автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Поиски изобразительных решений в театре и кино (на примере творчества Давида Какабадзе)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Окуджава, Этери Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Поиски изобразительных решений в театре и кино (на примере творчества Давида Какабадзе)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поиски изобразительных решений в театре и кино (на примере творчества Давида Какабадзе)"

Министерство культуры Грузинской.республики Грузинский государственный театральный институт имени Шота Руставели

На правах рукописи

ОКУДЖАВА ЭТЕРИ МИХАЙЛОВНА

УДК 792.75'.054./С 922/

ПОИСКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В ТЕАТРЕ И КИНО /на примере творчества Давлда Какабадзе/

Специальность 17.00.01. - Театральное искусство

А ВТ ОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидг искусствоведения

Тбилиси 1990

Работа выполнена на кафедре истбрии и теории театра Грузинского государственного театрального института имени Шота Руставели.

Научный руководитель - доктор искусствоведения,профессор

Д.С.Джанелидзе

Научный консультант - кандидат искусствоведения

Н.И.Амиредкиби

Официальные оппоненты - доктор искусствоведения,профессор

Н.А.Урушадзе кандидат искусствоведения И.С.Бегизова

Ведущая организация - Институт истории грузинского искусства имени Г.Н.Чубинашвили АН Грузинской республики

Защита состоится "_"_1990г. в_часов на

заседании специализированного совета К 092.05.01 по присуждении ученой степени кандидата искусствоведения в Грузинской государственном театральной институте имени Шота Руставели / 380008,г.Тбилиси, пр.Руставели, 19/.

С диссертацией моано ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан "_"_1990г.

Учений секретарь специализированного совета, кандидат искусствоведения;доцент

Д. ¿май*!

М. Г.Каландаришв или

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЫЛЫ:-Процесс развития изобразительных форм четко прослеживается на протяжении всей истории грузинского театра и кино.Творчество выдающегося грузинского художника Давида Какабадзс ДвбЭ-^ЭЗг/ содержит в себе богатейший материал для изучения и определения основных закономерностей,характерных черт и особенностей этого процесса.

Коренные изменения социально-нравственных основ нашей действительности рождают настоятельную потребность в основательном пересмотре существующих представлений о роли и значении творческой деятельности Д.Какабадзе.

ЦЕДЯ И ЗАДАЧУ! РАБОТЫ;- определение места и значения творчества Давида Какабадзе в истории грузинского театра и кино на основе изучения обширного фактологического материала, а также анализа оформленных художником спектаклей и фильмов.

- выявление роли Д.Какабадзе в разработке исходных принципов т.н. конструктивно-живописного стиля в грузинском декорационном искусстве 20-30-х годов.

- анализ специфики изобразительных решений Д.Какабадзе в театре и кино, отразивших эволюцию его идейно-творческих устремлений и художественных принципов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДОСЛЕДОВАНИЯ: - в диссертации впервые поднят вопрос о необходимости комплексного изучения универсального наследия Д.Какабадзе - художника театра и кино, изобретателя стереоскопического киноаппарата,кинодокумента-

листа и драматурга.

Д.Какабадзе представлен .в диссертации как один из зачинателей глубоких перемен в декорационном искусстве 20-ЗС годов,как художник-новатор,способствующий утверждению, на почве грузинского национального искусства лучших достиже.ни мирового театра и кийо.

Творчество Д.Какабадзе рассматривается в работе на фо не сложной общественно-политической ситуации 30-х годов, к один из красноречивых примеров драматической судьбы художника, эстетические искания которого находились в резком про тиворечии с требованиями и идейно-художественными установками официальной идеологии.

Диссертантом изучены мемуарные и архивные материалы, журнальные и газетные статьи,личный архив художника.Значительная часть этих материалов впервые вводятся в научный обиход. Вместе с тем,диссертант отмечает, что в изучении с нического наследия Д.Какабадзе в грузинском театроведении накоплен определенный опыт. Здесь имеются в.виду публикаци! Н.А.Урушадзе /"Давид Какабадзе",Тбилиси,1978., и "Давид Какабадзе ^ театре",Тбилиси,1982г./. Однако до сих пор не существует исследования, в -котором сценографические поиски Д.Какабадзе рассматривались бы в тесной связи с его многогранным творчеством.

