автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Новаторские искания карачаевской лирической поэзии 60-90-х годов

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Биджиева, Зарема Солтан-Муратовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Карачаевск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Новаторские искания карачаевской лирической поэзии 60-90-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Биджиева, Зарема Солтан-Муратовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЭТНОФОЛЬКЛОРНЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ТРАДИЦИИ КАРАЧАЕВСКОЙ ПОЭЗИИ.

ГЛАВА II. КАРАЧАЕВСКАЯ ПОЭЗИЯ 60-70-х ГОДОВ И ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ЖАНРОВ.

ГЛАВА III. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВСКОЙ ПОЭЗИИ

70-90-х ГОДОВ.

1. Лирика Азрета Акбаева

2. Билял Лайпанов и художественные искания карачаевской поэзии 80-90-х годов.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Биджиева, Зарема Солтан-Муратовна

Исследование современного состояния литературного процесса сквозь призму формирования лирических жанров, их эволюции представляется особенно актуальной задачей на данном этапе состояния карачаевского литературоведения. В данной работе впервые исследуется процесс дальнейшего становления и эволюции лирических жанров в 60-90-е гг. В центре нашего внимания находится проблема новаторских исканий поэтов-лириков, их творческая индивидуальность, сравнительно-типологическая характеристика творчества, а также исследование форм бытования лирических жанров. Выдвинутая тема рассмотрена в диссертации в историко-литературном и теоретическом планах, прослежена эволюция и трансформация жанров в ходе их становления и развития. В процессе анализа выявляются факторы, в первую очередь обуславливающие трансформацию поэтических форм лирики, обогащения поэтики и образной системы, рассматривается роль социально-эстетических факторов, определивших те или иные тенденции в развитии поэтической традиции карачаевской литературы 60-90-х годов.

Новаторские искания поэтов-лириков, выступивших в конце 60-х годов, раскрываются с учетом преемственности поэтических традиций, в первую очередь, с учетом творческих достижений народных поэтов К. Ме-чиева и И. Семенова, а также зачинателей карачаевской поэзии - А. Урте-нова, И. Каракетова, А. Биджиева, прослеживается роль фольклорных традиций, оказавших заметное влияние на развитие лирических жанров в их национально-самобытных формах. Исследование лирических жанров, их поэтики и стилистики приведено с учетом влияния опыта развитых литератур. В этой связи в центре внимания в качестве методологической основы находится проблема взаимодействия и культурного общения, равно как и преемственность традиций.

Предметом научного исследования является поэтапное изучение поэтики и стилистики лирических жанров в карачаевской литературе.

Особое внимание уделяется вкладу К. Кулиева, О. Хубиева и X. Бай-рамуковой в дальнейшее развитие лирики. С их именами связаны в диссертации новаторские искания карачаево-балкарской поэзии и тенденции ее дальнейшего развития. Исследование лирики поэтов 60-90-х годов - А. Суюнчева, А. Семенова, X. Джаубаева, Н. Хубиева, А. Акбаева, Б. Лайпа-нова и других - проводится с учетом усвоения опыта развитых литератур. В этой связи в работе поднимается проблема взаимосвязей и взаимообогащения литератур.

В 60 - 70-е годы появляются литературоведческие исследования, авторы которых осмысливают процессы становления лирических жанров, определяют вклад индивидуальных творцов в их развитие. В числе важных работ, помогающих уяснить в полном объеме новаторские тенденции карачаевской поэзии, обобщить динамику жанрового развития, определить особенности национального восприятия мира и выражения чувств лирического героя современной карачаевской поэзии, следует отметить труды А.И. Караевой1, Н.М. Кагиевой2, P.A. Ортабаевой3, Н.М. Байрамуковой4, P.P. Касаевой5, Ф.А. Урусбиевой6, Т.Е. Эфендиевой7, З.Б. Караевой8, а также диссертационные работы Х.И. Бакова9, Т.Б. Гуртуевой10,

1 Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. - М., 1966.

2 КагиеваН.М. Халимат Байрамукова. Очерк творчества. - Черкесск, 1966.

3 Ортабаева P.A. Азрет Уртенов. - Черкесск, 1971.

4 Байрамукова Н.М. Поэзия и условная поэтика. - Ставрополь, 1973.

5 Касаева Р. Певец мужества (Об И. Каракотове). - Черкесск, 1974.

6 Урусбиева Ф.А. Карачаево-балкарский фольклор. - Черкесск, 1979.

7 Эфендиева Т.Е. Кайсын Кулиев. - Нальчик, 1985.

8 Караева З.Б. Художественный мир Исмаила Семенова. - М., 1997.

9 Баков Х.И. Национальное своеобразие адыгской поэзии и проблемы творческой индивидуальности художника. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Махачкала, 1995.

10 Гуртуева Т.Б. Постмодернизм в системе национальной культуры (типологические связи русской литературы и русскоязычной поэзии Северного Кавказа). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Махачкала, 1997.

1 О

Т.А. Чанкаевой , С.С. Джанибековой и других.

Кроме того, автор работы опирается на исследования по карачаево-балкарскому фольклору: А.И. Караевой «О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа» (Черкесск, 1961), «Становление карачаевской литературы» (Черкесск, 1963); Р. Ортабаевой «Карачаево-балкарские народные песни» (Черкесск, 1977), «Роль фольклора в формировании духовной жизни народа» (Черкесск, 1986); Л. Егоровой «Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии» (Черкесск, 1968); Х.Х. Малкондуева «Мифология карачаевцев и балкарцев» // Фольклор народов Карачаево-Черкесии. Жанр и образ (Черкесск, 1988); М.А. Хубиева «Карачаево-балкарские песни советского периода» (Черкесск, 1969); А.З. Холаева «Карачаево-балкарский нартский эпос» (Нальчик, 1974).

Поэтизация окружающего мира, осмысление состояния души лирического героя у современных поэтов-лириков проходит с опорой на традиционные поэтические средства, умело вплетаемые в новую ткань произведения. Через традиционные лирические мотивы поэты передают состояние внутреннего мира лирического героя, мир его эмоций, психологического состояния.

В диссертационной работе предусматривается решение целого ряда актуальных литературоведческих проблем, связанных с процессами развития лирических жанров в младописьменной карачаевской литературе, обогащения поэтики и стилистики жанра за счёт творческих индивидуальностей.

Актуальность темы связана с потребностью изучения современной карачаевской поэзии, ее художественных исканий, преемственности, но

1 Чанкаева Т.А. Эволюция карачаевской литературы 1920 - 1960-х годов. Проблематика. Поэтика. Межлитературные связи // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. - М., 1998; Азамат Суюнчев. Очерк творчества. -М., 1998.

2 Джанибекова С.С. Традиции и новые черты карачаевской поэзии // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., 1996. ваторских тенденции и поэтики. В работе характеризуются лиро-эпические традиции карачаевцев на уровне этического и эстетического идеалов, а также художественных приемов, выработанных коллективным творчеством. В диссертации рассматривается роль поэтических традиций как обогащающего начала жанра, исследуется новое качество фольклоризма в современной карачаевской поэзии.

В диссертационной работе ставится целый ряд литературоведческих проблем, связанных с процессами развития лирических жанров в новописьменной карачаевской литературе, обогащения ее поэтики и учета вклада в поэзию ярких творческих индивидуальностей.

В ходе работы показано, что поэты-лирики умело используют традиционные поэтические символы и образы, в меру своего таланта обогащают лирические жанры и через традиции и усвоение опыта русской литературы выходят на новый уровень жанрового развития.

