автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Проблемы формирования и развития эстетической формы общественного сознания молодежи

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Базаров, Сафар
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Проблемы формирования и развития эстетической формы общественного сознания молодежи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы формирования и развития эстетической формы общественного сознания молодежи"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКСКОЙ ССР

ТАШКЕНТСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА

На правах рукописи УДК 300.36

БАЗАРОВ Сафар

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

МОЛОДЕЖИ

Специальность 09.00.01 —Диалектический и исторический

материализм

АВТОРЕФЕРАТ

на соискание ученой степени кандидата философских наук

ТАШКЕНТ - 1991

Работа выполнена на кафедре философии философско-экономического факультета Ташкентского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. В. И. Ленина и на кафедре этики, эстетики, истории и теории религии Ташкентского государственного педагогического института им. Низами.

Научный р у к о в о д и т с л ь:

Заслуженный деятель науки Узбекской ССР, доктор философских наук, профессор Шермухамедов С. Ш.

'Официальные опп.оненты: ,

Член-корреспондент АН УзССР, заслуженный деятель науки УзССР, доктор философских наук, профессор Пулатов X. П.,

кандидат философских наук, доцент Захидов X. Р.

Ведущая организация — Самаркандский ордена Трудового Красного Знамени государственный уншшерситст им. А. Навои, кафедра философии.

Зашита состоится « » 1991 года в часов на засе-

дании специализированного Совета Д.067.02.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук в Ташкентском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. В. И. Ленина по адресу: 700000, г. Ташкент, ул. Энгельса, 60«а» ИПК при ТашГУ им. В. И. Ленина, 3 этаж, зал заседании.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ташкентского государственного университета им. В. И. Ленина.

Автореферат разослан « » 1991 г.

Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат философских наук, доцент

ЭГАМБЕРДИЕВ Н. Э.

- 2 -

СВЕДЯ ХАРАКТЕРИСТИК! ДЙЗСЕРТАЦИИ

Актуальность тип исследования. В современных услоетях углубляющейся далократизадии, расширения гласности, становления правового государства все большее значение приобретает фактор сознательного участия ссмнх широких масс, а особенно мслодеги, н социальных пр е с б раз овакиях. Поэтому вскрытие закономерностей формирования и тенденций изменения общественного сознания во зеехчфориах представляет из себя первоочередную как теоретическую, так и практическую задачу. Без перестройка сознания перестройка в любой сфере человеческой деятельности будет идти Есле-пую. "Приступая к перестройке,- говорил М.С.Горбачев,- мы ясно осознали, что никакие политические, социальные и экономические преобразования невозможны без революции в ушх, боз духопного возрождения и идейного обновления в самой широком смысле слова"-.

Вместе с тел происшедшие с начала перестройки события показали, что полагаться на самотек в вопросах формирования новых социальных, политических, нравственных и эстетических установок - нельзя. Часто это приводят к тецу, что вместе с изнибеимп себя стереотипами, догмата и мифами сказывается отброшенный! и подлинны^ ценности, являющиеся высокогуманный! достягенияыа социализма, имеющими непреходящее общечеловеческое значение. Среди них можно отметить интернационализму и принцип друсбы народов, исторический оптимизм, достижения многеналдонального искусства, эстетические идеалы и нормы нравственных отеоевкий.

Зто свидетельствует о том, что революционное, а не нигилистическое, отрицание прошлого, составляющее органическую часть революционного преобразования общественного сознания, возможно только на научной почве дпалектяко-ыатзриалистпческого понимания взаимоотношения общественного сознания и общественного бытия, ибо "Сознание..., - как отмечали основоположники марксизма,- никогда не монет быть чем-либо иным, как осознанным бытием, ... а бытие есть реатькыЗ процесс их жизни"2. Поэтому источники и основу радикального преобразования сознания масс нушго искать в изменениях материальных условий их жизни, в конечном счете з

1. Горбачев U.C. Политический отчет Центрального Комитета КПСС хш съезду КПСС и задачи партии.- Материалы Ш11 съезда «ЗСС.- U., IS90.-С.27.

2. Маркс К., Энгельс ф. Соч. Т.З. С.25.

преобразованиях общественного производства, связанных с изменениями отдалений собственности. Вместе с тем нельзя упускать из веду, что общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, что позволяет говорить о своеобразии законов его развития и функционирования. И исторический ошп человеческой цивилизации показывает, что на крутых поворотах прогресса общественное сознание во всех его формах становится, с одной стороны, очень динамичным, а с другой - весьма противоречивым, даге конфликта™. Это проявляется, в частности, в разногешшЕом развитии его форм (например, политического и нравственного сознания, правового и эстетического) и в различии уровня, объема, структурного своеобразия его воплощения в духовном мире различных социальных групп общества, являющихся носителем этих форм общественного сознания.

Анализ ситуации в общественном сознании сегодня подводит к признанию того, что, во-перзых, последствия застоя сказались как на теоретическом, так и на обыденном уровне общественного сознания при явно прослеживающейся тенденции их неуклонного отдаления друт от друга, особенно заметного в распространении так называемой "кассовой культуры"*. Бо-вторых, культивирование в прошлом мифологизированного сознания и монипулирование им было главным препятствием на пути обратного активного воздействия общественного сознания на общественное битке, которое оказалось направленным на его переферию, на окраинные сферы бытия2. В-третьих, к весьма негативным последствия!! привел отрыв и противопоставление социалистического общественного сознания, особенно его эстетической формы, напряцую связанной с культурой, от мирового духовного процесса. Тенденции взташии неизбежно вели к упрочению догматизма, препятствовала р^витию творческого начала в практической деятельности. Любые теоретические изыскания находили своз завершение лишь в пропагандистской фазе или лозунге, никак не сказываясь на изменении социальной реальности. Партия открыто признала это на XIX Всесоюзной конференции: "Пропаганда, обхода Елвотрешщущие проблемы бытия, шрондалась в риторическое суес-

1-. См. Уледов АЛ. Диалектика общественного сознания в условиях перестройки,- Научный коммунизм,- 1337.- & 4.- С.44.

