автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Религиозная политика советского государства и ее влияние на церковную жизнь Ставрополья в 1953-1964 годах

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Алейников, Василий Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Религиозная политика советского государства и ее влияние на церковную жизнь Ставрополья в 1953-1964 годах'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозная политика советского государства и ее влияние на церковную жизнь Ставрополья в 1953-1964 годах"

На правах рукописи

СЩъ '

Алейников Василий Николаевич

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЦЕРКОВНУЮ ЖИЗНЬ СТАВРОПОЛЬЯ В 1953-1964 ГОДАХ

Специальность 07. 00. 02 — Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

-1 АВГ 2013

Владикавказ - 2013

005531800

Диссертация выполнена в Северо-Кавказском Федеральном Университете на кафедре истории России

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Булыгина Тамара Александровна

Официальные оппоненты: Блейх Надежда Оскаровна,

доктор исторических наук, профессор кафедры психолого-педагогических и медицинских проблем социальной работы ФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К.ЛХетагурова»

Калинченко Светлана Борисовна,

доктор исторических наук, профессор кафедры философии и истории ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Пятигорский госу-

дарственный лингвистический университет»

Защита состоится «5» сентября 2013 года в 14.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова» по специальности 07.00.02 - Отечественная история по адресу: 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, зал ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, режим доступа: http://vak.ed.gov.ru, и сайте СОГУ им. К.Л.Хетагурова, режим доступа: http://www.nosu.ru, «15» июля 2013 г.

Автореферат разослан «2» августа 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, профессор С.Р. Чеджемов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Конец XX — начало XXI века ознаменовались коренными социально-политическими, экономическими, духовными изменениями глобального характера. Происходит смена всех цивилизационных составляющих. В обществе идут поиски новых парадигм духовного, хозяйственного, политического существования людей. В связи с этим предлагаемая тема приобретает острую социокультурную актуальность.

В наше время возвращение к духовности и религиозным традициям предполагает не только непосредственно укрепление конфессиональных институтов, но и более глубокое изучение различных сторон религиозной жизни на территории России в разные периоды ее истории, основываясь на новых методах исследования и методологическом плюрализме. При этом условии бесспорную актуальность приобретают исследования по истории Русской Православной Церкви (РПЦ).

Сегодня очевидно, что история советского общества, особенно в середине и второй половине XX в., требует существенного дополнения и переосмысления, так что изучение взаимоотношений Советской власти и РПЦ остается актуальной научно-исторической проблемой. Актуальность данного исследования обусловлена также и недостаточной изученностью государственно-церковных отношений в Ставропольском крае в 1953-1964 годах, отсутствием специальных работ, посвященных этому периоду региональной истории.

Цель исследования - выявить практику религиозной политики в Ставропольском крае в 1953-1964годах в контексте особенностей и основных направлений государственного политического курса в отношении РПЦ, а также характера государственно-церковных отношений.

Объект исследования: государственная политика в СССР в отношении Православной церкви в период с начала 1953 по 1964 год включительно.

Предметом исследования являются процессы реализации этой политики в рамках отдельного региона, их специфика и типичные черты, противоречивость и сложности взаимоотношений РПЦ и власти на местах, реакция местного общества на официальную политику.

Территориальные рамки определяются тем, что в качестве географического объекта исследования избран Ставропольский край в административных границах 1953-1964 годов.

Хронологические рамки исследования (1953-1964) обосновываются необходимостью выделить важнейший этап в истории государственно-церковных отношений, характеризующийся последними неудачными попытками советской власти реализовать на практике масштабный проект построения атеистического общества в СССР.

Историография проблемы. Изучение данной темы распадается на два периода — советская историография и постсоветские исследования. До начала 1980-х гг. труды по этой тематике идеологически и методологически оставались однонаправленными, и только после празднования тысячелетия Крещения Руси появились более фундаментальные работы. В большей же степени эта литература носила научно-пропагандистский атеисти-

ческий характер1. В ней господствовала точка зрения, что только в СССР «впервые в истории человечества осуществлена самая широкая свобода совести»."Таким образом, в отечественной историографии 1950-1980-х годов советская религиозная политика исторически лигитимизировалась и носила исключительно положительный характер.

Так, в работе М.М.Персица « Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР, автор считает, что РПЦ после 1917 года занимала контрреволюционные позиции, что привело к осложнению государственно-церковных отношений.^Другой советский исследователь Р.Ю.Ппаксин в книге «Крах церковной контрреволюции 1917-1923» исходит из того, что, жесткие действия советского государства в отношении религиозных организаций носили вынужденный характер, ибо «православное духовенство с самого начала Октябрьской революции решительно выступило на борьбу с ней».4

В целом в советской историографии 1950-1980 годов доминировал партийно-классовый подход, ставший основой для субъективного восприятия исторических фактов, искажения реальных процессов происходивших в сфере государственно-конфессиональных отношений, предвзятого отношения к религии и Церкви.

Ситуация в исторической науке стала меняться после начала перестройки в 1985 году. В исторической литературе этого времени появляются нетрадиционные суждения о месте и роли религии в истории страны. Так исследователь М. Чернов впервые обратил внимание на то, что позиция РПЦ в годы Великой Отечественной Войны ( 1941 — 1945 ) способствовала консолидации советского общества, а патриотизм духовенства и верующих привел к улучшению государственно — церковных отношений.5 В 1989 году в сборнике «На пути к свободе совести», Д.Е.Фурман, автор передовой статьи, анализируя религиозную политику советского государства подчеркнул, что сталинский тоталитаризм принес в 1940-е годы значительное улучшение положения РПЦ, а либерализация в эпоху Н.С. Хрущева, наоборот возродила новые гонения на Церковь. 6

В коллективном труде отечественных историков — «Русское Православие: вехи истории», впервые в советской историографии был сделан вывод о том, что Октябрьская революция 1917 года отделила Церковь от государства и школу от Церкви, но не отделила и не могла отделить верующих

1 См., например: Гирман Ю.И.В чем сущность свободы совести. М.,1966; Емелях Л.И. Критика В.И.Лениным Православия Л.,1971; Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР. М, 1985 и др..

2Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М., 1986.С.З.

'Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви. М., 1958. С.

135.

4 Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции. 1917-1923 гг. М., 1968. С. 29-30.

5 Чернов М. Русская Православная Церковь: прошлое и настоящее. // Советская педагогика. 1988. №6. С. 121-122.

6 Фурман Д.Е. Религия, атеизм и перестройка // На пути к свободе совести. М., 1989. С 7-18.

от религии. В этом видится одна из причин всей сложности государственно-церковных отношений в советские годы.7

В начале 1990-х годов появляются первые исторические исследования, выполненные не только в ином идеологическом ракурсе, но и в рамках методологического плюрализма.8. Одной из первых работ этого ряда стала монография В.А. Алексеева «Иллюзии и догмы», в которой автор, анализируя религиозную политику советского государства, пришел к выводу, что конфликт между РПЦ и государством объясняется не столько несовершенством законодательства и сложностью политических процессов, сколько идеологической непримиримостью и произволом властей. Другим примером стал сборник статей «Религия и демократия: На пути к свободе совести».

Особого внимания требует статья Г.Панкова . Ее автор считает, что в 1950-е - 1960-е гг.советское государство проводило в отношении РПЦ политику дальнейшего ограничения ее деятельности. Он назвал такую политику антиклерикальной, направленной на развал Церкви как социального института.

В конце 1990-х гг. в печати вышли несколько книг, в которых предпринималась попытка реконструировать историю взаимоотношений государства и Церкви и осветить ранее не затрагиваемые в советской исторической литературе страницы истории РПЦ.Ш.К примеру, М.В.Шкаровский впервые в отечественной историографии рассмотрел формы и масштаб репрессивных акций по отношению к духовенству, а также проблемы так называемого «религиозного сопротивления в СССР».

В работе Т.А. Чумаченко также рассматривается история государственно-церковных отношений в СССР в годы руководства страной Н.С. Хрущевым. Автор пришел к выводу, что Программа КПСС, принятая на ХХПсъезде, определила стратегическую установку на полную ликвидацию религиозной жизни в СССР к 1980 году. Представляют интерес работы Северо-Осетинских историков по рассматриваемой нами проблеме. Это диссертация Е.Х. Наскидаевой,11 в которой анализируется конфессиональная политика России, работы профессоров З.В. Кануковой и С.А.

7 Русское православие: вехи истории. Под. редакцией А.И. Клибанова. М., 1989. С.

424.

8 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991; Религия и демократия: На пути к свободе совести. М., 1993; М.И. Одинцов Государство и церковь в России.ХХ в. М., 1994.

