автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Принципы понимающей социологии в анализе социализации личности

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Солодникова, Ирина Витальевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Автореферат по социологии на тему 'Принципы понимающей социологии в анализе социализации личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Принципы понимающей социологии в анализе социализации личности"

ИНСТИТУТ юлодш

На правая рутгоямся

СОЛСДдаКОВА Ирина Витальевна

ПРИНЦЩЫ ПОШАВДЕЙ СОЦИОЛОГИИ В АНАШЕ СОЦИШОШИ ЛИЧНОСТИ

Специальность - 22.00.04 - социальная структура,

социальные "институты и образ яязкя

Автореферат диссертации на еоисиамяе ученой степени *аядядата социологических иву*

Москва - 1992

Работа. сшолнека на кафедре социологии н социальной работы Института молодежи

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

О.В.Еремин

Офкцкелыше оппоненты: - доктор философских наук

В. А. Луков - кандидат философских наук Е.А.Гркпина

Водуздо организация - Институт социально-политических исследований Российской Академии Наук

Защита состоится "5" ноября 1992 г. а Нч.ЗОкин. на заседании специализированного совета K-I50.0I.0S в Институте молодежи по адресу: Ш442, г. Москва, ул. Юности, 6/1. корп.З, ауд.511

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института молодежи

Автореферат разослан "5" октября 1992 г Ученый секретарь специализированного совета, кандидат педагогических.наук

• лач^аг --

А.И.Ковалева

ОБЦЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Современная молодеть вступает в жизнь в отаое время общественных потрясений. Изменение геополитической сстгноаки сил в Восточной Европе к бывшем СССР, пересмотр ос-вополагагрих принципов международной политики сказыв&птся на ех Сез исключения с^пназс. Распад СССР вызвал к жизни ряд про-воречивых, неоднозначных, процессов: рост национального самосо-ания, стремление возродить национальную культуру и обострение кн&циональкых протигюречий, породившее проблему беженцев; уг-бление экологических проблем и монополизм предприятий-произве-телей, сложности их технологической перестройки'; стремление к адамип правового государства и лавинообразный рост преступно-и; осуществление экономических преобразований, сслровокдая^ее-обкидаьием значительной части населения, спадом производства; огочисленныв декларации о необходимости демократизировать об-ственную жизнь, первые шаги в этом направлении и снижение рей-нга популярности политических лидеров, сопровождаемые прогрес-руюцим падением авторитета различных институтов власти... Молодые люди - современники происходящих общественных преоб-зований - оказываются в непростом положении. 3 условиях измени* системы общественных ценностей им предстоит сделать ряд жнеГСаих жизненных выборов, связанных с поиском своего места в ществе, разработкой своеобразной "стратегии жизни", созданием бственного целостного мировоззрения. Именно молодым людчм в мое ближайяее время предстоит иметь дело с грузом проблем, на-, пикгихся в нашем обществе: выводить из глубокого кризиса экс-мику, искать пути решения межнациональных конфликтов, реяать ологические проблемы. Но вместе с тем молодежь наиболее остро вствует инерционность системы общественного воспитания к сбра-вания, зачастую не поспевающей за быстроменяющимися обустроили реалиями. Кроме того, наряду с другими социально не31с;"хен-»<и слоями общества (пенсионерами, беженцами, инвалидами,...), 1а сталкивается с серьезными материальными затруднениями.

Проблема социализации личности, особенно молодого человека, •о "включения" в сложкгоиеся общественные структуры, слепи}ич»-:ке особенности этого процесса традиционно привлекают к себе

пристальное внимание социологов и специалистов смежных отраслей

акания*.

По мнению ряда авторов, социализация - »то процесс усвоения

человеческим индивидом определенной системы ценностей, знаний и

* Ананьев Б.Г. Избранные психологические труда в 2-х ».т. - К.: Педагогика, 1980; Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1980; Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991; Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-МГУ, 1990; Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986; Божович Л.И. Личность и ее формирование в дет схом зозрасте. - Ы.: Просвещение, 1968; Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т.т.- М.: Педагогика, 1934; Давидов В.В Проблемы развивающего обучения. - М,:' Педагогика, 1986; Ереми! Ю.В. Заговор. Буржуазная идеология и молодежь. - М.: Молодая гвардия, 1978; Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. На пороге граж-донской зрелости. - Л,: Лениздат, 1982; Кле М. Психология подростка. - П.: Падагогиха, 1991; Кок И.С. Ребенок и общество. ■ М.: Наука, 1933; Каган М. Человеческая деятельность. - К.: По-ли^издат, 1974; Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон: размышления о неформальном движении. - Ы.: Молодая гвардия, 1989; Леонтье! А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т.т. - М.: Педагогика, 1933; Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. - М.: Высшая школа, 1990; Моргун В.Ф., Тх< чеса И.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологи! - У.: У.зд-во МГУ, 1981; Психология личности в социалистическо» обществе. Личность и ее жизненный путь. С<5. ст. - М.: Наука, 1990; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Наука, 1973; Сардквеладзе Н.Ы. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: Мецниереба, 1939; Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. - М.: Мысль, 1936; Фельдвтейн Д.И. Псу тология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 19££ Склигшов Ф.Р. От поколения к поколения. - М.: Мысль, 1989; Чередниченко Г.А., Еубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. - М.: Мысль, 1935; Человек в системе наук. - М.: Наука, 1935; Элько-нид Д.Ь, Избрениые психологические труды. - М.: Педагогика, 19-39; Этнография детства. - М.: Наука, 1933 и др.

