автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Общественно-политические взгляды и деятельность Джона Стюарта Милля

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Романова, Марина Ибрагимовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Общественно-политические взгляды и деятельность Джона Стюарта Милля'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественно-политические взгляды и деятельность Джона Стюарта Милля"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА П ОРДЕНА. ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный Совет К 053.0i.08

На правах рукописи

РОМАНОВА Марина Шрагпмовна

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЖОНА СТЮАРТА МИЛЛЯ

Специальность 07.00.03 — всеобщая история (новая история Запада)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации па соисканпе ученой степепп кандидата исторических паук

Москва 1992

Работа выполнена на кафедре новой п новейшей истории Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогического государственного университета имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор И. А. НИКИТИНА

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Т. А. ПАВЛОВА,

кандидат исторических наук X. Т. ЗАГЛАДИНА

Ведущая организация — 'Московский Открытый педагогический институт.

Защита состоится «............»........................199 г. в ............ часов

на заседании специализированного Совета К 053.01.08 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Московском педагогическом государственном университете им. В. И. Ленина по адресу: 117571, г. Москва, Проспект Вернадского дом 88, ауд....................

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина (адрес: 119435, г. Москва, Малая Пироговская улица, дом 1).

Автореферат разослан «............»........................199 г.

Ученый секретарь спанализированного Совета

Н. Н. ЧЕХОВСКАЯ

Дуальность темы. Данное ясоледоваже посвящено анализу общественного политических ЁзгЛздбв в деятельности ввдного представителя английского лйбер&йзма XIX пека Джона Стюарта Малля / 1806-1873 /. Обращая«®, к идеям и деятельности английских либералов нредсайлкеойя вполыз оправданным я необходимым для изучения ноторгг Ввййкобрзтанзи лЛ века. Английский либерализм начал 4ор-Шр6£ШЪс'я как общественно-политическое течение, отраяашео ин-наиболее прогрессивных слоев общества /буржуазии я народных майе/ еще в ХУП веке. Идеолога английского Просвещения разрабатывали основные либеральные доктрины, такие как теория "общественного договора" и идея "граздапского согласия". Однако, по мере развитая либерализма его представители все больше отходили от гуманистических идеалов Проведения. В первой половине А1Х века английский либерализм становится идеологией, выражавшей сословные интересы торгово-промыаленяой буржуазии, которая ограничивала кк вдгши фритреда и псиытического утилитаризма. .Во второй половине XIX гзка английский либерализм вновь раесшряеа-свои сословные границы. Английскими либералами была предпринята попытка возродить гумагшстическне вдеалы англикского Иросве^шш ХУ1ЖУП1 вв., приспособив их к реалиям века 11Х-го. Аал-г^скаэ либеральные деятели'в то время попытались в какоЛ-то мере учесть иягереоы народных масс, исходя из общечеловеческих ценностей, которые они сделали основой своих взглядов. Главной своей задачей они считали демократизацию государства, борьбу за демократические свобода и политическое равенство. Особый интерес вызывает стремление английских либералов консолидировать в этой борьбе все слои общества на основа идеи экономического и социального сотрудничества, т.е. достияения консенсуса. Конечно, нет оснований идеализировать деятельность представителей английского либератазма второй половины ИХ века, так как, в первую очередь, она была направлена на укрепление политического господства буржуазии, лотя безусловно, интересы английских буржуа, стремнвадыся к интенсивному экономического развитию общества, отвечала потребностям всех социальных, слоев. Но в 20-м.0 iv.XIX в. расцвет аяглккской экономки сопровождайся ухудшением имущественного полокония трудадохя, в частности, английских рабочих, и ростом социальной напряженности в обществе. Поэтов представляется более правильным ксследэьать взгляды и деятельность того из английских либералов, кто кскат пути смягчения социальных противоречий л достижения соцаадьдого равновесия.

Выбор Д.С.Мплля в качестве центральной фигуры исследова1Ш!

- * -

обусловлен его особой ролью в иоторщ, английского либерадизиа, Он не был аслитическим деятелем ичлеадм .либерально^ партии, но он был видным теоретиком, в трудах которого каши внражецкс гуманистические идеалы» составившие глаенуи ценность либерализма. Известный философ, экономист к общественный деятель,.ХАХ .вена, которого современники ,справе^и®р нады9алииотцо>^ся5|59^"'(иыея ввиду сформулированную. им идею свободы личности а рабах закона} ярко и талантливо обосновал в своих работах положен^,,.отразив-■.ша основные приоритеты лиоерализка» центральный ..зв£нои,.его общественно-политических воззрений била идея "социальнрср,:1шра", ^дея консенсуса, реализация которой стала бы возможно;! з рамках демократического правового государства. д.О.яилль первый,из английских либералов подробно разработал теории правового государства. устзновцл соотношение свободы личности и закона в опщс,т-ве. Он был пе^рда английским либеральным деятелем, кохорш!. обратился к социалистическим учениям^ предсказал восцдагасть эполс ини капиталистического осцесгва в социалистическое при условии, сохранения частной собствешюсти и свободного цивилизованного рынка, многие идеи, надвинутые в его социально-политической программе (всеооцее избирательное право, паевые кооперативные, гисарл^ества капиталистов и рабочих и т.п.) оказали влияние на., ¡илитичоское и социально-экономическое развитие некоторых, етрзд>. овропы ишглил, Швеция).

