автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Политические конфликты и механизмы их разрешения

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Семененко, Олег Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Политические конфликты и механизмы их разрешения'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Семененко, Олег Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ, ИХ СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ

§ 1. Сущность и основные детерминанты политических конфликтов.

§ 2. Конфликты в структуре власти и их особенности.

§ 3. Конфликт между властью и обществом и формы его проявления.

ГЛАВА II. МЕХАНИЗМЫ РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ

§ 1. Пути и некоторые особенности преодоления политических конфликтов.

§ 2. Правовые основы разрешения политических конфликтов.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по политологии, Семененко, Олег Юрьевич

Актуальность темы исследования. Сфера политики, которая характеризуется неравномерностью распределения властных ресурсов между социальными группами, политическими партиями и т.д., по природе своей всегда, так или иначе, сопряжена с возникновением конфликтных ситуаций. Институционализированные политические конфликты (стремление к участию во власти, ее формировании и т.д.) как составная часть социальной жизни в правовом, демократическом обществе, обычно при условии генерирования свода законов и норм для их разрешения, воспринимаются как нормальное общественное явление. Отсутствие у политической системы желания признать возможность назревания конфликтов в жизни общества, напротив, готовит почву для возведения любых отклонений и противоречий в ранг режимного противостояния и вынуждает государство направлять свои усилия на их разрешение, нередко неадекватными методами. Часто подобные явления оборачиваются для системы усилением дезинтеграционных процессов, дестабилизацией общественной жизни и, наконец, ее распадом. Поэтому поиску основных детерминант политических конфликтов в современной политологии отводится видное место, ибо способность системы к обнаружению этих детерминант дает ей шанс, исходя из контекста, выработать своевременные механизмы их регулирования и разрешения.

Исходя из вышесказанного, изучение природы и детерминации политических конфликтов сегодня более актуально, чем когда-либо, особенно в тех обществах, которые лишь в недавнем прошлом выбрали путь легализации форм участия всех политических сил в формировании власти легитимными средствами. К таким странам относится и Республика Таджикистан, политическое пространство которой, несмотря на многообразие конфигураций сил, выглядит стабильным, исходя как из признания претензий каждого на участие во власти, так и отработки легитимных механизмов и законов мирного их разрешения. Думается, что изучение опыта становления такого совместного политического пространства светского характера, где возможен поиск силами различных ориентаций общих приоритетов в стратегии политической деятельности, содержит много ценного и для фундаментальной теории политики, и для стран региона. Изучение данной проблемы позволит проследить не только за процессом структуризации интересов в политическом пространстве стран региона, но и за их сопряжением с общими региональными и мировыми интересами. Прогнозируемость поведения структурообразующих элементов того или иного политического пространства дает возможность заинтересованным странам составить себе долгосрочную матрицу взаимоотношения с ними в региональном или мировом масштабе.

И, наконец, изучение этой темы имеет важную практическую значимость для поиска эффективных путей преодоления мировым сообществом политических конфликтов. Сегодня в силу глобализации международных связей пространственные границы внутригосударственных конфликтов тоже расширяются и все реже определяются отдельными локальными территориями. Поэтому ни одна страна в современном мире не может отнестись безразлично к появлению новых очагов конфликтных ситуаций даже в отдаленных от их границ странах. Необходимо отметить, что всякое обострение политической ситуации в центральноазиатском регионе, особенно в Республике Таджикистан, имеет свои особенности в том, что оно может вызвать волну экстремизма и терроризма. Исходя из этого, возникает необходимость объединения общих усилий для противодействия этим явлениям. В данном контексте особое значение приобретает научный анализ причин образования конфликтных ситуаций, статус их субъектов, преследуемые ими цели, накопленный опыт разрешения подобных явлений и т.д. В связи с этим приобретает ценность не только для науки, но также и для политической практики современных государств изучение природы политического конфликта в таджикском обществе в границах анализа форм взаимоотношений социума и власти, представлений социума о власти, традиций обеспечения авторитета легитимности светского закона, правил игры субъектов политики и т.д. Поэтому всесторонний анализ поставленной в центре данного исследования темы имеет важное значение для поиска механизмов воздействия на динамику внутригосударственных политических конфликтов и управления ими с целью обеспечения политической стабильности в мире в целом.

Степень разработанности проблемы. В рамках социально-политических наук XX века уже сложилась солидная общетеоретическая база анализа конфликтных ситуаций, в том числе политических. Установившиеся конфликтологические школы можно разделить на две группы: функциональные и дисфункциональные. Если первая школа рассматривает конфликт как необходимый компонент развития общества, то вторая, наоборот, в конфликте видит симптом напряженности, влекущей за собой дезинтеграцию, дестабилизацию социальной системы. В определении причин конфликтов обнаруживается многообразие мнений и концепций. Если одни аналитики при объединении этих причин исходят из инстинктивной природы человека, то другие - из сферы человеческого сознания, экономических противоречий в развитии демократических институтов общества, а также технологического процесса. Однако, в современной науке постепенно начинают формироваться новые взгляды, согласно которым причины политических конфликтов не всегда заложены в вышеназванных факторах. Часто политические конфликты исходят из социальной структуры отдельных обществ, которые в силу внешних и внутренних обстоятельств склонны вызывать конфликтные ситуации. Результатом такой направленности являются переживаемые, часто не только мировым сообществом, но и отдельно взятыми государствами, конфликты в форме противостояния разных ценностных ориентаций, которое приводит к амортизации, распаду на составляющие их единого политического пространства. Следует отметить, что такое состояние особенно характерно для стран СНГ, которые не имеют достаточного опыта государственного строительства в условиях плюралистического мира, и зачастую им достаточно сложно бывает пресечь проявления радикализма, различных форм деструктивности в своем политическом пространстве. Поэтому в последние годы изучение проблемы основных детерминант политических конфликтов на постсоветском пространстве все более привлекает внимание исследователей. Особое внима 1 ние ей уделяется в российской политологической науке .

