автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Проблема корреляции объективных и субъективных факторов совершенствования эстетического воспитания и образования (на материале работы школ и училищ искусств Свердловской области)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Тацилина, Наталия Геннадиевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Проблема корреляции объективных и субъективных факторов совершенствования эстетического воспитания и образования (на материале работы школ и училищ искусств Свердловской области)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема корреляции объективных и субъективных факторов совершенствования эстетического воспитания и образования (на материале работы школ и училищ искусств Свердловской области)"

ГС<17Л1РС'КЕ}?Г::Г.]- КШИТЕГ РОССИЙСКОЙ ФТ^РАЩ!

УРАЛШОЙ ОРДЕНА ТГУД030Г0 КРАСНОГО ЗНАНИИ ГССЩРСТБЫдаЙ УНИВЕРСИТЕТ ни.А.и.ГОРЬКОГО

ТАШШШ Нэтаяая Гвняеддепна ПРОБЖУА К0РРЗНЩ!П ОБЪШШШ И

стБштгвшз едхгогсв ссбз^пшотвшлш

ССТШЧЕСКОГО ЛОСШТАШП И СВРАЬОНАЕШ

Сна 'змталэ рэботн скол я учщта искуоотп Сввддлопсяой сбластя)

Слацзалшсозь 09,00,04 - кзтагхсл

Алгол афораэ ^оооюмюш на оозсшгав этоно? с^впоет йавдддаи £злосо§скзг.1вда

• ПО ГНСШП СБРАЗОЗАВГО

РГБ ОД

- 5 СЕН 199^

На нравах пугсовзоя

ЕкатарзнОур!' 1924

Работа выполнена на кирадрэ эстетики ,э тика ,теор;«а и иогорш культуры философского $акулыата Уральского университета

Неумный руководитель - доктор философских наук»

Про^оосор А.Ф.Йреыеев

Официальные оппоненты- доктор философских наук,

прсх|ессор Н.Й.Кпящэнко

■ кандидат философских наук, доцент Г.А.Йэчавва

Ведущая организация - Уральская государственная

консерватория им .МЛ .Мусоргского

Загцнта состоятся на заседании специализированного-Совета К.063.79,05 по присуждению у юной степени кандидата досовских нау? в Уральском ордена Трудового Красного 3 наш ни государственном университете им.А.М»Горького /620063 ,г.&атеринбург ,К-83 .проспэкг Лешна;-51 ,ауд.248/.

•С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотека Уральского государственного университета.

Автореферат разослан «(Х&'Ц^Г^ХШ

года.

Ученый секретарь

специализированного Совета,

кандидат философских наук, < ,/

доцент э.Н.Овчинникова

ОНЦА.Я 2APAK'lK!'!CTi!KA РАЫЛИ

-Актуалшрсть ?.-•>•». Тема щюяяэгаеиоА диссертации, на поп-' iwii взгляд! мезот показаться абстрактной и отвлеченно;!, особой-но, ocjiit учесть, что напасал ее, как принято говорить, "сугубий" практик, человек, более тридцати лет отдагоиН щхэподапашш соцл-пльио-гуманнтарннх дисциплин, ¡гетерпп мировой культура, (Хорто— гшано, теории и истории муэизш, а татчш организации ц лнепекти-ро»эшш учобно-шсллтатгльного процесса а ууобиих заседания;;

ИСКУССТВ i! культурн,' рабОТЯЯ в упрэплоичосхгл СТРУКТУРАХ £.дми1г.1»

страши Свердловской области,

13 ходо практической работы, особенно п застойные год», естественно вставали па галько повсодновниа практические попроси, по и воз'глколэ необходимость как их осыислонля, так и глходп за продели кошгретлого факта, случая, конфликта, том болей, что причт." ни, приводящие, к их появлении, часто лс гллн в бал go анреиш-: к отдалешпи: сферах :и:зкл, пота кис:, травления i./ культуры» Наиболее часто привлекала шшшио и пиана-ада потребность разобраться ситуация, когда паизг. дол*;, рэа-сЕ-гл:!? обстоятельстяз ого ссущо-ствле!ия трзбовалн о'пгл.т доИствь!, я инструкции» программ, наставления на различив" еовепанляг я разборах побуждали поступать иначе. Речь идо? но о нравственной стсрсио такого рода коллизий -сторона зта, конечно, возтпеяла, но ука где-то на стаделх выработки личного отношения ic совершаемому, когда ■ щаходалось соотносить пог.здвнна с сопэстш или цалосообразиос-ча идеала.

По и до наступления итого момента нередгео вставал вопрос? какая позиция знраяааг закономерну» необдодшость» а какая еузпй-на тема клн шшми, в коночном счете, r»o m шинходяззшн факторз-га. Ноеодко но совпадали авторитет и сила того или иного ррэду-станощ'окля и ого деЦсткнтолыюя необходимость и цугшссть. Шпротин, стрешюнно' «док нанарокоп оказывалось, п коночном счотэ, не сшибкой и отсутстшом гаюфоссионвлпз?.'.э, а боло о прашшлпа! вариантом дсстиэонид позитивного розуль^акц иди даяа прпъзм лрэдотврэщенпем отрчцятслшшг последствий действий и саибок*

Так постоянно возникши» ситуация, когда действительно необ-ходвдоа и объективно« определялось как субьектишам, произвольность, ненужность, в, напротив, субъективизм'ы надуманные новации провозглашалась ебьок'лшшми. Л.ело, как видим, утшралооь не в слова, а а стоящие за ниш процесса, в выбор правильнее рэиешй.

