автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
И. Бунин и А. Блок. Соотношение творческих индивидуальностей поэтов

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Дякина, Анжелика Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'И. Бунин и А. Блок. Соотношение творческих индивидуальностей поэтов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "И. Бунин и А. Блок. Соотношение творческих индивидуальностей поэтов"

министерство образования. рсосийсвж щцераций

московский: ордш трудового красного

ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИ! УНИВЕРСИТЕТ

йк права! ругопжи

ДЯКИНД АШЕЛГКА АЛЕКСАНДРОВНА

II БУНИН И А. ВЛЖ СООТНОШЕНИЕ. ТВОРЧЕСКИХ ИВДЙВ1ЩУАЛЬН0СТЕИ

1ЮЭТ03

Спецпаль наста, 10.01.01. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

А в то реферат : диссертации на соискание ученой степени кандодата-филологических наук

Москва - 1992

Работа выполнена на кафедре русской.классической литературы МоркоЕСКого Ордена Трудового Красного Знамени педагогического

университета

Научный руководитель:'. доктор филологических наук,

профессор Л. А. Смирнова

■Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник. А. М. Крюкова;

кандидат филологических наук, доцент Л. Ф. Алексеева

Ведущая организация:

Московский педагогический государственный университет им. В. И. Ленина

/у-3авдта диссертации состоится года в /О часов на заседании специализированного^овета Д 113,11.02 п литературоведению при Московском Ордена Трудового Красного Знамен педагогическом университете /107005, Мэсква, ул. Энгельса, д. 21, ауд._/

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского пе дагогического университета п.о адресу: Москва,ул.-Радио, д. 10-а.

Автореферат разослан $ 1 дэ:5

годэ.

Ученый секретарь специализированного совета кандидзт филологических наук, Д0Ц-. .л- '

Г. К. Езтурсвз

Ив. Бунин и А. Блок - художники-феномены, открывшие на редкость самобытный духовный мир. Ка первый взгляд объединение лих имен столь да необычно, сколь неповторимо специфично их творчество. Еще з начале века сравнение поэтов привело к резко-<у их противопоставлению друг другу с точки зрения стихового гастерстЕа (С. Соловьев, А. Горнфельд) . В последующие десятилетия тезис о разобщении Бунина и Блока был значительно углублен ю линии их'якобы несовместимых между собой социальных позиций ( художественного метода (А.Горелов) . Тем не менее внимание к ^отношении жизни и наследия двух современников не угасло, предпринимались интересные попытки проникнуть, с учетом некото-ш новых данных, в смысл взаимовоеприятпя Бунина и Блока II Васильева, Н. Грякалова) . В немногих работах 70-х - начала 0-х годов были высказаны важные соображения относительно твор-:еских контактов поэтов, общего их вклада в отечественную ду-овную культуру (О. Михайлов, Я.Маркович, Л. Смирнова). Однако пециального исследования на избранную нами тему не существует.

оно позволяет прояснить сложный комплекс спорных вопросов, вязанных с развитием- как. философе ко-эстетических. исканий »„Ерника и Л.. Шлака», так и литературы начала XX века в целом.

ГйрнфелЕД &..Г, :Лкяе-рааирнбда беседы: странички лирики. //Товарищ. 11907.. 2: марта;. <2.31 '

Ссмговвев1 С..Ш. Длексаяда Елок.. Нечаянная радость. И. Бунин. ' Стихотворения!.. т..а, // Золотое руно. 1907» к 1. С. 88-89. Горело» 4. Три судвбыг. ф Тютчев1. /L Сухово-Кобылин. И. Бунин. - JE.:: Совет;, писав..1980^ С. 275-623.

Васяяпеда ¡L Буншг о> Блоке. // Вопросы- литературы. 1986. W 7. С: 279; •

Грякадова Н. Ю. А. Блок за чтением^ "Стихотворений'" И. Бунина. //Альманах библиофила. Вып. 25. - М.: Книга, 1989. С. 132-140. Михайлов а_ Путь Бунина - художника. // Иван Алексеевич Бунин. Литературное наследие, т. 84. кн. I. - М.: Наука, 1973. С. 18-19.

Маркович Я. С. Традиционное и новаторское в поэзии Бунина (1883-1913 г. г.). Автореф. дис.. . кандидата филол. наук. М. , 1977. - 17 С.

- 2 - • .

Актуальность настоящей диссертации, как представляется, обусловлена этиы стремлением. Оно же определяет основные положения, вынесенные на защиту:

1) раскрыть истинный характер отношений Бунина и Блока к основании их художественного творчества, публицистики, дневников, воспоминаний, архивных данных, с опорой не на отдельные суждения, а на сущность и диалектику связей;

2) осветить в ходе такого анализа неизвестные или неверж истолкованные исследователями стороны мироощущения и поэтических завоеваний Бунина и Блока, общие черты их концепции давни и образных систем; ' •

3) определить, благодаря рассмотрению двух, во многом разных, самостоятельных типов художественного мышления, творчески» свершения эпохи, тенденции'литературного движения начала XX Ее ка, которое долгие годы недопустимо дробилось по направлениям : течениям.

• Материалом исследования избраны: поэзия (с учетом разны публикаций произведений) Бунина и Блока, их дневники, статьи устные выступления, документы архива Орловского государственно го музея им. И. С. Тургенева, ЦГАЛИ, воспоминания и научные раба ты о Бунине и Блоке. .