Среди российских исследователей особо выделяется А.Г.Здравомыслов, положивший начало традиции теоретико-прикладного осмысления политических конфликтов, возникающих на постсоветском пространстве. Анализ динамики политических конфликтов и возможные пути их урегулирования часто подвергались основательному обсуждению на страницах научных журналов2. Значение этих работ заключается в том, что их авторы при анализе причин образования конфликтных ситуаций, способов их разрешения, не замыкаясь на категориях существующих универсалистских конфликтологических теорий, стараются с учетом социокультурных реалий постепенно продвигаться вперед в их понимании и объяснении. Именно в этом русле в свое время Д.Микульским и В.Бушковым была предпринята попытка исследовать межтаджикский конфликт . Однако, часто наблюдаемое в этих исследованиях стремление все причины выводить из архаичных пластов сознания и архаичных форм организации взаимоотношений людей принижает научную ценность некоторых из этих работ. От такого подхода не свободен и ряд таджикских аналитиков. Наиболее близко к современным реалиям межтаджикский конфликт исследуется в работах К.Расулова, А.Махмадова, М.Гулахмедова, С.Фаттоева, А.Мамадазимова, С.Олимовой, М.Олимова, М.Хидировой и некоторых других4.

1 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект-Пресс, 1996; Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. - М.: Центр конфликтологии: Институт социологии РАН, 1996 и др.

2 Постсоветское пространство: этнополитические проблемы («круглый стол»). // Соц. исследования. - 1997. -№ 1. - С. 34-54, № 2. - С. 77-94; Сатарин А.Н. Социальные конфликты в меняющемся обществе. // Соц. исследования. - 1992. - № 2. - С. 145-150.

3 Бушков В.И., Микульский Д.В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. - М.: Российский гуманитарный фонд, 1997. - С. 45.

4 Расулов К., Гулахмедов М. Национальные и политические процессы независимости Таджикистана. - Душанбе: Маориф, 2001; Махмадов А. Таджикистан: урегулирование «нетрадиционного» конфликта традици

В данных работах исследование природы политических конфликтов ограничивается рамками анализа межтаджикского конфликта 90-х годов, а современный конфликтный потенциал обществ, вступающих на путь демократизации и экономических реформ, часто остается вне поля изучения, хотя общеизвестно, что всякая развивающаяся политическая система сопряжена с конфликтами и противоречиями. Это особенно заметно в странах, которые не имеют глубоких традиций, навыков демократического управления общественной жизнью, определения правовых рамок и границ деятельности субъектов политики по достижению власти и т.д. Следует отметить, что Республика Таджикистан, как и многие страны постсоветского пространства, относится к данному ряду государств. Поэтому основательное изучение современного конфликтогенного потенциала данных обществ в силах сблизить их видение решения многих политических задач общими усилиями.' А обнаружение такого конфликтного потенциала предполагает анализ социокультурных связей факторов, которые находятся не на поверхности, а в глубинных пластах сознания индивидов и формах организации их социальной жизни. Анализ степени изученности проблемы, касающейся конфликтного потенциала, в упомянутых работах показывает, что в них недостаточно исследованы вышеуказанные аспекты политических конфликтов, особенно в контексте политической жизни отдельно взятого государства. Это и побудило диссертанта сделать попытку восполнить имеющиеся пробелы.

Цель и задачи исследования. Исходя из степени разработанности проблемы, цель данного исследования состоит в определении сущности и выявлении механизмов разрешения и преодоления политических конфликтов на примере таджикского конфликта. В соответствии с главной целью в рабоонными методами. И Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. - Вашингтон-Москва, 1997; Махмадов А., Хидирова М. Межгаджикский конфликт и его особенности. - Куляб: Фарханг, 1997; Фаттоев С. Социально-политические конфликты в современном обществе (опыт Таджикистана) - Душанбе: Дониш, 2001; Мамадазимов А. Политическая история таджикского народа. - Душанбе: Дониш, 2000; Олимова С., Олимов М. Исламская партия возрождения в межгаджикском конфликте и его урегулирование. // Центральная Азия и Кавказ. - 2001. - .№ 1 (13); Хидирова М. Конфликт как социально-политический феномен. // Автореф. Дис. на соис. учен, степени кан. пол. наук. - Душанбе: Шарки озод, 1999 и др. те ставится и решается ряд взаимосвязанных задач, среди которых уместно выделить следующие:

- раскрытие природы политических конфликтов на примере Таджикистана, а также анализ форм реагирования общества на конфликтные ситуации;

- обозначение границ перехода политических конфликтов от стадии позиционных к стадии режимных, исходя из исторически сложившихся форм взаимоотношений социума и власти;

- анализ современных аспектов взаимоотношений субъектов политики в Таджикистане и имманентных возможностей образования конфликтных ситуаций в нем;

- исследование реальных возможностей традиционных структур таджикского общества, а также степени их влияния на разрешение конфликтных ситуаций;

- определение роли нормативных механизмов в регулировании конфликтных ситуаций, исходя из основных факторов, определяющих социальную реальность того или иного общества (традиций, религии, прагматических интересов, светского законодательства и т.д.).

Научная новизна исследования заключается в следующем.

Диссертант, рассматривая конфликты как необходимый компонент политических процессов, показывает, что по способам их реализации, разрешения и восприятия социумом, исходя из социокультурных реалий того или иного общества, они бывают различными. Характеризуя природу этих различий, он находит их корни в элементах политических культур и в различных мировоззренческих ориентирах. На примере межтаджикского конфликта в диссертации впервые:

- предпринята попытка показать разновидности протекания политических конфликтов в современных и традиционных обществах, а также различия в действиях их политических субъектов в борьбе за достижение власти и доступ к ее ресурсам;

- выявлен процесс привыкания политического мышления таджикского социума к легитимизации возможности доступа разных политических сил к участию в формировании власти;

- анализируется опыт создания правовых основ и процедур для легальной политической деятельности партий в Таджикистане и их роль в общественной жизни страны;

- предпринята попытка дать оценку текущей внутриполитической и геополитической ситуации в Республике Таджикистан и перспективам ее мирного развития;

- предпринята попытка очертить, наряду с демократическими мерами урегулирования политических конфликтов, границы допустимости использования механизмов «насилия» в разрешении конфликтов;

- определяется граница эффективности принятия силовых и демократических методов урегулирования и предотвращения конфликтных ситуаций;

- впервые анализируется приоритет авторитетов (религии, традиций и законодательных актов) в обеспечении легитимности заключенных между конфликтующими сторонами соглашений и договоров.

