственным университетом и областным институтом повышения квалификации педагогических кадров.
Основные положения диссертации включены в методические рекомендации по методике изучения творчества Олжаса Сулейменова в средней школе. Материалы диссертации использовались автором в учебном процессе: на лекциях и семинарах по языкознанию и литературе.
Автор принимала активное участие в «Литературных чтениях», посвященных 60-летию поэта, организованных и проведенных Павлодарским областным музеем. Основные положения диссертации изложены в четырех научных публикациях.
Структура работы включает в себя Введение, два раздела, состоящих из пяти подразделов (два подраздела - в первой главе и три подраздела - во второй), Заключения и Списка использованной литературы. Первый раздел посвящсн гносеологии художественно-литературного слоиес!¡ого образа, его соотношению с отвлеченным философским понятием, (см. 1.1) Здесь же рассматриваются специфические особенности гносеологии художественных образов, носящих типический, повторяющийся характер в творчестве О.Сулейменова (см. 1.2).
Во втором разделе сделана попытка выявления культурфилософского направления произведений Олжаса Сулейменова. В первом подразделе
обозначены особенности его историзма (2.1). но втором - понимание полом :имволического значения слова как инвариантного компонента н истории <ультуры (2.2). в третьем - нравственно-эстетический принцип оценки ;оииально-полн1 ических процессов (2.3).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В Введении обосновывается актуальность и выявляется степень )аэработанности проблемы, определяется цель, задачи, раскрывается методологическая основа, научная новизна и практическая значимость «следования.
В первом разделе - «Художественная литература и философское :ознаиие>> раскрываются взаимосвя$и художественного и тсоре!ического пражения действительности.
В первом подразделе - «Словесный художественный образ как философское понятие» - автор диссертации начинает с «клеточки» искуссчва. :оторой является художественный образ, создаваемым в соогвеи-твии с 1стетическим идеалом, выступающим, в свою очередь, как конкретно-явственное. наглядное представление о высшей норме >ое1 ического овершенства.
В гносеологическом плане художественный образ - это вымышленное федставление. неадекватное в целом реальной действительности. Однако ;>дожсс 1 венный образ обладает чувственно-наглядной определенностью. >амками существования в пространстве и времени, то есть - свойствами диничного неповторимого явления. Он целостен ч напялен. В улучи (ымышленным объектом, художественный образ раскрывает в единичном что-о общественно значимое, существенное, устойчивое.
Создание художественного образа выходит за рамки чисто [сихолог ического и гносеологического процессов. Это феномен культуры, стетической позиции автора, который достигается с помощью преображения сального материала: красок, глины, слов, звуков и т.п.
Художественный образ существует только как процесс взаимодействия ворческого (авторского) и сотворческого (воспринимающего) начал. Созданные уюжником произведения становятся не просто объективно существующими [редметами. а средством для пробуждения творчества. Только благодаря отворчеству воспринимающей публики, предмет, созданный художником тановится произведением искусства.
СтрОЭТЙТЫ'ЫМ МЗТСрИйЛОМ ДЛЯ СОЗДЗИпЯ 1 ¡'Т^риР/р!?0~Х\,Д0/КССТ 5С'"Iого |браза служит слово, в котором заложена сама основа образности. Исторический |роцесс формирования языка, включающий в себя перенос схожих черт от вления.к явлению, насытил слово ассоциативным видением окружающего. По егелю слово - самый пластичный материал, который непосредственно -[ринадлежит духу.
Словесная форма художественной литературы создает для неё большую
возможность, но сравнению с другими видами искусства, выражать не то.ты эстетические идеалы, но и философские, общественно-политические взгляд! Литература занимает определяющую позицию в всей системе искусств, оказыв; на них громадное влияние.
Художественная литература создаёт свою форму из слов, из язык который материально воплощаясь в звуках и опосредованно в буквах, постигает I не в чувственном восприятии, а путем интеллектуального понимания.
Духовность литературы позволяет ей наиболее полно разворачина! свои универсальные возможности. Одна из проблем, имеющих важно методологическое значение для развития культуры, - это вопрос о наличии произведениях художественной литературы философского содержанш Необходимо прежде всего определить, в какой степени поэт, писатель можс считаться философом и можно ли в таком качестве говорить о мастере слова.
Многие литературно-художественные произведения уже получили области философской мысли неоспоримое признание. Ранее исследовались сегодня продолжают исследоваться философско-этические взгляд| Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Ж.-П.Сартр. А.Камю, которые уже дави воспринимаются не как писатели, а как представители философског экзистенциализма. Имеются работы, посвященные философским идеям Аба Кунанбаева /10/. Чингиза Айтматова и т.д. /11/.
Однако у ряда авторов правомерность рассмотрения художественно литературы в качестве философских произведений вызывает возражения. О теоретических трудов художес! венную лигерщуру отличает опосредованное!' отражения причинно-следственных зависимостей, -сущности через явление общего через единичное, необходимого через случайное.
Проблема взаимосвязи, художественного сознания с философским чрезвычайно актуальна. Искусство и философия сегодня играют все боле активную роль в деле (у манизации современных цивилизационных достижении преодолении сциентизма и технократических воззрений, обоснована приемлемых социально-политических систем, духовно-нравственны ценностей, ориентации личности в окружающем его мире.
Отношение различных течений культурфилософии взаимоотношениям художественного и философского творчества - чрезвычайш противоречиво и неоднозначно. С одной стороны, существует тенденция приводящая к провозглашению враждебности искусства и философии, и: принципиальной конфронтации, непримиримости друг к другу. Это являете одним из вариантов лишить художественное творчество мировоззренческой содержания, возвести между ним и философией непроницаемую стену (К Крот' Г. Рид, Н. Гартман, А. Мальро и др.).