'v,

Короче говоря, в этой И другом кпйфотиом варианте, по, том не менее, неизмрнно вставала г- кэлктике рэботл проблема объективных .ч субъективных факторов пост!тутааы?с«-обрпзовательного процесса( тоспс?::ч''сное сс№слрнцр потере!! гчитрлом и адмштстрз тором помогало найти врзбилысу» ориентировку. Ведь субъзкт и объект кредстзят Г1дсеь не просто кяк актиший и пассивннИ компоненты доетолык-гг!', п, превращаясь ч ипостась объективного и субъективно выступает как гстиияое иди с'гдт-шяюеся о? ноо. Причем ирг.:!о:гсд;:т рто р к-ально».: .пзгкаюдеИзтк!;! и но в застываем, я в "м',';игхом;я" вчгг.ьнте ejaoo.ro сукоствовшия. Шдолошю объективного ¡' сугИ-игтиmioiv Лзкгорев яптя'сса и их вэпимодействио позволяет б atoo точно ох)п:и:торг.зсват1. процесс в целом и отличается псюиконко?. слсклсоти).

Лчпнго состг.чт^лт.отпс объясняется том, что в своем взшшо-доЙС5ви>! объок'глялоо и субъохтаэлсо так или иначе связано о cfoKWrerw. слодошгага котогей позволяет процессу» действю . стать ссотвотств5таг';( своей црагодо, достичь дотжного состояшгя; . 0ct0.ti!40o¡:fo вг.-с;с!г'п::ю ju нтолставляот в этом отношении исклвчо-1сш. Тол Оолео, что преСдст объективных и субъективных (факторов выдвигалась но только нггативни.: о:штс-м разроЕотш различных KOüI.iKKTirix ситупцай» но к'многими полшлтелыиыв процессами, особенно ппзшкпь'х д'.'Гхтаия.и ишпшатаишх, творчески даботаших ^ ПОД71ГОГОВ. СК!есм, нгодлсяонио УМ1 того или иного метода» ПРО-грамкн, цчета-ы.г подчас или враэраз с тем, что ооъяшядось истиной » последней инстанции, что возникали упреют в субъективизме. И сколько лсд отзчл лредтогсл» буквально на корни, било загублено

хэр02пх ючшшш'й.

Таг., в условиях тоталитаризма требовалось вшьлнять различные прнкалн, ¡циркуляры» независимо от íes качества. Это выдавалось за необходимость, а подчинил необходимость но выявлялась пли со ре&тизацзш дгже чинились препятствия, как идущему вразрез с общепринятым. Достаточно назвать печачышП опит шоздешш в жизнь nporpaií.ai по эстетическому воспитаю!» Б.М.Иамонского, когда произвольные циркуляры подменяли действительно нужное, субъективное выдавалось за объективное.

В настоящее время необходимость требует больше внимания уделять воспитанию в педагогическом процессе, но-акценты соотношения мезду BocimiuiQieM и образованием совмещены по-пр&у^ем/ в пользу последнего и вновь кугло искать оптималышо пропорции между объок-

tubhum л субъективном. В цалсц so cfi.wj«¡oí.-.-iл корреляция одьекжштх и субьвктивких {акторсв ялслокя но гслксо пссгслгаю созшкшх;еН, но и позволяй^!! уллвлиеуть суть продоссз :i спвагг-шисгвоЕать способы уцравлс-нпл ни б дао их мошкшхся условиях.

Углубленно в эщ проблему том более что c.í-opj сбра-

зовашш ц воспитания, где она возникала, даликл от стереот.'.:;но-сти, а оказывается в чом-то новой с каждом цз.\юкпе£1ыся составом учащихся,'с каадам сбиовлотв» сод&рканпя ¡r i].cp."jj ypoiu, kiciúuc-сного мероприятия, с кьадсЛ индивидуальной боседоИ с учои;!г.о.м. Все это, в свои очередь, потребовало анализировать прсблаг.и образования н воспитания в их эстетической варианте, котсриЛ вистула-QT СВОООбрЦЭКЫМ УКНЮрСУКСМ И ИНТОГРЭЛОМ И позволяет понять, что

объективные к субьокткакно фактор» по-разкому дойстнуи/т с/ого общества в цолоы, в тсИ или иной содешшюЯ группа, у rovo или иного конкрохного человека, Эстогичйсксо, связаннее о воздействием Красотой, с нонремошш.».« злбшн'гаьи чаорчоетт и со7:йрчествп, в настоящей время тройует искать в гцздздчосксн оорозспаш'л л зоо- • питании диилок*пиу общего и особенного, необходимого и случайного, нужного и ненуаного, Таг: вопрос об ебьоктлыш и субъекгиших сторона х доя ¿'рльнсстл педагога а области духовной кудьтуш и искусства, корреляция зтих piropea в зависимости от конкретных обстоятельств, а такко теоретическое обоснование принципов, обесночн-лающих успех самой aioil корр ляоди - ооо вто c¡ азалре?.- jut jíohk-PGTücil $ор.!э эстетического.

Поэтому представляется ло случиШшм, 'что згщатеэдш! р заголовка диссертации тема стала для маня* и суда по миого'шелекциц обсуадеш!ям, и для многих моих подлог1 практически и теоретичен сш! актуально!!. Смою надеяться, что анализ корреляции объективных и субъокгившх аспектов всох структур, участауюцих а процессе воспитания, назвала пошеать адеекгийноегь фогшревэнля личности в гуманистическом плана, ¡'шино корреляция ¡тучного, государственного, практического обеспечения, корреляция объоктивннх и субъективных^ факторов вло и внутри процесса позволит додкнш образом. отладить механизм организации и функционирования эстота-ческого воспитания. Степень разработанности проблемы внетупаот в Нескольких взаиыосвя-чашах, а порой, в определенней часта, . ступающих самостоятельно аспектах.

X См, справку о внедрении.

