автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Принципы изображения характера в советской исторической повести о декабристах (конец 60-х-80-х гг. )

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Горбачева, Наталья Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Свердловск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Принципы изображения характера в советской исторической повести о декабристах (конец 60-х-80-х гг. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Принципы изображения характера в советской исторической повести о декабристах (конец 60-х-80-х гг. )"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ям. А.М.ГОРЬКОГО

На правах рукописи

ГОРБАЧЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

УДК 8Р2 - 11

ПРИНЦИПЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ХАРАКТЕРА В СОВЕТСКОЙ , ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ О ДЕКАБРИСТАХ /конец 60-х - 80-е гг./

10.01.02 - советская многонациональная литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Орчрцяевпк 1989

Работа выполнена на кафедре истории советской литературы Башкирского государственного университета им. 40-летия Октября.

Научный руководитель

- доктор филологических наук,

Официальные оппоненты

профессор В.С.Синенко - доктор филологических наук,

профессор А.И.Филатова

кандидат филологических наук, доцент Л.П.Быков

Ведущее учреждение

- Волгоградский государственный университет

Защита состоится " " К/-и//Л_1989 г. в Я

часов

на заседании специализированного совета Д063.78.03 по защите дис сертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Уральском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. А.М.Горького /620083, г.Свердловск, К-83, пр.Ленина, 51, комната 248/.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральского университета.

Автореферат разослан "_"_1989 г.

Ученый секретарь специализированного совета.

доктор филологических наук

МыТЛЯШ' 5:1. .2 »а*

Т. .:СЕ55 1 О-яя'я:

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Современный этап развития советской литературы характеризуется небывалым взлетом исторической прозы. Это одно из свидетельств сложного процесса исторазвют общественного и Индивидуального сознания, который проявляется в представлении о современности как звене в исторической цепи от прошлого к будущему, в понимании общей и личной ответственности за судьбу человеческой цивилизации.

Отличительная особенность современной советской литературы -рождение в ней "нового мышления", выражающегося в решительном повороте к правда в изображении настоящего и-прошлого нашего народа и государства. Не случайно о необходимости правдивого отражения жизни говорилось в Политическом докладе ЦК КГСС ШТ1 съезду Коммунистической партия Советского Союза*.

Советокяе литературоведы и ученые-историки все настойчивее обращаются к проблеме исторической памяти. Многие исторические романисты видят своп миссию в возвращении народу забытых страниц его истории, поскольку разрыв с прошлым ведет к гибели - сначала духовной, потом - неотвратимо - физической.

Диалактичкость современного взгляда на прошлое состоят в представлении о том, что прошлое не отдельная проблема, а все наше настоящее. Прошлое формирует проблемы современности, оно формирует и человека современности.

Вместе с тем из нашей жизни еще не исчезла тенденция с пренебрежением относиться к исторической памяти. Доля вины в этом лежит на исторической науке: подлинное постижение прошлого нередко подменялось априорными суждениями, в нем искалось лишь подтверждение желаемому. То, что не укладывалось в искусственную схему, предавалось забвению. Закономерен вывод, который нынче сделали сами историки: историческая наука в изучении советской истории в последние двадцать пять лет решительно отстала от литературы - художественной и публицистической.

Литературоведение справедливо ввделяат ныне в художественной прозе тенденцию "наполнения современности опитом истории" проявляющуюся в обращении к документальному и художественно-документальному жанрам, в актуальности политического романа, в интересе к реальному историческому факту в литературе, в развитии исторического жанра.

* Материалы ХХУП съезда Коммунистической партия Советского Союза. - М.: Политиздат, 1987. - С. 90.

- 3 -

В 60-80-е годы происходит вераориентация исторического повествования. Историческая проза стремится не просто к поиску факта и воссозданию исторического события в его подробности, а сосредоточивается на изображении характера.

В исторической повести центр тяжести переносится на судьбу личности, оказывающейся на перепутьях истории в ее переломные моменты, герой изображается в наиболее важный период его жизни. История превращается не столько в историю событий, сколько в историю характеров. Характер раскрывается в процессе самопознания, самооценки, в обретении г,ебя в системе нравственных координат конкретной исторической эпохи.