£ своем исследовании автор опирался также на труды искусствоведов Г.Алибегашвили,В.Беридзе,Л.Рчеулилшили,П.Мар-гвелашв.или и отдельные статьи опубликованные в сборниках и журналах.

Диссертант учитывает наметившийся в киноведении пробел изучении деятельности Д.Какабадзе на поприще киноискусства, злыо работы является восполнить этот пробел.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ДИССЕРТАЩИ: - Основные положения ¡следования,фактический материал,выявленный и изученный дис-зртантом, могут быть использованы при разработке вопросов зтории грузинского театра, кино и декорационного искусства, также в лекционных курсах творческих вузов.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ: - Диссертация обсуждена на заседании 1федры теории и истории театра Грузинского государственного затрального института имени Шота Рустаьеля и рекомендована защите.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ВО ВВЕДЕНИИ обосновывается выбор темы, отмечается ее ак-ральность и значимость, определяются цели и задачи работы, зется общий обзор творчества художника.

В изучении художественно-эстетической системы спектакля фильма огромное значение приобретает проблема изобразитель-эй формы, в создании которой активно участвует художник.

Работа художника над спектаклем и фильмом - сложный твор-зский процесс. Роль художника театра и кино не ограничивается злысо оформлением сцены и кадра, художник-один из активных

участников в реализации.идейного замысла спектакля или фильма несущий равную с режиссером-ответственность за целостност их художественного решения..

Именно в этом смысле может итти речь о Д.Какабадзе, как одном из первых грузинских художников-постановщиков. С- его именем связаны существенные преобразования в сценографии и кинодекорационном искусстве Грузии 20-30-х годов.

На протяжении I928-I95I гг. Д.Какабадзе оформил двадцат шесть театральных постановок. В двадцатые годы началась и его. деятельность в кино. В 1923 году он изобрел стереоскопический кинопрозкционный аппарат, патенты на изобретение кото poro были выданы почти всеми ведущими кинематографическими странами Европы и США.

Д.Какабвдзе был сценаристом и режиссером документального фильма "Памятники материальной культуры Грузии"/1931/. Ему принадлежит создание литературного сценария для художественного фильма о жизни горцев /1950/,который был внесен в постановочный план грузинской кино-студии,, однако съемки фильма из-за кончины художника не состоялись.

В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ - "Истоки творчества Д.Какабадзе -сценографа и худи»илка кино1': - просле&шшхил глашша а типы процесса становления грузинского театрального и кинодекорационного искусства и творчество Д.Какабадзе,обусловившие самобытность его деятельности в театре и кино.

Диссертант отмечает, что на всех этапах общественного

1азвития,начиная с древнейших времен, человек выражал свое иношение к окружающему миру: намного раньше,чем появились врвые- формы театрального искусства, в древнейших ритуальных 'брядах создавались первые элементы синтеза хореографии,мушки и элементов театра. У кинематографа нет столь древней одословнбй. Он был порожден веком технизации. Следователь-ю, театральное и кино лскусство, рожденные на разных этапах

ч

азвития общества, в своей эстетической и художественной ущности, со специфическими особенностями каждого из жанров, :есут в себе отпечаток известной общности, которая .прежде сего определяется их синтетической природой.

Экскурс в-историю грузинского театра.помог автору более етко обозначить основные закономерности процесса развития еатрально-декорационного творчества, обусловленного общим одом исторического развития. Один из важнейших этапов этого роцесса связан с деятельностью К.Марджанишвили и А.Ахметели. менно в сотворчестве с этими мастерами выявились лучшие граи дарования П.0цхели,Д.Какабадзе,И.Гамрекели и др.

В грузинском кино, как и в кинематографе вообще,профес-ия художника возникла вследствие определенного опыта масте-ов кисти на театральных подмостках. В период зарождения гру-инского кинематографа /1917/ работа художника носила еще исто "иллюстративный" характер. Но уже в 20-е годы художник ино становится одним из активных участников творческого про- . ёсса.

