автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Социокультурные основания политических конфликтов в России

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Бобылев, Борис Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Социокультурные основания политических конфликтов в России'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Бобылев, Борис Викторович

Введение.3

Раздел 1.

Понятие «политический конфликт» и основные подходы к анализу его социокультурной составляющей.21

Раздел 2.

Конкретно-исторические детерминанты восприятия конфликтов в российском обществе.58

Раздел 3.

Особенности ценностного конфликта и его роль в политическом развитии современной России.97

Раздел 4.

Представления о конфликтах в современной политической культуре российских граждан.141

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по политологии, Бобылев, Борис Викторович

Одним из важнейших элементов политической культуры являются представления граждан о причинах социальных конфликтов и об их роли в политической жизни общества.

Актуальность этой проблемы определена не только тем, что различные конфликты сопровождают социальную жизнь постоянно и повсеместно, но и тем, что от восприятия этих конфликтов индивидуумами и социальными группами во многом зависит и характер их протекания и способы разрешения и возможные последствия. Более того, сама политическая и социальная система того или иного конкретного общества не в последнюю очередь детерминирована отношением его членов к социальным конфликтам. Взаимозависимость и взаимовлияние этих двух начал во многом определяют уникальность и специфические черты общественного развития различных народов.

С усложнением общественной жизни конфликты стали более разнообразными и повсеместными. Кроме того, многие современные конфликты стали глобальными и в этой связи более опасными. Особенно значительными по своим масштабам и социальным последствиям являются политические конфликты. Крайней формой их проявления выступают войны. XX век вписал в историю две мировые войны, около 200 менее масштабных войн, множество локальных военных конфликтов, террор тоталитарных режимов, военные перевороты, революции, этнические чистки, столкновения на религиозной почве и многие другие формы социально-политических столкновений. В совокупности они унесли около 300 миллионов человеческих жизней. Поэтому ненасильственное, консенсусное разрешение социальных конфликтов составляет сегодня одну из фундаментальных основ демократии.

Для современной России осмысление социокультурной составляющей конфликтов имеет особую значимость не только в связи с трагическим опытом исторического развития, но и в связи с перманентным напряженным и кризисным состоянием в результате реформ последнего десятилетия. История России, наполненная бурными событиями войн, революций и социальных катаклизмов, определяет особую актуальность изучения массового отношения к конфликту. Последнее десятилетие еще раз подтвердило, что реальный переход к стабильному обществу невозможен без научного осмысления и массового освоения демократических механизмов и способов предотвращения и регулирования социальных конфликтов.

В качестве предмета исследования определены представления о политическом конфликте, которые характерны именно для российской политической культуры. Мы понимаем, что само это понятие достаточно условно с учетом полиэтничности и чрезвычайной пестроты и неоднородности социально-экономического и политического развития различных российских регионов. Вместе с тем, на наш взгляд, на примере Саратовской области вполне корректно проанализировать особенности традиционных представлений российских граждан о политических конфликтах и их роли в общественном развитии (с учетом опубликованных социологических и иных материалов других областей и автономных республик по этой проблеме). Кроме того, для понимания вектора политического развития России в целом чрезвычайно важно изучение конкретной специфики составляющих ее государственно-территориальных образований, в том числе и их социокультурные особенности в качестве детерминант политической жизни.

В советской обществоведческой науке длительное время проблема конфликта рассматривалась главным образом в рамках марксистко-ленинской теории классовой борьбы и антагонистических социальных противоречий капиталистического общества. В условиях победившего социализма в соответствии с марксистской идеологией проблема классового конфликта в обществе снималась и перемещалась в область межгрупповых и межличностных отношений и внутриличностных противоречий. В этом направлении социально-психологические исследования осуществлялись довольно активно и был накоплен значительный теоретический, методологический и эмпирический материал1. Исследования противоречий в других областях общественной жизни осуществлялись в гораздо меньших объемах, например, проблемы межэтнических конфликтов

Еще одним направлением была критика концепций «буржуазной о конфликтологии» .Наличие внутренних политических конфликтов в советском обществе отрицалось априорно. Более того, в соответствии с официальной идеологической установкой обществоведы вынуждены были обосновывать постоянное нарастание социально-политической сплоченности народа вокруг КПСС, как «руководящей и направляющей силы» советского общества. Это и привело к тому, что политические противоречия, усиливающиеся в обществе в 1980-е годы, не только не получили адекватной научной оценки, но и по сути были проигнорированы, отданы на откуп политической публицистике,

1 См., напр.,: Смолян Г.Л. Принципы исследования конфликта// Вопросы философии. 1968. № 8; Ершов A.A. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. Л., 1976; Храмов В.О. Методы познания и преодоления конфликтных ситуаций в производственном коллективе. М., 1977; Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск, 1976; Базаров Т.Ю. Особенности межличностного восприятия в системе «руководство-подчинение» в условиях производственного коллектива// Межличностное восприятие в группе. М., 1981; Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983; и др. у

См., напр.,: Кон И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений)// Новый мир. 1966. № 9; Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения// Социальная психология и общественная практика. М.,1985.

3 Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии// Психологический журнал. 1980. № 6; Смолин Г.Л. Принципы исследования конфликта// Вопросы философии. 1968. № 8; и др. используемой главным образом в качестве мощного инструмента разрушения существовавшей системы.

В качестве самостоятельного научного направления отечественная школа социально-политической конфликтологии зарождается лишь на рубеже 1980-90-х гг. В этот период появляется большое количество переводных статей и трудов западных конфликтологов4. Они позволили познакомиться с накопленным западной наукой методологическим инструментарием и эмпирическим материалом в данной области. В итоге, на основе синтеза накопленного в советский период опыта и мировой конфликтологии сформировались отечественные научные школы.

В современной российской обществоведческой литературе можно выделить несколько основных направлений, занимающихся теоретико-методологическими и прикладными аспектами конфликтологии.

Представители социологического направления (Аверьянов Л.Я., Зайцев А.К., Запрудский Ю.Г., Здравомыслов А.Г., Чумиков А.Н., и др.) исследуют природу, особенности возникновения, факторы динамики, технологии разрешения и предотвращения социальных конфликтов5. Вместе с тем, специфике политических конфликтов, данные авторы

4 Дизель П.М., Мак-Кинли Ранья У. Поведение человека в организации. М., 1993; Дэн Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994; Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990; Корнелиус X., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., 1992; Крисберг Л. Миросозидание, миросохранение и разрешение конфликта// Социс. 1990. № 11; Пажес Ж.П. Конфликты и общественное мнение// Социс. 1991. № 7; Преториус Р. Теория конфликта // Полис. 1991. № 5; Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. М., 1990; Конфликты в условиях системных изменений в странах Восточной Европы. Сб. ст. заруб, авторов. М., 1994; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций// Полис. 1994. № 1; Холман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. М., 1998; и др.

