автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Нерефлексивные формы познания и проблема разделения всех вещей на phachomena и noumena

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Сердюков, Юрий Михайлович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Нерефлексивные формы познания и проблема разделения всех вещей на phachomena и noumena'

Текст диссертации на тему "Нерефлексивные формы познания и проблема разделения всех вещей на phachomena и noumena"

' • * л

$ а ^

л"" / — '

/Л (у

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

СЕРДЮКОВ Юрий Михайлович

НЕРЕФЛЕКСИВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВСЕХ ВЕЩЕЙ НА РНАЕШМЕНА И ЖНМЕ^

Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора философских наук

Научный консультант - доктор философских наук,

профессор МИКИ ПИИ А Л.А.

......J-0.fi/и

Ш^ос......

Москва, 1998.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3-18 Глава первая. Принципы исследования темы

§ 1. Рефлексивное и нерефлексивное 19-31

§2. Метод, структура, источники 31-59

Выводы 60-62 Глава вторая. Генезис идеи ноуменального в Европе § 1. От идеи числовой гармонии сущего к разделению

реальности на рЬаепошепа и поитепа 63-90

§2. Мистицизм о пути души к Богу 91-101

§3. Мистическое и бессознательное 102-128

Выводы 128-132 Глава третья. Пра-логическое и нерефлексивное

§ 1. Специфика первобытной рефлексии 133-149

§2. Магия «примитивных» культур 149-172

Выводы 172-177 Глава четвертая. Нерефлексивная форма прогностики (китайский оракул) § 1. Мантическая традиция в Китае:

эпоха древности и средневековья 178-200

§2. Единство Универсума. Всеобщность перемен 200-226

Выводы 226-229 Глава пятая. Современные основания достоверности НФП

§1. Естествознание о предельных основаниях сущего 230-240

§2. Концепции детерминизма и идея гармонии 241-246

Выводы 246-248

Заключение 249-258

Библиография 259-287

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность диссертационного исследования во многом определяется его центральной темой - отношением субъекта и объекта в процессе познания.

В истории западной философии этот основной вопрос гносеологии интерпретировался по-разному, и теперь всякое новое обращение к нему обычно сопровождается указанием позиций, "силовых линий" и смысловых полей, задающих общий тон и направление философского дискурса. Таких направлений в современной философии существует множество и почти каждое из них предлагает свой вариант постановки и решения проблемы. Несовпадение векторов движения мысли исследователей, разнообразие непосредственных объектов анализа и некоторые другие факторы стали причиной превращения вопроса об основном гносеологическом отношении человека к миру в чрезвычайно сложную, многоуровневую и комплексную проблему, в рамках которой противопоставление одного из имеющихся направлений другому (или другим) как "правильного" и "единственно верного" не считается корректным.

Поэтому, не отрицая у разнообразных систем и течений современной философии, значительных и несомненных достижений в указанной сфере, я решил подойти к ней с некогда предложенных Кантом позиций, и остановив внимание на основном положении трансцендентального идеализма - тезисе о возможности разделения всех вещей на р11аепотепа и поитепа, предложить вариант, сочетающий классическую постановку вопроса с концепцией нерефлексивных форм познания (далее - НФП).

Если актуальность ключевого пункта теории познания для специалиста -гносеолога вполне очевидна, то концепция НФП, кажется,

на страницах настоящей работы выдвигается и формулируется впервые, а потому требует, упреждающих основной текст, пояснений.

Под понятие "нерефлексивные формы познания" в диссертации подводятся магия, мантика и мистицизм. Исходной причиной объединения этих, столь разнородных явлений, под эгидой концепции НФП стало несоответствие используемых ими методов получения информации канонам европейской науки. Некоторое время назад казалось, что поразительные успехи научного знания, в том числе и создание искусственного интеллекта, окончательно подорвут престиж знания ненаучного и приведут к его полному вытеснению в область истории человеческой мысли. Однако последние два с половиной столетия развития европейской культуры, как раз наоборот, отмечены неуклонным возрастанием интереса к нерефлексивным формам познания.

