автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Общественно-нравственные воззрения Подшоходжи

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Газиев, Сирож Хошимович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Общественно-нравственные воззрения Подшоходжи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественно-нравственные воззрения Подшоходжи"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН [ 5 У л ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА . имени И.М.МУМИНОВА

7 п :

На правах рукописи

i/o Sic\

ГОЗИЕВ СИРОЖ хошимович

ОБЩЕСТВЕН! Ю-НРАВСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕ11ИЯ

подшоходжи

09.00.03 - История философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ташкент - 1997

Работа выполнена в Отделе истории философии Института философии и права имени И.М.Ыуминова АН Республики Узбекистан.

Научный руководитель -

Официальные оппоненты -

доктор философских наук, профессор АЛИКУЛОВ Х.А.

доктор философских наук, профессор даАБШ 1>.Д.

кандидат философских наук ЗАХЦДОВ А.

Ведущая организация - Ташкентский государственный

институт востоковедения.

Защита состоится " ^ " са-л-<£ч-< ¡'.у,- г. в [ца"/

на заседании специализированного совета Д 0Ib.0c.02 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук в Институте философии и права им. И.15.Муминова АН РУз по адресу 700170, г.Ташкент, ул. Нуминова, У.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН РУз (700170, г.Ташкент, ул. Муминова, 13).

Автореферат разослан "J^' " ¿^^/a&jlJ р.)97 г.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор философских наук

ht.y ШОЬАЛИЕВА P.M.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. С обретением независимости на'зей Республикой резко возрос интерес к изучению духовного наследия узбекского народа, его богатого культурного прошлого. Президент Республики Узбекистан И.А,Каримов в своих трудах и выступлениях постоянно подчеркивает необходимость освоения национальных культурных ценностей как важной предпосылки дальнейшего общественно-духовного развитая современного общества. "Особое внимание должно быть уделено возрождению самобытности национальной культуры. Вместе с тем возрождение национального самосознания не может быть оторвано от идеалов мировой гуманистической культуры и общечеловеческих ценностей, традиций нагаего многонационального общества"*,

В связи с этим перед учеными независимого Узбекистана встают актуальные задачи по возрождении и объективному изучению общественно-философской мысли народов навей страны, восстановлению исторической правды, незаслуженно забытых имен, с которыми связана неотделимая часть сокровищницы национальной и мировой нультуры.

В недавнем прошлом в условиях командно-административного строя и его жесткой идеологии многие известные представители культурного прошлого, в том числе общественно-философской мысли,были преданы забвению, а их творчество рассматривалось с односторонних партийно-классовых позиций, что нередко приводило к искажению их воззрений, к тому, что они,по идеологическим оообрвпсвниям,дибо но изучались, либо были запрещены. Поэтому творчество, мировоззрение многих восточных мыслителей средневековья для своего переосмысления нуждается а новом подходе. Одним из тех, чье богатое философским содержанием наследие оказалось неизученным с историко-философской, в частности общественно-этической точки зрения, является . Иодсо-

ходжа бин Абдулваххобходжа . талантливый узбекский поэт ХУ1

I. Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. - Т.: Узбекистан,19УЗ. - С.18,

века. Его общественно-нравственные воззрения имели важное значение в развитии общественно-философской, этической кисли в Шве-раннахре того периода. Они прониваны глубоким гуканизмом и общечеловеческими идеями, которые до сих пор не потеряли своего теоретического и практического значения, требуют нового обращения к себе, своего более углубленного и объективного исследования.

К току хэ исторический период , который представлен творчеством Подшоходжи, наименее изучен в историко-философской науке и на случайно в настоящее время привлекав* особое внимание наших ученых. Этот период отличается тем, что в то время с приходом к власти шайбанидов образуется самостоятельное централизованное государство, которое сыграло немаловажную роль в дальнейшем развитии национальных духовных традиций и формировании национального самосознания в целом.

Степень разработанности проблемы. По вопросам общественно-филосо^ской мысли Ыавераннахра ХУ1 в. осуществлен ряд научных исследовании со стороны отечественных и варубеяных ученых различного профиля, в ходе Которых творческое наследие некоторых ее представителей а той или иной море было изучено в общественно-политических, философско-этических аспектах*»

Ценность зтих исследований заключается в том, что в них собран богатый, духовно-исторический материал, делаются интерес-вые теоретические выгоды о развитии общественно-^илософской и этической мысля народов Мавераннахра ХУ1 в., что элективно способствует дальнейшему раззнтию исследований в этом направлении, углубленному мучению духовного наследия ее видных представителей.

В последнее годы все большее вяодганяа исследователей привлекает к сабе творчество8 ойдестаеино-философское, этическое наследив таких поэтов-ынсдвгвлей 171 века, как Бабур, Мухаммед Салвх, Мадалвся, У<5айдв, ИМбаее, Махдумв Аъгам, Бобо Худодод сзлх, в тон число подлоходезо

Больной вклад и ввученвэ творчэского наследия Подшоходжи кйй в вотершсо-фьвосефсиой точяв еревЕЛ, тал в в контексте

I. Список авторов и ех трудоа со двнвын проблемам приводится в диссертации.

разработки общей историк узбекской литературы внесли философы и литературоведы, такие как А.Фитрат, В.Захидов, Н.Маллаев, М.ГАир-заахмедова, С.Ганиева, А.Тахирджанов, А.Захида и другие1.