5 Аверьянов Л.Я. Социальная напряженность// Социология: что она знает и может. М., 1993; Желтухин А. Социологическая концепция конфликта// Социс. 1994. № 4; Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., 2000; Запрудский Ю.Г. Социологический конфликт (политологический анализ). Ростовский ун-т. 1992; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта (Россия на путях преодоления кризиса). М., 1995; Найденова Л.И. Социологические теории конфликтов и их разрешения// Социально-политический журнал. 1994. № '/г; Черкасова Т.В. Социальные конфликты в молодежной среде. Дис. .канд. социол. наук. Уфа, 1997; Чумиков А. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия// Социс. 1995. № 3; и др. внимания практически не уделяют, рассматривая их в рамках общих подходов к социальным конфликтам. Исключение составляет работа Динь Ты Хоа6, в которой проанализирован характер взаимосвязи между различного рода политическими конфликт и социальным развитием общества.

Юридическая конфликтология (Дмитриев A.B., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев C.B., Нерсесянц B.C., Казимирчук В.П., Тихомиров Ю.А., Оболонский A.B. и др.) по сути представляет собой самостоятельное направление, рассматривающее специфику, природу и виды юридического конфликта, их динамику, правовое отчуждение личности, юридические способы и нормативные механизмы разрешения и предупреждения конфликтов . Политический конфликт, сторонниками этого направления в основном рассматривается преимущественно лишь в рамках типологии о различных конфликтов и правовых способов их разрешения .

Политическая конфликтология (Глухова A.B., Зеркин Д.П., Лебедева М.М., Махмутова А.Н., Рыжов О., Фельдман Д.М., Чумиков А.Н. и др.)9. В

6 Динь Ты Хоа Политические конфликты в процессе демократизации общества. Дис. . канд. социол. наук. М., 2000;

7 Варламова Н.В., Пахоленко Н.Б. Между согласием и волей большинства (политико-правовые аспекты консенсуса). М., 1997; Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов : Юридическая конфликтология. М., 1993; Дмитриев A.B. Конфликтология. М., 2000; Конфликты в сфере политики. Юридический конфликт: сферы и механизмы. М., 1994; Основы конфликтологии. Под ред. академика РАН В.Н. Кудрявцева. М., 1997;

См. напр.: Основы конфликтологии. Под ред. академика РАН В.Н. Кудрявцева. М., 1997.

9 Глухова A.B. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М., 2000; Она же. Типология политического конфликта. Воронеж, 1997; Зеркин Д.П. Политический конфликт и оппозиция// Социально-политический журнал. 1998. № 5; Котанджян Г.С. Грани согласия-конфликта: цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии. М.: Луч. 1992; Краснов Б.И. Конфликты в обществе// Социально-политический журнал. 1992. № 6-7; Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. М., 1997; Махмутова А.Н. Сущность и формы политических конфликтов. Дис. . канд. полит, наук. Казань, 1997; Мурадян A.A. Двуликий Янус. Введение в политологию. М., 1994; Hex В.Ф. Политический конфликт: технология инициирования, регулирования, разрешения// Вестник Моск. ун-та. Серия 12. 1995. № 5; Рыжов О. Политические конфликты. М.: ВУ, 1997; Смирнов В.В. Политические конфликты // Кентавр. 1992. № 11/12; Фельдман Д. данных работах анализируются причины политических конфликтов, специфика их проявления, развития и разрешения, влияние на политическое развитие в целом. Тем не менее, анализ литературы свидетельствует об определенном отставании данного направления. На наш взгляд, это объясняется «молодостью» отечественной политической науки, ее недостаточной самостоятельностью, трудностью попыток синтезирования теоретических наработок западных авторов со специфическими отечественными политическими реалиями и уникальной социокультурной российской почвой.

Одним из важнейших направлений анализа условий разрешения политических социально-политических конфликтов является изучение консенсуса10. В рамках этого направления исследуется само понятие консенсуса и его различные трактовки, его социокультурные основания, влияние на восприятие конфликтных ситуаций и форм и способов их разрешения. Поэтому данные работы стали важным теоретико-методологическим основанием для нашего исследования.

Другим таким основанием стали работы по проблемам политической культуры. Проблемы специфики российской политической культуры и ее влияния на общественное развитие занимают сегодня одно из ведущих направлений исследований отечественной политологии11. В данных

М. Политология конфликта. М., 1998; Чумиков А.Н. Конфликт в системе социально-политических процессов переходного периода. Дис. докт. полит, наук. 1995

10 Баринова В.И. Консенсус как одно из главных условий разрешений политических конфликтов// Социально-политический журнал. 1995. № 5; Белкин A.C., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург, 1995; Котанджян Г.С. Этнополитология консенсуса-конфликта. М., 1992; Медведев Н.П. Политический консенсус в условиях российского федерализма. Автореф. дис. . д-ра полит, наук. М., 2000; Согрин В. Конфликт и консенсус в российской политике// Общественные науки и современность. 1996. № 1.

11 Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан. М., 1985; Варакин C.B. Политическая культура как фактор социальной стабилизации. Дис. . канд. филос. наук. Волгоград, 1994; Дука A.B. Политическая культура: проблема генезиса и принципы типологии. Дис. . канд. полит, наук. СПб., 1995; Назаров М.М. Политическая культура современного российского общества (1991-1995 гг.) (проблемы социологического исследования). Дис. .докт. полит, наук. М., 1997; Пивоваров Ю. С. Политическая культура: вопросы теории и методологии (опыт России и западная работах особо значимым для нас являются различные теоретикометодологические подходы к изучению структуры политической культуры, анализу ее составных элементов, их влияния на политические процессы (в том числе и конфликты), взаимообусловленность с политической системой. Вместе с тем, анализ соответствующей литературы свидетельствует, что представления о конфликте, их месте и роли в жизни общества, способах и формах их оптимального разрешения не выделяются в качестве самостоятельной и самодостаточной в рамках исследований политической культуры.