• Среда" многочисленных трудов по вопросам эстетического воспитания, идущих с далеких вроуои aii'iii^hocr-.t до наши, дней, проблем соетнскеиия объективных к субъективных факторов далеко но всегда ввд.гялясь, ко, тем не мен''е, она в той или иной wops; скапывалась на роашшп кошеетних проблем у многих исследователей. Это бшш вопросы гармонии личных я оЬцгествэшшх интересов, человеческого гошл и воспитался человеческого рода, нрогросса вдмлн, сгдоргл51я stjhpoe и сг2дотв РаЦЛИ-ИШХ видов искусств, всесторошюго i: гармоничного развития личности. 20-о годи обозначили лздзров ведагохической эстетической ь'-ыелн; Н.К.Кцупскуы»

A.В.Яуночарского, А.С.Макирпнко, С.Т.Шацкогс. В СО~7Смз годи стала нзвястны работ Г.Н.Бурсн, В. С.Боевского, А.!>".Докусовэ, Н.А. Д},3!трп05юй, И.В.Кзкудкого, Л. i!,Новпг31лсвой, Г.Г.Розенблэта,

B.К.Скзуепакксва, Е.А.СлоркноЯ, В.П.Костикова, Г.И.Щукиной и другие. Дальнейшее развитие проблемы связано с именами Ю.В.Мала-севз, £.А.Разумного, В.Л.Изцксй. uipokc известен современный опит оточостшюшх п зарубежных ученцх;, связашшй с исследование;.: проблем: систем! остетичсско. о воскиташш (Н.И.Кияпенко, А.И.Семашко, а.Б.Сокслов» А.К.Улодов), закгбехиый опкт Венгрии, ГвОлаши

й Япснп;:; эстетикой процесса воспитания (Б,Т.Лихачев) j гатедпкой комплексного подхода к рстстилосксму воспитании в контексте эстетической культурыj как особого ссщального процесса (£.З.Аса<5Ьев,р Л.А.Зеленоз, ¡«иС.Кягап» Л.Н.Коган, А.Н.Сохор* Н.С.ЭЯхо, П.М.Якобсон); опыт "Вальдср^екой" вколи воспитания ребенка через "среда искусств", спит массового кузкциройз'ння на скрипке, аккордеоне, духовш: инструментах в Германии н Лг.еп:г.е, опит комплексного подхода k.dctct;!4ccj:c;.'J воспиташш в Голландки и Италии к др. Во всех отих работах и практических разработках проблема корреляции объективных и субъективных факторов эстетического воспитают в той или иной мере зетеш-кчэотся* С&зюкс специально ее ставят, главным образом, очевидно," потопу что это обвдй философский вопрос.

Ц?лц> исследования ми считаем углубленный анализ корреляции объективных и субъективных Акторов процесса эстетического воспитания, особое вшиымо уделяя пш этом специфике функцношгрования. субъективного фактора как самостоятельного субъекта. В задачи нсслодоаагшя входит анализ имеющегося исторического, теоретического и прзк.ичэского опита эстетического воспитания на материале учебных заведений искусств.

.. ШшЖРЖта Я, TQppflpmcffw ^nS&U¡8S¿*2ZíX.

Базовой основой дпл работа явился котодсаопгчосшй гцшяеш корреляции объективного н субъективного в козншш и п;и;п-;::;:о, Основу исследования составили <даоссч«:::о категории ас с,"'Ходимости и случайности, ебцего, отдельного и особог:;(сго. Остотичоскяй компонент выступает в данной систомо именно как особенно::, но особенное в чувствах и вкусах, ощщеты и мымлоннн. £у>::х;:п субъективных и объективных факторов та'идатся с немпцьл .«<тего)»м необходимого и случайного. п работе пепольпуетея ?п:-;о припили монизма (объективного) и плюрализма (субъективного).

Общенаучной основой работы стали тт.сг.о (¡ллопс^кнп труды (Гогаль, Кант, Платон, Руссо, Фихто, ВЬллипг), исс."..\чсаи.ия отечественных и зарубегишх авторов но проб ломом yc?ov::4«c::oro аосод-ташя, пода готики и психологии (В.П.Ьапьйпкса, П.Л.:0:я::о!п;е>, Е.В.НэзоШсшскпЙ, Б.М.Топлов, Д.Ласло, З.Кодон, K.Cpr;:, .Moj.ípou Чарльз), социологические исслодилатш, проведенные шрацлонлом культуры совместно с кафедрой социологии Уральского ущцудоктота им. А.М.Горького (1991г.) но т.зму; "Роль детских ¡лксу искусств в всгетичосксм воспитании населения г.Порв'.уральска"^. йгда ко вошли труди по более конкротнш, споцдЛичосипм пгоблсмлм: определении модели личности (Л.П.Коган, Н.Л.Килосгак, А.В.Гллкин, П.Н, Осипов),' роли объективных и субготыых »{зктороп^З.В.Пл.Чдук, Н,Е.Зуев, Б.А.Лекторский, К.Н.Любутш!, Б.В.Орлов, В.А.Паклушн, А.Б.!.!ерешссв, Л.П.Сворчкоап); специфики организации учобн n-r.eeпитательного процесса и коикротно эстетического воспитания в учоб-шее'заподеииях (А.И.Лагутин, В.Т.Лисодскп'Д, В.Я,Портных, Л.ВЛа-лабузерь, В.Г.Шииуноп)? управления культурными процессами и методой воспитания (В.С.Дуисов, Д.Б.Кабалсвский, В.И.Куликов, Л.ГЕ, Цолысшса, Б.Д.Морохов, Г.Г.Нейгауз, Е.М.ИеменскдЛ, Л.Я.Рубинштейн, Б.Я.ТубшштеЙн, Ю.Фахт-Бабуимш, А.Шарова).

Отдельное место в работе отводится формировании эстетической культуры личности в учебных заведениях искусств а культуры методом С1Ш0СТ031Ш, взаимодействия различных видов искусств» 3 связи со спецификой избранной темы второй и третий разделы библиографии включили справочные материалы, тештачесюш програмш и длзш.

