автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Парадигма нелинейности в методологии физико-математического познания

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Милов, Юрий Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
Автореферат по философии на тему 'Парадигма нелинейности в методологии физико-математического познания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Парадигма нелинейности в методологии физико-математического познания"

АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНЫ Институт философии

На правах рукописи

ЫШЮВ ЮРИЯ ПЕТРОВИЧ

ПАРАДИГ1М НЕЛИНЕЙНОСТИ В МЕТОДОЛОГИИ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ГОЗНАНИЯ

Специальность 09.00.08 философские вопросы естествознания и техники

АВТОРЕФЕРАТ диссертации па соискание ученой степени кандидата философских наук

Киев - 1992

Работа выполнена в Отделе логики, философии и методологии науки Института философии АН Украины

Научный руководитель: кандидат философских наук Лукьянец ЕС.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор кандидат философских раук, доцент

Ведущее учреждение: Кафедра философии АН Украины.

- Кузнецов В. И.

- Ратников В. С.

Защита состоится № ' А/.йф^й*-199^ года в " I/ " часов - на заседании специализированного совета Д 016.26.02 по защите диссертаций при Институте философии АН Украины по адресу: Киев, улЛрехсвятительская, 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии АН Украина

Автореферат разослан

Ученый сектретарь Специализированного Совета,, канд. филос. н.

Лукьянец Р. о

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальнооть темы исследования. Современный этап развития естествознания характеризуется радикальным пересмотром его фундаментальных принципов и концептуального базиса. Важной составляющей этого процесса является изменение роли идеи нелинейности, освоение и конкретнонаучная реализация которой влечет существенную трансформацию Многих исходных положений науки. В связи с этим актуальной задачей философии науки является мирово8зренчески-мето-дологический анализ этой идеи, ее становления и функционирования в качестве парадигмы современного естественнонаучного мышления.

Осмысление идеи нелинейности, которая является ключевой для целого ряда фундаментальных естественнонаучных дисциплин, позволяет выявить новые аспекты традиционных.проблем философии естествознания, а также поставить ряд новых. Актуальность.философского осмысления идеи нелинейности определяется ее парадигмальным статусом и ее ролью в процессе формирования современного стиля научного мышления.

Понятие о нелинейности включает в себя представления о нарушенной симметрии, спонтанности, целостности, самодействии и самоорганизации. нелинейная система в сйлу нарушения принципа суперпозиции проявляет существеннУе свойства в совокупности действия своих элементов. Для адекватного понимания нелинейных явлений требуется осмысление также соответствующих методов нелинейного анализа, поскольку традиционное представление об анализе предполагает отсутствие эффектов, связанных исключительно с совокупным действием элёментов целостной системы. Учет нелинейности позволяет глубже осознать природу стоХастичностй сложных самодействующих систем, зависимость их свойств от процедуры измерения, их относительность к процессу Познания. Осмысление характерных для нелинейных объектов свойств целостности, спонтанности, самодействия и самоорганизации позволяет также адекватно представить особенности развития науки как своего рода нелинейного объекта философско-ме-Тодологического познания.

Степень изученности пробле1ы. Понятие о нелинейности физических законов, явлений и процесс08 достаточно глубоко усвоено -научным сознанием. Принципиальную роль нелинейности отмечали А. Пуанкаре, А.Эйнштейн, В. ГеПзенберг, А. Андронов, Л. Манделывтакм, Р.Том, й-Пригокин, И Эйген, Г.йкей, Е Моисеев, А.Самарский,

0.Курдюмов и многие другие исследователи. В то же время линейный способ описания и сегодня признается достаточным для решения большинства реальных эаДац (Р. Фэйнман). Подход к явлениям как существенно нелинейным реалиаован уже Ньютоном и Лагранжем в связи с задачей о распространении волн на поверхности.Воды. Проблема-малых нелйнейностей была успешно решена еще М. В. Остроградским, тогда как Попытки ДалаМбера, Эйлера, Лапласа и Пуассона разрешить нелинейную ёадачу "трех тел'' закончились неудачей. Значительный прогресс в методах решения нелинейных задач был достигнут благодаря трудам С. Ли. Работы А, Эйнштейна вскрыли фундаментальную роль нелинейности в структуре физических ваконов. Ключевую роль идеи нелинейности в концепциях квантовой теории, поля подчеркивал В. ГейзенберГ. Принципиальную роль Нелинейности в процессах само-; организаций отмечают И. Пригожий, Г. и Дж. Николис, Г. Хакен, М. Зй-Ген И ряд других современных Исследователей.

