автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Роль научных дискуссий в 20-30-х годах в становлении исторической науки в Казахстане

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Кожкенов, Серик Абдыгалиевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Роль научных дискуссий в 20-30-х годах в становлении исторической науки в Казахстане'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль научных дискуссий в 20-30-х годах в становлении исторической науки в Казахстане"



НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ЭТНОЛОГИИ имени Ч.Ч.ВАЛИХАНОВА

На правах рукописи

КОЗСКЕНОВ Серик Абдыгалиевич

РОЛЬ НАУЧНЫХ ДИСКУССИИ В 20-30а: ГОДАХ В СТАНОВЛЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В КАЗАХСТАНЕ

07. 00. 02 - Отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Апматы - 1993

Рабата выполнена в Отделе истриографии и источниковедения Института истории и этнологии имени Ч.Ч.Валиха-нова HAH Республики Казахстан.

Научный руководитель: - академик HAH PK, доктор истори-

, ческих наук, профессор

Н.К.К03ЫВАЕВ

Официальные оппоненты: - доктор исторических наук,

профессор СХЖАКУПБЕКОВ

- кандидат исторических наук, А.Т.КАЛАЕВА

Ведущая организация - Казахский Государственный

педагогический университет им-А.баяд<афедра истории Казахстана гуманитарных факультетов.

Защита состоится "_"_1993 г.

в_часов на заседании специализированного Совета,

Д 000.09.01 при Институте истории и этнологии имени Ч.ЧВалихакова HAH Республики Казахстан по адресу: 48010< г.Алматы, ул.Шевченко, 26.

С диссертацией можно ознакомиться в рукописном фонде Института истории и этнологии имени Ч.Ч.Валиханова HAH Республики Казахстан.

Автореферат разослан "_"_ 1993 г.

Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат исторических наук

КШРОМАНОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ»

Актуальность темы. Важное носто среди актуальных задач ка-ахстанской исторической науки занимает разработка историографи-эохих пробдэн.

В настоящей работе на основа разнообразных историографических зточников, архивных и докунзнтальинх «атери&яов, с точки зрения аскуссионности предпринята попытка глубокого и всестороннего кс-эрцографичоского анализа научных работ 20-30-х годов а характор к влияния на становхэнко исторической науки з Казахстане. Актуа-¡.ность представленной теки диссертации обосновывается рядом яркий

Во-пэрвых, в обвеиэтодо'догичвскок плана научные дискуссий злястоя необходимым условном развития исторической пауки. В науч-¡х спорах ц дискуссиях «окно добиться главного - достнкан-дя науч->й истины в исследовании исторических событий и явления.

Во-зторых, актуальность данной темы во многой определяется попытке воссоздать объоктивнуя картину становления исторической 1ука в 20-30-а годы. Это были годы усиления авторитарного рэяпка, 1сударствзнной ндоологна, политизации исторической науки, борьба инакомыслием, расцвэта культа днчности и регионального воддизна. зусловнос всо это оказало огромное негативное влияние на процесс учного познания и становления исторической науки в Казахстана.

В-третьих, яеросошслэтш исторического процесса требует от тораческой наука кардинально новых подходов а ркзшш асторио-афкчасках проблэн» отказа от слозивоихся доги м оторэотзшов, оологических втанпов,, от занадчиваная яоторичэской дойотвитадь-сти отдельных событий..

- г -

В-четвартых, с.оверсопно очевидное что актуальность данной проблемы, неизмеримо возросла в наши дни. Тотальнаязандеологазв-рованность общества, партийно-политический контроль, всячески препятствовали для объективного действительно научного и исторически правдивого научения исторян Казахстана.

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности проблемы данная работа ставит Главку с цель - показать роль научной дискус-сак £ процессе изучения и исследования различных вопросов деревом цяонной истории Казахстана„ и кх значение в становление исторической науки в Казахстана з 20-30-е годы. Для дости&оний этой цела автором работы были поставлена следующие задачи,

So-аврвих» показать роаь научных дискуссий как объективно необходимого о лэ канта б процессе научного познания, лвбого астора-ческого события» явления, факта«

Во-вторых, попытаться понять и дать свое объяснение в каких условие* й wa какой методологической основе происходило становление йеыей к&з&хстакскоЗ исторической науки.

В-третьих,, опираясь на значительный историографический материал выявить основные дискутируемые вопросы в этот период, опрзде лить участников дискуссий, место, методы к формы нх проведении,

В-чвтвэртмхс проанализировать и рассмотреть на основе мате-р-иалкстическо-диалектического нзтожа исследования, нсториграфичас кую литературу 20-30-х годов, изучить содержанке & ваводи научных работ этого периода„ заявить подходи а результата этих исследование „ дат* ш свое объяснена® к закллчэнко

В-пятиХо каобходимо учитывая сбдапожнтнчэскув ситуация в стране, установление жесткого авторитарного рэжкиа я are вогатиЕ-

нов влияние особенно в 30-х годах на деформирование исторической науки в период ее становления.

В-шестых, показать роль дискутируемых вопросов с точки зрз-ния их влияния на становление исторической науки в Казахстане.

Теоретической и методологической основой диссертацией является катериалистическо-диалактическкй катод научного исследования. 4менно иатеряалистическо-диалектичэскнй подход является таким клемм к изучении состояния самой исторической науки - как обаест-зэнного явления отраиаюаего свое время, своп эпоху, свой мир, как 1роцесс становления и развития исторических знания.