' Панков Г.Д. О политике советского государства в отношении к Русской православной Церкви на рубеже 50-60 -х //Религия и демократия: на пути к свободе совести. М., 1993;М.И. Одинцов Государство и церковь в России.ХХ в. М., 1994.

10 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в 1943-1957 годах// Вопросы ис-тории.1995. №8; Он же. Русская Православная Церковь в 1958-1964 годах// Вопросы истории. 1999. №2; Он же. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999; Чумаченко Т.А Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961.М., 1999.

11 См.: Наскцдаева Е.Х. Конфессиональная политика России в горских обществах Центрального Кавказа (середина ХУШ - начало XX вв.). Дис...канд. ист. наук. Владикавказ, 2011.

Хубуловой «Религия в истории и культуре полиэтничного города»12, академика A.A. Магометова13 A.A. и профессора С.Р. Чеджемова. 4

Значительная часть работы О.Ю.Васильевой15также посвящена анализу состояния государственно-церковных отношений в годы так называемой «оттепели». Исследовательница уделяет особое внимание лидеру КПСС Н.С.Хрущеву, который лично повлиял на реализацию государственной антицерковной политики. Определенный вклад в изучение рассматриваемой проблемы внесли и церковные исследователи. Священник Сергий Гордун16 еще в 1990 году в статье, вышедшей на Западе, обстоятельно проанализировал состояние РПЦ в изучаемый период, используя ряд ранее неизвестных архивных документов. При этом С.Гордун сумел избежать прямолинейных оценок государственно-церковных отношений в СССР и отказался от идеализации церковного сообщества.

Из работ этого ряда необходимо выделить труды покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)17, в которых автор вывел главную формулу антицерковных действий власти в то время - ликвидировать церковную жизнь руками самой Церкви. Другой исследователь протоиерей Владислав Цыпин, посвятил изучению государственно-церковных отношений советского периода ряд интересных сочинений.1 . Одним из определяющих факторов, которые повлияли на резкое обострение религиозной политики, по утверждению церковного ученого стало «возрастающее влияние Церкви», начавшееся еще в годы войны. По его мнению Н.С. Хрущев лично был вдохновителем и стратегом атеистической кампании.

Из работ церковных историков, вышедших в последнее время, особо следует выделить монографию протоиерея Алексия Марченко «Религиозная политика советского государства в годы правления Н.С.Хрущева и ее влияние на церковную жизнь в СССР», целиком посвященной изучаемому нами периоду государственно-церковных отношений (1953-1964). Впервые в отечественной историографии автор выдвигает версию о существовании строго засекреченной группы работников аппарата ЦК КПСС, КГБ

12 Канукова З.В. Хубулова С.А. Религия в истории и культуре полиэтничного города. Владикавказ в ХУШ-нач. XXI вв. Владикавказ, 2006.

13 Магометов A.A. Межнациональные отношения: интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект. М.,2004.

14 Чеджемов С.Р. Политика российского государства и православной церкви в области образования на юге России до 1917 г. (на примере осетинского народа). Религиоведение. 2013. № 1. 0,7 п. л. С. 36^4.

15 Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М., 2004.

16 Священник Сергий Гордун. Русская православная церковь при святейших патриархах Сергии и Алексии. Вестник РХД. Париж.1990.№5; Он же. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970год. Журнал Московской Патриархии. 1993.№1-2.

17 См., например: Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Самодержавие Духа. Очерки русского самосознания.СПб.,1995.

18 Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви. 1917-1990.М., 1994; Он же. История Русской Православной Церкви.1917-1997. Книга девятая. М., 1997; Он же. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700-2005. М.,2006.

СССР, Совета Министров СССР, Совета по делам РПЦ, силами которой осуществлялась подготовка антирелигиозных мероприятий в рамках так называемой «церковной реформы», нацеленной на уничтожение Церкви как социального института.

В целом исследования церковных историков отличают историософский взгляд на государственно-церковные отношения, негативное восприятие государства, как главного виновника трагедии Церкви, а также некоторая идеализация религиозного сообщества.

Вопросы взаимоотношений партийно-государственной власти и РПЦ после Великой Отечественной войны рассматривались и представителями российской эмиграции.20 Так, трагическое положение, в котором оказалась РПЦ в 1950-1960- е гг., по утверждению А. Боголепова, было следствием ненависти Н.С.Хрущева к Церкви, его убежденностью в том, что коммунизм является адекватной заменой Православия.

Данная проблема оказалась в сфере научных интересов зарубежных ученых, в частности, канадского исследователя Д.В. Поспеловского.21 В своих работах Д.В. Поспеловский показал противоречивость иерархии РПЦ часть которой ради выживания шла на компромиссы с советским режимом и оправдывала его действия перед зарубежной общественностью. Американский историк Уильям Строен в своей монографии, посвященной государственно-церковным отношениям в СССР в 1943-1962 года22, также приходит к выводу, что гонения против РПЦ были обусловлены политической природой советского режима, который был не только тоталитарным, но и атеистическим.

^Деятели РПЦ за рубежом также не обошли эту тему своим вниманием2 . Протоирей Д. Константинов, освещая злободневные для начала 1960-х гг. вопросы внешних связей Московской Патриархии, описывает сомнительную позицию русского епископата в период хрущевских гонений на РПЦ. Вместе с тем, автор подчеркнул мужество Патриарха Алексия I, из уст которого в 1960 г. прозвучали слова осуждения власти за начавшийся административный поход на Церковь. Священник Михаил Аксенов-

19 Протоиерей Алексий Марченко. Религиозная политика советского государства в годы правления Н.С. Хрущева и ее влияние на церковную жизнь в СССР. М., 2010. С. 4, 263-264.

20Боголепов A.A. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен.1958; Петр Соколов. Путь Русской Православной Церкви в России-СССР(1917-1961). //Русская Православная Церковь в СССР. Сборник. Мюнхен.1962.

2,Поспеловский Д. Митрополит Никодим и его время. Посев. 1979; Он же. Diraitry. V. Pospielovsky.Soviet Antireligions Campaigns and Persecutions. Volume 2 of History of Soviet Atheism in Theory and Practice, and the Believer. London. 1988; Он же. Русская Православная Церковь. М., 1995. С.307.

22WiIlam В. Stroyen. Communist Russia and the Russian Orthodox Church. 1943-1962.Washington. 1967.

23 Протоиерей Дмитрий Константинов. Внешняя политика Московской патриархии. Грани. 1961.№49; Он же. Церковная политика Московской патриархии//Русская Православная Церковь в СССР. Сборник. Мюнхен. 1962; Протоиерей Иоанн Мейендорф. О путях Русской Церкви. Вестник РСХД. 1972. №104-105;Священник Михаил Аксенов-Мейерсон. Православная Церковь в атеистическом государстве. Посев. 1979.№8; Епископ Григорий. Русская Церковь перед лицом господствующего зла. Джорданвилл.1991.

Мейерсон, утверждает, что в период антицерковных гонений эпохи Н.С. Хрущева у РПЦ не было епископата, способного ответить на преследования созданием церковного подполья. В то же время он отметил и ответственность за неблагоприятное развитие государственно-церковных отношений в советские годы, которую несли другие православные поместные церкви.

В целом зарубежные исследователи, опираясь на некоторую документальную базу и устные свидетельства, представили правдивую картину отдельных аспектов государственно-церковных отношений в советское время. В то же время им присуща некоторая категоричность и резкость оценок, что объясняется их оторванностью от реалий советского государства.

Более глубокому анализу, а следовательно и пониманию всей сложности и противоречивости государственно-конфессиональных отношений в стране способствуют и вышедшие в последние годы исследования общего характера, посвященные развитию советского общества в годы правления Н.С.Хрущева. Из работ этого ряда обращают на себя внимание монографии А.В.Пыжикова, Р.Г.Пихойи, Ю.В.Аксютина. В первой из них «Хрущевская «оттепель» ее автор А.В.Пыжиков считает, что в 1950-е годы Православие стало консолидирующим фактором русской национальной оппозиции, концепцией, превратившей проявления спонтанного национализма в общественно-политическое движение, что спровоцировало антирелигиозную реакцию властей.24

Противоречивый характер деятельности Н.С.Хрущева на высших государственных постах, повлиявший на принятие важных политических решений (в том числе в сфере государственно-церковных отношений) стал предметом изучения Р.Г.Пихойи в его монографии «Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны. 1945-1985», в которой автор впервые в отечественной историографии представил комплексный анализ функционирования политической власти в условиях господствовавшего в СССР тоталитарного режима.25В своей монографии «Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964гг.» Ю.В.Аксютин пришел к выводу, что лидер КПСС Н.С.Хрущев к решению назревших социально-экономических преобразований подходил исходя из соображений личного (укрепление своей власти) и идеологического (прогрессивно только то, что способствует более быстрому продвижению к коммунизму ) порядка. В этом контексте становится понятной ненависть Н.С.Хрущева к религии и стремление покончить с ней в кратчайшие исторические сроки.