Несмотря на обширную естественнонаучную литературу, фйло-' софское осмысление иДей нелинейности в СВете Методологических проблем философии естествознания находится в начальной стадии. Ё философской литературе Понятие нелинейности анализировалось в свете проблемы Материального единства мира (В. С. Готт, В. И. Жог), 6 плане стратегии нелинейного обобщения Концептуальных оснований физики (В. С. Лукьянец, В. С. Ратников), в контексте осмысления идеи вероятности (Ю.В.Сачков, В.Л. Храмова), самоорганизаций (Г. И. Ру-еавин, И. С.Добронравова), мировоззренческого подхода (С.В.Крымский, В. И. Кузнецов), применимости математического понятия о линейности и нелинейности К проблемам современной Методологий Науки (М. С. Бургин), системного анализа (А. Й. УемоВ), логико-гносеологического Подхода (М. Ь Попович). Выделена роль идеи нелинейности в процессе ПереосмыслеНИа-Марксистской схемы истории человеческого общества (М. Д. Ахундов и Л. В. Баженов). Значительный интерес к феномену нелинейности был проявлен На X Конференций по логике, методологии и философии науки (Минск, 1990) и На Всесоюзном семинаре "Концептуальные программы развития современной физики" (Киев,1991). ПарадигмальНую роль понятий, тесно связанных с идеей нелинейности подчеркивают некоторые зарубежные авторы: Е. Jantsch (парадигма самоорганизации), A. Bishop, I. Krunhunsl, S. Trullinger (идея солитона как парадигма).

Однако философско-методологический анализ идеи нелинейности как парадигмы научного мышления и ее роли в процессе становления

научной картины нелинейного мира не проводился.

Цель и задачи исследования - философски осмыслить Идею нелинейности в качестве парадигмы современного научного мышления, выделить статус и выявить роль идей линейности и нелинейности в процессе естественнонаучного познания, представить характерные особенности нелинейного миропонимания, а также обсудить мировоззренческие измерения "пардигмального сдвига "линейность-нелинейность".

Конкретные задачи, в ходе которых реализовывалась эта цель: выявить методологический статус идеи линейности в классическом и современном естествознании; исследовать соотношение идей линейности ■ и нелинейности; осмыслить йдей нелинейности как парадигму ' современного научного мышления и показать ее роль в развитии современных естественнонаучных концепций; показать роль концепции спонтанной самоорганизации нелинейных систем в Процессе становле-. ния картины "нелинейного" мира; рассмотреть мйробоззренческие последствия представлений о нелинейности мира.

• Новизна И научная ценность исследования заключается в том, , что показана парадигмальная роль Идеи нелинейности в процессе разработки фундаментальных естественнонаучных концепций и определены характерные особенности научной картины нелинейного мира. В процессе анализа парадигмальНоЙ функций идеи неЛИнейНостй получены следующие новые положений:

- идея нелинейности является парадигмой современного научного мышления;

- понятия о линейности и нелинейности дополнительны;

- пёрадигмальный сдвиг ''линеййость-нелйнейкость" отражает радикальные изменения в концептуальном базисе современной физики;

- нелинейные концепции спонтанной самоорганизации диссипа-тиеных систем и спонтанного нарушения симмеФрии неабелевых калибровочных полей определяют наиболее характерные особенности картины нелинейного мира;

- естественнонаучное понятие ценности, вводимое в нелинейных концепциях динамической теории информации И неравновесной термодинамики, фиксирует мировоззренческое измерение в кар*йне "нелинейного" мира.

Практическая Ценность диссертационного исследования аагаяяа-•ется в том, что полученные основные результаты способствуют более глубоком)'- пониканию роли парадигмы нелинейности в процесс« ста-

новления новой научной картины мира. Материал диссертации может быть испольвоВаН при решении Методологических и мировоззренческих проблем научного Повнания, а также для спецкурсов и методологических семинаров для студентов, аспирантов и преподавателей естественнонаучных И философских факультетов.

Апробаций работы. Сановные научные положения диссертации прошли апробацию на Международной конференций "Антропный принцип и современная картина мйра" (Ленинград,1989), на XIII Всесоюзном семинаре "Мировоззрение И научное познание" С Киев-Ужгород, 1990), на Всесоюзной коНферекции ''Философокйе и социальные проблемы гуманизации-науки, Техники И инженерного образования, (Сумы,1990), на V Всесоюзной конференции ho проблемам интеллектуальных систем (Новосибирск,1990), на X Всесоюзной конференции по логике, методологии и филойофйИ науки (Минск,1990), Ma Всесоюзной семинаре "Концептуальные Программы развития физики" (Еиеб,1991), диссертаций обсуждалась Hä заседаний сектора философских Проблем естествознаний Института философии АН Украины.

