автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Освободительная борьба валлийцев и ее отражение в легендарной традиции Уэльса, XII-XY вв.

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Лошкарева, Мария Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Освободительная борьба валлийцев и ее отражение в легендарной традиции Уэльса, XII-XY вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Лошкарева, Мария Евгеньевна

Введение

Глава 1. Англо-валлийские отношения в ХП-ХУ вв. и характер освободительной борьбы валлийцев:

1.1. Уэльс после нормандского завоевания.

1.2. Эпоха Принцев. Завоевание Уэльса Эдуардом I.

1.3. Уэльс после завоевания Эдуардом I.

1.4. Англо-валлийские отношения в XIV веке. Движение Овайна Логоха.

1.5. Англо-валлийские отношения в начале XV века.

Восстание Овайна Глендура.

Глава 2. Развитие артуровского мифа в XII веке:

2.1. Ранние валлийские мабиноги.

2.2. «История Бриттов» Гальфрида Монмутского и ее влияние на развитие артуровского мифа.

2.3. Валлийские мабиноги и европейская «артуриана».

2.4. Артуровский миф и политическая идеология английской короны.

Глава 3. Развитие валлийской легендарной традиции в XII-XV вв.:

3.1. Развитие валлийской легендарной традиции в ХП в.

3.2. Валлийская легендарная традиция в Эпоху Принцев.

3.3. Развитие валлийской легендарной традиции после потери независимости.

3.4. Овайн Глендур в валлийской традиции. 176 Заключение 187 Список использованных источников и литературы 193 Приложение I 199 Приложение II 203 Приложение III

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Лошкарева, Мария Евгеньевна

Британская история является одной из приоритетных сфер отечественной медиевистики. Однако и в классических трудах русских медиевистов, и в современных исследованиях, посвященных средневековой - Британии, преимущественно изучаются проблемы английской истории. Значительно реже объектом исследования становится история других регионов Британских островов. Отчасти это объясняется традициями, сложившимися в отечественной медиевистике, а также тем, что круг доступных российскому исследователю источников довольно узок. Мало внимания всегда уделялось и истории Уэльса, которая практически полностью выпала из поля зрения российских медиевистов. Между тем «валлийский» фактор играл немаловажную роль на протяжении всего средневековья. Англо-валлийские отношения представляют собой одну из интереснейших сторон истории Соединенного Королевства. Не меньший интерес, без сомнения, вызывает богатейшая культурно-историческая традиция Уэльса, оказавшая серьезное влияние на развитие общеевропейской средневековой культуры. Этим, в значительной мере, обусловлена актуальность выбранной автором темы исследования. Необходимо также отметить постоянно растущий интерес как отечественных, так и зарубежных историков к проблемам, связанным с кельтской культурой и историей, что отчасти объясняется современными политическими событиями, а именно заметным подъемом национального движения в кельтских регионах Великобритании.

Название работы «Освободительная борьба валлийцев и ее отражениев легендарной традиции Уэльса (ХП-ХУ вв.)» свидетельствует о том, что предметом исследования являются: во-первых англо-валлийские отношения в период борьбы валлийских династий за независимость от английской короны, а затем антианглийских восстаний, во-вторых, кельтская легендарная традиция и ее взаимосвязь с политическими процессами, происходившими в валлийском обществе.

Цель исследования состоит в определении характера и основных этапов развития англо-валлийских отношений в ХП-ХУ вв. и выявлении роли политической идеологии в этом процессе.

Для достижения данной цели автором были определены следующие задачи:

- изучение особенностей становления валлийской государственности в эпоху «первой консолидации»;

- рассмотрение попыток объединения Исконного Уэльса при Лливелине Великом и Лливелине Последнем и определение причины провала этих попыток;

- исследование причин и характера валлийских восстаний, последовавших за завоеванием Уэльса Эдуардом I (кон. XIII -нач. XIV вв.);

- характеристика англо-валлийских отношений в XIV - нач. XV вв., изучение особенностей валлийских движений в этот период;

- определение этапов развития и трансформации кельтского мифа о короле Артуре от «Мабиногион» до поздних произведений;

- характеристика основных этапов развития валлийской легендарной традиции, поиск истоков и причин изменений.

Хронологические рамки обусловлены задачами исследования. В качестве нижней временной границы выбран XII век, то есть время усиления трех доминировавших в Уэльсе княжеств (Гвинеда, Пауиса и Дехайбарта) и «первой валлийской консолидации», выразившейся в антикоролевских кампаниях принцев. Верхней временной границей является начало XV века - время последнего и самого мощного в истории Уэльса антианглийского восстания -восстания Овайна Глендура. Однако обозначенные хронологические рамки не являются жесткими: в ряде мест автор выходит за них. Чаще всего это происходит во второй и третьей главах, посвященных развитию валлийской легендарной традиции и ее особенностям. Обращение к древнейшей истории региона обусловлено необходимостью поиска истоков традиции. Кроме того, процесс развития легендарной традиции невозможно проследить без привлечения источников позднейшего времени.

Особенности методологической стратегии были определены особенностями самого объекта исследования. Они таковы, что требуют комплексного интеграционного подхода с использованием современных достижений в области истории, лингвистики, филологии. Методологической основой работы являются принципы историзма и системности, предполагающие изучение явлений в их развитии и взаимосвязи на основе комплексного анализа источников. Выбор конкретных методов определен целями и задачами работы. Более всего им соответствуют: сравнительно-исторический и системно-типологический анализ, методы периодизации и исторической реконструкции.

При обобщении полученных в ходе исследования результатов, автор использовал и хронологический и проблемный подходы к -организации исторического материала. Хронологический подход преобладает там, где реконструируются конкретные политические события. Проблемный подход необходим при анализе процессов большой длительности, или при рассмотрении исторических феноменов, а также при анализе ряда литературных источников. Это и определило принципы деления работы на главы и параграфы.

Принцип деления на главы - проблемный, но внутри глав доминирует хронологический подход. В силу особенностей изучаемых проблем—не соблюдается равновесие в распределении материала по главам. Первая глава превышает по объему как вторую, так и третью.

При изучении истории и культуры такого региона, как Уэльс неминуемо возникают проблемы терминологии и транскрипции. В российской историографии не сложилось традиции передачи валлийских терминов, имен и названий. Значительную часть имен и терминов ввел в научный оборот K.P. Кобрин в диссертации на соискание ученой степени кандидата наук «Уэльс и английская монархия (последняя треть XI - началаXIV вв.)»', а также в ряде статей, посвященных валлийской истории. Вслед за ним мы переводим «The March» как «Граница», «Lords of March» - «графы Граница», а «Native Wales» - как «Исконный Уэльс» и так далее. Но это касается только терминов, имеющих английские аналоги, ставшие традиционными. Некоторые, собственно валлийские, термины (например, uchelwyr - валлийский чиновничий класс, так называемые «законники») даются в тексте на языке оригинала (здесь автор диссертации следует традиции, сложившейся в английской историографии). Пожалуй, самую сложную проблему представляет передача валлийских имен и названий. Мы пытались дать русскую транскрипцию без посредства английской или латинской, за исключением тех редких случаев, когда русская традиция уже сложилась, намеренно пытаясь избежать англизации валлийских имен, подчеркивая тем самым, что рассматриваем валлийское и английское общества в качестве равных субъектов.