Целью работы является конкретно-историческое изучение лич ностных и творческих контактов'Бунина и Блока. Отсюда рытекак следующие задачи:

1) проследить историю взаимовосприятия Бунина л Блока

и после Октября 1917 г.) с использованием мало изученных архиг ных фондов и неосвещенных с этой точки зрения дневников и заме ток;

2) показать моменты.близости философско-эстетических воз; рений двух современников: взглядов на историю России, всего ч ловечества, отечественную и мировую культуру, назначен: искусства;

3) раскрыть специфику и многозначность лейтмотива "п ти-дороги" у Бунина и Блока, установив при этом характер вну

-». Смирнова Л. А. Блок и его связи в русской литературе н. XX в ка. // Художественный мир А. Блока. Мгжвузовскчй сборник на> трпоз. -Ы.: Ш, 1982. С. 12-19.

- 3 -

рвнней переклички иажду ними;

4) найти точки соприкосновения Бунива и Клока в трактовке в художественном выражении философского понятия "Дом" к соответствующих ему образных представлений. .

Научная новизна диссертации обусловлена прежде всего не-Ессле>дован1юстью заинтересовавшей нас области литературной жизни н художественного наследия. Взервш предпринята попытка провести ьогогилия&йное сравнение, осветив не только различие и вгаимопритяжэнность Бунина н Блока, во причины их схождений и расхождений. Сложность в острота отнооений двух поэтов - результат их разногласий самого резвого порядка, в частности, выэ&аетьгх кеодаородндаи взглядами ка будущее России, что ранее постоянно акцентировалось. Пристальное изучение многообразных материалов привело в настоящей работа к. новым наблюдениям - относительно очевидного сближения взглядов' Бунина, и Блока на поступь мира, духовную сущность человека, на историческую судьбу. Родины, свойства "русской дутя". Установлено несомненное сходство мечтвг поэтов о ¡гармони®, крэсати, совершенствовании личности, хотя ошг отстгязаяя чужду» друг другу форму реализации своего Идеала. Определенная обпщость, позитивных и критических воззрений двух создемевшков подтверждена и впервые проведенным сопоставигелвюа» азаитзом иг восприятия русской литературной классики,, в'.чзствоств, традиций1 Д..С.Пушкина, М.К1 Лермонтова, Ф. Й. Тютчева, А. А. бета»

Родственные начала в> духовном Сшей Бутана и Блока обусловили принципы анализа их поэз-юъ. Она рассмотрена в русле развития многозначных мотивов "вутигдорогаГ ю "Дома". Такой подход освоен впервые пришнитедат «с творчеству Бунина, а по отношению к лирике Блока - обогащав новеют (по сравнению с литературоведческими трудами* » первую очереди Д. Е. Максимова) наблюдениями. •

Избранное направлен«» исследования привело к развенчанию укрепившихся за Буниным определений его будто бы "чистого эстетизма" и "планетаризма"" обобщений. С другой стороны, оспорена характерная для многих работ о создателе "Стихов о Прекрасной Даме" идеализация "текучести", "мистической" непроясненности блоковских жизнеощущений. ,

Существующее уСэждение в якобы неколебимом следовании Бу-

- - 4 -

нина - поэта реализму тоже подвергнуто пересмотру. При реалистических истоках образной системы бунинскэя лирика неизменно и щедро пропитана неудержимой авторской мечтой, обусловившей исключительность лирического субъекта и лирически;1" "ситуаций", приведших к романтическому предчувствию духовных потенций человечества. А. Блок, сам разделивший свои произведения на символические и романтические, передал сначала несовместимость, затек связь своих идеальных побуждения с подлинными запросами истории, с противоречиями общественного сознания, с недугами "этого", земного, "страшного мира". Постижение объективных закономерностей сущего немало опиралось на воссоздание конкретных жизненных явлений в их реальных соотношениях и логике развития.

Обоим художникам был свойственен синтетизм подходов к бытию, что свидетельствовало о сходстве их творческих устремлений. Ясно сльтшмая перекличка разных поэтических голосов далг возможность по-иному расценить целостный "хор" эпохи, -увидеи слияние самостоятельных авторских партий. Литературный процесс начала века представлен в работе не сосуществованием противоположных друг другу эстетических концепций, а сложным единство)' внутренне взаимодействующих поэтических систем, несмотря не разницу и даже внешнюю непримиримость авторских позиций.

Методы предпринятого исследования основываются на достижениях сравнительно-исторического и содержательно-структурноп изучения литературных явлений. В диссертации осваиваются необходимые для теш приемы осмысления двух поэтических индивидуальностей в контекстб литературной и общественной эпохи, способы сравнения своеобразных воплощений одинаковых мотивов, тем образов.

Изложение ведется в' проблемно-хронологической последова тельности, а потому начинаетсг с творчества Бунина. При со поставлении единиц художественного текста одни и те же произве дения могут привлекаться в разных главах в особом ключе обусловленном цедьп и направлением анализа. В работе делаете попытка при сопоставлении художественного наследия Бунина Блока найти точки соприкосновения их образных систем, не эачер кивая, а напротив, четко выделяя ярк>.о оригинальность каждой.

