автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Кавиев, Айрат Фархатович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Кавиев, Айрат Фархатович

Введение.3

Глава 1. Этапы и факторы формирования концептуальных оценок М. Вахитова - политика.

1.1. Историография 20-х - середины 50-х годов XX века: тенденции оценки деятельности М. Вахитова историко-политической наукой.10

1.2. М. Вахитов как общественно-политический деятель революционной эпохи в историографии середины 1950-х -середины 1980-х годов.26

1.3. Переосмысление оценок и трактовок общественно-политических взглядов М. Вахитова в исторической литературе конца 1980-х - 2000-е годы.57

Глава 2. М. Вахитов как тип национального лидера: историко-политический анализ.

2.1. Истоки формирования общественно-политических взглядов

М. Вахитова.75

2.2. М. Вахитов - лидер левых мусульман-социалистов.94

2.3. М. Вахитов - идеолог освободительного движения в исламском мире.119

2.4. М. Вахитов и М. Султан - Галиев: идейно - политическая преемственность в теории и практике национально-освободительного движения.147

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по политологии, Кавиев, Айрат Фархатович

Актуальность темы исследования. Известно, что долгое время историческое прошлое рассматривалось как деятельность масс, классов, социальных групп. Именно с этих методологических позиций исследовалась роль личности в истории. Поэтому в перестроечное и постсоветское время возрос интерес к изучению исторической антропологии. Историки получили возможность объективно, без идеологических догм и штампов оценить деятельность и взгляды отдельных личностей. Это способствовало глубине раскрытия смысла и хода исторических событий, пониманию их неоднозначности и неповторимости, осмыслению важнейших событий эпохи. В этой связи изучение взглядов Мулланура Вахитова, в силу его особой и во многом уникальной роли в истории национального движения татарского народа в начале XX века, представляет несомненный интерес для современности, ибо многие его идеи и политические приоритеты не потеряли своей актуальности в настоящее время.

Рассматриваемая в диссертации тема самодостаточна и в научном отношении, так как, несмотря на то, что отдельные стороны жизни и деятельности М. Вахитова изучены довольно обстоятельно, до сих пор не существует какого-либо комплексного исследования общественно-политических взглядов М. Вахитова с учетом современных, объективных методологических позиций. Его имя обросло легендами, из работы в работу переходили повторяющиеся некритические клише, что порождает необходимость более детального, с опорой на новые источники, изучения его мировоззрения. Это способствовало бы закреплению реальных представлений о национальном движении татарского народа.

Таким образом, объектом данного исследования являются общественно-политические взгляды М. Вахитова, одного из ярких представителей национально-освободительного движения татарского народа в революционную эпоху. Предметом исследования стали политические установки и деятельность М. Вахитова в их эволюции.

Хронологические рамки работы определяются годами жизни М. Вахитова (1885-1918). Нам представляется целесообразным выделить в его биографии ряд этапов. Первый - с 1885 года до февраля 1917 года. Это было время накопления знаний, когда формировались присущие ему личностные качества и свойства, основы его общественно-политических взглядов. Следующий этап, с февраля 1917 года по январь 1918 года, является периодом, когда М. Вахитов возглавил левое крыло татарского национального движения. Заключительный этап - с января 1918 года по август 1918 года, пришелся на время его работы комиссаром Советского правительства, когда М. Вахитов становится лидером государственного строительства татарского народа и идеологом освободительного движения в исламском мире. Трагическая гибель комиссара оборвала его политическую деятельность. В ряде случаев привлекаемый материал хронологически охватывает 1923 год - период первого ареста ученика и соратника М. Вахитова М. Султан-Галиева. Данное обстоятельство объясняется еще и тем, что источники позволяют проследить преемственность взглядов М. Вахитова и М. Султан-Галиева.

Методологическая основа диссертации базируется на сочетании биографического и историко-антропологического подходов, что позволяет вывести исследование на уровень анализа индивидуального сознания и деятельности. Эти методы основаны на принципе историзма, препятствующего механическому переносу в прошлое сегодняшних представлений и приоритетов, а так же на принципе объективности, заключающимся в попытке преодолеть крайности в оценке общественно-политических взглядов М. Вахитова. Сравнительно-исторический метод исследования необходим для реконструкции мировоззрения и сопоставления различных точек зрения современников и потомков. Он позволяет выделить во взглядах лидеров татарского национального движения общее и повторяющееся с одной стороны и особенное, индивидуальное - с другой стороны. Метод реконструкции дает возможность в ярком теоретическом наследии М. Вахитова найти и облечь в логически упорядоченное целое Ф систему его идей и положений. В диссертации использован проблемно-хронолигический принцип изложения материала. Диалектический принцип анализа способствовал рассмотрению общественно-политических идей М. Вахитова в контексте их генезиса, становления и эволюции.

Степень изученности. Специальных работ, анализирующих общественно-политические взгляды М. Вахитова, нет. В том или ином объеме общественно-политические взгляды М. Вахитова освещаются в общих работах по истории общественно-политической мысли начала XX века, революционного и национально-освободительного движения, * государственного строительства в Татарстане, в монографиях и статьях биографического характера, в исследованиях, посвященных отдельным сторонам жизни и деятельности М. Вахитова.

Различные, нередко противоречивые оценки и суждения авторов по поводу взглядов М. Вахитова, вызывают необходимость выделения отдельной главы, посвященной обзору историко-политической литературы.

Изучение избранной темы потребовало привлечения большого объема источников. Источниковую базу исследования составляют следующие группы источников и литературы.

В первую группу входят статьи, сочинения, речи М. Вахитова, опубликованные в газетах в годы его учебы в Петербурге и в период I активной политической деятельности. К сожалению, они сохранились не в полном объеме. Эти материалы раскрывают разнообразные интересы и воззрения М. Вахитова, позволяют проследить процесс формирования и эволюцию его общественно-политических взглядов.

Вторую группу источников составили документы и материалы, разработанные и подписанные М. Вахитовым на посту комиссара Советского правительства. Это постановления, декреты, проекты, обращения, приказы. Некоторые из них подписаны совместно с руководителями Советского правительства В.И. Лениным, И.В. Сталиным и другими. В них отражается многогранная работа М. Вахитова как государственного деятеля, содержится ценная информация о его участии в решении важнейших задач национальной политики и государственного строительства в первый год существования Советской власти.