Особенно большое значение среди работ этого направления сыграли исследования, посвященные проблемам политических ценностей и

12 ценностного конфликта в обществе . Данные работы позволили определить основную парадигму собственного исследования, основанную на признании ключевой значимости социокультурного фактора в определении конфликтогеннности каждого конкретного общества в каждый конкретный период. Кроме того, данные исследования помогли в изучении различных подходов к объяснению специфики отечественной наука). Дис. .докт. полит, наук. М., 1995; Попов В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Дис. . докт. социол. наук. Екатеринбург, 1997; Решетников В.А. Становление и развитие современной политической культуры (мировоззренческо-методологический аспект). Дис. . докт. филос. наук. СПб., 1992; Соловьев А.И. Социокультурное измерение политического процесса (методологический аспект). Дис. . докт. полит, наук. М., 1994; Социокультурные проблемы политической власти в России. Екатеринбург. 1993. Ч. 3; Суслопаров А. Г. Место и роль политической культуры в системе политического сознания. Дис. .канд. филос.наук. Иркутск, 1995;

12 Ахиезер A.C. Ценности общества и возможности реформ в России// Общественные науки и современность. 1994. № 1; Гаман О. Ценностный конфликт в России// Политическая теория: тенденции и проблемы. Сб. ст. Вып. 2. М., 1994; Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Пантин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития// Полис. 1995. № 4; Матвеева С.Я. Модернизация и глубинный конфликт ценностей в России// Социальный конфликт. 1994. № 4; Мельвиль А.Ю. Политические ценности и ориентации и политические институты// Россия политическая. Под ред. JIM. Шевцовой. М., 1998; Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994; Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М., Рахманин B.C. Социокультурный кризис в России// Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия 1. 1993. № 1; Шрейдер Ю.А. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе// политической культуры и ее значимости в российском политическом процессе. Анализ иерархии политических ценностей и их эволюция, ценностный раскол и его влияние на российскую историю, на реформы и контрреформы, на мотивацию поведения россиян (в том числе и в условиях конфликтных ситуаций), ценностный конфликт традиционализма и модернизма, восприятие конфликтов и их роли в обществе, перспективы укрепления демократических ценностей в общественном сознании россиян - эти и многие другие проблемы, обозначенные в данной литературе, во многом определили структуру данного диссертационного исследования и совокупность используемого методологического инструментария. Несмотря на наличие большого количества работ по этим вопросам, однозначных ответов на них не существует, дискуссия продолжается, оставляя проблемное поле для новых научных исследований.

Серьезный вклад в изучение проблемы внесли саратовские исследователи (А.И. Демидов, С.И. Барзилов, Н.Г. Козин, Н.И. Шестов)13. В их работах рассматриваются понятия политического сознания и политической культуры, анализируются их различные уровни, исследуется значимость обыденного и мифологического восприятия политики и социальных конфликтов, характеризуются особенности поведения россиян в период социальных кризисов и потрясений.

Таким образом, в 1990-е годы, проблема политического конфликта и его социокультурной составляющей стала одной из актуальных в отечественных общественных науках. Сейчас этому вопросу уделяется самое пристальное внимание в исследованиях российских политологов, философов, социологов, психологов, экономистов. Однако анализ

Вопросы философии. 1996. № 11; Пантин В., Лапкин В. Ценностные ориентации россиян в 90-е годы.// Pro et contra. 1999;

13 Барзилов С.И., Новиков А.И., Федосеев Е.Ю. «Философия убийства». Социальное насилие и русский национальный характер. Саратов, 1997; Демидов А.И. Порядок как политическая ценность// Полис. 1993. № 2; Козин Н.Г. Бегство от России. (К логике исторических потрясений России в XX веке). Саратов, 1996; Шестов Н.И. Мифологический фактор российского политического процесса. Саратов, 1999; и др. многочисленных публикаций этого периода свидетельствует, что внимание исследователей обращено прежде всего к изучению западной теории конфликта, деиделогизированному осмыслению накопленного методологического и концептуального опыта в этой области. Вместе с тем, среди различных аспектов политической культуры российских граждан проблема понимания места и роли конфликта в обществе и отношения к конфликту, на наш взгляд, рассматривается недостаточно. Особенности восприятия конфликта, понимание его сущности, представления о его функциях и способах разрешения в российской политической культуре анализируются в большинстве работ лишь косвенно. В этой связи, чрезвычайно важно научно осмыслить, какие особенности в отношении конфликтов характерны для российской политической культуры, чем они вызваны, каковы их последствия, как они соотносятся с современными задачами формирования правового государства и структур гражданского общества.

Целью данного исследования является выявление комплекса особенностей восприятия российским обществом феномена политического конфликта и изучение его влияния на современный политический процесс.

Для реализации данной цели предполагается решить ряд конкретных исследовательских задач: выявление исторических факторов, определяющих специфику российского отношения к социальным конфликтам; изучение степени прочности и значимости этих представлений в современной политической культуре России; исследование особенностей восприятия политического конфликта в политической культуре провинциального российского социума; определение устойчивых моделей отношения к политическим конфликтам и способам их разрешения в различных социальных группах; выяснение перспектив внедрения в общественное сознание важности демократических механизмов выявления и разрешения конфликтов как основы стабильного и динамичного общественного развития.

Объектом исследования выступает политический конфликт в системе общественных отношений.

Предметом исследования выступает социокультурная составляющая политического конфликта, конкретно-исторические детерминанты ее формирования в России, ее влияние на конфликтогенность общества и значимость в политическом процессе.

Теоретической и методологической базой исследования стали рассмотренные выше и другие труды зарубежных авторов данного направления ( К. Маркс, Г. Зиммель, Г. Спенсер, Т. Парсонс, М, Вебер, Н. Смелзер, Р. Дарендорф, Л. Козер, Р. Даль, К. фон Байме, П. Сорокин, Р. Арон, Р. Мертон, П. Бурдье и др.) и отечественных (В.И. Ленин, А.Г. Здравомыслов, A.B. Глухова A.B., Дмитриев, А .Я Анцупов, А.И. Шипилов, В.Н. Кудрявцев, C.B. Кудрявцев, Е.И. Степанов, А.Н. Чумиков, А.К. Зайцев, A.B. Оболонский, Е.М. Бабосов и др.). Серьезным теоретическим и методологическим подспорьем стали работы саратовских исследователей (А.И. Демидов, С.И. Барзилов, В.М. Долгов, Н.Г. Козин, А. Г. Чернышев, и

ДР-)

Для решения поставленных исследовательских задач использовалась совокупность методологических приемов и подходов к анализу различных аспектов социокультурных факторов политических конфликтов. Предлагаемое исследование осуществлялось на использовании материалов и методологического инструментария не только собственно политической науки, но также и других дисциплин и прежде всего истории, социологии, культурологии и психологии. Это позволяет наиболее оптимально изучить социокультурные основания политических конфликтов в России и механизмов их выявления и разрешения.

Нормативный метод позволил наиболее адекватно подойти к изучению существующего отношения к проблеме политического конфликта в массовом сознании и выявить соотношение между устойчивыми стереотипами и ценностями в восприятии политических конфликтов и реально существующими моделями конфликтного поведения. Данный метод также позволяет определить место и роль политического конфликта в российской политической культуре, его «негативный» или «позитивный» потенциал как средства институциализации и разрешения политических противоречий в обществе.