С другой стороны имеется и другая культурфилософская традиция восходящая к немецкому романтизму и учению С.Киркегора, - отождеетвлени художественного и философского сознания, размывания границ межд; художественным и философским творчеством. Данный подход приводит к том) что искусство, провозглашается единственной и достаточной формо:
мировоззрения (М.Хай;ичrep. Ж-П.Сартр. Ч.Лдорно. I Маркузе и др.) При 1 юдобном подходе во главу у гла ставится иррационали зания предмета искусства н философии, растворения философского способа осмысления бытия в художествен ном.
На наш взгляд, развитие философской мысли неправомерно рассматривать в виде замкнут ого в себе процесса, который существует только в рамках чисто философских исследований. Философское мышление следуei рассматривать в качестве целостной динамической системы духовною производства, важнейшую роль в которой играют не только теоретические нау км но и эстетическая культура, особенно художественная литература, причем даже независимо от того, обращаются ли писатели в своем творчестве к философской рефлексии или нет. Философское и литературно-художественное творчест во не представляют из себя абсолют но автономные явления культуры, - между ними несомненно существуют у стойчивые духовные связи.
У Олжаса Сулейменова можно обнаружить такие емкие афоризмы, выраженные в яркой художественно-образной форме, которые дают толчок к довольно значительным философским расследованиям. В своём предисловии к «АЗиЯ». рассуждая о языке «Слова о полку Игореве» поэт замечает.» Мы г лядим вши, стараясь увидеть цветущие формы прошлого сквозь вековых пласты культурных предрассудков, которые старше нас. но моложе правды» /12/.
Данный афоризм содержит проблему понимания. - герменевтики, корреллируется с мыслью К.Маркса из «Восемнадцатого брюмера Луи Ьонапарта» о том. что «традиции мёртвых поколений, тяготеют как кошмар, наг умами живых» и т.д. /13/.
Анализ вопроса о соотношении художественного и философского сознания необходимо приводит к переосмыслению понимания философии как таковой, её характеристик и определения роли в жизни человека.
В своё время ещё В.С.Соловьев в работе «Философские начала цельною знания» обратил внимание на то. что слово «философия» употребляется, преимущественно в двух значениях. Согласно первому её понимают исключительно как теорию, во втором значении философию связывают с высшим стремлением человеческой воли, высшими и идеалами человеческого чувства, где она имеет не только теоретическое, но также нравственное и эстетическое измерение .
Философия будущего, как нам видится, может иметь перспективу, главным образом, занявшись вопросами человеческого существования, экзистенции личности и общества. В этом смысле философия необходимо превращается в человековедение, антропологию, которая, по сути дела, есть осмысление мировых цивилизационных культурных достижений /14/.
Всякий художественный литературный образ существует как смесь представления и абстрактно-логического понятия - смыс.тообраз. Художественный образ представляет собой базовую основу культуру в целом.
Ценностные характеристики культуры наиболее отчетливо проявляются в художественной литературе. Полноты литературного анализа
культуры без выявления мировоззренческого содержания художественной литературы соответствующего периода достичь невозможно.
Художественный образ, как некий феномен сознания, включает две стороны, т.е. содержит е себе элементы отвлеченного понятия и моменты чувственно-наглядного представления. Это позволяет художественному образу участвовать как в логических операциях, так и функционировать на чувст венно-наглядном уровне, осуществляя интегрирование рационализированных и не рационализированных форм культуры.
Указанные свойства художественных смыслообраюв отчетливо проявляют ся в творчестве Олжаса Сулейменова.
Во втором подразделе «Особенности языковою символа в произведениях О.Сулейменова» проанализирован язык как основная смыслообразующая составляющая культуры. Именно эта сторона ятыка. - ею культурно-социальная нагрузка. - находится в центре внимания О Сулейменова. В статье «Золотая латынь» он высказывает на этот счёт казалось бы парадоксальные мысли. О.Сулейменов называет научное языкознание химерой, отказывается называть «предмет» - денотантом, а «смысл» - сигнификатом». Природными лингвистами по Сулейменову являются писатели, получившие знания не из у чебников языкознания, а из первоисточников/15/. На первое место выдвинуты художественно-эстетические т.е. «идеологические» аспекты языкового знака, слова.
Знаки и знаковые системы возникают на базе совместной общест венной деятельности людей. Язык выступает как средство идеализации совокупных предметных действий.
Соотношение «значения» и «смысла» достаточно полно и обоснованно изложено, в концепции А.Н. Леонтьева /16/. Согласно его точке зрения значения производятся обществом, их развитие происходит в процессе совершенствования форм общественного сознания и языка.
В языке так или иначе выражаются идеологические представления политические, религиозные, философские, эстетические и другие. В общении людей значения, не утрачивая своей общественно-исторической природы, субъективируются. А.Н.Леонтьев вьщеляег две стороны движения значений в сознании индивидов. Первая состоит в «возвращении их значений к чувственной предме! носги мира». Вторая заключается в ириобртении ими «пристрастности», что выражается в личностном смысле, который связывает значение с реальностью самой жизни. Данный подход имеет глубокий философско-культурологический смысл.