В своих исследованиях они раскрыли отдельные аспекты сложного мировоззрения Лодшоходжи, некоторые особенности обществен-но-филосо^ских а этических воззрений поэта, его вклада в духовное развитие народов Мавераннахра ХУ1 века. В частности, акад. В.Захидов отмечал, что произведения Подшоходяи "Ми|тохул-адл" и' "Гулзор" занижают особое место в истории общественной мысли, узбекской литературы"^.

В то же время некоторые выводы в прежних исследованиях, которые делались в условиях господства тоталитарной идеологии, нуи-дашся в уточнениях и новых подходах.

Обобщая, следует отметить, что до сих пор не предпринято специального монографического исследования, посвященного целостному анализу общественно-философских основ творчества Додшоходав. Все это выдвинуло в качестве одной из актуальных задач, стоящих перед нашими историками философии, объективное и всесторонноо изучение общественно-нравственных воззрений Лодшоходан, что и определило выбор темы данной диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Цель данного диссертационного исследования состоит в том, чтобы в контексте изучения социально-экономических предпосылок, общекультурных и идейно-духовных истоков творческого наследия Яодшоходаи проанализировать основные особенности его общественно-нравственных, религаозно-су^нЯских

1" адабиёти намунадари.,- Тоикент-Самарганд,

1928 ; Захидов В. О "Ыиф-.1;ахул-аддав " Учение записки ЧаюГПИ.-вып. 1У. Филология, - Т., 1957 ; Зохидов В. "Мифтохул-адл" еа .Гулзор" хасида. //Узбек адабиёти тарихидан. - Т.: Фан, 1962:

*зсек адабиёти хрестоматияси. , т.1. - Т.: Уздавнавр, 1945,: Узбек адабиёти. - Т.Ш., - Т.: Уздавнашр,'1959; Маллаев Н. Узбек адабиёти тарихи. - 1-китоб. - Т.: УзССР Урта ва олий как-таб довлат нашриёти. - Т., 1963: Иирзаа-гледова,!!. Подшохо*а па унинг Мифтохул-адл хайла Тудзор ' асари. '' Кендидатхяк диссеатацияси. - Т., 1966; Мкрваахмедова 11. "Хояа" (хаёги ва ижоди)./7 Т.: Фан, 1975; Тохиряоков А. Хожанинг янги топилган асари. // Узбек тили ва адабиёти, - №5, 1980; Хожа. "У.ацсад-уд-йа" «а^уиалар. // Асрлар геуюск. - Т.: Адабиёт ва сгньа?, рЗ; Зохидий А. Хожа. Узбек педагогикаси антояогияси. - Т.: Уцитувчи, 1995. - 278-281 бб.

2. Зохидов В. Узбек адабиёти тарихидан. - Т.: Фан, 19е2, - 131 б.

воззрений, раскрыть гуманистическую сущность его мировоззрения в целом.

Исходя из этой цели решаются следующие конкретные задачи)

- подвергнуть анализу общественно-политические, духовно-культурные условия жизни Мавераннахра ХУ1 в. как фактора формирования и развития общвственно-нрьвствешшх воззрении Подшоход-жи;

- выявить цдвйво-духовные истоки и предпосылки мировоззренческих поз «¡щи; Цодшоходжи;

- раскрыть основные особенности развития.общественна-философской и атическоь мысли в Мавераннахре ХУ1 в., в контексте которых формировались общественно-нравственные воззрения Цодшо-ходхи;

- изучить творческое наследие Лодшоходан, его малоизвестные аспекты в плане их общественно-нравственного содержания и значения |

- исследовать особенности его религиозных позиций и суфиь-скоь концепции!

- проанализировать его интерпретацию проблемы справедливости!

- раскрыть основные аспекты его истолкования проблемы добра и зла как общественно-нравственных категории;

- изучить его взгляды по вопросам воспитания и образования, в частности нравственного воспитания.

Методологические основы исследования. Теоретической и методологической основой работы явились принципы научно-объективного и конкретно-исторического изучения духовно* жизни, развития общественно-философской мыс<и, единства общечеловеческих и национальных ценностей, учета общих и особых закономерностей духовно-исторического развития, единства инновационного а преемственного подходов к историко-философскому процессу, а также методологические положения, содержащиеся в трудах и выступлениях Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова.

При разработке концептуально-теоретической и методологической основы мы постарались учесть методологии ксторико-цплотского исследования прошлых ученых Востока, в том ч-сле центральном Азии, и Запада, а.также современные теоретико-методологичв-

сни| достижения в области истории цилосо^ки,литераторы, культуры в целом.

Научная новизна диссертации состоит в следующем!