Немаловажное значение в изучении религиозной политики Советской власти имеют исследования, посвященные частным аспектам государственно-церковных отношений в СССР. Так историк С.С. Бычков в своей монографии «Освобождение от иллюзий» на примере жизни и служения архиепископа Ермогена (Голубева) показывает негативное отношение

24 Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель». М., 2002. С. 214.

25 Пихойя Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны. 1945-1985. М, 2007. С. 218-482.

26 Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель » и общественные настроения в СССР в 953-1964 гг. М, 2010. С. 594-595.

советского государства к православному духовенству, в том числе в годы правления Н.С.Хрущева (1953-1964).2 Санкт-Петербургский исследователь С.Л.Фирсов в своей работе «Апостасия «Атеист Александр Осипов» и эпоха гонений на Русскую Православную Церковь» подвергает тщательному анализу социально-психологические предпосылки отречения от религии и Церкви священнослужителей РПЦ в период хрущевской антирелигиозной кампании (1958-1964).28

В последние годы интерес к истории взаимоотношений государства и Церкви возрос, о чем свидетельствуют защищенные диссертации на соискание степени кандидата и доктора исторических наук. К наиболее глубоким исследованиям надо отнести докторскую диссертацию И.И. Масло- 29

вой.

В местной историографии по истории Ставрополья^ вопросы взаимоотношений РПЦ и Советской власти практически не затрагивались. В некоторых изданиях коротко освещалась церковная жизнь на Ставрополье только в дореволюционный период.31 В последние десятилетия появились исследования по истории РПЦ на Ставрополье и в целом в Северокавказском регионе, но в них повествование ограничивается XIX — первой четвертью XX века. Например, в диссертации Н.Ю.Беликовой рассмотрены различные аспекты развития РПЦ в трагические 1920-1930-годы. 32 Диссертация Т.В.Колосовской посвящена изучению историко-правового аспекта государственно-конфессиональных отношений в Ставропольском крае в конце XIX - первой трети XX вв.33

Единственным исключением является диссертация E.H. Макаровой, посвященная взаимоотношениям государства и РПЦ в Ставропольском крае в 1940-1960-годы. В ней автору на основе местных материалов удалось выявить предпосылки и основные направления реализации религиозной политики государства в регионе, показать роль партийных и советских органов в подготовке и проведении антицерковных акций в крае, оценить ущерб, нанесенный властями структурам РПЦ в ходе антирелигиозной

27 Бычков С.С. Освобождение от иллюзий. М. 2010.

28 Фирсов C.JI. Апостасия. «Атеист Александр Осипов» и эпоха гонений на Русскую Православную Церковь. СПб, 2004.

29 Маслова И.И. Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной Церкви (1953-1991). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 2005.

,0 Очерки Истории Ставропольского края. В 2-х Томах. Т.2. Ставрополь.1986; Край наш Ставрополье. Ставрополь, 1999.

31 Кругов А.И. Ставропольский край в истории России. Ставрополь. 2001.

"Беликова Н.Ю. Эволюция Русской православной церкви в период постреволюционной модернизации России в 20-30-е годы хх в. (на материалах Краснодарского, Ставропольского краев и Ростовской области). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Армавир. 2002.

"Колосовская Т.А. Государственно-конфессиональные отношения на Ставрополье в конце 19 - первой трети 20в.: историко-правовой аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ставрополь. 2002.

кампании и сделать вывод об утопичности попыток КПСС вытеснить из общественной жизни религию и Церковь.34

В предлагаемой нами диссертации на основе более широкого круга источников, в более узких хронологических рамках (1953-1964) предпринята попытка комплексного анализа различных аспектов государственной религиозной политики в Ставропольском крае, в том числе тех (сопротивление верующих антиклерикальной политике государства, закрытие духовных учебных заведений, использование государством внутренних проблем РПЦ и т. д.), которые не были затронуты в исследовании Е.А.Макаровой.

Завершая краткий историографический обзор литературы по избранной теме, следует сказать, что российские и зарубежные историки добились серьезных успехов в изучении государственно-церковных отношений в СССР, приблизили нас к пониманию реальных процессов, происходивших в советском обществе в 1950-1960 годы. Это существенно облегчает исследование истории государственной религиозной политики на региональном уровне, разработка которой только началась.

Источниковая база исследования. Для достижения поставленной цели и реализации задач исследования был использован широкий круг источников, среди которого существенное место занимают архивные документы, часть которых впервые вводится в научный оборот. Базовой частью использованных источников послужили материалы центральных архивов — Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского Государственного Архива Новейшей Истории (РГАНИ), а также региональных архивов — Государственного Архива Ставропольского края (ГАСК) и Государственного архива Новейшей Истории Ставропольского края (ГАНИСК).

В ГАРФ была изучена часть документов фонда 6991 Совета по делам РПЦ при СМ СССР представляющих большой интерес для рассматриваемого периода государственно-конфессиональных отношений. Здесь использованы также документы, характеризующие положение Ставропольской епархии в изучаемое время.

В РГАНИ были изучены документы фонда 5 ЦК КПСС, которые дают представление как об общем положении РПЦ в рассматриваемый период, так и о конкретных фактах проводившейся в стране и регионе конфессиональной политики. Массив материалов по истории государственно-церковных отношений в регионе был исследован в ГАСК. В фонде 5171 находятся обширные свидетельства о вмешательстве государства в управленческую деятельность РПЦ, о положении Ставропольской Духовной Семинарии и ее закрытии, о положении местной церковной иерархии, православного духовенства и верующих Ставропольского края.

Большое значение для данного исследования имели документы фондов 1, 63, 5351, 5352 ГАНИСК, раскрывающие механизмы принятия основополагающих решений региональных партийных структур в сфере

"Макарова Е.А. Взаимоотношения государственных органов власти и Русской православной церкви в 1940-1960-е гг. XX века: на материалах Ставропольского края. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ставрополь, 2008.

религиозной политики. Важнейшие для раскрытия диссертационной темы документы содержатся в фонде Уполномоченного Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Ставропольскому краю, а также часть документов Московской Патриархии.

Среди опубликованных источников большую группу составляют документы КПСС, позволяющие выявить идеологическую основу антирелигиозной кампании в стране в 1950-е - 1960-е годы. Для понимания концептуальных основ и эволюции политики советского государства в отношении религии и Церкви в качестве источников были изучены работы В.И. Ленина, И.В.Сталина, Н.С. Хрущева и других руководителей КПСС и советского государства

Были изучены законодательные документы и подзаконные акты, которые проливают свет на правовые основы советской религиозной политики и характеризуют особенности советского законодательства о культах. Наряду с этим изучены документы Московской Патриархии, в которых содержится ценная информация об истории формирования государственно-церковных отношений в СССР.

Существенной группой опубликованных источников стали воспоминания современников, охватывающих изучаемый период. В них содержится материал, раскрывающий духовную атмосферу того времени, особенности религиозной жизни, специфику общественного сознания советского общества, а также свидетельства об отдельных личностях.

Материалы периодической печати — центральных и местных газет «Правда», «Ставропольская правда», «Молодой ленинец», журнала «Наука и религия» дают представление не только о реализации антирелигиозной политики Центра, но и о состоянии массового сознания. Изучены также районные и городские газеты, зарубежная периодика. Особо надо выделить в качестве группы источников официальные издания РПЦ.

Использованные в работе сведения биографического, хронологического, терминологического, статистического характера, были почерпнуты из разнообразной справочной литературы. Следует упомянуть использованные в диссертации материалы полевых исследований автора, которые позволили уточнить представления о советской религиозной политике в массовом сознании.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования, состоит в следующем: впервые в комплексе раскрыты механизмы и формы реализации партийно-советской политики в отношении РПЦ в Ставропольском крае; существенно дополнены научные представления о характере деятельности Уполномоченного Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Ставропольскому краю; впервые подробно освещено состояние Ставропольской Духовной семинарии накануне и в процессе ее закрытия; впервые наряду с антицерковной политикой местной власти в исследуемый период освещены слабости и противоречия в церковно-приходской жизни, способствовавшие нагнетанию антирелигиозных настроений.

