автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Познание и нравственность в философии Джона Локка

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Гурьевская, Любовь Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Познание и нравственность в философии Джона Локка'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гурьевская, Любовь Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ.

1 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ ЛОККА.

1.1 Специфика эмпиризма Локка.,.

1.2 Локковская концепция познавательной деятельности человеческого разума.

2 ПРОБЛЕМА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ЛОККА. 2.1 Локк о моральном «законе природы» и его познании в «Опытах о законе природы».

2.2 Критика Локком учения о врожденных практических принципах.

2.3 Особенность трактовки Локком «добра и зла вообще».

2.4 Локк о «философских» законах общественной нравственности.

3 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ЛОККА.

3.1 Обоснование Локком реальности свободы как предпосылки нравственности.

3.2 Локк о роли разума в мотивации морального действия.

3.3 Гносеологические и этические основания педагогической философии

• Локка.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Гурьевская, Любовь Алексеевна

Актуальность темы определяется остротой этической проблематики в современном мире и соответственно необходимостью исследования в конкретно-историческом плане этических систем в соотношении с философскими представлениями о познании, в том числе западноевропейской историко-философской мысли. Поскольку реальные процессы развития в обществе отношений познания и нравственности находили свое отражение в философских, этических теориях своих исторических эпох в длительной и духовно насыщенной истории идей, то представляется, что, в целом, возможно решить указанную проблему, обратившись к истории наиболее значительных учений прошлого, заложивших основы нашего современного воззрения на эти вопросы.

Особый интерес представляет XVII век - важный период в истории человечества. В эпоху Нового времени были разработаны основные идеи, характерные для европейского сознания, сформировавшие общую теоретическую основу историко-философских учений вплоть до наших дней. Произошел коренной пересмотр взглядов на человека, что во многом стимулировало развитие эмпирического естествознания после дующих столетий. Для самой философии это обернулось решительной переориентацией в сторону эмпиризма и сенсуализма. Выявились собственно социальные факторы определения границ теоретического познания, открывавшие перспективы для развития моральной философии. Подлинным центром новаторской мысли была Англия. Отсюда необходимость особого внимания к творчеству британских эмпириков того времени и, прежде всего, Джона Локка.

Имя Джона Локка (1632-1704) занимает весьма почетное место не только в ряду великих философских имен эпохи Нового времени, но и в мировом историко-философском процессе. Философские концепции теории познания и нравственности английского мыслителя послужили своеобразным связующим элементом между философской и социально-этической мыслью XVII и XVIII веков. Следует отметить, что Локк сыграл выдающуюся роль в развитии политических концепций XVII века, оставив потомкам достаточно полно разработанную систему идей, которые легли в основу современной политики. К Локку таюке восходит философское учение о воспитании, послужившее развитию фи-лософско-педагогической мысли эпохи Просвещения.

Достаточно очевидным представляется тот факт, что для самого Локка на первом месте его философских интересов стояла гносеологическая и политико-правовая проблематика, а не исследование вопросов нравственного поведения человека и создание науки о морали. Это подтверждается и самим названием основного труда философа «Опыт о человеческом разумении». С учетом сказанного несомненную актуальность приобретает анализ одного из самых важных, но также не решенных вопросов — о связи морально-ценностных и познавательных моментов философского учения Локка, о специфике их отражения в категориальных формах. До сих пор эти моменты если и не противопоставлялись, то, во всяком случае, описывались параллельно.

Степень разработанности проблемы. Отечественная историко-философская наука внесла весомый вклад в дело изучения философского наследия великого английского мыслителя. Дореволюционная литература о Локке представлена работами таких авторов, как А. Вишняков, В. Ермилов, Е. Ф. Литвинова, В. Н. Малинин, В. С. Серебреников, Н. Сперанский, В. В. Успенский. Определенный интерес был проявлен русскими издательствами к трудам английского философа (59, 60, 61, 62, 63, 73, 81, 82, 123). Из постреволюционных исследователей выделяются, прежде всего, К. В. Гребенев и Д. Рахман. Анализу теории познания Локка посвящен ряд диссертационных исследований (11,35,67, 95).

Колоссальное влияние идей Локка на формирование философской мысли Нового времени признается современными отечественными исследователями. Изучению данного периода истории философии и творчества Локка посвятили свои труды крупнейшие наши ученые: М. А. Абрамов, В. Ф. Асмус, П. П. Гай-денко, А. А. Гусейнов, Б. А. Ерунов, Г. А. Заиченко, В. Н. Кузнецов, В. А. Лекторский, Б. В. Мееровский, Н. В. Мотрошилова, И. С. Нарский, Ю. В. Перов, В. В. Соколов, А. Л. Субботин.

Плодотворными для нашего анализа оказались результаты исследования И. И. Борисова о способностях и границах человеческого познания в учении Локка (11). Особую актуальность приобретает проблема связи познания с мотивами деятельности людей, с их природой, интересами и стремлением к счастью. Счастье, по Локку, - наивысшее удовольствие, к которому мы способны.

Заслуживает внимания работа В. А. Васильева о добродетели Локка (14). Английский мыслитель не ставил перед собой задачу разобрать все добродетели и пороки, а также ответить на вопрос о том, какими путями может быть достигнута каждая конкретная добродетель и какими специальными средствами может быть исправлен каждый конкретный порок. Он показал общие основания добродетели, связал их с нравственной оценкой того или иного поступка.

