автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Культурные аспекты торговых связей Египта со странами Красноморского бассейна, Индии и Китая в I-XVI вв. н.э.

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Ахмед Самех Рамзес Салех Фаттох
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Культурные аспекты торговых связей Египта со странами Красноморского бассейна, Индии и Китая в I-XVI вв. н.э.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурные аспекты торговых связей Египта со странами Красноморского бассейна, Индии и Китая в I-XVI вв. н.э."

На правах рукописи

Ахмед Самех Рамзес Салех Фаттох

КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ ЕГИПТА СО СТРАНАМИ КРАСНОМОРСКОГО БАССЕЙНА, ИНДИИ И КИТАЯ ВI - XVI ВВ. Н.Э.

24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Москва - 2005

Ахмед Самех Рамзес Салех Фаттох

КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ ЕГИПТА СО СТРАНАМИ КРАСНОМОРСКОГО БАССЕЙНА, ИНДИИ И КИТАЯ ВI - XVI ВВ. Н.Э.

24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Москва - 2005

РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА .—^.Петербург

ЗМЧРК _____

На правах рукописи

Работа выполнена на кафедре культурологии и антропологии МГУКИ

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Тихонова Валерия Александровна

Официальные оппоненты - доктор философских наук

Пелнпенко Андрей Анатольевич кандидат культурологии Докучаев Алексей Владимирович

Ведущая организация -Институт Африки РАН

с^о

Защита состоится 2005 г. в часов на

заседании диссертационного совета Д210.010.04 при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская область, г. Химки-6, ул. Библиотечная, 7, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств

Автореферат разослан 2005г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент / И.В.Малыгина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Географический фактор играл основополагающую роль в истории Египетского государства во все периоды. Благодаря своему географическому положению Египет принимал самое активное участие в экономических и политических контактах между цивилизациями Средиземноморья, Передней Азии и Африки. С периода римского владычества в Египте (30 г. до н.э.) вплоть до XVI в. н.э. Египет активно участвовал в торговле со столь отдаленными странами ойкумены как Индия и Китай.

Однако порты Египта на Средиземном и Красном морях были центрами не только торговли с заморскими странами, но и очагами обмена идей, местом встречи носителей различных культурных традиций. Начиная с периода правления греческой династии Птолемеев, когда Египет прочно утверждал себя как могучая морская держава, портовые города стали своеобразными форпостами межконфессионального и кросскуль-турного диалогов.

Именно поэтому изучение торговых связей Египта представляет, на наш взгляд, специальный интерес не только с исторической, но и с культурологической точки зрения. Однако, если экономический аспект функционирования портовых городов средиземноморского побережья Египта изучен достаточно подробно, то влияние торговли с Индией и Китаем на формирование новых идей эллинистического, римского, византийского и средневекового Египта исследован крайне недостаточно.

Вместе с тем, было бы явным преувеличением говорить о значительном объеме межкультурного взаимодействия между Египтом, Индией и Китаем. Возникает определенное противоречие между масштабами торговли и уровнем культурного взаимодействия. Снятие этого противоречия,

поиск объяснения этому явлению и лежит в основе актуальности нашей диссертации.

Степень научной разработанности проблемы. Тема торговых контактов Египта со странами, расположенными в бассейне Красного моря, Индией и Китаем нашла отражение в целом ряде монографических исследований и статей. Однако в большинстве случаев в них затрагиваются лишь отдельные проблемы данной темы. Так, например, в монографии М. эль Абади1 и А.М.Абдель Халима2 исследована история морских контактов Египта в фараоновский период, птолемеевскую и римскую эпохи. В этой работе впервые опубликованы результаты археологических исследований авторов памятника Вади Гавасис на побережье Красного моря, где находилась якорная стоянка кораблей, отправлявшихся в плавание к стране Пунт. Важное место уделено авторами описанию экспедиции в Пунт, осуществленной в правление царицы Хатшенсут (XVIII династия Нового царства), мощному культурному импульсу, который стал результатом этой экспедиции. Текст монографии снабжен комментированным переводом надписей из заупокойного храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахари, повествующих об экспедиции в Пунт. В исследовании JI.Кессона3 одна из глав посвящена развитию морской торговли в Римской и Византийской империях по Красному и Средиземному морям. Важной заслугой автора является комментированный перевод «Перипла Эритрейского Моря»4, составленного в римский период греческим путешественником. В этом источни-

1 Abadi M Egypt from Alexander Cairo, 1985,Abadi M Farmer and the Land in Egypt -Cairo, 1974

2Abdel Halim The Red Sea - Alexandria, 1993

JCasson L Ships and Seafaring in ancient times -NewYork, 1970 См также другие работы автора, посвященные данной проблеме Casson L Egypt, Africa, Arabia and India Patterns of Seaborne Trade in the First Cebtury// Bulletin of American Society of Papyrologists -1984 -Vol XXI №1-4; Casson L Ships and Seamanship in the Ancient World -Princeton, 1971, Casson L The Periplus maris Erythraei Text with Introduction, Translation and Commentary -Princeton, 1989, Casson L The Ancient Mariners Seafarers and Sea Fighters of the Mediterranean in Ancient Times - New York, 1999, Casson L Romes trade with the East (the Sea Voyage to Africa and India - New York, 1980

4 Casson L The Periplus Maris Erythraei Text with Introduction, Translation and Commentary -Princeton, 1989, Casson L General Commentary on the Periplus Maris Erythraei - New York, 1974

ке был описан путь из Красного моря в Индийский океан с указанием местонахождения портов и якорных стоянок, расстояний между ними, а также благоприятных для мореходства ветров в различные времена года. Большое внимание Л.Кессон уделил внимание культурным контактам греко-римского мира со странами Востока.

В ряде работ английского археолога В.М.Ф.Питри5 на основании найденных при раскопках Мемфиса терракотовых статуэток высказывалась гипотеза о том, что в городе в правление династии Птолемеев и в римскую эпоху существовала колония индийских купцов, которые сохраняли религиозные и культурные традиции метрополии. Ряд сделанных Питри находок позволяет предполагать, что ареал расселения индийских купцов простирался вплоть до Фаюмского оазиса. В исследованиях П.Левика,6 посвященных проблеме синтеза культур в эллинистический период, значительное внимание уделено культурным связям между Египтом и Индией в период правления династии Птолемеев. В книге Е.Вармингтона7 и в труде М. Уиллера8 дана цельная картина взаимодействия Римской империи и Индии. Торговым отношениям Египта и Индии уделено внимание крупного специалиста в области изучения экономической истории римского и византийского Египта А.Джонсона9. Вопросы торговли и влияния восточных провинций и Египта на искусство Парфии и Индии подняты в работах М.И.Ростовцева10. Морская и сухопутная торговля римского мира и Востока рассмотрена в серии работ В. Шоффа11,

5 Petne WMF The Palace of Apres (Memphis II) -I ,1909, Petrie WMF Roman Ehnasya (Heracleopolis Magna) 1904-1,1905; PetrieF MF Amulets-L ,1914

6 Leveque P. The Hellenislique World -L, 1969

7 Warmlngton E The Commerce between the Roman Empire and Indta.-L ,1974

* Wheeler M Rome beyond the Imperial Frontiers -L, 1955

9 Jonson A. Roman Egypt to the Reign of Diocletian An Economic Survey of Ancient Rome -Baltimore, 1936

10 Rostovt7ev M I Foreign Commerce of Ptolemaic Egypt// Journal of Economic and Business History -Cambrige,1932.-Vol 4

11 Schoff W Parthian Stations of Isidor of Charax an Account of the Overland Trade Route between the Levant and India in the First Century B C -Fiiadelfia,1914

М.П. Чарльсворса12, М.Рашке13 и многих других авторов. В ставшем уже классическом исследовании Дж. Г.Брестеда14 важное место уделено изучению морской торговли, а также культурных контактов как между различными частями империи, так и между империей в целом и иноземными державами, в частности Индией.

