автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Кустова, Юлия Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов"

ГВ од

Российская Академия Наук Музей Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

На правах рукописи

- ''Ч

•-'О

Кустова Юлия Георгиевна

Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов

Специальность - 07.00.07 этнография, этнология, антропология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Санкт-Петербург 1996

Работа выполнена в отделе этнографии народов Сибир! Музея Антропологии и Этнографии имени Петра Великого Российской Академии Наук.

Научный руководитель - кандидат исторических нау1 В.П.Дьяконова.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук З.Д.Титова.

кандидат исторических наук М.Н.Серебрякова.

Ведущая организация: Российский этнографический музей .

Защита состоится '¿¿7"¿7/¿/1СУ4') 1996 г., в часов,

на заседании специализированного совета Д.002.76.02. пс защите диссертаций на соискание ученой степени докторг исторических наук при Музее Антропологии и Этнографш имени Петра Великого РАН (199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 3).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Музея Антропологии и Этнографии РАН.

Автореферат разослан

t ЦкР.-1996 года.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук А.М.Решетов.

Актуальность исследования. Исследование вопросов социализации детей в традиционной культуре важно для понимания различных механизмов, обеспечивающих формирование человека как социальной личности и представителя этноса. Рождение я. воспитание детей в семье и обществе являлось актуальной задачей, на решение которой были направлены социальные, экономические и духовные потенциалы общества. Многие институты традиционной культуры этноса исчезают, в том числе и институты социализации, поэтому задача прежде всего специалистов' зафиксировать их. Работа посвящена выявлению и характеристике места, отводимому ребенку и детству в традиционной культуре хакасов, которая являлась надежным гарантом воспитания подрастающего поколения. Выработанная поколениями модель социализации обеспечивала готовность личности к воспроизводству экономических и духовных ценностей этноса.

Рамки исследования охватывают в основном XIX - нач. ХХвв. На основе полевых материалов автора, а также широкого круга письменных источников, дана реконструкция традиционной модели воспитания детей у хакасов. Хотя, начиная с XIX века хакасская культура, находилась под сильным влиянием русской, тем не менее с помощью ретроспективного анализа, а также сравнительного материала по соседним народам Саяно-Алтая можно выделить основные механизмы действия этой модели, воплощенные в комплексе обрядов и обычаев коренного населения Минусинской котловины.

Целью данного исследования является охарактеризовать традиционную модель народной социализации у хакасов. Ставятся задачи:

-дать представление об обрядах, связанных с рождением и воспитанием детей;

-проследить процессы интеграции детей в мир взрослых, приобщения ребенка к хозяйственной деятельности семьи и общины;

-и наконец, охарактеризовать игры и игрушки как один из важнейших элементов народной педагогики в духовном и интеллектуальном развитии ребенка.

Методологическая основа исследования. В основу исследования положен принцип историзма. Изучение особенностей

воспитания детей у хакасов основано на изучении комплексов социальных явлений в составе единого целого - традиционной культуры.

При написании диссертации автор неоднократно обращался "к трудам отечественных ученых, посвященным различньа аспектам социальной жизни взрослых и детских коллективов. Материал по воспитанию детей в традиционных обществах Сибири и Азии, в том числе связанных с тюркским миром, собирался в 40-е и 50-е годы. Так, были исследованы систем! воспитания у долган (Попов А.Д. 1946), энцев (Долгих Б.О, 1954), кетов (Алексеенко Е.А. 1963); известны работы пс среднеазиатским (Кисляков H.A. 1969, 1977 и др.) и турецкому регионам (Серебрякова М.Н., 1979, 1983).

В 80-х годах начинается издание Институтом этнографш им H.H.Миклухо-Маклая серии сборников статей по традиционному воспитанию детей у некоторых народов мира, в то* числе и народов Сибири (Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной v Юго-Восточной Азии. М., 1983; Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М., 1983; Этнография детства. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988; Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей j народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992.). Исследование данной проблемы было построена на принципиально новой программе, разработанной И.С.Коном, где важное место отводилось изучению процессов традиционной социализации детей в различных обществах и культурах. Авторами опубликованы уникальные материалы, впервые увидевши« свет. При разработке темы автор в основном опирался, не программу исследования традиционной социализации детей, разработанную И.С.Коном.

