автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Ономастика эпоса "Гэсэр"

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Санжеева, Лариса Цырендоржиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Ономастика эпоса "Гэсэр"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Санжеева, Лариса Цырендоржиевна

Введение.2

Глава I. Онимия как форма реализации народного мировоззрения в эпосе.12

1. Взаимосвязи эпических антропонимов, топонимов и этнонимов.12

2 Отражение дошаманских и шаманских воззрений в именах собственных эпоса «Гэсэр». 16

Глава П. Функциональные особенности имен собственных в эпосе «Гэсэр».'.41

61 Эпические антропонимы.42

1.1 .Теонимия эпоса «Гэсэр».42

1.2.К этимологии имени Гэсэра.89

1.3.Имена антиподов Гэсэра. 103

62 Своеобразие эпической топонимики.127

2.1. Эпические гидронимы.134

2.2. Эпические оронимы.145

2.3. Эпические ойконимы.164

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Санжеева, Лариса Цырендоржиевна

Настоящая работа посвящена исследованию системы имен собственных в эпосе «Гэсэр», выявлению их структурно-содержательной специфики, а также особенностей их функционирования в эпических произведениях. Доминирующее значение при анализе имен собственных отводится сравнительно-историческому и культурологическому аспектам. При выборе данной темы мы руководствовались положением о том, что главная основа Гэсэриады - историческая, поскольку в ней отражены определенные этапы в развитии бурятского общества с древнейших времен. Онимическая лексика эпоса содержит ценные сведения об истории и культуре, о языковых контактах древних прототюркских и протомонгольских племен, проживавших и взаимодействовавших друг с другом на протяжении нескольких сотен лет назад на территории Саяно-Алтайского региона.

Актуальность исследования определяется необходимостью системного описания имен собственных в произведениях эпоса. Онимическая лексика является своего рода носителем обширной экстралингвистической информации - исторического, этнографического, этнического, религиозного характера. Она обусловлена также все возрастающим интересом к фольклорным традициям в целом на фоне обращения к национальным истокам, возрождения родного языка и литературы. Вопросы, связанные с этимологией, с анализом структурно -семантического содержания, состава и функций онимов в различных жанрах устного народного творчества бурят, все еще остаются за рамками специального изучения и систематизации. Между тем, различные разряды онимов выделяются в эпосе своей спецификой, символизируя определенные и важные традиции устной эпической поэзии бурят. Имеется в виду их традиционная образная выразительность, сакральность, подтекстовость. Внешне ничем не отличаясь от других знаков - символов, онимы способствуют раскрытию идейного замысла всего эпического сказания, глубины его содержания.

Цель данного исследования - раскрыть идейное содержание и смысл имен собственных в героическом эпосе, проиллюстрировать использование смысловых возможностей ономастических единиц в улигерном творчестве бурят, как их функциональное своеобразие.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда конкретных задач:

- определить ономастическое пространство имен собственных в эпосе «Гэсэр»;

- выяснить роль и особенности функционирования онимов в эпических памятниках; 1

- проследить историю возникновения основных ономастических понятий в эпосе;

- описать исторические, этнографические, социальные, культурные . факторы, отраженные в именах собственных;

- раскрыть полноту и своеобразие эпической картины мира посредством возможностей использования онимической лексики улигеров.

Методы исследования.

В соответствии с характером изученного материала и поставленными задачами основными методами в работе над диссертацией послужили: системный, сравнительно - исторический (с элементами внешнего сравнения материалов дальнеродственных языков), сопоставительно -этнографический.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринята попытка комплексного исследования имен собственных в эпосе с учетом исторических, этнографических, социальных, культурных, религиозных взглядов создателей эпических памятников; выявлена специфика их функционирования в эпосе и их роль в создании художественных образов, а также в отражении основных этапов в развитии бурятского этноса. Исходным положением диссертации является то, что имена собственные представляют собой взаимосвязанную систему, которая отличается достаточно сложной структурой, обилием онимических единиц и их выразительных функций. Наряду с другими средствами художественного изображения, имена собственные активно участвуют в создании эпической картины мира, взаимодействуя в едином эстетическом пространстве, придают национальный колорит улигерам бурят.