- с современных методологических позиций осуществлён аналиг ряда особенностей духовно-исторического состояния и общественно-философской мысли народов Мавераннахра ХУХ в., некоторых ее крупных представителей, сыгравших важную роль а проблемно-содержательном становлении общественно-нравственных воззрений Подшо-ходжи;

- раскрыты наиболее существенные особенности его воззрений на религию, суфийской концепции, их преемственная направленность и оригинальные аспекты, а также значение в развитии духовности того времени;

- проанализирована его интерпретация справедливости как одной из центральных проблем его общественно-нравствэнннх воззрений, в контексте которой в значительной степени складывались их другие аспекты;

- исследованы его взгляды по проблемам добра и ала о точки зрения вопросов общественного развития и духовно-нравственного совершенствования человека;

- изучено его истолкование проблемы воспитания и нравственности, науки, распространения знаний как важных факторов духовно-нравственного развития личности и общества;

-выявлена общегуманвстическая сущность общественно-нравственных воззрений цодшоходжи, раскрыт его вклад в развитие национальных в общечеловеческих ценностей' того времена»

Научно-теоретическая в ррактическая значимость работы'опре-деляется тем, что объективное научное изучение общественно-философской ынсла ХУ1 века о в данной случае мировоззрения Лодшоход-ян, на нас взгляд, поможет восполнить одан ез пробелов з ветеран обцэствэнно-йилосойско;* млела Мавэраннахра. Научное значеииа настоящей диссзртацвя хараатэрзэуэтея таква тем, что в най более адекватно', чзм в недавней провяоя,валвляэтса подлзнгшЗ характер рззззтиа о&чеотзэшшй инедз, расярвваэтоя .згаегорив зезекгн роля я мэета ралагпа а су$ие»га з эйдзстгоиноЗ гягиз этого перЕСда, П5эяаряяпяз81ея яояытва нреэдолагг. азпотэраэ пегатагавэ аоояад-сузгз ах зптэрзр^тацкя а ц.озяциа гоеяадзгзегагзэа гегдз твгадя-тарао-ялзсзэзэЗ лдаэяогяз,

»/аг^рг^ля д?.сгэ?*ацгл агаоя^вуж^ в йальаайааэ

"•евдодгогаита об.",«зтагааоЧ«л55в-4схсЗ п гдааэ Г*аг?рз.1-

- о -

нахра, при составлении курса лекций по философии, истории философии, этики и эстетики, основ литературоведения, истории и теории культуры, а также в ходе воспитательной работы с молодежью.

Апробация работы. Диссертация обсуждена в отделе истории философии Института философии и права имени И.М.Муминова АН РУз, на научно-теоретическом семинаре кафедры философии Ташкентского Государственного института искусства им. Ы.Уйгура, на заседании проблемного совета по истории философии Института философии и права им. И.М.Муминова АН РУз.

Основное содержание и результаты диссертации докладывались на ряде научно-теоретических конференций , нашли свое отражение в публикациях автора.

руруктура диссертации включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОдШЛНйЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрываются степень ее разработанности, цели и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, теоретическая и методологическая основа, апробация в структуре.

Первая глава - "Общественно-политическая и культурная жизнь в Мавераннахре ХУ1 в.". Б ней освещаются особенности социально-экономического, политического положения региона, культурной жизни етого периода, жизнь и творческое наследив Подшоходжи, раскрываются основные факторы и условия формирования и развития его общественно-нравственных воззрений.

Первый параграф - "Социально-экономическое и политическое положение" - содержит анализ общественно-политических и духовных процессов, происходивших в конце ХУ в начале ХУ1 века в Маверан-нахре. Бели в недавнем прошлом в нвшей науке преобладала преимущественно односторонняя оценка этого периода, одно!-, из причин которой явилось усиление в тот период влияния ислама на общественно-политическую жизнь Мавэраннахра, то теперь к нему подходят более объективно, учитывая те важные изменения и особенности, которые наметились и проявились в хода исторического развития всего региона.

Эпоха, в которую кал Подшоходяа, характеризуется падением государства темуридов и приходом к власти представителей династии шайбанэдов. Осдааными причинами падения темурвдов явились раздробленность, стремление к сепаратизму отдельных правителей. Для широких масс Центральной Азии эти события несли с собой прежде всего прекращение междоусобных войн и сыут. Знать видела в лине Шайбаниуана сильную личность, способную объединись государство*.

Б период правленая презде всего Шайбокихана /1500-1510/, а также Убайдуллахана '1533-1539/ и Абдуллахага /1557-159ь/ в Навераннагре образовалось сильное централизованное государство. Первоначально столицей государства был Самарканд,, однако в дальнейшем этот статус был закреплен за Бухарой.

Несмотря на внутридинастические противостояния шайбанидс-ких султанов, насилие и произвол, хозяйственная казнь городов и кишлаков стала постепенно восстанавливаться и развиваться. Широких масштабов достигла ремесленная и торговая деятельность в городах Бухара, Самарканд, Ташкент, Ургенч.

Базар в то время был не только хозяйственном, но и своеоб разным социально-политическим и культурным центром городской жизни.

Сельское хозяйство было основой средневекового строя. Для того чтобы оживить сельское хозяйство, шайбащда ремонтировали старые и строили новые ирригациошие сооруяения.

Земельная собственность делилась на насколько категорий. Кроме государственной, вакуфной и ыулковой земли в особую категорию выделялись земли, находящиеся в частной пользовании,-мулки-хурри холис, условные земельные пожалования - суюргал и военные лены - танхо.

Неустойчивость политической обстановки в отдельные периоды ХУ1 века в Мявераннахре приводила и ухудшению экономического со стояния крестьянства и ремесленников. Главными источниками пополнения казны были налоги.