Приступая к обзору использованных источников и литературы, в первую очередь необходимо отметить источниковедческое исследование американского историка Т. Джека , содержащее относительно полный перечень источников по средневековой истории Уэльса: источники в нем разделены по рубрикам, каждый кратко охарактеризован. Данная монография значительно облегчила поиск необходимых источников.

Среди привлекавшихся нарративных источников, прежде всего, стоит назвать валлийскую «Хронику принцев», охватывающую период с 680 по Кобрин К.Р. Уэльс и английская монархия (последняя треть XI - начало XIV вв.) диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Н. Новгород, 1993. л Jack Т. Medieval Wales. Ithaca, 1972.

1282 гг.л Это компиляция ХШ века, основанная на ранних хрониках, среди которых «Анналы Камбрии» Сохранилось несколько вариантов «Хроники». Наиболее полными из них принято считать «Красную книгу Хергеста» и РешаЛЬ М820, который л1 был использован в настоящей работе. «Хроника принцев» содержит богатый материал по политической и военной истории Уэльса, особенно ХП-ХШ вв. Поскольку «Хроника» создавалась в южном Уэльсе, в ней преобладает изложение событий, происходивших в этом районе. Что часто приводит к неверной оценке тех или иных фактов и событий. Так, южноваллийские династии преобладают в хронике над северными (несмотря на явную доминанту последних с XII в.), а некоторые события (например, кампания Эдуарда I 1282 г.) проходят почти незамеченными. Несмотря на это, исследования по валлийской истории невозможны без привлечения данного источника.

Значительный интерес представляет «Хроника Адама из Аска», содержащая почти современное описание событий, связанных с восстанием Овайна Глендура'л.

Собственно валлийских нарративных источников очень мало, а информация, предоставляемая ими скудна. Поэтому неудивительно обращение автора диссертации к английским и французским источникам. Хроники Фруассара являются одним из немногочисленных (доступных российскому исследователю) источников, проливающих свет на движение Овайна Логохал. С именем последнего связано и обращение к анонимной хронике аббатства Святой Марии в Йоркел.

Валлийских официальных, юридических документов до нас дощло мало. Отчасти малочисленность документального материала объясняется тем, -что валлийские государственные образования не имели постоянных л Brut Y Tyvysogyon or The Chronicle of the Princes. Peniarth MS. 20 Version/ Translated with introduction and notes by Thomas Jones. Cardiff: University of Wales Press, 1952. л Chronicon Adae de Usk. A.D. 1377-1421/ Ed. with transi. & notes by E.M. Thompson, L., 1904. л Froissart. Chronicles. Transi./ Ed. by G. Brereton. L., 1978. государственных, судебных и финансовых органов. В этой связи немаловажным является обращение к эпистолярным источникам, ибо переписка велась относительно регулярно. «Календарь старинной корреспонденции, относящейся к Уэльсу» был издан Г. Эдвардсом в 1935 гЛ Письма, содержащиеся в этом сборнике, позволяют исследователю проследить формирование политики гвинедских принцев, кроме того, они дают интереснейшую информацию о восстаниях, происходивших в Уэльсе после утраты независимости, значительно дополняя нарративные источники.

Говорить об Уэльсе после завоевания 1282-1283 гг. невозможно без о привлечения «Валлийских статутов», опубликованных И. Боуэном в 1908 г. Эти документы представляют собой юридическую базу английского управления Уэльсом. Для данного исследования наибольший интерес представляют «Хритланский Статут» Эдуарда I, а также королевские ордонансы, являвшиеся реакцией на валлийские восстания.

Важная информация о проблемах валлийского общества после завоевания содержится в «Календаре старинных петиций, относящихся к Уэльсу», опубликованном В. Рисом в 1975 г.л Необходимо также отметить сборник «Английские исторические документы» (том 4), изданный А. Маерсом в 1969 г., в котором содержаться весьма полезные сведения по позднесредневековой истории Уэльса"л. Ряд документов, касающихся восстания Овайна Глендура, в том числе его письма и договор с французским королем, содержится в «Валлийских документах в Париже», изданных Т. Мэтьюсом в 1910 г."

Л The Annonimale Chronicle 1333 to 1381. From A Ms. Written at St. Mary's abbey, York. N.Y., 1970. л Calendar of Ancient Correspondence Concerning Wales/ Ed by J. Goronwy Edwards. Cardiff, 1935. л The Statutes of Wales / Coll and arr. By I. Bowen. L.,1908. л Calendar of Ancient Petition Relating to Wales/Ed. By W. Rees. Cardiff, 1975.

English Historical Documents 1327-1485. vol. IV/ Ed by A.R. Myers, L. Eyre & Spottiswade, 1969. Welsh Records in Paris/ Ed. by T. Matthews. Carmarthen, 1910.

При изучении средневековой истории Уэльса исключительно важную роль играют литературные источники. Именно в Уэльсе следует искать истоки столь популярного в средневековой Европе артуровского цикла, самый ранний пласт которого содержится в сборнике ранних валлийских легенд'Л, записанных в ХП-ХШ веках, «Мабиногион». Сборник состоит из 11 мабиноги, которые принято делить на 3 раздела:

1) «Четыре Ветви Мабиноги»: «Пуйл, король Даведа», «Бранвен, дочь Ллира», «Манавидан, сын Ллира», «Мат, сын Матонви»;

2) «Старина острова Британии» (условное название, предложенное В. Эрлихманом): «Видение Максена Вледига», «Ллид и Ллевелис», «Килох и Олвен», «Видение Ронабви»;

3) «Три валлийские повести», или «возвращенные» (в них чувствуется влияние работ Гальфрида Монмутского и Кретьена де Тру а): «Овайн, или Хозяйка Фонтана», «Передур, сын Эвраука», «Герайнт, сын Эрбина».

Первый перевод «Мабиногион» на английский язык был сделан в 1849 г. Шарлоттой Гест. В нашей работе был использован английский перевод Дж. Ганца . Отрывки из «Мабиногион» на русском языке были впервые опубликованы в сборнике «История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых» под реакцией М. Стасюлевича"л в 1913 г. Полностью на русский язык «Мабиногион» был переведен В. Эрлихманом'л в 1995 г. (подробная характеристика источника дана во второй главе).

Отправной точкой европейской артурианы принято считать «Историю Бриттов» Гальфрида Монмутского. Примерной датой ее написания считается 1138 г. «История» охватывает события от падения Трои до преемников короля

Далее по тексту «мабиноги»

The Mabinogion / Tr. & ed. by J.Gantz. London, 1976.

История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых/ Под ред. М Стасюлевича. СПб., 1913.

Мабиногион. Волшебные легенды Уэльса / Пер. В. Эрлихмана, М., 1995.

Артура. Сохранилось около 200 списков этого произведения, перевод которого с латинского языка на русский был сделан A.C. Бобовичем'Л.