Третья группа источников включает обширный комплекс периодических изданий начала XX века на татарском, русском и турецком языках: «Кызыл байрак» - орган Мусульманского социалистического комитета, «Аваз» - орган Союза приказчиков, «Чулпан», «Кызыл Армия», «Ени Дуния» - газеты, которые выпускал Центральный мусульманский комиссариат. М. Вахитов редактировал эти газеты, принимал активное участие в их организации и издании. В эту же группу периодических изданий входят газеты и журналы: «Урал», «Ирек», «Шуро», «Мусульманская газета», «Камско-Волжская речь», «Рабочий», «Правда», «Известия ВЦИК». Эти органы печати представляли различные политические направления, от либеральных до радикально-демократических. Опубликованные в них статьи представляют значительный интерес для исследователя: периодическая печать позволяет воссоздать колорит и атмосферу того времени, политический климат революционной эпохи.

Четвертую группу источников составляют документы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Татарстан и в Центральном государственном архиве историко-партийной документации Республики Татарстан. Фонд Первого Казанского реального училища НА РТ (фонд 426) содержит сведения об учебе М. Вахитова, его ведомости успеваемости. В материалах фонда Казанского губернского жандармского управления НА РТ фонд 199) имеются документы, свидетельствующие о революционной деятельности М. Вахитова, его друзей и соратников. В фондах Казанской губернской земской Управы НА РТ (фонд 81) и Казанского губернского Комитета общественной безопасности НА РТ (фонд 601) есть сведения о деятельности М. Вахитова в органах управления, созданных Временным правительством. О деятельности М. Вахитова среди крестьян имеются документы в фонде Казанского губернского Совета крестьянских депутатов (Губсовдеп) НА РТ (фонд 983).

Некоторые воспоминания друзей и людей знавших М. Вахитова хранятся в фондах Татарского обкома ВКП(б) ЦГАИПД РТ (фонд 15) и Испарта Татарского обкома ВКП(б) ЦГАИПД РТ (фонд 36).

Богатый источник представляют собой мемуары и воспоминания, которые дают интересный фактический материал, позволяют уяснить мотивы тех или иных поступков, выяснить характер личных взаимоотношений авторов с М. Вахитовым. Важность этой группы источников заключается еще и в том, что они существенно обогащают лишь частично сохранившийся материал дооктябрьского периода жизни и деятельности М. Вахитова. Дело в том, что весь архив МСК утрачен. Воспоминания в определенной степени дополняют недостаток других источников.

При рассмотрении преемственности общественно-политических взглядов М. Вахитова, необходимо в отдельную шестую группу выделить речи, статьи и работы М. Султан-Галиева.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы, освободившись от идеологических догм, подвергнуть историко-политологическому анализу сложившиеся в отечественной политической литературе представления о М. Вахитове и создать объективное исследование общественно-политических взглядов М. Вахитова.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть тенденции в оценках общественно-политической деятельности М. Вахитова и переосмысление трактовок историко-политической наукой с 1920-х - до 2000-х годов.

2. Выявить предпосылки и факторы формирования общественно-политических взглядов М. Вахитова.

3. Охарактеризовать М. Вахитова как новый тип идеолога левых мусульман-социалистов России и народов Востока.

4. Изучить эволюцию общественно-политических взглядов М. Вахитова на посту комиссара Центрального мусульманского комиссариата.

5. Проследить идейно-политическую преемственность между взглядами М. Вахитова и его ученика и соратника М. Султан-Галиева.

Научная новизна работы заключается в том, что:

• Впервые в отечественной историографии дается историко-политический анализ работ, посвященных М. Вахитову.

• Впервые представлен комплексный анализ общественно-политических взглядов М. Вахитова, написанный с современных методологических позиций.

• Пересмотрен ряд сложившихся оценок и интерпретаций об общественно-политической деятельности М. Вахитова.

• Выявлена и аргументирована идейно-политическая преемственность взглядов М. Вахитова и М. Султан-Галиева.

• В диссертационной работе используется ряд источников, которые вводятся в научный оборот впервые и раскрывают неизвестные ранее факты и события политической биографии М. Вахитова.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее. выводы могут быть использованы при написании обобщающих научных работ по политической истории национального движения народов Востока, при подготовке факультативов, спецкурсов, семинаров по проблемам развития общественно-политической мысли, национально-освободительного движения и строительства государственности татарского народа.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в докладах на межвузовских научных и научно-практических конференциях (Казань 2001, Елабуга 2001-2003), ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава КГУ и ЕГПУ (2000-2003 годах), а также в ряде научных публикаций:

1. Кавиев А.Ф. Революционер-демократ и гуманист М. Вахитов // В поисках ответов (сборник трудов молодых ученых). Выпуск второй. -Елабуга. -2000. -С. 9-12.

2. Кавиев А.Ф. М. Вахитов и М. Султан-Галиев: Идейно-политическая преемственность // IV Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов. Тезисы докладов. -Казань, 2001. - С.121-122.

3. Кавиев А.Ф. «Революционность энергии, решимость характера, ясность ума» (К вопросу о политических взглядах М. Вахитова) //Совершенствование преподавания в высшей школе (материалы научно-практической конференции). - Казань, 2002. -С.30-33.

4. Кавиев А.Ф. Общественно-политические позиции революционно-демократического крыла национального движения в Казани в 1917-1918 годах: Мусульманский социалистический комитет // В поисках ответов (сборник трудов молодых ученых). Выпуск 3. - Елабуга, 2003. (в печати)

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова"

Заключение.

Из материалов исследования следует, что труды и статьи, созданные в 20-50-е годы XX века, не дают целостного представления об общественно-политических взглядах и революционной деятельности М. Вахитова. Их авторами являлись в основном непосредственные участники событий в крае, свидетели жизни и деятельности М. Вахитова. Эти работы в значительной степени окрашены эмоционально-личностным восприятием происходивших событий. В этом, с одной стороны, достоинство издававшейся литературы, а с другой - недостаток, поскольку узость источниковой базы предопределила невысокий уровень научного обобщения.

На работы, созданные в 30 -50-е годы, наложил существенный отпечаток культ личности Сталина. Главное внимание историки Татарии по указке свыше сосредоточили на дискредитации национально-освободительного движения татарского народа, характеризуя его как буржуазно-националистическое. Не избегла этой участи и деятельность М. Вахитова до момента назначения его комиссаром Советского правительства. При анализе истории Центрального мусульманского комиссариата и Центральной мусульманской военной коллегии имя М. Вахитова умалчивалось, его общественно-политические взгляды не были объектом изучения.

