автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Поэтика осетинского нартовского эпоса (проблема циклизации и сюжетосложения)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Ханаева, Зарина каурбековна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Поэтика осетинского нартовского эпоса (проблема циклизации и сюжетосложения)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика осетинского нартовского эпоса (проблема циклизации и сюжетосложения)"

г г «да вз •

РСС С МКС КАЯ АКАДЕГ1ИЯ_НАУК

ОРДЕНА_ДРУЖБЫ_НАРОДОВ_ИНСТИТУТ

' МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_имени_А . М. ГОРЬКОГО

на правах рукописи

• ХАНАЕВА Зарина Каурбековна

ПОЭТИКА_ССЕТИНСКОГО_НАРТОВСКОГО_ЭПОСА /ПРШЛЕНА_Ш4ЧЛИЗАЦ1'!И_М_СК])1<ЕТОСЛОЖН11Я/.

.10» ®1 »©3 - •-■• Фольклористика

Автореферат

диссерTO.Li.ni-i на соискание ученой степени V-; а; I .и. и д а т а Ф и л о л о г м е с к и и н аук

Москгга - 1334

Работа выполнена в отделе Фольклора. Института мировой литературы им» , А.М.Горького РАН.

Научный руководитель - доктор'Филологических наук л й . профессор ? Далгаг У.Б. РФицнальные оппоненты - доктор Филологических наук Алиева ..А.И. к а н д и д а т Ф и л о л о --• •• . . .. .-.гичеоких .наук ...... Дменова.,3.. Г.

Ведущая организация •.- Северо-Осетинский- государственный университет им.' К. Л. Хетагурова .

Защита диссертации состоится " "_1334 г.

в часов на заседании ,специализированного

совета Д. ©32.44.02 по Филологическим наукам при Институте мировой литературы им.А.М.Горького РАН. • г..,' .. ,

Адрес:12106Эл Москва л ул.Поварская, 25-а.

С диссертацией можно ознакомиться? в библиотеке Института мировой литературы- им. А.М.Горького РАН.

Автореферат разослан " " ___ 1Э34 г.

Ученый секретарь специализированного совета доктор Филологических наук

профессор ' Н.Н.Воробьева

^АКТЕРНС7!.!КА РАБОТ!.

"г v пльнопть

■"1Л 1.1.1 а

л осп" а г'!ос:

ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ СВрСНЙ Нар ТОК-СКОГ'О

осетиисиому нарто^окому '/зпосу, сюг.рос тики - конкре г нее: проблеме ока:еттх:;ло;; ил^клизации. Необходимость ; о;учониу! ь пек то в поэтической о ютйны3 фактуры (.;• кого эгюса диктуете:;'! состоянием нар то

:■> •<:.; оно

•!НК

мп

'■•с •I

на данном этапе

п р е и м у ¡до с т & е н н о в ыи о /! е н и е м а р; • а и ч е с к ¡- 1 х. ^ ч;ол огс-тчйских основ эпоса а его гонцтнч;.ч". сиязями. Поэтому наименее изученной сбла'-т-ч ц, оиетиниког'и н<др гие-едемии ии I ¡ллиив ■■■ -■'■•••!

поэтики эпоса, несмотря на т;о!ительнкй ч последнее время интерес толы-;лористики !. г: р о б л ем а м п о з т и к и „ Ь! е ■:::• б х о д 11 м о с; т ь л< * ::• о о п о /1 > - с - -ния этого пробела, вез чего нееоемо;очо полноценное научное освоение зи; ¡ческого наследия и его научение с круг у : ес.и- ;он ..е ¡ыме. версий нарти а.'.¡.ье- определяется актуальнооть и:.;?.-р а но й н а м 1-1 т е и!.-! „

Цель__и задач а нсслсддеуичич о о с т о ыт !и: а- • •

чёнии одного • нз наиболге существенных ¡гопро-с о в р а л т и к и о о е т ! :•■ 5 с! ■' о г • о Г' е р с ичо с к о I" о з г! о оз.; циклизации и ококетоо ложечия Сюпе тосло-оч и ¡о рассматривается нами с точки зренич его функций в и, и к л с- о б р 3 о г.;:'- а!" * »■ 1и «

Нсточ|-»-11-г.и мосле довани.п,.__Материв/'ом д/*ч

нашего исследосанип послунзили 2 о сонорном ,. тзкети^ опублик&анные в академи'--!^с:-;г!м -тлу- • нии осетинского мартовского о носа< ... а так'чо материалы отдела * рукой; ¡сн:ч.ч Фондов Соне-

р о.....Ос; о т !■■•! не 14 о г о и и с; т и т у т а г у м а н и т а р ¡- • ьк-•: и ■ / сл .....

дований„

В дтюретнко-члетодологмчеоком плане ИЬ' гни-

Нарты, Осетинский героический впао: 9 3 кн. - ¡1. : Наука, Г/¡а сна я редан.г/ ••! вое оч-ней литературьь 1338-1931. г

..... ¿| -

pa ЛИС..- rpy,;\U фИ/'10Л0Г0В-К/1аССИКOil;- 3 На ИС.....

с i tí о в- ■ л i- ¡ ¡-! з с в ¡ •• е и е ; -i н í:_-í := ■ Ф о /1ь к /i о р и с г а в ¿ з а н ь ¡ ■■•• иамлдчхся из учением эпоса¿ -а также Фольклс--Р i •; о г о в.....к а в i-; а з о в е д о в.

Hay -к-saa__у-кка-изма__р.¿So'vu обусловливается

ь о р р к' а с n е к т а и с о /it? д о в а н и я с i-o же т о с л о же н и е с го- ¡к -зр^яин образовании циклов и тем.; что проблеме) циклизацииs именно ее 'теоретические а о п е к i ■ i..,! j в Ф о л ь к л о р и с "г и к е . ¡- ¡ е д а с т а т о ч н о и з у -• чаны.

Практическая и_тес:<р етим ес;к а<и з на'-> иniг= о■

д и о с е р i а ц i-i !•• i о i i р е д е л я в т с я г е м ц ■•-. т о р в з у л ь т а -ты: содермэ.ш,иеся & ней могут быть использованы при изучении других н(ущиональмых версий нар roQCKDrn эпоса, а также в вузовской практике при чтении курса лекций по Фольклору..

Апроваш ч=л работы „ ,Ди с с е р т а ц ия о б с у жд а л а с ь и одобрена спдг/гам Фольклора Института миров с й л !■• пера т у р ы и м « А . г1 „ Г о р ь к о г о Г' А Н ,. Ос н о в н ыэ

положен иг? работы из ложены в публикациях а в.....

тсра <е виде- трех статей) обылм объемом 2 п.. /1 „

Структур-'а р а бе'п.:-.!. Диссертация состоит из вселения , двух к л.а е- j зак/1»чениа и библиографии,,

Н PftTK.CE С ОДЕ РЖАНИЕ ДМС СЕР ТАЦИИ

Во введу?! ¡ни _обосновывается выбор темы'3

i--а' ч:'ав.чения и принципы ее исследования 3 Фор-г л;, ¡v.; ;,.i"í от! основное цели и задачи диссертации; определяк^дие ее i40D¡"i3i--iy и отличие от с у о те у ¡ <.<s.t.'>-1;; а б о т „

Г.лас,:-. I ФАКТОРЫ и]4<ЛОШРАЗОВАНИЯ В ОСЕТИНСКОМ МАРТОВСКОМ ЭПОСЕ /ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ/.

