автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проблема человеческого существования и её образное воплощение в лирике И.А. Бунина

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Караганова, Марина Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Вологда
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проблема человеческого существования и её образное воплощение в лирике И.А. Бунина'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Караганова, Марина Михайловна

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ГЛАВА I. "ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В НАУЧНО-КРИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ О ПОЭЗИИ И.А. БУНИНА"

3. ГЛАВА II. "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ИСХОДНЫЕ ПОСЫЛКИ РАССМОТРЕНИЯ ЛИРИКИ И.А. БУНИНА"

4. ГЛАВА III. "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОГА"

5. ГЛАВА IV. "НОЧНАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ"

6. ГЛАВА V. "БЫТИЕ - МЕЖДУ"

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Караганова, Марина Михайловна

Актуальность работы связана с тем, что, во-первых, предметом исследования в ней является вся оригинальная ( не переводная) лирика Бунина, начиная от ранних стихотворных опытов и заканчивая произведениями, написанными в эмиграции; во-вторых, экзистенциальная проблематика выводится на уровень структуры лирического произведения, на уровень субъектной организации, т.е. становится

- 5 предметом рассмотрения поэтики; в-третьих, экзистенциализм рассматривается прежде всего в его русском изводе (художник Л. Толстой и философ Н. Бердяев), как явление национальной духовной жизни конца Х1Х-начала XX веков, в живом контакте с которым Бунин-художник формировался и развивался.

Целью диссертационного исследования является определение мировоззренческой проблематики поэтического наследия Бунина через анализ образной системы его лирики. Данная цель предполагает постановку следующих задач:

1) на основании определения лирики как автокоммуникации обосновать связь субъектной организации с экзистенциальной проблематикой ;

2) установить особенности лирического сюжета и проследить пути его воплощения в поэзии И.А. Бунина;

3) осмыслить образную систему его лирики, обращаясь к философским построениям и категориям как с средству, позволяющему понятийно квалифицировать художественные явления.

Методология исследования основана на комплексном использовании культурно-исторического, структурно-функционального, системно-типологического методов и целостного анализа литературного произведения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема человеческого существования и её образное воплощение в лирике И.А. Бунина"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Близкий друг Бунина Ф.А. Степун писал: проникновение в него "требует духовности и обостренного художественного зрения, а не только искренней душевности и повышенной нервности, которых в мире гораздо больше, чем духа и дара. <.> при приблизительном чтении от него почти ничего не остается. <.> Читать его надо медленно и погруженно, всматриваясь в каждый образ и вслушиваясь в каждый ритм, памятуя о знаменитых словах Шопенгауэра: "Искусство - суровый властитель; подчас надо долго ждать, пока он соизволит заговорить с тобой" (339;100,103).

Искусство Бунина изначально стояло особняком в русской литературе. Все попытки отнести его к определенному направлению непременно сталкивались с каким-нибудь "но". Внутренняя, типологическая связь бунинской лирики (и всего его творчества) с экзистенциальным мировоззрением несомненна. Может быть, действительно, понадобилось время, тот "инкубационный", по определению современников художника, период, чтобы в культурном сознании вызрела экзистенциальная проблематика, и, как это ни парадоксально, адекватно Бунин читается ретроспективно.

H.A. Бердяев констатировал: "Внешне может быть впечатление, что мои философские взгляды меняются. Но первые двигатели у меня оставались те же" (77;99). Определяя поэтический путь И.А. Бунина, исследователи его творчества отмечали, что художник "никогда не застывал", каждая его книга "есть, действительно, новый шаг, новое достижение" (111;256) при том, однако, что развитие его лирики шло "без существенных качественных скачков". "Все черты, свойственные Бунину, только укреплялись и становились отчетливей, и звезда его поэзии восходила медленным и верным путем" (82; 141).

- 188

Двигателем", "внутренней пружиной" творчества художника и философа был экзистенциализм как особый тип миропонимания, как особая концепция человека. Но если "субстанциональные обстояния" у Бердяева выражались в разработках теоретического характера, то представления Бунина о "мире человеческой души <.>, мире добра и зла, <.> мире божественного откровения, таинственных судеб вселенной, религиозном смысле жизни, высшем назначении человека" (161;13) не эксплицировались в дискурсивных суждениях. Еще В. Ходасевич высказывал мысль, что путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию, может быть, даже через бунинскую лирику прежде всего, ибо в ней он открывался "полнее".

Суждения о растворенности человека Бунина в природе обусловлены особенностями лирического сюжета и субъектной организацией его стихов. "Любовь и радость бытия", "светящиеся" в мире, - основная тема дневной лирики Бунина. Восторженная упоенность человека запахами и красками природы или приводит к имплицитности лирического героя, к растворению его в непосредственных ощущениях, или открыто декларируется эксплицитной формой выражения его позиции по отношению к явлениям окружающего мира. Однако образная система стихотворений, где основной эмоциональный тон определяется как ликование, как прямое следствие "открытости" природной красоты человеку, выстроена таким образом, что в ней четко обозначается движение окружающей лирического героя эмпирической данности к "тающей дали", которая, с одной стороны, соединяет в зыбком единстве все пространственные координаты видимого мира, а с другой - открывает иную, пока еще неясную интенциональную перспективу. В стихах с имплицитным лирическим героем движение образной системы демонстрирует, прежде всего, устремленность природы к "дали", к чувственно воспринимаемому пределу, за которым угадывается некая иная, не улавливаемая непосредственно органами чувств реальность. Там же, где появляется эксплицитный лирический герой, эта устремленность возводится в квадрат: видимый человеком мир организуется в соответствии с его интенцией, и восторг лирического героя связан не с растворенностью его в природе, а с радостью слияния с ней в одном стремлении к "дали". Говорить о наличии лирической ситуации в таких произведениях не представляется возможным , так как конфликтность субъективного и объективного миров в них снимается.

Однако уже в дневной лирике внимание фиксируется на странном, непонятном для самого лирического героя "томлении", которое связано с созерцанием "дали" - "точки схода" на линии горизонта, где собираются в один "пучок" все линии видимого мира и где становится возможным прорыв в новое экзистенциальное измерение. Более отчетливо это "томление" дает о себе знать в ночных стихах Бунина. Исследователи неоднократно обращали внимание на постоянно присутствующий в его поэзии контраст между "зачарованным беспричинной и бездумной солнечной радостью бытия" "дневным" Я и "бодрствующим" Я "ночным" (225;128). Он связан у Бунина с присутствием в этом времени суток начала трансцендентного, выходящего за границы эмпирического опыта, за пределы дискурсивного познания. Именно в стихах, где эта таинственная трансцендентность оказывает воздействие на человека, начинает формироваться лирическая ситуация. Контуры ее намечаются ясно осознаваемой человеком тревогой, которая возникает как следствие контакта материальных атрибутов человеческой жизни и метафизического мира Ночи. Эта онтологическая тревога обозначает еще один важный момент в экзистенциальном мировосприятии Бунина-художника: специфическое понимание им гармонии как объективной данности, которую человек имеет возможность

- 190 только созерцать, но приобщиться онтологически к которой ему изначально не дано. Внеположенность гармонии субъективному миру лирического героя находит выражение в особой трансцендентной образности лирики Бунина, располагающейся и на "зрительном", и на "слуховом", и на "обонятельном" уровнях художественной структуры.

Пронизанность ночного мира трансцендентным началом ("эмпирическая трансцендентность") позволяет говорить о пантеистических мотивах в лирике Бунина. Однако параллельно в стихах 900-1910-х годов появляются образы Силы, Воли, Бога, свидетельствующие о теистической направленности его поэзии. Соприсутствие в лирике Бунина философски разнородных представлений, выраженных в мотивах и образах, дает возможность говорить о мировоззренческом панэнтеиз-ме писателя, т.е. о таком понимании им Бога, которое сочетает, но не синтезирует теистические и пантеистические представления.