2. Си. Форгкэование ценностных сризнтаций молодежи в условиях ускорения"социально-экономического развития,- И., 1933.

ловиз и славословие, приобретала чисто ритуальное значение"*.

Поэтому ппр-гал условием объективного исследования духсзгшх процессов явля.аобращение к выявлению закономерностей функционирования кснк^тпшх форы общественного сознания, например, эстетической, л учет своеобразия его социального носителя, например, молодежи.

Обращение к эстетической форме общественного сознания в этой плане актуально потому, что эта форма обладает "проникающей" и "интегрирующей" способностью, она включается н сшроЕОп--даот все форж и типы человеческого отношения к действительности: утилитарно-практическую, познавательно-теоретическую, нравственную и т.д. В любой деятельности человека присутствует эстетическое начало, поскольку ему свойственно искать и находить в своей деятельности не только непосредственную пользу, но и радость творчества, ощущение свои возможностей, а следовательно - свобода, ему необходимо общественное прязнакгз его деятельности по шкале прекрасного, так как человек твордт "я по законам красоты".

Формирование и функционирование эстетической формы общественного сознания имеет особую актуальность в виду социальной значимости выполняемых функций, своеобразия способов их реализации среди различных социальных групп общества. Эстетическое сознание как форма общественного сознания на мозвт существовать вне индивидуального сознания, которое в своей реализации испытывает на себе воздействие казненных условий конкретных социальных общностей, зклгачаздих в себя каздую личность. Это могут быть классовые, профессиональные, возрастные общности, обусловливающие специфику практической деятельности, на основе которой и ' формируется' эстетическое отношение к действительности. В итоге эстетическая форма общественного сознания является и продуктом такой деятельности, своеобразным результатом, г в то на время неотъемлемой духовно-активной ее стороной.

Поскольку любой вид практического отношения человека к миру имеет общественный характер, актуальным представляется исследование как происходит реализация идеи Маркса о превращении общественного сознания в материальную силу.в таком социальном елоо

I. '.'лтериалы XIX Всесоюзной конференции КПСС, 28 июня - I июля 1988.- С.82.

как молодегь с выделением групп учащихся, работающих, сзудентов. Процесс материализации идей, е îou числе эстетических, возможен только в практических преобразованиях объективной реальности, осуществляя которые человек не только удовлетворяет свое потреб-косте, в той числе эстетические, но и реализует свою творческую сусность, сообразуясь с условиями, представляемыми ему обществом.

Теспейшш. связь эстетического сознания с прикладным и худо-пзствешшм творчеством позволяет рассттривать деятельность молодежи как участие ое в культурных процессах, как практическую реализации требования В.И.Ленина, обращенного к ней, обогащать^ себя "знанием культуры, созданной всем развитием человечества"х, ибо без культуры, вне культуры ни о каком социализме речи быть не моют. Специфичность социального положения молодежи в обществе детерминирует ее эстетические потребности, оказывает воздействие на эстетический вкус, формирует эстетический цдеал, т.е. обусловливает особенности образования и развития всех структурных. элементов эстетического сознания, одновременно позволяя выявить взаимодействие объективных условий и субъективных бэктороь в этом процессе. Этим объясняется актуальность обращоник к выявлению эффективности методов и форм эстетического воспитания, утверждения и развития эстетической культуры в различных группах молодегщ, так как это и "позволит энергично наращивать и расширять культурный пласт перестройки"^, будет означать реализацию той политики по отнесению к ыолодеаи, смысл которой - "создать для молодежи такие условия и стимулы, в которых они могли бы с наибольшей полнотой раскрыть свш мысль и энергию, развивать и реализовывать свой творческий потенлрал во имя социализма"^.

Все отмоченное в совокупности и определяет актуальность избранной теш для специального исследования.

Степень разработанности проблемы. Б советской философской, обществоведческой, социологической и эстетической литературе никогда не исчезал интерес к проблемам развития общественного со-гкания, к выявлению своеобразия его форм и уровней, структуры и дункций, специфике упрочения в духовных образованиях личности,

1. Ленин Б.И. Паш.собр.соч. T.4I.- С.304.

2. Горбачев М.С. Революционной перестройке идеологию обновления.

- Е., IS83.- C.I8.

2. Материалы ИХ Всесоюзной конференции КПСС,28 шня-I июля 1938.

G. 69.

включенной в ту иную социальную общность, к особенностям упрочения эстетической .культуры, прогресса эстетического сознания молодого поколкгля.

В работах советских философов, педагогов, психологов а ¿эристов, е том числе /збокских, достаточно глубоко я всесторонне освещены, например, ойцяе вопросы теории я практики формирования эстетической формы общественного сознания, проанализированы принципы организации эстетического воспитания молодеги, показаны противоречия и трудности перестройки духовной сферы яизни советского общества;

Активно разрабатываются определенные вопросы сущности и функций эстетическое форлы общественного сознания з трудах Я.А.Алексеева, Л.А.Баскпнсй, Н.М.Елипоза, Ю.Борева, Г.Глезерма-ка, С.С.ГолвденЕТрихта, Г.Дглйладзе, А.Г.Здраво^слова, ¿.Егорова, А.2."3рс-:.:еева, З.Г.Куделина, Л.К.Капша, Н.И.Кпященко, Н.Д.Дойзерова, О.Ларлика, 2Л.;,!анеьича, В.К.Скатерд2Кова,Е.Т.То-цеико, .М.<2. Овсянникова, И.КЛангля я кн.др.^. В Узбекистана вклад в рассмотрение различных аспектов развития эстетического сознания молодела внесли публикации Н.Г.Гадбова, Ю.Д.Дгумабаева, Т.М.Уахлудова, М.Н.Нурматова, Х.П.ПулатоЕа, Э.Ю.Умарова, А.Ч.Ча-риева, Т.и.Парипова, л,А.1Еейховой, С.Ш.Еерлухачедова, Г.П.Серма-товой, З.Ю.ЮзупоЕа, Э.Ю.Юкусова, Ш.Я.ЯкубоЕа з др.