Поиск истоков валлийской пророческой традиции делает необходимым обращение к «Истории бриттов» Пенния, видимо послужившей одним из источников для «Истории» Гальфрида. Известно более 30 списков «Истории бриттов», наиболее ранние "датируются IX веком, а самые поздние XIII-XIV веками. В ряде рукописей авторство приписывается Гильдасу. В отдельные списки «Истории бриттов» включаются анонимные «Анналы Камбрии», созданные видимо в конце X в. В тексте можно выделить ряд интерполяций и добавлений. Первоначальный текст до нас не дошел, но существует его ирландский перевод XI века. В 1884 г. «Историю бриттов» опубликовал Т. Моммзен, в 1929-м - Э. Фараль, в 1934 г. вышла книга Ф. Лота «Ненний и «История бриттов», где приведен латинский текст источника. На русский язык его перевел A.C. Бобович, опубликовав этот текст в 1984 г.'л

К работе также привлекались поздние произведения артуровского цикла, а именно романы Кретьена де Труа и Вольфрама фон Эшенбаха.

Роман Кретьена де Труа «Эрек и Энида» датируется примерно 1170 г., он сохранился в семи рукописях и четырех фрагментах (подлинные рукописи до нас не дошли). На русский язык роман переведен Н.Я. Рыковой и издан в 1980 г.'л «Ивейн или рыцарь со львом» написан между 1176 и 1181 гг., текст сохранился в семи рукописях, датируемых XIII или началом XIV в. Первое научное издание было сделано Венделином Ферстером и выпущено в 1887 г., по этому тексту В. Микушевичем сделан русский перевод, изданный в 1974 г.'л Роман Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» был написан около 1210 г., сохранился в нескольких рукописях, впервые напечатан в 1477 г., а его первое

Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлинаю/Пер. А.С.Бобовича. М., 1984. 'Ненний. История бриттов// Гальфрид Монмутский. Истоирия бриттов./ Пер. А.С.Бобовича. М., 1984.

Кретьен де Труа. Эрек и Энида/ Пер. Н.Я.Рыковой М., 1980 .

Кретьен де Труа. Ивейн или рыцарь со львом/ Пер. В. Микушевича // Средневековый роман и повесть. М., 1974. научное издание осуществлено Лахманом в 1833 г. 70 лет спустя А. Лейцман подготовил трехтомное издание, с которого Л. Гинзбургом был сделан русский переводА°.

Бриттская политическая мифология наиболее ярко выражена в поэзии валлийских бардов, обращение к которой необходимо для освещения проблем развития валлийской легендарной традиции. Наиболее полными собраниями английских переводов валлийской поэзии (У1-ХУ1 вв.) являются: «Антология валлийской поэзии», изданная Г. Виллиамсом в 1959 г. , «Оксфордская книга валлийской поэзии», изданная Г. Джонсом в 1977 г.аа и «Средневековая валлийская лирика» в переводе Дж. Кланси, изданная в 1968 г.аа ряд интересных произведений содержится в «Книге Уэльса», опубликованной Е.М.Ллойдом в 1971 г.аа

Обращаясь к историографии, рассматриваемой нами проблемы, прежде всего, следует назвать, ставшую классической, работу Джона Ллойда «История Уэльса с древнейших времен до эдвардианского завоевания»АА. Эту монографию принято считать первым научным трудом по средневековой истории Уэльса. В последние годы появилось немало обобщающих работ по валлийской истории. Безусловно, одной из самых лучших является книга валлийского историка Риса Дэвиса «Эпоха завоевания. Уэльс 1063-1415 гг.»,аа в которой подробно рассматриваются этнические, политические, социально-экономические и культурные процессы, происходившие в Уэльсе в указанный период. Р. Дэвис особое внимание уделяет развитию политической мифологии. Труд Дэвиса ценен с точки зрения фактического материала, так как многие, из а° Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль/ Пер. Л. Гиндзбурга // Средневековый роман и повесть. М., 1974.

Presenting Welsh Poetry. An Antology of Welsh Verse in Translation and of English Verse by Welsh Poets/Ed. By Gwyn Williams. L., 1959.

The Oxford Book of Welsh Verse in English, Chosen by Gwyn Jones. Ox., 1977.

Clancy J. P. Medieval Welsh Lyrics. N.Y., 1965.

A Book of Wales/ Ed. By D.M. & E.M. Lloyd. L., Glasgow, 1971.

Lloid J.E. A History of Wales from the Earliest Times to Edwardian Concuest. In two vols. L., 1939.

Davies R.R. The age of Conquest. Wales 1063-1415. Ox., 1987. привлекаемого его автором широкого круга источников, российскому исследователю недоступны. Политическое и социально-экономическое развитие Уэльса после потери независимости освещается в работе Р. Гриффитса «Княжество Уэльс в позднее средневековье: структура и персонал управления. Южный Уэльс, 1277-1563»лл. Среди общих работ следует также отметить «Средневековый Уэльс» Д: Уокера, одноименный труд Э. Карралл, а также первый том «Уэльс сквозь века»'лл и истории валлийских' графствЛ'.

Специальных работ, посвященных вопросам англо-валлийских отношений в ХП-ХШ вв., немного. Одному из лидеров первой консолидации посвящена статья X. Прайса «Овайн Гвинедский и Людовик VII: дипломатия первого принца Уэльского. »,лл в приложениях к которой приводятся интересные документы из дипломатической переписки Овайна Гвинедского. Политика Генриха II Плантагенета в Уэльсе (точнее, его валлийские кампании) освещена в статьях Д. Кинга,'лл Дж. Г. Эдвардса,л'л П. Латимера'лл. Последним принцам гвинедской династии, и посвящены работы Э. Kappa «Лливелин ап Гриффит»лл и «Дэвид ап Гриффит. Последний принц Уэльский»лл.

Griffiths R.A. The Principality of Wales in the Latter Middle Ages: The Structure and Personnel of Goverment. L South Wales, 1277-1563. Cardiff, 1972. Walker D. Medieval Wales. Cambridge, 1990. Carr A.D. Medieval Wales. L.,1995.

Wales through Ages, Vol 1: From the Earliest Times to 1485. Ed. A.J. Roderick. Llandybie, 1959.

Glamorgan county history/ Ed.T.B. Pugh. Cardiff, 1971; The History of Flintshire/ Ed. C.R. Williams. Denbigh, 1961. ллpryce H. Owain Gwynedd and LouisVII: The Franco-Welsh Diplomacy of the First Prince of Wales// The Welsh History Review. Vol 19. №. 1. Cardiff, 1998. P. 1-28.

King D.J. Henry II and The Fight at Coleshill // The Welsh History Review. Vol.2. №4. Cardiff, 1965. P. 367-373.

Edwards J.G. Henry II and the Fight at Coleshill: Some Futher Reflections // The Welsh History Review. Vol.3. №3. Cardiff, 1967 PP. 251-263.

Latimer P. Henry IPs Campaign Against the Welsh in 1165// The Welsh History Review. Vol.14. №4. Cardiff, 1989. P. 523-552.

Carr A.D. Llywelyn ap Gruffydd. Cardiff, 1982. " Carr A.D. The Last And Weakest of His Line: Dafydd ap Gruffydd, The Last Prince Of Wales// The Welsh History Review. Vol. 19, № 3. Cardiff, 1999. P. 375-399.