Устремленность в "даль" и экзистенциальная тревога лирического героя дневной и ранней ночной поэзии Бунина, связанные с предчувствием трансцендентности, являются необходимым "подготовительным" этапом к "выходу" человека из своих пространственно-временных пределов. Именно лирическая ситуация "выхода" позволяет проявиться экзистенциальной проблематике лирического сюжета бу-нинских стихов. Конфликтность объективного и субъективного миров, намеченная состоянием тревоги, со-положенностью человека проникнутому трансцендентностью миру, требует развития. Освобождение лирического героя от "пространства, времени, формы", т.е. от его "дневной" сущности - это то экзистенциальное преодоление объективации, которое конечной целью имеет приобщение к трансцендентности, или "выход" к "подлинному существованию". Однако слияния человека с трансцендентным миром у Бунина не происходит. Лирический герой поэта подобен Иову, которому по воле Бога был явлен Космос,

- 191 но трагедия которого заключается в осознании своей оторванности -и от "земли", и от "Бога", в осознании своего "бытия-между".

Структура лирического героя Бунина может быть представлена в виде следующей диады: "эмпиричность (человеческое) - экзистенци-альность (личностное)". Причем "человеческое" начало более всего проявляется в "дневной" ипостаси лирического героя, стремящегося к слиянию с безмятежной природой и находящего в синхронности и однонаправленности своих и природных устремлений спасительное успокоение. А "ночная" его ипостась созерцает "великую гармонию" Космоса, идет от эмпирического мира к трансцендентности, к самоуглублению, что в результате позволяет обрести новое, трансцендентное же измерение бытия.

Все это позволяет констатировать, что для лирики Бунина характерен единый экзистенциальный сюжет ( "метасюжет" ) ; приводящий-к выявлению и смысловому наполнению основной проблемы творчества писателя - проблемы человеческого существования. В развитии сюжета бунинской лирики можно выделить три основные стадии: экспозицию, лирическую ситуацию (кульминацию) и разрешение (развязку).

Экспозиция лирического сюжета в поэзии Бунина имеет две формы: 1) "Я1 - МИР1", где "Я1" - это эмпирическое, земное, находящееся во власти времени, пространства, формы человеческое "я" лирического героя; а "МИР1" - это окружающий лирического героя эмпирический, видимый, слышимый, социально-исторический, культурный мир.

2) "Я1 - МИР2", где "МИР2" - это проникнутый трансцендентностью "МИР1

Лирической ситуацией в поэзии Бунина становится "выход в Ночь (степь, океан, другую культурно-историческую эпоху)" лирического героя. Он получает непосредственное выражение во взаимо

- 192 действии находящихся в состоянии конфликта "Я1" и "МИР2". В ситуации "выхода" проявляется не столько волеизъявление "Я1", сколько подвластность его трансцендентным началам.

Разрешение лирического сюжета может быть представлено так:

Я2 - МИР2", где "Я2" - это освобожденный от пространства, времени, формы ("дневных уз") лирический герой, ощущающий свое "бытие-между" - свою оторванность от "МИРА1" и невозможность слияния с "МИРОМ2".

Безусловно, не все стихи Бунина в полном объеме реализуют эту сюжетную схему (именно поэтому она и может быть определена как "метасюжетная"). В дневной лирике наличествует только экспозиция "Я1 - МИР1", а внутреннее развитие текста связано с интенцией "Я1", и "МИР1" к "дали", с "томлением" как предчувствием возможности приобщения к трансцендентности составляющих эту пару компонентов.

Второй вариант лирической экспозиции наиболее часто встречается в ночной лирике и тоже, как правило, не перерастает в лирическую ситуацию и не имеет разрешения. Движение сюжета связано в таких стихах с экзистенциальной тревогой, с вторжением в мир лирического героя трансцендентных начал.

Наличие лирической ситуации в полном объеме характеризует, прежде всего, зрелую ночную поэзию Бунина. Но и в ней она может отсутствовать, если экзистенциальный сюжет получает выражение не в пространственных, а во временных образах. В тех стихотворениях, где ведущей становится тема памяти, пропуск лирической ситуации при наличии экспозиции и разрешения может быть обусловлен невозможностью обозначить эмпирическими реалиями взаимодействие "Я1" и "МИРА2".

В связи с рассмотренными особенностями лирического сюжета

- 193 необходимо отметить, что эволюция экзистенциальной проблематики в поэзии Бунина не поддается четкой периодизации. Стихи о радости бытия, о трансцендентности, о "промежуточном" состоянии человека концентрируются в определенные периоды творчества Бунина (соответственно: ранний, начало века, 1910-е годы и эмиграция), но это вовсе не значит, что о "восторге жить", например, он не писал в зрелом возрасте. Вместе с тем, "бытие-между" как поэтическая тема отчетливо оформилась именно в последний период. Уловить какие-то сюжетные подходы к ней можно только ретроспективно, хорошо представляя то, к чему в результате пришел зрелый Бунин.

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что экзистенциализм - это философия, откзывающаяся от последней точки над

Мировоззренчески близкие экзистенциализму стихи Бунина - это лирика с открытой перспективой, с неразрешенностью тех сущностных проблем, которые в ней затрагиваются. Основная пружина бунинского творчества - "мы и земле и Богу далеки" - дает толчок к появлению в его лирике мотива "невыразимости" как невозможности передать на уровне языковых структур свой внутренний опыт и мотива "бесплодного умствования, бесплодного стремления к пониманию, то есть к непониманию сугубому" (У-300) - к вечному человеческому "зачем?" при вечной "божьей безответности - непостижимой, но никак не могущей быть без смысла" (У-327). Этот известный еще со времен романтизма парадокс совершенно оправданно наличествует в лирике Бунина. Противоречие между вербально выраженным и интуитивно постигаемым, предвосхищаемым в лирическом произведении становится у художника концептуально значимым. Существование перед лицом трансцендентности является у Бунина той ситуацией, которая сообщает человеческому существованию творческую напряженность и наполняет это существование смыслом.

- 194

 

Список научной литературыКараганова, Марина Михайловна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Бунин И.А. Стихотворения. СПб.: Знание, 1903.

2. Бунин И.А. Стихотворения. СПб.: Знание, 1906.

3. Бунин И.А. Полное собр. сочинений: В б-ти томах. Пг.: изд. тв-ва А.Ф. Маркс, 1915.

4. Бунин И.А. Собр. сочинений: В 11-ти томах. Берлин: Петрополис, 1934-1936.

5. Бунин И.А. Собр. сочинений: В 5-ти томах. М.: Правда, 1956.

6. Бунин H.A. Собр. сочинений: В 9-ти томах. М.: Худож. лит., 1965-1967. (В диссертации ссылки на это издание даются с указанием тома римской цифрой и страницы - арабской.)

7. Бунин И.А. Собр. сочинений: В 3-х томах.; М.: Худож. лит., 1984.

8. Бунин И.А. Собр. сочинений: В g-ми томах; М.: Худож. лит., 1987.

9. Бунин И.А. Собр. сочинений: В 4-х томах. М.: Правда, 1988.

10. Бунин И.А. Собр. сочинений: В 8-ми томах. М.: Моск. рабочий , 1993.

11. Бунин H.A. Собр. сочинений: В 6-ти томах. М.: Сантакс, 1994.

12. Бунин И.А. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1956.

13. Золотой диск: Стихи зарубежных поэтов в переводе Ивана Бунина. М.: Прогресс, 1975.

14. Бунин И.А. Избранное: Стихотворения, переводы. М.: Моск. рабочий, 1977.

15. Бунин И.А. Стихотворения. М.: Сов. Россия, 1981.

16. Бунин И.А. Стихотворения. М.: Худож. лит., 1985.

17. Бунин И.А. Стихотворения. Рассказы. М.: Правда, 1986.

18. Бунин И.А. Стихотворения. М.: Мол. гвардия, 1990.- 195

19. Бунин И.А. Свет незакатный: Стихотворения 1888 1918 годов. Автобиографические заметки. - М.: Центр-100, 1995.

20. Бунин И.А. Великий дурман. М.: Совершенно секретно, 1997.

21. Бальмонт К.Д. Собр. сочинений: В 2-х томах. Т.1. - Можайск- Терра, 1994.

22. Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати//Альманах библиофила. Вып. 26. - М., 1989.

23. Повесть временных лет//Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы: Х1-начало XII века. М., 1978.

24. Сартр Ж.-П. Тошнота//Иностр. литература. №7. - 1989. - С. 5-133.

25. Толстой Л.Н. Казаки//Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 12-ти томах.- Т. 2. М.: Правда, 1984. - С. 331-483.

26. Тютчев Ф.И. Сочинения в 2-х томах. М.: Правда, 1980. - Т.1.

27. Аберянова А. Из наблюдений над языком и стиле?л И. А. Буни-на//Вестник ЛГУ. 1972. - Т. 2. - История, языкознание, литература. - Вып. 1. - С. 62-69.

28. Абрамов А.И. К вопросу об эстетике истории в "Слове о полку Игореве" и в "Жизни Арсеньева"//"Слово о полку Игореве" и древнерусская философская культура. М., 1989. - С. 59-67.

29. Абрамович Н.Я. Иван Бунин. Стихотворения. Том 3. 1903-1906// Образование. 1906. - №12. - С. 113-115.

30. Абрамович Н.Я. И.А. Бунин как художник//Новая жизнь. 1915.- №12. С. 93-97.

31. Авилова Н.С. "Несрочная весна"//Русская речь. 1970. - №5 . -С. 17-21.

32. Аврелий (Брюсов Б.) И.А. Бунин. Новые стихотворения//Новый путь. 1903.- 196

33. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М., 1998.

34. Адамович Г.В. Бунин//Адамович Г.В. Одиночество и свобода. -СПб., 1993. С. 45-61 .

35. Адамович Г.В. Еще о Бунине. По поводу "Воспоминаний"//Адамович Г.В. Одиночество и свобода. СПб., 1993. - С. 61-64.

36. Адамович Г.В. По поводу "Темных аллей"//Адамович Г.В. Одиночество и свобода. СПб., 1993. - С. 66-70.

37. Адамович Г.В. "Освобождение Толстого"//Адамович Г.В. Одиночество и свобода. СПб., 1993. - С. 66-70.

38. Айхенвальд Ю.И. Ив. Бунин (Его стихотворения)//Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994. - С. 419-437.

39. Айхенвальд Ю.И. Тютчев//Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994. - С. 118-127.

40. Алданов М.А. О Бунине//Литературное обозрение. 1994. №7-8. - С. 68-70.

41. Алданов М.А. Об искусстве Бунина//Литературное обозрение. 1994. №7-8. - С. 70-72.

42. Алданов М.А. Предисловие к книге И.А. Бунина "О Чехове"//Ли-тературное обозрение. 1994. - №7-8. - С. 73-75.

43. Алехина И.В. Роль пушкинских реминисценций в ранней прозе Бу-нина//Поэзия Пушкина и ее традиции в русской литературе:Межвузов, сб. М., 1989. - С. 25-33.

44. Альберт И.Д. Проблема памяти в системе этико-философских и эстетических взглядов Бунина//Вопросы русской литературы. Львов, 1983. - Вып. 1(41). - С. 113-120.

45. Амфитеатров А. Литературные впечатления//Современник. 1911. - №. - С. - 9-12.

46. Андрианов И.Ю. "Густой, зеленый ельник у дороги.": Лингвистический анализ стихотворения Бунина.//Русский язык в школе.- 197 1987. №4. - С. 21-27.

47. Андрианов И.Ю. Поэзия И.А. Бунина начала 1900-х годов. Концепция действительности. Диссертация <,.> канд. филолог, наук.- Одесса, 1990.

48. Андрианов И.Ю. Семантический потенциал заглавий в поэзии И. А. Бунина//Филологические науки. 1990. - №5. - С. 100-103.

49. Андрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.;Л., 1947.

50. Архангельский А.Н. Последний классик//Бунин И.А. Избранное. -М., 1991. С. 7-30.

51. Атанов Г.М. Проза Бунина и фольклор//Русская литература. 1981 . Hi3. - С. 175-181 .

52. Афанасьев В.А. И. Бунин и русское декадентство 90-х го-дов//Русская литература. 1968. - №3. - С. 21-29.

53. Афанасьев В.А. Ив. Бунин. Очерк творчества. М. , 1966.

54. Бабичева Ю.В. Парнас "серебряного века". Вологда, 1991.

55. Бабичева Ю.В. Последний классик первый классик (И. Бунин ) //Бабичева Ю.В. Русская проза начала века. - Вологда, 1994.

56. Бабореко А.К. Новое о Бунине//Проблемы реализма. -Вып. VII.- Вологда, 1980. С. 78-90.

57. Бабореко А.К. Бунин: Материалы для биографии с 1870 по 1917.- М., 198 3.

58. Бабореко А.К. Поэзия и правда Бунина. Дневники. Воспоминания и письма современников//Подъем. 1980. - №1.

59. Бабореко А.К. Чехов и Бунин//Литературное наследство. Т. 68. - М., 1980.

60. Баранов С.Ю. Баллада И.А. Бунина "Князь Всеслав"//Поэзия Бунина. Вологда, 1992. - С. 43-62.

61. Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного про- 198 изведения. Вологда, 1988.

62. Барновская А.Ф. В мире Пушкина (Пушкин и Бунин)//Писатель и действительность. М., 1978. - С. 48-60.

63. Батюшков Ф. Иван Бунин. Стихотворения, т. III. 1903-1906 г.г.//Современный мир. 1906. - №12. - С. 79-81.

64. Батюшков Ф. Новые побеги русской поэзии//Мир божий. 1903. -МО. - С. 1-12.

65. Бахрах A.B. Бунин в халате. М., 2000.

66. Бахтин М.М. Проблема автора//Вопросы философии. 1978. - №4. - С. 59-83.

67. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 2-е, пере-раб. и доп. - М., 1963.

68. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1975.

69. Белоусов А. О метрическом репертуаре И.А. Бунина. Тарту, 1971 .

70. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. .

71. Берберова Н. Курсив мой. Автобиография. М., 1996.

72. Бердникова O.A. Личность творца в книге И.А. Бунина "Освобождение Толстого"//Царственная свобода. О творчестве Бунина. Воронеж, 1995. - С. 75-93.

73. Бердяев H.A. Декадентство и мистический реализм//Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. М., 1998.

74. Бердяев H.A. Преодоление декадентства//Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. М., 1998.

75. Бердяев H.A. Русская идея//Бердяев H.A. Самопознание: Сочинения. М., Харьков, 1998. - С. 11-249.

76. Бердяев H.A. Самопознание. М.; Харьков, 1998.

77. Бердяев H.A. Самопознание. Л., 1991.

78. Бердяев H.A. Я и мир объектов//Бердяев H.A. Философия свобод- 199 ного духа. М. , 1994. - С. 230-318.

79. Бескоровная И.А. Поэтический текст как модель автокоммуника-ции//Филологические науки. 1998. - №5/6. - С. 87-97.

80. Биншток JI.M. Структура системы и специфика поэтического многоголосья в лирике Ф.И. Тютчева//Проблема автора в русской литературе XIX-XX веков. Ижевск, 1978. -- С. 125-130.

81. Бицилли П.М. Бунин и его место в русской литературе//Русская речь. 1995. - №6. - С. 37-43.

82. Блок A.A. О лирике//Блок A.A. Собр. соч.: В 8-ми т.т. Т. 5. - М.;Л., 1962. - С. 130-160.

83. Большакова А.Ю. Теория автора в современном литературоведе-нии//Известия РАН. Серия лит. и языка. 1998. - №5. - С. 41-49.

84. Бонами Т.М. К поэтике рассказов И.А. Бунина (Функциональное значение звуковых и музыкальных образов )//Ж. А. Бунин и русская литература XX века:По материалам Междунар. научн. конф. М., 1995. - С. 85-94.

85. Бонами Т.М., Шуканов А.Г. Бунин и К.Г. Паустовский//Бунинский сборник. орел, 1974. - С. 274-293.

86. Брюсов В.Я. Иван Бунин (Из книги "Далекие и близкие")//Брюсов В.А. Собр. соч. в 7-ми т.т. Т. 6. - М., 1975. - С. 323-325.