Е д и ¡-i о т в о с к а з а н и й о с е т и н с к о г" о н а р г о в с a г о Го с j i--I в Н У Тр&ння Я О !.?■ :7| 3 !::■ отмечалиоь учень.!-мИ; 1-1сс/]£до&а1Н|]ими его? И действительно5 эпос i.**, с; п р >■■ 11 -i и ¡ --i а e т с я к а к о л р е д е л е i-■• ¡ ¡ ч о е з п и ч е с к о е поло ть-¡о 3 í-í. ¿л!-:. э п и ч fc^QK и й паняттчик^ инейлиии

ft-—рггч;"-™т~——Н'сГр т' о з эпос/ /Извести;?! С с—

Г

i 1 " i í. fJp'M

HHOHMO ОГ-

f£:- ¿:!/¡r;r'!. 1ЧГ

'MI 4-1

¡■•'3 К

и к

" f ' ' " : , <hüctqs: ' "

;b!

j.i!, í;:i " 'IbHi

чо,;:и ■¡ичг

чем

'! -i И Hí

И..1-..Ч-■аИМО

.иошол

!ТИ5

i' ¡O 'О й ¿

:''!---5 U.S'11

obckhvi onoo лизацииз o i' iaiv¡t~"rn&i.i.u-: ду з vooy зпси'-ш.

Для цикл ..... ';" ¡"'i ci /1 ¡ i-i ■ ^ t-:. с * í.оол'Н 11 ■

í r = о ? ц:;1-т7^:х:тррм!'гтс/1ь!-10ст!:,. rr-11 !co¡a.:;ro i

да низ? ..... c;ctío,,:"¡;i:'Hh¡:íi-i способ Оикрз; ¡окия úroi;

••• ¡с; оно огко.<ич!ичнс „' Поэтому в Фолы отзрио"; : о цикл пони ищется páj/ihhi ¡o , Циклон назыз dio г и группу лесе)-! вокруг одм; ¡o¡- ;;

Lf,eiчтра, ti пеони одной ¡чео'пнютгь и поонн оо одном герое, В осетинском эпосе; под цикле и понимаются сказ a¡ ¡wo 3 объединенные? вокруг од кого герой или группы . герое;; г* пром.о<т:л

веро-'Юсетинокого ;-"•."••!. ..... Вып., 1„ - 7 .. • • .. П .з в ■•

уджикау;; Ito'oI Джанаов И„В„ Нарты кадд.ткп а , Соч „ -7 „3 ,-Срдя;оникидзе; Ир3 1SBS] Донник F?. , А „ С! со ке т ик а о о е т и н с к о г о и а р г о в с к о г о о п о о а и его идеальный герой „//Сказ анкзч о нарта,; ■■■ опое народов- Кавказа „ М„3 1.363; А в а о о a S.5,

• Со обо; ;и!.)сти сюжетной структур;.,: созтиноро! о ¡ а р т о в о s • о г- о о noca „ / /' -1з в о о т и ;л Юг о -■• Оо о т 11 о ¡; о г о НИИ, - Вып. XIX. - Т'оилиои» МецниероРа^ "!..

г>

зп;.¡ческой ¡4рмс г лли:ации ., i орои осетинского зпзоз, ¡-к^.одмтся в pDAcreei-iHoñ Просле-

живается ЧйТЫре ПОКО/16ИИЯ repD&B j £-.иде/!:"!!-ОТ С vi ггм--; мартовских рода,, Таким образом 3 мы можем окй.5йп, 3 что б осетинском мар товском зnoce

слке ен'тоа два вида щчклизации; биограФнчес.....

к a vi; i-1 г■ о н е а л о г и■ i е о к а я *

, Помимо уже отмен авшихоя Факторов циклооб---р ¿оое-ания существуют и друг и о объективные

ч>зк горы ¡чертовской эпической системы;, ano.....

с о Б с т в. i i tj.i u i е u. о /¡ ip а т ¡ ¡ о м у в о с п р и я т и к:< и а р т о в о i < о-••• • с 'лпооа. - благоприятсгвукндие созданию единой

повеете ока толь мой линии на межсюжет ном урдв.....

не,, '■' та) .! •)•••! объективным факторам прежде всего относя tosi к : <н таминацион! kvlo процессы „

Пож-ж: ¡"иьсрить о ко; -и анимации творчоокой и /1 и т р а д и i.; i-1 о им о й j о р г а н ич о с кой к о i • i т а м и i- i а ц i-1 и ■-■■"i о kohv -а ми наци и г.;:;..-чани пеской- как средстве в о с- Г! олнеиим з а б ыт ь ;х в в е н ь о в п о в в с; т в о б о и и я * Творческая или условно говоря "цвло:юоо6раз~ мая" конгаминация л основанная на традиции и законах развития жанравоспринимается как ::. у д о же с т в о н i- i о о ц е л а о . 5л а г о j i. а р я т а к о и к о н т а --

мииации создается единая "логическая" ообы.....

тийная цепь и она является одной из форм суку; с iвования эпического оказания во врсмени*

Нас интересовала конгаг4Инация как явла-I ¡o~ способстЕ-уидее слиянию сяожетов и образовании.' ЦИ1 i лов „

Б осетинском эпосе ко^гаминацнонные процессы наблюдается на различных уровнях текста ,. Контаминации подвергается мотивы,, превращаясь е устойчивые сюяетные образования или блоки., сюжетные комплексы,, сюжеты. Причем ^ под блоком мотивов мы понимаем мотивы.

о „ Да л г а т У,Б„ Этническое и эпическое в фольклорных памятниках древности „ / /Фольклор в современном мире. Аспекты и пути иос/кн1 вания. ••-• Н„: Hayка, 1ЭЭ1 . ...........

• íljl •

КОМПЛЗ

(-•' J j

"i" I- i в о в ванин почку 3

|И с Пп

нир

■иг

■i нг'р э. ;í"iv,

.-ti-í

ки i ер

дин« Ta i-

; дакчич ■'10 вые

:?и с кокс:

ТТ::- Е С

■i О И ■'"ГС

si í;ü5í>"! !• и; о„и,1 i¡:

Р dl-HícUU I

за другим в логической последое-ат^гль»'ю«";"п■. „ Tü:<j в начальном цикле осетинского нартовс-кого :<гшса "Уархаг и его сыновья" каждой мотив поясняет последующий, воледеггвие -¡ого создаете«) последовательная событийная линия. Б/1 а г о д а р я и м п л i i и, !• 1 p y i ош,е й ев л о и м о жд у м ::п' ¡-1 с а м и сказание приобретает устойчивость» Нача лк-ньп"; цикл сзсетинского мартовского эпоса в рез ль-т а т о л о г !■■ i ч с с к о й п с* с л е д о в а т о /1 ь н о с; т ¡.-i о о б ы г и "¡ ¡-1 с л и ff¡ н ¡-i я с ¡ он т о с п р и о б р е т а е т ч е р т >.-. i е д им о г о

рассказа, ловествук^его о происхождении нар.....