Структура работы. Структура диссертации определяется спецификой поставленных проблем И Методом их анализа. Работа состоит ив введения, Д&ух глав (в кавдой главе по две части), заключения и библиографии. Деленйе исследований на двё главы Предопределено наличием двух крупных проблемных блоков: необходимостью с Одной стороны На примере практики естественнонаучного Познании выявить парадигМальный статус идеи нелинейности И ее роль в процессе разработки фундаментальных физических теорий, а с другой стороны -философски осмыслить мировоззренческие Последствия парадигмапьно-го сдвига "линейность-нелинейность1', связанные с Процессом становлений научной Картины "нелинейного" мира.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень разработанности проблемы, определены цели и задачи исследования.

В первой главе ("Идей нелинейности Как парадигма современного научного мышления") на примере физико-математических дисциплин показываются методологические особенности парадигмального сдвига в современном естествознании, раскрывается естественнонаучное со- : держание понятий о линейности и нелинейности, выявляется их пара-

дигмальная роль и влияние на процесс научного познания.

В первой части гл, 1 ("ПарадИгмальныЯ сдвиг линейность-нелинейность в методологии точного естествознания'1) выявляется пара-дигмальный статус идей линейности И нелинейности. В этом раздела оОсуадаются вопросы: каков статус И соотношение идей линейности и нелинейности? можно ли рассматривать парадигму линейности в качестве базисной парадйгмы "классического"1 отиля мышления? в чем заключается парздигмаяьная роль Идей линейности и. йёлинейнооти? как соотносятся идей линейности, нелинейности и вероятности? каковы особенности парадигмального сдвига "линейность-нелинейность"?

Уверенность познающего аубъекта а воз(яокности упорядочить хаос реальности на основе Интуиции абсолюта, иерархии, предопределенности, причинности выражается в представлении о линейности мира. Идея нелинейности связана с понятиями о самодействии, самоорганизации, ■ спонтанности. На основе идеи нелинейности сегодня переосмысливается фундаментальный Методологический принцип cauza sut, который реализуется в представлениях о самодействии квантво-ванных полей, спонтанном Нарушении симметрии, самоорганизации диссипатИвных неравновесных систем.

Идея линейности оценивается как базисная .парадигма классического Периода b развитии науки. Идеал сводимости сложного к простому, понятие об абсолютной пространстве й времени как вместилище вещей, представлеие о неизменности законов фундаментальных взаимодействий, предзаданности мира человеку, о познании мира как "чтений книги Природы", В которой закодирована "абсолютная истина", - эти представления соотносятся с парадигмой линейности.

Более трех столетий парадигма линейности господствовала в научном сознании. Парадигмальный сдвиг "линейность-нелинейность" фиксирует в Научном познаний эпоху перемен, сопоставимую с научной революцией Нового времени.

Классическое естествознание развивалось на фоне теологических дискуссий средневековья. Линейные представления определил^ особенности критики творцами научного метода натурфилософского романтизма эпохи Возрождения. Наука по мнении Бэкона йолтаа открывать Механистическую причинность природы. Декарт, представляя процесс научного познания подобно аксиоматическому построении евклидовой геометрии в виде поточной линий, где исключено' спорадическое, спонтанное обнаружение истин, выделял такие "линейные"

постулаты, как "из ничего ничего не происходит", "если к равным величинам прибавить равные, то полученные при этом итоги будут равны между собой".

С парадигмой линейности соотносится принцип Адамара: малым причинам должны отвечать Малые следствия, и его вариация: одинаковые причины - одинаковые следствия.

Парадигма линейности предопределила математический'Формализм классической и квантовой механики. Выделены три элемента линейной пространственно-временной структуры классической механики. Вопер-вых, это - линейное Четырехмерное афийное пространство. Вовторых,' это -время, понимаемое как линейное отображение линейного пространства линейных переносов Четырехмерного афинного пространства'' на вещественную ось времени. И в-третьйх, это - расстояние МйкдУ" одновременными событиями, которое вадается скалярным произведем-' ем, превращающим каждое пространство одновременных событий"»* в' трехмерное линейное евклидово пространство. При составлений уравнения движения используется Принцип суперпозиции, предполагающей линейность пространства сил.

''Неклассичность" квантовой механики заключается в ' том,' что на этапе интерпретации, идеям спонтанности и стохастичности'при-дается- онтологическое значение. Математический же формализм остается линейным: наблюдаемые отождествляются с самосопряженными линейными операторами, действующими в гильбертовом пространстве, которое является спецификацией линейного пространства; состояния физической системы отождествляются с самосопряженными положительными линейными операторами с еденичным следом; в соответствии с принципом суперпозиции линейная комбинация состояний также является состоянием; линейность гильбертова пространства позволяет из любых двух векторов состояний построить бесконечно большое количество новых векторов состояний.

