автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Метод и жанр прозы Джека Керуака.

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Ошиньш, Эдгар Эдгарович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Метод и жанр прозы Джека Керуака.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ошиньш, Эдгар Эдгарович

1. Введение

2. Глава I. Творческий метод Джека Керуака

3. Глава II. Жанровая природа прозы Джека Керуака

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Ошиньш, Эдгар Эдгарович

Несмотря на больше и неоспоримые достижения советского литературоведения в области исследования современной американской литературы, все еще осталось немало недостаточно изученных явлений. Одним из таких слабо изучениях феноменов является литературное творчество битников, или, как их часто называют в советских исследованиях - "разбитого поколения". С первого взгляда такое заявление может показаться довольно парадоксальным, так как творчество битников получило оценку во многих исследованиях советских литературоведов. Но необходимо учесть, что в большинстве случаев эта статьи или главы монографий были посвящены не только бхтайкам, но и другим писателям, пишущим на молодежные темы. До сих пор у нас нет ни одного монографического исследования литературы битников.

В то же время, в зарубежном, особенно американском литературоведении, одному только Керуаку посвящено около десяти монографий, несколько докторских диссертаций, не говоря уже о статьях самого разного объема и содержания. Необходимо учесть, что битники занимают видное место в общей картане литературного процесса США и что недостаточная степень изученности их творчества может привести не только к некоторым неточным частным суждениям, но и помешать верному и глубокому раскрытию литературного процесса в целом«

Битничество зародилось в первое послевоенное десятилетие. К середине пятидесятых годов начали выходить в свет первые произведения писателей-битников, незамедлительно вызвавшие большой интерес у читающей публики, в особенности молодежи, ж острую полемику критики. Но, перед тем как обратиться непосредственно к самому литературному явлению, необходим©, хотя бы в предельно сжатой форме, охарактеризовать особенности породившей его эпохи.

Послевоенное десятилетие было нехегкнм, сложным перко- I дом в общественно! в культурной, в том числе я литературно! жизни Соединенных Штатов Америки. По сравнению с предвоенными годами произошел резки! поворот вправо во всех сферах общественной жизни. Это бил период холодно! войны, истерической антикоммунистической травли, необузданного разгула реакционных сил, возглавляемых комиссией по расследованию антиамериканской деятельности. Десятки тысяч прогрессивных американцев подвергались репрессиям: допросам, гонениям и надругательству* Реашщя ставила себе цель полностью покончить с любого рода инакомыслием.

Америка вышла из войны победительнице!: военные действия не коснулись ее территории* Военные заказы и поставки вооружения другим странам способствовали быстрому росту промышленного потенциала США. Именно в Соединенных Штатах, в условиях развитого позднекапиталистическог© общества, впервые стали ощутимыми результаты научно-технической революции. Возник так называемый "военно-промышленный комплекс", до небывалых размеров разросся бюрократически! государственны! аппарат. Промышленное развитие вызвало и определенное повышение благосостояния широких слоев населения. Вместе с тем наблюдались и значительные изменения во всех сферах общественной жизни. Происходила унификация не только производственных, но и потребительских отношений, унификация коснулась и сфер! межличностных отношений. Этот новый тип социально! структуре, который впервые возник именно в Соединенных Штатах, стал известен иод названием "массового общества" или "общества всеобщего потребления". Как известно, отлита тельной чертой "общества потребления" является погоня за материальными благами: все более новыми, все более модными и шикарными предметами престижного пользования, самого разного рода« Рост благосостояния сопровождался подавлением и стандартизацией личности, он был достигнут ценой всеобщего конформизма. В свою очередь, закрепощение человека в роли потребителя усугубило отчуждение, чувство потерянности, страха и беспомощности перед лицом угрожающего миропорядка "атомного века".

Социально-исторические перемены самым непосредственным образом отразились и в развитии послевоенного литеразурного процесса. Угрожающим образом увеличилось число литературных поделок апологетического, конформистского толка, прославляющих сомнительные добродетели американского образа жизни. Такого рода литературная продукция всячески поощрялась правящими кругами США, но, несмотря на это, так и не смогла дать хотя бы каких-нибудь художественных ценностей. Продолжало беспрепятственно развиваться и модернистское литературное искусство. Часть писателей попадала под все более значительное влияние экзистенциалистской философии. Несмотря на большие и существенные различия между' этими двумя тенденциями, было у них и нечто общее, объединяющее. Как в случае модернистской литературы, так и литературной продукции апологетического толка, наблюдается отмежевание от значительной социальной проблематики, как и суженное, неверное, порой вообще искаженное отражение действительности.

Но в это время продолжали творить и такие замечательные представителя реализма, как Фолкнер, Хемингуэй, Стейнбек и

Уайлдер. Эти писатели успешно ставили и решали многие общечеловеческие проблемы в исторической перспективе.

Нельзя не отметить и литературное творчество писателей социалистической ориентации - таких как А.Мальц, Л.Лоренс, Ф.Боноеки и другие, смело обратившихся к остросоциальной проблематике и создавших определенное число глубоких и значительных произведений. Однако вследствие кампании травли и замалчивания их творчество не смогло оказать действенного влияния на литеразурный процесс в целом«

В условиях холодной войны и маккартизма многие американцы вообще отошли от политики и общественной жизни. Не случайно послевоенное поколение американцев было названо"молчали-вым поколением" •

Вполне логично, что творчество ДжЛСеруака и его собратьев по перу: Гинсберга, Ферлингетти, Холмса и других, - было воспринято как резкий протест против американской действительности. Битники призывали к раскрепощению личности, к уважение свободы и самобытности каждого человека. Керуак и его товарищи резко отвергли конформистскую литературу, они выступали также и против "академической** элитарности формалистского искусства. Битники призывали вернуть искусству, в частности литературному творчеству, дух уитменовской открытости и демократичности; практиковали публичные чтения поэзии, исполняли собственные стихи в сопровождении джаз-ансамблей. И, что наиболее важно, они добились того, что их голос протеста был услышан. Недаром одна из ранних статей, посвященных их творчестт ву, так и называется "Единственный бунт поблизости" . Дж.К. Холмс в статье "Философия поколения битников" писал, что к этой группе принадлежат леди возрастом от двадцати до тридцати лет, многие из них - ветераны трех разновидностей современной войны: "горячей войны, холодной войны и войны, которую упрямо называли не войной, а просто полицейской акцией" 2 (речь идет о корейской войне - Э.О.). Далее, поясняя значение слшаиЪва'Ь" Холмс озмечает, что оно обозначает состояние не столько усталости, сколько предельной чувствительности нервов, восприимчивости, душевной открытости. Еще важнее то, что битники были занята духовными поисками, что все их проделки имели своей ко« нечной целью обретение веры.

Холмс приводит слова Керуака, что его поколение (т.е. битники) в своей сущности является религиозным поколением. Полная разочарованность в политике и официальных идеалах, в отличие от представителей "потерянного поколения", для битников не была чревата цинизмом и апатией. Разные представители "поколения битников" по-разному задавались все тем же вопросом: "как же нам жить?". Ответ на этот вопрос битники могли надеяться найти только в глубинах своей собственной душ.

Что же касается литературной деятельности битников, то, пишет Холмс, "оно направлено на защиту человеческого духа пез ред лицом цивилизации, намеревающейся его уничтожить" . Холмс отмечает и аморфность, рыхлость этой группы людей. Последнее весьма существенно, так как до сих пор нет единого мнения от-* носительно того, кто же собственно принадлежал к битникам, а кто нет. Не вызывают сомнения только два имени - самого Дж.Ке-руака и виднейшего поэта группы - Аллена Гинсберга. Обычно к ним причисляют еще и Холмса, Ферлингетти, Г.Еорсо и Г.Снайде-ра, нередко и У.С.Бэрроуза. Но если учесть взаимовлияния и определенную общность тематики в произведениях вшеназванных писателей и некоторых их современников, то этот список можно было продолжи ть .

