автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Общественные идеалы как предмет социально-философского осмысления

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Шешнев, Сергей Эдуардович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Общественные идеалы как предмет социально-философского осмысления'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шешнев, Сергей Эдуардович

Введение.3

Глава 1. Основания методологических подходов к социально-философскому осмыслению общественных идеалов.13

Глава 2. История становления проблемы общественных идеалов. . .31

Глава 3. Обоснования общественных идеалов как социально-философской категории.5 6

Глава 4. Перспективы развития общественных идеалов в их социально-философском осмыслении.92

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Шешнев, Сергей Эдуардович

Тема исследования

Темой диссертации является рассмотрение феномена и специфики идеалов общества с точки зрения социальной философии, а также исследование теоретических основ и понятий общественных идеалов как социально-философской категории.

Актуальность темы исследования

Актуальность темы исследования обусловлена объективной необходимостью адекватного отношения к общественным идеалам и верного их рассмотрения с позиций процесса развития социальных наук, а также недостаточностью разработанности проблемы изучения общественных идеалов как социально-философской категории.

Проблематика общественных идеалов в различных её интерпретациях всегда занимала большое место в мировой социально-философской мысли. Однако в переломные моменты истории, в эпохи перемен, когда происходят резкие изменения по всему объёму социальной действительности, внимание к ней заметно возрастало. Именно в таком периоде находится сейчас Россия.

Современное российское общество конца ХХ-го и начала ХХ1-го веков характеризуется радикальными преобразованиями во всех сферах общественной и личной жизни человека. Общество теряет позитивные идеалы и поэтому лишается жизненных потенциалов, своего иммунитета. Век ХХ-ый, а особенно его конец, как конец века и как конец целого тысячелетия, уходя, оставил позади себя много нерешённых проблем, которые не только интересны для умозрительных размьш1лений, но и важны при условии их переосмысления для решения многочисленных практических задач стратегического и тактического толка в будущем.

Шенно эти факты дают сегодня в социальной философии повод к поиску путей улучшения качества жизни человека и общества в целом в духовной их составляющей, или путей к усовершенствованию и реализации того, от чего это прежде всего зависит, к ценностным ориентациям или, иначе говоря, к поиску наибольшей позитивности современных общественных идеалов как внутреннего, внутриличностного, так и внешнего, социально-политического свойства. Под общественными идеалами как категорией социальной философии подразумевается вся совокупность воззрений отдельного человека и общества в целом на совершенное, включённая в социальную среду любых сфер человеческой практики в её социально-философском осмыслении.

Таким образом, предпосьшки и причины к изучению теоретических основ общественных идеалов под социально-философским углом зрения и с точки зрения их философской категоризации для правильного их понимания людьми, объективной оценки и адекватного к ним отношения - очевидны. Попытка придания общественным идеалам социально-философского категориального статуса представляется безотлагательной, так как прежде чем заниматься интенсификацией общественных идеалов, необходимо знать их теоретическую суть. И именно социальная философия предлагает для их теоретического осмысления большие потенциальные возможности, так как изучение общественных идеалов с социально-философской точки зрения раскроет, в отличие от всех других отраслей гуманитарного знания, их специфическую сущность как социально-философской категории.

Стеяень научной разработанности темы исследования

Потребность в осмыслении общественных идеалов имманентно существует практически в любом обществе, и если она отсутствует, то это говорит о начинающейся в нём депрессии, кризисе, декадансе. Однако обращает на себя внимание тот факт, что осмысление и поиск жизнеутверждающих общественных идеалов на различных этапах истории человечества происходит по-разному: как непосредственно, то есть на него прямо направлены усилия учёных и политиков, так и опосредованно, то есть он латентно присущ научно-общественному умонастроению и осуществляется в процессе рассмотрения смежных проблем.

Исходя из этого, говоря о степени научной разработанности темы диссертации, следует прежде всего обратить внимание на исследования, связанные с проблемами культуры, внутриличностных ценностей и этико-эстетических ориентиров общества. К таковым следует отнести работы учёных . прошлого и современности с мировым именем, ведущих социологов и общепризнанных философов, таких как: Сократ, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Николай Кузанский, Т. Мор, Ф. Бэкон, Т. Кампанелла, Т. Гоббс, Р. Декарт, Д. Локк, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, И, Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, О. Конт, М. Вебер, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, Э. Дюркгейм, А. Камю, К. Ясперс, А. Д. Тойнби, Э. Фромм, K.P. Поппер, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, П. Я. Чаадаев, К.Н, Леонтьев, B.C. Соловьёв, С.Н. Булгаков, П. И. Новгородцев, H.Al. Бердяев, С Л . Франк, Н.О. Лосский, П.А- Флоренский, П. А. Сорокин и других учёных, работы которых имеют важное теоретико-методологическое значение для исследования проблей общественных идеалов, так как в них заложены основы научных подходов, реализующихся в последующих исследованиях проблематики социально-философского рода учёными-философами всего мира и, в частности, российскими исследователями.

В российской науке наиболее видное место в области теоретических подходов к изучению идеалов человека и общества занимает советский период. Фундаментальные исследования философии идеалов в рамках этики, эстетики, теории научного коммунизма и других философских дисциплин, имеющее для всей мировой научной мысли большое значение, проводятся в СССР такими учёными, как Е.М. Амелина, С.Ф. Анисимов, М.И, Антонович, Л.М. Архангельский, З.А. Бербешкина, Н.М. Бережной, М.И. Блецкан, В. В. Борзых,

Ф*М. Бурлацкий, M. И. Вощикова, Н.К. Гей, Е.С. Громов, Г.М. Гусев, A.A. Гусейнов, Л. А. Гуцаленко, Ю.Н. Давыдов, Н.Г. Дебольский, В.Д. Днепров, Е.Л. Дубко, В. И. Евдокимов, А. П. Желобов, Е.М. Зиньковская, O.A. Зорова, С.Н. Иконникова, Ф.И. Ильяшенко, Н.П. Казьмина, Л. А. Калинникова, Г.Г. Квасов, М.Б. Князева, Р.И. Косолапов, В. П. Крутоус, С. А. Кучинский, П. А. Ландесман, О. В. Лармин, Г. С. Ливанова, СИ . Лиманцев, М.А. Лифшиц, A.B. Македонов. М-К. Мамардашвили, И. Л. Маца, Е.Д. Мелешко, В.М. Муриан, В. Л. Павлов, П.И. Пастухов, В.А. Печенев, В.М. Пискунов, А. Г. Плиев, Н.И. Погорных, Т.М. Румянцева, Б. С. Рюриков, В. К. Скатергциков, Е.Б. Столбун, Л.Н. Столович, В. А. Сухомлинский, В. Г. Татаринцев, А.И. Титаренко, В.А. Титов, И.Т. Фролов, В.Н. Хмара, Ф.С. Худушин, О.П. Целикова, В.Ю. Шпак,

Е.И. Шубенкова, Н.С. Юлина, В.Г. Якушев, H.A. Ястребова и другими исследователями.