Стремление проследить соотносительность творческого са иосоа! линя Бунина и Блока определило соответствующую тек

• - 5 -

структуру и диалектику исследования. От более широких, обобщенных сопоставлений мировоззренческого плана (гл. I) мы переходим к конкретным, вытекающим из них особенностям поэзии (гл. II, III).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, каждая ис которых имеет ряд разделов, заключения;, библи-эграфии и приложения, где приводятся архивные данные - пометы Бунина на "Собрании сочинений А.Блока в одном томе...", в част-юсти опубликованные нами в "Учительской газете" (1992, 6 мая). Гекст работы изложен на 223 страницах машинописи, библиография засчитывает 208 наименований источников.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что . !©■ основные положения; и выводы могут Сыть использованы'при вузовском. изучении твор-чества Бунина и Блока в основных и специ-дакых курсах, семаязрах, посвященных их поэтическому наследию ! проблемам развития поэзии начала'XX века; , при дальнейшем Есдадовзвва истории русской литературы конца XIX - начала XX 1вка.

Апробация работы. Разные ее разделы обсуждались на республиканской (Орел, 1990 г.), межвузовских (Липецк, 1989 г.; :лец,1990 г.) конференциях, посвященных 120-летим со дня рожде-:ия И. А. Бунина и работе молодых ученых, на научно-практических онференциях преподавателей Елецкого государственгого педагоги-еского института (1991 г.), Московского педагогического уни-ерситета (1992 г.). Важные положения .работы освещены в 6 пуб-икациях (список, прилагается в конце автореферата). Диссертация ассматривалась на заседании кафедры русской классической лите-атуры МПУ (199-2 г.).

Содержание работы

Во введении проанализированы точки зрения на соотношение аорческих индишздгзлвностей Бунина и Блока, начиная с их сов-гменности и до наших дней„ определены актуальность, научная эвигна диссертации-, цела, задачи, методы исследования.

1 первой глаае - "Эволюция взаимоотношений И. Бунина и Блока" раскрывается история взаимоотношений поэтов, обнаружился реально существующая общность в их эстетических и об-

щественных воззрениях по основным проблемам современности.

Личные контакты йа. Бунина и а. Блока не обладала близостью и протяженностью. Поэтому каждый факт из этой области подвергнут ти£.гельноцу анализу и соотнесен с письменным» суждениями двух современников о русской поэзии и творчестве друг друга. С этой целью внимательно обследованы дневники, статьи, письма, пометы одного на произведениях другого. В результате установлены причины первых критических отзывов, характер дальнейшего охлаждения между поэтами, вплоть до резкого осуждения Блока Буниным после знакомства с поэмой "Двенадцать". Изучение столь разнообразных материалов обнаружило вместе с тем немало смежных областей в духовных запросах поэтов.

При всей разности подходов к жизни и искусству Бунин и Блок тяготели к одним эстетическим проблемам: сложности души художника, его долга перед обществом, свободы оригинального творческого процесса, значения вдохновенного поэтического мастерства и неповторимого авторского голоса. Независимо друг от друга они приходили подчас к довольно близким откликам иа одно и то же явление. Публицистика, эпистолярий, дневниковые записи Бунина и Блока свидетельствуют о том, что подобное внутреннее "стяжение" рождено сходной реакцией на духовную атмосферу времени и родственными представлениями о Прекрасном.

Такое наблюдение углублено в ходе осмысления взглядов Бунина и Блока на культурное наследие. Еще у истоков творчества они сделали свой выбор: обрести собственное "лица ьеобшре выражение" возможно лишь в сравнении с эталоном, которым была русская классическая поэзия. Среди кумиров "золотого века" у Бунина и Блока были обще. Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет стали для них символами совершенства: ' эстетического, философского, нравственного. В главе уточняется доминирующее начало в восприятии поэтами XX столетия каждогс из своих великих предшественников, что вновь позволяет говорить о сближении Бунина и Блока. 00а поэта неповторимо своеобразно усвоили пушкинский идеал Гармонии, лермонтовское сочетание трагического восприятия сущего, с самоотверженными запросами Истины, Идеала, космизма мироощущений Тютчева и Фета.

Особое значение приобретает выявление поныне отрицаемы? контактов между бунинской и блоковской аизнкдми русской исто-

риш- ci- BâccW - тай" назван один- из разделов главы. В нем

проводится* показательнее,. по нашему мнению, соотнесение социально-политических позиций: поэтов.- Анализ их размышлений убеж-' дает; в' том;, что противоположение Бунина и .Блока в этой области лишь кажущееся;- На деле им; был свойственен сходны.* интерес к прошлому и. настоящему Родины:- На основании прозы и поэзии двух современников устанавливаются: выразительные параллели в их позитивном: толковании древних эпох,, сокрушительной критике'современной им цивилизации, предчуЕс1вии близкой катастрофы и еоз-мездия: человечеству,- в пониманий губительного разрыва между народом. и: интеллигенцией, стихией и культурой, противоречий "русской' души'-*;- целого ряда попутных вопросов. Лишь 'представления: о-будущем-'разъединяли поэтов. .Блок верил в грядущее - через страдание-- исцеление страны. Бунин без надежды взирал на социальные процессы XX века:; - находя в них . источник надвигающейся всеобщей' антидуховности;.