Данная диссертация является первым монографическим исследованием проблем, связанных с новаторскими тенденциями развития лирических жанров в карачаевской поэзии.

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных литературоведов, критиков, исследовавших литературные жанры как на общероссийском материале, так и на материале национальных литератур1. В формировании методологических позиций автора диссертации сыграли роль труды литературоведов Н. Надъярных, К. Султанова, 3. Толгурова, Т. Эфендиевой, Л. Егоровой, С. Алиевой и других.

Таким образом, основная цель диссертационной работы состоит в исследовании новаторских тенденций карачаевской поэзии 60-90-х годов, в установлении факторов обогащения поэтической жанровой системы, связей современной лирики с национально-художественными традициями,

1 История советской многонациональной литературы в б тт. - М., 1972, 1974. определение на материале лирики процесса постижения внутреннего мира человека, формы выражения его чувств, помыслов и переживаний, изображение героя в типических для него обстоятельствах. В соответствии с этой целью в диссертации решается ряд задач, связанных с систематизацией творчества поэтов-лириков, с выявлением причин социально-исторического и общественно-политического характера, обусловивших тематику, проблематику и формы выражений темы произведений. Кроме того, ставится проблема осмысления жанровых аспектов лирики, обогащение поэзии новыми жанрами, исследование особенностей поэтики произведений поэтов-лириков.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые исследуется тема, связанная с новаторскими тенденциями в развитии карачаевской лирики, а также с осмыслением процессов приобретения нового художественного уровня. Используя опыт изучения литератур Северного Кавказа, опираясь на труды исследователей истории карачаевской и балкарской литературы, в диссертации рассматривается творчество ведущих карачаевских поэтов-лириков 60-90-х годов: X. Байрамуковой, А. Суюнчева, А. Семенова, X. Джаубаева, Н. Хубиева, Б. Лайпанова, А. Акбаева и других - с учетом вклада в поэзию каждого художника слова.

В работе дан идейно-тематический и поэтический анализ сборников карачаевских поэтов-лириков 60-90-х годов, ранее не ставших предметом научного исследования: X. Байрамуковой «День за днем» (1975), «Одержимость» (1983), «Стихотворения» (1985); Н. Хубиева «Лавина» (1975), «Крылья дружбы» (1977), «Свет вершин» (1981), «Сенокос» (1985); А. Акбаева «Родник» (1977), «С Россией говорю» (1983), «Свет доброты» (1990), «Когда глаза теплом горят» (1993), «Когда произношу я Карачай» (1999); Б. Лайпанова «Избранные» в 10 тт. тт. 1-4. (1993), «Пространство моего голоса» т.1. (1993) и др.

В диссертации исследуются основные процессы жанрообразования лирики, осуществлен принцип историзма при рассмотрении эволюции, динамики развития карачаевской лирики 60-90-х годов, выявлены общие и типологические закономерности развития лирических жанров, что позволило показать генезис той или иной жанровой формы, ее трансформации и художественного обретения.

Теоретическая значимость работы - в исследовании жанров национальной поэзии, формировании нового эстетического мышления, что является самостоятельной научной задачей, которая позволяет осуществить в карачаевской лирике переход от описательных принципов изучения жанра к проблемному исследованию его поступательного движения, обретения ею нового уровня художественности.

Опираясь на текстологический анализ произведений поэтов-лириков, в частности на творчество как родоначальников жанров, так и тех, кто продолжил в преемственной форме, заложенные ими традиции, мы намеревались в данном диссертационном труде проследить мир художественных образов, традиции крупных представителей карачаево-балкарской поэзии, таких как К. Мечиев, И. Семенов, а также осмыслить преемственную связь в творчестве современных поэтов с творчеством родоначальников жанра, классиками карачаево-балкарской поэзии, в первую очередь К. Кулиева и X. Байрамуковой.

Большим подспорьем в решении темы истоков послужили для нас труды теоретиков и историков литературы, ученых-этнографов и фольклористов, а также литературоведов, исследовавших поэтические жанры в контексте формирования развитой литературно-художественной системы в единых по языку и фольклорным традициям в карачаевской и балкарской литературах.

Большое значение в свете поднятой проблемы имеют исследования, посвященные отдельным вопросам жанров карачаево-балкарского фольклора, напечатанные в трудах и известиях Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института, а также специальные работы фольклористов, освещающие теоретические аспекты устно-поэтических традиций. Это такие работы, как P.A. Ортабаевой «Къара сууну къатында» («У родника»)1, вступительные статьи К. Кулиева к книге стихов К. Мечиева «Огонь очага» и Б. Лайпанова «Семенланы Сымайыл» («Исмаил Семел нов») к сборнику стихов И. Семенова .

Подробную характеристику традиционных жанров мы обнаруживаем и в трудах известного фольклориста И.В. Трескова "Фольклорные связи Северного Кавказа"4, а также в первых работах ученых, исследовавших проблемы развития жанров карачаевской и балкарской поэзии. В этом смысле представляет интерес статья П. Балтина, JI. Бекизовой "Литература народов Карачаево-Черкесии" (предварительная публикация, напечатанная в третьем выпуске трудов Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института)5.

Представляет несомненный интерес проблемно-тематический труд Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института "Фольклор народов Карачаево-Черкесии. Жанр и образ"6, в котором помещены статьи известных фольклористов М.И. Мижаева, Х.Х. Малкондуева, А.И. Сика-лиева, P.A. Ортабаевой, а также искусствоведов Б.Б. Кардановой, Корчмарского И.М. и других.

1 Ортабаева P.A. Къара сууну къатында. - Черкесск, 1995.

2 Мечиев К. Огонь очага. Стихи. - М., 1970.

3 Семенланы С. Джырла бла назмула. Сайламалары. - М., 1992.

4 Тресков И.В. Фольклорные связи Северного Кавказа. - Нальчик, 1963.

5 Балтии П., Бекизова Л. Литература народов Карачаево-Черкесии // Труды Карачаево-Черкесского НИИ. - Вып. 3. - Черкесск, 1959.

6 Фольклор народов Карачаево-Черкесии. Жанр и образ. Сборник научных трудов. -Черкесск, 1988.

Обращают на себя внимание теоретически значимые статьи А.И. Караевой "Гуманистические традиций в карачаево-балкарской устной поэзии"1 и Л.А. Бекизовой "Средоточие духовного богатства"2.

В свете избранной темы представляет интерес и статья М.А. Хубие-ва, известного собирателя и издателя карачаево-балкарского фольклора

•5

Карачаевская народная лирика советского периода" , в которой намечена проблема преемственности фольклорных традиций, дальнейшее развитие лирических жанров народной поэзии на новом витке социального и общественного развития народа, в условиях возникновения письменности и профессиональных форм карачаевской и балкарской литературы.

Несомненным подспорьем в исследовании вклада молодых поэтов в новый лиро-эпос генетически близких карачаевцев и балкарцев, явились труды многонациональной литературы, их работы по поэзии означенного периода 60-80-е годы. В этот период в карачаевской и балкарской литературах намечается тенденция новых творческих исканий и открытий, появляются произведения, отмеченные индивидуальностью автора, национальным своеобразием поэтического мировидения. Это работы критиков и литературоведов, посвятивших свои исследования творчеству корифеев карачаево-балкарской литературы. Мы учли в своей работе труд С. Рассадина о К. Кулиеве4, книгу раздумий о поэтическом творчестве народов Северного Кавказа и Дагестана Н. Капиевой "По тропам времени"5, в которой созданы портреты наиболее выдающихся поэтов Р. Гамзатова, Г. Цадаса, А. Гафурова, Э. Капиева. Наблюдения Н. Капиевой дают возможность

1 Караева А.И. Гуманистическая традиция в карачаево-балкарской устной поэзии // Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Труды Карачаево-Черкесского НИИ. - Черкесск, 1981. - С.39-51.