Велика заслуга Д.Какабадзе в развитии грузинского деко-

рационного искусства. Автор отмечает, что творческие искания художника и в этой области отличались исключительно острым восприятием окружающего мира. Эффект многоплановости объекта,масштабности и рельефности изображения достигался изысканной графикой,чередованием освещения,соотношением разных плоскостей в пространстве и, что особенно важно,точным и неожиданным ракурсом видения окружающего мира. Этим во многом объясняется оригинальность декорационного ис кусствй Д.Какабадзе. В.то же время автор считает, что полис ценное исследование этого аспекта в творчестве Д.Какабадзе невозможно без соответствующих параллелей с его живописны!« произведениями.Достаточно вспомнить многочисленные картины пейзажей об Имеретии - родном крае художника - в них особей ярко выражены художественные принципы живописца.

Автор анализирует своеобразие творческого" почерка Д.Какабадзе. В частности, в работе отмечается, что в пейзажах Д.Какабадзе графичность никогда не была самоцелью. "Она следствие особого мировосприятия художника, его умения "видеть" предмет изображения одновременно как бы с разных "смотровых точек" - снизу.сверху, со стороны... Чисто декоративный живописный спектр пейзажей Д.Какабадзе словно сопротивляется стремлению художника к многомерным пространственным решениям. Но это лишь на первый взгляд, и в этом своеобразие Д.Какабадзе. Он добивается поистине "голографи-чеигого"эффекта искусным распределением свето-тени,четким рисунком.'К примеру ,раэпоосвещешше склоны гор в пейзажах

звдетельствует о '-стереоскопическом" восприятии простран-сва. Поиски художника в этом направлении увенчались в 20-е эды серьезными достижениями в станковом искусстве и в об-юти стереоскопического кино. Этот период совпадает с зорческой командировкой мастера во Францию.

Практическая деятельность Д.Какабадзе в этот период здкрепляотся глубокими раздумьями о средствах передачи 5ъема предметов,многомерности пространства на плоскости. ;обый йнтерес в этом плане представляют теоретические тру-1 художника - "Д.Какабадзе 1920-1921-1922-1923 годы", 1скусство и пространство".

Парижский период имеет особое значение в творчестве Какабадзе.Яркая художественная жизнь Франции расширила юрческий кругозор художника, обогатила его представления специфике театрального и киноискусства. С этим периодом тзаны его первые опыты в области абстрактной живописи, ;есь, в Париже создаются его первые "декоративные компози-и".Отражение-этих поисков автор диссертации находит в ;енографии и в кинодекорационных работ художника 20-30-х дов.

ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ диссертации - "Сценографические поиски вида Кацабадзе": - анализируются основные работы худон-ка в грузинском театре 20-30-40-х гг.

20-е годы - время бурных перемен как в жизни грузин-ого народа,так и в грузинском искусстве. На страницах риалов "Пролетарское искусство","Грузинские писатели",

"Левизна" ведущие представители литературы публиковали статьи и манифесты,призывающие к радикальным преобразованиям во всех сферах социальной и культурной жизни-Грузии. Это было время активного отрицания всего старого, отжившего -.«сложное время,породившее новое художественное мышление, выявившее многих одаренных художников.

Автор отмечает, что Д.Какабадзе принес в грузинское искусство сугубо личного,самобытного, во многом предопределив поиски новых изобразительных решений в грузинском теа ральном искусстве данного периода.

Встреча с К.Марджанишвили выявила все многообразие творческих устремлений' художника. Их совместная работа имел особое значение как для Д.Какабадзе,так и для всей театраль ной труппы.

Первым спектаклем ("Гол-ля,мы живем", 1928) Марджанишвили упрочил свою репутацию режиссера-новатора, и этому во-многом способствовала сценография Д.Какабадзе. В спектакле была использована экранная техника, но новизна была не толв ко в этом. В спектакле "Гоп^ля.мы живем"' элементы кино и ра дио находились в едином синтезе с театральным искусством.

Известно, что в 20-30-е годы В.Мейерхольд в своих теа? ральных постановках смело применял элементы живописи и кино Творческие поиски великого режиссера основывались на глубоком ощущении им новой театральной эстетики. В.Мейерхольд был уверен, что "восприятие разных свето-ритмических приемо связано со временем, с умонастроением зрителей в данной ист

«ческой ситуации"*, и что кинематограф являлся наисовремен-зйшей формой в решении сценического пространства. Идея "ки-эфикации театра" /термин В.Мейерхольда/ находит свое новое ретворение в жизнь в творческом содружестве Марджанишвили-акабадзе.

