автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Московская Патриархия и церковные разделения за рубежом и в СССР в 1922-1946 гг.

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Катаев, Алексей Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Московская Патриархия и церковные разделения за рубежом и в СССР в 1922-1946 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Катаев, Алексей Михайлович

Введение.

Глава I. Московская Патриархия и русское церковное зарубежье в 1922

1939 гг.

§ 1. Деятельность Патриарха Тихона по сохранению церковного единства с эмигрантской частью Русской Православной Церкви.

§ 2. Деятельность Митрополитов Петра и Сергия по сохранению связей с церковным зарубежьем в 1925 — 1926 гг.

§3. Взаимоотношения Московской Патриархии и митрополита Евлогия (Георгиевского) в контексте государственно - церковных отношений в

1927-1939 гг.

Глава II. «Новый курс» в государственно - церковных отношениях и деятельность Московской Патриархии по преодолению «евлогианского» и обновленческого разделений в 1944 - 1946 гг.

§ 1. Московская Патриархия и советское государство в попытке воссоединения «евлогианских» приходов.

§ 2. Последние годы обновленчества в контексте государственно церковных отношений в 1943 — 1945 гг.

§3. Преодоление церковных разделений и духовные школы Русской

Православной Церкви в 1944 — 1946 гг.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Катаев, Алексей Михайлович

Актуальность темы исследования, связанного с историей церковных разделений за рубежом и внутри страны, в настоящее время явно выражена. РПЦ активно пытается воссоединить зарубежные свои части, отторгнутые в результате событий бурного XX в. 1 апреля 2003 г. появилось послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ко всем православным приходам русской традиции в Западной Европе. Послание содержало предложения по реорганизации канонического положения русских епархий в Западной Европе. Патриарх Алексий предлагал создать самоуправляемую митрополию, объединяющую все приходы русского происхождения и русской традиции, наделенную правом свободного избрания Предстоятеля Собором в составе иерархов, клириков и мирян. В настоящее время достаточно успешно осуществляется процесс восстановления единства РПЦ Московского Патриархата и РПЦЗ, успеху которого способствует Президент РФ В.В. Путин. Успешное завершение этих процессов невозможно без учета уроков прошлого. В настоящее время в России наблюдается рост государственно-церковного сотрудничества, основанного на принципах уважения и невмешательства. Русская Православная Церковь самостоятельно принимает решения об участии во внешнеполитических процессах России и всего мирового сообщества. Политический вес РПЦ на международной арене обусловлен тем, что она является самой крупной Церковью в православном мире, к ней прислушиваются и ее мнение учитывают другие автокефальные Православные Церкви. Но высокая репутация РПЦ в мировой политике определяется не столько ее многочисленностью, сколько самостоятельностью в формулировании и достижении собственных целей, решении задач, отвечающих непосредственно церковным интересам.

Поэтому к числу важнейших проблем современного политического развития относятся вопросы взаимодействия политического руководства и Московской Патриархии в области внешней политики. Чтобы заданный позитивный курс в области государственно-церковных отношений не потерял своей ориентации, необходимо рассмотреть историю этого вопроса применительно к советскому периоду с целью выяснения негативных моментов влияния государства на внешнеполитическую деятельность РПЦ.

Аспект государственно-церковного взаимодействия в сфере международных отношений будет рассмотрен через попытку разрешения проблемы церковного единства, которая в 1920-е - 1940-е гг. приобрела особую актуальность. Предлагаемая работа является попыткой объективного освещения данной тематики, столь насущной для церковно-общественной ситуации в современной России.

Степень изученности темы. В историографии проблемы можно выделить два периода — советский и современный — и три направления: светская отечественная историография; светская зарубежная историография; церковная историография.

В 1970 г. вышла книга казанского исследователя А.А. Шишкина, которая была посвящена истории обновленчества1. Автор попытался воссоздать историю обновленчества, а также коснулся темы зарубежного русского православия в 1920-е гг.

Первым исследователем, обратившимся к архивным материалам по данной теме и начавшим вводить их в научный оборот, был М.И. Одинцов. Большинство опубликованных архивных документов по избранной теме опубликовано этим исследователем2. Все публикации снабжены под

1 См.: Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1970.

2 Одинцов М.И. Неизвестный документ митр. Сергия (Страгородского) // Церковно-исторический вестник. 1999. № 4-5. С. 152-157; «Мне так хочется сложить свои старые кости в родной земле». Миробным предисловием, комментариями и примечаниями. Следует отметить последнюю монографию этого автора, в которой затронуты различные аспекты нашей темы, с приложением целого комплекса документов1.

О.Ю.Васильева в своей монографии «Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943 - 1948 гг.»2 на основе новых архивных источников уделила внимание внешнеполитическим планам Кремля, в интересы которого была включена РПЦ с ее духовным потенциалом и международным влиянием. О.Ю.Васильева проанализировала взаимоотношения РПЦ и зарубежного православия. Одним из направлений ее исследования явился анализ и оценка сталинской идеи создания системы православного единства автокефальных Церквей стран Восточной Европы под эгидой Московской Патриархии как основного содержания нового курса по отношению к церкви и ее использования во внешней политике. О.Ю.Васильева считает, что Сталин претендовал и на лидерство в планируемом им объединении Поместных Православных Церквей вокруг Московского Патриархата как международном центре православия, который мог стать «духовно-нравственной опорой международной политики Кремля»3. Значительная заслуга О.Ю. Васильевой состоит в том, что ей удалось отойти от стереотипного взгляда на деятельность митрополита Сергия, понять его принципы, вскрыть подлинные причины многих поступков4.

Деятельность Московской Патриархии на международной арене рассматривает в соответствующих главах своей монографии М.В. Шкаровтрополит Евлогий (Георгиевский) и Московская патриархия. 1944—1946 гг. / Комментарии и подготовка текста к публикации Одинцов М.И. // Исторический архив. 2000. № 6. С. 100-141 и др. ' Одинцов М.И. Власть и религия в годы войны. (Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.). М., 2005.

2 См.: Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943 - 1948 гг. / РАН. Ин-т рос. истории. М., 1999.

3 Там же. С. 201.

4 Васильева О.Ю. Митрополит Сергий (Страгородский): штрихи к портрету // Альфа и Омега. 2002. № 1. С. 136-163; Она же. Васильева О.Ю. Февральская пресс-конференция митрополита Сергия иностранным корреспондентам: историческое наследие и материал для исторического осмысления // Альфа и Омега. 2002. № 3. С. 131-137 и др. ский1. С осени 1943 г. по лето 1948 г., считает автор, РПЦ являлась одним из важнейших инструментов реализации наступательной стратегии СССР в осуществлении попытки установить доминирующее влияние в послевоенном мире. То, что не все из поставленных задач были реализованы, М.В. Шкаровский объясняет их чрезмерной глобальностью и авантюристическим подходом советских государственных органов, разрабатывавших данные планы. По мнению автора, колебания политики, связанной с зарубежьем, напрямую связаны со степенью заинтересованности советского руководства во внешнеполитических акциях РПЦ. Советское правительство рассматривало Московскую Патриархию как инструмент государственной политики - в разные периоды более или менее важный.