Весьма условно начало этого процесса можно датировать второй третью 18 века, когда в одной из работ "докритического" периода Иммануил Кант выступил в печати с разъяснением своей позиции относительно мистических откровений Э.Сведенборга1. Его, полемическая по своей сути книга, почти полностью лишена категорических оценок, и кенигсбергский мыслитель, обосновывая преимущество философского и естественнонаучного знания перед мистикой, допускает существование феноменов, лежащих за пределами непосредственного чувственного восприятия, в сфере личного религиозного опыта.

С тех пор знание о магии, мантике и мистицизме существенно пополнилось введением в научный оборот значительного объема достоверной информации об их сущности, исторических и культурных формах. Этнография, этнология, психология, культурная антропология, сравнительное

1 Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика.-Спб.,1911.

религиоведение, другие науки об обществе и человеке открыли материал, исключающий однозначно-негативную оценку НФП и пренебрежительное к ним отношение. Сопоставление некоторых ключевых положений релятивистской физики с архаическими и древнекитайскими представлениями выявило близость их позиций в истолковании движения, пространства и времени, субстанциальной основы сущего, а также других системообразующих параметров картины мира. В распоряжении философии оказался материал, позволяющий по-новому оценить место магии, мантики и мистицизма в структуре познавательного отношения человека к миру.

В соответствии с общим определением позиции гносеологии в отношении НФП, формулируется цель диссертации, заключающаяся в исследовании проблемы разделения всех вещей на р1тепотепа и поитепа2 в контексте концепции нерефлексивных форм познания.

В этой связи на передний план выдвигаются следующие задачи:

- определение границы рефлексии и обозначение сферы и признаков нерефлексивного;

- выбор и обоснование методологии и непосредственных объектов исследования;

- исследование процесса формирования представлений о ноуменальном в европейской философии;

- характеристика конкретно-исторических НФП и соответствующих им форм рефлексии, а также описание некоторых типов отношений между ними;

- сравнение различных НФП с целью выявления их общих признаков;

2 Термины р11аепотепа и поитепа употребляются в кантовской интерпретации. Под феноменальным (рЬаепотепа) понимается явление и производные от него конструкции, под ноуменальным (поитепа) -вещь «сама-по-себе», трансцендентальный субъект (душа) и высший сакральный объект (Бог).

- сопоставление ключевых теоретических позиций соответствующих НФП типов рефлексии между собой и с некоторыми современными представлениями о мироустройстве для решения вопроса о степени достоверности извлекаемой из НФП информации.

Степень разработанности проблемы. Из постановки вопроса ясно, что его исследование не могло быть начато до опубликования «Критики чистого разума», поскольку формулировка идеи разделения всех вещей на рИаепотепа и поитепа принадлежит Канту и изложена на страницах этого его трактата. И хотя исторические корни проблемы можно без труда обнаружить в глубокой древности, систематическое изучение различных ее аспектов следует датировать не ранее чем концом 18 века, когда в 1785 году Якоби в своей полемике с Мендельсоном о пантеизме Спинозы выступил против рассудочного рационализма Просвещения вообще, и философии Канта, в частности3.

С тех пор течение, названное «иррационализм» и обозначающее комплекс разнообразных философем и направлений, сосредоточилось на исследовании процессов и феноменов, выходящих за пределы рациональных структур ментальности. Из всего многообразия представленных в иррационализме концепций, идеям диссертации ближе всего интуитивизм А.Бергсона и Н.О.Лосского.

Формированию способа видения проблемы и организации ее концептуального каркаса в немалой степени способствовало знакомство с трудами Эдуарда фон Гартмана, Карла Дю-Преля, Уильяма Джемса, Семена Людвиговича Франка, последовательно развивавших идею соотнесения феноменальных и ноуменальных структур Универ-

3 См.напр.: Якоби Ф.Г. О трансцендентальном идеализме / Новые идеи в философии. Сб. 12. - СПб.,1914; Фейербах Л. Якоби и философия его времени/ История философии. В 3 томах. Том 2. - М.: Мысль,1967. - С.89-101.

сума в предложенном Кантом ракурсе, а также разработавших основные направления в решении вопроса о способе постижения пошпепа.