Кинокёдры,озвученные с помощью радио были "провозвестни-ами" звукового кино. Дерзания Д.Какабадзе полностью соответ-твовали ауяш экспериментам К.Марджанишвили, С помощью "ки-знатографической динамичности" режиссер и художник добивались ообой выразительности сценического действия, усиливали его мысловую значимость, эмоциональное звучайие.

На основе анализа сценографии слекаакля "Гол-ля,мы живем", также существующей литературы (У.Чхеидзе "Воспоминания и исьма",Тбилиси, 1966: ,,Д.Антадзе "Дни близкого прошлого", билиси, 1966 ,Э.Гугушвили "Котэ Марджанишвили, Тбилиси,1972 втор определяет наиболее характерные особенности творчества .Какабадзе,отчетливо давшие о себе знать уже на этом раннем тапе его театральной деятельности.Это - четкая линейность орм, богатая цветовая гамма, почти документальная достовер-ость в создании "образа времени".

После первой сценической работы Д.Какабадзе стало ясным, то перед ним « другими ведущими художниками грузинской сцены -.Гамрекели,В.Сидамон-Эристави,П.Оцхели - стала задача прав-ивого отображения на сцене окружающей действительности.Од-ако, все они по разному осуществляли свои замыслы. Доказа-

."Искусство кино",1978,Й4,с.128

тельство тому - вертикальные,масштабные сценические конструкции И.Гаырекели; утонченные жанровые композиции В.Сидамон-Эристави;сценография Л.Оцхели, сочетающая условность сценических форм с яркой зрелищноетью.

В процессе изучения творческой лаборатории Какабадзе-сце-нографа-важным подспорьем для диссертанта стали эскизы к спектаклю "Баил" /1929/, обнаруженные в личном архиве художника. В цветовой гамме этих эскизов преобладают черный,желтый,горчичный,коричневый цвета,темно-серые тона,которые в своем рабочем варианте закладывают бенову для будущей цветовой партитуры декорации. Здесь же аппликации,выполненные сереб-рянной бумагой. По-видимому, художник стремился создать иллюзию "игры" солнечного луча. В поисках цветовых и светотеневых нюансов Д.Какабадзе параллельйо уточняет размеры декораций,указывает точный масштаб всей сценической конструкции. Одним словом,проделывает сложную и кропотливую работу.

После удачного сотрудничества с К.Марджанишвили Д.Какабадзе продолжает работу в театре совместно с Д.Антадзе, В.Кушиташвили и другими режиссерами. Главными приметами какабадзевского театрального творчества остаются четкость и цветовая насыщенность рисунка,поиски эффектных освещений, глубинных композиций.

Развивая мысль об эволюционном характере творчества • Д.Какаб'адзе-театрального художника, диссертант отмечает тесную связь какабадзевской живописи с композиционным и цвето-

выы решением декораций, в особенности в декорациях постановок национальной драматургии.

В диссертации особое место уделено теме "ймерети",как одной из основных тем творчества Д.Какабадзе. В сценографии спектакля "Мачеха Саманишвили"/1937/,"Вчерашние"/1939/ автор отмечает удачное конструирование места действия в сценическом, пространстве. На основе изучения эскизов сценических конструкций, а также зарисовок отдельных персонажей, диссертант стремится по возможности полнее "восстановить" художественный образ спектакля, определить роль и значение работы Д.Какабадзе в сценическом "прочтении" авторского замысла.

Должное внимание уделяется в работе участию Д.Какабадзе в постановках пьес советских.драматургов. В работе дан анализ декорационных решений таких спектаклей,как "Гибель эскадры"/1934/> "Далекое".'/1936/,"йцка Рикинашвили"/1937/ и др.

В центре внимания диссертанта находятся и те критические отзывы, "в которых Д.Какабадзе представлен лак "художник-формалист", а также статьи творческих деятелей, которые рискуя своим положением, выступали в защиту художника /М.Чиаурели,Б.ЗЦ,енти,Б.Гордезиани/.

Исследуя работу Д.Какабадзе в грузинских постановках классического репертуара ("Моцарт и Сальери",1937 ,"Каменлый гость",1937. ."Король Лир",19^1. ),диссертант отмечает мае-! штабность театрального мышления художника, его стремление к широким,смелым обобщениями глубокому раскрытию идейной

сущности произведения.

