автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Противоречия социалистического образа жизни и пути их разрешения

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Нуридинов, Алиджон
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Противоречия социалистического образа жизни и пути их разрешения'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Противоречия социалистического образа жизни и пути их разрешения"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКСКОЙ ССР

ГАШКЕНТСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

На правах рукописи НУРИДИНОВ АЛИДЖОН

УДК 300.311 + 100.51 +300.405

ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Специальность 09.00.01 — диалектический и исторический

материализм

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ташкент — 1990

Работа выполнена на кафедре философии Таджикского политехнического института (г. Душанбе) и-,на кафедре философии Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при Ташкентском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени В. И. Ленина.

Научный руководитель: — доктор философских наук, профессор КАМИЛОВ М. К.

Официальные оппоненты: - член-корреспондент АН УзССР,

заслуженный деятель науки УзССР, доктор философских наук, профессор ПУЛАТОВ X. П.

— кандидат философских наук, доцент КАПЛУН Ю. И.

Ведущая организация: — Ташкентский государственный

медицинский институт, кафед-'* . ра философии.

Защита состоится « 1990 г. в_

шного со ~

часов на заседании специализированного совета К 067.02.02 в Ташкентском государственном университете имени В. И. Ленина (700000, Ташкент, ул. Энгельса, 60 а, ауд. № 308).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТашГУ им. В. И. Ленина.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направить ученому секретарю (700095, Ташкент, Вузгородок ТашГУ).

Автореферат разослан '«_>> _1990 г-

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских ндук,

ДОЦент С ^ЭГАМБЕРДИЕВ Н. У.

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность теми исследования связана о тем, что d условиях перестройки всех сторон жизни социалистического общества и его развития-в направлении достижения им нового качественного состояния возрастает значение научного исследования противоречий образа жизни, определения путей юс разрешения и использования достияений;:;теории в практике социалистического строительства. Как подчеркивалось на ШП съезде КПСС, "научный анализ объективных противоречий социалистического общества, выработка обоснованных рекомендаций по их разрешению, надетых экономических и социальных прогнозов - неотложная задача общественных наук на современном этапе развития"*. Это относится и к проблеме анализа противоречий социалистического образа жизни и их роли в пе ре о тройке. •

Среди проблем диалектики общественного развития самой малоисследованной является проблема противоречий образа жизни, что «а касается проблемы противоречия образа кизпи, как источника его развития, то "таких исследований в философской и социологической литературе не обнаружено.

Поэтому болыцую актуальность приобретает вшгзленное яами внутренее противоречие образа яаэяк - про-гиворечне мсзду образом «нслей и образом действий, которое является источником развитая всех фор» образа яизия.

Исследователи щютиворечяЗ разагтия обгцества» до сих вор рассматривая проtímttj их раэрспеяяя, охраничиваяиоь указанием на то, что сил, эта цротнворечая, преодолеваются,сгошжтяя,ликвидируются я т.д., но ве выявляла тот результат, псвязатега.об-сествакяое явление, при полоза которого ыозао было бы определить разреоеняе эти противоречий * его стеная« осудасталгяая. Поэте?*? ¡проблема результата разрешаяя противоречия образа жгз-ни, которая рассматривавтсс нами как достетенЕв ссдвадшей ецраводлявоста, пряндаает актуальный характер ва только в теоретлческсга, во а в практическом етане.

Мту&шгость работа связада а о вкшюзанш соотношения образа згаззз с услоавякя япзяв как цротиворечля жизиедаятэльн оо-ти общества, с возрастание« «галовечесхого фактора, о перестрой-

I йатериалы Ш съезда КПСС. - М.s Псаитиадат,1Э86. - СЛ68.

*

кой социалистического общества, а такав о исследованием образа жизни различных социальных общностей, в том числе образа мани Коммунистической партии.

Степень разработанности проблемы. Диалектико-матеркалисти-49сков понимание образа жизни впервые выдвинуто К.Марксом и Ф.Энгельсом в их совместном произведении "Немецкая.идеология"*, В.И.Ленин, хотя не пользовался понятием "образ жизни", тем не менее используя близкие к нему понятия "образ действий"^,"способы борьбы"^, "опособн воздействия""* и т.д., ооукествил даль-нейзее развитие проблемы образа еизни применительно к ковш условиям развития цивилизации, разработал основные принципы и особенности социалистического образа жизни и его постепенного превращения в коммунистический образ кизни®. На различные аспекты образа жизни обращали внимание последователи В.И.Ленина в первые годи Советской влаоти. Так, на существование аналогии меаду "образш жизни (Lebensweise)" и "способом произведет, ва материальной кизни указывал Н.И.Бухарин.

Однако, впоследствии в период культа личности исследования по проблеме образа казни были свернуто и возобновились лищ|, в 60-е годы в связи о обострением идеологической борьбы мезду двумя обдасгвеняо-&кономическкми системами и тем, что буржуазная идеология активно стала использовать вопросы образа яиани и прав человека в борьбе против теории и практики коммунизма.