Системный метод предполагал рассмотрение самого понятия конфликта, его места в политической культуре России, иерархию ценностей «вражды» и «мира», «противоречий» и «согласия» в сознании населения страны и политических элит. Кроме того, данный метод позволяет рассмотреть взаимозависимость и взаимовлияние всех социокультурных составляющих возникновения и развития политических конфликтов, их воздействие на политические процессы и политическую систему в целом.

Институциональный подход позволил нам рассмотреть представления о политическом конфликте как многомерное социальное явление и в то же время как сложившееся институциональное основание политической системы, в значительной степени определяющее принципы и механизмы функционирования и взаимодействия ведущих политических и социальных институтов, технологию разрешения существующих общественных проблем, характер общественных отношений в целом.

Структурно-функциональный подход дал возможность рассмотрения интересующей нас проблемы в рамках системы отношений политическая культура - общество - конфликты. Это позволяет проанализировать значение социокультурных аспектов в контексте различных конфликтных социально-политических процессов с учетом наличия нескольких, зачастую противоборствующих между собой типов политических культур, а также факторов детерминации ее динамики, появления новых и трансформации старых составляющих.

Кроме того, исследование предполагало использование сравнительного подхода. В его рамках был осуществлен сравнительный анализ особенностей российского и европейского понимания места и роли политических конфликтов в общественном развитии, представлений о формах и способах их разрешения, процедурах урегулирования. Используя этот поход, мы имеем возможность оценить зарубежный и отечественный опыт его положительное и негативное (демонстрационное) наследие, выявить общие закономерности и национальную специфику. Особое значение имеет сравнение эволюции отношения общества к политическим конфликтам в государствах находящихся в условиях поставторитарного развития (здесь возможно как сравнение «контрастирующее», «отрицающее», так и «подтверждающее»).

Источниковой базой исследования, кроме указанных выше работ зарубежных и отечественных авторов стали текущие политические события, отраженные в научной литературе, публицистике и периодических изданиях, а также материалы различных социологических опросов, проводимых в России в 1990-е гг. различными научными центрами и опубликованных в печати. Данные материалы позволяют выделить социокультурную составляющую всеобъемлющего кризиса в современной России, проанализировать иерархию политических ценностей различных социальных групп, изучить их влияние на конфликтную ситуацию в обществе и политический процесс в целом, рассмотреть эволюцию этих ценностей, оценить перспективы их дальнейшего развития как важнейшей предпосылки утверждения демократии. Для того чтобы соотнести общероссийское и региональное восприятие политических конфликтов и их места и роли в жизни общества, выделить общие тенденции в эволюции политических ценностей и специфику их проявления в Саратовской области, была подготовлена анкета (см.

Приложение). На ее основе в январе 2001 года с помощью студентов отделения политологии Саратовского госуниверситета был проведен опрос среди жителей города Саратова и Саратовской области (№= 1000, подробнее о социальном и половозрастном составе опрошенных см. приложение). Анкета была подготовлена с использованием методики теста Томаса и Килменна14, интерпретированного с учетом возможностей репрезентативного социологического обследования, в соответствии с целями и задачами данного обследования. Обработанные материалы опроса были систематизированы в виде таблиц и использованы для анализа различных аспектов проблемы и, прежде всего, для выявления представлений о политическом конфликте у жителей Саратовской области и уровня их конфликтогенности. Основная трудность при анализе материалов различных социологических опросов заключалась в том, что характер вопросов не всегда соотносился друг с другом и данные приходилось рассматривать с известными допущениями.

Тем не менее, совокупность данных источников и методов научного анализа позволили всесторонне и полно рассмотреть заявленную проблему и представить собственную концепцию ее решения в современной России.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в самой постановке комплексной и междисциплинарной научной проблемы, недостаточно разработанной в литературе под данным углом зрения. Основные элементы новизны состоят в следующем: проанализированы основные научные подходы к анализу социокультурной составляющей конфликтогенности российского общества и представлена авторская концепция объяснения ее специфики; изучены и систематизированы ключевые конкретно-исторические детерминанты специфического восприятия политических конфликтов в

14 См.: Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М., 2000. С.140-142. российской политической культуре, рассмотрено понимание их значимости в жизни общества; дана новая оценка сути и параметров ценностного кризиса в обществе, выявлены его сущностные причины, взаимозависимость с социально-экономическим положением и рассмотрено его влияние на политическое развитие в современной России; пересмотрены некоторые стереотипные (как радикально негативистские, так и идеализированные) оценки соотношения элементов традиционализма и модернизма в политической культуре России и показаны перспективы их синтезированного усвоения в массовом сознании; введен новый эмпирический материал, позволивший охарактеризовать специфику восприятия политических конфликтов и их роли в жизни общества в массовом сознании россиян и жителей Саратовской области; проанализированы основные представления граждан о значимости политических институтов и механизмов в разрешении социально-политических конфликтов; представлена характеристика основных конфликтогенных типов по их социокультурному основанию и рассмотрена перспектива их эволюции. На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностное измерение политики является центральным не только политической культуре в целом, но и в той ее части, которая связана с восприятием политических конфликтов и их роли в обществе. Проблема политических ценностей имеет особую значимость для изучения состояния конфликтогенности российского общества, так как на их основе формируется отношение граждан ко всем наиболее важным и сложным общественным проблемам и способам их разрешения. Ценностные ориентации выступают как важнейшие основания индивидуальных оценок и мотивов конфликтного поведения отдельных граждан и социальных групп в политической жизни.

2. Специфика политического и социально-экономического развития России обусловила преобладание в массовом сознании негативного понимания роли конфликтов в общественной жизни. Определялось оно совокупностью детерминантов, среди которых доминирующую роль играли особенности сложившейся политической системы, феодального строя, системы крепостнической эксплуатации. Конфликты внутри социальных образований в России на протяжении длительного времени разрешались не на основе закона, а на основе традиционных норм обычного права, на основе апелляции к мнению коллектива, на основе морально-нравственных представлений о справедливом удовлетворении конфликтующих сторон. Преобладание социально-групповых интересов над личными, привело к тому, что в российской политической культуре прочно утвердились представления о предпочтении консенсусного разрешения конфликтов на основе «соборности» и сердечного согласия.

3. Особую роль в укреплении таких представлений сыграло православие, и сложившаяся система «симфонии», исходившая из постулата гармонии в отношениях церкви и государства в России. Несмотря на неоднозначное воздействие на формировании массового сознания (его дихотомичность, присутствие эсхатологического начала), тем не менее можно признать, что определяющим его последствием в интересующем нас вопросе было распространение представлений о предпочтительности бесконфликтного общественного развития.

4. Указанные исторические детерминанты продолжают оказывать влияние и на современное состояние российской политической культуры, формируя не только массовое негативное отношение к политическим конфликтам в большинстве их проявлений, но и определенное недоверие к разделению властей, к политической конкуренции, к многопартийности. Значительная часть граждан видят в них потенциальный источник общественной дезорганизации, социальных противоречий и катаклизмов. Этими представлениями умело манипулируют сторонники укрепления административной вертикали власти, усиления авторитарных начал в обществе.