В исторической повести изменяется тип героя: внимание обращается не только на значительную историческую личность, но и на "частного" человека, носителя "среднего" сознания, который оказывается в состоянии и постигнуть социальную механику современного ему общества, и вынести нравственный приговор той незаурядной личности, с которой столкнула его судьба, приговор, оказывающийся равновеликим суду истории. Характер "частного" человека одновременно служит постижению особенностей исторической эпохи, которой сн сфоршрован. Создание подобного гароя в исторической прозе свидетельствовало как о ее глубоком гуманизма, так и отразило вачсную тенденцию времени: историзацив индивидуального сознания эпохи.

Отмеченные закономерности нашли выражение в исторической повести о декабристах. Писатели подошли к осмыслению эпохи 14 декабря как сложного исторического этапа, сочетавшего с острыми социально-политическими проблемами трагические духовные коллизии.

В исторической повести о декабристах в полной мере утвердилась мысль о невозможности достижения самой благой цели любой ценой, тогда как убежденность в обратном еще не до конца преодолена >в общественной практике наших дней. Проблема цены прогресса явля--ется одной из центральных в повести о представителях первого рево-ЗгеЩоййого этапа в России. Именно вокруг нее часто организуется ■КонфлйМ йовасги. Художников привлекает привде всего человек в ситуации шбора, исход которого способен повести все общество по но-Ьо&у 'Путй. Особенное внимание при этом обращается на личностную опредйлв'нк'омь этого выбора.

боздаййе героя - бескорыстного, способного взять на себя груз Исторической ответственности, до конца бескомпромиссного - явилось

- 4 -

своеобразной реакцией исторической прозы на но столь давно имевшую место ситуацию в обществе. Одновременно многосторонность воссоздаваемых судеб и характеров свидетельствовала о несводимости исторического процесса к единой торной дороге, какой бы взрной она ни била. Энергия искреннего заблулщзния также могла оказать-* ся одним из привлекательных качеств индивидуального характера.

Отмеченныэ обстоятельства делают актуальным исследование на тему "Принципы изображения характера в советской исторической по-вястя о декабристах /конец 60-х - ВО-в годи/".

Основной це.чыо -работ» является исследование конкретных принципов изображения характера в их обусловленности жанровой природой исторической повести. Автор решает в связи с этим ряд задач: в наиболее полном объеме анализирует историческую повесть о дока-бристах 60-80-х годов; исследует историческую повесть в контекста развития советской прозы указанного периода; определяет качественное изменение трактовки декабризма в анализируемых повестях- в связи с этим прослеживает изменение типа героя исторической ¡повести; разрабатывает типологию повести о декабристах в зависимости от типа главного героя и способа обращения с историческим документом; выявляет своеобразие концепции исторической эпохи и исторического гроцесса в ее влиянии на раскрытие характера; исследует поэтику повести.

Новизна работы состоит в том, что, привлекая для анализа широкий круг произведений, автор выявляет принципы изобраяошш характера, разрабатывая с этой целью типологию современной исторической повости о декабристах. Концепция работы определяется исследованием декабризма не только как идеологического и политического феномена, но прежде всего как духовного явления. На этой основе разрабатывается типология героя, основанием для индивидуальной характеристики которого становится отношение к основной исторической тенденции эпохи. Ориентация современной исторической повести на "частного" человека связывается о общей тенденцией прозы исследуемого периода. Изображение характера в развитии, которое не прерывается с исчерпанностью фабулы отдельного произведения, связывается с концепцией исторической эпохи как переломной, не определившейся в развитии. Автор обращается к обширному документальному материалу декабристской эпохи, выясняет конкретную документальную основу произведения, решает вопрос о его жанровой принадлежности. Систематизируется значительней критический материал,

5 -

выявляется эволюция в оценке критикой отдельных произведений. Широко привлекается материал последних дискуссий по проблемам биографической прозы.