В начала 70-х годов началось изучение образа кизни с фило оофской стороны. К настоящему времени написаны десятой монографий, сотни статей и брошюр, даны свыше 100 различных дефиниций^ Проведено мнокество социологических исследований как по проблеме в целом, так и по отдельным ее сторонам и аспектам.

При исследовании образа жизни обществоведы исходят из раз-

1 См.: Марко К., Энгельс Ф. Ооч. - Т.З. - С.19,

2 Женин В.И. Цслн.ообр.соч, - T.S. - С.80} Т.54. - 0.102.

3 Ленин В.И. Полн.собр.соч. - Т.46. - С.15.

4 Ленин В.И, Полн,ообр.соч. - Т.5. - C.I2.

б Подробнее см.: Глеаерман Г. Ленин в формирование социалистического, обрааа жизни //Коммунист. - t9?4. - Ä I.

6 Бухарин Н.И. Избранные труды: История и организация науки и

техники /Ред. В,П.Ввлих0в. - Л.: Наука, I9Ö8. - С.106. ? Зборовский Г.Е.Образ жийаи классов и социальных групп советского оборотов* сходствоя различия. - M.i Знание ,1887. - 0.4.

личного его определения, рассматривая это явление как объект изучения социологии1, научного социализма2 или исторического материализма .

Исследованив различных аспектов образа жизни поовящены работы А.И.Арнольдова, И.Б.Блиедера, Ю.В.Бромлея.А.П.Бутенко, А.К.Валиева, И.Галушка, С.М.Зайнутдинова.М.К.Камклова, Б.И.Капустина» В.И.Касьяненко, Л.И.Лукьяновой, А.Наснрова, М.Г.Николаева, В.М.Йрехова, В.И.Толстых, О.П.Уцурзаковой, З.Ш.Хамвдо-ва, А.С.Щшко, Х.А.Шайхова, К.Ш,12улембаева,А.М.Юнуоова,Э.Ю.Юоу-псва и других.

Из работ, посвященных различным противоречиям общественной жизни, связанных о образом жизни, можно назвать исследования В.Г.Бобылева, А.П.Еутеяко, И.Галушка, М.В.Попова, В.М.Терехова и других.

Вместе с тем в существувирй литературе недостаточно осве-даны, а то и вовсе упущены такие вопросы, как адекватное условия),! жиэяя определение образа жизни, противоположные стороны жизнедеятельности обявства, противоречия образа жизни, результат разрешения противоречий образа жизни, соотношение образа казни и социальной справедливости, перестройка обвдетва и образ жизни партии и т*д.

Цель д задачи исследования. В диссертации ставитоя Цель выявления и раскрытия особенностей противоречий социалистического образа атэнн а путей их разрешения.

Данная цель реализуется выполнением следующих исследовательских эадач:

- йдекватао условиям хязия определить по-чятот "образ залай", в том число социалистический образ аиз8И,хшс яапрапяеяяна яа преобразование условий хиэии для всестороннего развитая человека

1 Oöqeei и особеннее в образе яазан социальных групп сойотского общества. - У.: Наука, 1987. - С.6.

2 Ануфриев S.A. СоадаластичеЬкай образ жизни как категория яаучнб^о коммунизма //йаучана коммунизм. - 1976. - & I. -С.73. I

3 СоциалйгспгческжЯ образ жизни /Д ,й .Абалкин ,В «Г. Аягксе ев, С.С.Вишневский в др. - 2-« изд.,доп. - М.: Полггиздат, 1984. - С.7. -

- исследовать противоречие образа яизни как филооофское понятие, раскрыть его сущность и особенности;

- выявить различные виды и формы противоречий образа жизни и их проявления в жизнедеятельности людей}

- раскрыть значение противоречий социалистического образа казни в развитии общзства;

- показать роль и значен») разрешения противоречий социалистического образа жизни в условиях перестройки всех сторон жизни советского общества;

- иссдздовать социальную справедливость как результат разрешения цротгаоречий образа жизни, в том числе социалистического образа жизни;

- выработать конкретные рекомендации по дальнейшему углублении и расширенна исследования проблем образа жизни, использования результатов проведенных исследований в идеологической работе, в повышении политико-воспитательной работы в вузах, в улучшении преподавания общественных наук.

