автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Особенности социализации детей в иноэтнической среде (на примере русских в Узбекистане)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Селиверстова, Нина Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Автореферат по социологии на тему 'Особенности социализации детей в иноэтнической среде (на примере русских в Узбекистане)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности социализации детей в иноэтнической среде (на примере русских в Узбекистане)"

РГ6 од

2 с сен гезз

ИНСТИТУТ "МОЛОДЕЖИ

На правах рукописи

СЕЛИВЕРСТОВА Нина Анатольевна

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ИНОЭТНИЧЕСДОЙ СРЕДЕ (На примере руооких в Узбекистане)

Специальность - 22.00.04 - социальная отруктура,

социальные институт и образ жизни.

А вт ореферат

диссертаций на ооиокание ученой отепени кандидата социологических наук

Москва - 1993

ЬаОота выполнена на кафедра .оодиологш Иногитута молодежи

Научный руководитель - доктор философових наук, професоор

ХУДШЗДШ В.Ц.

Официальные оппоненты- доктор фидооофоких наук, професоор

ШИМОВА Т.О.,

кандидат философских наук СОКОЛОВА Э.С.

Ведущая организация - Институт этнологии и этнической антропологии РАН

Защита состоится 29 сентября 1993 года в 14 чао. 30 мин на заседании Специализированного оовета K-I50.0I.05 в Иьотитуте молодели по'адреоу! Ш442, г.Мооква, ул. Юнооти, д.5/1, корп. 3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института молодежи.

Автораферат разослан "¿£_" авгуота 1993 г.

У ченнЗ секретарь Специаливированного

совета, кандидат педагогических наук А.И.Ковалева

ошая харакГегмстика диссертации

Актуальность темы исследование. Национальные проблемы наиболее остро коснулись этнических меньшинств, продиватоих за продолами своих исторических территорий, этнической родины. Эти проблемы встали перед двадцатью пятью миллионами русских, рчс-селенных во всех бывших союзных республиках. Русская диаспора в Узбекистане является одной из самых .крутых в ближнем зарубежье (после Украины в Казахстана) и согласно данным переписи 1989 года насчитывает свыше полутора миллионов человек. По данным социологического опроса, проведенного в Ташкенте (декабрь 1991 г.), около двух третей русских' задумываютоя об отъезде, однако три четверти хотели бы остаться в Узбекистане.еоли бы они имели двойное гражданство: Узбекистана я России (Савоскул С., 1992 г.) То есть, наряду с миграционными процессами существует проблема реадаптации русского населения в иноэтнической среде.

В диссертации исследуется одна из важных составляющих данной темы - социализация детей русских старожилов Узбекистана,, старожилами принято считать мигрантов, проживших двадцать и более лет в стране переселения . Дети, как показывают научные исследования, способны обнаруживать этнически специфические характеристики и их изменения, вызванные влиянием иноэтнической среды. Рассмотрение некоторых результатов первичной социализации детей, усвоенных ими этнокультурных установок, ценностных ориентация позволяет выявить сегодняшнюю реальность и дает основания для некоторых прогнозов как в сфере соаиализяции русокях детей,,,тах и адаптации их родителей в изменившихся условиях.

При этом учитывается то обстоятельство, что ребенок к пяти годам усваивает этнокультурные образцы и нормы поведения (или "однажды принятую культурную роль: он немец, француз, турок или итальянец") (ЛнккГ'АишшымЯ)-, 1987) и начинает осознавать свою этническую принадлежность. Обследование нескольких возрастных групп позволяет полнее представить совокупность "дети". Определение возрастных групп детей в доследовании связано о их ооновными психологическими характеристиками и особенностями. Дошкольный возраст (младшая группа) может быть понят как период интенсивного усвоения примера взрослых (норм и правил поведения) и формирования механизмов личностного поведения. В шестилетнем возрасте "робянок не выдумывает сам причинных и рационалистических объяснений... это

-г -

продукт усвоения (Зльконин Д.Б., 1989). То есть можно предположить, что шестилетние дети проявят этничеоки традиционные установки.

К десяти годам (средняя группа) у детей формируются основы теоретического сознания 1 мышлении, развиваются рефлексия, мыо-ленное планирование. Они пытаются самостоятельно анализировать происходящие события. Уже несколько лет они связаны о таким институтом социализации как школа, который действует со принципам "взрослого" общества в миниатюра.

Тринадцатилетние дета (стнрхая группа) традиционно считаются "сложными". Их основная психологическая характеристика - чувство взрослости. Наряду с семьей, школой на них основательно вля-яат группа сверстников. В целом "&то период завершения детства и начало "вырастания" из него" (аяьконин Д.Б., 1989). Поэтому л ваяно было включить в исследование тринадцатилетних детей. Хотя ьо шюгкх классификациях, данных российскими учеными, период детства "замыкают" диенадцатилетние.

Актуальность данного исследования обусловлена не только политическими реалиями, но и тем обстоятельством, что в отечественной социологии проблема социализации детей в иноэтнической среде специально не изучалась.

Степень }у.:<р.'.аотанности проблемы.

Б отечественной науки к исследуемой теме практически до сих пор не 'обращались. Исключение составляет работа"Этногенез и биосфера зейди" ]1умилева Л.Н. (депонирована в 1979 году во Всесоюзном «шстчтуте научной и технической информации, издана в 1990 г.), единственного исследователя в советский период, рассмотревшего в ;<1лмах теории этногенеза проблемы детей переселенцев, некоторые, условия сохранения и механизм усвоения ими этнокультурных ценностей, >прм поведения. , :•

МожйтничбскоП идентификации дошкольников, формированию этни-ч«ск.£Ч) самосознания в особенностям социализации детей, принад-лажацих к разным кул¡турам, посвящены работы психологов Мувсандаи-лауа Уранцэцэга, ОконешниковоЙ А.И., Снетковой И.А., Шривастова Кару*,и. Но в данных работах (кроме - Оконошниковой А.И. "Иссле-допия.',и межэтнической идентификации детей дошкольного возраста" (Юн)), различные испекты социализации исследуются в "классических" условиях-собственной этнокультурной среде.