Середина 50-х годов стала началом качественных изменений в освещении истории национального движения и общественно-политических движений. Процессы демократизации, начатые XX съездом КПСС, коснулись и исторической науки, положив начало решительному пересмотру многих укоренившихся в науке неверных представлений. За несколько десятилетий было опубликовано очень много работ, в которых так или иначе затрагивается данная проблема. При всей многочисленности изданий специальных исследований о М. Вахитове недостаточно. Отдельные стороны его общественно-политических взглядов, революционной и государственной деятельности исследуются в работах, посвященных истории общественно-политической мысли татарского народа, истории национального освободительного и общественного движения, истории подготовки и проведения Октябрьской революции в Поволжье, истории государственного строительства в Татарии. Однако историки сосредоточили основное внимание на изучение революционной деятельности М. Вахитова, руководства им МСК, рассмотрению государственной деятельности на посту председателем ЦМК и ЦМВК. Преобладание панегирического стиля большинства работ снижают в определенной степени их объективность. Исследования общественно-политических взглядов носит фрагментарный характер.

Как показал анализ, демократизация, развернувшаяся в стране в середине 80-х годов XX века, либерализация мышления, в том числе и научного, позволили возобновить процесс обретения объективности исторической науки. Получают новое прочтение и те аспекты исторической действительности, которые, еще недавно казались детально разработанными. Не проходит интерес и к личности выдающегося татарского общественно-политического деятеля М. Вахитова. Выходит в свет ряд статей, посвященных комиссару, в которых на основе широкого круга источников, происходит переоценка многих устоявшихся оценок и трактовок его деятельности и общественно-политических взглядов.

М. Вахитов жил в интересное и сложное время истории, когда решалась судьба российского общества, будущее татарского народа, в эпоху трех революций, социальных катаклизмов, политических потрясений. Его жизненный путь - это путь борца, верившего в возможность социальной справедливости, в гуманизм, в конечную победу разумных начал и лозунгов национального равноправия.

Каждый народ имеет присущую только ему своеобразие мышления, менталитета, который формируется на протяжении многих веков. В своеобразие этнополитического облика этноса, в его совершенствование вносят свой вклад яркие общественно-политические деятели каждой эпохи. Такой большой личностью был и остается М. Вахитов.

Нами прослежено, что идейно-политические, нравственно-духовные и культурные воззрения М. Вахитова во многом были заложены семейным и дружеским окружением в юношеские годы. Рельефно проявились черты общественного деятеля и идейного борца в годы учебы в Петербурге. Он был человеком высокой культуры, огромной эрудиции, широчайшего интеллектуального горизонта. На формирование общественно-политических взглядов молодого М. Вахитова, с одной стороны, повлияли бессмертные творения классиков мировой и русской культуры, идеи просветительства, мощные традиции предшественников - гуманистов и зарождающиеся революционно-демократические искания современников и всего российского общества начала XX века, с другой.

В своих выступлениях Вахитов обращал внимание на лучшие образцы российской культуры, на факторы общности народов России, историю своего народа, отдавал отчет в преемственности культур народов Востока и их связях с Европой. В его публикациях сквозит призыв к возрождению лучших достижений мысли и поэзии мусульманского Востока.

После Февральской революции в Казанской губернии развернулась борьба за политическое лидерство и начала складываться система регионального политического лидерства. Ее составляли лидеры различного масштаба, разной степени и характера влияния на общественно-политические процессы. М. Вахитов - революционер-гуманист, мыслитель и общественно-политический деятель был выше многих современников. Увлеченный социалистическими идеями, отвечая всем критериям политического лидера, он возглавил левое крыло в татарском национальном движении. Отказавшись войти в состав Казанского мусульманского комитета, М. Вахитов создал Мусульманский социалистический комитет

МСК) - прогрессивную демократическую организацию, в который могли войти все желающие, вне зависимости от классовой принадлежности. В МСК входили многие передовые представители татарской интеллигенции, которые стали впоследствии известными деятелями культуры и видными политиками. В целом МСК копировал формы деятельности традиционной европейской социал-демократии, хотя ставил основной целью распространение среди мусульман идей социализма.

Нами выявлено, что социализм и гуманизм в представлении Вахитова -составляли неразрывное единство. Его идеалом является тот социализм, который строится во имя любви к человеку, во имя подлинной свободы. Приверженность принципам, нормам и категориям гуманизма красной нитью проходит через все выступления и статьи М. Вахитова.

Талант политика и государственника ярко проявились после того, как М. Вахитов возглавил Центральный мусульманский комиссариат при Совнаркоме. Он становится лидером национально-государственного строительства мусульманских народов Поволжья и идеологом освободительного движения в мусульманском мире. Важным моментом подготовки антиколониальной революции на Востоке он считал создание первой мусульманской советской республики. Альтернативу плану создания штата «Идель-Урал» он видел в Татаро-Башкирской Республике, как государстве, созданном на федеральных и договорных началах. Эта республика должна была стать «революционным очагом», откуда, как представлял М. Вахитов, будут «летать мятежные искры социальной революции в недра Востока». В своих выступлениях он неоднократно говорил об истории социалистического движения среди мусульман разных стран, при этом отмечая важность революционизирования Востока для всего мирового революционного движения.

Нам удалось установить, что особое значение в развертывании освободительного движения в мусульманском мире М. Вахитов придавал созданию Мусульманской социалистической армии, организацией которой он занимался, став председателем Центральной мусульманской военной коллегии. Важную роль в осуществлении антиколониальной революции на Востоке должна была сыграть созданная М. Вахитовым в марте 1918 года независимая от РКП(б) партия мусульманских социалистов-коммунистов, опиравшаяся на мусульманские социалистические комитеты. Однако вскоре после смерти М. Вахитова, партия под давлением ЦК РКП(б) пришлось отказаться от статуса самостоятельной и стать мусульманской секцией при РКП(б).

Особое значение в развитии освободительного движения в исламском мире М. Вахитов придавал пропаганде социалистических идей среди народов Востока, содействию работе мусульманских социалистических организаций других стран. С этой целью в Центральном мусульманском комиссариате создается отдел международной пропаганды, который возглавлял сам М. Вахитов. Он курировал издание газет, брошюр и книг на турецком, иранском и арабском языках.