Научная ношзнд исследования закачается в еле душем:

I Сборники и статьи см. в библиографии.

i ■ . í - 7 -

1. Учат?.?,' что эстоглчсское воспитание определяемся активности:, кдуао!'. как от субъекта, так и от объекта, определяется статус оогектнвнкх п субъективных факторов в эстетическом вся пита» № и. Продолжая исследование в этом направлешш| рассматривается связь объективных и субъективных факторов с необходимость», истиной, со нскаженкеи» а тзкеэ выявляется корреляция мек-ХУ объективными и субъектная.:;! факторам! в конкретных процессах воз.тлтакхя в скати:» этюадах искусств и влияние этой корреляции из характер содержания и аХхг'ктнвность процессов эстетического воспитания.

2. Раскидается структура субъективных и объективных факторов эстетического воспитания для предметного определения их взаимодействия, корреляции но только как принципа, но и как конкрет- . щи: процессов.

3. Определяются взаимосвязи1 в эстетическом воопитагаи между необходимоетьв и объективностью, с одной стороны* и случайность^ п субъективность», с другой стороны; выявляется та:-т.о осн.вной | путь их взч::-:.:олереходз, утрити или сохранения ИХ качественной ' определенности и значения этого для пракгспси кошервтной работы.

'I. СссСцаотся опыт корреляции объективных и субъективных, факторов ктотнчзекого воспитания как отечественный, так и защ-бсл:ш.1.

Зарабатывается методические ориентиры и рекомендации по реализации эстетического опыта в учебных заведениях культуры к органах управления ими,

Практическая и<?киос?ь исследования заключается, презде вес-го} в ц&учном ос!.'ислош' и и обобщении отечественного и зарубежного' свита по дпнноИ проблеме. Результаты работи могут бить использованы как в куреэх социально-гуманитарного цикла дисциплин в учебных заведения:, тог. и в реальной практике: организации учеб-но-веспнтате-льнсго процесса пкол и учплиц, институтов, в практике воспитания в сз:,:ых различных сферах*

работи. Основное патезешш работы били, использована мк в работе методического кабинета учебных заведений искусств и культуры унраатеиия культуры области, тай и в практике работы семи-; школ и училищ, материалы диссертации были использованы при проведешш областных, региональных, республиканских науч-но-пгзктичоскнх конференций и семинаров по нроблешм духовного формирования молодежи. Созданы межвузовский методический совет

высших учебных заведений it общественный совет :ic вопросам зотсу-' тнческого образования и воспитания личности. Б pintas программ "Новне имена" шали отдельные пУлпкэцни.

Автором бил» прочитали доклада; "Кооперация чувств и синестезия искусств н кснтоксто !,с!рсво;1 культуры" ла Всесоюзной научной конференции з г.Москва (по программе преподавания курс» "Мировая и отечественная художественная культура"), IS89?,; "О системе эстетического воспитания", "Вопросы ссвортанетвсБЛКня эстетического посшташш :чаотсся" в городах сблпст:г, 1936-'Х93Эгг.

Структура работы. Дпссортация состоит из ввпдеыи, двух глав и'заклхиопия, бибоиогоа^г.!, состоящей из трех paWios к включнз^еН 204 нзименоштш. В два приложения работы реет: I. Методические и нксгрукташио материалы, изданные могедпчсским кабинетам учебных заведений с участием автора; 2. А&ш л и.ти>~ страцди областных концертов учобных заведений искусств области,

КРАТКОЕ СОДЕРЬиПЕ РАБОТЫ •

Во пЕрдерг;! обосновываотся актуальность темы, спродоляотся степень ее разработанности, доли и задачи исслодсва:с!Л, методологическая итооротическая основа' работы, дастся крзт:сок характеристика ое структур».

Поррая; глава "Измонешю' гизношшх оснований эстетического воспитания и проблем соворш1ствоваш:я ого средств". В нАй говорится о том, что складыююшшся в наией стране, на jctíc-.e всксз, новая социалыю-оксно!,31Чоская, социально-политическая ситуация закономерно Приводит к изменениям социзлшо-педэгоппосюпс ус то-gb общества. В ото!! связи и первом "Зстотнческнй аспокт

формирования личности" раскрывается роль эстетического всспптп-ш1я, "пшьорсалыюй гармонизации всех видев деятельности" (Л.О, Еренасв) человека, в том тлела адоторичосксй и йсзотсшчоской.

Несмотря но многовековую исток® сущность ого толкуется по-разному» В работа предангастся следующая трактовка: "Эстетическое воспитанно - универсальный фактор пр^образеваши; всех сфер общественной ¿изни и природы по'законам красоты, посредством целенаправленного формировашя астатического аспекта: интересов, ■ потребностей и способностей человека воспринимать* ценить к творить прекрасное п «И5Ш и в искусстве"» Далее анализируются структурные уроки его - оценочный и деятелЬностяый, оСлазовзтоль-'

îîiiiV к воспитзтмышй гак двуединый процесс.

Сбоснешюстся позиция о том, что конечный результат процесса воспитания опвпсит от согласованности отношений объективных и субъективных факторов.- Х^Фгорениируютоя их отношения. Основные их варианта „сводятся к уровням - общества в целом, отдельной социальной группы, конкретной личности и характеризуются сохранением либо утратой объективного, несводимого, что присутствует вс всех трех проявлениях.

Б рагсках едишпного, отдельного субъективные социальные фэк-тори допускают подкену флсици! субъективных факторов, либо авто-но.\гпзпр;7;тся. Такие взаимоотношения социальных факторов возникают на фене отсутствия действий объективных факторов и, в основном, приводят i: частным, сдучаШшм успехам прочесов эстетического воспитания. Эти прояатення более свойственна уровню общественных отнесений. '

Особенное сущссте/пт, в большей мере, во взаимодействиях co-i ципльннх Докторов ¡¡а уровне отдельной личности. Здесь субъектно- ' .объектные н субг-октно-субьектние отношения доцусгшдт взоимопере-ход, взаимообмен йтецпяг.гп, В данном случае объективное, нУкнСо . не утрачивается, а проявляется в своем исключительном варианте. Все взаимоотношения соцналышх факторов строятся на основе еле- г жщзих принципов современного эстетического воспитания: всеобщ-' поста, непрерывности и последовательности, комплексного, а также индивидуального, дпйфероищрованиого, вариативного и иктогратив-ного подходов, преемственности и новаторства.