Традиционные институты, формы и способы социализации лигой освещаются в работах этнографов Азарова А.И., Лльбедиль U.5., Алексеон^о Е.А., АртомовоЙ О.Ю., Асатрян Г.С., Бутанаева D.H., Еутинова Ч.А., Васильевой Е.И., Викторовой Л.Л., Грачевой Г.Н., Гохмана И.И., Дьяконовой В.П., Дьяченко В.И., Кона К.С., Новикова И.Г., Краснодомбской Н.Г., Мазуриной В.Н., МаретиноП С.Я., Михайловой В.Д., Оглоблина А.К., Рахимова P.P., Родионова М.Л.,. Сем Ю.А., Серебряковой М.Н., Соболевой Г.С., Станюковича М.В., Таксами Ч.М., Успенской E.H.-, Федоровой Е.Г. , Чеснокола Ю.Б. и др. Стоит заметить, что большая часть этнографов употребляет понятие "социализация" в широком сшсле - как различные "влияния среди в целом, которые приойяают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах', утверждению себя и выполнению различных социальных ролей "(Кон И.С., 1983).

Психологические механизм« социализации детей, активность ребенка, возрастные характеристики рассматриваются Ананьевым Б,Г., Андреевой Г.М., Божович Л.И., Выготским Л.С., Давыдовым В.Н., Люблинской A.A., Леонтьевым А.Н., Еяькониным Д.Б. и др.

Процесо социализации городских и сельских детей школьного возраста, принадлежащих х различиям национальным и территориям- . ним общностям изучается в русле педагогической социологии Гуровой Р.Г., Панкратовой М.Г., РычковсЙ Р.Б., Суворовой А.7. и др.

На эмпирическом уровне одним из самых крупномасштабных яагя-ется исследование процесса социализации детей и подростков в рамках проекта "Идеалы и ценности советской молодежи", проведонноэ ЦС ВПО им.Ленина и НИЦ Ш в 1909-1990 гг.

Различным аспектам проблем формирупдихся русских диаспор в ближнем зарубежье посвящены работы Ата-Мирзаева 0., Брусиной 0.11.. Васильевой 0., ДробижевоЙ Л.М., Ильхамова А., Козлова З.И., Лооо-девой Н.М., Савельевой Т.К., Савоскула С.С. и др. В этом ряду особо следует выделить коллективную монографию "Русские" (Этносо-циологичоские очерки), изданную в 1992 году. Впервые обследован русский этнос в России и бывших союзных республиках. Такой подход дает возможность оценить устойчивость этнических черт народа в инонациональной среде, сравнить его характеристики в "своем" и инозтническом окружении. Результаты исследований, опубликовании» в данной монографии, используются при анализе эмпирических данных социологического обследования детей.

Социсишзация до той в инозтнической среде изучается гораздо активнее зиладними учеными. Их исследования этнокультурной адал-тации мигрантов и социализации детей направлены прежде всего на решение проблемы интеграции переселенцев в "нринимащев " общество. При атом "детский" аспект выделяется как имеющий самостоятельное значении. Попытки интегрировать детей мигрантов в общество за рубежом выражаются в широкомасштабных государственных программах иоликультурного образования, {¿¿/или* й--ва^Илу С Леас&ЬЯ, Я>.. Ъштьа-ла^а./ М., Я)> ., ■ Л«*-" „

а&иш. , Ы/м. ' Ч/йи-Ва&к. 9-, Чг., Ходе**..

илй »лА/й )

Используя некоторые теоретические подходы зарубежной социологии и психологии, следует отметить специфичность условий социализации детей в инокультурной среде для конкретной этнической группы. В иашеш исследовании социализация детей русоких старожилов Узбекистана рассматривается как межпоколенная трансмиссия культуры. При втом ми выделяем объектный аспект проблемы социализации: какие установки, ценностные ориентации формируются у детей в ино-'втничоской средо, что подвержено ее влиянию. Об этом позволяют судить результаты аналогичного социологического исследования узбек- , скях детей, рассматриваемых как некая точка отсчета.

Объектом исследования отали дети русских старожилов (преимущественно третьего и 'четвертого поколений) и узбекские дети в возрасте шести, десяти и тринадцати лет, проживающие в Ташкентской области. 1 '

Цролм»том исследования явились этнокультурные установки, ценностные ориентации детой русских старожилов Узбекистана и узбекских детей. Б ходе исследования также была использована возможность Изучения стереотипа поведения детей русских старожилов.

Цель исследования: выявить особенности этнокультурных уста- ' новок, ценностных ориентация детей русоких старожилов через приз-: цу этнических взаимовлияний и определить специфику социализации.

русских детей в Узбекистане.

Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:

- проанализировать основные теоретические подходы к исследовании социализации детей в иноэтнической среде;

- рассмотреть этноспецифические особенности социализации де-хеИ в разных культурах; .

- обосновать методлку эмпирического исолччснания, характеристику детей как респондентов вообще и с учетом этнокультурных особенностей, в частности;

- дать сравнительный анализ результатов исследования установок, ценностных ориентация детей русских сгирожтов и узбекских детей через призму этнокультурных взаимовлияний;

- определить специфику у о лори Л социализации русских детей в Узбекистане на момент проведения исследования.

.Эмпирическую базу исследоралкя состарили;

- результаты интервью "с путеводителем" £20 русских и 120 узбекских детой;

- сочинения тринадцатилетних детей "Размышления о жизни";

- беседы с детьми после интервью;

- результаты интервью о родителями (20 русских и 20 узбеков).

Исследование проведено в августе-сентября 1992 года в пригородных районах Ташкентской области. Выборка по типу является целевой. Использование качественных методов обусловлено целью, задачами и специфичностью объекта исследования.

Научная новизиа диссертационного исследования;:

- дан анализ этнических особенностей сошгализации детей в разных культурах через социальные институт«, системы ценностей;

- введено в научный оборот понятие "межкультурной социализация" детей, проаналкзированы основные теоретические парадигм«, макроуровневий и микроуровневый подходы к межкультурной социализации в западной социологии;

- методически обосновано участив детей в »этносоциологичес-ком исследовании в качестве респондентов;

- дан сравнительный анализ исследования этнокультурных уста Новох, ценностных ориентаций русских и узбекских детей;

- определены объективные и субъективные дчкторк, шшягщио ил социализацию русских детей в Узбекистане;

- выявлено, что при большой культурной дистанции мчзду мигрантами и коренным этносом,дети старояшлов в инонациональном окружении сохраняют этнически специфические характеристики. Эа,;ят-сированм возрастные рамки, в пределах которых 'формируется гибкий отереотип поведения.