дсха посмотреть на истории Казахстана именно с этой позиции, го многие проблемы проясняется. Действительно используя законы [иалектики как мзтода исторического исследования, можно объяснить шогие исторические события в их диалектической связи. Критическое ¡эрзоомыс^енио исторического процесса гробуе? из только выявления зйззестних фактов н докувднтов, заполнения "бе^ых пятен", но и оркировакня нового исторического ныааения, отказа от идзологиза-ии общественного созкашя, отхода от абсодвтизацин классового одхода, коренной поворот к сбаечегазвчаокиы ценностям. И как праведдиво закатил известный французский социолог Ф.Х.Кокэн, про-ессиональная история должна стать "свободной профессией" в поданном снаслэ этого слова. "Только не догматическая история» одк-аково далекая от худы, так и восхвалений, когет воспитать активах, информационных,, взрослых граждан, способных разбираться э воах собствонних делах к противостоять "длиннорукостн" борокра-

Историография проблеки» Становление исторической науки проио-.Еордогоэ Г.А..Козлов В.А. История и конъшстураД.,1992,С.3*46-347.

-Л-

хсдгдо е первые десятилетия после Октября.

К отому врзмэнк проблема истории Казахстана были слабо изучены к рассмотрены. Несмотря на скудность работ по данной проблематике, всо-таки необходимо констатировать, что отдельные вопроси истории Казахстана рассматривались дореволюционной историографией. Ö историографическом плана вплоть до наких дней, не потеряли своего значения труды И. Гейвра "Крестьянская колонизация Сырдарышской области", А.К.Гвйнса "Киргизские очерки", Д.МеЯера "Киргизская степь Оронбурского обцэства". На менее актуальны работы В.В.^едьянинова-Зернова, П.Й.Рычкова, А.И.Ловвина.*

Однако наибольеео влияние на поредовие умы казахского народа оказала прогрессивная общественная мысль России в лицо целого поколения революционных демократов, просветителей, талантливых писателей, ученых таких как А.й.Герцен» В.Г.£единекий, позднее Н.Г.Чор-навзвекий. H.A. Добролюбов, '¿.^.Достоевский.

й Казахстане выдвигается группа мыслителей составивших цолув эпоху в историк национальной культура, искусства, науки. Казахские просветители - Чокан йалихаиов, Höpaß Адтыноарин,, Абай Кунанбаав -кавдый по своему отразили в своей творчестве н&зревнхз подробности своей эпохи„ своего народа. Оки сыграла выдавиувся роль в развитии казахской обцестаонно-фкяософс&ой мысли« Творчество казахских просваткгэлэй было громадный вагом внерад з развития общественной

МЫСЛИ«,

С позиции нового подхода к кояониадьноыу прошлому Казахстана следуег оценивать рабогу А.Б&йтуроуиог^ч- А.Букейханова» М.Духа^ова как лидеров нацнонадьно-доко; насьой нитэялягеицше отст&иэавакз

государственную независимость и проевзаонко иарода. Вместе со свои;

1.йольяшшов~3арнов Ь.Б.Историческке известия о киргизских оценках и сгооониях России с Средней Азией со в роман кончины Абул-Хаир-Аана ЦА9-176э) г.гфа.шэЗд Рычков П.И.йстори;; Орэнбурская, исоибург,1096; леваки А.И. Описание хкргиг-казачьих нли киргкз-кайсацких орд и степей. C.-Ü.löbc!.

единомышленниками А.^рмековым, *.Акбаевым, М.Доснухамедовыи и другими, они били носителями идеи национального освобождения,формирования национального самосознания, сохранэния казахского языха.

Однако в эти ке гады с усилением авторитарного режима в условиях классовой борьбы оо всякой оппозицией, эдеааогаческой нетерпимостью к аиакамасдив, с расцветом регионального воздизна властными структурами по сути дала проводилась скрытая за революционными лозунгами диктатура пролетариата, политика колониального имперского мышления в новых условиях.

Значительное внимание удалено данным проблемам и в научно-исследовательских работах первых лет Советской власти. Й 20-Зи-е годы проблемы истории Казахстана изучались неравномерно и неравноценно, не изниты и но преодолены были фактологический и чисто опи-гательные подходы, в своем большинстве исследовались отдельные мелкие теки, мало было крупных обобщавших работ, недостаточно методологическая основа работ. Главная особенность исторических работ данного периода состоит в том, что они посиди в основном популярно-1ропагандисгский характер к отражали чисто классовый подход к изучаемым проблемам, что безусловно оказало свое негативнее влияние. 1рачем данная тенденция не била подностьв кзяита и в последуювие шрноды.

Именно, в 20-30-е годы в период зарождения исторической науки 5 Казахстане у ее истоков фориировадась новая плеяда исслэдовато-гаЯ историков. По сути дела идо становление первого поколения ка->ахстанских историков. Среди них, в первуо очередь, необходимо шделить Т.Рискулова, С.Д.Асфендиарова, Т.Гог»анова„ В.Федорова, ^.Рязанова, П.Г.Галузо, С.Брайннна, Ш.Шафиро н других.