Прослеживая творческий, путь Д.Какабадзе-сценографа,диссертант приходит к выводу, что сценические поиски художника расширили художественно-эстетические горизонты грузинского театрального искусства,- В частности,сценические композиции Д.Какабадзе,широко использованные им кино-эффекты существенным образом повлияли на дальнейшее развитие грузинского театрально-декорационного искусства, во многом определив его яркую национальную самобытность.

В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ - "Давид Какабадзе и кинематограф:" -диссертант исследует вклад художника в грузинское кинодекорационное искусство, а также его деятельность как режиссера-документалиста и кинодраматурга.

Кинематограф 20-х годов открыл перед художниками перспективу новых творческих поисков. В этот период в кино рабо ,тают такие талантливые грузинские художники как Д.Шеварднадзе, В.Сидамон-Зристави,Д.Какабадзе,Л.Гудиашвили. Их привлекала не только возможность испытать себя на новом поприще... Решающим стимулом была необычайно активная творческая жизнь грузинской киностудии,объединяющая большое количество по настоящему талантливых людей,главной задачей которых было обновление национального кинематографа.

Д.Какабадзе начал свою работу в кино в сотворчестве с Михаилом Калатозишвилй.Их первой совместной работой был

документальный фильм "Их царство"/"18-28"/, созданный в 1928 году. Фильм не сохранился .'Остались лишь воспоминания современников,большинство' которых особо отмечало высокий ' изобразительный уровень фильма.

После фильма "Их царство" творческое сотрудничество '■ КакабаДзе-Калатозишвили еще больше укрепилось в связи с работой, над документальной лентой "Джим Шванте"/Соль Сванетии"/1930/, посвященной жизни горцев. Анализируя изобразительный строй фильма, автор отмечает, что здесь характерная для Д.Какабадзе графичность нашла свое новое образное воплощение. Композиционное решение кадров близко живописным полотнам художника. В эскизах к "Джим Шванте"Д.Ка-кабадзе уделял особое внимание освещению - здесь то же распределение свето-тени, что и в "имеретинской" серии художника. Используя принципы своей живописи в области кино, Д.Какабадзе не забывает при этом о специфике киноискусства. Какабадзевское освещение,"окивленное" глазом кинообъектива,приобретает характер смыслового подтекста, авторского раздумья.

Композиция созданная Д.Какабадзе и творчески развитая М.Калатозишвили, прозвучала в фильме своеобразным "голосоу от автора". Художественный стиль Д.Какабадзе оказался родственным стилю режиссерагяркое освещение, подчеркнутая линейность форм,неожиданная смена планов - все это помогло им передать напряженную экспрессию материала.

Участие Д.Какабадзе в создании фильма "Джим Шванте" нельзя оценить лишь как работу художника-оформителя,вести

речь- лишь о заслуге художника в создании материальной среда,колорита картины и т.дг Зрительно фильм почти полностью насыщен художественными образами Д.Какабадзе.

После "Джим Шванте" М.Калатозишвили прошел долгую и творчески насыщенную жизнь.Он пережил своего старшего соратника по работе. На многие годы его имя стало синонимом побед советского кино 50-х годов. Слава фильма "Летят журавли" разнеслась iré всему миру.Позже, изучая и определяя особенности поэтического кино,исследуя его родословную,критики заговорили и о фильме "Джим Шванте". Известный киновед С.И.Фрейлих первым отметил связь между Фильмами "Джим Вванте" и "Летят журавли". По его мнению стоит лишь посмотреть оба эти фильма подряд,как зритель сразу почувствует руку одного и того же мастера. Автор диссертации развивает мысль С.И.Фрейлиха о .влиянии Д.Какабадзе ка молодого М.Калатозишвили, считая это обстоятельство важным фактором для опредечения генезиса творчества М.Калатозишвили.

В творческом сотрудничестве с Ладо Гудиашвили и режиссером Михаилом Чиаурели Д.Какабадзе создает изобразительное решение фильма "Саба" (1929). В диссертации отмечается роль искусства освещения в общем художественном строе фильма. Работая над освещением,Д,Какабадзе и оператор А.Лоликевич решалц важную изобразительную задачу: выявление объемно-пластических форм объекта. Эффект освещения действует в

I.С.Фрейлих,Золотое сечение экрана-,изд."Искусство'1,1976,

полном, согласии с мизансценой,композицией кадра и монтажом. На плоскости киноэкрана возникают картины, где объемно-пластические формы,глубина пространства.ракурсы освещения даются в движении.

