автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Место интуиции как культурного феномена в духовном становлении личности

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Козьмин, Феликс Евграфович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Иркутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Место интуиции как культурного феномена в духовном становлении личности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Козьмин, Феликс Евграфович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ИНТУИЦИИ В ДУХОВНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

1.1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНТУИЦИИ.

1.2. ИНТУИЦИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

1.3. СТРУКТУРА ИНТУИТИВНОГО АКТА.

ГЛАВА 2. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНТУИЦИИ В ЛИЧНОСТНОМ САМОПОЗНАНИИ.

2.1. СУЩНОСТЬ ПОИСКА ПЕРВОНАЧАЛ

И ПРОБЛЕМА САМОПОЗНАНИЯ.

2.2. «ФЕНОМЕН АЖИВИАДА» КАК ЯВЛЕНИЕ

НЕГАТИВНОЙ ИНТУИЦИИ.

2.3. ИНТУИЦИЯ КАК ДУХОВНОЕ ВИДЕНИЕ.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Козьмин, Феликс Евграфович

Актуальность темы исследования. Современная наука о человеке снова и снова сталкивается с необходимостью обращения к теме самопознания и интуиции, потому что человек есть в той мере, в какой он сам себя созидает и познает. И в XX веке интуиция в философии выполняет функцию выбора «угла зрения», для того чтобы удерживать верное видение и не потерять себя в социальном и природном мире. Главная опасность современности - это подмена духовности тем, что ею только кажется. Но, упустив невидимый духовный мир и интуицию как инструмент его постижения, сможем ли мы потом найти свое место в нем? Француз Ж.Ф.Лиотар назвал современную духовную ситуацию «постмодернизмом». Это не конец модернизма, но модернизм в его текучести, в постоянном состоянии зарождения. В нем нет продолжения, а новое опровергается новым вне связи со старым. Современность разворачивается в ускользании реального. Все намекают на то, что никак не может присутствовать. Как преодолеть социальную и индивидуальную дискретность? Как попасть в настоящее, где ожидаемое событие? Есть ностальгия по возвышенному, но нет возвышенного, и отсюда парадокс «предшествующего будущего», что означает движение в круге отрицательного опыта. Все это происходит потому, что мир развивается вне широкого духовного видения, вне интуиции, вне личности. На Востоке говорят, что познавший людей мудр, а познавший себя просветлен, потому что способен посредством покоя мудрое сделать прозрачным, то есть видимым. Тема интуиции не является порождением нашего времени, а входит в число «вечных» проблем, решаемых человеком в личностном развитии. Ведь каждый раз нужно начинать жить по-новому, потому что нравственная проблема - это вечная проблема. Ведь нет правил на все случаи жизни. Каждый раз мы полагаемся на интуицию, и если мы верно оперируем этическими принципами, то не ошибемся.

Ведь в нас есть место для духовности. Проблема интуиции - это проблема умного духовного смотрения или усмотрения с мыслью. Духовность воспроизводится и передается мифологией^ искусством, религией, философией, и когда они меняются или разрушаются, общество, теряя ориентиры, начинает двигаться беспорядочно и хаотично. Проблема интуиции и есть проблема противостояния индивида хаосу, зашоренности, сопротивления той или иной форме социального безумия. Одна из книг вдохновенного неотомиста Пьера Тейяра де Шардена «Феномен человека» начинается с пролога, который называется кратко - «Видеть»: Видеть. В этом вся жизнь. Существовать полнее - значит объединяться. Единство возрастает лишь на основе мужания сознания, то есть видения. Есть «обратная перспектива», когда видение строится из внутреннего духовного мира наблюдателя. И есть «центральная перспектива», когда наблюдатель попадает в естественно выгодную точку, когда обозреваемое им совпадает с объективным расположением вещей, и восприятие обретает всю свою полноту, местность расшифровывается и озаряется, человек видит мир и себя в мире.