Покалуй, наиболее значительными по содержанию и глубине , по

- б -

постановке вопроса к охвату проблем били работы: Асфевдкарова С.Д. "История Казахстана" (с древнейихх времен).М., Алма-Ата, 1935. Он ;:,о "Национально-освободительное восстание 19X6 г. в Казахстане" Алма-Ата» 1936; Тогжанов Г. "Казахский колониальный аул". М.»1934; Рыску лов Т.Р. "Восстание туземцев в Среднай Азии в 1916 г." Кзал-Ора„ 1927; Галузо Я.Г. "Туркестан-колония".ТашкентЧулосни-ков А.П. "Очерки по историй казак-киргизского народа ® связи с об-«имя историческими судьбами других твркских плеши". ОронбургД92^

Номаловажное влияние на разработку вопросов ксторкь" Казахстан сыграла ц отдельные руководящие партийные работники в частности Голодекин Ф.И,^ Так, претворяя э шзнь ускоренные темпы социалько-эсонокическнх преобразований в республике в свзте сталинского курса» без учета специфики Казахстана, Голосакин &.И. довел республику и парод до катастрофического положения, Нененьве ошибок им биде допуконо и при оценке истории Казахстана« равоявционннх вознокиос-тей народных пасс.

В напей казахстанской историографии по отдельным аспектам истории дооктябрьского периода аиеется значительное количество литературы с в кохорой в той иди кной степени анализируется работы казахстанских исследователей 20-30-х годов. Среди историографически: работ в отом направланш хотэлос» бк выделить труды Лахадайгера Г,

"Историография Советского Казахстана". Алма-Ата, 1969 5 он те "В.И.Ленин и проблемы казахстанской историографии". Алма-АтаД973 Сборники "Некоторые вопросы историографии Казахстана", Караганда, 19л); "Вопроси историографии Казахстанамс Алма-Ауа» 1963; "Веяным Октябрь и социально-экономический прогресс Казахстана"„Алма-Ата, 1937; "Вопросы историографам к источниковедения- Казахстана". Алма-Ата, 195Й; Козыбаев И.М, "Историография Казахстана"«Уроки

1.Голои;екин Казахстан на путях социалистического переустройства. А., 1931.

историк, Алма-Ата, 1990. Среди диссертаций необходимо выделить докторскую дкссортацию Л.И.Дулатовой "Историография дореволюционного Казахстана" (1661-1917 гг.). Алма-Ата, 1935,

Говоря о процессе становления исторической науки в Казахстане необходимо отметить один очень существенная момент, что в начале 30-х годов с усилением авторитарной власти, тотальной политизации и идеологизации общества, происходит процесс деформирования исторической науки.

В настоящее время делается попытка пересмотреть все эти вопроси с новых позиций,, основанных на объективном, научном подходе лаканных всякой политизации и зандеологизированностк. Ь качестве подтверждения моето привести работа Н.К. Козибаева "История и созренэн-аоеть", Алма-Ата, Х9У1; Я.К. Козибаева, Н.Е. БекнахановоЯ "История Казахстана"с Алма-Ата,1991, Сборник "История Казахстана: белые пят-тк,Алма-Ата, 1991, "Историческая наука Советского Казахстана", Алиа-^та, 1990; Й.Б.Айылхонина "Традиционная структура Казахстана".Агиа-\та„ 1991. Гак т по новому эти вопроси освещались и на иаучно-теорэ-гических конференциях; семинарах, "круглых столах". Можно выделить: ¡сесоэзный круглый стол "Национальные движения в условиях колокиа-тзна: Казахстан, Средняя Азия, Сэв&рный Кавказ". Алма-Ата.1930; [аучйо-теоратаческая конференция "Народно-освободительное двияоико 1 Казахстане в ХУП-ХХ веках единый исторический процесс: проблемы, юясхн, ре по нил к<, Ак?обинск,1992 и дру гае.

Источииковая база. Автором использован вяровий круг источников, ¡сточняковая база диссертация вклачаэг разиообразиув цс^ораогра^и-юскуа ждаэратурус материалы Центрального архнва Роспубпм Казах-теветачесааа ейорзпян документов« г.эриоднчоскуэ яоча?-ь8 из» 1уарнув а художзствзвнуа литературу. Основный и главны» источником

- а -

при проведении исследования в диссертации были непосредственно статьи, очерки, брошюры, учебные пособия самих участников научных дискуссий в ¿0-30-е годы по вопросам дореволюционной истории Казахстана.

Йз архивных источников были использованы материалы Семипалатинского Областного управления Министерства внутренних дел, материалы Сеииреченского и Тургайского генерал-губернаторств и другие.

Обвирный и разносторонний исследовательский материал использованный в диссертации составляет периодическая печать. В частности журналы ¿0-30-х годов "Большевик Казахстана", Народное хозяйство Казахстана", "Советская Киргизия", "Кзыл-Казахстан", газеты "Советская степь", "Казахстанская правда". Большую информацию автор почерпнул из мемуарной и художественной литературы»

Научная новизна данной диссертации во многом определяется в попытка раскрыть динамику пгодесса становления исторической науки 20-30-х годов в условиях авторитарной системы государственной власти. Ь историографическом плане научная новизна объясняется в попытке показать все те внутренние механизмы деформирования исторической науки со стороны высших партийно-государственных структур, низводивших научные дискуссии и споры к различным формам политической борьбы. В целом новизна диссертации прослеживается в попнтхе создания объективной картины состояния исторической науки тех лет с новиа позиций, лишенных каких-либо идеологических штампов, догм и стереотипов» Новые позиции и подходы просматривается практически по всем рассмотренным вопросам в диссертации.

Практическое значение. Автор надеется, что в условиях образован;;.« кззавноикого государства Республики Казахстан, ловыианного >::г?арзсй к отйчгегхзниой истории, отказа от политизации н вдеоло-

гизации исторической науки, материал» диссертации могут бить использованы при исследовании разлччкнх рсгроссг истории Казахстана. Основные положения диссертации очевидно можно рекомендовать обществоведам, студентам, аспирантам, научным работникам в разработке тематических и плановых тем, при изучении отдельных историографических проблем, в научно-исследовательских работах.