Применительно к исламскому периоду изучение истории развития морской торговли на Красном море и культурных контактов Египта с Индией отразилось в обстоятельных исследованиях С. Тауфика и С. Ахмеда15, А. Батглера16.

Объект исследования - развитие культурных взаимоотношений Египта со странами, расположенными в бассейне Красного моря, Индией и Китаем в контексте развития торговых связей между Египтом и странами данного региона в I-XVI вв. н.э.

Предмет исследования - историческая динамика культурных взаимосвязей между Египтом, с одной стороны, и Индией и Китаем, с другой, в период с 1 по XVI вв. н.э.

Цель исследования состоит в изучении процессов культурных взаимодействий между Египтом со странами красноморского бассейна, Индией и Китаем как результата развития морской торговли по Красному морю и Индийскому океану.

Задачи исследования:

- выявить основные этапы развития торговли Египта со странами красноморского региона, Индии и Китая в I-XVI вв. н.э.

'2 Charlesworth М Р Trade Routes and Commerce of the Roman Empire -Cambrige, 1924

13 Rashcke M G Papyrological Evidence for Ptolemaic and Roman Trade with India//Proceedings of the XXIV International Congress ofPapyrologists -Oxf,1975,Rashcke M G New Studies in Roman Commerce with the East//H Temporini Рыпию Auftieg und Niedergang der roemischen Welt -B ,1956

14 Breasted J. H History of Egypt - L.,1909

15 Ahmed S , Tawfik S History of Egyptian civilization from Ancient Ages till - Arabic Conquer Cairo, 1975

16 Battler Alfred G The Arab conquers Egypt Arabic edition - Cairo, 1999

- проследить эволюцию культурных контактов между Египтом со странами красноморского региона, Индией и Китаем в 1-ХУ1 вв. н.э.

- изучить археологические материалы портовых городов красноморского побережья Египта, которые являлись центрами взаимодействия различных культурных традиций и их синтеза.

Методологической основой работы являются взгляды антрополо-гов-диффузионистов (А.Гребнера, Л.Фробениуса, У.Х.Ривсрса, Т.Хейердала и др.), основное внимание уделявших культурным контактам между разными народами и видевших в этом важнейший (а иногда и основной) источник их культурного развития.

Методы исследования: в ходе исследования применялся генетический, компаративный, факторный, сравнительный, иконографический и другие типы анализа.

Источниками для написания диссертации послужили:

материалы археологических раскопок портовых городов египетского побережья Красного моря;

- письменные источники: сочинения греческих, римских и арабских географов и путешественников;

- исследования египетских и зарубежных исследователей, посвященные проблемам развития морских торговых связей и культурных взаимодействий Египта со странами красноморского региона, Индией и Китаем в 1-ХУ1 вв. н.э.

Научная гипотеза. Мы полагаем, что основной причиной сравнительно низкого уровня культурных контактов между Египтом, Индией и Китаем (особенно в византийский и арабский периоды истории Египта) было то, что в названных странах господствовали достаточно жесткие и нетерпимые к иному мировоззрению религиозные системы. Конечно, по ходу истории религии менялись, но они столь системно

ходу истории религии менялись, но они столь системно объясняли мироустройство и допустимые нормы человеческой деятельности, формировали картину мира и образ жизни населения, что какая-либо культурная син-тезация в этих условиях была весьма затруднена. Этим объясняется единичность находок произведений, отражающих такого рода синтез. Более того, судя по всему, и особого культурного интереса друг к другу между египтянами, индусами и китайцами фактически не наблюдалось, однако именно торговые отношения способствовали установлению культурных контактов между Египтом и странами Красноморского бассейна, Индией и Китаем.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Впервые в современной культурологии был проведен широкий анализ процесса взаимодействия культуры Египта римского, византийского и арабского периодов с культурами стран красноморского региона, Индии и Китая. Теоретическая значимость работы определяется тем фактом, что автор, всесторонне анализируя письменные и материальные источники, реконструирует редкие факты культурного сишеза, происходивший в красноморских портах Египта.

Непосредственно к параметрам новизны может быть отнесено следующее:

- впервые исследуется собственно культурный аспект взаимоотношений между Египтом, странами красноморского бассейна, Индией и Китаем, инициированный морской торговлей между ними;

- анализируются причины того, почему при довольно активной торговле между названными странами собственно культурное взаимодействие между ними в целом было незначительным;

- показывается, что редкие факты создания каких-либо произведений, синтезирующих культурные традиции названных стран, создавались только в колониях иностранных купцов, оседавших на заморских территориях;

- устанавливается факт, что наиболее активные культурные связи между Египтом и странами Востока имели место в эллинистический и римский период истории Египта;

- показывается особенная роль религий (в Египте - раннего христианства, а затем ислама, в Индии - брахманизма, буддизма и индуизма, в Китае - конфуцианства, даосизма и буддизма), препятствовавших более глубоким культурным связям и взаимовлияниям между названными странами; особенно это касается моноэтнических христианства и ислама;

- автор впервые вводит в научный оборот материалы археологических раскопок в Косейр эль-Кадиме (Миос Гормос).

Практическая значимость исследования определяется тем, что подготовленные материалы и результаты исследования могут быть использованы:

- для расширения базы конкретно-исторических исследований в качестве информационной основы в культурологических исследованиях, посвященных теоретическому осмыслению таких явлений как взаимодействия заимствования, многоканальные связи между странами в древней и средневековой ойкумене;

- для введения в научный оборот новых источников в контексте исследований, посвященных морским торговым и культурным отношениям Египта со странами красноморского бассейна, Индией и Китаем в 1-ХУ1 вв. н.э.;

- при чтении лекций и написании соответствующих разделов учебных пособий для высших учебных заведений гуманитарного профиля.

Положения, выносимые на защиту:

1. Морская торговля, которая на протяжении I-XVI веков велась между Египтом, странами красноморского бассейна, Индией и Китаем, способствовала и возникновению культурных контактов между названными народами.

2. Основными пунктами, где осуществлялись такого рода культурные контакты, были приморские города, куда приходили караваны заграничных судов.

3. Культурные контакты имели место преимущественно между купцами, хотя на каком-то этапе существовало даже египетское посольство в Индии. Особую роль в развитии культурных контактов играли группы заморских купцов, которые поселялись в приморских городах названных стран, вели образ жизни и изготовляли продукцию, соответствующие их национальным традициям. Однако широкого распространения среди местного населения эта материальная, художественная или интеллектуальная продукция не получала.

4. Периодом наиболее тесных культурных контактов была эпоха эллинизма и большая часть римского периода в истории Египта (VI в. до н.э. - III в н.э.), когда культурные контакты с Востоком резко активизировались и было создано немало произведений, синтезирующих национальные традиции Египта и Индии. Но не следует забывать то, что в этот период между египтянами и индусами существовали активные посредники - греки, а затем римляне, а эллинистическая культура, как и римская, осмысленно преследовала цель культурной синтезации.

5. Резкое сокращение культурных контактов между Египтом и странами Востока началось с христианизации, а затем исламизации Египта. В целом следует отметить что в Египте, Индии и Китае существовали достаточно жесткие и нетерпимые к чуждому мировоззрению религии, каждая их которых по-своему систематизировала представления о мироздании, формировала картину мира и образ жизни населения (христианство, ислам, буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм). Это радикально препятствовало развитию культурных контактов между населением названных стран, культурному взаимовлиянию и тем более попыткам синтезации разнородных форм или идей.

6. На протяжении истории Египта, Индии и Китая происходила смена религий или (особенно в Китае) параллельное существование нескольких религий. Тем не менее, это не оказывало положительного влияния на ситуацию, описанную в предыдущем пункте. Практически все господствующие религии практически не допускали создания каких-либо произведений, синтезирующих культурные и тем более мировоззренческие традиции египтян, индийцев и китайцев.

Апробация основных положений исследования.