7е? в годы перестройки пробел ряд конференций по молоденпой тематике и запущен рэд диссертаций, посЕященшх анализу социального облика представителей различных профессиональных я возрастных групп молодежи, специфике проявления их эстетической культуры, своеобразию Еиработхя иша эстетических ценностей, позволяющей судить об эстетических предпочтениях п ориентация, о диалектически-противоречивой гармонии общественного я индивидуального уровней эстетической форгы общественного сознания.

Однако считать вопросы исследования особенностей эстетического сознания иалодеяк полностью решенными представляется преа-дезроменкым в следствии, по крайней мере, двух обстоятельств. Во-первых, подавляющее большинство работ по исследования эстетического сознания вышли в доперестроечный период. И хотя эта фор-

- I. Бее произведения с еыходеымя данными указаны в библпогтаЗия, приложенной к ддссертагзш.

:„•£ общественного сознания относительно отдалена от базисных структур, но п она была подвержена :юмадБДО-ад^инистратнзно.,.дг дазленап, конъектура, монополизации, а следовательно - нуждается в "очищении", "критическом переосмыслении".

Во-вторых, уг.з в года перестройки в шзнь вступило новое поколение молодежи, которое к социалистическому выбору, к его зстетическс:.^ идеалу, как это было подмечено еще В.й.Лениным, подходит в вид обстоятатьствах, друтмп путяга с те:.ыаип, а следовательно иначе осуществляет преемственность в развитии общественного сознания, чем представители старшего поколения, чье эстетическое сознание и культура формировались под воздействием иных факторов. И спец;:алькой работы, где сы этот процесс рассматривался как целостное явление, пот пот, что во иного.« объясняется существованием в недавне;.; прошлой "зон", недоступных для критики, к которым относилась и воспитательная деятельность КПСС, о которой ыонно было говорить лишь в восторг-ешых тонах-. Но нельзя идти вперед с голозои, повернутой назад. II партия сама заявила, что "исходя из требований елзки, надо по-новому взглянуть на некоторые теоретические представления и концепции"2, что усиливает актуальность настоящего исследования.

Эстетическое сознание отражает особый в;:д общественных от-нопенил, обусловливается е.:е, но и само отзывает влияние на них. а поото1.у воздействует п на развитие общества. В противоречивом нротерсании процесса обновления духовней кивни явно обнаружился "дефицит" философско-зстетического и, прекдо всего, социологического изучения реального состояния эстетического сознания различных социальных слоев общества, скрытых причин неразвитости и деформации зстетичес1;их вкусов и потребностей г.тасс, нередко бездуховных по своему характеру стереотипов культурного потребления в рачках таг: называемых "субкультур", нарастаюцлх дкссокансов иегду теоретическими концепвдяии ... е реальным функцеонярованя-еы кассового зстотического сознания"1-*. Это и определило направленность анализа проблем.

-I. Сь5. Правда Востока.- 1388.- 28 августа.

2. Материалы ХШ съезда КПСС.- К., 1986.- С.38.

3. Идеологическая работа КПСС в условиях перестройки. Под ред. Е.Т.Тощенко.- ЬГ.: Политиздат, 1988,- С.165.

Пелв к зат~;х исследования. Целью настаж&го лссдодсжнтая латкется - лровед'^лв спстешого методологического анализа состояния и тенденций ЕГ'экевдя эстетической форм! общественного сознания колодези, с.."лшещзгсся на дальше ссцяодогачсскгх исследований, проведеимп в Узбекистане йа протяжении переднего десятилетия (193С-1990 гг.).

Для обеспечения всесторонности и необходимой глубины исследования предлагается репить следуюгзхе научные задачи:

на основе сопоставления с уге определенными з литературе точками зректя предложить новый подход к раскрытию социальной прпродц я сущности эстетического сознания с выявлением аго на-цпо11ального стоообразпя в Средней Азии;

- показать спец!1ф:1ку эстетической формы общественного со-знання через Есгсрытле взаимозависимостей его структурах элементов к зшшшпхе совдально-значкшх фуккадгй, раскрнвглщдхся з практическом освоении действительности;

- проанализировать социальные характеристик:: молодежи как особой соцдальнсЗ группы общества, выступающей в качестве объекта с-стетнчзского воспитания и субъекта эстетичэской д&ятельностн с учетеп ее возрастной и профессиональной дифференциации в 7зб?-кистане;

- раскрыть воспитательный потенциал худоагстЕ-зпной культур;; кг:: фзглсра эстетического развития личности;

- дать практические рекомендации по совершенствованию и по-выаешво эффективности работы по подъему эстетического сознания узбекской кслодека.

Методологическая и теоретическая основа и эмпирическая база исследования. Отправите подо&екяа работы спираются на прякцепя-олшго замечания классиков марксизма-ленинизма, содержащиеся в . хг трудах, затрагивающих вопросы формирования и развития разддч-ш форм общественного сознания, молодежную проблематику, факторы сстсгадизация, а такяе проблему эстетического отношения к дей-ствптелх-яостя, склад кающегося, в частности, у молодели под воздействием зоспятатзлышх усилий различных социальных институтов.

В диссертации использовались работы советских философов, историков, социологов, педагогов, юристов, партийных я комсомольских работников, на которые даны соответствующие ссылки. Эмпирические данные почерпнуты из союзной и республиканской, в тем

числе местной печати, из публикаций специальная научных курна-лоь, собраны в архивах областных и районных комитетов комсомола, извлечены из статистических справочников и научных обзоров.