87. Бунджулова Б.Е. Стилевые особенности прозы И.А. Бунина//Авто-реферат диссертации <.> канд. филолог, наук. М., 1972.

88. Бунинский сборник. Орел, 1974.

89. Бурова Г.П. "Земля зовет: спешите любить, творить.": О стихотворении И.А. Бунина "Ночные цикады"//Русская речь. 1989. -№6. - С. 102-104.

90. Брандес М.П. Стилистический анализ. М., 1971.

91. Бройтман С.Н. Межсубъектные отношения в лирике и формы их выражения//Проблема автора в художественной литературе. Ижевск,1990. С. 42-44.

92. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образные структуры. - М., 1997.

93. Бройтман С.Н. Субъектная структура русской лирики XIX начала XX веков в историческом освещении//Изв. АН СССР. Серия лит. и яз. - 1988. - Т. 47. - №6. - С. 527-538.

94. Вальтер Л. Светлый поэт//Общее дело. 1920. - 23 окт.

95. Волошин М.А. "Стихотворения" Ивана Бунина//Волошин М.А. Лики творчества. М., 1989. - С. 490-493.

96. Ваншенкин К. Лирика Ивана Бунина//Литература (Приложение к газете "Первое сонтября"). 1995. - №6. - С. 3.

97. Васильева А.Н. Выготский против Выготского: К трактовке рассказа И. Бунина "Легкое дыхание"//Специфика и эволюция функциональных стилей. Пермь, 1979. - С. 199-1 11 .■

98. Васильева И. Бунин о Блоке//Вопросы литературы. 1986. - №7.- С.63-71.

99. Васильева Л.А. Лирическое и эпическое в прозе И.А. Бунина (соотношение и взаимодействие)//Автореферат <.> канд. филолог, наук. М., 1979 .

100. Васильева Л.А. Поэма И. Бунина "Листопад"//Вестник МГУ. Филология. 1979. - №5. - С. 24-30.

101. Великанова Р. Поэтический язык И. Вунина//Ученые записки Кабардино-Балкарского университета. 1966. - Вып. 32. - С. 17-29.

102. Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы.- М., 1976.

103. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

104. Власенко Т.Л. Литература как форма авторского сознания: Пособие для студентов филологических факультетов. М., 1995.

105. Волков A.A. Проза Ивана Бунина. М., 1969.- 201

106. Волынская Н.И. Взгляды И. Бунина на художественное мастерс-тво//Уч. зап. Владимирского пединститута. Серия "Русская и зарубежная литература". Вып . 1. - Владимир, 1966.

107. Волынская Н.И. И.А. Бунин. "Темные аллеи" (Жанровые особенности ) //Русская литература XX века. Сб. 4. - Калуга, 1973. - С. 83-90.

108. Волынская Н.И. Образ автора-повествователя в прозе Й. Бунина конца XIX начала XX века//Ученые записки Ленинградского пединс1.титута. 1969. - №367. - С. 94-105.

109. Волынская Н.И. Образ лирического героя в поэзии И.А. Бунина 80-90-х начала 900-х годов//Русская советская поэзия и стиховедение. - М., 1969. - С. 99-112.

110. Волынская Н.И. Реализм повести И.А. Бунина "Деревня"//Метод и мастерство. Русская литература:Межвузов. сб. научн. трудов. -Вологда, 1970. С. 309-324.

111. Выгодский Д. Поэзия и поэтика (Из стихов 1916 года)//Лето-пись. 1917. - №1. - С. 248-258.

112. Гайнуллина Ф.А. Хореические трехстопники Ивана Бунина//Проб-лемы стиховедения и поэтики. Алма-Ата, 1990. - С. 74-93.

113. Гейдеко В.А. Толстовство в творчестве Бунина//Бунинский сборник. Орел, 1974. - С. 240-250.

114. Гейдеко В.А. Опираться на факты//Вопросы литературы. 1974. - йЗ. - С. 237-246.

115. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.

116. Генералова Н.П. Леонид Андреев и Николай Бердяев (к истории русского персонализма)//Русская литература. 1997. -■ №2. - С. 40-55.

117. Глаголь С. Певец русского пейзажа//Курьер. 1901. - 14 ноября.

118. Голенищев-Кутузов А. И. Бунин. Листопад. Стихотворения//Сб. отд. русского языка и словесности. 1905. - Т. 78. - №1.

119. Голотина P.A. Эволюция темы природы в лирике И. Бунина 1900-х годов//Иван Бунин и литературный процесс начала XX века (до 1917 года). Л., 1985. - С. 82-99.

120. Горелов А.Е. Три судьбы: Тютчев. Сухово-Кобылин. Бунин. -Л., 1978.

121. Гокинаева В. "Ты и блаженство и безнадежность." (Любовь на страницах рассказов И.А. Бунина)//Русская словесность. 1996. -№1 . - С. 67-89.

122. Грановская Л. Из наблюдений над языком Бунина (О некоторых особенностях употребления определений-прилагательных)//Уч. зап. Азербайджанского пединститута иностран. языков. Серия филологическая. Вып. 9. - Баку, 1961. - С.87-105.

123. Гречнев В.Я. Цикл рассказов И. Бунина "Темные аллеи" (психологические заметки )//Русская литература. 1996. - К»3 . - С. 226-236.

124. Гришунин A.A. Автор как субъект текста//Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1993. - Т. 52. - №4. - С. 12-19.

125. Громов-Колли A.B. "Путевые поэмы" И.А. Бунина (Проблематика, жанр, поэтика)//И.А. Бунин и русская литература XX века/По материалам Междунар. научн. конф. М., 1995. - С. 37-40.

126. Грузинский А.Е. И.А. Бунин (По поводу 25-летия поэтической деятельности)//Вестник воспитания. 1912. №8. - С. 108-113.

127. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997.

128. Гулак Е.А. Композиция поэтических произведений (на материале стихотворений И.А. Бунина)//Русская филология. Украинский вестник. Республиканский научно-методический журнал. Харьков, 1994.- 203 - №1. С. 10-13.

129. Гулак Е.А. Эпитет в поэзии И.А;. Бунина//Структурно-семанти-ческий и стилистический анализ художественного текста:Сб. научн. тр. Харьков, 1998. - С. 56-67.

130. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. Рецензии на поэтические сборники//Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990. -С. 75-211.

131. Гуревич Л. Без мерил//Русская мысль. 1910. - №5. - С. 7-11.

132. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.

133. Даген Е. Бунин. Листопад. Стихотворения//Мир божий. 1901.- №5. С. 118-125.

134. Двинятина Т.М. Специфика прозаического в поэзии И.А. Буни-на//Русская литература. 1996. - йЗ. - С. 197 -205.

135. Двинятина Т.М. О книге Ю. Мальцева "Иван Бунин"//Русская литература. 1997. - №2. - С. 245-254.

136. Денисова Э.И'. Дооктябрьская поэзия И.А. Бунина. М., 1972.

137. Денисова Э.И. Лирика Бунина: концепция времени и особенности реализма//Проблемы реализма. Вып. 1. - Вологда, 1975. - С. 104-121.

138. Денисова Э.И. Поэзия И.А. Бунина рубежа веков (К проблеме Бунин и модернизм)//Русская литература XX века (дооктябрьский период). Сб. 4: Творчество И.А. Бунина. - Калуга, 1973. - С. 17-27.

139. Денисова Э.И. "Прозаические" стихи и "поэтическая" про-за//Уч. Зап. Московского пединститута. 1972. - №485. - С. 35-48.

140. Джимбинов С. Жизнь и поэзия И.А. Бунина//Вунин И.А. Стихотворения. М., 1981.

141. Джонсон И. Красивое дарование//Образование. 1902. - №12'.

142. Дзамкаева Т.В. Образное слово Бунина//Литература в школе. 1996. №2. - С. 85-99.

143. Диалектика субъектно-объектных отношений в научном и художественном творчестве. Воронеж, 1990.