Не может быть наблюдения без наблюдателя, видение человека обусловлено скрытыми концептуальными допущениями, формами и навыками мышления, выработанными в ходе исторического развития. Наше видение обусловлено культурой, а интуиция есть ее феномен. Интерес к ней огромен, одних определений интуиции в научной литературе насчитывается более 30-ти.

Характеристика современного состояния разработанности темы исследования. Философия XX века переосмысливает все категории классической философии, в том числе и интуицию. Интуиция моральная и интеллектуальная, которая для классической философии была авторитетным источником знания, сегодня поставлена под вопрос. Наиболее пристальное внимание к проблеме интуиции проявили представители частных наук. Связь интуиции и логики в математике исследовал А.Пуанкаре. Интуиция в психологии

К.Г.Юнга как одна из четырех психических функций послужила для обоснования им экстравертного интуитивного типа человека и интравертного. Психологи исследуют интуицию как психоэвристический феномен, изучая ее нейрофизиологический механизм. Решая проблемы творческого мышления они пытаются разгадать тайны интуиции через бессознательное. Методология интуиции разрабатывается в естественных науках. Луи де Бройль говорил, что нельзя недооценивать необходимой роли воображения и интуиции в научном исследовании. Проблема интуиции времени привлекла внимание К.Поппера.

Об интуиции в современной философии написано гораздо меньше. Интуиция как способ постижения длительности была противопоставлена интеллектуальным методам познания в теории А.Бергсона. Различные «этажи» интуитивного знания выявил основатель феноменологии Э.Гуссерль. О чувственной, интеллектуальной и мистической интуиции писал Н.О.Лосский. Выборочно осветил проблему интуиции в философии В.Ф.Асмус.

В целом, можно выделить три направления исследования интуиции. Во-первых, это психологическое, или психофизиологическое, направление, согласно которому интуиция - это психическое явление или «творческая деятельность мозга». Во-вторых, это гносеологическое направление, в рамках которого интуиция рассматривается как особого рода познавательный акт. В-третьих, это социологическое, или науковедческое направление, представители которого указывают на необходимость разработки ее социокультурного аспекта.

В российской философской литературе проблема интуиции и самосознания рассматривается целым рядом исследователей. Наибольший интерес для данной диссертации представляют следующие авторы: Аверинцев С.С., Асмус В.Ф., Бахтин М.М., Бердяев H.A., Бибихин В.В., Библер B.C., Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н., Иванов В.В., Илиаде А.Н., Ильенков Э.В., Ирина В.Р.,

Кармин A.C., Кедров Б.М., Коноплев Н.С., Налчаджан Б.Н., Новиков A.A., Лосев А.Ф., Лосский Н.О., Мамардашвили М.К., Мотрошилова Н.В., Пономарев Я.А., Пятигорский A.C., Рудкевич A.M., Свасьян К.А., Соловьев B.C., Соловьев Э.Ю., Спиркин А.Г., Столович Л.Н., Хайкин М.Я., Флоренский П.А., Шестов Л.И., Шпет Г.Г. и др.

Среди зарубежных авторов можно назвать: Абаньяно Н., Адлер.А., Бергсон А., Бубер М., Вебер М., Виндельбанд В., Витгенштейн Л., Гадамер Х.Г., Гуссерль Э., Дильтей В., Кассирер Э., Леви-Стросс К., Леви-Брюль К., Мур Дж., Ницше Ф., Рассел Б., Сартр Ж.-П., Фрейд 3., Фуко М., Хайдеггер М., Шелер М., Элиаде М., Юнг К.Г., и многие другие.

Несмотря на значимость и оригинальность разнообразных концепций, публикаций, посвященных разработке проблемы интуиции как феномена культуры, крайне мало, и потому этот вопрос нуждается в дальнейшем исследовании.

Объект исследования: интуиция как социокультурный феномен.

Предмет исследования: социокультурные основания теории интуиции, раскрывающиеся в ее онтогносеологическом выражении.