Трудное согиальное положение, нападения соседних правителей приводили к активизации народных движений. Массовые бунты против насилия и произвола происходили в Самарканде, Бухаре, Кврши, народные восстания в Каракуле и Касаие охватили широкий

* История народов 1ябекистана,- Т.й.,- Т. : !ан, 199.1.- С.12.

яруг населения.

Однако, нй Наш взгляд, однои из основных и определяющих особенностей общественно-политической жизни того периода явилось то, что получили свое дальнейшее закрепление и развитие духовно-национальные традиции, в расширение и углубление которых столь большой вклад внесли Амир Темур, темуриды, а также шайбанида, ■

Эта противоречивые проявления социально-экономической и политической жизни в комплексе с другими факторами оказывали сложное влияние на формирование некоторых аспектов общественной мысли, в том числе цодшоходжи, который сам в свое время был видным государственным и религиозным деятелем в Балхе, Бухаре.

Второй параграф - "Развитие науки и культуры" - посвяща-етоя анапизу духовно-культурной жизни, основных факторов и особенностей ее развития в Мавереннахре ХУ1 в.

Хотя ХП век по сравнению с предыдущим периодом был менее благоприятен для развития наук, тем не менее деятельность ученых в области естественных наук продолжалась, в значительной степени бавируясь на достижениях более ранних периодов, в частности переписывались и комментировались труды Фараби, Беруни, Ибн Сины, Улугбека, Али Кушчи и многих других ученых.

Среди математических и астрономических трудов указанного периода можно отметить работы Латиф-Мухаммада ибн Бобо Самарканда "Трактат по арифметике", "Четыре вида завещаний", Махмуд ибн Мухаммеда Хирама Чалаби "Правила действий и исправлений таблиц", "Трактат об ал-ыукантаряте" и многие другие.

Как и в прошлом, в Мавераннахре ХУ1 века среди населения большой популярностью пользовались труды по медицине, лечебники медицинские трактаты. Среди них следует назвать трактаты "Сборник полезных сведений" Юоуфа ибн Мухаммеда ибн ¿ооу^и ал Харави, "Руководство по врачеванию" Султанали Табиба, "Исцеление больного" Убайдуллы ибн юсуфа Али и многие другие.

£ этот период были созданы замечательные мемуары, которые содержали исключительно важные факты и сведения по различным областям енаний не только Мавареднахра, но и Хорасана, ¡;ндии, Кашгара,-Аравии, Ирана, Ирака, литая-и др. регионов.

Хотя в литературе и историографии особое мзсю занижал персидско-таджикскш йзык, Бабур, Лодшоходжа, ¡лухаимад Салих,

- и -

Маджлиси, Шайбани, Убаьди, Азизи и многие другие поэты в ученые свои основные произведения создавали на тюркском языке, тем са~-мым вносили большой вклад в развитие и совершенствование узбек» ского языка и литературы. Именно в этот период достигла высокого уровня и поэзия, о чем свидетельствуют антологии "Музаккир ул-ахбоб" Хесана Нисари (1566) в "Тазкират ул-ауаро (1604-1605) Мутриби, содержащие имена многих сотен деятелей литературы, живших и творивших в городах Мавераннахра, Хорасана, Индии.

Шайбанида приложили немало усилий для возрождения монументальных вдаьий гражданского я культурного яаэяачения, признанных увековечить могущество новвх дквастий.

Среди основных общественно-духовных (¿акторов следует назвать преаде всего дальнейшее усиление влияния исламской религии, которая сказыйала большое воздействие на все вышеуказанные сферы духовно-культурной жизни Мавераннахра Ш в,

Зто явилось одной из пркчки предпринимавшихся в недалеком прошлом идеологических усилий, направленных на всяческое принижение общественно-исторического и духовного развития Мавераннахра начиная с ХУ1 в. Однако,» целом в ряде своих аспектов они оказались несостоятельными, ибо не учитывались прежде всего усилившиеся процесс национальной консолидации» укрепление традиции самостоятельной государственности, позитивных проявлений духовно-нравственных позиций ислама и т.д. Конечно,это не означает, что следует закрывать глаза на негативные явления в социальном и-духовном развитии, о которых говорилось выше. Все это создает сложную неоднозначную картину развития духовно-культурной жизни Мавераннахра ХУ1 в.

Третий параграф - "Особенности развития социально-этической мысли" - посвящен раскрытии специфических путей этого процесса в условиях Мавераннахра ХУ1 в.

Наряду с вышеуказанными общественно-политячеекими в общекультурными факторами важнее значение имели традиции развития социально-этической мысли, взаимовлияние культур Мавераннахра и Хорасана, а также духовно-культурное взаимосвязи е другими странами Ближнего и Среднего Востока, При характеристекв духов* но-нравственного наследия особо» внимание уделяется творческое входа великих мыслителей Навоя я Джека, которая составам одаа

и* мжнвйввх факторов развитая социалмс-атаздсявА анода.