144. Динесман Т.Г. По страницам ранних поэтических тетрадей Буни-на//Литературное наследство. Иван Бунин. Т. 84. - Кн. 2. - М., 1973. - С. 121-138.

145. Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX начала XX веков. - Л., 1977. - С. 274-359.

146. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX-XX веков. М., 1991.

147. Дубровский Д.И., Черносвитов Е.В. К анализу структуры субъективной реальности//Вопросы философии. 197 9. - №3. - С. >7-69.

148. Дякина A.A. И. Бунин и А. Блок. Соотношение творческих индивидуальностей поэтов: Диссертация <.> канд. филолог. наук. -М., 1992.

149. Дякина A.A. Мотив пути в поэзии И. Бунина и А. Блока//Взаи-модействие творческих индивидуальностей писателей XIX начала XX века. - М., 1991. - С. 130-141.

150. Забелин П.В. Идейно-художественная проблематика и стиль повести И. Бунина "Деревня". Иркутск, 1965.

151. Зайцев Б.К. Братья-писатели. М., 1991.

152. Зайцев Б.К. О русских и советских писателях//Русская литература. 1989. - №1. - С. 84-115.

153. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. - Т. 2.

154. Золян С.Т. "Я" поэтического текста: семантика и пргматика (к проблеме лирического героя)//Тыняновский сборник: Третьи Тыняновские чтения. Рига, 1988. - С. 24-28.

155. Зубарева Е.Е. Символика детства в творчестве И.А. Бунина//!!.А. Бунин и русская литература XX века:По материалам Между-нар. научн. конф. М., 1995. - С. 168-172.

156. И.А. Бунин и русская культура: Тезисы Межвузов, научн. конф. Елец, 1990.

157. И.А. Бунин. Сборник статей//Известия Воронежского пединститута. №114. - Воронеж, 1971.

158. Иван Бунин и литературный процесс начала XX века (до 1917 года). Л., 1985.

159. Иванова Н.Д. Содержание и принципы филологического.изучения пейзажа//Филологические науки. 1994. - №5/6. - С. 76-83.

160. Измайлов А. Ранняя осень (поэзия и проза Бунина)//Новое слово . 1910 . - №10 .

161. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Мюнхен, 1959.

162. Иоаннисян Д.В. Природа, время и человек у А.П. Чехова и И. А. Бунина//Русская литература XX века. Калуга, 1973. - С. 50-70.

163. Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М., 1996.

164. Калмановский Е. Иван Бунин. Эскиз к портрету//Калмановский Е. Путник запоздалый. Рассказы и разборы. Л., 1985. - С. 54-71.

165. Калмыков Ю. Поэтическое мастерство Бунина//Научн. Ежегодник Саратовского университета за 1955 год. Филологич. фак-т. Саратов, 1958. - С. 98-110.

166. Карпенко Г.Ю. Творчество И.А. Бунина в контексте религиозно-философских и антропологических идей конца XIX начала XX века (концепция человека):Диссертация <.> канд. филолог, наук. -Самара, 1992.

167. Карпов И.П. Религиозность в условиях страстного сознания (И. Бунин. "Жизнь Арсеньева. Юность")//Евангелический текст врусской литературе XVIII-XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994. - С. 341-348.

168. Касторский С. Горький и Бунин//3везда. 1956. - №3 . - С. 114-153.

169. Катаев В.П. Алмазный мой венец: Повести. ;• М., 1981. - С. 327-526.

170. Кацис Л.Ф. Апокалиптика "серебряного века". Эсхатология в художественном сознании//Человек. 1995. - №2. - С. 143-154.

171. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление: Бунин, Чехов, Л. Толстой. М., 1992.

172. Кознова H.H. Функции образа света в повествовании И.А. Бунина и Ф.М. Достоевского//Взаимодействие творческих индивидуальностей писателей XIX начала XX века:Межвузов. сб. научн. тр. - М., 1991. - С. 110-121.

173. Коган П. Очерки по истории новейшей русской литературы. Т.3. Вып. 1. - М., 1910.

174. Кожевникова H.A. О тропах в поэзии И.А. Бунина//Литературный текст: проблемы и методы исследования. Калинин, 1987. - С. 68-78 .

175. Кожевникова H.A. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М., 1986. - 255 с.

176. Колобаева Л. От временного к вечному. Феноменологический роман в русской литературе XX века//Вопросы литературы. 1998. №3. - С. 67- 93.

177. Колтоновская Е.А. Гармония контрастов. Новейшие произведения И.А. Бунина//Русская мысль. 1917. - №2. - С. 90-103.

178. Конюшенко Е.И. Литературные связи И.А. Бунина: Проблема творческого самоопределения. Томск, 1994.

179. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы.- Ижевск, 1992.

180. Корман Б.О. Лирика Некрасова. Изд. 2-е, перераб. и доп. -Ижевск, 1978.

181. Корман Б.О. Лирика и реализм. Иркутск, 1986.

182. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Ижевск, 1978.

183. Корниенко Н.В. Философские аспекты изучения общественно-литературного процесса начала XX века. Новосибирск, 1989.

184. Костелянц Б. Иван Бунин поэт//И. Бунин. Стихотворения. -Л., 1961.

185. Костиков В.В. "Не будем проклинать изгнанье." Пути и судьбы русской эмиграции. М., 1990.

186. Котельников В.А. Ветхозаветность у Бунина//Христианство и русская литература. Сб. 2. - СПб., 1995. -С. 343-351.

187. Красноярский В.В. Эпитеты Бунина//Проблемы структурной лингвистики. 1981. - М., 1983. - С. 189-203.

188. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

189. Крейд В. О духовном опыте эмигрантской поэзии//"Вернуться в Россию стихами". - М., 1995. - С. 5-22.

190. Крейд В. Поэзия первой эмиграции//Ковчег. М., 1991. - С. 3-20.

191. Крутикова Л.В. В мире художественных исканий: Бунина (Как создавались рассказы 1911-1916 годов)//Литературное наследство. Иван Бунин. Т. 84. - Кн. 2. - М., 1973. - С. 90-120.

192. Крутикова Л.В. "Жизнь Арсеньева" итоговая книга Буни-на//Бунинский сборник. - Орел, 1974. - С. 17-34.

193. Крутикова Л.В. Из творческой истории "Деревни" Бунина//Рус-ская литература. 1959. - №4. - С. 68-97.

194. Крутикова Л.В. Реалистическая проза 1910-х годов//Судьбырусского реализма. Л., 1972. - С. 65-103.

195. Кузнецова Г. Грасский дневник//Кузнецова Г. Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад. М., 1995.

196. Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997.

197. Курляндская Г.Б. Авторская позиция И.А. Бунина в романе "Жизнь Арсеньева"//Бунинский сборник. Орел, 1974. - С. 55-56.

198. Кучеровский Н.М. И. Бунин и его проза (1887-1917). Тула, 1980.

199. Кучеровский Н.М. О концепции жизни в лирической прозе И.А. Бунина (первая половина 90-х начало 900-х годов)//Русская литература XX века (дооктябрьский период). - Калуга, 1968. - С. 80-106.

200. Кучеровский Н.М. Спор о русском национальном характере и "Деревня" Бунина (М. Горький и И. Бунин)//Русская литература XX-века. Калуга, 1973. - С. 27-39.

201. Кучеровский Н.М. Эстетическая концепция жизни в прозе И. А. Бунина (1887 1917): Автореферат <.> доктора филолог, наук. -М., 1973.

202. Кучеровский Н.М. Эстетическая сущность философских исканий И.А. Бунина (1906-1911 годы)//Филологические науки. 1969. - №6. - С. 25-35.

203. Кучеровская М. Древняя Русь в творчестве И.А. Бунина ( 1894-1905)//Русская литература XX века. Калуга, 1971. - С. 70-83.

204. Лавров В. В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции (1920-1953 годы). М., 1989.

205. Лакшин В.Я. Чехов и Бунин последняя встреча//Вопросы литературы. - 1978. - №10. - С. 89-103.

206. Лакшин В.Я. Судьбы: От Пушкина до Блока. М., 1990.

207. Лапшин И.И. Художественное творчество. Петроград, 1923.