Фундаментальное требование, общее длй статистической теории классической физики и квантовой механики, включает условие воспроизводимости: всякий физический эксперимент должен допускать в принципе неограниченное число повторений. Это условие позволяет использовать понятие о вероятности. При измерении параметров квантового объекта вероятность определенного результата понимается подобной результату еденичного испытания в классическом эксперименте. Такой подход позволяет осмыслить идею линейности сохра-нлщей свое параднгмалъное значение и в структуре квантовой

механики.

Принцип дополнительности адаптировал методологическое сознание к парадоксам микромира, однако не стал формальным методом, при помощи которого можно было бы составить конкретные уравнения. Это объясняется тем, что, выражая по существу нелинейную парадигму мышления, принцип дополнительности был встроен в "линейное" смысловое поле квантовой механики. Учет взаимодействий в квантовой теории поля приводит к нелинейности. В зтой связи возникает вопрос: не связана ли спонтанность и стохастичность квантовых явлений с принципиальной нелинейностью динамических уравнений в квантовой теории поля?

С парадигмой линейности сопоставлен принцип суперпозиции, с парадигмой нелинейности - принципы мнимума роста энтропии и минимума диссипации энергии, объясняющие устойчивость структур. Законы же сохранения, которые соответствуют парадигме линейности, не противоречат Возможности структурной перестройки. Характерным признаком присутствия в научном мышлении парадигмы линейности является приверженость исследователя "идеологии редукционизма". С Парадигмой нелинейности связывается использование в теоретической физике антропного Принципа. В современной "нелинейной" картине физического мира потребовалось понятие о челоЕеке-"наблюдатеде". С одной стороны, появление человека во Вселенной рассматривается как результат действия фундаментальных законов природы, а с другой стороны - сами эти законы осмысливаются как обусловленные существованием человека-"наблюдателя". Такая "нелинейная" схема Чревата множеством парадоксов типа "ссылки на себя". Характерно, что В Парадоксах Высказывание "нелинейно", поскольку замыкается в петлю обратной связи при помощи ссылки "на себя".

Во второй Части гл.1 ("Парадигма нелинейности в физико-математическом познании") выявляется парадигмальный статус идеи нелинейности.

Парадигма нелинейности фиксирует "неклассический" этап в развитии физики, поскольку вырагает идеи релятивизма, самодействия, самоорганизации И саморазвитии. Представление о нелинейности связывается не столько с отрицанием линейности, 'нарушением принципа суперпозиции, сколько с представлением о саюдействии, о спонтанном нарушением симметрии. Характерной особенностью нелинейных систем является бифуркация траектории. Представление о спонтанности выбора траектории предполагает принципиальный изде-

е

терминизм динамику Нелинейной динамической сиатемы.

ДИссипативная нелинейная сйстеМа обладает свойством "забивания" своей траектории, что позволяет ввести понятие "аттрактора". В случае хаотического ("странного") аттрактора движение нелинейной системы непредсказуема, это - "чистая история", возможность спонтанного отклонения Ь любой точке. В странном аттракторе процессы идут так, как ойи ИЛИ по Всей системе В Прошлом, а в некоторых -гак, как ИМ еще предстоит Протекать в будущем, И Все это сосуществует В настоящем.. Хаос таким образом может интерпретироваться как "Сберхсложность", а появление структуры и порядка Может Пониматься Как деградация Хаоса, упрощение. Другое нелинейное явление, иавестйое под Названием "эффект локализации Андерсона", дает ключ к пониманию феномена плейения кварков (конфайменту), Поскольку в ¡этом случае невозможно ьыделить кварк-структурную составляющую элементарных частиц по причине бесструктурности Материи на сверхмалых масштабах.

Ц)й решении нелинейных вадаЧ широко используется Метод йнва-риантных преобразований (Преобразований симметрии), особенно при поиске инвариантных (или автомодельных) решений, определяющих финальные формы эволюционных процессоЁ. Понятие обобщенной симметрии позволило установить соответствие Между законами сохранения и нелинейной динамикой. Существование определенных симметрии оказалось тесно связанным с возможностью решить соответствующее Нелинейное уравнение.

Возможность спонтанных изменений в состоянии нелинейного квантового объекта является его фундаментальным свойством. В современной физике выделение объекта, спонтанно изменяющего свое состояние, является одной из главных целей исследований. 6 классической же физике обнаружение беспричинного, самопроизвольного, спонтанного явления, наоборот, являлось началом исследования, стимулом к поиску механизма, детерминирующего явление, элиминирующего его спонтанность. Для описания объектоЬ, спонтанно изменяющих свое состояние, использовался язык "Истории", выводивший соответствующие объекты за пределы естественнонаучного познания. В нелинейной физике сегодня разрабатываются научные методы исследования таких эволюционируют« объектов, объектов "с историей".