2 Бекизова Л.А. Средоточие духовного богатства // Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Сб. статей. - Черкесск, 1985. - С.3-11.

3 Хубиев М.А. Карачаевская народная лирика советского периода // Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Труды Карачаево-Черкесского НИИ. - Черкесск, 1986. - С. 120.

4 Рассадин С.Б. Кайсын Кулиев. Литературный портрет. - М., 1973.

5 Капиева Н.В. По тропам времени. -М., 1982. уяснить проблему генезиса творчества поэтов Кавказа, общность идеалов, а также проследить процесс взаимодействия и взаимообогащения национальных литератур, обусловленного единым творческим методом, едиными целями и задачами, ставшими перед писателями и поэтами многонациональной страны после принятия на Первом Всероссийском съезде единого Устава советских писателей.

Особо следует выделить из всех трудов теоретиков и практиков литератур Северного Кавказа, карачаево-балкарской, в первую очередь, книгу философских размышлений К. Кулиева "Так растет и дерево"1. Поэт-лирик с вершины своего творчества оглядывается на пройденный путь, на свою многовековую историю и высвечивает наиболее яркие творения духа, анализирует шедевры карачаево-балкарской традиционной художественной культуры, и, в первую очередь, бесценное творческое наследие родоначальника нового лирического эпоса, народного поэта К. Мечиева. В этой книге К. Кулиев, развивая мысль об истоках своего творчества, о слагаемых, определивших его успех, указывает на значение традиционного опыта народа, его философско-нравственных традиций, этических и эстетических представлений, нашедших выражение во всех жанрах карачаево-балкарского фольклора, в особенности в эпосе "Нарты", а также в многочисленных жанрах народной песни, крылатых выражениях, в нартских изречениях /нарт сезле/ и т.д. Национальный колорит, с глубоко философским осмыслением времени и высоко художественным мастерством поэта-лирика К. Кулиева, дает возможность увидеть, как растет и развивается древо поэзии карачаевцев и балкарцев, как преломляются в творчестве отдельного поэта этот колорит и национально-поэтическая художественная традиция. Книга К. Кулиева "Так растет и дерево" явилась итогом многолетних раздумий над судьбой и жизнью, над духовным миром своего народа.

1 Кулиев К. Так растет и дерево. - М., 1975.

Для нас ценно и то, что К. Кулиев в этой книге видит успех поэтического творчества не только в следовании собственно-национальным традициям, но и в усвоении опыта развитых литератур мирового художественного опыта. Вот почему для К. Кулиева одинаково важен и опыт К. Мечиева, и опыт Ф. Тютчева.

Обращаясь к конкретике материала, характеристике национального, традиционного, лирического эпоса, мы исходили из философско-нравственных открытий К. Кулиева, содержащих оценку тех жанров фольклора, традиции которых были освоены и развиты многожанровой поэзией новописьменных литератур в карачаево-балкарской поэзии, в творчестве поэтов-лириков нового этапа развития литературы.

Исследователи карачаевской и балкарской литератур, духовное развитие которых было прервано на многие годы, рассматривают 1957 год как год возрождения культуры карачаевцев и балкарцев, как год восстановления прерванного литературного процесса, возвращения в единое русло историко-литературного развития народов многонационального Советского Союза. С этих позиций необходимо рассматривать не только творчество исследуемых карачаевских поэтов-лириков 60-70-х, 80-90-х годов в контексте новаторских исканий многонациональной литературы, но и возвращение традиций фольклора, выявленных материалов в ходе его сбора и публикаций в 60-80-е годы.

В выше упомянутой статье П. Балтина и Л. Бекизовой «Литература народов Карачаево-Черкесии» карачаевская литература рассматривается как одна из основных литератур народов Карачаево-Черкесии. Авторы, основываясь на близости литератур народов Карачаево-Черкесии по типу своего развития, предприняли предварительную попытку характеристики национально-художественных истоков этих литератур, фольклорных традиций в первую очередь. Для нашей работы важно замечание исследователей о том, что в традиционном фольклоре всех народов выражены во многом общие идеалы, единые устремления к добру и свету, надежды на лучшую жизнь. «В седую древность уходит нартский эпос. Восхитительны по своей художественной силе образы могучего Сосурко, мудрой Сатаней, мужественного Батараза. Герои фольклора всегда выступают носителями доброго начала, они борются насмерть со злом, чтобы избавить народ от несчастий. Могучие нарты смело вступают в бой с темными силами, с чудовищами, олицетворяющими злое начало в жизни»1.

Авторы прослеживают в своей статье наличие сатирических традиций в фольклоре, лирического типа, поэтического мышления, мифологические, древнейшие способы выражения поэтического, связанные с одушевлением природы и окружающего мира: "Лирический тип устно-поэтических произведений народов Карачаево-Черкесии так же восходит к глубокой древности. Так, например, в карачаевской поэзии до наших дней сохранились песни, обращенные к древним мифическим божествам: покровительнице охоты Апсаты, богу земледелия Эрирею и покровителю животноводства Долаю»2.

Принципиально важны для нашего исследования наблюдения ученых о том, что в фольклоре народов Карачаево-Черкесии, во всех его жанрах обнаруживается много общего, свидетельствующего об общности идейно-эстетических устремлений и идеалов: "Чем ни древнее по своему происхождению произведение, тем большее количество схождений - и в области формы, и в области содержания: историческая основа, сюжет, образное строение, - обнаруживается при сопоставлении его с соответствующими фольклорными текстами, записанными у других народов обласл ти и вообще - Кавказа" .

1 Балтии П., Бекизова Л. Литература народов Карачаево-Черкесии // Труды Карачаево-черкесского НИИ. Вып. 3. - Черкесск, 1959. - С. 122.

2 Там же. - С. 123.

3 Там же. - С.123.

Исследователи фольклора подчеркивают мысль о том, что преимущественное развитие в фольклоре получили поэтические жанры, которые представлены жанрами алгъыш, состязательными песнями и другими. Так, исследователь карачаевской литературы А.И. Караева замечает: "Особое значение при овладении литературным мастерством имели для карачаево-балкарских писателей песенные традиции"1.

О непрерывающейся традиции уважения к слову, к поэзии пишет классик карачаево-балкарской поэзии Кайсын Кулиев: "Горцы Кавказа всегда ценили слово. "Хорошее слово стоит скакуна", - говорили они. о

Они не любят бросать слово на ветер» .

Кайсын Кулиев отметил значение фольклорно-поэтической традиции как для своего творчества, так и для развития профессиональной поэзии в новописьменных литературах карачаевцев и балкарцев. Поэт назвал своим учителем талантливого народного поэта Кязима Мечиева, выразившего в своем индивидуальном творчестве своеобразие национального поэтического мира: "Мечиев был учеником народа и его безымянных поэтов. Он точно выразил отношение земляков к слову. Лучшие слова горцев остаются в их песнях, пословицах, сказках, легендах и нартском героическом эпосе. Наша изустная поэзия входит в мировую культуру как ее неотъемлемая часть"3.