В ■ этой' стш' специально рассмотрена оппозиция Бунина по отношению к-. Блоку s послереволюционные годы. Подобная ситуация сложилась' после выхода'В" свет "Двенадцати" и "Скифов". 'До этого существовали:разногласия-в художественной сфере. Шзмы вызвали страстное их неприятий,- сохранившееся у Бунина в течение- всей последующей: жизни' (см. дневниковые записи его и Ь. Н. Муромцевой, воспоминания5А.-Бахраха, Г.Кузнецовой и др.). Изучение бунинских помет на книге Блока,- главное, на вступительной статье, сопоставительный ■ анализ- произведений начала ZO-.x годов, созданных поэтами, ■ позволили1 в'есьма,- думается, существенно конкретизировать и этот; печальный1 ф&кт. Узкосоциологическое прочтение советской критикой1 "'ДЕенздкати"'; • сложное, опосредованное проявление авторской'концепций'революции'в поэме - ввели в заблуждение Бунина. Сокрытым для него оказалось подлинное состояние Блока: трагическое восприятие разрушительной стихии гражданской войны, тягостных раздумий о возрождении веры и красоты в жесточайших условиях террора. Совсем неизвестными остались превратности личной судьбы Блока. В главе учитываются все эти неведомые Бунину явления, между ним и создателем "Двенадцати" намечается новая область идейной переклички.

Поиски, свойственные обоим поэтам^ закономерностей истории, 'смысла жизни, назначения искусства неоднократно-пересек-

лись между собой. В строго индивидуальной форме Бунин и Блок содействовали развитию одного направления философско-эстети-ческой иь"".тгл. • '■..

Вторая глава - "Чувство пути" в поэтическом сознании И. А. Бунина и, А. А. Блока" - содержит многоаспектное осмысление, сложного комплекса понятий, воплощенных в одном емком образе "пути-дороги". .Художникам-современникам было присуще раЕно страстное стремление к непознанному в себе, человеке, мире. Так была унаследована одна из характерных черт отечественного искусства. .

■ В главе рассматривается появление и функционирование мотива пути от древнерусских произведений до литературы начала XX века. Плодотворные традиции предшественников были восприняты и обогащэны в разных руслах поэзии нашего столетия. Идея Еечного поиска - влечения к тайнам бытия - оказалась одинаково близка, философскому мироощущению противника модернистов Ив. Бунину, и символистскому "мифу о пути", возникшему в прямой ориентации на опыт Вл. Соловьева.

На большом материале обосновывается сущностное значение этого образа в становлении философско-эстетической концепции Бунина и Блока. Оба поэта обладали глубоким "чувством пути", но изначально понимали его каждый по-своему. Старший из современников развивал свои мысли от эмпирического восприятия "дороги" к философско-обобшэнному символу "развития", младший - от "теоретически" обоснованной категории "путь" к опытно осваиваемой "жизненной стезе". Исходя из. .неоднородных представлений, они пришли к соотнесению понятий духовного роста и совершенствования мира. Детальное исследование такого процесса проведено по мере установления образных параллелей в поэзии Бунина и Блока нескольких, хронологических срезов: 1) 1890-ые - нач. 1900-х г.г.; 2) сер. 1900-х - нач. 1910-х г.г.; 3) сер. 1910-е - нач. 1920-е г. г.

Творчество Бунина и Блока начинается с бурного развития темы пути. Мы оттеняем разнохарактерность ее воплощения в стихах деух современников; вместе с тем ясно слышимую их внутреннюю перекличку. Она - в романтической устремленности лирических героев. У.обоих поэтов - это мятежная личность, жадно воспринимающая и свободно., по-своему осваивающая громадный мир, его

особые, исключительные, состояния. Ее отмечает необычайная целеустремленность, предельная страстность порывов, неустанность поисков. Жизнь - "путь" к Идеалу, понимаемому художникам! весьма своеобразно,- Для Бунина - это вечно прекрасная и живая Природа. Для Блока - духовный феномен Красоты, Света, Истины. Поэтому острота ощущений у Бунина рождена постижением загадок земной Гармонии, у Блока - предчувствием, предугадыванием таинственной поступи мира. Необычность, отрешенность кх лирических героев от "толпы", в силу особой приближенности к возвышенному, пробуждают, однако, муки одиночества. Этот мотив реализуется каждым поэтом в весьма специфической манере.

Ранний этап бунинского творчества - это эмпирическое осознание смысла пути, что не мешает, однако, его метафорической трактовке. У Блока - иной подход, сразу возникает символический ряд: "путь - духовные скитания", "путь - творчество".

Начало 1900-х годов заключает очень важные моменты поиска. Объединяют поэтов сходные эволюционные процессы - конкретизация содержания Идеала. У Бунина наряду с поклонением красоте природы созревает стремление постичь Космос: "предвечную печаль", "правду неземную". Блок обретает образ совершенства, восхождение к нему протекает в ожидании встреч с Божеством - Таинственной, Лучезарной Девой, Прекрасной Дамой. Явно солижаются поэты в других сферах. .

- Силой духовного подъема, постижения большого Света утверждается Любовь.

- Углубляются понятия долга лирического "я".

Бунин и Блок видят свое назначение в служении Гармонии, Красоте. Лирический герой эволюционизирует. Бунинский поэт-путник становится поэтом-философом. Елоковский -из романтического возлюбленного превращается в рыцаря, слугу Прекрасной Дамы, "философа и ваятеля".

- Происходит приобщение к "ритму" всеобщего движения, так выражается мечта о Всеединстве.