А.П.Иванов в своей статье «Русская Православная Церковь и мировое православие в 1945 - 1948 гг.»2 рассматривает тему объединения мирового православия вокруг Москвы. Реализация этого плана входила в комплекс задач, которые власть ставила перед РПЦ. Нельзя не согласиться с выводами автора, что в течение 1945 — 1948 гг. советское правительство не смогло воплотить в жизнь идею создания православного центра в Москве. Этот неуспех Кремля А.П. Иванов объясняет противодействием США и западного сообщества реализации этих планов.

Весьма подробный очерк истории православной диаспоры дал в своем труде А.В. Попов. Особую ценность представляет библиографическое приложение3.

Канадский профессор Д.В. Поспеловский один из первых попытался детально проанализировать отношения Московской Патриархии и РПЦЗ4. Полностью оправдывая любые действия Московской Патриархии, а лю

1 См.: Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2000.

2 См.: Иванов А.П. Русская Православная Церковь и мировое православие в 1945 - 1948 гг. // Церковь, государство и общество в истории России XX века. Иваново, 2001. С. 49 - 51.

3 См.: Попов А.В. Российское православное зарубежье: история и источники. С прил. системат. библиографии. М.: ИПВА, 2005. 619 с. (Материалы по истории русской политической эмиграции. Вып. 10).

См.: Поспеловский Д.В. Из истории русского церковного зарубежья // Церковь и время. 1991. № 1. С. 19-64. №2. С. 53-71. бую попытку несогласия с ней выставляя пагубным расколом, автор впадает в крайность. Он не учитывает зависимость руководства Московской Патриархии от светской власти. В свою очередь, другую крайность представляют оппоненты Д.В. Поспеловского из РГТЦЗ, такие как епископ Григорий (Граббе). Он во всем склонен видеть правоту РГТЦЗ, выставляя Московскую Патриархию слепым орудием «безбожной власти»'. Подобную позицию занимает и В. Мосс2, который в своей книге «Православная Церковь на перепутье» характеризует Патриархов Сергия и Алексия как представителей Кремля, а РПЦ называет «государственной церковью большевицкого режима». Другой представитель РПЦЗ протоиерей Николай Артемов занимает гораздо более взвешенную позицию, пытаясь всесторонне изучить проблематику3.

Церковная историография представлена работами протоиерея Владислава Цыпина, консультанта Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата А.С. Буевского и других. А.С. Буевский впервые в своей работе затронул проблему политики РПЦ в Европе и в США4. Его работу продолжил иеромонах (ныне митрополит) Ювеналий (Поярков), который впервые использовал множество документов из архива ОВЦС, связанных с отношениями МП и эмигрантских приходов в 1920-е - 1930-е гг.5

Протоиерей Владислав Цыпин в своей книге «История Русской Церкви. 1917 - 1997»6 уделил большое внимание положению православной диаспоры и ее взаимоотношениями с Московской Патриархией. Среди церковных авторов традиционно большое место истории зарубежного

1 См.: Григорий (Граббе), епископ. Завет святого Патриарха. М., 1996.

2 См.: Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917 - 1999). СПб., 2001.

3 Артемов Николай, прот. Постановление № 362 от 7/20 ноября 1920 г. и закрытие зарубежного ВВЦУ в мае 1922 г. Историческое и каноническое значение // Материалы конференции «История Русской Православной Церкви в XX веке (1917-1933 гг.)» (г. Сэнтендре (Венгрия) 13-16 ноября 2001 г.) (Русская Церковь XX век. Книга 1.). М., 2002. С. 93-212.

4 Буевский А.С. Православный Восток и Русская Православная Церковь в первой половине XX столетия. Курсовое сочинение. МДА. 1951. Машинопись.

5 Ювеналий (Поярков), иеромонах. Внешние сношения Русской Православной Церкви с 1917 по 1944 гг. Курсовое сочинение. МДА. Машинопись. Загорск, 1961.

6 См.: Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви. 1917 - 1997 гг. М., 1997. русского православия уделяет протоиерей Георгий Митрофанов1. В его трудах хорошо разобран вопрос о непростых взаимоотношениях Московской Патриархии с представителями русского зарубежного епископата в 1920-1927 гг.

Появившиеся недавно работы церковных авторов не намного расширяют наши познания в данной теме. Н.А. Зорина в своей статье2 ограничилась пересказом хорошо известных фактов, без использования введенных в научный оборот материалов архива ОВЦС. Обстоятельства ликвидации обновленческого раскола впервые обстоятельно рассмотрел АЛ. Беглов3.

Тема «евлогианского» и обновленческого разделений затронута в диссертациях Д.В. Сафонова4 и Е.В. Шкуратовой5.

На основании обзора литературы можно сделать вывод о том, что в отечественной и зарубежной историографии в настоящий момент отсутствуют обобщающего характера работы, в которых избранная тема рассматривалась бы в качестве предмета изучения как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Целью настоящего исследования является комплексное изучение вопросов, связанных с деятельностью Московской Патриархии по преодолению зарубежных и отечественных церковных разделений.

Цель исследования определила и его задачи: 1) проанализировать историю и деятельность государственных органов (АРК, ОГПУ - НКВД, Совета по делам РПЦ и др.) в отношении церковных разделений; 2) проанализировать связь политики Московской Патриархии в отношении за

1 Митрофанов Георгий, прот. История Русской Православной Церкви 1900-1927 гг. СПб., «Сатис», 2002; Он же. Русская Православная Церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы: К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920-1927 гг. СПб.: Hoax, 1995.

2 Зорина М.А. Западно-Европейский Экзархат Русской Православной Церкви в начале 30-х годов XX века // Альфа и Омега. 2003. № 4 (38). С. 325-336.

3 Беглов А .Л. Последний бой обновленцев // Альфа и Омега. 2004. № 2(40). С. 205-215.

4 Сафонов Д.В. Патриарх Тихон и советская власть: к проблеме государственно-церковных отношений в 1922-1925 гг. Дисс.канд. ист. наук. М., 2004.