рм, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного ена обт.естза. Это - двуединый процесс: с одной стороны, об^е-во целенаправленно влияет на молодых лсдей, формируя необходи-. в для него качества; с другой стороны, человек как существо тиБНое сам является субъектом социализации, выбирает из кноче-' ва дорог свой путь, формирует жизненную позицию, мировоззре-е, взгляды и привычки. О.т успешности социализации зависит вклад чности в достижения социума, степень реализации его потенпи-ышх возможностей.

Однако анализ отечественных работ, посвященных проблеме соци-изацни, показывает, что большинству из них свойственна смеа;ен-сть в сторону позитивистской методологии и Слабая разработан-сть культурно-исторического контекста социализации личности. Вместе с тем в социологии сформировалась влиятельная парадиг-, для которой характерны качественно инке методологические едпосылки социального познания и пристальный интерес к куль-рнш особенностям социализации индивида. К ней можно отнести такие направления в истории философии и циологии, как "философия жизни" В.Дильтея, психологический элшионизм, психология народов, психология мссс, интеракцио-зм, инстинктивизм, неофрейдизм.

Видным представителем неофрейдизма является американский со-элог Э.Эриксон, разработавзий оригинальную концепции низненно-пути личности от рождения до смерти. Серьезное внимание уде-юсь Э.Зриксоном историко-культурным аспектам развития лично- , и.

Проблемой диссертационного исследования является противоречие аду сложившимися культурно-историческими формами социализации лодеяи и современным состоянием общества. Предмет исследования - методологические принципы понимап^ей миологии и их применение при анализе социализации отечестзен-а молодежи.

Диссертационное исследование предполагает ресенке следуй;« щч:

- выявить культурно-историческуч специфику социализации лкч-:ти на основе кме»"пихся междисциплинарных данных;

- проанализировать исходные методологические принципы погит вистской и понимающей ориентации в социологии;

- рассмотреть методическут> специфику упомянутых выше подходов;

- проанализировать особенности подходов к социализации личх сти в отечественной науке;

- с помощью данных, полученных в ходе проведения емпирическ исследований, обосновать наличие особенностей социализации сог ременной молодежи.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- выявлен ряд методологических и методических особенностей, отличительных черт, присущих проанализированным позитивистской поииматацей парадигмам социального знания;

- обоснована принадлежность эпигенетической концепции разв* тия личности Э.сриксона к понимающей традиции в социологии и предпринята попытка использования понятийного аппарата ученого при исследовании особенностей социализации современной молодея

- дан анализ особенностей подходов отечественных ученых к проблемам социализации личности и отмечены их особенности;

- показана специфика социализации личности в зависимости от фазы исторического развития общества и этапа жизненного цикла личности, в частности, отечественной молодежи в сложившихся об щественно-исторических условиях.

Результаты работы име-от практическую значимость:

- для совершенствования подготовки и обучения социальных ра ботников;

- для разработки мер социальной политики и социальной защит в отношении разных групп населения;

- при повышении квалификации социологов.

Диссертационная работа в целом носит теоретико-методологиче

кий характер. Эупирической основой диссертации служат результа двух проведенных исследований:

I. Исследование I, проведенное под руководством диссертанта Рязани и Рязанской области в 1990 году. Его о(Ь>ектом была моло дежь в возрасте от 15 до 20 лет (школьники, учащиеся ПГУ, студенты, курсанты военных училищ, рабочие, инженерно-технические

аботникм, служащие, работники общественных молодежных организа-ий, подростки, состояние на учете в милиции, лица, отбыващие аказание в исправительно-трудовой колонии). Всего было опрошено 532 человека.

2. Исследование 2, проведенное Центром общечеловеческих цен-остеП с участием диссертанта по заказу Верховного Согета Рос-ийской Федерации в городах Москве, Самаре, Ревде (Урал) и Ряэа-и. Его объектам» были будущие матери, семьи с детьми-инвалкдауи, ыпускники детских домов, матери-одиночки. Всего было опрощено 135 человек.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации бсутдаяись на конференциях аспирантов Института Уолодежк и на аседянии кафедры социальной работы и социологии »того же инсти-ута.

Сгзуктура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включении, библиографии и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во 'Введении обосновывается актуальность изучения культурно-исторического контекста форм социализации личности в понимающе социологии, показывается научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе "Теоретико-методологические аспекты социально го познания в понимающей социологии" на основе анализа научной литературы предпринята попытка кратко охарактеризовать наиболее сбзие парадигмы, теоретические ориентации социального познания "вписать" взгляды известного американского исследователя Э.Зрик сока в контекст 'выделенных парадигм.

При этом диссертант отдает себе отчет в том, что, во-первых, процессы "внутринаучной рефлексии", присущие любой науке, достигшей определенного уровня зрелости, безусловно, способствуют более полному, отчетливому пониманию ее предмета, дкфференциаци смекных научных дисциплин и размежеванию научных школ. Но в при кладных (и, в частности, социологических).исследованиях далеко не всегда удается сохранить теоретико-методологическую "чистоту исходных постулатов.. Во-вторых, наследие выдающихся ученых редк укладывается в рамкк только одной научной дисциплины.