Объектом исследования является система имен собственных в эпосе «Гэсэр» ( эпических антропонимов и топонимов).

Предметом исследования явилась идейно - содержательная семантика эпических онимов, их историко-культорологические характеристики и взаимосвязи.

Материалом исследования послужили варианты улигеров, записанных от известных бурятских сказителей: Маншуда Имегенова, Елбона Шалбыкова, Пеохона Петрова, Папы Тушемилова, Альфора Васильева, Парамона Дмитриева. В ходе исследования рассмотрено около 1000 онимических единиц разных разрядов (теонимы, мифические и реальные гидронимы, оронимы, ойконимы).

Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях онимических единиц из других жанров устного народного творчества, а также при подготовке спецкурсов и лекционных занятий по фольклору и стилистике художественной речи. Также выявленная онимическая лексика может быть включена в состав различного рода ономастических словарей. Кроме того, материалы исследования могут найти применение и в других областях науки: истории, этнографии, географии, религиеведении и т.д.

Апробация работы.

Основные положения работы были представлены в виде докладов на заседаниях кафедры английской филологии БГУ, научно - практических конференциях преподавателей БГУ, (1998, 1999, 2000), межрегиональной конференции «Цыдыповские чтения - II» (Улан-Удэ, 1999), на международной конференции «Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии» (Улан-Удэ, 2000), международной конференции «Немцы и Сибирь. История. Современность» (Улан-Удэ, 1999), международной конференции «Олонхо в контексте эпического наследия народов мира» (Якутск, 2000).

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры методики начального обучения языкам БГУ и отдела фольклористики Института монголоведения, будцологии и тибетологии СО РАН. Некоторые положения по теме диссертации отражены в 5 публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Ономастика эпоса "Гэсэр""

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование системы собственных имен в эпосе «Гэсэр» в историко-культорологическом плане позволяет сделать следующие выводы.

Данная система отличается большим своеобразием и включает в себя множество имен. Наибольшей частотностью отмечаются эпические антропонимы, а именно, имена улигерных персонажей: небожителей, главного героя, его жен и сыновей, баторов, дядей, антиподов. В меньшем количестве представлены в эпосе географические названия. Среди последних выделяются как реально существующие, так и вымышленные, мифологические наименования. Характерной особенностью собственных имен в эпосе является их многословность. Это своего рода эпическая традиция. В эпосе всё символично. Недаром многие исследователи эпоса считают его исполнение божественным даром, а его язык - языком богов. На протяжении всего героического сказания собственные имена остаются неизменными, придавая улигерам особую конкретность, историчность (например, реальные топонимы позволяют локализовать некоторые события, отраженные в эпосе на современной карте Саяно-Алтайского региона), с одной стороны. С другой стороны, с их помощью с самого начала создается некая сакральная атмосфера, в которой живет и действует герой и его окружение. Ведь не случайно, создатели эпоса отмечали, что в нем ничего нельзя менять, переставлять местами в том числе и имена персонажей. Иначе, за нарушение этой священной традиции виновник может быть сурово наказан богами. Во многом весь подбор имен, их форма зависят от жанра произведения. Из всего спектра характеристик, которыми обладает любое имя собственное выделяются его национальная и социальная характеристики. Они как бы дополняют друг друга. Как отмечает отечественный ономаст А.В.Суперанская, имя в языке художественных произведений, именно к таковым относится и эпос, - это достояние не только лингвистики, но и литературоведения и, через его посредство, - истории, социалогии, философии, этнографии [1973, с.234]. Одно из проявлений связи имени с этнографией - это процесс его возникновения, его вполне можно воспринимать как национальный символ. Таковыми как раз и являются имена собственные в бурятской Гэсэриаде. В большинстве случаев помимо чисто национальных многие имена несут и социальные коннотации. В разных вариантах эпоса «Гэсэр» в составе имен встречаются такие элементы-титулы, как ху6уун, хан, хатан, баатор, ноён и т.д., в которых проявляется социальный статус имени (или его носителя) национальная отмеченность имени воспринимается прежде всего в языковом плане. Например, некоторые заимствованные имена в бурятском пантеоне, функционируя в нем, все же сохраняют преемственность с языками, их породившими, отсюда лица, носящие такие имена обладают как бы двоякой национальной атрибуцией. В «Гэсэре» к таким именам и персонажам относятся: Хан Хурмаста, Эсэгэ Малаан баабай, Эхэ Юурэн иибии, Агсагалдай-батор, возможно и имя самого Гэсэра (вопрос об этимологии его имени все еще остается открытым).