5 Шкуратова И.В. Советское государство и внешнеполитическая деятельность Русской Православной Церкви 1945-1961 гг. М.,2005. рубежных церковных групп с политическими интересами советского государства; 3) проанализировать изменение политики Московской Патриархии в отношении зарубежных церковных групп; 4) изучить процесс ликвидации обновленческого раскола; 5) дать оценку политике Предстоятелей Церкви (Патриарха Тихона, Митрополитов Петра и Сергия, Патриарха Алексия) в отношении церковных разделений.

Хронологические рамки работы включают период с 1922 г. по 1946 г. С 1922 г. советские власти начинают борьбу с зарубежными православными церковными структурами, которое рассматривались как антисоветские организации. В 1945 - 1946 гг. происходит интенсивная работа по преодолению «евлогианского» и «карловацкого» разделений. Этот период заканчивается в октябре 1946 г., когда становится очевидной неудача этих попыток.

Источниковая база исследования. Диссертационное исследование опирается на изученные соискателем документы и материалы, хранящиеся в следующих архивах: Центральном архиве Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ЦА ФСБ РФ), Российском государственном архиве современной политической истории (РГАСПИ), Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном историческом архиве (РГИА).

Была изучена церковная печать; это, прежде всего, Журнал Московской Патриархии за 1931 — 1935 гг. и 1943 - 1946 гг. Особое значение имеют публикации документов из архива ОВЦС.

Кроме того, существовала и зарубежная церковная печать. Зарубежным Архиерейским Синодом в югославских Сремских Карловцах до октября 1930 г. издавались «Церковные ведомости», в которых регулярно публиковались документы, по разным каналам полученные из России. Свой печатный орган был и у «евлогианской» группы — «Церковный вестник Западно-Европейской епархии». Близким к митрополиту Евло-гию по своему церковному направлению был и издаваемый в Париже

Вестник Русского студенческого христианского движения». В Каунасе выходил журнал «Голос Литовской православной епархии».

Значительный интерес представляют материалы, отложившиеся в Центральном архиве ФСБ РФ. Важнейшее место в этой связи занимают материалы 6-го отделения Секретного отдела ГПУ - ОГПУ, которое осуществляло всю «антицерковную» работу, направленную на зарубежные группы. Основным источником в исследовании проблемы международной деятельности Русской Православной Церкви в послевоенные годы являются архивные документы фонда 6991 Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, которые были переданы на хранение в Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) в 1987 г. Они отражают все направления деятельности Совета по делам Русской Православной Церкви.

В настоящее время продолжается издание «Обзоров политико-экономического состояния РСФСР (СССР)», составлявшихся информот-делом ГПУ - ОГПУ для высшего партийного руководства1, в них отражается политика митрополита Сергия в отношении митрополита Евлогия и других зарубежных иерархов.

Важнейшие, в контексте нашей темы, источники хранятся в РГАСПИ. Прежде всего, это протоколы заседаний Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б). В РГАСПИ имеется фонд руководителя АРК Е. Ярославского (Ф. 89), который содержит ряд интересных документов, связанных с изучаемой темой. К Ярославскому поступали материалы, связанные с контактами с Константинопольским Патриархатом2. Материалы, отражающие политику Московской Патриархии в отношении зарубежной иерархии, хранятся в фонде Канцелярии Патриарха Тихона (Ф. 831) Российского государственного исторического архива (РГИА). В ГАРФе был изучен фонд Комиссии по вопросам культов при ВЦИК (Ф.

1 Совершенно секретно: Лубянка - Сталину о положении в стране (1922 - 1934 гг.). М.: Ин-т российской истории РАН, 2001 - 2004. Т. 1-7. (Издание не закончено).

2 РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 180.

5263). Эти материалы касаются политики этих ведомств в отношении обновленчества, также здесь отложились некоторые письма лидеров обновленчества. Изучались также материалы фонда Канцелярии Патриарха Тихона (Ф. 831), которые хранятся в закрытом ныне Российском государственном историческом архиве.

Важнейший комплекс документов из архива ОВЦС опубликован в журнале «Церковь и время» в 1998 - 2003 гг. Это переписка митрополита Сергия с зарубежными церковными деятелями. Также необходимо упомянуть о подборке документов во второй части книги «Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939 - 1958 (Дискуссионные аспекты)». В журналах «Исторический архив» и «Отечественные архивы» за 1994 г. М.И.Одинцовым представлена подборка документов, освещающих вопросы международной деятельности РПЦ в 1940-х- 1960-х гг.

Научная новизна исследования может быть резюмирована в следующих положениях: влияние советского государства на политику Русской Православной Церкви в отношении «евлогианских» приходов, а также на процесс ликвидации обновленческого раскола, в 1922 — 1946 гг. впервые выступает в качестве самостоятельного предмета комплексного научного исследования; в научный оборот вводится ряд новых, ранее неопубликованных архивных источников; международная деятельность РПЦ рассматривается как важный фактор реализации внешней политики СССР.

Отдельные аспекты темы, представленные в диссертации, впервые стали предметом целенаправленной научной разработки. К ним относится деятельность ОПТУ по разрушению зарубежных церковных организаций, влияние обновленчества на духовное образование в РПЦ, деятельность Патриарха Тихона по сохранению канонического статуса зарубежных церковных структур.

Диссертация вводит в научный оборот целый ряд новых документов, что представляется важным моментом для дальнейших исследований в этой области.

Объектом исследования являются государственно-церковные отношения в 1922 — 1946 гг. Предметом исследования является деятельность Московской Патриархии в отношении церковных разделений за рубежом и в отношении ликвидации обновленческого раскола в СССР.

Методологическую основу исследования составляют принципы историзма, системности и комплексности. Принцип историзма предполагает рассмотрение отдельных явлений и фактов в их взаимосвязи, в конкретно-исторической ситуации. Рассмотрение истории попыток разрушения церковного единства потребовало применения историко-хронологического метода, а также проблемно-исторического метода исследования.

Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что оно призвано восполнить определенные пробелы в изучении истории Русской Православной Церкви и государственно-церковных отношений. Впервые на базе широкого круга источников показана политика Московской Патриархии в отношении церковных разделений.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих и специальных трудов, учебников и методических пособий по истории государственно-церковных отношений, а также в процессе преподавания общих и специальных курсов по истории России XX в., истории Русской Православной Церкви.

Материалы исследования апробированы. Основные положения отражены автором в научных публикациях объемом более 3 авт. листов. В дальнейшем предполагаемой сферой научной апробации результатов исследования могут стать документальные публикации, статьи и монографические исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Московская Патриархия и церковные разделения за рубежом и в СССР в 1922-1946 гг."

Заключение

В предлагаемой диссертации предпринята попытка всестороннего рассмотрения проблематики, связанной с деятельностью Московской Патриархии по преодолению церковных разделений в контексте государственно-церковных отношений.