5. Негативистский подход к оценке конфликтогенности российского общества вместо анализа сложного и противоречивого, но реального отношения большинства граждан к социальным конфликтам, по сути перекладывает на них ответственность за всеобъемлющий системный кризис, охвативший общество в результате радикальных демократических преобразований. На наш взгляд, многие негативные проявления политической культуры российского населения в данный период стали не столько следствием тоталитарного советского прошлого, сколько итогом дискредитации декларируемых демократических ценностей теми политическими силами, которые прикрывались ими для достижения собственных корыстных целей в 1990-е гг.

6. Недовольство состоянием советской политической и социально-экономической систем, накопившееся в 1980-е гг., не имело в своей основе новую «капиталистическую» систему ценностей во всем ее объеме. Напротив, это было массовое недовольство, аккумулированное преимущественно на основе социалистической» иерархии ценностей, но под воздействием западных стандартов материального уровня жизни. Тем самым было заложено не только ценностное противостояние сторонников демократических преобразований и защитников социалистического образа жизни, но и противоречие внутри каждой политической субкультуры, которые проявлялись и сказывались на общественных преобразованиях на протяжении всех 1990-х гг.

7. Симбиоз либеральных и социалистических ценностей обусловил глубину раскола и раздвоенности массового сознания на протяжении 1990-х гг. Значительная часть населения не согласилась до конца отказаться от достижений социализма и его ценностей, и соответственно не приняла полностью победу либерально-демократических ценностей, в том виде, в котором они были реализованы. Главная ответственность за разрешение ценностного кризиса лежит на российской политической элите, не выполняющей одну из важнейших своих функций - формирование образцов жизнедеятельности для большинства населения на основе демократических ценностей.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его материалы могут быть востребованы и использованы различными субъектами политических действий для выработки программ культурно-духовного развития и преодоления ценностного кризиса в современной России, для формирования основ консенсусной государственной политики, при разрешении конкретных конфликтных ситуаций в социально-политической жизни. Кроме того, введенный в научный оборот эмпирический материал может быть использован для дальнейшего анализа данной проблемы. Материалы диссертации могут быть использованы также в ходе преподавания политологии, конфликтологии, культурологии и других обществоведческих курсов.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры политических наук Саратовского государственного университета. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены в научных публикациях. По отдельным аспектам темы автор выступал на научных конференциях (Межвузовская конференция «Проблемы политологии и политической истории» на базе кафедры

20 политических наук Саратовского госуниверситета, май 1999 г.; май 2000 г.; «Российская интеллигенция: критика исторического опыта» Всероссийская конференция с международным участием, посвященная 80-летию сборника «Смена Вех», Екатеринбург, 1-2 июня 2001 г.; ).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социокультурные основания политических конфликтов в России"

Заключение

Каждая политическая система стремится воспроизводить в ходе политической социализации такие черты политической культуры своих граждан, которые соответствуют сохранению и стабильному функционированию данной системы. Одним из важнейших элементов политической культуры являются представления граждан о причинах социальных конфликтов и об их роли в политической жизни общества. Формируются они в ходе всей истории конкретного народа и определяются воздействием самых различных факторов (особенностями складывания и эволюции политической системы, спецификой феодальных отношений, условиями социально-экономического развития, ролью религии в обществе и ее особенностями и многими другими факторами). По сути восприятие конфликтов, отношение к ним, особенности поведения в конфликтных ситуациях выступают как важнейшая черта национального характера, его ментальное свойство, в значительной степени определяя и особенности политической культуры. Продолжают они свое инерционное воздействие и в современных условиях.

На основе проведенного исследования нами были выделены следующие социокультурные особенности в отношении к социально-политическим конфликтам в истории России и в ее современном развитии.

Специфика природы социальных конфликтов на Руси определялась не столько меньшим их количеством, чем, например, в Западной Европе, сколько наличием особых условий их проявления и разрешения. Определялись они конкретно-историческими особенностями политического, социально-экономического и культурного развития. В Европе распространение частной собственности на землю, восприятие развитого римского права, регулирующего частнособственнические отношения, личная крепостная зависимость, личная вассальная зависимость и т.д. сформировали индивидуалистическое понимание природы социального и политического конфликта. Он рассматривался как вполне законный способ защиты различных интересов как отдельных личностей, так и социальных групп. В свою очередь это привело к складыванию и фиксированию определенных норм, правил и традиций его разрешения. Тем самым в западной политической культуре конфликт воспринимался как важный и неотъемлемый элемент общественного развития.

В России процесс формирования специфической системы государственного феодализма привел к тому, что частнособственнические и вассальные отношения (подобные западноевропейским) в завершенном виде не сложились. Вместо них установилась система односторонней зависимости всех сфер общественной жизни от политического центра, в которой определяющую роль играли методы внеэкономического принуждения. В таких условиях разрешение конфликтов по вертикали носило в большинстве случаев односторонний характер, когда стороны конфликта не рассматривали себя как равноправных его участников, а как иерархических, где уступить, или подчиниться должен был нижестоящий. Интересы отдельного индивида (даже представителей господствующего сословия) не рассматривались как самодостаточные. Это сформировало соответствующую политическую культуру властвующей элиты, которая распространялась и на отношения с представителями нижестоящих сословий.

Конфликты в рамках многообразных социальных, экономических и духовных отношений, также никогда не воспринимались российским населением как нормальное явление. Причинами того, как было рассмотрено в диссертации, стало прежде всего негативное отношение к последствиям феодальной раздробленности и княжеских междоусобиц, приведших к утрате политической и социально-экономической независимости. Кроме того, наличие значительных ресурсов малоосвоенных земель позволяли русскому народу в течение длительного периода разрешать ситуации конфликта с господствующим классом за счет постоянного бегства и колонизации все новых и новых территорий. Отсутствие развитой частной собственности на землю и сохранение общины в качестве важнейшего субъекта политико-правовых и социально-экономических отношений также способствовали формированию негативного отношения к социальным конфликтам. Разрешение общинных конфликтов основывалось прежде всего на приоритете интересов коллектива перед интересами отдельных общинников на основе норм и традиций обычного права. Это приводило к тому, что в политической культуре россиян не формировались представления о возможностях институализированного разрешения конфликта на основе законов и процедур судебного разбирательства. Вместо индивидуализированного восприятия конфликта в общественном сознании укрепилась формула коллективного противостояния «мы» - «они». В противостоянии по вертикали победу в большинстве случаев одерживали представители правящих классов, что приводило к постоянному латентному накоплению социального недовольства и периодическим «выбросам» этой негативной энергии в виде страшных русских бунтов.