Методологии познания идеального и идеалов, идеаловедческой гносеологии, непосредственно посвящают работы Б. С. Грязнев, В.Е. Давидович, Д.И. Дубровский, Л.М. Ерёмина, Э.В. Ильенков, П.В. Копнин, Г.Д. Левин, М.Г. Макаров, Е.В. Осичнюк, Н.И. Ропаков, В.Н. Сагатовский, A.B. Соколов,

A. Л. Субботин, H.H. Трубников, C.B. Туманов,

B. C. Тюхтин, Е.М. Фрумова, Д.С. Черкашин, В.Г. Яценко и другие учёные.

В советский период, кроме всех вышеозначенных философов, напрямую занимавшихся философией идеалов, существует целая плеяда учёных, основное направление исследований которых не было непосредственно сконцентрировано на идеалознании, но их наследие в осмыслении проблем человека и общества, соотношения идеального и материального в . их бытии важно для изучения социально-философских и функционально-содержательных аспектов общественных идеалов. К разряду подобных трудов относятся работы таких исследователей, как Б. Г. Ананьев, Г. А. Антипов,

B. Г. Афанасьев, B.C. Барулин, Э.Я. Баталов,

C. С. Батенин, А. И. Володин, Д. П. Горский, Б. Т. Григорьян, О. Г. Дробницкий, И. С. Кон,

A. Н. Кочергин, А. Ф. Лосев, A.A. Ручка, Ж,Т. Тощенко,

B. П. Тугаринов, В.А. Ядов, а также других отечественных социологов и философов.

В последнее десятилетие ХХ-го столетия изучение общественных идеалов в России достигает уровня диссертационных исследований и отдельных публикаций таких авторов, как Л. А. Абрамян, С.Ф. Анисимов, С-К. Васильев, A.B. Горелик, A.B. Карташов, В. А. Лекторский, Р. П. Майстру, Н.С. Мудрагей, В. Г. Нецветаев, П. А. Рачков, В.Н. Томалинцев, И.С. Шестакова и других учёных.

Исходя из вьш1еизложенного, по типу разработанности тематику философского осмысления идеалов общества можно квалифицировать как достаточно разработанную. Однако она имеет в отношении её к социально-философскому анализу общественных идеалов определённые лакуны в сфере, например, их категоризации. Назрела необходимость в категориальной теоретизации онтологии, гносеологии и аксиологии общественных идеалов под углом зрения социально-философских концепций

Постановка проблемы исследования

Понимая под научной проблемой внутренне противоречивую ситуацию между объективно необходимым и реальным положением вещей, проблема настоящего исследования формулируется следующим образом: объективное противоречие между значимостью придания общественным идеалам социально-философского статуса осмысления и недостаточной разработанностью данной проблематики.

Цель исследования

Целью исследования является рассмотрение общественных идеалов как предмета социальной философии, выявление, обоснование и систематизация содержательных и концептуальных параметров общественных идеалов с точки зрения их социально-философской категоризации.

Задачи исследования

Ъ соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

• проанализировать специфику социальнофилософских методологических подходов к осмыслению общественных идеалов;

• проанализироваа?ь философские истоки концептуальных воззрений на общественные идеалы;

• реализовать комплексный социально-философский подход к анализу общественных идеалов и их категоризации;

• обосновать необходршость статуирования интегративного социально-философского направления идеаловедения (идеалологии), непосредственно занимающегося идеалами общества, исходя из социально-философских оснований.

Объектом исследования является социальная реальность.

Предметом исследования выступают общественные идеалы как социально-философская категория.

Теоретическая и ме тодологическая основа исследова ния

При определении условий для решения проблемной ситуации установлены средства её научного осмысления в виде использования теоретического анализа проблемных противоречий и синтеза различных методов научного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

• обосновывается комплексный социально-философский подход к анализу и категоризации общественных идеалов как предмета социальной философии;

• осуществляется новационный социально-философский подход к осмыслению общественных идеалов. и рассматривающий их в совокупности различных характеристик и применяющий достаточный уровень философского абстрагирования;

• прослеживается, анализируется и обобщается процесс генезиса и эволюции • концепций научного рассмотрения общественных идеалов с точки зрения их социально-философского статуса;

• проводится исследование общественных идеалов как социально-философской категории с вычленением и систематизацией входящих в неё субкатегорий;

• обосновывается необходимость статуирования интеграционного направления социально-философского знания - идеаловедения (идеалологии).

Апробация работы

Основные проблемы данного исследования на различных стадиях разработки прошли обсуждение на заседаниях кафедры социологии и социальной работы ПГПУ им. В. Г. Белинского, а также кафедры философии естественно-технических факультетов МГУ им. Н.П. Огарёва.

Проблемы и результаты исследования докладывались и обсуждались на разного уровня научно-теоретических и научно-практических конференциях: от международных и межрегиональных до межвузовских, внутривузовских и городских.

Круг проблем, затрагивающихся в диссертации, нашёл отражение в более чем двадцати опубликованных в научных сборниках работах автора, а также рассматривается в монографии "Размьштления о спорных и

12 бесспорных идеалах. Диалоги по проблемам идеаловедения", объёмом в 7 печатных листов, написанной им в соавторстве с A.M. Прониным, доцентом кафедры мировой и отечественной культуры ПГПУ им. В.Г. Белинского.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Общественные идеалы как предмет социально-философского осмысления"

Заключение

В заключение всего объёма работы над диссертацией можно сделать обобщение вьшесказанному: общественные идеалы в их социально-философском осмыслении являются особой категорией, интегрирующей всё социально-философское знание в виде специфического его направления, идеаловедения.

Проведённое исследование в виде выявления, обоснования и систематизации содержательных и концептуальных параметров общественных идеалов с точки зрения их социально-философской категоризации показало, что под общественными идеалами как категорией социальной философии есть основания подразумевать всю совокупность воззрений отдельного человека и общества в целом на соверщенное, включённую в социальную среду любых сфер человеческой практики в её социально-философском осмыслении.

Для реализации цели и решения задач исследования бьша проанализирована специфика социально-философских методологических подходов к осмыслению общественных идеалов. В ходе данного анализа выяснилось, что общественные идеалы входят в круг социально-философских проблем, являются категорией социальной философии и развиваются в сторону их глубинной категоризации, что создаёт предпосьшки статуирования особого направления социальной философии, занимающегося непосредственно общественными идеалами.

Анализ философских истоков концептуальных воззрений на общественные идеалы показал пути. которые прошла данная категория и указал направление её дальнейшей категоризации. Исходя из этого, нами бьш реализован комплексный социально-философский подход к исследованию и категоризации общественных идеалов.