Язык, как средство идеологического воздействия, стал предметом появившегося в последние годы направления - идеолингвистики. Основополагающие принципы иделилингевитики применительно к нравственным началам национального самосознания проанализированы в основательной работе казахстанского ученого Г.Т.Танирбергеновой /17/. Схема образования идеологем с помощью семантических средств и механизмов в целом справедлива и для объяснения семантических «технологий» создания
литературно-художественных образов. Данная схема опирается на принципы конногативной лингвистики Р.Барта. который выделил «соосозноваемос» -экспрессивно-оценочный компонент слова, в отличие от «денотации». указывающей на предметно-логический, понятийный компонент, «означаемое» /18/. В идеологическом языке, как отмечает Г.Танирбегснова.- под предметно-денотативный слой подводится ценностный. Коннотация - важнейшая особенность языка мировоззрения и сю «картин мира»/19/. Например, денотат «острое эмоционально-негативное переживание чужого успеха» пучем коннотации приобретает отрицательный оценочный характер - «зависть».
Предметно-оцениваюшие «самозначимые» слова называются в лингвистике прагмемами. «Прагмемы вобрали ценностный контекст в свое лексическое содержание, в силу чего мо!ут употребляться как законченные (свернутые) суждения, самостоятельные коммуникативные единицы" 20,. В ной связи можно утверждать, что слова - прагмемы и есть исходный материал для создания литературно-художественных образов.
Олжас Сулейменов выдвигает, обосновывает и успешно применяет принцип рассмотрения истории слова только путём сопоставления его с теми социокультурными обстоятельствами, которые обусловливали его применение и толкование. Слово, таким образом, выступает у Сулейменова как совокупное отражение и результат общекультурного развития, идейного противостоянии. «Методологической ошибкой этимологов я считаю попытку рассматривав историю слова вне его исторического контекста.. »/21/ - (л мечлстО < у к-Нмешт Лингвист, таким образом, должен обладать не только знаниями собственно словарного запаса из разных языков, но и широким видением иоприческою прошлого культуры. Лингвист - нынче без истории ни на шаг. Историк формирует его взгляды, и он подходит к лексическому материалу с засученными рукавами» /22/.
Слово в художественной литературе - основная единица языка. Оно. как лингвистическая единица, имеет два аспекта - «план выражения» т.е. физического звучания и «план содержания», т.е. значения в семантическом смысле. Оба аспекта используются в художественной речи.
Слово есть главная форма создания символов, оно может быть представлено как «символ символов». В этой связи, рассматривая, как предстает символ в понимании О.Сулейменова. можно у1нержда!ь, ч ш в основе 1норчества О.Сулейменова лежит глубокое понимание им культуры как сложнейшей системы символов, я педовательно - её ценностное восприятие. «Всю историю материальной культуры, - подчеркивает поэт. - можно представить как непрекращающуюся борьбу с красивостью, символа с предметом, поэзии с буквализмом» /23/.
Понять культуру можно только опираясь на множество символов, фиксирующих громадный опыт человеческой культуры, который не в состоянии охватить разум. По сути дела, все веши и явления, с которыми соприкасается человек становятся знаками, имеющими значение символов.
Символ, - считает известный американский социальный психолог
Тамотсоу Шибутани. - «это некий объект, но отношению к которому .поди действуют 1 ак. как если бы это было нечто другое, флаг есть символ начни. V люди часто ведут себя по отношению к куску материи так, словно это сама нация, с которой они себя идентифицируют». Именно способность пользоваться символами. - продолжает далее Т.Шибутани. - мо то. что отличает человека от большинства живых существ» /24/. Олжас С'улейменов руководствуется антисциентическими. по своей сути установками при проникновении в сущность культуры., современными философскими интерпретациями: «От того, кто имеет дело со столь хрупким материалом, как древность, мы вправе требовать не кмько умения землекопа, но и чувства символов, как от лингвиста - чувства слова. Культура настояна на иносказаниях, и понимать любой е£ жест буквально, это -не понимать. Шар издали видится плоским кругом, так и поэтический символ древности подчас лишается перспективы при переводе на язык будничный» /25/.
Феномен Сулейменова во многом примечателен тем. что он сумел мастерски использовать русский язык для конструирования словесно-образного ряда соответствующего казахскому национальному мировосприятию, менталитету, и архетипике.
В творчестве О.Сулейменова наблюдается колоссальное влияние казахского национального фольклора, который органический вплетен в ру сскую языковую систему. На стыке, а вернее на основе слияния двух культур появляется нечю такие, что точно передает идею поэта. Написанные им на русском произведения, органически включают казахскую поэтическую речь.
Воспринимать и понимать культуру, возможно лишь проникая в смыслы языковых символов, которые, в свою очередь базируются на национальном архетипическом материале, национальных образах мира, среди которых в творчестве О.Сулейменова преобладают архетипы национальной культуры. При этом простая передача особенностей исторического прошлого казахского народа не является самоцелью поэта, - он входит в прошлое для того, чтобы соединить его с настоящим, постоянно соотнося судьбу своею народа с историей всего человечества, размышляя о вкладе Азии и Востока в общечеловеческую культуры.
Второй раздел исследования «Опорные культурофилософские идеи О.Сулейменова». - посвящена мировоззренческому и творческому кредо поэта. В первом подразделе «Осознание истории методом постижения «художественных единств», отмечается что, основополагающие культурофилософские позиции Олжаса Сулейменова берут истоки от его стремления творческого самовыражения и определения себя как личности.
Особенности философского мироощущения поэта определяются решением им проблемы исторической памяти, с помощью которой человек только и имеет возможность идентифицировать себя, определить свое собственное Я. Поэт упорно искал «потерянную историю» своего народа, для того, чтобы найти себя: «Ребенком, научившись читать, я должен был изо дня в день наслаждаться картинами невежества, забитости и отсталости моего народа.