В случае неабелевой группы инвариантности динамические уравнения обязательно нелинейны. Причем степень нелинейности возрастает. когда группой инвариантности становится группа общих преоб

раэований координат. Уравнения а терминах одни* лишь наблюдаемых (внутреннее описание системы) всегда не ЯоКальЙк Нелокальность же связана о нарушением причинности. Неабелбйа ГруНйа инвариантности, порозвдюшая нелинейную ДййаМйку( во-«ерв1и, обеспечивает возможность формулировки принципа стаЦйонарйости действйя (вЫПо-ление которого необходимо для Процедуры кйантоваййй), а во-вторых, позволяет выявить фундаментальное Ьйойстёо локальности динамических уравнений. Идей нелинеййостй такйМ образоМ оказывается сопоставима с идеями квантования Й прйчикноМ1«.

нелинейность является евбеЬэ рода уейлителем квантовых эффектов Микромира, транслирует в ЬЙКроШф вйонтаййьать МйкрообЪек-тов. Поэтому можно предположить, ЧТО спой»айНоетЬ ЙаруйюнЙя симметрии физического вакуума Имеет ойщуй НрироДу со спой+анностьй динамики живых организмов. ОбобйеНйё ЭТОЙ ЙДей ПоавоАНет рассмотреть и человека как синергетйческуй йамойейстйуюшув Целостность, онтологизйробать спонтанность ЧеЛойеЧесКо^о ШяЛеНИй, Соотнести ее с процессом спонтанного нарушений сймйетрйй фйэй«1еско№ вакуума, "беспричинным" ЯвлейиеМ саМэпроявяений ЕоеЛеНноЙ. Развйтйе этой идей нозволяет оскыелйтЬ коорЛМнируюйую фуНкЦИЙ Человеческого сознания в процессе самораэвйтин йасйй &елеННоЙ как Целого.

Во второй главе ("нелинейность, самоорГаНйёацйй й соврейен-ное миропонимание") аналйзйру&тсй Процесс С?ановлэЙЙй КарТЙнЫ Нелинейного мира й ценностный асйет современном МроНакйманИя.

В первой части второй глаЬЫ ("КоНЦеНЦЙЯ СЙоМаНУаЙ сакгорга-нйзациИ нелинейных сйсТеМ Й ее роль в стайоЬЛеййЙ НбНой научной картины мира") осшсйиёейтсй проЦеса фзрмкроЁ&НЙй наУчйой картины нелинейного мира В отли<1йе о* карФЙЙУ йрй, ефьрМйЬййаННой классическим естествознание^, Мир "нелинейной" й образе са-Модействуияэй Вселенной. В соответствий с йеМЙеЙйУШ! концепциями квантовой космологйй, сййергетйкй Й ЙераьноЁосЙоЙ теркЬдинамики ' эволюция нашей Вселенной Представляется В ВИде процесса спонтанной самоорганизаций. ПрйЧеМ Необходим^ ПоЙЙИеМ НрЙ. оПйсании этого Процесса оказывается ПоНЯТЙе о йнутрейНей сйонтаййой флуктуации, поскольку нелинейный об'Ьек* ЬиДёЛйетсй в атрибутах самодействующей моНады.

Понятие монады встречается уже в философий пифагорейцев. Эпикур использовал идею споНтаИностй Для ''ожйвленйя" концепции атомизма Левкиппа-Демокрита . ЛейЬнйц рассматривает развитие самодействующих монад, используя принцип предустановленой гармонии^

Шеллинг, развивая идеи Лейбница, вводит поиажие развития ..у^реа противоречия, трактуя процесс самопознания вамч достижение.,пднрма-ния собственной спонтанности. Гегель, связывая понятие,.целостности наивысшего уровня о понятием "тотальности",... представляет -идею развитие как процесс, развертывающийся в самом себе и сорраняюрй единство. Взгляд на развитие "извне" ,с,вязивается имх. разрывом круга самосогласованных понятий. Так» в методологическое сознание физики входит идея истории, поскольку.динамика нелинейных объектов может описываться либо в терминах,спонтанного появления или исчезновения самих объектов (взгляд."извне"), либо в терминах истории спонтанной самоорганизации.! не исчезающей сущности (взгляд "изнутри").

В нелинейной физике пол самоорганизацией понимаются процессы спонтанного (й результате • внутренней флуктуации) возникновения структур. Выделя(отоя трй^мехшшзмааамаарганизации: через спонтанное изменение упраб.дшщк параметров) ч.ереэ изменение числа компонент И Черев рврашы. ДЛя тоГр, Чтобы свершилась самоорганизация, 6 системе Дйй!1МЫ су1иаотвовдтЬ спонтанные флуктуации, которые должны сравваться с необходимостью, в точках бифуркации. В теории фазовых 1}£РейэД0в; проблема ¡спонтанных флуктуация решается на основе 1(атода.р£Н0рМгрулгш> , в частности группы калибровочных Преобразований. -¡ПРИ .решенйй этой Проблемы в синергетике и неравновесной терМодаэМИке ■ ^опольвуе'гсИ принцип подчинения, который Позволяет пайиайТЬ^Числа переменных В уравнении, описывающем динамику системы,;, а.также способ составления уравнений для парамет-ррр порядка.