Трудно определить, вычленить, какой именно из жанров фольклорной лирики оказался наиболее близким мироощущению того или иного поэта. Тем не менее, следует подчеркнуть, что в творчестве различных поэтов обнаруживается стремление выразить душу народа, показать все I грани его бытия, философски осмыслить окружающую природу как часть этого бытия. Вот почему мы считаем, что поэтические традиции, включающие не только лирические жанры, но и другие, в особенности эпос

1 Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. - М., 1966. - С.25.

2 Кулиев К. Так растет и дерево. - С.260.

3 Там же. - С.261.

Нарты", стали для поэтов-лириков необходимой почвой в воссоздании во времени жизни народа, его судьбы. Поэты-лирики не только умело используют традиционные поэтические символы и образы, но в меру своего таланта и с их помощью обогащают литературные жанры, лирику, в первую очередь, и с помощью традиции выходят на новый уровень жанрового развития.

Осмысливая новые поэтические традиции карачаевской лирики современного этапа, мы исходим из методологически верной мысли X. Бако-ва о том, что «именно в лирике субъективное начало велико, что дает возможность продемонстрировать наглядно вклад поэта в освоение общечеловеческих ценностей. Индивидуальное и национальное видение мира взаимообогащают друг друга. Общеизвестно, что жанры исторически устойчивы. Однако их границы, особенно в лирике, не столь прочны. В лирике жанры взаимодействуют в русле индивидуальных поисков, ярких творческих индивидуальностей, таких как Р. Гамзатов, К. Кулиев, А. Ке-шоков, И. Машбаш и другие, - и далее продолжает. - Национальное создается через художественный образ. В этом великая роль слова. Слово несет огромный разряд образности. Многие слова выступают в поэтическом языке как символы. В северокавказской поэзии такими словами-символами стали камень, гора, кинжал, конь, всадник и другие»1.

Значительно обогатило лирические жанры карачаевской литературы, как и другие традиционные поэтические жанры карачаевского фольклора, традиционная любовная и бытовая лирика. Цель лирических жанров состоит в постижении внутреннего мира человека, в раскрытии его чувств, помыслов и переживаний, в изображении героя и человека в типических для него обстоятельствах.

1 Баков Х.И. Национальное своеобразие адыгской поэзии и проблемы творческой индивидуальности художника. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Махачкала, 1995. - С. 12.

16

Концепция исследования основывается на тезисе о том, что формирование жанров, в том числе и поэтических, проходило в карачаевской литературе с опорой на национально-художественные традиции, фольклор и на опыт развитых литератур. Творчество поэтов периода 60-90-х годов составило целую веху в развитии карачаевской поэзии, ее лирических жанров, определив качественно новый этап ее развития.

В ходе исследования творчества карачаевских поэтов 60-90-х годов, их новаторских исканий предпринимается попытка выявить индивидуальность поэтического мышления каждого поэта, национальную самобытность их образной системы, особенности художественного менталитета. В данной работе впервые представлена лирика многообразием форм, составляющих жанровый аспект. Также исследуется на материале лирики процесс становления художественного сознания и обретение поэзией новых качеств в ходе развития лирических жанров.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Новаторские искания карачаевской лирической поэзии 60-90-х годов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная карачаевская поэзия, воплотившая в себе многие художественные черты, развивается в контексте социального и культурного развития современного общества. Ее границы расширяются в области формы и содержания, прослеживаются тенденции постоянного обогащения новыми образными и поэтическими системами, включением различных форм, жанров, композиционных построений. Это объясняется, прежде всего тем, что каждое новое поколение поэтов, опираясь на сложившиеся традиции и достижения предшественников, вносило свои новые черты в процессе развития поэтического искусства.

В данной диссертации исследовано творчество трех поколений карачаевских поэтов 50-70-90-х годов, начиная от родоначальников, заложивших основы поэтических жанров в карачаевской литературе, и продолжая представителями последующих поколений. В ходе исследований творчества поэтов предпринята попытка выявить индивидуальность поэтического мышления каждого поэта, национальную самобытность его творчества, особенность мира его художественных образов, составляющих художественный менталитет. Впервые в данной работе лирика представлена многообразием форм, составляющих жанровый аспект, на материале лирики исследуется процесс становления художественного сознания и обретение поэзии новых качеств в ходе развития лирических жанров.

Исследование процесса формирования того или иного жанра, определение вклада творческой индивидуальности в жанровое развитие литературы представляется задачей новаторской, требующей своего научного разрешения. Исследователи новописьменных литератур единодушны в утверждении о том, что в конце 50-х годов начинается новый этап в развитии жанров, в том числе и лирических. Монографическое осмысление проблем, связанных с новаторскими тенденциями развития лирических жанров карачаевской поэзии 60-80-90-х годов, дает возможность определить не только место того или иного поэта в карачаевской литературе нового периода, но и выявить их вклад в обогащение лирических жанров карачаевской литературы.

Лирика 60-80-х годов становится человечной, в ней очеловечена мысль, ибо в своем откровении, излиянии чувств, поэты выражают общечеловеческие мысли и суждения, что дает возможность углубить гуманизм поэзии, сделать более выверенными сами мысли и чувства.

Проблему становления и дальнейшего развития карачаевской поэзии невозможно решить без учета преемственных связей с традиционными формами поэтического восприятия народов мира, связей, идущих от опыта развитых литератур, и в первую очередь, русских с собственно-национальными достижениями и саморазвитием национальной литературы. Традиция в своей преемственной связи отчетливо прослеживается в карачаевской поэзии 60-80-х годов. Именно в этой преемственности обнаруживаются критерии современности, определяющие уровень ее развития. Вот почему проблема традиции и новаторства является основополагающей в решении поставленной нами задачи. В карачаевском литературоведении нет еще специальной работы, посвященной этой проблеме, хотя отдельные параметры темы исследованы в диссертационных работах карачаевских и балкарских литературоведов. В первую очередь, среди них следует отметить вышеупомянутую работу С. Джанибековой1, посвященную традициям и новым чертам карачаевской поэзии, а также работу А. Казиевой «Поэмы Кайсына Кулиева. Проблемы жанрового развития»2, рассматривающие проблемы традиционного и новаторского в поэзии.

В монографической работе «Кайсын Кулиев» Т. Эфендиевой обращается внимание на эту важнейшую основополагающую проблему тради

1 Джанибекова С.С. Традиции и новые черты карачаевской поэзии // Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М.,1996.

2 Казиева A.M. Поэмы Кайсына Кулиева. Проблемы жанрового развития // Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Карачаевск, 1998.

3 Эфендиева Т.Е. Кайсын Кулиев. - Нальчик, 1985. ции и новаторства, роли русской поэтической традиции в формировании нового качества поэтического мышления и развития творческой индивидуальности самобытного классика К. Кулиева. Проблема традиции и новаторства составила один из важнейших аспектов исследования Т. Гуртуе-вой, посвященного новаторским исканиям балкарской лирики конца 50-60-х годов. Между тем, целый пласт карачаевской поэзии, равно как и творчество поэтов, внесших существенный вклад в развитие жанра, все еще остается вне поля зрения исследователей.