Различные аспекты интересующей нас проблемы обсуждались в многочисленных монографиях и статьях отечественных исследователей. Это работы М. И. Билалова, В. Ф. Голосова, К. Н. Калмыкова, М. А. Киссель, Л. М. Косаревой, Т. Л. Лабутиной, И. А. Лукичевой, А. В. Разина, А. В. Семушкина, В. В. Смоленкова, С. М. Флегонтовой, Э. М. Чудинова, П. Д. Шашкевича, В. С. Швырева.

Не вызывает удивления то обстоятельство, что в последние десятилетия политическая философия Локка становилась предметом пристального внимания. Его социально-политические идеи анализировали А. В. Галухин, В. С. Нерсесянц, Э. В. Соловьев, И. И. Царьков. Было опубликовано несколько работ, которые в значительной мере подготовили почву для более детального знакомства и историей политических взглядов английского просветителя. Речь идет о кандидатских диссертациях М. В. Захарченко, А. В. Ковалева, Э. Л. Коврова, А. В. Кузнецова, М. М. Петровой, А. А. Плотникова, Р. А. Ромашова, В. Е. Саты-шева.

Среди западных ученых, внесших заметный вклад в изучение жизни и творчества Локка, необходимо выделить таких авторов, как Р. Аарон, Ф. Борн,

Р. Вулхаус, В. Вундт, Дж. и Д. Иолтон, В. Карпентер, П. Кинг, М. Крэнстон, В. Лейден, Д. О'Коннор, Г. Пенниман, Г. Райл, Б. Рассел, В. и М. Саакьян, К. Скводрито, Т. Фаулер, П. Щоулз. Д. Краус, А. Лампрехт, Е. Лоу, К. Моррис, А. Хофстадтер исследовали теорию познания Локка. М. Кертис, Д. Кольман, О. Петцолль уделили внимание моральной философии Локка. Проблемы нравственного воспитания рассматривали Д. Акстелль, И. Дарстек, М. Зиммер, Д. Карриг, В. Спеллман, Н. Тарков и другие. Кроме того, важными источниками для осмысления отношения познания и нравственности в философии Локка стали для диссертанта аналитические материалы международных семинаров и симпозиумов, фонда имени Локка, которые отражают оценку состояния и перспектив философского наследия мыслителя, даваемую иностранными исследователями.

Следует подчеркнуть, что за последние годы отечественные и зарубежные историки философии многократно обращались к эмпирической гносеологии и политико-правовой теории Локка в связи с обсуждением судеб либеральных идей в современном мире. В то же время, поскольку авторы работ, посвященных изучению философии Локка, не ставили перед собой задачу специального исследования проблемы отношения познания и нравственности (гносеологической и этической проблематики), то их анализ этой проблемы носит достаточно случайный и спорадический характер. Данная работа и призвана в какой-то мере интерпретировать философию Локка под тем проблемным углом зрения, который до сих пор еще в достаточной мере не привлекал внимания исследователей.

Научная новизна диссертации состоит в том, что данная работа является одним из первых опытов комплексного, логически завершенного исследования процессов и результатов разработки проблематики отношения познания и нравственности в философском учении Локка.

Анализ отдельных актуальных проблем этики и познания в классической философии Локка рассматривается не только как перечень идей, но как динамичная связь теоретической системы познания и этики, обладающих внутренним системным единством и собственным теоретическим и эвристическим потенциалом. Выделены актуальные проблемы взаимодействия познавательных регуляторов нравственного поведения личности, в соответствии с которыми она должна отвечать принципам свободы, социальной справедливости и конкретности общественно-нравственных идеалов.

В отечественный научный оборот вводится историко-философский материал англоязычных авторов, посвященный критике разнообразных аспектов философии Локка, которые еще мало или вовсе неизвестны российскому читателю.

Объект диссертационного исследования - эмпирическая гносеология и морально-этическая концепция Локка.

Предметом исследования является изучение связи познания и нравственности в философском учении Локка.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основании объективного анализа работ Локка, исторических, биографических материалов выявить, в какой мере принципы теории познания Локка (его сенсуалистический эмпиризм) обусловили характер и содержание основных положений и центральных понятий его моральной философии.

Задачи исследования определяются целью и предметом научной работы:

- выделить и проанализировать основные идеи теории познания Локка, играющие ключевую роль в качестве теоретической основы его моральной философии

- исследовать эволюцию взглядов Локка на моральный «закон природы»

- изучить специфику критики теории врожденной моральности, разработанной Локком

- рассмотреть трактовку Локком «добра и зла вообще» как философскую основу его учения о морали

- выяснить понимание Локком «философских» законов общественной нравственности

- обосновать реальность свободы как предпосылку нравственности в философском учении Локка

- осмыслить локковское понимание разума в мотивации морального действия

- выявить гносеологические и этические основания теории воспитания Локка

Методологическая основа диссертации. Работа построена на последовательном применении принципа историзма, предполагающего рассмотрение всех персональных философских учений в контексте общего движения европейской и национальной философской мысли и их оценку по критериям, соответствующим эпохе их формирования. Исследование также учитывает эвристические возможности системного анализа к изучению познавательно-духовной жизни общества. В качестве методологической основы диссертации выступают общефилософские методы - методы логического, функционального, структурного анализа, аналитико-синтетический и диалектический методы. Реализация этих принципов в едином методологическом подходе к анализу предмета исследования позволяет раскрыть особенности трактовки важнейших понятий этики и эмпирической гносеологии Локка (познание и нравственность, свобода и ответственность личности, разум и моральное действие) в их взаимном соотнесении, а также возможности их реинтерпретации в современных условиях становления демократического общества.