Монография Дж. Морриса «Валлийские войны Эдуарда 1»лл, впервые опубликованная в 1901 г., по сей день остается лучшей работой по этому вопросу. Тщательный анализ широчайшего круга источников, детальное описание военных действий, финансовые расчеты каждой кампании делают эту-работу незаменимой при изучении военных аспектов валлийской политики Эдуарда I. Кроме того, в этой работе содержится наиболее полное изложение событий валлийского восстания 1294-1295 гг.

Событиям в Уэльсе после потери независимости и антианглийским восстаниям (обычно лишь упоминаемым в общих работах) посвящен целый ряд специальных статей. Подробности первого антианглийского восстания, включая статистические данные и расчеты стоимости английских кампаний, изложены Р. Гриффитсом в статье «Восстание Риса ап Мередита»лл. Восстанию в Гламоргане 1316 г. посвящена статья Дж. Б. Смита «Восстание Лливелина Брена»'л°. Следует также отметить статью Смита «Эдуард II и лояльность Уэльса»*\ Последствия завоевания, основные проблемы валлийского общества после утраты независимости освещены в статье Г. Робертса «Уэльс и Англия: антипатия и симпатия>Ил.

Одной из самых загадочных фигур валлийской средневековой истории остается последний представитель гвинедской династии, сражавшийся и погибший во Франции во время Столетней войны. Впервые движение Овайна Логоха было описано валлийским антикваром Оуэном Эдвардсом (XIX в.). В настоящее время самой подробной работой об этом валлийском герое является монография Э. Kappa «Овайн Валлийский. Конец дома Гвинеда>/''.

Morris J.E The Welsh Wars of Edward I. Ox., 1968.

Griffiths R. The revolt of Rhys ap Merdudd, 1287-88 // The welsh History Review; Vol 3. №2. Cardiff, 1966. P. 121-143.

Smith J.B. The rebellion of Llywelyn Bren / Glamorgan county history, vol. III. Cardiff, 1971. P. 72-86.

Smith. J. B. Edward II and The Allegiance ofWales // The Welsh History Review. Vol. 8, №2. Cardiff, 1976. P. 139-171. лл Roberts G. Wales and England: Antipaty and Sympathy, 1282-1485// The Welsh History Review. Vol.1. №4. Cardiff, 1963. P. 375-396.

ACarr. A. Owen ofWales: The End ofHouse of Gwynedd. Cardiff, 1991.

Недоступность большей части источников делает эту работу незаменимой при изучении данного вопроса. Восстанию Овайна Глендура посвящено немало специальных работ, но на сегодняшний день лучшей признается монография Р. Дэвиса «Восстание Овайна Глендура»'л'л. Особенностями этого исследования является тщательный анализ причин восстания, проблем валлийского общества. Замечательно, что понимание сути восстания автор ставит в прямую зависимость от понимания валлийской политической мифологии этого периода. Из отечественных работ, посвященных последнему валлийскому восстанию необходимо отметить статью Т.Г. Минеевой «Уэльс. Восстание Глендоуэра»'лл

Обращение к проблемам, связанным с поисками истоков артуровского мифа вызвало необходимость изучения целого спектра литературы. Круг работ, посвященных мифу о короле Артуре чрезвычайно широк, поэтому остановимся лишь на основных. Прежде всего, стоит отметить «Артурианскую энциклопедию»''л и коллективный труд «В поисках Британии Артура»''л.

Работы М. Диллон''л, Дж. Морриса,'лл Л. Олкокал°, Б. Саклатвалыл', Р. Барбералл, Н. Гудричалл несмотря на значительные различия в подходах, объединяет одно - в них ставятся и решаютсял вопросы об историчности Артура и связи его гипотетического государства с Уэльсом, вопрос же о месте Артура в бриттской политической мифологии, как правило, остается вне поля зрения исследователей.

Среди литературы, посвященной «Мабиногион» следует отметить исследование Дж. Ганца.л"л, который дает развернутую характеристику

Davies R.R. The Revolt of Owain Glyn Dwr. Ox. N.Y., 1997.

Минеева Т.Г. Уэльс. Восстание ГлендоуэраУ/Англия и Уэльс в период позднего средневековья. Арзамас 1999. С. 62-90.

The Arthurian Encyclopedia. L., 1986. лл The Quest for Arthurian Britain. L., 1969

Dillon M., ChardwickN., Celtic Realms. L., 1967

Morris J. The Age of Arthur. L., 1973

Alcock L. Arthur's Britain. History and Archaeology. L., 1971. л' Saklatvala B. Arthur: Roman Britain's Last Champion. Newton Abbot, 1967.

Barber R. King Arthur in Legend and History. L., 1973.

Goodrich N.L. King Arthur. N.Y., 1986.

Gantz J. Introdaction/ The Mabinogion. London, 1976. мабиноги, проводит их сравнительный анализ с ирландскими сагами. Некоторые сведения об истории формирования «Мабиногион» и его краткая характеристика есть в статье В. Эрлихмана «Мир Мабиноги»лл. Оба автора дают подробные примечания к каждой из мабиноги. Наиболее дискуссионной до настоящего времени остаётся проблема «возвращенных» легенд (точнее степени влияния на них произведений Гальфрида Монмутского и Кретьена де Труа).

Большинство отечественных трудов, посвященных развитию артуровских легенд, имеют литературоведческий характер. Из привлекавшихся к работе, следует отметить историко-литературные исследования

А.Д. Михайлова «Французский рыцарский роман»лл, «Артуровские легенды и их эволюция»лл, «Книга Гальфрида Монмутского и ее судьба»^*58, а также монографии М.П. Алексеева «Литература средневековой Англии и Шотландии»лл и Е.М. Мелетинского «Средневековый роман: происхождение и классические формы»лл. Среди многочисленных работ, посвященных Гальфриду Монмутскому и его «Истории Бриттов», наиболее интересными, на наш взгляд, являются «Видение истории в Древней Британии от Гильдаса до Гальфрида Монмутского» Р. Ханнингал' и «Гальфрид Монмутский» А. Джарманалл. Большой интерес для данного исследования представляют работы, посвященные роли Генриха II Плантагенета в развитии литературы и искусства (в частности, развитии и распространении кельтских легенд):

Эрлихман В. Мир Мабиноги/ Мабиногион. Волшебные легенды Уэльса. М.,1995.

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. М.,1976. " Михайлов А.Д. Артуровские легенды и их эволюцияУ/Мэлори Томас. Смерть Артура. М.л 1974.

Михайлов А.Д. Книга Гальфрида Монмутского и ее судьба// Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М., 1984. лл Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М., 1984. л Мелетинский Е.М. Средневековый роман: происхождение и классические формы. М., 1983.

Manning R.W. The Vision of History in Early Britain From Glides to Geoffrey of Mormiouth. N.Y.,L., 1966.

Jarman A. Geoffrey of Mormiouth. Cardiff, 1966

Ч. Хоскинса «Генрих П как покровитель литературы»лл, П. Дронке «Петер Блуаский и поэзия при дворе Генриха П»л"л , у. Стаббса «Ученость и литература при дворе Генриха П»лл. Также необходимо отметить четырехтомную «Историю Плантагенетов» Т. Костэйна,лл и монографию Ш. Пти-Дютайи «Феодальная монархия во Франции и Англии в Х-ХШ вв.»лл.

