автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проблема Памяти в творчестве И. А. Бунина

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ри Чжон Хи
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проблема Памяти в творчестве И. А. Бунина'

Текст диссертации на тему "Проблема Памяти в творчестве И. А. Бунина"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА

Филологический факультет

На правах рукописи

РИ ЧЖОН хи

ПРОБЛЕМА ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А.БУНИНА

Специальность 10. 01. 01 - русская литература

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: проф. Соколов А.Г.

Москва 1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................3

ГЛАВА 1 Проблема Памяти в творчестве И.Бунина 1910-х годов................................................................................................14

ГЛАВА 2 Проблема Памяти в творчестве И.Бунина эпохи эмиграции. Книга «Освобождение Толстого» как её философское обоснование.....................................................................................33

ГЛАВА 3 Роман «Жизнь Арсеньева» и проблема Памяти..............................................................................................56

ГЛАВА 4 Художественный мир рассказов книги «Темные аллеи». Проблема Памяти в рассказе «Чистый понедельник»...................................................................................87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема Памяти в творчестве писателей-эмигрантов-современников И.Бунина.........................................120

БИБЛИОГРАФИЯ..........................................................................157

ВВЕДЕНИЕ

1. Творчество И.А.Бунина занимает особое место в русской литературе XX века. Оно во многом связано с идейно-художественными принципами и традициями русской литературы XIX века. Но традиции русской литературной классики, которые Бунин хотел сохранить в своем творчестве, воспринимались им уже через призму сложного переходного времени, в котором он жил. Ощущение «грани времен», гибели старой дворянской культуры во многом определило трагическую тональность творчества писателя.

О Бунине хорошо сказал М.Горький, который был одним из тех, кто сразу оценил талант Бунина и считал его лучшим русским писателем и поэтом эпохи: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души»1. Л.Толстой сказал об одном из его ранних рассказов: «Так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего»2. А Чехов незадолго до смерти просил передать Бунину, что из него «большой писатель выйдет».

Свои самые совершенные вещи в прозе Бунин написал в эмиграции. Важнейшим событием в зарубежной жизни Бунина было присуждение ему в 1933 г. Нобелевской премии. Но в Советском Союзе он был тогда оценен немногими.

1 Цитируется по: Бабореко А.К. И.А.Бунин: Материалы для биографии (с 1870 по 1917). М., 1983. С.181.

2 Михайлов О.Н. И.А.Бунин. Жизнь и творчество: Литературно-критический очерк. Тула, 1987. С.11.

В 1920-1930-е годы эмигрантская литература вообще (и соответственно, творчество Бунина) была объявлена идеологически враждебной мировоззрению советских людей, после чего последовали запретительные меры: произведения писателей-эмигрантов исчезли из библиотек, в историко-литературных работах их творчество начали трактовать как явление «буржуазного распада», начавшегося ещё до Октября и логически завершившегося неприятием всего советского - Советской власти, советской идеологии, советской литературы. Такое отношение к эмигрантской литературе в советском литературоведении было и в 1940-е и в 1950-е годы, вплоть до «оттепели» 1960-х годов, когда возрос интерес к литературе конца XIX - начала XX в. - «серебряному веку» русского искусства, и в этой связи и к творчеству писателей-эмигрантов как продолжателей его традиции.

И.Бунин эмигрантского периода был «открыт» соотечественниками уже после его кончины. Первое советское издание его сочинений состоялось в 1956 году. И лишь с этого времени началась более или менее систематическая публикация произведений Бунина, включая эмигрантские, воспоминаний современников о его жизни и творчестве, исследовательских статьей.

На первоначальном этапе большую работу по собиранию текстов Бунина, подготовке их к печати и изданию провели Л.Никулин, П.Вячеславов, А.Тарасенков, Н.Смирнов, Л.Афонин. В 1960-80-е годы в литературоведении и критике все более активно изучалось творчество И.Бунина эмигрантских лет. В 1965-1967 годах благодаря личным усилиям А.Т.Твардовского было издано собрание сочинений в 9-ти томах. «Бунин - по времени последний из классиков русской литературы, чей опыт мы не имеем

права забывать... - писал о Бунине Твардовский. - Перо Бунина -ближайший к нам по времени пример подвижнической взыскательности художника, благородной сжатости русского литературного письма, ясности и высокой простоты, чуждой