208. Лапшин И.И. Проблема чужого "я" в новейшей философии. СПб., 1910.

209. Лапшин И.И. Шопенгауэр А.//Энциклопедический словарь. Т. ХХХ1Ха. - СПб., Брокгауз-Ефрон, 1903.

210. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.

211. Линков В.Я. Мир человека в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М., 1989.

212. Литературное наследство. Т. 84. - Кн. 1,2. - М., 1973.

213. Лихачев Д.С. "Темные аллеи": о символике рассказа И.А. Буни-на//Звезда. 1981. - №3. - С. 182-184.

214. Лобанова Т.Н. Ориентальная проза И. Бунина и духовно-эстетическое наследие народов Востока//Русская литература и Восток: Особенности художественной ориенталистики XIX-XX веков. Ташкент, 1988. - С. 69-92.

215. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

216. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1974.

217. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста//Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. - С. 118-254.

218. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. - Семи-осфера. - История. - М., 1996.

219. Лявданский Э.К. Действительность и жизнь сознания в прозе Ивана Бунина//Иван Бунин и литературный процесс начала XX века (до 1917 года). Л., 1985. - С. 72-81.

220. Лявданский Э.К., Голотина Г.А. К вопросу о типологии характеров в прозе Ивана Бунина 1910-х годов//Иван Бунин и литературный процесс начала XX века (до 1917 года). Л., 1985. - С. 60-71

221. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символи- 210 ки в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М.,1996.

222. Максимов Е. О миниатюрах Бунина ("Страшный рассказ" 1926 год)//Русская литература. - 1997. - №1. - С. 215-220.

223. Максимов Л.Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (На материале рассказа И.А. Бунина "Легкое дыхание")//Русский язык в школе. 1993. - №6.

224. Малахов В. Бунин и Тютчев//Подъем. 1979. - №5 . - С. 147-150.

225. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 1870 1953. - Frankfurt-Main -Москва, 1994.

226. Манн Ю.В. Автор и повествователь//Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1991. - Ы. - С. 15-41.

227. Мережковский Д. С. Иисус неизвестный'//Домашнее 'чтение.1997. №9(117). - С. 3-26.

228. Маркович С.Я. Заметки о поэтике Бунина//Бунинский сборник. — Орел, 1974. С. 104-117.

229. Маркович Я. Истоки (Бунин и классическая школа)//Литературная учеба. 1983. - №3. - С. 180-189.

230. Мескин В.Я. Человек в круге бытия (О творчестве И.А. Буни-на)//Русская словесность. 1993. - №4. - С. 17-24.

231. Мешков Н. Поэзия Ивана Бунина//Путь. 1912. - №12. - С. 25-30.

232. Мещерский А. Неизвестные письма И.А. Бунина (Переписка Бунина и Бицилли)//Русская литература. 1961. - №4. - С. 75-91.

233. Мирза-Авакян М. Работа Бунина над темой Востока//Творчество писателя и литературный процесс:Межвузов. сб. научн. тр. Иваново, 1981. - С. 216-227.

234. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т.т. Т.' 2. - М.,- 211 1994.

235. Михайлов О.Н. Великий изгнанник//Бунин И.А. Роза Иерихона. -М. , 1994. С. 5-22.

236. Михайлов О.Н. Иван Алексеевич Бунин. Очерк творчества. М., 1967.

237. Михайлов О.Н. И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Тула, 1987.

238. Михайлов О.Н. К истории одной дружбы: И. Бунин и Б. Зай-цев//Российский литературоведческий журнал. 1994. - №4.

239. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. М., 1995.

240. Михайлов О.Н. "Окаянные дни" Бунина//Москва. 1989. - №3 . -С. 157-173.

241. Михайлов О.Н. Путь Бунина-художника//Литературное наследство. Иван Бунин. Т. 84. -Кн. 1. - М., 1973. - С. 7-60.

242. Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин,. Жизнь. Судьба. Творчество. М., 1976.

243. Монина Т.С. Семантика синтаксических структур пейзажных зарисовок (На материала произведений И.А. Бунина)//Русский язык в школе. 1995. - №5. - С. 80-87.

244. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина; Беседы с памятью. М., 1989 .

245. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. От Анненского до Пастернака, М., 1992.

246. Мышалова Д.В. Очерки по литературе русского зарубежья. Новосибирск, 1995.

247. Мышалова Д.В. Реалист ли Бунин?//Грани. 1994. - №171.

248. Набоков В.В. Иван Бунин. Избранные стихи//Набоков В. Рассказы. Приглашение на казнь. Роман. Эссе, интервью, рецензии. М., 1989 .

249. Назарова Л.Н. Бунин и Тургенев//Бунинский сборник. Орел,- 212 1974. С. 209-223.

250. Назиров Р.Г. Проблема автора и типы литературных свя-зей//Проблема автора в русской литературе XIX-XX веков. Ижевск, 1978. - С. 97-105.

251. Нефедов В.В. Бунин как художник. Минск, 1992.

252. Нефедов В.В. Поэзия Бунина: Этюды. Минск, 1975.

253. Нефедов В.В. Творчеству всю жизнь: Об индивидуальности писателя. - Минск, 1978.

254. Николина H.A. Образное слово И.А. Бунина//Русский язык в школе. 1990. - №4. - С. 51-59.

255. Николина H.A. Поэтика рассказа Бунина "Господин из Сан-Фран-циско"//Русский язык в школе. 1995. - №6. - С.75-87.

256. Никонова Т.А. Мир природы и человека в лирике И.А. Буни-на//Проблемы реализма, Вологда, 1978. - С. 129-140.

257. Никонова Т.А. Тема России и русской культуры в произведениях И. Бунина периода эмиграции. Постановка проблемы//Воронежский край и зарубежье: А. Платонов, И. Бунин, Е. Замятин, О. Мандельштам и др. в русской культуре XX века. Воронеж, 1992. - С. 49-54.

258. Нилус П.А. Иван Бунин и его творчество//Литературное наследство. Иван Бунин. Т. 84. - Кн. 2. - М., 1973. - С. 428-435.

259. Нинов A.A. М. Горький и И. Бунин: История отношений. Проблемы творчества. Л., 1973.

260. Нинов A.A. Бунин и Горький (1899-1918)//Литературное наследство. Иван Бунин. Т. 84. - Кн. 2. - М., 1973. - С. 7-66.

261. Новое о Буниных//Минувшее. М., 1992. - Т. 8.

262. Одоевцева И.В. На берегах Сены. М., 1989.

263. Павлович Н.В. Парадигмы образов в русском поэтическом язы-ке//Вопросы языкознания. 1991. - №3. - С. 104-118.

264. Павлович Н.В. Язык образов: Парадигмы образов в русском поэ тическом языке. М., 1995.

265. Пайман А. История русского символизма. М., 1998.

266. Панченко A.M., Смирнов И.П. Метафорические архетипы в русс кой средневековой словесности и поэзии начала XX века//ТОДРЛ Т. XXVI. Л., 1971. - С. 33-49.

267. Паустовский К.Г. Наедине с осенью. Портреты, воспоминания статьи. Изд. 2-е, доп. - М., 1972. - С. 76-93.

268. Пипилюк Е.Л. "Отечеству и миру гражданин": Мотивы дома и до роги в поэзии Бунина//Воронежский край и зарубежье. Воронеж 1992. - С. 54-57.

269. Полоцкая Э. Взаимопроникновение поэзии и прозы у раннего Бу нина//Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1970. - Т.29. - №5. С. 134-140.

270. Полукарова Л.В. Лирика Лермонтова как целостная художествен ная система//Диалектика части и целого в литературном произведе нии:Межвузов. сб. научн. трудов. Воронеж, 1986. - С. 88-103.

271. Померанцева Э.В. Фольклор в прозе Бунина//Литературное нас ледство. Иван Бунин. Т. 84. - Кн. 2. - М., 1973. - С. 139-152.

272. Пономарев Е.Р. О творческой истории книги Бунина "Освобожде ние Толстого"//Русская литература. 1998. - №1. - С. 109-119.

