автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Особенности становления русского самосознания

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Полетаева, Марина Андреевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Особенности становления русского самосознания'

Текст диссертации на тему "Особенности становления русского самосознания"

V > ' «/ с' л. / у/ ' о

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ПОЛЕТАЕВА МАРИНА АНДРЕЕВНА

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ (этический идеал как основание национальной идеи)

Специальность 24.00.02 - историческая культурология Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель: доктор философских наук А.Я.Флиер

Москва 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...............................................................................3

Глава 1. От национального самосознания к национальному идеалу.....26

Раздел 1.1. Национальная психология и национальное ^

самосознание................................................./...................26

/

Раздел 1.2. О существенных чертах самосознания русских...........51

Раздел 1.3. Идеал и его национальный аспект............................66

Глава 2. Формирование русского этического идеала в эпоху

Средневековья (11-16 вв.)...................................................77

Раздел 2.1. Народная христианская этика.................................77

Раздел 2.2. Древнерусская святость как воплощение

этического идеала..............................................................87

Раздел 2.3. Поиски общественного и нравственного идеала в

древнерусской литературе...................................................102

Раздел 2.4. Нравственный смысл древнерусской иконописи.........120

Глава 3. Русский этический идеал Средневековья и русская

национальная идея...........................................................133

Раздел 3.1. Психологическая мотивация оправдания идеала в

русской религиозной философии 19 - нач. 20 вв.....................133

Раздел 3.2. Влияние русского этического идеала эпохи Средневековья на труды создателей русской идеи 19-20 нач. вв.........136

Заключение..........................................................................151

Библиография......................................................................156

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая диссертация посвящена осмыслению и моделированию понятия «национальный этический идеал» как категории исторической культурологии, исследованию процесса формирования такого идеала в культурно-исторической ситуации русского Средневековья и попытке проследить влияние этого идеала на взгляды философов, ученых, писателей и публицистов, работавших над формулированием русской национальной идеи в середине 19 - начала 20 веков. Столь высокая роль рожденного в глубинах истории этического идеала в процессах становления национальной идеи представляется одной из наиболее специфических особенностей именно русского национального самосознания.

Актуальность исследования определяется несколькими соображениями.

Во-первых, насущной необходимостью теоретического исследования и моделирования структуры национального самосознания как важнейшего механизма консолидации и самоосуществления этноса. При этом такие феномены как национальный идеал и национальная идея представляют собой значимые инструменты этнической саморегуляции и саморазвития общества. В настоящее время очевидна категориальная неразработанность самого понятия «национальное самосознание», как, впрочем, понятий «национальная идея» и «национальный идеал», при всем многообразии оценок этих феноменов в современной научной литературе. Таким образом сложилась парадоксальная ситуация - при частом употреблении данных понятий отсутствует их полноценное систем но-структурное описание.

Во-вторых, национальная идея (отрефлексированный этнический миф) далеко не всегда и не у всех народов формируется на основании

этических идеалов; это представляется сравнительно специфической исторической особенностью именно русского национального самосознания, что требует целенаправленного исследования причин и факторов, способствовавших обретению этой специфики.

И в-третьих, назрела необходимость осмысления взаимосвязи средневековых истоков русского этического идеала с национальной идеей, разрабатывавшейся мыслителями России середины 19 - начала 20 веков. Обращение к средневековым истокам национального нравственного идеала и богатейшему наследию русской философии 19 - начала 20 веков сегодня, в период ломки многих традиционных представлений, переосмысления веками складывавшихся духовных ценностей и мучительного поиска новых идеалов, адекватных нашему времени, может оказаться небесполезным с точки зрения нахождения ориентиров для социокультурного возрождения сегодняшней России. Вместе с тем без четкого знания механизмов формирования национального идеала и его трансформации в базовые положения национальной идеи и идеологии всякого рода «новое» культурное и национальное строительство, по меньшей мере, непрофессионально и авантюристично, основано на ложных, либо сомнительных посылках и является очередным и, быть может, опасным национальным мифотворчеством.

Определение ключевых понятий. Разработка категориально-понятийного аппарата является необходимым условием и важнейшим методологическим требованием проведения нашего исследования. К базовым понятиям, используемым в данном исследовании, относятся три группы понятий, каждая из которых составляет некое семантическое единство: 1) «этнос», «нация», «национальная психология», «национальное самосознание»; 2) «ценность» и «традиция»; 3) «идеал», «национальная идея», «национальная идеология». В современной научной литературе для всех этих понятий бесспорно общепринятых значений

практически не существует. Поэтому те определения, которые будут нами использованы, не претендуют на универсальность, а существуют в контексте ограниченных целей и задач данного исследования, так как наиболее удобны для описания интересующих нас явлений.