Практическая зшчимость работы оостоит в том, что полученные данные могут быть использованы:

- ь разработке нер Российского правительства по защите прав русского населения в ближнем зарубежье;

- в составлении образовательных программ для русских детай в Цинтральной Азии;

-- в качество сшцкуроа для студентов отделений социологии и социальной работы.

Диссертационная работа в целом носит теоретико-прикладной характер.

Лнкиб^цик работы. Основные положения и результаты диссертации обсулдались на заседании Центра циьилиьационшх исследований ври Институте Африки РАН, на международной конференции "Россия и ¡»осток: проблемы взаимодействия" (Москва, декабрь 1992 г.) и аа- . сьдании кафедры социологии Института молодежи.

Основная гипотеза: в процессе социализации детей в иноэтни-чоской среде при большой культурной дистанции между мигрантами и коронным этносом изменению подвергаются некоторые поведенческие реакции, позволяющие относительно комфортно ощущать себя в иноэт-ничоском окружении.

Компонент структуры этнической идентичности мигрантов - ценностные ориентации, этнокультурные установки, усвоенные детьми в процессе первичной социализации,не поддаются иноиультурному влиянию.

Структура работу. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, библиографии и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Ьо введении обосновывается актуальность темы, показывается степень ей разработанности, определяют'ся объект и предмет, цель и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость работы.

И первоу разделе - "Проблема социализации детей в разных культу ¡ах" кратко излагается историография изучения, данной темы, ^и-пы оо исследований и на основе анализа научной литературы предпри-намаится попытка через выделенные параметры определить специфи!^ процесса социализации детей в различных культурах. Автор соглашается с мнением о том, что социокультурный аспект социализации, осве-£ иший этническую, культурную, историческую специфику. этого процес-

са, характеризуется достаточно слсбой разработанностью р отечп-ственной науке. Этот аспект преимущественно бил п^г^том iv-с■ -то--дования этнографии (Азаров А.И., Альбедиль МЖ. Ллоксеепко Е.Л., • Артемова О.Ю., Асатрян Г.С., Бутанаев В.Я., Бутинов H.A., Васильева Е.И., Викторова Л.Л., ¡Грачева Г.Н., Гохмаг В.И., Дьяконовм H.il. Дьяченко В,И., Кон И.С., Косиков И.Г., Красждам<1ск;'л Н.Г.. Мазурина В.Н., Маретина С.Я., Михайлова Ю.Д., Оглоолип А.К.. Галг-мов P.P., Родионов М.А., Сем ¡O.A., Сереб«:п эа H.H. , СоОолега К.С., Станюкович М.В., Таксами Ч.М., Успенская Е.П., Федорова Е.Г., Чео-нояов Ю.В. и др.) я в последнее десятилетие - этнопсихологии (Иув-сандандар Уранцэцог, Оконешникова А.И., Снежкова H.A., Иривагто-ва Каруна). При этом в центре внимания исследователей, в основном, была первичная социализация детей.

* В диссертации подчеркивается, что в отечественной науке изучение процесса социализации детей через призм;/ этнической принади1*-ности связано с именем Кона И.С., составившего единую этносончото-гическую программу исследования этой научной проблемы и историографию ее изучения на Западе.

В частности,Кон И.С. отмечает, что начало систематическому исследованию процессов социализации детей в контексте этнокультурных особенностей было положено работами Ф.Боаоа, Р.Бенедикт и особенно М.Мид. В этом ряду упоминаются исследования Барри-тр^тьо-го а его сотрудников, начавших с списания некоторых половых различий в социализации детей в ста десяти культурах и выявивших 'Зол ее или менее всеобщие различия в способах социализации мальчиков и девочек. Как самое крупное и длительное исслодовауие детства указывается "Проект шести культур" под руководством грофессогов Ггр^арп-окого университета Беатрисы и Джона Уайтингов.Оригинальность "Проекта шести культур" заключалась уже в самой попктко совместить внут-рикультурный и мегакультурный подходы, сопоставив одних'и тех жо детей как о другими детьми той жр общины, так и с детьми из других обяеетв.

Диссертант подчеркивает, что первый опыт комплексного нсоле-дования традиционных институтов, форы и методов социализации в отечественной этнографической литературе представляет собой исследования, в большинстве овоем, описательного характера по социализации детей и подростков в странах Передней, Ханой, IOvo-Boc-точной Азии, АвстралииОкеании, Индонезии и части территории бывшего СССР. Данные исследования послужили материалом для ана-

- о -

лиза специфики этого процесса в разных культурах.

Ь диссертации выделяются следующие параметр«, значимые для иоол давания;

- семья как институт социааинации, ее тип, распределение сами!пшх ролей, установки родителей на д&тность семьи, социализации мальчиков и деьочек; отношение к детям вообще, предпочтение пола ребенка-,

- другио институты социализации детей;

- ценностные ориентации, предпочтительные свойства личности ;

- конфессиональная принадлежность;

- отношение к труду, профессиональные ориентации;

В круг измеряемых не пошли параметры во процессуаиьному и оубъиктному аспектам социализации, что обусловлено, о одной стороны, целью исследовании, ограниченностью подвергаемого анализу материала - с другой.

Исследователи, при сравнении традиционных моделей социализации с ее современными формами оорашаит внимание на ее стабильность, надежность. Под тради1 тонными моделями социализации понимаются "такие отношения и институты, которые глубже всего укоренены ь традиционно-бытовой культуре народа и с которыми прямо или косвенно ассоциируются представления о специфике и преемственности про характера и образа жизни" (Кон И.С., 1983). Относительная ■лабильность традиционных моделей социализации обеспечивается призд,.) ьсего через семь» как институт социализации. В диссертации рассматриваются разный типы семей в различных этнокультурах, зависимость процесса социализации детей от состава семьи. Состав счмьи, по мнению М.Мяд, непосредственно влияет на процесс усвоения культурных норм, образцов, правил: "...преемственность в каждой культуре заысит от одновременного проживания в ней по крайний мерм представителей трех поколений".

В диссертации анализируется влияние такого фактора как кон-Ф«оо«юнамьная принадлежность на процесс социализации детей в цело;-! и формирование ценностных ориентации, в частности. Коран, например', как считает российский ученый О". II. Пол яков, регламентирует вось образ жизни мусульман, определяя формы собственности и гсчуьаротьышое устройство мусульманского общества. Нлияние рели

гии, а также расы на процесс сопишшзации отмечают американские социологи. Проведенное ими исследование показало, что мзтори п семьях католиков в большей мере ценят конформизм, чем матери-протестантки; точно такте отцы в негритянских семьях прядают боле о важное значение конформизму, чем белые. (Смелзгар Н.Лж., 1Г).