Эмпирическую базу диссертации составили опубликованные труды Локка, предшественников и современников английского мыслителя. К исследованию нами привлечен большой корпус историко-философских работ отечественных и иностранных исследователей из фондов российских, шведских и английских библиотек, относящихся к избранной теме.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что ее теоретические положения могут применяться для дальнейших исследований проблематики западноевропейской истории философии. Материалы работы могут быть использованы при чтении как общих, так и специальных курсов по истории зарубежной философии, культурологии.

Апробация работы, Результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора, в докладах на международной и всероссийской научно-практических конференциях. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры зарубежной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова 31.10.2005 и была рекомендована к защите.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретическим и методологическим основанием моральной философии Локка стала его теория познания. Центральные понятия и основные положения этики разработаны и изложены им в главном труде «Опыт о человеческом разумении», и в своем содержании они воплощают и последовательно конкретизируют общие принципы его эмпирической и сенсуалистической гносеологии.

2. Органическое единство теории познания Локка и его учения о нравственности наиболее явно воплотилось в таких главных положениях его моральной философии, как развернутое доказательство отсутствия у людей врожденных практических принципов, обоснование того, что непосредственное чувство удовольствия является единственным основанием и критерием «добра и зла вообще».

3. Существенным результатом и конкретизацией эмпирико-сенсуалисти-ческой трактовки нравственности Локком стали выводы об историческом и индивидуальном плюрализме и автономии в определении добра и зла, а также о содержании и механизмах функционирования общественной нравственности и «моральных законов» общественного мнения.

4. Локку принадлежит важная роль в историческом процессе пересмотра т.н. «классической концепции» морального и правового естественного закона. Это выразилось в том, что в результате эволюции собственных этических представлений в ходе обоснования принципов моральной автономии и плюрализма он отказался от признания всеобщности блага и, как следствие, - от постулирования столь же универсального морального закона, понятого как совокупность предписаний в отношении необходимых путей и средств достижения блага.

5. Обоснованная Локком возможность и реальность свободы индивидов и конкретизация ее психологических механизмов в соотнесении с «волей» и «разумом» предстала в его философии в качестве необходимой предпосылки существования нравственности и правовой свободы.

6. Трактовка Локком роли познающего разума в процессах принятия решений, моральной мотивации и морального самоопределения индивидов обосновала и конкретизировала механизмы их моральной и правовой свободы и ответственности.

7. Обоснованный Локком идеал нравственного воспитания ставил целью формирование личности, способной подчинять свои желания и волю собственному разуму, заранее рассчитывающему последствия выбора, и тем самым в максимальной мере реализующей возможную свободу.

Структура диссертации включает в себя: Введение, три главы, объединяющие девять параграфов, Заключение и Список использованных источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Познание и нравственность в философии Джона Локка"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов, которые имеют актуальное историко-философское и методологическое значение.

В диссертации показано, что уникальное философское учение Локка о познании и нравственности стало адекватным ответом на вызов эпохи, отмеченной сменой социально-культурной парадигмы. Английский мыслитель сумел по-своему воспринять и переосмыслить традиционные проблемы теории познания, этики. Проблематика этики оказывается органично включенной в эмпирическую и сенсуалистическую гносеологию английского мыслителя. Данная посылка позволяет рассматривать единство теории познания Локка и его учения о нравственности. Как непреходящий нравственный ориентир обозначил Локк добродетель человека.

Обобщая опыт философской интерпретации трактовки английским классиком отношения познания и нравственности, необходимо сказать, что теоретически эта проблема была им достаточно глубоко осмыслена при исследовании принципов человеческих действий как, например, идея свободы, развернутое доказательство отсутствия у людей врожденных практических принципов, обоснование непосредственного чувства удовольствия в качестве единственного основания и критерия «добра и зла вообще».

В диссертации выдвигается и обосновывается вывод о том, что Локку принадлежит важная роль в историческом процессе пересмотра т.н. «классической концепции» морального и правового естественного закона. Это выразилось в том, что исследуемый нами мыслитель обнаруживал известный консерватизм в стремлении признать всеобщность, универсальность истинного блага. Как следствие, в результате эволюции собственных этических представлений в обосновании принципов моральной автономии и плюрализма он отказался от принятия столь же универсального морального закона, понятого как совокупность предписаний в отношении необходимых путей и средств достижения блага.

Особо отмечено, что сенсуалистическое понимание добра и зла явилось у Локка ответом на главный вопрос всякой этики. Существенными результатами и конкретизацией эмпирико-сенсуалистической трактовки нравственности Локком стали выводы о принципиально историческом и индивидуальном плюрализме и автономии в определении добра и зла.

С акцентом на содержании и механизмах функционирования общественной нравственности и «моральных законов» общественного мнения показано, что моральную философию Локка можно оценить как относительно непротиворечивую. В своей критике теории общественного «нравственного добра и зла» Локк доказывал, что и основание этики может быть только эмпирическим. «Философские» законы общественного мнения выступают у Локка как некоторая компенсация сугубо сенсуалистической и индивидуалистической трактовки им «добра и зла вообще». Индивиды следуют нравственным законам общественного мнения, руководствуясь, в конечном счете, теми же сенсуалистическими критериями, что и в отношении индивидуального добра и зла вообще, поскольку общественные санкции за поступки могут доставлять им удовольствия (поощрения) или страдания (осуждения).