Источниковедческая база работы. Основным источникоь при написании диссертации стал полевой материал автора. Исследования проводились с 1991 по 1995 гг. в основном е Аскизском, Таштыпском, Усть-Абаканском и Алтайском районах Республики Хакасия. Полученный материал позволяет анализировать многие вопросы, не исследованные никем ранее. Это, например, возрастные категории детей, некоторые

игры и игрушки, народные способы лечения болезней, система детского питания и др.

Автором проработаны материалы из архивов, в том числе архив Русского Географического общества, архив Музея Антропологии и Этнографии РАН, архив Минусинского Музея им. Мартьянова, Государственный архив Республики Хакасия. Много информации подчерпнуто нами из богатейших коллекций Музея Антропологии и Этнографии РАН, Российского Этнографического Музея, Минусинского Музея им. Мартьянова.

Третья группа источников, использованная при написании работы - это теоретическая и специальная этнографическая литература, фольклорные материалы, публикации.

Научная новизна работы состоит в том, что в научный оборот вводится оригинальный полевой материал, дается комплексное описание процессов социализации детей у хакасов, впервые дается описание отдельных семейно-бытовых обрядов, связанных с ребенком.

Теоретическая и практическая значимость. Исследование выявляет особенное и общее в рассмотренном аспекте традиционной культуры. Результаты исследования важны для сравнительного и ретроспективного анализа семейной обрядности народов Сибири. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке в регионе историков, краеведов, этнографов, педагогов и других специалистов, изучающих процессы, происходящие в семье, семейные отношения. На базе выполненного исследования разрабатывается учебно-методический курс по изучению традиционной семейной обрядности хакасов и их ближайших соседей в рамках учебной программы Хакасского Государственного Университета им. Н. Ф.Катанова.

Апробация работы. Отдельные положения диссертации были изложены в виде доклада на конференции по народной педагогике в г.Абакане (1992г.), конференции "Жизнь. Смерть. Бессмертие." (Санкт-Петербург, 1993г.), 3-их Си-_ бирских Чтениях (Санкт-Петербург, 1995г.), а также на заседаниях сектора этнографии народов Сибири МАЭ.

Структура диссертации■ Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Во Введении обоснована актуальность темы диссертации ее теоретическое и практическое значение, подчеркнута научная новизна исследования, выделены цели и задачи, методология исследования, определены исторические рамки, < также дана характеристика степени изученности -данной проблемы. Степень изученности. В историографии ХУТ11-Х1Х вв содержится немало сведений об историческом прошлом хакасов, различных сторонах их хозяйственной деятельности, домашнего быта, в том числе и о воспитании детей. Но, ка! правило, сведения о последнем- крайне отрывочны и специального исследования, посвященного этому вопросу, нет.

Первые научные исследования, в том числе и касающиес* вопросов воспитания детей, принадлежат известному хакасскому ученому востоковеду Н.Ф.Катанову. Он впервые описах родильные обряды у хакасов, праздники, которые проводились в честь рождения, наречения имени, обряды, связанные с последом и пуповиной. Также им собраны материалы пс фонду личных имен, причем они распределены по родам, прослежены имена нескольких поколений.

В Минусинске в 1877 г. Н.М.Мартьяновым был основан музей, в котором работали известные ученые, в т.ч. и политические ссыльные и внесли большой вклад в изучение истории и этнографии Хакасии и Тувы. Среди них такие как Д.А.Клеменц, Ф.Я.Кон. Е.Я.Яковлев, Н.М.Ядринцев. Работа Е.К.Яковлева интересна тем, что в ней впервые дан сравнительный материал по системе питания, родильному обряду, обычному праву, трудовому воспитанию, положению женщины в обществах минусинских инородцев (хакасов) и сойотов (тувинцев) .

Для историографии XX века по отдельным аспектам детства имеет определенное значение работы Н.П.Дыренковой. Материалы Л.Э.Каруновской по этнографии алтайцев позволяют сравнить, а в некоторых случаях даже реконструировать некоторые обряды хакасов, связанные с ребенком.

Из многочисленных работ Л.П.Потапова особая научная значимость для нашего исследования содержится в статьях "Умай - божество древних тюрков в свете этнографических данных" и "Из истории ранних форм семьи и религиозных представлений (обычай дарения убитого лебедя у хакасов)".