В целях практической апробации основных положений и выводоз, изложенных в диссертации, автором были сделаны сообкения на научно-теоретических конференциях, отдельные аспекты и проблемы были опубликованы в различных сборниках и материалах конференций. Основные положения исследования обсуздались в отделе методологии и историографии Казахстана института истории и этнологии имени ^.Ч. Валиханова АН Республики Казахстан. Материалы диссертации отражены в общей сложности в пяти публикациях.

Структура диссертации. Структура работы и логика ее содержания определяется целями к задачами исследования, диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, в основу положен проблемно-хронологический принцип.

Оснозное содержание диссертация.

Во введении обосновывается актуальность темы, рассматривается ;вли и задачи исследования. Больное внимание уделяется историографическому обзору научной литературы 20-30-х годов, научной разра-5отанности данной тематики. Далео рассматривается новизна диссертации, методологическая основа исследования, определяется асточ-и'.ковая база и структура работы, указывается на обкеполитическуа штуацию в стране в исследуемый период и ее влияние на становло-шэ исторической науки.

В первой главе. "Дискуссия по социально-экономическим и политическим вопросам истории Казахстана" - анализируотся различные

точки зрения участников дискуссии по социально-экономическим и политическим вопросам истории Казахстана.

Как известно в начале 30-х годов развернулась острая дискуссия о сущности социально-экономического развития дореволюционного Казахстана. Так, В.£едоровыи был выдвинут тезис о том, что казахское общество до вхоадения в состав России было родовым, находив-еонся в процессе классового расслоения. Родовые отношения по. мнению £..Федорова господствовавшие в Казахстане до его вхоядения в состав России, начали разлагаться благодаря проникновение в казахскую степь русского торгового капитала. Аналогичную позицию в данном вопросе занимал и Т.Рыскудов, отрицавший феодальные отношения. Однако, в отличие от ¿.¿едорова, Т.Рыскулов признавал зачатки имущественного неравенства, обусловивших по его мнению существование "незначительных зачатков феодальных отношений".^ которые по его мнению после вхоадения Казахстана в состав России полностью ликвидируются и переходят в капиталистические отношения. Приблизительно такой ко точка зрения по вопросу о социальном строе казахов, правда с некоторыми оговорками и частностями придерживались и другие исследователи, в частности А.Лекеров, В.А.Подочанский, А.Соколовский, Я.Кувнер.

Иную, крайне противоположную точку зрения занимают С.Ас^енди-аров, Г.Тогаанов. ¡1.Погорельский и В.Батраков, А.Борнитам. Суть их концепции сводилась к утверздению положения о господстве феодальных отношений, следовательно о существовании частной собственности, социальной ди44>еренцированности общества, деление на классы, г стало быть и классовой борьбы в дореволюционный период. Наиболее полной ярко смысл их концепций прослеживается в следующем высказв-I. Т.Рыскулов, Казахстан.л.,1927,С.26.

вании С.А. Асфендиарова: "Мы указывали линь на то, что родовые по-режитки и отношзнмя сохранялись довольно долгов время...,но что социальная сущность их - классовая, показывавшая на развитие феодальных отношений..."*

Другим основным рассмотренным вопросом, был вопрос о колонизации и проникновении российского капитализма в Казахстан. И здесь несмотря на большой разброс мнений, взглядов, точек зрений явно вырисовывается среди участников дискуссии две основные, ¿ела Г.Рыс-кулов и отчасти ¿.Федоров чрезмерно преувеличивали воздйствия российской экономики, русского торгового капитала и рисовали его чуть ли не своеобразным воплощением капиталистических огноиений, го Г. Тогканов а С.Асфендиаров абсолютизируя реакционную сущность колониальной политики царизма и российского капитализма пришли к отрицание прогрессивных последствий присоединения Казахстана к России.

Второй параграф главы рассматривает различные взгляды и мнения Яо политической истории Казахстана. Предметом острого спора па протяжении. ряда лог был вопрос об оценке партии "Алаш" и правительства "Алаа-Орды" на различных этапах истории Казахстана. Причем процесс деформации исторической науки, как раз така мокяо проследить при историографическом анализе литурагуры 20-30-х годов по данному вопросу. Действительно, в 20-е годы явно прослеживается тенденция з характеристике "Алаш-Орды", как объоктивно-револзцаонной, Об этом,

в частности указывали а своих работах Бочагов АД., У Исаев,

р

доров, С.А.Асфевдиаров, Г.Тогканов» Правда, были у них расхождения по различным аспектам пройдены. Гак, если Бочагов АД. считал, что "Адат-Орда" записала интересы мелкой национальной буржуазии,

1. Большевик Казахстана,-1У32, 16, С.Ч1,

2. Бочагов А.К. Алаш-0рда.Кзыя-0рда,192/; Исаев У.Октябрь э Казахстане, Ална-Ага, 1920; Справлчиая книга весь Казахстан.Алма-Ата, 1931; Большевик Казахстана, Щ-2; Больаевак Казахстана,

то Г.Тогжанов указывал, что они были идеологами казахского байства, а ¿.-^едрров отмечал, что "Алаа-Орда" была выразительницей взглядов нарождающейся буржуазии.

Однако многие из них уже начиная с середины 30-х годов резко меняет свое мнение в крайне противоположном направлении. Безусловно, далеко не последнюю роль в этих переменах сыграла и общеполитическая ситуация в страна с усилением авторитарной системы. Навязывание со стороны партийных органов своих решений по "Алаа-Орде" по сути дела превращала научные исследования в ранг политики. И действительно многие из них под этим давлением переменили свои позиции, в частности Г.Тогжанов, С.Асфендиаров, ¿.Федоров и другие.