Нет однозначного ответа и на вопрос, с чего же началось литературное выступление битников. Существует мнение, что первым собственно битЕшческим произведением был роман Дж.К.Холмса "Иди!" (хотя, с учетом содержания, английское название !" можно перевести г как "Давай!и), вышедший в 1952 году и принесший его автору известную долю признания. Многие считают начальным моментом литературной деятельности битников чтение поэзии, которое состоялось в Сан-Франциско, 13 октября 1955 года. В этом чтении участвовали Гинсберг, Снайдер, ФДаманша, Ф.Уэйлен, М.Маклюр и его организатор, уже известный к тому времени поэт -Кеннет Рексрот, кстати, к битникам не принадлежащий. На этом чтении, главным событием которого стало обнародование поэмы Гинсберга "Вопль", присутствовал Дж.Керуак и его друг Нил Кес-еиди. Но всеобщим достоянием битническая литература стала после выхода в свет поэмы Гинсберга ЧЗопль" и книги Керуака "На дороге", соответственно в 1956 и 1957 годах.

Не менее трудно точно определить и конец этого литературного явления. Датировать его смертью "битника номер один" -Дж.Керуака - было бы неверно. Керуак умер в 1969 году, когда на литературной авансцене битников уже сменили приверженцы контркультуры, деятельность которых Керуак резко критиковал. Видимо, конец битничества по времени совпадает с концом прези-дентсва Дж.Кеннеди, нашего от руки убийцы; с началом эскалации войны во Вьетнаме. Когда в 1965 году вышла книга Керуака "Ангелы Опустошения" (написанная, кстати, в 1961 году), то она уже воспринималась как итоговое осмысление опыта битничества.

Основной объект нашего исследования - творческое наследие ведущего представителя "поколения битников" - Дж.Керуака. Джек Керуак (Жан Луи Лебри де Керуак) родился в 1922 году. Начав писать с раннего возраста, он оставил значительное литературное наследие, состоящее из около двадцати книг прозы и четырех сборников стихов, не говоря о рассказах, эссе, литературных декларациях и неопубликованных работах или набросках. Имя Ке-руака неразрывно связано (чтобы не сказать синонимично) с бит-ничеством. При жизни его обычно именовали "битником номер один" или "королем битников", его личность и литературное творчество являли собой как бы квинтэссенцию битничества. Он стал легендой еще при жизни, и его личность нередко как бы заслоняла его творчество, которое многим представлялось чисто автобиографическим. Прежде всего это относится к получившему массовую известность роману "На дороге". Небезинтересно отметить, что Керуак объединил большинство своих произведений в один прозаический цикл, который назвал "Легендой о Дулузе" (под именем Дулуза выступает автобиографический герой - повествователь цикла).

Первое опубликованное произведение Керуака - объемистый роман "Городок и город", которое еще не относится к литературе битников, не получило особого внимания критики. Критика по-настоящему обратила внимание на творчество Дж.Керуака только после выхода в свет его романа "На дороге". Отсюда берет начало критическая литература о Керуаке, особенно разросшаяся за последнее десятилетие. Собственно говоря, некоторые литературоведы обратились к его творчеству (речь идет о битничес-ких произведениях Керуака, а таких подавляющее большинство) уже до выхода в свет этого романа. Так, в частности, о нем весьма положительно отозвался М.Каули благодаря которому роман н был принят издательством "Вайкинг". Множество ранних отзывов на книгу Керуака "На дороге" носили самый разный и противоречивый характер. Так, например, Дж.Милстейн, в рецензии, опубликованной в газете "Нью-Йорк Тайме", назвал появление романа "историческим событием" и сравнил значение "На дороге", как литературного завета, с "Фиестой" Хемингуэя. Милстейн всецело положительно и одобрительно отозвался об идеях и стремлениях представляемой Керуаком группы литераторов и по достоинству оценил манеру письма и свежесть авторского видения в ро5 мане .

Противоположное отношение - полное отрицание творческих поисков Керуака и других битников, выразил другой критик -ныне небезызвестный апологет "нового консерватизма" и один из советников президента США Рейгана - Норман Подхорец. Его статья озаглавлена: "Невежественные богемцы". В своей статье Подхорец дает более чем полный перечень всех возможных "грехов" битников, в первую очередь Дж.Керуака. Он упрекает его за "невежественный популизм", преклонение перед "простыми сельскими типами и городскими обездоленными", за примитивизм и самопроизвольность письма. Более того, Подхорец пишет, что битники враждебно настроены по отношению к цивилизации вообще и что в книгах Керуака (ко времени выхода статьи Подхореца была опубликована еще одна книга писателя - "Подземные") содержится приглушенный, но несомненный призыв: "Убейте связно говорящих интеллектуалов, убейте люде!, способных спокойно просидеть на одном месте более пяти минут, убейте всех тех непонятных особ, которые способны иметь серьезные отношения с женщиной, увлечься работой, серьезным делом" . Битникам

Подхорец противопоставляет, среди прочих, "худых, лысеющих, опрятно одетых преподавателей английского языка, которые одной рукой сочиняют иронические стихи, а другой меняют у ребен7 ка пеленки" и роман Г .Бука "Марджори Морнингстар" • Комментарии здесь действительно излишни.

Среди множества статей того времени выделяется глубоко о аналитическое исследование Уорена Толмена "Звук Керуака" , в котором дана оценка некоторых существенных сторон стиля прозы Дж.Керуака. К некоторым положениям этой статьи мы еще обратимся ниже.

Наиболее показательные из ранних статей о битниках, как и довольно представительный подбор их стихов и фрагментов прозаических произведений вошли в книгу, составленную Т.Паркин-соном. Книга вышла в свет в 1961 году под названием "Дело о битниках" 9.

Первое монографическое исследование, посвященное, правда, не столько одному Керуаку, сколько исследованию теш бродяжничества в американской литературе IX века, было опубликовано в 1964 году. Автор монографии - Ф.Файед, провел сопоставительный анализ темы бродяжничества в произведениях трех американских писателей: Дж.Лондона, Дж.Дос-Пассоса и Дж.Керуака. Ф.Файед отмечает, что бродяжничество многих героев Керуака является своего рода протестом, символическим отвержением современного американского общества. "В эру "большой маккартистской истерии" побег является их единственным средством выражения протеста, побег из общества в данном случае заменяет более прямые формы протеста, которые на некоторое время стали недос-тп тупными" . Побег одновременно представляется и как поиск духовных ценностей, духовной правда и, в конечном счете, поиск бога. Герои Керуака, указывает Ф.Файед, бегут не только от общества, но и от своих собственных ущербных условий жизни, надеясь обрести осуществление своих надежд в отчаянном, экстатическом существовании "с момента на момент". Бродяжничество героев Керуака, в отличие от бродяг Дж.Лондша или Дж.Дос-Пас-соса, не вызвано социально-экономическими причинами. Они не работают потому, что "не хотят стать пожизненными заложниками материальных благ" .

Еще при жизни Дж. Керуака, в 1967 году, вышла подробная, аннотированная и прокомментированная самим авторш бшблиограт? фия его произведений, составленная Э.Чартере . Эн Чартере была и первым биографом Дж. Керуака. Она выпустила в 1973 году объемистей и подробный очерк жизни и творчества Керуака. Хотя то книга озаглавлена: "Керуак: биография" , в ней представлен и довольно основательный разбор многих произведений Керуака, особенно в плане их творческий истории. Достоинством книги Чартере является и то, что она основана не только на исследованиях о Керуаке, но и на материале, собранном во время многочисленных встреч с писателем.

В тот же год вышла еще одна книга, озаглавленная "Поколение битков" Ее автор - Брюс Кук - обратился к литературному феномену битничества в целом, приводя много данных о жизни писателей-битников.

В 1976 году вышли сразу две монографии, серьезно исследующие вопросы творчества Дж.Керуака. Монография Р.Хипкиеса тс

Джек Керуак: Пророк нового романтизма" , как указывает само название, относит творчество писателя к романтической традиции. На некоторых выводах этой работы мы остановимся ниже, главным образом, в первой главе настоящей диссертации.