тех: с; е.: го рода, И как бы пор осту пая грань лик л а сюжетная нить перекидывае-гоч к следую-" двму циклу Урызмага и Сатаньн продолжает повествование и связывая циклы,, Зтйм связ угоняй jEi-eHOw становится о ежот о женитьбе Урызнага i a CaiaHOi создавая гак ни обр а с он нежцикли---leckyk' связь ,

Благодаря им^и-1циру|-одей связи нотнеов начальный цикл осетинского нартовского зпоса <е создает "свободных" (или мблу;кла№вд.'!х" > j i оже т i-, { . г.:о б р аз о в а н и í i л с п о с о б ¡ -i ыз п е р е х о д i-- i ■ г ь г:? [руг не сказания ,, Единственный 6/íok но г и вон-. характерный для сказаний иартовскаго зпоса в-;.елом и встречавшийся в начальном цикле э re-

ютивы j связанные с у в е чь ем слабого (бога.....

'ырские игры' героя в детстве) и*- испыт?нме ¡атери,, И то, s данной. цикле зти мотивы даче

j

Ti

i и;

..... R ••оригинальный порорст сюжета;; Урызмаг и Хамыц о "г п р а !■■ /I я i f'T о я на поиски своего деда „ Обычно

л"? ïï'i'o-,- s/iok МОТИВОВ ИМПЛИЦИруеТ i"'ЮТИВ Крав.....

ной r-ii:o'iH,

3 цикл;:; Уархага и ctjKociefi встречаются Рлич-!ь;е мотивы. Эти мотивы, воеподяшме к м и Ф о л с; г и11 е с к и m п р е д с г а в л е н и я ¡-i, о / i и ц е т в о р я i ouy -¡ м силы природы и различные стихии à к первобытно -'р-^Д'-Ьвым отношениям« Здесь представлены и ¡-п-ме древние темы как тема близнецов и бра-и:>г?и1:1г;теа, известные е Фольклоре ми^гн>; народов - прмче:ч тема близнецов в цикле дубли-;--уе-"о.л ; две пары близнецов фигурируют в осе-¡■■¡неких сказаниях -• Ахоар и Ахоартаг, Урыз-~ маг и Хамыц,. Здесь же мы находим сказочный окажет о i !схиш.ении дев у шкам и -tit иц а ми яблок из -■¡удзеноги садя, И все эти разновременные и р а „гроз i-енчые мотивы прекрасно сосуществуют, стойко (;-:з:;ран;1ЯОь в вариантах сказаний, при--

чем все они в известной степени эпичны» Раз.....

иожанровые темыл сплетаясь, подчиняются за-ко н в м з п и ч е о к о г о п о в е о т в о в а н и я „

Имплиил-1рук<<дий характер связи присущ многий! сказаниям осетинского мартовского эпоса. Сцеплчмс,::. и образуя устойчивые комплексы, г ивы Формируют скоке ты сказаний.. Сказания .-!•■i. r-p у i ¡¡¡up умсь е-окр у г героя , пре дстае.лшот его >кизнеоп1---'С^.|-иле ■ И здесь к ва;кным сюжетным образованием, важным именно в смыле фармира- ■ вания цикла, относя тсГ;й комплексы мотивов чу-iieci iur о рождение героя и, особенно, уязвимое h-¡ 1--Л1-1 "ахиллесовой пяты".

У язвимост ь предопределяет цикличность бис, рафии, другие же мотивы, о s о; ко ты наполняют ■.иическую жизнь героя. Именно по такому принципу строятся циклы Сослана и Батраза, но единая модель необыкновенного рождения и • уязвимости получает cboio интерпритацию в зав i- ¡ с ¡.-1 м о с т i i о г х а р а ;•■, т ера. о бра з а г е р о я . Ел о к и

..... g -

MOíHfiüí! ч у лесного рождений и уязвимости тупеют вместе и представляют устойчивую кон--т а м и н а и, и о н и у i о п ару.

Уязвимость j обосновывающая смертност ь чу--д ее порожденных: и б ее оме р тн ых (неуч в вимых) г"ероевз опрсделает циклимеское поотроение о п V"!1 ¡ с с;-'. о й б и о г р а Ф и и „

Эпос осетин богат разнообразными мотива----м и пр и ч е м 3 м i ■■! о г" и е м о т и в ы о с; е т и н с к о го .5 п о с а суш,ествуе<г в связанно!--! виде - кочуя из сказания в оказание. !-'. г а:-: им устойчивым сюжетным

объединениям мы относим мотивы увечьем ••- ио.....

пытание матери - кровной мести. Вместе оти мотивы составили скокгтный комплекс л ставний продуктивным в Фольклоре кавказски;-, народов.

В подобны:-: блоках предшествук.<ш,ий мотив ими.....

лидирует последующее 3 порождай довольно устойчивую с вяз» . Этот сюжетный комплекс играет вадочую роль в- цикле Батразат.к. в этом цикле тема кровной мести является одной из основных и получает множественную и нт ер при---тацию. Сюжетный ' комплекс, пр овоциру мдий кровную месть продуктивен и в сказаниях о так называемых молодых героях.

К устойчивым сюжетным комплексам мы относи« и эпизодл связанный с приглашением старшего в поход за добычей и с угоном скота3широко распространенный в осетинском эпосе» Зги блоки связывается опять ?í;e с именами молодых героев осетинского эпоса» Переходя из сказания в сказаниел они Формируют- определенный тип сюжетаj устойчиво закрепленный за молодыми героями. Данный комтаминационнын ряд может включать и еще одно звено; выход героя из Страны мертвых^ а затем приглашение в поход и угон скота. Причем, оти сюжетные

комплексы настолько сплелис& друг с другом., что мы можем говорить о превращении их в эпические к л гид;?. ато ужо готовые текстовые

- .10 -

блоки., вставляемые е различны?! окалаии:я „ Даже описательные детали в них совпадают: богатырство коня и всадника (пар из ноздрей коня растапливает çïiHor, вокруг спящего repos? зеленеет трава)I выход из Страны мертвых ( о т п р a lu и в а н и е у Ба р а с т ыр а, п е р е к о в ы в a i -1 и о к о ~ ня задом наперед).

Продуйтивным в сюжетообразовании эпоса является и устойчивый .комплекс мотивов, ОВЯ--занный с отправлением малолетнезго ■ героя в нартоеокое войско. Оформление этого сюжетного комплекса тоже совпадает: герой выводит и отмывает отцова коня, берет оружие, которое "от жа;наы боя попускает синее пламя ",

Устойчивым является и эпизод богатырским игр Сослана, но он продуктивен -только в цикле этого героя и является одним из доминантных в цикле,

Сюжетные блоки "кровная месть", "угон скота" составляют основу многих сказаний эпоса, но большую роль в формировании сюжетов играют и экспозиционные мотивы сказаний. К широко распространенным в осетинском эпосе мотивам подобного типа мы относим мотивы приглашения на пир, отправления в поход (балц)и на охоту; .ситуацию голодного года (мотив недостачи). Именно с этих мотивов нач и i-t а е т с я боль ши н с т в о сказа н и й осе т и иск ог о нартовского эпоса и здесь возможен любой поворот событий, т.е. связь в данном случае менее прочная, имеется возможность выбора из определенного кру<~а мотивов.