Известно, что каждое общество ценит определенные личностные качества выше других, и, социализируясь, дети усваивают йтя ценности. Например, в американском обществ Подчеркивается значпнпо стремления полагаться на собственные сили, волю» в Индии традиционно ценится мистицизм, пассивность, созерцательность. Безусловно, предпочтение тех или иных качеств личности связано с религиозно-этической системой общества. Этносы, исповедуюете буддизм, воспитывают в детях покорность, терпимость, почтение к старшим. Неуважение к старшим считается буддийским грехом. У дравидов (Юяггая Индия) ядром культуры был и остается индуизм. Основная линия социализации детей у дравидов продиктована индуистским идеалом развитии личности. Детям прививаются такие свойства как самообладание, радостная скромность, внешнее благообразие, эаконопослушание, почтение к старшим и уважение к труду, забота о младших. У народа иФугп (Филиппины) дети о 5-6 лат ориентированы на независимость, своеволие, самостоятельность, это при том, что на юге Филиппин распространен ислам. Основную причину разрушения традиционных устоев видят в таком явлении как сеть католических и протестантских миссий. В православном христианстве основным является ориентир на добро, любовь к ближнему, милосердие, сострадание, терпение.

По убеждению М.Вебера, определенное сочетание религиозной этики.и экономики вызывает к жизни не только соответствующий тип общества, но и определенный тип цивилизации.-Однако при значимости религиозного фактора в различных обществах о разной степенью, по мнению диссертанта, необходимо помнить, что зтничность кал явление значительно древнее религии и одна и та же религия, нюсля-дываясь на уже существушую культуру различных этносов, в результате создает свой специфический образ жизаи о его укладом, стилем, ценностными ориентациями я т.д.

Тем не менее бесспорен тот факт, что религия в традяциогшыл обществах определяет семейные отношения. Так, например, повышению авторитета мужа в семье кхмероз (Камбоджа) способствует будодазм. Нормам адата подчинено статусное и ролевое распределение в мусулт манских семьях. Диссертант подчеркивает, что ролевое и статусное

- Iü -

распределение между мужчинами и женщинами ведет к тем или иным отлйчилм в социализации мальчиков и девочек, ориентации на равлич-ные цели. Мужчинам и их занятиям приписывается более высокий социальный статус. Это и определяет отношение родителей к сыновьям и дочерям. Яенсо предпочтение мальчиков у пенджабцев, пахари (Северная Индия), вьетнамцев, афганцев, японцев и некоторых других народов связано с тем, что сын-наследник, опора в старости, продолжатель рода. Кроме того, значимость сына объясняется и тем, что именно снн молится за умерших родителей, раздает милостыню, совершает религиозные обряды, чем обеспечивает родителям благополучную загробную жизнь. Отсюда и разные требования, предъявляемые к детям, и разная степень свободы, предоставляемая в зависимости от иола.

U отечественной научной литературе рассмотрение особенностей процесса социализации в культуре отдельных этносов связано со следующими аспектами: субъектным, объектным, процессуальным, институт« оналышм и,наименее изученным, когнитивным. В данной работе основное внимание, главным образом,, было направлено на объектный (что, какие ценностные ориентации, этнокультурные установки приобрета- . ютоя детьми в процессе первичной социализации) и институциональный (какие институты социализации задействованы в этом процессе). В России, как и в других странах СНГ, в контексте культурно-сравнительных исследований выделенные аспекты представляются наиболее аначдмыми для перспективы межнациональных отношений, проблемы интеграции детей мигрантов в иноэтническое общество, в частности русских ь Узбекистане.

В диссертации приводятся некоторые характеристики узбекских и русских сеыой в Узбекистане. Основной формой узбекской семьи является нуклеарная и вариант расширенной малой семьи, включающей в свой состав, кроме брачной пары с детьми, престарелых родителей. Трехноколенныо семьи, по данным социологических исследований сос-■гпъыиг 35,(Ташбаева Т.Х.,. Савуров М.Д., 1989). Одной из главных характеристик узбекской семьи, тем более сельской, остается многодетность. По результатам последнего социологического исследован.:;;, воловина сельских семей республики имела четырех и более дитий, 12,('■% - троих, 10,2% - двоих, 8,3$ - одного.

Uepiii-лшая социализация узбекских детей проходит под влиянием о jaj•..;,:>;: б^пушик, дедушек, их сестер, братьев и других родствен))]*-

ков как по линии матери", так и отца. По данным тех же ясслвлы-^л'-л?., родители-узбеки (80-е годы) как наиболее цоиныо чортн в детях отметили - воспитавиооть, трудолюбие, верность слову, правдивость, порядочность, скромность, примерное поведение, сердечность и доброту (Толбаева Т.Х., Савуров М.Д., 1989). Большое влияние па еие-тецу воспитания оказывает ислам через ориентации на покорность в послушание. Как этнически специфический институт социализация узбекских детей выступает махалля (соср-сь-л община). По мнению Полякова С.П., махалля помимо территориальной единицы, всегда сила и религиозной организацией. Ребенок в школу приходят уже тлуауль-манинбм, в школьном возрасте происходит только "шлифовка" и "доводка" в деталях. (Поляков С.П., 1989).

Традиции в узбекской оемьэ четко регулируют возрастные ¡г половые нормы поведения. Отношение к детям в зависимости от пола различно. Явное предпочтение сына-наследника, кормильца и, главное, опоры в старости дает мальчику большую свободу в поведении, обычно он редко привлекается к работе по дому, девочки же имеют постоянные обязанности. Автор отмечает, что в ходе первячной социализации начинают складываться и профессиональные установки детой. Влияние близких родственников в узбекской семье и, что следует подчеркнуть особо - махалли на выбор профессии преимущественно в отраслях торговли, общественного питания, здравоохранения, образования и культуры подтверждает данные ооциолонггеоких исолэдова-тгй (Еугало А., Николаев С., Ганиева М., 1991).

Обращаясь к характеристикам русской семьи й Узбекистане, ад-тор отмечает прежде всего то, что она представлена в основном нук-Лвартои типом, Средний размер семьи несколько вше, чем в России (Русские, с. 147). В Узбекистане доля русских семей яз пяти и более человек составляет 12,756, что несколько выше, чем в России -10,4^. (Русские, (?.148).