С 1922 г. одной из важных задач власти была деятельность по укреплению своих позиций в церковных кругах за рубежом. Параллельно с насаждением обновленцев заграницей советские власти пытались разжечь конфликт между митрополитом Евлогием и Архиерейским Синодом РПЦЗ, принуждая некоторых иерархов оказывать давление на Патриарха Тихона с целью убедить его принять решения, направленные против РПЦЗ. С 1924 г. начинаются попытки советских органов утвердить обновленцев в странах Европы для того, чтобы добиться передачи им церковной собственности.

Патриарх Тихон находился в переписке с зарубежными иерархами и таким образом удерживал церковное единство. Преследование Патриарха Тихона, осуществлявшееся советской властью в 1922 — 1925 гг., одной из важнейших своих задач имело заставить святителя осудить зарубежных иерархов, разрушить каноническую основу деятельности зарубежных частей Русской Церкви. Задачей советских властей было разорвать единство церковного организма, главой которого был Патриарх Тихон. Святитель Тихон, осознавая себя Патриархом и российской и зарубежной своей паствы, заботился о благе последней не менее, чем первой, мужественно отстаивая церковное единство.

С 1924 г. советские власти предпринимали активные усилия, направленные на передачу обновленцам церковной собственности за рубежом. Успех был достигнут только в США, он был обеспечен советским государством, взявшим на себя оплату судебных расходов.

Митрополит Петр дистанцировался от антисоветских заявлений митрополита Антония, но отказывался в нарушение канонов лишать его сана. Таким образом, митрополит Петр не одобрял антисоветской линии Архиерейского Синода, однако и не передавал все полномочия митрополиту Евлогию, пытаясь сохранить «status quo».

Между двумя центрами русского православия в Европе не было единства. Митрополит Евлогий (Георгиевский) был сторонником существования равноправных автономных митрополичьих округов во главе с митрополичьим советом, составленным из управляющих этих митрополий. Архиереи РПЦЗ придерживались системы нейтралистского управления, во главе которой стоял бы Архиерейский Собор; их разделял вопрос о том, кто должен возглавлять эмигрантские приходы. Митрополит Евлогий склонен был истолковывать вынужденные акты Патриарха Тихона как документы, передающие ему всю власть над приходами в Средней Европе, а «карловчане» таких претензий не признавали, но, со своей стороны, считая послания Патриарха Тихона, в силу их вынужденности, не действительными, склонны были заменять Архиерейским Синодом подлинный руководящий центр Русской Православной Церкви. Их разделял вопрос о полномочиях и дееспособности первоиерарха в России в сложившихся исторических условиях, о доверии ее действиям и решениям, принятым в условиях давления со стороны органов советской власти. Если митрополит Евлогий не учитывал вынужденности этих актов, то архиереи РПЦЗ отказывались их полностью исполнять, считая их данными под нажимом «советов». «Евлогиане» признали в качестве главы РПЦ заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия (Стра-городского), тогда как «карловчане» продолжали поминать за богослужениями Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Петра (Полянского). Их разделяла проблема полномочий Константинопольского Патриархата, который признавался митрополитом Евлогием в качестве третейского судьи, а Синодом РПЦЗ в таковом качестве отвергался и считался равным всем другим Поместным Церквам.

Митрополит Сергий в 1926 г., осознавая свою несвободу в условиях советского режима, пытался предоставить зарубежным приходам максимальную свободу, право самоуправления, в чем следовал линии Патриарха Тихона.

Необходимо учитывать, что русское зарубежное духовенство было объектом активной разработки, проводимой ИНО ОГПУ в рамках борьбы с зарубежными монархическими организациями. Была поставлена задача разложения эмигрантских групп, члены которых активно участвовали в церковной жизни.

Требования церковного осуждения архиереев РПЦЗ предъявлялись, как было показано выше, и Патриарху Тихону, и Митрополиту Петру, но они отказались нарушать каноны. Такую же позицию занимал до своего ареста и митрополит Сергий.

В этих условиях Тучков оказывал давление на митрополита Сергия с целью заставить его занять жесткую позицию по вопросу о лояльности «евлогиан». Задачей ОГПУ было расколоть зарубежные церковные центры, лишить их канонического статуса, подорвав тем самым их экономическую и организационную основу. Митрополита Сергия в 1927 г. с самого начала подталкивали к разрыву с «евлогианами». В ходе исследования было показано, что митрополит Сергий выпускал по указанию ОГПУ документы, направленные против эмигрантских церковных центров.

Таким образом, «антисоветские» панихиды и богослужения Евлогия были не более чем поводом для ОГПУ добиваться через митрополита Сергия его увольнения.

Вынужденные действия Патриарха Алексия по назначению в 1946 г. очевидно неприемлемого для «евлогиан» преемника их главы очень напоминают акты митрополита Сергия по отношению к митрополиту Евлогию в 1929 - 1930 гг. Зависимость Патриарха Алексия от Карпова была не меньшей, чем митрополита Сергия от Тучкова. Власть использовала в давлении на Патриарха Алексия не менее жесткие методы, чем в отношении Патриарха Тихона и митрополита Сергия.

Такие действия по отношению к Патриарху стали возможны благодаря изменению расклада сил в высших эшелонах власти.

Причины неудачи примирения в 1946 г. заключались также в противодействии Англиканской церкви и Константинопольского Патриархата. Отказ РПЦ включиться в экуменическое движение был следствием вмешательства Константинополя в дело примирения с «евлогианами».

Пересмотр политики по отношению к РПЦ необходимо изучать в контексте выстраивания новой идеологической линии, которое проводилось Сталиным и его соратниками.

После встречи Сталина с иерархами РПЦ 5 сентября 1943 г. судьба обновленческой церкви была предрешена. Возникший союз власти и РПЦ лишал ее существование смысла, т.к. обновленчество поддерживалось властями с целью ослабления «реакционной», «контрреволюционной» Патриаршей Церкви. Власти были заинтересованы не в ликвидации обновленческого раскола, а в соединении обновленцев с РПЦ наименее болезненным для них, обновленцев, способом. Дискредитации обновленчества, как явления, возникшего на основе идеи абсолютной лояльности советской власти, эта власть допустить не могла, кроме того, обновленческие кадры могли продолжать свою деятельность внутри РПЦ. Однако, несмотря на давление Карпова, Сергий не пошел на принятие в сущем сане женатого обновленческого епископата. Как он и заявил, такой возможности у него не было, это вызвало бы возмущение верующих и, возможно, новый раскол. Однако для обновленцев были созданы достаточно благоприятные условия приема. Одновременность обращения сразу многих обновленческих архиереев не была случайностью. Из того, что о троих из них достоверно известно, как о секретных сотрудниках органов безопасности, можно заключить, что эта акция была спланирована этими органами, которые действовали во взаимодействии с Советом по делам РПЦ.