Методологической основой исследования явились разработанные в сфере изучения политических проблем методы сравнительного, социологического, культурологического, а также логического и системного анализа общественных явлений. При этом диссертант опирается на положения и выводы, содержащиеся в трудах ведущих таджикских, российских и зарубежных ученых, исследующих данную проблему.

Теоретическая и практическая значимость работы. Научные результаты и выводы исследования имеют не только теоретическое, но и большое практическое значение. Они могут быть использованы в политической практике современных государств при прогнозировании конфликтных ситуаций и выработке действенных механизмов регулирования и разрешения данных ситуаций в своем политическом пространстве. Эти положения и выводы могут применяться заинтересованными организациями, специалистами и исследователями для дальнейшего сравнительного изучения политической жизни государства постсоветского пространства, а также для улучшения формы их взаимодействия в случае конфликтных ситуаций. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при преподавании общественных дисциплин, в частности, в курсах политологии, политической истории, правоведения и социологии.

Апробация диссертации. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им. К.Джураева. Отдельные аспекты диссертационной работы докладывались и получили положительную оценку на международных и республиканских семинарах: одиннадцатом заседании Политического дискуссионного клуба «Свобода слова, свобода прессы» (Душанбе, 2001 г.), двенадцатом заседании Политического дискуссионного клуба «Партии и движения Таджикистана» (Душанбе, 2001 г.), семинаре «Свобода совести и вероисповедания в Республике Таджикистан» (Душанбе, 2002 г.), Региональной конференции «Свобода совести и вероисповедания в Центральной Азии» (Жалал-Абад, Кыргызстан, 2002 г.).

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Семененко О.Ю. Разрешение политических конфликтов: вопросы теории и практики. - Душанбе: Шарки озод, 2001. - 45 с.

2. Семененко О.Ю. Роль ОБСЕ в обеспечении прав национальных меньшинств. // Национальные меньшинства Таджикистана: проблемы и перспективы. - Душанбе, 2002. - С. 87-96.

3. Семененко О.Ю. Конфликты между ветвями власти и пути их разрешения. // Вестник Педагогического Университета. - Душанбе, 2002. - № 4. -С. 3-11.

11

4. Семененко О.Ю. Взаимоотношения между ветвями власти в Республике Таджикистан. // Вестник Педагогического Университета. - Душанбе. 2002. - № 4. - С. 12-20.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Политические конфликты и механизмы их разрешения"

Выводы к Главе II

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что в демократических обществах по мере возрастания чисто конфликтных ситуаций множится и стремление к созданию разнообразных механизмов, институтов, предназначенных для их разрешения. Тем самым функции этих механизмов, институтов направлены, прежде всего, на предупреждение общества о возможностях приобретения конфликтными ситуациями нежелательной для него направленности своего развития. Поэтому способность системы к предотвращению и регулированию конфликтов приобретает реальные очертания путем развития в ней умения четко и своевременно обозначить в отношениях между группами, партиями и индивидами, прежде всего, противоречащие друг друга начала. Обозначение этих начал позволит не только идентифицировать сторону конфликта, но и предмет спора.

Исходя из качества конкретных носителей конфликта и совместимости их целей существующими в обществе правилами игры, система предпринимает меры по их разрешению и предотвращению. Эти меры могут носить как демократический, и так и недемократчиеский характер. К демократическим методам регулирования политических конфликтов относятся переговоры, компромиссы, консенсус, диалог и т.д. Их эффективность достижима в обстановке определенной политической культуры, которая определяет базовые «правила игры» политических актеров в политическом пространстве того или иного общества. Однако при разрешении и преодолении политических конфликтов не всегда оказываются эффективными мирные методы даже в государстве с демократическим режимом осуществления политической власти. Легитимность силовой политики государства в разрешении внутренних конфликтов де-юре обеспечивается сохранением за ним права использования силы в пределах страны в рамках действующего законодательства. В основном данные меры часто направлены на те группы, которые по своим стратегическим целям заинтересованы в разрастании конфликта. В современном мире число таких экстремистских, террористических групп все более увеличивается. Поэтому в целях нейтрализации активных сторонников таких групп и устранение возможных последствий их деструктивных действий усиление карательных мер в отношении них считается оправданным.