Основы первой, весьма влиятельной, так называемой позитивист ской парадигмы социального знания, были заложены еще в ХУП век в рамках "социальной философии" (О.Конт, Г.Спенсер) и "естественной теории общества". Развитию отой традиции способствовали, во-первых, наблюдения историков и путешественников, а, во-вторых, успехи естественнъж наук.

В дальнейшем позитивизм, как направление в социологии, претерпел многочисленные изменения, развился во множество направле ний.

Шесте с тем, как принято считать, в 60-х - ?0-х годеос XIX в ка в качестве реахции на кризис позитивистски ориентированных теорий возникла поникаяцад, гуманистическая ориентация в социологии. Ее истоки можно усмотреть в "философии жизни" В.Дильтея, который считал, что иррациональный поток жизни, открывающийся человеку, есть "последняя" реальность общества. Поэтому "понима иие" жизненной реальности через сопереживание и интуитивное по-

гижение должно выступить в качестве основного катода целого ря-а гуманитарных наук (философия, этнография, психология, соиио-огия,...). Важнейшей чертой методологии социального познания, редложенной В.Дильтеем, стало постулирование принципиального тличия закономерностей социальной жизни от законов физического ира, что послужило отправной точкой для построения целого ряда онцеггсий э рамках понимаощего подхода.

К числу таких концепций принадлежат различные варианты пегхо-огического направления в социологии, в ранках которой неодно-ратно предпринимались попытхи "синтезировать" психологии и сс-иолопто. К числу наиболее известных таких попыток следует стне-ти психологический вволюционизм Л.Уорда и Ф.Гиддингса, психоло-иг) народов Ы.Лацаруса, Х.Штейнталя, Дд.Гербарта, В.Вундта, пги-ологич масс Г.Лсбона и Г.Тарда, интеракционизм В.Джеймса, Ч.Ку-и, Дж.Г.Мида и инстинктивизм. Видным представителем последнего вляется З.Фрейд. Система его взглядов, получившая название фрей-изм или психоанализ, в дальнейшем была дополнена в работах его ченикоз К.Хорни, Г.Саллизэна, Э.Фромма и др. Отказавшись от би-логизации в объяснении поведения человека (или декларировав ото), ногке виднейшие неофрейдисты нередко оставляли в неприкоензпеи-ости другие постулаты психоанализа, касающиеся методологии по- • нания человека и общества.

Так, для З.Эриксона тоже характерен обостренный интерес к изненному пути личности. Но, в отличие от З.Срейда, его интере-уе? хорошо адаптированная творческая здоровая личность. Э.Эриу-он стремится к тщательной реконструкции целостного "жизненного ира" (А.ЕЪоц) личности и общества. В качестве условия формирова-ия социально успешной личности он рассматривает ряд нсрмитисиих ризисов развития, увеличивающих творческий потенциал яг тсст:< а протяжении жизненного цикла человека. Э.Эриксон отказывается т фрейдовского взгляда на раннее детство хак на отрезок ьреме-и, определявший дальнейший жизненный путь личности. Си считпет, то неразрешенные кризисы раннего детства могут быть успешно азрсоемы на более поздних этапах жизни. Иначе гаясря, учгн*Я ■ерит в творческие силы личности, в то, что человек является холимом своей судьба.

Существенное место в творчестве Э.Эриксока занимала. психоана лктическал практика. Многие научные идеи, высказанные им, были подсказаны конкретными случаями, с которши он сталкивался как психотерапевт. То есть и в разработке теории он вел от отдельны; случаев к построения типологии (конструированию жизненного пути личности от рождения до смерти).

Болъюе значение ученым придавалось становление конкретной, уникальной личности, как выдающейся, так и ординарной, вере в возможность преодоления личностных кризисов. Между тем жизненны: путь личности, по Э.Эриксону, невозможно понять, не обращаясь к анализу ее взаимоотноиений с социумом. Поэтому для его творчаст ва характерен интерес к истории (личности и общества), культу-рально обусловленной специфике ценностей и социальных норм, при нятых в разных обществах. Большая психотерапевтическая практика которую вел ученый, не могла осуществляться без контакта между исследователем и исследуемым как личностями, как полноправными . субъектами этого взаимодействия, И только на ятом пути, по мнению Э.Зриксона, возможно оказание помощи, поддержки пациенту, человеку, который в ней нуждается.

Таким обрезом, на наш вдгляд, Э.Зриксоку в своем творчестве удалось весьма успешно реализовать целый ряд исходных постулато понимающей социологии.

Если же попытаться в целом ввделить специфику теоретико-мето дологических принципов понимающей ориентации в социологии, в сравнении с позитивистской социологической традицией, то может быть получена следующая таблица.

Таблица

Теоретико-методологические принципы позитивистской и понимающей традиций в социологии

Позитивистская ориентация Понимающая ориентация

I. Качественная однородность социокультурных и природных явлений, гипертрофия природного' начала в ущерб социальному. I. Принципиальное отличие естественных наук и наук о духе (обществе, истории и человеке).

Попитивистская ориентация Понимающая ориентация

2. Построение социологии, как 2. Разработка специфической ме-

науки, по образу и подобии тодологии для наук с духе.

естественнонаучных дисциплин

3- Опора на эксперимент и четко 3. Более пассивная позиция ис-

оперши анализируемы« пере- следователя, использование

менные. более размытых понятий, под-

черкивающих уникальность

внутреннего мира человека.