Общеизвестно, что сегодня практически не существует традиционной системы воспитания ни в русских городах и селах, ни в русских семьях ближнего зарубежья. Однако, как считаят диссертант, ориентация на европейскую модель социализации детей б регионам России, как и в странах СНГ, имеет существенные разлитая. На Запад ориентированы больше русские стран Балтии, Молдовы, чем русские Центральной Азии. Культурно-бытовая среда в Узбекистане в большей отепени, чем в Росоии, пронизана традиционными связями, нзгшмо-отношениями, этикетными нормами поведения, то есть для традшшон-

ныл культурно-битовых моделей (религия - праздник-обряд) русских в TíiKofl среде были благоприятные условия для существования.

Выделяя вопрос ой отношении к полу детей в русской семье, ыс-кно сказать, что явного предпочтения мальчиков нет, как ajo имеет место в мусульманских семьях.

Автор считает, что в процессе социализации русских детей в ближнем зарубежье следует учитывать фактор сегодняшней реальности для русских в бывших союзных республиках: в нестабильное время возрастает ценность и значимость семьи. В диссертации отмечается, что по некоторым параметрам процесс социализации детей в различных этнических культурах можно назвать универсальным, но обращаясь именно к специфике, выделяются следущив.положения:

- зтнос имеет ту или иную иерархию институтов социализации, определяемую уровнем общественного развития;

- основным институтом социализации являемся семья; ее существование в различных формах от.малой нуклеарной до сомейно-род-ствонных групп или неразделенных семей во многом.определяет преемственность поколений, трансмиссию культуры;

- этнокультурная специфика процесса социализации детей про-явлиьтоя не только в самом наличии того или иного "особенного" института социализации, но и в разной степени значимости универсальных институтов;.

- этнокультурная система ценностей во многом определяется конфессиональной принадлежностью,, в данном случае "особенность" заклинается в самом отличии ценностных ориентация.

Отличия процесса социализации детей в различных этнокульту-рах представляются уже проблемой из разряда "классических". Что касается проблемы социализации детей в иноэтничес-кой среде, то она является новой и актуальной дня нашего общества, хотя относительно привычной и изученной на Западе.

Второй раздел "Основные теоретические подходы к проблеме социализации дотей в иноэтнической среде" начинается с определения понятия "меккультурней ■&¡üa.£¿íatu>a.)l

которое относится к "условиям, процессу и результатам взросления, обучения и жизни в ситуации "культурного столкновения"{%uUurt>¿-[ Ь(¿tf£t X ,/W/}. Автор вводит в научный обиход термин "можкультурная социализация", но оговаривает то обстоятельство, чт( ¿аьгхк понятие предполагает состояние "между" двумя культурами, то; дц них. в реальности для ребенка может существовать "доминирующая,

роновная" культура (не обязательно это культура коронного этноса) и "Елияпцая".

В диссертации отмечается, что проблема социализации дьтий в иноэтнической среде рассматривается как ни макроуровни, тик л на микроуровне. Макроуровней^ подход прудстаилен в ней клао-сификацией современных индустриальных обществ чероз ирному их исторического происхождения:

- общества, которые имеют свой современный образ {облик) благодаря большим пересолениям (иммиграциям) (классические ¿троны переселения США, Канада, Австралия^;

- общество с этнокультурной разнородностью, которой пришло к национальному государству через захват и присоединение других областей и народов (например, СССР с русским как домянирушам этносом);

- общества, которые приняли граждан из своих бивших колоний (например, Англия, Нидерланды);

- общество, которое в связи с интернационализацией капитала и рынка труда после второй мировой войны приняло иностршших рабочих (например, ФРГ /ныне Германия/).(¡СиуН*- £,

По мнению автора, данная классификшШя представляет ннучш.'Д интерес, хотя и небесспорна. Значение ее прежде всего в том, что она предполагает, различные подходы к обозначенной проблеме э зависимости от типа общества. Поэтому во втором рцздоле наряду с теоретическими подходами к проблеме социализации детей ?, иноэтнической среде параллельно рассматриваются причины миграция русских в Узбекистан, дается краткая характеристика состава донцев на разных этапах.

В диссертации отмечается, что дальнейшие махрострукгуриив границы условий, которые имеют значение для процесса можкульт,у]>» ной социализации, как показывают исследования аккультурации, находятся в степени разрыва между культурой и отношением к жизня этнической родиныи страной паресолонин (лшцшмир, религия, поколенные роли, социальные и экономические структуры и т.д.), иными словами, "культурная дистанция">

Как значимая для исследования социализации детей в инсг.тнн-ческой среде в. диссертации рассматривается теория маргишшььих л*»--цей и маргинальных общностей. Один из основатели?. этой ¡теории -американский ученый Р.Парк под маргкшишюстш пош1м.\л "состой.-ив групп лишей или личностей, поставленных обциц'и-ошшм ра'.-.иьтии.'-> ;:и

грань двух культур, участвующих во рзаимодействии этих культур, ' но но примыкающих полностью ни к одной из них". Однако, по мнению автора, русские в странах СНГ в "советский" период реально но входили в категорию классических маргиналов, специфика положения русских длительное советское время позволяет, говорить о наличии для них доминирующей (вряд ли правомочно называть ее исконно русской, скорее европейской) культуры и влияющей культуры (коронного этноса). Но тем не менее автор достаточно подробно рассматривает этносоциологичоские и этнопсихологические исследования явления культурной маргинаяьности в связи о дуальностью этнического самосознания, исходя из того, что дуальнооть этнического самосознания в определенных условиях может быть результатом социализации в иноэтнической среде. 1

Автор отмечает, что на Западе в последние десятилетия исследования проблем социокультурной адаптации мигрантов и социализации их детей направлены на решение проблемы интеграции их в обще*. ство. Под интеграцией в данной работе понимается принцип совместимости, сформулированный английскими исследователями А.Фэрнхэ-мом.и С.Еочнером и состоящий в том, что равные этнические группы сохраняют присущие им исходно культурные индивидуальности, хотя в то же время объединяются в единое общество на другом, равнозначимом для них основании. (Лебедева Н.М., 1989). В овязи с этим разработаны специальные педагогические программы полякуяь-турного образования. (^ук^ггл- ¿¿у М?? ; ®а/пауигы/&& ),