лронологичьские рамки исследования охватывай?, яериод с 1и&>. года, ймЩа"Жвёршлось~вре1ш .ученичества и начался первый ¡.сап аостоптелышй этап общественно-политической деятельности Д.С. .¿алля, связанный с изучением и пропагандой утилитаризма, и по 1В?3 год - год его. смерти, когде закончился третий, последний, г .тал его общественно-политической деятельности, характеризовав--лийся усилением интереса ,к социалистически! учениям и цувдаы грудящихся» особенно раоочмх.

научная новизна диссертации оирэдляется тем, что данная тема нё^рмрабатйвалась в отечественной историографии. В сравнении с зарубежными исследованиями, в которых бьки затронуты лишь отдельные аспекты общественно-политических воззрений Д.С. ¿илля, в предлагаемой работе впервые осуществлен анализ его общественно-политических взглядов в целом.

практическая значимость исследование» катериалы диссертации могут быть исцсльзованы вс^^и .специадсташ-ангдо^едгши.,, изучающими ооцестшннуч иыадь 4 сешмьнуе оорьбу б Великобритании зека, а их научной работа, при подготовке сбоо^авдих работ

- — О —

по кстбрми английского либерализма, в учебном процессе в ВУЗах (яри чтении ббщего лекционного курса но новой истории и спецкурсов по исторйй Англии XIX века^ при подготовке спецкурсов и спец-свияяйров по истории либерального движения, становлению парламентаризма и буржуазной демократии

Цеяьп диссертации является научный объективный анализ общественно-политических взглядов д.С.Милля, выявление гуманистической направленности его идей, исследование предлагаемых Д.и.шшгеы путей и ыатодов их реализации. Кроме того, а работе сделана попытка осветить его практическую деятельность по осуществлении этих идей.

Достинение указанной цели требует решения следующих задач: -выявить идейные истоки взглядов Д.С.Миыш и показать их влияние на формирование его шровозэрения;

-показать этапы становления Д.С.шлля как либерального деятеля; -дать анализ его отноеония к таким вааньм проалемаи философии истории как соотновенио нагернальньгх и духовных факторов исторического развития , исторический и социальный прогресс, социальная структура общества, формирование государственности; -исследовать взгляды Д.С.Йилля на основные проблемы внутриполи-тиаеского развития Англии Х1Л века, выявить его связи с фритре-дерскаы движением, рассмотреть его отношение к положению английских трудящихся, к чартистскому движению;

-показать роль д.С.&шш в разработке идеи правового государства и демократических свобод, проследить предлагаемые им пути реализации этой идеи, а такте его практическую деятельность в борьбе за первую и вторую парламентские реформы; -исследовать предложенные Д.С.Штдеи пути осуществления идеи "социального шфа" и "социального сотрудничества" различных, слоев общества;

-расснатреть отношение Д.С.^илля к револвционнкм процессам в Европе и в Америке и к колониальной политике Великобритании.

Источннковув базу исследования составили, в первую очередь, философские, зйонокические и политические произведения самого Д.С.1£илля. В диссертации такяе использованы некоторые его писька. Кроме того, при анализе общественно-политических взглядов Д.С.Милля была привлечена документы парламента Великобритании, английская пресса указанных лет и мемуарная литература.

Особенностью исгочшисовой базы явилось то обстоятельство,, что у Д.С.йилля очень шло работ, посвяценных чисто лолятичес-2пм пройасгга. Ь какой-то нерг его политические идеи представлен

ны ь 1¿ких работах как "Представительное правление", "О свободе", "Утилитаризм", "ü социальной свободе", "О некоторкк нерешенных вопросах политической экономии", "Основы политической экономии", "йыели о парламентской реформе",Кце при жизни Д. С.милая втла о свот его "Автобиография", в которой он попытался показать эволюцию либеральных деглядоа е английском обществе XIX века от узкобуркуазной идеи о свободе торговли к гуманистическому идеалу свободы личности»*"^

Отношение м.С.Ьшля к теорирм утопического социализма, а также его взгляды на революционные события во ¿ранции. в 1оСЮ и ibib гг. ярко отражены й его письмах к общественный деятелям франции. Двухтомная переписка Д.С.шлля была опубликована ухе а iSiU году.^

эволюция его либеральных взглядов нсследорадась на основе его публицистической деятельности. Интерес в этом пдене представляют статьи и заметки, которые Д.С.Милль публиковал в течении всей своей жизни в газетах и яурналах либерального направления, таких как "¿юрнинг Арошкл", "йкземинер", "Лондон знд Вестминстер ревю", "Тревеллер" и др,*^ Особо слезет выделить публикации з "Ькзешнер", "аорнинг Ароникл" и "гондон ревю", являвшиеся программными на разных этапах его деятельности. Владельцы и редакторы этих изданий били друзьями и единомышленниками Д.С. шилля, а "Лондон ревю! даже некоторое время находилась а его собственности.