Теоретической и методологической основой диссертации являются произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, их последователей, в частности Н.И.Бухарина, документы и материалы ЛУП оьезда КПСС, Ш Всесоюзной конференции КПСС,последующих пленумов ЦК КПСС, документы и материалы XX съезда Коммунистической партии Таджикистана и пленумов ЦК КЛ. Таджики стана, труды советских философов, социологов, экономистов, историков,посвященные исследованию образа жизни и социальных.противоречий, а также социальной справедливости.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- образ жизни определяется таким образом, что условия жизни не входят в него в качеотве его составной части. Он понимается как определенная деятельность человека, направленная на изменение, преобразование условия жизни;

- делается вывод о той, что образ жизни и условия жизни является диалактичаскими противоречиями жизнедеятельности людей и каждому образу жизни соответствуют определенные условия сдвиг к это противоречие выступает по отношению к образу казни как внешнее противоречие;

- внутренним противоречием образа жизни рассматривается

противоречие мезвду образом действий и образом мыолей, выступающее как источник его развития, принимающее различные формы и особенности;

- предлагается нетрадиционный подход, что результатом разрешения противоречий образа жизни является утверждение социальной справедливости а поэтому необходимо новое его понимание, позволяшре обтлснигь этот феномен;

- показывается роль и значение образа кязки Коммунистической партии в разрешении диалектических противоречий образа жизни как одного из важнейших условий перестройки всех сторон жизни социалистического общества;

- выдвигается ряд рекомендаций по дальнейшему теоретическому и практическому использованию нопого понимания образа жизни, его противоречий и путей я результатов их разрешения.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

- обобщения и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в перестройке исторического материализма, как составной части марксистско-ленинской философской науки применительно к таким его понятиям и категориям как обдаотоекно-економячесиая формация, способ производства, условия жизни, образ жизни, противоречия общественного развития, общественный прогресс, социальная справедливость й т.д.;

- предлагаемые рекомендации могут быть применены в работе партийных, советские и общественных организаций по совершенствованию социалистического образа жизни советских людей, его революционного преобразования па пути к новому качественному состоянию социалистического, об'дества, гармонизации отношений различных социальных обпзтетей и обеспечению социальной справедливости путем своевременного и эф^йктавного разрешения облиственных противоречий;

- результата, полученные в работе, могут иметь большое значение в перестройке образа жизни Коммунистической партия Советского Союза, других общественных организаций, в выполнении ими авангардной роли в осуществлении революционных преобразований социалистического общоотоа в ншпей стране;

- оодераааийоя в работе материал и предложенный понятий-

ный аппарат могут быть попользованы в педагогической практике для чтения лекций и проведения других форм учебных занятий как по марксистско-ленинской философии, так и по другим общественным наукам, в повышении квалификации идеологических работников, в том числа преподавателей общественных наук, в университетах марксизма-ленинизма и по линии общества "Знание".

Апробация работы. Результаты проведенных исследований докладывались на Всесоюзном, республиканском и институтских научно-теоретических и практических конференциях (19851989 гг.). Часть рекомендаций внедрена в преподавание философии в Таджикском политехническом институте. Диссертация была обоуздэна и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Таджикского политехнического инстиоута (15 декабря 1989 г..протокол К 6) и на совместном заседании кафедр философии гуманитарных факультетов и КПК преподавателей общественных наук Ташкентского государственного университета (25 января 1990 г., протокол й 6 и 3 апреля 1990 г., протокол Л 4).

Основные положения диссертации отражены в девяти публикациях автора, общим объемом - 4,6 п.л.

Структура ^ссергации включает в себя: введение,две главы, заключение и список использованной литературы.

ОСНОВНОЕ С0Д5ШНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во ^ведении обосновывается необходимость исследования противоречий образа жизни, в том числе социалистического обра-ьа жизни, показывается аначение разработки этой проблемы для перестройки общественных наук и использования полученных результатов ва практике.

В первой главе - "Еротиворечие образа жизни как философское понятие состоящей на двух параграфов, - обосновывается, что проблема противоречия образа жизни является объектом не только социологического, во я философского исследования, ввде-лявтся основные виды я формы противоречий, присущих сущности образа жизни ж да основе а тог о делается вывод, что поеятием

исторического материализма является, наряду о "образом жизни", и "противоречие образа жизни".

Автор считает, что для решения проблем образа жпзни и его противоречий необходимо прежде всего исходить из правильного, адекватного определения этого понятия. В работе приводятся определения образа яизни, данные философами, социологами.историками и другими представителями обарствекннх наук, в которых в понятие образа жизни включаются, прямо или косвенно, условия жизни.

Основоположники марксизма-ленинизма исходили из качественного различия образа жизни и условий жизни, составной частью которых выступает ппоизводотво материальных благ.Так.Ф.Энгольо, изучал условия жизни рабочего класса в Англии, прпшл к выводу, что одни и те же условия могут привести к различным проявлениям образа лизни рабочего и писал, что "... характер я образ жизни определяется этими обстоятельствами: либо он стремится удеряаться на поверхности этого водоворота, спасти свое человеческое достоинство... либо он перестает бороться против положения, в которое он поставлен"*. Чдось проявляются дне отб-роны взаимосвязи образа жизни и условий жизни:

I) образ жизни зависит от условий жизни и 2) образ жизни проявляет по отношению к условиям лизни относительную самостоятельность. Если бы условия жизни входили как элемент, часть в структуру образа жизни, то взаимосвязь мэвду ними но-оила бы однозначный характер.