Вторая монография - "Нагие ангелы: жизнь и творчество ноте коления битников" - представляет собой разбор творчества трех писателей. Кроме Керуака и Гинсберга, автор монографии Дж.Тайтел относит к числу битников и У.С.Бэрроуза. Спору нет, Бэрроуз действительно был тесно связан дружескими отнесениями как с Гинсбергом, так и с Керуаком. Будучи значительно старше, Бэрроуз иногда выступал как бы в роли наставника. Тем не менее, его прозаические произведения в значительной мере отличаются от прозы Керуака и поэзии Гинсберга. Показательно, что в одном из интервью, где ДжДеруак подробно освещал вопросы литературного творчества, он дал отрицательную оценку произведений Бэрроуза, в частности, самодовлеющее значение чисто ме

17 ханического монтажа и коллажа в его книгах .

Дж.Тайтел, в общем, верно и достаточно подробно характеризует литературу битничества, ее генезис, развитие и угасание. В творчестве Керуака ш старается выявить новаторское начало, особенности "спонтанного письма". Соответствующая глава монографии так и озаглавлена: "Джек Керуак: панегирист спонтанности". Подобно Хипкисеу, Дж.Тайтел тоже говорит о тесной связи творчества Дж.Керуака с романтической традицией, в частности, с поэзией У.Уитмена. Касаясь темы бродяжничества, Дж.Тайтел, в общем, высказывает мнения, сходные с теш, которые отражены в книге Ф.Файеда.

Тайтел указывает, что спонтанность Керуака представляется современным развитием доведенного до предела тезиса романтиков об органичности искусства. В качестве прецедента приводится история создания С .Колриджем "Кубла Кхана", написанного якобы под воздействием опиума. Далее исследуются некоторые возможные источники "спонтанного письма" и следует анализ основных произведений Керуака. Наиболее интересным и оригинальным произведением Керуака, в котором лучше всего проявились особенности "спонтанной прозы", Дж.Тайтел считает "Ведения Коди". Он отмечает, что именно в этой книге наибольшее число литературных аллюзий, сравнивает некоторые части книги с "Улиссом" Дж.Джойса, проводит параллели с произведениями Г.Мелвила, Г.Д.Торо, У.Уитмена и Ф.Л.Селина, сопоставляет прозу "Видений Коди" с фильмами Уорхола и джазовой импровизацией. Тайтел пишет: "это своего рода дневниковая запись в свободной форме, в которой намеренно стираются различия между действительным и воображаемым, прозой и поэзией, чтобы етимуто лировать воображение" .

В изданной в 1978 году работе "Книга о Джеке: устная то биография Джека Керуака" Керуак представлен таким, каким его видели его друзья и знакомые. Б.Гиффорд и Л.Ли в основном используют материал интервью, проведенных с людьми, которые дружили или имели дело с писателем. Таким образом создается живой и многосторонний портрет Дж.Керуака, приводятся данные относительно создания того или иного произведения Керуака, как и общая их характеристика.

Через год появилась еще одна биография Керуака. Но в книге Д.Макналли "Одинокий ангел: Джек Керуак, поколение бит

2П ников и Америка" больше внимания уделено формированию писательских взглядов Керуака, исследуется генезис некоторых произведений, в частности, романа "На дороге". Более подробно описан и путь Керуака к буддизму, раскрываются причины духовного кризиса, одолевшего его в последние годы жизни.

Наконец, наиболее подробным и глубоким исследованием творчества Дж.Керуака является монография Т.Хан та "йзвилисот тая дорога Керуака" (1961) , посвященная детальному ж всестороннему анализу двух основных и наиболее показательных произведений Дж.Керуака: романа "йа дороге" и "Видений Коди" (тоже именуемого романом). Мы не будем здесь останавливаться на достоинствах и просчетах монографии Хан та, так как некоторые основные тезисы этой работы будут рассмотрены наш ниже - в свете анализа творчества Керуака.

Креме вышеназванных работ, следует отметить еще одно -снабженное подбором критических статей, интервью и выступлений писателя издание его романа "На дороге" в 1979 году в ее

22 рии, выпускаемой издательством "Вайкинг" .

К сожалению, по не зависящим от него причинам, автор настоящего исследования не имел возможности ознакомиться с диссертациями американских литературоведов, полностью или частично посвященными проблемам творчества Дж.Керуака.

Как было указано выше, творчество Дж.Керуака вызвало немалый интерес и у советских критиков и литературоведов. Среди самых ранних отзывов на его творчество следует отметить статью А.А.Елистратовой "Духовный кризис молодежи США в амеоо риканском романе" . Правда, разбору творчества Дж.Керуака отведено всего семь страниц, что, по необходимости, ведет к суммарности и поверхностности характеристики того или иного произведения. Хотя в статье приведено несколько цитат из романа "Па дороге" и даны некоторые верные общие положения, в ней немало ошибочных оценок романов "На дороге" и "Бродяги Дхармы". Это тем более значительно, что вслед за А.Елиетра-товой сходное мнение высказали и авторы других статей. В этой статье утверждается, что Дин Мориарти - герой романа "На дороге" - нигде не работает, критик подчеркивает глубокое отвращение героев Керуака к труду. А.Елистзратова отиечает цинизм и полный нигилизм героев романа "На дороге" и других произведений Керуака, говорит о бессвязности и хаотичности писательской манеры. № не будем здесь развивать полемику по поводу таких явно недостаточно аргументированных суждений, так как их несоответствие истинному положению дел раскрывается анализом произведений Керуака, проведенным в основной части диссертации*

В своей монографии "Современный американский роман" М. Мендельсон дает более точную характеристику творчества Керуака указывая, в первую очередь, на социальные корни бит-ничества. Литературоведу удалось также уловить некоторые существенные стороны художественного своеобразия произведений Дж.Керуака - грустный лиризм, чрезвычайную остроту восприятия действительности, вплоть до самых мелких деталей. М.Мендель-еон говорит о двух тенденциях в творчестве Керуака - реалистической и модернистской. Первая, по его мнению, преобладает в романе "Городок и город", вторая - в повестях Керуака, таких как "Мэгги Кессиди" и "Доктор Сакс". Однако эти и другие замечания остаются, в общем, на уровне констатации факта, не более того.

До сих пор самым подробным исследованием творчества Керуака в советском литературоведении является соответствующая

глава книга Т.Л.Морозовой "Образ молодого американца в литео с; ратуре США: битники, Сэлинджер, Беллоу, Апдайк" . Основное внимание литературоведа обращено на роман "Городок и город", анализу которого отведена примерно половина главы о Дж.Керуа-ке. Т.Л.Морозовой в полной мере удалось раскрыть как содержание, так и специфику художественной формы, в общем верно определен и метод писателя. Это произведение действительно следует традиции американского семейно-бнтового романа, в нем сильно выражено реалистическое начало: как в изображении среды, так и в обрисовке характеров.

Исследователь далее обращается к таким произведениям, как "На дороге" и "Подземные", дает довольно подробную характеристику персонажей и развития их взаимоотношений, касается социальной и психологической мотивировки их действий. Однако Т.Л.Морозова недостаточно критично воспринимает декларации Дж.Керуака о спонтанности его произведений, делает выводы о документальности его прозы (что только отчасти соответствует истине), о стремлении писателя связать манеру письма Марселя Пруста с техникой джазовой импровизации, иногда, не вдаваясь в подробности, повторяет мнения некоторых американских критиков.

Обращаясь к сюжету и композиции романа "На дороге", исследователь видит одну лишь хаотичность, отсутствие логической связи отдельных эпизодов и частей, что не соответствует истинному положению фактов (об этом пойдет речь во второй главе настоящего исследования). Незнание истории создания того или иного произведения приводит еще к некоторым неверным выводам, относительно таких произведений, как, например, "Мэгги Кессиди" или "Видения Коди".