4. Требование от исследователя 4. ГЬстулат о вэаиуодеЯствин,

"ценностной нейтральности", взаимовлияние ценностей ис-

"равно-утзие" к содержатель- следователя и исследуемого.

ным, мировоззренческим сто-

ронам социального познания.

5. Ориентация на прагматическую 5. Акцент на углубленное проних"

значимость социального зна- новение в соииалы)ую реаль-

ния (создание социальных ность для обогащения и раз-

технологий). вития культур, "исцеление

души" пациента.

б. Понимание природы человека 6. кристальный интерес к исто-

как неизменной, внеисториче- рии (личности и общества).

ской сущности живого орга- культуральной специфике со-

низма. циальных норм.

7. Дуть познания: от социума - 7. От индивида - к социуху*

ж индивиду.

Столь различные, а часто полярные теоретические установки к» могли не сказаться на специфике методов социального исследования в русле каждого из выделенных направлений. Предпринятый анализ методов получения »«лирической юфзрмации в понимался сспиодо-гии (и в частности, в работах Э.Эриксона) позволил отразить кх специфику, которую удобно изложить на основе их сравнения с позитивистской традицией (с*. Табл.2).

Таблица 2

Специфика методов в позитивистской м понимающей традиции в социологии

Позитивистская ориентация

Понимающая ориентация

1. Организационные методы Сравнительный ("срезы") |1онгитюдный

2. Эмпирические 2.I. Эксперимент

Широкое применение. Использование хамщрешшх ексявр «ментальных (преимущественно лабораторных) схем.

2.2. Тесты

Лхтдемо райатываэтся и нс-пояьауются.

2.3, Опрос

Письменный, выборочный (массово), вакрытыЯ, анонимный.

Отсутствует.

Комтчнт-аналю.

Критикуются, практически не используются.

Устный (неформализованное интервью), индивидуальный, открытый, адресный.

2.4; Акадлз продуктов деятельности (анализ документов)

Традиционный анализ документов и продуктов основных видов деятельности. Использование монографического (биографического) метода,

2.5. Наблюдение

Имеет вспомогательная значение.

Один из основных методов (обычно неформализованное, чаще естественное и невключенное).

Политквистская ориентация

Понимающая ориентация

2.6. Патографическнй

Групповой

14. Ывтоды обработки дангедс

Количественна«»

4. Методы интерпретация данных

Структурный

Генетический

В заключении первой главы отмечается, что в результате усиления внутркнаучной рефлексии а социологии нередко йырллсается неудовлетворенность как позитивистским экспериментаторством, так и "гуманистически'' ориентированной герменевтикой. В частности, отмеченные особенности методов понимающей традиции действительно позволяю? глубоко исследовать уяикальный внутренний мир личности. Однако отсутствие количественных методов обработки данных я нестрогость используемых понятий (э пределе индивидуализированных для каадого респондента) затрудняет возможность перепроверки" однажды полученных данных и распространение выявление закономерностей на другие социальные общности.

Поотому все чаще раздается призыв к "мирному сосуществование* различных научных направлений а социологии, кратнка которых призвана лкзь показать концептуальные и методические пробели левой научной парадигмы.

Во второй главе - "Концепция Э.Эриксона как применение принципов понимающей социология при анализе процесса социализации личности" - исследуется творчество известного американского социолога Э.Эряксона как яркого представителя понимающего подхода 9 социологии.

Научные взгляды ученого рассматриваются а Тесной связи с фактами его биографии, которые во многом повлияли на его научное трорчество.

Может быть выделено несколько научных направлений, послуъли-тгас основой для создания Э.Эриксоном своей периодизации жизненного пути личности. Во-первых, он опирался на идеи ортодоксального психоанализа З.Фрейда. Однако при этом, считая себя психоаналитиком, Э.Эриксон, в отличие от З.Фрейда, обратился не к изучения нарушений в адаптации к окружая®,ему миру (неврозов), а к развития, социализации успешной личности, хорошо вписывающейся в социальное окружение. З.Эриксон заменял биологически-сексуальную терминология З.Фрэйда на психосоциальную, пытаясь гуманизировать биологизм большинства теорий З.Фрейда.

Разработкой проблем адаптивного функционирования "Я" здоровой личности занимались также уценке неопсихоана^итического направления - "эго-психологи" ЧА.Фрейд, Г.Гарриман, Э.Крис, Р.Лсвен-штейн, Д.Раппопорт). Поскольку предуетом рассмотрения "его-пси-хологии" стала неконфликтная сторона человеческого отношения г окружению, то и взакмоотновения между индивидом и обществом получили иное освещение. Концепция Э.Эриксона близка к идеям ого--психодогии, что позволяет некоторым исследователям рассматривать Э.Эриксона как ее представителя.

Я, наконец: значительное влияние на научное творчество Э.Эриксона оказало его знакомство с ведущими культур-антропологами и участие в экспедициях в индейские племена сиу и юрок, откуда он винес богатый фактический материал об истоках и условиях формирования личности в разных культурах.

Вышеперечисленные теоретические подходы (психоанализ, эго--психслогия и культур-амтропология), а также некоторые другие (философские взгляды С.Кьеркегора, социологический анализ социальных структур и развития личности Т.Парсонса) вылились у Э. Эриксона в особую оригинальную концепцию идентичности как определяющем моменте развития личности.