1. Положения и результаты исследования обсуждались в рамках на-учно-пракгических конференций: «Древний Египет и Античный мир» (Каир, 2001), «Мореходство на Красном море в древности и средневековье» (Александрия, 2002), «Культурные и экономические контакты Египта со странами красноморского бассейна, Индией и Китаем в средние века» (Александрия, 2001).

2. Проблематика исследования нашла свое отражение в 7 научных публикациях автора (список см. в конце Автореферата).

3. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств.

Структура диссертации построена по историческому принципу и состоит из введения, четырех глав, рассматривающих четыре периода торговых и культурных связей между Египтом, странами красноморского бассейна, Индией и Кшаем, заключения, списка литературы и приложений.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, анализируется степень ее разработанности в египетской и зарубежной культурологической и исторической литературе; определяются цели и задачи диссертационного исследования, теоретическая и методологическая основы работы, формулируются положения, характеризующие научную новизну, а также теоретическую и практическую значимость исследования.

Первая глава «Развитие торговых и культурных контактов Египта со странами Красноморского бассейна и Индией в фараоновскую эпоху и в период правления династии Птолемеев» посвящена историческому и культурологическому анализу источников, относящихся к доримскому этапу истории Египта.

История торговых и культурных связей Египта со странами бассейна Красного моря по источникам прослеживается с эпохи Нового царства, когда в правление XVIII династии царица Хатшепсут (1498-1483 гг. до н.э.) организовала экспедицию в страну Пунт. Местоположение этой страны еще с определенностью не локализовано. Вероятно, она находилась на территории современной Эфиопии или Сомали. Для того, чтобы достичь Пунта, посланная Хатшепсут экспедиция должна была перенести разо-

бранные корабли из города Коптоса в долине Нила через восточную пустыню по Вади Хаммамат до красноморского побережья. Здесь, в Вади Га-васис, как свидетельствуют археологические исследования, располагалась торговая фактория с портовыми сооружениями и складами для хранения провианта.

Экспедиция в страну Пунт, изображенная на стенах заупокойного храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахари, была не только важным торговым предприятием, но и крупным культурным событием, которое значительно расширило представления древних египтян об этнографии окружающих их народов. На рельефах из храма Хатшепсут изображены жители страны Пунт, облаченные в традиционные одеяния. С поразительной точностью переданы антропологические особенности коренного населения.

Постоянные экономические и культурные связи между Индией и Египтом устанавливаются с 20-х годов IV в. до н.э., когда в результате завоеваний Александра Македонского северо-западная часть Индостана и Египет вошли в состав единого государства. На территории Индии было основано несколько городов (например, в Таксиле и Пушкалавати), в которых проживали выходцы из греко-римского мира, ветераны армии Александра, купцы, ремесленники и пр. В этих столичных городах возводились постройки, свойственные греко-эллинистической культуре, основывались гимнасии, библиотеки, храмы, посвященные античным богам. Складывался синкретический художественный стиль, получивший в литературе название «гандхарское искусство». Социокультурные явления проявились в синкретизации западных и восточных божеств. В эпоху эллинизма (336-30 гг. до н.э.) между долиной Инда и Средиземноморьем установились постоянные торговые связи, которые осуществлялись по сухопутным и морским путям. Преимущественно использовался морской путь по Красному морю и северной части Индийского океана, соединявший красноморские

порты Египта и Индийские гавани Индостана. Он был более безопасным и занимал значительно более короткое время.

Большинство из египетских портов были основаны в эпоху правления династии Птолемеев (305-30 гг, до н.э.). Их активная внешняя политика, в сферу политических интересов которой входил Аравийский полуостров, требовала освоения бассейна Красного моря и строительства баз для военного флота. Необходимость строительства портовых сооружений на Красном море диктовалась также заинтересованностью царского двора Птолемеев в предметах роскоши из восточных стран: благовониях, пряностях, драгоценных камнях, жемчуге, муслине, древесине, шелке-сырце, тканях и других ценных товарах из Индии и Китая. В обмен Египет посылал в страны Востока высоко ценившиеся там предметы александрийского искусства, а также золотые и серебряные монеты римского и александрийского чекана. Эти монеты составляли многочисленные клады, найденные во многих районах Индостана. Императоры кушанского государства заимствуя иконографию этих монет, изображали своих богов подобно «западным», нередко выписывая их имена греческими буквами, или даже сохраняя имена греко-александрийских богов.

В правление Птолемея II Филадельфа (285-246 гг. до н.э.) на Красном море было основано несколько крупных портов: Арсиноя, Миос Гор-мос, Береника. На территории современного Судана был построен портовый город Птолемаида Охотничья. Через него в Египет привозили из заморских стран рабов и индийских слонов для армии. Торговля с Индией с экономической точки зрения была разорительной для эллинистического мира, который покупал значительно больше, чем продавал, что объясняет все возраставшую утечку драгоценных металлов на Восток. Тем не менее, как показываю I материалы археологических раскопок последних лет в Бе-граме (Афганистан) - резиденции кушанских царей, в империю которых

входила Индия, - предметы роскоши поступали по морским и сухопутным путям также и в обратном направлении - из Египта в Индию. В развалинах царского дворца был обнаружен клад, состоящий по преимуществу из изделий александрийских ремесленников из Египта. Об этом в частности свидетельствует выбор сюжетов для изображений: Александрийский маяк, вид на порт Александрии, царская чета Птолемеев.

Относительно индийской политики Египта известно, что Птолемей II Филадельф установил прямые дипломатические связи с правителями Индии из династии Маурьев. Ко двору Маурьев было даже отправлено посольство.

К эллинистическому периоду, очевидно, относится и установление связей Египта с Китаем. В конце II в. до н.э. александрийские фокусники-иллюзионисты выступали перед китайским императором. В I в. до н.э. знать Александрии носила одежды, вытканные египетскими мастерами из китайской шелковой пряжи.

Во второй главе «Развитие торговых и культурных контактов между Египтом и странами красноморского бассейна, Индией и Китаем в римский иериод» описывается, как торговые отношения с Индией значительно интенсифицируются в римское время (30 г. до н.э. - 311 г. н.э.) с открытием муссонов. В эллинистический период плавание в Индию совершалось в основном каботажным способом, вдоль побережий Красного моря, Индийского океана, Персидского залива вплоть до восточного берега Индостана. Использование попутных муссонных ветров значительно сокращало сроки путешествия из Египта. Регулярные плавания в Индию стали совершаться после «открытия» муссонов легендарным мореплавателем из Египта Гиппалом, когда появилась возможность прямых плаваний от восточного побережья Африки в Индию и обратно. По сообщениям Страбона (I в. н.э.), ежегодно 120 кораблей отправлялись из гавани Миос

Гормос в Индию. Принципиальное отличие от предшествовавшей эпохи заключалось однако в том, что если при Птолемеях весь торговый оборот находился под контролем государства, то в римское время морская коммерция находилась в руках частных лиц, в основном египтян, натурализовавшихся в Египте греков.

Помимо торговли развивались и культурные контакты между Индией и Египтом. Стало обычным посещение Индии частными лицами, которые хотели познакомиться с индийскими религиозно-философскими учениями. Такое паломничество было довольно широко распространено в эл-линистическо-римском мире среди ученых и просто образованных людей. Их путь в Индию начинался и кончался в Египте. В конце Н-первой половине III в. индийские топонимы изучались в Египте в курсе школьной географии. Таким обширным познаниям античный мир был в первую очередь обязан купцам.

Высказывалось мнение, что индийская община существовала в Александрии. Основу этой общины, конечно, составляли купцы, но логично предположить, что Александрия, культовый центр античного Средиземноморья, могла привлечь и индийских ученых. Индийская община со своими священнослужителями существовала, очевидно, и в Мемфисе. Отсюда происходит серия терракот, изображающих индийских божеств типа, а также женские и мужские фигуры, близкие стилю Аджанты. Терракоты датируются серединой I-III вв.