Категоризация общественных идеалов совершается посредством включения в их рассмотрение человеческого, социального фактора, а, следовательно, социально-философский подход оказывается применимым к исследованию такого рода явлений. Категоризация общественных идеалов происходит путём определения в данной категории её субкатегорий, характеризующих весь объём вбираемого в понятие общественных идеалов смысла.

Подробная категоризация общественных идеалов дала возможность обосновать необходимость статуирования особого интегративного социально-философского направления, рассматривающего общественные идеалы в совокупности их социально-философских характеристик. Этому также способствует острая необходимость современного российского общества в оздоровлении общественного сознания и в реализации полномасштабной социальной политики.

Исходя из проведённого исследования, вытекает научная целесообразность дальнейшей разработки проблематики общественных идеалов. Вместе с углублением социально-философской категоризации общественных идеалов и статуированием идеаловедения необходимо и дальнейшее развитие исследований в сфере разработки увеличения их деятельной позитивности, а также применимости к практике социального бытия человека. К общественным идеалам можно свести все посылки существования личности, и поэтому представляется очень важным с точки зрения её отношения к окружающему миру и жизни в нём облегчить положение человека в обществе и общества в целом, руководствуясь результатами исследований в области идеаловедения.

Исходя из этого, появляется необходимость научной работы в области практической реализации изысканий идеалологии в направлении социально-экономической политики государства и возведения здания его позитивной идеологии, свободной от предрассудков и пережитков прошлого. "Судьба социальной философии и идеологии сегодня, кажется, так переплетаются, что успехи одной попадают во всё большую зависимость от успехов другой", - говорит по этому поводу профессор П.А. Рачков [387 , 3 6] .

В этой связи заметим, что в современной обстановке прежде всего нуждаются во всемерной заботе души наших соотечественников. В их возрождении всевозможную помощь оказывают общественные идеалы, а исходя из этого и идеаловедение может внести свой вклад в поддержание положительного баланса в общественном сознании в данной сфере. А следовательно, в некоторой степени, и дальнейшая категоризация общественных идеалов и статуирование идеаловедения имеют право считаться необходимыми составными компонентами в этом важном деле. Шенно поэтому в современном научном мире складываются предпосылки к их дальнейшему и скорейшеь/гу развитию.

Таковы итоги и перспективы осмысления общественных идеалов как предмета социальной философии.

ПоложенияЛ выносимые на защиту

В ходе проведённого исследования получены результаты, выносимые на заш[иту в виде следующих положений:

1. Общественные идеалы являются самостоятельной категорией социальной философии, выполняющей важную методологическую функцию в социально-философском познании, в исследовании проблем функционирования духовной составляющей социального бытия человека, в выработке правильной социальной политики государства.

2. Общественные идеалы, как научная проблема, развиваются в сторону необходимости их глубинной социально-философской категоризации и выработки для достижения этой цели специального понятийного, категорийного и терминологического аппарата;

3. Как социально-философская категория общественные идеалы эволюционируют в сторону выявления во всём объёме, вбираемого в их понятие смысла, парных субкатегорий, имеющих яркую социально-философскую окраску категорийности и отражающих относительные субъективно-объективные и качественно-количественные характеристики общественных идеалов, таких, например, как: абстрактность (иллюзорность)- реалистичность, индуктивность-дедуктивность, общечеловечность-субъективность, априорность-апостериорность, рациональность-интуитивность, интровертированность-экстравер-тированность, достижимость-недостижимость, близость-дальность, заниженность-завышенность, осознанность-неосознанность, временность-вечность, интериоризиро-ванность-экстериоризированность.

4. Для наиболее адекватного и всемерного научно-обоснованного подхода к социально-философскому осмыслению общественных идеалов необходима выработка научных основ и статуирования интегративного направления социально-философского знания, идеаловедения (идеалологии), рассматривающего общественные идеалы в совокупности онтологических, гносеологических, аксиологических и других характеристик, вбирающихся в их понятие и категорийность. Научно-практическая значимость работы Результаты диссертационного исследования имеют теоретико-методологическое значение для адекватного научного подхода к осмыслению общественных идеалов как предмета социальной философии, а также для применения социально-философских подходов к анализу категории общественных идеалов, её субкатегорий, функций и места данной категории в системе и структуре социально-философского знания.

Для практического применения выводов и положений диссертации на основе результатов исследования могут быть разработаны специализированные учебные курсы по социологии, философии, социальной философии, правоведению, политологии, педагогике и другим

126 научным дисциплинам, имеющим отношение к изучению общественных идеалов. Также возможно использование теоретических разработок данного исследования для совершенствования социальной политики.

 

Список научной литературыШешнев, Сергей Эдуардович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абрамян Л. А. Идеально ли идеальное? (Несколько замечаний в ходе дискуссии). // Вопросы философии, 1987, №10, С. 70-79.

2. Августин Блаженный. О граде Божием. Минск; М. : Харвест; ACT, 2000. - 1296 с.

3. Азбука нравственности. М.: Молодая Гвардия, 1976. - 272с. 4. Алексеев В.П. Становление человечества. - М. : Политиздат, 1984. - 320 с.

4. Александровский Ю.А. Познай и преодолей себя. М. : Профиздат, 1992. - 222 с.

5. Американская социологическая мысль. Тексты. М. : Мысль, 1994 . - 530 с.

6. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. -М.: Прогресс, 1972. 392 с.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. : Наука, 1977. - 380 с.

8. Андреев Э.П. Пространство микромира: философский очерк, -М. : Наука, 1969. 80 с.

9. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М, : Мысль, 1988. - 253 с.

10. Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности. // Вестник Московского университета, 2 0 01 , сер." 7, №1, С. 2 6-3 6.

11. Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века (Очерк истории). // Вестник Московского университета, 1994, сер. 7, № 4, С. 34-42.

12. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск: Наука, 1988. - 256 с.

13. Антология мировой философии: В 4 т. М. : Мысль, 19 691972 .

14. Антология русской классической социологии: Тексты. М. : МГУ, 1995. - 240 с.

15. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. Личность как объект и субъект социальных отношений. М. : МГУ, 1984. - 287 с.

16. Апресян Р. Г. Идейные истоки новоевропейского понятия "мораль". // Вестник Московского университета, 2 0 01, сер. 7, №1, С. 36-47.

17. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1976-1984.

18. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М. : Прогресс, 1993. - 606 с.

19. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М. : Высшая школа, 1974. - 318 с.

20. Аскин А.Ф. Философские категории в структуре научного познания. Философский статус понятия и его методологическое значение. Саранск: МГУ, 1981. - 40 с,

21. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. - 104 с.

22. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

23. Ахтямов A.M. Идеализация в естественно-научном познании. -Казань: КГУ, 1988. 192 с.

24. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М. : Правда, 1989. - 621 с.

25. Балахонский В.В. Объяснение истории: историко-философский, методологический и гносеологический аспекты. СПб., 1997. -199 с.

26. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. -М. : Наука, 1987. 158 с.

27. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.: Политиздат, 1983 . - 224 с.

28. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М. : МГУ, 1982. - 230 с.

29. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе (Методологические аспекты проблемы) . М. : Политиздат, 1977. - 143 с.

30. Барулин B.C. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М. : МГУ, 1987. - 184 с.

31. Барулин B.C. Социальная философия: В 2 ч. М.: МГУ, 1993.

32. Барулин- B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М. : Онега, 1994. - 252 с.

33. Батенин С. С. Человек в его истории. Л.: ЛГУ, 197 6. -295с.

34. Бахтин М.В. В поисках счастья. Религиозно-этические учения древности и проблема выбора духовного пути' в современной России.- СПб.: Нива, 2000. 303 с.

35. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. - 332 с.

36. Бачинин В.А. Духовная культура личности: Философские очерки. М. : Политиздат, 1986. - 111 с.

37. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М. : АНСССР, 1953-1959.

38. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социологического прогнозирования. М. : Academia, 1999. 783с.

39. Белоусов В. А. Философская категория связи. Объективно-диалектическое содержание и методологическое значение. Владивосток: Дальневосточный институт, 1991. 203 с.

40. Вентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. ~ М. : Российская политическая энциклопедия, 1998 . 415 с.

41. Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория. М. : Высшая школа, 1986. - 101 с.

42. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория- М. : Мысль, 1983. - 203 с.

43. Бергсон А. Творческая эволюция. М. : КАНОН-Пресс, Кучково поле, 1998 . - 384 с.

44. Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. М. : Канон+: Реабилитация, 1998. - 396 с.

45. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. М. : Канон+; Реабилитация, 1999. - 4 62 с.

46. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности. М. : Флинта, 1999. - 312 с.

47. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Мысль, 1990. - 207 с.

48. Беркли Д. Сочинения. М.: Мысль, 2000. - 555 с.

49. Берлин И. Стремление к идеалу. // Вопросы философии, 2 000, № 5, С. 51-62.

50. Бестужев-Лада И. В. История твоих родителей. Разговор с молодым поколением. М.: Просвещение, 1988. - 112 с.

51. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. М. : Наука, 1987. -213 с.

52. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М. : Наука, 1993. - 232 с,

53. Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога) . М. : Политическая литература, 1975. 399 с.

54. Библия. М. : Российское библейское общество, 1994. 1371с.

55. Биккенин Н.Б. Социалистическая идеология. М. : Политиздат, 1983. - 414 с.

56. Блаватская Е.П. Тайная доктрина: Синтез науки, религии и философии: В 2 т. Смоленск: ТОК, 19 93.

57. Болгов В.И., Гуцу В.Г. Социология культурного уровня жизни. Кишинёв: Штиница, 1988. - 142 с.

58. Бороноев А. О. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. Л.: ЛГУ, 1978. - 104 с.

59. Бромлей Н.Я. Образ жизни в условиях совершенствования социализма. Опыт историко-сравнительного исследования. М. : Наука, 1986. - 222 с.

60. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. -412 с.

61. Бугреев А.Н. Диалектика стихийности и сознательности в общественном развитии. М. : Мысль, 1982. - 199 с.

62. Букин В.Р., Малышевский А.Ф. Школьникам о философии. М. : Просвещение, 1992. - 159 с.

63. Булатов М.А. Логические категории и понятия. Киев: Наукова думка, 1981. - 236 с.

64. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб: РХГИ, 1997. - 589 с.

65. Бурдина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М.: Высшая школа, 1979. - 176 с.

66. Бурлацкий Ф.М., Мушинский В. О. Народ и власть. Научно-популярный очерк политической системы социализма. М. : Политиздат, 1986. - 256 с.

67. Бурлыкина О.П., Нечаева Н.С. Социокультурные аспекты адаптации населения к рыночной экономике. СПб: Институт социологии, 1998. - 55 с.

68. Бухарин Н.И. Этюды. М.: Книга, 1988. - 357 с.

69. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М. : Мысль, 1977.

70. Васильев Н.А. Воображаемая логика. М.: Наука, 1989. -264 с.

71. Вебер М. Избранное. Образ общества. М. : Юрист, 1994. -702 с.

72. Вейтлинг В, Гарантии гармонии и свободы. М.-Л.: АНСССР, 1962 . - 584 с.

73. Великие мыслители Запада. М.: Кронпресс, 1999. - 496 с.

74. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М. : Советская Россия, 1989. - 702 с.

75. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск: УГУ, 1991. 240 с.

76. Вечер-Щербович А.Ф. "Похождения" здравого смысла. М. : Молодая гвардия, 1981. - 191 с.

77. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельньми науками. М. : КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. - 484 с.

78. Винер Н. Кибернетика и общество. М. : Иностранная литература, 1958. - 200 с.

79. Витгенштейн Л. Философские работы. М. : Гнозис, 1994. -520 с.

80. Вишев И. В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск: Наука, 1990. - 246 с.

81. Волков А.И. Человеческое измерение прогресса. М. : Политиздат, 1990. - 296 с.

82. Волков Г.И. Три лика культуры. М. : Молодая гвардия, 1986. - 333 с.

83. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественно-научный и гуманитарный аспекты. Ростов-на-Дону: РГУ, 1994. 282 с.

84. Володин А.И, Утопия и история. Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма. М.: Политиздат, 1976. - 271 с.

85. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1988. - 750с.

86. Ворожцов В. П. и др. Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории. Новосибирск: Наука, 1990. - 284 с.

87. Воронович Б. А. Созидательный потенциал человека: социально-философское исследование. М.: Мысль, 1988. - 188с.

88. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж: ВГУ, 1990. - 189 с.

89. Всеобщая Декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М.: ТОО "Иван", 1993. - 28 с.

90. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.-: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

91. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры: Марксизм, неосоциализм, неолиберализм. New York: Chalidze

92. Publications, 1982. 350 с.

93. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М. : Республика, 1994. - 367 с.

94. Вышеславцев Б. П. Сердце в христианской и индийской мистике. // Вопросы философии, 1990, № 4, С. 62-87,

95. Гагаев A.A., Гагаев П.А. Русская душа. Очерки русского мировидения. Пенза: ИПК и .ПРО, 1996. - 234 с.

96. Гагаев A.A. Теория и методология субстратного подхода' в материалистической диалектике, Саранск: МГУ, 1991. - 308 с.

97. Гагаев A.A. Теория и методология субстратного подхода в научном познании. Саранск: МГУ, 1994, - 47 с.