Как показал анализ, одна из центральных во всей моральной философии Локка - проблема свободы, обусловленная социально-исторической спецификой исследуемой эпохи, решается в его философии через раскрытие таких понятий, как «воля», «разум», «свобода» в их взаимном соотнесении в понимании свободы. Конкретизация ее психологических механизмов в соотнесении с «волей» и «разумом» предстала в философии Локка в качестве необходимой предпосылки существования нравственности и реальности свободы индивидов,

В диссертации подчеркивается, что трактовка Локком роли познающего разума в процессах принятия решений, моральной мотивации и моральной автономии индивидов явилась обоснованием их моральной и правовой свободы и ответственности,

Несомненную прикладную ценность представляет педагогическая философия Локка, которая в полной, мере воплотила общие установки и выводы его теории познания и этики. Справедливо квалифицируя идеал воспитания как формирование глубоко добродетельной личности, способной подчинять свои желания и волю собственному разуму, заранее рассчитывающему последствия выбора, английский, мыслитель тем самым невольно задал потомкам ориентиры в реализации в максимальной мере возможной свободы.

Необходимость усвоения вопроса об отношении познания и нравственности в период глубокого изменения всего комплекса социальных отношений диктуется потребностью в новых типах морально-образовательных ориентации, которые бы обеспечивали адекватную передачу историко-философского и нравственного опыта последующим поколениям в духе уважения, терпимости к морально-этическим нормам напротив игнорирования нравственных начал в жизни современного общества. Автор предполагает, что неизменной останется ориентация на разумного человека, приоритетными по-прежнему будут нравственные ценности личности, и западноевропейские теории, безусловно, должны обогатить нашу жизнь.

 

Список научной литературыГурьевская, Любовь Алексеевна, диссертация по теме "История философии"

1. Абрамов, М. А. О шотландской философии ХУНТ века // Философские науки. 1981.-№ 1.-С. 93 - 102.

2. Абрамов, М. А. Проблема свободы и свобод в Британской философии века Просвещения // Социальная философия и философская антропология. М., 1995.

3. Абрамов, М. А. Шотландская философия века Просвещения. М., 2000. - 371 с. - Библиогр. : 287 назв.

4. Английские деисты XVII века XVIII столетий. - Одесса : Тип. П. Францова, 1868. - 142 с.

5. Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз. М. : Мысль, 1981.-299 с.

6. Антология мировой философии : в 4 т. / АН СССР : Ин-т философии. М. : Мысль, 1970. - Т. 2 : Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. - 775 с.

7. Аристотель. Сочинения : в 4 т. М. : Мысль, 1976-1984.

8. Асмус, В. Ф. Декарт. М., 1956. - 371 с.

9. Беркли. Сочинений ; сост., общ. ред. и вступ. статья И. С. Нарстсого. М. : Мысль, 2000. - 560 с.

10. Билалов, М. И. Дж. Локк о соотношении истины и знания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1984, № 2. - С. 61 - 68.

11. Борисов, И. И. Проблема субъекта познания в материалистической философии XVII века : Автореферат дис. . д-ра филос. наук. СПб., 1997. - 51 с.

12. Быданов, В. Е. Эволюция эмпиризма в современной эпистемологии : Автореферат дис. . канд. филос. наук:. СПб., 1999. - 22 с.

13. Бэкон, Ф. Сочинения : в 2 т. ; вступ. статья А. Л. Субботина,- М. : Мысль, 1977.

14. Васильев, В. А. Дж. Локк о воспитании добродетели // Соц. гуманитарные знания. - 2002. - № 2. - С. 181 - 195.

15. Вахтомин, Н. К. Творческая способность мышления в философии Декарта // Вестн. Моск. ун-та. Серия «Философия». 2000, № 3. - С. 78 - 83.

16. Великая книга Локка / Ермилов В. М. : Изд. Сытина, 1905. - 29 с.

17. Вишняков, А. Вопрос о возможности априорных познаний в учениях Локка и Лейбница // Вера и разум. 1907. - № 17. - С. 187 - 194; № 18. - С. 225 -236.

18. Вольтер. Философские сочинения. М. : Наука, 1988. - 751 с.

19. Вундт, Вильгельм. Введение в философию. М. : ЧеРо, 1998. - 354 с.

20. Гайденко, П. П. От онтологии к психологизму: понятие времени и длительности в ХУИ-ХУШ вв. // Вопросы философии. 2001. - № 7. - С. 77 - 99.

21. Галухин, А. В. Понятие государственного интереса в философско-мировоззренческой парадигме учения Джона Локка // Вестн. Моск. ун-та. Серия «Политические науки». 2000, № 3. - С. 70 - 102.

22. Гассенди. Сочинения : в 2 т. М. : Мысль, 1966-1968.

23. Гегель. Философия права. М. : Мысль, 1990. - 524 с.

24. Гоббс, Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 2001. - 478 с.

25. Гоббс, Т. Сочинения : в 2 т. ; сост., ред. изд., авт. вступ. статья и примеч. В. В. Соколова. М. : Мысль, 1989-1991.

26. Голосов, В. Ф. Очерки по истории английского материализма ХУП-ХУШ вв. Красноярск : Кн. изд-во, 1958. - 488 с.

27. Гребенев, К. В. . Джон Локк. Популярный очерк его жизни и учения. МЛ. : Московский рабочий, 1929. - 237 с.