Главными противниками объективно-революционной деятельности "Адап-Орды" были Брайнин С. .и Вафиро Ш., указывавшие на контррево-лвционнув сущность "Алаи-Орды".^

Очевидно, что подход характеризующий "Алаш-Орду" как контрре-воладионнув, антинародную, предательскую, долгие годы имевшее место в казахстанской исторической науке не соответствует исторической действительности.

а связи с этим в настоящее время будет вполне справедливо характеризовать "Алаи" хак партив либерально-демократического толка, стоявлой во главе борьбы казахского народа за освобождение от колониального ига„ создания автономного национального государства. Во главе аяашского движения стояли А.Букейханов, А.Байтурсунов/ М.Дулатов представителя национальной интеллигенции» отражавшие ин-терзсы как аироких трудяаихся касс, крестьян, ремесленников, рабочих, так и интересы степной элиты - баев, батыров. Социальная широта алааского движения во многом объясняется общенациональным, антиколониальным, демократическим, просветительским характером.

I. йстаркк марксист.1У31»Большевик Казахстана.1933.М; Боль-язвйк -Казахстана. 1933,Кб; С.Брайнин.й.йафиро.Очерки по истории

Ала¿1-0рдм, Алма-Ата.Ч., 193->.

По сути дала партией "Алая" был изложен альтернативный путь развития Казахстана, через национально-освободительную борьбу к построении независимого государства.

Другим не менее остро дискутируемым вопросом в историографии 20-30-х годов был вопрос о вховдении Казахстана в состав России. Несмотря на то, что долгие годы в исторической науке господствовало положение о добровольном присоединении Казахстана к России. 3 20-х и начале 30-х годов преобладающим мнением среди исследователей была концепция завоевания или захвата Россией Казахстана. Это можно найти во многих высказываниях А.К.Бочагова, В.П.Бартоль-Н.Тимофеева, С.Д.Асфендиарова. Так, к примеру А.Бочагов считал:

"Захват отой богатой колонии - (К.С. т.е. Казахстан) - проходил

I

чадленно, в течении целого ряда лет . аналогичной позиции придерживался а Н.Тимофеев, который прямо писал, что Казахстан: "... ог-шм, мечом и рублем был захвачен царской Россией".*"

Причины принятия "подданства" многими рассматривались по разному, так если А.Чулоиников видел их з межродовой борьбе, захвате тстбищ, то С.Асфендиаров указывает на слабость ханской власти и необходимости развития торговли. Г.Тогканов и В.Федоров считаат, ¿то причины кроится ео внутренней нестабильности ханства и необ-<одимости развития караванных путей и торговли. Несмотря на столь различные мнения о причинах вхождения Казахстана в состав России, /же с сорздинн 30-х годов преобладавшей становится теория "лай-49ньиего зла", которая по сути дела оправдывала необходимость коло-1мзации Казахстана царским самодержавием и тем самым приукраяива-яа и затемняла отрицательные последствия вхождения Казахстана в ¡остав России. Однако, ужа в 40-х годах смоло бросил вызов дан-

^Бочагов А.К. Адаа-0рда.Кзыл-0рда,1927.С.З. ¡.Больтвик Казахстана.

-ХА-

НОЙ теории ¿.Б.Бокыаханов в своей известной работе "Казахстан в 20-40-е годы ИХ века", где им подчеркивалась идея превращения Казахстана в колонии царской России. Естественно, что положение К.Б.Ьекмаханова противоречило официальной доктрине о добровольности присоединения Казахстана к России и поэтому была подвергнута критике .

ь целом подводя"итоги необходимо подчеркнуть, что долгие годы господствовавшее положение о добровольности вхождения Казахстана в состав России требует пересмотра, доработки дальнейшего изучения и анализа. Иначе говоря, в настоящее время намечены новые подходы в ревении данного вопроса, выработанные на научно-теоретических конференциях, семинарах н круглых столах. Среди наиболее важных и значимых мокко выделить материала Всесоюзного круглого стола "Национальные движения в условиях колониализма: Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ". Делинсград, 19У1. данный вопрос также в дискуссионном порядка обсуддадся на научно-теоретической конференции "Народно-освободительное движение в Казахстане в ХП-ХХ веках единый исторический процесс: проблемы, поиски, решения". Актюбинск, 1932. Основываясь на результатах вышеназванных конференций и многочисленных дискуссий мокно очевидна заключить, что вопрос о вхозде-нии Казахстана в состав России необходимо рассматривать с позиции альтернативности и многовариантности взаимоотнояеннй восточных народов с царской Россией в виде присоединения путем завоевания ила захвата, ненасильственного вхождения, выну ¡аде иного подчинения, колонизации экономической, политической, посредством торговли, обмена политических уступок, миссионерской деятельности, вследсгвии контактов руководящих верхов вопреки воде масс. Причем при рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать как хронологический аспект,

так. и чотко дифференцированный подход в отношении различных областей и территории. Так же необходимо выделить следующий момент, а именно нельзя отождествлять политику и действия царизма о золей и устремлением русского народа. Одним словом, данная проблематика требует дальнейшего глубокого и всестороннего анализа и исследования.