Творческое сотрудничество Д.Какабадзе и М.Чиаурели продолжилось в фильме "Хабарда" ("Посторонись"-1931г.). И здесь Д.Какабадзе работает вместе с Д.Гудиашвили. М.Чиаурели, в прошлом-воятель, художник-каррикатурист,тонко разбирался в изобразительной специфике фильма. Ему перрому в истории грузинского кино принадлежит разработка режиссерского сценария рисованными кадрами. Диссертант подчеркивает, что дарование Д.Какабадзе для М.Чиаурели раскрылось более всего в техническом аспекте, в использовании двойной экспозиции, внефокусных съемок,деформированный отражений предмета, в создании фантасмагорического экранного действа.

Особую творческую радость принес художнику фильм "Потерянный рай"/1937/- первый звуковой фильм в творчестве Д.Какабадзе. Залогом успеха фильма был первоисточник - проза, классика- грузинской литературы Давида Клдиашвили. Режиссер и художник создавали правдивую картину жизни обедневшего имеретинского дворянства.Имеретия со своими-кошсретно-национальными и бытовыми чертами представляла авторам фильма богатый материал. Каждый эскиз к фильму - следствие долгих раздумий художника, свидетельство напряженной совместной работы с режиссером.

Изуча." особенности какабадзевского творческого видения, его художественного почерка в кино, автор высоко оцени-

вает его работу и как режиссера документалиста в фильме "Памятники материальной культуры Грузии" /1931/. К сожалению,фильм не сохранился. О режиссерской'работе Д.Какабадзе свидетельствуют несколько ремарок, сделанных на полях сценария. Видимо,,-фильм был. задуман с большим размахом. Судя по фото материалу, свободное владение объект' вой открывало перед Д.Какабадзе возможности обозрения широкого пространства. Д.Какабадзе лично работал над мон-тажем. В черновиках-определены последовательность чередования планов,длина монтажных кусков,смысловая связь кад-. ров^

В кинематографическом творчестве Д.Какабадзе есть ещ< один интересный момент - либретто неосуществленного фильмг В нем Д.Какабадзе рассказывает о жизни горцев. Автор диссертации стремится выявить, уже на литературном поприще, эволюцию интересов Д.Какабадзе, особенности его творческо! индивидуальности.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ - приводятся основные выводы исследоват Изобразительные решения спектаклей и фильмов с участием Д.Какабадзе рассмотрены в работе в связи с ведущими социально-культурными тенденциями времени..

Многогранная творческзд индивидуальность Д.Какабадзе, глубина осмысления им современных форм искусства, яркие и выразительные средства изобразительных решений спектаклей и фильмов -'все это определило значение вклада худож-

ника в истории грузинского театрального кииоискусства.

Деятельность Д.Какабадзе в театре и кино во многом способствовала созданию новой поэтики декорационного искусства 20-30-х годе*, способствовала образованию новых художественных.форм, главной отличительной чертой которых был синтез живописного и конструктивного начал.

Своеобразие творчества Д.Какабадзе во многом определяется его близостью к самобйтным корням грузинского национального искусства.

Исследование вклада Д.Какабадзе в развитие грузин-зкого театрального и кинодекорационного искусства во многом дополняет и обогащает наше представление об истинном значении творчества этого художника в общем культурном троцессе. Детальное изучение этого аспекта деятельности 1.Какабадзе свидетельствует о том, что декорационные зешения художника отражали в себе самые передовые новатор-¡кие идеи времени. С этой точки зрения творчество Д.Ка-сабадзе является органической частью мировой театраль-юй и кинематографической культуры.

- го -

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1.Давид Какабадзе и кинематограф. "Сабчота хеловнеба", 197?, И0,0,5 п.л.

2.Давид Какабадзе - художник "Джим Шванте" и "Балл"."Кино", 1988,»,1 п.л.

3. Давид Какабадзе - художник кино. Тезисы доклада на научной сессии Грузинского гос.театрального института, 1980, 0,25 п.л.

4.Давид Какабадзе и творческий мир Михаила Чиаурели. "Кино", 1990, №3', I п.л.