Идентичность - центральная категория, стержень »пигенетичес-кой концепции развития личности Э.Эриксона. Сам автор так определяет идентичность: "Отчетливое чувство наличия личностной идентичности основывается на двух одновременных наблюдениях: восприятии самотождественности своего существования во времени и пространстве и восприятии того факта, что другие узнают твою самость к протяженность".''

Л е.; Я и," ¿Н. Л с/С, -,У : -Л'" и пп./ С и ¡ч- ^У-"

- р -

В критической литературе иногда справедливо отмечается »►■¡'е->сть и многозначность термина "идентичность". При этом критики Эриксона обычно в той или иной мере разделяют основные посту-1ты позитиэистсхой методологии в области социального познания. | трудности в определении понятия существуют, потому что речь ;ет об интимной и невыразимой реальности, которую сложно обо-[ачить и сделать объектом наглядной демонстрации, подвергнуть •рогой верификации, тем более с использованием количествен!:их ¡тодов анализа данных.

Есть все основания полагать, что понятие идентичности рассмчг-1вьется З.Эриксоном в двух основных аспектах:

1. Я-иденткчность, которая, в сгоп очередь, состоит ин двух >млонентов: органического или индивидного, т.е. непреложной »нности физического внешнего облика, задеткоэ, тождественности, >длинкости и целостности человеческого индивидуального бытия. тчностный компонент понимается как организованный в самотсжле-гвенное и целостное "И" жизненный опыт, даящий чувство своей :лоьторимости.

2. Другой аспект идентичности - социальный, который подразделится на групповой и психосоциальный. Групповая идентичность осматривается З.Эриксоном как включенность личности в различ-

т общности (исторические, географические, классовые, националь-* г)* подкрепленная субъективным опущением внутреннего единстаа неразрывности со своим социальным окружением. 1СаждкЯ индивид зяяется частью различных сообществ людей, разделяет их ценности представления о мире, о месте человека в нем. Групповая часть ;ентичнссти представляет собой коллективную общность, из кото-)й индивид черпает свой статус социального существа.

И, наконец, психосоциальная идентичность, дшещал человеку лущение значимости своего бытия с точки зрения общества.

Отказ Э.Эриксона от исходных постулатов психоанализа с его ¡остреннда интересом к бессознательному, с одной стороны, и нс.-1 задача осмыслить вклад ученого в социологии, с другой, - дздт 1М возможность в дальнейшем сосредоточить внимание гл&внод общо« на аспектах идентичности.

Каждый из аспектов идентичности* Ьо Э.Эриксону, имеет два по-зса: положительный (то, каким человек должен быть, с точки эре-

ния своего социального окружения) и отрииагельный (то, каким он не долтен быть). Сорбирование идентичности всегда сопровождаете* противоборством вткх #двух сторон. В кризисны? моменты борьба обостряется, и отрицательная идентичность может взять верх, тогда как для позитивного и поступательного развития личности необход™ перенос положительной идентичности над отрицательной. ■

ГЬ мнению самого Э.Эриксона, его определение идентичности стрпдает описательностью, что приводит к тривиальному пониманию этого термина или сводит его к существовавшим ранее » фи.-ссэфии и социологии. Однако Э.Эриксон полагает, что понятие идент>:ччо-сти помогает по-новому взглянуть на жизненный путь личности от рождения до смерти.

Свою концепцию Э.Эриксон называет бпигенеткческой (эпигенез -учение о зародышевом развитии организмов как процессе, осуществляемом путем серки последовательных преобразования). При втек каждая стадия кианенного цикла личности у Э.Эриксона характеризуется специфической задачей. Задача стадии выдвигается обществом, которое и определяет содержание развития на каядом его этапе для наиболее полного включения растущего индивида а общество, Э.Эригсон гьщеляет следующие задачи: для младенческого пегио-- формирование базового доверия к миру, преодолевающее чувство разобщенности и отчуждения; для раннего возраста - борьба за собстьенную независимость от взрослых и самостоятельность против стыда и сомнения в своих действиях; для игрового возрастаразвитии активной инициативы и, а то ко время, пояьление чувства вины и моральной ответственности за свои «лания; в период обу-исчия в вксле - получение навыков трудолюбия н умение обращаться г. орудиями труда (или получение знаний о современной технологии) цтлбы ни укрепилось сознание собственной неумелости и бесполезности; в подростковкй или юнодесгий возраст - первое цельное десэкглае» себя и своего места в мире, которым заканчивается долгое пройомнив себя в различных ролях и вксперклентирование в лтнгяемпях с окружающими; конец юностн и начало ?рглости - поиск спутника кгэни и близких дру*<ч-*кх связей, преодолевающий чувства сд»точйстм; в арелйЯ ггриад - борьба твгрчгск/х сил чедевгка п1-"чнз! к??н5гтп к застоя; и, наконец, а период гтпг.лсти - фогми-

>уется окснчитс.".1-юс цельное представление о себе, сьо'-м :н-10» пути, в прстипв-с воэмо*ио«у раоочарор.-жи») ь жизни и ня! ч-¡тающему ощущению бесцельности проченного пути. Спигчнге а.чдчч ггадкй дается в тст и.инях крайних возможных успси-^х и'.к нс-усн- ..:-ш достижений (напр'м^р, инициатива против стыда и со-'н.-яи;;;, ю а действительности, и Э.Эрикссм подчеркивют это, 1ачи стадии все ге неоднозначно и является, скороо, ус-ь^-:---л.-. -гм определенного динамического равновесия мегду двумя кр''.г.-ь)а~л-

!И.