о

мелкотравчатым ухищрениям формы ради самой формы...» . В 1960-е годы, наряду с многочисленными статьями, стали выходить книги о И.Бунине. В первую очередь следует назвать книгу

A.К.Бабореко «И.А.Бунин»4, очерки творчества писателя

B.Афанасьева «И.А.Бунин»5 и О.Михайлова «Иван Алексеевич Бунин»6. В книге «И.А.Бунин» А.Бабореко систематизировал многочисленные материалы о жизни и творчестве И.Бунина. Он подробно освещает жизнь Бунина до отъезда из России, а в главе «Последние дни» прослеживает основные вехи судьбы писателя с начала 20-х годов до кончины. О.Михайлов в своей книге наблюдает за судьбой «строгого таланта» в социальной и историко-литературной среде. Он характеризует эстетические, общественные позиции Бунина и его место в литературной жизни России и эмиграции. О.Михайлов показывает национальное своеобразие творчества писателя, глубокое знание Буниным народной жизни и неизменную, трагическую любовь его к России.

Твардовский А. О Бунине - Бунин И.А. Собр. соч. в 9-ти томах, 19651967, Т.1. С.48.

4 Бабореко А.К. И.А.Бунин: Материалы для биографии (с 1870 по 1917). М, 1967.

5 Афанасьев В.И. А.Бунин: Очерк творчества. М., 1966.

6 Михайлов О. Иван Алексеевич Бунин: Очерк творчества. М., 1967.

В 1969 году вышла книга А.Волкова «Проза Ивана Бунина» . Анализируя рассказы и повести, особенно характерные для художественного метода писателя, автор пытается раскрыть своеобразие реализма прозы Бунина.

В 1970-е годы А.А.Нинов8, В.А.Гейдеко9, Р.С.Спивак10 и другие ученые в историко-сопоставительных исследованиях сравнивали эстетические взгляды Бунина и Л.Толстого, А.Чехова, М.Горького. В этом измерении Бунин выступал наследником и завершителем классических традиций русской литературы XIX века. В частности, в своей книге А.А.Нинов полагает, что «подробности взаимоотношений Горького и Бунина имеют не только биографический интерес. Осмысленные в общей исторической перспективе, они составляют важнейшую страницу истории русской литературы, русского реализма XX века»11.

Со временем изучение жизненной и творческой судьбы Бунина в советском литературоведении развивалось. В 1973 году вышел 84-й

1 о

том «Литературного наследства» , посвященного творчеству И.Бунина. Материалы, помещенные в книге, позволяют осмыслить

п

Волков А. Проза Ивана Бунина. М., 1969.

8 Нинов A.A. М.Горький и Ив.Бунин: История отношений. Проблемы творчества. Л., 1973.

9 Гейдеко В. А.Чехов и Ив.Бунин. М., 1976.

10 Спивак Р. Принципы худ. конкретизации в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. Деталь - Ученые записки (Пермский гос. ун-т им. Горького). Пермь, 1968, № 193, Литературоведение.

11 Нинов A.A. М.Горький и Ив.Бунин: История отношений. Проблемы творчества. Л., 1973. С.20.

12 Литературное наследство. Ив.Бунин. Т. 84, кн. 1, 2, М., 1973.

драматизм судьбы писателя, дают сведения для прояснения его философско-эстетических взглядов, позволяют уточнить существенные особенности его творческого метода.

В работах А.Ачатовой, Л.Выготского, Б.В.Аверина, Л.Н.Долгополова, Л.В.Крутиковой, Н.М.Кучеровского,

О.В.Сливицкой, Л.Никольской, Л.Смирновой и других исследователей рассмотрены важнейшие особенности мировосприятия и поэтики писателя (см. Библиографию). В последнее время в России появилось особенно много книг, посвященных жизни и творчеству Бунина, вышедщих в свое время за рубежом. В 1990 году вышло переиздание «Грасского дневника» Галины Кузнецовой, которая с конца 20-х до начала 40-х гг. жила в доме Буниных во Франции. С ней делился Бунин «секретами мастерства», новыми замыслами, рассказывал об истории создания своих произведений, о том, что осталось за страницами книг. Благодаря этому дневнику многое раскрывается в личности Бунина и в «технологии» его творчества.

2. Кроме названных книг, исследований общего характера в последние годы появились работы, в которых в той или иной мере рассматривалась проблема Памяти в творческом сознании Бунина, проблема, являющаяся центральной в нашей диссертации.