Отдельные вопросы образования, развлечения детей были затронуты в работах хакасских этнографов - Я.И.Сунчугашева (анализ некоторых хакасских игр с астрагалами), К.М.Пата-чакова (о культе богини Умай, о появлении первых школ в Хакасии).

В изучении этнопедагогики хакасов велика заслуга В.Я.Бутанаева, знатока хакасской культуры и языка. В сборнике "Традиционное воспитание детей у народов Сибири", вышедшим в 1983 г., им бьша опубликована статья "Воспитание маленьких детей у хакасов", где им были описаны обряды, связанные с рождением и воспитанием. Отдельным изданием в Абакане вышли работы, где опубликованы списки традиционных имен у хакасов (1993), описания народных игр (1995). В нашем исследовании мы использовали публикации В.Я.Бутанаева и многие другие работы.

В кратком виде охарактеризованы географические особенности Республики Хакасия, приводятся данные о численности хакасов в настоящее время. Описаны основные черты этнической и культурной картины традиционного хакасского общества.

Первая глава "Ребенок в традиционной семье хакасов" посвящена представлениям о становлении человека как такового - превращение ребенка из неотъемлимой части природного мира в субъект собственно человеческого. Рассматриваются форма, строй семьи, взаимоотношения ее членов, а также место ребенка в семье. В конце XIX - начале XX века в хакасском обществе доминировала малая семья, которая проживала в одной юрте и состояла, как правило, из родителей и их детей. Членами такой семьи могли быть пожилые родители - главы семьи и один из женатых сыновей (если в семье было несколько сыновей, то младший из них оставался жить с родителями и после своей женитьбы).

В главе исследуются циклы, связанные с рождением детей, в том числе религиозно-философские представления хакасов о получении "жизненности" и "источника жизни" физического тела. У хакасов существовали концептуально обусловленные представления о множественности субстанций, известных в этнографической литературе под термином душа, связанных с человеком, животными. Одна из них - это жиз-

ненная сила (кут), которая в древнетюркской традиции осмыслялась в представлениях о рождении человека, совершаемом по воле неба, т.е. "неборожденный", "возникший на небе". В этнографической интерпретации, в представлениях с кут у хакасов можно увидеть реминисценции древнетюркски> идей ("неборожденный"), особенно потому, что это название для младенцев имело ритуальную замену словом Умай.

Получение жизненной силы (кут) актуализировалось обрядовыми действиями. Среди них моление сеока (кровнородственный коллектив - едок - букв, "кость") "таг ээзл",

специальные камлания шаманов. У хакасов беременность женщины объяснялась через систему традиционных религиозны? взглядов на этот биологический акт.

К родам хакасские женщины специально не готовились. До последнего момента будущая мать вела привычный обра; жизни, продолжала выполнять все свои обязанности. Женщина, ждущая ребенка, была окружена рядом табу. Для беременной существовали запреты и предписания, которые был!' связаны с окружающими ее предметами, живыми существам! (собака, заяц), растениями (сера), предметами быта (коромысло, прялка), жилищем (двери, порог), людьми, а также психические запреты.

Роды по возможности проходили скрытно, без присутствия посторонних людей, особенно не рожавших женщин. Н; них особенная роль отводилась свекрови и повитухе. Рожал& хакаски обычно стоя на коленях. При родах женщина держалась за деревянный шест, который спускался ее мужем чере: дымовое отверстие юрты и упирался одним концом в землю нг женской половине. Такой шест называли "алтын теек" - "золотая коновязь". Женщины, присутствовавшие при родах,.совершали ряд магических действий, которые символизировал! легкость прохождения родов. Как первенца, так и последующих детей принимала опытная повитуха {"инейджи", "клндл) ¿че" - "пуповинная мать", "тунгах 1че", "урекен" - "старушка") . Обычно в одну семью приглашали одну и ту же повитуху. Она владела навыками народного акушерства, которых в арсенале народной медицины было накоплено немало.