Вопрос о бриттском видении истории неразрывно связан с мифом о троянских корнях и легендах об Артуре. Несомненный интерес в этой связи представляют работы Дж. Крика «Бриттское прошлое и валлийское будущее. Гиральд Валлийский, Гальфрид Монмутский и Артур в Британии» , С. Дэвиса «Валлийская литература и классическая традиция.»лл, Дж. Б. Смита «Ощущение истории в средневековом Уэльсе»л°.

Сравнительно мало изученной до сих пор остается валлийская пророческая поэзия, хотя значимость пророческой традиции в жизни валлийского общества постоянно подчеркивается в общих работах. При изучении этой проблемы нами была использована монография Г. Вильямса «Религия, язык и нация в Уэльсе»л \ одна из глав которой посвящена анализу взаимосвязи между политическими процессами в средневековом Уэльсе и развитием пророческой традиции. Эта же проблема рассматривается в книге Д. Риса «Сын пророчества. Дорога Генриха Тюдора к Босворту»лл. Огромный интерес, безусловно, представляют системно-типологическое исследования

Haskins С. Н. Henry II as а Patron of Literature/ZEssays in Medieval History presented to T.F. Tout /Ed. by A. Y. Little & F. M. Powike. Manchetster, 1925. P. 71-77

P. Dronke. Peter of Blois and poetry at the court of Henry II// Medieval Studies. Vol. XXXVIII, Toronto, 1976. P. 185-215.

Stubbs W. Seventeen Lectures on the Study of Medieval & Modem History. Ox., 1900. Costain T. The History of Plantagenets. N. Y., 1962.

Пти-Дютайи ni. Феодальная монархия во Франции и Англии в X-XIII вв./ Пер. СП. Моравского. М., 1938.

Crick J.C. The British Past and The Welsh Future: Gerald of Wales, Geoffrey of Monmouth and Arthur of BritainZ/Caeltica, School of Celtic Studies, 1999. P. 60-75. Davies C. Welsh Literature and the Classical Traditia. Cardiff, 1995. Smith J.B. The Sense of History in Medieval Wales. Aberystwyth, 1994. л' Williams G. Religion, Language and Nationality in Wales. Cardiff, 1979. Rees Davied. The Son of Prophecy. Henry Tudor's Road To Bosworth. L., 1985.

P.B. Эванса «Пророческая поэзия»''А и Р. Бромвич «Ранние cywyddwyr»'A'A. Заметим, однако, что акцент в упомянутых трудах значительно смещен на тюдоровскую эпоху.

При решении общих и ряда частных вопросов нами привлекались фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по истории средневековой АнглииАА Безусловно, необходимо также отметить работы А.Я. Гуревича, И Хейзинги, O.A. Добиаш-Рождественской, Е. Лависса, А. Рамбо, посвященные средневековой культуреАА.

В заключение библиографического обзора следует упомянуть и ряд вспомогательных работ, использовавшихся в качестве справочной литературы, таких как «Историческая география Англии и Уэльса» , «Словарь валлийских биографий»АА Evans R.W. Prophetic Poetry// Guide to Welsh Literature 1282 - c. 1550. Cardiff, 1997.

Bromwich R. The Earlier Cywyddvvyr: Poets Contemporary With Dafydd ap Gwilym // Guide to Welsh Literature 1282 - c. 1550. Cardiff 1997.

Myers A. R. England in the Late Middle Ages. Harmondsworth, 1978; King E. England 11751425. L., 1979; Гнейст P. История государственных учреждений в Англии Х-ХШ вв. М., 1938; Петрушевский Д. Очерки из истории средневекового английского государства и общества в средние века. М., 1937.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984; Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989; Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующуго большинства. М., 1990.; Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.; Лависс Е., Рамбо А. Культура и цивилизация Западной Европы в эпоху крестовых походов. М., 1895.; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.; Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. a An Historical Geography of England and Wales. L., 1978. The Dictionary of Welsh Biography Down to 1940. L., 1959.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Освободительная борьба валлийцев и ее отражение в легендарной традиции Уэльса, XII-XY вв."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дать общую характеристику политической истории Уэльса в XII веке практически невозможно, ввиду фрагментарности этого региона. Выделение некоторых общих тенденций возможно лишь со второй половины XII века, когда происходит значительное усиление трех государственных образований: Пауиса, Гвинеда и Дехайбарта. Этот период является временем «первой валлийской консолидации», выразившейся в антианглийских коалициях валлийских принцев Овайна Гвинедского, Мадога ап Мередита Пауисского и Лорда Риса Дехайбартского. К началу ХШ в. Гвинед окончательно занял лидирующее положение в Уэльсе. Принцы гвинедской династии не просто подчинили своей власти весь Исконный Уэльс, они предприняли попытки укрепления своего феодального статуса по отношению к английской короне. Проблема статуса «Принца Уэльского» стала ключевой в англо-валлийских отношениях со времени заключения мирного договора в Вустере (1218 г.) и вплоть до завоевания Уэльса Эдуардом I. Высшим политическим достижением гвинедских принцев стал договор в Монтгомери (1267 г.), подписанный Лливелином ап Гриффитом и английским королем. Согласно договору. Княжество Уэльс признавалось короной, а принц Уэльский становился представителем всех валлийских лордов. Спустя десять лет после подписания договора здание валлийского княжества рухнуло. Это было вполне закономерно, ибо главная проблема заключалась не в конфликте принца с королем, а в самом договоре в Монтгомери: княжество Уэльс было признано короной, но оно не имело административной инфраструктуры, создание которой требовало значительного времени. Положение принца как независимого правителя и одновременно вассала английского короля стало залогом будущих конфликтов: договор не вносил ясности в вопрос, являлся ли валлийский принц независимым правителем или держателем.

После завоевания в англо-валлийских отношениях наступил качественно иной период: Исконный Уэльс включается в политическую и юридическую | систему английской монархии. Однако процесс инкорпорации княжества не \ был безболезненным, несмотря на относительную гибкость английской административной системы, определяемой «Валлийским статутом» Эдуарда I. Конец XIII - начало XIV в. - время серьезных антианглийских выступлений в Уэльсе, самыми значительными из которых, являются: восстание Риса ап Мередита (1287 г.), широкомасштабное общенациональное восстание 12941295 гг. и восстание в Гламоргане в 1316 г.

Восстание Риса ап Мередита нельзя считать общенациональным, это был скорее мятеж недовольного лорда, притесняемого английской администрацией, несмотря на его заслуги перед королем. Оно было подавлено с помощью валлийцев, и даже пленили мятежника сами валлийцы, но трудности, с которыми столкнулись английские власти при локализации очага восстания, а также огромные затраты на эту кампанию, свидетельствуют о значительно более серьезных причинах, чем протест отдельного валлийского лорда. Выступление Риса продемонстрировало возможные перспективы развития событий в случае усиления английского административного давления и неуважения к национальному праву и обычаю.