28. Гусейнов, А. А. Философия, мораль, политика Текст. : сб. статей / А. А. Гусейнов. М. : Академкнига, 2002. - 304 с.

29. Гусейнов, А. А. Этика // Вопросы философии. 1999. - № 8. - С. 81 - 91.

30. Декарт, Р. Сочинения : в 2 т. М. : Мысль, 1989-1991.

31. Ерунов, Б. А. Мнение в системе человеческого познания. Л., 1973. - 187 с.

32. Заиченко, Г. А. Джон Локк. М. : Мысль, 1973. - 206 с.

33. Заиченко, Г. А., Семушкин А. В. Д. Локк и современность // Философские науки. 1990. - № 10. - С. 108 - 113.

34. Заиченко, Г. А. Уточнение основных гносеологических позиций Джона Локка // Специфика философского знания и проблема человека в истории философии. М., 1988. - С. 42 - 49.

35. Заиченко, Г. А. Учение Джона Локка об эмпирическом происхождении знаний : Автореферат дис. . канд. филос. наук. М., 1955. - 14 с.

36. Заиченко, Г. А. Философия Джона Локка. М. : Знание, 1959. - 32 с.

37. Захарченко, М. В. Предметность «Опытов о законе природы»: естественный закон или принципы познания? Джон Локк и традиция естественного закона. -СПб., 1992. Деп. в ИНИОН РАН, № 45958. - 14 с.

38. Захарченко, М. В. Становление идеи практического разума в метафизике XVII века. Джон Локк и традиция естественного закона : Автореферат дис. . канд. филос. наук. СПб., 1992. - 17 с.

39. История политических и правовых учений ХУП-ХУШ вв. ; отв. ред. В. С. Нерсесянц. М. : Наука, 1989. - 446 с.

40. История философии. Запад Россия - Восток. Кн. 2 : Философия ХУ-Х1Х вв. / под ред. проф. Н. В. Мотрошштовой. - М. : «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1996. - 557 с.

41. Калмыков, К. Н. Модели обоснования морали / Интеллектуальные проекты Ларошфуко, Локка, Руссо де Сада // Полис. 2002. - № 5. - С. 117 - 122.

42. Кисель, М. А. Судьба старой дилеммы. М. : Мысль, 1974. - 279 с.

43. Ковалев, А. В. Социально-политическая концепция Джона Локка и становление конституционной монархии в Англии : Автореферат дис. . канд ист. наук. Волгоград, 1997. - 18 с.

44. Ковалев, А. В. Социально-политическая концепция Джона Локка в русской историографии конца XIX начала XX в. - Волгоград : ВГПУ, 1995. - 14 с.

45. Ковров, Э. Л. Либеральная и демократическая трактовка свободы в социальной философии Нового времени : Автореферат дис. . канд филос. наук -СПб., 1995. 16 с.

46. Косарева, Л. М. Социокультурный генезис науки Нового времени (Философский аспект проблемы). М. : Наука, 1989. - 160 с.

47. Кузнецов, А. В. Джон Локк и социально-политическая мысль французского просвещения второй половины XVTTT века : Автореферат дис. . канд. филос. наук. Минск, 1984. - 20 с.

48. Кузнецов, В. Н. Туманные вершины мировой философии от Платона до Де-лёза. М. : Изд-во МГУ, 2001. - 141 с.

49. Кузнецов, В. Н. Философское творчество Вольтера и современность / Вольтер. Философские сочинения. М. : Наука, 1988. - С. 5 - 69.

50. Лабутина, Т. Л. У истоков современной демократии. Политическая мьтсль английского Просвещения (1689 1714 гг.). - М. : ИРИС-ПРЕСС, 1995. - 304 с.

51. Лейбниц, Г. В. Сочинения : в 4 т. М., 1982-1989.

52. Лекторский, В. А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии. 1999. - № 8. - С. 72 - 80.

53. Лекторский, В. А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии. 2001. - № 4. - С. 3 - 9.

54. Литвинова, Е. Ф. Дж. Бруно. Бэкон. Локк. Лейбниц. Монтескью : Биогр. повествования. Челябинск : Урал, 1996. - 424 с.

55. Литвинова, Е. Ф. Джон Локк, его жизнь и философская деятельность. -СПб., 1892. 186 с.

56. Локк, Джон. Сочинения : в 3 т. М. : Мысль, 1985 - 1988.

57. Локк, Джон. Избр. философские произведения : в 2 т. М. : Соцэкгиз, 1 960.

58. Локк, Джон. Мысли о воспитании. СПб. : Русский педагогический вестник, 1858.

59. Локк, Джон. Мысли о воспитании и о воспитании разума ; введ. и примеч. Э. Даниэля ; пер. с англ. М. А. Энгельгардта. СПб., 1913. - 324 с.

60. Локк, Джон. Мысли о воспитании ; пер. с англ. А. Басистова. М. : Печатня А. И. Снегиревой, 1896. - 241 с.

61. Локк, Джон. О государстве. СПб. : Изд. П. П. Сойкина, 1902. - 55 с.

62. Локк, Джон. Опыт о человеческом разуме ; пер. и предисл. А. П. Савина. -М. : Тип. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1898. 736 с.

63. Лукичева, И. А. Проблематика искусственного в социальной философии Дж. Локка // Вестн. МГТУ. 1999. - Т. 2, № 1. - С. 79 - 82.