Только что родившийся ребенок, по представлениям хакасов, был тесно связан с миром природы. Социализация ре-

бенка, его отношения с людьми обуславливались лрофанными и сакральными правилами, событиями. К ним относились изготовление одежды (обязательно из ношенных вещей) и колыбели, знакомство с ближайшими родственниками и соседями, имянаречение, острижение родовых волос. Отмечу, что у хакасов существовал как бы сакральный период, предшествующий актам социализации, осознаваемый временем общения, связи ребенка и богини Умай, которая относилась к пантеону божеств Верхнего мира. Поэтому все обряды, способствующие интеграции ребенка в мир людей, были очень важны.

Укладывание в колыбель являлось одним из самых первых актов установления социальных связей. Первые три-четыре дня после рождения ребенок спал вместе с матерью на полу юрты, около очага. В течение этих дней готовилась колыбель . Новую колыбель (хакасские названия - орай, пубай) старались наделить только положительными качествами. Эта цель достигалась выбором мастера, видами материала, конкретного времени (новолуния) изготовления. Помещение ребенка в колыбель обставлялось ритуалами и церемониаями, носившими очистительный характер и актом обживаемости.

Волосы у хакасов считались важным признаком живого существа. Сострижение утробных волос, отделяло ребенка от дикого мира и ставило в один ряд с людьми. В традиционной культуре хакасов отношение к волосам было сопряжено с глубоким семантическим смыслом. Волосы, прическа были показателем различных статусов того или иного человека в обществе. По типу прически, например, определялся социальный и семейный статус человека.

Одежду для ребенка, и особенно для младенца, предпочитали делать из ношенных вещей, которые имели значение контакта, соединения с окружавшими людьми. Кроме того, по представлениям хакасов, штаны отца обладали очищающей силой и отпугивали злых духов. Тем же качеством наделялись старые платья матери, бабушки. Когда ребенок начинал ходить, ему шили комплект верхней одежды, штаны, шапочку, сапоги. Фасон, покрой, материал для одежды были теми же, что и для взрослых. Единственное, что отличало детскую одежду, так это большая украшенность вышивкой и обилие оберегов.

Имянаречением ребенок вводился в мир людей, все больше приобщаясь к социальным связям в семье и обществе. Этому способствовал и обычай рифмования имен в семье, т> то, что при обряде имянаречения присутствовали родственники и соседи семьи. Выбор имени обуславливался религиозными представлениями о сверхъестественной связи человека, его души (кут) и имени (ат) . Имя ребенку давалось одш раз, и считалось, что именно оно определяет жизненный путь человека и судьбу, оберегает его от злонамеренны) сил. Традиционный фонд имен хакасов, как показало наше исследование, включает в себя несколько групп. Нами выделены разряд имен, выполняющих функцию сохранения информации о материальной и духовной жизни человека, paзpяJ имен, дающих информацию о личности человека, о его внешнем виде, чертах характера, его склонностях, третий -имена, свидетельствующие о племенной, родственной и национальной принадлежности, четвертый - имена, дающие информацию о том дне, когда родился ребенок или о событиях, произошедших в этот день, имена, входящие в пятый разряд свидетельствовали о месте человека в социальной структуре. Отдельно выделяются имена, насяшие охранительный характер.

При исследовании вопросов детской гигиены обращен* внимание на методы традиционной медицины и охраны здоровья детей, гигиенические предписания, а также питание дл; младенцев. В первую очередь болезнь ребенка "диагносциро-валась" уходом или похищением у него Умай или кут. В таких случаях обращались за помощью к шаманам, совершал! поклонения патронам-охранителям (тос). Некоторые болезш

лечились нетрадиционными методами, которые чаще давалз отрицательный результат. Например, при лечении желтух; ребенка обливали девятью ведрами холодной воды. При лечении активно использовали народную фармакологию - различные лечебные травы и внутренние органы домашних и дики: животных, которые были известны не только знахарям, но I каждой женщине.

Здоровью способствовала и традиционная система пита ния хакасов, которая была тщательно сбалансирована мяс ным, молочным и растительным рационом. Специально разра

ботанного детского рациона питания у хакасов не наблюдается. С младенческого возраста ребенок приобщался к традиционной системе питания, основанную на продуктах скотоводства (мясная, молочная), собирательства и растениеводства. Адаптирование ребенка к традиционным видам пищи начиналось уже в грудном возрасте ("соска" - курдючный жир, кусок толстой кишки) и процесс освоения проходил в достаточно короткие сроки.