Нами прослежено, что, работая комиссаром Советского правительства, М. Вахитов не всегда был согласен с генеральной линией партии большевиков. Он не был сторонником безоговорочного подчинения национального движения подновленным имперским структурам Советского государства, протестовал против однопартийного правительства и поддерживал принцип коалиционной власти. Не все мероприятия социалистической революции - в частности, разрушение старых хозяйственно-экономических структур, «красногвардейская атака на капитал», лозунг «экспроприация экспроприаторов» - нашли позитивный отклик у М. Вахитова. Он считал необходимым внести существенные поправки в ленинский декрет об отделении церкви от государства. Разного рода шероховатости и противоречия были и в отношениях М. Вахитова с народным комиссаром по делам национальностей И. Сталиным.

На основании источников, в том числе введенных в научный оборот впервые, мы попытались показать идейно-политическую преемственность взглядов М. Вахитова и М. Султан-Галиева. Его преемником стал М. Султан-Галиев, который до начала 1920-х годов продолжал развивать политические мысли и планы своего учителя.

За время своей активной политической деятельности М. Вахитов прошел путь от идеалиста и романтика, мечтавшего о перенесении идей марксизма и национального возрождения на мусульманскую почву, до политика, начавшего отличать подлинные интересы от мнимых, декларации от реальных поступков. Он вырос и как политик, и как личность. Он начал поиски опоры для построения будущего у большевиков, но в итоге стал все больше опираться на национальные идеи, идеи тюркизма. Он был истинным романтиком и верил в свою правоту. Порой ошибаясь, он честно отдавал все свои силы делу прогресса и освобождения мусульманских народов.

 

Список научной литературыКавиев, Айрат Фархатович, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"

1. Неопубликованные источники.1.НА РТ.

2. Фонд 81 (фонд Казанской губернской земской Управы).

3. Фонд 199 (фонд Казанского губернского жандармского управления).

4. Фонд 601 (фонд Казанского губернского Комитета общественной безопасности).

5. Фонд 983 (фонд Казанского губернского Совета крестьянских депутатов).

6. Фонд 426 (фонд Первого Казанского реального училища).2. ЦГАИПДРТ

7. Фонд 15 (фонд Татарского обкома ВКП(б))

8. Фонд 36 (фонд Испарта Татарского обкома ВКП(б))

9. Опубликованные источники. 1. Опубликованные источники на русском языке.

10. Баруди Г. Памятная книжка // Казань. 1998. - № 1. - С. 30 -43.

11. Борьба за Казань. Сборник материалов о чехо-учредиловской интервенции в 1918 году. №1. - Казань, 1924.

12. Валиди 3. Воспоминания. Уфа, 1994. - 330 с.

13. Вахитов М. Избранное. Статьи, речи, письма, документы. Казань, 1967.- 124 с.1

14. Грасис К. Октябрь в Казани // Пролетарская революция. 1924. - №10 (33).-С. 120-137.

15. Ибрагимов Г. Сочинения в 8 томах. Казань, 1984. - т.7.

16. Исхаков В. Его имя не должно быть забыто! (Об увековечении памяти М. Вахитова на его родине) // Искра (Кунгур). 1957.-21 июля.

17. Исхаков В. Мулланур Вахитов // Звезда (Пермь). 1957. - 17 октября.

18. Исхаков С.М. Октябрьская революция и борьба мусульманских лидеров за власть в Поволжье и на Урале // Отечественная история, 1999.-№1. С.47-63.

19. Казаков И. К открытию памятника вождю мусульманского пролетариата // Известия ТатЦИКа. 1922. - 29 апреля.

20. Казаков И. Мулланур Вахитов // Известия ТатЦИКа. 1923. - 19 августа.

21. Казаков И. Мулла-Нур Вахитов // Известия ТатЦИКа. 1922. - 22 июня.

22. Казаков И. Мулланур Вахитов // Кызыл Армия. 1920. - 21 августа.

23. Казаков X. В грозный час // Советская Татария. 1975 - 22 августа.

24. Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. Сборник документов и материалов. Уфа, 1959. - 990 с.

25. Образование Татарской АССР: Сборник документов и материалов. -Казань, 1963.-504 с.

26. Первый год пролетарской диктатуры в Татарии. / Сборник документов и материалов. Казань, 1933. - 440 с.

27. Политика советской власти по национальным делам за три года. 19171920 гг. -М., 1920.

28. Рахматуллин И. Мулланур Вахитов. // Пути революции. 1923. - № 3. -С.34-40.

29. Саид-Галиев С. О Муллануре Вахитове // Красный Крым. -1921. 7 ноября.

30. Султан Галиев М. Кто я? // Татарстан, 1992. - №5-6. - С. 73-81.

31. Султан-Галиев М. Избранные труды. Казань, 1998. - 719 с.

32. Султан-Галиев М. Статьи, выступления, документы. — Казань, 1992. -516с.

33. Чанышев Я. 1917 год в Казани. Из воспоминания старого большевика //Дружба народов. 1957.- №5.

34. Чанышев Я., Маликов А. Для нас ты будешь живым примером. К 80-летию со дня рождения М. Вахитова // Советская Татария . 1965 . - 20 августа.

35. Чанышев Я., Маликов А. Мулланур Вахитов // Советская Башкирия. -1958. — 19 августа.

36. Шесть лет национальной политики Советской власти и Наркомнац (вместо отчёта). М., 1924.

37. Якубовский Я. Встречи с Мулла-Нуром Вахитовым. (Воспоминание) //Советская Татария. — 1965. 18 августа.

38. Опубликованные источники на татарском языке.

39. Аитов JI. Анын якты истэлеге (Его светлая память) // Социалистик Татарстан. 1965. - 17 августа.

40. Амирхан Ф. Мулланур иптэш (Товарищ Мулланур) // Кызыл Армия. 1920. — 19 августа.

41. Ахмадеев Ш. 19 август. М. Вахитовнын утерелуенэ дурт ел тулуга каратып (19 августа. К четырехлетию убийства М. Вахитова) //Коммунист. 1922. - 22 августа.

42. Ахмадеев Ш. Мулланур иптэш Вахитов (Товарищ Мулланур Вахитов) //Кызыл Армия. — 1919. 11 сентября.

43. Вахитов Н. Мулланур Вахитове турында (О Муллануре Вахитове) //Совет эдэбияты. 1957. - № 8 - С. 55-58.

44. Вахитов Н. Мулланурнын соны коннэре. Хэтирэлэр. (Последние дни Мулланура Вахитова. Воспоминания.) // Кызыл Татарстан. 1926. - 19 августа.