Интересная попытка выявить степень влияния на творчество Джека Керуака буддийских учений - в частности, дзэн-буддизма, была предпринята Е.В.Завадской. В ее монографии ^Восток на Западе" исследуется проблема влияния дзэн-буддизма на искусство Запада: музыку, литературу, живопись. В главе о влиянии дзэн на литературу современного Запада наибольшее внимание уделено творчеству Сэлинджера, романам и повестям Керуака от

26 ведено совеем немного места . Обзор некоторых аспектов произведений Керуака используется, в основном, лишь в целях сопоставления с повестями и рассказами Сэлинджера. Ж сожалению, исследовательская позиция страдает от чрезмерной предвзятости. Творчество Сэлинджера всецело приводится в качестве примера глубокого познания учений дзэн-буддизма, а творчество Керуака, напротив, представлено как поверхностное, слабо мотивированное обращение к тем или иным буддийским тезисам. Помимо всего прочего, научная ценность исследования снижается и тем, что автор, по всей видимости, недостаточно хорошо знаком с произведениями Керуака, иногда путает имена героев и некоторые моменты сюжета, не говоря уже о подробностях. Возражения вызывает и оценка роли дзэн-буддизма в творчестве Сэлинджера, так как исследование И.Галинской "Философские и эстетические основы 7 поэтики Дж.Д.Сэлинджера" убедительно показывает связь творческих принципов Дж.Д.Сэлинджера именно с древнеиндийской поэтикой. К творчеству Керуака обращались еще и другие советские литературоведы. Но в большинстве случаев мы имеем дело лишь с общими замечаниями, нет попыток более глубокого анализа.

Следует, однако, отметить обзор творчества Дж.Керуака, данный А.Зверевым - в его монографии "Модернизм в литературе

28

США.; формирование, эволюция, кризис" . Автору монографии удалось раскрыть становление битничества в послевоенной американской литературе, сделать некоторые верные замечания относительно того, какие литературные традиции нашли преломление в творчестве писателей-битников.

Нельзя не согласиться и с общей оценкой литературоведа эволюции битничества, состоящей в постепенном отходе битников от первоначального бунта и протеста к позиции фаталистического всеприятия и отчаяния по поводу бездуховности и лицемерия американского обывателя. Но все-таки представляется необоснованным вывод о том, что к началу 60-х годов Гинсберг, а тем более Керуак отказались от поисков гармонии индивидуального бытия и призыв к опрощению и всеобщему братству людей и всеобъемлющей любви сменили на "лозунг полного этического произвола, 90 разумеется, выдаваемого за подлинную революционную мораль" .

Разбору творчества Дж.Керуака автор монографии отводит всего четыре страницы, вследствие чего оценки некоторых произведений, к которым обращается исследователь,иногда произвольны и неточны. О некоторых просчетах, допущенных автором монографии, пойдет речь ниже - в связи с анализом того или иного аспекта творчества Керуака.

Имя Дж.Керуака нередко встречается и в статьях, посвященных современному состоянию американской литературы, причем в оценочном плане мнения исследователей иногда резко расходятся. Так, в статье В.Кожинова "Внимание: Литература США сегодня. Достижения и просчеты советской американистики", опубликованной в одиннадцатом номере журнала "Москва" за 1962 год, творчество некоторых писателей, в том числе и Керуака, без достаточного на то основания относится к постмодернизму, писатель обвиняется в отвращении от подлинных ценностей американского

ЯП народа, тотальном нигилизме, цинизме . Более того, ВДожи-нов утверждает, что среди тех, кто поддерживал идеи битников, был не кто иной, как известный неоконсерватор Норман Подхорец. Видимо, такая неверная оценка творчества Керуака вызвана недостаточной осведомленностью автора статьи.

Против такой постановки вопроса совершенно справедливо возражает другой советский литературовед - Н.А.Анастасьев в статье по вопросам современной американской критики, опубликованной в восьмом номере "Иностранной литературы" за 1983 год 31.

Как следует из приведенного краткого обзора некоторых статей советских американистов, существует полемика вокруг битничества, в том числе и по поводу творческого наследия Ке-руака. В то же время почти нет исследований, в которых проводился бы глубокий и всесторонний анализ произведений Керуака (единственное исключение - анализ романа "Городок и город", проведенный Т.Л.Морозовой), не говоря уже о монографическом исследовании данного вопроса.

Что же касается возрастающего числа работ зарубежных исследований, то при всем том, что они представляют немалый научный интерес, заметна определенная заданноеть и ограниченность исследовательской мысли. Хотя монография Р.Хипкисса и посвящена проблеме романтизма в творчестве Дж.Керуака, вопрос о методе так и остается нерешенным. Такое отношение характерно для всего американского буржуазного литературоведения в целом, вопрос творческого метода не получил в нем почт® никакой разработки. Следовательно, Р.Хипкисс говорит то о романтических мотивах, то романтическом герое или романтизации того или иного аспекта действительности. К этому вопросу мы вернемся в первой главе настоящего исследования, посвященной изучению творческого метода Керуака.

Американские литературоведы много пишут о тех или иных особенностях поэтической структуры произведений Дж.Керуака, о мотивах и лейтмотивах, повторяющихся образах, стиле его прозы, ее ритмическом и даже фонетическом строе. Но только одно исследование - упомянутая монография ТДанта - касается и вопроса о жанре прозы Керуака.

Творчество Джека Керуака охватывает период времени длиной примерно в тридцать лет. Если рассматривать его творческое наследие в строгом соответствии с хронологией написания того или иного произведения (а именно так и следует подходить к проблеме творческой эволюции), то легко выделить три основных периода писательского пути Дж.Керуака.Первый период - время литературного ученичества - начинается в 1939-1940 годах, когда Керуак делает первые пробы пера, и кончается в 1951 году. Начало второго периода, который можно охарактеризовать как период зрелости и наивысшего творческого подъема - 1951 год. В этом году был написан первый вариант романа "На дороге", к концу года Керуак выработал основные принципы "спонтанной прозы", которые тут же начал применять на практике, в работе над "Видениями Кода". Второй период продлился всего весть лет -но за это время Керуак успел создать больше половины произведений, написанных за всю его жизнь. Более того, за это время он написал почти все наиболее значительные свои романы и повести. Перелом в творчестве наметился к концу 1957 года, после написания романа "Бродяги Дхармы". За третий, последний, период (1958-1969 гг.) Дж.Керуаком было создано всего несколько значительных произведений. Долгожданное признание, когда оно наконец пришло, оказалось не только ненужным, но даже не желательным. Популярность лишила Дж.Керуака возможности вести прежний скромный образ жизни, в какой-то мере ограничила его личную свободу. Не выдержав тяжкого бремени всеобщей известности, преследований поклонников его таланта, Керуак постепенно утратил как талант, так и интерес к жизни, что впоеледст-вии привело его к безвременной смерти.

Обращаясь к творчеству битников, тот или иной исследователь непременно употребляет для характеристики их творчества слова: "сложный" и "противоречивый". Но сложность и противоречивость отнюдь не являются прерогативой одних только биоников. Напротив, они свойственны большинству современных западных писателей. Но какую бы сложную и пеструю картину ни представляло творчество того или иного писателя, есть в нем некоторые основные аспекты, позволяющие прийти к правильной оценке всего творчества в целом, равно как и отдельных произведений. Прежде всего - это творческий метод писателя, позволяющий определить его место в литературном процессе, его писательскую позицию по отношению к современному миру.