Официальные парламентские документы, преэде всего парламентские дебаты J.OU0-OÜ гг., когда д.С.¡Лилль был избран депутатом от Вестминстера, дают еозмонность изучить парламентскую деятельность Д.О.Милля по реализации его либеральных идей, его отношение к некоторым вопросам британской внешней политики, в частное-

^ ШЩ / f оп ftpUbOifidCte /

Оп ügoju, п.ч., /№; ^'й'йлсЬ^й. ^/ecs • ол

i " «W IWmW,, J? *

- ¡> -

ти, к ирландскому вопросу.Так называемые "парламентские бумаги" содержат отчет о деятельности Ост-Индской кампании, составленные д.С.Миллем (тогда начальником Отдела Корреспонденции этой кампании) и могут слукитъ источником при анализе его взглядов на политику Великобритании в Индии Интересные фактические сведения из биографии Д.С.л&лля, а также некоторые его суждения по вопросам либерализма приведены в мемуарной литературе, в частности, в мемуарах Каролины 4гакс, содержащих кроме воспоминаний о Д.С.Милле, тексты его 14-ти писем.^

Некоторое представление о взглядах Д.С.Ыилля, а также о его месте в ряду английских либералов XIX века дают пам&леты его современников на сюжеты, использованные Д.С.Миллем. ^

Историография. Оценивая научное наследие Д.С.Милля, исследователи, в основном, сосредотачивались на анализе его философских и экономических воззрений. Общественно-политические взгляды Д.С.даглдя мало изучались в отечественной и зарубежной историографии.

В отечественной историографии интерес к трудам д.С.Ыилля появился а 60-е гг. XIX века и был связан с первыми попыткам!« либерализации российского общества в пореформенный период, Ь работах Д.С.Ыилля молодую российскую буржуазию привлекала его этическая концепция, которая обосновывала политическуо значимость буржуазии как экономически полезного для общества класса-Социально-экономические и политические воззрения д.С.милля пер-воночально казались российский либералам излиане радикальными, так как предусматривали ряд мер, направленных на улучшение положения трудящихся. Однако на рубеже Х1Х-ХХ вв. в связи с ростом социальной напряженности в российском обществе, отноиение к социально-экономическим воззрениям Д.С.йилля со стороны русской

/З^ам Ал^^ьтем4. РотЖ^глемЖаАу

/кЫъ. I, /361-6*, /9г. *

Л) ■Ф'ЩхЛ /Ь'иЧсип РазЛХйшчгЛ. РслМхт&п/аль /Ъ/мЛ. ■

•¿сд /ШЧ-Ы; Нашл о[ Лыс/ч

Рара* . ЯП, ¿7; йсхоьмИ оме/ Рары, $ 'Ах С. Лкнюйл 4 Ш Зи*.«Ж. / /2П, У Шла1 опт/ Аии/М/^ /Ыб-31.

СоЫоъМ СЛ. 7 а* &апшьо£Ъ4

^ ¿а Ы Усч/б л, /х /пЖ. //з/

- ь -

либеральной буржуазии изменилось, У^орешю-рс^рюкзтск^ программа , в которой Д.О.милль предлагал «ириаз способа пр?одоЛ£йЯя со*-циальных конфликтов, казалась российгккз либерал«! прявясзгатель-ной в новых условиях.*'^ Параду с либералами изучение« социально-экономических и политических взглядов Д.р.1далля дащцалияь российские революционеры-демократы, цоторих, р первую очередь, интересовали его отношение к раоочиы )% его £Деи о социальной и политической свободе. Но А.И.Герцен и Н„Г,Чернышевский находили теории Д.С.йилля о "социальной гарцонии" и "социальном иире" недостаточно радикальными и неосуцествт.'ьш в условиях российского самодержавия.*"^

После революции 190а-О? гг. в России интерес к творческого наследию Д.С.мшыя стихает. Усилившаяся поляризация российского сбцества значительно ослабила позиции либеральной буржуазии и сделала непопулярной идею Д.Й^шлй-о-^йщяайгйоа иире". Кроыз того, среда рабочих распространялись идеи марксизма, исключавшие социальное сотрудничество буржуазии и пролетариата. И о Д.С. аидле надлго забши. Первая и единственная в отечественной историографии работа, лосвяценная анализу социально.-рсл11 гическнх воззрений д.С.Шлдя, вышла в 19ьЬ году. Эта статья й,Н,Борисенко "социально-политические взгляды Д.С.ь1илля Ск характеризуйте либерального реформизма в Англии второй половины XIX век ней /1.С.х.и1Дль оценивался с негативных позиций как либеральная деятель, который своей реформистской лрограшой стремился отслсчь рабочих от революционной борьбы.,

В диссертации шроко использованы работы английских, африканских, канадских исследователей трудов Д.С.Ишши Большинство этих авторов принадлежит к либеральному направлению, либералы рассматривают Д.С.ишя как одного из основателей либерализуй, в трудах которого били сформулированы основные либеральные прин-

1) Рождественакий H.H. О значении Д.С.Милля в ряду современных окономистов.СПб.,lü67; iyган-Барокоаский М„ Д.С.Милль, его еизнь и учёно-литературная деятельность. СПб.,1ЬУ2 и др.