Индийская община существовала, вероятно, в Белой гавани («Левкое лимен»). Этот портовый город на красноморском побережье Египта действовал в I-II вв. н.э. Много лет назад здесь был найден черепок с надписью на брахми. Раскопки Белой гавани, ведущиеся с 1978 по настоящее время, приносят интересные результаты. Так, были открыты два новых остракона с надписями на брахми. Аналогичные предметы

с надписями на брахми. Аналогичные предметы известны по раскопкам греко-римской фактории Арикамеду в Южной Индии.

Археологические раскопки, проводившиеся английским университетом Саутхемптон на территории Миос Гормосе, в которых в 1999-2003 гг. принимал участие автор диссертационного исследования, обнаружили квартал индийских торговцев, проживавших на территории портового города. Колония индийцев существовала с I по III вв. н.э. Здесь были обнаружены терракотовые изображения Будды, выполненные в эллинистической художественной стилистике, билингвы на греческом и санскрите, фрагмент краснофигурной вазы с изображением сцен из жизни Будды. Найденные предметы свидетельствуют о том, что среди поселенцев господствовала синкретическая постэллинистическая культура. Анализ погребального ритуала и результаты палеоантропологических исследований позволяют предположить, что на территории колонии проживали потомки смешанных браков между греками и индийцами. В свою очередь и египетские купцы не только посещали Индию, но и подолгу задерживались там. Их местопребыванием были индо-римские города-фактории, известные по письменным источникам и частично раскопанные археологами. Условия жизни в таких смешанных поселениях способствовали глубокому ознакомлению с бытом, культурой и языками народов Индии.

В эпоху ранней Империи (I-III вв. н.э.) основную массу торгового оборота с Индией по-прежнему составляли предметы роскоши. Плиний Старший (24-79 гг. н.э.) оценивал импорт из Индии в сто миллионов сестерциев в год.

Важное место в диссертационном исследовании уделено анализу текста «Перипла Эритрейского моря» (т.е. северо-западной части Индийского океана). Этот памятник, составленный, очевидно, в третьей четверти I в. н.э. греческим путешественником, содержит информацию об условиях

мореплавания и характере торговли в северной части Индийского океана. Однако его значение этим не ограничивается. Здесь попутно приведена масса исторических фактов, позволяющих реконструировать политическую обстановку в этом регионе ко времени составления источника. Безусловный интерес с культурологической точки зрения представляет анализ европейского восприятия африканских этнографических реалий.

Затяжной кризис, в котором находилась поздняя Римская империя (Ш-У1 вв. н.э.), отрицательно сказался на торговле Египта с Аравией, Индией и африканскими странами. Раскопки в Миос Гормосе свидетельствуют о том, что в IV в. вокруг города была возведена дополнительная оборонительная стена и была обновлена старая фортификационная система. Это, очевидно, было связано с участившимися набегами бедуинов, кочевавшим по Восточной пустыне. •

В У-У1 вв. торговля Римской империи с Индией в значительной степени переходит в руки персов, арабов, а в Африке - аксумитов. В это вре- « мя Аксум становится одной из великих морских держав. Египтяне, чтобы попасть в Индию, часто отплывали из аксумского порта Адулис. Целый ряд источников римского времени свидетельствуют о поступлении в Египет китайских товаров. Согласно сборнику таможенных тарифов «Диге-сты», среди товаров, подлежащих таможенному налогообложению перечисляются: шелк-сырец, шелковая пряжа, одежды, изготовленные полностью или частично из привозного китайского шелка. К китайским товарам, экспортировавшимся в Египет, принадлежал также мех. Из Египта в Китай вывозили ладан, хну, изделия из стекла, керамики.

В третьей главе «Торговые и культурные отношения Египта в византийскую эпоху» представлены результаты анализа письменных источников и археологических материалов, относящихся к периоду, когда Египет входил в состав Восточной Римской империи (395-642 гг. н.э.). Для

исследования истории развития торговых отношений и культурных контактов Египта и Индии в византийскую эпоху исключительное значение имеет книга греческого монаха из Александрии Козьмы Индикоплова «Христианская топография», написанная в VI в. н.э. Сочинение свидетельствует о том, что в этот период торговые отношения Египта с Индией, по-прежнему активно развивались. Из Индии вывозили разные виды перца, пряности и ароматические вещества, среди которых упоминаются нард, мирра, корица, кардамон, гвоздика; драгоценные камни - алмаз, сапфир, рубин; жемчуг. Козьма Индикоплов также упоминает о диких зверях: барсах, леопардах, пантерах, львах, которые вывозились для частных лиц или общественных цирковых представлений.

Активизировалась торговля с Китаем. Из «Поднебесной» империи вывозились как готовые изделия из шелка, так и шелк-сырец, который затем обрабатывался и окрашивался в соответствии со вкусами и требованиями византийского потребителя. Наиболее ранним археологическим свидетельством о производстве шелка в областях, принадлежащих империи, являются китайские шелковые ткани, найденные в Египте в погребениях некрополя города Ангинои. Самые древние образцы шелка из Анти-нои относятся к IV в. н.э. В свою очередь, местные египетские ткачи изготавливали одежды из шелка, соответствовавшие вкусам китайцев. Кроме того, в III - IV вв. н.э., египетские ткачи поставляли в Китай и местные коптские ткани.

Морская торговля с Индией проходила в основном через порты, расположенные на Аравийском полуострове (Тафар, Неджран, Магриб) и в Эфиопии. Однако и основанные еще в эллинистическое время порты на красноморском побережье Египта по-прежнему играли важную роль в торговом обороте с Индостаном. Об этом свидетельствуют материалы археологических исследований, найденные в городе Миос Гормос, который

продолжал функционировать как крупный порт в византийскую эпоху, хотя размеры города значительно уменьшились после греко-римского периода.

Вместе с тем, в период византийского господства в Египте так же, как и в арабский период, собственно культурные контакты с народами Востока существенно сократились в силу особенностей характера монотеистических религий христианства и ислама.

В 2001 г. автор диссертационного исследования принял участие в археологических исследованиях церкви Богородицы, расположенной на юго-западной окраине Миос Гормоса. Поблизости от церкви были обнаружены пять келий монахов отшельников. В одной из них (№ 3) были найдены фрагменты папируса с надписью на греческом языке. Установлено, что текст, датированный по палеографическим особенностям серединой V в., повествует об индийских брахманах, называвшихся в греческой традиции гимнософистами. Как представляется, находка из кельи № 3 подтверждает высказывавшееся в литературе мнение о том, что знакомство с религиозной практикой индийских гимнософистов повлияло на формирование аскетического, анахоретского монашества в Египте.

В четвертой главе «Торговые и культурные отношения Египта со странами Красноморского бассейна, Индии и Китая в арабский период» анализируются письменные и археологические источники, относящиеся к периоду от завоевания Египта арабскими войсками и включения его в состав Халифата до н. XVI в., когда страна была захвачена турецкой армией (1517 г.), став частью Османской империи.

С возникновением арабского Халифата, в состав которого к концу VII в. вошло большинство государств Передней Азии и Северной Африки, индо-арабская торговля вступила в новый период. При халифе Омаре, в конце VII в. был расчищен древний канал, соединявший Нил и Красное

море. Через порт Кулзум, находившийся в устье канала, начался активный экспорт зерна в Аравию и Индию. К X в. по всему западному побережью полуострова Индостан возникает густая цепь факторий с оседлым арабским населением, насчитывающим в ряде регионов до десяти тысяч человек в одном пункте. Между X и XIII веками мощные торговые фактории арабских купцов существовали на юго-восточном побережье Китая. Сюда из арабских стран, в первую очередь из Египта ввозились благовония, слоновая кость, медь, ткани, подчас даже рабы с африканского побережья. В обмен из Китая вывозились традиционные товары: мускус, фарфор, шелк.