Методологическую основу исследования составляют принципы, марксистско-ленинской эстетики, труды классиков марксизма-ленинизма, программные материалы .и документы ЦК КПСС, работы по теории и истории литературы, методологии литературоведения.

Методика работы основывается на конкретно-историческом и сравнительно-типологическом анализе произведений, проблемном подходе к творчеству представителей исторической прозы и к Современному литературному процессу в цолом.

Практическое применение, Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованн при разработке вузовского курса лекций по истории современной советской литературы, а также спецкурса и спецсеминара по проблемам развития и современного состояния советской исторической прозы.

Апробация работы. Результаты исследования были изложены на городской научно-методической конференции словесников-выпускников Тюменского университета /1985/, на областной межвузовской конференции молодых ученых в Тюменском университете /1985/, на региональной межвузовской конференции "Проблемы филологии Западной Сибири и Урала", посвященной 400-летию образования в.Сибири первого русского города Тюмени, в Тюменском университете /1986/, на ежегодных научно-теоретических конференциях преподавателей и аспирантов Башкирского университета им. 40-летия Октября. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедр Истории советской литературы Башкирского и Уральского университетов.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Объем работы 191 страница. К работо приложен список использованной литературы, включающий 254 наименования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы и научная новизна работы, характеризуется степень изученности темы, определяются цели и задачи диссертации, формулируются методологические принципы исследования.

В первой главе "Принципы изображения характера в исторической повести с вымышленным героем" доказывается изменение трактовки

- 6 -

декабризма в социально-психологической повести, что находит выражение в изменении типа героя: радом с реальным "воздействующим" героем появляется вымышленный, "испытывающий воздействие". Исходный принцип раскрытия характера /создание/ обосновывается типом героя /вымышленный/, а также объемом сохранившихся о реальном историческом лице документальных сведений. Изображение характера в развитии также связывается с наличием в повести неразрывной системы из двух центральных героев, в связи с чем отрицается имеющее место непременное делание героев соцяалыю-психологической повести о декабристах на главного и второстепенного.

Анализируя систему характеров повестей "История унтера Иванова" В.Глинки и "Пехотный капитан" К.Икрамова, автор приходит к выводу, что ужа конкретная социальная принадлежность героя определяет особенности раскрытия характера.

Так, в повести "История унтера Иванова" характер раскрывается в своеобразной сфере армейского быта, каким он сложился в аракчеевскую эпоху. Представление об аракчеевщине как системе, уничтожающей понятие ценности человеческой личности, определяет систему характеров в повести и степень их индивидуализации. Характер солдата Иванова, бывшего крепостного, раскрывается через противопо-сташгени" богатства человеческой индивидуальности тому узкоутилитарному подходу к человеку, который лежит в основе аракчеевщины. Писатель ориентируется на традицию народно-этического представления о достойной личности. При этом он сочетает принцип самораскрытия характера с изображением его в развитии.

Ускорителем этого развития становится встреча Иванова с Александром Одоевским. В свою очередь характер декабриста изображается через восприятие солдата. Это лигаает характер Одоевского многогранности, зато своеобразно высвечивает характер самого Иванова, для которого встреча с декабристами остается самым заветным воспоминанием.

Тема памяти, "с которой до смерти не расстаться", роднит с "Историей унтера Иванова" повесть К.Икрамова "Пехотный капитан". Но выбор героя иного социального круга - европейски образованного офицера, служившего некогда в аристократическом полку - изменяет направленность преимущественного интереса писателя. В.Глинку в характере Иванова интересует прежде всего эмоциональная сторона: пробуждение и упрочение душевного отношения к поначалу чувдому человеку. Внимание К.Икрамова обращено на сознание героя, способно- 7 -

го осмыслить декабризм как историческое явление, оценить собственную позицию. В силу этого писатель обращается к развернутому психологическому анализу.