Социальная отмеченность имени воспринимается в плане его функционирования в речи. Как показал анализ собственных имен в эпосе «Гэсэр», та или иная языковая форма имени обычно бывает продиктована конкретной экстралингвистической средой, то есть тем, в какой ситуации это имя употребляется. Это позволяет одному и тому же человеку иметь множество имен, каждое из которых по-своему социально. Так, наличие у Гэсэра в эпосе множества имен объясняется, в первую очередь, изменением социального статуса героя, его эволюцией в ходе эпического действия (см.гл.П, &1, 1.2. диссертации).

Другим важным моментом является то, что любое имя, в эпосе в том числе, появляется не просто так, а лишь тогда, когда в этом есть необходимость, потребность для именования объекта. Не являются исключением и эпические топонимы. Они выступают в улигерах бурят своего рода пространственными и временными ориентирами. При этом каждое название или имя имеет (или имело) изначальную мотивировку, которая в процессе его функционирования стирается. Номинация обычно происходит по различного рода ассоциациям, порой неуловимым и понятным лишь тем, кто дает имена. В связи с этим следует отметить, что в Гэсэриаде много имен, значение которых труднообъяснимо (Айзай Музай, Зад Шухэр, Налма Гоохон дуухэй, Удай Мунгэн тэнгэри, Хитад Гумэн хаан.). Поэтому представляется целесообразным и необходимым комплексный подход с учетом исторического, этнографичского, социального, лингвистического факторов при рассмотрении имен собственных в эпосе. В целом обзор специальной литературы позволяет говорить об универсализме процесса номинации у разных народов, что объясняется общими свойствами человеческого восприятия и мышления.

Для понимания содержания и смысла многих древних имен важно представлять ту первобытную картину мироздания, которую рисовал себе древний человек. В именах отражена материальная культура, религиозные, социально-бытовые взгляды людей. Каждая новая эпоха приносила с собой переосмысление имен, унаследованных от предыдущих эпох в соответствии с духом и социальным кодом эпохи. То есть менялся план содержания имен. Что касается плана их выражения, то в принципе он носил универсальный характер.

Возникновение и сложение улигеров бурят относится к древнему периоду развития устного народного творчества монголоязычных народов, к эпохе родового строя. Основываясь на фактах и событиях, изображаемых в «Гэсэре», можно условно отнести этот процесс к периоду I тыс. до н.э. - I тыс.н.э. Возможно, этот период как раз совпадает по времени с эпохой разложения родового строя у кочевников Центральной

Азии и Южной Сибири и перехода к патриархальному общественному развитию. В Гэсэриаде переплетаются элементы различных культур развития бурятского общества: космологические, мифологические, антрпологические, исторические, религиозные. Древнейшей формой отражения окружающей действительности является мифологическая, которая включается в космологическую культуру. Главной основой Гэсэриады все же является историческая, поскольку эпос отражает, хотя и в художественно-обобщенной"форме, те реалии, пережитые народом, исторические события, которые имели место на обширной территории Центральной Азии вплоть до Тибета. Однако речь не идет о каких-то исторически достоверных фактах. Данное утверждение применимо и к действующим персонажам, в образе которых вряд ли оправдано искать конкретные исторические личности.

Имена собственные в эпосе «Гэсэр» являются своего рода пространственно-временными ориентирами изображаемых событий. В частности, топонимы как бы локализуют эпические события, придавая им достоверность и конкретность. Границы происходящих в эпосе событий в целом совпадают с местом пересечения различных этносов и их культур в далеком прошлом, а именно с Саяно-Алтайскими регионами. Результаты исследования онимов в эпосе позволяет сделать один из основных выводов: переход мифического в мифо-эпическое сознание начался примерно между 2 и 1 тыс.до н.э. Произошло изменение в прежних взглядах людей относительно основных божеств и понятий, связанных с ними, следствием чего явилась передислокация Неба и Земли (неолитический бог Земли стал богом Неба, а богиня Неба стала богиней Земли в переходный период от эпохи неолита к эпохе бронзы). В это же время, очевидно, сложилось основное ядро бурятской Гэсэриады. Именно об этом свидетельствует исследованный нами материал (в особенности теонимы).