Логика нашей работы предполагает прежде всего уточнение понятий, отмеченных нами в первой из трех указанных групп. Под этносом общепризнано понимать устойчивую социокультурную общность людей, связанных единообразием определенных черт культуры (материальной, символической, поведенческой, коммуникативной) как в индивидуальной специфике самих этих черт, так и в их композиционном единстве - культурной конфигурации, а также общностью исторического социального опыта, этнического самосознания и самоназвания. При зарождении этноса важнейшим фактором является общность территории и языка, схожесть приемов хозяйственной практики населения, а также, по возможности, политическое единство, на основе которых в ходе взаимодействия и коммуницирования между людьми формируется и единообразие черт их обычаев и нравов, ценностей и норм, верований и миропредставлений. Но «в дальнейшем постепенно накапливаемые культурные черты, разделяемые людьми, составляющими это образование, во многих (хотя далеко не во всех) культурных стереотипах поведения и сознания создают настолько устойчивый комплекс субъективного осознания их общности, что он не разрушается при сколь угодно глубоком социальном расслоении, утрате политической и религиозной общности и даже компактного проживания и единого языка» [208, С. 59]. Важнейшей отличительной чертой всякого этноса является более или менее выраженное единство образов коллективной самоидентификации, рождающихся как совокупность определенных маркирующих социокультурных признаков, накопленных в ходе длительного соседского проживания. В научной литературе последнего времени получает все

большее признание гипотеза, что этничность является исторически этапной формой культурной интеграции, складывание базовых черт которой приходится преимущественно на фазу разложения первобытного родоплеменного типа социальной организации и перехода к ее раннеклассовому типу. На этом этапе завершается процесс адаптации территориально-соседского сообщества людей к природно-географическим условиям их проживания и складывается системный комплекс черт обыденной культуры.

В отечественной науке и политической практике понятия «этнический» и «национальный» (особенно применительно к культуре) обычно употребляются как тождественные, с чем мы никак не можем согласиться, ибо понимаем, что нация - более сложное и позднее образование, чем этнос. Формирование нации связано прежде всего со складыванием и функционированием институтов социальной интеграции, имеющих надсословный характер и общесоциальный масштаб распространения. Доминирующими основаниями консолидации нации можно считать сочетание трех начал: мемориального (представление об общности исторического прошлого, характерное именно для этноса), актуального (понимание общности интересов в настоящем, характерное для социально-экономических объединений людей) и прогностического (понимание единства целей и перспектив существования, свойственное политическим и религиозным объединениям) [см.: 208; 209].

Национальная психология характеризуется такими проявлениями общности сознания людей, как «менталитет», «национальный характер», «национальные чувства», которые будут подробно рассмотрены в разделе 1 главы 1 нашего исследования. Там же будет сделана попытка разработки концепции национального самосознания, основанная на принципах анализа дуальных оппозиций, заложенных в мировоззрении людей. Здесь можно лишь отметить, что как национальная психология,

так и национальное самосознание являются продуктами исторического социального опыта сообщества, результатом коллективной психологической адаптации к условиям бытия и отличаются относительной не-осознаваемостью (латентностью, автоматизмом) своего проявления в случае с национальной психологией и, напротив, осознанностью и целенаправленностью форм манифестации - в случае с самосознанием.

Во втором ряду базовых понятий («ценность», «традиция») центральным для нас является понятие ценность. Перед нами не стоит цель изложить социальную теорию ценностей во всем ее масштабе; для нас важно раскрыть актуальный для данного исследования этнонорматив-ный аспект этого понятия. Мы считаем, что ценности являются важнейшими компонентами человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. В ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний, интересов, потребностей и предпочтений различных общественных групп и индивидов. Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом или социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. В зависимости от избираемого основания классификации ценности делятся на предметные и субъектные, ценности жизни и культуры, ценности-средства и ценности-цели, относительные и абсолютные и так далее. Ценности являются детерминантами поведения больших групп людей, укорененными в течение длительных периодов времени в определенной социокультурной среде. Они являются мощными мотиваторами культурного поведения; служат стимулами для достижения разнообразных целей, для защиты неких ценностно-символических императивов.

В отечественной философской литературе рассмотрение духовных ценностей шло следующим путем: от выявления их содержания (этические, эстетические, научные ценности, идеалы, имеющие производный характер от материальных отношений [см.: 11]) до констатации их изменчивости, выделения их специфики [см.: 20]. Большинством авторов отмечалось, что нравственные ценности являются ядром, объединяющим началом духовных ценностей и передаются преимущественно в форме этических установок посредством диалогического общения.