В 1994 году издательство «Посев» выпустило книгу Ю.Мальцева «Иван Бунин», в которой большое внимание уделяется и проблеме Памяти в творчестве Бунина. Ю.Мальцев, в частности, говорит, что «Жизнь Арсеньева» - это не воспоминание о жизни, а воссоздание своего восприятия жизни и переживание этого восприятия (то есть «восприятие восприятия»). «Жизнь сама по себе

как таковая вне ее апперцепции и переживания не существует, объект и субъект слиты неразрывно в одном едином контексте, поэтому я (Ю.Мальцев - Р.Ч.Х.) и осмеливаюсь назвать «Жизнь Арсеньева» первым русским феноменологическим романом («ego

13

cogito cogitata qua cogitata») .

Память в романе есть очень трудный и напряженный творческий процесс, считает Мальцев, ибо она устраняет фиктивное, шаблонно установившееся у нас представление о прошлом и воссоздает его подлинный образ. «Прошлое заново переживается в момент писания, и потому в романе Бунина мы находим не мертвое «повествовательное время» традиционных романов, а живое время повествователя, схваченное и зафиксированное во всей своей неотразимой непосредственности»14.

Сам Бунин довольно четко сознавал новый характер своего хронотипа. Об этом свидетельствует, например, его разговор с Кузнецовой: «Говорили о романе, как ... писать его новым приемом, пытаясь изобразить то состояние мысли, в котором сливаются настоящее и прошедшее, и живешь и в том и в другом одновременно»15.

В настоящее время проблема Памяти в связи с проблемой времени, считают многие критики, приобретает важное значение для понимания творчества Бунина, его взглядов на искусство, природу творчества. И.Д.Альберт в статье «Проблема памяти в системе этико-философских и эстетических взглядов И.А.Бунина» подчеркивает,

13 Мальцев Ю. Иван Бунин. Франкфурт на Майне - Москва, 1994. С.305.

14 Там же. С.305.

15 Бабореко А. Новые материалы об И.А.Бунине - Вопросы литературы и фольклора. Воронеж, 1972. С. 187.

что «Бунин никогда не претендовал на то, чтобы быть теоретиком. Но его суждения складываются в определенную (при всей своей противоречивости и сложности) систему эстетических, философских, этических воззрений, и проблема Памяти входит в неё как всепроникающее и цементирующее начало»16.

А.Т.Твардовский называл Бунина «великим знатоком «механизма» человеческой Памяти ... властно вызывающим в нашей душе канувшие в небытие часы и мгновения, сообщающим им новое и новое повторное бытие и тем самым позволяющим нам охватить нашу жизнь на земле в её полноте и цельности, а не ощутить её только быстрой, бесследной и безвозвратной пробежкой по годам и десятилетиям»17.

Обостренный интерес к проблеме Памяти был сопряжен с актуализацией категории времени. Как отметил современный исследователь, «время приобретает особое значение и как тема, и как принцип конструкции произведения, и как категория, вне которой невозможно воплощение художественного замысла»18. Здесь В.Иванов связывает категорию времени с протестом человеческой культуры против смерти и разрушения, то есть против тех ограничительных рамок, в какие поставлены природой человеческая жизнь и все живое. Это была та проблема, которая всю жизнь

16 Альберт И.Д. Проблема памяти в системе этико-философских и эстетических взглядов И.А.Бунина - Вопросы русской литературы. Львов, 1983. № 1 (41). С. 114.

17 Твардовский А. О Бунине - Бунин И.А. Собр. соч. в 9-ти томах. М., 1965-1967, Т.1.С.36.

18 Иванов В.В. Категория времени в искусстве и культуре XX века - Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. С.39.

волновала Бунина. И.Альберт справедливо считает, что бунинские раздумья о Памяти по-своему включались и в сложные философско-психологические и философско-эстетические споры эпохи.