Задачи исследования обусловлены его объектом и предметом включают в себя:

изучение предпосылок советской государственно-партийной религиозной политики в 1953-1964 годах;

выявление состояния государственно-церковных отношений в Ставропольском крае накануне смены политического курса в стране;

анализ перемен в отношениях местной власти и РПЦ в регионе в 1950-е годы;

- освещение основных направлений антицерковной политики центральной власти в конце 1950-х — середине 1960-х гг.;

раскрытие роли партийных и советских органов Ставропольского края в проведении антицерковных акций в регионе.

- рассмотрение на примере Ставропольской Духовной Семинарии состояния местного церковного сообщества в условиях возрождения политики гонений на РПЦ;

общая оценка итогов антицерковной кампании и состояния государственно — церковных отношений в регионе в изучаемый период.

Методологической основой предлагаемого исследования являются принципы историзма, научной объективности и достоверности, диалектического подхода к историческому процессу, а также принцип междисцип-линарности. Исследование проводились с использованием ряда прикладных методов, таких, как историко-сравнительный, историко-системный, историко-генетический, историко-антропологический, а также методов количественного или статистического анализа. Использовались также приемы культурологии, религиоведения, социальной истории.

Практическая значимость исследования, заключается в том, что достигнутые результаты могут использоваться:

- при написании работ по истории советской политики в отношении РПЦ в регионе, а также при создании общих трудов по истории Ставрополья;

- в научно-исследовательской деятельности для дальнейшего изучения истории государственно-церковных отношений в стране и крае;

- в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях при разработке лекционных и спецкурсов, а также учебно-методических пособий по гуманитарным дисциплинам; в качестве практических рекомендаций местным государственным и политическим органам в их управленческой и политической деятельности;

- учеными экспертами для разработки современной доктрины государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждены и одобрены на заседании кафедры истории России Северо-Кавказского федерального университета. Основные положения диссертации изложены в докладах на трех региональных межрегиональной и всероссийской научно-практических конференциях и отражены в 7 научных публикациях, в том числе и в 2 статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В исследуемый период, как и на протяжении всего времени существования советской власти, конфессиональная политика государства носила деструктивный характер и была нацелена на ликвидацию религии как духовного явления и Церкви как социального института.

2. В годы руководства страной Н.С. Хрущева, в период перехода к развернутому строительству коммунизма, была предпринята последняя

попытка реализации на практике масштабного проекта построения атеистического общества в СССР, поскольку гонения на верующих, осуществление антирелигиозных акций в 1920 — е — 1930 — е гг. не привели к исчезновению Церкви и духовных практик.

3. Религиозная политика советского государства в 1953 — 1957 годах носила противоречивый характер: с одной стороны по отношению к религии и Церкви власть в целом действовала в рамках советского законодательства о культах, с другой — под влиянием личных убеждений советско-партийного лидера начала переходить к давлению на православные общины и грубому нарушению прав верующих.

4. Административно — силовое решение «религиозного вопроса», проявившееся в уничтожении инфраструктуры РПЦ и гонениях на верующих (в рамках антицерковной кампании в СССР (1958 -1964 годы) было тщательно спланированной и подготовленной политической акцией, а не следствием ошибок советского руководства.

5. В этот период расширились средства давления на РПЦ и ее структуры. Наряду с традиционными формами противодействия религии, апробированными еще в 1920 — е - 1930 - е гг. , стали использоваться новые методы нейтрализации и подавления религиозных объединений и верующих: беспрецедентная по своим масштабам и методам атеистическая пропаганда, совмещенная с практикой распространения новых гражданских обрядов; использование института Уполномоченных по делам РПЦ в регионах для присвоения местной властью управленческой компетенции в епархии; попытка разложения Церкви изнутри руками послушного государству православного епископата; индивидуальная принудительная работа с верующими и проведение мероприятий по «распропагандированию» православного духовенства.

6. В новых условиях существования Церковь избирала новые стратегии выживания, которые с одной стороны, помогали сохранять институт приходов и епархий как важное пространство для удовлетворения духовных потребностей верующих. С другой стороны, конформизм и приспособленчество в отношениях с властями, порождали негативные явления в православной среде, ослабляли Церковь и стимулировали антирелигиозные акции государственных органов.

7. Государственная политика в последние годы правления Н.С. Хрущева (1958 - 1964 годы) нанесла огромный ущерб православным общинам, духовенству и верующим, в результате чего произошло общее институциональное ослабление Церкви. Однако такая политика вследствие метафизических (духовные явления неуничтожимы) и политических (продолжение антицерковного курса угрожало благополучию власти) причин не привела и не могла привести к исчезновению религии и конфессиональных институтов.

Диссертация соответствует положениям паспорта специальности «отечественная история», а именно п. 4. История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов и п. 13. История взаимоотношений государства и религиозных конфессий.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

П.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении определяется актуальность темы диссертации, предмет и объект, хронологические и географические рамки работы, рассматривается историография изучаемой темы, выделяются цели и задачи исследования, дается характеристика источниковой базы диссертации, описывается методология, научная новизна, практическая значимость и структура работы.

В первой главе «Религиозная политика советского государства в 1953-1964 годах» - рассматривается процесс формирования и состояния государственно — церковных отношений в годы пребывания у власти по-слесталинского руководства во главе с Н.С. Хрущевым. В центре внимания автора исследования оказываются концептуальные основы, важнейшие направления и общие последствия осуществления государственной вероисповедной политики в СССР в 1953-1964 годах.

В первом параграфе «Государственная политика и Московская Патриархия в период смены советского руководства в 1953-1957 гг.»автор исследования исходит из того, что после Октябрьской революции 1917 года смена религиозного курса в стране была обусловлена главным образом причинами идеологического характера. Согласно официальной марксистской доктрине религия рассматривалась как последний оплот эксплуататорского строя и препятствие на пути построения коммунизма. В административно-силовом режиме закрывались храмы, монастыри и духовные школы, национализировалась собственность РПЦ прекращали свою деятельность церковные СМИ, осквернялись религиозные святыни, жестоким гонениям подвергались духовенство и верующие. Всего в 19221923 годах было физически уничтожено 8100 священников и монахов.

Характер государственно-церковных отношений не изменился и в последующие годы. Только в 1937 году было закрыто 8000 православных храмов, ликвидировано 70 епархий и викариатств, расстреляно около 60 архиереев.36 Фактически инфраструктура РПЦ была разгромлена. Положение в государственно-церковных отношениях стало меняться с началом Великой Отечественной войны (1941-1945). И.В.Сталин положительно оценил патриотическую деятельность РПЦ в годы войны и способствовал относительной нормализации государственно-церковных отношений. Воспользовавшись благоприятной ситуацией в последние годы правления И.В.Сталина РПЦ удалось значительно укрепить свои позиции. По состоянию на 1 января 1953 года в СССР было 10891 православных храмов и 2617 молитвенных домов.37

Переломным в развитии государственно-церковных отношений стал 1954год. 7 июля 1954 года вышло постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения», содержание которого носило антирелигиозный характер и демонстрировало враждебное отношение государства к РПЦ. Это постановление не толь-

"Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.С. 106.

36Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 92.

37 РГАНИ. Ф.5. Оп. 17. Д. 452. Л. 5.

ко способствовало развертыванию широкомасштабной атеистической пропаганды в СССР, но и спровоцировало многочисленные нарушения прав верующих на местах. В 1954-1955 годах в СССР было закрыто 46 православных церквей.38

Ситуация вокруг РПЦ вызвала беспокойство епископата и заграничных православных кругов, а также протесты духовенства и верующих. В сложившихся условиях 10 ноября 1954 года вышло новое постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения», которое знаменовало собой победу той части советского руководства, которая придерживалась умеренного курса в религиозной политике. Однако скрытое и явное негативное отношение к религии власти сохранили и в дальнейшем. На июньском (1957 года) Пленуме ЦК КПСС сторонники умеренной линии в религиозном вопросе (Молотов В.М., Маленков Г.М., Каганович Л.М.) потерпели поражение. Н.С.Хрущев и его соратники изменили религиозную политику в стране в сторону ее ужесточения. РПЦ оказалась на пороге нового периода тяжелейших испытаний, гонений и репрессий.