Определенную роль в формировании представлений о бесконфликтном обществе как социальном идеале, сыграло и православие, акцентирующее внимание на смирении, терпении, на соборности, на единении всех людей в их любви к Богу во имя всеобщего мира и согласия на земле.

Указанные исторические детерминанты продолжают оказывать определенное влияние и на современное состояние российской политической культуры, формируя не только массовое негативное отношение к политическим конфликтам в большинстве их проявлений, но и определенное недоверие к разделению властей, к политической конкуренции, к многопартийности. Значительная часть граждан видят в них потенциальный источник общественной дезорганизации, социальных противоречий и катаклизмов. Этими представлениями умело манипулируют сторонники укрепления административной вертикали власти, усиления авторитарных начал в обществе.

На развитие современной кризисной ситуации воздействуют многие разнообразные факторы: социально-психологические, нравственные, идейно-мировоззренческие, информационно-коммуникативные, ценностно-смысловые и др. Естественно, что в разных сферах общественной жизни роль этих факторов различна и зависит от множества внутренних и внешних обстоятельств зарождения и развития конфликтной ситуации: под влиянием чувств, настроения, целей участников социально-политических конфликтов и тех средств, с помощью которых они стремятся реализовать их. В тоже время, как показало исследование, в любой конфликтной ситуации большое значение имеет социокультурный фактор.

Содержание ценностного конфликта в современной России не сводится (как утверждают многие исследователи) к простому противостоянию традиционалистских и модернистских ценностей в политической культуре россиян. Это противостояние осложнено тем, что оно приобретает характер противоречия между исторически сложившейся культурой многих предшествующих поколений и новыми осваиваемыми знаниями и ценностями, предлагаемыми сторонниками либерально-демократической идеологии. Последние усваиваются с большим трудом не в силу заскорузлости и генетической предрасположенности российских граждан к архаическим традиционалистским ценностям, а в силу того, что активные носители новых ценностей не смогли представить для большинства образцов их последовательного воплощения в жизнь. Напротив, реальная практика политических и социально-экономических преобразований последнего десятилетия была осуществлена таким образом, что дискредитировала значимость этих ценностей в массовом сознании.

В этой связи многие политические конфликты между сторонниками различных систем ценностей продолжают интерпретироваться как эсхатологическое противостояние «добра» и»зла». Например, спор в обществе вокруг масштабов и форм частного предпринимательства, частной собственности на землю, внешнеполитических проблем и т.д., носит именно такой характер, превращаясь в столкновение различных культурных традиций, носящих разные тенденции внутри единой, хотя и противоречивой культуры, внутри личностного сознания.

Исследование показало, что признаваемый многими западными исследователями сдвиг в направлении от материалистических ценностей к постматериальным ценностям, «от ценностей выживания к ценностям благополучия» очевиден лишь для индустриально развитых стран. В условиях резкого перехода от одного общественного состояния к другому соотношение между стрессом, стратегиями преодоления и системами ценностных убеждений в России несколько иная. В условиях глубочайшего и всестороннего кризиса, отсутствие прочной системы убеждений и общепризнанных ценностей приводит к тому, что высокий уровень напряжения в обществе становится дисфункциональным. Конфликт ценностей, не разрешенный за годы реформ, приводит к распространению ощущения беспомощности, социальной апатии приводящего к поведению отступления, а не преодоления существующих проблем. Эти реакции отступления могут принимать форму политической пассивности, депрессии, фатализма, безропотного смирения или форму злоупотребления алкоголем или наркотиками и других форм девиантного поведения. Данные негативные проявления в современной России не только не снижаются, но имеют явную тенденцию роста.

В результате воздействия опыта избирательных кампаний 1990-х гг. в России с их грязными технологиями, нечистоплотной борьбой политических конкурентов, разжиганием эсхатологических настроений, демагогией и популизмом избирательные механизмы и сам институт выборов оцениваются значительной частью российских граждан преимущественно не как средство институализации и консенсусного разрешения существующих в обществе противоречий, а как источник политических конфликтов. Это приводит к тому, что в иерархии ценностей политической культуры россиян свободные демократические выборы не занимают одно из ведущих мест.

В периодически возникающих конфликтных ситуациях между ветвями власти в России значительная часть граждан видит не проявление функционирования механизма сдержек и противовесов, а борьбу различных представителей власти за реализацию своих корыстных интересов. Причем, во многом под воздействием СМИ, формируется представление о нецелесообразности наличия значительных полномочий у законодательных органов как второстепенных, не приносящих какой-либо конкретной пользы для большинства граждан. Вольно, или невольно в сознании россиян укрепляется установка на одностороннее усиление исполнительной власти и создается массовая социально-психологическая основа для установления авторитарного политического режима.

Российская интеллигенция в большинстве своем не способствует установлению новых представлений о неоднозначной роли социально-политических конфликтов и позитивных возможностях и последствиях их разрешения с помощью демократических институтов. Причин тому много, но не последнее место занимает та ответственность, которую, по мнению граждан, несет интеллигенция перед народом за негативные последствия тех реформ, которые проводились под прикрытием демократических лозунгов при непосредственном участии ее наиболее ярких представителей. Поэтому усилия интеллигенции по внедрению в общественное сознание новых представлений о конфликтах невозможно без восстановления ее авторитета в обществе.

В этой связи, чрезвычайно важно научно осмыслить, какие возможности и ресурсы есть у современного российского общества в деле

180 формировании демократической политической культуры российских граждан, в эволюции их представлений о роли конфликтов в обществе и способов их предотвращения и разрешения. Без решения этих задач вряд ли возможно строительство действительно правового государства и структур гражданского общества, как основы стабильной и процветающей России.

 

Список научной литературыБобылев, Борис Викторович, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Аверьянов Л.Я. Социальная напряженность// Социология: что она знает и может. М., 1993.

2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990.

3. Агеев B.C. Исследование межгрупповых отношений в зарубежной социальной психологии// Вопросы психологии. 1980. № 4.

4. Анцупов А.Я., Малышев A.A. Введение в конфликтологию. Ужгород: МАУП, 1995.

5. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. М., 1997.

6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.

7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. М.: ГАВС, 1992.

8. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. М., 1991. Т. 2.

9. Ахиезер A.C. Ценности общества и возможности реформ в России// Общественные науки и современность. 1994. № 1.

10. Ахиезер A.C. Нравственность в России и противостояние катастрофам// Общественные науки и современность. 1997. № 6.

11. ГБабосов Е.М. Конфликтология. Минск, 2000.

12. Бандурка A.M., Друзь В.А. Конфликтология. Харьков: Ун-т ВД Украины, 1997.

13. Баринова В.И. Консенсус как одно из главных условий разрешений политических конфликтов// Социально-политический журнал. 1995. № 5.

14. И.Батурин H.A. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека// Вопросы психологии. 1984. № 5.