Опираясь на определенный анализ литературы по этой проблеме, автор дает свое определение образа жизни.

Образ жизни есть (философская категория. отрадагдая совокупность способов. гТюрм и видов деятельности лвдгтйй и социальных обет-остей по изменению условий жизни.

Образ жизни выступает как необходимый компонент любого человеческого общества на протяжении вспй истории его развития. Это вытекает прежде всего га того понимания образа жизни, которое дали К.Марко и О.Энгельс в своей совместной работе "Ноыец-

I Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии //¡¿арке К., Энгельо Ф. Соч. - Т.2. - С.349-350.

кая идеология"*. Поэтому исследование образа жизни, закономерностей его развитая является предметом исторического материализма.

Обосновывая такое понимание образа аизни, автор диссертация переходит к раскрытию его противоречий.

В филооофской литературе имеется достаточно исследований, посвященных противоречиям развития общества, но, как подчеркивает В.А.Кутирев, дли изучения противоречий образа жизни внимания исследователей явно недостает^.

В качестве противоречий образа аизни исследователи рассматривал? противоречия других сторон обсрственной казни -аксяошческие, социальные, национальные и другие противоречия.

Имеется и такой подход, согласно которому, в качестве противоречия образа жизни принимается противоречие между самим образом жизни и тем, что е^у не соответствует. Так, противоречия социалистического образа жизни сводятся в основном его противостоянию к антиподам нашей жизни, которые составляют "различные явления, противоречащие самой сущности социалистического образа жизни .

Нужно сказать, что такое противоречие образа жизни не является источником его "самодвкизния", развития, как не является фактором развития человека его противоречие о болезнью своего организма.

Опираясь на труды основоположников марксизма-ленинизма и доотиявния философской науки, автор приходит к выводу, что образу жизни, а также социалистическому образу жизни, присуще внутреннее противоречие, которое является иоточникш его развития. Это противоречие - противоречие между образом мыслей в образом действий лвдей и ооцвальных общностей. От характера в отопени разрешения этого противоречия завиоят другие противоречия образа аизни.

1 См,: Марко К.,Эягельо Ф. Соч. - 2-е кзд. - Т.З. - 0.19.

2 Кутырев В.А. Современное социальное познание: обдвкауч-аыа метода и их взаимодействие. - М.: Мноль, 1988. -С.173.

3 Социалистический образ жизни: Полит.-эконом.справочник /Алексеева В.Г.,Баграмов Э.А., Бостужев-Лада И.В. в ДР. Под оба.ред.С.С.Висневского. - и.: Политиздат, 1986. - С.95.

Поэтому противоречие образа жизни должно быть объектом философского исследования и оно должно выступать как одно из важных понятий исторического материализма.

Внутреннее противоречие образа жизни - противоречие между образом мыслей и Образом действий лвдой является отражением его сущности. К.Марк о писал* что "самый плохой архитектор от наилучшей пчелы о самого начала отличается тем, что прегдо чем строить ячейку из воска,ш ужв построил ее в свсей голова"*. В работе показывается, что в отличие от пчел у различных архитекторов "строятся" различные ячейки - у одного высшая, у другого низкая, у третьего о четырьмя углами и т.д., т.е. леди в своей голове, в своем сознании образуют различные отображения окружающих их материальных объектов и явлений, п в зависимости от этого предпринимают различные поступки й действия, приводящие зачастую к противоположным результатам.

В процессе своей практической деятельности человек уточняет, конкретизирует, повышает адекватность своего образа мыо-лей, тех идеальных отображений, которые имеются у него в сознании. Это дает ему возможность регулировать своп поступки и действия, свой образ действий и достичь тем самым тох результатов, которые более соответствуют его интересом и целям.

Таким образом, иевду образом мыслей и образа! действий существует специфическое взаимодействие. Они, как противоположности, содной стороны, являются необходимыми сторонами образа лизпи в тем сз&п обладает единством, а с другой, каздая из них влияет аа противоположную сторону, становится фактором изменения этой противоположной стороны, т.о. меаду нгми судаст-

вуот борьба.

Впепяим хо противоречием образа жизни является противоречив между ним и условиями жизни. Это противорочио выступает как спецаТячоское противоречие яизнедеятелшости лвдей.

Сферы жизнедеятельности лвдей (труд, быт, образованна, культура, политика и т.д.) охватывают эти две стороны - образ жизни и условия жизли, соотношения которых могут быть разллч-

Г Марко К. Капитал. Т.1 //Маркс К.,Эягельо в. Соч. - 2-е иэд, -Т.23. - С.188.

А<й

ными, но это ни в коем олучае не означает, что эти стороны могут существовать одна без другой.