Концепция испонтанной самоорганизации нелинейных систем фиксирует очередной 1атай| ¡крИзИса идеи детерминизма. Выделены три дуапа этого ¡кфиэиса: в связи с разработкой статистической механики. в связи а появлением квантовой теории и в связи с развитием Нелинейной'физики. ОдНозНаЧНое предсказание динамики оказывается Возможным 'лишь для узкого класса Нелинейных объектов, причем Принципиальная-роль отводится спонтанным флуктуациям. При этом многовариавтиым•оказывается не только "будущее", но и "прошлое", поскольку в результате диссипации энергии исчезает информация о переходных .процессах. В этой связй мето^ познания путем "обраще-м«я вымени" ^линейной экстраполяцией текущего состояния в "прошлое" оказывается ограничен такте, :как и метол экстаполяции настоящего в будущее. >Динамика нелинейного мига существенно

определяется спонтанными флуктуациями, сводящимися к квантовым фшуктуациям вакуума

Нелинейный механизм воспроизведекия «уклуйковйх кислот и белков, лежащий в основе механизма отбора ПозВолйет осмыслить процесс самозарождения живых организмов как естественный баконо-мерный процесс. Парадигма нелинейности йозволяет сблизйть способы описания динамики физических и биологических объектов. Неизбежным результатом нелинейной динамики всегда является проЦесо эволюции. Внутренние флуктуации, спонтанность й МутабеЛЬНостЬ логически необходима для процесса эволюции, поскольку йМенйо они выступают в роли источника новой информации. .Необходимой предпосылкой селекционного и эволюционного процесса является нерайнойесЯость й нелинейность. При подходящих внешних ^слойИях они оковываются также достаточными для эволюции Материй к сложным формам самоорганизации. Появление мутации с селеКтйвкыМ преимуществом соответствует неустойчивости, которую можно объяснить при Помаши принципа При-гожина-Гленсдорфа, введенного для стационарных йеобратймых термодинамических процессов. Поэтому оптимизирующий йроцесс эволюции в принципе неизбежен, хотя выбор конкретного путй Не детерминирован. Поэтому, как показал М. ЭЙген, процесс возникновения Айзни поддается однозначному физическому обосйовайию.

Современная картина "нелинейного" мира рйсует процесс спонтанного зарождения Вселенной И спонтанное развертывание "зародыша" в сложную иерархическуи материальную структуру. В сочетании с представлениями современного естесФвоэнеШИй о НеравНовесности Вселенной и нелинейности фундаментайьйЫ)! ¿кйаМйЧескйх уравнений идея спонтанности приобретает онтологическое 81(ачэНйе. Самоорганизация не требует сил и ресурсов, соответствующее Масштабам инициируемого процесса. Актуальными ДЛй ''Нелинейного" Мира становятся проблема выбора в отЛйчИе от проблему ресурсов в мире "линейном". Значение концепции споНтаННоЙ самоорганизации Нелинейных систем выходит за раМкй осШсЛенйй Процессов фйзйко-косми-ческой эволюции, поскольку й экономические, И политические, и социальные, И ментальные процессы Tárate характеризуются нелинейными ■ закономерностями.

Зилософско-мировоззренческое значение концепций спонтанной самоорганизации нелинейных систем заключается в том,.Что человек, обладая способностью к спонтанному действию, может мыслить себя (оставаясь в рамках, научного мировоззрения) со-участником пронес-

ca самооргадизации Вселенной, спонтанно нарушающим симметрию мира, участвующем р процессе со-уворения мира, его дальнейшей структурной дифференциации.

Во второй чаоти ГЛ. 8 (''Мировоззренческие аспекты парадигмы нелинейности") осмысливаются мировозаренчеокй еначимые последствия превращения идеи нелинейности в Парадигму современного научного мышления в процессе становления картины нелинейного мира.