Руководить таким серьезным направлением церковного развития, как духовное образование, по мнению Совета по делам РПЦ, должны были безусловно верные советской власти люди. Именно так зарекомендовали себя бывшие обновленцы. В августе 1946 г. политика в отношении духовных учебных заведений была ужесточена, что было следствием перестановок в высших эшелонах власти.

 

Список научной литературыКатаев, Алексей Михайлович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Источники А. Архивные материалы

2. Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Фе дерации1. Д. Н-3677.2. Д. Р-31639.

3. Российский государственный архив современной политической истории

4. Ф. 17. On. 112. Д. 443а, 565а, 775.4. Ф. 17. Оп. 113. Д. 353.5. Ф. 76. Оп.З. Д. 306.

5. Ф.89. Оп.4. Д. 115, 118, 158, 160, 164, 177, 178, 180, 181, 184. Российский государственный исторический архив

6. РГИА. Ф. 831. On. 1. (Канцелярия Патриарха Тихона 1918-1924 гг.).

7. Государственный архив Российской Федерации7. Ф. 6991.0п.1,2.8. Ф. 5263. On. 1.9. Ф. 6343. Оп.1.

8. Б. Опубликованные источники

9. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 / Сост. М.Е. Губонин. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1994. 1063 с.

10. Патриарх Алексий (Симанский). Дневниковые записи. Б.м. Б.г. Машинопись.

11. Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн.1. Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. М.-Новосибирск, РОССПЭН, Сибирский хронограф, 1997. 598 е.; Кн. 2, 1998. 648 с.

12. Архимандрит Феодосий (Алмазов). Мои воспоминания. Записки соловецкого узника. / Подготовка текста М.И. Одинцова. М., 1997. 260 с.

13. Вениамин (Федченков), митрополит. Раскол или единство? (Материалы для решения вопроса об Американской церкви). Публ. А. Юрченко //Церковно-исторический вестник. 1999. № 4-5. С. 5-139.

14. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох. / Сост. А. Светозарский. М., 1994. 448 с.

15. Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939 -1958 (Дискуссионные аспекты). М., 2003. 380 с.

16. Вслед за июльской Декларацией / Публ., вступл. и примеч. А. В. Мазы-рина и О. В. Косик II Богословский сборник. Вып. 9. М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. С. 297-322.

17. ВЧК-ГПУ. Документы и материалы / Ред.-сост. Ю.Г. Фельтшин-ский. М., 1995.19. «Вызвало среди верующих волну радостных переживаний». Переписка Патриарха Алексия I с Г.Г. Карповым / Публ. Н. Сидорова // Источник. 1998. №2. С. 92-98.

18. Государство и церковь в годы войны. Докладные записки председателей Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религиозных культов при СНК СССР. 1945 г. Публ. М.И. Одинцова //

19. Исторический архив. 1995. № 4. С. 117-135.

20. Декларация митрополита Сергия от 29 июля 1927 г. и борьба вокруг нее. Вступительная статья, комментарии и подготовка текста к публикации М.И.Одинцова// Отечественная история. 1992. № 6. С. 123-140.

21. Дни примирения Митрополит Николай в Париже (24 августа 5 сентября 1945 г.) Сб. материалов под редакцией М. Курдюмова и Н. Полторацкого. Париж, Издание Союза Советских Патриотов. 48 с.

22. Достойный сын земли Нижегородской. Материалы к биографии патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). 1901 1944 гг. Публ. М. И. Одинцова // Исторический архив. 1999. № 6. С. 161-187.

23. Елевферий, митрополит. Неделя в Патриархии // Из жизни Христианской церкви на родине и за рубежом в XX столетии: Сб. М., 1995. С. 174-295.

24. Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни: Воспоминания. М.: Московский Рабочий; ВПМД, 1994. 621 с.

25. Крестный путь патриарха Сергия: документы, письма, свидетельства современников (к 50-летию со дня кончины). Публ. М.И.Одинцова // Отечественные архивы. 1994. № 2. С. 44 80.

26. Лондон — Москва: межцерковный диалог. Обмен делегациями Англиканской и Русской православной церквей. 1943 1945 гг. Публ. М.И. Одинцова// Исторический архив. 1995. № 1. С. 95-109.

27. Лубянка. Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Архив Сталина: Документы высших органов партии и государственной власти. Янв. 1922 дек. 1936 гг. / Сост. В.Н. Хаустов, В.П. Наумов, Н.С. Плотникова. М.: Международный фонд «Демократия», 2003. 912 с.

28. Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939-март 1946. Архив Сталина: Документы высших органов партии и государственнойвласти. / Сост. В.Н. Хаустов, В.П. Наумов, Н.С. Плотникова. М.: Международный фонд «Демократия», 2006. 640 с.

29. Материалы по иосифлянскому расколу. Сост. архим. Иоанн (Сны-чев). Б.м. Б.г. Машинопись. Кн.1. 236 с. Библиотека МДА.

30. Православие и экуменизм. Документы и материалы. 1902 1997 гг. М.: Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата, 1998. 431 с.

31. Разное из времени возникновения обновленчества. Машинопись. Библиотека МДА. 202 с.

32. Религиозные организации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Материалы круглого стола, посвященные 50-летию Победы. 13 апреля 1995 г. М., РАГС, 1995. 172 с.

33. Русская православная церковь и Великая Отечественная война:

34. Сборник церковных документов. М.: Издание Московской патриархии, 1943.99 с.

35. Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам ЦА ФСБ. М., 2000. 1016 с.

36. Сосуд избранный: Сборник документов по истории Русской Православной Церкви / Сост. М. Склярова. СПб., 1994. 464 с.

37. Вестник Священного Синода. 1927. №3.

38. Путь. Орган русской религиозной мысли. М. «Информ-Пресс», 1992. Кн.1. (1-6). 752 с.

39. Украинский православний блапшсник. 1926. № 11-16.

40. Христианин. Издание Учебного Комитета при Св. Синоде. 1924. № 1., № 2-3.

41. Журнал Московской Патриархии. 1943-1958.

42. Литература по теме диссертации:

43. Александро-Невский Собор в Париже 1861—1961. Памятка к столетию собора. Составлена по материалам ключаря собора про тоиерея Александра Чекана. Париж: Приходской совет собора, 1961. 56 с.

44. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы: (Взаимоотношения Советского государства и религии). М., 1991. 398 с.