В главе рассмотрены созвучия образов-символов в лирике Бунина и Блока - как подтверждение сходных философско-эстети-ческих исканий: "братский зов", "голос", "песни", "мечты и сны", "камень", "свеча", "здешний звон". В дальнейшем многие из них будут развиты .лждым поэтом в контексте мотива Памяти.

■Во -.втором -периоде творчества дадащктш' ¡дов.ые ¡парзялели' -в ¡одрооищгщш -Бунина к Блока. "Идея Дрербражедак -станавитея общей ;для поэтов. Бунин заметно' -расширяет чфвдософйкое -понимание Космоса, -Природа :И 'Человек -дключакЕсся ¡него как '.неотъемлемая -часть делогц. :-В связи с -чем -творчество, искусство в -том -чисде„ наделяется -новыми возможностями. Quo .обретает внергдда ябновяе-ния личности, . общества., Все.ле;нно.$. ]Церв.ичкое служение Вкиза высшему началу, вечной красоте -перерастает ® -напряженное побуждение - найти проявление Прекрасного .в дрв.се.днев.но.й дагезд, донять .грядущее преобразование человечества. Творчество я .Любовь и здесь оказываются главной силой. Шоком ¡руководит чувство провидения, Бунины?.! - воля яознздия,, so s главном - -мечте о "переплавке" личности, бытия - яоэты .идут -вместе, 7 каждого из них понятия Цели, Идеала -углубляется 'Конделтрацией оредетавле-.:ий о Свете, воплощенном .Буниным, в частности, символом открытой "Двери" ("Джордано Бруно*'), Блоком - йе6ес®ых '"¡кораблей", полета над землей ("Нечаянная радость'").

Серьезным фактором сближения Бунина и Блока в этот ¡период становится их желание проникнуть в причины трагического состояния мира, прежде всего его духовной атмосферы, "недугов культуры". При сходном истоке исканий поэты освоили разный путь поиска. Бунин был увлечен закономерностями смены культурных пластов ("Тень птицы"). Блок углубляется в противоречия городской цивилизации (цикл "Город"). Старший из современников тяготел к постижению реальных катаклизмов истории, младший -трудно уловимых'подспудных течений человеческого сознания, души.

Открывая причины падения духовности, поэты выразили веру в высшие потенции человека.,, Герог Бунина и Блока сознательно обрекают себя на предельные испытания, страдания на жизненном пути. Сходство их мироощущений очевидно: громадна ответственность, трудна необходимость. Здесь кроется родственный для поэтов призыв к пробуждению могучей, хотя и разнонаправленной душевной энергии. Не случайно, ' на наш взгляд, появление образа Христа в стихах Бунина и Блока этой поры. Для них Сын Человеческий стал символом Гармонии, но и самоотвержения, жертвенности, во имя ее достижения. К такому выводу привел сопоставительный анализ блоковской лирики конца 1900-х годов, драмь

"Песнь судьба" 3! ■поааии, очерков -Бунина, сйраданных -к -Востоку-, русскому' фольклору, .вообще великим деяниям ¡прошлого.

Особое внимание .-уделено 1910-м - началу 1320-х' г. г. - периоду наиболее -показательных параллелей 'в .творчестве Бунина и Блока, интересных .трансформаций центрального .дуя этой главы диссертации 'мотива. Жаадый из .художников щришед к своему пониманию лутай «ежзвечесгва. '-Индивидуальные представления оказа--шиеь, однако,, -связанными общей для ®шс :вд&ей ■всеединства. Лич-'.иэгаь., :мир, авторское "я" :предстали ®о взаимозависимости, ело-, зяившейся яюд воздействием некоего ¡высшего качала. Таким звучанием обладают многие произведения., скамей, -бунинские: '"путевые" очерки "Тень птицы", "Сны Чанга'",, '"Господин зга Сан-Франциско", др.; блоковские: произведения -циклов *"Страшный -мир", "Ямбы", "Арфы и скрипки", др.

Разгадку внутреннего Есеобъвдиняющето стимула бытия поэты искали в разных сферах: Бунин - в .движи-нии тровой ¡культура; Елок - в обновлении отечественной. Тем не ме-нее и тот и друтей считали истоком объективного развития киани-ее духовную оет&о-основу. С этой точки зрения толковалась эволюция человеческой души - дорога нравственных, эстетических -исканий. Критерий личностного подъема у Бунина восходил к Божественным заповедям, .великому 'Светилу - Солнцу; у Блока - к %зыке, "Мировому Оркестру". Били и общие для поэтов выразители гармонии: Любовь, Ритм {см. "В горах", "Ритм", "Поздним летом", др. Бунина, стихотворения, объединенные в циклах "Ямбы", "Арфы и .скрипки", "Родина" Блока).