Хотя в то время создавалось немного (¿.илосоцско-теоретиче-ских трудов, специально посвященных проблемам ссциально-этичз-ской мысли, все ке ее развитие находило свое отражение в сумских этико-дидактических трактатах, в художественной литературе, исторических мемуарах и произведениях других циклов, подтверждением этого могут послужить более зо-суциыских трактатов Мах-думи Аъзама Ходжаги Касани, 2 трактата Бобо Худодода Бали, "Шаи-банинаме",, "Бехруз и Бахрам" Бинаи, "Киссаи СаЦулмулук" Мадали-си, "ШаКбаншюме" Мухаммеда Салиха, "Бабурнаме" Бабура, "Тарихи Рашиди" 1»!ирзы Мухаммеда Хаьдара, газели Уба^ди, Лзизи и многие другие. Одним из видных (¿илосо;1ов того времени явился юсу!; дара-баги*.

В ХУТ веке в Ыавераннахре, как и в предыдущие века, продолжается широкое распространение суфизма - сложного и самобытного религиозно-философского направления в виде ряда тарикатов, прежде всего накшбандиьа, кадандари^а, кубравш.а и др. Кэ-зз различного рода идеологических ограничений в недавнем прошлом, им лишь в последние годы стало уделяться достойное внимание в наше.1 науке. Лоэтому в диссертации дается обстоятельная характеристика ряду тарикатов, получивших широкое распространение в ыавераннахре ХУ1 в., их взаимоотношениям, роли и значению в духовно;; жизни народов Центральной Азии.

Социально-этические проблемы получили широкое отражение в суфийских трактатах и поэзии. Представители суфизма решали социально-этические проблемы с гуманистических, общечеловеческих позиций, призывали к реальному миру8 возносили человека и его лучшие духовные качества, призывали людей к добру, справедливости, щедростиз правдивости( мудрости, овладении светскими знаниями, трудолюбии, верности, искренности, к тому, чтобы не предаваться чувственным наслаждениям, не быть алчным и завистливом, побуждать лцдей к довольству малым, милосердия и т.п.

Следует отметить одну Я8 признанных особенностей общестьен-но-нравственной мысли того времени, связанную с тем, что она

.1. Си.: Нурнтдвнов М. Усу4 Кораборил ва Урта Оскеда ХУ1-ХУ]1 асрлардвгв шстимоий-^алса^вй ¿икр. - I.: Фан, 1ЭЭ1. - 3 бет.

зачастую выражалась в аллегорической, иносказательной форме, поэтому во многих случаях находила свое отражение в художественно-литературных, особенно поэтических произведениях.

Б них поднимались,наряду с общественно-политическими,также социально-этические и нравственно-духовные проблемы, связанные с поиском более эффективных путей развития общества, улучшения положения малоимущих земледельцев и ремесленников, установления идеального общества, духовно-нравственного совершенствования личности и др.

Учитывая широту рассматриваемых проблем, диссертант старался ограничить рамки исследовательского анализа теми аспектами, которые были непосредственно связаны с формированием и развитием общественно-нравственных воззрений Лодшоходжи.

В данном параграфе специальное внимание удаляется рассмотрению в этом нонтвиста жизни, творческой деятельности и творческого наследия Лодшоходжи, которое весьма богато по своему общестьенно-нравственному содермнию и представлено произведениями "¡¿ифтохул-адл" ("ключ к справедливости"), *Тулзори, состоящего из небольших рассказов и стихов, сборником этико-дидактических маснави "Каксадул-агвор", а также некоторыми газелями и рубай. В источниках сообщается, что ему принадлежит поэма "Лайли и Мадхнуц", которая пока не наедена.

Вторая глава - "Обтестьенно-нравственяяе воззрения Лодшоходжи" - посвящена анализу этих малоизученных аспектов мировоззрения поэта с позиции объективного, коакретио-исторвческого подхода.

В первом параграфа - "Отношение Лодшоходжи к рельгии а та-савву^" - рассматриваются его религиозные воззрения и суфийские позиции, которые занимают центральное место в его общественно-нравственной мысля.

Как показывают иаши исследования, Лодшоходжо пытался строить свои мировоззренческие позиции не. органвчсскоы сочетании наиболее вазннх общечеловеческих аспектов обавствзнно-яравствзн-ных концепции накшбандвйа в кубравийв, о,чем косвенно свидетельствует содержание его рассказа "Йскендар Зулькараайи в прянц-дарвиш" ("Гулзор") в некоторых стихотворений.

Согласно суфийским воззрениям Иодшоходжи, в процессе сулу-ка, т.е. поэтапного совершенствования суфия« ему следует прежде всего глубоко освоить в выполнять все требования шариата, как необходимая ступени данного сулука. Далее в этих рамках суфий осваивает идеи своего тариката« которые призваны еще аффективнее раскрыть и практически использовать духовно-нравственные ценности ислама. Подшоходжа в ряде случаев показывает« что отдельные представители духовенства в своих корыстных целях нарушают священны* 8адоведи в даже искажают учение ислама. Поэтому Нодшоходжа» опираясь на Коран и Хадисы, пытается внести свои вклад в преодоление такого рода искажений исламской религии.