Следовательно, первой задачей нашего исследования является определение творческого метода Дж.Керуака. В решении этой задачи мы будем опираться на монографические исследования советских теоретиков литературы последнего времени. Обращаясь непосредственно к литературному наследию Керуака, мы постараемся раскрыть не только формирование и эволюцию мировоззрения писателя, его общефилософский взгляд на мир, общество и отдельного индивида, но и определить его специфически художественное видение человека и действительности. Наиболее подробному анализу, в соответствии с нашей задачей, мы будем подвергать художественное воплощение концепции личности Дж.Керуака. Далее, выявляя и сопоставляя основные моменты поэтики того или иного произведения, постараемся определить меру влияния на данное произведение поэтики, характерной для некоторых литературных направлений, как, например, романтизма, импрессионизма, натурализма, сюрреализма. В результате такого всестороннего анализа можно будет прийти к выводу о сущности метода Дх.Керуака.

Второй, не менее важной задачей будет определение жанровой природы основных произведений Дж.Керуака. Обращаясь к самой значительной и характерной части творчества писателя -прозаическому циклу "Легенда о Дулузе", мы подвергнем подробному анализу все наиболее показательные из четырнадцати произведений цикла - в том числе романы "На дороге", "Бродяга Дхармы", "Биг Сер". Теоретической основой исследования жанровой природы прозы Керуака нам служат новейшие советские исследования по теории жанров, монографии и статьи по советской и зарубежной прозе.

Научная новизна исследования состоит в том, что это первая диссертационная работа в советском литературоведении, посвященная монографическому исследованию самого видного представителя литератур! битников Дж.Керуака. Это и первое исследование творческого метода писателя, так как таких исследований нет ни в Советском Союзе, ни за рубежом. В настоящей диссертации также впервые проводится исследование жанровой природы произведений Керуака со строго научных позиций марксистского ли тературоведения.

При исследовании творческого метода и жанра нами использованы историко-генетический, сравнительно-типологический и системно-структурный методы. Методологической основой работы служат труды классиков марксизма-ленинизма, в частности, ленинская теория отражения.

Структура исследования строится в соответствии с основными задачами. Основная часть диссертации состоит из двух глав, посвященных соответственно проблеме метода и проблеме жанра.

В начале каждой из двух глав дана теоретическая постановка вопросов, затем следует конкретный анализ, и в конце каждой главн следуют краткие выводы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Метод и жанр прозы Джека Керуака."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В свете проведенного вше анализа становится очевидной художественная ценность литературного наследия Джека Керуака. Его творчество - не просто пример интенсивного исследования молодежной теш, а весьма значительное и показательное явление современного литературного процесса США. Разносторонность творческих исканий и литературной практики Дк.Керуака - от традиционных романных форм до "спонтанной прозы" экспериментальных произведений разного объема, охарактеризованных писателем как "кино в словах, визуальная американская форма"*, до сказа и возвращения к традиционному повествованию от первого лица, свидетельствует о незаурядности писательского дарования.

В творчестве Дж.Керуака нашло преломление большое разнообразие литературных традиций - начиная от романтической, до импрессионизма, натурализма, сюрреализма, романтически окрашенного реализма в манере Томаса Вулфа, до собственно модернистских явлений. Нет никакого основания видеть в творчестве Дж.Керуака проявления "эстетики молчания". Это признают даже

такие апологеты "постмодернизма" как американский литературо-

вед И. Хае сан.

Возможно, что следовало говорить екорее о поисках новой формулы реализма. Ведь обращение писателя к спонтанности означает, прежде всего, отказ от фальши идеологии правящих кругов, стремление к предельной, ничем не отягощенной искренности. Керуаку представлялось, что сделав доступным читателю все содержание своего сознания он сможет вступить с ним в разговор о самом существенном и сокровенном. Спонтанность,

от которой Дж.Керуак в последствии отказался, не являлась для него самодовлеющим приемом, не была чревата обращением к структурализму, лингвистике и семиотике в духе французского "нового романа". Напротив, он надеялся таким способом максимально приблизиться к истине и приобщить к ней своего читателя. Примечательно, что среди произведений, оказавших на него формирующее влияние, Керуак называет и "Поэзию и правду" Гёте

В своем манифесте "Основы спонтанной прозы" Дж.Керуак, среди прочего, призывал писателя "верить в священность жизни", писать "во славу личности в холодном, нечеловечном одиночества* современного мира Гуманистическая направленность таких призывов очевидна.

Но все-таки не следует торопится с утверждениями относительно действенности и прогрессивности гуманизма Дж.Керуака. Для этого недостаточно отметить, что пиеатель всегда отстаивал идею самоценности каждого человека. Необходимо определить характер гуманистического идеала. При этом обнаруживается, что предлагаемый писателем идеал носит явно мистико-религиозный характер. С наибольшей силой утверждение религиозного гуманизма звучит в "Видениях Жерара" и "Бродягах дхарш", хотя в первом случае перед нами идеал христианский, тогда как во втором - буддийский. Если рассматривать творчество Дк.Керуака в целом, то можно увидеть, что идеал религиозного гуманизма подвергается серьезным испытаниям и далеко не всегда эту проверку выдерживает. Это можно сказать о многих произведениях Ке-руака - от романа "На дороге" до "Тщеславии Дулуза". Поиски гуманистического идеала оказываются несостоятельными перед лицом энтропического видения вечной ночи. Причиной тому -определенный элемент фатализма и мистики в мировоззрении пи-

сателя. Вот как характеризует такого рода гуманизм советский философ А.М.Каримский: "Сегодняшнее оживление религиозно-гуманистических идей связано не столько с вопросами потустороннего спасения, сколько с поисками активизации веры как средства облегчения земного существования человека. Среди предлагаемых мер и прямой социальный искейпизм через уход в себя - или к богу - и компенсация реальной несправедливости религиозным утешение^ и рецепты "нахождения" другого человека через особые форнн контакта, оживление церковных общин, создание нетрадиционных религиозных сообществ и т.д. В целом, это тенденция к заземлению бога, свойственная современному религиоз-

ноцу модернизму*.

Следует отметить, что Керуак, как и битники в целом, был своего рода предтечей "мистического ренессанса", происшедшего в США в семидесятые годы. Он наметил цуть, столь характерный для значительной части американской молодежи, которая недостаточно хорошо ориентировалась в вопросах политики и социального развития общества.

В поисках идеала Дк.Керуак неоднократно обращался и к простым, но выдержавшим испытание временем, ценностям рядовых людей труда. Искренность авторских симпатий к труженикам мира проявилась во многих эпизодах его произведений. Однако, автор обычно ограничивается общим выражением сочувствия к обездоленным мира сего. В "Легенде о Дулузе" не раз отмечено, что именно жизнь народа представляет наибольший интерес для писателя. Но в то же время, даже когда автобиографический герой изображен работающим в качестве матроса ели сцепщика на железной дороге, он в значительной мере замкнут в саном себе и не может установить подлинный контакт со своими товарищами

по работе. Весьма часто в произведениях Дк.Керуака звучат ностальгические нотки воспоминаний о времени его детства и ранней юности, проведенном в небольшом провинциальном городке. Ему кажется, что незамысловатость, простота и естественность преобладали не только в отношениях его друзей, но и : среди взрослых цужчин и женщин. Тоска по прошлому наиболее явно ощутима в ранних и самых поздних произведениях Керуака, тогда как в романах и повестях периода наивысшего творческого подъема внимание писателя обращено, в основном, к поиску новых ценностей, способных заменить те, которые были утрачены на дорогах войны и послевоенной неустроенности и неприкаянности.

Поиски идеала были длительными и трудными. Дк.Кержак перепробовал многое, начиная с грез о спортивной карьере, которая должна была открыть путь к материальному благосостоянию, открыть путь к университетскому образованию. Разочаровавшись, он примкнул к кругам интеллектуально-художественной богемы Нью-Йорка, потом, избрав в качестве идеального героя своего знакомого Нила Кессиди, обратил свой взор на американский Запад. Именно здесь, на Западном побережье, он приобщился к буддизму, стал приверженцем идеи опрощения и "революции рюкзаков". Но получив всеобщую известность как писатель и, тем самым, утратив свободу анонимности, Керуак стал жертвой собственной восприимчивости и мягкости характера. Его судьбу нередко сравнивают с судьбой другого американского писателя - Скотта Фиццжералда. Такое сравнение не лишено основания, оно справедливо в одном, весьма существенном аспекте: неизменной враждебности буржуазного общества к подлинно художественным исканиям творческой личности.