Пиры и набеги, охота -•- это стиль нзизни мартов, отсюда и популярность в эпосе мотивов, связанных с бытовыми реалиями жизни н а р т о в с к о г о н а р о д а „

Контаминации мотивов, блоков мотивов соз-

контаминации огюсоботвуют пока.?у нескол>.: кик зли::? одою из хизни героя, отреиз?оь и"ь

большее '-i коло его подвигов „ В этом o-tpom-xv---hi- -¡ и р а с; с к а з а т ь о г е f > о е в ce i ¡ л л и как ! • i о; ¡- ?¡ о больше;) охватить всю е-о жизнь и вози;. ткаю г повествования зпс:тюйного характера » Канта! ¡и--нацию подобного типа мы и а Слюд а ум в цикле Ее тр аз а Эпизоды зпичеокой ;кизии Батраз ;чо--гут су!дествоеать в связанном виде., представ----/¡síя собой единое сказание, В цикле Еатраза параллельно даются и эпизоды эпической жизни его отца,. Таким образом3 биографии двух re?--роев осетинского зпос;а сплетаются в цихле Б а г раз а "и весь цикл может передава г ьоя как цельное сказание, Такая же тенденция наблюдается в цикле Уархага и его сыновей, i "до межсюжетные внутрициклические контаминации п е р е х о д я т в и е жц и к л 1 •-> е с к у ¡с ■ а о б 'ъ е д и ч я я 11, и к л "Начало нартов" с циклом Урызмвга и Cu гонн,, Наблюдаются межоюжетныо контаминации и в цикле Сослана. Пак рождение и закалка горочл выступающее в паре^ могут соединяться со сказанием о спасении Урызмлга„ В цикле Сослана объединяются и сказания о женитьбе г роя и его смерти j включанжцче в себя сюжс: х посеы.ения Страны мертвых 3 мотив Еальсаг о в-а Колеса„ этиологические мсп ¡вьи Причем3 заме--тимj что все эти сюжетные сцепления логичс-с-к и обоснованы и строг:::? с л еду ¡-от повествовательной линии,

Итак, как видим, контаминационные процео.....

сы иг-р ают большую роль в Формировании сюжетов сказаний3 в Формировании биографии героев и эпического цикла,, Кон таминации наблюдаются на разных уровнях3 начиная от отделы-п-ж.

мотивов и кончая сюжетами „ Выделяются устой1 -¡м-

i.

вые сюжетные блохил которые переходят из сказания в скдэамие. Происходит и слияние сюжетсе внутри цикла 3 а также межцикчич-окие

KCl ¡тагмиг;ации , которые обоснавы1закггся следе.....

ванном содержательной линии,.

Мы в-ыделяем центры к о к т a м ¡.-1 н и p о в. а я и я ,. Это прежде всего цикл Батраза* цикл Сослана и история чар тс со; toi 'с рода или цикл Уархага и сыновей„ Uj-iK/ibi Батраза и Сослана объединяют сыжйть^ "по принц!чпу наибольшего выделения !" лавного героя " « . Начальный же цикл нартово-кого эпоса объединяет сюжеты по принципу со з д a i ■•! и я и с т о р и i ¡ н а р т о в , и к р о д о о л о в h о й .

Мы подчеркиваем, »-сто это именно центры контаммн!-трования 3 где наблюдается с.п ремление п Ере«,а в а т ь э п и ч е с к и е з п и з о д ¡.а , с у ш,е с т в у юш,и с и )■'. .и:, отдельный сказания, в виде связанны:::: текзтов (сказаний) , т „ к „ речь о других ориентирах циклизации и гиперциклизации уже шла в работах ученых: и, ' ;прежде всего, наряду с еб|дей i'e¡ ¡еалегиой на'ртов выделялся образ Са-: лны, как связующи* образ нар>товского ' зпоса

Итак;, мы выделяем три центра контаминиро-

з-н i'-i-л оказаний осетинског о нартовсксгс опс.....

о-:, : е цикл Уархаг а и его сыновей , Сослана и батраза, причем, принципы объединения ' з. ;. :>,нич ) сьзсо: ¡ий различны: генеалогия рода и эпическая биография отдельного героя.

Как Habí;-: отмечалось, сюжетные блоки, переводя из ск аз а к не в сказание, превращаются з свое*рода эпическое клише, обш,ие места Помимо сюжез ных б/юков /оюжеп- ¡ых: комплексов/, ставших общими в осетинском эпосе, выделяются и другие loci со imunesз которые

ú-o р !'■'! ! •-! р У Kl Т П О В е С Т В О В й "Г В Л Ь H У Ю Т К ñ H Ь OOS Т И H С К О ~ го нартовского эпоса и определяют ' его цик-/¡нчнэсть « К. ним относятся фразеологические Формулы. Говоря о Фразеологических Формулах мы делаем акцент на плане выражения > Так же ib:.:к и сюжетные блоки, переходя из одного сказания в другое, поэтические Формулы создают своеобразное единство сказаний - стиле-

-■■• IG -••

eoe eiinriCTBO, что гак;и способствует целостному восприятию опинееких текстов.

Само явление перемер-кия сюжетных: блоков, каи и фразовых повторений, их присутствие в разных циклах можно рассматривать как меж--циклическое явление в сроей генетической основе /если оно естественно и полнокровно, а не является следствием деформации/, которое потенциально предотаеляштся нам явлением начавшей складываться эпопеи.

Большую роль в Формировании'сказаний играет акплнуикацияЭпизоды, за счет котеркк n р о исходит р аспространении сюжетов ок а о а н ий, вполне органичны в контексте мартовской эпической традицииНо амплификация монет о су — ы,еств/15ггься и с использовани&м мотивов нехарактерных для поэтики мартовского эпоса /мол о ч i-i о е о з е р о, с д в и г a ¡ с<ши е с я скалы, ч у д е с:; н о е бегство, мотив "внешней души"/. Сказочные мотивы, проникакидие в нартовский эпос, не в равной мере эпичны, но мы можем отметить, что вое они соотнесены с героикой образа„ Иначе, из сказки в эпос проникают, в основном , мотивы подчеркивающее героическую сущность образа эпического героя»

Мы можем отметить, что. амплификация в осетинском мартовском эпосе происходит к.з,: за счет иножанровых- включений, в частности сказочных элементов, присоединяемых к эпическим элементам, гак и за счет традиционный эпических мотивов, и их: блоков, причем, используются устойчивые сюжетные комплексы продуктивные в сюжетообразовании многих сказаний осетинского мартовского эпоса. Отметим, что распространение сказаний за счет-традиционных эпических мотивов эпоса довольно часто, оно превалирует над амлификацией сказочного характера. Амплификации могут быть как единичными, так и довольно устой-

-iHt-biMH п происходят путем введения новых мотивов и сюжетных комплексова соотносимых с эпической традицией осетинского эпоса, путем присоединения не эпических: элементов к эпическим . и путем ду6/чироЕ*ания сж:.жетных: ходов „

В осетинском мартовском эпосе выделяются мотивы" продуктивные . в сюжетообразовании всего S паса, обш,ие мотивы, встречающиеся во все^: циклах.. И прежде всего это мотивы связанные с охотой, походами за добычей, пирами . Все эти мотивы представляют повседневную >шэнь мартовского общества и составляют основной сюжетаоор аз у ющий Фонд осетинского мартовского эпоса, активно участвующей b-v Формировании сказаний эпических циклов. Но помимо этих мотивов каждый цикл осетинского эпоса характеризуется наличием ряда мотивов и их комплексов, характерных только для отдельного цикла, выделяющих героя среди других мотивов, 'я В-л я Ю1.!.у-тхоя как бы определителями цикла, иначе,его. доминантами. Именно эти мотивы определяют оригинальность, непохожесть цикла и соотносятся с образом героя.