Важное место в историографии 20-30-х годов занимала проблема перехода к социализму минуя капитализм, ó интересующий нас период данная проблема имела непосредственно практическое значение, что не могло но вызвать острые спори и дискуссии, которые нмли C'i'.e отражение в работах Н.Тимофеева, ¿.Федорова, II.Исакова и С.Асфсн-диарова.*"

b данных работах и во многих других практически sce азторы исходили из классического ленинского положения о возможности перехода к социализму минуя капиталистическую стадию при помощи победившего пролетариата. Однако, если говорить в целок, то больспнст-во авторов при рассмотрении этого вопроса не дали глубокого социально-экономического анализа состояния Казахстана, но дали четкой характеристики существовавших хозяйственных укладов, уровень развития производительных сил и степень проникновения капитализма и ее влияние на экономику Казахстана.

Б дальнейшем в исторической науке господствовало положение о закономерности перехода от докапиталистических отношений к социализму. Данное положение существовало долгие годы в казахстанской исторической науке. Новые подходы в рассмотрении данного вопроса были высказаны академиком М.К.Козыбаевым и й.Н.Козыбаевым недавно изданным учебнике для X класса по истории Казахстана. Суть данной

концепции заклачается в том, что даже если Россия по уровню эконо-

I.Большевик Казахстана, 1931,№¿-3¡Большевик Казахстана, 193J,lil~¿;

Большевик Казахстана,1932,#1и-П;Больозвик Казахстана,1937,

мического развития но имела в полной мере всех необходимых общественно-экономических предпосылок для социализма, то для Казахстана со.слабым экономическим и обиесгвенно-политическим развитием перспектива сокращенного и ускоренного построения социализма была по сути дела утопична.

Однако вопреки логике, здравому смыслу и объективным законам общественного развития, в условиях всеобщей заидеологизированности, расцвета культа личности и регионального вождизма,насильственна насаждалось искаженное и привратноа представление о возможности строительства социализма через диктатуру путем тотального уничтожения , диктата и насилия. "Курс на насильственное' насаждение сверху новой модели развития ранее угнетенных народов, минуя целув историческую формации, в условиях ускоренного динамичного движения цивилизаций, явился продолжением идеологии "красногвардейской атаки ка капитал".

йсо ого по сути деаа исключала альтернативнув возможность построения демократического независимого государства.

Не меньвув остроту на этапе становления исторической науки в Казахстане приобрел вопрос об образовании казахской нации. За основу по данному вопросу мы барак работу П.Исакова "О национальной кон соллдации казахского народа", где он анализирует взгляды С.Асфендк-арова5 Т.Рыскулова, Е.Федорова. В частности П.Исаков критикует С;'5' Ас^ендиарова за неправильное толкование сущности признаков национальной общности, главное ке на что он указывает, это то что С.Ас-фендиаров такав как и многие другие смешивают общность народ с нацией. По мнении Я.Исакова не яучее обстоит дело к со взглядами Т. Рыскулсва» считавшего по его икота процесс складывания нации за-

I. Козыбаев МД. Козыбаев И.М. История Казахстана (учебник для уча-кихся X класса русских икол) Алма-Ата, 19У2, 0,61,

вершившийся в Казахстане при капитализме.

Однако и сам П.Исаков, как и многие другие в данный период чрезмерно преувеличивая и идеализируя роль и значение социализма в формировании казахской нации замалчивает, в лучшем случае значительно принижает роль капитализма в формировании казахской нации, иначе говоря большинство авторов не замечали, что зарождение формирование нации происходило в недрах капитализма.

Проблема национальных отношений приобрела острую актуальность в настоящий момент в связи с образованием независимых государств. З.И.Ленин указывал^ что формирование нации происходит на заре капитализма, Казахстан в определенной степени был вовлечен в систему российского капитализма и являлся составной частьп общероссийского рынка.

Однако для формирования нации необходим и другой нз менее вакный внешний фактор, т.е. самое существование и сохранение на-дии в условиях борьбы с внешней агрессией против завоевания и уничтожения. Академик М.К. Козыбаев на первом Всеказахском Курултае выдвинул тезис, что формирование казахской нации происходило в период апогея борьбы с дхунгарами во второй половине ХУШ века. Очевидно, что данный вопрос в настоящее время также требует дальнейшего изучения и разработки.

Во-второй главе - "Поиски и решения по истории национально-освободительных двияений в Казахстане" - рассматривают вопросы связанные с народно-освободительной борьбой казахского народа на различных этапах своей истории.

Говоря о народно-освободительных движениях необходимо отмстить, что в 20-30-х годах крупных обобщающих рабо^ еи,е не било, в основ-яом это были небольшие статьи, очорки, броггари. Особшшо хотелось зыделить работы С.А.Ас,|:ондиарова5 А,¿Рязанова, Г.'Гогжанова,

Я.Г.Галузо, ¿.Федорова. Причем говоря о народно-освободительных движениях ХУД-Х1Х вв. С.Ас£ендиаров выделял следующее: "... так участие казахов в Пугачевском восстании, восстание Срцма Датова, Кеносари Касимова, Исатая Тайманова и Мухамбета Утемисова, Есоте Кутебарова, Дхан-Гохи» Сыдцика, восстание в Западном Казахстане 1аб9-1о7и гг. и целый ряд других, более мелких восстаний".*

Поаалуй, особняком среди них выделялось восстание Кенесары Касимова, поскольку в историографическом плане в ^и-5и-х годах с легкой руки апологетов сталинского режима восстанию Кенесары Касимова бил приклоен ярлык феодально-монархического, реакционного. Однако в оги же годы Е.Б.Бакмахаиовык в своей книга "Казахстан в 20-40-е годы XXX века", был выдвинут тезис в оценке восстания Кенесары Касыиова, как народно-освободительного и антиколониального«, "Всякое национально-освободительное движение опирающиеся на поддержку широких народных иасс; стремится к созданию своего национального государства"» Естественно, что данная трактовка Е.Б.Бекмаханова расходившаяся с официалыго-пранятой была жестоко раскритикована, сам £.Б,Бекмахаков подвергся гонениям, а работе изымалась. И в дальнейшем с незначительными корректировками в течении долгого времени восстание Кенесарм Касьшова характеризовалось как феодадьно-монар-хическов.