Автор считает, что способ производства является составной частью условий казни,

В обществе функционируют различные механизмы регулирования, управления кизнедеятельностью лвдей - государство, политические партии, общественные организации, другие институты различного характера. Что они регулируют и чем управляют - образом кизни или способом производства, зависит от выполняемой их роли в кизнедеятольности людей. Поэтому в обществе объектом регулирования к управления становится и образ жизни и способ производства, одни институты больше заняты образам кизни, меньше -способом производства, а другие - наоборот.

Деятельность людей рассматривается как в рамках образа казни, так и в рамках способа производства, имея в виду то обстоятельство, что подобно тому как нельзя разделить в биологической жизни ассимиляцию и дессимиляция в обмене вощзств живого организма, так и в жизни человека и обдаства нельзя делить их йизнедеятельнооть на образ жизни в способ производства абсолютно - деление происходит лишь в абстракции с целью изучения и адекватного понимания жизнедеятельности лвдей.

В качестве различных ввдов и форм противоречий образа жизни выступаюг противоречия различных сфер жизнедеятельности лвдей, кая противоречия между образом жизни конкретной личности и образом жизни социальной общюсти, противоречия меаду образами жизни различию; социальных общностей, противоречия образа ясизки партии как социальной общности и т.д.

Во второй главе - "Противоречия социалистического образа жизни и особенности их разрешения", состоящей также из двух параграфов, - рассматриваются не только различные противоречия образа жизни при социализме, особенности их проявления и разрешения, но и делается вывсщ о том, что результатом, показателем разрешенное»: атих противоречий выступает социальная справедливость,

В философской и социологической литературе имеется много . воследоваяий, относящихся к противорэчияы ооциализма, Автор анализирует позиции Ф.Ф.Вяккерева, С.П.Дуделя, В.А.Кайдалова,

З.А.Лебедева, А.М.Поджаровой, В.С.Семенова, Д.А.Степаняна, ?,М.Штрш<са, В.Ф.Щербина и показывает, что в их иссл^дова-ишх противоречиями социалистического образа жизни считаются противоречия экономической, социальной, идеологической, эко-иогической и друглх сторон л аспектов социалистического обще-зтва. В литературе отсутствует также ответ на вопрос, что же является результатом разрешения противоречий социалистического образа жизни, посредством которого можно было бы определить зтепень разрешенностд этих противоречий.

Автор дает свое определение социалистического образа жиз-аи, которое вытекает из общего понимания им образа жизни.

Социалистический образ жизни есть совокупность всех способов, форм и видов деятельности людей и социальных общностей по созданию условий для всестороннего развития человека.

Такое определение ссциалистического образа казни нужно отличать от того его понимания, существующего в литературе, которое рассматривает его как совокупность лишь положительных черт и особенностей деятельности людей о исключение« негатив-' ных явлений. В работе автор исходит из того, что создание условий жизни под воздействием образа жизни происходит путем разрешения противоречий и поэтому в жизни общества могут иметь место как позитивные, так и негативные явления. Определение, данное автором, исходит из положения К.Маркса о гад, что оущ-ность человека "есть совокупность всех обпрственных отношений"'" н поэтому охватывает все черты и особенности его деятельности как положительные, так и отрицательные.

Такое понимание социалистического образа аизни позволяет обнаруживать его противоречия, анализировать их в выявить пути и способы их разрешения.

В исследовании показывается, что внутренним противоречием социалистического образа жизни является противоречие между образом мыслей и образом действий людей' и социальных общностей при социализме.

Противоречие между образа* жизни и условиями жизни выступ

I Марко К. Тезисы о Фейербаха //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. - Т.З. - С.2.

пае* как внутреннее црокс.оречвв жизнедеятельности ладей и является тесним противоречием социалистического образа жизни. Социалистическая жязяядаяаед ьн ооть состоит из двух противоположных сторон - услшжн звианж социализма в социалистический образ жизяв.

Одно из протжворежл! социалистического образа жизни является противоречес ыелку его идеалом н реальным его осущзотвле-авеы.

Автор считает, «та в отличив от того понимания идеала социалистического образа жазяд я реального его руврствования, которое су чествует в лпературе, оледует исходить из конкретно-исторического характера обоих отгх образований, т.е. идеал и реальный образ жяззл тршсодят ряд ступеней развития, образуя специфическое противоречие, которое разрешается каждый раз в соответствуй И свэеЗ форае, дав возможность перехода к более высокой ступени развитая.

В работе автор показывает место и роль социальной справедливости в развита ссцгалистического образа жизни, в разрешении его срэтиворечлг.

2Ла©гообразаве фвран джзресйник противоречия в целом ыссгно объчдщтть в две титлы;

1. Противореча,, которае разрешаются в форме ликвидация стерого обарства я вшнпщевояия нового общества.

2. Противоречия,, жоторце разрешится в форме яре образ ова-вхЗ тех иди иных стерта, особенностей, авойстз, состсялгЗ су-ерствуюгрго обзрстзн-

ЮтссжческжЗ цриивр разрешения противоречий первого рода дал КЛйркс в предисловия "К критике политической экшомяя*, хда ш показывает ^улкадшированпа заюяа соответствия производственных счяшеявй характеру к уровню развития произвещн-тельаих ежа1.