Основная цель диссертационного исследования: раскрыть проблему интуиции в ее онтогносеологическом аспекте, показать ее взаимодействие с культурой в ее динамике в свете личностного самопознания и духовного становления.

Для осуществления этой цели автором ставятся следующие задачи:

- показать противоречивые особенности культуры и интуиции как ее феномена;

- выявить место и раскрыть структуру интуитивного акта;

- показать интегрирующую роль интуиции во взаимодействии архети-пического, парадигматического и инвариантного уровней становящейся личности.

Методологическая основа исследования. Определяющими методами настоящей работы являются диалектический, структурно-функциональный и сравнительно-исторический. Основные понятия исследования даются как имеющие онтологический, так и гносеологический статус.

Научная новизна исследования. В работе предложены авторские определения индивидуально нарабатываемой интуиции.

Выделяются три типа культур, в которых по-разному проявляется феномен интуиции:

- традиционный тип, с преобладающим в нем архаическим типом интуиции;

- традиционно-рефлексивная, где появляется рефлексивная интуиция;

- футуристический тип, характеризующийся ожиданием «нового человека» и прогностической интуицией.

Выявляется единство в структуре личности трех уровней интуиции:

- архетипический;

- парадигматический;

- инвариантно-нравственный.

Научно-практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования позволяют уделить большее внимание проблеме культурной детерминации интуитивного акта. Интегрируются три основных подхода к рассмотрению интуиции (онтологический, гносеологический и нравственно-этический). Определяется онтологический статус интуиции в самопознании личности. Материалы диссертации используются в учебном процессе, при чтении лекций, при проведении семинарских занятий в Иркутском государственном университете. Полагаем, что работа открывает определенные перспективы в конкретизации и углублении данной проблемы.

Положения, выносимые на защиту.

1) Интуиция находит свое онтологическое обоснование в социокультурном контексте.

2) Структура феномена интуиции обретает целостность в личностном становлении.

3) Интуиция есть обусловленная культурой способность человека к удержанию образа и понятия посредством артефакта.

4) Практическая значимость авторского определения раскрывается на примере нравственной интуиции Сократа и «феномена Алкивиада».

5) Интуиция есть способ духовного видения посредством социокультурной реальности.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были опубликованы в научных сборниках, издаваемых Иркутским государственным университетом и другими вузами города Иркутска. По теме диссертационного исследования опубликовано 12 статей. Автор диссертации участвовал в ежегодных конференциях, проводимых на кафедре философии ИГУ, на Всесоюзной конференции в ИГЛУ(1991).

Структура работы. Исходя из главной цели настоящего исследования, которая заключается в рассмотрении места интуиции как культурного феномена в духовном становлении личности, представляется, что главным структурообразующим элементом должен стать собственно феномен интуиции в его онтогносеологическом выражении. Структура работы, таким образом, предстает в единстве двух глав. Первая носит название «Онтологический статус интуиции в духовной самореализации личности». В ней предполагается: во-первых, проследить развитие представлений об интуиции вообще, т.е. вскрыть онтологию интуиции в генезисе, во-вторых, исследовать интуицию как культурный феномен в ее детерминированности социальным бытием, и, в-третьих, выявить структуру интуитивного акта во взаимосвязи его форм (архетипа, парадигмы и инварианта) и определить значение интуиции в раскрытии процессов реальной действительности. Вторая глава, «Гносеологический аспект интуиции в личностном самопознании», построена на материале античной философии и раскрывает гносеологическую сущность поиска первоначал, исследует явление негативной интуиции в самопознании как «феномен Алкивиада», и, наконец, вскрывает интуицию в ее целостности как способ духовного самоутверждения личности.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Место интуиции как культурного феномена в духовном становлении личности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании, было определено место интуиции как культурного феномена в становлении личности и сделаны следующие выводы:

- культурные формы есть неотъемлемая основа духовного становления личности. Культурные формы - мифология, искусство, философия, религия -это жизненно важные средства для воспитания человеческого в человеке, ибо человек рождается дважды, как физическое тело и как духовное посредством культурных форм, преображающих его мировосприятие;