Своеобразие принципа историзг^з в раскрытии характера проявляется в повести в том, что внимание сосредоточивается не на герое, выражающем основную историческую тенденцию или последовательно ей противостоящем, а на том, кто остается на обочине истории. С этим связана в повести своеобразная индивидуальная психологическая характеристика героя. Анализ системы индивидуализированных характеров /Ельцов, Юсуф, Шерали, Азим/, а также композиция произведения проясняет представление писателя о единой напрааминости исторического процесса, уклоняясь от которого, человек обрекает себя на потерю душевной цельности, на неизбежное выпадение из жизни.

Если герои повести В.Глинки и К.Икрамова испытываются историей, но остаются только ее "зрителями", то герой повести Б.Окуджавы "Бедный Авросимов" поставлен в центр исторической трагедии, принимает в пей непосредственное участие. При этом основное внимание писателя сконцентрировано не на трагическом событии, какую бы значительную роль оно ни играло в истории России, а на характере. Б.Окуджава нэ раз подчеркивал, что его прежде всего интересует "правда характеров эпохи", "человек в исторической ситуации". Основная задача писателя - последовательно раскрыть психологический процесс изменения дуга и сознания героя по мерз открытия им смысла происходящих событий и роли, которую играют в них люди, с которыми случай свал его.

Систематизируя обширный критический материал, посвященный исторической прозе Б.Окуджавы, выявляя эволюцию оценок повести "Бедный Авросимов", соотнося существующие жаяровие определения еа с авторской трактовкой термина "историческая проза", диссертант обращается к анализу документальной основы произведения /Следственных дал, "Алфавита декабристов" и комментариев к нему, Записок членов Тайных обществ/.

В работе выявляются приемы опосредованного и прямого включения конкретного документа в текст повести. Выясняется степень свободы авторского обращения с документом, в чем проявляется эта свобода /смещение хронологических границ действия, прием своеобразного "сложения" героя, развитие данных источника вплоть до использования вымысла, развернутое восстановление ситуации по документально подтвержденной аналогии/.

- 8 ~

Строгая документальная основа повести позволяет отнести произведение в ряд собственно исторической прозы.

Вместе с тем многообразие использования документального материала доказывает, что писатель стремится не к простой фактогра-фичности в воспроизведении исторического события. На основе реального Факта, эстетически интерпретируя его, прибегая к вымыслу, Б.Окуджава выстраивает концепцию исторической эпохи как "пустого" времони, еще на определившегося в своем развитии.

Одновременно писатель исходит из убеждения, что человек даже в своей частной жизни зависит от "формулы эпохи". Этим определяется принцип повествования - изображать большое через малое. Закономерен поэтому поворот в раскрытии темы декабризма, впервые предложенный именно Б.Окуджавой: писать не столько о самом декабристе, сколько о воздействии идей и духовного потенциала декабристов. С этим связана двугеройность в развитии сюжета повести.

Б характере Павла Пестеля романтическая возвышенность сочетается с трагедийностью. Развитие сквозной темы бесчеловечной игры, которую ведет с Пестелем Следственный комитет, постепенно раскрывает суть противостояния того, что ускоряет время /"пророк"/, и тех, кто его тормозит.

Психологическая сложность характера Пестеля определяется предста&яением о сложности исторического-явления декабризма. Раскрытию его драматизма способствует сопоставление характера Пестеля и его соратников /Заикин, Трубецкой, Оболенский/. Герои поставлены перед необходимостью осознать вечные антиномии революции: добро и кровь, разум и веру. Объяснение трагедии декабризма и финала судьбы Пестеля осуществляется в повести через сложную диалектику сквозного мотива нетерпения.

Характер Пэстеля изначально дается как сложившийся и последовательно испытываегся на излом. Приобретение новых качеств под давлением драматических обстоятельств нэ изменяет, однако, основную доминанту характера. Постоянство одного характера становится своеобразным катализатором проявления и развития другого.

Этому же способствует и го, что самораскрытие характера Пестеля в слове и поступке сочетается в повести со множественностью противоречивых, порой взаимоисключающих оценок, даваемых герою сторонними наблюдателями. Достигая особой объемности характеристики, писатель одновременно создает своеобразную загадку характера, которую должен разгадать второй герой повести, писарь Следственно- 9 -

го комитета Авросимов.