2) Герцен А.й. Д.С.&шль и его книга "О свободе "//"Колокол n,Itiö9, ib апреля.-С.h-ib; Черлшевский Н.Г. Пер. и кокмент. "Оснований политической эконошш" Д.С.Милля. СПб.,1909

о) Политическое развитие Великобритании и CÜA в ХУП-ПХ вв. Д.» iisbü.- G.iS-bl

цшы. Ццнако, в оценке социально-экономических и политических взглядов Д.С.Ыилля у либеральных исследователей имеются расхождения. ¿эклектичность идей д.С.д4илля позволила им трактовать его воззрения как Ж>айцию"убеаденного демократа и радикала, требующего ¡¡йзамедлительнше реформ",*^ и как позицию умеренного либерала, "орраиичевшбго свободу личности обязательствами перед государством".^ йервая точка зрения более распространена среди либеральных авторов, ha« представляются спорными оба эти мнения. Д.С. Милля нельзя назвать радикалом, поскольку он был сторонником эволюционного развития общества и отрицал применение насильственных методов борьбы. Вместе с тем, его нельзя считать только выразителем интересов 1срупной и средней буржуазии, так как его идеи отвечали потребностям значительной части английского общества. Г1о нашему мнению, Д.й.йилль являлся представителем новой волны либерализма, для которой была характерна определенная радикализация идей, но основные принципы либерализма притом сохранялись неизменными.

Представители консервативного направления не уделили внимания изучению взглядов Д.С.Ыилля. Консервативных буржуазных историков не интересовала его социально-политическая программа, не дававшая, с их точки зрения, значительных преимуществ буржуазии по сравнению с другими социальными группами общества. Идеи Д.С. Мидля казались им слишком радикальными, а сам д.С.йилль "более социалистом, чем идеологом буржуазии".

Что касается представителей социалистического направления, то их привлекали радикальные воззрения Д.С.Ыилля по экономическим и социальным вопросам, а такие его попытки предпринять экономическое переустройство общества в духе идей утопического социализма.Однако , большинство авторов-социалистов считает, что предлояенный Д.С.миллеи эволюционный путь развития капиталистического общества в социалистическое неосуществим из-за несовпадения экономических и социально-политических интересов буржуазии и пролетариата.^ Самого Д.С.милля они упрекают в эклектичности его взглядов,"исходя из которых трудно понять: демократ он или нет, защитник экономического либерализма или социалист?".3' О /Ъдв Cum J. 4ск RboUuxl У-кп&лЫ . Д У j /iW, 2) 4-ug 7. Н. /W-fitu 4 А>&'Аса£

£kie*J-i ¿» PoMiaJ

Л-У. i 19So р. ПО , ,

V НоШооц и<хп "fr* ÄW d( Wo/tb Q -i/uoL o[ J. f. ftttl'i

- ь -

Характерные для зарубежной историографии разногласия в сценке социально-политических воззрений Д.С.йилля, неразработанность ряда важных проблем, таких как:идейные истоки взглядов Д.С.й!цлля, этапы его становления как либерального деятеля, его отнооение к проблемам рабочего движения, эволюция его социальных воззрений, взгляды д.С.оилля на проблемы исторического развития, предложен-- -ные им пути и метода реализации его идей,- свидетельствуют о необходимости углубленного изучения обцественно-политических взглядов и деятельности Д.С.шлля.

Апробация работы. С изложение отдельных положений исследования автор выступал на научно-методическом объединении по новой истории в ШГУ им.В.М.ленина ЦЬьи г.), на всесоюзной научной студенческой конференции по гуманитарным наукам Ц&ЬЙ г.), на Всесоюзной научной студенческой коиферещш по педагогическим наукам г.), а также на научной конференции по проблемам

исторического развития ХГШ Ц992 г.). диссертация обсуждалась на кафедре новой и новейшей истории ШГУ им. В.И.Ленина и была рекомендована к заците.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

Ьо введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цели и задачи исследования, его практическая значимость >: научная новизна. Введение содержит характеристику источников ч определение степени изученности теш в историографии.

Б главе 1 -"Становление либеральных взглядов Д.С.ь1илля. Джон и.аилль о некоторых проблемах философии истории" дан анализ идейных истоков воззрений показано его становление как либерального деятеля в ¿0-е гГоЛХХ в., рассмотрено его отношение к проблема!.! исторического развития«

Ъ главе 11 -"Д.С.аалль о некоторых проблемах внутренней и анесней политики Великобритании" показаны его связи с фритредер-скиы движением в оО-'Ш гг. Л1Х века, его отношение к чартизму; дан анализ его теории праьового государства и теории социального прогресса, окончательно оформивпихся в Ы2-60 гг. Ххл века, исследованы взгляды д.С.щилля на некоторые проблемы внешней политики деликобритании.

Ь заключении сделаны выводы по целям и задачам исследования, определен характер общественно-политических воззрений Д.С.Милля, его радь и место в становлении английского либерализма и в об-цественно-политической лизни Англии XIX века.