Ьовг"1 условия, в которых оказалась культура, характеризуется рыночными отношениями, коммерциализацией, политех!шзацией, гу~ ькнштзрнззциой образования, демократизацией и гуманизацией воспитания. ' •

Далее сбобыв: ая противоречия, влияниие на процесс эстетического всспиташ'.я. Анализ проблем! подтвердил позицию о преобладаний, в современных условиях, варианта утраты, объективного как необходимого и возникающих препятствиях при формировании зстети-чоского аспекта, как интеграла и универсума всех других-компонентов личности, данные вывода приводят исследование к необходт,тоста расспотрешя глубинных процессов функционирования социальных, факторов, а именно субъективных.

Параграф второй "Зависимость сродств эстетического воспитания ст жизнешшх условий", расширяя и углубляя рамки теоретического

анализа, использует з исследовании принцип единства истсвпческб--го и логического и акцентирует основное вгаманпе на роли субъективных факторов, ■ * '

Если- сам феномен эстетического воспитания, его необходимость относится к объективным факторам! -то КТО его организует, ГДЬ происходит »тот протесе, КАК он реализуется - к субъектийным;

Исходя из многообразия, многослойное ти структурных уровней отдающихся в тщательной корреляции, а такие содещателшостн тх% цлествешшх характеристик, проявлявдихся в различных обстоятеД!^ )твах, т Айрактерлзуем субъективный фактор эстетического вссгтн-гашш как весомый, насыщенный, содетателшый субстрат. Поэтому часто, в определенная обстоятельствах, роль субъективных $йкто-ров становится решавдей. Это приводит исследование к белее робному изучении ого природа, конкретно к средствам эстетическс-?.. го воспитания, определяющим результат данного процесса. Это, в', свою очередь, дает возможность проследить ле только структуру последовательного функцпиировавдя субъективных факторов, слодут>г йув от общего К частному^ отдельно?."/, но а выявить их тилодогйу.'

Природа и возможности субъективных факторез рассматгшйоуей, конкретно-исторически. Встрочалтся: прогрессивные, демократе-... ские субъективные факторы (Древняя Греция), реакционные, ахрэнпю^-гдаа свею систему (Древний Восток), консервативные (период религиозной идеологии средневековья, с/^рзмившейся, чтобы члены общества не выпадали в "индивидуальную обособленность", позднее средневековье дало независимых талантливых людей, крупные научные открытия и сформировало передовые субъективные факторы). Унифицированный и а тоае время уникальный характер шелл субъективные факторы Возрождения, Древней Греции. А если обратиться к современности, то ее характеризуют революционные и регрессивные субъективные факторы. В рамках каздого из перечисленных типов-социальные Фактом могут быть антагонистическими и неантагонистичеишми.

В деваграфе т-кае дается дифференциация функционирования ■ субъективных факторов и по другим признакам. Анализируются ypoi-нп: тгшов учебных.заведений, теорий эстетического воспитания, наук об искусстве .(Л.Кестенберг*, З.Кодаи, Г.Нейгауз, K.OpJ-и др.). Выделяются функции субъективных факторов на уровне управления духовными процесса?.®, смысл которых в том, что культура,' в современном понимании "субъективный, плещий собственную активность

1МФ/ъЬ<гу /.ßcviab, U/otfttigühbd, ZCrlJc,

Lms.ll " _п_

феномен*"^. Позгаду управлять культурой не эф$ек'Тивно, Нданы другие принципы, осиспшшш ш " полипа нпн ответственности действий, ,опн5$, знаний" (В.Й.РозшО.

Создание .духовного потенциала личности зависит от того, какова последовательность фушсциошфовашя субъективных факторов.-. Выдвигаемся структура, идущая от общего к отдельному; потребность личности в универсальных знциклопедичеаких знаниях8 -умениях, ценностных ориентации; ¿владении еа глубокими профессиональный! знаниями} формирование эстетического аспокта личности п индивидуализированной личности.

& г В параграф» подчеркивается, что субъективные факторы зависят от объективных, от кизкенных условий, но, -в отдельных случаях, ,рни находят свой путь, либо заменяют случайные, ошибочные проявления объектившх факторов, исправляют их и сама становятся объектив.-лми, водущи'Ш к опрэделящиш, Подчеркивается также,что '

и

пмеш:о корреляция их отношений позволяет .гяахшвать суть данного процесса восниташи ^ образования и совершенствовать способы управления им,

Васкшв основные теоретические постулат феномена эстетического воспитания, исследова1ше подходит к вопросу о роли его средств, как фактора усиления эффективности процесса. Поэтому в работа анализируется позитивный и негативный его опит.

Вторая гл^вч "Факторы усиления Цфективносуи эстетического воспитания и образования" (двуединая задача) состоит из двух параграфов, в которых излгаен конкретный практический позитивный и негативный опыт.

В пар^грз;Т>а первом "Освоение, развитие и передача иозитивно-го о шла" освещается городской, областной, региональный, $одорадь~ ' üíuü, аарубекный практический опыт остетнческого воспитания.

Во вступительном раздала говорится, что весь мировой опыт естетического воспитания и образования свидетельствует о солидных успехах там, где теории и практику этой работы питает глубокий и постоянный интерес. Далее излагается отечественный ршт, ■ Отмечается, что основной целью является эстетический всеобуч. Ш ого бщш направлена Всессвзная программа эстетического воспитания

I Ак'ауалыша направления, совершенствования перестройки упрэаленл-ем сфорц культуры. Сб.научншструдов, I/K РСОСР, АН СССР, НИИ' Москва, 1968* о Л.