Разиитие личности для Э.Зриксона - результат борьбы указан:-"!« грайних возможностей, борьбы, не затухающей при переходе н-. сл-г--;ующ>ю стадию, поскольку достигнутое соотношение сил неустС;-ли~ ю. Сна подавляется рсг«>нием новой, более актуальной эад\ч;:, и; 1ает о себе знать а периоды личностных кризисов, з меренги рче-:тавания с близкими, значимыми людьми, иногда - в снгос. О.-.ч^.то (остигаемое в конце каждой стадии равновесие определяет но.'уч юрму "Я-идентичности' и дает возможность включения в более: ли-юкое социальное окружение. Реяение садами следующей стггии при-юдит к необходимости иной формы идентичности. Ломка, члто^чл фк этом происходит, и есть кризис идентичности. Кризисы \Tca-'и^ности, всэникап^ие при переходе от одной стадии к другой, -¡е болезнь, не проявление невротического расстройства, а поы;-Ю'.-кые пункты, необходимые скачки в развитии.

Наиболее важным и ответственна периодом в формирое.шип /дрн-чгшости Э.Эриксон считал юность. Именно в это время н^ сснс-:-" пыта, вынесенного из развития на более ранних стадилх, иго,.-1Тся целостная идентичность личности. Особссть этого кизкенч-.;■■, трезка, сложность задач, стоящих перед человеком в ото врем,1., одчеркнвается Э.Эриксоном эьедением понятия "психасо;;;'~?!.,чу,-:-, юраторкя". йкяееки!! кризис идентичности иногда ярлтекзет гез.ч-;етно в рамках институционализированных общество« вазког.иостеЛ го разрепения. Но при неблагоприятных условиях он может ¿сле--:енно продлиться и стать психосоциальным мораторием в ради;т-л ичности: длительным периодом между подростковым возрасто»* и зрослым статусом, когда поиск своего "Я" и места в мире ождается мучительными раздумьями о цели к смысле .своего бытия,

унсгочисленнши попытками найти свое профессиональное призвана и создать цельное мировоззрение.

Э.Эриксон считал, что состояние длительного кризиса идентич ности в юношеском возрасте в наибольшей мере присуще творчески высокоодаренным личностям, идеологическим новаторам, историчес ким деятелям. Подтверждая »то положение, Э.Эриксон изучал биографии выдающихся лг;дей разных культурных традиций и эпох. ЕЦд! гщпсся личности интересовали исследователя, потому что им удав: лось создать новую идентичность, которой после них могли следо ьать другие люди. Э.Эриксон называл таких людей "идеологически! новаторами" и придавал большое значенье изучению их жизненного пути. Он полагал, что такие высокоодаренные люди наиболее чувс вмтельны к новым веяниям, общественным потребностям, необходим« сти неких изменений и преобразований в обществе.

Э.Эриксон считал, что мораторий можно наблюдать у целого поколения молодежи, еслк общество не ыожет предложить ему тверды« идеологические установки, ясную систему ценностей и уверенно встретить переход юноши во взрослый статус. Такая ситуация характеризуется наибольшей уязвимостью общества и может завершит! ся историческим изменением.

Отталкиваясь от понимания социализации как "процесса усвоен! человеческим индивидом определенной систем! знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправно! члена общества", в главе третьей - "Социализация личности и "ш кимающий" подход а отечественной науке" - рассматриваются подх< ды к социализации и попытки выделить стадил «того процесса. В частности, анализируются взгляды Б.Г.Ананьева; стадии и инститз ты социализации, выделенные Г.М.Андреевой; возрастные периодиз! цин психического развития личности А.В.Петровского, Д.Б.Элькон» на; развитие социальной позиции личности в онтогенезе по Д.И. £«льдат»й>ф; развитие личности по В.Ф.Моргуну и И.В.Ткачевой; периодизация развития субъективности в онтогенезе по В.И.Слобод чмкову.

В итог« выделяется ряд особенностей, присущих большинству &ткх подходов. Во-первых, пр0САС*иваетея стремление многих автс рое учитывать при анализе процесса социализации не только объеи

тивмко показатели (изменение социального статуса индмида, освоение им ноеьас социкльных ролей), но и субъективные (психол'ц /ч-:--скче новообразоьянкя разных возрастных эпох). Что касается последних, то все болез популярными становятся пэпытхи пг.едлсм'и. некий инуеггачьчкй показатель психологического развития, психологической зрелости "еловека, отражающий особенности его социализации. Еще Л.И.Бокович было введено понятие "снутренчей позиции". Современные же авторы говорят о "жизненной позиции" (К.А. Абульханова-Слазская), "социальной позиции" (Д.И.С'сльдатсйн), ступенях разЕития субьективности/субчектности (З.И.Слободчи-коэ), "идентичности" (Г.М.Андреева).