Столь широкий, синтезирующий малое и большое, краткое и вечное взгляд на сущее будто усилил авторские горькие переживания. . В поэзии Бунина и Блока многообразно воплощены раздумья о .неумолимости времени, обманчивости пространственных перемещений - быстротечности, мгновенности людского пребывания на земле. Но с высоты своей концепции громадного, всеединого мира художники увидели силу, успешно сопротивляющуюся этой фатальной ограниченности: прозорливую Мысль, смелую Мечту и Память: индивидуальную, родовую, историческую. . Геро? лирики Бунина и Блока 1910-х г. г. обрел емкость внутренних процессов. Б них тесно переплелись размышление,- воображение, воспоминания, опыт прошга-го, Настоящего, предчувствие грядущего, нередко ^ .побуждение

- 12 - .■■■•' выйти за пределы конкретных явлений, к вечному, космическому. Путь Духа человека преодолевал краткость его бытового существования. К таким наблюдениям привело сопоставление целого ряда созданий Бунина ("Надписи", "Ночь", "Роза Иерихона", "Жизнь Арсеньева") и Блока ("Поэты", "Художник", "Я не утратил прежний свет...", др.). Одновременно четко проступила своеобразность их подхода к сходным обобщениям. Бунин чаще оперирует понятие!/ "проницательной памяти", как бы сразу отстраняясь от несовершенных ее форм. У Блока особую значимость получает столкновение, порой противоборство Памяти с "забвением", т. е. бедностьк людского (в ряде случаев - своего) восприятия.

Диалектичность авторского поиска - отличительная черта бу-нинского и блоковского творчества этих лет. Остро-болезненное ощущение катастрофичного времени венчается здесь предсказание», Возмездия (циклы "Страшный мир", "Возмездие", поэма того ж названия - Блока; "Тень птицы", многие стихотворения 1910-} г. г., рассказы "Братья", "Господин из Сан-Франциско" - Бунина). Оба по-разному приходят к открытию истоков "наказания", образoi тех немногих, кто осознает его, и массы неведающих о беде, бездумно скользящих в пропасть. Картина опустошения, выморочен-ности пугает своим масштабом. Но именно она рождает у авторо! жажду нового пути к единению людей, пробуждению их чувств любви, красоты, долга, способности пройти свой каменистый путз труда и прозрения. (Ср. блоковскую поэму "Соловьиный сад" j "Сны Чанга" Бунина). . ■

Соотношение многозначного- и разнофункционального мотив; "пути-дороги" р творчестве Бунина и Блока определило естественное, незапрограммированное сближение двух крупнейших художнико] начала XX века. Вдохновение возрастало с проникновением в тайн] современной им человеческой души, с ее противоречиями и возможностями, с заблуждениями и взлетами, подчиненностью то сонньс чарам, то порывам к неземным высотам Идеала. Раскрытию стол утонченных "зашифрованных" влечений и превращений должны был служить какие-то синтетические образные формы, вобравшие в себ: опыт романтического, реалистическогог символически-условное миропостижения. "Реализм" Бунина и "символизм" Блока, как при нято определять их эстетические установки, были для поэтов явн "тесным!.".

Третья глава - "От личного к историческому восприятию Родины" - раскрывает своеобразие и трансформацию в творчестве Бунина и Блока другого лейтмотива: "Дома", его обусловленность историческими и биографическими обстоятельствами, качественные отличия от соответствующего понятия в лирике XIX века.

В поэзии и прозе Бунина сложно переплелось два образных ряда: малой родины, отчего гнезда и Дома - России. Немудрено. С юных лет он вынужден был уехать из обнищавшего родительского поместья в поисках заработка. Затем судьба разделила жизнь Бунина на две части: 50 лет в России и 33 вдали от нее. Чувство поэта к русской земле вряд ли можно назвать светлой грустью, обычной ностальгией".эмигранта. Утрата вызывала острую боль, трагическое ощущение душевного расщепления. . Воистину незаменимым местом обитания Бунин считал усадьбы, где вырос и обрел понимание красоты.

Не случайно,' почти во всех ранних произведениях есть картины среднерусской природы, элементы усадебного и крестьянского быта, традиций, обычаев старины - всего того, что напоминало ему собственные детство и отрочество в Озерках, Глотове. Однако от единичных - наблюдений поэт всегда шел к обобщениям широкого масштаба, умел довести частные "переживания" до близких каждому человеку.

Личная трагедия - распад семьи - вел к умиранию ■ родного мира, к появлению в творчестве Бунина образа "заброшенного", "опустошенного" дома (стих. "И снилось мне, что осенней порой...", рассказ "На край света"). Поэтому особое значение придается Памяти, как бы восстанавливающей разрушенную связь личности со своими предками. Происходит расширение пространственных границ "Дома". Он не только комната, хутор, усадьба, но и вся Россия, даже Вселенная. Со.временем ее образ в творчестве Бунина получает экстенсивное развитие, т.е. идет процесс концентрации, углубления философской мысли. Это понятие - символ становится специфическим критерием человеческой духовности ("Грамматика любви") или ее вырождения ("Господин из Сан-Франциско"). .

Аналогично прослеживается е главе эволюция мотива Дома в произведениях Бунина, объединенных в последний лирический сборник 1929 года. Привлекаются отдельные прозаические произЕере-

ния, где повествование насыщено интересующими- нас образными со-' четаниями. ("Поздний час",. "Жизнь Арсеньева"",. др.-)-- С;начал? 1920-х годов коренным образом меняются1 представления: Бунина < Доме; они разрастаются до "всей жизни- на' Еодинё":. Для-' воплощэ-ния этого мотива многообразно используется- фэрма; воспоминаний: концентрирующих все дорогие явления разных.временных: периодов Б лирике, тем более в прозе, воссоздается, целостный; образ1 Роди •ны.