Доминантные мотивы способствуют дифференциации героев и циклов, способствуют тому, что мы никогда не спутаем одного героя •нар-товского эпоса с другим. В этом свою роль ¡ ■¡грает и интерпретация, казалось бы, рб|дих мотивов. Рождение и закалка repos? .в цикле Сослана и в цикле Батраза строятся по одной схеме, но эта общая модель разрабатывается в соответствии о образом героя,, выделению которого в цикле подчиняются все эпические средства. Из одной модели Формируются совершенно разные сказания и в этом, & интерпретации мотивов, ванную роль играет доминанта героя..

Таким образом, в Формировании сюжетов цикла значительная роль отводится доминанте

-■ 13 .....

героя, Цикли и отроятся по принципу создания его эпической биографии, И такие классический а наиболее полные эпические биографии представляют' с осетинском нартовском эпосе циклы Сослана и Еатраза,- Сказания об этик героях действительно круг сказаний, замыкающийся смертыо героя. Циклы же ¿¡рызмага и С а -! а мы, Сырдона не замкнуты, Зт о разомкну г .-.г; циклы интегрирующие в эпос. И Сыр дон, ¡и Урызмаг, и Сатана проходят "через весь зпое и играют в сказаниях эпоса, выходящих за рак-к:•: их собственных циклов^ довольно существенную роль. Эти герои*таким образом, выступают как связующие нити эпоса, "Дистрибуция" образов способствует так называемой гиперциклизации ~ стремлению к объединению сказаний эпоса в о. но целое.

МЬ:4 не говорим об абсолютности циклически * процессов в осетинском эпосе, Дезинтеграция , как поздняя Форма бытования эпоса, присуща и осетинскому эпосу , не в данном случае нас интересовали Факторы, работающие ¡¡а цельное о о с п р и я т и е э п о с; а , с п о о о б с т в у юш л е образ < ев а н и к> определенной системы.

Таким образом, к важным,- наиболее типовом Факторам циклообразования мы относим межею-жетные внутрициклические контаминации и меж™ циклические контаминации, обшее места, амплификацию, когда она идет в русле эпической традиции, доминанту героя и мотива, что взаимосвязано;, также процессы "дистрибуции" образов, т.е. их сквозное бытование почти во всех циклах и, что очень ванзчо, - наполняемость цикла, т.е. его -насыщенность мотиЕ?-ами и сюжетами, способствующими более полному

раскрытии' характера героя и более широкому

к

охвату его эпической жизни.

Глава II, ЦЦКЛЫ: ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ И ОБЫЯ 3 П ИЧЕ С КИР! КОНТЕКСТ В "этой главе анализируется содержание и форма циклов с научно-методологических позиций, обозначенных в главе I.

§1 4 Ц'-'кл_Уархага и сыновей - начальный

цикл осетинского мартовского- эпоса. Содержание! сказаний цикла довольно постоянное. Мы можем сказать-, что цикл оформился как довольно устойчивая последовательность моти--вов, их своеобразная целостность» Эпизоды сказания о волшебном зубе Хамыца и установления старшинства между братьями можно от-ч. нести к вставным, апликативным, вторгающимся в цикле в ткань повествования » Они могут бытовать отдельно) а в данном сказании .выглядят как отступление,. нарушающее логику повествования 5 но в .то же время-они в известной степени предопределяют будущее . назначение и роль героев ■ в• зпосе" Урызмага как старшего мудрого со^зтчика нартов и донжуанство 'Хамыца« /

В цикл Уархага и сыновей входят и рассказы, л о чествующие j о . происхождении нартов 'вернее, появлении нартов) и о людях, : которые жили до нартов» Эти рассказы невелики по объему и довольно сжатьц Осетинский мартовский эпос сохранил память- о пяти- людских поколениях, предшествующих нартам» Обращает на себя внимание упоминание малорослого марода-

- камбала « Камбала осетинского эпоса .....это и

малорослые бцента (псалта) осетинского Фольклора, идентичные йенам адыгов.и ацанам- абхазов, правда, в мартовском эпосе осетин они мало, если не сказать почти не Функционируют» Цикличность смены поколений кроется в несоответствии их земле».

Никл "Начало нартов" воспринимается как единое сказание, В контексте эпоса этот цикл вполне правомерен как предыстория мартов, их

•• 1? -•

"историческая " и "стадиальная " ре гu...)•;■<• в а ,

Мотивы цикла довольно оригинальны и по'-ггн но встречаются в дальнейшем в гл-г-ны юн а рос нале зпоса, Среди продуктивных мотивов данного цикла выделим мотив близнецов, дев^жг-ки-птицы, чудесного дерева, осквернение т ру- ■

л а» Нотис;- осквернения трупа, о которым ие.....

посредственно связан эпизод рождения С"' гаиы, оригинален в осетинском эпосе, Подобный л ¡и-зод мы находим ен.0 у вайнахов. Дру г им народам Кавказа такой сюжет неизвестен. !-!з у ни--В е С а Л ЬH ЫХ М О' Г И В О В О С е У !•• i И С К О!" ■ о н а р т о г- с ко г о эпоса выделя ют os? мотивы богатырей: ого детства, увечья и испытания матери.1

Цикл Уархага и сыновей дает не а к уж много продуктивны:-:;, ' с;ож:агообразую;.щ-!х: мотивов, но., i-¡осмотр sí на это, он являете?; очень важным с точки зреиил гч;ж«талогической циклизации» Он дает нам героев эпического настояще.....

го, являясь в то же время как бы зпи'--ч.~:чл;o¡"¡ памятью.

- Цикл Урызмага и Сатаны, логическое продолжение предыдущего, продолжение генеалоги.....

ческого повествования« Цикл начинается се сказания о женитьбе Урызмага на Сатане и его

же сказание может коитамниировал ь о я со ска.....

занием- предыдущего цикла о рождении Сатаны. Здесь намечается связь между циклами как явление сюжетообразующего порядка, и мы можем говорить даже о межциклической ионтаминации.