Исламизация Египта, завершившаяся к 16 в. н.э., стала крайне благоприятным фактором в восстановлении активного мореходства на Красном море. Тысячи паломников через красноморские порты ежегодно переправлялись на Аравийский полуостров для совершения священного хаджа в Мекку. Это стимулировало и развитие заморской торговли по Красному морю. В целом Фатимидский период (969-1171 гг.) стал временем восстановления древних торговых связей с Востоком, прерванных в VI в. постоянным военным противоборством Персии и Византии. Установившееся с начала XII в. господство европейского флота в Средиземном море стало еще одним важным моментом в значительной мере интенсифицировавшим торговые связи Египта с Индией и Китаем. Европейское купечество стало торговать с Левантом без посредства мусульман, и роль египетского флота, а, следовательно, и доходы от транзитной торговли стали уменьшаться. Фатимиды были вынуждены перенести основной поток восточных транзитных товаров из морской торговли по Средиземному морю в регион Красного моря, где ими был установлен жесткий контроль. Главным торговым портом при Фагимидах был сначала Кулзум (в районе нынешнего Суэцкого канала), а затем в Айдаб, в суданской части красноморского побережья.

По мнению ряда исследователей, торговая экспансия Фатимидов на Востоке, особенно в Индии, тесно связанная с религиозной пропагандой, была частью их общего плана, имеющего целью ослабление Абассидского халифата. Именно с этой целью, очевидно, Фатимиды привлекли к себе мятежное население северного побережья Персидского залива, основав здесь свои опорные пункты.

Восстановление красноморского пути, таким образом, было длительным процессом, причем, как свидетельствуют письменные источники, важнейшей причиной перемещения центра активности египетского купечества был постепенный переход торгового первенства в Средиземном море к европейским державам.

С установлением фатимидского господства в области торговли по Красному морю связано и усиление торговых связей Египта с Китаем. Основной статьей вывоза оттуда были изделия из стекла и фарфора. В период правления династии Айубидов (1171-1250) и Мамлюков (1250-1517) территория Египта достигла максимальных размеров. В нее вошли Сирия, Палестина, Хиджаз, Йемен, Нубия, Барка и Кипр. Таким образом, бассейн Красного моря почти целиком располагался в пределах территории, контролируемой мамлюками. Это не могло не сказаться благоприятно на развитии торговли со странами красноморского региона и Индией. Археологические раскопки на территории памятника Кусейр эль-Кадиме (арабское название античного города-порта Миос Гормоса) свидетельствуют о том, что морская торговля находилась в частных руках - крупных семейных предприятиях, имевших представительства во всех странах, расположенных на пути из Египта в Китай. Так, автором диссертационной работы был исследован и подготовлен к публикации архив арабского купца XIII в. Абу Муфариджа, обнаруженный в его доме во время раскопок 2002 г. Согласно документам, купец провел 40 лет в Китае, а затем обосновался в Египте.

Семеро его сыновей жили в Индии, Китае, Эфиопии, на Цейлоне и островах Индонезии. Овладев чужими языками и деловой практикой, они посылали товары отцу в Египет в обмен на товары из Европы и Магриба.

Тем не менее, собственно культурное взаимодействие с Индией и Китаем в арабский период не подтверждается ни письменными, ни археологическими источниками.

Хронологически диссертационное исследование ограничивается началом XVI в., когда Египет был завоеван турецкими войсками и включен в состав Османской империи. Политические изменения отрицательно повлияли на египетскую торговлю с заморскими странами. Резко снизился товарооборот Египта со странами красноморского бассейна, Индией и Китаем. Были прерваны многовековые культурные контакты между арабскими и индийскими купцами. Археологические раскопки в Кусейр эль-Кадиме свидетельствует о том, что территория города значительно сократилась в начале XVI века.

В 1498 г. путь в Индию был открыт Васко да Гаммой. В начале XVI века, португальские торговые компании сумели вытеснить арабов из Индийского океана и фактически монополизировать торговлю с Индией.

В заключении обобщаются результаты, формулируются выводы исследования, обозначаются перспективы дальнейшего изучения проблематики работы. К числу основных выводов следует отнести тот факт, что даже в эпоху средневековья торговые отношения продолжали способствовали культурной диффузии. Египет продолжал сохранять за собой роль ворот, через которые осуществлялись торговые и культурные контакты между Востоком и Западом.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Egyptian excavations in lagoon of Mamura // Hellenic institute publication. 1999. №124. P. 15-37. (англ.)

2. Shipwreck of sadana 17 century A.D. Publication of archaeological society of Alexandria. 2000. №3. P. 151-183. (араб.)

3. Egyptian-Indian commercial and cultural relationship in Roman time (I-VII AD) // Journal of the Cairo University. 2001. № 1. P. 56-81. (араб.)

4. Archive of Shaykh Abu Mufarrij as a source about a development of Arab colonies in India // Publication of archaeological society of Alexandria // 2001. №2. P. 93-105.(араб.)

5. Battle of Navarin Patra // Journal of Nautical Archaeology. 2002. №2. P. 3-15 (англ.)

6. Egyptian American investigations around the northwest coast of Egypt el Bahari // Publication of INA EGYPT. 2003. № 1. P. 36-72. (араб.)

7. Социокультурные аспекты торговых связей Египта со странами Красноморского бассейна, Индии И Китая в IV в. до н.э.- VI в. н.э. // В поисках древности. - М.: Типография МПГУ, 2005. - С. 20-30. (в печати)

РНБ Русский фонд

2005-4 45558

Подписано в печать 31.01.2005 г.

Объем 1 п.л. Тираж 100 экз. . (■■ > | Ч

Заказ Ротапринт МГУКИ / J f f у |

(

16 ФЕВ7

У 7 и

 

Текст диссертации на тему "Культурные аспекты торговых связей Египта со странами Красноморского бассейна, Индии и Китая в I-XVI вв. н.э."



MOSCOW STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ART

Ahmed Sameh RAMSES SALEH FATTOH

CULTURAL ASPECTS OF THE TRADE LINKS OF EGYPT WITH COUNTRIES OF THE RED SEA, INDIA AND CHINA IN I-XVI CENTURIES A.D

The Dissertation on Admitting of the Rank Candidate of Culturology (Ph.D)

Specialization 24.00.01. - theory and history of culture

Scientific adviser:

Professor, Doctor of the Philosophical Sciences Tihonova V.A.

M О S С О W-2005

-Разрыв страницы-

Table of content INTRODUCTION...............................................................3

I CHAPTER DEVELOPMENT OF TRADE AND CULTURAL LINKS BETWEEN EGYPT AND THE COUNTRIES OF RED SEA BASIN, INDIA IN THE PHARAONIC TIMES AND IN THE PERIOD OF THE PTOLEMAIS RULE............................................................9

II CHAPTER Development of trade and cultural

contacts between egypt and countries of red sea

basin and India in Roman period...................................................................51

III CHAPTER Trade and cultural relations of Egypt

and countries of the red sea basin, india and china in

the Byzantine period.....................................................91

IV CHAPTER TRADE AND CULTURAL RELATIONS BETWEEN EGYPT AND COUNTRIES OF THE RED SEA BASIN, INDIA AND CHINA IN ISLAMIC PERIOD...........99

Conclusion...................................................................144

APENDIX......................................................................149

Figure List... Bibliography

149 205

INTRODUCTION

THE OVERALL CHARACTERISTIC OF THE WORK Actuality of research

Geographical factor was crucial for development of the country in all periods of the Egyptian state history. Thanks to her geographical position Egypt was a crossroad of economical and political contacts between civilizations of the Mediterranean region, Near East and Africa. Egypt was very active in trade with such remote countries of Oicumena as India and China starting from the rule of the Ptolemies until XVI century.

However Egyptian ports on the Mediterranean and Red seas were both trade centers and hearths of very active exchange of ideas, places of meeting of different cultural traditions bearers. Since the period of the Greek dynasty of the Ptolemies rule when Egypt became powerful thalassocratia, port cities became outposts of cross-cultural and cross confessional dialog where ideology have been developed which outspread through the whole Africa and the Mediterranean region.