Тогда формировался мой человеческий характер, закладывалось моё мировоззрение. То1 да мне нужно было вложить в душу хоть крупинку гордое! и за моих предков. За что мне их было уважать'' Меня настойчиво заставляли их жалеть и презирать»/26/.
Историческая память есть критерий измерения полноты кул муры и самопознания человека. Вопрос об исторической памяти - как для отломит* индивида, так и для целого народа, и для человечества в целом - по вопрос о том. что делает индивида человеком, население - народом, достижения цивилизации - культурой.
Культура - естьне что иное как осознающая себя история челонеческот развития, опыт подобного осмысления, позволяющий людям осуществлять направленную целеполагающую деятельность. Без исторической памяти пет самопознания у человека, понимания им собственной) Я. Примеча!елыю. что данный тезис убедительно демонстрируется в легенде, о так нашнаемых манкуртах Чингизом Айтматовым /27/. Отсутствие исторической намят у человека ведет его к полному обезличиванию и утрате какого-либо стремления к свободе.
Историческая память и самосознание личности - по сути дела совпадают: культу рная память - это память Я. самосознаютего индивида.
Ощущение, осознание своего Я и истории собственного народа нераздельны и не случайно данная нераздельность отчетливо прослеживается в творчестве Олжаса Сулейменова, у которого отношение к !!ро!:;л;',,.!у все;;::: : субъективный, глубоко личностный характер. Именно осознание прошлом) создает для поэта возможность определения ориеширов на будущее Цель как проницательно отмстил Хосе Ортега-и-Гассег. «прошлое находится не ис-т там..., а здесь, во мне. Прошлое - это я, это моя жизнь»/28/. основопола! аюшис мировоззренческие принципы которыми руководствуете!-. О.Сулейменоп.
Одной из крупных проблем, поднятых в творчестве поэта еще на ранних этапах его творчества- были проблемы возрождения истории казахского народа. В одной своей ранней публицистической статье он написал: «Меня не удовлетворяют общие заявление о невежественном, темном прошлом моего племени. Этим положением пользуются идеологи колониализма. Они и сейчас заявляют, что народы Востока, ие имевшие ни государственности, ни культуры, не способны к равному развитию. Своей пассивностью мы аргументируем эти выводы» /29/.
О- Сулейменов был одним из первых, кто выдвинул идею так называемой кочевой цивилизации. Кочевая культура и цинипшация в сноеобппчнпй художественно-эстетической форме нашла осмысление во многих произведениях О.Сулейменова. Образами символизирующими постоянного движения, перемещения в пространстве наполнены многие стихи и поэмы.
Можно утверждать, что феномен кочевой цивилизации, который О.Сулейменов отразил в художественно-образной форме впоследствии, но многом благодаря ему, был подвергнут тщательному культурологическому анализу в многочисленных работах казахстанских авторов. Этому же
способствовал ряд эссе и ярких публицистических выступлений поэта. Показательна в этом смысле статья О.Сулейменова «Кочевники и культура: казахский эксперимент» /30/. В данной работе обозначена целое магистральное направление для культурфилософов. занимающихся взаимоотношением между оседлыми земледельческими цивилизациями и кочевыми культурами.
Одним из основополагающих принципов культурфилософской позиции Олжаса Сулейменова можно смело назвать историзм. Всё окружающее для поэта предстает как результат исторического развития и как предпосылка дальнейшего движения. Во всяком увиденном современном явлении или событии О.Сулейменов усматривает отблеск глубокого прошлого. Подобное мировосприятие пронизывает его поэтическое творчество. И это не стихийное следование каким-то самопроизвольным импульсом, а вполне осознанная позиция, чётко сформулированная в ряде его публицистических произведений и эссе, которые в некоторых случаях выходят за рамки популярного текста и обретают вполне научно-теоретический характер.
Подчеркивая критериальное значение истории. О.Сулейменов заметил: «...история есть своеобразный психологический тест, по которому определяется и мировоззрение художника и уровень развития ею личности в нравственном и политическом отношении» /31/.
Историзм О.Сулейменова отличается только ему присущими характерными особенностями. Было бы большой ошибкой сводить его трактовку историзма только к фактологическому оспекту Историзм поэта основан прежде всего на эстетико-художественном чутье, которое и позволяет находить историческую истину. Данный подход проявился уже в «Глиняной книге»/32/ -одном из самых непростых произведений поэта, требующем рот читателя г лубоких исторических ассоциаций, тонкого художественного чутья, понимания авторской позиции.
Эстетико-художественный историзм, как принцип, отчетливо проявляется в книге «АЗиЯ». где поэт отмечает: «Через постижение стилистического и смыслового наполнения отдельных языковых средств и частных мотивов переводчик (в данном случае - переводчик «Слова о полку Игореве» - Б. А.) приходит к постижению художественных единств, т.е., явлений художественной действительности произведения: характеров и отношений, места действия, идейного замысла автора» */33/.
Во втором подразделе - «Слово как инвариантный элемент культуры». - дан анализ отношения О.Сулейменова к слову и словесному образу, как к главным инструментом не только художественного творчества, но и постижения культуры и ее истории. Понятие «слово» у поэта весьма многозначно. Гак в «АЗиЯ» «слово» это и название литературного памятника и феномен культуры как таковой.