Исходны:.! контингентом исследований, проводившихся автором е течении 1985-1990 гг. и охвативших около 1200 респондентов, били учащиося средних школ Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и Бухарской областей как городских, так и сельских; работающая молодежь до 30 лет Карпинского района Кашкадарьинской области и промышленных предприятий г.Карши; студенты 4-5 курсов Бухарского, Карпинского и Ташкентского пединститутов, среди которых проводились опросы, анкетирование, интервьюирование, материалы которых сспоставшись с аналогичными данными Института философии и права ЛН УзССР им. И.Цуишова. Г целях сравнительного анализа полученных результатов автор привлекал опубликованные данные социологических исследований состояния эстетической культуры коле— доеной среды, проводившихся в различных регионах страны.

Научная новизна исследования заключается, во-первых, в постановке самой проблемы, так как особенности формирования и функционирования эстетической формы общественного сознания в колод седой среде региона специально не изучались;

во-вторг-х, предложен новый подход к раскрытию социальной природы и сущности эстетического сознания, особенностей его складывания и раскрытия в национально своеобразных условиях многонациональной республики с преобладанием сельской молодоки;

в-третьих, раскрыта диалектика субъектно-обьектных отношений, отражаемых эстетическим сознанием, имеющим сложную структуру, координирующую связь его элементов и обусловливающую его по-лифуЕкциональность;

в-четвертых, предложены социальные параметры для характерл-стики такой социально-демографической группы как молодежь, выступающей в качестве объекта эстетического воспитания и субъекта эстетической деятельности;

в-пятых, предложен новый аспект рассмоарзния художественной культуры как детерминанты эстетического развития личности, действующей как через условия ее достижений, так и через непосредственное участие в творчестве;

в-шзстых, предложены практические рекомендации по поеьтеунеп качества эстетического воспитания молодежи, учзтнвчщие своеоб-

разиэ ее прсфессггснально-возрастных групп в. республике.

Практическая..значимость работы заключается в том, что ссно-вашие на полученных гаучннх результатах предлог-онля создают возгаяность ойтш.тт'дговать воспитательные процессы среди молсде-Ш1-, конкретизировать ■:. эстетическую направленность, позволяющую "облегчить" усвоение накопленных обществом астатических ценлос-тёй и, тем самым, обеспечивающую общий подъем эстетической культуры подрастающего поколения.

■'Теоретические 'положения, сфорглулироваяные в работе, раскрывающие сущность и полифункционадьность эстетической форм! общественного сознания, могут найти применение в чтении вузовского курса философии и теории социализма по эстетике я теория культуры, а такке в беседах и выступлениях з молоденпой аудитория по линия общества "Знание" при анализе тенденций развития различных форм общественного сознания в условиях перестройки.

Апробация саботы. Исследование проводалось ь соответствии с координационным планом комплексных научных рабег ТглГШ имени Низами и Каслинского ШИ т.!. X.Алгалдяана. Результаты а основннз сдои диссертации освещались з докладах на научно-таорэтзчесяпх конференциях ирофсссорско-проподевательсксго состава ТашГШ игл. Низа-,та (I£30-IS83)rr.), Карщянсяого ПЖ (1980, 1983, IS34-IS8S, 1990 гг.), 1Ж при ТапГУ ст. 3. И. Ленина (1335, 1991 гг.), на республиканских научно-практячзскях конфорсЕцгях молодых ученых в г.Ташкенте (I9S0 г.) и в г.Лдязако (1981 г.), Карщпнского OK КП Узбекистана, Карщинского Ш КП Узбекистана, GK и ГК ЖСМ Узбекистана, Кашинского областного управления по народному образованию, областной организации общества "Знание" и книголюбов, в мояедокнои центре "Шлихе" и в Карпинском пединституте.

Диссертация прелла обсуждение на заседании кафедры философии ФЭФа ТаиГУ ст. З.И.Донина, где была рекомендована к защита.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении приз едены аргументы, обосновывающие актуальность те?.:а и перспективы ее рассмотрения, проведеп анализ состояния ее разработанности в философской и эстетической литературе, определена цель и конкретные задазд исследования, отмечена новизна постановки Еопросов, теоретическая и практическая ценнее ть их систегшого разрешения.

В первой главе "Сущность.и природа эстетической томя общественного сознания", состоящей из двух параграфов, последовательно анализируются социальные детерминанты, порождающие эстетическую форму отражения общественного бытия, показывается ее сходство с друтими и отличие от них, выявляются отличительные особенности, придающие ей своеобразие как в субъектно-обьектном отно-пении, так и в к.-тоде и результате отражения. Исследуются составляющие ее структуру элементы, прослеживается юс связь и взаимообусловленность, проявляющаяся в политункщональности, многогранности отношения к природной и социальной действительности, реализующихся в ходе их практического освоения человеком.

В подходе к раскрытию специфики эстетической Форш общественного сознания автор опирается на марксистский тезис: "Производство идей, представлений, сознания ... непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей"-'-. Осваивая природу, человек в процессе труда не только удовлетворяет свои потребности, но и сам развивается, формируется как личность, испытывая на себе воздействие не только природы, но и других лвдей, общества. Именно это и делает человека собственно человеком, социализирует его.

Общзственный характер труда изначально предполагает и обусловливает целесообразность и целенаправленность, превращающих процесс труда в духовно-осознанную практическую деятельность, смена форм которой выступает фактором развития не только технических навыков и опыта, но и стимулятором познавательных способностей, т.е. развития сознания. И это последнее, как это доказано современной наукой, протекает тем интенсивнее, чем всесторонне происходит включение человека в реальные социально-экономические связи и отношения. Маогсформность этих связей и отношений, в совокупности составляющих общественное бытие, детерминируют своеобразие функционирования общественного сознания.