населения. Одной из ее ззодгаих тактических целой являлась коор*-дднацпя дейстшй различных ведомств по шкснмзльномзг использовании всех факторов в духовном да а витии человека, сспэршенствойа-.. шя государственного строя. По такого 20 принципу оргашкзояанск' деятельность многих кафедр университетов, общественных организа^-ци!1, органов и учреждений культур;;. Отмечается разработка % внедрение целевой программы "Эстетическое развитие насолййяя'^в г.г. Горьком и Толят-пп Базовой основой лрограм.ш явилось формнротза--' 1пй трех типов зг/льтугы: шровоззве'гческой, общей и профеейио-;; нвльной. Ио других крупных целешх щзограш акализищвтей Новосибирская "Целевая программа преемственности "икача-учзизпае-аур ' региональная программа массового художественного зюстатаиля'под-" растащего лсколешя Сибири п Дальнего Востока. Сообщается огагт' школ-комшгоксов по создают центров эстетического воспитания1, опит сотрудничества школ искусств с общеобразовательными ¡иола--опит работы по эстетическому всеобучу , опит известных мае-терсв Искусств Д.Б.Кабалевсксго, Б.М. Нет,©некого, Д.Е.Огороднова^ Светланова» ~ '' ' у

Не остается вне анализа Свердловская область, Среда узшкзл^ них учебных эаведешгй - якола пэ^одной культуры, лервоа учебное эаведешю й страна, созданное в рамках программ Республиканского: цбнтра1 русского фольклора. Школа возрождает народно-наодональные',* формы духовной культуры, ре лизуот'4 программы» "Человек и общество", "Человек и природа", "Человек и семья", "Человек л чело-, век"» К старейшпл учебна,1 заведениям, формйшшим комплексную эстетическую культуру, принадлежат музыкальное учялзда гсл.П.И.Чайковского, художественное училизе пм.И.Д.Оадра. Разнообразен 011115 работы школ искусств в г.Екатеринбурге № 2,3, г.г.Первоуральска, Тслевского, Каменск-Уральского. В процессе проведенного социологического исследования на тему "Роль детских шал искусств в эстетическом воспитании населения ¿.Первоуральска" "анализ анкеты-юказал, что шкалы искусств могут быть самостоятельным субъектом ц'льтурной деятельности и способствовать реализации эстетичемСйх

Ростовская» Белгородская, Тульская области; Я.Старая Стакида,

г.Усть-41лим.

! г.г.Хабаровск, Обнинск, Североморск, Куйбнвев. | . г.г.Краснодар, 'Лваного, Магнитогорск, Сашст-Патербург.

J

потребностей н^сэл^пш",

В параграф приводятся примеры зарубежного опыта. Анализи-,руй^ся опыт Венгрии (система К.Орфа, З.Кодаи, в основе которой народный.фольклор, ритмика, а тзкхо методологическая посылка о то;/, что гуэыкальнсе воспитание "долкно'сшть направлено на человека в его целостности"^), Америки (система профессора Алабам-асого университета Ч.Мерсьека о тал, что гсдою "учить но столько для знаний, сколько для умоп.й"3), a таете ¡теория "Философия образования", решающая проблему ценности искусства с точки зпошт его роли в обществе, теории М.Владели о связи остетип и воспн-;aiüui, осиопашкя на положении Д.Диан "Об эстотяческш опыте как модели всякого опыта" , тесдш Л.АрнстаЙн (о привнесении эстетического ошта в учобнпй процесс), Японии (в стране "экономического Суда" активно развиваются процессы духовной культуры: национальная -.смпозиторская икола, активно действуют дежония для датой и подростков' "Сочинение о ашзш", "Рисунки о к;эщ!и, "2а дотокио театры"'1), Ггугыди® (водущио государе твешшэ программы профессоров Е.Еигульского, Е.Паньского, Б.Суходольского, В.Шевчука, Я.Щэпагьского, Х.Янковского, в которых изучаются проблемы ценности^человека, природа и общосгва, какаового" обеспечения), Героики13 (программа 'Икольная культа", эстетизация окрукаэ-щей среды и др,), Чехословакии (изучение принципов ведения дошш-него хозяйств", эстетики быта, семейных отневепий) и другой,

I Отчет о результатах социологического исследования по теме "Роль детских школ искусств в эстетическом воспитании -г.Пер-

воуральска", Свердловск, ОШЦ культпросветработы н народного творчества управления культуры области, 1591, с.21.

3 Добсаи Ласло. №зтод Кодая и его музыкальные основы, Иарландо, :IS7D, ¡Í II.

3 Марсьек Чарльз. Образование и воспитание в духе мира, Доклад на областном с счета щи работников народного образовашя п культура, Екатеринбург, 23 апреля 1393г., о.З, 4, Современная музыкальна!? культура Японии (в аспекте взаимодействия "Запад-Вооток"), Зкопресс-инфодаадая. Вып.З, Москва, 1990, с.22, ГЁЯ.

§ Кадровое обеспечение дрограммы эстетического воспиташш (Польский опыя). Эксцрессчшфоршщя. Вып.2,-Москва, 1990, ГЕЯ. Б Школьная культура "Опыт эстетического воспитания в школах ФРГ ^Зкспресс-ккфоршдая. Вып.6, Москва, 1990, ГШ.