98. Гагаев П.А. Философия школы России. Пенза: ИПК и ПРО, 1998 . - 516 с.

99. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М, : Прогресс, 1988. - 699 с.

100. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентальному. Новая антология XX века. М. : Республика, 1997. - 469 с.

101. Гачев Г, Д. Наука и национальные культуры. Ростов-на-Дону: РГУ, 1993, - 320 с.

102. Гачев Г.Д, Национальные образы мира. Америка в сравнении С Россией и Славянством. М. : Раритет, 1997. - 680 с.

103. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Курс лекций. М. : Академия, 1998. - 4 32 с,

104. Гачев Г.Д. Национальный космо-психо-логос. // Вопросы философии, 1994, № 12, С. 59-78.

105. Гегель Г.В. Работы разных лет: В 2 т. М. : Мысль, 197 21973.

106. Гегель Г, В. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М, : Мысль, 1974-1977.

107. Гей Н.К, , Пискунов В.М. Эстетический идеал советской литературы. М.: АНСССР, 1962. - 208 с.

108. Гельвеций А.К. Счастье. М. : Советская Россия, 1987. -478 с.

109. Герцен А. И. Собрание сочинений: В 3 0 т. М. : АНСССР, 1954-1966.

110. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. : Школа-Пресс, 1995. - 447 с.

111. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М. : Прогресс, 1990. - 495 с.

112. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М. : Мысль, 1964 .

113. Гольбах П. А. Избранные произведения: В 2 т. М. : Соцэкгиз, i963.

114. Голубенке В.П. Необходимость и свобода. М. : Наука, 1974. - 200 с.

115. Горский Д. П. Понятие о реальных и идеальных типах. // Вопросы философии, 1986, № 10, С. 25-34.

116. Готт B.C. Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки (становление и развитие) . М. : Мысль, 1984. - 268 с.

117. Гречко П.К. Практика человека. Опыт философско-методологического анализа. М.: УДН, 1988. - 152с.

118. Гречко П.К. Концептуальные методы истории. М.: Логос, 1995. - 138 с.

119. Гречко П.К. К вопросу о предмете социальной философии. // Вестник Московского университета, 1995, сер. 7, № 1, С. 9-17. 12 0. Громов Е.С. Эстетический идеал. М. : Госполитиздат, 1961. - ,64 с.

120. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973. - 319 с.

121. Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987, - 367 с.

122. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1994 . - 317 с.

123. Гусев Г.М. Странствия Великой Мечты. М.: Молодая гвардия, 1987. - 431 с.

124. Гусев С.С. Наука и метафора. Л.: ЛГУ, 1984. - 150 с.13 0. Гусейнов A.A. Введение в этику. М.: МГУ, 1985. - 208 с.

125. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М. : Республика, 1995.- 350 с.

126. Гусейнов A.A. Этика и мораль. // Вестник Московского университета, 2001, сер. 7, № 1, С. 18-26.

127. Гуссерль Э. Логические исследования. 4.1. Пролегомены к чистой логике. СПб.: Кн. изд-во "Образование", 1909. - 224с.

128. Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. -М.: Прогресс, 1982. 312 с.

129. Гэлбрейт Д.К. Экономические теории и цели общества. М. : Прогресс, 1979. - 406 с.13 6. Давидович В.Е, В зеркале философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 . - 448 с.

130. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М. : Политиздат, 1989. - 255 с.

131. Давыдов A.A., Давыдова Е.В. Измерение качества жизни. -М.: Институт социологии, 19 93. 52 с.

132. Давыдов A.A., Давыдова Е.В. Измерение социальной напряжённости. М.: Институт социологии, 1992. - 31 с.

133. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М. : Педагогика, 1972 . - 423 с.

134. Дамаскин И. Точное изложение православной веры. М. : Братство Святителя Алексея. Р-н-Д.: Приазовский край. - 446 с.

135. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М. : Книга, 1991. -574 с.

136. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М. : Мысль, 19 69.

137. Добролюбов H.A. Собрание сочинений: В 9 т. М.-Л.: Гослитиздат, 1961А1964.

138. Долгов K.M. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М. : Искусство, 1990. - 3 97 с.

139. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. -Л. : Наука, 1972-1990.

140. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. - 351 с.

141. Дробницкий О. Г. Понятие морали. М. : Наука, 1974. 388с.

142. Дубко Е.Л. Мораль как предрассудок. // Вестник Московского университета, 2 0 01, сер. 7, № 1, С. 61-73.15 6. Дубко Е.Л. Стоимостная концепция моральных ценностей. // Вестник Московского университета, 1995, сер. 7, № 3, С. 37-43.

143. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. -М. : МГУ, 1989. 191 с.

144. Дубровский Д. И. Категория идеального и её соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания. // Вопросы философии, 1988, № 1, С. 15-27.

145. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М. : Мысль, 1983. -228 с.

146. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: методы социологии, М.: Наука, 1991, - 572 с,

147. Ельмеев В.Я. Воспроизводство общества и человека. М. : Мысль, 1988. - 2 35 с.

148. Жаба СП. Русские мыслители о России и человечестве (антология русской общественной мысли) . Париж: YMCA-PRESS,1954 . 285 с.

149. Жизнь земная и последующая. М.: Политиздат, 1991. -415с.

150. Житенев В.А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. М. : Политиздат, 1990. - 142" с.

151. Заботин П.,С. Преодоление заблуждения в научном познании.- М.: Мысль, 1979. 191 с.

152. Загладин В.В., Фролов И.Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. М. : Международные отношения, 1981. - 240 с.

153. Замалеев А.Ф. Традиции и идеалы русской политологии. // Вестник Санкт-Петербургского университета, 1994, сер. 6, вып.1, С. 13-16.

154. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М. : Педагогика, 1990. - 424 с.

155. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М. : Политиздат, 1986. - 223 с.17 0. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М. : Аспект-Пресс, 1995. - 319 с.

156. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Париж: YMCA-PRESS, 1989.

157. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания. В свете христианской антропологии. М. : Св.-Вл. Братство, 19 93. -223с.17 3. Зиммель Г. Избранное: В 2 т. М. : Юристъ, 1996.

158. Зиновьев А. Запад: феномен западнизма. М. : Центрполиграф, 1995. - 461 с.

159. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М. : Наука, 1980. - 303 с.17 6. Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития.- М.: Политиздат, 1987. 303 с.

160. Идеалы и нормы научного исследования. Мн.: БГУ, 1981. -432 с.

161. Идеи и наш мир. Великие концепции прошлого и настоящего. М. : Терра, 1998. - 224 с.17 9. Из глубины: Сборник статей о русской революции. М. : МГУ, 1990. - 298 с.

162. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М. : Политиздат, 1974. - 271 с.

163. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М. : Искусство, 1984. - 349 с.

164. Ильенков Э.В. Личность и творчество. М. : Языки русской куль туры, 1999. - 272 с.

165. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М. : Политиздат, 1968 . - 319 с.

166. Ильенков Э.В. Философия и культура. М. : Политиздат, 1991. - 464 с.

167. Ильин В. В. Моральные абсолюты в нормативном сознании. // Вестник Московского университета, 1992, сер. 7, № 5, С. 3-16.

168. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. Париж-Москва: Рарог, 1993. - 446 с.

169. Ильин И .А. Наши задачи: В 2 т. М.: Рарог, 1992.

170. Ильин И.А. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М. : Интрада, 1996. - 256 с.18 9. Ильин И.А. Путь к очевидности. М. : Республика, 19 93. -430 с.

171. Иннокентий, Архиепископ Херсонский и Таврический. Сочинения: В 12 т. СПб.: Изд-е Тов-ва М.О. Вольф, 1901.

172. Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский. Сочинения. Ч.З. СПб.: Изд-е Кораблёва и Сирякова, 1847. - 262 с.

173. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс. М. : МГУ, 1989. - 224 с.

174. Иоаннисян А. Р. Генезис общественного идеала Фурье. М.-Л.: АНСССР, 1939. - 224 с.

175. Ионин Л.Г. Социология культуры. М. : Логос, 1998. -278с.

176. Историзм и эволюционизм как принципы познания. Киев: Наукова думка, 1987. - 232 с.

177. История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993 . - 432 с. .

178. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989. - 653 с.

179. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: Петрополис, 1997. - 206 с.

180. Кампанелла Т. Город Солнца. М.: АНСССР, 1954. - 228 с.

181. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М. : Политиздат, 1990. - 414 с.

182. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М. : Алгоритм, 2000. - 688 с.

183. Каракозова Э.В. Моделирование в общественных науках (философско-методологические проблемы) . Монография М. :

184. Высшая школа, 1986. 103 с.

185. Карамзин Н.М. Избранное. Л.: Детская литература, 1985.- 334 с.2 08. Карпович В.Н. Объяснение в социальном познании. Новосибирск: Наука, 1989. 176 с.

186. Карташов A.B. Общественный идеал в системе духовных факторов развития общества. Автореферат на соискание учёной степени кандидата философских наук. Саранск: МГУ, 2 000. -16с.

187. Категории социальной диалектики. Минск: ВГУ, 1978. -199 с.

188. Квасов Г. Г. Этические проблемы развитого социалистического общества. М.: Знание, 1974. - 82 с.

189. Кедров Б.М. О повторяемости в процессе развития. М. : Госполитиздат, 1961, - 148 с,

190. Кемеров В,Е. Введение в социальную философию. М.: Академический Проект, 2000, - 314 с,

191. Кемеров В.Е, Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М,: Политиздат, 1977. - 256 с,

192. Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права) . М.: Аванта+, 2000. - 560 с.

193. Керимов Д.А. Философские проблемы права, М. : Мысль, 1972, - 472 с.

194. Киреевский И. В. Избранные статьи. М. : Современник, 1984 . - 582 с,

195. Кистяковский Б, А. Философия и социология права. СПб: РХГИ, 1998 . - 800 с.

196. Кларин В.М., Петров В.М. Русская религиозная философия воспитания Х1Х-ХХ вв. М.: Кодекс, 1994. - 80 с.

197. Классен Э.Г. Категория "идеальное" в работах К. Маркса. // Вопросы философии, 1987, № 10, С. 80-86.

198. Кони А.Ф. Собрание сочинений: В 8 т. М. : Юридическая литература, 1966-1969.

199. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М. : Юридическая литература, 1993. - 95 с.

200. Копнин П. В. Логические основы науки. Киев: Наукова думка, 1968. - 283 с.

201. Коран. М.: Наука, 1990. - 727 с.

202. Косолапов H.A. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем. М. : Аспект-Пресс, 1994. - 271 с.

203. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М. : ВЛАДОС, 1998. - 416 с.23 9. Краткая история философии. М. : Олимп; ACT, 1996. -576с.24 0. Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М. : Правда, 1990. - 638 с.

204. Крутов H.H. Мораль в действии (О закономерностях влияния морали на поведение личности) . М. : Политиздат, 1977. - 255с.

205. Крутоус В.П. Категории прекрасного и эстетический идеал. М. : МГУ, 1985. 168 с.24 3. Кузьмин В.Ф. Объективное и субъективное (анализ прогресса познания) . М.: Наука, 197 9. - 199 с.

206. Купцов В.И. Детерминизм и вероятность. М. : Политиздат, 1976. - 256 с.24 5. Кураев А. Всё ли равно, как верить? Сборник статей по сравнительному богословию. М. : Братство Святителя Тихона, 1994 . - 176 с.

207. Кутырев В.А. О континууме реальности (Реальное и идеальное в, условиях становления ноосферы) . // Вестник Московского университета, 1994 , сер. 7, № 5, С. 2 6-36.

208. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. - 535 с.2 55. Левин Г. Д. Диалектико-материалистическая теория всеобщего. М. : Наука, 1987. - 170 с.

209. Левин Г.Д. Идеализация. // Вопросы философии, 1999, № 4, С. 78-88.

210. Левыкин И.Т. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Мысль, 1975. - 256 с.

211. Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. - 360 с.25 9. Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1982-1989.

212. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма. // Вопросы философии, 1994, № б, С. 22-28.

213. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. - Зббс.

214. Лосев А.Ф. Личность и абсолют. М. : Мысль, 1999. - 719с.

215. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. : Политиздат, 1991. - 524 с.27 3. Лосский И.О. История русской философии. М. : Прогресс, 1994. - 456 с.

216. Максимов А.Н. Философия ценностей. М. : Высшая школа, 1997 . - 176 с.2 82. Малькова Т.П., Фролова М.А. Введение в социальную философию. М.: МПА, 1995. - 188 с.

217. Марченко Г.А. Потребность как социальное явление. М. : Высшая школа, 1990. - 127 с.

218. Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. Критический анализ. М. : МГУ, 1988. 207с.

219. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М. : Мысль, 1999. - 424 с.2 96. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. -М. : Политиздат, 1985. 350 с.

220. Мережковский Д.С. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Правда, 1990.

221. Мечников И.И. Пессимизм и оптимизм. М. : Советская Россия, 1989. - 640 с.

222. Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание. М: РГГУ, 1994. - 320 с.

223. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М. : Прометей, 1990. - 212 с.

224. Миллс Р. Властвующая Элита. М. : Иностранная литература, 1959. - 543 с.

225. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М. : Стратегия, 1998 . - 264 с.3 0 6. Минкявичус Я.В. Католицизм и нация. М. : Мысль, 1971. -285 с.

226. Миронов В. В. Онтологическая сущность этики. // Вестник Московского университета, 2 001, сер. 7, Ы« 1, С. 13-17.