45. Габитова Р. Беренче адымлар (Первые шаги). / Корэштэшлэр (Саратники). Казань, 1972. - С. 23.

46. Гайнанов К. Мулланур Вахитов // Красная Татария. 1924. - 19 августа.

47. Гайнуллин X. Бергэ уткэн коннэр (Дни прожитые вместе). / Корэштэшлэр (Соратники). Казань, 1972. - С. 40-45.

48. Галиакберов С. Мулланур иптэш Вахитов турында истэлеклэр (Воспоминания о товарище Муллануре Вахитове) // Кызыл Татарстан. 1924. - 19 августа.

49. Галимов Н. Чехлар кергэндэ. Мулланур турында истэлеклэр (При вступлении чехов. Воспоминания о Муллануре) II Кызыл Татарстан. -1926. —19 августа.

50. Ибрагимов Г. Шэрыкнын боек революционеры Мулланур Вахитов (Великий революционер Востока Мулланур Вахитов) // Кызыл Шэрык. 1920.- №1. - С. 44-46.

51. Казаков И. Мулланур белэн минем очрашуларым (Мои встречи с Муллануром). / Корэштэшлэр (Соратники). Казань, 1972. - С. 16-17.

52. Казаков И. Шэрыкнын боек революционеры Казанда М. Вахитовка Ьэйкэл ачылу унаее белэн (Великий революционер Востока М. Вахитов. К открытию памятника в Казани) // Татарстан хэбэрлэре. — 1922.-4 мая.

53. Корэштэшлэр. Мулланур Вахитов Ьэм анын корэштэшлэре турында истэлеклэр Ъэм мэкалэлэр (Соратники. Воспоминания и статьи о Муллануре Вахитове и его соратниках). Казань, 1972. - 243 с.

54. Малик С. Активлар жыелышында иптэш Вахитов (Товарищ Вахитов на собрании актива) // Кызылармеец. — 1926. 20 августа.

55. Мулланур Вахитов Казыл мосельман гаскэри фиркаларыннын атасы (Мулланур Вахитов — отец мусульманских красноармейских частей) //Кызыл Армия. - 1920. - 19 августа.

56. Мухутдинова А. Мулланур Вахитов Ьэм татарлар пролетариата (Мулланур Вахитов и татарский пролетариат) // Кызыл армия. 1920. -19 августа.

57. Сайфи Фатых-Казанлы. Мулланур иптэш Вахитов (Товарищ Мулланур Вахитов) // Татарстан. 1923. — 20 августа.

58. Фатхи (Бурнашев). Шэрык ярлыларнын боек юлбашчысы Мулланур Вахитов (Великий вождь бедноты Востока Мулланур Вахитов) //Кызыл Армия. 1920. - 19 августа.

59. Фатхи. Мулланур Вахитовка Ьэйкэл (Памятник Муллануру Вахитову) //Татарстан. 1922. - 2 апреля.

60. Фатхи. Мулланур турында истэлеклэр (Воспоминания о Муллануре Вахитове) // Кызылармеец. -1926.- 20 августа.

61. Чанышев Я., Маликов А. Ялкын революционер (Пламенный революционер) // Социалистик Татарстан. 1965. — 22 августа.

62. Шафигуллин В. Бутаучы узе бутала (Путаник сам запутывается) //Татарстан хэбэрлэре. 1920. - 19 августа.

63. Шафигуллин В. Ике ел искэ тошерэбез (Два года - вспоминаем) //Эшче. - 1920. 18 августа.

64. Шафигуллин В. Казан мосельман социалистик комитеты (Казанский мусульманский социалистический комитет) // Кызыл Татарстан. 1927. - 4 ноября.

65. Шэрыкнын боек революционеры Мулланур Вахитов (Великий революционер Востока Мулланур Вахитов). Казань, 1919. — 94 с.

66. Периодические издания. 1. Газеты на русском языке.

67. Камско-Волжская речь 1917г.12. Рабочий-1917 г.13. Правда-1918 г.14. Известия ВЦИК 1918 г.

68. Мусульманская газета 1914г.

69. Газеты и журналы на татарском и турецком языках.21. Аваз-1917 г.22. Кызыл байрак 1917г.23. Кызыл Армия 1918 г.24. Чулпан 1918 г.25. Урал- 1907 г.26. Ирек 1917 г.27. Шуро- 1909-1913 гг.28. Ени Дуния-1918 г.3. Литература.

70. Литературы на русском языке.

71. Абдуллин М., Батыев С. Султангалиевщина и её буржуазные «защитники» // Коммунист Татарии. 1975. - №1. С. 70 -83.

72. Альберт Рис Вильяме. О Ленине и Октябрьской революции. — М, 1960.

73. Анатомия революции. 1947 год в России: Массы, партии, власть. -СПб., 1994.

74. Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России.-М., 1931.- 140 с.

75. Бадреев С. Татарская АССР. М., 1932.

76. Бадьин А. Борьба с интервентами в 1918 году и Наркомнац //Исторический журнал. 1942. - №10. - С. 74 - 82.

77. Валеев Р.К. К вопросу о «Забулачной Республике» / История Государственности республики Татарстан и современность. Материалы республиканской научной конференции 8-9 декабря 1998г. -Казань, 2000.-С. 121-132.

78. Валеев Р.К. Назревание общенационального кризиса и его проявление в Поволжье и на Урале в 1917 году. Казань, 1979. - 208 с.

79. Валеев Р.К. Революционное движение в Среднем Поволжье: июль -октябрь 1917 года. Казань, 1972. - 155 с.

80. Валеев Р.К. Хроника «Забулачной республики» // Республика Татарстан. 1997. - 26 июля.

81. Великий Октябрь и современность. М., 1988.

82. Гарафутдинов Р.А. Галимджан Сайфутдинов: Очерки жизни и деятельности. Казань, 1988,-104 с.

83. Гизатулли И.Г. Защищая завоевания Октября: Центральная мусульманская военная коллегия1918-1920гг. М.,1979 - 160 с.

84. Григорьев А.Н. Подготовка и проведение Октябрьского вооруженного восстания в г. Казани / Об октябрьском вооруженном восстании в г. Казани в 1917г.: Сб. статей. Казань, 1948. С. 40 -53.

85. Громов И.И. Борьба партии против буржуазного национализма и национал уклонизма в годы социального строительства / Из истории борьбы ленинской партии против оппортунизма. -М., 1966 .- С. 523528.