Восстание 1294-1295 гг. было гораздо серьезнее предыдущего, оно охватило почти всю страну - королевские земли на севере и юге, обширные территории Границы. Национальный характер этого выступления подчеркивался тем, что один из руководителей, Мадог ап Лливелин, принял титул принца Уэльского. Кампания по подавлению восстания была чрезвычайно тяжелой (и весьма дорогостоящей). Но, несмотря на значительные успехи валлийских партизанских отрядов, события 1295 г. показали, что валлийцы не имели ни сил, ни ресурсов, чтобы противостоять английским войскам. Это восстание наложило глубокий отпечаток на англо-валлийские отношения: ордонансы короля запрещали проживание валлийцев в английских городах в северном Уэльсе, практика управления которым была пересмотрена в сторону усиления административного и финансового контроля. Восстание Лливелина Брена 1316 г. ограничилось Гламорганом и, безусловно, было локальным, но его нельзя рассматривать как обособленное от факторов, которые воздействовали на весь Уэльс.

XIV век стал периодом относительного спокойствия. Казалось, англоваллийские отношения наладились и отличались постоянством. Однако мир в Уэльсе не означал, что причины напряженности и трений были устранены. Это стало очевидно с появлением Овайна ап Томаса ап Родри, последнего представителя гвинедской династии, сражавшегося против англичан во Франции. Волнения, охватившие Уэльс, в связи с ожиданием возможного вторжения Овайна, демонстрировали серьезность проблем в этом регионе.

Восстание Овайна Глендура, охватившее весь Уэльс в начале XV века, явилось самым мощным из всех, когда-либо происходивших, антианглийских выступлений. Оно длилась необыкновенно долго (1400-1409 г.) и отличалось всеобщим патриотическим подъемом. Глендур весьма успешно использовал в своих целях международные конфликты (светские и религиозные), установив отношения с Шотландией, Францией и Авиньонским Папой. Несмотря на то, что восстание было подавлено, главный мятежник, уже при жизни ставший «сыном пророчества», так и не покорился. Восстание ускорило социальные и экономические процессы, которые начались во второй половине XIII века: постепенный переход от валлийского земельного права к английскому, формирование рынка земли. Оно продемонстрировало, что многочисленные проблемы англо-валлийских отношений могут быть разрешены только путем л интеграции. Непосредственной реакцией на восстание стали статуты—и ордонансы против валлийцев 1401-1402 гг. Всестороннее законодательство как никогда подчеркивало бесправие валлийцев. Большая часть законов и местных директив на практике вскоре стала игнорироваться. Но это законодательство закрепило национальную дискриминацию и укрепило уже существовавшую идеологию народа, ожидающего освобождения.

Понять характер валлийских восстаний невозможно без учета валлийской политической мифологии,-в центре которой стояла идея «великого прошлого страны бриттов». Стержнем мифологии был миф о короле Артуре, самый ранний пласт которого, содержится в сборнике ранних валлийских легенд «Мабиногион», записанных в Х11-ХШ веках. В мабиноги «Килох и Олвен» Артур выступает в роли племенного вождя. Подвиги, которые сделали его могущественным, видимо, лежат в кельтском прошлом, а черты, которые л сделали его легендарным, - в будущем. «Видение Ронабви» отражает ностальгию по идеализируемому прошлому, но идеи возврата «золотого века» в нем нет. Двор Артура, события, связанные с ним - это особый мир, существующий сам по себе, центр безвозвратно утраченного кельтского прошлого. Поздние валлийские мабиноги («три валлийские повести») не вносят ничего принципиально нового в корпус валлийской мифологии, сохраняя традиционные кельтские сюжеты и их трактовки.

Решающая роль в формировании артуровского мифа, без сомнения, принадлежит «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского. «История» -удивительное произведение, ибо, будучи «историей», оно не содержит собственно истории. Гальфрид, сохраняя исторический корпус, используя массу исторических персонажей, создал миф, положив в его основу древние валлийские легенды. Валлийская политическая идеология стоит на трёх: столпах: «происхождение», «славное прошлое», «надежда». И все это нашло • воплощение в «Истории бриттов». Происхождение связано с Брутом (миф о троянских корнях не был кельтским по происхождению, но эти материалы появились в валлийской историографии в IX веке, они включены в «Историю бриттов», традиционно приписываемую валлийцу Неннию), славное прошлое -с Максеном Вледигом, а надежда - с Артуром. Феномен «Истории бриттов» состоит в том, что, не являясь кельтской, она внесла значительные коррективы

В бриттскую мифологию, персонифицировав, предсказываемое древними пророчествами, освобождение, то есть, связав его с непременным возвращением Артура.

Одной из главных тем валлийской литературной традиции (как поэтической, так и прозаической) является противостояние Уэльса Англии. Эта V традиция, берущая начало в VI веке, подвергалась серьезным изменениям на протяжении веков, сохраняя, тем не менее, основной стержень.

Условно можно выделить несколько периодов в развитии валлийской литературной традиции. Первый период (до XIII века) характеризуется одами, ' ,л воспевающими доблести валлийских героев (принцев - лидеров первой консолидации») и их борьбу с «варварами-саксами», главной темой является л битва красного и белого драконов, символизирующих Уэльс и Англию. Второй период (до 1283 г.) связан с Эпохой Принцев, их политикой и амбициями. ; Достижения гвинедских Лливелинов укрепили веру в исполнение древних \ пророчеств и освобождение. Третий период (до середины XIV века) является периодом застоя, связанного с утратой традиционного образца литературного патронажа и формированием нового; для него характерно обилие темных и сумбурных пророчеств, содержащих массу анималистических символов. Четвертый период (XIV - XV века) отмечен всплеском в развитии валлийской пророческой поэзии, главной темой которой становится ожидание "таЬ <лаго§ап" (сына пророчества) и связан с появлением наследников валлийских династий Овайна Логоха и Овайна Глендура. Легендарная традиция стала 1 своеобразным индикатором настроений, нужд, чаяний валлийского общества: героические темы всегда были популярны в периоды успеха валлийских принцев, пророческие - в периоды трудностей и потрясений. —

После поражения восстания Глендура надежды на восстановление независимости и осуществление древних предсказаний должны были казаться нереальными, но два поколения спустя пророчества обрели нового «таЬ darogan». После подавления последнего валлийского восстания легендарная

192 традиция продолжала развиваться, и активно использовалась для обоснования претензий на престол Генриха Тюдора.

 

Список научной литературыЛошкарева, Мария Евгеньевна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. The Annonimale Chronicle 1333 to 1381. From A Ms. Written at St. Mary's abbey, York. N.Y., 1970.

2. A Book ofBritishBallads. L., 1926.

3. The Book ofBallads/Ed. by B. Gaultier. Edinburgh-L., 1870.

4. A Book of Wales. Ed. by DM. & E.M. Lloyd. L., Glasgow, 1971.

5. Brut Y Tyvysogyon or The Chronicle of the Princes. Peniarth MS. 20 Version/ Translated with introduction and notes by Thomas Jones. Cardiff: University of Wales Press, 1952.