В связи с выдвинутой в диссертации проблемой новаторского индивидуального развития карачаевской поэзии 60-80-х годов проанализированы произведения различных поэтов, пришедших в конце 50-х годов и обозначивших новые тенденции ее дальнейшего развития. В данной диссертации мы проследили, как через творческую индивидуальность прослеживается динамика дальнейшего развития эпического и лирического начал, как утверждается многообразие форм выражения этих начал, а также выявили вклад молодых поэтов в развитие философского, психологического начал и в дальнейшем их вклад в дальнейшее развитие лирических жанров. Методологической основой осмысления проблем преемственности традиций исследования взаимосвязей эпического и лирического послужили теоретические работы, в которых решаются эти проблемы на материале различных литератур. Важнейшим достижением карачаевской поэзии этого периода, как полагают многие исследователи, является обогащение жанров, создание развитой жанровой системы. На материале творчества различных поэтов рассмотрен процесс становления лиро-эпической поэмы, лирической песни, исповедальных стихов, эпоса, лирической миниатюры, созданной на основе ийнаров, литературных кюу, написанных в жанре традиционных песен-плачей, сонетов. Традиции всех этих жанров, как уже отмечалось, были заложены в творчестве классиков карачаево-балкарской поэзии К. Кулиева, X. Байрамуковой, О. Хубиева и других.

На основе анализа большого пласта поэтических произведений, принадлежащих различным авторам, впервые дается классификация и характеристика вышеуказанных жанровых образований в их исторической эволюции, преемственности традиций и новаторских поисков. Характеризуя возникшую жанровую систему, мы постоянно имели в виду ее обусловленность жизнью и судьбой народа, меняющейся исторической действительностью. Этим определяется поэтика жанров, жанровое развитие и обогащение, дающее возможность роли социально-эстетического фактора. В диссертации выявлена преемственность традиций, замена старых признаков жанра новыми, не порывая с истоками. Словом, анализируемый материал дает возможность проследить пути освоения поэтических жанров, в первую очередь лирических и лиро-эпических, баллад и поэм, исследовать природу лирического в карачаево-балкарской поэзии.

В диссертации классифицированы жанры лирических произведений в творчестве привлекаемых к исследованию поэтов. Мы стремились выделить лирические произведения по тематическим группам, с учетом их основной направленности. Именно в этой связи нами используется общепринятое в советском литературоведении терминология относительно лирики. Например: лирика гражданская, философская, любовная, пейзажная и т.д. Богатый материал в этом отношении мы находим в стихах X. Джаубаева, Н. Хубиева, А. Семенова, А. Акаева, Б. Лайпанова и других.

Тем не менее, мы не ставим перед собой задачи теоретического исследования названных тематических групп. Мы обращаемся к этим терминам по ходу анализа произведений названных поэтов. Тем самым мы обнаруживаем в ходе текстологического анализа наличие преемственных связей традиционного и современного у каждого из поэтов, кто обращался к названным жанрам. Это дает нам возможность показать научной работой, что гражданская лирика своими истоками уходит в фольклор, в дореволюционную жизнь народа, в историю народа, где сильны были ноты социального протеста, патриотические мотивы и т.д.

Анализ дает возможность подчеркнуть, что современная гражданская лирика значительно усложнена. Здесь ярче проступает лирическое «Я» поэта, его гражданская позиция, его индивидуальность, которая не могла проявиться в коллективных произведениях, выражающих обобщенное мнение народа. Современные поэты, авторы гражданской лирики, находят новые жанровые возможности, которые позволяют им исследовать действительность в свете новых гуманистических представлений и морали, а также человеческих ценностей. Особое место в гражданской лирике, как и в традиционной, имеет тема патриотизма, тема человека и долга его перед Родиной и землей. Эта тема раскрывается через философские обобщения, через национальные художественные детали.

Новое качество обретают метафора, притча, легенда, включенные в контекст лирических раздумий поэта. Активная жизненная позиция лирического героя, ярко выраженная в произведениях последних лет, несомненно, обогатила поэтику жанра гражданской лирики, которая развивается по линии обращения к приемам публицистическим. Отсюда и накал публицистической мысли, откровенность выражения своих переживаний по случаю общественно значимых событий, например, эмоционально-приподнятое выражение отношения к беззаконию, произволу, проявленные над карачаевцами в годы выселения. Нельзя не согласиться с алтайским исследователем М.А. Панкиным, который справедливо заявляет о том, что жанровая форма содержательна и активна: она объединяет и подчиняет себе все компоненты произведения - образы, сюжет, композицию, стилистику, придавая им характерность, свойственную данному жанру1. Новое, углубившееся понимание гражданственности, как явствует из этого

1 Палкин М.А. Лирика как вид искусства стихотворного слова. - Минск, 1986. высказывания, не может не вызвать изменения в самой жанровой структуре, в способе выражения мыслей.

Если соотнести лирику современных карачаевских поэтов с лирикой произведений поэтов 20-30-х годов в отношении к способу выражения важной темы, то становится очевидным, что средства раскрытия темы стали разнообразнее, богаче, ярче, эмоциональнее, психологически глубже. Это, в свою очередь, повлияло на природу лирических жанров поэзии, на форму стиха, на поэтику. Подтверждением тому служат приемы, к которым прибегают все без исключения современные карачаевские поэты. Это сложные ассоциации, психологически выверенные параллели, философские метафоры и т.д. Словом, карачаевская поэзия 60-80-х годов отходит от декларативной передачи мыслей и темы и все больше обращается к лирической исповеди, к лирическим способам передачи чувства и мысли поэта. Как отмечалось выше, гражданская лирика значительно углубила в 6080-е годы жанровую природу карачаевской поэзии, свидетельствуя о новом ее качестве.

Другой тематический узел поэзии составляет философская лирика. Этот термин стал все чаще использоваться в последние десятилетия, свидетельствуя о разновидности лирического размышления в форме философских раздумий. Они уходят своими корнями в песни-раздумья и в творчество народных поэтов К. Мечиева, И. Семенова, К. Кочкарова. Наша действительность, сам факт становления и развития литературы внесли свои коррективы и в этот жанр. Сегодня философская лирика в карачаевской поэзии оснащена глубокими мыслями, пропускаемыми через раздумья, она насыщена яркими образами, чувствами, картинами природы, что помогает раскрыть диапазон размышлений лирического героя в их связях с объективной реальностью. Почти у каждого современного поэта мы встречаем стихи, посвященные лирическим раздумьям на тему - человек и природа, жизнь и смерть, жизнь души, эмоциональное выражение этой жизни, человек и его нравственный долг перед обществом, человек и время, человек и историческая память народа, человек и война, человек и мирный очаг.

В ракурсе философских раздумий оказываются у современных поэтов и более глобальные, масштабные темы, выраженные через современные образы, через творческую индивидуальность, Лирический герой их произведений посягает на поиск истины, определение места человека в этом мире и потому сам мир оказывается пропущенным через душу и чувства героя. В ходе конкретного анализа произведений молодых поэтов мы стремимся выявить сочетание лирической и публицистической мысли философского и эмоционального начала в лирике, ассоциативных рядов.

В философской лирике последних лет наметилась тенденция раскрытия мысли через переживание, через итоговое обобщение. Философская мысль как бы нарастает постепенно, она проистекает из сложного опыта личности и народа.

Древнейшим образцом карачаевской лирической поэзии, как устной, так и литературной, является любовная лирика. Несмотря на традиционность этого жанра, чувство любви выражалось единообразно, в основном, через эмоциональное выражение и отношение к предмету любви или утраты. Современная карачаевская любовная лирика оказалась способной выразить вою гамму чувств человека XX века. Из карачаевской поэзии уходит мотив неразделенной любви и социального неравенства. В творчестве X. Байрамуковой на первый план выходит чувство раскрепощенное, ее лирическая героиня чувствует себя равной с мужчиной, она стоит вровень с ним, сохраняя при это свое традиционное женское достоинство и привлекательность.