Во-втор1^х, несмотря на многочисленные декларации и спору на "культурно-историческую концепцию разьития" (Л.С,Выготский), практически во ьсех попытках периодизировать процесс соцпализч-ции именно культурная специфика, культурно-исторический контекст сведены к минимуму. Описания социальной ситуации развития, социальной позиции групп и общностей, например, лишены этнической специфики. Всем периодизациям присуща "бесполость".

В-третьих, явно недостаточное внимание в отечественной литературе по проблеме социализации уделяется теоретическому осмыслению "отклонений" этого процесса: а- и антисоциальному развитии! личности.

Далее. Наиболее изученным отрезком жизненного пути личн^сч является время от рождения до окончания школы. Более зрелые возрастные эпохи во многом остаются неизученными.

И, наконец, с методической точки зрения, преобладающей стратегией изучения развития личности являются сравните/ьно-козпч^т-кыв или поперечные срезы. 0 результате возрастно-генетичееккг различия рискуют оказаться "заиумленными" историческими и исторгшим. В целом, в отечественной психологии и социологии получили развитие такие методы, как вксперимент, формализованные еиды опроса (особенно детей вкольного возраста), тесты или здддчич • тестового типа. Значительно менее популярны неформализоваж'^, "мягкие" виды опроса и наблюдения, анализ продуктов деятельности. Все это позволяет говорить о позитивистской смещенное:и ><<•-тодологии в отечественной науке.

Вместе с тем, в настоящее время все больше» количество исследователей и науковедов осознают ограниченность как чисто "позитивистского", тах и чисто "понимающего" подходов, все более активно идет ассимиляция идей западных ученых. Ярким подтверждением отого тезиса является отношение отечественных ученых к наследию Э.Эриксона.

Особое внимание исследователей привлекают два аспекта социализации: соиио-кулътурный, т.о. проблемы культурной, исторической, отнической специфики отого процесса, которая в большей степени разрабатывается в западной социологии; и индивидуально-личностный, описываемый понятием идентичность. Последнее понятие или его аналоги используются широко в отечественной науке. Определяя его как "субъективное переживание человеком своей индивидуальности" некоторые авторы (Л.Я.Гозмам, А.И.Эткивд) отмечают сложную структуру идентичности и выделяют три ее уровня (аналогичные тем, которые рассматривал Э.Эриксон): I. общечеловеческий, 2. групповой, 3. индивидуальный.

Общечеловеческий уровень идентичности понимается ими как осознание себя представителем биологического вида, человечества, видение и понимание глобальных проблем человечества, ответственность перед будущими поколениями за жизнь на Земле, воспринимаемый по-разному в разные впохк.и неодинаково людьми одной к той ко опохи.

Групповой уровень идентичности выступает через осознание своей принадлежности к различным группам (половгац возрастные, расовым, государственным, классовым, профессиональным, религиозным и т.д.). Общности среднего уровня (группы), подобно фонемам, конструируются как системы оппозиций. Они, как правило, противопоставлены друг другу и вне "своего другого" не могут быть определены. Таковы, например, отцы и дети, мужчины и женщины, "правые" и "левые" и т.д.

кндиридуальный уровень идентичности есть осознание собственной неповторимости, стремление к развитию своих способностей, понимании своего жизненного пути как неповторимого.

Одмяко среди ученых*нет единства мнений о том, развитие какого уровня идентичности является наиболее важным для успесной со-ииадйзтши личности.

В связи с этим ввдвигается следующая гипотеза: актуализация, доминирование определенного уровня идентичности личности и успешность ее социализации детерминируются временем. При этом тор времени понимается двояко, как: а) общественное время -специфика исторического развития данного общества и б) сремя индивидуальное - зтал жизненного цикла личности.

Далее, на основе анализа концепций, рассматривающих особенности слияния истор!1ческсй зпохи на успешность социализации личности (.Я.Н.Гумилева, А.Я.Гуревича, Б.Ф.Порпшева, Э.Фромма), утверждается, что: в стабильные периоды общественного развития лучше социально адаптированными оказывались люди с преобладанием группового уровня идентичности с присущими им социотипичееккми фермами поведения, рыражаящими стремление социальной системы у сохранению.

3 то время как а переломные, кризисные моменты история исгут быть ьостребованч разные типы личности:

1. с преобладанием общечеловеческого и индивидуально-личностного уровней идентичности;

2. с приверженностью привычным стереотипам группок»« норм, присущих стабильному этапу развития социума, т.е. с доминированием группового уровня идентичности.

Рассматривая влияние жизненного пути личности на успешность ее социализации и опираясь на стадии морального развития дет^-Л, выделяются три возрастные группы, описанные Л.Колбергом (дети--подростхи, юношество, взрослые).

Для успешной социализации детей и подростков достаточно индивидуального (хотя и незрелого) уровня идентичности. В подростковой возрасте начинает формироваться групповой уровень идентичности, который сохраняется у подавляющего большинства взрослых ;.>•:-дей. Однако все вышесказанное относится к стабильным этапам развития общества.

Что та касается кризисных периодов развития общества, то три вышеназванные возрастные группы в это время оказываются в существенно разном положении. Дети и подростки достаточно легко и безболезненно переходят от .одной системы ценностей к другой в силу несформиро5о;!ности и незрелости их идентичности.

Еность в этом отношении находится в более слокном, чем детство положении, обусловленном спецификой отого этапа. Большинство отечественных периодизаций жизненного пути личности рассматривают юность как рядоположенный етал в кизни человека. Эта особенность отечественных подходов может быть связана с тех, что они создавались, когда общество било идеологически однородно, когда сущостооьала единая для всех система ценностей, поощрялось все унифицированное, процветала психология "винтика".