Цикл Урызмага и Сатаны' дает уже болыжзе количество продуктивных мотивов и -даже целые блоки мотивов. Среди с к:м:е то образующих мотивов цикла выделим мотив недостачи (в данном цикле он реализуется в виде "голодного года", "холодной зимы"), мотив пира; блоки мотивов, связанные с угоном ско/а, ' возвраще;--íi-i-ем из Страны мертвых,, И все эти мотивы, ооо-

.......18 -

Го продуктивные для эпического наполнения цикла, дает май, в основном, оказание о без ым я н н о м о ын е У р ыз м а г а ,

Сюжеты цикла объединяются вокруг .двух героев, двух замечательных фигур осетимоког'о зпоса. Заметим, что образ Сатаны играет выдающуюся роль во всех национальных вороиях мартовского зпоса, Иначе обстоит дело с УрызмагОн. Образ Урызмага неравнозначен в различных национальных версиях или же вовсе отсутствует, как в абхазокой„ Единственным достоинством Озырмеджа адыгской версии является то, что он муж Сатаней„ Рядом с ней он совершенно безликий персонаж, не играющий никакой самостоятельной роли, Урызмаг же' один из главны;-: героев осетинского зпоса.

Хотя Урызмагу и Сатане поевяш/эи отдельный цикл, зги эпические герои присутствуют и действую почти во всех сказаниях зпоса» Другие герои нартовского эпоса тоже не замыкаются в рамка:-:; свои.:-:, циклов, но если циклы Сослана и Еатраза логически завершены, представляют жизненные■ циклы героев от рождения до гибели, то цикл Урызмага и Сатаны не замкнут, Урызмаг и Сатана олицетворение духа нартовского ¡народа, поэтому они и а-з-игут пока жив народ и исчезают со всеми нартами. Трудно переоценить роль этих героев в сюжетооб-разовании и циклизации эпоса (генеалогический циклизации). Урызмаг и Сатана объединяют и героев эпоса, и эпические сюжеты в целост-¡ -i о е п о i.:-.- ест в о в а и и е * Э т о образы, п р о х о д я щи е -срез в еев зпос, особенно образ Сатаны, В данной случае речь может идти о разомкнутоо-гн цикла Урызмага и Сатаны как о сюжетообр>а-зующем явлении в контексте всего эпоса. Во-обш.е мартовский зпост: в целом стремится к цикличностиа к систем,ности» начало мартов -¡"¡■•¡бель нартов. ¡

$3. Цикл Сослана нзн?олее полный и пред-с "i- а в л я е г о о в о к у п псе т ь т i ■> r¡ и ых цик л о а б р а з у е ■■•-мы:--: етр у к тур; •>■..•!:•: признаков, Сослан действу от во всех национальных версиях нартовоких с i '.••:<--заний, Так, в адыгском эпосе цикл Ссору к о является центральным. Это ядро адыгоког о эпоса и единственный цикл, где прослеживаог-с я эпическая биография героя от рок;дення .о,о

гибели, В осетинских сказаниях мы не иаблю.....

даем такой моноциклической концентрации ока-

3 а н и й в о к р у i......г о л ь к о о д н о г о ц е н т р а л ь н ¡:.< г о ,

"сквозного" образа. Не можем мы выделиv¡-среди разнообразных циклов осетинского эпоса и один, так сказать, приоритетный, центральный цикл, Здесь, как нами отмечалосьнесколько наоы;дениыч сюжетам..., крупных циклов, в центре которых: стоят различные, эпические го-рои осетинского мартовского эпоса.

Цикл Сослана один из наиболее древних пластов сказаний эпоса. В центре его стоит

герой, сочетающий- богатырокне черты с хит.....

ростьso, магией и волшебством . Дрегм-честь об.....

раза подтверждается и его рождением ¡.-о камня, Чудесное рождение присуще наиболее ранним Формам народного творчества, В осетинской версии закалка героя (закалка в волчьем молоке), а также облачение героя в шкуру животного св5:!ЗЬ!ваютсм еы,е и с тотемичеоким ми-

Фом» Это гоже■подтверждает архаичное гв обра.....

з а.

Сказание с Соог'вл-ic: как нами отмечалось, ri р е а с т а в л я ¡ от с о б о й к / i а с с и ч е с к и й з п и ч е с к ¡ -1 й. цикл и группируются по принципу наибольшего выделения главного героя и оформления его жизненного цикла. Однако, связь но гивот в сюжетах цикла по степени прочности- их пос-ледовательнооти неодинаков a.. Зпизоды, мотивы в некоторых сказаниях могут варьироваться у т.к. во многих случаях нет потребности в

..... 30 -

о;рогом следовании сюжетной линии» Но при з гой л при разнообразии соединений мотивов, семантика общего текста сказани?! сохраняется, как, например, в сказании о Гумском человеке, о женитьбе Сослана на красавице из л е т а юш,е й б а ш и и, С о с л а н 11 ¡де т с и л ь н е й ш е г о, ш у -• ба Сослана.

Совершенно иной уровень связи между мотивами в ■сказании о рождении и закалке героя, о спасении Урьомага, о взятии крепости Хыз', о Сослано и Мукаре, о посещении Сосланом Страны мертвых, и его гибели. Здесь предшествую-i й м о т и в я в л «зется " с в о е о б р а з н ым 1' т о л ч к о м ", ; „к. обусловливает появление следующего и регулирует дальнейшее разворачивание сюжета. V,

Мотивы, сюжетные линии цикла дают яркую картину Формирования эпоса и циклизации на различных стадиях его развития. Таким образом, в 'числе устойчивых циклоообразуюылх сю-же то в и мотивов, в их логической связи и. последовательности в цикле Сослана нами были .. отмечены такие сюжеты как рождение Сослана и его закалка, спасение Сосланом Урызмага, "богатырские игры-состязания" и встреча с в е л и каном, вз я тие к р епост и Xыз, путешествие в загробный мир, гибель героя. Они и составляют основу цикла, что не исключает и конта-минационные процессу внутри и вне цикла, наблюдаемые в нартовском эпосе.

£4. Сырдпн. В осетинском эпосе нет устойчивой традиции о рождении Сырдона, что объясняется позднейшими процессами дезинтеграции в развитии эпоса, ' наложением с коке та о ро;идении Сырдона на сюжеты," связанные с другими героями мартовского эпоса, но все-таки выделяются устойчивые элементы - это его связь с водой, с Донбеттырами и то, что он является сыном водного божества Гатага.