64. Малинин, В. Н. О систрме воспитания Джона Локка. Киев, 1894. - 12 с.

65. Матешук, А. В. Английский деизм (середина XVII середина XVIII в.) : Автореферат дис. . канд. филос. наук. - М. : Изд-во МГУ, 1988. - 23 с.

66. Мачавариани, М. В. Воззрения Локка и Лейбница о языке : Автореферат дис. . канд. филол. наук. Тбилиси, 1958. - 14 с.

67. Мееровский, Б. В. Гоббс. М. : Мысль, 1975. - 208 с.

68. Мееровский, Б. В. Разум судья во всех вопросах // Наука и религия. - 1982. -№ 11.-С. 44-46.

69. Мир философии: Книга для чтения: в 2 ч. М. : Политиздат, 1991.

70. Михайлова, Л. В. Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка: личность, опыт, идеи, современное значение : Автореферат дис. . канд. пед. наук. Чебоксары, 2002. - 20 с.

71. Мотрошилова, Н. В. Познание и общество (Из истории философии XVII-XVIII веков). М. : Мысль, 1969. - 297 с.

72. Мысли о воспитании Джона Локка ; пер. с англ. Петра Вейнберга. СПб. : Русская школа, 1890.

73. Нарский, И. С. Джон Локк и его теоретическая система ; вступ. статья / Локк Джон. Сочинения : в 3 т. М. : Мысль, 1985. - Т. 1. - С. 3 - 76.

74. Нарский, И. С. Джон Локк глазами XX века // Философские науки. 1982. -№2.-С. 130- 139.

75. Нарский, И. С. К вопросу об отражении свойств внешних объектов в ощущениях // Проблемы логики и теории познания. М., 1968. - 75 с.

76. Нарский, И. С. Основное гносеологическое сочинение Лейбница и его полемика с Локком / Лейбниц Г. В. Сочинения : в 4 т. М., 1982-1989.

77. Нарский, И. С. Философия Джона Локка. М., 1960. - 63 с.

78. Нарский, И. С. Философия и политика (Историко-философский аспект) // Философские науки. 1991. - № 9. - С. 3 - 15.

79. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М. : Мысль, 2000-2001.

80. Орбинский, Р. В. Английские деисты ХУТТ-ХУШ столетий. Одесса : Тип. Ф. П. Францова, 1868. - 142 с.

81. Очерки из истории педагогики. Ян Амос Коменский. Джон Локк. Казань : Казанский ун-т, 1901.

82. Перов, В. ТО. Опыт реконструкции моральной философии Д. Юма. Дис. . канд филос. наук. СПб., 1995. - 188 с.

83. Перов, Ю. В. Наследие Декарта в перспективе «мышления в ценностях» // Мысль: Альманах. СПб. : СПбГУ, 1998. - Вып. 2. - С. 87 - 108.

84. Петрова, М. М. Концепция общественного договора в английской философии XVII века: Автореферат дис. . канд филос. наук. СПб., 1995. - 16 с.

85. Плотников, А. А. Место Локка в политической философской мысли Нового времени / Из истории политической философии. М. : Ин-т философии РАН, 1992. - С. 63 - 82.

86. Плотников, А. А. Гражданское общество и правовое государство: к истории формирования концепции: (Анализ политико-философской мысли Джона Локка) : Автореферат дис. . канд. филос. наук. М., 1993. - 26 с.

87. Погоняйло, А. Г. Метафизика механицизма в новоевропейской философии ХУП-ХУШ вв. : Автореферат дис. . канд. филос. наук. СПб., 2001. - 28 с.

88. Послание о веротерпимости Джона Локка: точки зрения; под ред. М. Б. Хомякова. Екатеринбург : Урал, межрегион, ин-т обществ, наук, (Уральский гос. ун-т), 2001.

89. Просветительское движение в Англии / под ред. проф. H. М. Мещеряковой. -М. : МГУ, 1991.-443 с.

90. Разин, А. В. Идея гуманизма в западной философии // Философия и общество. 1998.-№ 5. - С. 155 - 177.

91. Рассел, Б. История западной философии: в 3 кн. ; пер. с англ. ; подгот. текста В. В. Целищева. СПб. : Азбука, 2001. - 960 с.

92. Рассел, Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М. : Республика, 1998.-479 с.

93. Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Статьи. М. : Республика, 2000. - 464 с.

94. Рахман, Д. Джон Локк. Его учение о познании, праве и воспитании. Субъективная и объективная психология. Харьков, 1924. - 182 с.

95. Рахубо, П. Теория познания Дж. Локка : Автореферат дис. . канд. филос. наук. М., 1965. - 16 с.

96. Ромашов, P.A. Общество и государство: концепция Джона Локка : Автореферат дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1995. - 20 с.

97. Сатышев, В. Е. Политические взгляды Джона Локка : Автореферат дис. . канд. юрид. наук. М., 1968. - 19 с.

98. Серебреников, В. С. Лейбниц и Локк по вопросу о прирожденных идеях. -СПб. : Христианское чтение, 1901. С. 661 - 690.

99. Серебреников, B.C. Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности. СПб., 1892. - 358 с.

100. Смоленков, В. В. Эпоха просвещения: эмпиризм, рационализм и философия воспитания // Философия образования и традиции русской школы : сб. науч. тр. СПб., 1995. - Разд. I. - С. 97 - 98.