У хакасов достаточно четко разработаны категории половозрастных групп детей. Это обстоятельство свидетельствует о важности данного института социализации при дифференциации возрастно-специфической деятельности, в социальной и религиозной сферах. Общее название детей у хакасов - "пала" (ребенок). Но в зависимости от возраста, его физиологических и психических данных, его относили к той или иной возрастной группе. К моменту наступления брачного возраста (возраст "постам" - 14-16 лет) девочки и мальчики овладевали всеми необходимыми навыками самостоятельной трудовой деятельности как дома, так и в сфере традиционного производства (скотоводство, охота, рыболовство, собирательство, земледелие,„огородничество).

В традиционной культуре хакасов (как и во многих других традиционных обществах) воспитание детей было органично включено в образ жизни народа. В системе воспитания хакасы придерживались в основном метода свободного, целенаправленного воспитания, но при этом не забывали силы воздействия слова. Большое внимание уделялось привитию детям традиционных этических норм поведения.

Хакасское общество уже к началу XIX в. достигло определенной стадии развития, когда существовала достаточно развитая система обычного права. Ребенок в хакасской семье пользовался и наделялся различными правами. Правовые нормы патриархально-родового характера нашли свое выражение не только в обычном праве, но и в специальном Проекте Степных Законов 1822 г., которые были специально разработаны Государственным Комитетом Российского Государства. В Проекте есть специальные главы, посвященные детям. Это главы "ДЕТИ" и "ОПЕКА" в разделе II - "ЧАСТНЫЕ ГРАЖДАН-

СКИЕ ЗАКОНЫ ИНОРОДЦЕВ", а также глава "НАСЛЕДИЕ" в разделе "ИМУЩЕСТВО".

Во второй главе "Ребенок в традиционных обрядах и обычаях" исследовались обряды, связанные с ребенком, анализировалась роль и место детей в религиозной и общественной обрядовой практике. Особое внимание в данной главе было обращено на выявление значения для жизни ребенка различных категорий патронов-охранителей (тбс), которые

являются уникальным феноменом традиционной культуры хакасов. С того возраста, как ребенок начинал ходить и умел разговаривать, его уже можно было брать с собой на различные религиозные моления сеока (содк - букв, "кость").

У хакасов жертвоприношения приносились не только семейные (тос) и небесным покровителям (чаяннар), главным из которых был Худай (Тенгри) , но и подземным (айналар), последние считались злыми духами и подчинялись, по представлениям хакасов, Эрлик-хану. Подземные духи стремились причинить зло людям, а особенно детям. Проведение различны« молений с жертвоприношениями, направленных в том числе на защиту ребенка от болезни, сохранности его здоровья былс нормой, соблюдавшейся хакасами обязательно. Особое значение имел культ охранителей (тбс), который является особой

характерной чертой символической культуры хакасов. У каждой семьи существовало несколько категорий патронов-охранителей, которые располагались в юрте на женской и мужской половинах.

У детей воспитывали с детства особое отношение к освященному животному рода (ызых). Это животное, чаще всегс лошадь, обеспечивало связь членов рода с небесными божествами и посвящалось им. Оно (ызых) выделялось внешни*-видом от основного стада, но пасли его вместе со всеь скотом. Это животное не использовалось как рабочий скот, за ним велся 'тщательный уход. Мужчины и мальчики могл^ садиться на ызых'а, но девочкам и женщинам это категорически запрещалось. Ему воздавались особые почести, его не закалывали на мясо, после смерти астрагалы его собирали V хранили в семье, отдельно от остальных, в специальное шкатулке. Астрагалы ызых'а являлись охранителями ребенке и бережно сохранялись в семьях.

В обрядах хакасов, связанных с рождением, социализацией ребенка, содержатся циклы действий и церемоний, которые носили религиозный характер или те, что были установлены обычаями на устной традиции.

После рождения ребенка мать или отец или повитуха совершали ряд действий, которые должны были познакомить "от 1не" (мать-огонь), покровительницу юрты и всех ее обитателей, с новым членом семьи. Для этого проводился обряд общей трапезы нового члена семьи (младенца) и матери-огня. Подобные действия совершались при обряде знакомства с внешним, чужим миром при первом посещении матери и ребенком чужой юрты.