Основное содержание и выводы исследования, Уормированше общественно-политических взглядов Д.СЛлля ало под влиянием трех основных точений: французского и английского Просвещения. французского и английского утопического социализма л английского г--берализма, Основополагающим было последнее. Идейные истоки у,:; софских, экономических и социально-политических воззрений Д.С.. милля тесно связаны с этими течениями. Его философский лозктивиэЫ сформировался под влиянием субъективного идеализма Дж.Беркли и Д.Лма и механистических принципов философии Д.Гартли, его этические взгляды вытекают их утилитаристского "принципа пользы" И.Бен-гама и пс11хологическсго"эакона ассоциаций" Д.Гартли. Экономические воззрения Д.С.шилля складывались под непосредственным влиянием Д.Рикардо и в результате изучения трудов А.Смита и А.Мальтуса! вго общественно-политические идеалы были такими же как идеалы его отца - видного либерального деятеля Джеймса £1илля. Д.СЛ'ллль дополнил его идеи политического реформизма идеей нравственного ос вероествования общества путем воспитания и образования, заимствованной км из учения ДЛокка.

Можно утверждать, что взгляды А.Сен-Сишна, Щ.Фурье, Р.Оузна также оказали большое влияние на формирование социально-экономических и политических взглядов Д.С.Милля. Его отношение к рабочим во многом сходно с воззрениями социалистов-утопистов, а идеи о введении кооперации в земледелии для улучшения положения трудящихся прямо заимствованы ям у Ш.цурье«,

В становлении Д.С.Милля как либерального деятеля мопно выделить ?рп этапа. Иереый этап формирования его общественно-политических воззрений - это время ученичества. Детство и юность Д.С. Ьилля были годами напряженкой д.товнсй деятельности. Постоянное чтение философских, экономических и исторических произведений, общение с выдающимися людьми того времени, такими как Д.Рикардо, И.Бентам, сформировали у него научное мышление, Его политические воззрения под влиянием идей его отца и реалий окружающей действительности стали приобретать либеральный характер.

Подлинное его становление как либерального деятеля началось с года и пришлось на второй, так называемый "бентамовсхий" этап его деятельности. Ь ото время Д.С.шлль занялся изучением к пропагандой идей политического .утилитаризма И.сентама. Этой цели служила его публицистическая деятельность, а также созданные им "Общество утилитаристов" и "Круяок зконо:жстов", Его публицистика отрааала интересы "философских радикалов" - идеологов фритредерской буряказии. Основный ее направлением была борьба

ог парламентскую ре^орцу, которая снизала 6и избирательна» ценз, а за демократизации государственных учреадкайи tía зэтапа начинается формирование важнейшего элемента общественно-политических взглядов Д.С.Уилля - теории демократического правового государства.

Иервоночально в своей публицистической деятельности д.С.Милль выражал идеи "философских радикалов" в тоы виде, в какоы они были ^формулированы И.ьентамом и Джеймсом биллем. Толчком к выработке самостоятельной концепции лослуишг его"кризис убеждений" в конце ¿0-x rr.XÜ в., вызванный осознанием противоречия в учении И.Бен-тама между идеалом " всеобщего счастья" и эгоистическим характером утилитаристской этики, воспевавшей культ индивидуальности и отражавшей практику капиталистического общества с его прагматизмом и жесткой конкурентной борьбой. Д.С.Милль попытался приспосооить бентамизм к современной ему политической ситуации. Он разделил интересы либералов на програкыу-максицуы ^достижение "всеобщего счастья") и програьаф-минимум (осуществление насущных задач буржуазии; борьба за свободу торговли и парламентскую реформу). Реализация проргшыы-миницум позволяла бы, по его мнению, начать борьбу за програмцу-ыаксимуы. Кроме того, д.С.Милль изменил бектаков-скую формулировку' "принципа пользы", придав ей более альтруистический характер, üh признавал полезной лишь ту&еятельность, которая приносит пользу личности, но не противоречит интересам общества. "Кризис убеждений" Д.С.Килля в конце ÜÜ-x гг. показателен для становления его общественно-политических взглядов. Его добросовестность как ученого вступала в противоречие с заданностью политической концепции, ото противоречие было им преодолено с осознанием тесной связи интересов буржуазии с интересами других слоев оощества и попытками совместить эти интересы в своей социально-политической программе.

Период 30-40 гг.XIX в. - это время наиболее активной и плодотворной деятельности д.С.милля как публициста, когда он становится "рупором" идей "философских радикалов", tro задачей было привлечь внимание общественности к проблемам, затрагивавшим интересы фритредерской буржуазии, доказать необходимость удовлетворения этих интересов в целях общественного прогресса. Практическим выражением концепции фрктреда стала борьба за отмену хлебных законов, навигационных актов, аболиционистское движение. Дсе эти вопросы наели отражение в публицистике д.С.Миллд. Но гласной ее темой была борьба за проведение демократической избирательной petpop-ьш и ликвидацию палаты лордов, что являлось выражением его взгляд- -дов на политические реформы как на центральное звено в осуцест-

- и -

олений общественного прогресса.