86. Громов И.И. Борьба партии против национализма. М., 1974. 126с.

87. Давлетшин Т. Советский Татарстан: Теория и практика ленинской национальной политики. Лондон, 1974. — 392 с.

88. Декреты Советской власти. М., 1957. - Т. 1.

89. Диминштейн С. Идеологическая борьба в национальном вопросе //Революция и национальности. 1930. - №3. - С. 3 -20.

90. Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты. Казань,2000. - 160 с.

91. Жизнь замечательных людей в Казани. Казань, 1940 - 1941. - в 2-х т.

92. Идиатуллина К.С. Региональное политическое лидерство в России: пути эволюции. Казань, 1997. - 148 с.

93. Ионенко И.М. Крестьянство Среднего Поволжья накануне Великого Октября. Казань, 1957. - 256 с.

94. Ионенко И.М. Солдатские массы в Октябрьской революции: По материалам Поволжья и Урала. Казань, 1982. - 152 с.

95. Ионенко И.М., Тагиров И.Р. Октябрь в Казани. Казань, 1967. - 272 с.

96. История государственности Республики Татарстан и современность. -Казань, 1999. 186 с.

97. История Татарстана. XX век. 1917-1995 гг. IV часть: Учебное пособие для общеобразовательных заведений. Казань, 1998. - 416 с.

98. История Татарстана: Учебное пособие для основной школы. Казань, 2001.-544 с.

99. Касаковский А. Верный сын революции М. Вахитов // Военно-исторический журнал . 1975. -№ 8. - С. 126-128.

100. Касимов Г. Идеология национал-фашизма (Султангалиевщина и иттихадисты).- Ташкент — Самарканд, 1936.

101. Касымов Г. Пантюркисткая контрреволюция и её агентура -султангалиевщина. — Казань, 1931. 100 с.

102. Лайпанов К. Г. Октябрь в Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1971.

103. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.,1995. - 312с.

104. Литвин А.Л. Казань: время гражданской войны. Казань, 1991.

105. Мансветов Н. Великая Октябрьская революция и создание Народнгого комисариата по делам национальностей // Вопросы истории. 1949. - № 8. - С. 9-25.

106. Медведев Е., Демашев Ф., Тарасов А., Кудрявцев В. Казанская большевистская организация в 1917 году. -Казань, 1933.

107. Михайлова С.М. Коршунова О.Н. М.Вахитов. Личность в истории. Провинциальная культура // Регионология. 2001. -№ 1. С. 280-294.

108. Михайлова С.М., Коршунова О.Н. Мулланур Вахитов. Штрихи к портрету мыслителя и политика // Научный Татарстан. 2000. - №3. -С.74-77.

109. Мулланур Вахитов. Жизнь и деятельность пламенного революционера ленинца. - Казань, 1985. - 270 с.

110. Муллануру Вахитову бойцу ленинской гвардии // Советская Татария .- 1985 . -23 августа.

111. Мухарямов М. К. Октябрь и национально-государственное строительство в Татарии. Москва,1969. — 285 с.

112. Мухарямов М. К. Революционер-гуманист. (К вопросу о партийности Мулланура Вахитова). / К памяти М.К. Мухарямова.-Казань, 1995-С. 102-111.

113. Мухарямов М., Мухамедов С. Мусульманский социалистический комитет // Советская Татария. 1957.- 2 ноября.

114. Мухарямов М.К. Воспетый музами // Советская Татария. 1985. - 22 августа.

115. Мухарямов М.К. Левые социалисты-мусульмане Татарии в 19171918гг. /Памяти М. К. Мухарямова / Под ред. Сайдашевой и Гизатуллина. -Казань, 1995.-С. 75 -83.

116. Мухарямов М.К. М Вахитов // Советская Татария.-1953. 19 август.

117. Мухарямов М.К. Октябрь и национальный вопрос в Татарии (октябрь 1917- июль 1918 г.) Казань, 1958. - 276 с.148. «Нам хотелось бы, дорогой Иосиф Виссарионович, узнать ваше мнение о М.Вахитове» // Эхо веков. 1996 - № 1/2. - С. 280 -281.

118. Насыров Т. О дальнейшем изучении жизни и революционной деятельности Мулланура Вахитова. / Труды Казанского сельскохозяйственного института им. М. Горького. — Казань, 1967. -выпуск 53.-С. 38-47.

119. Насыров Т.М. Октябрь и печать Татарии 1917 1920 гг. - Казань, 1975. -212 с.

120. Нафигов Р. Вахитов Мулланур. / Борцы за счастье народное. Казань, 1967.- С. 75-85.

121. Нафигов Р.И. Деятельность Центрального мусульманского комиссариата при Народном комиссариате по делам национальностей в 1918г. //Советское востоковедение. 1958. - № 5,- С.116-120.

122. Нафигов Р. Мулланур Вахитов (О комиссаре М. Вахитове) // Ленинский путь. 1981.-23 июня.

123. Нафигов Р. С мандатом Ленина. (Об одном из первых наркомов М. Вахитове) // Советская Татария. 1977. — 28 октября.

124. Нафигов Р. Стойкий революционер-ленинец: к столетию со дня рождения М. Вахитова // Коммунист Татарии . 1985 .-№ 8. - С. 47- 52.

125. Нафигов Р.И Поверивший в революцию // Татарстан, 1995. № 11/12 -С. 82-86.

126. Нафигов Р.И. Поэт народный, евразийский / К истокам евразийской культуры. Казань, 1998. - С. 14-17.

127. Нафигов Р.И. История возвращает великие имена // Научный Татарстан. 1998.-№ 2. - С. 91-94.

128. Нафигов Р.И. М. Вахитов государственный и общественный деятель /Республиканская научная конференция «Региональные элиты и общество: процессы взаимодействия» (тезисы докл. и сообщен.)-Казань, 1995.-С. 112-113.

129. Нафигов Р.И. Мулланур Вахитов. Историко-биографический очерк -издание 2-е, испр. и доп. Казань, 1975 - 224 с.

130. Нафигов Р.И. Мулланур Вахитов. Историко-биографический очерк. -Казань, 1960. 156 с.

131. Нафигов Р.И. Проблемы исторической науки, спорные вопросы, открытия, некоторые перспективы / История общественной мысли народов России и Татарстана. Казань, 2001. С. 2-12.

132. Нафигов Р.И. Садри Максуди на страницах дореволюционной печати. /Садри Максуди: Наследие и современность: Материалы Международной научной конференции. Казань, 1999. - С. 142-148.

133. Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой общественно-политической мысли. Казань, 1964. - 446 с.

134. Низамов И. Сын Волги // Советская Татария . 1985. - 22 августа.

135. Новые сведения о просветителе Шамсетдине Культя си. / История Арского края. — Казань, 1996. 251 с.

136. Нуруллина P.M. Становление партийно-советской печати на татарском языке (1917-1925гг.)- Казань, 1978.- 167 с.

137. Нуруллина P.M. Татарская революционно-демократическая печать в период подготовки Октябрьской революции. Казань, 1974. - 39 с.

138. Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? -М., 1991.-240 с.

139. Октябрьская революция. Народ: ее творец или заложник? М., 1992.

140. Памяти великого революционера // Красная Татария. 1926. - 19 августа.

141. Памяти М.К. Мухарямова. / Под ред.Сайдашевой и Гизатуллина. -Казань, 1995.

142. Песикина Е.И. Народный комиссариат по делам национальностей и его деятельность в 1917 1918 годах. - М., 1950. - 154 с.

143. Политические деятели России. 1917.: Биографический словарь. М., 1993.

144. Против султангалиевщины и великодержавности . Казань, 1929. -142с.

145. Рашитов Ф.А. История татарского народа: с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие для национальных школ, гимназий, лицеев. Саратов, 2001. - 221 с.

146. Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994.

147. Россия, 1917 год: выбор исторического пути («Круглый стол» историков Октября. 22-23 октября 1988г.) М., 1989.

148. Рубинштейн JI.B. В борьбе за ленинскую национальную политику. -Казань, 1930.- 147 с.

149. Сабиров И.Т. Деятельность представителей татарского либерального движения в работе Государственной Думы / В поисках ответов

150. Сборник трудов молодых ученых). Выпуск второй. Елабуга, 2000. -С. 24-29.

151. Сагидуллин М. С. Татарские трудящиеся на путях великого октября. Казань, 1927. 74 с.

152. Сайдашева М. «Письмо В. И. Ленину» // Советская Татария. 1975. - 22 августа.

153. Сайдашева М.А. Ленин и некоторые вопросы социалистического строительства в Татарии. Казань, 1963. - 99 с.

154. Сайдашева М., Лебедева А. Под руководством В. И. Ленина. К 80-летию со дня рождения М. Вахитова // Советская Татария. 1965.- 22 августа.

155. Сайдашева М.А. Ленин и социалистическое строительство в Татарии (1918-1923гг.). М., 1969.- 328 с.

156. Султанбеков Б.Ф. Мулланур Вахитов: взгляд из 90-х годов // Татарстан. 1991. №2.-С. 65-75.

157. Султанбеков Б.Ф. Гибель Мулланура Вахитова: ложь и правда. / История в лицах. Казань, 1997. - С. 32-36.

158. Султанбеков Б.Ф. Из тайников истории. Казань, 1995. - 63 с.

159. Султанбеков Б.Ф. История в лицах. Исторические портреты. Люди и события: историко-документальные очерки. Казань, 1997 - 128 с.

160. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: страницы секретных архивов. -Казань, 1994, 253 с.

161. Султанбеков Б.Ф. Первая жертва генсека: Мирсаид Султан-Галиев: Судьба, люди, время. Казань, 1991. - 206 с.

162. Султанбеков Б.Ф., Малышева С.Ю. Политические судьбы (научно-популярные очерки). Казань, 1996,- 285 с.

163. Табеев Ф. Верный революционер ленинец // Правда. - 1965. - 22 августа.

164. Тагиров И. За власть советов // Советская Татария. 1985 .- 22 августа.

165. Тагиров И.Р. В борьбе за власть Советов (Октябрь и национально-освободительное движение в Поволжье и на Урале, июль 1917 март 1918 гг.). - Казань, 1977. - 184 с.

166. Тагиров И.Р., Валеев Р.К. Общественно-политическая жизнь в первой четверти XX века. /Материалы по истории Татарского народа. -Казань, 1995. С. 388-423.

167. Тагиров И.Р. Дорогой свободы и братства. Казань,1987. - 295 С.

168. Литература на татарском языке.

169. Акбиев С. Мулланур Вахитов Ьэм Сэид Габиев (Мулланур Вахитов и Сайд Габиев). // Казан Утлары. 1975. - № 1. - С. 174-176.

170. Валеев Р.К. Булак арты республикасы (Забулачная Республика). -Казань, 1999. 160 с.

171. Валеев Р.К. Фажига (Трагедия). Казань, 1996.-191 с.

172. Гайнуллин М. Революционер Ьэм публицист. Мулланур Вахитовнын тууына 80 ел тулу алдыннан (Революционер и публицист. Перед 80-летием со дня рождения Мулланура Вахитова) // Социалистик Татарстан. 1965. - 17 августа.

173. Тарифу ллин Д. Ул Казанда туган (Он родился в Казани)

174. Социалистик Татарстан. 1975. - 22 августа.

175. Ибрагимов Ш. Солтангалиевчелек турында (О султангалиевщине). — М., 1930.

176. Исхаков В. Мулланур Вахиов туган жирда (На родине Мулланура Вахитова) // Татарстан яшлэре. 1958. - 19 августа.

177. Исхаков В. Мулланур Вахитов // Кызыл Тан. — 1957. 27 октября.

178. Исхаков В. Мулланур Вахитов // Эдэби Башкортостан. 1958. - №8 -С.99-106.т

179. Исхаков В. Революционер тураЬында хикэйэ. Мулланур Вахитов хакында тарихи биографик очерк (Рассказ о революционере. Историко-биографический очерк о Муллануре Вахитове). Уфа, 1960. 104 с.

180. Исхаков В.М. МулланурВахитов. Пермь, 1958. - 58 с.

181. Касимов Г. Солтангаливчелек Ьэм анын тамырлары (Султангалиевщина и её исторические корни). — Казань, 1930. 94 с.

182. Мулланур Вахитов турында янга мэгълуматлэр (Новые сведения о Муллануре Вахитове) // Совет Татарстаны. 1957. - 12 февраля.

183. Мулланур Вахитов. Ялкынлы революционер-ленинчынын тормышы Иэм эшченлеге (Жизнедеятельность пламенного революционера -ленинца). Казань, 1989 . - 264 с.

184. Мулланур Вахитовнын тэржемээи хэле (Биография Мулланура Вахитова). // Кызыл Армия. 1920. - 19 августа.