Поэт утверждает слово, как относительно инвариантный и, в принципе, неуничтожимый феномен культуры, подчеркивая его объективность и полноту. О неуничтожимое™ слова О. Сулейменов пишет совершенно однозначно, особенно в своих последних работах: «Большинство слов, созданных жрецами
- с.ювотворцами десятки тысячелетий назад, не разрушены. Оно могли уходить ш словаря, заменяться синонимами, заимствованными из других наречий, но пи одно слово не пропало. В каком-то из пяти тысяч языков и диалектов оно живет до сих пор. Словари - самый объективный и полный архив сведении о прошлом человечества, и - каждого зтноса. В словаре отразились маршруты перемещений народа по земле, следы контактов, войн и сотрудничества с другими»/34/. Вывод о неуничтожимое™ слова О. Сулейменов сделал на основе исследования тюркских языков и тюркской культуры. Принцип «история слов есть история народов» О. Сулейменов экстраполирует на историю этнических культур, что. по сути дела равнозначно отрицанию рационалистического подхода к лингвистике.
Одна из особенностей культурфилософской позиции О. Сулейменова -но дихтомия мира, как в географическом, так и в культурно-истоическом смысла
- на Запад и Восток. У Сулейменова в отличие от многих культурфилософов. подобная дихтомия не означает приятия крайней позиции. Он всегда занимался поиском синтеза, единства, взаимодополняемости двух социокультурных образований, что привело к четкой формуле евразийства. Культу рные полюса -«Восток - Запад» - сами по себе не интересуют поэта. Они привлекают его внимание только во взаимодействии, он подвергает сомнению положительное значение, так называемой, самобытности культуры и в связи с этим О. Сулейменов подчеркивает позитивную роль маргинальности.
Чрезвычайно важно то. что О Сулейменов. придавая громадное значение слову, как феномену культуры, не догматизирует его и не подчиняется ею закоснелым формам, оставляя за собой право на смелые эксперименты: «Поэтическая практика меня научила свободному чтению слов, чтобы пытаться открывать новые фонетические и синтаксические возможности. Этот поэтический опыт я переношу на всё, чем занимаюсь. Возможно, исторический фактор, увиденный глазами поэта, всегда является более комплексным, более рельефным» /35/.
Можно утверждать, что культурфилософская позиция Олжаса Сулейменова, в принципе, корреспондируется с современными языковедческими концепциями.
Согласно постулату современной аналитической философии значение слова ссть его употребление. «Знаки, образующие язык, существуют лишь постольку поскольку они повторяются: знак несамостоятелен, стаден; в каждом знаке тремлет одно и то же чуловише. имя которому - стереотип» /36/
Теория диалогического характера языка М.М.Бахтина и Л .С.Выготского предполагает, что мы при формировании высказываний привносим в них «юлоса других». Как отмечает М.М.Бахтин, «можно сказать, что всякое слово существует для говорящего в трех аспектах: как нейтральное и никому не принадлежащее слово языка, как чужое слово для других людей, полное отзвуков чужих высказываний, и. наконец, как моё слово, ибо поскольку я имею с ним дело в определенной ситуации, с определенным речевым намерением, оно уже проникается моей экспрессией. В обоих последних аспектах слово экспрессивно,
но эга экспрессия принадлежит не самом) слову: она рождается в ¡очке контакта слова с реальной действительное!ыо в условиях реальной сшуашш. которая осуществляется индивидуальным высказыванием. Слово в пом случае выступает как выражение некоторой оценивающей позиции индивидуальною человека» 37>.
Слово, если оно подразумевает под собой нечто большее, чем его очевидное и непосредственное значение, выступает как символ Ним к-ние связью между знаком и значением эквивалентно возникновению ртшиию символической деятельности.
По концепции М.М.Бахтина, идеологический хараки-р слона рассматривается как особая точка зрения на мир. претендующая на сонма п,н\ i<> значимость и идеологически выражающая ту или иную смыс тну м оценивающую позицию, выработанную индивидуальным или общее шейным сознанием.
Философия культуры, выраженная в произведениях О.Сулейменова близка к концепции герменевтики, интенсивно развиваемой в современной философии Процесс понимания является фундаментальной проблемой человеческого бытия. Основатель философской герменевтики. Ф Ш.тейермлчср считал её методом псех наук о духе - методологией гуманитарных наук Ч.игм В.Дильтей обозначил герменевтику как учение об искусстве понимания письменных фиксированных проявлений жизни. Х.Г. Гадамер проно нласил герменевтику универсальной философией XX столетия. Он счшал. что 1ерменеыика призвана ответить на основополагающий вопрос: к:;;; игля? понимание окружающего нас мира и как в этом понимании воплощаеки иешма бытия /38/.
В культурфилософской концепции Олжаса Сулейменова громадная ро п. принадлежит осознанию значения для человеческой культуры и исюрии-письменности. Для более глубокого анализа этого вопроса, который у О. Сулейменова переводится в плоскость проблемы «Книга и цивилизация», автор обращается к некоторым собственно философским аспектам письменности.