Выбор путей разрешения и урегулирования политических конфликтов многообразен. Исходя из степени эскалации, конфликты могут разрешаться или предотвращаться и нормами общественного порядка. При этом действуют нормы различного рода и содержания - превентивные, религиозные, правовые и т.д. Эффективность каждой из этих норм определяется тем, на основе чего конструируется социальная реальность - прагматическими интересами или нравственным, религиозным долгом. При урегулировании конфликтных ситуаций, возникающих в обществах с конструированной на прагматических интересах социальной реальностью, особое значение приобретают, наряду с нравственными, правовые нормы. Наличие и легитимность этих норм в политическом пространстве, а также их учитывание в деятельности групп, партий и во взаимоотношениях между ними дает политической системе возможность достичь долговременного динамичного социального порядка в обществе. Следует отметить, что без необходимого правового обеспечения любые соглашения о достигнутом в конфликтных ситуациях мире обречены на провал. Если в обществах, основывающих свою социальную реальность на прагматических интересах, взаимная договоренность сторон о прекращении конфликта исходит и основывается в большей мере на авторитета моральных норм, то она нарушается легче, чем договоренность, основанная на авторитете закона, права. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что достигнутый в Таджикистане мир и созданные правовые нормы, обеспечивающие его, могут дать сильный толчок и динамизм развитию политической, экономической и других сфер жизни республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире мы все чаще становимся свидетелями того, каким образом во многих обществах политические системы претерпевают изменения в организации, функций деятельности и ориентации своих элементов. Часто этот процесс сопровождается конфликтными ситуациями, которые для системы могут иметь как положительное, так и отрицательное значение. Поэтому сегодня современная политологическая наука больше чем когда-либо призвана найти механизмы объяснения данных явлений и выработать превентивные стратегии управлениями ими. Сегодня, опираясь на теоретическое осмысление событий, происходящих в политическом пространстве как стран СНГ, так и других стран мира, можно утверждать, что динамика конфликтных ситуаций, обусловленная глубокими противоречиями, кризисами, вооруженными столкновениями и т.д., соотносится, первую очередь, с природой складывающихся в странах новых политических ориентаций. В определенных условиях желание учиться культуре предотвращения конфликтов теряет свою значимость на пути достижения поставленной цели. В таких случаях часто общество теряет не только возможность раннего обнаружения, предупреждения конфликтных ситуаций, но и механизмы их урегулирования. Тогда единственным механизмом прекращения конфликта выступает борьба до победного конца. Другая крайность в политической практике отдельных стран исходит из их готовности признать, что отсутствие конфликтов в сфере политики является недостижимым идеалом, но это признание не сочетается с потребностями общества в безопасности и мире. Другое противоречие постепенно обнаруживается в структуре системы международных отношений относительно правомерности выбора силового метода при разрешении конфликтов и установлении мира в отдельных регионах. Эти и другие реалии политической жизни современных обществ сегодня как никогда требуют теоретического осмысления для правильного понимания действий отдельных актеров в конфликтных ситуациях. Теоретическое осмысление данной проблемы на основе исторических данных имеет особую ценность для новых независимых государств, в которых распространение демократических норм успело дискредитировать себя в общественном сознании многими открытыми конфликтами.

Обычно в обществах с демократическими режимами политические конфликты носят позиционный характер. Здесь протекание и разрешение политических конфликтов не имеет деструктивного характера, не нарушает стабильного функционирования институтов общества, а, наоборот, в некоторых отношениях вносит в их деятельность элементы новизны, способствующие их лучшей адаптации к изменившимся условиям. Многие исследователи даже поторопились абсолютизировать эту тенденцию и выдвинуть идею о том, что распространение демократии приводит к расширению противоречий между государствами и индивидами1. Однако это утверждение уместно для стран с богатыми демократическими традициями. В странах же переходного периода часто переход организации общественной жизни на рельсы демократических институтов сопряжен с режимными политическими конфликтами. Для воспрепятствования эскалации подобных конфликтов, разрастанию масштабов насилия эти общества в своей политической практике всегда должны уметь вырабатывать превентивные стратегии действия. Ввиду отсутствия должной социальной базы политические системы трансформирующихся стран для дальнейшего продвижения по пути демократических реформ должны всемерно содействовать повышению уровня жизни, благосостояния населения, обеспечению безопасности и т.д. В государствах, в которых не решаются эти проблемы, вряд ли смогут оградить себя от возможных новых очагов конфликтных ситуаций. Т.е. без обеспечения вышеназванных превентивных мер всякие структурные перемены в политической системе общества выглядят привлекательными для рядового гражданина, который заинтересован, наряду с прочим, еще и в улучшении качества своей жизни, удовлетво

1 Стивен М.Уолт. Никогда не говори никогда. Дискуссия о демократии и войне: принятие желаемого за действительное. // Соц.-гум. знания. - 2001. - № 3. - С. 262-270. рении основных нужд и т.д.

Если с этой точки зрения рассматривать природу возникшего в недавнем прошлом политического конфликта в Республике Таджикистан, то очевидно, что он был обусловлен разными причинами. Прошлая политическая система республики, как и других союзных республик, носила организационный характер, существуя в рамках санкций и разрешений еще более крупной политической организации, т.е. государства. Поэтому всякие требования и претензии со стороны на участие в формировании власти были исключены. Противоречия интересов на этом пути недооценивались или скрывались ради структурной стабильности. С началом «перестроечных» веяний конфликтный потенциал общества из-за претензии новообразованных политических субъектов на участие в распределении, формировании власти постепенно вышел из-под контроля государства, которое стало больше не в состоянии взять на себя функции социальной системы, как раньше. Поэтому оно было вынуждено идти по пути разделения функций осуществления власти и ее формирования между массой новых политических и общественных образований. Т.е. чиновничий и административный аппарат остались вне рамок своих ранее выполняемых политических функций, ибо политическая жизнь перешла в сферу деятельности партий, движений, групп интересов и т.д. Конечно, вначале огромный государственный аппарат не мог смириться с данным процессом и отчаянно ему сопротивлялся, идя даже на провоцирование конфликтов. Одним из таких очагов политического конфликта стала Республика Таджикистан в период с 1992 по 1997 годы. Тогда не имевший опыта жизни в условиях плюралистического мира Таджикистан оказался в пламени гражданской войны. Народ воочию видел и переживал в течение пяти лет трагедию открытого политического конфликта. Однако Республика Таджикистан смогла найти в себе ресурсы, чтобы разрешить в 1997 году этот конфликт мирным путем. Опыт такого мирного разрешения политического конфликта в политической практике начали оценивать как уникальное явление.

Следуя этому, и политологическая наука тоже старается выработать всесторонний взгляд на такой опыт разрешения и преодоления политических конфликтов. Ибо этот опыт еще раз на практике подтвердил, что страны, только вступившие на путь демократической формы организации социальной жизни, также могут решать возникшие ситуации не в деструктивной, а конструктивной плоскости.