185. Мулланур иптэш Вахитов хакында (О товарище Муллануре Вахитове). // Эшче. -1920. 9 августа.

186. Насыров Т. Мулланур Вахитов турында яна мэгълуматлар (новые сведения о Муллануре Вахитове) // Совет Татарстаны. 1957. — 12 февраля.

187. Насыров Т. Мулланур Вахитов тууына 70 ел тулу унае белэн (К 70 -летию со дня рождения Мулланура Вахитова) // Совет эдэбияты. — 1955.-№ 8.-С.-77-82.

188. Нафигов Р. Вахитов Мулланур / Халык бэхете очен корэшучелэр (Борцы за народное счастье). — Казань,1970. С. 69-79.

189. Нафигов Р. И. Мулланур Вахитов. Тарихи-биографик очерк (Мулланур Вахитов. Историко-биографический очерк). Казань, 1961 - 148 с.

190. Нафигов Р. Мулланур Вахитов биографиясенэ карата (К биографии Мулланура Вахитова) // Социалистик Татарстан. — 1965. — 26 декабря.

191. Нафигов Р., Насыров Т. Леничы-революционер М. Вахитовнын тууына 80 ел тулу унаена (Революционер-ленинец. К 80-летию со дня рождения М. Вахитова) // Социалистик Татарстан. 1965 .- 21 августа.

192. Нафигов Р. Ялкын революционер (Пламенный революционер) // Совет мэктэбе. 1975. - №8. - С. 11-13.

193. Нафигов Р.И. Вахитовнын бер хаты турында (Об одном письме Вахитова) // Совет эдэбияты. 1958, №12. - С.114-115.

194. Нафигов Р.И. Мулланур Вахитов мэкалэлэре (Статьи Мулланура Вахитова) // Совет Татарстаны, 1957. - 22 декабря.

195. Сабиров Р. Шэрыкнын боек революционеры Мулланур утерелуенэ 6 ел тулды (Исполнилось 6 лет со дня убийства Великого революционера Востока Мулланура) // Кызыл Татарстан. — 1924. — 19 августа.

196. Сабирова Д.К., Шарапов Я.Ш. Ватаныбыз Татарстан: ин борынгы чор XX гасыр ахыры. (Отечество Татарстан: с древнейших времен до конца ХХвека). - Казань, 2001.

197. Тагиров 3. Яшлектэ туган дуслык (Дружба, рожденная в молодости) // Социалистик Татарстан. — 1967. — 12 августа.

198. Тагиров Р. Мулланур Вахитов. Мэкалэлэр Ьэм китаплар библиографиясе (Мулланур Вахитов. Библиография статей и книг) // Безнен юл. 1926. - №7/8. - С. 42 - 44.

199. Хайрутдинов Р. Мулланур каЬарман. (Мулланур Вахитов турында) // Татарстан яшлэре.- 1963 . 17 августа.т184

200. Хайрутдинов Р.Г. Татарстан тарихы буенча чит илдэ чыккан бер китап турында. (Об одной зарубежной книге об истории Татарстана) // Казан утлары. -1969. -№ 7. С. 148-150.

201. Литература на иностранных языках

202. Beraiigsen A. Marxism or Pan Islamism and Tatar National Communists at the beginning of the Civil War, July 1918 // Central Asian Survey.- vol. 6.-№ 2.- pp. 55-66.

203. Bennigsen A., Lemirsier-Queelquejay. Ch. La presse et le mouvement national ches les Musulmans de Russia avant 1920.- Paris, 1964.

204. Beraiigsen A., Lemirsier-Queelquejay. Ch. Les movements nationaux chez leg Musulmans de Russie: Le «Sultangalievisme" au Tatarstan.- Paris, I960.- 271p.

205. Bennigsen A., Lemirsier-Queelquejay. Ch. Sultan-Galiev: La pere de la revolution tiers- mondiste.- Paris, 1986.- 307p.

206. Bennigson A. Wimbush S.E. Muslims of the Soviet Empire.- London; Bloomington, 1986.-294p.

207. Bennigson A. Wimbush S.E. Mystics and Commissars: Sufism in the Soviet Union.- London; Los Angeles, 1986.- 194p.

208. Daily E. Besmachis and Bolshevics: the Defining of Nationality in Soviet Central Azia.- Princton, 1986.

209. Pipers R. The formtion of the Soviet Union . Coumunism and Nationalism. 1917- 1923. Reviset Edition .- New York, 1968.t1. V. Диссертации.

210. Булдаков В.П. Октябрьская революция: социокультурное измерение. -Дис. д-ра истор. наук. М., 1998.

211. Кабытова Н.Н. Власть и общественные организации Поволжья в 1917 году. Дис. д-ра истор. наук. Самара, 1999.- 462 с.

212. Кургаева Ж.Ю. Местные организации партий социалистической ориентации Среднего Поволжья в 1917 году: Проблема взаимоотношений. Дис. канд. истор. наук. Казань, 1995, - 192 с.

213. Нафигов Р.И. История формирования и развития Татарской передовой общественно-политической мысли на третьем этапе освободительного движения России (!895-1917гг.). Дис. д-ра истор. наук. Казань, 1963. -825 с.

214. Халилова Т.В. Региональное лидерство и политическая культура (на материалах Казанской губернии). Февраль 1917-июль 1918г. Дис. канд. истор. наук. Казань, 2000. - 192 с.

215. Хабутдинов А.Ю. Татарское общественное движение в российском сообществе (конец XVIII начало XX веков) - Дис. д-ра истор. наук. -Казань, 2002. - 506 с.

216. Хабутдинов А.Ю. Татарское общественно-политическое движение в первой четверти XX века. Дис. канд. истор. наук. Казань, 1996. - 228 с.

217. КПСС Коммунистическая партия Советского Союза.

218. КУВШ Коллегия по осуществлению Урало-Волжского штата.

219. КМК Казанский мусульманский комитет.

220. МСК Мусульманский социалистический комитет.

221. НАРТ Национальный архив Республики Татарстан.

222. РКП(б) Российская коммунистическая партия (большевиков).

223. СНК -Совет народных комиссаров.

224. ТБСР Татаро-Башкирская Советская Республика.

225. ЦГАИПДРТ Центральный государственный архив историко-партийной документации Республики Татарстан.10.ЦК Центральный комитет.11 .ЦМК Центральный мусульманский комиссариат. 12.ЦМВК - Центральная мусульманская военная коллегия.