45. Беглов А. Л. Эволюция церковной жизни в условиях подполья:

46. Итоги двадцатилетия (1920-е 1940-е гг.) // Альфа и омега. 2003. № 2 (36). С. 202-232.

47. Беглов A.JL Последний бой обновленцев // Альфа и Омега. 2004. № 2(40). С. 205-215.

48. Брушлинская О. Остался нераскаянным (О судьбе митрополита А.И. Введенского (1888-1846) // Наука и религия. 1988. №6. С. 42-46.

49. Бэттс Р. Марченко В. Духовник царской семьи. Святитель Феофан Полтавский. М., 1994. 286 с.

50. Васильева О.Ю. Кремль против Ватикана. Полковник Карпов под руководством генералиссимуса Сталина атакует папу римского // Новое время. 1993. №30. С. 38-40.

51. Васильева О.Ю. Русская православная церковь и советская власть в 1917-1927 годах//Вопросы истории. 1993. № 8. С.40-54.

52. Васильева О.Ю. Жребий митрополита Сергия (от «Декларации» до «Памятной записки») // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. М., 1997. С. 174-186.

53. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943 1948 гг. / РАН. Ин-т рос. истории. М., 1999. 213 с.

54. Васильева О.Ю. Митрополит Сергий (Страгородский): штрихи к портрету // Альфа и Омега. 2002. № 1. С. 136-163.

55. Васильева О.Ю. Государство, власть, Церковь в 20-30-е гг. // Власть и общество в России. XX век. М., 1999. С. 111-121.

56. Васильева О.Ю. Февральская пресс-конференция митрополита Сергия иностранным корреспондентам: историческое наследие и материал для исторического осмысления // Альфа и Омега. 2002. № 3. С. 131137.

57. Васильева О.Ю. Русская Православная церковь после Сталина // Отечественная история. 2004. № 1. С. 204-205.

58. Васильева О.Ю. «Добровольное воссоединение» или методы противостояния политике Ватикана // Церковь в истории России. Сб. 3. М., ИРИРАН, 1999. С. 171-183.

59. Васильева О.Ю. Жребий митрополита Сергия (Воскресенского) // Наука и религия. 1995. №5. с. 20-25.

60. Васильева О.Ю. Русская православная Церковь в 1927-1943 гг. // Вопросы истории. 1994. №4. С. 35-46.

61. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М.: Лепта-Пресс, 2004. 382 с.

62. Венгер А. Рим и Москва: 1900-1950 гг. / Пер. с фр. М., 2000.

63. Вероисповедная политика российского государства: Учебное пособие / Отв. ред. М.О. Шахов. М.: Изд-во РАГС, 2003. 207 с.

64. Виноградов В.П., протопресвитер. О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона (1923-1925) // Церковно-исторический вестник. 1998. № 1. С. 8-43.

65. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. 2-е изд., испр. М.: Молодая гвардия, 1997.302 с. Жизнь замечательных людей.

66. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-е 80-е годы XX столетия). М.: Знание, 1984. 64 с.

67. Горшкова А.И. Государство и Русская Православная церковь в 1940-1990-х гг. (По материалам «Журнала Московской патриархии») // Документ. Архив. История. Современность: Сб. науч. тр. Вып. 1. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. С. 32-51.

68. Григорий (Граббе), епископ. Завет святого Патриарха. М., 1996. 340 с.

69. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX века: жизнеописания и материалы к ним. Тверь.: Булат, 1992-2002. Кн. 1-7.

70. Доненко Н., прот. Наследники Царства. Симферополь, 2000. Кн.1.464 с.

71. Жития иовомучеников и исповедников Российских XX в., составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Тверь, «Булат», 2005. Январь.

72. Елевферий (Богоявленский), митрополит. Неделя в Патриархии // Из истории христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии. М., 1995. С. 173-318.

73. Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. 864 с.

74. Заславский В.Б. Церковная смута в Туркестанской епархии (по материалам Центрального государственного архива республики Узбекистан и другим источникам) // Церковно-исторический вестник. 2004. № 11. С. 183-245.

75. Иванов А.П. Русская Православная Церковь и мировое православие в 1945 1948 гг. // Церковь, государств и общество в истории России XX века: Тез. докл. всерос. науч. конф., 5 дек. 2001 г. / Отв. ред. А.А. Корников. Иваново, 2001. С. 49 - 51.

76. Из истории российской иерархии. Статьи и документы /Сост. П.Н.

77. Грюнберг. М, ПСТБИ, 2002. 240 с.

78. Иоанн (Снычёв), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Церковные расколы в русской церкви 20-х и 30-х годов XX столетия. 2-е изд., доп. Сортавала, 1993. 271 с.

79. Иоанн (Снычёв), митрополит. Стояние в вере. Очерки церковной смуты. Изд. 2-е. доп. СПб., 1997. 272 с.

80. История Русской Православной Церкви. От восстановления патриаршества до наших дней / Под ред. М.Б. Данилушкина Т. 1. 1917-1970. СПб., 1997. 1022 с.

81. Жуков Ю.Н. Сталин: тайны власти. М. «Вагриус», 2005. 720 с.

82. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917-1956. Биографический справочник. Кн.1. А-К. (Серия: Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). М.: ПСТБИ, 1997. 697 с.

83. Зорина М.А. Западно-Европейский Экзархат Русской Православной Церкви в начале 30-х годов XX века // Альфа и Омега. 2003. № 4 (38). С. 325-336.

84. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953 гг. М., 1999.

85. Каллист (Уэйр), еп. Диоклийский. На берегах Темзы и Трента: Православие на Британской земле //ЖМП. 1993. №10. С.88-90.

86. Катаев A.M. Василий (Родзянко) // Православная Энциклопедия. М.: «ЦНЦ Православная Энциклопедия». М., 2004. Т. VII. С. 94-96.

87. Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917-1922). М., 2005. 440 с.

88. Козаржевский А.Ч. А.И. Введенский и обновленческий раскол в Москве // Вестник МГУ. 1989. Серия 8. № 1. С.54-67.

89. Константинов Д.В. Гонимая церковь: Русская православная церковь в СССР. М.: Ассоц. авт. и изд., 1999. 358 с.

90. Корзун М.С. Русская православная церковь 1917-1945 гг.: Изменение социально-политической ориентации и научная несостоятельность вероучения. Минск, 1987. 111 с.

91. Крапивин М.Ю. Противостояние: большевики и церковь (19171941). Волгоград, 1993. 100 с.

92. Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М.: «Аиро-ХХ», 1997. 247с.

93. Лавринов В. свящ. Екатеринбургская епархия в 20-30-е гг. XX в. //Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. М., 1999. С. 327-331.