В обоих случаях следует говорить еще и о другом: причиной творческого и личностного кризиса явилось не только и не столько разрушительное влияние внешних факторов, сколько неустойчивость, известная эклектичность мировоззрения писателя. "Литература XX века знает много примеров писательской "усталости", ухода художника из искусства, предваряющего его уход из жизни. Причины бывают разные, но закономерность одна -мировоззрение писателя оказывается слишком буржуазным для нашего века и не позволяет ему дотянуться до сути этого века" Такой вывод вполне справедлив и по отношению творчества Дж.Керуака. Талантливый писатель не жалел сил для творческих поисков, но, из-за философской незрелости, так и не нашел пути к подлинно гуманистическим идеям нашего времени, под конец жизни оказался в тупике беспросветного отчаяния.

Несмотря на все возрастающий интерес критики к литературному наследию Керуака, почти неисследованным остается вопрос о влиянии его творческих исканий на других писателей Америки. Литературоведа США не идут дальше общих замечаний

о влиянии Керуака на Кена Кизи или указаний о значении исповедальности и спонтанности его произведений в формировании основных принципов творчества "новых журналистов", в частности Тома Вулфа

На наш взгляд намного важнее отметить, что Дж.Керуак как бы предсказал своим творчеством многое из того, что характерно для 70-х годов - нового этапа развития литературы, начавшегося после того, как схлынула волна "контркультуры". Прежде всего, это поиски подлинно человеческих ценностей, стремление разорвать порочный круг отчуждения и конформизма. Отвергая мнимые добродетели американского образа жизни, в

поисках альтернативы Керуак, среди прочего, обращался и к негритянской культуре и быту, к негритянской музыке. Зце более примечательно, что задолго до возникновения в США литературы чикано с, Дк.Керуак противопоставлял бездуховности белой Америки нравы и верования мексиканцев, использовал в своих произведениях некоторые символы мифологии ацтеков. Стремление к философскому осмыслению не только собственного опыта, но и всего многообразия действительности, наблюдаемое во многих произведениях Керуака, также стало одной из характерных черт современного американского романа. Все это и позволяет говорить о принадлежности творчества Джека Керуака к основному руслу развития современной американской литературы.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ie Kerouac J. Essentials of spontaneous prose, P- 277.

2. Hassan I. Tbe Dismemberment of Orpheus. H.7., Oxford Univ.Press, p. 252 - 253.

3. Kerouac J. Desolation Angels, p. 229.

4. Kerouac J. Essentials of spontaneous prose, p. 277.

5. Каримский A.M. Проблема гуманизма в современной американской философии. М., Изд-во Моск.ун-та, 1978, е. 188.

6. Гуревич П.С. Спасет ли мессия?"Христомания" в западном мире. М.,Политиздат, 1982, с. 30 - 69, 241 - 271.

7. Андреев Л.Г. Западноевропейская литература, XX век. -Вопросы литературы, 1983, Р 8, с. 154.

8. Hipkiss В. Op.cit., р* 121 - 1299. Hunt Т. Op.cit., р. 251.

1. Труды основоположников марксизма-ленинизма.

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е.

2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е.

2. Книги.

3. Американская литература и общественно-политическая борьба: 60-е - начало 70 -х годов XX века./ Отв.ред. А.С.%» лярчик. М., Наука, 1977. - 237 с.

4. Американская художественная культура в социально-политическом контексте 70-х годов XX века. / Отв. ред. А.С.Цу-лярчик, В.П.Шестаков. М., Наука, 1981. - 270.

5. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., Изд-во Моск.ун-та, 1980, - 249 с.

6. Андреев Л.Г. Марсель Пруст. М.,Вйсш.шк., 1969. - 96 е.

7. Андреев Л.Г. Современная литература Франции: 60-е годы. М., Изд-во Моск.ун-та, 1977. - 368 с.

8. Андреев Л.Г. Сюрреализм. М.,Шсш.шк., 1972. - 232 с.

9. Анчел Е. Мифы потрясенного сознания. М., Политиздат, 1979. - 176 с.

10. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., Худож.лит., 1975. - 500 с.

11. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Из д. 4-е. М., Сов.Россия, 1979. - 424 с.

12. Бахтин М.М, Эстетика словесного творчества. М., Искусство, 1979. - 424 с.

13. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., Худож.лит., 1973. - 568 с.

Брычков А. МолодежьСША: от нигилизма в политике. M.t Молодая гвардия, 1974. - 141 с.

Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. М., Высш.шк.,1983. - 256 с. Васильева А.Н. Художественная речь. Курс лекций по стилистике для филологов. М., Русский язык, 1983. - 256 с. Венедиктова Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. М., йзд-во Моск. ун-та, 1982. - 128 с.

Волков Й.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., Искусство, 1978. - 264 с.

Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. М., Наука, 1978. - 288 с.

Галинская H.H. Философские и эстетические основы поэтики Дк. Д. Сэлинджера. М., Наука, 1975. - 108 с. Горбунов А.Н. Романы Френсиса Скотта Фицджеральда. М., Наука, 1974. - 151 с.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., Васш.шк., 1980. - 368 с.

Гуревич П.С. Спасет ли мессия? "Христомания" в западном мире. Философско-публицистический очерк. М., Политиздат, 1982. - 272 с.

Денисова Т.Н. На цути к человеку. Борьба Реализма и модернизма в современном романе американском. Киев, Наукова думка, 1971. - 340 с.

Денисова Т.Н. Современный американский роман. Киев, Наукова думка, 1976. - 306 с.

Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. I., Сов.писатель, 1980. - 598 с.

Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч. В 30-ти томах. Т.5. Завадская Е.В. Восток на Западе. М.,Наука, 1970. - 128 с.

Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке1. Мысль, 1980. - 247 с.

Засурский Я.Н. Американская литература XX века: некоторые аспекты литературного процесса. М., Изд-во Моск.ун-та, 1966. - 440 с.

Затонский Д.В. В наше время: книга о зарубежных литературах XX века. М., Сов.писатель, 1979. - 432 е. Затонский Д.В. Зеркала искусства: статьи о современной зарубежной литературе. М., Сов.писатель, 1973. - 341 с. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М., Худож.лит., 1975. - 534 с.

Зверев A.M. Модернизм в литературе США: формирование, эволюция, кризис. М., Наука, 1979. - 320 с. Ивашева В.В. На пороге XXI века: НТР и литература. М., Худож.лит.,1979. - 318 с.

Каган М.С. Морфология искусства. Л.,Искусство, 1972.-440с. Каримский A.M. Проблема гуманизма в современной американской философии. М., Изд-во Моск.ун-та, 1979. - 204 с. Карцева E.H. "Массовая культура" в (Ж и проблема личности. М., Наука, 1974. - 192 с.

Кожинов В.В. Происхождение романа: теоретико-исторический очерк. М., Сов.писатель, 1963. - 440 с. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М., Политиздат, 1980. - 360 с.

Кочетов А.Н. Буддизм. Изд.2-е, перераб. М., Наука, 1983. - 176 с.

Критический реализм XX века и модернизм./Ред колл.Н.Н.Же-галов и др. М., Наука, 1967. - 284 с. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., Политиздат, 1977. 246 с.

Лидский Ю.Я. Очерки об американских писателях XX века. Киев, Наукова думка, 1968. - 267 с.

Линьков В.Я. Художественный мир прозы А.П.Чехова. М., йзд-во Мое.ун-та, 1982. - 128 с.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков./ Под. ред. А.С.Дмитриева. М,, Изд-во Моск.ун-та, 1980. - 639 с. Литература США в 70-е роды XX века./ Отв.ред. Я.Н.Засурс-кий. М., Наука, 1983. - 368 с.