That is why study of the trade links of Egypt in our opinion is a subject of a special interest both from historical and cultural points of view. Although if a cultural aspect of the Mediterranean cities functioning is studied in details the influence of trade with India and China on the new ideas of Hellenistic, Roman, Byzantine and medieval Egypt is studied insufficiently. This gap in our knowledge could be fulfilled by scrutinizing of all sources concerning Egypt ports on the Red sea, which was an area of a very active interaction between Egyptian, India and China cultures.

Degree of scientific elaboration of the subject

The single problems of the subject "Trade contacts of Egypt with countries situated in the area of the Red sea, India and China" was studied in several monographic researches and articles. For instance a history of sea trade of Egypt in Pharaonic, Ptolemaic and roman periods is studied

1 о

in a monograph of El-Abadi and Abdel Halim . In this book results of the authors archaeological excavations at the site Wadi Gawasis (the Red sea coast) are published. Here an anchorage of vessels sailing to Punt was situated. A very important place in the book is devoted to a description of an expedition to Punt which took a place in a reign of the queen Hatshipsut (XVIII dynasty of the New Kingdom); a very strong cultural output of the expedition is thoroughly studied.

In the book by L. Casson one of the chapter is devoted to the study of development of the sea trade in the Red and Mediterranean seas in Roman and Byzantine times. A very important contribution of this book is a commented translation of "Periplus of Eretreian Sea"4. This itinerary, which was compiled in the Roman period by a Greek traveler, describes a way from the Red sea to the Indian Ocean. The Periplus mapped all ports and anchorages with mentioning of distances between them and winds favorable for sailing in different periods of a year. A great attention L. Casson focused on study of cultural contacts of Greek-Roman world with countries of the Orient.

1 Abadi M. Egypt from Alexander. Cairo, 1985;Abadi M. Farmer and the Land in Egypt. -Cairo, 1974

2 Abdel Halim The Red Sea.- Alexandria, 1993

3 Casson L. Ships and Seafaring in ancient times.-NewYork, 1970. See also the other work of this scientist on this problem: Casson L. Egypt, Africa, Arabia and India: Patterns of Seaborne Trade in the First Cebtury// Bulletin of American Society of Papyrologists.-1984.-Vol.XXI.№l-4; Casson L. Ships and Seamanship in the Ancient World.-Princeton,1971; Casson L.The Periplus maris Erythraei: Text with Introduction, Translation and Commentary.-Princeton,1989, Casson L. The Ancient Mariners Seafarers and Sea Fighters of the Mediterranean in Ancient Times.- New York, 1999; Casson L. Romes trade with the East (the Sea Voyage to Africa and India.- New York, 1980

4 Casson L.The Periplus Maris Erythraei: Text with Introduction, Translation and Commentary.-Princeton, 1989; Casson L. General Commentary on the Periplus Maris Erythraei.- New York, 1974

English archaeologist W.M.F. Petrie5 after conducting several seasons of archaeological excavations at Memphis advanced a hypothesis that a colony of Indian merchants existed in the city under the rule of the Ptolemais and later in the Roman period. He emphasized that Indian tradesmen kept the religious and cultural traditions of their mother country. Some finds let Petrie supposed that an area of the Indian merchants settling down stretched up to the Fayoum oasis.

In the researches by Leveque devoted to a problem of the cultures synthesis in the Hellenistic period the author focused on cultural links between Egypt and India during the Ptolemais6.

7 о

In the book by Warmington and in the work by Wheeler the whole picture of the Roman Empire and India interaction is drowning. Trade links of Egypt and India is thoroughly studied by Johnson9. Rostovzev scrutinized a subject of cultural influence of Egypt on the art of Persian and India10.

Shoff11, M.P. Charlsvorsa12, M. Rashke13 and others examined sea and land trade of the Roman Empire and the Orient in works. J.G. Breasted14 attended his works to the sea trade and cultural contacts between different parts of the Byzantine Empire and also between the state as a whole and foreign countries (India in particular) with reference

5 Petrie W.M.F. The Palace of Apres (Memphis II).-L.,1909; Petrie W.M.F. Roman Ehnasya (Heracleopolis Magna) 1904.-1., 1905; Petrie F.M.F. Amulets.-L.,1914

6 Leveque P. The Hellenistique World. -L., 1969

7 Warmington E. The Commerce between the Roman Empire and India.-L.,1974

8 Wheeler M. Rome beyond the Imperial Frontiers.-L.,1954

9 Jonson A. Roman Egypt to the Reign of Diocletian. An Economic Survey of Ancient Rome.-BaItimore,1936

10 Rostovtzev M.I. Foreign Commerce of Ptolemaic Egypt// Journal of Economic and Business History.-cambrige,1932.-Vol.4

uSchoff W. Parthian Stations of Isidor of Charax: an Account of the Overland Trade Route between the Levant and India in the First Century B.C.-Filadelfia,1914

12Charlesworth M.P. Trade Routes and Commerce of the Roman Empire.-Cambrige,1924

13Rashcke M.G. Papyrological Evidence for Ptolemaic and Roman Trade with India//Proceedings of the XXIV International Congress of Papyrologists.-Oxf.,1975;Rashcke M.G. New Studies in Roman Commerce with the East// Auftieg und Niedergang der roemischen Welt.-В.,1956

14Breasted J. H. History of Egypt.- L.,1909

to the Islamic period of Egypt history. The sea trade with India was researched by C. Taufik, S. Ahmed15, A. Battler16

Subject of the present research is cultural relations between Egypt and the countries of the Red sea basin, India and China in I-XVI AD in the context of development of trade links between Egypt countries of the above mentioned area

The present thesis is aimed at study of processes of cultural interaction between Egypt and the countries of the Red sea basin, India and China in I-XVI AD in the process of development of the sea trade in the Red sea and Indian ocean. Another aim of the research is the study of the port cities of the Red sea coast as centers of active cultural synthesis

The main objectives of the dissertation are:

- To determine main phases of the trade between Egypt and countries of the Red sea basin, India and China in I-XVI AD.

- To scrutinize archaeological sources concerning history of the Red sea port cities, which were, centers of different cultural traditions interactions.

Methodological background of the work

Opinions of anthropologists-diffusionists (A. Grebner, L. Frobenius, W. X. Rivers, T. Heerdal and others), who paid their main attention to cultural contacts between different nations and who considered that it was the most important (sometimes cardinal) source of their cultural development, are the methodological basis of the work.

15Ahmed S., Tawfik S. History of Egyptian civilization from Ancient Ages till - Arabic Conquer. -Cairo, 1975

16 Battler Alfred G. The Arab conquers Egypt. (Arabic edition, Cairo, 1999)

Methods Of research: comparative and iconographical analysis of sources. Overall conclusions are made on the basis of culturological and social psychological researches

Sources for the thesis research

- Results of archaeological excavations on the Red sea shore

- Written sources - works of Greek, Roman and Arab geographers and historians;

- Researches of Egyptian and foreign scholars, devoted to different problems of sea trade and cultural links between Egypt and countries of the Red sea basin, India and China in I-XVI AD.

Scientific hypothesis

We suppose that the supremacy of intolerable to another world outlook and strict religious systems was the main reason of a low level of cultural contacts between Egypt, India and China (especially during Byzantine and Arabian periods of Egyptian history). Certainly, religions have been changing throughout the history, but they systematically explained the structure of the world and rules of human activities and created the picture of the world. So, some kind of cultural synthesis was very difficult. It is an explanation of the fact that artifacts, reflecting such kind of synthesis, are found rarely. Moreover, apparently, there was no interest to each other between the Egyptians and the people of India and China. However, exactly trade relationships helped to establish cultural contacts between Egypt, India, China and the countries of the Red sea basin.

Scientific newness and theoretical significance of

the work:

For the first time in the contemporary cult urology a large-scale analysis of the interrelation and interaction of Egypt with cultures of the Red sea basin, India and China in Roman, Byzantine and Arab periods was carried out. Theoretical significance of the work is determined by the fact that the author reconstructed the process of a cultural synthesis, which took place in Red sea coast ports after thorough analysis of written sources. The great importance of the work is determined by the fact that archaeological data accumulated during archaeological excavations at Quseir el-Qadim (Myos Hormos) was introduced to scholars for the first time.