94. Ланин А. Из истории борьбы за русскую церковную собственность во Франции в начале 20-х годов (по документам французских специальных служб) // Церковно-исторический вестник. 1999. № 4-5. С. 246-256.

95. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. (Материалы по истории Церкви. Кн.9.). М., 1996. 670 с.

96. Левитин-Краснов А. Воспоминания: в 4 т.: Лихие годы. Париж, 1977. 456 с.

97. Лисичкин В.А. Крестный путь святителя Луки. М., 2000.

98. Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX начале XX вв. М., «Инд-рик», 2006. 512 с.

99. МазыринА.В. К истории Высшего церковного управления Русской Православной Церкви в 1920-х гг: новые документы св. митрополита Кирилла (Смирнова) // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. М., 2001. С. 190-196.

100. Мазырин А. В. Вопрос о взаимоотношениях священномученика митрополита Петра (Полянского) с «правой» церковной оппозицией и митрополитом Сергием (Страгородским) // Богословский сборник. Вып. 10. М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. С. 386-431.

101. Мангилев П., прот. Временный высший церковный совет // Православная Энциклопедия. М.: «ЦНЦ Православная Энциклопедия». М., 2005. Т. IX. С. 514-516.

102. Мануил (Лемешевский), архиеп. Расколы в Русской Православной Церкви в период 1917-1944 гг. Чебоксары, 1959. Машинопись.

103. Международная деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны // Дипломатический вестник. 2002. № 10.

104. Митрофанов Георгий, прот. История Русской Православной Церкви 1900-1927 гт. СПб., «Сатис», 2002. 444с.

105. Обновленческий раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики) / Сост. И.В. Соловьев М., Издательство Крутицкого подворья, 2002. 1064 с.

106. Одинцов М.И. Государство и церковь (история взаимоотношений 1917-1938 гг.). М.: Знание, 1991. 63 с.

107. Одинцов М.И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества) // На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989. С. 29-71.

108. Одинцов М.И. Мы должны быть искренними по отношению к Советской власти // Вопросы научного атеизма. Вып. 39. М., 1989. С. 307

109. Одинцов М.И. Государство и Церковь в России. XX век. М.: Луч, 1994. 171 с.

110. Одинцов М.И. Русские Патриархи XX в. (Судьба Отечества и Церкви на страницах архивных документов). М., 1999. 334 с.

111. Одинцов М.И. Русская Православная Церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом М., 2002. 312 с.

112. Одинцов М.И. Неизвестный документ митр. Сергия (Страгородско-го) // Церковно-исторический вестник. 1999. № 4-5. С. 152-157.

113. Одинцов М.И. Власть и религия в годы войны. (Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.). М., 2005. 540 с.

114. Ореханов Г. свящ., Шкаровский М.В. Введенский А.И. // Православная Энциклопедия. М.: «ЦНЦ Православная Энциклопедия», 2004. Т. VII. С. 349-352.

115. Осипова И.И. «Сквозь огнь мучений и воду слез.»: гонения на Истинно-Православную Церковь. По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. 432 с.

116. Очерки истории российской внешней разведки: В 6 т. М. «Международные отношения», 1996. Т. 2. (1917-1933). 272 с. М., 1997. Т. 3. (1933-1941). 496 с.

117. Петров С.Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской церкви (1921 1925 гг.) / Отв. ред. Н.Н. Покровский. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 408 с.

118. Плеханов A.M. ВЧК-ОГПУ: Отечественные органы государственной безопасности в период новой экономической политики. 19211928. М.: Кучково поле, 2006. 704 с.

119. Попов А.В. Российское православное зарубежье: история и источники. С прил. системат. библиографии. М.: ИПВА, 2005. 619 с. (Материалы по истории русской политической эмиграции. Вып. 10).

120. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. 511 с.

121. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. Учебное пособие. М.: Библейско-богосл. ин-т св. ап. Андрея, 1996. 408 с.

122. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь, испытания начала XX века// Вопросы истории. 1993. № 1. С. 43-60.

123. Поспеловский Д.В. От Патриарха Тихона к митрополиту (Патриарху) Сергию: преемственность или предательство? // Церковь и время. 1992. №3. С. 43-60.

124. Поспеловский Д.В. Из истории русского церковного зарубежья // Церковь и время. 1991. № 1. С. 19-64. № 2. С. 53-71.

125. Поспеловский Д.В. Сталин и церковь: "конкордат" 1943г. и жизнь церкви//Континент. 2000. №103. С.220-239.

126. Правда о религии в России. М.: Московская Патриархия, 1942. 456 с.

127. Простите, звезды Господни, исповедники и соглядатаи в документах, или Зачем русскому Церковь? / Сост. Виктор Королев. Фрязино, 1999.

128. Рар Г.А. Пленённая Церковь. Очерк развития взаимоотношений между Церковью и властью в СССР. Франкфурт-на-Майне: Изд-во «Посев», 1954. 113 с.

129. Регельсон JI. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. (Материалы по истории Церкви. Кн. 15.). М., 1996. 630 с.

130. Русак В. (Степанов). Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. М., 1993. Кн. 1-3.

131. Русак В. (Степанов). История Российской Церкви. Со времени основания до наших дней. Джорданвилль, 1993. 580 с.

132. Русская Православная Церковь. 988-1988. Вып. 2. Очерки истории. 1917-1988 гг. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1988. 111 с.

133. Скобей Г.Н. Межправославное сотрудничество в подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви // Церковь и время. 2002. № 2. С. 54-199.

134. Сорокин В., протоиерей. Исповедник. Церковно просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., Изд-во Князь-Владимирский собор, 2005. 736 с.

135. Стратонов И. Русская церковная смута (1921-1931) // Из истории Христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии (Материалы по истории Церкви. Кн. 5.) М., 1995. С. 29-173.

136. Судоплатов П.А. Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля. М., 1996.

137. Талалай М.Г. Православная русская церковь в Риме. Рим. 1994. 24 с.

138. Троицкий Александр, свящ. «Вестник священного Синода православных церквей в СССР» // Православная Энциклопедия. М.: «ЦНЦ Православная Энциклопедия». М., 2004. Т. VIII.

139. Трофимчук М.Х. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, 2005.

140. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 281. (Материалы по истории Церкви. Кн. 36). 640 с.

141. Фирсов С. Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. М., 1996. 664 с.

142. Фирсов С.Л. Время в судьбе: Святейший Сергий, патриарх Моековский и всея Руси. К вопросу о генезисе «сергианства» в русской церковной традиции XX века. Изд. 2-е. СПб., 2005. 395 с.

143. Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви 1917-1997 (История Русской Церкви. Кн.9). М.: Изд-во Валаам, м-ря, 1997. 832 с.