273. Пономарев Е.Р. Отзывы современников о книге Бунина "Особож дение Толстого"//Русская литература. 1995. - №4. - С. 168-172.

274. Пономарев В.В. Русская деревня в изображении И. Бунина и И Вольнова//Бунинский сборник. Орел, 1974. - С. 251-261.

275. Пращерук Н.В. Проблема национального характера в повести Бу нина "Деревня" и традиции русской литературы//Модификация худо жественных форм в историко-литературном процессе. Свердловск 1988. - С. 87-96.- 214

276. Пращерук H.B. Самоопределение автора в книге И.А. Бунина "Освобождение Тостого"//Кормановские чтения. Ижевск, 1993. - С. 183-190.

277. Приходько В.П. "Ты, сердце, полное огня и аромата."//Лит. учеба. 1979. - №3. - С. 86-99.

278. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

279. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919 1939. - М., 1994.

280. Раудар М.Н. Север и Скандинавия в поэтическом творчестве И.А. Бунина//Скандинавский сборник. Вып. 28. - Таллин, 1983. -С. 94-108.

281. Родзевич С. В поисках Атлантиды (Поэзия И.А. Бунина)//Аргонавты. Кн. 1. - Киев, 1914.

282. Роднянская И.Б. Лирический герой//КЛЭ —Т. 4. М., 1967.

283. Романичева Е.С. Древнерусские предания в творчестве И.А. Бу-нина//Литература Древней Руси. М., 1986. - С. 75-89.

284. Романович А. Проблема жизни и смерти в "Освобождении Толстого" Бунина//Русс.кая литература. 1996. - №4. - С. 93-101.

285. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997.

286. Русская философия: Словарь. М., 1995.

287. Рыленков Н. Вторая жизнь поэта//День поэзии. М., 1966. -С. 300-305.

288. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977.

289. Симачева И.Ю. A.C. Пушкин и И.А. Бунин (восприятие древних восточных религиозных структур)//Русская культура и Восток: Третьи Крымские Пушкинские чтения. Симферополь, 1993. - С. 37.

290. Сирин В. (Набоков) Предисловие.//Бунин И. Холодная весна: Стихотворения. М., 1994. - С. 7-15.- 215

291. Славецкий В.И. Деталь в поэтическом мире И.А. Бунина//Диа-лектика части и целого в литературном произведении/Межвузов. сб. научн. тр. Воронеж, 1986. - С. 74-88.

292. Сливицкая О.В. Бунин и Тургенев ("Грамматика любви" и "Бригадир". Опыт сравнительного анализа)//Проблемы реализма. Вып. VII. - Вологда, 1980. - С. 78-90.

293. Сливицкая О.В. Бунин: психология как онтология. О рассказе "В ночном море"//Концепция и смысл: Сб. статей. СПб., 1996. -С. 283-293.

294. Сливицкая О.В. Бунин с точки зрения буддизма//Русская литература. 1999. - №4. - С. 161-164.

295. Сливицкая О.В. Космос и душа человека (о психологизме позднего Бунина)//Царственная свобода. О творчестве Бунина. Воронеж, 1995, - С. 18-30.

296. Сливицкая О.В. О природе бунинской "внешней изобразительнос-ти"//Русская литература. 1994. - №1. - С.72-80.

297. Сливицкая О.В. Проблема социального и космического зла в творчестве И.А. Бунина ("Братья" и "Господин из Сан-Францис-ко")//Русская литература XX века (дооктябрьский период). Калуга, 1968. - С. 123-135.

298. Сливицкая О.В. Сюжетное и описательное в новеллистике Буни-на//Русская литература. 1999. - №1. - С. 89-111.

299. Сливицкая О.В. Фабула сюжет - подробность бунинской новел-лы//Русская литература XX века. - Сб. 4. - Калуга, 1973. - С. 39-50.

300. Сливицкая О.В. Фабула композиция - деталь бунинской новел-лы//Бунинский сборник. - Орел, 1974. - С. 90-103.

301. Сливицкая О.В. "Что такое искусство?" (Бунинский ответ на толстовский вопрос)//Русская литература. 1998. - №1. - С.44-54.- 216

302. Смирнов В.А. Мифопоэтические и фольклорные традиции в цикле И.А. Бунина "Псковский бор"//Архетипы в фольклоре и литературе. -Кемерово, 1994. С. 79-94.

303. Смирнов Н.П. Русская древность и фольклор в поэзии Буни-на//Литературное наследство. Иван Бунин. Т. 84. - Кн. 2. - М., 1973. - С. 408-412.

304. Смирнова Л.А. А.П. Чехов и И.А. Бунин. Об одной архитектонической особенности рассказов//Взаимодействие творческих индивидуальностей писателей XIX начала XX веков. - М., 1991. - С. 121-130.

305. Смирнова Л.А. Грани взаимодействия поэзии и прозы И. Бунина (1880-начало 1900-х годов)//Развитие лирической поэзии и ее взаимодействие с прозой в русской литературе конца XIX начала XX веков:Межвузов. сб. научн. тр. - М., 1988. - С. 103-115.

306. Смирнова Л.А. И.А. Бунин: Жизнь и творчество: Книга для учителя. М., 1991.

307. Смирнова Л.А. Пушкин в поэтическом мире Бунина//Поэзия A.C. Пушкина и ее традиции в русской литературе XIX начала XX веков : Межвузов . сб. научн. тр. - М., 1989. - С. 102-114.

308. Смирнова Л.А. "Уловил мотив родной души." (Мотивы русской классической поэзии в ранней лирике И.А. Бунина)//Русская поэзия XIX века и ее отношения с прозой:Межвузов. сб. научн. тр. М., 1990. - С. 114-122.

309. Смирнова Л.А. Философско-эстетическая функция пейзажа И. Бу-нина//Пейзаж как развивающаяся форма выражения авторской концепции. М., 1984. - С. 34-43.

310. Смольянинов Е.Б. Буддийская тема в прозе И.А. Бунина//Русс-кая литература. 1996. - №3. - С. 205-212.

311. Снежков Ю.А. Поэтическая синонимия (к проблеме синонимики- 217 тропов)//Фиологические науки. 1983. - №4. - С. 35-39.

312. Соболев Ю. Любовь, смерть и вечность в творчестве Буни-на//Рампа и жизнь. 1912. - М4. - С. 3-5.

313. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

314. Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. М., 1996.

315. Современный экзистенциализм. М., 1966.

316. Созина Е.К. Мотив зеркала в прозе И. Бунина. Рассказ "У истока дней"//Литературный текст: проблемы и методы исследования^. научн. тр. Вып. IV. - Тверь, 1998. - С. 59-74.

317. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов . М . , 1991 .

318. Соловьев B.C. Буддийское настроение в поэзий//Соловьев B.C. Литературная критика. М., 1990. - С. 67-1.05.

319. Соловьев B.C. Поэзия Ф.И. Тютчева//Соловьев B.C. Литературная критика. М., 1990. - С. 105-122.

320. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. -М. , 1991 .

321. Соловьев С. И. Бунин. Стихотворения//Золотое руно. 1907. -№1 .

322. Соловьев С. И. Бунин. Т. 4.//Весы. 1908. - №8.

323. Солоухина О.В. О нравственно-эстетических взглядах И.А. Бу-нина//Русская литература. 1984. - №4. - С. 47-60.

324. Спивак P.C. Бунин и его зарубежные истолкователи//Рус.ская литература в оценке современных зарубежных критиков. М., 1973. - С. 325-339.

325. Спивак P.C. Жанровая структура и авторская концепция в "Деревне" И.А Бунина//Иван Бунин и литературный процесс начала XX века (до 1917 года). Л., 1985. - С. 25-37.- 218

326. Спивак P.C. "Живая жизнь" И. Бунина и Л. Толстого (Некоторые стороны эстетики Бунина в свете традиций Л. Толстого)//Вопросы изучения русской литературы XIX-XX веков. Пермь, 1967.

327. Спивак P.C. И.А. Бунин и космос русской культуры в русской поэзии начала века//Проблемы типологии литературного процес-са:Межвузов, сб. Пермь, 1992. - С. 95-125.