Диссертант выделяет культурно-оравнительвыв исследования» . , условно противопоставляя их исследованиям культурной маргинально-сти, .направленным, прежде всего, на решение проблемы интеграция детей мигрантов. Автор отмечает, что в культурно-сравнительных исследованиях в качестве исходного постулата выотупает понятие "культурной дистанции" (большой, средней, маленькой). Наличие "маленькой" культурной дистанции может вести в конечном счете к ассимиляции потомков мигрантов. "Большая" культурная дистанция предполагает вероятность сохранения этнически специфических характеристик, так как "ощущение контраота может только усилить сознание неизменности элементов, составляющих специфическую особенность группы, к которой принадлежит данный человек". (М.Мид, 1988). Параллельно отмечается, что культурная дистанция между руо-ской и узбекской этнокультурный классифицируется как "большая"; В диссертации выделен подход Гумилева Л.Н., который опреде-

лается пониманием этноса как биосферного явления. Возможность сохранения специфических этнокультурных характеристик у детой мигрантов иЬследователь рассматривал через понятие "этнического поля": "... в природе существует этническое) поле, подобное известным электромагнитным, гравитационным и другим полям, но вместе о тем отличающееся от них. Проявляется факт ого существования ни в индивидуальных реакциях отдельных людей, а в коллективной психология, воздействующей на персоны". Этническое поле как феномен этноса проявляется между матерью и ребенком. Ребенок, установивший связь о матерью, входит в ее э' чическое поле. Пробивание ь нем формирует собственное этническое поло, которое потом лишь модифицируется вследствие общения с отцом, родными, детьми, всем народом. Гумилев Л.Н. оговаривает, что поле в начале .хязпл слабо, и, если ребенка поместить в другую этническую среду, то перестроится именно оно, а не темперамент, способности.и возможности. Это будет воспринято как смена этнической принадлежности, в детство происходящая относительно безболезненно. Он подчеркивает бессознательность усвоения этнически специфических характеристик и этнической Принадлежности, выделяет роль матери - носительницы духа и значение этнокультурной среды для социализации робошеа. Данный подход представляется, по мнению диссертанта, важным петому,что в нем рассматриваются не материальные причины, а, прежде всего, поднимается проблема'на уровень духовного. В заключении П раздела приведены выводы, в частности, отмечапдие, что обозначенная проблема рассматривается как на макроуровне, так и на ыикроуровне. Макроструктурные условия социализации детей в иноэтничоской сро-. де (наличие культурной дистанции между исторической родиной и принимающим обществом, причины формирования диаспоры, частота контактов в стране переселения с членами этнической группы и др.), т.е. объективные факторы наряду о субъективными (ощущение нсихологичис» кого комфорта переселенцами, осознание своого статуса и этнической группы, восприятие мигрантов коренным этносом и др.) оп^одоля-ют специфику названного процесса для каедой этнической грунпч я конкретной стране и его результаты.

В 11] раздела "Методическое обоснование эмпирического иослч;-о-'-вания" дано обоснование сравнительного эмпирического нсоледац-л-ния процесса социализации русских и узбекских дечмй в Уэбакк».тине. В качестве аргумента в пользу такого иссладоь'шая использу-чу-ся тот факт, что важнейшие теории детства и вообще патк.'.'.огйи рал-

вития обязательно проходят проверку на валидность на межкультурно« уровне. Основанием исследования послужили некоторые положения отечественной дптской психологии (Давыдов В.В., 1986; Люблинская A.A., 1971; Рыбалко Е.Ф., 1990; Ейьконин Д.В», 1989 и др.).

Обгект исследования - дети русских старожилов и узбекские дети - обусловил выбор методов исследования. Методика основана на применении качественных методов социологического исследования, "перекрещивающихся" и потому дающих возможность проверить полученные данные, использовании имеющейся базы эмпирических и статистических данных, сравнительном анализе. Использованы следуи-щие методы:

- метод интервью "о путеводителем" (данный метод был применен в культурно-оравнительном исследовании в Тунисе и передан для апробации в странах СНГ Центру цивилизационных исследований при Институте Африки РАН);

- сочинение "Размышления о жизни" (данный метод иопольэован в группе тринадцатилетних детей);

- метод "интервью после интервью" (назван условно, возник в ходе исследования и представляет собой свободную беседу о детьми посла основного интервью);

- наблюдение (автор использует овои набладения жизни русских в Узбекистане); ,

- метод свободного интервью о родителями.

Для полного раскрытия темы - выявления этнокультурных установок, некоторых ценностных ориентаций детей руоских старожилов-в диссертации анализируются мотивы ответов по принципу: "общие - особые". "Особые" рассматриваются о точки зрения их качественного отличия. Под этнокультурными установками в данной работе понимается совокупность архетипов родового оознания, усваиваемых личностью на бессознательном уровне в лроцеоов первичной социализации. Понятие "ценностные жентации" используется в общепринятом в отечественной социологии смысле: как моральные, мировоззренческие, этические и другие принципы, убеждения и, как способ дифференциации человеком социальных явлений по степени их значимости для него.

Применение качественных методов позволило автору диссертации в достаточной мере учесть в технике проведения социологического исследования психологические и этнокультурные особенности детей. В связи о тем, что в.отечественной методике социологичвско- ' го исследования тема "дети как респонденты" практически не раз-

работана, диссертант описиваот основные характеристики социологического исследования: интерес респондента к интервью, интервью, искренности респондента, единство запиа". В ходе ::нторлью уточнялась адекватность вкладываемого смысла в то или иное определение респондента. Дети-узбеки опрашивались на узбекском яэыко интерпьмром узбекской национальности.

В [У разделе - "Дети русских ста]южилов Узбекистана: анализ результатов социологического исследования", дается, прежде всего, описание "фона" исследования или картины мировосприятия, мироо-ду-щения детей. Автор отмочает, что д1*1 русских днтеЛ характерна, большая степень беспэкойства по сравнению с детьмл-узсокими. Анализ результатов по определению наиболее предпочитаемых свойста личности и оцениваемых детьми негативно дает основания для следующего вывода: дети русских старожилов и дети-узбеки ориентированы на этнические свойства личности. Причем, как и предполагало«ь, наибольшим "традиционалистами" явились шестилетние дети в сравниваемых группах, которые отчет.те во обнаруживают результаты первичной социализации.