 

Список научной литературыСанжеева, Лариса Цырендоржиевна, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Абаев В.И. Тюркские элементы в осетинской антропонимии/ЛГеория и практика этимологических исследований. М., 1985.

2. Абаев Н.В., Анжиганова JI.B., Ултургашеева Н.Т. Этноконфессиональные традиции и экологическая культура народов Центральной Азии и Саяно-Алтая. Кызыл, 2000.

3. Абай Гэсэр Богдо хаан. Улан-Удэ, 1995. Запись С.П.Балдаева от сказителя Альфора Васильева.

4. Абай Гэсэр Могучий. Бурятский героический эпос. М., 1995. Запись Ц.Жамцарано от сказителя Маншуда Имегенова.

5. Абай Гэсэр Xy6yyh Эхир.-бул.вариант. 4.1. Ошор Богдо и Хурин Алтай. Запись Ц.Жамцарано от сказителя Маншуда Имегенова. Подготовка текста, перевод и примечание М.П.Хомонова, Улан-Удэ, 1964.

6. Абай Гэсэр. Записан в 1948г. Т.М.Болдоновой от сказителя П.Тушемилова. Рукопись оригинала записи хранится в фондах краеведческого музея им.М.Н.Хангалова. Переведен в наст.время на русс.язык.

7. Абай Гэсэр. Улан-Удэ, 1960. Запись И.Мадасона от сказителя Пеохона Петрова.

8. Алдарова Н.Б. Бурятская антропонимическая лексика. Исконные личные имена. Автореферат кандидатской диссертации, М., 1979.

9. Алексеев H.A. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования) Новосиб., 1984.

10. Базаров Б.Д. Таинства и практика шаманизма. Книга 1,2. Улан-Удэ, 2000.

11. Балдаев С.П. Избранное, Улан-Удэ, 1961, 242 с.

12. Балдаев С.П. Материалы о бурятских племенах и родах. «Этнографический сборник», вып.2, Улан-Удэ, 1961.

13. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. 4.1. Булагаты иэхириты. Улан-Удэ, 1970.

14. Банзаров Д. Собрание сочинений., М., АН СССР 1955.

15. Башкуев H.A. Своеобразие личных имен предбайкальских бурят // Бурятские антропонимы и топонимы. Улан-Удэ, 1981.

16. Бертагаев Т.А. К исследованию лексики монгольских языков. Улан-Удэ, 1961.

17. Бертагаев Т.А. О монгольских и бурятских гидронимах // Ономастика Востока. М.: Наука, 1980.

18. Бестужев-Лада И.В. Имя человеческое его прошлое, настоящее и будущее// Наука и жизнь, 1968, № 7.

19. Бестужев-Лада И.В. Исторические тенденции развития антропонимов // Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. М.: Наука, 1970.

20. Биткеев Н.Ц. Калмыцкий героический эпос «Джангар». Поэтика и традиция. Диссертация на соискание уч.ст.докт.фил.наук, Улан-Удэ, 1997, 292 с.

21. Биткеева Г.С. Социальные аспекты некоторых имен у калмыков // Ономастика Калмыкии, Элиста, 1983.

22. Бондалетов В.Д. Ономастика и социолингвистика // Антропонимика. М.: Наука, 1970.

23. Бураев И.Д., Л.Д.Шагдаров О бурятских личных именах. В сб.: К изучению бурятского языка Улан-Удэ, 1969.

24. Бурчина Д.А. Гэсэриада западных бурят. Указатель произведений и их вариантов. Новосибирск, 1990.

25. Бурчина Д.А., Гомбоин Д.Д., Уланов А.И. Небожители в улигерах//Бурятский фольклор. Труды БФ СО АН СССР, 1975, вып.24 с. 13

26. Бурятский героический эпос. Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. Новосибирск, 1991. Перевод М.И.Тулохонова.