Становление общественного сознания явилось выражением выработанной обществом способности индивидуального человека воплощать б предметных формах свое индивидуальное бытие как форму связи с другими людьми, и наоборот, включить предметно-сложившуюся деятельность в свое индивидуальное бытие, сообразуя ее со своими .потребностяш и способностями, преобразуя свои навыки и влечения

I. Ыарпс К., Энгельс 0. - Соч. Т.З.- С.24.

соответственно .'характеру.

В диссертац,: показано, что формирование п фуккцЕснирование общественного сознания находится в прямой зависимости от стспекл соответствия мещду такими сторонами трудовой деятельное та как удовлетворение непосредственных материальных и духовных потребностей и личностно образующего фактора. Именно эту сторону К.Маркс, например, считал самоцелью производства1-. Следовательно, общественное сознание есть результат, продукт исторического развития, а его многоформность есть следствие обособления различных форм человеческой деятельности. Возникновение я генезис особых форм общественного сознания, с ходом истории обретающим все более полную и слоянув структуру, отражает особенности развития практического отношения человека к миру. Поэтому степень развития общественного сознания я "отлажекность" его?структуры кокет служить показателем развития самого общества, которое на определенном этапе своего развития - капиталистическом - приводит к выделению духовного производства в особуа производственно-экономическую систему. Веделение системы духовного производства оказывается показателем противоречивости общественного процесса, ибо создание духовных ценностей все более отрыгается от материально!! ЯЯЗНП ЕШрОКИХ КарОДНЫХ !,'ЛСС.

Особенно зримо это проявляется в отделении обыденного з теоретического уровней общественного сознания. Расслоение общественного сознания в этом случае говорит не только о естественном усложнении его структуры, по и о неравенстве социальных груш в производстве, распределении и потреблении духовных ценностей, в конечном счете приводящих к разделению Есей культуры на массовую и элитарную, что в современном обществе приводит к социальной конфронтации.

Поскольку любая фор.?а практической деятельности так или иначе придает своеобразие ое отражению в сознании, то своеобразие эстетического сознания кроется в специфике эстетической деятельности, которую К.Маркс определил как способность изменять мир по законам красоты2. При этом способность такого творчества возрастает вместе с социальным прогрессом общества, приобретая все большее социальное значение. На сравнительно высокой стадии раз-

1. См. Маркс К., Энгельс О.- Соч. Т.26.- Ч.П.- С. 123.

2. См. Там тт.- Т.42.- С.94.

бетея общества творчества "по законам красоты", не порывая связи с другими формами практического и духовного освоения действительности, обособляется в относительно самостоятельную область деятельности - в искусство, где эстетическое сознание становится доминирующим. В то же время само искусство становится вакнейзпм фактором развития эстетического сознания в обществе.

Под эстетической формой общественного сознания принято понимать систему эстетических чувств, вкусов, суждений, идеалов, взглядов, теорий, возникалдих на основе общественного бытия и изменявшихся клесте с ним1. В нам фиксируется я закрепляется эмоционально-образное и идейно-теорстическоо знание об окруяа^ь щей действительности и чувственно-оценочное отношение к ней.

Для раскрытия социальной значимости эстетической форма общественного сознания и показа ее своеобразия по сравнению с другими формами в диссертации предлагается учет четырех аспектов подхода:

во-первых, с позиций функциональности, т.е. исследования конкрэтных проявлений его активности в различных сферах деятельности;

во-вторых, с позиций гносеологии, т.е. анализа специфичности отражения по сравнению с научным, правовым, нравственным и т.д.;

в-третьих, с принятием во внимание конкретно-исторических обстоятельств, так как личность, носитель этой формы общественного сознания, постоянно развивается;

в-четвертых, диалектического сочетания классового подхода и приоритета общечеловеческих ценностей, что моено считать идеологическим аспектом. Эстетическое сознание в обществе, построенном на антагонизме классов, нэ монет не нестя на себе печать классовых интересов. Но классовое начало по-разному проявляется б раз-еых сферах, зачастую перекрываясь воздействием общегуманистпчес-ких установок личности. Особенно это -относится к сфере эмоционально-психологической, где сознание функционирует в таких фор^ , кгх как эстетические вкусы и чувства, которые заметно автономны I; классовым интересам.

Учет этих аспектов дслиен в научном анализе корректировать соотношение структурных элементов, участвующих, как и во всех

I. Сгд. Уваров Э., Пал И. Эстетика.-Ташкент: ГкптувчиДЭЭО.- С.35.

формах общественного сознания, в функционировании эстетического сознания: а) субьект, б) средства и методы, в) объект, г) результаты эстетической деятельности. Так как любой вид деятельности направлен всегда на удовлетворение той или иной потребности реального человека, общества^, то к эстетическая деятельность осуществляется под воздействием эстетических потребностей, каждая из которых обязательно имеет две стороны: объективную (освоение в прахе тике) и субъективную (отражение в познании). В силу этого эстетические отношения/фиксируемые эстетическим сознанием, всегда имеют объектно-субъектную форму. Поэтому содержание эстетической формы общественного сознания не просто охватывает созданные материальные ценности и всю совокупность идей, воззрений, теорий, т.е. духовные ценности, но и вообще культуру как внутреннее человеческое качество, побуждающее человека на "раскрытие и развитие своих творческих сил и способностей"^.

В диссертации показан методологический смысл различения понятий: творческая деятельность, художественная деятельность, эстетическая деятельность, что позволило провести коякретпий анализ структуры эстетического сознания и элементов, ее составляющих, которые представляют из себя "различные"; но взаимосвязан— ные компоненты целостного субъективного взаимоотношения человека п общественного целого"^.

Принцип субординации отражательных форм позволяет нарисовать логическую последовательность выделения структурных элементов эстетического сознания, которое начинается с простейших эстетических чувств и проходит ряд ступеней развития, фиксируемых как эстетические понятия, суждения, оценки, вкус п аккацулирузт-ся в категории эстетический идеал.