Проявлению индивидуальности характера Авросимова служит в повести тема "дилетантства" и "дилетанта", противостоящего среда своей человеческой сущностью - неискушенностью в законах ведущейся игры. Последовательно развивается ситуация испытания естественного ядра личности, прорыва человека к самому себе! Столкновение нравственного ядра и навязываемой роли позволяет говорить о конфликтности характера как источника его развития.

Писатель отдает предпочтение принципу последовательного, но не прямолинейного развития характера. Он формулируется в монологах рассказчика. Образно-метафорическая реализация его происходит в сквозном мотиве жизни-чаши, связанном с темой утраты больших надежд и иллюзий героя.

Запечатлению конкретных этапов развития характера в поэтике повести служит деталь, а также система вещих снов гзроя. В композиции повести именно они становятся теми узловыми моментами, которые знаменуют качественно новую степень в развитии характера.

Столь же важны для выявления эволюции характера эпизоды встреч Авросимова с Аиаливй Пестель, капитаном Майбородой, обитателями флигеля на Мойке, в которых отчетливо проявляется сквогная тема игры в придуманную жизнь, сталкивающейся с "дилетантской" естественностью героя.

Раскрывая характеры Майбороды и хозяев флигеля, воплощающие качественно иное время, которое приходит на смену "легким" двадцатым годам, писатель анализирует психологию предательства и отступничества. Кажущаяся случайность "наугад выхваченных" судеб становится выражением закономерного и общего: упустившие исторический шанс остаются на'обочине жизни, неприкаянные, мучимые "проклятыми" вопросами. Метафорическим выражением сущности их жизни становится последовательно трансформирующийся образ медленно текущей воды.

Создавая индивидуализированные характеры, писатель одновременно использует прием зеркальности, который служит композиционным способом выражения метафоры заколдованного круга, проявляющегося в судьбах всех героев повести.

Кульминация характера Авросимова своеобразна: это прежде всего кульминация мысли героя. Осознав справедливость стремлений мятежного полковника, Авросимов делает последний шаг к нему - соглашается с предлагаемым способом их осуществления. Поэтому, вопреки существующему в критике мнению, можно утверждать, что не только

- 10 -

обаяние личности Пестеля, но и его идея оказалась "востребованной" вторым героем повести.

Волей случая поставленный в центр исторического события герой оказывается достойным задачи, которая ему выпала. Между могущественным Комитетом и обреченным мятежником он сделал выбор в пользу последнего, оказался в состоянии судить его собственным судом и хотел немедленно добиться той оценки, которую "до времени родившемуся" Пестелю вынесет только будущее. Приговор "маленького" человека соотносится с судом истории.

Одновременно историзм характера проявился и в том обстоятельстве, которое настойчиво ставилось критикой в вину автору повести: решение спасти Пестеля осталось только мечтой Авросимова. Это не только не упущение писателя, но свидетельство мастерства в разработке психологически сложного характера, а также - авторского понимания связанности характера и времени, способности характера выражать не только сиюминутность, но.и перспективу времени. Авросимов,' перешагнув один магический круг, попадает в другой. Трагедия одного определяется общей трагедией времени. Свободы был только глоток. Смысл второго названия повести /"Глоток свободы"/ проецируется не только на судьбу Пестеля, но и на судьбу Аьросимова. Развязка закономерна исторически и знаменует вступление в права глухих годов царствования Николая.

Вместе с тем для Б.Окуджавы принципиально неприемлем подход к характеру как к конечному феномену. Характер интересует писателя прежде всего как процесс, ого развитие не прекращается с завершением основной фабулы произведения и продолжается как бн за его гранью, что определяется прежде всого представлением о текучем, неустоявшемся характере исторической эпохи.

С этим обстоятельством прямо связано второе: наличие в исторической прозе писателя сквозных героев. Таким героем является и Ав-росимов, становящийся действующим лицом романа "Путешествие дилетантов". Продолжая тему "дилетантства", писатель демонстрирует сохранение нравственной доминанты характера, упорное самостояпие город перед судьбой.