27. Ванникова Ц.П. Монголоязычный обряд. Тексты культа Гэсэра// Культура Центральной Азии: письменные источники. Вып.2. Сб.ст.- Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998.

28. Ванникова Ц.П. Монголоязычный обряд. Тексты культа Гэсэра// Культура Центральной Азии: письменные источники. Вып.2. Сб.ст.- Улан-Удэ: Изд-воБНЦСОРАН, 1998.

29. Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский эпос.

30. Вяткина К.В. Пережитки материнского рода и бурят-монголов. Советская этнография, 1946, № 1.

31. Гацак В.М. Поэтика эпического историзма во времени// Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. Поэтика и стилистика. М., 1980.

32. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени. Историческое исследование поэтики. М.: Наука, 1989.

33. Голан А. Миф и символ, 1994.

34. Гомбоин Д.Д. Эхирит-булагатские улигеры. Улан-Удэ, 1990.

35. Гумилёв Л.Н. Древние тюрки. М., 1967.

36. Гумилёв Л.Н. Хунну. М., 1960.

37. Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии. Материалы международной конференции. Улан-Удэ, 1995.

38. Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Сбор.ст. Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1995.

39. Дамдинсурэн Ц. «Исторические корни Гэсэриады», М., 1957.

40. Древнетюрский словарь. Ред. В.М.Наделяев, Д.М.Насйлов, Э.Р.Тенишёв, А.М.Щербак. Л., 1969, 1975.

41. Дугаров Д.С. Белое шаманство как историко-этнографический источник: Автореф.дисс. д-ра ист.наук. М., 1989

42. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства. На материале обрядового фольклора бурят. М., 1990.

43. Дугаров Р.Н. Божественная долина Амдо.

44. Дугаров С.Г. Отчий край и эпос//Край Гэсэра. Сб.ст. и материалов. Улан-Удэ, 1995.

45. Дульзон А.П. Древние топонимы Южной Сибири индоевропейскогопроисхождения//Топонимика Востока, Нов.исслед. М., 1964, 5 с.

46. Дульзон А.П. Древние топонимы Южной Сибири иновопейского происхождения//Топонимика Востока. М., 1964.

47. Дульзон А.П. Этнический состав древнего населения Сибири по данным топонимики. М., 1960.

48. Дылыкова P.C. Мифологическая основа эпоса «Гэсэр». Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Улан-Удэ, 2000.

49. Дьяконов И.М. Предисловие к книге: Мифология древнего мира. М., 1977.

50. Дьяконова В.П. Некоторые этнокультурные параллели в шаманстве тюркоязычных народов Саяна-Алтая// Этнокультурные контакты народов Сибири.-Л., 1984.

51. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Ленинград, 1974.

52. Жуковская Н.П. К вопросу о соотношении социального титула и личного имени у монголов. В книге: Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М., Наука, 1970.

53. Зомонов М.Д., Манжигеев И.А. Словарь Бурятского шаманизма. Улан-Удэ, 1998.

54. Казначеев В.П. Феномен человека. Новосибирск, 1991.

55. Карпенко Ю.А. Названия звездного неба. М., 1981.

56. Каташе С.С. Специфика жанров алтайского фольклора. Ташкент, 1987.

57. Колчанов Е.И. К проблеме этногенезиса тангутов. М., 1964.

58. Кузнецов Б.И. Главные божества тибетской религии бон// Исслед.по истории и философии Центральной Азии. Улан-Удэ, 1976 - Вып.1.

59. Кузьмина E.H. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа.-Новосибирск, 1980.

60. Кузьмина E.H. О древнейших основах женских образов улигеров. Улан-Удэ 1978.

61. Кузьмина E.H. О древнейших основных женских образов улигеров У-У.: БФ СО АН СССР, 1978 - 18с.

62. Лазарева A.A. Типологические проблемы номинации. Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. Улан-Удэ, 1999.

63. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление.-М., 1930

64. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

65. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Мифология-имя-культура//Зап.тартуского гос.университета, 1975, вып.308 (Труды по знаковым системам).

66. Маковский М.Н. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. -М.: Виадос, 1997.

67. Малолетко A.M. Древние народы Сибири. Этнический состав по данным топонимики. Том 1. Томск. 1999.