Комплекс проблем, связанных с организацией внутреннего мира личности, детально разработан в трудах Зигмунда Фрейда (психоанализ), Карла Густава Юнга (аналитическая психология), Станислава Грофа (трансперсональная психология), где, несмотря на безусловную самостоятельность каждого из авторов и наличие в текстах значительного числа несогласующихся между собою позиций, четко прослеживается постепенное движение современной психологии от наиболее близких к осознанному структур внутреннего мира субъекта к его глубинам, что, например, явствует из сопоставления фрейдовской идеи о бессознательном как вытесненном (латентном) с юнгианским тезисом об архетипах коллективного бессознательного и исследованиями С.Грофом пренатального и перинатального опыта. Особой строкой здесь следует выделить идею Юнга о врожденных психических структурах личности (архетипах), безусловно согласующуюся с истолкованием Кантом трансцендентальных оснований личности, и, с точки зрения гносеологии, являющуюся дальнейшим развитием и конкретизацией кантовских идей4. Основные принципы организации интеллекта и его критерии были исследованы Ж.Пиаже и его соавтором Б.Инельдер в специально посвященных этой теме работах. Специфика измененных состояний сознания представлена в работе Ч.Тарта. Там же описаны способы превращения базовых состояний в измененные.

На формирование концепции НФП существенно повлияли труды, содержащие философское осмысление идей классической рациональности. Это работы по методологии науки^ принадлежащие перу А. Пу-

4 Влияние трансцендентального идеализма на аналитическую психологию неоднократно отмечалось ее исследователями. Говорил об этом и сам Юнг.

анкаре, К.Поппера, Т.Куна, П.Фейерабенда, других современных представителей релятивизма, фаллибилизма, революционной эпистемологии и проч. Одним из последних достижений этого направления философии за рубежом стоит считать идеи К.Хюбнера, а в отечественной философии - формирование под эгидой ИФ РАН Центра по изучению немецкой философии и социологии (Т.И.Ойзерман, И.Т.Касавин, В.А.Лекторский, В.Н.Порус, В.С.Степин и др.) с момента своего основания в 1990 году подготовившего цикл материалов, содержащих как квалифицированные переводы древних, средневековых и современных авторов и комментарии к ним, так ряд основательных статей и докладов, посвященных соотношению научных и вненаучных форм мышления.

Проблема рефлексии, получившая самостоятельное звучание еще в трудах Аристотеля и отраженная во многих произведениях европейской философской классики (Локк, Лейбниц, Кант, Гегель и др.), в современной отечественной философии особенно активно разрабатывалась учеными СО РАН, подготовившими на протяжении последних лет ряд сборников научных статей («Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования», «Рефлексивные процессы и творчество», «Модели рефлексии» и др.). Ее изучали: Н.Г.Алексеев, В.В.Давыдов, Д.И.Дубровский, А.З.Зак, И.С.Ладенко, В.А.Лефевр, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, В. А. Лекторский, А.Марк, Ю.А.Шрейдер, П.Г.Щедровицкий и др. Проблема нерефлексивного была разработана Т.П.Матяш в исследовании на тему «Сознание как единство нерефлексивности и рефлексивности».

Анализ категорий пространства, времени, субстанции и детерминизма в физике и философии содержится в работах М.Д.Ахундова, А.В.Ахутина, Г.В.Бондарева, К.Ф.Вайцзеккера, Т.С.Васильевой, П.А.Водопъянова, В.Гейзенберга, Д.П.Грибанова, А.Грюнбаума,

В.Н.Дубровского, М.Дхавамони, В.Г.Иванова, О.В.Маслиевой, Б.А.Мигдала, Ю.Б.Молчанова, Д.В.Никулина, А.И.Панченко, Р.Пенроуза, Савы Петрова, И.Пригожина и И.Стенгерс, А.Пуанкаре, Г.Рейхенбаха, Дж.Тригга, В.А.Фок, М.Хайдельбергера, Э.Шредингера и др. Проблеме детерминизма посвящен также ряд сборников статей как в нашей стране, так и за рубежом («Современный детерминизм и наука», «Детерминизм: системы, развитие», «Determinismus, Indeterminismus: Philos. Aspecte phisikalischer Theoriebildung / Hrsg. Von Marx W. - Frankfurt а. M.: Klostermann,1990").

Следующая группа текстов содержит идеи, способствовавшие проникновению в суть конкретных НФП и соответствующих им исторических типов рефлексии.