Рождение ребенка являлось важным событием не только для семьи, но и для сеока, селения. Поэтому оно сопровождалось обрядовыми празднествами. Это "пала той" (праздник ребенка), "к!я тойы" (торжество отпавшей пуповины), "т!с тойы" (в честь первого зуба), наречение имени. Со временем целевые обрядовые празднества слились в один - "пала той", на нем давалось имя, захоранивался послед, дарились подарки "на зубы" и т.д. Наши информаторы сообщили, что в начале века в некоторых аалах "пала той" проводился только в богатых семьях, и то невсегда.

Большая часть вещей и предметов, которые находились рядом с ребенком обладала способностью охранять, защищать его жизненность. Волосы, пуповина, послед являлись константно связью с его кут'ом, если с ними были совершены необходимые обряды. Одежда имела охранные свойства, т.к. была сделана из штанов отца, других ношенных вещей, которые обладали очищающими свойствами. Колыбель была изготовлена из дерева, которое считалось чистым и являлось преградой для сил, настроенных враждебно к ребенку. Кроме этого, колыбель дополнялась оберегами, задачей которых было, с одной стороны, не дать злым духам проникнуть туда (нож, ножницы, ветка черемухи), а с другой - привлечь и удержать в колыбели покровительницу детей богиню Умай (модели "лук-стрела", "веретено", раковины каури, бусины и т.д.). За пределами дома, где ребенок не был достаточно защищен, его охраняли собственное имя и амулеты, а также знак на лице ребенка, нанесенный угольком, взятым из до-

машнего очага. У хакасов существовала подробно разработанная система оберегов - предметов, знаков, действий, слов, звуков и т.д., которые оберегали человека, его дом, скот от вредоносного действия злых сил. К ним относятся как многочисленные амулеты - обереги (носят на теле), таз и предметы, связанные с сферой хозяйственной деятельностх человека (нож, ножницы, колыбель,', одежда), домашний скос (животное, которое "обживало" колыбель, освященное животное рода), охранительные имена, определенные нормы поведения (поведение беременной женщины, молодой матери т, др.), психологические запреты, запреты в системе питания.

Детство хакасского ребенка сопровождали различные игры и игрушки, рассмотрение их представлено в третьей главе. Игрушки хакасских детей создавались в основном взрослыми. Игрушка несла: большую воспитательную нагрузку, приобщала детей к реальным сторонам жизни, способствовалг процессу социализации. Наиболее-ярким содержанием игр детей было подражание взрослым, когда дети воспроизводил! сцены тех или иных видов хозяйственной деятельности, семейного быта. В традиционной культуре хакасов представле! тип игрушки, который генетически восходит к глубоко! древности. Это безъобразный тип и представлен он астрагалами домашних животных. В семье обычно специально накапливали значительное число таких костей для игр детей. Помимо лошадей астрагалы изображали овец, коров и други; животных, составляя целые стада и табуны для маленьки: "хозяев". Дети кормили, поили, перегоняли свои стада, отары с пастбища на пастбище, выступали в роли чабанов I пастухов. Игры с астрагалами имели у хакасов общее название - "хазых ойыны". У хакасов-скотоводов особенно распространенными были игры с астрагалами овцы, лошади, коровы, или реже астрагалы освященного животного сеок; (ьгзых) . В последнем случае при игре с ними посторонни< люди не должны были их увидеть или украсть, запрещалось т, дарить или передавать кому-либо. Из астрагалов раньше изготавливались куклы. Помимо этого древнего вида у хакасских детей были игрушки, вырезанные из дерева или толсто! коры тополя. Для мальчиков любимыми были фигурки лошадки В собрании Музея Антропологии и Этнографии (Кунсткамера