О глубоко личном поэты говорят на уровне откровения. И в своем анализе этих чувств они не ограничивают себя, как это было в традиционной поэзии сравнениями, эпитетами, переходом из одной лирической песни в другую. Новаторским стало и то, что ноты печали в любовной лирике сменялись на ноты торжества любви всепоглощающей, яркой. Характерной чертой любовной лирики становится ее исповедальность. Исповедален тон монологов. Так характерный жанровый признак присутствует в любовной лирике X. Байрамуковой, Н. Хубиева, X. Джаубаева и других. Уходит из лирики автобиографичность. Раньше каждый из переживших сочинял свою песню о пережитом. В современной любовной лирике пережитое чувство не является цементирующим, скорее является обобщением лирического настроения.

Словом, новая концепция лирического героя создается на иной идейно-эстетической платформе, что в свою очередь влияет на жанровую структуру любовной лирики. Следует особо сказать об образности стиха, которая базируется ни на антиподах природы, ни на дисгармонии, ни на преодолении препятствий, чинимых внешними силами. Образность носит индивидуальный оттенок, характер и создается в связи с особенностями таланта поэта, его индивидуального мировидения и художественного мышления.

У многих поэтов мы обнаруживаем новаторские прочтения извечного чувства любви. Но это новаторское чувство лирического героя присуще не только произведениям любовной лирики. Оно проникает и в гражданскую, и в любовную лирику, обогащая чувства лирического героя. А это, в свою очередь, расширяет жанровые возможности лирической поэзии.

Большое место в творчестве карачаевских поэтов занимает пейзажная лирика. Фольклор не знал самостоятельного жанра в пейзажной лирике, хотя пейзаж занимал особое место. Исследователи карачаевской лирики говорят о самостоятельном существовании пейзажной лирики, что, несомненно, является показателем зрелой литературы. Посредством пейзажной лирики, особенно в творчестве Н. Хубиева, раскрываются мысли и чувства времени, человека XX столетия. Как было сказано, в устно-поэтической традиции пейзаж не имел самостоятельного значения, служил параллелизмом, особенно в любовной лирике и развернутым образом метафоры в философских песнях-раздумьях. Произведения пейзажной лирики в современной карачаевской поэзии также отмечены лирическим началом, им присуща повышенная эмоциональность. В качестве культовых образов в любовной лирике используется символика камня, дерева, гор, сосны. Через них поэты выражают свои патриотические и гражданские чувства. Пейзаж становится необходимым средством обогащения жанровой природы философской и гражданской лирики. Часто в пейзажной лирике эти начала взаимодействуют.

Как было сказано, поэзия 60-90-х годов обогатилась различными жанрами. Новым является жанр элегии, эссе, миниатюры и сонета. В этих жанрах помимо X. Байрамуковой, выступают и молодые поэты, такие как Б. Лайпанов, Д. Мамчуева и другие.

По определению В.Г. Белинского, элегия - песня грустного содержания. Этот жанр в своих признаках может быть обнаружен и в устно-поэтическом творчестве, уподоблен песням семейно-бытовой лирики, плачам и причитаниям. В элегических песнях звучат печальные ноты разорванности мира, его дисгармонии, о тех или иных печалях человеческих и т.д. В отличие от современной элегии, в традиционных плачах-причитаниях отсутствует разнообразие форм выражения печали и грусти. Литературная форма элегии, конечно же, по-прежнему носит форму личного выражения своего печального состояния, переживания, но, сохраняя это жанровое начало, она расширила свои родовые возможности, вобрала приметы времени, способствующие философскому выражению лирического "Я". Особой приметой жанровой элегии современные исследователи считают ее исповедальный тон. Это новаторское качество мы обнаружили в лирике X. Байрамуковой, где состояние души лирического героя раскрывается в форме вопросов, характерных для элегической поэтики. В ее элегии обнаруживаются и взгляды поэта на мир, его миропонимание. В то же время лирическому герою присуще особое стремление к выражению собственных чувств, личностного взгляда на случавшееся, стремление к раскрытию, глубокому постижению психологического состояния души.

В карачаевской поэзии 60-80-х годов большое распространение получает в какой-то степени и традиционный в фольклоре жанр миниатюры. Создатели лирических миниатюр выражают пафос времени, идеи времени и философию. В этот период миниатюра получила подлинный расцвет в карачаевской поэзии.

В ходе анализа нами рассмотрен вклад карачаевских поэтов в процесс становления и развития новых для молодой литературы жанровых форм, отмеченных ярко выраженным авторским началом.

Современная карачаевская лирика глобальна по своей проблематике. Она отмечена масштабностью мысли, глубиной раздумий, философичностью. По своему определению она преимущественно лирико-философского характера, в которой затрагиваются все проблемы человеческой жизни. Философская миниатюра предстает как итог раздумья лирического героя. Это урок этики и морали. Миниатюра обогащается и признаками других лирических жанров. Тесное переплетение мотивов личного и общественного становится одним из важных достижений лирической поэзии в жанре миниатюры.

Баллада в карачаевской поэзии обогащается лирическим началом и выделяется в самостоятельный лиро-эпический жанр, наряду с поэмой. Баллада, как и миниатюра, также уходит своими истоками в лиро-эпическую традицию карачаевского фольклора. В жанре баллады выступали почти все карачаевские поэты X. Байрамукова, О. Хубиев, Н. Хубиев и другие. К структурным признакам баллады, как жанра, следует отнести драматичность сюжета, трагический конфликт, проистекающий из столкновения противоположных сил. В отличие от других жанров, баллада всегда нацелена на изображение чего-то особенного, исключительного. В современной карачаевской поэзии, особенно в 60-80-е годы, баллада получает большое развитие. Это стало возможным потому, что возникла необходимость отражения человека и его жизни не только сугубо лирическими средствами, но и постижением образа через показ его переживаний, его поступков и т.д. Поиски, направленные на соединение переживания деяниями и поступками реального образа привели к адекватной форме, к балладе, где воссоединились лирические и эпические начала.

Форма поэмы этого периода может характеризоваться гармоничным сочетанием глубоко лирического переживания с раскрытием характера в связи с событиями общезначимыми, с мыслями и поступками героя. Лирическая поэма свидетельствует о возросшем уровне художественного мышления народа, она опирается на национально-художественные традиции. Выход карачаевской поэзии на современном этапе к лиро-эпическим жанрам является синтезом достижений всей поэзии этого периода. Наиболее значительных успехов поэма достигает тогда, когда в ней получается органичное сочетание лирики и эпоса, и в основе сюжета лежат значительные исторические события. Карачаевская лирическая поэма 60-80-х годов отличается особым качеством историзма, углублением социального анализа национальной истории. Ей не чужда связь с национально-художественной традицией, что дает возможность расширить горизонты поэтического мышления. Это способствует типизации национального характера.

Современная карачаевская лиро-эпическая поэма, таким образом, идет по пути отображения значительных событий, в преломлении через индивидуально-человеческие судьбы. Характерно и то, что эпическое повествование, как правило, насыщено философскими раздумьями, проникнуто личностным началом автора, отношением лирического героя к происходящему. Все это играет большую роль в эволюции поэтики жанра, в структуре произведения.

151

В ходе становления и развития поэтических жанров карачаевская лирическая поэзия достигла новых идейно-эстетических высот. В работе дана классификация жанров, отмечены их художественные обретения и сделан вывод о том, что жанровая структура современной карачаевской лирики представлена разными формами, способствующими изображению внутреннего мира лирического героя во всем многообразии его проявлений и в связи с окружающим миром. Обостренный интерес к человеку, его духовному миру в свою очередь стимулируют развитие жанровых форм лирики.