Во второй глава "Изображение характера в художественно-документальной повести" диссертант обращается к произведениям, который представляют собой исследование событий с извостннм результатом, в силу чего преимущественное внимание в них писатели переносят нл характер. Характер в художественно-документальном произращении

- 11 -

предстает в- процессе познания его художником. Поиск сути характера исторического лица превращается не только в гель, но и становится эстетическим причшгсом повествования. Писатель, дэлая в художественно-документальной повести героем реальное историческое лицо, стремится к воссозданию характера.

Степень реконструкции определяется своеобразием жанровых разновидностей. художественно-документальной повести, в основе которы: лежит способ обращения с докумэнтом.

Лнатизируя в первом разделе главы повесть-хронику Я.Гордина "После восстания", диссертант утверждает, что хроникальная специфика ставит перед писателем определенные ограничения в раскрытии характера героя: помешенный в строгие хронологические рамки, он и может предстать во всей многогранности. С другой стороны, хроноло гическая ограниченность и сосредоточенность внимания преимущественно на одном герое позволяют детальнее проявить "судьбоносную" черту личности. Невозможность многоаспектного изображение характе ра искупается последовательной передачей его цельности: характер независимо от обстоятельств предстает тождественным самому себе. При этом он дается не столько в развитии, сколько во вое большем проявлении определяющих качеств. В салу этого основным принципом строения характера становится центростремительный. Ведя цэленапрг вленный отбор фактов и документов, писатель заставляет характер прежде всего-самораскрыться в поступке и слове, вытекающих из логики характера. Психологический анализ, осуществляемый в авторскс слове, минимален я часто носит непрямой характер, поскольку документ редко переводится в развернутое действие с авторским комментарием, в диалог или монолог.

При этом в хронике Я.Гордина подчеркнутый интерес к характе] сопрягается со своеобразным подходом к истории: писатель разделж традицию пушкинского взгляда на исторический процесс как на поте: циалъно ктотоваряантнуто возможность дажэ при известном его резул: тате. В повести отразилась одна из основных тенденций современно: исторической прозы - сочетание стремлений автора-ученого и автор художника. Ученый рассматривает известный итог исторического соб тия как результат объективных обстоятельств.. Художник же соотнос обстоятельства с характером и в нам ищет залог иного возможного поворота событий. Равноваликость характера и обстоятельств высту паот в хронике Я.Гордина как достаточное основание для свершения исторического события, но вместе с тем на является абсолютной га

-12 ~

рантией его.

Воссоздавая характеры в их индивидуальности, писатель одновременно ищет объединяющую ах типологическую общиость, которая.определяется отношением героя и рождающейся эпохи Николая 1.

Степень раскрытия характера в повести неодинакова по отношению к разным героям. Но.даже отказ от развернутого воссоздания характера несет смысловую нагрузку: прослеживается противостояние государственной машины и живых людей, в которых вечна энергия сопротивления. <

Развитие сквозного мотива нравственного суда и памяти ведет, как и в повести с вымышленным героем, к екдеижоншо рядом с героем -декабристом еще одного персонажа /Карл Вояе/, вокруг которого организуется вторая скгштная линия повествования. Обдэние с декабристами проявляет привлекательные черты его личности.

Художественно-документальное жизнеописание /повесть-исследование "Апостол Сергей" Н.Эйдельмэна/, которое анализируется во вто-1 ром разделе главы, даат значительно больше возможностей для восстановления характера, поскольку не ограничивает авторский отбор материала строгими хронологическими рамками.

Автор стремится не к выстраиванию последовательной биографической канвы жизни героя, а к воссозданию "психологической биографин": объяснению известных событий жизни глубинным духовными моментам!, своеобразием характера. Помогает этому не только нахождение новых сведений о гарое, но и умение автора повернуть ногой стороной давно ¡¡звостиоа.