Принципы первобытного мышления стали привлекать внимание европейских ученых со второй половины 19 века, когда в результате завершившейся эры великих географических открытий и активно разворачивающегося освоения колоний был накоплен богатый эмпирический материал по этнографии, религиоведению, антропологии, другим отраслям знания и начаты его систематизация и осмысление. Развитию этого процесса в немалой степени способствовали достижения археологии, сравнительного языкознания, мифологии, а его результатом стало создание многочисленных теоретических схем, из всего многообразия которых наиболее существенное влияние на формирование идейной структуры соответствующего раздела диссертации оказали: а) работы В.Вундта, выдвинувшего и обосновавшего идею мифологической апперцепции как некоторого среднего звена между ап-перцепциями интеллектуальной и эстетической; б) идеи Э.Дюркгейма о качественном отличии коллективных представлений от представлений индивидуальных; в) исследования Ф.Р.Леманом представлений о мана у народов Океании; г) концепция пра-логического мышления,

принадлежащая перу Л.Леви-Брюля; д) этнологический структурализм КЛеви-Строса, обладающий глубокой философичностью и методологической целостностью идей; е) концепция И.М.Дьяконова о тропическом характере мифа.

Другая сторона первобытной культуры - магический ритуал, стала активно разрабатываться несколько позже, и здесь, в первую очередь, следует отметить работы Дж. Фрэзера и Б.Малиновского, начавших в первой трети 20 века исследование этой проблемы, а также труды В.Тэрнера, в которых сформулирована достаточно целостная концепция ритуала, отслежены его социальные функции, взаимодействие в ритуале ментальности и телесности. «Второе дыхание» разработка проблемы магии получила в исследованиях шаманизма (который и является первобытной формой магии), когда возрастание интереса к нему со стороны представителей самых разных профессий способствовало вовлечению в научный оборот значительного объема информации и было отмечено появлением работ М.Элиаде, М.Харнера, Р.Уолша. В целом, соединение современных представлений о специфике первобытной рефлексии с результатами исследований шаманских техник достижения экстаза позволило сформулировать существенные для всей концепции НФП тезисы: а) о единстве пространственно-временного континуума и его обратимости; б) о достижении в магическом ритуале единства психофизических структур личности; в) о предельной относительности категорий «внутреннее» и «внешнее» и, как следствие, о возможности «внутренними» действиями изменять состояния «внешних» тел.

Общие и специальные проблемы магического ритуала, шаманизма и мифологии нашли также отражение в трудах В.Н.Басилова, Ф.Боаса, Дж.Галифакса, Ж.Дюмезиля, Э.Дюркгейма, М.Евзлина, Т.А.Елизаренковой, В.Б.Иорданского, К.Йеттмара, К.Кастанеды,

Дж.Кэмпбела, Р.Лонэй, Е.М.Мелетинского, М.Мид, М.С.Полинской, A.B.Смоляк, А.Б.Спеваковского, Э.Б.Тайлора, С.А.Токарева, О.М.Фрейденберг, С.Г.Хук и др.

В разделе диссертации, посвященном мантическому ритуалу ши, сначала следует упомянуть переводы «Чжоу и» на немецкий (Р.Вильгельм) и русский (Ю.К.Щуцкий) языки, которые одновременно являются и фундаментальными исследованиями этого текста. Они содержат обоснованные и развернутые концепции канона, и уже приобрели в современной ицзинистике статус классических. И если в книге Рихарда Вильгельма наиболее привлекательной стороной является наличие перевода комментирующей части канона («И да чжуанъ») и разъяснений, выполненных на основании изучения произведений виднейших ицзинистов эпохи Сун - Чэн И-Чуана и Чжу Си, то в произведении Ю.К.Щуцкого более всего импонируют безукоризненный перевод памятника на русский язык с вэньяна, изложение истории ицзини-стики (как западной, так и восточной) с момента ее возникновения до начала 30-х годов 20-го века (т.е. более чем за двухтысячелетний период развития), рационалистическое истолкование канона.

В отличие от метафизической и натурфилософской стороны «Чжоу и», в западной синологии проблемы ахилеомантики (гадание на стеблях тысячелистника), скапулимантики (гадание на костях животных) и пластромантики (гадание на черепашьих панцирях) стал