6. Calendar of Ancient Correspondence Concerning Wales/ Ed by J. Goronwy Edwards. Cardiff, 1935.

7. Calendar of Ancient Petition Relating to Wales/ Ed. By W. Rees. Cardiff, 1975.

8. Cambrensis Giraldus. The Itinerary Through Wales and Description of Wales. L., •N.Y., 1892.

9. Chronicon Adae de Usk. A.D. 1377-1421/ Ed. with transl. & notes by E.M. Thompson, L., 1904.

10. Clancy J. P. Medieval Welsh Lyrics. N.Y., 1965.

11. I.English Historical Documents 1327 -1485. vol. IV/ Ed. by A.R. Myers, L. Eyre & Spottiswade, 1969.

12. Froissart. Chronicles. Transl./Ed. by G. Brereton. L., 1978.

13. Jones Gwyn. Welsh Legends and Folk Tales.L., 1957.

14. The Mabinogion/Tr. & ed. by J.Gantz. L., 1976.

15. The Oxford Book of Welsh Verse in English Chosen by Gwyn Jones. Ox., 1977.

16. Presenting Welsh Poetry. An Antology of Welsh Verse in Translation and of English Verse by Welsh Poets/ Ed. by Gwyn Williams. L., 1959.

17. Sheppard-Jones E. Welsh Legendary Tales. Edinburgh, 1959.

18. A Source-Book ofWelsh History./ Ed. M. Salmon. L., 1927.

19. The Statutes ofWales/Coll and arr. By 1. Bowen. L.,1908.

20. Welsh Poems. Sixth Century to 1600/ Transl. with an introd. and notes by Gwyn Williams. Berkley-Los. Ang., 1974.21 .Welsh Records in Paris/Ed. by T. Matthews. Carmarthen, 1910.

21. Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль/Пер. Л. Гиндзбурга // Средневековый роман и повесть. М., 1974.

22. Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина/Пер. A.C. Бобовича. М., 1984.

23. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых/Под ред. М Стасюлевича. СПб .,1913.

24. Кельты. Ирландские сказания/Пер. Л. Володарской. М., 2000.

25. Кретьен де Труа. Ивейн или рыцарь со львом/Пер. В.Микушевича// Средневековый роман и повесть. М., 1974.

26. Кретьен де Труа. Эрек и ЭнидаЛ1ер. Н.Я. Рыковой. М ., 1980.

27. Мэлори. Томас. Смерть Артура/Пер. И.М. Бернштейн. М., 1974.

28. Мабиногион. Волшебные легенды Уэльса/Пер. В. Эрлихмана. М., 1995.

29. Ненний. История бриттов//Гальфрид Монмутский. История бриттов/ Пер. А.С. Бобовича. М.,1984.

30. ЗЬРобер де БорАш. Роман о Граале/Пер. Е. Кассировой.СПб., 2000.1. Литература

31. Alcock L. Arthur's Britain. History and Archaeology. L., 1971.

32. Allday D.H. Insurrection in Wales: The Rebellion of The Welsh Led Owen Glyn Dwr. Lavenham, 1981.

33. The Arthurian Encyclopedia. L., 1986.

34. Ashe G. King Arthur in Fact and Legend. N.Y. 1971.

35. ВагЬег R. Henry Plantagenet. L., 1973.

36. Barber R. King Arthur in Legend and History. L., 1973.

37. Bartlett R. Gerald of Wales. Ox., 1982

38. Bromwich R. The Earlier Cywyddwyr: Poets Contemporary With Dafydd ap Gwilym// Guide to Welsh Literature 1282 c. 1550. Cardiff. 1997. P. 126-149.

39. Carr A.D. Llywelyn ap Gruffydd. Cardiff, 1982.

40. Can- A.D. Medieval Wales. L.,1995.

41. Can- A.D. The Last And Weakest of His Line: Dafydd ap Gruffydd, The Last Prince of Wales. The Welsh History Review, Vol. 19, № 3. Cardiff, 1999. P. 375-399.

42. Carr. A. Owen of Wales: The End of House of Gwynedd. Cardiff, 1991.

43. Celtic Nationahsm. L., 1968.

44. Cheney C.R. The Papacy and England 12th 14th Centuries. L., 1982.

45. Clancy J.P. Pendragon. Arthur and His Britain. L., 1971.

46. Cohn N. The Pursuit of The Millenium. Revolutionary Millenarians and Mystical Anarchists of Middle Ages. N.Y., Ox., 1970

47. Costain T. The History of Plantagenets. N. Y., 1962.

48. Crick J.C. The British Past and The Welsh Future: Gerald of Wales, Geoffrey of Monmouth and Arthur of Britain//Caeltica, School of Celtic Studies, 1999. P. 60-75.

49. Davies C. Welsh Literature and the Classical Traditia. Cardiff, 1995.

50. Davies R.R. The age of Conquest. Wales 1063-1415. Ox., 1987.

51. Davies R.R. The Revolt of Owain Glyn Dwr. Ox. N.Y., 1997.

52. The Dictionary of Welsh Biography Down to 1940.L., 1959.

53. Dillon M., Chardwick N. Celtic Realms. L., 1967.

54. Dronke P. Peter of Blois and Poetry at The Court of Henry II//Medieval Studies. Vol. XXXVIII, Toronto, 1976. P. 185-215.

55. Edward I and Wales/Ed. By Trevor Herbert, Careth Elwyn Johnes. Cardiff, 1988.

56. Edwards J.G. Henry II and the Fight at Coleshill: Some Futher Reflections // The Welsh History Review. Vol.3, №3. Cardiff, 1967. P. 251-263.

57. Edwards J.G. The Principality of Wales 1267-1967. A Study in Constitutional History. Caernarvonshire historical society, 1969.

58. Evans R.W. Prophetic Poetry/ZGuide to Welsh Literature 1282 c. 1550. Cardiff. 1997. P. 256-274.

59. Fletcher R. H. The Arthurian materials in the Chronicles, Especially Those of Great Britain and France. N.Y., 1958.61 .Fraiser D. The Defenders. Cardiff, 1967.

60. Glamorgan County History/Ed. T.B. Pugh. vol. III. Cardiff. 1971.

61. Goodrich N.L. King Arthur. N.Y., 1986.

62. Griffiths R. The Revolt ofRhys ap Merdudd, 1287-88 // The Welsh History Review. Vol. 3. №2. Cardiff, 1966. R 121 143.

63. Griffiths R.A. King and Country: England and Wales in The Fifteenth Century. L., 1991.

64. Griffiths R.A. The Principality of Wales in The Latter Middle Ages: The Structure and Personnel of Goverment. South Wales, 1277-1563. Cardiff, 1972.

65. Hall H. Court Life Under The Plantagenets. N. Y. 1970.

66. Hanning R.W. The Vision ofHistory in Early Britain From Glides to Geoffrey of Monmouth. N.Y., L., 1966.

67. Haskins C. H. Henry II as a Patron of Literature/ZEssays in Medieval History presented to T.F. Tout/Ed. by A. Y. Little & F. M. Powike. Manchetster, 1925. P.71-77.

68. An Historical Geography of England and Wales. L., 1978. 71 .The History of Flintshire./ Ed. C.R. Williams. Denbigh, 1961.

69. Hughes G. Royal Wales. The Land and its People. L., 1957.

70. Jack T. Medieval Wales. Ithaca, 1972.

71. James M.R. Master Walter Map// Walter Map. De nugis curialium /Ed &transl. by M.R.James. Ox., Clarendon Press, 1938.

72. Jarman A. Geoffrey of Monmouth. Cardiff, 1966. —

73. Joelson A. England's Princes ofWales. Philadelphia-N.Y., 1966.

74. King D.J. Henry II and the Fight at Coleshill // The Welsh History Review. Vol.2. №4. Cardiff, 1965. P. 367-373.

75. King E. England 1175-1425. L., 1979.

76. Latimer P. Henry IFs Campaign Against the Welsh in 1165// The Welsh History Review. Vol.14. №4. Cardiff, 1989.P. 523-552.