С другой стороны, гибель "Дома - России"' для; писателя 'был; разрушением ее многовекового уклада.. Б: поэтическом-сборник* 1929 года автор сознательно -..братается к говорящим:деталям деревенского бытия. Стихотворения "Люблю цветные стекла1 окон... " "Сенокос", "Летняя ночь", "В пустом доме", "Дедушка в моло дости", "Хозяин умер...", "Мы сели в прихожей у печки..." выг лядят своеобразным возвратом к чувству малой родины. Но это1 мотив здесь пронизан философским смыслом. Апогеем любви писате ля к утраченному семейному очагу - отечеству стал "Сириус (1922 г.).

В эпических произведениях этих лет углубляются раздумья-о "опустошенном доме", приобретающие оттенок трагизма с мыслью "погибших домах" ("Несрочная весна"). А желание сохранить зри мыми штрихи прошлого усиливается, накапливаются реалии обета новки, материальны:-, и духовных устоев ("Сосед",. "Русак",. "Кни га", "Обуза", "Митина любовь").

В'главе прослеживается художественная трансформация .мотив Дома, что позволяет выделить некоторые особенности'стиля; Сред них - заметнкя тенденция к удлинению "Информативных"'моментов пределах малого эпического жанра, включение "описательных"'эле ментов даже в лирику. Художник, экономный во всем, не скупилс на вдохновенное слово, как бы сохраняющее для будущих-поколени живую картину, черты былой природной красоты, дворянской.куль туры и одновременно волнующее признаками надвигающегося распа да. Бунин восполнял мучительные наблюдения за умиравшей- дере венской Россией, а затем концентрировал мрачные явления-краски разрушения отечественной культуры.- в революции.-

Изучение поэзии А. Блока. привело к убеждению- в том, что ря ее самостоятельных* мотивов вполне сопоставим;.с: соответствующе, линия;, лг в---лирике Бунина. ""Чувство Дома'",, немало обусловивши

йуховно-йравствешше искания Блока, подспудно присутствующее во многих его художественных созданиях, дневниковых записях, было рождено реальной жизненной атмосферой и редкой поэтичностью души. Такая посылка опровергает сложившееся мнение: .у Блока "Дом" - предельно условный символ", а мотив "ухода из Дома" - "разрыв с путами кивни" J Среди факторов, влияющих на формирование представлений Блока о "Доме", нами выделены; атмосфера Шахма-товской усадьбы, отношения с Л. Д. Йэнделеевой, воззрения* на проблемы семьи, брака, любви учителя символистов Вл. Соловьева, разшщешм философов-современников ' о роли женщины в развитии общественного совнанин. Но дело не только во внешних влияниях, всеопрвделяющее эначект принадлежит личности самого поэта. Великий художник трагического века воспринял мир значительно сложнее, многозначнее и глуСмэ,

Следуя во многом еа проврениями Бл. Соловьева, он по-своему выразил характерные для времени представления о земной сущности Дома.и подлинной гармонии Заветного Терема, мечту об их слиянии. Эти образы, пробужденные идеалами, выразившие их развитие, как у Бунина, отравит с годами ваттное укрупнение чувства Родины.

. В стихотворениях 1898-1900 р. г. , позже объединенных в цикле "Ante Lucem" зримо проступает внутренняя сплоченность лирического героя с родными истоками. Отдельные произведения воссоздают природные приметы Шахматова. Чаще пейзаж служит лишь средством выражения отвлеченной, высокой идеи. Тем не менее она не случайно воплощена с помощью впечатлений, полученных в родном Шахматове (о чем говорил сам поэт). Важен и другой момент. Появляются фигуры "бродяг", лишенных крова. Вступает "напев" сострадания "бездомности". Большое значение приобретает антитеза: духовная родина - бездомность.

В "Стихах о Прекрасной Даме" выделена тенденция к "сближению образов "Дома" и "Царевны" (женского начала). Потому обычный облик человеческого жилья вытесняется видсм таинственного Терема, Замка, куда влечет рыцаря Дамы. Однако здесь не одни лишь знаки обиталища Божественной. Многое почерпнуто от русского фольклора, т.е. от родной стихии. Наряду с символизацией "заветного очага" поэт не чурается конкретики, бытовых, хотя и многозначно окрашенных деталей. ("День был нежно-серый...

"Возвратилась в полночь..."). Открытые "ворота", "дверь" - символ подлинного Света и Тепла.

Во втором томе лирики Блока наблюдаются резкие повороты темы. Герой прощается с мечтой, и появляется, образ "дома отшельника" (цикл "Пузыри земли") - символ жертвенного служения. Другой символ - внутренней зыбкости читается в отдалении героини от "домашнего тепла". В цикле "Город" сгущаются мрачнда ак-цзнты: безжизненность, бездуховность выражена деталями искаженного городского пейзажа, суженной пространственной перспективой человеческого существования (герой оказывается на чердаке). Обобщением подобного рода переживаний стала блоковская статья "Безвременье" (1906 г.), с устрашающим лейтмотивом "паучьих гнезд".

В цикле III тома лирики "Страшный мир" шдивмиу&шая "бездомность" и всеобщая приверженность "антидомам** воепрюиша-ется героем Блока как конечное падение или сумасшедствие. Сам же он хранит чувства "истинного царства*", "ревность по дому**.