Эволюция поэтических жанров лирики свидетельствует о том, что карачаевская поэзия развивается в тесной связи с духовными традициями народа, опираясь на опыт мировой поэтической традиции. Художественные обретения лирических жанров подтверждены конкретным анализом творчества трех поколений.

 

Список научной литературыБиджиева, Зарема Солтан-Муратовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. АКБАЕВ А. Родник. Стихи. - Черкесск, 1977. - 84 с. /на карач. яз./.

2. АКБАЕВ А. С Россией говорю. Стихи и поэма. Ставрополь, 1983.-47с.

3. АКБАЕВ А. Тепло сердец. Стихи. Черкесск, 1983. - 86с. /на карач. яз./.

4. АКБАЕВ А. Крылатая заря. Стихи. Черкесск, 1985,- 9бс. /на карач. яз./.

5. АКБАЕВ А. Свет доброты. Стихи. Ставрополь, 1990. - 79с.

6. АКБАЕВ А. Когда глаза теплом горят. Стихи, поэмы, баллады. -Ставрополь, 1993. 79 с.

7. АКБАЕВ А. Век. Стихи. Черкесск, 1996. - 96 с. /на карач. яз./.

8. АКБАЕВ А. Когда произношу я Карачай. Черкесск, 1999. - 328 с. /на карач. яз./.

9. АЛИГЕР М. Лирика. М., 1955. - 395с.

10. АЛИГЕР М.И. Тропинка во ржи: О поэзии и поэте. /Сб. статей и очерков/. М., 1980. - 399с.

11. АЛИЕВ У.Д. Карачай. Ростов-на-Дону, 1927. 4.1. - С. 17.

12. АЛИЕВА А.И. Карачаево-балкарский фольклор. Нальчик, 1983. -СЛ.13.Архив Н. Хубиева.

13. БАЙРАМУКОВА X. Люблю я жизнь. Черкесск, 1957. - 30 с.

14. БАЙРАМУКОВА X. Любимые горы. Черкесск, 1959. - 180 с. /на карач. яз./.

15. БАЙРАМУКОВАX. Стихи. Черкесск, 1963. - 187 с.

16. БАЙРАМУКОВА X: Залихат. Поэма. Черкесск, 1963. - 120 с. /на карач. яз./.

17. БАЙРАМУКОВА X. Дым очага. Черкесск, 1968. - 174 с.

18. БАЙРАМУКОВА X. Суд аула. Ставрополь, 1973. - 176 с.

19. БАЙРАМУКОВА X. День за днем. М., 1975. - 333 с.

20. БАЙРАМУКОВА X. Мать отцов. Лирический репортаж. М., 1977.-240 с.

21. БАЙРАМУКОВА X. Восьмой день недели. М., 1982. - 63 с.

22. БАЙРАМУКОВА X. Одержимость. М., 1983. - 94 с.

23. БАЙРАМУКОВА X. Стихотворения. Черкесск, 1985. - 173 с.

24. БАЙРАМУКОВА Н.М. Поэзия и условная поэтика. Ставрополь, 1973.- 80 с.

25. БАКОВ Х.И. Национальное своеобразие адыгской поэзии и проблемы творческой индивидуальности художника // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Майкоп, 1994. - 253 с.

26. БАКОВ Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. - 253 с.

27. БАЛТИИ П. Из истории карачаевской поэзии. Черкесск, 1961. -84 с.

28. БАЛТИИ П., БЕКИЗОВА Л. Литература народов Карачаево-Черкесии // Труды Карачаево-Черкесского НИИ истории, экономики, языка и литературы. Вып. 3. Черкесск, 1959. - С. 122-172.

29. БАРАБАШ Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1973. - 319 с.

30. БЕКИЗОВА Л.А. Становление и развитие младописьменных литератур в условиях содружества советской нации // Единство, рожденное в борьбе и труде. М., 1972. - С.255-282.

31. БЕКИЗОВА Л.А., КАРАЕВА А.И., ТУТОВ В.Б. Жизнь, герой, литература. Черкесск, 1973. - 211 с.

32. БИДЖИЕВ А. Избранное. Черкесск, 1963. - 104 с. /на карач. яз./.

33. БУШМИН A.C. Преемственность в развитии литературы. М., 1975.

34. ВЕСЕЛОВСКИЙ А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. - 648 с.

35. ВИНОГРАДОВ Е. Поэзия и мысли. Писатели о творчестве. М., 1966.- 38 с.

36. Вопросы литературы. 1972. - № 6. - С.11.

37. ГИНЗБУРГ Л.Я. О лирике. М., 1974. - 406 с.

38. ГИНЗБУРГ Л.Я. О литературном герое. Л., 1979. - 220 с.

39. ГРИНБЕРГ И.Л. Три грани лирики. М., 1985. - 396 с.

40. ГУРТУЕВА Т.Б. Маленький человек с большой буквы. Очерки творчества. Нальчик, 1994. - 207 с.

41. ГУРТУЕВА Т.Б. Постмодернизм в системе национальной культуры // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Махачкала, 1997. - 34 с.

42. ГОРЕЛ OB А. Писатель и фольклор // Нева. Л., 1958. - № 11. -С.206.

43. ДАЛГАТ У. Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. -М„ 1981.- 304 с.

44. ДЖАНИБЕКОВА С. Традиции и новые черты карачаевской поэзии // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1996. - 26 с.

45. ДЖАНИБЕКОВА С. Постижение времени. Сборник литературоведческих статей. Карачаевск, 1998. - С.24-53.

46. ДЖАУБАЕВ X. Моя мечта. Стихи. Черкесск, 1966. - 46 с. /на карач. яз./.

47. ДЖАУБАЕВ X. Отцовское слово. Черкесск, 1968. - 85 с. /на карач. яз./.

48. ДЖАУБАЕВ X. Шумят сосны. Стихи. Черкесск, 1971. - 102 с. /на карач. яз./.

49. ДЖАУБАЕВ X. Зеркало. Стихи и поэмы. Черкесск, 1969. - 40 с. /на карач. яз./.

50. ДЖАУБАЕВ X. Цветут вишни. Стихи. Черкесск, 1975, - 48 с. /на карач. яз./.

51. ДЖАУБАЕВ X. Шумят сосны. Стихи. Черкесск, 1981.- 179 с.

52. ЕГОРОВ А Л.П. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1964. - 79 с.54.3АГАШТОКОВА O.A. Некоторые вопросы изучения теории литературы в национальной школе. Черкесск, 1969. - 64 с.

53. ИСАКОВ А. Гусляр. Ставрополь, 1965. - С.70-78.

54. История советской многонациональной литературы в 6-ти тт. -М., 1972,1974.

55. КАГИЕВА Н.М. Халимат Байрамукова. Очерк творчества. Черкесск, 1966. - 175 с.

56. КАГИЕВА Н.М. Я увидела тебя. Стихи. М., 1990. - С.219.

57. КАЗИЕВА A.M. Поэмы Кайсына Кулиева. Проблемы жанрового развития // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Карачаевск, 1998.

58. КАПИЕВА Н. По тропам времени. М., 1982. - 224 с.

59. КАПИЕВА Н. Поэт широкого мира // Дон. Ростов-на-Дону, 1983. -№ 1. -С.147-148.

60. КАРАЕВ А А. И. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа. Черкесск, 1961. - 60 с.