68. Мелетинский Е.М. «Поэтика мифа», М., 1976.

69. Мелетинский Е.М. О древнейшем типе героя в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири// Проблемы сравнительной мифологии: Сб.ст. к 70-летию чл.-кор. АН СССР В.М.Жирмунского. М. - Л., 1964.

70. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники., М., 1963.

71. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архивные памятники. М., 1963.

72. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

73. Митрошкина А.Г. Бурятская антропонимия. Новосибирск:Наука, 1987.

74. Митрошкина А.Г. Вопросы методологии изучения бурятской антропонимии//Исследования по ономастике Бурятии. Улан-Удэ, 1987.

75. Мифологии древнего мира. М., 1977.

76. Михайлов Г.И. Поэзия культа Гэсэра/ЛГеоретические проблемы изучения литуратур Дальнего Востока. Тезисы докладов 1Унаучной конференции, 1970- с.37-38. "

77. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура, социальные функции. Новосибирск, 1987.

78. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма с древнейших времен по 18 в. Новосибирск, 1980.

79. Михайлов Т.М. Шаманизм и эпос// Эпическое творчество народов Сибири. Тезисы докладов науч.конференции. У-У, 1973 - с.88-91

80. Молчанова О.Т. К семантике имени собственного// Проблемы теории и методики языка. Ярославль, 1980 - с.139-149.

81. Молчанова О.Т. Структурные типы тюркских топонимов Горного Алтая. -Саратов: Изд-во Саратов.ун-та, 1982.

82. Молчанова О.Т. Топонимическийй словарь Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1979

83. Мурзаев Э.М., Мурзаева В.Г. Словарь местных географических терминов. М., 1959, 303с.

84. Неклюдов «Героический эпос монгольских народов» М: Наука; Восточ.лит-ра, 1984.

85. Неклюдов С.Ю. Образ Гэсэра в фольклорно-мифологических традициях Центральной Азии и Южной Сибири// Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Материалы Всесоюз.конференции фольклористов Якутск, 1977 - с.40-44.

86. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., Наука, 1993, 163с.

87. Никонов В.А. География космонимов и этнические связи// Проблемы этнографии Востока. М., 1973.

88. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966, 509с.

89. Никонов В.А. Этнография имен. М.: Наука, 1971.

90. Нимаев Д.Д. Проблемы этногенеза бурят. Новосибирск^ 1988. - с. 169.

91. П.Дмитриев Гэсэр У-У, 1953 (ст. 1884-1889) материалы по бурятскому фольклору

92. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира -Петрозаводск: Карелия, 1991 110 с.

93. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 1988.

94. Потапов А.П. Древнетюрское почитание неба у Саяно-алтайский народов.// Этнография народов Алтая и Зап.Сибири. Новосиб., 1978.

95. Путилов Б.Н. Типология фольклорного историзма. В книге Типология народного эпоса/ Отв.ред. В.М.Гацак., М., 1975, с.168-169.

96. Рашид-ад-дин. Сбор.летописей, т. 1. кн. 1.

97. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркс-ю эпоху. П, 1984

98. Сагалаев «Алтай в зеркале мифа» Новосибирск, Наука, 1992г

99. Санжеев Г.Д. Заметки по этнической истории бурят// Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ, 1983.

100. Сборник ст. Язык-миф-культура народов Сибири. Якутск, 1994.

101. Севортян Э.В. «Этимологический словарь тюркских языков» М.: Наука, 1974, 1978, 1980г.г.

102. Средневековая культура Центральной Азии. Письменные источники -Улан-Удэ, 1995.

103. Суперанская A.B. Имя и эпоха. (К постановке проблемы)// Историческая ономастика. М.: Наука, 1977.

104. Суперанская A.B. Имя собственное как разряд специальной лексики// Материалы к серии «Народы и культуры». Вып.25. Ономастика. Книга 1, ч.1 Имя и культура. М., 1993.

105. Суперанская A.B. К проблеме типологии антропонимических основ//ономастика. Типология, Стратиграфия. М., Наука, 1988, с.8-19

106. Суперанская A.B. Общая теория имени собственного. М, 1973 (с.88)

107. Суперанская A.B. Ономастические уневерсалии// Восточно-славянская ономастика. М., 1972. С.346-356.