Во втором параграфе «Предпосылки, этапы и направления антирелигиозной кампании в СССР в 1958-1964 годах» содержится описание и анализ причин резкого изменения, периодизации и содержания государственной религиозной политики, подчеркивается персональная ответственность Н.С. Хрущева за развертывание гонений против религии, Церкви и верующих.Антирелигиозная кампания в СССР стала следствием важнейших общественных изменений в стране, происшедших после смерти И.В.Сталина

Новое советское руководство объявило о начале развернутого строительства коммунизма в СССР. В рамках коммунистической доктрины места религии не оставалось, она рассматривалась как досадная помеха на пути созидания нового общества, что привело к форсированному наступлению на РПЦ. Ужесточение религиозной политики руководство страны рассматривало и как продолжение курса на десталинизацию советского общества, как возвращение к ленинским нормам социалистического строительства. Одной из причин изменения курса в государственно-церковных отношениях были экономические расчеты властей, желание присвоить материальные и финансовые ресурсы РПЦ.

Сыграла свою роль и личная идейная нетерпимость Н.С. Хрущева к религии, который заявил, что «народное просвещение, распространение научных знаний, изучение законов природы не оставляет места для веры в бога.»39Наконец одной из причин антирелигиозной кампании в СССР стала внутренняя слабость РПЦ, отсутствие возможностей противостоять административному наступлению государства.

В проводившейся в стране антирелигиозной кампании можно выделить несколько этапов: 1958-1960 годы - начало гонений на религию и Церковь; 1961-1963 годы — активная фаза антирелигиозного наступления; 1964 год — спад и завершение административной борьбы с РПЦ. Антире-

38Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. С. 429-430.

'9 Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется. Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992, С. 221.

лигиозная кампания в стране проводилась целенаправленно и активно велась сразу по нескольким направлениям. Государственные органы в центре и на местах взяли курс на быстрое сокращение монастырской и церковно-приходской сети. Если в начале 1950-х годов в СССР действовало 90 монастырей, то к концу 1964 года их оставалось всего 17.40

В эти годы РГТТТ потеряла тысячи православных храмов, которые закрывались вопреки желанию верующих и советского ва.41Одновременно власти нанесли мощный удар по материально-финансовой базе Церкви. Например, если до 1959 года РПЦ платила за свечи годовой налог в сумме чуть более 1 млн. рублей, то в 1959 году — 71154038 рублей.42 Такая политика экономического удушения Московской Патриархии преследовала вполне очевидную цель: постепенное разрушение внутренних структур РПЦ и ее окончательное уничтожение. Этой же цели способствовала и политика целенаправленного, планомерного сокращения сети духовных учебных заведений. В 1958-1964 годах были закрыты 5 из 8 духовных семинарий (Киевская, Саратовская, Ставропольская, Минская, Волынская).43

В 1961 году под давлением властей была проведена реформа приходского управления с целью отстранения духовенства от административных и экономических функций в религиозных объединениях, что подрывало авторитет служителей культа в глазах верующих. В эти же годы под разными предлогами местные руководители ограничивали совершение богослужений, духовенство и верующих стесняли в правах, подвергали дискриминации и административным преследованиям. С целью вытеснения религиозных традиций с 1962 года стали повсеместно внедрять новые гражданские обряды.45 В стране была развернута широкомасштабная атеистическая пропаганда. Если в 1960 году по вопросам научного атеизма было прочитано 564600 лекций, то в 1964 — 759100.46

Однако антицерковный курс в СССР неожиданно столкнулся с неудачами на антирелигиозном фронте, растущим сопротивлением верующего народа, протестами православного духовенства и мировой общественности. Осознав бесперспективность такой политики, власти поспешили отказаться от силовых методов борьбы с религией.

Во второй главе«Государство и Церковь на Ставрополье в 19531957 годах» рассматривается положение Русской Православной Церкви в Ставропольском крае в первые годы пребывания у власти послесталинско-го руководства. В центре внимания автора диссертации оказываются концептуальные основы, важнейшие направления и общие последствия осу-

40Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996. С. 333.

41 Открытое письмо священников Николая Эшлимана и Глеба Якунина Патриарху Алексию. Грани. 1966. №1. С. 130.

42 Фирсов С Л. Апостасия. Атеист Александр Осипов и эпоха гонений на Русскую Православную Церковь СПб., 2004, С. 23-24.

43Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. С. 300-301.

44 РГАНИ. Ф.5. Оп. 62. Д. 37. Л. 159.

45Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. С. 377.

46 Краткие статистические сведения о деятельности Всесоюзного общества «Знание» (за 1964-1967 годы). М., 1968. С.31 .

ществления государственной конфессиональной политики в регионе в 1953-1957 годах.

В первом параграфе «Ставропольская епархия в годы временной, частичной стабилизации государственно -церковных отношений» дается общая характеристика положения РПЦ в Ставропольском крае в 1953-1957годах. По состоянию на первое января 1953 года в Ставропольском крае действовала 131 православная община.47 К первому января 1957 года количество православных храмов в регионе уменьшилось до 128.48Все православные общины Ставрополья входили в состав обширной Ставропольско-Бакинской епархии, которую с 13 сентября 1943 года по 7 ноября 1962 года возглавлял митрополит Ставропольский и Бакинский Антоний (в миру Романовский Василий Антонович).49

В 1953-1957 годах, в Ставропольском крае усилиями правящего епископа, духовенства и верующих религиозная деятельность православных общин осуществлялась в соответствии с нормами советского законодательства и церковного права. Основную часть православных верующих Ставрополья представляли труженики села-крестьяне. Эпизодическое участие в религиозной жизни принимали и другие категории населения. В православных храмах совершались богослужения, таинства и обряды. Главное православное богослужение (литургия) совершалось как правило в воскресные и праздничные дни. В 1953 году такая практика наблюдалась в 87% православных общин края.50

В церковных приходах края из года в год укреплялось материально-финансовое положение. В среднем доходы православных общин Ставрополья выросли в 1957 году по сравнению с 1956 годом на 23%, а по сравнению с 1951 годом на 139%, то есть более чем в два раза.51 Количественно и качественно менялся кадровый потенциал православного духовенства. Если в 1953 году в крае было зарегистрировано 137 священнослужителей, то в 1957 году уже 168. В 1954 году только 56% священнослужителей Ставрополья имели богословское образование, а в 1957 году уже 75%.52

Постепенно выстраивались относительно ровные и стабильные взаимоотношения православных общин с местными органами власти. Духовенство и верующие проявляли лояльность к советскому государственному строю и социалистическим преобразованиям в стране. Вместе с тем в церковно-приходской жизни православных общин Ставрополья имели место нарушения правового, экономического и этического характера. Негативные явления в православной среде не только ослабляли церковные общины, но и способствовали пропагандистскому наступлению на религию и Церковь со стороны государственных и общественных организаций.

"ГАНИСК. Ф. l.On.2. Д. 5512. Л. 1.

48Там же. Д. 764. Л. 42.

49 Протодиакон Александр Киреев. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-1962 годах. М„ 2002, С. 141.

'°ГАСК. Ф. 5171. On. 1. Д. 168. Л. 101.

51 ГАНИСК. Ф. 1. Оп. 2. Д. 764. Л. 31.

"Там же.. Д. 5512. Л. 2, 188,198: Д. 6049. Л. 82-83; Д. 764. Л. 22-23, 43; Д. 6400. Л. 45, 108-110.

Во втором параграфе «Местная власть и Русская Православная Церковь в Ставропольском крае в 1953-1957 годах» изложены общие принципы, содержание и основные направления государственной конфессиональной политики в регионе в указанный период времени.

Государственная политика в отношении РПЦ в Ставропольском крае проводилась в рамках официальных установок партийно-государственного руководства СССР. Проводниками церковной политики государства в регионе выступали соответствующие партийные структуры и органы исполнительной власти в лице Уполномоченного Совета по делам РПЦ по Ставропольскому краю.

Выполняя постановления ЦК КПСС (от 7 июля и 10 ноября 1954 года) краевые власти развернули широкомасштабную атеистическую пропаганду. В 1954 году в Ставропольском крае функционировали 466 культурно-просветительных учреждений, сотни специалистов разных направлений привлекались к культурно-просветительной работе и научно-атеистической пропаганде. Только за шесть месяцев 1954года на Ставрополье по линии управления культуры было прочитано 6360 лекций.54 Одновременно власти использовали любые административные возможности, чтобы ускорить ликвидацию православных общин. Например, в 1953 год^ на Ставрополье была зарегистрирована всего одна православная община. Чтобы воспрепятствовать усилению православных организаций, власти контролировали их экономическое положение, вмешивались в хозяйственную деятельность церковных приходов, препятствовали ремонту культовых зданий.56

Не имея возможности прямо вмешиваться в богослужебную жизнь, чиновники на местах ограничивали или даже запрещали совершение религиозных обрядов."Власти осуществляли постоянный контроль за деятельностью православного духовенства, вмешивались в кадровую политику Ставропольского епархиального управления, блокировали инициативы активных священнослужителей.5^ эти же годы руководители края препятствовали и нормальному функционированию Ставропольской Духовной Семинарии,5 осуществляли тотальный контроль за ее деятельно-60

стью.