Что касается щрохиворечка второго рода, то в качестве пря-шерадюаио псказата цротазэречивое положение нынешнего уровня развгташ соцяшпгавв в вашей стране. Сейчас много споров о той, что кн погтрсади аа 70 лет пост Октября. "Йотао ля считать

2 (За.: Парке К., Энгельс©. Сот. - 2-е изд. - Т.13. 0.6-7.

оциализмом все те реалия, всю ту многоликую действительность, оторая нас скруяает и в которой мы жнеен?" - стгЕит вопрос .Алексеев на страницах "Правды" н отлетает; "Односложный тает - или да или нет - тут не подойдет. Здесь уместнее

да, и нет"1-. Сказать, что в результате разнесения против о-ечия меяду теми явлениями, что соответствуют природе социали-ыа и теми явлениями, которые не соответствуй этой природе, врвые остаются, а вторые исчезают, зялгпие проблему ввдит по-«рхностно, упрощенно. В реальной дейстзатедьавсти разрешение того противоречия происходит путем сняли его так» что обеих 1Торон не будет в том смысле, что первая: группа явлений не оо-•ается такими, какими они сейчас сусоствртг» а преобразуются, ¡тановятся "другими*, более развитии,соаершнгвна. вторая же ■руппа явлений преодолевается, вместо наг возникает новые яз-юния, которые будут соответствовать. природа социализма. Это шатает, что противоречие, разрешаясь» на рриврддт к появло» шю такого обозства.которое лишено противоречия. Противоречие, разрешаясь, превращается в другое протавор&тае,э противоречие toro общзства, в котором мы будем нить завтра. Разрешение то» сих противоречий характерно тем, что он® происходит в рамках )упрствующз8 формации. Вместе с тем, об® зтш группы противорэ-шй объединяет то,что каждая из них в процессе своего разрепэ» шя приводит к удовлетворению интересам teje toa иных ссцгаль-!ых групп, классов, наций, определенных; лгще®. Лвди жз в про? хессе своей деятельности стремятся к создании себэ таких условий жизни ках общэствешшх.так и есте статных:,, чтобй втн усло-зия в наибольшей степени соответствовали! sr интересам. "Двяп гельпость людей, производящие у слов ля свое&жизтс в борьбе о природой (развитие производительных сялХи вха^вавщсс в материальные , прежде всего производстЕехшш; адишездют, - 8то я есть развертывание многообразных оаталшяс противоречий, их возникновение и разрешение , - шдае СИГ.ДУйглв»

1 Алексеев С. Обцэче^^вечешше цензоаои ш стхишптяа /ДГравда. » 1989. - 9 октября.г

2 Дуде ль С.П. Некоторые методологически® nongcrciE анализа два-локтических противоречий социалистического) общества /upoTEsos. рочпя как источник развития. Пробламы; диалектика Выпуск ыежвуашский сборвшс. - Л., I5S3. - СГ^йк

лб

Разрешение противоречий приводит всегда к определенному результату. Этот результат может быть построением нового общества, оя мотет быть существенным изменением тех или иных сторон жизни общества или этот результат монет быть в ввде определенных изменений в жизнедеятельности конкретных людей - в какой бы форме этот результат fie выраиался, он будет соответствовать интересам определенных людей, социальных общностей, т.е. этот результат будет условием жизни в последующей деятельности этих ладей, этих социальных обпкостей. Другими словами, в результате разрешения общественных противоречий достигается определенная социальная справедливость.

Анализируя различные подходы к исследованию проблемы социальной справедливости, автор приходит к выводу, что в них она не связывается о разрешением противоречий социалистического образа жизни.

Социальная справедливость определяется как соответствие уоловий жизни людей и социальных общностей их интересам.проявляющееся в различных сферах жизнедеятельности.

Противоречие между социалистическими условиями жизни и социалистическим образом етзни очитается разрешенным тогда, котяа достигается социальная справедливость, т.е. созданные условия жизни соответствуют интересам "ладей, они удовлетворяют их потребности и это проявляется в их образе аизни - лада чувствуют себя в этих условиях свободными, счастливыми, благополучными, воспринимают их к aie соответствующие их природе.

Но это не означает, что социальная справедливость утверждается раз и йавсехда, на все времена.

В.И.Ленин на за^е Советской власти писал, что "...за нами дело справедливости"-1-. В проекте Платформы LEK КПСС к ХХУШ съезду партии, спустя более 70 лет после победы социалистической революции, пишется, что "... о нами идея социальной справедливости"2.

В связи о этим спрашивается - доотагнута ли социальная справедливость в развития социалистического образа казна или

1 Ленин В.И. К населению //Полн.ообр.ооч. - Т.35. - С.66.