Однако в кавтояцае врзкя в рззудьт&хе принципиального пер-смотра й енаяаза, восстание Ее кое ара Касыиова получает все больсув характеристику среди историков как антиколониальное, народно-осво-бодихадьноэ,^ .

Говоря .о причинах народно-оезободктедьнш: двйеэний участикки

1. Бодьаевик Казахстана. 1933„ 610«, С,35„

2. т :аксз В.Б.,Казахстан в годы XIX века. Алма-Ата,13^7,

3, Казахстанская правда, 1992, 13-марта,

дискуссий в 20-30-е годы выделяли две главные, первое - колониальная политика царизма, и вторая - земельный вопрос. Сущоствово различные мнения и в характеристиках отдельно взятых восстании, так напримор С.Ас^ендиаров и А.11. Чулоиников считали участие казахов в Пугачевском восстании незначительным, а А.Якунин и ¿.Федоров указывали на активное участив.

В целом участники дискуссии характеризует народно-освободи-тельиые движения ХУД-Х1Х вв. как антиколониальные, антифеодальные.

В виду важности и значимости вопрос о. роли и значении парзоЯ русской революций для Казахстана в диссертации был выделен в отдельный параграф. Господствоваввее долгие годы в казахстанской исторической науке положение о едином революционном потоке, о тесных связях в революционном движении в центре и на мостах, о руководящей 'рола пролетариата ¡1 ее авангарда российской социал-демократической партии,, о высокой классовой сознательности местного пролетариата - требует кардинального пересмотра и изменения«

А настоящее врем в результате нового подхода вопрос о влиянии и значения первой русской рзволзциа для Казахстана и СрздиэЯ Азии рассматривается на многочисленных конференциях и семинарах. В частности моано выделять каучно-теорзтическуо конференщ-.р в Ташкента 1991 г. "Октябрьская революция в Средней Азии и Казахстана: проблемы, перспективы изучения"» Основываясь на материалах конференций ж многочисленных дискуссий;, учитывая кзманиваусся обцсствзн-но-яолитичоскуи ситуация, очевидно буде? вполне правомерно заключить г что единого револааионного потока в 1905-1907 гг. в Казахстане не было. Более оправданный было скорее всего, как указывал Г.Сафароз утверждение о "стихийном отклике* на порэуя русскую ропл-лвции, отсюда но правомерно полагать, что она являлась состамод частью общероссийского реводеционного движения. Другой но мене г-

важный вывод это то, что поддержка со стороны российского пролетариата была незначительной, а по причине малочисленности и слабости местный национальный пролетариат еще не мог стать во главе движения, отсюда преобладающим направлением было национально-освободительное движениео

И пожалуй самой дискутируемой как в 20-30-х годах, так и в настоящее время был вопрос о роли восстания 1916 г. в Казахстане, причины, ход восстания, основные движущие силы, общая характерис;-тика и историческое значение восстания, йот тот далеко не полный перечень вопросов по которым шли острые споры и дискуссии. Особую остроту дискуссии приобрели в 1926—1927 гг., когда отмечался десятилетний юбилей восстания, xi связи с этой датой на страницах журнала "Коммунистическая мысль" били в дискуссионном порядке опубликованы статьи И.Маницкого, Т.Рыскулова, Н.Кузьмина, П.Галузо, Б. Федорова. Участники данной дискуссии высказывал! различные взгляды, точки зрения начиная от чисто классового подхода (И.Меницкий), до абсолатизации национального момента.в восстании (U.A.,П.Алексеенко и Т.Рыскулов). Существовало тахаэ мнение, что восстание было случайным явлением не имевшим ни организации, ни целей, ни задач (Н. Кузьмин, Ф.Бокко).

ä общей характеристика восстания г. существовали следующие подходы:

1. Рассмотрение восстания с чисто классовых позиций (И.Меницкий).

2. Рассмотрение восстания как провакацш. (Г.Бройдо).

3. Определение восстания как "шчетп, "бунта". (й.Чеканинский). 'I. йосстаииа носило стихийный характер и было лишено революционной

основы (К.В.Харламповвч). 5. Игнорирование восстания, обусловленное недооценкой революционных возможностей аула и крестьянских масс (¿.Голоцекин).

6. Оценка восстания как массового национально-освободительного и революционного движения казахских масс. (Т.Рискулов, С.Д.Асфсн-диаров, ¿.Федоров). ó вопросе об основных движуиих силах восстания все сходятся к одному выводу, что главными движущими силами были крестьянские казахские массы, ti вопросе о руководстве и воадяк восстания существовали крайне противоположные мнения. Однако, в оценке роли национально-буржуазной интеллигенции все отмечали ее значонке как антинародное, реакционное, предательское.

Историческое значение восстания 1916 г. участники дискуссий оценивали как важное событие в истории Казахстана.