- в диссертации выделены три типа общественных преобразований в зависимости от смены способов наследования форм культуры и показано, как рождается проблема интуиции;

- в традиционном типе общества, с преобладающим в нем архаическим типом интуиции, ритуалы, обряды воспроизводятся в коллективном бессознательном, ибо принимаются членами общины без критического отношения к ним со стороны индивида. Мифология есть данность, оставленная предками и ценность ее закреплена авторитетом целостности;

- в традиционно-рефлексивном типе общества, где проявляется рефлексивная интуиция, возникает конфликт между потерявшим свою тотальность в воспроизводстве культурных форм коллективным бессознательным и сознанием отдельных индивидов, для которых мифология утратила свою значимость и силу влияния. Это время появления рефлексии и саморефлексии (сознания и самосознания) выделившегося из досознательной целокуп-ности индивида. Общее перестало быть данностью само собой воспроизводящейся, а должно строиться посредством взаимных осознанных усилий проясняющих друг друга индивидов. Возрастает значимость видения индивида, возникает проблема духового видения, проблема усмотрения общего, проблема интуиции. Интуиция становится способом преображения видения индивида. Через интуицию люди приходят к общему полю видения, к духу социальной целостности. Философия - одна из форм приобщения индивида к духу социальной целостности. Личность осознано созидает себя и общество через новую форму усмотрения;

- футуристический тип общества, характеризующийся прогностической интуицией, ориентированной не на прошлое, а на будущее; это общество, в котором человек, опираясь на интуицию, на свой страх и риск реализует свой "проект" как наиболее полное воплощение своего общественного предназначения, когда в основе ориентации личности лежат нравственные принципы;

- в работе выделяются две противоречивые особенности культуры. Одна сторона ее стремится к статическому состоянию, закрепляя достигнутое в определенных формах, другая сторона - динамичная, обновляющаяся, требующая чуткого отношения к восприятию новых форм;

- делается вывод о значимости эмоциональных форм культуры для приобщения индивида к социальному целому;

- в диссертации, переосмысливаются три общеизвестных категории: «архетип», «парадигма», «инвариант» как онтологические, гносеологические и нравственные культурные основания в самопознании личности.

- "Архетипы" - определяются как бессознательные окультуренные формообразы, "схемы человеческого духа", связывающие различные основания жизни человека. Это связи мира природы и мира культуры, индидвиду-ального и социального, - это поле бесконечного освоения, бездна неосознанного. Можно выделить обращенный к бессознательному архетипический уровень интуиции.

- "Парадигма" - осознанный "мир" актуальных наличных представлений принятых в то или иное время, тем дли иным сообществом, людей. Парадигмы сменяют друг друга, проходя стадию аномалии и кризиса. Это парадигматический уровень интуиции;

- "Инвариант" как неизменная величина по отношению к преобразованиям -это устойчивые нравственные принципы: принцип интеллектуального оптимизма, принцип осмысленного существования, принцип противостояния абсурду и "смешению" языков (обыденного и символического). Это инвариантно-нравственный уровень интуиции;

- в диссертации предлагается и обосновывается следующее определение интуиции: интуиция есть обусловленная культурой способность человека к удержанию перед умственным взором образа и понятия при помощи артефакта;

- все установки первой главы стали основанием для анализа структуры интуитивного акта в его универсальности на примере античной философии;

- в первом параграфе второй главы показано как первоначала становятся артефактом, "умным телом", при помощи которого можно видеть, "собирать" себя и мир вокруг себя. Это может быть "вода", "огонь" или "число";

- во второй главе в параграфе втором проанализирована нравственная интуиция Сократа, которой противостоит "негативная интуиция" Алкивиада Формулируется дилемма Алкивиада: "или осознав свои недостатки, бороться с ними и измениться, или избавиться от того, кто их выявляет". Думается, что дилемма Алкивиада не утратила своей актуальности и по сей день;