Клаосифицируюшая схема мировоззренческих концепций традиционно предполагает НаПравленость отношения (первичное -> вторичное, материя -> совнаниб). В сеете Парадигмы нелинейности всякое фундаментальное отношение полагается симметричным, бинаПравлен-Шы- процесс йоэнания ПРИ атом Понимается Как самодействие Монады чедовек-ВселеИНаН, Своего рада оПонтанНая самоорганизация/ самодействие, оамаПовкаНИе Такой Целостной системы, Причем структур-Hue ивмененкй в рейультате аТой спонтанной самоорганизации происходят и В той, и Ь Другой подсистеме. И если ДЛИ внешнего Наблюдателе опойтвднооть мышления Подобна хаотичности случайного блУжданНЯ ОроуНоВСОй чаотмцы, to Длй субъекта познаний спонтанность ШшеШ бсМШЛвНа b Мер у оПосреДьЬаности этическими аргументами. ПрИ рейейиЙ вктуаадай философской проблемы этической аргументации 4e4ofeatiedkbi-d ОытИя » ¿Ире, проблемы выбора человеком своих жизненных ItepcnerttHfc особое значение иМекгг результаты философского осмыслений НеШеЙЙЫх закономерностей самоорганизации.

Поиск естественнонаучных кЬитериев устойчивости Целостных самоорганизующихся Материальных систем (а в качестве таковых могут быть осмыслены й Человек, Н общество, И биосфера, И Вселен-йая) включает естествознание в обйеКультурный дискурс о ценностном подходе к свободе выбора. Естественнонаучное Понятие Ценности Позволяет соотнести ИМператИВ этйческого бытия человека в мире с законами динамической устойчивости самоорганизующихся материальных Систем. И Пос1солЬКу Любой реальный процесс мышления сопровождается слабыми физическими Процессами, которыми нельзя пренебречь, а В силу нелИНейНоетй фундаментальных законов слабые спонтанные события 6 критических точках способны инициировать фундаментальную структурную Перестройку Вселенной, то материальные процессы нелинейного мира оказываются в принципе чувствительны к процессам в Мире Идеальной. И Поэтому не случайным совпадением ПредстаЬляетсй появление в естественнонаучных концепциях

самоорганизации понятия о ценности как объективной характеристики нелинейных процессов.

Естественнонаучное понятие ценноаТИ осиливается на примере динамической теории информации. Традиционное НреДйТайЛеНйе о закономерностях функционирований информации ПреДИблаГаеТ субЬ-ект-объеКтное отношение. НапраВленосТЬ ЬТНоШеЙйй от объекта к субъекту обозначает ситуацию отражения, Пассивного созерцания. Понятие ценности в этом случае отражает меру информированности субъекта об объекте. В ситуаций упраЙЛеййя, Когда отношение Направлено от субъекта к объект ЦенНоВТЬ информации выражает качество эффективности управлений. ДвУнаПравЛенИОстЬ отйошения (случай нелинейности) предполагает йойМОЖНоеТЬ ДЙДО ТИПов отношений: субъект-субъект и объект-Объект. ЙМеШЮ Прй ТакоМ типе отношений оказывается возможным Говорить о ЙрбЦесое рождения Новой информации в процессе самоорг&низацйй; ЁоЛИ саМоорГ&НИэаЦИю понимать не как переход от системы с НеЭаВЙсМмыМй ЧйстЯмй к системе с зависящими друг от друга частями, а кёк йерехоД ОТ "плохой" организации к "хорошей" и нэ предполагать абсолютного Критерия "хорошей" организации, то Критерием "хорошей" организации Может быть лишь устойчивость такой динамической структуры. Ценность При этом •выражает качество устойчивости структуры ИЛИ форМЫ взаимодействия.

В.динамической теорий информации ЙссЛеДуюТся механизмы самоорганизации материи (ситуация "об1ект<->об1екТ"). ПоНЯТЙе "информация" позволяет различать эНергетйЧесКИ бЫроадэНйУе состояния материи, характеризуя саМоорГанизаЦЙЮ с функциональной точкй зрения. Нелинейность необходима ДЛЯ МуЛЬТЙсТ&ОИЛЬйЬсТЙ системы, чтобы можно было говорить об йнфорМаЦЙЙ в сМЫсЛе Кастлера как о выборе одного из нескольких вариантой И аайоййи&ййй одного из нйх. Информация "оценивается" По СПОСОЙЙЬСТЙ ДЙМаМйЧескоЙ системы к ' самовоспроизведению и ее пользе для достижения цели. 1Ъд Целью понимается сохранение йлй распространение ОТйСраЯйОй форМы ("своей информации") на всю систему. Различают Цели асйМптотйческую, прогностическую и коньюнктурную. Так Ай специфицируются й соответствующие ценности. Формально Мера Ценйоетй, предложенная Р. Л. Стратоновичем, отражает количество затрат для достижения цели. Мера ценности по Н. М. БоНгарту И А. А. Харке в и чу выражает отношение вероятностей достижения Цели до получения информации и после этого.