Литература США XX века. Опыт типологического исследования. / Отв.ред. Засурский Я.Н. М.,Наука., 1978. - 568 с. Литература челавеко-ненавистничества. Сб.ст. М., Худож. лит., 1980. - 318 с.

Литературная история Соединенных Штатов Америки. В 3-х томах. М., Прогресс, 1977.

Личность в XX столетии: анализ буржуазных теорий. М., Мысль, 1979. - 260 с.

Мендельсон И.О. Роман США сегодня.М., Наука, 1977. - 400с. Мендельсон М.О. Современный американский роман. М., Наука, 1964. - 534 с.

Методология современного литературоведения: проблемы историзма. /Отв.ред. Боре в Ю.Б. М., Наука, 1978. - 368 с. Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман XX века. М., Высш.шк., 1982. - 192 с.

Модернизм: анализ и критика основных направлений./Под.ред. Ванслова В.В. и Колпинского Ю.Д. Изд.3-е, доп. М., Искусство, 1980. - 311 е., с 39 л.ил.

Морозова Т.Л. Образ молодого американца в литературе США: шеи, Сэлинджер, Белдоу, Апдайк. М., Вгаа.шк., 1969.- 96 с. Мотылева Т.Л. Зарубежный роман сегодня. М., Сов.писатель, 1966. - 470 с.

59. Наржирьер Ф.С. Французский роман наших дне!. М., Наука, 1980. - 344 е.

60. Неоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950 -60 годы. М., Наука, 1972. - 396 с.

61. Новые художественные тенденции в развитии реализма на Заладе. М., Наука, 1982. - 320 е.

62. Основные тенденции развития современной литературы США. М., Наука, 1973. - 395 с.

63. Петров С.М. Критический реализм. Изд. 2-е. М., Высш.шк., 1980. - 359 с.

64. Писатели США о литературе. В 2-х томах. М., Прогресс,1982.

65. Писатели США о литературе. М., Прогресс, 1974. - 431 с.

66. Писатели Франции о литературе. М., Прогресс, 1978.-427с.

67. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. Сб.ст. М., йзд-во Моск.ун-та, 1983. - 336 с.

68. Поспелов Г. Н. Теория литературы. М., Высш.шк., 1978.-351®.

69. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М., йзд-во Моск.ун-та, 1965. - 394 с.

70. Проблемы новейшей литературы США./ Под.ред. К.А.Шаховой. Киев, Вища школа, 1981. - 239 с.

71. Проблемы становления американской литературы. /Отв.ред. Я.Н.Засурский. М., Наука, 1981. - 384 с.

72. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., Наука, 1974. - 300 с.

73. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., Наука, 1982. - 351 с.

74. Рымарь Н.Т. Современный Западный роман: проблемы эпической и лирической формы. Воронеж, йзд-во Воронеж.ун-та, 1978. - 128 с.

Советский роман: новаторство, поэтика, типология. М., Наука, 1978. 694 с.

Современная буржуазная философия. М., Высш.шк., 1978- -582 с.

Современные проблемы реализма и модернизма. И., Наука, 1965. - 615 с.

Современный революционный процесс и прогрессивная литература: 1960 - 1970-е годы М., Наука, 1976. - 400 е. Соколов В.В. Средневековая философия. М., Шсш.шк., 1979. - 448 с.

Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского: Очерки. М., Сов.писатель,1979.- 352с. Сучков Б.Л.Исторические судьбы реализма. М., Сов.писатель, 1977. - 528 с.

Тимофеев Л.й. Основы теории литературы. Изд. 6-е. М., Просвещение, 1976. - 448 с.

Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. I.,Наука, 1982.- 184 с. Финкелстайн С. Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе. М., Прогресс, 1967. - 319 с. Храпченко М.Б. Собр.соч. Т.З. М., Худож. лит., 1981.-431с. Чанышев А.Н. Начало философии. М., Изд-во Моск.ун-та, 1982. - 184 с.

Чернец Л.В. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. М., Изд-во Моск.ун-та, 1982. - 192 с. Эсалнек А.Я. Своеобразие романа как жанра.М., Изд-во Моек.ун-та, 1978. - 80 с.

Якименко Л.Г. На дорогах века: актуальные вопросы советской литературы. Изд.2-е, доп. М., Худож.лит,1973.-494 с.

Kerouac J. Big Sur. N.T.tParrar,Straus s & Cudany,

1962. - 241 p.

91. Kerouac J. Book of the Dreams. San Francisco, City lights Books, 1961. - 184 p.

92. Kerouac J. ClTYCitycity. - In.: The Moderas./ ed.by LeRoi Jones. N.T., Corinth Books,1963. -p.250- 260.

93» Kerouac J. Desolation angels. N.T., Coward McCann Inc.,

1965. - Xmil, 394 p.

94. Kerouac J. The Dharma Bums. N.T., The Viking Press,

1958. - 244 p.

95. Kerouac J. Doctor Sax. Faust Fart III. N.T.,Grove Press,

Inc., 1959- - 245 P-

96. , Kerouac J. Excerpts from Visions of Cody. N.T., New Di-

rections, 1960. - 128 p.

97. Kerouaö J. Lonesome Traveller. N.T., McGraw Hill Book Company, Inc., 1960. - 183 p.

98. Kerouac J. Maggie Cassidy. N.T., Avon Books, 1959. -189 p.

99. Kerouac J. Mexico -city Blues. N.T., Grove Press, Inc.,

1959. - 244 p. I

I0Q. Kerouac J. On the Road. N.T., Signet Books, s.a. - 254p. 101 Kerouac J. On the Road. Text and Criticism. N.T., The

Viking Critical Library, 1979. - XVII, 605 p. 102. Kerouac J. Fic. Grove Press,Inc.,N.T., 1971. — 120 p. IOa Kerouac J. Satori in Faris. N.T., Grove Press,Inc.,

1966. - 118 p.

104. Kerouac J. The Scripture of the Golden Eternity. N.T., Totem Press, >1960. - 24 p.

105. Kerouac J. The Subterraneans. N.T., Grove Press,Inc,,

1958. - 111 -p.

IGE. Kerouac J. The Town and the City. N.T., Hare our t Brace, 1950. - 500 p.

107. Kerouac J. Tristessa. Counsul Books, London, 1963« -123 p.

108. Kerouac J. Vanity of Duluoz. An Adventurous education. N.T., Coward McCaan,Inc.,1968. - 280 p.

109. Kerouac J. Visions of Gerard. N.T., Parra, Strauss & Co, 1963. - 152 p.

110. Kerouac J. Visions of Cody. N.T., McGraw Hill !B©ok Company, 1972. - XV, 398 p.

112« Alderman R. Beyond the Waste Land. A Study of the American novel in the nineteen-sixties. New Haven & London, Tale Univ. Press, 1972- - 272 p.

113. Aldrldge J. The Devil in the Fire. Retrospective Essays on American Literature anil culture. N.T., Harper and Bow,

1972. - 364 p.

114. Balakian A. Surrealism: the Road to the Absolute. N.T., Dutton books, 1970. --256 p.

115. The Beats. Essays in Criticism. London, McFarland, 1981. -VI, 237 P.

116. Brady P. Marcel'Proust. Boston, Twayne Publishers, 1977* - 168 p.

117. Bryant J.H. The Open Decision. The Contemporary American

novel and its Intellectual background. N.T., The Free Press TTQ # 1970. - 415 p.

llo.A Casebook on the Beat*/ ed.by Th.Parkinson. N.T.,

Thomas T.Crowell Co., 1961. - IX, 326 p.

119. Cassady C. Heart Beat: My life with Jack and Heal. N.Ï., Pocket Books, 1978. - 125 p.

120. Charters A. A Bibliography of works by Jack Kerouac (1939 - 1967). -H.T., Phoenix Books, 1967. - 99 p.

121. Charters A» Kerouac: A Biography. San Irancisco, Straight Arrow Books, 1973. - 419 P-

122. Cook B. The Beat Generation. N.T., Charles Scribner's Sons, 1971. - 257 P.

123. Cordle Th. André Gide. N.T., Twayne publishers Inc.,

1969. - 183 p.