После 1У4о г. начался третий, .закяочительный отт сбцестпенно-политической деятельности д.С.йилля. Круг его интересов сузился, его взгляды радикализировались, ^то было связано с обострением социальных противоречий в английском обществе а попытками Д.С.Милля найти пути консолидации бурзхуазки и пролетариата для осуществления идеи "социального мира". Б этот период ззгляды Д.С.Милля характерна зовались усилением ¡штереса к положении трудящихся и поисками средств для повышения их жизненного уровня«, Нейтральное место в его воззрениях заняли гумашстическио идеи о свободе личности, о правовом государстве и представительной демократии. В bÜ-60 гг. возрос интерес Д.С.Милля к социалистическим учениям и ссциалиаму, который он рассматривал как один из возможных путей общественного . прогресса. Смерть Д.С.Милля с IüV'3 г. прервала развитие его общест-. венно-политнческих езглядоз, особенностью которых была постепенная радикализация его идей, связанная с осознанием роли и значения либерализма как налравлекияЬбщественно-политической мысли, выражавшего интересы не только буржуазии, но и ряда других социальных слоен общества. На последнем отзле его общественно-политической деятельности выявилось трагическое противоречие меиду теоретическим обоснованием возмокности реализации предложенной д.С.йиллем программы социально-политических реформ и провалом его практической деятельности по ео осуществлению. ото объяснялось, с одной стороны, тем, что идеи Д.С2?;шл были сливкой радикальны для современной ецу либеральной бур^ЕЗКЛ, так как отражали новий этап а развитии либе-ралиоиа, когда английские либералы стали выразителями интересов. значительной части общества. С другой стороны Д.С.Милль по личным качествам не подкадил на роль политического лидера и практика по-Л1ШЧ00КСЙ борьбы.

В либеральной концепции Д.С.Милля наши отражение многоие воп*. -расы, волновавше английских либералов, и з частности, вопросы исторического развития. Анализируя его отношение к основным проблемам философии истории, следует отметить, что воззрения д.С.ааилля на исторический процесс складывались сначала под влиянием Шотландской исторической школы, особенностями которой были выявление историчес • ких закономерностей и раскрытие взаимосвязи между историческими и культурными процессами. Позднее, когда д.С.милль познакомился с работами Ф.Гизо и ОЛьерри, он интерпритировал их идею о классовой борьбе как двигателе исторического прогресса как борьбу ид,ей в обществе. Д.С.лЗилль, не будучи профессиональным историком, исследовал только те проблемы историческогв развития, которые определи-

ЛИСЬ интересами либеральной буржуазии, такие как проблемы соотношения материальных и духовных факторов развития общества, исторический к социальный прогресс, социальная структура общества.

Рассматривая соотношение материального и духовного факторов развития общества, он отдавал предпочтение последнему. Смену форм исторического развития он объяснял сменой идей и теорий, господствовавших в общество. *акой подход согласовывался с позитивистской концепцией, сторонником которой был Д.С.Милль. Исторический прогресс , по его мнению, определялся борьбой идей в обществе. Важнейшим критерием исторического прогресса он считал духовную и личную свободу человека. Главным проявлением исторического прогресса, с точки зреи;:я Д.С.Ыилля, был социальный прогресс. Понятие "социальный прогресс" он тесно связывал с идеей "социальной гармонии", т.е. установлением мира иезду различными социальными группами общества. Во времена Д.С.Милля такая точка зрения была более характерна для социалистов-утопистов и христианских социалистов, однако она не противоречила идеям либералов и отражала тенденцию развития либерализма из сословного направления буржуазной мысли в общественно-политическое течение, выражавшее интересы значительной части общества. Д.С.Милль выделил два пути социального прогресса:•эволюционный и революционный. Первый,по его мнению был единственно возможным в райках буржуазных отношений. Он признавал наличие неравества в современном ему обществе,но причины его видел не в существующих экономических отношениях, а в несовершенстве нравственных отношений между людьми. Он полагал, что демократические реформы, а также целенаправленное воспитание и просвещение приведут к тому, что'капиталисты будут добровольно делить свои доходы с рабочими. Б этой идее Д.С.и4илля содержалось рациональное зерно, поскольку такая добровольность со стороны капиталистов могла быть вызвана осознанием необходимости принятия подобных мер во имя спасения капиталистической системы. Практика существования буряуаэно-демократичеекмх государств подтвердила возможность ослабления социальных противоречий с помощью тех мер, которые были предложены д.С.Миллем.

Исследуя социальные отношения, он попытался проанализировать социальный состав современного ему общества. Он не имел четкого представления о классах и сословиях как об исторических категориях и делил группы людеу/ня классы по их отношению к идее о свободе личности. В английском обществе XIX века д.С.килль выделил три социальные группы: земельную аристократию, "класс хозяев" (банковскую и торгово-промыпленцую буржуазию) и "глас с рабочих'Чок нф,ал четкого объяснения социального состава этой группы.Чаще

acero д.С.милль подразумевал под"классом рабочих"мелких хозяев v. промышленный пролетариат, но иногда включал туда и промышленную буржуазия) .Наиболее прогрессивно!-: социальной группой сзорс-т-н-л.-<;му общества он считал торгояо-промьинленнуй буржуазию, гак как она вела Оорьбу за демократические свободы.Ута точка зрения Д*0. йилля отражала действительное положен!-.-; вещей в английском общее-ве XIX века, где буржуазия был сосреДс.почием идей социально-экономического и политического прогресса.