Думается, что от того, насколько будут изучены эти исторические факты, настолько обогатится опыт общества в обеспечении потребности людей в мире и безопасности. Наряду с ранним предупреждением конфликтных ситуаций в политическом пространстве того или иного общества, современная политологическая наука старается определить и создать условия для устойчивого мира и мирного сосуществования. В Республике Таджикистан после подписания 27 июля 1997 года Общего соглашения о мире и национальном согласии начался новый этап мирного процесса. С уверенностью можно сказать, что для таджикского народа установление мира является одним из главных достижений после приобретения им независимости. И поэтому государство для обеспечения стабильного мира в обществе сегодня стремится найти общие политические символы, способные объединить разные регионы, стандартизировать их политические ориентации на уровне политического центра. Это призвано обеспечить сохранение самого ценного завоевания таджикского народа последних лет - независимости, и в целом - института государства.

Таким образом, трансформационная полоса развития общества, если иметь в виду присущую ей ломку традиционных форм социальных связей, основных поведенческих детерминант и т.д., всегда, так или иначе, сопровождается часто возникающими конфликтами, что является объективным условием развития общества. Таджикское общество в этом отношении не является исключением. Приобретение Таджикистаном независимости с самого начала сопровождалось возникновением таких конфликтных ситуаций, иногда с высокой степенью эскалации, конечным результатом которых стала гражданская война последних лет. Однако с окончанием подобных беспорядков социальные конфликты не исчерпываются, а переходят в другое состояние, т.е. от поведенческой сферы переходят в плоскость представлений, идеологических расхождений партий, движений, которые сопряжены с трудностями поиска социальными группами и индивидами своего статуса в изменившейся структуре общества, новых форм социальных взаимосвязей, отношений и т.д. Если реальность существования этих конфликтов иногда все же признается, то их осознание, зачастую, остается в тени. Это приводит, если не к открытому противостоянию, то к гомеостатичности конфликта в целом, в то время как признание реальности подобных конфликтов в обществе делает социальную систему гибкой и способной к поиску новых форм их разрешения или урегулирования. Поэтому для того, чтобы подобные конфликты не стали причиной разделения по вышеупомянутым причинам единого социального пространства общества на противоположные полюсы, необходимо осознать данные противоречия и найти механизмы их разрешения на этой стадии, чтобы они не переросли в открытое противоборство.

Подвижность социальных конфликтов при переходе от субстанциональной плоскости к поведенческой заметна именно тогда, когда общество находится в состоянии обретения нового качества. Отрицательное влияние такого исхода конфликтного состояния усиливается, если мотивы, приводящие к конфликтному поведению, получают политическую или религиозную окраску, форму актуализации. Так как и теперь в Республике Таджикистан имплицитно почва для этого имеется, то в случае игнорирования данного обстоятельства может произойти поляризация общества по вышеупомянутым признакам. Однако необходимо, чтобы признание конфликтов сопровождалось потребностями к развитию стабильности устоев общества. А для того, чтобы признание конфликтов в социальном пространстве реалистично сочеталось с потребностями общества к развитию, к улучшению форм взаимодействия людей, требуется системное изучение данного явления. Думается, что это становится возможным при изучении исторического опыта осознания конфликтного состояния общества конкретным социумом и поиска характерных для данного социума форм их разрешения. Исходя из этого, можно предложить современные формы разрешения конфликтов. Например, форма изучения социальных конфликтов через плоскость социокультурного контекста показывает, что не всегда конфликтные состояния исчерпываются открытым противостоянием в обществе. До сих пор в Таджикистане изучение конфликтов ведется в вертикальном измерении на основе сравнительного анализа имевшихся в том или другом обществе подобных ситуаций, процессов и т.д.

Исходя из этого, нам кажется важным и целесообразным выявление конфликтных факторов в обществе путем изучения конфликтного потенциала социумного сознания, который формируется культурным и историческим опытом. Динамика и форма разрешения различного рода конфликтов (политических, экономических, социальных и т.д.) в большей мере зависит от этого фактора. Опыт таджикского социума свидетельствует о том, что в нем исторически происходило взаимопересечение различных способов минимизации такого потенциала путем придания этому потенциалу направленности на искоренение или примирение противоположностей. Иногда, несмотря на свою чисто политическую цель, объективация конфликтного поведения социума происходила путем обретения религиозной окраски. Это означает, что в таком случае подобные мотивы поведения получали в большинстве своем окраску религиозного долга.

Рекомендации и предложения по основным аспектам диссертации

Как ранее отмечалось, данная работа с самого начала была построена на анализе исторических фактов, имевших место в недавней истории таджикского социума. Многие наши рассуждения построены также на осмыслении тех моментов сегодняшних реалий таджикского общества, которые часто в своем потенциале содержат конфликтную ситуацию. Поэтому для того, чтобы эти потенциальные конфликтные ситуации не перерастали в кризисные, необходимо, чтобы в обществе предпринимались и вырабатывались перспективные меры по их предупреждению и разрешению, которые бы соответствовали специфике данной проблемы, а также чтобы это общество пребывало в постоянном поиске новых походов к предупреждению конфликтов и нейтрализации возможных очагов из развертывания. Недооценка, пусть даже слабо поддерживаемых критиками, прогнозов о возможных конфликтных ситуациях, которые имеют место в обществе, может в результате обернуться огромными потерями, бедствиями и, что самое страшное, человеческими жертвами. Исходя их этого, нами были предложены меры по предупреждению возможного конфликтного потенциала общества. Данные меры могут фрагментарно все еще содержать в себе противоречия и довольно сложно согласовываться с точкой зрения обывателя, некоторыми имеющими место фактами, однако реально смотрящий на мир политик найдет в них много полезного.

В социально-политическом теле таджикского общества одним из самых болезненных мест, которые могут в будущем нарушить относительную стабильность его жизнедеятельности, остается все более усиливающаяся экономическая дифференциация членов этого общества. Поэтому не следует слишком впадать в эйфорию по поводу достигнутого мира, забывая при этом о тех проблемах, из-за которых в свое время разгорелся конфликт в обществе.