Санкт-Петербурга хранятся два вида традиционных кукол хакасов. Один из них имел основу в виде стержня из туго смотанных тряпочек или деревянную палочку. Такие основы могли быть завернуты в разноцветные лоскутки или "одеты" в кусочки ткани. Другой вид хакасских кукол имел деревянный остов, из целого куска дерева вырезалась антропоморфная фигурка. Куклы изображали детей, девушек или замужних женщин, кукол-мужчин не было. Ролевое распределение детей в играх воспроизводило, весь спектр реалий семейных и внутриродовых отношения, производственно-хозяйственную деятельность. Роль игрушки в трудовом воспитании ребенка нельзя недооценивать. Игры являлись своеобразной школой, где дети приобщались к фольклору и танцам, пению. На шитье одежды для кукол девочки осваивали мастерство, типы швов, раскрой традиционных видов одежды, вышивку и т.д. Не меньшее значение при играх в куклы имела установка на усвоения норм социальных отношений на семейно-родственном уровне. У хакасов, как и у большинства народов Сибири типы игрушки следует отнести к "изначальному" варианту, среди них мы имеем сенсорные {звучащие - различные бубенцы) , моторные - мячи, астрагалы; -оружие и образные игрушки - куклы, изображения животных. Отметим, что игрушки как феномен традиционной культуры народов, связанный с миром ребенка, достаточно фундаментально исследована, чего нельзя сказать об играх народов Сибири.

У хакасов существовало несколько групп игр, среди них специальные сюжетные игры (например, охота или "стрельбу по косулям"), подвижные, тематически наполненные актерской игрой детей с включением в сценарий различных наблюдений. Об этом говорят их названия - "харыстас" ("гусеница"), "айяачах" ("чертенок"), "ахсырлыг чылгы" ("жеребец с табуном") и др. В них играли мальчики и девочки, чаще всего в возрасте "саарбах" ("ершистый, задира"), соответствующий примерно 9-14 годам. К "развивающим" играм _мы отнесли такие как 'Чгс! хосхачах" ("две птички"), "М1н2я Кутнектаимны" ("Мой дядя Кутнек") и др.

К азартным, физически развивающим относились те игры, которые помогали выяснить, кто из участников обладает большей силой. В одной из них два игрока стояли друг про-

тив друга, положив между собой астрагал. После условног знака участники начинают тянуть друг друга за руки ил. локти, каждый на свою сторону. При этом следовало упи раться ногами, держась подальше от альчика. Победивши: становился тот, кто* перетянул соперника через астрагал Одной из самых веселых игр хакасских детей считалась игр "агас тартызът" ("перетягивание палки").

Процессы физического и интеллектуального развития ре бенка особенно ярко наблюдаются в детских играх, игруш ■ках, развлечениях. Духовному Становлению и развитию лич ности ребенка способствовали рассказы старших о путешест виях, истории сеока, семьи, сказки, легенды, исторически-предания. У хакасов имелось немало чатханистов (скази тель, исполнитель фольклора под звуки музыкального инст румента - чатхан'а) , которые по вечерам в одной из юр1 или возле нее разворачивали свои импровизации, собира, много слушателей. При этом присутствовали дети, которьи сидели в первых рядах. Среди чатханистов, старых люде] были и путешественники, которые по торговым или иным делам ездили в Монголию, Китай, близлежащие края. Они был] прекрасными "лекторами", рассказчиками. Просвещение дете] на семейном уровне было направлено к овладению необходимых знаний об истории своего народа, своих соседях, окружающей природе, ее законах и др. Эти знания и наблюдени. копились многими поколениями и передавались изустно детям. Уже в детстве ребенок получал ряд фенологически: знаний (народный календарь), основы географии, закон] природы, повадки животных, различные приметы, пословицы поговорки.

В Заключении изложены основные выводы исследования.

Системный анализ типа, состава и структуры традиционной семьи хакасов показал, что она являлась наиболее важным условием социализации ребенка. По различным критерия! физической и социальной значимости семья определяла пут! его развития и формирования. В рассматриваемое врем; (XIX-нач.XX в.) у хакасов господствовала малая семья < достаточно выраженными патриархально родовыми устоями Она, а также семейно-родственный коллектив в основных дефинициях транслировала детям важные половозрастные формз

деятельности по традиционным видам хозяйственных и домашних дел. Брачные нормы, формы брака определяли ребенку нормативные критерии физической и социальной зрелости, границы совершеннолетия. В традиционной номинации возрастных групп брачный возраст детей обоего пола был четко фиксированным. Оттенялся он также символическими особенностями культуры (прическа, украшения, одежда). Ребенок, достигший возраста "постан" или "постын" (созревший) имел право на брак, а при определенных обстоятельствах (гибель отца) мальчик становился главой семьи. Но при "колыбельной" форме брака статус "невеста", "жених" дети получали до и после своего рождения. Обряд обручения такого вида восходит ко времени ортодоксальных браков и сводился к перевязыванию руки невесты ребенком-женихом или его отцом ниткой из собачьего волоса.