15. Белкин A.C., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург, 1995.

16. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.

17. П.Варламова Н.В., Пахоленко Н.Б. Общественный консенсус: подходы кпроблеме// Государство и право. 1992. № 9.

18. Варламова Н.В., Пахоленко Н.Б. Между согласием и волей большинства (политико-правовые аспекты консенсуса). М., 1997.

19. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

20. Вилков A.A. Менталитет крестьянства и российский политический процесс. Саратов, 1997.

21. Ворожейкин И.Е., Кибанов И.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М., 2000.

22. Гаман О. Ценностный конфликт в России// Политическая теория: тенденции и проблемы. Сб. ст. Вып. 2. М., 1994;

23. Глухова A.B. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения// Государство и право. 1993. № 6.

24. Глухова A.B. Типология политического конфликта. Воронеж, 1997.

25. Глухова A.B. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М., 2000.

26. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

27. Гоптарева И.Б. О возможных механизмах разрешения конфликта// Полис. 1998. № 6.

28. Гурков И.Б. Проблемы теории конфликта в современной научной литературе// Известия Академии наук СССР. Серия экономическая. 1991. № 1.

29. Гусейнов A.A. Понятия насилия и ненасилия// Вопросы философии. 1994. №6.

30. Давыдов A.A. Измерение социальной напряженности. М., 1992.

31. Данакин И., Дятченко JI. Технология разрешения социальных конфликтов (Спецкурс)// Социс. 1993. № 9.

32. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта// Социс. 1994. № 5.

33. Дизель П.М., Мак-Кинли Ранья У. Поведение человека в организации. М., 1993.

34. Дилигенский Г.Г. Российские архетипы и современность// Вестник Фонда «Российский общественно-политический центр». М., 1996. № 2.

35. Дискин И.Е. Теория и утопия/Юбщественные науки и современность. 2001. № 1.

36. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993.

37. Дмитриев A.B. О социальной дезинтеграции в конфликте// Социс. 1992. № 10.

38. Дмитриев A.B. Конфликтология. М., 2000.

39. Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы)// Социально-политический журнал. 1997. № 1.

40. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе// Вестник Моск. ун-та. 1982. № 4. С. 23-32. (сер. 14 Психология)

41. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии// Психологический журнал. 1980. № 6.

42. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1989.

43. Доронина Н.И. Международный конфликт. М., 1981.

44. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. М.: Радио и связь. 1989.

45. Дэн Д. Преодоление разногласий (пер. с англ.) СПб., 1994.

46. Дэнкен Ж.-М. Политическая наука. М., 1993.

47. Ильин И.А. Понятия права и силы (Опыт методологического анализа)// Ильин И.А. Соч. в 2-х тт. М., 1993. Т. 1.

48. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою// Там же. Т. 1.

49. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества// Полис. 1997.

50. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982.

51. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. М.: ВАХЗ, 1992.

52. Кандель П.Е. Социальный конфликт в монистической системе (Опыт теоретического анализа)// Рабочий класс и современный мир. 1990. № 6.

53. Кантор В. Личность и власть в России: сотворение катастрофы// Личность и власть: интеркультурный диалог. М., 1998.

54. Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Пантин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития// Полис. 1995. № 4.

55. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

56. Кичанова И.М. Конфликт: за и против. М., 1978.

57. Козлова О. Развитие идеологии и социальные конфликты// Социс. 1993. №3.

58. Козырев Г.И. Социальный конфликт в общественной жизни// Сгз. 1999. № 1.

59. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты// Сгз. 1999. № 2.

60. Козырев Г.И. Межличностные конфликты// Сгз. 1999. № 3.

61. Комаровский B.C. Политический конфликт и политические ценности: сравнительный анализ// Политическая теория: тенденции и проблемы. Сб. ст. М., 1994. Вып. 2.

62. Кон И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений)// Новый мир. 1966. № 9.

63. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.

64. Конфликт в конструктивной психологии. Тез. докл. и сообщений на 2-й науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. Красноярск, 1990.

65. Конфликтология. Под ред. A.C. Кармина. М., 2000.

66. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Л., 1991.

67. Конфликты в современной России. М., 1999.

68. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). М., 2000.

69. Конфликты в сфере политики. Юридический конфликт: сферы и механизмы. М., 1994.

70. Косолапов И.А. Конфликты постсоветского пространства и современная конфликтология//МэиМО. 1995. № 10.

71. Котанджян Г.С. Этнополитология консенсуса-конфликта. М., 1992.

72. Котанджян Г.С. Грани согласия-конфликта: цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии. М.: Луч. 1992.

73. Краснов Б.И. Конфликты в обществе// Социально-политический журнал. 1992. № 6-7.

74. Кременюк В. Три источника, три составные части российского кризиса// Власть. 1997. №4.

75. Крисберг Л. Миросозидание, миросохранение и разрешение конфликта// Социс. 1990. № 11.

76. Куконков П.И. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта// Социальные конфликты. Вып. 9. М., 1995.

77. Латынов В.В. Конфликт:: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон// Иностр. психология. 1993. Т. 1. № 2. С. 87-93.

78. Лебедева М.М. От конфликтного восприятия к согласию// Полис. 1996. № 5.

79. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. М., 1997.

80. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М., 1973.

81. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994.

82. Льюс Р., Райфа X. Игры и решения. М.: Иностр. литература, 1961.

83. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

84. Матвеева С.Я. Модернизация и глубинный конфликт ценностей в России// Социальный конфликт. 1994. № 4.

85. Мельвиль А.Ю. Политические ценности и ориентации и политические институты// Россия политическая. Под ред. Л.М. Шевцовой. М., 1998.

86. Мостовая И.В., Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальное™// Полис. 1995. № 4.

87. Мурадян A.A. Двуликий Янус. Введение в политологию. М., 1994.

88. ЮО.Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрейдер Ю.А. Ценностнаярефлексия и конфликты в разделенном обществе// Вопросы философии. 1996. № 11.

89. Найденова Л.И. Социологические теории конфликтов и их разрешения// Социально-политический журнал. 1994. № 1/2.

90. Hex В.Ф. Политический конфликт: технологияинициирования, регулирования, разрешения// Вестник Моск. ун-та. Серия 12. 1995. № 5.

91. ЮЗ.Нечипоренко JI.A. Буржуазная «социология конфликта». М.: Политиздат, 1982.

92. Образы власти в политической культуре России. М., 2000.

93. Ю5.0лейник А.Н. Основы конфликтологии. М.: АПО, 1992.

94. Основы конфликтологии. Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1997.

95. От тоталитарных стереотипов к демократической культуре. М., 1991.

96. Пажес Ж.П. Конфликты и общественное мнение// Социс. 1991. № 7.