Традиции включают в себя социальные и духовные ценности, выраженные преимущественно в поведенческих формах в качестве объектов социокультурного наследования; помимо того традиции представляют собой сами процессы и способы такого рода наследования. Нам важно подчеркнуть, что ценности и идеалы выступают в качестве содержательной основы традиции, которая является механизмом социализации, передачи социального и культурного опыта. В то время как идеи, являясь новациями, с одной стороны нарушают традиции, а с другой -развивают их.

Таким образом, выявляется структурно-содержательное единство базовых понятий второго ряда: ценности (включающие рациональный -социально обусловленный, - и чувственно-эмоциональный - обусловленный потребностью в психологическом комфорте - аспекты сознания), выступают основным предметом социокультурного наследия, то есть важнейшим содержанием традиции.

К третьему ряду базовых категорий нашего исследования относятся: «идеал» и такие связанные с ним понятия, как «национальный этический идеал», «национальная идея» и «национальная идеология». Если вспомнить хрестоматийное определение идеала, то он является «представлением, идеей, образом морального или общественного сознания, в котором людям или обществу предъявляются требования нравственного

либо общественного совершенства» [187, С. 99], а также «проектируемым субъектами коммуникации совершенным образом предмета, наделенным ценностным измерением универсальности, абсолютности. Обладая эталонным статусом, идеал являет проекцию будущего, с позиций которой выносится вердикт настоящему и прошлому» [60, С. 523]. По нашему мнению, проблема идеала - это проблема исторически оптимального культурного соотношения индивидуальности и социальности, в контексте которого и возникают нормативный, нравственный, религиозный и другие аспекты этого феномена.

Мы предлагаем понимание этического идеала как некоей модели абсолютного упорядочения организации культурного пространства этноса (как якобы избавленной от всех внутренних противоречий), но одновременно и образца, нравственного эталона, предельного уровня совершенства личности и социума, который способствует их максимальной взаимоадаптации.

Если национальный идеал является эталонной моделью, «идеальной» схемой упорядочения социокультурного пространства этноса, то национальная идея являет собой определенный принцип усовершенствования мира, исходя из которого этнос формирует представление о перспективах собственного развития. А национальная идеология в таком случае представляет собой специфический способ (технологию) идейно детерминированной социокультурной регуляции, с помощью которой этнос реализует свою национальную идею, политически и психологически адаптируется в окружающей социальной среде, выстраивает определенный баланс социальных и иных интересов разных внутриэт-нических групп, а также достигает необходимого уровня психологической комфортности своего самоощущения и существования, т.е. формулирует приемлемую для себя мифологему своего прошлого и исторической миссии на Земле.

Являясь фундаментальным основанием национальной идеологии, национальная идея отвечает на вопрос о смысле коллективной жизни этноса, утверждает и обосновывает общие для него системы норм и ценностей, способствуя их осмысленному восприятию, намечает перспективы общественного развития, способствует снижению социальной напряженности в качестве средства рационализации отношений между представителями различных групп общества. Таким образом, национальный идеал - это продукт стихийной рефлексии этносом своего социального опыта, национальная идея - сложное интеллектуальное построение, формирующееся в ходе напряженных дискуссий между выдающимися представителями интеллектуальной элиты, а национальная идеология - широкомасштабная программа по реализации национальной идеи.

Степень разработанности темы. Изучению и трактовке нравственных основ русского национального идеала, в числе многих других, посвящали свои работы (в то же время говоря и о проблемах русского национального сознания) историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О. Ключевский, П.Н.Милюков; философы П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, И.В. Киреевский, В.С.Соловьев, В.В.Розанов, П.И.Новгородцев, П.А.Флоренский, К.Н: Леонтьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, Л.П.Карсавин, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, Е.Н.Трубецкой, Г.В.Флоровский; публицисты А.И.Герцен, М.Н.Бакунин, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.Я.Данилевский, Г.П.Федотов; социологи Б.П.Вышеславцев, П.А. Сорокин.

Так, Владимир Сергеевич Соловьев в своей работе «Русская идея» (1889) выдвинул религиозно-универсалистскую концепцию преображения русской жизни, совершенствования и углубления христианского начала в ней, которое во многом мыслилось как разумное самоограничение, развитие общественной свободы, служение вселенским идеалам до-

бра и справедливости. Соловьевское понимание русского идеала и идеи разрабатывали представители русского культурного ренессанса начала 20 века - В.В.Розанов, Н.А.Бердяев, В.И.Иванов, Е.Н.Трубецкой, Л.П.Карсавин, В.Ф.Эрн. Для нашего исследования особенно важен очерк Н.А.Бер