Все они связаны между собой генетически, содержательно и функционально. 3 диссертации, например, оточено,»что эстетический идеал, как цель и стимулятор совершенствования эстетической деятельности, опирается ка непосредственные эстетические чувства, корректируемые эстетическими суждениями оцэночио-ориентацконного

1. См. Маркс К., Энгельс Ф.- Соч. Т.З.- С.71; там па Т.7,- 0.44В.

2. Ефимов Ю.И., Громов И.А. Человеческий фактор в культура,- л. 1939.- С.6.

3. Гольдентрихт С.С. О природа эстетического таорюствз.- М.( 19В7.- С.82.

характера, которые, в свои очередь, детерминируются социальным содержанием эстетического вкуса, своеобразием эстетических потребное ,е5 а способов их удовлетворения. Такой последовательный анализ дает основание утверждать, что в эстетическом идеале происходит диалектическое соединение чувственного и рационального уровней этой формы общественного сознания.

Раскрытию социальной значимости эстетического идеала помогает его сопоставление с общим понятием идеала. Как и всякий элемент сознания идеал есть духовное образование, форма отражения. Его своеобразие, по сравнению с другими формами, заключается в том, что он отражает не только то, что есть, но и то, что гложет и долено быть. Он есть идеальное отражение возможностей, заложенных в действительности, в тенденциях развития. В этом плане эстетический идеал обладает как общим содержанием с любым идеалом, так и своеобразными чертами как в его содержании, Tai: и в форма. Эстетический идеал представляет собой образ должной и желаемой эстетической ценности.

Если общественно-политический идеал выражается в понятиях, нормах, статусе устройства общества, нравственный идеал - в том или ином моральной кодексе, то эстетический идеал - в конкретно-чувственной форме, которрэ полнее всего передает искусство. Поэтому искусство всеэда есть форма отражения действительности о позиций определенного эстетического идеала. О характере эстетического идеала можно судить, в первую очередь, на основе функционирующего в общества искусства, раскрывающего егр общественный смысл.

Но идеал является обязательным компонентом духовного мира и каждой личности, выступая мотивом эстетической деятельности этой личности, реализующей в этой деятельности своп внутренние убеждения, проявляя эстетический вкус.

Специальный анализ онтологической, гносеологической и функциональной взаимообусловленности элементов эстетического сознания позволяет выявить общее и особенное по сравнению с другими формами общественного сознания, проявляющееся в его субъекте, ыетсде н объекте.

Во второй главе - "Принципы и особенности развития эстетического сознания молодежи" - последовательно анализируется социальный облик молодежи как своеобразной социально-демографической грушш в социальной структуре общества и как особого субъекта -

носителя эстетической формы общественного сознания, накладывающего особый отпечаток на доступные ему виды творчества в избранной сфере практической деятельности, раскрывается роль художественной культуры в качестве фактора эстетического развития подрастающего поколения.

В рамках марксистской мэтодологои характерным является утверждение, что конкретным носителем общественного сознания выступает субъект общественной деятельности, а таковым иогет быть не только отдельный индивид, личность, но и социальная группа или слой общества, внутри которых наличествует прочная система общественных отнопений. К .Маркс прямо подчеркивает это обстоятельство: "Общество не состоит из индивидов, а шракает сушу тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к ДР7гуп1.

Естественно, что комплекс таких отнопений в различных социальных слоях и группах будет различаться как по характеру, так и по форме выранения, по устойчивости и тенденциям изменения. Общепризнанным является тезис, что историю творят социальные субъекты, реализующие свои интересы, выражающие их в определенных идеях, взглядах. При таком подходе общественное сознание, в том числе его эстетическая форма, предстает не как анонимная духовная реальность, а как идеология и психология определенных социальных общностей. В этом плане особый интерес представляет такая социальная общность пли группа как молодежь.

Еще классики марксизма обращали внимание на необходимость выделения особого слоя общества, которое они называли "подрастающим новым поколением пролетариата . В диссертации обращено знимание на то, что характерные особенности молцдез! определяются условиями протекания довольно длительного отрезка газни каз-дого человека, во время которого идет формирование казненных установок и принципов отношений к действительности, усвоение практикуемых обществом нош морали и форм общения, накопление культурного я профессионально-трудового потенциала, получение образования, рабочей квалификации, гражданского статуса, в ходе которых идет и выработка эстетического пкуса, приобщение z эстетическим идеалам, прогресс эстетических потребностей.

1. Маркс Е., Энгельс Ф.- Соч.- Т.45. Ч.П.- С.214.

2. См. Маркс К., Энгельс Соч.- Т.15.- С.1Й.

Исходя из этого дается система социальных признаков, характеризующих статус мслодеял в советском обществе. Во-первых, это возрастная группа, в которую принято включать граждан от 16 до 30 дет, отличающихся от других возрастных когорт своими психологическими особенностям, связанными с периодом физического,нравственного е социального созревания. Во-вторых, преимущественным бедсм деятельности для данной группы выступает обучение и подготовка, т.е. начальный этап включения в трудовую и общественную кизнь. В плане особенностей формирования у молодежи эстетического сознания отмечается, что это единственный социальный слой,охватываемый обязательной системой худоезстезнного образования и направленного эстетического воспитания как на чувственно-эмоциональном, так и на рациональном уровне. В-третьих, молодезь - это не самостоятельный класс, что иногда декларируется отдельными социологами Запада, а органическая составная часть социально-классовой структуры общества., испытнзазщая на себе влияние усто-яшегося в обществе образа ензни, уровня культуры, практикуемых связей и форм общения, нравственных и эстетических ценностей.