Нагнетание уродливых фигур, лиц» предметов усиливается. Однако соответственно этому нисходящему движению созревает стремление к подъему: здесь снова подстерегают разочарования. Затхлым клетушкам "паучьего" мирка противопоставлена жажда "полета", "крыльев", "небесной высоты" ("Снежная маска" 1907-11 г.). Но страстное кружение - опьянение рвет связи с "родными пределами", отлучает от земных дел, поэтому "снежные чертоги" умерщвляют дув»'. Начинается длительный поиск спасения - обретения подлинного единения с живой жизнью; На этом пути отвергается личное благоденствие (драма "Песнь Судьбы" 1903 г.), тем не менее герой так и не находит в- себе сил ответить зову страждущей Земли, увидеть подлинный Свет...

Расплата за грехи наступает в цикле "Возмездие" ("Забывшие тебя...", "О доблестях, о подвигах,. о> славе..."). Горечь при виде разоренных домов - единственное, что остается блоковскому герою от прежних упований ("■ДрузьшГ}.. Взамен "истинному теплу" он получает "осеннюю вспышку тоски" ("Юрию Еерховскому"). Мечта

— См.: Таперноа SlC.. Елок и Чехов // А. Блок. Литературное наследство. Tv'3S.. юь.4.. М.: Наука. 1987. С. 123-150.

оказывается утраченной, но не забытой. С этих позиций разобщения, отчуждения от близких развенчивается индивидуализм, запустение, одиночество дома некогда яркой личности - Отца и безвольные метания бесприютного Сына в поэме ''Возмездие". Лишь постепенно возвращаются силы, могущие отвергнуть "красивые ую-ты" ("Земное сердца стынет вновь", 1914 г. - цикл "Ямбы"), потом - предпочесть сладкому "соловьиному" раю хибару и каменистую дорогу тяжкого-труда ("Соловьиный сад" - 1915 г.).

Новь® поиск одухотворенного бытия сосредоточен в стихах г0 Родине. Россия получает печальное определение, через образы'"сг-рых изб" как типичного русского дома. : Здесь же ' выстраивается иной ряд символов - "тихий дом", куда войдешь '"не стучась", "родная Галилея". Лирический герой "добредает" к России "из чужой земли". Это слияние с кровом, . который ;все'х "дороже, то .укрепляясь, то ослабевая, проявляется и в ответе на "зов", "плач журавлей", "вековую тоску", и в мечте увидеть подлинный лик Родины, зажечь "новую звезду" для "Невесты, ioccfßi" на месте ее "городов иг рабочих лачуг" ("Новая Америка'*)..

Внутренняя глубокая привязанность « 'отчему краю-, семейной одухотворенной атмосфере, любовь к Фда®», с другой стороны., трагическое переживание распада, тайЗеяя родного шра* человеческого одиночества, искажения чувств - "вот 'объективные 'прйчй-ны, побудившие Бунина и Блока сходно, толковать понятие у'Россйя - Дом". От личных впечатлений они тцййшй к осмыслению йсторй-ческих судеб страны, от конкретных зрительных представлений - 'к обобщенным, символизированным мотивам.

Вместе с тем следует признать неоднородность художественного поиска поэтов. Для Бунина повсеместные противоречеййя оказывались необратимыми, катаклизмы неизживаемыми. Блок хотел понять гайну возрождения народного бытия. Любимым героем Бунина стал художник, как бы восстанавливающий краски, формы былой гармонии. Блок мечтал об общественном человеке, способном отве-. тить на роковые вопросы своего времени. Неудивительно, что образный строй старшего из современников сохранил большую близость к жизненным явлен,£ям. А символ младшего насыщен редкой многозначностью, "экономностью" в использований реалий.

В заключении подводятся итоги исследования, намечается перспективы дальнейших изысканий по проблемам диссертационной

теш.

В приложении даны страницы из сборника произведений А. Блока (Блок А. А. Соч. в одном том».. Стихотворения. Шакал. Театр. Статьи и речи. Письма. - М.-Ж: лигт-ра, 1946)» враааддейа-шэго некогда И. А. Бунину, с пометами, сделанными его. рукой.

Основные положения диссемаедюздой работа иамюмвш » следующих публикациях;

1. Дякина А. А. Сонеты К. А., Бунина - * ШШ АН СССР. N 3449 от 25.07.1988. - 26 С.

2. Дякина А. А. Об изучении лирики Бунина в школе. -Рук. деп. в ОДНИ "Школа и педагогика'*. № 413-89= от 27.11.1989'. -12 С.

3. Дякина А. А. Поэзия И. А. Бунина (к проблемам лирического героя) // Тезисы межвузовской конференции, посвященной 120-летаю со дня рождения И. А. Бунина. - Елец, 1990. С. 30-31.

4. Дякина А. А. Лермонтов и Бунин (проблема соотношения творческих индивидуальностей) // Тезисы межвузовской конференции молодых ученых. - Липецк, 1990. С. 100.

5. Дякина А. А. 4Лотив пути в-, поэзии И. Бунина и А. А» Блока. // Взаимодействие творческих индивидуальностей писателей XIX -начала XX века. // Межвузовский сборник научных трудов. - В£: МПУ, 1991. - С. 122-131.

6. Дякина А А. Иван Алексеевич читает Александра Александровича // Учительская газета.. & мая 1992. № 15. С. 7.

оЛЛ

М ихм За г. 1920 ГаР 120 эх5