С помощью обычных средств непосредственного общения псин ¡можно поддержать функционирование многообразного, сложного социально!о организма Значение появления письменности состоит прежде всего в мм. что она позволяет регулировать поведение людей. Письменность позволяет преодолеть ограниченные рамки речевой коммуникации. Происходит ныход за пространственные и временные границы непосредственной коммуникации возникает историческое измерение общественного самопознания. I Ькчлш. ■>.■!> опредмеченная мысль, само становилось предметом познавай-.iuhhi деятельности людей. Четыре тысячи лет тому назад безвестный египетский писец записал на папирусе: «Человек исчезает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с поверхности земли, но писания заставляют' вспомнить его устами тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, лучше роскошного дворца, лучше памятника в храме» /39/. Письменность не
только рсзулыа! кулыуры. но и причина, условие сс дальнейших лмимтш. позволяющее фиксировать нормы общежития, историю народов. Письменность задает формы, в которых происходит развитие искуса на. прежде всего литературы. Согласно точке зрения О.Сулейменова сотни тысяч ,iei составляющие бесписьменный период развития человечества не принесли каких-либо значимых достижений, в связи с этим, пожалуй, можно утверждат ь атрибутивность письменности для человеческой цивилизации. «Эволюция гомо сапиенса резко разделяется на два этапа - бесписьменный и письменный периоды. Первому миллионы лет. Последний насчитывает всего 6 тысячелетий. Высшим техническим достижением Человека Слушающего был каменный топор. Человек Читающий создал всё остальное. Он и стал воплощением человека мыслящего и творящего. Письмо способствовало убыс! репному развитию мыслительного аппарата. Закономерность темы: «Киша и цивилизация» доказывается на многочисленных примерах истории с появлением у народа письменности развивались государство, науки, искусство: забывалось письмо - культура деградировала. Книга является самым объективным, самым выразительным символом цивилизации. Она развивае! творческие способности, заложенные в человеке, как никакое другое средства информации. Книга ративаст зрение разума» /40/.
Письменность и связанные с нею книга и чтение выступают у но>iа как цивилизационно-образующие факторы, что. например, выразилось в емком афоризме: «Культура, не подарившая Шекспиров, не произведет пькггомон» АШ . О. Сулейменов далее улверждает: «Достигнуть значимых резу.тьмшн н теритическом познании можно только владея образным и логическим мышлением, а не просто законами формальной логики».
Во второй подразделе дана типология критических работ в отношении книги «АзиЯ» и культурфилосовских позиций автора/42/. Художественно-эстетический подход к культуре и ее истории у Олжаса Сулейменова тождественен познанию культуры через постижение «художественных единств», сочетающееся с идеей инвариантности слова. Подход О. Сулейменова совпадает также с позицией К.Г. Юнга/43/, считавшего, что «...художник в высшем смысле «человек», коллективный человек, носитель и ваятель бессознательно действующей души человечества».
В третьем подразделе «Синтез поэзии и политики: нравственно-эстетического подход», автор говорит о том, что культурфилософскую позицию Сулейменова - художника невозможно выявить полностью, отвлекаясь от Сулейменова- политика. В своей политической деятельности Олжас Сулейменов руководствуется не расистом, а в первую очередь нравственными идеалами >î стремлением объединить людей, преодолеть их разобщённость и принадлежность к разным цивилизационным мирам. «Сегодня в культуре, -подчеркивал поэт, - нет ни первого, ни второго, ни третьего мира. Должен быть объединенный мир» /44/.
Вчитываясь в произведения Сулейменова, можно пожалуй сделать вывод о его пацифисткой позиции, которая также составляет важнейшую сторону
его культурфилософии. Скорее всего это и не пацифизм, как таковой, а ».теология ненасилия, которую поэт противопоставляет главной опасности - угрозе ядерною истребления человечества.
Вот как в своей обычной яркой художественно-публицистической форме написал об этом О.тжас Сулейменов: «Писатели - голос разума своих народов, должны объединиться первыми, чтобы выступить как могучая сила антираспада. Разоблачая лживые лозунги, разрушая перегородки племенных национальных и региональных сознаний, созидая планетарное сознание землян» /45/.
Подавляющее большинство литераторов, несомненно, так или иначе в своем творчестве соприкасается с политикой. Причем гго соприкосновение порой отражает политическую ситуацию и перспективу в художественных образах гораздо точнее, нежели в рациональном анализе самых «холодных» политиков и теоретиков 11ричина такой адекватности кроется в том. что эсте1 ико-поэтическая реакция на события опирается, главным образом. не на логические формулы и прагматический расчет, а на логику человеческих чувств, ценностные компоненты бытия людей. Любой крупный художник слова, затрагивающий политические проблемы, смотрит на них с точки зрения человековедения. - с позиций философской антропологии, как культурофилософ.
Именно так в своих политических воззрениях выступает Олжас Сулейменов. стремясь антропологизировать через словесный образ не только историю, но и современную политику и продолжает смотреть на нее через плодотворггесть пересечения культур Востока и Запада, тема которых проходи г красной нитью через все на что падает взор политика и поэта
Сулейменов - политолог продолжает причислять себя к поэтам, которые, по его словам «верят с таинственную магию слов». Па этом пути происходят такие творческие повороты мысли, которые приводят к неожиданным политологическим открытиям, опровергающим расхожие истины так называемого здравого смысла: «..Полезно время от времени ревизовать политический словарь. Семантика терминов изнашивается, требует освоения, а некоторые изначально несут неверные значения. Слово «революция» со времен Робеспьера и Г авроша мир привык понимать как «переворот», ассоциируя его с переворотом колеса, началом поступательного движения, а в общественном смысле - началом прогресса после веков застоя.
Вероятно, теперь нелишне будет узнать, - продолжает О.Сулсйменив. -что первое и основное значение латинского теуоШш - «откатывание назад», «движение колеса вспять», переносное - «падение ¡¡а спину». От глагола ге\ о!и!!о
- «катиться в обратном направлении», «сваливаться». События XX века доказали, со всей очевидностью: эволюция - это путь прогрессивной) развития, революция
- акт регресса стремительного, как падение в пропасть» /46/.
Нельзя исключить того, что О.Сулейменов несколько идеализирует достижения стран, осуществивших в той или иной мере конвергенцию, говоря о том. что «Запад и Китай входят в ХХ( век, гарантируя соблюдение основных прав человека - права на труд, на бесплатное образование, лечение, правовую защиту». Но он безусловно прав, оценивая социально-экономическую
си н ацию на постсоветском прост ранете: «Л что же мы? Смутемно выстрой чип. в очередь среди аутсайдеров к тем же дверям в будущее, отказавшись от всех своих кровью и потом поколений заработанных прав. Почему? Но имя построения первобытного капитали<ма под пещерным лозунгом - «пусть выживет сильнейший!» Зачем? /47/.