В целом государственно-церковные отношения в Ставропольском крае в 1953-1957 годах носили противоречивый характер. С одной стороны деятельность православных общин Ставрополья осуществлялась без серьезных препятствий со стороны государства. С другой стороны, в регионе сохранялась общая тенденция религиозной политики советского государства, направленной на постепенное вытеснение Церкви из социальной жизни и построение атеистического общества в СССР. Главным средст-

53 ГАНИСК. Ф. 63. Оп. 2. Д. 833. Л. 45.

54 Там же. Л. 46.

"Там же..Ф. 1. Оп. 2. Д. 5512. Л. 199.

56 Там же. Д. 764. Л. 36.

57 Там же. Д. 5512. Л. 195.

58Там же. Д. 6400. Л. 118.

"ГАНИСК. Ф. 1. Оп. 2. Д. 6400. Там же. Л. 90.

60 ГАСК. Ф. 5171. Оп. 1. Д. 199. Л. 66.

вом достижения этой цели стала широкомасштабная антирелигиозная пропаганда. В отдельных случаях местные власти использовали методы административного принуждения и морально-психологического давления. Такая политика вызывала протесты православных верующих и вынуждала партийные и советские органы Ставропольского края в целом восстанавливать права верующих и религиозных общин в рамках советского законодательства о культах.

В третьей главе «Антицерковная кампания в Ставропольском крае (1958-1964)» рассматриваются предпосылки, этапы и направления антирелигиозной кампании в Ставропольском крае; механизмы реализации государственной политики в отношении РПЦ на региональном уровне; политика местной власти в отношении православных священнослужителей; закрытие Ставропольской Духовной Семинарии; итоги и последствия хрущевских гонений на религию и Церковь для государственно-церковных отношений, верующего сообщества и будущего страны.

В первом параграфе «Сокращение церковно-ириходской сети и материально-финансовое ослабление православных об-щин»раскрывается содержание и основные направления государственной политики в отношении РПЦ, нацеленной на ее ликвидацию как социального института. Главный удар был направлен против православных храмов как центров религиозной жизни. Используя любые поводы, власти приступили к принудительному закрытию храмов и снятию с регистрации православных общин. Протесты православного сообщества отклонялись. Всякие действия верующих, которые направляли жалобы или делегации в региональные или союзные органы власти блокировались.

По состоянию на 1 января 1958 года на Ставрополье состояло на учете 129 православных общин.61 К 1 января 1965 года в крае оставались действующими 84 православные церкви. Таким образом, тысячи православных христиан Ставрополья потеряли гарантированное советскими законами право удовлетворять свои духовные потребности и участвовать в цер-ковно-приходской жизни в местах своего постоянного проживания. В 1958-1964 годах власти проводили последовательную политику и по экономическому удушению РПЦ.

В ходе антирелигиозной кампании советские правители лишали православные приходы всякой хозяйственной самостоятельности, проводили мероприятия по присвоению их недвижимости, имущества, транспортных и денежных средств. Из 32 культовых зданий, снятых с регистрации в 1960-1963 годах, 12 были разрушены, а остальные использованы под школы, детские сады и другие объекты социально-культурного назначения.63 Чтобы подорвать материальное благополучие религиозных общин, власти увеличивали налоги на доходы от продажи свечей, запрещали ремонтно-строительные работы, изымали денежные средства под видом «добровольных пожертвований в фонд мира.64

61 ГАНИСК. Ф. 1. Оп. 2. Д. 786. Л. 3.

"Там же. Оп. 23. Д. 134. Л. 17.

63Леденев А. От «оттепели» до «перестройки». Православный вестник Ставрополья. 1992. Февраль. С. 5.

64 ГАНИСК. Ф.1. Оп. 2. Д. 829. Л. 125. Оп. 23. Д. 134. Л. 34.

Во втором параграфе «Вмешательство властей в административно-управленческую деятельность православных приходов и религиозную жизнь верующих» рассматривается грубое вмешательство властей в административно-управленческую деятельность религиозных объединений. В рамках проводившейся в 1961 году реформы церковноприходского управления духовенство отстранили от выполнения административных и хозяйственных функций, а в исполнительные органы общин выбирали послушных властям людей, устанавливая таким образом полный контроль за их деятельностью.65 В эти же годы антицерковный беспредел коснулся и богослужебной жизни РПЦ.

Под разными предлогами власти ограничивали или запрещали проведение богослужений, таинств и обрядов. За период 1960-1962 годы число совершенных крещений сократилось в два раза, а венчаний- почти в три раза.б6В период хрущевских гонений на религию и Церковь административному преследованию подвергалось православное духовенство, а также рядовые верующие.67 В 1962 году в православных общинах ввели регистрационные книги, что позволило чиновникам контролировать участие верующих в церковно-приходской жизни. Власти прибегали к административным мерам, чтобы снизить религиозную активность населения.

В третьем параграфе «Атеистическая пропаганда и внедрение в быт людей новых гражданских обрядов» рассматриваются основные методы идеологической борьбы с религией и Церковью. Административно-силовое наступление на религию и Церковь осуществлялось на фоне беспрецедентной по масштабам атеистической пропаганды. Только за десять месяцев 1963 года в Ставропольском крае было прочитано 4063 лекции атеистической направленности.69 Чтобы ускорить процессы атеизации населения, власти инициировали еще одно направление антицерковной деятельности - внедрение в быт трудящихся новых советских обрядов. Однако они существенно не повлияли на состояние церковной обрядно-

70

сти.

В четвертом параграфе «Политика местной власти в отношении православных священнослужителей и закрытие Ставропольской Духовной Семинарии» излагается политика региональной власти в отношении православного клира и краткая история закрытия единственного на юге СССР образовательного учреждения Московской Патриархии. По отношению к православному духовенству власти проводили линию на постепенную ликвидацию священнослужителей как социального и духовного сословия. По малейшим поводам священнослужителей снимали с регистрации, пресекали их служебную активность, увеличивали налогообложение, стесняли в жилищных условиях, ухудшали материальное положение. Однако добиться поставленных целей властям так и не удалось.

65 ГАСК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 205. Л. 16.

66 Там же. Д. 213. Л. 47.

67 ГАНИСК. Ф.1. Оп. 2. Д. 829. Л. 29.

68 Там же. Ф. 1. Оп. 23. Д. 134. Л. 25.

69 ГАНИСК. Ф. 5352. Оп. 1. Д. 315. Л. 21.

70 Там же. Ф. 1. Оп. 23. Д. 134. Л. 43.

Одновременно региональная власть добивалась закрытия Ставропольской Духовной Семинарии. К началу хрущевской антирелигиозной кампании СДС была вполне сложившимся духовным учебным заведениям. До 1959 года наблюдалась устойчивая тенденция роста числа желающих учиться в Семинарии. Если в 1956 году поступило 63 заявления о поступлении в духовную школу, то в 1958 году 88 заявлений.71 С конца 1958 года, на волне начавшейся в СССР антирелигиозной кампании, условия деятельности духовных школ, в том числе СДС серьезно осложнились. Власти грубо вмешивались в деятельность Семинарии, ограничивали ее образовательные возможности, препятствовали набору студентов.72

В прессе была развернута мощная пропагандистская кампания, нацеленная на дискредитацию духовной школы в глазах общественного мне-ния.734 мая 1960 года Святейший Патриарх Алексий под давлением союзного руководства дал согласие на закрытие ряда духовных учебных заведений, в том числе и Ставропольской Духовной Семинарии.74 Закрытие Ставропольской Духовной Семинарии стало составной частью антирелигиозной кампании в СССР, направленной на ликвидацию РПЦ как социального института. В целом антирелигиозная кампания в Ставропольском крае (1958-1964) нанесла огромный ущерб РПЦ, но не привела и не могла привести к ее ликвидации как общественного института.

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы. В 1958-1964 годах власти, используя мощный государственный ресурс, не только осуществили сокрушительный удар по материальным объектам религиозных объединений, подорвали внутреннюю структуру и жизнеспособность РПЦ, уменьшили ее потенциал и влияние на общественное развитие, но и нанесли колоссальный урон христианским традициям и православной культуре.

В конечном итоге в период хрущевской антирелигиозной кампании произошло общее институциональное ослабление РПЦ последствия которого не преодолены до сих пор. Исторический опыт свидетельствует, что цивилизованные государственно-церковные отношения, подлинное осуществление права на свободу совести, возможно, лишь в условиях реального демократического государства, гарантирующего равные права для всех граждан, независимо от их убеждений.