- U -

Эстетическое воспитание и гхЗзэтз^з'Лше рассматривает."; как двуеднкря задача. Из.:озешш51 погмтавянй отопестваишй' и с г,рубок-, шй опыт эсто'-яческого аоспятзнпя ие.'исяерпивэот весь бага:; суце-. ствэтзйоП подобной нвзктш!. Однако п| поречяслонкшэ примеры ropo-' рят, tío определенные иагя в деле orb совершенствования сделаш..--благодаря многообразно средств, ушло использованным в дэкнсн процессе на уровне общества, группы, личности. З'го, й^перзув очг-редь, корреляция действий научных, госудэрственшкс тчреядеявй vt-пз'практпчсское обеспечение» Конкретно:

I. Разработка научно-обоснованных систем сстетичоского воспитания* учебшк планов и программ, проведение социологически исследований, оргп1п:за1шя мкгнузогзсзспх кафедр п до.

2» Оргзшэагая государствзгааве кеитасв ютвтурн к теггуевтв. .эстетического восшташя, Ссвотов» глол-ксшлексов по зстетиче-CKciity воспитаний, новых типов учебных саведянлй, народных унивяр-СИТОТОЗ искусств и культуры.

3. Разнообразие ферм и методов работы, lío, отмечается, -этот пярадозой опыт эсготического воспнтз-пия но стзл шшскокзсытзбиш, повсеместно используемым н дззз он, часто, не лишен недостатков.

Поэтому возникает необходимость анализа сути негативны); jp-лошгй, преплтетвукцих организации и фушециошровамез процесса сстетичс-ского воспитания,

Парзгра'.!) второй "Просдссеипо недостатков". В параграфе говорятся о тем, что негативные явлештя носят как объективный,' так к ..субъективный характер.

Начнем с цели. Подчеркивается, что отсутствие реальных, обоснованных целей снилэег качество плшшроЬэння действугцих про-грзкл. "Стремлсь к усовершенствованна методов и средстз воспитания, т упускаем то, что их нукно направлять к цели» Ишепние средства воспитания не плохи, но выпускается сама цель. Згам с объясняется удивительное бессилие современного воспитания, не достигающего комплексного развития личности"^. Так, в дераволю-^ пленной России исследователи отмечали отсутствие общей "руководящей воспитательной идеи, сколько-нибудь нивой, которая имела

TjJZñbürTJ. filútaUcx at th¿ ¿гь-33'tvaci Уг& Chi-v-rJitíj rms Мги Дъ'ла Ifyp. 5

"•15-3

Т л

бы а вкду натуру ребенка, июш" . Новое время диктует новые целы, требует новую личность. В условии-: ршючнш; отнскеиШ формировании личности пока еще ьэ имеет выверенных ориентиров. Пока еще не достигается идеальная цель - формирование обьектр, аклдчен-ного в творческий ошг, готового к самообразованию, даМ^рекциро-пэшюго в своих потребностях. Нет новых методик воздействия на личность с цель» со гармоничного развития. Это, в свою;очередь, требуот пг-чдаботки концепции эстетического воспитания ца философском уришю с учетом взаимодействия с другими наука;.«. Имеющиеся научнио исследования в сфера астатического воспитания порой осуществляйся ученыг.31, но владеющими этой спецификой, что приводит к леконкрзтностп поставленных целей и получешю результатов, не отвечающих в долиной мера идейной, методической н особенно практической сути. Отсутствие иаучно-обосыовзшюЯ целостной концепции астатического воспитания сущоствошо ьлияет на разнообразие и выбор средзть и методов воспитания. До сн>. нор в практико не преодолено сгйксствлешю эстетического к художественного воспитания. * По учитывается, что помимо знания отдельных видов искусств необходим развитый-эстетический вкус, способность к эстетическому восприятию действительности.

Далее в работе анализируется отношение государства к вопро сам развитая культуры, системе планирования эстетического воспитания. Самнй отрицательный опыт состоит в том, что государство еще не ь полной степени занимается вопросами эстетической культуры, образования, воспитания. В отношениях образоваюш и воспита-. шш образовался крен с сторону образования, нарушена гашения в . отношениях рационального и эмоционального. В системе '»ствтическо-го образования преобладают более теоретические фоклы, нонели практические, худоаеотввнио-творчеекке. Отсутствий базы практики приводят к тому, что дети- овладевают, в лучшем случае, одшш видам искусстш, чаща музыкальным, Так^ в Российской Федерации насчитывается 618? иксд,_из них 3346 музыкальных, 722 худояеетвошшх, 549 икол искусств1*, ЗЗщо ярче шглядят другие цифры, Структура 'распределения учащихся по- специальное тяг,! в РСФСР в 1Э67-С8 учебном году составила еледушеа: обучалось на фортепиано, баяне, | СстрогорскШ В, Письма об эстетическом воспитании, Москва,

2908, с.9, . ' - .

Перспективы развцггя начального специального образования.

Ж РСФСР, Москва, 1988, -'с. 1-3.

аккордеоне 61 в датских худсжосгЛэонннх школах и на ^удохее*?-воннкх отделе 1шях сг от искуостр. П im хогошх отдолекию: 9,3^, |и струнных наредлкх п смышсойш: инструментах В,нз хо~ poorpafítnocraty отделениях жал искусств п в Детских хореографических. школах 3,3TÍ, ¡ra театральных Отделения}: 0,2?>, на обчешете-*... лпеиоа

Отмэчается, что в совместной работе гскпл искусств с общэсб^ разоттолыш?я! нгаидатореш кптупаит, в оскоппок, прогопавзтеля -там искусств. Делается вывод, что либо шганнроз/изю воспитательной работы не удается по-настсгапему, либо cotí субгвкт воспитания но обладает теми качествами я нявнклми, которое пообходикы дач передачи опыта друга,!. Здесь зозшкаег серьезная проблема клдрез. Недостаточно пготюдг готолеЯ уудпхёст.'.чшюго пнклэ. В недавнем прошло;.! плохо изучался зарубежный опыт. Огсчрстесшшй опыт эстп-■ таческсгс влснитаюгя считался едшютшкно веишм. Подчеркивается, что з практике рзбогн учебных за ш доний недооцениелется роль гу-шнитарных дисциплин » шкальные программы и учебные планы слабо ориентированы на современное л* Далее автор предлагает рязработэн-;ше программы предметов: "Мировая х/дохоственная культура", осно-вэшпег на методе синестезии искусств» и 'Ч/лфологип'1 - на синтеза наук.