- завершается диссертация проблемой "второго рождения" на примере диалогов Платона. Интуиция рассматривается как "духовное видение". Если Сократ "видит" посредством полиса и призывает через полис, т.е. через общее решать свои частные проблемы, то у Платона "умным телом" видения становится космос, в котором выделяется «видимая вечность» и «невидимая вечность». И видеть мы можем из «невидимой вечности» или посредством нее через «видимую вечность». Сфера умопостигаемого мира и становится «сферой видения». «Вещи мы видим, но не мыслим, идеи мы мыслим, но не видим» (140, с.314). Только посредством мыслимых идей мы можем видеть, - это и есть «духовное видение».

 

Список научной литературыКозьмин, Феликс Евграфович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абеляр П. История моих бедствий. /Человек в исповедальном жанре. М., 1992. С.259-296.

2. Абеляр П. Теологические трактаты. М., 1993. С.413.

3. Августин А. Исповедь. /Человек в исповедальном жанре. М., 1992. С.8-224.

4. Аверинцев С.С. "Аналитическая психология" К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии //О современной буржуазной эстетике Вып.З. М., 1972. С. 110-156.

5. Аверинцев С.С. К истолкованию мифа символики мифа об Эдипе //Античность и современность. М., 1972. С. 90-103.

6. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья (Общие замечания) //Античность и Византия М.,1975. С. 266-286.

7. Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература //Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. С. 3-15.

8. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. С. 343.

9. Аббаньяно Н. Мудрость философии. СПб., 1998. С. 308.

10. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. СПб., 1998. С.505.

11. Адо П. Что такое античная философия. М., 1999. С.317.

12. Антология мировой философии. Т. 1-4. М., 1969-1973. T.l. С.936, Т.З.1. С.760.

13. Аристотель. Собрание сочинений в 4 томах. М., 1975-1984. Т.4. С.830.

14. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965.1. С.312.

15. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. Т. 1-2. М., 1969-1971. Т.1.1. С.442.

16. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. С.616.

17. Барт Р. S/Z. М., 1994. С.ЗОЗ.

18. Батищев Г.С. Социально-культурная природа познания. М., 1991. С.295.

19. Батищев Г.С. Противоречие как категория диалектической логики. М., 1963. С.321.

20. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л., 1929. С.317.

21. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С.543.

22. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. М., 1986. С.80-161.

23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С.424.

24. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1974. С.317.

25. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С.399.

26. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965. С.543.

27. БашлярГ. Новый рационализм. М., 1987. С. 167.

28. Башляр Г. Философское отрицание. Харьков, 1995. С.144.

29. Бейль П. Исторический и критический словарь. T.l. М., 1968. С.391.

30. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С.528.

31. Бергсон А. Сочинения в 4 томах, T.l. М., 1992. С.336.

32. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. С.384

33. Бергсон А. Творческая эволюция. Собрание сочинений. Т.1. СПб. 1914. С.331.

34. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование //Вопросы философии, 1990, № 1. С.125-141.

35. Беркли Дж. Сочинения. М., 1978. С.556.36. Библия. М., 1976. С. 1372

36. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С.607.

37. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990. С. 175.

38. Бердяев H.A. Философия неравенства //Русское зарубежье. Д., 1991. С.1-243.

39. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.383.

40. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.З. Тбилиси,1978. С.797.

41. Бибихин В.В. Мир. Томск. 1995. С. 144.

42. Бибихин В.В. Узнай себя. СПб., 1998. С.577.

43. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. С.280.

44. Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М., 1990. С.413.

45. Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С.462.

46. Бэкон Ф. Сочинения. Т.1-2. М., 1977-1978. T.l. С.420.

47. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М., 1994. С.516.

48. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967. С. 188.

49. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С.808.

50. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С.704.

51. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995. С.687.

52. Витгенштейн JI. Философские работы. Т.1-2. М.,1994. T.l. С.612.