"ГАНИСК. Ф. 1. Оп. 2. Д. 764. Л. 201-202.

72 ГАСК. Ф. 5171. Оп. 1. Д. 196. Л. 1.

73 Зубков Ю. Правда о духовной семинарии. Наука и религия. - 1960. - №8, С. 95.

74 Шишкин E.H. Кавказский священноисповедник митрополит Антоний (Романовский). Жизнеописание. Ставрополь, 2006, С. 109.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

Издания, рекомендованные ВАК Минобрнауки РФ:

1.Алейников В.Н. Н.С. Хрущев и антицерковная кампания в СССР (50-60- е гг. XX в.) КЛИО. Журнал для ученых. №2 (53).Издательство «ПОЛТОРАК». Санкт-Петербург, 2011.- С.96-98.

2. Алейников В.Н. К вопросу о ренегатстве отдельных представителей православного духовенства в период хрущевской антирелигиозной кампании ( 1958 -1964).Электронный журнал. - 2013. - 0,6 п.л.

Иные издания:

3.Алейников В.Н. Сопротивление верующих закрытию православных храмов на Ставрополье в период гонений на религию и Церковь (конец 50-х- началобО-х гг. XX в.) Развитие Кубанского региона: экономические и социально-психологические аспекты: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Развитие Кубанского региона: экономические и социально-психологические аспекты» (29 мая 2009 г.); Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере.- Краснодар: ИЭиУМиСС, 2009.- С. 269-271.

4.Алейников В.Н. Экономическая политика в отношении православных общин Ставрополья в первые годы правления Н.С. Хрущева (19531957). Профессиональное педагогическое образование на современном этапе: опыт, традиции и новации. Материалы III региональной научно-практической конференции. 26 марта 2010 года. Буденновск, 2010,- С. 13-

5.Алейников В.Н. Пивень В.Н. Ставропольская Духовная Семинария в период временной, частичной стабилизации государственно-церковных отношений (1953-1957). Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. XVIII Адлерские чтения. 2-6 октября 2010г. Краснодар,2010,- С.15-20.

6.Алейников В.Н. Школьное атеистическое воспитание в Ставропольском крае в период гонений на религию и Церковь (1958-1964). Профессиональное педагогическое образование на современном этапе: опыт, традиции и новации. Материалы IV региональной научно-практической конференции. 31 марта2011 года. Буденновск, 2011.-С.3-5.

7.Алейников В.Н. К истории закрытия Ставропольской Духовной Семинарии в 1960 году. Профессиональное педагогическое образование на современном этапе: опыт, традиции и новации. Материалы V региональной научно-практической конференции. 31 марта 2012 года. Буденновск, 2012,- С.3-9.

17.

Научное издание

Алейников Василий Николаевич

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЦЕРКОВНУЮ ЖИЗНЬ СТАВРОПОЛЬЯ В 1953-1964 ГОДАХ

АВТОРЕФЕРАТ

Подписано в печать 09.07.2013. Усл. п.-л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 91. Издательство Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

 

Текст диссертации на тему "Религиозная политика советского государства и ее влияние на церковную жизнь Ставрополья в 1953-1964 годах"

Северо-Кавказский Федеральный Университет

На правах рукописи

04201361645

Алейников Василий Николаевич

Религиозная политика советского государства и ее влияние на церковную жизнь Ставрополья в 1953-1964 годах

Специальность 07. 00. 02. - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Булыгина Т.А

Ставрополь - 2013

Оглавление

Введение..........................................................................................................................................................3

Глава I. Религиозная политика советского государства в 1953-1964

годах.................................................................................. 34

1.1 .Государственная политика и Московская Патриархия в период

смены советского руководства в 1953-1957 годах........................... 34

1.2. . Предпосылки, этапы и направления антирелигиозной кампании

в СССР в 1958-1964 годах ....................................................... 63

Глава И. Государство и Церковь на Ставрополье в 1953-1957 годах.... 86 2.1 Ставропольская епархия в годы временной, частичной

стабилизации государственно-церковных отношений..................... 86

2.2.Местная власть и Русская Православная Церковь в

Ставропольском крае в 1953-1957 годах...................................... 130

Глава III. Антицерковная кампания в Ставропольском крае ( 19581964).................................................................................. 184

3.1 Сокращение церковно-приходской сети и материально-

финансовое ослабление православных общин............................... 184

3.2 Вмешательство властей в административно-управленческую деятельность православных приходов и религиозную жизнь

верующих............................................................................ 225

3.3 Атеистическая пропаганда и внедрение в быт людей новых гражданских обрядов............................................................... 252

3.4 Политика местной власти в отношении православных священнослужителей и закрытие Ставропольской Духовной

Семинарии........................................................................... 279

Заключение........................................................................... 321

Библиография........................................................................ 333

Приложения.......................................................................... 366

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Конец XX - начало XXI века ознаменовались коренными социально-политическими, экономическими, духовными изменениями глобального характера. Сегодня происходит смена всех цивилизационных составляющих. В связи с этим идут поиски новых парадигм социокультурного, хозяйственного, политического существования людей. В мире есть силы, которые ратуют за возвращение традиционных ценностей и, прежде всего, традиционной религии, как панацеи от духовной деградации. Гуманитарии в целом и историки в особенности призваны с помощью научного инструментария дать прогноз, определить перспективы идей обновления, выдвинутых обществом. В связи с этим предлагаемая тема приобретает острую социокультурную актуальность.

За долгое время существования исторической России именно религия в лице русского Православия была одним из оплотов нравственности и патриотизма, обеспечивала духовную и культурную преемственность поколений, придавала устойчивость социальным институтам, укрепляла основы национально-государственного бытия. В годы Советской власти официальная государственная идеология была глубоко атеистичной, поэтому опыт положительного влияния Русской Православной Церкви (РПЦ) на жизнь государства, общества и человека был отвергнут. С началом перестройки и демократических преобразований в СССР, начался процесс религиозного возрождения. В наше время возвращение к духовности и религиозным традициям предполагает не только непосредственно укрепление конфессиональных институтов, но и более глубокое изучение различных сторон религиозной жизни на территории России в разные периоды ее истории, основываясь на новых методах исследования и методологическом плюрализме. При этом условии бесспорную актуальность приобретают исследования по истории РПЦ.

Эта тематика тем более своевременна, что находится в плоскости таких востребованных отечественной и мировой наукой направлений, как социальная и культурная история. Кроме того, сегодня очевидно, что российская история советского общества, особенно в середине и второй половине XX в., требует существенного дополнения и переосмысления, так что изучение взаимоотношений советской власти и РПЦ остается актуальной научно-исторической проблемой. Обращение к этому периоду советской истории дает возможность осмыслить причины радикального изменения государственно-церковных отношений в эти годы, исследовать механизмы реализации антицерковной политики, извлечь необходимые уроки из опыта тотальной борьбы с религией в СССР в 1950-1960 годы. Наконец, процессы глокализации как ответы на вызовы глобализирующегося мира придают особую актуальность исследованиям местной, локальной истории. Поэтому изучение практической политики местной власти на Ставрополье в отношении Православия является актуальным вопросом отечественной историографии. Актуальность данного исследования обусловлена также и недостаточной изученностью государственно-церковных отношений в Ставропольском крае в 1953-1964 годах, отсутствием специальных работ, посвященных этому периоду региональной истории. Следует подчеркнуть, что актуальность избранной темы исследования вызвана также сложностью, неоднозначностью и противоречивостью конфессиональной ситуации на Северном Кавказе на современном этапе.

Социальная актуальность истории государственной политики в отношении РПЦ и ее реализации в Ставропольском крае на протяжении 10 лет определяется рядом обстоятельств. В последние годы наблюдается повышенный интерес к Русской Православной Церкви не только в обществе, но и в высшей власти Российской Федерации. По данным «Фонда общественного мнения» 59% населения современной России считают себя

православными.1 Церковь обрела статус самостоятельного, независимого и влиятельного социального института. В новых для себя условиях РПЦ осуществляет служение в рамках принятой ею социальной концепции и отстаивает свое видение решения злободневных проблем общества - в сфере политики и экономики, науки и образования, культуры и экологии, межнациональных и международных отношений. Глубокое понимание этих процессов возможно только на базе освоения исторического опыта, изучения истории взаимоотношений государства и Церкви.