Скорее всего, в ближайшее время мы будем свидетелями обратно!и процесса - возвращения в политику тех интеллектуалов. которые какое-то время осмысливали за письменными столами социально- политическую ситуацию, сложившееся в мире на пороге ХХ( века. В этом отношении политические выступления О.Сулейменова весьма показательны и носят знаковый характер, потому что они - есть приложение его культурфилософских приниипон к перспективам развития мирового сообщества, применяя к нему ап фонологические и нравственно-эстетические критерии.
Сферу политики, которую традиционно в истории человечества старались отделить от нравственности. О. Сулейменов пытается соединить с тгико-эстетическим нравственным комплексом, провозглашая и пропа! аидируя при этом принципы социализма. Современная мировая геополитика предстает у поэта, как пересечение Восточного и Западного миров и их сотворчество, которое приведет к колоссальному культурному взрыву и вознесению мировой цивилизации на качественно новый уровень. В политическом развитии, по сути дела, должна в полной мере проявиться маргинальная сущность культуры.
Олжас Сулейменов видит историческую перспективу в конвергенции каптализма и социализма и превращении их в принципиально новое сискчн'ч-образование, в основе которого будет лежать целостный подход к общественному развитию.
В Заключении сделаны выводы и обозначены основные направления дальнейшего культурфилософского исследования творчества Олжаса Су лейменова. Подчеркивается оптимистический, жизнеутверждающий характер культурфилософской позиции поэта, ее значение для культурологии, историографии и филологии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.. 1988. с. 218-219
2. СулейменовО.О. ЛзиЛ. Эссе, публицистика. Ст и\и и но >мы. Алм.ны Жа.н.ш 19990 г. - 592 с.
3. Лихачев Д.С. Гипотезы или фантазии в истолковании темных мест «Слова о полку Игореве». Звезда, 1976.№6
4. Кузьмин Л.Г. Точка в круге из которой вырастает репей. Молодая гвардия. 1975.№ 12.
5. Щербакова Т. Каменное изваяние. Вечерняя Алма-Ата. 1970. 22 февраля: Филимонова И. Настоящее в прошлом. Друг читателя. 1975. №7: 'Зуева 1'.. Шгейнгруд С. Вросли в славянскую строку кыпчакские слова... О новой книге Олжаса Сулейменова "АзиЯ". Ленинская смена, 1975. 9 июня;
ft. Владимиров В. Поиск опоры: импровизация или знание? Простор. 1976. №9.
7. Гейер В. Заметки о некоторых ребусах «АЗиЯ». Заря. 1991. 7 июня.
8. Кругляков Г. Молчание - 'но тоже голос. Мысль 1996. № 5
9. 1 олмачев Г. 11овесть об Олжасе. Документальная повесть.Ллматм.Жазушм 1998. - с. 168.
10. см.: Нам Г. Хам'м Абай (даналык дунистанымы). Ллматы. Атамура-"Казакстан, 1994, 200 бет.
П.См.: Данилов Ю.Н. Этическое измерение памм|и(нравс|вешю-философскис размышления в связи с романами Чингиза Айтматова) //Эгическая мысль: научно-публицистические чтения. М.: Политиздат. 1990. с.480. С. 165-197. И. Сулейменов О. Эссе, публицистика. Стихи и поэмы. Алматы: Жалын 1990. с. 592. С 396 ......
13. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонопарта. Маркс К.. Энгельс Ф. Избранные произведения в двух томах, т.!. М.: Госполитиздаг. 1955. С.280-302.
14. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания. Сочинение в двух томах. М.. 1988. C.179-18I.
15. Сулейменов О. Золотая латынь. Простор. 1996. № 6. С. 35.
!6. Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность М. 1975. С I4X 17. Танирбергенова Г.Т. Лексика и логика идеологической перекодировки проблемы нравственных начал национального самосознания Евразийское сообщество: общество, политика, культура. 1998, 4 4(24). С. 149-165.
Ю Г---г» /-1------------------... Г'--------— ... к« .
Ю. Lmpt 1 . VLHUDbl CVlViriUjIUl Hfi. PJIVI^ ^fajlft J.VI wjuff Г1 Ho". l*i.. I l|JUl рч.*.*..
1975, C.468.
19. Танирбергенова Г.Т. Лексика и логика идеологической перекодировки проблемы нравственных начал национального самосознания Евразийское сообщество: общество, политика, культура. 1998 С.151.
20. Танирбергенова Г.Т Лексика и логика идеологической перекодировки проблемы нравственных начал национального самосознания. Евразийское
сообщество: общество. политика, ку льтура. ¡998. С. 152.
21. СулейменовО. Эссе, публицистика. Стихи, поэмы. АзиЯ, Алма-Ата: Жалын, 1990, с.592. С. 495.
22. Сулеменов О. Эссе, публицистика. Стихи, поэмы. АзиЯ. Алма-Ата: Жалын. 1990, с.592.С. 509.
23. Сулейменов О. Эссе, публицист ика. Стихи, поэмы. АзиЯ. Алма-Ата Жалын. 1990. с.592.С. 569.
24. Шубугани Социальная психология. Ростов н/Д., 1998. С. 179.
25. СулейменовО. Эссе, публицистика. Стихи, поэмы. АзиЯ. Алма-Ата: Жалын, 1990. с.592. С.569.