124. Bay M.S. A Handbook of American Literature. St.Lucia (Queensland), Univ.of Queensl.Press,1975.-211,661 p.

125. cleaver E. Soul on Ice. N.T., McGraw - Hill Book company, 1968. - XV, 211 p.

126. Faulkner P. Modernism. London, Methuen, 1977» - X, 86 p.

j27»^ied 3?. Ho Pie in the Sky. The Hobo as an American Cultural Hero. N.T., Citadel Press, 1964. - 95 p. J23. Siedler L. The Coll. Essays of L.Fiedler, vol.2. N.T.,

Stein & Day, 1971. - HI, 560 p. 129« Freedman H. The Lyrical novel. Studies in H.Hesse, A.Gide

and W.Woolf. Princeton, Princeton Univ.Press,1971,-

Xii, 294-ït

130. Gif ford B., Lee L. Jack's Book. An Oral Biography of

Jack Kerouac. N.T., St.Martin's Press,1978.- 339 p. 131. Ginsberg A. Allen Verbatim. Lectures on Poetry,Politics,

Consciousness. N.T., McGraw rHill Co.,1974.-XV»270 p. 132. Ginsberg A., Cassady N. As Ever. The collected correspondence of. Berkley(calif.) Creative Arts Books, « 1977. - VI, 227 p.

133 • Goodman P. Growing up Absurd. N.T. »Random House,

1960. - XVI, 296 p.

134* Hassan I. Contemporary American Literature: 1945 -

1972- an introduction. N.T.,Ungar,1974.-XI, 194 p. 135»Hassan I. The Dismemberment of Orpheus. Toward a Postmodern Literature. N.T.,Oxford Univ.Press,1971.-X,297p.

136. Hassan I. Radical Innocence. Studies in Contemporary American Novel. Princeton, N.J. Princeton Univ. Press,

1961. - VIII, 562 p.

137* Hipkiss R.A. Jack Kerouac: Prophet of a Hew Romanticism. Lawrence, Kansas, The Regentfe Press of Kansas, 1976.-

138« Holman C.H. The Loneliness at the Core. Studies in

Thomas Wolfe. Baton Rouge, Louisiana State Univ. Press, 1975. - 184 p.

139. Holmes J.C. Nothing More to Deelare. N.T.; E.P.Dutton & Co, Inc., 1967. - 264 p.

140. Hunt T. Kerouac's Crooked Road. Hemden, Conn., Archon Books, 1981. - XVIII,262 p.

141» McNally D. Desolate Angel: Jack Kerouac, The Beat

Generation and America. N.T., Random House, 1979. —

( XIV, 400p.

142. Miles D. The American Novel igthe Twentieth Century.

Newton Abbot, David & Charles Ltd.,1978. - 215 P»

143. The Moderns. An anthology./ ed. by LeRoi Jones, N.J., Corinth Books, 1963 - XVI,315 p.

144« Ostrovsky E. Celine and his Vision. N.T.,London, N.T.

Univ.;Press, 1968. - 225 p. 145* Spengler 0. The Decline of the West. Vol. 1 - 2* London, George Allen & Unión Ltd.,1980.

146. Surrealism. London, Paber and Fabert1971• - 251 p.

147. Suzuki D.T. Living by Zen. Tokyo, San s ei do, 1971* - 228 p.

148. fanner T. City of Words: American Fiction 1950 - 1970. N.Y., Harper & Row, 1971- - 463 P*

149. Tytell J. Naked Angels: the Literature and Lives of the Beat Generation ( Kerouac, Ginsberg, Burroughs ). N.Y., HcGr&v - Hill Book Co.,1976. - 273 p.

150; The World of Zen. An East- West Anthology. N.T., Random House, 1960» - XX, 362 p.

3. Статьи.

151. Анастасьев И.А. Посторонние и причастные: американская литературная критика сегодня. - Иностранная литература, 1983, Р8, с. 169 - 178.

152. Андреев Л.Г. Западноевропейская литература, XX век. -Вопросы литературы, 1983, IP 8, с. 130 - 140.

153. Алякринский О.А. Жанр и жизнь: американская действительность сквозь призцу повести. - Новый мир, 1981, Р II,

с. 223 - 232.

154. Белая Г. К проблеме романного мышления. - В кн.: Советский роман: новаторство, поэтика, типология, с.179 - 197.

155. Борщуков В., Османова 3. Методологические проблемы изучения советского романа. - В кн.: Советский роман: новаторство, поэтика, типология, ©.5 - 53.

156. Еяистратова А.А. Духовный кризис молодежи США в американском романе. - В кн.: Современная литература США. М., Изд-во АН СССР, 1962, с. 23 - 43.

157. Затонский Д.В. Творчество писателя и личность писателя: некоторые мысли в слух. - Вопросы литературы, 1982,

IP 7, с.86 - 120.

158. Земдянова Ü.M. "Эстетика молчания" и кризис искусства

в США. - В кн.: Неоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950 - 60 годах, с. 33 - 156.

159. Кожинов В.В. Внимание: литература США сегодня. Достижения и просчеты советской американистики. - Москва, 1982, р II, с. 180 - 191.

160* Кожинов В.В. Роман - эпос нового времени. - В кн.: Теория литература: основные проблемы в историческом освещении. Т.2. М., Наука, 1964, с. 97 - 172.

161. Токарев Л. Цутешествие на край ненависти. — В.вн.: Литература человеко-ненавистничества, с. 175 - 194.

162. Хайлов А. Роман в типологии повествовательных жанров.-В кн.: Советский роман:новаторство, поэтика, типология, с. 320 - 349.

163. Эльсберг Я.Б. Ноше явлеотя в критическом реализме середины XX века. Роман испытания и личной ответственности. - В кн.: Критический реализм XX века и модернизм, с. 10 - 43.

164. Kerouac J. Essentials of Spontaneous Prose. - In: New American Story, Harmondsworth, Penguin Books, 1971, p. 276 279.'

165. Kerouac J. The Origins of the Beat Generation. - In: A Casebook on the Beert, p. 68-76.

166. Berrigan A. Jack Kerouac« -«In: Kerouac J. On the

Roadt Text and Criticism* p. 538 - 572.

167. Ginsberg A. The Great Rememberer. - In: Kerouac J. Visions of Cody, p. 711 - XEI.

168. Krim S. Introduction. - In: Kerouac J. Desolation Angels, p.V - 'XXVIII.

169. Knipat A. Dean Mori art y as the Saintly Hero. - In: Kerouac J. On the Road: Text and Criticism, p.397- 410.

170. Miller H. Preface to the Subterraneans. - In: A Casebook on the Beatt p. 230 — 231.

O'Neil P. The Only Rebellion Around. - In; A Casebook on the Beat, p. 242 - 249. Hfe» Podhoretz B. The Know-nothing Bohemians. - la: A Casebook on the Beat, p. 201 - 212. 173. Tallman V. Kerouac*s Sound. - Evergreen Review, 1960, Vol. 4, № 11, p. 153 - 169.

Watts A. Beat Zen, Square Zen and Zen. - In: The World of Zen, p. 331 - 340.

4. Авторефераты диссертаций.

175. Анастасьев H.A. Традиция и новаторство в литературе критического реализма XX века: форма "субъективной эпопеи" в романе США и Англии. Автореф. дисс. доктора филоя. наук. М., 1982.

176. Зверев A.M. Эволюция модернизма в литературе США. Автореф. дисс. доктора филол.наук. М., 1983.

177. л^улярчик A.C. Реалистический роман (Ж после второй мировой войны: основные тенденции развития. Автореф. дисс. доктора филол.наук. М., 1983.

178. Толмачев В.М. Проблема художественного времени в американской литературе 20-х - 30-х годов XX века ( Ф.С.Фиц-джеральд, Т.Вулф.). Автореф.диес. канд.филол.наук. М., 1982.