Одно из центральных мест в суфийскс" концепции Лодшоходжа занимает проблема любви0 которая проявляясь прежде всего по отношению к божественному началу, т.е. Аллаху, аатем распространяется на всю действительность« особенно на людей, на каждого человека. Любовь - это не только чувство0 но в знание, наука, ведущая к высшей истине в красоте - богу, к неисчерпаемому духовному богатствуо

Лодшоходжа большое внимание уделяет практической стороне суфизма, т.во вопросам, как быть искренним перед богом, добрым, терпеливым, вежливым, честных, никому не причинять зла, жить в согласии с окружающими людьми, заниматься только честным трудом и т.д. Но с другой стороны« в общественных воззрениях Лодшоходжа большое место занимает критике духовно-нравственного мира некоторых шейхов (суфиев), несовместимого о канонами ислама. В своих произведениях поет беспощадно вскрывал их ханжество, алчность» корыстолюбие, двурушничество, лицемерие. Б частности ои пишет?

Дном ты правоверный шейх,

Ночью же предстаешь ночным разбойником и вором.

Благодаря твоим вихрам люда следуют 8а тобой.

Но ты порвал о надеждой познать божественную истину1.

Ценность воззрений ¡¡одаоходжл по данным проблемам состоит прежде всего > гоив что оа старался »¡ЭДективно использовать одн] я» главных особенностей суфийских таражатов, особенно накшбан-дкиа, свяааниых в неукоснительным соблюдением единства теории и

I. Хожэ.Накрвд/л ат*ор. Асрлвр.мдося. -Т.: Адабмёт же евньвт, 1983. —С. Не.

практика, отработкой механизма его реализации.

В целом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что воззрения Подшоходжя на религию я тасаввуф, на наш взгляд, была основаны на его стремлении возродить подлинную сущность ислама, используя особенности своего суфийского тариката, способствовать раскрытию в развитие его духовно-нравственного потенциала, гуманистических ценностей во имя духовного совершенствования человека. Он старался формировать у своих сторонников, у других людей активное отношение к жизни, которое проповедовалось основоположникам» накшбандийа.

Второй параграф - "Воззрения Додшоходжа на социальную-справедливость" - посвящен анализу различных аспектов истолкования ЦодаоходжоЬ проблемы "Адх* (справедливости), ее места и роли в системе его общественно-нравственных воззрений. Его понимание вток проблемы соотносится о воззрениями великих предшественников, таких как ¿арабе, ».'би Сина, Гуси, Яссави, Джами, Навои, которые связывали торжество социальной справедливости прежде всего о вопросами управления государством и обществом, Додшоходка вырос в условиях монархизма и сам оыл сторонником просвещенной монархии, поэтому решение щоблемы социальной справедливости он связывал с личностью правителя, а также с широким кругом высокопоставленных лиц общества, в частности имамов, купцов, казиев и др. Если соци-1 ально-политические аспекты справедливости проявляются в вопросах управления государством соглаоно законам, правильного функционирования органов власти, в том чтобы выслушивать и выполнять социальные требования членов общества, то правовые аспекты этой категории связываются о соблюдением шариатских ааконов. Вместе с тем, справедливость имеет еще один немаловажный аспект, как-то духовно-этический, который проявляется в нормативно-нравственных взаимоотношениях между людьми, т.е. на основе взаимопонимания, уважения, диобви, честности, взаимовыручки, взаимопомощи, следования мотивам добра и т.п.

Однако, общественное, духовное обеспечение справедливости одою ходжа связывал с целым рядом других необходимых условий, поэтому торжество социальной справедливооти Лодшоходка, как и многие его предшественники, связывает о т.н. "идеальным обществом", что особенно близко идеям Хараби, Низами, Джами, Навои, Давани. Эти мысли

поэта нашли свое отражение в рассказе "Лжойиб шахар"*./"3амеча-тевьный город"/. По мнению Подаоходаи, во главе идеального общества доласн стоять просвешенькй правитель, который устанавливает законность, порядок, Его главной опорой выступает справедливость. В таком обществе собственностью владеют все его члены, нет бедных, неимущих, искоренены насилие, беззаконие, все люди равны как перед богом, способны бороться за свои идеалы.

Эти предсталления Подсоходди обретаг.т особый интерес в наш! дни, ибо свидетельствуют о том, сколь в далекое прошлое уходят отдельные идеи о правовом государстве, установление которого ставится целы] в нашей республике.

Таким образом, воззрения Ходди на справедливость базируются, с одной стороны, на исламских идеалах, с другой - на суфийских иде ях о приоритете духовных ценностей, необходимости довольствоваться малыми материальными благами и в то же время, сложившимся под влиянием накшбпндийа, утверждением активных кизненных позш.ий.

На наш взгляд, Подшоходаа одним из первых представителей общественной мысли Мавераннахра ХУ1 в. развивал идеи об "идеальном обществе".

Третий параграф - "Проблемы добра и зла в воззрениях Подшо-ходии" - имеет особое значение для анализа его творческого наследия, т.к. этот вопрос выступает ключевым по ряду существенных аспектов его обшественно-нравственных взглядов. Многие крупные восточные мыслители уделяли большое внимание изучению и решению этой проблем», осуществляли ценностный подход ко многим обшественно-личностным явлениям,

В то ве время следует отметить, что Подшоходаа не занимался разработкой специального учения о категориях добра, зла, а его идеи и мысли о них носили болыпа практический характер. Они исполь зоволись пренмувэственно для поиска более эффективных путеЯ утверк дония позитивных в преодоления негативных явлений в кизни человека и обвества. Это ярко проявляется, в частности, в его рассказах "Ис кандар и китайский хакан"2,"Султан Махмуд на охоте"'*.