108. Суперанская A.B. Структура имени собственного (фонология и морфология), М.: Наука, 1969.

109. Суперанская A.B. Что такое топонимика? М., Наука, 1985

110. ПО.Сухбаатар Г. Сяньби, 1971.

111. Сухэ-Батор Г. К вопросу об этнической принадлежности хуннов (сюнну)// Проблемы Дальневого Востока. 1976. - № 1.

112. Типология традиционных жанров бурятского фольклора, Улан-Удэ, 1989.

113. Топоров В.Н. Об одном способе сохранения традиции во времени. Имя собственное в мифопоэтическом аспекте// Проблемы славянской этнографии. Л., 1979. - с. 141-150.

114. Тулохонов М.И. Героический эпос бурят: вопросы поэтики и стиля. БНЦ 8ФС (бур.) Т-82. Диссертация на соскание уч.степ.доктора фил.наук в форме науч.доклада. У-У, 1993г.

115. Тушемилов П.М. Гэсэр. Героический эпос бур.-монг.народа.на бур.языке Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1958

116. Уланов «Древний фольклор бурят», бур.кн.изд.» 1974

117. Филиппова Н.И. Собственные имена персонажей якутского олонхо и бурятского улигера В.сб.: Вопросы языка и литературы народов Сибири. Новосибирск, 1974, с.151-155

118. Фролов Н.К. О функциях и свойствах антропонимов// Вопросы истории и филологии, вып.П. Воронеж, 1973.

119. Хамаева A.A. К семантике антропооснов бурятских личных имен// Бурятские антропонимы и топонимы. Улан-Удэ, 1981.

120. Хомонов М.П. Бурятский героический эпос «Гэсэр: Эхир.-бул.вариант, Улан-Удэ, 1976, с.57-58.

121. Ш.Хундаева Е.О. Бурятский героический эпос «Гэсэр» (знаковая система, традиции, поэтика). Улан-Удэ, 1999.

122. Цинциус В.И. К этимологии алтайских терминов родства// Очерки сравнительной лексикологии алтайских языков. Л., 1972. (с. 15-70).

123. Цыдендамбаев Ц.Б. «Бурятские исторические хроники и родословные», Историко-лингвис.исследов-е У-У, 1972

124. Чагдуров С.Ш. «Поэтика Гэсэриады», 1993.

125. Чагдуров С.Ш. «Происхождение Гэсэриады», Новосибирск, 1980, с.4-51.

126. Чагдуров С.Ш. Прародина монголов, 1999.

127. Чагдуров С.Ш. Стихосложение Гэсэриады. Улан-Удэ, 1984.

128. Черемисов K.M. Бурят-монгольско-русский словарь., М., 1951, 852 с.

129. Черемисов K.M. Бурятско-русский словарь.с -М.: Сов.энциклопедия, 1973 -803 с.

130. Шаракшинова Н.О. Героико-эпическая поэзия бурят. Иркутск, 1987.

131. Шаракшинова Н.О. Пережитки матриархата в гер.эпосе бурят-В кн.: Филология и история монг.нар-в. М: изд-во АН СССР, 1958

132. Шерешевская Е.Б. Имя собственное как знак (значение имени собственного)// Актуальные проблемы лексикологии и словообразования, вып.5. Новосибирск, 1976.

133. Шойбонова C.B. Имена собственные в художественной литературе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Улан-Удэ, 1999.

134. Шойжинимаева A.B. Ойконимия этнической Бурятии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Улан-Удэ, 1999.

135. Шулунова Л.В. Бурятская ономастика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук, Улан-Удэ, 1995.

136. Шулунова Л.В. Имена собственные в эпических произведениях// «Джангар» и проблемы эпического творчества. Тезисы

137. Шулунова Л.В. О работах последних лет по бурятской ономастике// Бурятские антропонимы и топонимы. Улан-Удэ, 1981.185

138. Шулунова Л.В. Ономастика Прибайкалья. Улан-Удэ, 1995.

139. Шулунова Л.В. Прозвища в антропонимии бурят. Улан-Удэ, 1985.

140. Эволюция эпических жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1985.