Политические конфликты в обществе по природе своей вездесущи, и иногда они должны вызываться властными структурами с целью придания развитию общества необходимого динамизма. Но при этом должна ясно представляться степень их управляемости и время завершения.

Ни для кого не секрет, что нестабильность социально-политической обстановки в Афганистане является источником для поощрения не только экстремистских и террористических настроений среди определенных групп в странах Центральной Азии, но и поставок наркотиков и оружия. Поэтому Таджикистану следует и в будущем не терять сегодняшний темп своего активного политического участия в мирном строительстве данного соседнего государства.

Во избежание в будущем возможного роста среди национальных меньшинств этнического национализма государство должно стремиться к тому, чтобы вызывать и активизировать в сознании масс гражданский национализм. Для этого должна быть создана четкая правовая база развития и обеспечения прав национальных меньшинств в Республике Таджикистан, которые составляют пятую часть всего населения страны. Необходимо также укрепить основы единого образовательного пространства страны, которое могло бы предусматривать включение отдельных обязательных предметов обучения даже в школах, созданных в Республике Таджикистан другими государствами для своих соотечественников. Ибо упущения в таких моментах может приобрести негативную направленность и стать сильной угрозой для национальной безопасности Республики Таджикистан.

Другим важным моментом исключения из политической сферы общества перехода конфликтных ситуаций в кризисное состояние является своевременная оценка действий преступных и коррупционных групп, поскольку в политическом плане активизация их действий означает сопротивление проводимому государством политическому курсу и игнорирование общепринятых социальных норм поведения. Думается, что в выступлении Президента Республики Таджикистан Э.Рахмонова на состоявшемся 31 мая 2002 года Республиканском совещании сотрудников правоохранительных органов и силовых структур Таджикистана по проблемам борьбы с политическим терроризмом и экстремизмом были очерчены контуры возможного влияния этих явлений на дестабилизацию политической жизни таджикского общества. Ибо иногда эти группы, находя своего покровителя в структуре государственного аппарата, используют ресурсы власти для оказания помощи организованным криминальным структурам. Исходя из этого, необходимо поставить заслон на пути проникновения криминальных групп в структуры власти. Для этого целесообразно, наряду с обеспечением сносных условий жизни работников властных структур, проводить также их своевременную аттестацию и ротацию. Это даст властям возможность избежать сращивания криминальных структур с чиновниками государственных органов.

Для прививания в политической практике членов общества культуры мира необходимо принимать во внимание и исследования, которые свидетельствуют о том, что в таджикской национальной культуре всегда можно найти ценностные установки, направленные на регулирование конфликтных ситуаций в обществе. Поэтому их активизация в общественном сознании будет уместной и необходимой.

Таким образом, многообразие в детерминации возможного конфликтного потенциала общества требует ориентации и своевременного реагирования на изменения, происходящие в политическом пространстве страны и мира в целом. То есть оно должно приобретать, с учетом изменившийся реальности, рефлективный характер. Так как сейчас потребность в этом стала все более очевидна для обеспечения полноценного функционировании современной политической системы Таджикистана, многие с недопониманием относятся к скудности выхода информации из данной системы, а также трудностям на пути ее получения из властных институтов. В то же время необходимо, чтобы политическая система базировалась не только на проникновении информации, но и на ее выходе. Это в силах ориентировать политическую систему не только ситуативно, но и на то, чтобы она действовала с опережением и вырабатывала предложения и варианты решения проблемы.

 

Список научной литературыСемененко, Олег Юрьевич, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Абазов Р.Ф. Средняя Азия: ислам и политика. // Полис. 1992. - № 4. - С. 94-102.

2. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991.- 169 с.

3. Авеста в истории и культуре Центральной Азии. Душанбе: Сурушан, 2001.-525 с.

4. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. // Полис. 1992. - № 4. - С. 122-134.

5. Американская социологическая мысль: Тексты. / Под ред. В.Т.Добренькова. М.: Издание Международного университета бизнеса и управления, 1996. - 550 с.

6. Арендт X. Истоки тоталитаризма. / Пер. с анг. М.: Центр Ком, 1996. - 672 с.

7. Аристотель. Соч.: В 4-х т. T.4. - М.: Мысль, 1984. - 431 с.

8. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-246 с.

9. Асадуллаев И.К. Экспансия подобия, демократия и Таджикистан. Душанбе: Шарки озод, 2002. - 130 с.

10. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.: Иностранная литература, 1961. - 344 с.

11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Academia - центр, Медиум, 1995. - 335 с.

12. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -224 с.

13. Бережнов А.Г. Истоки, роль и назначение теории разделения властей. //. Проблемы теории государства и права. М.: Инфра, 1999. - С. 207-222.

14. Бурдье П. Социология политики. / Пер. с фр. M.: Socio-Logos, 1993. -336 с.

15. Бушков В. Формирование современной этнической ситуации в Северном Таджикистане. // Сов. этнография. — 1990. № 2. - С. 24 - 37.

16. Бушков В.И., Микульский Д.В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. М.: Российский гуманитарный фонд, 1997. - 126 с.

17. В контексте конфликтологии. Вып. 1. -М.: ИС РАН, 1997. 168 с.

18. Вагнер С. Общественное мнение в Таджикистане. Душанбе: Маориф, 1996.-47 с.

19. Васильев JI.C. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1988. -414 с.

20. Вебер М. Избранные произведения. / Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. - 704 с.

21. Власть: очерки современной политической философии Запада. М.: Наука, 1989. - 327 с.

22. Военно-политические конфликты в Центральной Азии. Алматы: АПИ, 2001.-108 с.

23. Восе Курбон. Роль политической школы Э.Ш.Рахмонова в разрешении проблемы национальной трагедии таджиков. // Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе: Матбуот, 2001. - С. 129-134.

24. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М.: Логос, 1998. - 416 с.

25. Гамильтон А., Джей Дж., Медисон Дж. Федералист,- М., 1993. 356 с.

26. Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1934. - 830 с.

27. Геллнер Н. Нации и национализм. // Вопросы философии. 1994. - № 7. -С. 55-61.

28. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал - УРСС, 1999. - 704 с.

29. Гиеев К. Место национальных интересов в процессе социальной интеграции нации. // Изв. АН РТ. Сер.: Философия и правоведение. Душанбе, Шарки озод, 2001. - № 1-4. - С. 52-54.

30. Гоббс Т. Изб. соч. Т. 2.-М.: Мысль, 1991. - 735 с.

31. Gressman Е. Separation of Powers: The Third Circuit of Dimension // Seton

32. Hall Law Review. 1989. - No 3. - P. 35-51.

33. Гришина H.B. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2001. - 466 с.

34. Громов И., Мацкевич Н., Семенов В. Западная социология. СПб.: Ольга, 1997.-372 с.

35. Данилов А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации. Минск: Харвест, 1998. - 432 с.

36. Демократические процессы в Центральной Азии: опыт и перспективы. -Бишкек, 1998.-344 с.

37. Диноршоев М.Д. О некоторых принципах философии национального мира. // Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе: Мат-буот, 2001.-С. 135-139.

38. Додхудоев Х.Д. Регионализм как феномен общинного сознания. // Изв. АН РТ. Серия: Правоведение. Душанбе: Шарки озод, 2001. - № 1-4. - С. 3142.

39. Додхудоева JI. Международные и внутренние аспекты миротворческого процесса в Республике Таджикистан. // Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе: Матбуот, 2001. - С. 208-215.

40. Документы о мире (Документы межтаджикских переговоров). Душанбе: Шарки озод, 1997. - 79 с.

41. Доронина Н.И. Международный конфликт. О буржуазных теориях конфликта. Критический анализ методологии исследователей. М.: Международные отношения, 1981.-181 с.

42. Достиев А. Разделение властей в Конституции Республики Таджикистан. // Изв. АН РТ. Сер.: Философия и правоведение. Душанбе: Шарки озод, 1997.-№1,-С. 3-11.

43. Ерасев Б.С. Феномен «восточного деспотизма» как явление «нового мышления». // Восток. 2000. - № 4. - С. 5-17.

44. Житенев В.А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. -М.: Политиздат, 1990. 142 с.

45. Зайферт А. Мир, национальное согласие и сосуществование культур -пример и опыт Таджикистана. // Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе: Матбуот, 2001. - С. 123-125.

46. Западная теоретическая социология 80-х годов. М.: ИНИОН, 1989. - 158 с.

47. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект-Пресс, 1996. -317 с.

48. Зиммель Г. Человек как враг. // Социологический журнал. 1994. - № 2. -С. 114-119.

49. Золян С.Т. Описание регионального конфликта как методологическая проблема. //Полис. 1994. - № 2. - С. 131-143.

50. Имомов А. Провозглашение Республики Таджикистан правовым государством и признание принципа разделения властей. // Таджикистан на пути к правовому государству. Душанбе: Шарки озод, 1996. - С. 122-131.

51. Имомов А. Укрепление политико-правовых основ независимости Республики Таджикистан. // Центр. Азия и Кавказ. 2001. - № 3. - С. 148-153.

52. Инглхард Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества. // Полис. 1997. - № 4. - С. 7-33.

53. Ионин Л.Г. Понимающая социология. -М.: Наука, 1979. 315 с.

54. Искусство дипломатических переговоров. // Международная жизнь. -1989. С. 129-139.

55. Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе: Матбуот, 2001.-320 с.

56. История политико-правовых учений. / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 1997.-412 с.

57. Козер А.Л. Функции социального конфликта. // Американская социологическая мысль. М.: Издание Международного университета бизнеса и управления, 1996. - С. 532-551.

58. Кола Доминик. Политическая социология / Пер. с фр. М.: Весь мир,2001.-406 с.

59. Кошонова М.Р. Роль международных организаций в устранении конфликта в Республике Таджикистан. // Миротворческие процессы в Таджикистане. Душанбе: Дониш, 1998. - С. 386-394.

60. Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Мысль, 1985. - 668 с.

61. Мамадазимов А. Новый Таджикистан: вопросы становления суверенитета. Душанбе: Дониш, 1996. - 179 с.

62. Мамадазимов А. Политическая история таджикского народа. Душанбе: Дониш, 2000. - 360 с.

63. Маркевич В. Гражданское общество и демократия. // Политология: вчера и сегодня. М.: Политиздат, 1991. -Вып. 3. - С. 62-70.

64. Масов Р. История топорного разделения. Душанбе: Ирфон, 1991. - 192 с.

65. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.: Росс Пэн, 1993.-239 с.

66. Махмадов А. Таджикистан: урегулирование «нетрадиционного» конфликта традиционными методами. // Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. Вашингтон-Москва, 1997. - С. 53-57.

67. Махмадов А., Хидирова М. Межтаджикский конфликт и его особенности. -Куляб: Фарханг, 1997. 168 с.

68. Межнациональные отношения современности: по материалам социологических исследований в Узбекистане. Ташкент: Фан, 1991. - 70 с.

69. Меморандумы и обращения межтаджикского диалога в рамках Дартмут-ской конференции (1993-1997). М.: Российский центр стратегических и международных исследований, 1997. - 105 с.

70. Менглиев Р.Ш. К вопросу о разделении власти как основы демократии. // Государство и право. 1996. - № 1. - С. 39-60.

71. Мец А. Мусульманский ренессанс. М.: ВиМ, 1996. - 544 с.

72. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире:очерки исламской цивилизации. М.: Наука, 1991. - 189 с.

73. Миротворческие процессы в Таджикистане (материалы научно-практического форума). Душанбе: Дониш, 1998. - 462 с.

74. Мнацаканян М.О. О природе социальных конфликтов в России. // Соц. исследования. 1997. - № 6. - С. 37-56.

75. Молдалиев О. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии. Бишкек: КИД, 2001. - 140 с.