Объяснение полученных результатов автор предлагает искать в принадлежности к различным религиозно-этическим системам, с одной стороны, и в типе общества - с другой. Доброта - одна из главных добродетелей православного христианства к сохранен/о значимости этого качества мо^ет свидетельствовать об отсутствии изменений (иными словами этнокультурного влияния) в системе ценностных ориентация русских старожилов, в их семьях. Ориентация узбекских детей младшей группы на красоту и силу ("чтобы нее боялись") характерна для традиционного общества, где мальчики естественно . тяготеют к исконно мужскому началу - сило, девочки к исконно женскому - красоте.

Дети ориентированы в рамках этнических культур: у русских, в целом, это качеотга, характеризующие отношение к друпгм лт.глм, у узбеков, в основном, помогающие соблюдать этикотные нормы -сведения. Д;шный вывод подтверждают и результаты по определен::» детьми наиболее неприемлемого качества личности. У русских детой неприятие, прежде всего, таких свойств, как злость, бессердечность, предательство. Добро и зло как вечная антитеза, отзывчивость - бессердечность составляют следуюи-ую пару категорий," то сстъ набтюда-

ется соотношение о "наиболее важными свойствами". Причем, более выражено негативное отношение к злости у, шестилетних детей (более чем у трех четвертей). Во-первых, им свойственно мыслить парными категориями: добро - зло, во-вторых, их представления об эталонах морали связаны именно о этими понятиями. Но в параллельной узбекской группе подобное отношение к алости значительно менее выражено.(у одной троти), помимо злости негативное отношение у шестилетних детей узбеков вызывает отсутствие внешней красоты ("некрасивый"). У тринадцатилетних детей-узбеков неприемлемыми являются свойства личности, нарушайте нормы общения: "грубость", "невоспитанность", "неуважение к старшим". Здесь также прослеживается прямое антонимическое соотношение о качествами "наиболее важными": "вежливый - грубый", "воспитанный - невоспитанный", "уважение к старшим - неуважение к старшим".

Иллюстрируют и подтверждают уже сделанные вывода ответы тринадцатилетних детей на вопрос "Каким человеком ты хочешь быть?" У русских детей, по степени выраженности, это желание выглядит следующим образом: "добрым", "хорошим", "частным"; у_ узбеков -"образованным", "хорошим специалистом", "воспитанным". Автор отмечает , что если у русских детей ответы соотносятся ц их определениями наиболее предпочитаемых свойств личности, то у узбеков на первый план выходит "образованность". Вероятно, стремление к образованию связано прежде всего с традиционной концепцией знания в исламе. Образование для узбекских детей является терминальной ценностью (по материалам сочинений) и в иерархии ценностей занимает третье место после "родители" (уважение к ним, их долголетие) и "семьи" (имеется в виду ооботвенная семья, которую предото-ит создать). Семья одна из основных,если не главных целей жизни, которая ставится перед ребенком в узбекской семье. Доя русских детей "самое главное в жизни" - "моя семья" (имеется в виду родители, братьг сестры), "родители" (их здоровье), затем - "мири межнациональное согласие", "получить образование", "работа". В обеих группах на первом мосте "семья", но различие в- том, что для русских детей это родительская семья,для узбекских - собственная семья, ее создание. То есть различны и терминальные ценности. Таким образом, результаты исследования показывают, что дети рус-ких старожилов ориентированы на этнически специфическую с.иотему ценностей, факты влияния иноэтнической среды отсутствуют.

Анализ результатов эмпирического исследования по отношению

к противоположному и своему полу позволяет такке говорить о различиях между детьми русских старожилов и деть'-Ч-узбысами. К такому выводу приводит диссертанта то, что вся выборочная совокупность русских мальчиков характеризуется более ровным отношением к женщине, которое по степени выраженности можно представить следующим образом: нейтральное, положительное, отрицатолыюо. В выборочной совокупности мальчиков-узбеков градация иная: отрицательное, нейтральное, положительное. В разрезе возрастных групп у русских мальчиков особенных отличий в отношении к женщине не отмечено. У мальчиков-узбеков наиболгэ явно отрицатель;!оо отношение выражено в младшей группе (шестилетних). Анализ мотивов позволяет сказать, что существуют качественные различия между русскими и узбекскими мальчиками в отношении к женщине. Мальчики-узбеки конотатируют во многом привилегированное положение мужчины в семье - "он (мужчина) больше проводит время с друзьями, отдыхает", его функциональную роль - "мужчина обеснечиваот сомыо" и негативное отношение к женщине - "мужчина умнее женщины", "я Яе люблю женщин". Русокие мальчики отмечают скорее привилегированное положение женщины - "им больше разрешают дома".

Особые мотивы в предпочтении своего Ьола у мальчиков-узбеков характеризуют .восприятие мальчиков в семье, их будущую роль: "мальчиков больше любят папы", "мальчик - будущий хозяин", "мальчик досматривает родителей в старости", "мальчики более сдорисан-ны, уважают старших". То есть»в целом,в отношении к противоположному и своему полу мальчики ориентированы в рамках традиционных этнических 1фльтур."

Анализ результатов по отношению девочек к своему и противоположному полу свидетельствует о том, что девочки в моньшей степени, чем мальчики склонны давать оценочные характеристики противоположному полу. Они скорее рассматривают этот вопрос через призму положения мужчины в семье, обществе, то есть социальную роль. Отношение девочек к мужчинам выражено в следующих далнчх. Русские девочки: нейтральное (45), отрицательное (8), полсжител* ное (5); узбечки: нейтральное (28), отрицательное (24), положительное (3).

Русские девочки также обмечают особое положение женщины в семье: "их (женщин, девочек) больше уважают", девочки-узбечки -привилегированное положение мужчин (мальчиков):"мальчикоп боль ше любят", "у мальчиков забот меньше, домашних дол". Рассмотрев

установки мальчиков и девочек по отношению к своему и противоположному полу, автор делает следующие выводы: у русских детей отсутствуют установки на резкое противопоставление по признаку пола и при этом отмечается привилегированное положение женщин (девочек) в семьо. Выявлено, что традиционное строгое отношение к кенэдне (девочке) в узбекском обществе учитывается русскими' детьми к проявляется в поведении русских девочек в зависимости от конкретного окружения.