2 К гуманному, демократическому социализму: Платформа ЦК КПСС. - М.: Политиздат, 1990. - 0.6.

это будет лишь в отдаленной перспективе?

В работе ата проблема решается в связи о разрешении«! противоречий социалистического образа жизни.

В социалистической революции находит свое разрешение противоречие меаду условиями этши и образом жизни буржуазного отроя. Возникают новые условия жизни и соответотву, - ай им образ жизни, созданные условия жизни будут соответствовать интересам трудящихся масс и тем самым достигается социальная справедливость.

Но на этом развитие общества не заканчивается. Вновь происходит изменение интереоов ладей, их потребностей, которые вступают в противоречие о темя условиями, которые были достигнуты, - существующая социальная справедливость начинает превращаться в свою противоположность и это начинает проявляться в образе жизни, в его противостоянии к существующим условиям жизни.

Для того, чтобы противоречие между условиями жизни и образом жизни не доходило до конфликта, не принимало негативные формы проявления, необходимо активно и целенаправленно изменять условия жизни, мобилизовать лвдей, совершенствуя их образ жизни, и добиваться такого разрешения возникшего противоречия, в результате которого будет обеодачеяо достижение нового уровня социальной справедливости.

Таким образом, социальная справедливость при социализме должна обеопечиваться не только в отдаленной коммунистической перспективе, а на каядом этапе, отупзяи развития должна каждый раз иметь определенную форцу проявления, во всегда, в своей сущности, выступает как достигнутое соответствие условий жизни интересам членов социалистического отчества.

Поэтому можно очитать,что лозунгом социализм« должна бить -социальная справедливость сегодня!

Важным аспектом диалектика социалистического обрааа жизни является достижение гармонизации интересов отдельных лгдей в социальных обвдостей при разрешении его противоречий. Ее8 соблюдения зтого требования достижение социальной справедливости для одних оборачивается ооциальдой несправедливость«) для других.

.та

Например, интенсивное наращивание производства хлопка и риса в районах рек Амуд^рьи и Сырдарьи, которое производилось о целью удовлетворения потребностей странн и повышения благосостояния трудящихся, привело к чрезмерному расходованию воды и стало причиной экологического кризиса Арала. Проблема теперь ставится не только как спасти это "море", но и о том,как улучшить условия жизни населения Каракалпакской АССР, сильно пострадавшего от этого экологического бедствия.

В работе затрагиваются противоречия социалистического образа жизни применительно к различным сферам жизнедеятельности ладей: противоречия между образом жизни различных социальных общностей (например, рабочего класса и интеллигенции), меяду образом жизни личности (рабочего) и образом жизни социальной общности (рабочего класса), между образом жизни ладей физического труда и образом жизни людей умственного труда .между городским образа,! жизни и сельским образом жизни, между атеистически/л образом жизни и религиозным образом жизни и т.д.

В диссертации исследуется проявление противоречий образа жизни в с^еро межнациональных отношений. Делается, в частности, вывод о том, что в условиях равноправия наций, следовательно, и их языков, роль средства межнационального общения играет язык каждой нации, но степень распространенности этого языка может быть различна»».

Взаимовлияние и взаимообогайрниэ культур происходит не только посредством русского языка, ко и посредством языков дру-" гнх наций страны, которые выступают как средство межнационального общзния региона, в отличие от русского языка, который яв-ляотод средотвш межнационального общения в рамках всей страны. Поэтому на сентябрьском (1909 г.) Пленуме ЦК КПСС правильно был поставлен вопроо о придании руоскому языку статуса об-изгосударственного в масштабах СССР в отлична от государственных языков национальных рвопублик.

Хотя национальные отношения я свойственные им противоречия как внутри, так и ивяду нациями приобрели в последние годы наибольшую острое и драматизм, чем другие общественные отношения, тем не менее в качестве главных а определявших противоречий выступают противоречия жизнедеятельности классов и их об-

раза жизни.

Различный образ жизни рабочего класса и крестьянства вытекает из того, что они различаются "по их маету в исторически определенной системе обарственного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общзственной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают , то есть связан о различными условия?«! жизни. А эти условия коренятся в отношениях собственности - государственной и колхозно-кооперативной и различными формами трудовой деятельности.

Различиз условий жизни классов при социализме охвагавает не только сферу производства материальных благ, но и другие сферы жизнедеятельности обазства.

Перестройка образа жизни классов и социальных групп общз-ства поэтому предполагает перестройку их условий кизня, прежде всего условий их трудовой деятельности, совершенствования отношений собственности. В этом ошеле огромное значение имеет введение в хозяйственную деятельность социалистического общества плюрализма собственности, его разнообразия, начиная от личной и кончая государственной с признанием их равноправия в экономических отношениях. Но это не означает, что такая политика должна допускать частную собственность на средства производства, так как она становится условием возникновения образа низни эксплуатируемых лвдей - мы вернемся к тому положению,от которого отказались в октябре 1917 года.