Practical importance of the work:

The data and results of the work could be used for

- Further historical researches of sea trade and cultural links between the Red sea basin, India and China in I-XVI AD;

- Culturological studies devoted to theoretical understanding of such topics as interrelations and interactions between different cultures in Ancient and Medieval times;

Lecturing and writing of appropriate chapters of books for high schools in humanities.

I CHAPTER Development of Trade and Cultural links between Egypt and the Countries of Red Sea Basin, India in the Pharaonic Times and in the period of the Ptolemais rule.

The history of Egypt is considered a continuous chain of events and battles between the civilizations - the new one and the declined one. Egypt is distinguished by its ability to understand all the races and the colors of human, the different civilization. Egypt mixed them and concludes a new Egyptian civilization depending on what all, that has been preceded, but dyeing. This civilization has Egyptian shape and spirit.

In our opinion, in order to control the chronology of the origin subject of this research - the movement of the trade in the Red Sea between Egypt and the other countries either in the south of the Red Sea or the Mediterranean countries, it is necessary to put a brief clear image of the historic events passed by Egypt. Of special interest are countries which ruled Egypt and conducted the trade relations or had a direct influence by consuming or by saving security. One of the main topics is to discover the lines of the ancient trade. We have a huge amount of proofs that Egyptians in the Ptolemaic and the Roman period did not make anything new but completing the trade works between the ports of the Red Sea like they did since the Pharaonic period. The main evidence of this statement is depictions on the relieves from the walls of the

Hatshepsut mortal temple in Deir el-Bahary. The trade expedition to the mysterious land Punt is represented there17.

Unfortunately, a long period extending from the Pharaonic time until the Islamic period in Egypt is neglected by the Egyptians themselves. The question of trade relation between Egypt and countries from the Red Sea region is not sufficient described in the historical

1 К

narrative sources and studied in scientific literature .

Pharaonic period

Let us start our description of the cultural aspect of the trade relations between Egypt and neighborhood countries of the Red Sea region since the pharaonic period. As it was mentioned the depictions at the Hatshepsut' temple in Deir el-Bahari contain the evidence on the existing of the trade connections between Egypt and the land Punt at that period. The problem of localization of the land Punt is the most sophisticated in the Egyptological literature. Despite of the great value of this land to the Egyptians, their descriptions of the nature and characteristics of the land were so vague and scanty that it became difficult to us to determine its precise location. The Punt had a great importance for Egyptians because it was main the source of the "antyw" or frankincense. This valuable material was used in the religious ceremonies and funeral rites as a main content of the Egyptian conception of the hereafter.

According to the scientists' conception the Puntites were probably related to the same race from which the Egyptians themselves were originally descended19. This conception has an origin in the explanation of the representation of the Puntites on the Egyptian monuments. The

17 Abdel Halim The Red Sea.- Alexandria,, pp.94-97. Concerning the edition of the relives see: Mariette A. Deir-el-Bahari: Doc.topogr., hist, et ethnogr.-Lcipzig,1977, pl.5.

18 Abdel Halim The Red Sea.- Alexandria, 1993, pp.23-25

19 Salim H. The Ancient Egypt, vol,13.-Cairo, 2002, pp.718-719

Puntites on these representation are depicted with the same physical characteristics and features as ancient Egyptians.

In the present chapter we would like to mention several ours consideration on the problem of localization and description of the land Punt. First of all we summarized all the information concerning this land ,that preserved in the sources and scientific literature. Among the main sources are depiction of the Punt and Puntites on the relieves from the mortal temple of the queen Hatshepsut in Deir el-Bahari. Also we compared the essential features of these representations with the descriptions of classical writers concerning the coastal regions of the Red

sea and the gulf of Aden. Also we brought into consideration the modern

• 20 * •

information regarding these regions . After that we tried to examine the

various stages of Egypt-Punt relationships through the Pharaonic history. We studied the essential characteristics and nature of these relationships in order to understand their culturological value. And, finally, we studies the anthropological aspect of the problem. We made comparative analysis of the facial appearance, traditions and customs, mentality of the ancient Egyptians and the modern inhabitants of Eritrea and Somali land regions21. We did it in view to illustrate the origin of the relations between Egypt and Punt and to trace how far such relationships could go back.

Concerning to the definition of the geographical location of Punt we summarized the Egyptological literature concerning this problem. All these studies can be divided into two main categories. The first one contains the literature with the general approaches to this problem and

20 According to different opinions on the localization of the land Punt see: Herzog R. Punt. -Gluckstadt,1968,pp.25-54.

21 For example such evidences mentioned in the following works: Schweinfurth G. Au coeur de l'Afrique, 1868-1971.-Paris, 1875; Bissing Fr.W. Alteste agyptische und sudanesische Heiligtiimer// Forschungen und Fortschritte.-Berlin, 1929.

description of that vast region throughout the various stages of Pharaonic history.

The others concerned to special study of the representations on the walls of the temple at Deir El Bahari, or the "Frankincense terraces" as it was called by the ancient Egyptians themselves.

A. Mariette declared that the Punt should be located in the Somali region . He located it on the both sides of the Red sea around the district of Bab El Mandab. The other Egyptologists held the view that Punt extended only on the African Coast of the Red Sea. They supposed that

23

Punt was not a name of a fixed land but a name of people .

The pioneer among them was Breasted24. In his studies he stated that Punt extended towards the coast from Sawakin to Massawa. Maspero tried to conciliate between these different points of view. He believed that Punt was a vast area on the African coast of the Red Sea, from Egypt in the north to cape Guardafui to the south. He suggested that Punt was situated on the African coastal area of the Red Sea in the equatorial

'■Ч.С

region, especially Somali .

__Л /-

The last of these views belongs to Abdel Halim . He shared the general conception that toponym "Punt" designated different location during different historical periods. First of all it belonged to the African coast of the Red Sea (from Qena to Aswan). Then it gradually extended towards the south in concordance with extension of the Egyptian geographical exploration. Finally, it included the whole African coast of the Red Sea till the cape Guardafui .

22 Mariette A. Deir-el-Bahari: Doc.topogr., hist, et ethnogr.-Leipzig,1977, pl.5. See the observations on Mariette's conseption: Herzog R. Punt. -<jltickstadt,1968,pp.25-35;

23 Herzog R. Punt. -GlUckstadt, 1968,pp.35-40.

24 Breasted J.H. Ancient records of Egypt.- Chicago 1906,pp. 19-21.

25 Maspero J., Wiet G. Materiaux pour servir a la geographie de L'Egypte, MIFAO 36,1919.

26 Abdel Halim The Red Sea...,p.36.

27 ibid, p.37.

Abdel Halim suggested that the northern limit of Punt may coincides with that of the growing of frankincense trees28. As to the various views about the location of "Punt of Deir El Bahari" we found that these views confined its location to the coasts of Eritrea and Somali land. Maspero located the place to which the fleet of Hatshipsut moored

OQ

at the river that was called "Elephants River" in classical times . Geographically it is on the northeastern coast of Somalia or another river in the neighborhood.

Maspero suggested that the location at which the fleet of Hatshepsut landed may situated between Djibouti and Barbara (Ethiopia)30. While Admiral Ballard declared that it might be in Tajura Bay. Also he had the opinion that it may be at the Zola or Annseley bay in Eritrea where the ancient classical city of Adulis was situated.

To discuss the views concerning the location of Punt of Deir El-Bahari we adopted a method that depends chiefly on the study of the characteristics of Punt as it was represented on the walls of Deir-EI Bahari temple. We can summarize these characteristics as following:

(1) It must be a coastal region lying directly on the coast or on the mouth of a river near the seashore where ebony trees grew. Date or palm-trees and frankincense trees grow close to ebony trees. The best place for it should be as close as possible to the seashore.