Изучение семоЯних установок русских и узбекских детей позволило диссертанту обнаружить факты этнокультурных взаимовлияний: у русских детей они проявились в сохранении установок преямущо-отвокко на двух- и трехдетную семью, у.узбекских детей - на двух-и однодетную ссмьп. Семейные установки детей формируются в ходе первичной социализации, но в узбекской семье их формирование проходит более целенаправленно, чем в русской. Анализ мотивов установок на детность свидетельствует об их качественном отличии в сравниваемых группах: у русских (и детей, и родителей) можно определить как нерациональные - "дети для детей", у узбеков (и доте;:, и родителей) как рациональные - "дети для родителей". В предпочтении пола "будущих" дет.ей проявились этноспецифические установки - у детей русских старожилов ориентир на состав "две девочки и мальчик", у узбеков -"одна девочкб. и два мальчика" (по результатам контрольного вопроса "Если бы у лебя было трое, детей, сколько бы та хотел(а) иметь из них мальчиков и девочек?"). На формирование семейные установок ¿.етей-узбеков огромное влияние оказывает махалля, ориентир на мнение ыахаллк у детей руооких старожилов отсутствует.

Ксслодованио профессиональных установок детей русских старожилов показало их соответствие в целом реальной ганятости русского населения з Узбекистане на 1989 год. Это ориентир на работу в при-г ценности, здравоохранении, просвещении. Автор фиксирует отсутствие установок на работу в систем общепита и торговли, милиции. Кроме того, отмечается более заниженный уровень притязаний в сферо профессиональных установок. Мотивация выбора конкретной профессии у русских детей отличается меньшей прагматичностью. В мотивах желания работать у детей узбеков проявилось наряду со следованием традиции - "как все",'европейское влияние, выражахкееся в стремлении довочек в эмансипации -."дома скучно сидеть", "уйти от домашних дэл и забот". В отрицательных

установках на отношение мальчиков к работающей *оио у русских мальчиков помимо общего с узбеками - "жена будет заниматься домашним хозяйством, воспитанием детей", проявился "особый", характеризующий ' некогда традиционное отношение к женщине ~ "пусть здоровье «свое бережет".

Сопоставление результатов исследования, полученных в спросе детой о результатами - родителей,позволяет сделать вывод о важности оеыъи русоких старожилов как института социализации, зна-ченво которой явно возросло в последние кризисные годи. На основе анализа данных автор приходит к току, что ориентир на учет норм и правил иноэтнической среды русские дети получают и семье. Наиболее строгие требования предъявляется а стиля пови-до-ния, внешнему виду девочек вне дома, как уже отмечалось, ото связано о традиционными норма»®, предписываемыми поьодспию уиСчк-ских женщян. Автор оговаривает необходимость специальных дополнительных исследований поведения детей русских старожилов, но считает возможный сделать вывод о формировании ."гибкого" стереотипа поведения, у русских девочек между десятью и тринадцатью годами. В ходе исследования подтвердилось также, что процесс социализации детей русских старожилов находится в прямой ьавиоимоо^и от процесса реадаптации их родителей.

Завершая дисоертационное исследование, автор прлхода следующим выводам.

Во-первых. Особенности социализация детей (как и адаптации взрослого населения) в иноэтнической среде определяются рядси объективных и субъективных факторов. К объективным относится. мак-роструктурные условия социализации: различия в социальной структуре страны '.'выхода" -и страны "поселения"; наличие культурной дистанции между исторической родиной и пришщовдим обцестзом, го есть отличиями между мигрантами и коренном этносом в цбнност/;»х ориентациях и мотизационной структуре, конфессиональной принадлежности, видом и ролевым распределением в семье, и строшю."';и к образованию и т.д.; частотой контактов в.стране переселения ч членами этнических групп. К субъективным - ощущение психологического комфорта переселенцами; осознание своего статута и этнической группы; восприятие мигрантов коренным этносом, хотороо, в свою очередь, во многом определяется условиями и причина?« рования диаспоры. То есть помимо общих, каэдо;1. этнической присущи конкретные особенности.

-'¿'г -

Во-вторых. Для русских в Узбекистане, как и в ближнем зарубежье ь целом,специфичным является то обстоятельство, что о}';; стал;- "ккост^шипслги" в одночасье, не выезжая за пределы постоянного моста жительства. То зсть субъективные условия социал и з а: русских дотей и реадаптации их родителей неблагоприят-ь'ы: русскоо население в своей массе находится в состоянии психологического дискомфорта. Кризисная ситуация, как показывают ре-сультаты нашего исследования, отразилась на мировосприятии русских дето;! (опущение тревоги, опасности, беспокойства), сказалась и белое явном выражении инфантилизма у них по сравнению с дотьми-ууСвкаля?, в заниженном уровне притязаний в сфере профессиональных установок.

3-тротьих. При большой культурной дистанции дети мигрантов в процессе первичной социализации усваивают этнокультурные ценностно ориентации и установки. Данные компоненты структуры этнической идентичности не подвержонь иноэтняческому влиянию. Сохранению этнических ценностных ориентации и установок также способствовало реальвое положение русских в "советский" период.

В-четвертых. Факты этнокультурных взаимовлияний свидетельству -от об объективных процессах полиэтнического общеотва, в частности . о Г'Римодлении изменоний в семьях русских старожилов, во многом благодаря сохранению традиционных семейных норм коренного населения.

В-пятых. При большой культурной дистанции изменениям может подвергаться этнокультурный стереотип поведения ребенка. При от см "гибкий" стереотип поведения (в нашем, случав девочек) позволяет ребенку относительно комфортно ощущать себя в иноэтнической сроде.

Р заключении диссертации изложены выводы по основным теоретическим и практическим результатам исследования; сделан прогноз си гуаши д-с русских в Узбекистане при длительном сохранении макроструктурных условий; намечены некоторые пути дальнейшего ис-ол(.доьа.1ия проблемы. Основной вывод диссертации сводится к следу ыему: проявление "гибкого" стереотипа поведения у русских де-т^;., с одной стороны, свидетельствует об относительно высоком уровне адаптированности русского старожильческого населения, с другой стороны, позволяет предположить - при длительном сохране-н;:и нынешних условий реадаптации взрослого русского населения и социализации русских детей им угрожает маргинализация или вынуж-

денная этнокультурная изоляция.

Основное содержание дисозртацим изложено в следук»:щх ликациях:

1. Дети русских старожилов в Узбекистана (по результатам социологических исследований) //Россия и Восток: ярэйлэди взаимодействия. Сб.докл.в II частях. 4.1. - М.: 'Лн-т восток-я, 1993. - 0,6 о.л.

2. Этнокультурные установки русских детей в Узбекистан«

(к постановке проблемы социализации детей в иноэтнической среде) //Восток (в печати). - 0,9 п.'.