Это означает, что как образ низни клаосов и социальных слоев общества, так к их условия жизни должны способствовать принципал социализма, и диалектическое, разрешение противоречии образа уизни и условий жизни способствует перестройка их аиз-недеятельности, к формированию нового качественного состояли^ социальной структуры социалистического общества.

Одним из важных понятий, вводимых в работе, является понятие "образ жизни паргяи". Необходимость этого понятия заключается в тол, что позволяет анализировать противоречие дея-

I Ленин В.И. Великий почин //йояа.собр.ооч» - Т.39. 0.15.

тельнооти партии и уолот 1й ее функционирования и раавлтия. Это противоречие обнаружилось оообенно в поолодние годы о началом перестройки социалистического обюэотва, в тол» числе и Каммуня-отичеокой партии. М.С.Горбачев в своем докладе на совещании в ЦК КПСС 18 июля 1969 года говорил о существовании краэиоа "прежних функций, устаревших методов и стиля работы"* партии, что в нашем понимании означает криэио ее образа жизни. Отсюда следует, что перестройка условий жизни социалистического обир-отва настоятельно требует перестройка образа жизни Коммунистической партии Советского Союза» что интенсивно идет в ходе подготовки ее ХХУШ съезда КПСС.

"Обирству нужна сгиггардная партия социалистического выбора, действующая исключительно демократическими методами в условиях гласности, правового государства, политического плюрализма. И только обретя способность работать в этих новых условиях, партия можаг вести за собой большинство народа, сплачивая все социальные слои и разные национальности в движении х гуманному, демократическому социализму*^,

В заключении диссертадцщ делаются теоретические выводы в предлагается род рекомендаций по перестройке социалистического образа жизни, разрешению его противоречий и достижению на »той основе социальной справедливости для советских двдай, перестройке образа жизни Коммунистической партии и других общественных организаций о цельо все белька го достижения единства слова и дела, теории и практики, идеологии а политики, осуществления идей подлинного социализма в реальной действительности.

Основную положения диосертшю! изложены в следующих рабо-

X, Курвдиис® А. Использование произведений К.Маркса по оро <шш сорлза жюна в шитот«еко& рабом //Сб.: Проблема ваед

I Горбачев М.С, Перестройка работы партии - важнейшая ключевая ¡задача дни /Доклад на «оаеийаии а ЦК КПСС //Правда. -1989. -го ш,

г Горбачев М.С, Слово о Лешие на торкестаенноы собрании ,поовя-вянном 1Е0-Й ¿"одшагмв оо дня роаденвя В.И.Ленина //Правда. -1990. - 21 апреля.

рения результатов яауч. исолед. в практику идейно-воспитательной работы в трудовыг коллективах развитого социалистического общзства в свете решений ШТ съезда КПСС к июньского (1983. Пленума ЦК КПСС. - Уфа, 1985. - 0,1 п.Д.

2. Нуродинав А. К проблеме формирования социалистического образа жизни. - Деп. 13.03.87, № 18 Та-Д37 в ТадаикШШШ. -0,4 п.л.

3. Нуридинов А. К вопросу изучения произведений К.Маркса

и Ф.Энгельса по проблеме образа жизни в курсе исторического материализма. - Деп. 12.06.87, # 30 Та-ДВ7 в ЦБТЭИ Центросоюза. -0,6 п.л.

4. Нуридинов А. Противоречия и ступени развития социалистического образа жизни. - Деп. 23.03.88, №. 4(552) Та-Д88 в Тад-аикНИИНТИ. - I п.л.

5. Нуридинов А. .Филатов В.В. Социальная справедливость как результат разрешения противоречий социалистического образа жизни. - Деп. 23.11.88, J* 4(589) Та-Д88 в ТаджиКНШПИ. - 0,8 п.л.

6. Нуридинов А. Социальная справедливость - фактор революционного преобразования условий жизни, - Деп.2Х,03.89,й 9(609) Та~Д89 в ТаджшсШШШ. - 0,5 п.л.

7. Нуридинов А. Раскрытие проблем формирования в развития социалистического, образа жизни в курсе исторического материализма. -Деп. 15.06.89, Л 20(620) Та-Д89 в ТаджикНШИИ. -I п.л.

8. Цуыинов H.A..Нуридинов А. Разрешение противоречий социализма и интернациональное воспитание молодежи //Сб.: Актуальные проблемы, развития национальных отношений в СССР, Материалы Республиканской научно-теоретической конференции 23-25 ноября 1989 года. - Ташкент, 1989. 4,1. - ОД п.Д.

9. Муминов H.A. .Нуридинов А. Разрешеяие противоречий социализма я интернациональное воспитание молодежи //Сб. i Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР. Материалы Республиканской научяо-теоретачеокой конференции 23-25 ноября 1989 года. - Таашент, 1989. Ч.П. - 0,1 п.л.