26. Сулейменов О. Портить отношения. Эссе, публицистика. Стихи, поэмы. АзиЯ.Алма-Ата: 1990, с.592. С.527.
27. См.: Айтматов Ч. Буранный полустанок. IИ дольше века длится день/. М.. 1981, С.106-107.
28. Ортега-и-Гассет X. История как система. Вопросы философии. №6. С.99.
29. Сулейменов О. Ты - мой герой. Эссе, публицистика. Стихи, поэмы. АзиЯ. Алма-А|а: Жалын, 1990, с.592. С.12.
30. Сулейменов О. Кочевники и культура: казахский эксперимент. Эссе, публицистка. Стихи, поэмы. АзиЯ. Алма-Ата: Жалын, 1990. с.592.
31. Сулейменов О. Кочевники и культура: казахский эксперимент. Эссе, публицистика Стихи, поэмы. АзиЯ. Алма-Ата: Жалын, 1990. с.592. С.28.
12 Сулейменов О.. Глиняная книга. Определение берега: избранные стихи и • Алма-Ата Жазушы . 1979. -456 с. С. 329-445. Су генменовО. Эссе, публицист ика. Сгнхи. поэмы. АзиЯ. Алма-Ат а: Жалын, 1990. с 592.С.424.
34. Сулейменов О. Золотая латынь. Простор. 1996. №3. С. 35 .
35. Cj.ioi(менон О. Кочевники и культура: казахский эксперимент. Эссе, публицистика. Стихи, поэмы. АзиЯ. Алма-Ата: Жалын. 1990. с.592. С.37.
36. Bapi !'. Избранные труды: Семиотика. Политика. М, 1994. С.550.
37. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С.268.
38. См.: Г'адамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.. 1989.
39. I (итировано по: Клике Ф. Пробуждающее мышление. М., 1983. С. 192.
40. Дарвин Ч. Происхождение видов. M.-J1.. 1937. С.88.
41 Сулейменов О. Золотая латынь. Простор, 1996. К»3. С. 35.
42. Кутмин А. «Точка в круге, из которой вырастает репей» Молодая гвардия. Н» 12. С. 210-114. Лихачев Д.С. i иногезы и фантазии а истолковании темных мест r"Словоо полкуИгореве".Звезда, 1976.№9 С.203-210, Владимиров В. Поиск опоры: импровизация или знание ? Простор 1976, № 9. С.95-102.
43. Юнг К Г. Психология и поэтическое творчество. Самосознание европейской культуры XX века : Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991 С. 117.
44. СулейменовО. Будущее нуждается в нас. Эссе, публицистика. Стихи, поэмы. АзиЯ. Алма-Ата: Жалын, 1990, с.592 С.73
45. Сулейменов О. Будущее нуждается в нас. Эссе, публицистика. Стихи, по )мы АзиЯ. Алма-Ата: Жалын. 1990. с.592 С.75
46. Сулейменов О. Об ошибках критиков социализма. Казахстанская правда. 1999, 16 марта.
47. Сулейменов О. Об ошибках критиков социализма. Казахстанская правда. 1999, 16 марта
Основные положения и результаты исследования изложены автором в следующих публикациях:
1. Олжас Сулейменов: культурфилософская позиция и художественная практика. Павлодар: ПГУ им. С. Горайгырова . 1999 - с. 57.
2. Духовность и национальное самосознание на пороге третьего тысячелетия. Сб. Современность: мир мнений . Выпуск III . Алматы: АГУ им. Абая, -О.бп.л.
3. Время подведения итогов : Социализм в XX веке и на порою ноною столетия. Саясат, 1999. №3. - 0.9 п.л.
4. Политическая антропология О. Сулсйменова: пересечение Востока и Запада. Евразийское сообщество : общество, политика, культура №3. - 0.7 п.л.
ТУЖЫ РЫМДАМА
АБЕНОНА БАЯН АУБАКИРК>13Ы
"Олжас СулейменовтГ' шыгармашылыгындагы мэдени-философиялык принциптер мен идеялар"
09.00.13 — философиялык антропология жане мэдениет философиясы мамандыгы бойынша философия гылымдарыны" кандидаты гылыми дэрежесш алу yiuin жазылган диссертация.
Диссертацияда талантты акын, эссеист, ттптанушы жане когамдык кзйраткер Олжас СуЛейменовп" модени- философиялык, козкдрас-тарына талдау жасалады.
Диссертацияны" курылымы алга койылган максатгар мен м1идетттерд1 анкындайтын проблемаларды зертттеу барысынла жинакталды.
BipiHuii бол1м "Керкем одебиет жоне философиялык санасез!м" деп аталады. Онда керкем эдеби образды" гносеологиясы , оны" накты емес философиялык утыммен аракдтынасы кдрастырылады. Осы бол1мде керкем образдарды" шосеологиясыны" взше тан ерекшел1ктер1 де свз болады.
Екшли бшим "Олжас СулейменовтГ' мэдени — философиялык идеяларыны" ripen"' деп аталады. Онда диссесртант акын шыгармаларыны" мэдени — философиялык багыты", оны" тарихилык мэнма"ызын ашып корсетуге тырыскан. Сонымен 6iprc адамгершшк — эстетикалык позиция бойынша элеуметгпк — саяси процестерге бага берихедь
Диссертация философтар мен тарихшылар, мэдениет жэне
tmtJJ i 1 лпу LMCAJltXy J 111 in, vrvtU 111 Ul MUAV1LI1W * rnvvwivvw-i'vil
айналысушылар ушш ма^ызды, кджегп е"бек.