328. Спивак P.C. Исторические мотивы в дооктябрьской лирике И.А. Бунина//Вопросы историзма и реализма в русской литературе XIX -начала XX веков. JI. , 1985. - С. 67-89.

329. Спивак P.C. Грозный Космос Бунин//Литературное обозрение. -1995. №3. - С. 35-40.

330. Спивак P.C. Натурфилософские традиции Тютчева в прозе Буни-на//Бунинский сборник. Орел, 1974. - С. 193-206.

331. Спивак P.C. Подсистема "животворно)о космоса" в философской лирике И.А. Бунина 1900-х годов//Типология литературного процесса. Пермь, 1990. - С. 108-111.

332. Спивак P.C. Подсистема "кругооборот природы" в лирике И. А. Бунина 1910-х годов//Типология литературного процесса и творческая индивидуальность псателя. Пермь, 1993. - С. 99-108.

333. Спивак P.C. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров. Красноярск, 1985.

334. Спивак P.C. Русская философская лирика 1910-х годов (И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский)/Автореф. диссертации <.> доктора филолог, наук. Екатеринбург, 1992.

335. Спивак P.C. Хронотоп "храма" в дооктябрьской лирике Бунина (реалистическая поэтика философского метажанра)//Историческое развитие форм художественного целого в классической русской и зарубежной литературе. Кемерово, 1991. - С. 109-123.

336. Спивак P.C. Философский метажанр. Позиция автора и формы ее- 219 выражения//Проблема автора в художественной литературе, Устинов, 1985. - С. 49-55.

337. Спивак P.C. Художествнное время в поздней новелле И.А. Буни-на//Русская литература XX века. Калуга, 1973. - С. 70-83.

338. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. М., 1985.

339. Степун Ф.А. Иван Бунин//Степун Ф.А. Встречи. М., 1998. -С. 90-104.

340. Степун Ф,А, По поводу "Митиной любви"//Степун Ф.А. Встречи.- М. , 1998. С. 104-121 .

341. Степун Ф.А. И.А. Бунин и русская литература//Вунин И.А. Собр. соч.: В 8-ми т.т. Т. 1. - М., 1982.

342. Столович Л.Н. Художественная деятельность как субъектно-объ-ектное отношение//Философские науки. Г982. - №2. - С. 99-106.

343. Страх: Антология/ Философские маргиналии профессора П. С. Гу -"' ревича. M., 1998.

344. Струве П.Б. И.А. Бунин//Струве П.Б. Дух и слово. Сб. статей.- Paris, 1981. С. 306-311.

345. Сурпин М.Л. В творческой лаборатории И. Бунина (Работа над рассказом "Антоновские яблоки")//Русская литература XX века. Калуга, 1973. С. 3-17.

346. Сурпин М.Л. О стилевых исканиях Бунина-поэта//Метод и мастерство. Русская литератрура: Межвузов. сб. научн. тр. Вып. 1. -Вологда, 1970. - С. 295-309.

347. Сызранов C.B. Категории пространства и времени в историческом мышлении И.А. Бунина ( 1887-1904)//Начало : сб. работ молодых ученых. М., 1990. - С. 151-171.

348. Тарасенков А.К. Поэзия Ивана Вунина//Иван Бунин. Стихотворения. Л., 1956.

349. Тартаковский П. Русские поэты и Восток: Бунин. Хлебников.

350. Есенин. Ташкент, 1986. - С. 3-43.

351. Твардовский А.Т. О Бунине//Бунин И.А. Собр. соч.: В 9-ти т.т. Т. 1. - М., 1965. - С. 7-49.

352. Телешов Н.Д. Записки писателя. М., 1958.

353. Тер-Абрамянц А.П. Созвездия Ивана Бунина (образы звездного неба в творчестве Бунина)//И.А. Бунин и русская литература XX ве-ка:По материалам Междунар. научн. конф. М., 1995. - С. 109-116.

354. Теффи Н. По поводу чудесной книги. Избр. стихи Бунина//Ил-люстрированная Россия. 1929. - №216.

355. Толкачева Л. Бунин и жанр сонета в русской поэзии конца XIX- начала XX века//Творчество писателя и литературный процесс. Иваново, 1979. С. 57-72.

356. Толкачева М.В. Лирика И.А. Бунина (1920-1953)//Проблемы советской литературы: Метод, жанр, характер. Вып. 1. - М., 197?.- С. 154-166.

357. Топоров В.Н. О "поэтическом" комплексе моря и его психофизиологических основах//История культуры и поэтика. М., 1994. - С. 11-52.

358. Туниманов В.А. Бунин и Достоевский//Русская литература. 1992. №3. - С. 123-141 .

359. Тынянов Ю.Н. Блок//Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. - С. 117-125.

360. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционных форм. М., 1970.- 221

361. Финкелстайн С. Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе. — М., 1967.

362. Флоренский П.А. Небесные знамения//Флоренский П.А. Иконостас: Избр. труды по искусству. СПб., 1993. - С. 307-317.

363. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

364. Франк С.Л. О непостижимом//Франк С.Л. Сочинения. М., 1993.

365. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

366. Хайдеггер М. Избранные работы. М., 1994.

367. Хайдеггер М. Исток художественного творения//Зарубежная эстетика и теория литературы. М., 1987.

368. Халфина H.H. Место архитектуры в создании образа культуры в книге путевых очерков И.А. Бунина "Тень птицы"//Русская культура и Восток: Третьи Крымские Пушкинские чтения. Симферополь, 1993.- С. 62.

369. Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник. М., 1991.

370. Цебоева М.П. Пушкин в восприятии Бунина//Литературно-крити-ческие опыты и наблюдения:Межвузов. сб. Кишинев, 1992. - С. 37-51.

371. Чович Б. Мотив инстинкт смерти у Иво Андрича и Ивана Буни-на//Славяноведение. 1995. - №1. - С. 61-68.

372. Чуковский К.И. Ранний Бунин//Чуковский К.И. Собр. соч.: В 2-х т.т. Т. 2. - М., 1990. - С. 285-306.

373. Чуковский К.И. Смерть, красота и любовь в творчестве Буни-на//Нива. 1914. - Hi 49. - С. 947-950.

374. Шахов В.В. И.А. Бунин и традиции демократической беллетристики 60-70-х годов XIX века//Бунинский сборник. Орел, 1974. -С. 224-239.

375. Шаховская 3. Бунин//Слово. 1995. - №11-12. - С. 46-52.

376. Ширмаков П.П. Бунин и реалистическая традиция в руской поэ- 222 зии конца XIX начала XX века//История русской поэзии. - Т. 2. -Л., 1969. - Т. 2. - С. 330-350.

377. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление//Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1993.

378. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление//Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление. Соч. в 2-х т.т. - Т. 2. - М., 1993. - 670 с.

379. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. - 590 с.

380. Шраер М.Д. Бунин и Набоков: поэтика соперничества//И.А. Бунин и русская литература XX века:По материалам Междунар. научн. конф. М., 1995. - С. 45-61.

381. Штерн М.С. В поисках утраченной гармонии: Проза И.А. Бунина 1930-1940-х годов. Омск, 1997.

382. Эберт К. Образ автора в художественном дневнике Бунина "освобождение Толстого"//Русская литература. 1996. - №4. - С. 106-111.

383. Эйснер А. Прозаические стихи//Воля России. 1929. - №12.

384. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. 70-ые годы. Л., 1974.

385. Элиот Т.С. Назначение поэзии: Статьи о литературе. Киев, 1996.

386. Эткинд Е. Двоемирие Блока//Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии XX века. СПб., 1997. - С. 51-60.387. "Этому человеку я верю больше всех на земле". Из переписки И.А. Бунина и М.А. Алданова//Октябрь. 1996. - №3. - С. 79-95.

387. Эпштейн М.Н. Нарадоксы новизны: О литературном азвитии XIХ-ХХ веков. М., 1988.

388. Эпштейн М.Н. "Природа, мир, тайник вселенной.": Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.

389. Юнг К. Архетипы и символ. М., 1991.