В повести-исследовании характер предстает прежде всего в развитии. Особенное внимание уделяется тем фактам, что становятся этапными в духовном станоатении героя. Одновременно, поскольку всякое открываемое качество должно боть объяснено, ибо ничего но появляется "вдруг", интерес писателя направлоп но только на опорные точки развития характора, но и на промежуточные. Автор убежден, что принципиальные выводы могут быть сделаны на основе мелкой подробности, поэтому повествование строится на перемажении безусловно важного с бытовой "мелочью", способной, однако, передать значительные духовные сдвиги.

Показывая развитие характора, писатель стремится обнаружить связь характора и исторического времени, способствовавшего !,у г торенному созреванию" личности. Одновременно своеобразие шл^пгко-кой эпохи определяет шггишшо аспекты реконструируемого га! гм-т т.

- К) -

При этом взгляд писателя диалектичен: историчски перспективное в характере героя способно в его собственную эпоху обернуться драма-тичоской стороной.

Важным моментом в раскрытии характера героя я в понимании духовное значимости исторической личности для современников и потомков является убеждение писателя в связанности "всего со всем": героя и его временя, героя с предвдущиага и последующими историческими эпохами, наконец - героя и читателя.

Наличие этой связи позволяет говорить о своеобразии раскрытия в повести темы бездействия декабризма как духовного феномена. В отличив от повести с вымышленным героем, где она реализуется через создание особой системы персонажей, в жизнеописании организуются отношения "вне" произведения: непосредственное воздействие обаяния личности героя испытывает читатель.

В основе подобной связи лежит своеобразный взгляд автора на исторический процесс: эпохи, по его мнению, не выстраиваются друг за другом, а взаимопроникают. Исходной является гуманистическая убежденность писателя в ценности каждой личности, являющейся наряду с духовными и материальными ценностями принадлежностью культуры, а значит - достоянием всех последующих времен.

. Потеря знаний об историческом лице есть не просто забвение частной жизни, но потеря эвэна а общекультурной цепи. Поэтому так последовательно воссоздает автор характеры даже эпизодических персонажей или закрепляет хотя бы одну живую примету характера, не имея возможности воссоздать целое, с тем, чтобы предотвратить зияние пустой ячейки в общих "сотах" культуры. Это возможно лишь при условии актуализации опыта жизни исторического лица в духовном, эмоциональном опыте современника, сопереживающего прошедшему как живому.

При этом характер никогда не раскрывается по принципу выделе ния в нем лишь привлекательных качеств и затушевывания противоположных. Характер воссоздается в его сложности, порой противоречивости, всегда объясняемой исторически и психологически. Однако ав тор решительно отстаивает репутации героев, когда сталкивается с сознательным или невольным их искажением?

Основным источником познания характера й повести являются до кументы, в обращении с которыми автор прибегает к методу "медленного чтения". Конкретные приемы его реализации разнообразны, а цель неизменна: постижение "символа веры" героя.

- 14 -

Принципиальным в раскрытии характера яшшется убаадение автора в возможности иной трактовки реконструируемого характера, чем, в частности, объясняется открытость финала повести. Писатель отказывается и от исчерпывающего толкования характера, признавая за историческим лицом право на личную тайну, придающую характеру особое обаяние живой неразгаданности. Этим объясняется особенная деликатность художника в обращении с документом.

Отличительным свойством познания характера через документ в повести Н.Эйдельмана является своеобразная двунапрявленность этого процесса:. будучи реконструирован на основа документа, характер в свою очередь становится достаточным основанием для определения истинности сведений, содержащихся в документе.

Исследуя в третьем разделе главы "Память" В.Чивилихина, диссертант определяет жанр произведения как историческое повествование эссеистаческого типа с относительно автономными част га.«. "Память" объединяет с повестью "Апостол Сергей" представление о куль-' турном наследии но только как о совокупности материальных памятников и исторических событий, но и памяти о людях, их свершивших. Поэтому внимание писателя сосредоточено на характере человека-деятеля. При этом, стремясь, как и автор жизнеописания, актуализировать исторический опыт в духовном мире современника, ВЛивилихин идет дальше, прямо вовлекая читателя в активную деятельность по сохранению исторического наследства. Осуществлению этой цели и одновременно показателем ее реализации служит в произведении диалогическая природа общения автора и читателя.