76. Назаров Т. Вопросы миротворчества в Таджикистане в постконликтном периоде. // Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе: Матбуот, 2001.-С. 117-122.

77. Назаров Т. Межтаджикский переговорный процесс и становление мира в Таджикистане. // Миротворческие процессы в Таджикистане. Душанбе: Дониш, 1998.-С. 183-191.

78. Нации и национализм. / Пер. с англ. и нем. -М.: Праксис, 2002. 416 с.

79. Национальная безопасность Казахстана: иерархии угроз. Алматы: АПИ, 2001.- 108 с.

80. Национальное государство: теория, история, политическая практика. // Полис. 1992. - № 5-6. - С. 8-14.

81. Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. М.: Норма-Инфра, 2000. - 270 с.

82. Олимова С., Олимов М. Исламская партия возрождения в межтаджикском конфликте и его урегулирование. // Центр. Азия и Кавказ. 2001. - № 1(13).-С. 142-148.

83. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. -М.: Юрист, 1994.-266 с.

84. Паин Э.А. Межнациональные конфликты в СССР. // Сов. этнография. -1990. -№ 1.-С. 3-15.

85. Пантич Д. Конфликты ценностей в странах транзиции. // Соц. исследования. 1997.-№ 6. - С. 24-37.

86. Политическая мысль и политическое действие. М.: Наука, 1987. - 102 с.

87. Политические конфликты: от насилия к согласию. М.: ИС РАН, 1996. -296 с.

88. Политология. СПб.: Бизнес-Пресс, 1998. - 421 с.

89. Политология: словарь-справочник / М.А.Василик, М.С.Вершинин и др. -М.: Гардарики, 2001. 328 с.

90. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы («круглый стол»), // Соц. исследования. 1997. - № 1. - С. 34 - 55, № 2. - С. 77-94.

91. Принципы ненасилия: классическое наследие. -М.: Прогресс, 1991. 235 с.

92. Развивающиеся страны: традиционные ценности и современные институты. М.: Наука, 1986. - 241 с.

93. Расулов К., Гулахмедов М. Национальные и политические процессы независимости Таджикистана. Душанбе: Маориф, 2001. - 230 с.

94. Рахмонов Э.Ш. Таджики всегда и сегодня. Душанбе: Матбуот, 1997. -545 с.

95. Самиев А. Мир как национальная идея таджиков. // Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе: Матбуот, 2001. - С. 167-170.

96. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Наука, 1991.-336с.

97. Сатарин А.Н. Социальные конфликты в меняющемся обществе. // Соц. исследования. 1997. - № 2. - С. 145-150.

98. Скенлон Дж. Независимая судебная система: защитник прав человека. // Влияние общественного мнения на реализацию прав человека и развитие демократии в современном мире. Душанбе: Дониш, 1997. - С. 44-54.

99. Сорос Д. Советская система: к открытому обществу. / Пер. с анг. М.: Политиздат, 1991. — 414 с.

100. Социокультурные проблемы адаптации. Вып. II., М.: Наука, 1981. - 156 с.

101. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М.: Центр конфликтологии: Институт социологии РАН, 1996. - 288 с.

102. Стивен М.Уолт. Никогда не говори никогда. Дискуссия о демократии и войне: принятие желаемого за действительное. // Соц.-гум. знания. 2001. -№3.-С. 262-270.

103. Тагаев Дж.С. Рынок и социальное развитие Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 1997. - 192 с.

104. Тагаев Дж.С. Таджикистан: прошлое, настоящее и будущее. Душанбе: Ирфон, 1995. - 160 с.

105. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985. -471 с.

106. Тохиров Н.Д. Роль права в регулировании межтаджикского конфликта. // Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе: Матбуот, 2001.-С. 190-193.

107. Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. Этносоциологические очерки. М.: РГГУ, 1997. - 214 с.

108. Умаров X., Махмадшоев Дж. Трансформационные процессы в экономике Таджикистана. // Центр. Азия и Кавказ. 2001. - № 2 (14). - С. 67-79.

109. Управление, ценности и образ жизни молодежи в странах Центральной Азии. Т. 2. Таджикистан. - Ташкент: Фан, 2001.- 253 с.

110. Усмонов И.К. Роль Президента Республики Таджикистан в установлении межтаджикского мира. // Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе: Матбуот, 2001. - С. 154-156.

111. Фаттоев С. Социально-политические конфликты в современном обществе (опыт Таджикистана) Душанбе: Дониш, 2001. - 114 с.

112. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. - № 3. - С. 134-137.

113. Хакимов Ш. Социальные источники политических отношений в Таджикистане. // Бюл. НАПТ. 2000. - № 6 (18). - С. 21-33.

114. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. - № 1. - С. 33-48.

115. Hendel S. Separation of Powers Revisited in Light of "Watergate". // The Western Political Quarterly. 1974. - No 4. - P. 53-78.

116. Хидирова M. Конфликт как социально-политический феномен. // Авто-реф. Дис. на соис. учен, степени кан. пол. наук. Душанбе: Шарки озод, 1999.-26 с.

117. Холл Дж. Е. Предотвращение конфликтов. // Этнические конфликты. -1999.-№9.-С. 50-63.

118. Шайо С. Самоограничение власти. Краткий курс конституционализма. -М.: Юрист, 1999. 149 с.

119. Шизл Э. Общество и общества: макросоциологический подход. // Американская социология: тенденции и перспективы. М.: Прогресс, 1972. - 392 с.

120. Этнические конфликты. Бонн: Издательство Internationale Politik, 1999. - № 9.

121. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.: Наука, 1991.- 189 с.

122. Эмомов Ш. Традиционные структуры и их роль в создании национальной государственности Таджикистана. // Миротворческие процессы в Таджикистане. Душанбе: Дониш, 1998. - С. 16-25.

123. Япчин Р. Становление многопартийной системы в Узбекистане. // Центр. Азия и Кавказ. 2001. - № 5. - С. 32-43.