101. Соколов, В. В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Томаса Гоббса / Гоббс Т. Сочинения : в 2 т. М. : Мысль, 1989-1991.

102. Соколов, В. В. Введение в классическую философию. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 352 с.

103. Соколов, В. В. Европейская философия XY-XVTT веков. М., 1984. - 448 с.

104. Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVII веков. Изд. 2-е, испр. и доп. -М., 1996.-400 с.

105. Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVII веков. 3-е изд. испр. -М., 2003.-428 с.

106. Соколов, В. В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам. М. : Академический Проект, 2004. - 912 с.

107. Соколов, В. В. От философии античности к философии Нового времени. СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНАЯ ПАРАДИГМА. М. : Эдиториал УРСС, 2000. - 336 с.

108. Соколов, В. В. Философии Спинозы и современность. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1964. - 450 с.

109. Соколов, В. В. Философия духа и материи Рене Декарта / Декарт Р. Сочинения : в 2 т. М. : Мысль, 1989-1991. - Т. 1. - С. 3 - 76.

110. Соловьев, Э. В. Идеал правопорядка в учении Джона Локка / Философия эпохи ранних буржуазных революций / ред. Т. И. Ойзерман. М. : Наука, 1983. - С. 240 - 252.

111. Сперанский, Н. Учение Лейбница и Локка о врожденных идеях и его значение для определения оснований и границ познания. М. : Моск. ун-т, 1872. -113 с.

112. Спиноза, Б. Избр. произведения : в 2 т. / вступ. статья В. В. Соколова. М. : Госполитиздат, 1957.

113. Субботин, А. Л. По следам «Нового Органона» // Вопросы философии. -1970. -№ 9. -С. 97- 108.

114. Субботин, А. Л. Принципы гносеологии Локка // Вопросы философии. -1955.-№2.-С. 105-117.

115. Успенский, В. В. Индивидуализм в педагогическом учении Локка. СПб., 1905.-43 с.

116. Философская энциклопедия: в 5 т. М. : Советская энциклопедия, 19601970.

117. Флегонтова, С. М. Джон Локк и русская школа // // Философия образования и традиции русской школы : сб. науч. тр. СПб., 1995. - Разд. I. - С. 98 -100.

118. Хореев, Н. В. Философия как фактор развития науки. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979.-264 с.

119. Царьков, И. И. Философские и государственно-правовые взгляды Джона Локка. Тольятти : Акцент, 1996. - 56 с.

120. Человек Философия - Гуманизм : тез. докл. и выст. Первого Рос. философ. конгресса (СПб., 4-7 июня 1997 г.) ; т. 6. «Философия культуры». - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997. - 3 80 с.

121. Чудинов, Э. М. Природа научной истины. М. : Политиздат, 1977. — 312 с.

122. Шабаева, А. Ф. Вступ. статья / Локк Джон. Педагогические сочинения ; под ред. проф. И. Ф. Свадковского. М. : Учпедгиз, 1939. - С. 3 - 65.

123. Шашкевич, П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии нового времени. -М. : Мысль, 1976.-301 с.

124. Швырев, В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М. : Наука, 1978.- 380 с.

125. Aaron, I. Richard. John Locke. Oxford, 1955. - 327 p.

126. Axtell, D. The educational writings of John Locke. Cambridge : Cambridge univ. press, 1968. - 441 p.

127. Bourne, H. R. Fox. The life of John Locke. London : H. S. King, 1876. - Vol. 1-2.

128. Buickerood, James G. Introduction / A philosophic Essay concerning ideas, according to Dr. Sherlock's principles (1705). NY : AMS press, 1996.

129. Carrig, Joseph. Liberal impediments to liberal education: The assent to Locke // Review of Politics, Notre Dame. 2001. - Vol. 63, № 1. - Pp. 41 - 76.

130. Chappell, Vere. The Cambridge companion to Locke. — Cambridge : Cambridge univ. press, 1994. 329 p.

131. Cristophersen, H. O. A bibliographical introduction to the study of John Locke. -Oslo, 1930. 134 p.

132. Collins, J. The British empirists. Locke Berkeley Hume. Milwaukee : Bruce, 1967. - 152 p.

133. Colman, J. John Locke's moral philosophy. Edinburgh, 1983. - 282 p.

134. Cranston, Maurice. John Locke: A biography. London : Longmans, 1968. - 496 P

135. Curtis, M. M. An outline of Locke's ethical philosophy. Leipzig : Gustav Fock, 1890.- 145 p.

136. Darstek, W. I. A comparison of the educational theories of John Locke and J. J. Rousseau. - New Brunswick, 1980. - 183 p.

137. Dunn, John. Locke. Cambridge, 1984. - 97 p.

138. Fowler, Thomas. Locke. London : Macmillan, 1880. - 200 p.

139. Fraser, Campbell. Locke. Edinburgh - London : Blackwood, 1901. - 299 p.

140. Gay, Peter. John Locke on education. NY : Teachers College press, 1964.

141. Hofstadter, Albert. Locke and scepticism. York : Albee press, 1935. - 134 p.

142. Jeffreys, M. Y. C. John Locke. Prophet of common sense. London : Methuen, 1967. - 120 p.

143. John Locke : symposium Wolfenbuttel 1979 / ed. by Reinhard Brandt. Berlin, NY : de Gruyter, 1981. - 234 p.

144. Kraus, L. John. John Locke: Empiricist, atomist, conceptualist and agnostic. -NY : Philosophical Library, 1968. 199 p.