Обобщая и делая вывод по дискуссии о восстании 1916 г. в Казахстане необходимо отметить, что данная проблема требует дальнейшего всестороннего анализа и изучения на основе научной обьектиилос-тя и историзма, на принципах исторической действительности и справедливости, без идеологических штампов и стереотипов, в подтверждении полно привести материалы недавно проведиего "Круглого стола" с активным участием член-корреспондента Ali PK К.Н. Пурпеисова и других ведущих казахстанских историков на страницах журнала "Акика?".*

В настоящее время с учетом обретения Казахстаном государственной независимости многие положения господствовавшие в течении долгих лет в казахстанской исторической науке по восстанию 1916 г. пересматриваются. Так, в частности академиком А.КДозыбаевык бил выдвинут тезис о том, что народно-освободительное восстание 1916 г. по-ресасло з национально-освободительную револзцив со всеми характерными признаками и характеристиками. Во-первых, налицо однонациональный характер двикеяия. Во-вторых, в результате своей борьбы в первую очередь восстанавливалась ханская власть во всеми ее атрибутами I. Акикат.Шг, }i7.

и политическими институтами. Так были организованы казнашы (казначейство); масаксы (судейство); елбегг - органы местной администрации; а также сардарбек - командующий повстанческой армией. Национально-освободительная революция опиралась на широкую социальную базу. Основными движущими силами были трудящиеся массы, крестьянство, ремесленники, рабочие. Во главе национально-освободительной революции казахская национально-демократическая интеллигенция. Вл&ятелько! политической силой в казахской степи были такке батыры и духовенстве

На стороне революции также были и революционеры - демократы Т.Рыскулов, Т.Бокин, С.Сейфуллин, С.Лендешев, А.Джангильдин, акгивж поддержавшие вооруженную борьбу. В местах наибольшего скопления русских переселенцев явно просматривается антирусская направленность, в частности такое положение было характерно в СемиреченскоЙ области.

Единство целей, строилоние создания независмого государства объединяла все слои казахского народа, показала силу и возможности восставсих против колониального режима. "Народное движение, в ходе которого были созданы структура власти, вооруженные силы, аппарат управления, перерастало в национально-освободительную революцию. По масштабности, охвату участников и последствиям оно представляло апогей освободительного двикания за весь период колониальногопорабоще-ния в составе империи".^ ...

В целом народно-освободительную революцию 1916 г. можно характеризовать как общенациональное, антифеодальное, антиколониальное, ккевзге судьбоносное.значение в истории казахского народа.

Б заключении обобщая все сказанное в диссертации можно выделит! следующее:

I. Процесс-становления:казахстанской исторической науки очень сложный и »шогоплановый. Одним из путей и форм становления исторической

Х.Козыбаов М.К..лозыбаев И.й. История Казахстана (учебник для учащихся X классов русских вкол) Алма-Ата, 19У2, С.17.

науки в Казахстана били проведанные дискуссии в 20-30-х годах по различным проблемам казахстанской истории.

2. Необходимо хонстатировать тот факт, что научные дискуссии как объективные составные процесса научного познания сопутствуют поиску научной истины, является одним из основных элементов в научном исследовании.

3. Основываясь на материалах диссертации можно заключить, что в ЗО-х годах с усилением авторитарной власти, расцвета культа личности и рогионального возадизма происходил процесс деформации исторической науки. В связи с этим совераонно очевидно, что научные дискуссии являются одним из основных оружий в борьбе против догматизма, схематизма, политизации и идеологизации исторической науки.

4. Несмотря на все недоста-к:«. л опибхи необходимо отметить, что первое поколение исследователей - историкоз достигли определенных значительных результатов, служивних уже в своа очеродь основанием для дальнейпего исследования историками последующих поколений. Их действительная заслуга заключается в той, что они фактически в новой обстановка, несмотря на все сложности поставили на повестку дня вопросы истории Казахстана, сами же их изучали и двинули историческую науку Казахстана вперед, сделали первый шаг. Их заслуга

в том, что они стояли у истоков исторической науки, они ее формировали и сыграли роиавцув роль в ее становлении. 3. с результате переосмысления исторического процесса, основываясь на материалах многочисленных научно-теоретических конференций» дискуссий и споров, используя различные архивные документы,пирокиЯ круг историографичэсхоя литература, отказываясь от сложивяихск догн и стереотипов, автор диссертации з свсзм научном исследоиш;:;!, практически зев вопросы рассматривает с новых позиций, основан:";:-:

на принципах объективности и историзма, исторической действительности и справедливости.

По теме диссертации опубликованы следующие работи:

1. Духовное обновленке и нолодеиь, в историографическом аспекте (тезисы докладов научно-теоретической конференции// Духовное обновление к молодежь. Адма-Ага, 1990, С.41-43.

2. Период становления исторической науки в Казахстана/ Тезисы докладов участников межвузовской конференции молодых ученых и специалистов Казахского государственного университета им. Аль-ёара би. Алма-Ата. 1991. С.17.

3. Особенности развития Букеевского ханства при хане Джангирэ в работах А.¿.Рязанова/ Материалы межрегиональной научно-теоретической конференции//Проблемные вопросы истории западного Казахстана.Гурьев.1991.С.67.

4. Переселенческое движение и его влияние на Казахстан и Среднюю Азию в работах Л.Г.Г&лузо/Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конферевдии//Демогра4!ические процессы на /рале, в Сибири, Средней Азии и Казахстане ХХХ-ХХ вв". Целиноград, 1991.

5. Теоретическая дискуссия в начале 30-х годов по некоторым вопросам; социально-экономической истории Казахстана//Сборник статей аспирантов. Выпуск Ш. Алма-Ата. 1991. С.16-24.

С.205.