Исследование циклов, связанных с рождением ребенка, выявил один важный аспект проблемы осознания рождения человека в традиционных представлениях хакасов. У хакасов акт зачатия и рождения ребенка выступает в контексте представлений о кут - Умай, определявших соблюдение традиционных обрядов, бытовых правил и предписаний родителям, лицам особых статусов (повитуха, старшее поколение и др.) Именно поэтому новорожденного ребенка в колыбельный период следует считать п.о возрасту утробно-младенческим, имевшим тесную связь с Умай и только ей особо охраняемый в свой самый не защищенный период жизни.

Главной направленностью семьи, семейно-родственного коллектива была трансляция ребенку уже с младенческого возраста традиций. Социализация детей осуществлялась усилиями и всей аальной общины, которая, по мере взросления ребенка, включала его в различные формы трудовой и ритуальной деятельности. Одновременно с этим становление, взросление ребенка происходило и на уровне общества сверстников братьев и сестер, с которыми совместно выполнят лись тот или иной вид работы, игры.

Обычаи и обряды хакасов, связанные с рождением ребенка, были направлены прежде всего на обеспечение здоровья ребенка, на его благополучие в дальнейшей жизни. Некоторые обряды, особенно связанные с последом и пуповиной,

должны были обеспечить в дальнейшем рождение следуют детей. У хакасов существовало несколько приемов, в осное ном иррационального характера, для борьбы с бесплодие женщины и обеспечения легких родов.

Взросление человека проходило несколько этапов. Пеу вый из них, условно назовем его колыбельный, длится с утробного развития плода и примерно до трех лет. Для этс го периода характерна незащищенность ребенка, его теснг связь с богиней Умай. Почти все время ребенок проводит колыбели. Проводятся первые обряды, вводящие его в мк людей - стрижка утробных волос, празднества, посвященнь некоторым событиям его жизни, наречение имени и др. Начи нается приучивание ребенка к традиционной системе питани - соска в виде курдюка, прямой кишки. Следующий этап игровой (от 4-х до 6-7 лет). Почти все время ребенок прс водит в играх, которые играют важную, транслирующую соци альные отношения роль. Интересно, что с этого возраста ( 3-4-х лет) хакасы выделяют в обращении к детям их половь признаки - "хыз" и "оомах" (девочка и мальчик). Следующи этап - это трудовое воспитание детей. Важным считалос физическое и психическое здоровье ребенка, усвоение и этических и нравственных норм поведения, знание о закона природы, фенологические знания и т.д. Передача и усвоени традиций происходило главным образом на уровне семейнс родственного коллектива, хотя большое значение в этс имела и аальная община. Воспитание происходило и при уча стии старших братьев и сестер, контролировали же воспита ние родители. При этом уход за детьми, забота об их здс ровье, как правило лежали на плечах матери. В обучени трудовым навыкам существовало половое разделение, т.е матери (или старшие сестры) обучали девочек, а оти (старшие братья) мальчиков. И, наконец, последний этап это возраст "постан" (с 13-14 лет). Совершеннолетний ре бенок получал право на вступление в брак, полностью овла девал всеми трудовыми навыками, участвовал в ритуальнс деятельности.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Лечение некоторых детских болезней у хакасов в конце Х1Х-ХХ вв, // Материалы научно-практической конференции по народной педагогике. Абакан, 1993. с.163-164.

2. Правовое положение детей в хакасском обществе XIX века // Материалы научно-практической конференции по народной педагогике. Абакан, 1993. с.181-183.

3. Категории "Умай" и "кут" в представлениях хакасов // Материалы научной конференции "Жизнь. Смерть. Бессмертие.". СПб, 1993. с.42-43.

4. Спортивные игры хакасов // Материалы конференции "Народная педагогика в воспитании детей и подростков". Екатеринбург, 1993. с.73-74.

5. Традиционное имянаречение у хакасов // Хакасия в XX веке: хозяйственное и социальное развитие. Абакан, 1995. с.154-159.