Возникновение ценной информации сразу, за один акт в большой системе практически невероятно, тогда Как случайное возникновение "не ценной1' информации происходит с неизбежностью, фи эволюции системы ценность сохраняющейся информации возрастает. Так, например, в соответствии с современными естественнонаучными представлениями на начальных этапах эволюции Вселенной произошел спонтанный выбор одного из многих вариантов развития нашей Вселенной. "Ценным" этот выбор был для той формы Материи, которая образовалась в результате эволюции аа счет неустойчивости и последующего "очищения" выбранного варианта путем "исключающего" взаимодействий. Вследствие нелинейности И диссипативности большинство случайных форм {"На цеННЫх") исчезло И сохранились лишь совместимые с "выбранными" динамическими законами.

В эволюционном Процессе выделены две тенденции. Во-первых, стремление айоЛюЦйОНИЙгющей системы К Максимальной устойчивости, неизменности структуры, сохранению ее "ценности". Вовторых, ЬтреМлеЙив адаптироваться к Изменяющимся условиям существования, которые грозят Утратой всех ''Ценностей", полным разрушением структуры, Возникает Потребность В йоВых формах, Которые бы восстановили устойчивость ДикаМичеоюЙ Системы В изменившихся условиях. И если функЦИю "кбнеерВацИй" Достигнутой структуры выполняет нелинейность 1 та роль "Генератора" Новой "ценной" формы играют спонтанные флуктуации. Ё картине нелинейного мира спонтанные флуктуации являются Не причиной разрушения динамических структур, но источником НовЫк структур* сохраняющих И повышающих соответствующие "ценные1' подстуктуры предшествующих. Усложнение материальных структур* увеличение Их Числа И Многообразия, повышение их адаптационных возможностей требует расширения источника спонтанных флуктуация, Увеличения энтропии. В Нелинейном мире энтропия, таким образом, превращается Из источника "смерти" в источник "жизни", возможность самоорганизации, адаптации к новым условиям существования.

Ценностный подход к анализу Явления самоорганизации сопоставляется с натуралистическими этическими философскими концепциями. В космической телеологии (Вудбридж, Шелдон, Степлтон) предполагается, что ВееленНай, эволюционируя, стремится к мировой цели. Понятие ценности позволяет ранжировать вещи в зависимости от их Пользы в достижении этой цеЛй. Эволюционная этика (Спенсер, Хаксли, Хоудт, Тейяр де Шарден) различает добро я зло по критерию

сохранения и развития жизни. Илея Ницше о там, чта "точка зрения "ценности" - это точка зрения условий Сохранения, Возвйяейия, что касается сложных образований с относительной длительностью жизни в пределах становления", его пойймайие Ценности, "органически сопряженного со "шкалой числа и Меры'1, соотносится с современным естественнонаучным понятием ценности.

В свете концепции самоорГанйзаций нелинейных систем по-новому осмысливается проблема онтологического сТатуеа творческой эволюции человека. Расширение рамок картИнЬ) Нелинейного физического мира до масштабов ценностного миропонимания Позволяет осмыслить творчество как спонтанный Процесс, сохраняющий й умножающий ценности в изменяющихся условиях существований Человека в Мйре. В свете парадигмы нелинейности видна взаимообусловленность И скоор-динированность процессов глобальной саМйорГаНйзаЦИИ Вселенной и творческой эволюции человека.

В заключении диссертаций коротко сформулИроВаЙЫ основные выводы исследования.

Результаты исследования представлены в следующих публикациях:

1. Нелинейность И Новая Методология физйкй // XIП Всесоюзный семинар "Мировоззрение И научное НозНанйе" / Тезйсы докладов. ■ - КиевУжгород,1990.

2. Парадигма нелинейносгй.И Новое Научйое ШфоВоззреНйе / / Всесоюзная конференция ''ФиЛософскйе й соЦйалЬйые Проблемы: гуманизации науки, техники и Инженерного образЬваййя / Тезисы докладов. - Сумы, 1990.

3. Идея нелинейности как концептуальная осНоВа Понимания самоорганизующихся интеллектуаЛЬНУх сйстеМ // V Всесоюзная конференция по проблемам интелЛекФуайьйьв* сЙстё^ / ТебЙеЫ докладов. -Новосибирск,1990

4. Нелинейность И НойаЯ методология фуНДаМейтЁльНой науки // X Всесоюзная конференция по лоШке ^ методоЛогЙЙ Й фйлософии науки / Тезисы докладов. - Шйск,109О. -

5. Нел1Н1йп1сть, самоД1Я та с£Ыооргай18аЦ1й едййого Ноля матери // ПроблеМн сучасного прИродоэнавстба! 75. - Кй1в, 1991.

Подо, в шч. 31.01.92» Формат 60x84-/16. Бумага тип. Офо. печать. Усл.леч.л» 1(16. Уол.Кр,-отТ. Ii 16. Уч.-изд.л. 0,85. Тираж ICO экз, Вак. ....., Бесплатно._

Отпечатано в Институте математики АН Украины. 252601 КИеВ 4, ГШ; ул, РеШШа, 3