Таким образом, особенности советского общества способствовали "стиранию" качественной специфики юности как этала социализации. Однако вслед за Э.Эриксоном мы полагаем, что юность является критическим периодом для стсновления зрелой позитивной идентичности, а юношгекий кризис идентичности отличается наибольшей глубиной.

Дополнительные трудности возникают при нарушении "идеологической цельности" общества. При втом отдельные, наиболее одаренные индивиды попадают в состояние психосоциального моратория, т.е. не принимают общепринятых ценностей, а формируют свою собственную, отличную от принятой систему ценностей.

Но в состояние моратория может попасть не только один человек и даже не группа, а целое поколение, юность которого пришлась на период бурных общественнъэс перемен. На наа взгляд, примером такого моратория поколения (или значительной его части) бьи всплеск молодежного неформального движения в нашей стране,' начиная с середины 1960-х годов.

Однако нг только участие в неформальных молодежных объединениях являлось признаком состояния моратория. Так, в нашем исследовании I было показано, что большинство (59 %) молодых людей не сформулировали своего мнения (занимали выжидательную, неопределенную позицию) о возможной работе в кооперативе или на арендное подряде (тольхо 25 % отнеслись к »тому положительно, а 16 % был» олиознячно против).

Однако в последнее время, когда определяются приоритеты мак-росоци&яьнсй политики, полуялрмостк молодежного движения пошла на спад, плодив люди,'стслкнуваись с материальными трудностями, начкиапт активно участвовать ■ работе негосударственных предпри-

ятий, занимаясь торговой, посреднической деятельностью, что способствует выходу из психосоциального моратория.

Таким образом, если дети и подростки легче юсего адаптируются к условиям общественного кризиса; а в юношестве это сопряжено с определенными трудностями, то, по-видимому, сложнее всего адаптироваться к изменившимся условиям жизни людям, чья юность уже прошла.

Симптоматично, что о трудностях адаптации говорят не только те наши соотечественники, которые испытывают серьезные материальные проблемы, но и люди, в финансовом плане преуспевающие. Интересно в этом отношении свидетельство Ирины Хакамлды, Зб-лот-него руководителя биржевого информационно-научного центра й глазного эксперта РСГБ. Она считает, что сегодняшнее поколение бизнесменов и коммерсантов только прокладывает дорогу следующему поколению, представители которого сейчас еще заканчивают среднюю школу. Только эти молодые люди, по ее мнению, смогут быть настоящими бизнесменами. А про себя она говорит: "Если быть до конца честной, то полностью от прежней системы ценностей я так и не освободилась".

Об этом же свидетельствует преобладание людей пожилого возраста на митингах в защиту прежнего социального устройства. Тсгдь ка< противоположных примеров - отказ от имевшегося достаточно высокого общественного статуса в пользу политической, административной, экономической деятельности - немного. Это согласуется с данными Колберга о том, что в обществе обычно только 10 % людей достигают постконвенционального уровня морального сознания, что во многом соответствует позиции идеологического новатора. Сказанное но означает, что подавляющее большинство людей среднего и старшего возраста абсолютно'не восприимчивы к х&рдииаль.чъа? изменениям. Однако для них это зачастую сопряжено с переживанием глубокого личностного кризиса. Помощь в преодолении такого рода кризисов может быть оказала представителями формирующейся специальности "социальный работник".

Таким образом, социализация зрелых людей в условиях общественной' нестабильности проводит успешно:

I. либо через переживание глубокого личностного кризиса;

2. либо достаточно гладко, если в стабильные периоды развития общества такой человек был среди социальных аутсайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал), но именно в кризисных условиях его зрелая идентичность оказалась востребованной социумом.

Наиболее Успешными в условиях общественного кризиса, по нашему мнению, могут быть личности, для которых характерны:

1. Актуализация группового уровня идентичности в крайних, экстремальных его проявлениях (предпочтение'своей национальной, территориальной, партийной, профессиональной,... группы), что в масштабах общества способствует развитию авторитарных, дезинтеграций нкъос тенденций. .

2. Одновременное доминирование двух крайних уровней идентичности - индивкдуально-огичностного и общечеловеческого. На уровне общества преобладание личностей такого типа ведет к развитию демократических тенденций.

Не вызывает сомнения факт кризиса в различных сферах общественной жизни России. Трезво оценивая состояние общества в настоящий момент, нельзя не видеть, что имеется возможность продвижения как по одному, так и по другому' пути.

В Заключении подводятся итоги работы, формулируются основные выводы, рассматриваются практические рекомендации и намечаются пути дальнейшего анализа проблем, рассматриваемых в диссертационной работе. ' *

Основное содержание диссертации изложено в следующих публика-. циях автора: <

1. Эффект вмутригруппового фаворитизма в лабораторных и естественных условиях (в соавторстве)//Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. - 1984. - * 4.

2. Влияние полового состава группы на процесс межгруппового сравнения (в соавторстве)//Новые исследования в психологии. -

1вее. - * 2.

3. Эрик Эраксон: концепция жизненного пути человеко//Ыолодежь и современный мир. - М.! Нн-Т иододежи, 1992.

С'Ч