(2) Giraffes and baboons are expected to be found in that specific region or in its neighborhood.

(3) The sea creatures. There are kinds of sea creatures, which are typical for the Red sea and the Indian Ocean. Especially the lobster, which is called the "Penurious"

28 ibid, p.38.

29 Herzog R. Punt. —GIttckstadt, 1968,pp.3 5-38

30 ibid.

(4) Its inhabitants are of different races. We have at least 3 races: 1) the ruling race or the Puntites who resembled the Ancient Egyptians in physical characteristics and features; 2) the Negroes; 3)the race called on the Egyptian monuments Irem. The last one may be the Galala who resembled the Puntites to a great extent as they descended from the Hermitic race and for this reason they can be hardly discerned from the Puntites.

Let us to discuss the various places assumed to be the geographical location of Punt:

1- As for Southern Arabia as a possible localization is concerned it seems to be very problematic. We knew from the descriptions of classical writers that frankincense trees did not grow on the shores of Yemen, but in the far hinterland. In addition the giraffe, which was represented in its natural habitat in the Egyptian scene, is a pure African animal, not attested in an Asiatic country either in the past or at present.

2- The localization of Punt on the "both sides of the straits of Bab el Mandeb is also unlikely. The sentence "hr gs wy wadwr" does not mean on both sides" but "on the side" of (the Red Sea). The form that Lieblein translated as "the Land of the Gate" was never found in Egyptian texts31.

3- Concerning the African coast north of Bab el Mandeb Strait, the descriptions of classical writers did not mention anything about incense

'Х'У

till the bay of Assab where they mentioned myrrh but not frankincense .

Definition of the location of Punt on the Northern Shore of Somaliland:

After we have excluded the regions north of Bab el Mandeb as possible localization of the Land Punt we suggest to discuss its location

31 Abdel Halim The Red Sea...,p.8.

32Ahmed Badawi: Herodotus.- Cairo, 1959,p. 158.

on the coasts of Somalia south of the straits. The only place which Maspero referred to and I agree with, concerning the landing place of Hatshipsut fleet, is the region around the modern town of Alul - about 40 miles west of cape Guardafui. This opinion has through a number of evidences, which can be summarized as follows.

(1) It is deduced from the descriptions of classical writers (Herodotus, Strabo) of the coast of Somaliland that frankincense is produced in that region with plentiful quantities and of the best kind. The town of Alulae still exports frankincense, ivory and shells.

(2) There is a lagoon near Alula, which is called nowadays "Galwein", a Somali phrase meaning "the great swamp". This name reminds us the nature of the frankincense region depicted on the walls of Deir el Bahari. According to representations inhabitants built their huts on poles probably to avoid the swamps on one hand and to take refuge from wild animals. This lagoon may offer a suitable harbor for the Egyptian fleet. There is a small river called Elephants River, by classical authors. This River is called now "Khor-Gal We in" and is navigable to a distance of 4 miles. That enables the Egyptians to penetrate in the interior to be as near as possible to the frankincense trees, moreover the word

л -J

"Elephant" is used till now as a name of a huge rock .

Penetrating into the sea adjacent to Alula's, the Somalis call it "Fil-Ka" which means "the elephant"34 because it resembles a recumbent elephant.

(3) The arrival of the Egyptians took place during the spring, as the nests of birds among the trees are full of eggs. This season is coincided with the natural conditions in North East Somaliland. It is the rain season, the small rivers are flooded with water, a condition which allow the ships

33 Casson L. Romes trade with the East (the Sea Voyage to Africa and India.- New York, 1980, p. 44.

to moor safely in the lagoons. In "Galwein" lagoon boats can penetrate more easily by means of these rivers into the interior. Spring is also the season of the incision and collecting of incense trees in these regions. The Egyptians were represented in the relieves of Deir El Bahari carrying small baskets in which they collected the sap of the franking35.

The Egyptian texts appreciated greatly "fresh frankincense" (cntyw w3g), the texts of Deir el Bahari tell us that they obtained "the first harvest".

(4) Concerning the animals which Hatshepsut mission brought from Punt. Baboons (cynocephali) most probably lived in these places in ancient times as it is a mountainous place which suited for these animals. Especially there is a place, close to Alula which was called "cynocephalus" in classical times. According to Strabo the giraffe was "bred" in the north coast of Somalia. This illustrates the way by which the ancients overcame the hardship of bringing this lowland animal across the

О /Г

coastal highlands of Somalia .

(5) The mentioning of Greco-Egyptian names of places and gods by classical authors as place-names in the region, which extends from Batiala to Alula's may denote existing of Greek Egyptian commercial settlements in these places. Such as Daphnon, Isis, Niles, Cynocephalus. These settlements may reflect Pharaonic pre-activity in the vicinity.

(6) The Penurious together with the sea creatures, that were depicted on the walls of Deir El-Bahari are still live in a great numbers in the waters of Alula's.

For the reasons mentioned above, the district which extends from Batiala to Alula's on north Somalia may be the place called by the

34 Abdel Halim The Red Sea...,p. 214

35 Abdel Halim The Red Sea...,p. 19.

36 Morton P.R. History from the Sea, Ship-wreck and Archaeology.- Lids 1989, p.63; The History of Egyptian Navy...,p. 23-26.

Egyptians "Frankincense terraces' of Punt" and the harbor where Hatshipsut fleet moored. It was possible situated in a small bay of Galwein, close to Alula's .

The trade relation with Punt in the Pharaonic times From the remotest times, the incense trade flourished on the Red Sea coasts, probably because of the proximity of the greatest market of this trade in Egypt. Immigrants from Arabia to Africa crossed the Bab el Mandeb straits and settled on the coast of Somaliland where they exploited this profitable incense trade. As Egypt was the greatest markets for this item, it may be inferred that these immigrants established fortified commercial settlements or colonies along the coast of the Red sea

1 о

towards the borders of Egypt . Perhaps the inhabitants of these fortified settlements were the intermediaries referred to by the inscriptions of Deir El- Bahari who monopolized the incense trade and raised its price. 2. Ptolemaic Period

A Brief Historical revue

The conquest of Egypt by Alexander the Great in 332 ВС is considered the end of the Pharaonic period and the beginning of the Greco-Roman period (fig.l). After the association of Philip the Macedonian, Alexander was born, when he reigned, he unified the Greek cities and began to carry out his father's plan by fighting the Persians on 334 ВС.

• 39

The Persians were behaving hastily and bad managing therefore this huge empire has declined in front of the Greek directed by Alexander the Great, what prove the geniality of this man. After occupying of Asia Minor he began to move towards Syria and Egypt for the economic

37 Abdel Halim The Red Sea...,p.25.

38 Casson L. The Ancient Mariners Seafarers and Sea Fighters of the Mediterranean in Ancient Times.-NewYork, 1999, p.41.

importance of Egypt and the abundance of wheat. In the same time the Egyptians welcomed him as they knew the Greek very well from the end of the Pharaonic period and that they owe traders, philosophers and the reasons of flourishing the foreign trade.

Alexander dominated Egypt in 332 ВС. and followed the politic of peace to gain the love of the Egyptians who behaved with him as if he was one of the pharaohs. The fate did not allow him to firm his principles which was unifying all the civilizations, and found a new one mixing the east and the west- the north and the south, or the Greek civilization with the ancient Egyptian one with its heritage. He died in June 323 ВС. in Persia after he ordered to establish Alexandria on the Mediterranean which memorized his name till now.

A struggle began between the generals of Alexander after his death and finished by the domination of Ptolemy Soter I on Egypt and the foundation of the Ptolemaic dynasty in 323 ВС40. On the contrary of Alexander's point of view to unify all the civilization in a harmony mixture, every one of his successor reign a part of his empire. Ptolemy I succeeded to rein Egypt, from Braque to part of Syria, Palestine and some of the Greek islands in Egee41. After the death of Ptolemy I, Ptolemy II enthroned himself in 285 ВС. Wit