Будущее всех социальных групп (за исключением земельной аристократии, которая, по его мнению, должна исчезнуть как"непроизво-дительный класс") Д.С.Милль видел в установлении "социального рав новесия" между ниш путем предоставления всем членам общества экономической свободы и политического равенства, достижение "социального мира", с его точки зрения, было возможно только с помощь» ре* форм, которые должна была осуществить буржуазия, прийдя к власти при поддержке рабочих. Такая позиция Д.С.милля, с одной стороны, служила интересам буржуазии в борьбе за её политическое господства, но с другой - способствовала консолидации буржуазии и трудящихся э борьбе за достижение гуманистических идеалов. Главным направлением реформ он считал реформу народного образования, идея которой была ям заимствована у Р.Оуэна, а также необходимость регулирования численности рабочих путем добровольного ограничения рождаемости ("гуманный" вариант мальтузианской теории).

Д.Сайидль первым йэ английских либералов обратился к проблей: английских трудящихся, в частности, рабочих. Он признавал ненормальным тяжелое материальное положение народных масс Англии и стремился найти пути повышения их благосостояния и снижения социальной напряженности в обществе, В поисках втих путей он обратился к со-циалисьическим учениям. Социализм он понимал как установленив^сс--циального мира", видя в нем возможность социального прогресса общества. Наиболее близким Д.С.Миллю был социализм оурьеристского толка. Но его "социализм" не был слепком с утопического социализ* ма. Он выработал свое понимание социализма, смешаз в единое целое, мелкобуржуазные радикальные идеи (эгалитаризм), идеи утопического социализма (основополагаязщий элемент его социалистической теории) и некоторые элементы марксизма (характер общественного распределе ния). д.С.йилль выделял капиталистический и социалистический пути развития общества и указывал, что исторический прогресс вероятнее всего приведет к социалистическому строю, иднако,)он отрицал возможность насильственного перехода н социализму и предполагал, что изменение капиталистического строя произойдет эволюционным путем

с дсшодьр протракш длэсударствгшшх реформ. Ъхо позволяет считать Д»и.&цглдиодшш из зшторав .теории ко!шгргещяи.

В свяои с вьшешЕазашшм.Д*С.Шш:ь отрицательно относился к чартясгскдыу .движению, пак ;как выступал против насильственных ме-тядов политической борьба, преддагашаихся чартистами. Отношение к иаряскзну -у .Д.С.Малля было также неиЕшвним, ^поскольку он не признавал идеи классовой борьбы и .антагонизма -общества и идеи диктатуры пролетариата, ¿мшстиы, -что он предпочитал не вступагь в поле-шву с марксистами и марксистскими идеями.

йсслодуя роль ДЛ1.Малля в разработке теории правового государства, следует отметить, что эта идея была центром его социально-политических воззрений. Под правовым государством он понимал демократическую парламентскую республику с четким разграничением функций властей, которая обеспечивает строгое соблюдения законов и является гарантом правовой защищенности человека. Он первым из английских либеральных деятелей разработал в своих трудах проблему соотношения личной и гражданской свободы человека с подчинением его законам государства и общества и репил ее с демократических позиций. Важнейшим признаком правового государства он считал обеспечение мм демократических свобод. Он предложил конкретную програьс^г реформ (отмена избирательного ценза, демократизация государственных учреждена», наличке эффективного контроля со стороны народа в отноиеюш правительства), иыавщую целью реализовать на практике идею правового государства. Однако борьба Д. О.иилля за воплощение в жизнь этой идеи не дала положительного результата, оольсинство предлагаемых им реформ не было осуществлен ко. Важнейшей его победой стала реализация идеи о снижений имущественного ценза во второй парламентской реформе 1667 года.

Рассматривая отношение Д.С.Д1илля к внешней политике Великобритании, необходимо отстать, что его взгляды на её проблемы отличались противоречивостью» Его интерес к британской внешней политике диктовался потребностями либеральной буржуазии к сводился к трем сюгетш: откосоние к колониальной политике Великобритании,ирландский вопрос и отношение к буржуазным революциям в Европе и Америке. Колониальную политику Англии Д.С.Мшшь рассматривал не только как либеральный деятель, но и как чиновник Ост-Индской кампании. Он делил колонии Англии на "цивилизо ванные" (Канада, Австралия) и "нецивилизованные" (Индия). С первыми он предлагал проводить политику взаимовыгодного сотрудничества.Такая позиция верно отрагала внешнеполитическую ситуацию,тая как Англия не могла сдерхать накал освободительной борьбы & этих колониях.

>-15 - •

^отнесении "нецивилизованной" Индкн Д .C.lim:» цргазйгая" проводить политику жесткого колониального диктата. Он счигадлдеЯствия^брита--нсних колониальных властей о'лагоы для индийского народа и обосно-оывал необходимость колониального резина "отсталостью и неразвитостью" индийцев. Взглядам д.С.Милля была свойственна идеализация британской колониальной политики о Индии.