144. Цыпин В., протоиерей. Русская Церковь (1917-1925). М.: Изд-во Сретен.м-ря, 1996. 335 с.

145. Цыпин В., прот. Канонизация святых в Русской церкви в XX в. // Проблема святых и святости в истории России / Отв. ред. А.Н. Сахаров, П. Каталано; Ин-т российской истории РАН. М., Наука, 2006. С. 232-243.

146. Шиленок Д., свящ. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922-1939). (Обновленческий раскол в Белоруссии) М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2006. 218 с. (Материалы по истории Церкви. Кн. 39).

147. Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1970. 367 с.

148. Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX в. // Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 6. М., 2000. С. 5-50.

149. Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб.: «Нестор», 1999. 100 с.

150. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. 400 с.

151. Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. Религиозная жизнь Ленинграда и Северо-Запада в годы Великой Отечественной войны. СПб., 2005. 622 с.

152. Чеботарев С.А. Тамбовская епархия 40-60-е гг. XX в. Тамбов, 2004. 380 с.

153. Чумаченко, Т.А. Советское государство и русская православная церковь в 1941-1961 гг. // Религиоведение. 2002 № 1. С.14-37.

154. Чумаченко Т.А. Советское государство и русская православная церковь в 40-50-е годы: проблемы взаимоотношений // Цивилизационные и формационные подходы к изучению отечественной истории: теория и методология. Вып. 2. М., 1996. С. 173-179.

155. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М., 1999. 242 с.

156. Якунин В.Н. Положение и деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара: Издательство «Самарский университет», 2001. 400 с.

157. Anderson J. Religion, State and Politics in the Soviet Union and successor States. Cambridge Univ. Press, 1994. XI+236 pp.

158. Curtiss J. The Russian Church and the Soviet State, 1917-1950. Boston, 1953.

159. Fletcher W. The Russian Orthodox Church underground, 1917-1970. Oxford Univ. Press, 1971.

160. Fletcher W. A Study of Survival: The Church in Russia 1927-1943. London, 1965.169 p.

161. Freez G. Counter-reformation in Russian Orthodoxy: Popular Response to Religious Innovation, 1922-1925 // Slavic Review, 1995. V.54. No.2. P.305-339.

162. Luukanen A. The Party of Unbelief: The religious policy of the bol-shevic party. 1917-1929. Helsinky, 1994.

163. Pospelovskii D. The Russian Church under the Soviet regime 19171982. N-Y., 1984.

164. RoslofE. "The Heresy of""Bolshevic"" Christanity" Slavic Review. V.55. №3. Fall 1996. P. 614-635.

165. Диссертационные исследования

166. Беглов A.JL Церковное подполье 1920-1940-х годов в СССР в контексте государственно-церковных отношений. Дис. канд. ист. наук. М., 2004. 249 с.

167. Беликова НЛО. Эволюция Русской Православной Церкви в период постреволюционной модернизации России в 20-30-е гг. XX в. (на материалах Краснодарского, Ставропольского краев и Ростовской облает). Дисс. .канд. ист. наук. Армавир, 2002.

168. Буевский А.С. Православный Восток и Русская Православная Церковь в первой половине XX столетия. Курсовое сочинение. МДА 1951. Машинопись. 130 с.

169. Головушкин Д.А. Обновленческое движение в Русской Православной церкви в 1905-1925 гг. Дисс.канд. ист. наук. Ярославль, 2002. 255с.

170. Гущина А.В. Эволюция отношений государства и РПЦ в годы Великой Отечественной войны(1941-1945гг.). Дисс.канд.ист. наук. М, 1996.

171. Далгагов, А. Г. Полигака Советского государства по отношению к неправославным вероисповеданиям: Октябрь 1917-го-конец 1930-х щцоа Дис. д-ра ист. наук. СПб., 2004.643 с.

172. Желнакова Н.Ю. Государственная политика по отношению к Русской православной церкви в 1920-1930-е гг. Диа.-кацдил'.наук.М, 1995.180а

173. Елисеев A.JI. Политика советского государства по отношению к Русской Православной Церкви в 20-30-е гг. Дисс. . канд. ист. наук. М., 1997. 248 с.

174. Крапивин М.Ю. Религиозный фактор в социально-политической жизни советского общества (окт. 1917-го конец 1920-х годов): Дисс. д-ра ист. наук. СПб., 1999.712 с.

175. Кривова Н.А. Власть и Русская православная церковь в 1922 1925 гг.

176. Политика ЦК РКП(б) по отношению к религии и церкви и ее осуществление органами ГПУ-ОГПУ): Дис. д-ра ист. наук. М., 1998. 418 с.

177. И. Лепилин А. В. Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в период его зарождения и развития: 1917-1961 гг. Дис. канд. ист. наук. Орел, 2004 197 с.

178. Мазырин А.В. Внутренние конфликты в Русской Православной Церкви второй половины 1920-х 1930-х гт: В свете позиции высших иерархов. Дис. канд. ист. наук. М., 2005. 334 с.

179. Медведев Н.В. Государство и церковь в России (1924 1934 гг.): Дис. . канд. ист. наук. М., 1997. 138 с.

180. Пушков С., свящ. Начальный период возрождения Московских Духовных Школ (1944-1964 гг.). Профессорско-преподавательская корпорация. Дисс.канд. богословия. Сергиев Посад, 2002. Машинопись.

181. Сафонов Д.В. Патриарх Тихон и советская власть: к проблеме государственно-церковных отношений в 1922-1925 гг. Дисс.канд. ист. наук. М., 2004.277 с.

182. Степанов А.С. Обновленческий раскол как средство антицерковной политики советской власти в 1922-1923 гг. Дисс. .канд. ист. наук. М., 2005.241 с.

183. Чеботарев С.А. Отношения государства и церкви в середине 1940-х середине 1960-х гг.: На материалах Тамбовской области. Дисс.канд. ист. наук. Тамбов 2004.342 с.

184. Чумаченко Т.А. Советское государство и Русская православная церковь: история взаимоотношений. 40-е первая половина 50-х годов. Дисс.канд. ист. наук. М., 1994.

185. Шкуратова И.В. Советское государство и внешнеполитическая деятельность Русской Православной Церкви 1945-1961 гг. М., 2005.188 с.

186. Шкурин А.В. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)-ВКП(б) и ее деятельность по реализации политики Политбюро по отношению к Русской Православной Церкви. Дисс. .канд. ист. наук. М., 2005.224 с.

187. Ювеналий (Поярков), иеромонах. Внешние сношения Русской Православной

188. Церкви с 1917 по 1944 гг. Курсовое сочинение. МДА. Машинопись. Загорск, 1961.