53. Витгенштейн JI. Голубая книга. М., 1999. С. 127.

54. Витгенштейн JI. Коричневая книга. М., 1999. С.158.

55. Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике и психологии религии. М., 1999. С.91.

56. Вико Дж. Основания Новой науки. М.-Киев, 1994. С.656.

57. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. С.365.

58. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. С.700.

59. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С.367.

60. Гассенди П. Сочинения в 2 томах. М., 1966-1968. Т.2. С.836.

61. Гартман Н. Старая и новая онтология //Историко-философский ежегодник 88. М.,1988. С.90-130.

62. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992. С.536.

63. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 1993. С.570.

64. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С.524.

65. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974-1977. Т.З. С.550.

66. Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. М., 1991. Т.2. С.748.

67. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1. Киев, 1995. С.256.

68. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998. С.315.

69. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологический философии. Т.1. М., 1999. С.336.

70. Гуссерль Э. Собрание сочинений. T.l. М., 1994. С. 162.

71. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. М., 1986. С.315.

72. Декарт Р. Сочинения в 2 томах. М., 1989-1994. T.l. С.654.

73. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. С.370.

74. Дильтей В. Два текста. М., 1995. С.141.

75. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума //Вопросы философии. 1988. №4. С.88-120.

76. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996. С.114.

77. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С.638.

78. Дешан Л.М. Истина, или Истинная система. М., 1973. С.532.

79. Древнекитайская философия. Т. 1-2. М., 1973. Т. 1. С.387.

80. Зиммель Г. Избранное: В 2-х томах. М., 1996. T.l. С.670.

81. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1991. Т. 1-4. Т.4. С.269.

82. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. М., 1994. С.343.

83. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. С.428.

84. Иванов Вяч. Лик и личины России. М., 1995. С.669.

85. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1983. С.380.

86. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. С.320.

87. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С.354.

88. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. М., 1978. С.190.

89. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С.415.

90. Камю А. Избранные произведения. М., 1993. С.522.

91. Кант И. Сочинения: В 6 томах. М., 1963-1966. Т.З. С.670.

92. Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1912. С.453.

93. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. С.784.

94. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997. С.447.

95. Кедров Б.М. День великого открытия. М., 1958. С.512.

96. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С.485.

97. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. С.388.

98. Культурология 20 век. Антология. М., 1995. С.740.

99. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов н/Д, 1998. С.505.

100. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1998. С.383.

101. Леви Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С.608.

102. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985. С.536.

103. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. С.384

104. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. С.670

105. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1-8. М., 1963-1994. Т.2. С.704.

106. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С.959.

107. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988. С.366.

108. Лосев А.Ф. Миф число - сущность. М., 1994. С.919.

109. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990. С.282.

110. Лосский H.O. Избранное. М., 1991. С.622.

111. Лосскнй Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С.400.

112. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. С.431.

113. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С.367.

114. Лиотар Ж.Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? //Ступени, СПб. 1994. № 2 (9) С. 86-98.

115. Лиотар Ж.Ф. Гибкое приложение к вопросу о постмодернизме. Там же. С. 99-103.

116. Лиотар Ж.Ф. Переписать современность. Там же. С. 103-114.

117. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С.368.

118. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997. С.320.

119. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996. С.432.

120. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. М., 1999. С.216.

121. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994. С.192.

122. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995. С.215

123. Мегрелидзе K.P. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси, 1973. С.438.

124. Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996. С.248

125. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992. С.63

126. Материалисты древней Греции. М., 1957. С.23 8.

127. МонтеньМ. Опыты. М., 1979. С.973.

128. Мур Дж. Принципы этики. М., 1984. С.325.

129. Налчаджян A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М., 1972. С.270.

130. Ницше Ф. Сочинение в 2 томах. М., 1990. T.I. С.829. Т.2. С.829.

131. Ницше Ф. Избранные произведения в 3-х томах. М., 1994. T.I. С.388.

132. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. М.,-Киев, 1998. С.462.

133. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997. С.704.

134. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С.588.

135. Ортега-и-Гасет X. Что такое философия? М., 1991. С.408.

136. Паскаль Б. Мысли. М., 1991. С.528.

137. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. С.312.

138. Платон. Сочинения в 4 томах. М., 1990-1994. Т.1. С. 915.

139. Платон. Диалоги. М., 1986. С.607.

140. Платон. Сочинение в 3 томах. М., 1968-1972. T.I. С.860. Т.2. С.847.

141. Платон и его эпоха. М., 1979. С.318.

142. Плотин. Эннеады. Киев, 1995. С.392.

143. Плотин. Эннеады (2). Киев, 1996. С.235.

144. Полани М. Личностное знание. М., 1985. С.346.

145. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.,1967. С.256.

146. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960. С.260.

147. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С.481.

148. Проблема человека в современной философии. М., 1969. С.431.

149. Проблема человека в западной философии. М., 1988. С.552.

150. Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С.566.

151. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. С.246.

152. Рассел Б. История западной философии. Т. 1-2. Новосибирск, 1994. Т.1.С.458. Т.2.400.

153. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957. С.555.

154. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995. С.268.

155. Риккерт Г. Философия жизни. Киев. 1998. С.512.

156. Рорти Р. Хабермас и Лиотар о постсовременности //Ступени. 1994. № 2. С.67-89.

157. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С.328.

158. Самосознание европейской культуры 20 века. М., 1991. С.366

159. Сартр Ж.-П. Тошнота. Избранные произведения. М., 1994. С.496.

160. Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х томах. М., 1975-1976. Т.2.С.421.

161. Сенека. Нравственные письма к Луциллию. М., 1977. С.384

162. Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С.414.

163. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: очерки по истории философии культуры. М. 1991. С.432.

164. Спиноза Б. Об усовершенствовании разума. Харьков. 1998. С.864.

165. Тайлор Э.Л. Первобытная культура. М., 1989. С.573.

166. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. С.736.

167. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х томах. М., 1955. Т.1. С.676. Т.2. С.942.

168. Феномен человека: Антология. М., 1993. С.349.

169. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М., 1989. С.575.

170. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла. М., 1990. С.368.

171. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. С.379.

172. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991. С.368.

173. Фрейд 3. Толкование сновидений. Ереван, 1991. С.448.

174. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1991. С.116.

175. Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С.629.

176. Фихте И.Г. Сочинение в 2-х томах. М., 1994. T.l. С.687. Т.2.798.

177. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С.272.

178. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С.430.

179. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С.607.

180. Франк С.Л. Духовные основы общества //Русское зарубежье. Л., 1991. С.243-434.

181. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. С.655.

182. Фуко M. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994. С.406.

183. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Кн. 1-2. М., 1990. С.840.

184. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990. С.447.

185. Флоренский П.А. Сочинения. Т. 1-2. М., 1994-1995. T.l. С.797. Т.2. С.878.

186. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992. С.176.

187. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.447.

188. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С.333.

189. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С.192.

190. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. С.608.

191. Хомяков А.С. Сочинения в 2-х томах. М., 1994. T.l. С.590. Т.2.477.

192. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. С.368.

193. Человек в истории //Одиссей. М., 1990. С.222

194. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С.490.

195. Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. 1991-1993. T.l. С.512 Т.2.559.

196. Шопенгауэр А. Сочинения в 2-х томах. М., 1993. Т. 1. С.672. Т.2. С.670.

197. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1-2. М., 1998. T.l. С.663.

198. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С.343.

199. Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С.311.

200. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. С.143.

201. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М., 1999. С.356.

202. Это человек: антология. М., 1995. С.319.

203. ЮнгК.Г. Архетип и символ. М., 1991. С.304.

204. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, 1996. С.384.

205. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. С. 336.

206. Юнг К.Г. Психологические типы. М.,-СПб., 1995. С.716.

207. Юнг К.Г. Человек и его символы. СПб., 1996. С.454.

208. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.527.