В связи с рождением Сырдона устойчив мо-

- 21 -■

п.-ib домогательства годным C?.:5:■»-"eó■ гc-■ :ги^ женщины, Этот /•ЖЫ;еТ eiiCTyrid ТВ KUK OaMOOT ('Víi'í >•.'.■: "

НЫЙ i T ЯВЛЯТЬСЯ ¡.I,ei-: В ЗПНЗОДО РОЖДО'

i ¡ил Сырдона; так он mú;í¿ '¡ быть m вторе— -:"¡ü!-:'í-!U4-'1j если вью ту пае т как ра:.кжчжхлюш,ий j д"--В.г/;; ¡с;!(;,bi iv! ¡".."inlíl-IUñ ЭПИЗОД рОЖДеНИЯ Saíp,..'. ■ • ¡•■¡ли Сослана*

Рождение Сырдона о г Гзгага и„. возно^-пс-именно от Дзорлооьц дочери владн:<и г.?.од ",'.<"••,■■• ь'гт"!'Ыр!Ь является наиболее ранним, í ■:■• " v • дон старше и Сага:чв3 и Сослана. 3 и, тем

с сырдоном устойчиво связо^ы okm е :■: о спасении нартов от великанов^ о краже кор^жы у Хамыца и появлении тандыра у мартов* Эти сюжеты вместе с эпизодами рождения и смерти

Сыр дон тх составляют цикл этого нартовой о:.....;

г ер с.-;; » Сюжетные комплексы цикла довольна о р и г ин а л ь и ы в ; о ?■ t т е к с т е э п о с а»

Цикл Сырдона невелик и отличается малочисленностью сюжетов» II те м не менее Сыр дон любим и очень популярен в осетинском иар-г о в с к о м э г i о с е» П о ч г i и и с; д и о с к а з а к и е и е а б -ходится без участия Сырдона» Ваяочейшие моменты жизни ¡та рте в связаны с Сыр домом „• но

особенно "г ее ¡a о Сырдои связан о циклом Соола......

на, Вражда этих героев берез начало с самого Р о ;хд ения и па п р о т я :т;е н и и в с:; е г о з- ¡ з i -i е н! т с < г о цикла Сослана сопровождает' его "злей гений".

Ре/ж Сыр до в эпосе велика, Он еде и но.....

ситель юмора и в то же время - трагическая фиг-ура. Сыр дон - герой хрт.;ж-х:ххге,"; * смех трагизм, И и зто самое главное в <.< образе^ Сырдон по своему характеру натура злобная Г'нарты фыдбылыз" - зло мартов),, Ж. Домеси ль сравнивая его с Локи, писал г "Зое элементы .Леки отыскиваются в Сырдоне и все элементы Сыр р. о; ж ..... в Лики* и-, в част нести; В ОДНОЙ СТОРОНЫ ДОбрО л С ДРУГОЙ "' 3, и.;

.... 2 я —

сосуществуют в каждом из этих двух персонажей" ^

Образ Сырдона и его действия Формируют сюжеты многих: сказаний впоса и судьбы главных героев тоне зависят от него. Таким образом, говоря о цикле Сыр дона, который имеет свой круг сюжетов и мотивов, можно одновременно ¡говорить и а разомкну гости этого цикла, то "?есть рассеивании, "дистрибуции", чему в значительной мер/е способствует то, что центральный образ ' Сыр дона в Осетинском нар-~ говоком зпоое -- это сквозной образ.

Батраз один из основных героев

осетинского эпоса. Цикл Батраза, как и цикл Сослана, наиболее полный в осетинском нарто--д; веком эпосе по количеству и качеству входя-ш,их в него сюжетных структур, с точки зрения Формирования эпической биографии героя. Цикл Батраза представляет собой высокую степень комплексной взаимосвязи, обеспечивающей'цикличность» целостность в обрисовке эпических событий, интерпритаций тем, эпизодов, сюже-:-оз, мотивов в их взаимосвязи и взаимообус-/ювлепностр!, Ядром цикла является образ героя, подвигам которого уделяется особое внимание, чем обусловлено насыщение различными сюжетами и мотивами и даже зпизации сказочного повествования.

Жизненный цикл Батраза углублен и расширен в генеалогическом направлении еще и "биографией" его отца Хамыца. И это не случайно, ведь в рождении героя Хамыц играет не последнюю роль. Сюжет о рождении Батраза очень древний. Его мифологические и исторические ннтерпритации хорошо известны. ....

4. Шгпегг! У. !.....ок 1. -" Раг а а: Waiso.nneu.ve» 1343. - Р. 17-3.

Ж.Дюмезиль сравнивает рождение Батраза и

-3j mrhhwomho r ;:¡;sad¥=Hí:: ¿ro мзине'г?ас:!и ммяоф ■_■>;::> L¡, с: riHKuj íi>- онмач'жоч акне.!. №

i/i!f?..!.. O O i. JO O f 14 d'C'H; ¡ i'JQ^ 0...¡D>i0H!--iVHH O ;'i H O tí

-Or:í! 'gaoclaj киий^пхйен Л'Р'ЦЧ >¡ -ес'ен^'п^ о юэн . i it/;:•:,'!•'-3d :..!•::: ч " i г е'^нЛму он etsweiiH agiL/iH --к-.к о аик?г':е;С! во..!..лзнчи'п -a mí HRHOt4./j г ;:.üí-íí!Eí£&>í;i хи...1/ча'п' v'í и taxt-úno-iEíbadJ-a-a

O OИ J - O ! >0:-i H'í ! И. !.. O d LI F! TJ ''■ O i/'. 1ИО ';-! S И а 1-1 h У O J.

--о.'" хее'к Dd»'j.T!.'i;''-nedoe¡-; о оинвеечэ * есвивпу

Зо-н О SHICÍt'iiü И i\./d ОЧОуОЗ

■■.:.> чсiv.-kv4.-ia t.aVH геме'пу нв>; moj.

ЭМНЧЗЧНО O.I.£ " ïi?>0 ¡-iUUld.j D>lV KO.L.diiiL/

.....зУгта t4..:■>!•■! 3 'ciOin-ü.'ügeH î^bmoï:-: ¡77ТГ?п

" HM M-rHOT d ОаНЧМ&ННЧИаО J.O'iBhAL'OU Un/;-¡M'f¡ ¡ÎHH

......WH íída'uo.,it-i/ci « Bív:v/d..!.B¿j еичи'п гчзнвхонои

!.. i." - cVM.dO-i i ■■'(':r¡DU ??H ООуЗН O ü¡;b d.i.Vîg ЗИП

-s:iíd.-jaci-i,4 r'-:!/j! н?н н^иио 0....i040d;,;: LB.JOQ я'u оси tie os £ i МО'-ЧЧ CI И J. С ) l--i 'ИПС:!/. HWMH.j.Ï?!-' л Q

¡ V? : -, i-j ■•-:! O'i.1'В ..! O i i : в И у ■ 1 ,, В >> j. И Li V? ! О. J О И ! -! О ! / ■■! Ч d <'■'!„ ■■..:>■'.: о-'...п »'od.:.':;" '"'¿¿ч:.->"ч i -ли .¡..aк

'•■■■.-■■.•;.! a'-ü-пди 17 u odVts.....':/.-d -.-в-к,, ч"в'пю

• !: ¡i-,¡. i:;-; "-¡i и: .<rv:: но s-i-j d >. '4'] oí Ii : Vi": !■:'O d íH-VH:

>■ vjouoodoi/ви ои .вммл^кЛУ ей чм;чи¥?у вдч .¡..ни

•■■ ■'•-.:. " чвчи'| ¡ омохо гй-ч'' он! íowm xhndoxmbd

•-•"--•■■: " ч.занхс;^ ö.johk в я:в d.i.ï?c

ОВЧИ'Ч 3 " i-it-iiJiPd ...!ОНО :.ГИХ1 1РЧГ vd О .ЮЧОСЫ-Н/МИТ'! зчжжхх.П/опв ч-'ч гчинепЧ'ОЧ м ни-s s: к л yode.J ■ ■;! ; .•■ d ОИООО O ih r '.':•.! Of •'■К11.''):'' ОМ г ¡.-■•"Г'-Ч-!.!. v-'O .-•,--'uv;n •-. Í4 :М"Ч.ВЧО -:э MOOi '.!■."-! ОМ I 'и.ОЧИМВВ 'S Ч'Ч I.. O'-'i i-;.".-. r ><ev i..--.; и ои'-ччл :rv? dc¡\iO!