227. Мир философии: В 2 ч. М. : Политическая литература, 1991.30 9. Митрофан Зноско-Боровский. Православие. Римокатоличество. Протестантизм и сектанство. М. : Св. Троице-Сергиева Лавра, 1992. - 207 с.

228. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) . М. : МГУ, 1965. - 248 с.

229. Момджян A.B. Плюрализм: истоки и сущность. Критический анализ философских основ. М.: Наука, 1983. - 231 с.

230. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М. : Высшая школа. Университет, 1997. - 448 с.

231. Момджян К.Х. Категории исторического материализма: системность, развитие. Начальные этапы восхождения от абстрактного к конкретному. М. : МГУ, 1986. - 286 с.

232. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М. : Наука, 1994 . - 238 с.

233. Момджян Х.Н. Коммунизм и христианство. Стенограмма лекции. М, : Знание, 1958. - 38 с.

234. Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII века. Очерки. М. : Мысль, 1983. - 447 с.

235. Монтень М. Избранное. М.: Сов. Россия, 1968. - 410 с.

236. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М. : Госполитиздат, 1955. - 800 с.

237. Мор Т. Утопия. М.: Наука, 1978. - 415 с.32 0. Моррис У. Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия. М. : Гослитиздат, 1962. - 312 с.

238. Муриан В.М. Эстетический идеал. М. : Искусство, 1966. -247 с.32 6. Мушинский В.О. Основы правоведения. М. : Международные отношения, 1996. - 256 с.32 6. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М- : Прогресс, 1993 . - 260 с.

239. Несмелов В.И. Наука о человеке. Т.Н. Метафизика жизни и христианское откровение. Казань: Тип-фия Импер. Ун-та, 1903, - 478 с.

240. Несмелов В.И. Наука о человеке. T.I. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Изд. 3-е. Казань: Центр, тип-фия, 1905. - 418 с.33 3. Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии.-Казань: Центр, тип-фия, 1913. 93 с.

241. Никитин Е.П. Открытие и обоснование. М. : Мысль, 198 8 . -221 с.33 5. Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т. М. : Мысль, 1980.33 6. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 19 90.

242. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М. : Пресса, 1991 . - 339 с,

243. Новик И.Б. О моделировании сложных систем (философский очерк). М.: Мысль, 1965. - 336 с.

244. Новиков A.A. О содержании и статусе категории идеального в марксистской философии. // Вопросы философии, 1988, № 3, С.49-56.34 0. Новикова Л.И. Цивилизация и исторический процесс. М.: Знание, 1983. - 64 с.

245. Обновляющаяся Россия: формирование нового гуманитарного пространства. Материалы Меркушинских научных чтений. Саранск: Красный Октябрь, 1997. 346 с.

246. Образ жизни. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического исследования. Киев: Наукова думка, 1980. - 2 99 с.

247. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М. : Наука, 1991. - 403 с.

248. Пассмор Д. Сто лет философии. М. : Прогресс-Традиция, 1998 . - 492 с.

249. Патнэм X. Философия сознания. М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. - 235 с.

250. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М.: Высшая школа, 1990. - 175 с.

251. Перов П. Проблемы философии XX века. Париж: УМСА-РКЕББ, 1970. - 52 с.

252. Перов Ю.В. Уроки классической социальной философии. // Вестник Санкт-Петербургского университета, 1994, сер. 6, вып. 2, С. 33-43.3 55. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л. : ЛГУ, 1980. - 188 с.

253. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М. : Политиздат, 1982. - 255 с,

254. Печенев В.А. Истина и справедливость {Размышления о нравственно-философских аспектах проблемы) . М. : Политиздат, 1989. - 256 с.

255. Печчеи А. Человеческие качества. М. : Прогресс, 1985. -312 с.

256. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Просвещение, 1969. - 659 с.

257. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. Статьи, письма к Александру III. М. : Русская книга, 1993. - 637 с.

258. Политическая культура: теория и национальные модели. М. : Интерпракс, 1994. 352 с.37 0. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия. // Вопросы философии, 1992, № 2, С. 126-140.

259. Попов СИ. Проблема "качества жизни" в современной идеологической борьбе. М.: Политиздат, 1977. - 278 с.

260. Радищев А.Н. Избранные сочинения. М.-Л.: Госполитиздат, 1949. - 855 с.

261. Разин A.B. О возможности научного обоснования морали. // Вестник Московского университета, 2 0 01 , сер. 7, № 1, С. 48-61.

262. Райл Г. Понятие сознания. М. : Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. - 406 с.38 3. Рассел Б. История западной философии. New York: Chalidze Publications, 1981. - 855 с.

263. Рачков П.А. Наука и общественный прогресс. М. : МГУ, 1963 . - 330 с.

264. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. Терра, 1991. - 347 с. '

265. Рерих Н.К. Избранное. М.: Советская Россия, 1979. -384с.

266. Речи известных русских юристов. М. : Юридическая литература, 1985. - 544 с.3 93. Реуэль А.Л. История экономических учений. М. : Высшая школа, 1972. - 424 с.

267. Розанов В.В. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1990.

268. Розенталь Э.М. В поисках идеала. М. : Политиздат, 1976.- 191 с.

269. Розов М.А. Научная абстракция и её виды. Новосибирск: Наука, 1965. - 139 с.

270. Ропаков Н.И. Категория цели: проблемы исследования. М. : Мысль, 1980. - 128 с.3 98. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Институт психологии РАН, 1997. - 334 с.

271. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М. : АНСССР, 1957 . - 328 с.

272. Русский космизм. Антология философской мысли. М. : Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.

273. Русский народ. Собр. М. Забылиным: В 4 ч. М. : Изд. книгопродавца М. Березина, 1880.4 05. Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения. В 2 т. М. : Педагогика, 1981,

274. Ручка A.A. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наукова думка, 1987, - 154 с.4 07. Савкин И. С. Образ жизни: формирование, воспроизводство и регулирование. Саратов: СГУ, 1984. - 148 с.

275. Савкин И. С. Социальная философия: Учебное пособие. Саранск: МГУ, 1997. 176 с.4 09. Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М. : Российская политическая энциклопедия, 1996. - 608 с.

276. Самсин А, И. Социально-философские проблемы исследования потребностей. М.: Вьющая школа, 1987. - 158 с.

277. Сартр Ж.-П. Ситуации. Антология литературно-эстетической мысли. М. : Ладомир, 1997. - 431 с.

278. Свидерский В.И. О диалектике отношений. Л.: ЛГУ, 1983, - 136 с.

279. Семенкин И. С. Философия богоискательства. Критика религиозно-философских идей софиологов-. М. : Политиздат, 1986. - 175 с.

280. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: ЛГУ, 1990 . - 359 с.

281. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. М. : Наука, 1989. - 350 с.