77. Lloid J.E. A History of Wales from the Earliest Times to Edwardian Concuest. In two vols. L., 1939.

78. LIoid J.E. Owain Glyn Dwr. L., 1932. 82.Morris J. The Age of Arthur. L., 197383 .Morris J.E. The Welsh Wars of Edward I. Ox., 1968.

79. Mortimer R. Angevin England 1154-1258Л Ox., Camb., 1994

80. Myers A.R. England in the Late Middle Ages. Harmondsworth, 1978.

81. Norgate K. England Under Angevin Kings. In two vols. N. Y., 1969.

82. Pryce H. Owain Gwynedd and LouisVII: The Franco-Welsh Diplomacy ofthe First Prince ofWales//The Welsh History Review. Vol 19. №. 1. Cardiff, 1998. P. 1-28.

83. Rebels and Their Causes: Essays in honor of A. L. Morton./ Ed. By Maurice Comforth.L., 1978.

84. Rees Davied. The Son of Prophecy. Henry Tudor's Road To Bosworth. L., 1985.

85. Rees J.F. Studies in Welsh History. Collected papers, lecturies and reviews. Cardiff, 1947

86. Reeves M. The Influence of Prophecy in the Latter Middle Ages: A Study in Joachinism. L., 1993.

87. Richter M. Giraldus Cambrensis. The Growth of The Welsh Nation. Aberystwyth, 1976.

88. Roberts G. Wales and England: Antipaty and Sympathy, 1282-1485/ The Welsh History Review. Vol.1. №4. Cardiff, 1963. P. 375-396.

89. SakIatvalaB. Arthur: Roman Britain's Last Champion. Newton Abbot, 1967. 95.Smith J.B. The rebellion ofLlywelyn Bren//Glamorgan County History. Vol. III.

90. Cardiff, 1971.P.72-86. 96. Smith J.B. The Sense ofHistory in Medieval Wales. Aberystwyth, 1994. 97.Smith. J. B. Edward II and The Allegiance of Wales // The Welsh History Review.

91. Vol. 8, №2. Cardiff, 1976. P. 139-171. 98.Smith L.B. Llywelyn ap Gmfftid and the Welsh Historical Consciousness// The Welsh History Review. Vol. 12, №1. Cardiff, 1976.P. 1-28.

92. Stephenson D. The Governance of Gwynedd/Ed. By R. Davies & R. Griffiths. Cardiff, 1984.

93. Stubbs W. Seventeen Lectures on the Study of Medieval & Modem History. Ox., 1900.

94. The Quest for Arthurian Britain. L., 1969.

95. Wales through Ages, Vol 1: From the Earliest Times to 1485/Ed. A.J. Roderick. Llandybie, 1959.

96. Walker D. Medieval Wales. Cambridge, 1990.

97. Williams Glanmor. Religion, Language and Nationality in Wales. Cardiff, 1979.

98. Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М., 1984.

99. Англия и Европа: проблемы истории и историографии. Межвузовский сборник научных трудов. Арзамас, 2001.

100. Англия и Уэльс в период позднего средневековья. Арзамас, 1999.

101. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

102. Басовская П.И. Столетняя война 1377-1453 гг. М., 1985.

103. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

104. В мире мифов и легенд/Под ред. В.Н. Синельченко. СПб., 1995.

105. Веселовский А. Сказание о Вавилоне, Скинии и Святом Граале. Спб, 1896.

106. Волкова З.Н. Эпос Франции: история и язык французских эпических сказаний. М., 1984.

107. Гнейст Р. История государственных учреждений в Англии Х-ХШ вв. М., 1938.

108. Гриффите Р., Томас Р. Становление династии Тюдоров/Пер. Константиновой Н. А. Ростов-на Дону, 1997.

109. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствуюгцего больп1инства. М., 1990.

110. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

111. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.

112. Дашевская А.И. Валлийский предлог аг и способы его перевода (на материале Мабиноги)//Язык и культура кельтов. Материалы IV коллоквиума. Спб, 1995.

113. Деке П. Семь веков романа. М., 1962.

114. Добиащ-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.

115. Ефимова Е. Рыцарство. М., 1914.

116. История английского народа в его литературе с древнейших времён до эпохи возрождения. СПб., 1898 .

117. Йейтс Фрэнсис. Последние пьесы Шекспира: новый подход//Новое литературное обозрение. 1999. № 35.

118. Кобрин К. От "Мабиногион" к "Психологии искусства". Избранные опыты на историко-культурные темы. СПб., 1999.

119. Кобрин K.P. От мифотворчества к эксгумации (Король Артур у Гальфрида. Монмутского и Геральда Камбрийского) //Язык и культура кельтов. Материалы IV коллоквиума. СПб., 1995.

120. Кобрин K.P. Проблема взаимоотношений «текста» и «контекста»//Проблемы истории и творческое наследие С. И. Архангельского. Тезисы докладов. Н. Новгород, 1997.

121. Кобрин К.Р.Уэльс и английская монархия (последняя треть XI начало XIV вв.): Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Н.Новгород, 1993.

122. Лависс Е., Рамбо А. Культура и цивилизация Западной Европы в эпоху крестовых походов. М., 1895.

123. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

124. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.

125. Литература в контексте культуры. М., 1986. ~

126. Лорд А.Б. Заметки о средневековом эпосе//Лорд А.Б. Сказитель. М., 1994.

127. Мелетинский Е. М. Средневековый роман. Вопросы типологии// Художественный язык средневековья. М., 1982.

128. Мелетинский Е.М. Средневековый роман: происхождение и классические формы. М., 1983.

129. Мельникова Е.А. Меч и лира: англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987.

130. Михайлов А.Д. Артуровские легенды и их эволюция//Томас Мэлори. Смерть Артура. М., 1974.

131. Михайлов А.Д. Книга Гальфрида Монмутского и ее судьба // Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М.,1984.

132. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. М.,1976.

133. Мортон А. Артуровский цикл и развитие феодального обществаЯ1ер. Г.Е. Прохоровой// Томас Мэлори. Смерть Артура. М., 1974.

134. Мортон А. От Мэлори до Элиота. М., 1970.'

135. Общественная жизнь Англии. Т. 2. От воцарения Эдуарда I до смерти Генриха VII/Изд. К.Т. Солдатенкова. М., 1897.

136. Петрушевский Д. Очерки из истории средневекового английского государства и общества в средние века. М., 1937.

137. Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии в X-XIII вв./ Пер. СП. Моравского. М., 1938.

138. Смирнов A.A. Из истории западноевропейской литературы. М.-Л., 1965.

139. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику //Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.

140. Фалилеев А.И. К вопросу о функции поэтических вставок в Мабиноги//Язык и культура кельтов. Материалы IV коллоквиума. СПб., 1995.

141. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

142. ХейзингаЙ. Осень средневековья. М., 1988.

143. Эрлихман В. Мир Мабиноги//Мабиногион. Волшебные легенды Уэльса. М., 1995.199