61. КАРАЕВА А.И. Становление карачаевской литературы. Черкесск, 1963,- 158 с.

62. КАРАЕВА А.И. Очерк истории карачаевской литературы. М., 1966. -320 с.

63. КАРАЕВА А.И. Гуманистические традиции в карачаево-балкарской устной поэзии // Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Труды Карачаево-Черкесского НИИ. Черкесск, 1981. - С.39-51.

64. КАРАЕВА З.Б. Художественный мир Исмаила Семенова. М., 1997.-212 с.

65. КАРАКОТОВ И. Избранное. Черкесск, 1960. - 100 с. /на ка-рач.яз./.

66. КАСАЕВА Р. Певец мужества. Жизнь и творческий путь Иссы Каракетова. Черкесск, 1974. -118 с. /на карач. яз./.

67. КОВОЛЕНКОВ A.A. Поэзия простых слов. М., 1965. - 88 с.

68. КОРЗУН В. Фольклор народов Северного Кавказа. Грозный, 1966.-С.23.

69. КУЛИЕВ К. Так растет и дерево. М., 1975. - 460 с.

70. ЛАВШИНСКИЙ Л.Л. Сердца взрывная сила./О лирической поэзии 60-80-х гг./. М., 1972. - 313 с.

71. ЛАЙПАНОВ Б.А. Ты мое счастье. Черкесск, 1981. - 94 с. /на карач. яз./.

72. ЛАЙПАНОВ Б.А. Тополя. Черкесск, 1985. - 118 с. /на карач. яз/.

73. ЛАЙПАНОВ Б.А. Камень и дерево. М., 1988. - 160 с.

74. ЛАЙПАНОВ Б.А. Чудо Вселенной. Черкесск, 1990. - 102 с. /на карач. яз./.

75. ЛАЙПАНОВ Б.А. Одинокое дерево. М., 1992. - 244 с. /на карач. яз./.

76. ЛАЙПАНОВ Б.А. Пространство моего голоса. М., 1993. - Т.1. -234с.

77. ЛАЙПАНОВ Б.А. Избранное в 10 томах. М., 1993. - Т. 1, 2, 3, 4. /на карач. яз./.

78. МАЛКОНДУЕВ Х.Х. Мифология карачаевцев и балкарцев // Фольклор народов Карачаево-Черкесии. Жанр и образ. Труды Карачаево-Черкесского НИИ. Сборник научных трудов. Черкесск, 1988. -С.24-40.

79. МАЛКОНДУЕВ Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1990. - 152 с.

80. МЕЧИЕВ К. Огонь очага. Стихи. М., 1970. - 133 с.

81. Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1981, - 400 с.

82. ПАЛКИН М.А. Лирика как вид искусства стихотворного слова. -Минск, 1986.

83. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Сост. Р. Ортабаева. Черкесск, 1990. - 368 с.

84. Поэзия горцев Кавказа. Госглавиздат. 1934. - С.23.

85. РАССАДИН С.Б. Кайсын Кулииев. Литературный портрет. М., 1979.

86. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Р. Так говорят о поэте // Карачай. 1999. -20 мая.

87. Роль фольклора в формировании духовной жизни народа: Сб. статей. Черкесск, 1986. - 144 с.

88. СЕМЕНОВ А.И. Гора я горец. Стихи. Черкесск, 1961. - 67 с. /на карач. яз./.

89. СЕМЕНОВ А.И. Искры света. Черкесск, 1967. - 117 с. /на карач. яз./.

90. СЕМЕНОВ А.И. Рождение песни. Ставрополь, 1968. - 62 с. /на карач. яз./.

91. СЕМЕНОВ А.И. Рука матери. Черкесск, 1971. - 126 с. /на карач. яз./.

92. СЕМЕНОВ А.И. Полнолуние. Черкесск, 1983. - 104 с. /на карач. яз./.

93. СЕМЕНОВ И. Песни и стихи. Микоян-Шахар, 1939. - 42 с. /на карач. яз./

94. СУЛТАНОВ К. Поэзии неугасимый свет. Махачкала, 1975.

95. СУЛТАНОВ К. Достоинство слова. Махачкала, 1976. - 96 с.

96. СУЧКОВ Б. Зрелость /Заметки о поэзии В. Федорова // В ст.: Действенность искусства. М., 1978. - С.243.

97. СУЮНЧЕВ A.A. Счастливый дар // Ленинское знамя. 1984. -26 июня.

98. СУЮНЧЕВ A.A. Благопожелание. Черкесск, 1984. - 142 с. /на карач. яз./.

99. СУЮНЧЕВ A.A. Караван. Стихи и поэмы. Черкесск, 1988. -152 с. /на карач. яз./.

100. ТОЛГУРОВ З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик, 1974. - 235 с.

101. ТОЛГУРОВ З.Х. В контексте духовной общности // Проблемы развития литературы народов Северного Кавказа. Нальчик, 1991.

102. ТРЕСКОВ И.В. Фольклорные связи Северного Кавказа. -Нальчик, 1963. -340 с.

103. ТУТОВ В.Б. Очерки историй абазинской литературы. Черкесск, 1970. -278с.

104. УРТЕНОВ А. Избранные произведения. Песни. Стихи. Поэмы. -Черкесск, 1959.-280 с.

105. УРУСБИЕВА Ф.А. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1979.-96 с.

106. Ученые записки. Т. XX. /Серия филологическая. Кабардино-Балкарский НИИ/.

107. Фольклор народов Карачаево-Черкесии. Жанр и образ. Сборник научных трудов. Черкесск, 1981. - С.39-51.

108. ХУБИЕВ М.А. Карачаево-балкарские народные песни советского периода. Черкесск, 1968. - 184 с. /на карач. яз./.

109. ХУБИЕВ Н. Мать. Стихи. Черкесск, 1960. - 79 с. /на карач. яз./.

110. ХУБИЕВ Н. Перевал. Стихи и поэмы. Черкесск, 1964. - 55 с. /на карач. яз./.

111. ХУБИЕВ Н. Всадник. Ставрополь, 1965. - 48 с.

112. ХУБИЕВ Н. Думы земли. Стихи. Черкесск, 1970. - 46 с. /на карач. яз./.

113. ХУБИЕВ Н. Всадник. Стихи. М„ 1971. - 32 с.

114. ХУБИЕВ Н. Светлый мир. Стихи. Черкесск, 1973. - 53 с. /на карач. яз./.157

115. ХУБИЕВ H. Лавина. Стихи. M., 1975. - 77 с.

116. ХУБИЕВ Н. Крылья дружбы. Стихи. Черкесск, 1977. - 127 с. / на карач. яз./.

117. ХУБИЕВ Н. Свет времен. Стихотворения и поэмы. М., 1981. - 125 с.

118. ХУБИЕВ И. Клен. Стихи и поэмы. Черкесск, 1982. - 152 с. /на карач. яз./.

119. ХУБИЕВ И. Песня зажигает звезду. Черкесск, 1985. - 159 с. /на карач. яз./.

120. ХУБИЕВ И. Песней зажигающий звезду // День республики. -Черкесск, 1993. 13 января.

121. ХУБИЕВ О.А. Жизнь и талант. Воспоминания. Черкесск, 1982.-288 с.

122. ЧАНКАЕВА Т.А. Азамат Суюнчев. Очерк творчества. М., 1998. -С.78-122.

123. ЭФЕНДИЕВА Т.Е. Кайсын Кулиев. Нальчик, 1985. - 278 с.