282. Скворцов A.A. Нравственные проблемы войны. // Вестник МЬсксЕС|<10го универсиолета, 20МЛ сер. 7, № 1, С, 74-8 3.

283. Скиннер Б. Хватит ли человеку земных ресурсов? М. : Мир, 1984. - 262 с.

284. Скрыпник В.И. Россия встанет на путь целостного и гармоничного развития общества. М.: ВНТИЦ, 1998. - 57 с.

285. Славин A.B. Наглядный образ в структуре познания. М. : Политиздат, 1971. - 271 с.42 0. Смирнов А. И. Фактор времени в жизни общества. М. : Знание, 1986. - 62 с.

286. Смысл жизни. Антология. М.: Прогресс. Культура, Б.г. (1994). - 591 с.

287. Современная американская философия. Сборник. М. : Мысль, 1976. - 360 с.42 3. Современная западная социология. Словарь. М. : Политиздат, 1990. - 432 с.

288. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. -М.: АНСССР, ИСИ, 1976. 199 с.42 5. Соколов A.B. Идеальное: проблемы и гипотезы. // Вопросы философии, 1987, № 9, С. 93-102.

289. Соколов В.Н. О логике культурно-исторического развития философского знания. // Вестник Московского универститета, 1992 , сер. 7, № 2, С. 23-32 .

290. Соловьёв B.C. Сочинения: В 2 т. М. : Правда, 1988-1989.

291. Социальное бытие человека. Спецкурс по русской социальной философии, социологии и политической науке. /Авторский коллектив под рук. А.Б. Тугарова. Пенза, 1998. - 192 с.

292. Социальное положение и уровень жизни населения России. -М. : Госкомиздат, 1998. 440 с.4 33. Социальное расслоение и социальная мобильность. М. : Наука, 1999. - 191 с.

293. Стечкин О.Я. Цель и целеустремлённость. М. : Политиздат, 1981. - 96 с.43 8. Столиц В. В. Самопознание личности. М. : МГУ, 1983. 2б8с.

294. Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал. Историко-проблемные очерки. М.: Искусство, 1969. - 352 с.44 0. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. 288 с.

295. Тоффлер А. Футурошок. СПб: Лань, 1997. - 462 с. 4 55. Тощенко Ж., Харченко С. Социальное настроение. - М. : Academia, 1996. - 196 с.

296. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М. : Московская правда, 1994. - 95 с,

297. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М. : Республика, 1994. -432с.

298. Трубников H.H. Время человеческого бытия. М. : Наука, 1987. - 255 с.

299. Тюхтин B.C. Проблема идеального: методологический анализ. // Вопросы философии, 1987, № 9, С. 80-92.47 0. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М. : Прогресс, 1990. 716 с.

300. Уемов А. И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. М.: ГосПолитиздат, 1958. - 120 с.

301. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М. : Наука, 1978. - 272 с. ' ,

302. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М. : Мысль, 1990. - 334 с,

303. Уледов А,К. Социологические законы. М. : Мысль, 1975. -296 с.

304. Утопический социализм в России. Хрестоматия. М. : Политиздат, 1985. - 590 с.47 6. Ушинский К.Д, Собрание сочинений: В 7 т, М,-Л, : Изд-во АПНРСФСР, 1948-1950.

305. Федотова В. Г. Анархия и порядок. М. : Эдиториал УРСС, 2000. - 144 с.

306. Философия любви. Сборник: В 2 ч. М. : Политиздат, 1990. 4 85. Философия не кончается. Из истории отечественной философии. 2 0 век: В 2 ч. - М.: РОССПЭН, 19 99.

307. Философский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.4 90. Философы двадцатого века. Сборник. М. : Искусство, 1999.- 263 с.

308. Фихте И. Г. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. Минск; М.: Харвест; ACT, 2000. - 784 с. 4 92. Флоренский П. Столп и утверждение истины: В 2 т. - М. : Правда, 19 90.4 93. Форрестер Дж. Мировая динамика. М. : Наука, 1978. 1б7с.

309. Фофанов В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. Новосибирск: Наука, 1986. - 188 с.

310. Франк СЛ. Духовные основы общества. М. : Республика, 1992 . - 511 с.

311. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. -М. : Политиздат, 1989. 559с.

312. Ханипов А.Т. Интересы как форма общественных отношений. -Новосибирск: Наука, 1987. 254 с.

313. Харчева В.Г. Основы социологии. М. : Логос, 1997. - 80с.

314. Хмара В.Н. Эстетический идеал и творчество. Монография. -М. : Советский писатель, 1983. 272 с.

315. Хомяков A.C. Сочинения: В 2 т. М. : Медиум, 19 94,

316. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Монреаль: Братство преп, Иова Пачаевского, 1983, 230 с.

317. Худушин Ф,С. Эстетический идеал. М.: Знание, 1985. б4с.

318. Целикова О.П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М. : Наука, 1970. - 207 с.

319. Циолковский К.Э. Избранные труды. М. : АНСССР, 19 62. -535 с.

320. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: В 2 т. М. : Наука, 1991.

321. Чанышев A.A. "Град земной" в эсхатологической перспективе. // Вопросы философии, 1999, № 1, С. 124-135.

322. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М. : Высшая школа, 1991. - 510 с.

323. Черкасов Г. К. Социальная закономерность и образ жизни. -Иркутск: ИГУ, 1985. 256 с.

324. Черкашин Д. С. Коммунистический идеал и личность. Харьков: Вища школа, 1986. 173 с.

325. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения: В 2 т.- Л,: Госполитиздат, 1950.

326. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни.' М. : Мысль, 1995. - 766 с.

327. Шевченко В. И. Социально-философский анализ развития общества. М. : Высшая школа, 1984. - 128 с.

328. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1987-1989.

329. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М. : Политиздат, 1983. - 320 с.

330. Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М. : Наука, 1967 . - 375 с.

331. Шестов Л. Сочинения: В 2 т. М. : Наука, 1993.

332. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.-Л.: Academia, 1935. -671 с.53 6. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М. : Просвещение, 1992 . - 477 с.

333. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. М. : Мысль, 1998.

334. Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989, - 601 с.539. трейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылки ценностного выбора. М. : Эдитореал УРСС, 1999. -206 с.

335. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.-Л.: Наука, 1966. - 301 с.

336. Штракс Г.М. Социальное противоречие. М. : Мысль, 1977. -158 с.

337. Яскевич Я.С. В поисках идеала строгого мышления. Мн. : Университетское, 1989. - 125 с.

338. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994 . - 527 с.

339. Ястребова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. М. : Наука, 1976. - 295 с.

340. Яхшиликов Ж. Диалектика ускорения социально-экономического и духовного прогресса при социализме. М.: Высшая школа, 1989. - 142 с.

341. Яценко В.Г. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977. - 275 с.