- -i.. "ÍC.-MMаv:ач i ом ¡ч .BMHO'Kkvx' '¡onoo'í'/ji

' .-:.••■•-. i-.-- ¡;v""OiO";i i. ..¡cu ïh;:--!■.-••;...: -vs:"".-" .-T.: v.-ç. t.r-i\^''"i

o;--'-. m.- s.л- ¿¡ 0,'V-r'î:.r-;-!:> о-v (t-iv; ■ -,■:>:.-■;•! tlcco--:

. .i .•..;:•■■ i :-.-!'r vr-M'.¡v-v ;:¡ л--;-'-;; B',:.-H!4iiH:i-:;:>¡/-::.i;:,

4..'di.>.'M ¡:;:¡6cd а-;". ■"¡I-.I-Il ,-'■'. ' о v.o.':''-,м ..i. v. ;.-■' ;h'¡ t "¡ .¡.-.::..ч :. ;¿ - i.¡-.-i ..: :'■-¡"■ ;¡-¡ -•-i...

- ..-¡. i . i'i¡' i^i-iMO'iOlujd .14 и:■'.id■■">■■■ >."• .!..;.:>if-■ i>'.'.-. .. . d,.: i"' ■'"'V? d .¡. í.-w' í. •' : 1 ~ ! ":.. "■

осе гиь

1ВЛ5

ЧИ ЭПОС; МИрОВОИ в KaíireiíCTü дов сетинекого эпос

чМ ЛИРИЗМОМ ,

JiüLüikLj__СЮЖОТ H а Я

О У Ш.В С "С !,.:■ В H i 'i ЫМ ПС; же ЦИКЛЫ О С; 6

■i тир

ПС

ТИ MS'

ЧЧЬК

ЦИК ЛЫ

-и:

Ним ЦИ

-■'! г-н. »'Пп."

!'0 'СИ

ниполняемост

!"

"1С

"i ¡:

"i

...ч-Н-

:">. h и i

КИЯ ¡.ннро-•! !-■!

по с: a „ о я.....

и.емтPC? по г

Таг; в цент

-1илий ..... у

■"■ месть ¿¡рк агинского эпо •'¡ьмое значени ¡ifiTCíi древне/о таходя тоя нов

н;

:)В

а М!" I Л l-i¡¿..- ИЦ! ! р О ЁйН Ь!,

аны на один эпи '! в- о в a "i" е л ь i -i о й ц в н н о с т н ,

ЦИКЛИЧНЬ! О ТОЧКИ 3!" Э !" í i -14 О О К О!"" О П О В О О TI

0 с; i- | j в н ым к о р п у о НЫ ПО, ПРИНЦИПУ ¡""ер с В в С.;"!" В О В а Н и Я И Л <■■ i !"" Л <,

1 е 'цик/'ia о борьбе ¡и'-илльный сюжет ос :мага за кровь с; в с

:;а его сказание имеет кон? и ' его монооюжетность -ью- В центре других ска— л;.:j молодые герои!; Тсо г•— iPij ' нйсана (Крым Султан, этих г ероях не сложились , , о их менами связаны один—

3 ¡ I..I ¡J и i-:.' i-i и tí i i.' i-' О Я !•"!

г и н с; к í or го- сына

; ,•: -..s uil';-i;ï..î i с-, „ с-

од■-•!'• ; его подвиг,,

Г:.... многих случаях малые циклы используют - отовые автономные блек и продуктиеялые в

■. : ; рук туре эпической гювеотвовательной тради.....'

•.у л-i ocoï'i инског'о эпоса и представляюш,ие Фрагменты циклооьразов^ния , Хат s? с; те fiente "о лит -"-ноети" сюжетнык структур в контексте маль!>; циклов достаточно высока, они не. достигают системы цикла. И это связано с сюжетной редукцией, отражеинсю'тью от - больших циклов.

Сказания о Субалце ¡.-¡ы выделяем особо« Су-ба/iu, в центре сказаний о спасении нар то г от

U i (■*

'¡'¡"О roe

лце

Д! ih.-i.-i

■■■! VjMHÍ

■ 1-C.Uv

Mi.

n ы ■■•••: tu

•-1И5

H-1 r- i

A/1

Г-

moti- it?

бор че:

ионоп

1H МО "Г i

-вовал'ельну и: ■!ИЯ на ХОД!- пч: 1ние о г i-i б е -гие. зак/чг&ча

M-iyi-o и дою осетине дни я о гибели пар мартовского эпоса

-1 И'.

бель нар тов.

В за i ,- i чем '-i ¡.-i о б с б ш.а ют с я результаты косах-'

дованияj полученные в ходе анализа осотхнг.....

них мартовских сказаний.

Перед нами стояла задача выявить факторы,

с п о с о б с т в у !€ !.•:.!.!•• iо ф О РМИР о в а! 1и х< эi ¡ичо 'л к и x. ц и!-'- ss- '":■

в осетинском эпосе на уровне текста <ока.:-а-ния) и менггекстовых связей и как показала i-i а ш е и с с л е д о е. а н ¡-те, ¡..i, и к /1 о о б р а з о в а н и ю в е.! е i..- - -

т и н с к ом на р т о в с к о г л з п о с е с г '¡ о ее б о т в у кг г с л о д\.....

юшме объективные Факторы: контаминакио) -илыо

: ' '

и

(14

- 26 .....

nо ц G: с с ы , о б и ц i е м е с "г а , я в л a i -i и я а м п л !■ ¡ Ф i-i к а ц i-i и , явление "дистрибуции" ■ эпически:-: образов, до-нмнанты героя и мотива, сюжетная по/плота :.ликла. Причем, межкнкличеокая контаминация и рассеивание образов представляются нам как я в л е н ь ¡ я з п о пей н о г о х а р а к т е р а „

По теме д:- -i о се р т а п. и и с? пуб / ¡ и к с - в a i-1 ы о л о л у i иди о

1. К вопросу снхиетосложения в осетинском мартовском эпосе (цикл Сослана).//Журн. "Мах дуг". -■•• 1991. N 11, - С. 107-109. (на осе г., я з ыко) . ( ©, 5 п .. л.)

2. Сослан - Сооруко в осетинских и адыгс.....

ких мартовских сказания:-; (сюжетика цикла) . t //Вопросы осетинской литер атуры и фольклора;

Сборник статей. ..... Владикавказ, .1.333 „ ..... С.

223-244. (1,0 п.л.)

2.. К вопросу ц и к л о о б р а з о в а и и я в осетинском иартовоком эпооеД':(в печати) . (Ф, 5 п. л.)

¡

[■ ■ ' .....