В воззрениях Подтоходдк понятие добра и зла не носят °<'старкт

* Подвохоаа, "Ми^ггохул-адл" ва пГулзор"дан.-Т. ¡Уздавнашр.-1952.-С.43-45.

о

" Гаи же.

3 Таи же, С.14-15.

ный характер, но имеют весьма конкретный смысл, поскольку их истоки он искал в реальных, конкретных человеческих отношениях, считали что при рождении человек бывает непорочным, кал сотворил его бог, однако,дальнейшая его судьба зависит от него самого и его окружающих. Добро и зло - два противоположных начала, которые постоянно борются друг с другом, никогда на могут примириться между собой,

Нодшоходжа считал добродетельными людьми тех, кто приносит больше пользы обществу, чьи поступки служат интересам людей. Обращаясь к правителям, эмирам, царской знати, имущим людям, он указывает на то, что богатство, власть, деньги преходящи , вечно только добро, совершенное для блага других. Но убеждению мыслителя, благородные свершения человека поело него будут продолжать жить в памяти людей, станут достоянием эпохи. В "¡/¡аксадул-атвор" он добром вспоминает имена Руми, Низами, Дехлави, Лугаи, Джами, Навои и многих других, кто оставил огромное духовное наследие для человечества во имя дальнейшего совершенствования людей.

В четвертом параграфе - "проблемы воспитания и нравственности в воззрениях Лодшоходжи" - большое место уделяется анализу его разработки этических категорий и понятий, их роли в нравственном воспитании и совершенствовании личности. Уделяя большое внимание вопросам морали и воспитания, он продолжает лучшие традиция своих предшественников.

Лодшоходжа в своих произведениях старался раскрыть свое понимание нравственных качеств человека, испольвует свое высокое искусство, чтобы прививать людям стремление к званиям, частности, трудолюбию, душевной чистоте, правдивости, милосердию, скромности, любви к истине, мудрости, преданности, щедрости. Характерной особенностью мировоззрения мыслителя является то. что его духовно-нравственные воззрения проявляются черва эстетически« идеи, неразрывно связаны о ними и в целом были направлены на совершенствование человеческой личности.

Для воззрений Лодшоходжи на вопросы воспитания, нравственности, обретения знаний существенно» значокяе вмело то, что он вслед га многими выдающимися мыслителями простого подчеркивал глубокую взаимосвязь между знанием я нравственными достоинствами человека, мезду его интеллектуальны» я духовно-нравственным совершенствованием, однако,он а еще большей степени настаивал на

необходимости нравственного подхода к обретаемым знаниям1.

Б своих произведениях, в частности в книге пМаксадул-атвор" Цодяоходжа раскрывает достоинства науки, знании, их нравственную оилу, призывает молодежь к их неустанному освоению. Конечно, Подшоходжа, как в многие мыслители тех времен, вкладывает в науку широкий смысл, включая в нее и светские, и религиозные знания. Однако все они подчинены единой цели, связанной с формированием, развитием высокой духовности человека и достижением определенных общественных благ.

В 8зключ8нии диссертации приводятся краткие выводы, делаются соответствующие теоретические обобщения, раскрываются возможности современного использования результатов диссертационного исследования.

Основное содержание диссертации нашло своз отражение в следующих публикациях диссертанта:

1. Буюк шоир ва Хондамир.// Адабий мероо., 1992, » 2(60).-

- С. 26-28»

2. Хожанинг донииманддик здидага хикоятлари.// Фан ва техника тараадвётв. Еш одимлар ва мутахасоисларнинг илмий-амалий вилоят кояференциясииииг материаллари. /1У-чициш/.

- Г.о 1994с - С. 16-17.

3« Хожанинг ижтимовй адолат зрцидаги цврашлари.// My ставил Уябенистонг Фалсафа ва ^учуч фанларининг долзарб муаы-модаря. Ресаубдкка влмяй-назарвй конференцией иштирок-чидаринснг маърува в® чсчишлари тупламн. - Т.: Зан, 1995, - С. 153-153. 4. ПоивохояаНБНГ давлатни 6oBi;apesre оид цврашлврн./Л!ус-тп^ид Узбекиоюн: валсефа ва ОТУЧ фанларининг долзарб ыуашзодарв. Республика влшЯ-квварЕЙ конферанцияса йш-тврокчЕларЕНЕйг магрува ка чазкздарв тупламн. -Т.:Фан, IS9S, - 0.29-30* Б. A&ojmi ксдадя-ла Гулэорги...// Гудястон, - № 4., 1995,

- с.з7-да. .

6. Sasap шадаваяташг aysr^s кзнбая.// Ксткчлол'овозй! жзтбнозрзараая аз шшшкй коииллеа йулида.,-Т, :ДША$, 1935,. - 0,5 п.а.

7. Кжтимоий адолат - гараццв«; омилв,// Маънавияг ва маъри-фа? tapeques гарози. Илмий-методик мацолалар гупдами.,-- Т., 1997. - 0,4 п.л.