Начиная с празднования 1000-летия Крещения Руси, стал стремительно меняться характер государственно-церковных отношений - от признания РПЦ в качестве полноценного общественного института до установления равноправных отношений с государством. Важным проявлением этого процесса стал принятый в сентябре 1997 года новый федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», в вводной части которого декларировано особое, уважительное отношение к РПЦ, к ее положительной роли в исторических судьбах русского народа и российского государства. Такая переоценка места РПЦ в национальной истории, в системе государственно-церковных отношений также делает актуальным исследование религиозной политики советского государства в 1953-1964 годах.

Цель исследования - выявить практику религиозной политики в Ставропольском крае в 1953-1964годах в контексте особенностей и основных направлений государственной политики в отношении Русской Православной Церкви, а также характера государственно-церковных отношений.

1 Митрохин Н. Русская Православная Церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. М.. 2006.

С. 38.

2 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.

Объект исследования: государственная политика в СССР в отношении Православной церкви в период с начала 1953 по 1964 год включительно.

Предметом исследования являются процессы реализации этой политики в рамках отдельного региона, их специфика и типичные черты, противоречивость и сложности взаимоотношений РПЦ и власти на местах, реакция местного общества на официальную политику.

Территориальные рамки определяются тем, что в качестве географического объекта исследования избран Ставропольский край в административных границах 1953-1964 годов. Региональный аспект предмета изучения дает возможность детального рассмотрения всех форм и методов реализации государственной религиозной политики, нацеленной на ликвидацию Церкви как социального института.

Хронологические рамки исследования (1953-1964) обосновываются необходимостью выделить важнейший этап в истории государственно-церковных отношений, характеризующийся последними неудачными попытками власти реализовать на практике масштабный проект построения атеистического общества в СССР.

Историография проблемы. Изучение данной темы распадается на два периода - советская историография и постсоветские исследования. Если говорить о первом периоде, то, несмотря на идеологические и политические особенности советского режима, которые не позволяли объективно освещать положение РПЦ в социалистическом государстве и ее взаимоотношений с властными структурами, уже в 1960-е гг. началось оформление историографии вопроса. До начала 1980-х гг. труды по этой тематике оставались однонаправленными, и только после довольно широкого празднования тысячелетия Крещения Руси появились более фундаментальные работы. В большей же степени эта литература носила

научно-пропагандистский атеистический характер3. В ней господствовала точка зрения, что только в СССР «впервые в истории человечества осуществлена самая широкая свобода совести».4. При этом известные факты карательных акций коммунистического режима в отношении религии и верующих замалчивались, а советские историки утверждали, что в проведении церковной политики Советская власть опиралась на революционность трудящихся масс, которые сами порвали с религией. Таким образом, в отечественной историографии 1950-1980-х гг. советская религиозная политика исторически лигитимизировалась и носила исключительно положительный характер. Авторы подчеркивали конструктивную роль государства в диалоге с верующими и религиозными организациями. Они рассматривали различные проблемы взаимоотношений государства и Церкви в русле официальной идеологии, с позиций марксистско-ленинского учения о религии. Так в работе М.М.Персица « От деление церкви от государства и школы от церкви в СССР», автор исходит из традиционной для советской исторической науки точки зрения, что в дореволюционной России РПЦ вместе с государством была эксплуататором широких народных масс, а после 1917 года стремилась сохранить свой прежний статус и всячески препятствовала проведению в жизнь декрета Советской власти « Об отделении церкви от государства и школы от церкви», что привело к осложнению государственно-церковных отношений.5

Аналогичные научные позиции занимал другой советский исследователь Р.Ю. Плаксин, который в своей книге «Крах церковной контрреволюции 1917-1923» предложил свое видение государственно-

1 См., например: Гирман Ю.И. В чем сущность свободы совести. М.,1966; Емелях Л.И. Критика В.И.Лениным Православия Л.,1971; Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР. М..1985 и др..

4 Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М., 1986. С. .3.

5 Персии, М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви. М., 1958. С. 135.

церковных отношений в послереволюционные годы. Он рассматривает Православие не как духовное, а прежде всего как социально-политическое явление. По мнению автора, жесткие действия советского государства в отношении религиозных организаций носили вынужденный характер, ибо «православное духовенство с самого начала Октябрьской революции решительно выступило на борьбу с ней, используя в контрреволюционных целях все свои силы, все средства, все возможности воздействия на массы».6

В целом в советской историографии 1950-1960 гг. доминировал партийно-классовый подход, ставший основой для субъективного восприятия исторических фактов, искажения реальных процессов происходивших в сфере государственно-конфессиональных отношений, предвзятого отношения к религии и Церкви. Этот подход сохранился и в 1970-е гг. с той лишь разницей, что исследователи уделяли больше внимания правовому аспекту государственно-церковных отношений. РПЦ и верующие намеренно представлялись в качестве злостных нарушителей советского законодательства о культах. В работах исследователей этого периода Церкви отводилась роль антисоветской организации, ведущей подрывную деятельность на протяжении всего советского периода отечественной истории.

В опубликованном в эти годы исследовании Г.И. Эзрина «Государство и религии. Религиозные организации и политическая структура общества» церковно-государственные отношения рассматриваются автором в политико-правовом контексте, как проявление классовой борьбы в новых исторических условиях. Оценивая деятельность религиозных организаций как противоправную, автор работы оправдывает репрессивные действия

6 Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции. 1917-1923 гг. М., 1968. С. 29-30.

советского государства в отношении религии и верующих.7 В целом в 19501970 - е гг. исследователи, изучавшие историю взаимоотношений советского государства и религиозных организаций, ссылались на атеистические установки КПСС, рассматривали религию как отживающий социальный институт, препятствующий поступательному развитию советского общества.

Ситуация в исторической науке стала меняться после начала перестройки и постепенной демократизации советского общества. Впервые после 1917 г. религия стала рассматриваться не как враждебное мировоззрение, а как социокультурный феномен. В исторической литературе этого времени появляются нетрадиционные суждения о месте и роли религии в истории страны. Так исследователь М. Чернов впервые обратил внимание на то, что позиция РПЦ в годы Великой Отечественной Войны ( 1941 - 1945 ) способствовала консолидации советского общества, а патриотизм духовенства и верующих привел к улучшению государственно - церковных

о

отношений. В работах В. Никитина и В. Гараджи впервые прозвучала мысль о том, что Православие позитивно влияло на развитие государства и общества и стало основой формирования русской национальной культуры.9 В 1989 г. вышел сборник статей «На пути к свободе совести», в котором авторы, стоявшие на разных идейных позициях, стремились к объективному рассмотрению всего комплекса вопросов, относящихся к взаимоотношениям государства и религиозных организаций. Так, Д.Е. Фурман, автор передовой статьи, анализируя политику советского государства в отношении религии и

7 Эзрин Г.И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества. М., 1974. С. 114-115.

8 Чернов М. Русская Православная Церковь: прошлое и настоящее. // Советская педагогика. -1988. - №6. С. 121-122.

9 Гараджа В. Переосмысление. Наука и религия. - 1989. - № 1. - С. 2-5.

Никитин В. Крещение Руси и Отечественная культура. Знамя. - 1988. - №8. С. 162-175.

верующих, выделил ряд этапов этой политики. Он одним из первых подчеркнул, что сталинский тоталитаризм принес в 1940-е гг. значительное улучшение положения РПЦ, а либерализация в эпоху Н.С. Хрущева, наоборот возродила новые гонения на Церковь. В 1970-е гг. государственный прессинг на религию ослаб, но это не имело никакого отношения к отделению церкви от государства. Напротив, по мнению Д.Е. Фурмана, государственный контроль над Церковью становился едва ли не абсолютным, и РПЦ вновь оказалась своего рода «придатком» государства, как во времена империи.10

Автор статьи «Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества)» М.И. Одинцов предлагает собственную периодизацию истории государственно-церковных отношений в СССР. Первый этап охватывает время с 1917-по 1943 г. и с 1943 г. до начала перестройки в СССР. Он считал, что отношения между государством и Церковью складывались неровно: от административных преследований в 1920-е - 1930-гг. до относительной нормализации в годы войны. После смерти И.В. Сталина в государственно-конфессиональных отношениях окончательно утвердилась жесткая линия. Впервые было открыто сказано, что административный произвол в отношении верующих в годы «оттепели» нанес колоссальный ущерб религиозным организациям. В то же время вполне в духе перестройки, которая в историографии вначале возвратилась к традициям «оттепели», М.И. Одинцов предложил нормализовать взаимоотношения государства и религиозных объединений путем возвращения к учению В.И. Ленина. Можно говорить о том, что авторы сборника впервые подняли многие «больные» вопросы советской религиозной политики. Однако доктринально все они оставались на прежних позициях, считая, что гонения и репрессии в

10 Фурман Д.Е. Религия, атеизм и перестрой