У Бунина мир вызывает две основные эмоции: прекрасное -ужасное, служащие истоком философских концепций и религий, которые должны, но не могут дать человеку ответ о смысле жизни. В рассказе «Сны Чанга» воплощены две глубинные человеческие интуиции: «Две правды на свете, постоянно сменявшие друг друга: первая та, что жизнь несказанно прекрасна, другая - что жизнь мыслима лишь для сумасшедших»19. Но в конце рассказа Бунин разрешает проблему, утверждая некую третью правду, «снимая» извечное, казалось бы, противоречие двух жизнеощущений. Правду уже неизменную, не подверженную времени. Но она не открывается человеку с определенностью и ясностью нравственных правил. Она только предчувствуется, и не только человеком, а всем живым. В этом мире человеку она так же недоступна, как и собаке. Ее знает лишь Бог, а все живое, в том числе и человек, может только в какие-то редкие мгновения жизни ощущать ее присутствие. Только с помощью Памяти человек в мире Бунина может преодолеть время. «Сны Чанга» написаны в 1916 году, еще задолго до эмиграции Бунина, но уже тогда Бунин как бы нашел жизненную и творческую основу, которая станет для него опорой в годы разлуки с родиной.

Бунин сознательно подчеркивал, что Память художника является неиссякаемым источником творчества, ибо, по справедливому утверждению Б.В.Аверина, «в воспоминании

19Бунин И.А. Собр. соч. в 9-ти томах. М., 1965-1967, Т.4. С.371. В дальнейшем ссылки на это издание даются в диссертации с обозначением тома и страницы в тексте.

действительность преображается, и преображение действительности в воспоминании адекватно процессу преображения её в художественном произведении, то есть действительность, превратившаяся в воспоминание, - эстетика».20

Тема Памяти в творчестве позднего Бунина, как говорилось,

важна для проникновения в сущность его эстетики и творчества.

«Если пространственное познание мира протекает строго во

времени, то эстетическое - по Бунину,- независимо от времени,

21

преодолевает его и даже саму смерть...» . Ф.Степун говорит, что «в сущности, каждый подлинный художник - творец «вечной Памяти», а великое подлинное искусство - прообраз и предвосхищение в земных условиях последней мистерии, обещанной нам, мистерии воскресения наших неустанно во времени умирающих дней к вечной жизни в преображенной плоти ... несбереженное Памятью прошлое проходит во времени, сбереженное - обретает вечную жизнь ... Память никогда не спорит со временем, потому что она над ним властвует ... Возвышаясь над временем, она (Память - Р.Ч.Х.) естественно возвышается над всеми измерениями его, над прошлым, настоящим и будущим» .

Как пишет М.Иофьев, бунинские «рассказы, помеченные 30-ми и 40-ми годами, в то время как действие их относится чуть ли не к

20 Аверин Б.В. Из творческой истории романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева - Бунинский сборник. Орел, 1974. С. 73.

21 Михайлов О.Н. Строгий талант. М., 1976. С.208.

22 Степун Ф.А. Ив.Бунин - Литература русского зарубежья. Антология. Т.З. (1931-1935). М., 1997. С.438-439.

началу века, все же не кажутся мемуарными, а современными»23. «Современность», «немемуарность» бунинских рассказов, считает критик, отдаленное и непрямое следствие тех потрясений, через которые прошел писатель, оказавшись за пределами любимой им России, тех тяжелых переживаний, мук ностальгии, которые преследовали его. С точти зрения техники, средств выражения эта немемуарность проявилась в форме своеобразного преодоления времени, смещения временных пластов, образующих единый «поток сознания», в котором, погружаясь в разновозрастные впечатления, путешествует вспять рассказчик.

По мнению Л.Долгополова, рассматривавшего «Жизнь Арсеньева», сам факт обращения Бунина к автобиографической хронике явился для писателя бессознательной попыткой реализации буддийского понятия «перевоплощения». «Известно, что в личном восприятии Бунина жизнь была постоянной «борьбой со смертью» и что он сам боялся смерти. Работа над автобиографическим романом

^ 24

как бы отодвигала смерть, создавая иллюзию нового рождения» .

Однако при всей значимости проведенных наблюдений и сделанных учеными выводов о проблеме Памяти в творческом сознании Бунина все же остается ощущение какой-то неполноты исследования. В современных работах проблема Памяти в творчестве Бунина особенно эмигрантского периода - одна из наиболее сложных и неразработанных проблем, которая ждет своего систематического истолкования.

Иофьев М. Поздняя новелла Бунина - Иофьев М. Профили искусства. М., 1965. С.288.

24 Долгополов Л.К. Литературное движение века и Иван Бунин. - На рубеже веков. Л., 1977. С.319.

В настоящей работе ставится задача исследовать проблему Памяти в творчестве И.А.Бунина. Рассматриваются его роман «Жизнь Арсеньева» и рассказы книги «Тем