С.Х. Гозиевнинг "Подшохожанинг ижтиноий-ахлокдй к^эрашлари" ыавзуидаги номзодлик диссертациясининг

R И С К, А Ч А МАЗИУНИ

Иазкур диссертация ХУ1 асрда Уовароуныавда яшаб ижод этган шоир Подшохожанинг иктиысшИ-ахлок^и к^рашларини теднм кдлишга багишланган.

Тадк^щот кирш кдсии, икки асосий боб, хулоса ва фо^даланил-ган адабиётлар руйхатидан иборат.

Кирш кдсиеда тадк^крт мавзусининг долэарблиги асооланади, унинг шланганлик даражаси, иакрад ва вазифалари, назари.. ва методологии асослари, шиш» янгилиги, илмии-аиалий авдмияти, апро-бацияси ва тузилшш тавсцфланеди, .

Биринчи боб - "Иовароуннахрда ХУ1 асрда ижтимоиЦ-сиёси.: ва издании хэёт", деб аталади. Унда шштакднинг икзсииоиь-ицтисодиь, с ив с и:, ахволи, двврнкнг иадани" щэёти, Подшохожанинг хаёти ва ижодии uepocu ёритилади хгшда унинг икгимои^-ехлок^и к,арашлари шаклланиши ва ривокланишидаги асосш. ыанбалар ва шарт-шароитлар очиб берилади.

Шувингдек, ыизкур бобда Мовароуннахрда ХУ1 вер ижтиыои.1-ах-локдЬ фикр таракдиётининг всоснк хусусиямари тахлил к^линади. Ислом ва тасаввуф, ижишоик адолат, комил инсонни тарбиялаш, дунёни идрок к^лиш каби гояларни тадкдк, к^лишда диссертант Бобур, Махдуыи Аъзаи, Биноий, Мажлисш., Ыухдшад Солих., Убайдий, Юсуф Кррабогю. ва бошкр давр нжодкорлари к^рашларига цуроиаат к^лади.

Иккинчи боб - "Подшохожанинг йктимож.-ахлок^ к^рашлари", деб аталади. Унде Подшохожанинг дин ва тасаввуфга ыуносабати, унинг ижтиноил адолзх, яхшилик Еа ёионлик муаьыолари, хулк,-одоб ва таълии-тарбия кридаларини шархлаш иасалалари uyaiiRH тарихш: ён-дашшя асосида тадедк, к^линади.

Подшохожа имтииоип-ахлоадш кдрашларшшнг шаклланишида Форо-бкИ, Нак^банд, Жомип, Навоийларнинг фалсафи!| ва ижтимоии-ахлок^; гафаккури таьсира очиб берилади хаыда унинг юилари ва ижоди.. ие-росининг Уовароункахр ижтаиоил-ахлок,И!1 фикр таравдётида тухгаи аханияти к^рсытиб утилади,

Тадклкрт нвтижаларидьи оли» укув ьртларида назари^ ва аиалш. машгулотлар ухкаааш учун фо>.даланиш иуикин.

UTOMAHT

thb 30giai. aj;d uokal visas at bodshokhkhodja

8IR0DJ GOZIEf

Tho dissertation given ia devoted to investigating the social aiid moral views of PodshoKfa&hoiJJa, tho post having lived and orco-Ved In Maveranakhr in XVI century.

The work consists of the Introduction, 2 ohaptore, the conclusion and tho reference-Hat.

In the introduction tha actuality of the roacarch theme la (-rounded, tho doGreo of its bolng studied, the nl.-o and tasks, tha scientific novelty, tha theoretical and practical velue of tho work, tho theoretical and raothodolor;ical basis, an approbation and tho structure are revealed In tho Introduction,

Tho flriit chapter 1a named " The social, political and cultural lifo of rovvoranokhr in XVI century". The peculiarities of social and economical, political conditions of roclon, the cultural liro of that period, tho life and creative hcrltBG» of Podshokhfchod-ja nr<; illuninatod, lha rrmln facturo and conditions of forming and dovuloplnc Its oocial and norai views aro revealed.

At t n oa^io tine, in tho chapter presented tho Important pecu-llnnticB of developing tho social und uor-il thoughts in ravverannk-hr of tho XVI contury nro analysed, in the procoss of investigating iclar. and tueovvuf, tno teachings of social justloe, the education of a perfect nan, cognition of a world, tho roooarcher addresses to views of Bobur, Kakhdumi,Ahznn,Uinal,(,'adjllol,Vu'fChonae 8slikta,flbay-dl,Iououf Rarabaci and other thinker of that poriod,

Tho second chapter la named " The social and moralviens of ?odah3khkhodJa'*.Hl3 attitude to relic? and tasavvuf, Interpretations of the problems of social ¡Justice, sood and torn, education and morality aro rcsearchod In it frcn the poaltion of concrete and nistorlcal approach,The Influence la discovered which had on effect on forcing hlo oocial and moral visas , phllocopbio , social end moral ideas of Farabi, r.*al-»6hband,DJaal,ncvol,tha meaning of ifieaa and hsritar,e №dsho!shkbod;Ja in developing of eaolal-^eral thoutjljta

of '.luvvoronokhr.

It the end tha results Of the -fosearob ere given.