97. Пантин В., Лапкин В. Ценностные ориентации россиян в 90-е годы.// Pro et contra. 1999.

98. ИО.Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

99. Ш.Петров И.И., Семенов Л.А. Проблемы социального конфликта в современной буржуазной социологии// Философские науки. 1975. № 3.

100. Принципы ненасилия. М.: Наука, 1991.

101. Природа, феноменология и динамика конфликтов в современном мире. Тез. докл. Междунар. науч.-практич. конф. Черновцы, 1993, 1993. Ч. 2. -184 с.

102. Проблемы конфликтологии// Социс. 1993. № 9.

103. Рахманин B.C. Социокультурный кризис в России// Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия 1. 1993. № 1.

104. Робер М.А., Титман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

105. Рыжов О. Политические конфликты. М.: ВУ, 1997.

106. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.

107. Рукавишников В.О. Социальная напряженность// Диалог. 1990. № 8.

108. Рывкина Р.В. Какие варианты будущего возможны?// Общественные науки и современность. 2001. № 1.

109. Семенникова Л.И. Проблемы цивилизационного подхода к истории. Уфа, 1994.

110. Смирнов В.В. Политические конфликты // Кентавр. 1992. № 11/12.

111. Смолин Г. Л. Принципы исследования конфликта// Вопросы философии. 1968. № 8.

112. Современное российское общество: переходный период. Результаты социологического опроса населения России, проведенного в декабре 1998 г. Институтом социологии РАН. Центр «Социоэкспресс». Под ред. В.А. Мансурова. М., 1998.

113. Согрин В. Конфликт и консенсус в российской политике// Общественные науки и современность. 1996. № 1.

114. Социальные конфликты в тоталитарной системе. М., 1991.

115. Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 1991. Вып. 1.

116. Социальный конфликт: современные исследования. М., 1991.

117. Социокультурные проблемы политической власти в России. Екатеринбург. 1993. Ч. 3.

118. Сперанский В.И. Конфликтная ситуация и инцидент// Социально-политический журнал. 1995. № 5.

119. Сперанский В.И. Основные виды конфликтов. Проблемы классификации// Социально-политический журнал. 1995. № 4.

120. Сперанский В.И. Конфликтующие и конфликтогенные люди// Социально-политический журнал. 1996. № 4.

121. Степаненкова В.М. Понятие социального конфликта в теории Дарендорфа// Социс. 1994. № 5.

122. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М.: Изд-во ин-та практ. психологии, 1996.

123. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

124. Ушакова Т.Н. и др. Ведение политических дискуссий. Психологический анализ конфликтных выступлений. М., 1995.

125. Фельдман Д. М. Политология конфликта. М., 1998.

126. Фрустрация, конфликт, защита//Вопросы психологии. 1991. № 6.

127. Холман JL, Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. М., 1998.

128. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

129. Чернобай П.Д. Социальная напряженность: опыт измерения// Социс. 1992. № 7

130. Черняк Е. Вековые конфликты. М., 1988.

131. Чумиков А. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия// Социс. 1995. № 3.

132. Чумиков А.Н. Регулирование социально-политических конфликтов в постсоветской России//Власть. 1996. № 10.

133. Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе// Вопросы философии. 1992. № 8.

134. Нб.Шестов. Н.И. Мифологический фактор российского политического процесса. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.

135. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. Пер. с англ. Минск, 1992.

136. Энгельс Ф. Роль насилия в истории// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 21.

137. Этнические стереотипы поведения. Под ред. А.К. Байбурина. Л.,1985.

138. Berkel К. Konfliktfoschung u. Konfliktbewaltigung. Berlin. 1984.

139. Buhl W. Kriesentheorien. Darmstadt. 1984.

140. Darendorf R Soziale Konflikt. Worterbuch der Soziologie. Stuttgart. 1969.

141. Darendorf R. Zu einer Theorie sozialen Konflikts// Zapf W. Theorien sozialen Wandels. Koln-Berlin, 1969.

142. DavisM. Spieltheorie für Nichtmathematiker. München. 1972.

143. Luhmann N. Moderne Systemtheorien als Form gesamtgesellschaftlicher Analyse. In: Luhmann N., Habermas Y. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie. Fr./M. 1971.

144. ShubikM. Spieltheorie u. Sozialwissenschaften. Fr. 1965.

145. Диссертации и авторефераты

146. Белоусова С.А. Иллюзорные формы обыденного сознания: механизм их образования. Дис. . канд. филос. наук. Ставрополь, 1996.

147. Варакин C.B. Политическая культура как фактор социальной стабилизации. Дис. . канд. филос. наук. Волгоград, 1994.

148. Вилков A.A. Менталитет крестьянства и российский политический процесс. Дис. . докт. полит, наук. Саратов, 1999.

149. Динь Ты Хоа Политические конфликты в процессе демократизации общества. Дис. . канд. социол. наук. М., 2000.

150. Дука A.B. Политическая культура: проблема генезиса и принципы типологии. Дис. . канд. полит, наук. СПб., 1995.

151. Махмутова А.Н. Сущность и формы политических конфликтов. Дис. . канд. полит, наук. Казань, 1997.

152. Медведев Н.П. Политический консенсус в условиях российского федерализма. Автореф. дис. . д-ра полит, наук. М., 2000.

153. Назаров М.М. Политическая культура современного российского общества (1991-1995 гг.) (проблемы социологического исследования). Дис. .докт. полит, наук. М., 1997.

154. Пивоваров Ю. С. Политическая культура: вопросы теории и методологии (опыт России и западная наука). Дис. .докт. полит, наук. М., 1995.

155. Ю.Попов В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Дис. . докт. социол. наук. Екатеринбург, 1997.

156. П.Пронин Э.А. Концептуальные основы теории межличностных конфликтов (методологический анализ). Дис. . канд. социол. наук. М., 1998.

157. Решетников В.А. Становление и развитие современной политической культуры (мировоззренческо-методологический аспект). Дис. . докт. филос. наук. СПб., 1992.

158. З.Рыжов O.A. Политические конфликты современности: теория и практика. Автореф. дис. . докт. филос. наук. М., 2000.

159. И.Соловьев А.И. Социокультурное измерение политического процесса (методологический аспект). Дис. . докт. полит, наук. М., 1994.

160. Соловьев A.B. Политические аспекты регулирования социально-трудовых конфликтов в современной России: тенденции и противоречия. Автореф. дис. .канд. полит, наук. М., 1999.

161. Суслопаров А. Г. Место и роль политической культуры в системе политического сознания. Дис. .канд. филос.наук. Иркутск, 1995.

162. Черкасова Т.В. Социальные конфликты в молодежной среде. Дис. .канд. социол. наук. Уфа, 1997.

163. Чумиков А.Н. Конфликт в системе социально-политических процессов переходного периода. Дис. . докт. полит, наук. 1995.