Особой была позиция д.С.йилл в стиоаениа Ост-Индской кампании. Он,.был. сторонником ев сохранения, поскольку полагал, что оаа обеспечивает контроль, за иеатвиии шдайсккЕЯ властями, ограэдая индийский народ от злоупотреблений со стороны местной администрации. Идеализация деятельности Ост-ИндскоЯ вешании не позволила Д.С. мидл» понять ее консервативный характер».сделавший- эту хакпаниз тормозом на пути прошишовения» в Падко.-, частного напитала. Но следует такте забывать, что долзиосг&.гг Ост-Индской канпагат бъкга глаЕНыа источникоа доходов сг«згосД.С.Ц:1лля.

Оценивая политцк}-^1Гдгщ,а Нрли!дптд.с»'^1лль нахо-

дил еа грабительской. Осуаде2Е13>. английской колоняалгиой политики Ь Ирландии находилось в.пряиоЯ. свпзп.с интерзсаш ■ фрятрадерехой буржуазии, так как за счет Ирландии обогащались.английские лендлорда и церковь, и пафос д.С.Шлля бил направлен против mix. Разрешение ирландского вопроса Д.СЛ&ишь видэл.ишраведении аграрной реформу, цольо которой было бы саздашш сяш1^;астх:'зекглышх собственников путеа раздела пускп2гй^1:передаш1'Э руки крестьян части зта^яь, куплстагх государстго:гуviEy^PAQo^ E-Atirras oTOT'nrsn,. он по только забожмея об интересах.лрлггу-^кпг.крзстбгл, но и' стремися предотвратить роводЕщюиниЗ .взраага йрлаидик^ поскольку созрокад против предоставления ирдщгдца»!«ззав:!с2:нсстя, так как ого про«>.тпорз'-г,5ло интересгш либеральной .бурзуаожг. План Д.С.йияя бид;.ЕПОЛНО ocy^ecTBsm, но натолкнулся:, на ожесточенное сопротивло--нкэ-йабштта лорда Г.Рассела,которьй1.в5итчал..нимало собственников эекзль в Ирландии, и Д.О.Йига«но; удалось добиться репения этого вопроса пардатягскш путель йш^изЕестио^ ¿Ирландии причлось вес" -та додгую и мучительную борьбу.'за!;пгрзрнузьрс;<др.чу, которая заверь-таихсь только в 20-в- гг. ЛХ.веии.

Иротиворочав191.а5ыяо..от1юсгш!е'1ДХ»11гшш. к бурзуазнки-револю- -Ш1яз!,,-в ¿вропе и.В Америка*. Оно-., вытекало из его позиций па вопросу об эволюционном;насильственной пути развития общества. Выражая интересы..либеральной;.буржуазии, он не отрицал возможность насильственных...нагодаа развития общества при переходе от феодализма к капитализму. Он признавал бурауазнш революции арогрессивнш явлением, но считал, что зто - крайняя мэра, когда ясчерпшш гее

попытки проведения буржуазных преобразований путем государственных реформ.

Общественно-политические взгляды д.С.милля постоянно эволюционировали вместе с развитием английского общества. Ш была чуэда стагнация. Д.С.тклдь живо откликался на события обцественно-Полити-1 ческой хкзни. Постепенная радикализация его идей была СйЯзйна с оОострением социальных противоречий в английском обществе, Особенности общественно-политических воззрений д.С.Ыилля - их эклектичность, противоречивость - явились отражением процесса становления либеральной идеологии» Значение Д.С.Милля как либерального деятеля в том, что 0 1 сумел понять важность гуманистических идеалов для развития общества и разработал программу реформ, которая предусматривала: отмену избирательного ценза, проведение демократических выборов, установление представительной демократки, а вслед за этим осуществление государственных реформ по улучиению положения неимущих слоев общества: раздача им в аренду земельных участков, создали е кооперативных производительных товариществ, развитие системы бесплатного народного образования.' Анализ путей и методов реализации теоретических воззрений Д.С.Милля показал, что его реформистская программа не могла быть осуществлена в то время, поскольку этому мешали усилившаяся к середине XIX века социальная напряженность, а также неспособность английской буржуазии, к которой переела политическая гегемония, в тот период принять эти идеи и реализовать их, так как они казались излишне радикальными. Между тем, эти идеи Джона Стюарта Ишлк предвосхищали новый этап в развитии либерализма, связанный с поисками путей преодоления социальной напряженности в обществе и достижения консенсуса, и в этом смысле он был наиболее последовательным либералом и выразителем интересов либеральной буржуазии.

Основные положения диссертации изложены а следующих публикациях автора:

1. Джон Стюарт йилль о либеральном направлении во французской Суркуазной историографии Ы.Гкзо, О.Тьерри) // Всесоюзная научна.л студенческая конференция по гуманитарным наукам '¿о-к.1 апреля 1Ъо6 г. Актуальные проблемы исторических наук. Тезисы докладов, й.: ЬГШ им. Ь.И.Ленина, И-ьй.- С.4и-<^.- 0,1^ п.л.

'¿, Джок Стюарт ¿¡илль в оценке русской историографии// Проблемы историографии и источт:коведешя западноевропейских стран, л.: 1ЛГУ им. В.И.Ленина, хлЛ/Е.- п.л.