В диссертации обращено внимание, что формирование эстетического сознания молодого человека, особенно его теоретического уровня, зависит от даух хшнзх факторов: а) от уровня развития садюй эстетической науки с сопряженных дисциплин (искусствоведение, культурология и т.п.); б) от стецаня доступности и возможностей усвоения теоретячэскЕх знаний. Последний фактор напрямую связан с современной кзтодгкой обучения, которая функционально предназначат не только к передача теоретических знаний, но и к выработке умения и Еавыков использования их в практической деятельности. Для анализа эффективности воспитательных усилий были собраны сведения об изменении степени ориентации студентов трех педагогических вузов в эстетической информации, об эволюции критериев Естетпчвскоз оценки различных шкров искусства, ¿¡энные опросов Е анкетирования в Кариннскои и Ташкентском ГПИ показывают, что на пятом (выпуски ал) курсе объеы эстетических знаний увеличивается в 3-4 раза со сравнению со вторым, обращение к специальным источникам (книги, статьи, учебники) стало более регулярным (участилось в 3 раза). У более чам 10 процентов опро-еонеых ощенилось отношение к функгрям искусства (заметна тенденции от преимуществонно развлекательного отпссс-нил к воспитатель-

нсЗ и познавательной (рост в 2 раза).

Одновременно даяние свидетельствуют, что эстетическое образование продолжает "страдать" от последствий застойного периода. Это проявляется, в частности, в том, что только кзядый 3-4 респондент могли ответить на вопрос о практическом приложении эстетических знаний, о роли эстетической культура. Объяснением этому может служить дефицит времени, которое нолодой человек может уделить обращению :: искусству. Например, узбекскио екольники,даже областных центров, могут уделить этому не более 12-13 часов в неделю, студенты - 5-8 часов, а рабочая молодеть не более 4-7 часов. Только 58-59^ молодых людей бывают еженедельно в кино или на зстрдлных концертах, 67^ - посещают библиотеки и читают художественную литературу; кузен, театры, выставки, худоsecтвенные галлереи больсинство опрошенных посещают 2-3 газа в течение года.

Неравномерно распределены и эстетические СЕлиатии, что говорит о своеобразии эстетических-потребностей. Больиэ всего молодежь интересуется кино (правда, в последние 5 лет все большую популярность приобретают видэотеки и дискотеки) и эстрадой, а тачиа яалры как живопись, театр, скульптура затрагивают линь какого 5 или 6-го из ста опрошенных студентов, учащихся, при этом у выходцев из сельских районов эти показатели еще лиге.

Следует отметить, что молодежь является нэ только "потребителем" искусства. Сна дает самый высокий процент участия в художественной самодеятельности, з работе клубов девушек," по интересам, творческих студенческих и молодежных объединений. И здесь тег.о характерно, что чем еыеэ курс обучения, тем выла активность творческой деятельности. И важно то, что пожелания молодежи направлено на расшрзние и углубление контактов с искусством в будущем. Tai: уделять больсэ времени чтению художественной литературы высказывают желание 51% респондентов, посещению кино - И%, участию в художестгезной самодеятельности - 25%, больпэ знать театральное искусство - ЗСЙ. По экспресс-анкете е IS89 г. эти цифры выросли еще на 15-25*, хотя желание участвовать в художественной самодеятельности снизилось приблизительно па 10-20?. Эти данные в диссертации сопровождаются затенением роли в развитии эстетического сознания общей постановки эстетического обучения, исследованием уровня обеспеченности квалифицированепя кадрами, учебниками, методическими пособиями, состоянием матэргаль-

ней базы вузов и культурно-просветительных учрендений, активности членов творческих союзов и объединений. Снпнениз влечения к участии в самодеятельном творчества в старзкх возрастных когортах ыатоденя объясняется, как это видно из анкет и бесед, повышением самокритичного отношения к сбоям ТЕорческим восмокксстям, которое мелко объяснять более высокой степенью эстетического Е^уса, содержательностью эстетической оценки деятельности, ведущей к удовлетворении эстетических потребностей.

Исследование ответов на вопрос об использовании свободного Бременя, особенно той его частя, которая уделяется чтению, показывает, что во всех охваченных исследованием группах ыолоденси (учащиеся, студенты, рабочие) оно в среднем составляет одинаковый объем - 5-6 часов в неделю. Это, в частности, свидетельствует о ЕЫраЕНЕвашти возмопностей удовлетворения эстетических потребностей и об их однонаправленности, что моею объяснить соли-сенаем образовательной базы, одинаковой доступностью источников эстетической информации и расширением каналов ее получения, общей заинтересованностью в сохранении национального своеобразия эстетических ценностей, расширением технического обеспечения свободного времени, повышением качества эстетической организации бытовой и производственной среды, общим прогрессом культура.

Обязательным фактором и основой усвоения и развития эстетического сознания колодэки Еыстуцаат художественная культура, которая аккомулярует в себе два основных момента субъоктно-объект-ных отношений. С одной стороны, она есть форма отражения и этим самым участвует в формировании эстетического сознания. С другой, она выступает формой практического освоения действительности, т.е. разновидностью эстетической деятельности, результатом которой выступают пронзЕодения искусства, т.е. художественные ценности.

В диссертации анализируются узлоше этапы развития художественной культуры, показывается ее эстетическая природа, ее функции в творчестве и в обеспечении эстетического развития личности молодого человека. Автор согласен с наиболее распространенной в советской литература точкой зрения, что художественная культура - это "наиболее устойчивый в своей изменчивости гуманистический регион культуры"-^, для бытия и функционирования кото-

I. Борев Ю.Б. Эстетика,- Ы., 1988.- С.204.

рого характерна три существенных процесса: а) производство художественных ценностей; б) лх распределение ; в) пх потребление. Естсзтеонко, что основная масса иолодегн могет участвовать только в третьем процессе. Но к он "втягивает" в себя каждую личность по-разному, требуя прежде всего знания "языка" художественного творчества. Ваять литературу. Автор создает произведение, которое заключает в себе концептуально натруЕеиную и ценностно ориентируемую информацию. При зтем формой хранения, выражения п передачи такой информации выступает образ, доступный и чувственно-зглтирпческому, с теоретическому осмыслению. Через созданные образы вмеатель получает зозмс^лосттз общения с читателем, При этом характер и результат художественного общения зависят как от того, что автор сумел "зло~лть" з художественный текст, насколько точно создал тот или иной "образ", так я от того, насколько культурко-рецетпвно подготовлен д активен в восприятия читатель.