Писатель стремится к возможно более полному восстановлению характера исторического лица, долгое время пребывавшего в забвении. Реконструкция ведется на основе поиска новых документов, фактов, даже мелких подробностей.

Но уже сам характер деятельности, которой занят писатель ~ поиск, - определяет степень восстановления характера: многое утеряно безвозвратно. Поэтому закономерно желание автора ввести уцелевшее В'научный и художественный оборот порой вопреки логике повествования о главных героях произведения.

Степень раскрытия характеров в произведении неодинакова. Но писатель постоянно подчеркивает их разнообразие, поскольку убежден, что прослеживание "прекрасных непохожестей" характеров —..на только признак мастерства художника. Оно обогащает читателя знани-зм русского национального характера, человакознанием вообще. При

- 15 -

этом характер как индивидуальное явление пос' оянно сопрягается с историческим временем и природой того главного общественно-полит' ческого и духовного феномена - декабризма, который наиболее полн это время выразил: герои - русские люди, как декабризм - историч сков явление■русской жизни.

Значительно большая, чем в жизнеописании, свобода эссаистич ского повествования, когда переход от одного героя к доугому осу ществляется по логике живого авторского чувства, позволяет иссле довать характер в расходящихся связях. В силу этого восстановлен характера в "Памяти" представляет собой своеобразную цепную реак цию.

В.Чивилихина интересует характер в нравственно-этическом пр явлении. Не случайно одна из сквозных том "Памяти" - товарищестг декабристов. Закономерен поэтому и выбор героев: предпочтение от. дается тем, мимо кого проходило внимание ученых и писателей, пот му что, по убеждению писателя, рядовые члены Общества не были р* довыми людьми. Интерес автора обращен на "хороших людей", что а детельствуэт о последовательном гуманизме писателя в определена ценности жизни реальной исторической личности.

Реконструируя характер, писатель отдает предпочтение комгш с кому принципу анализа, сочетая подход историка, идущего новые <] кты, психолога, исследующего напряженные ситуации, юриста, босо навлявающего репутацию героя. Неизменна строгая точность- исследс вателя, отрицающего всякую априорную концепции характера.

Основным источником познания характера, как и в жизнеописа! становится документ, в работе над которым сочетаются экстенсивн) и интенсивный методы, а приемы разнообразны /аналитическое чтош сопоставление, введение аналогий, образный комментарий/.

Идейно-художественные открытия социально-психологической и художественно-документальной повести были использованы в бвллет; зованных биографиях декабристов. Одновременно повести серии "Пл; манные революционеры" показали опасность превращения прежних до списаний в трафаретный прием. На 'этом основании в заключении ра ты утверждается необходимость дальнейших поисков в области соде ния и формы исторической повести. В качестве одного из плодотво них направлений поиска выделяется повесть, в'основе которой леж документ, созданный авторской фантазией.

По тема диссертации опубликованы следующие работы:

1. Художественно-документальная проза Н.Эйдельмана // Обл. межвуз.конф.молодых ученых и специалистов. 13-14 дек.1985 г.: Тез.докл. - Тюмень, 1985. - С. 151.

2. Сибирь в советской исторической проза о. декабристах // Проблемы филологии Западной Сибири и Урала: Тез.докл.мйжвуз.конф. - Тюмень, 1986. - С. 1(55.

3. Историческая проза Б.Окуджавы в советской критике // Писатель и критика: Межвуз.науч.сб. /Тгаен.ун-т. - Тюмень, 1987. -

12 с. Деп. в ИНИОН. 04.12.87. № 31954.

4. Роль традиций советской исторической прозы 20-х годов в современной повести о декабристах // Поэтика русской советской прозы: Мажвуз.науч.сб. - Уфа, 1987. - С. 102-112.

___