Таким образом, з современной ентуащгл к утрате объективного ' . приводят следушкз основные причины: I) на уропне общества - отсутствие системы оргпшззция эстетического воспитания, опош на современные его пртщипи, подготовки кадров по ноши специальностям} 2) ни уровне социальной группы - отсутствие всего комплекса искусств, которым воспитывается и образовывается личность» не достаточно обоснованного плзшропашгя воспитательной роботы, фор-мироватгя .творческих способностей, отсутствие новых щитов ссцп-ально-пушнитпдаих и специальных дисциплин; на уровне личности -не отлаженные метода профессиональной ориентации ребенка, подр ростка.

Поэтому следует вывод о том, что консервативные, либо ре-а ггессивние объективные факторы давлеют, а немногочисленные позитивные примеры эстетического воспитания, характеризуя субъектив- • ные факторы как прогрессивные, революционные, - эпизодичны," случайны, слабы к пека не решают проблем современной социо-культурн I Перспективы развития тачального специального образования.

Ж К;ФОР, Москва, i960, с.З. .

лей 0Н2У015Ш.

Дал&о говорился о том, чю зи тмко часть принцяпиаяышх недочетов ц организации эстетического воспитания, но и 'они четко овдедкас-;? задачи по их преодолении. В первую очередь, ¡это прзо-дштеыло противоречий, налетавшихся в общества, в процессе йарьи-роваиля wjcobhoH культуры человека таких, как: разнообразие потребности5. личности в псяучешш астатического образования к вое-тяш/я г; реглати-ацией ex содохшшш^ реет количества подготовки кадров и несоответствие потребности ирофессионально-квалпфикаг «конной стру.ссгро кадров; рост потребности в кадрах и низкая оплата их труда; пошшакие требований к качеству подготовки специалистов л сохранение действующи учебных планов и программ (йодл, методов, средств) ¡ несбходамосгь развития демократических припаД"4 нов двятольиости учебных закздошШ и их малый правовой и хозяИс,;-" венный оаыг а огон; остроШзая необходимость эстетического воспитания пелекези и сэздухошшя атмосфера окюпкелш? Рост потробпо-ста в свдетичоски подготовленных глдаах к фактическое сниношш ч кнтараоы к искусству} воз.ашшшеге новых возможностей дчфйерзп- '■ дарованного, индивидуального подаода к обшад воспитания и ог~ сутсдао такого объекта Осдшого абитуриента) ; появление творческих учебных кланов и неспособность иг реализации педагогическими кадрами» но готовы!,nt работать по-новому; ограиша уошщ учебных заседаний в дело хагдо/.шстт;шо-эстетаческого всеобуча насело« шш и своих воспитанников как будущие объектов духовного производства и отсутствие этих г.о уетромлошй в семьях, дошкольных об-разозатольных учреждениях, обществе шых организаций. других структурах; наличие множества частных программ п отсутствие ной интегрированной государство«^! прогутш j обращение к искус-оттву, дчйотвешиш сродства:,«.и которого <|ор!Д!руется худсеюстеон-Но-ТЕорчес!»« личность и отсутствие всего кошихекса искусств? цо-л&выз установки преемственности образования и воспитания и углубление автономия начальной, средней и высшей школы.

Приведенный материал вновь свидетельствует о том, что одной из главных причин, приведших к созданию указанных противоречийf ■ является отсутствие далгноЁ корреляции объективных и субъективных факторов, и, наоборот, таи, где эта корреляция наличествует, со-вдается реальная воз.'лшность появления позитивного опыта эстетического воспитания.

'8 следуют общие.выводы и обозначаются дальнейшие;

теоретические й практические мола в дайной области,

%

Осйовнш положения диссертации отражены в следующих (осноа^> яых) публикациях автора: _ •

Х+ Воспитание музыканте - прежде всего воспитание чел осока'//« Эстетическая культура в условиях КГП, Свердловск, 0,2 п,л, . *

, 2, Совершеютвова!ше системы воспитания молодежи в услойыгг ^ Перес тройк" // Сощалыюя ценность произведений искусства'в цессе перестройки, Свердловск* УрГУ, 1987 » 0,4 п.л.

■ 3, "Кооперация чувств" и синтез искусств й контексте шрбъдй " культуры // Эстетика и искусстйо в контексте «Iрофй'культы Москва, АН СССР, ¿989, 0,3 п.л.

4. Искусство было наш кумир // Произведение кскусотвз как со*-.-. циальйай ценность» Свердловск» Ур1У, 1909^0,3 п.л,

5, Программа продмага "Мировая художественная культура" //Методические рекомендации я учебна.ту'плану по рпендальносте ' "Культурно-просветительная работа" дая организации профорлонтся^и' оняой работы в 9-Ю классах общеобразовательной иколы шз ба^г Свердловск, Управление культуры Свердловского облисполкома, 1989, 2 Й,/1»;

6» Взаимоббогащенйе исторических, эстетических й худсаосУ-зеншсс ценностей & тзорчествв П/И.'ЬйкоЕского // 0,И,Чайковский Г' К 150-летии ео дня роздешып Свердловск, Методический кабинет -*" учебных заведений искусств к культура Упрзздейшг культура Свердловского облисполком. 1990. 0,3 п.л,

7» Учебный а прпмершШ тематический план по предшту вая худгаествоякая культура" // Методические рекошндацгш пб специальности "Библиотековедение и библиография" для организации. профодаентащюкной работы а 9-10 классах общеобразовательных школ на базе УПК. Свердловск. Управление культуры Свердловскбго облиспс!лксма» 1990» 0,3 п.л.