145. Lamprecht, A. M. The moral and political philosophy of John Locke. NY : Columbia univ. press, 1918. - 119 p.

146. Ley den, W. von. The essays on the law of nature by J. Locke. The latin text with transl., introd. and notes together with transcripts of Locke's shorthands in his journal for 1676. Oxford, 1954. - 292 p.

147. Locke, John. An early draft of Locke's Essay, together with excerpts from his journals / ed. by R.I. Aaron and J. Gibb. Oxford : Clarendon press, 1936. - 132 p.

148. Locke, John. An essay concerning human understanding. NY : Dover, 1959. -535 p.

149. Locke, John. The conduct of the understanding. London, 1801. - 147 p.

150. Locke, John. The principles of human knowledge. Chicago : Encyclopedia Britain, 1994. - 509 p.

151. Locke, John. The works. London, 1801. - Vol. 1-10.

152. Locke, John. Two treatises of civil government ; introd. by W. F. Carpenter. -London : Dent & Sons, 1949. 242 p.

153. Locke and Berkeley. A Collection of Critical Essays / ed. by Martin C. B. and Armstrong D. M. London - Melbourne : Macmillan, 1968.

154. Locke / ed. by Vere Chappel. Oxford, NY : Oxford univ. press, 1998. - 322 p.

155. Lord King. The life and letters of J. Locke. With extracts from his journals and common-place books. NY, 1972. - 503 p.

156. Lowe, E. J. Locke on Human Understanding. London : T. J. press, 1995. - 1991. P

157. MacLean, Kenneth. John Locke and English literature of the eighteenth century. -London, 1936. 176p.

158. Mehta, U. The Anxiety of Freedom. Ithaca, NY : Cornell univ. press, 1992.

159. Morris, C. R. Locke Berkeley Hume. Oxford : Oxford univ. press, 1968.

160. Neill, A. Locke on Habituation, Autonomy, and Education // Journal of the History of Philosophy. 1989. - № 27.

161. O'Connor, D. J. John Locke. NY : Dover, cop. 1967. - 223 p.

162. Pasquale, Pasquino. Locke' on King's Prerogative // Political Theory. 1998. -Vol. 26, №2.-Pp. 198-208.

163. Pangle, T. The Spirit of Modern Republicanism: The moral vision of the American founders and the philosophy of Locke. Chicago - London : Chicago univ. press, 1988.-334 p.

164. Penniman, R. Howard. Locke John. On politics and education. NY : Van Nostrand, 1947. -412 p.

165. Petzall, Ake. Ethics and epistemology in John Locke's Essay concerning human understanding. Goteborg, 1937. - 83 p.

166. Pickering, Samuel F. John Locke and children's books in eighteenth-century England. Knoxville : Tennessee univ. press, 1981. - 214 p.

167. Pocock, J. G. A., Richard Ashcraft. John Locke. Papers read at a Clark Library Seminar 10 December 1977. California univ. press, 1980. - 123 p.

168. Raphael, D. D. British moralists, 1650-1800. Oxford : Clarendon press, 1969. -Vol. 1.-479 p.; Vol. 2.-431 p.

169. Sahakian, William S., Mabel L. John Locke. Boston : Twayne Publishers, 1975.- 140 p.

170. Schapiro, Tamar. What is a child? // Ethics. 1999. - № 109. - Pp. 716 - 738.

171. Schouls, P. A. Reasoned freedom: John Locke and Enlightment. Ithaca : Cornell univ. press, 1992. - 240 p.

172. Spellman, W. M. John Locke. North Carolina univ. press, 1988. - 97 p.

173. Squadrito, M. K. John Locke. Boston : Twayne Publishers, 1979. - 151 p.

174. Stephens, M. G. John Locke: his American and Carolinian legacy. Raleigh : John Locke Foundation, 2002. - 20 p.

175. Tarcov, Nathan. Locke's education for liberty. Chicago - London : Chicago univ. press, 1984. - 272 p.

176. The correspondence of John Locke and E. Clarke / ed. by B. Rand. Oxford : Oxford univ. press, 1927. - 606 p.

177. The correspondence of John Locke: In 8 vol. / ed. by E.S. De Beer. Oxford : Clarendon press, 1979. - Vol. 1-2.

178. The encyclopedia of philosophy. New York, 1967. - Vol. 4. - Pp. 487 - 503.

179. The Encyclopedia of Philosophy. New York - London : Macmillan publishing, 1972.-Vol. 3-4.

180. The philosophical works of John Locke. London : G. Virtue, 1843. - 604 p.

181. Woolhouse, R. S. Locke. Minneapolis : Minnesota univ. press, 1983. - 189 p.

182. Woolhouse, R. S. The Empiricists / A History of Western Philosophy. Oxford : Oxford univ. press, 1988. - Vol. 5. - Pp. 74 - 107.

183. Yolton, S. Jean. A Locke miscellany: Locke biography and criticism for all. -Bristol : Thoemmes, 1990. 382 p.

184. Yolton, John W. and Jean S. Some thoughts concerning education. Oxford : Clarendon press, 1989. - 370 p.

185. Yolton, W. John. An introduction. Oxford, 1985. - 192 p.

186. Yolton, John W. The Locke Reader. Selections from the works of John Locke. -Cambridge : Cambridge univ. press, 1977. 331 p.

187. Zimmer, M. B. The education of John Locke: a philosophical and historical analysis. Harvard University, 1980. - 254 p.