Симпатяг, интерес обращения к различным глнрам художественней литературы, irai: это показывал данные социологических исследований, у различных категорий молодоги различается, но еоли в младших возрастных группах, особенно учащихся, преобладает янто-роз к приключениям, фантастике, детективу, то в старгях (студенты, рабочие) - начинает преобладать интерес к литературе "с пзз-ни", "о любви", "о презлом". Объяснить это только причиюмн пся-холегпчеекпми ("переболели") не совсем корректно. Действительную причину следует искать в изменении социального положения, во гее большем подходе к этапу самос тоятаяьностн, включению в рзачьную трудовую, а не учебную деятельность.

Одновременно данные говорят о том, что молодая личность становится более восприимчивой г. новой гамме, новому набору функций худокостзенной культур:;, что свидетельствует о качественных изменениях эстетического сознания, что а дает основагае для утверждения о проявлении закономерности, которую 3.И.Лепил называл "возвышением потребностей". Большую роль при этом играет больнее понимание эстетического содержания национально"* художественной культуры, которая в своих лучших образцах пропагандирует я утворгэдает та~ие качества я черты личности, которые отвечают как сошальным и эстетическим идеалам современности, так к, по топкому замечанию Ч.Айтматова, опыту всех зремс-з, т.о.

идеалам общечеловеческим. Изучение библиотечных формуляров показывает, что особой популярностью у узбекской молодежи пользуются произведения Чулпана, У.Насыра, Айбека, А.Каххара, А.Кадыри, Г.Гуляма, Х.Алимджана, К.Яшина, А-Арипова, Э.Вахидоза, АЛ,1ухта-ра, С.Ахмада, А.Кздырова, У.Хашимова, АЛкубоьа. Характерно, что установка на чтение у молодежи все чаще складывается не в процессе "дружеского обмена мнением", а в целенаправленном поиске, который включает момент избирательности, т.е. критического отношения, являющегося проявлением эстетической активности. Высший пик интереса приходится на прозу и поэзию (соответственно от 37$ и 56$ у рабочих, 40?! и 51$ - у студентов, 39$ и 5.4$ - у учащихся), на что, видимо, оказывают влияние как психологические факторы, так и социальные, например, исторические традиции узбекской национальной художественной культуры.

Изучение мотивации к чтению показывает, что наряду с воз^-растными, действуют и другие факторы, например, знание автора, фактор "землячества", но более важным представляется ссылка (от 22 до 25$ опрощенных) па осознание "пользы" чтения и его важности для подъема "собственной культуры". Это свидетельствует о спонтанном воздействии воспитательной функции художественной культуры, а именно такое воздействие (а не иазидание извне) оказывается наиболее эффективным, наиболее прочно закрепляющемся в духовных структурах личности, являясь показателем ее эстетического развития.

Избирательность проявляется и в подборе личной библиотеки, хотя молодежь в силу своего социального статуса еще не может полностью реализовать свои потребности в этом. По результатам исследования только 18$ учащихся, 22,6$ студентов и 26,1$ рабочей молодежи стремится иметь и собирает личную библиотеку. На эти показатели оказывает влияние местожительство, семейные обстоятельства, социальная принадлежность. Подавляющее большинство (от 51 до 67$) удовлетворяют свои потребности е чтении в общественных библиотеках, число которых в республике возросло с 6856 в 1980 г. до 7746 в 1989 г., а в сельской местности с 3548 до 6208, хотя количественная и качественная структура их фондов па всегда и не полностью соответствует структуре читательских потребностей молодежи. Особенно серьезные претензии обнаруживаются к современности и социальной актуальности требуемые читателями произведений.

В заключении диссертации дедаются общетеоретические вывода, лейтмотивом которых можно считать, что эстетическая культура достигается но только обучением, но в гораздо большей степени воспитанием, которое "создает" не только знания, но и характер человека. 3 процессе эстетического воспитания молодая личность формируется под совокупным воздействием: I) эстетической теории; 2) природной и социальной среды; 3) произведений искусства и 4) эстетической даятельности, охватывающей восприятие эстетических и художественных ценностей и доступные формы творчества по законам красоты. Завершается работа рекомендациями по совершенствованию эстетического воспитания молодежи Узбекистана.

ОСНОВНЫЕ ПОЖЕЕЕНЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

1. Творец и воспитание эстетического вкуса. В е.: Совет мактаби, 1979. & 9. С.24-27 (наузб.яз.).

2. Водпзбкая сила искусства. В г.: Искусство Советского Узбекистана. IS20. & 2. C.I (на угб.яз.).

3. Эстетическая культура молодев в социалистическом обществе. В кн.: Тезисы дскладок республиканской научно-практической конференции молодых ученых, преподавателей и аспирантов по истории ВЛКСМ и международного молодежного движения. Ташкент, IS80. C.II3-I2I.

4. Ванный фактор эстетического воспитания. В е.: Совет мактаби. 1951. >':■ 6. С.54-56 (наузб.яз.).

5. Литература как средство воспитания эстетического вкуса. 3 сб.научных трудов. Становление и развитие духовной культуры развитого социализма. Ташкент, 1981. С.138-145.

6. Камолат канстя (Взлет). В к.: Искусство Советского Узбекистана. 1982. й I. C.I.

7. Формирование эстетического сознания молодеки. В сб.: Ua-терпалы ХХ1У научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава К1Ш1. Харли, 1934. С.34-35.

8. Хачза эстетик оламинияг атеистек кулами. В кол.сб.: Перестройка и атеистическое воспитание. Карт, 1990. С.50-56.

»