автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история" и "роман воспитания" в русской и немецкой литературе XVIII - XIX веков

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Плужникова, Юлия Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ульяновск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история" и "роман воспитания" в русской и немецкой литературе XVIII - XIX веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история" и "роман воспитания" в русской и немецкой литературе XVIII - XIX веков"

На правах рукописи

ПЛУЖНИКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» И «РОМАН ВОСПИТАНИЯ» В РУССКОЙ И НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХУШ-ХГХ ВЕКОВ: ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА

10.01.01 — Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

3 МАЯ 2012

Ульяновск -2012

005016675

005016675

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет»

Научный руководитель: Дырдин Александр Александрович

доктор филологических наук, профессор

Официальные оппоненты: Сапченко Любовь Александровна

доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова

Белова Ольга Павловна

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики Ульяновского государственного университета

Ведущая организация: Волжский гуманитарный институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Защита диссертации состоится « 21 » мая 2012 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета КМ212.276.02 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук при Ульяновском государственном педагогическом университете имени И. Н. Ульянова по адресу: 432700, г. Ульяновск, площадь 100-легия со дня рождения В. И. Ленина, 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного педагогического университета имели И. Н. Ульянова.

Автореферат разослан « а » апреля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета /^1/

¿¿(_ М. Ю.Кузьмина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Наследие И. А. Г ончарова - классика русской литературы - сегодня все больше привлекает внимание отечественных и зарубежных литературоведов. На фоне усиливающегося интереса к изучению национального литературного процесса, места и роли в нем Гончарова, и в связи с 200-летием писателя, исследования его творчества составили в современной науке о литературе одно из постоянно развивающихся направлений. При всем многообразии научных стратегий остается немало нерешенных проблем, предполагающих рассмотрение эстетики и поэтики писателя, и, в частности, вопросов жанровой типологии.

В современных исследованиях наблюдается существенный пересмотр взглядов на жанровую принадлежность романа Гончарова «Обыкновенная история» (1847-1848). Если раньше творчество писателя рассматривалось в контексте социальной проблематики, то в последние десятилетия его романы характеризуются как философские, нравственно-психологические.

Новый взгляд на роман предложила Е. А. Краснощекова, определив форму «романа воспитания» как жанр, близкий творческому сознанию писателя. Эту форму активно использовали европейские писатели, начиная со второй половины XVIII века. В России родоначальником этого жанра был Н. М. Карамзин с его романом «Рыцарь нашего времени». В контексте решения поставленной научной задачи - определения жанровой специфики первого романа И. Л. Гончарова - важны выводы и наблюдения Е. А. Краснощековой, В. И. Мельника, В. А. Недзвецкого, на концепции которых диссертант опирается в своей работе.

В диссертации была поставлена задача выявления типологических черт жанра «романа воспитания» в «Обыкновенной истории». Несмотря на то, что данной проблеме были посвящены труды ряда ученых, определение жанровой природы первого романа И. А. Гончарова нуждается в корректировке.

Целью данного исследования является изучение жанровой специфики романа Гончарова «Обыкновенная история», прежде всего типологических черт, связывающих его с жанром Bildungsroman'a и несходных с ним.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи-.

1) выявить истоки формирования эстетики писателя на начальном этапе его творчества (40-е годы XIX века);

2) изучить нравственно-этические воззрения писателя, его отношение к проблеме воспитания и развития личности;

3) рассмотреть работы отечественных и зарубежных исследователей творчества Гончарова и принципы изучения типологических особенностей жанра «романа воспитания» в аспекте современной теории жанра;

4) систематизировать теоретические наблюдения отечественных и зарубежных литературоведов, связанные с развитием в «Обыкновенной истории» модели «романа становления» (Bildungsroman-мoдeль);

5) дополнить существующие концепции «Обыкновенной истории»

характеристикой жанрового содержания романа на основе его связи с отечественной романной традицией, зарождающейся в первой трети XIX в., и национальными нравственными идеалами.

Объектом исследования является раннее творчество писателя в контексте литературных идей XVIII - первых десятилетий XIX века.

Предмет исследования - преемственность жанра романа о воспитании и его творческая трансформация в «Обыкновенной истории» И. Л. Гончарова.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении жанрового новаторства романа «Обыкновенная история», в контексте идей общественного прогресса, этики позитивизма, и возникающей в русской литературе, отличной от европейской модели линии воспитательного романа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В своем творчестве И. А. Гончаров смог синтезировать традиции русской и зарубежной литературы, основываясь, прежде всего, на историческом сознании своего народа, эстетическом опыте Н. М. Карамзина,

B. Т. Нарежного, А. С. Пушкина, творческих достижениях писателей и мыслителей Европы.

2. Формированию и развитию художественного мировоззрения Гончарова способствовали усвоенные им философские, политические и социально-исторические идеи И. И. Давыдова, Н. И. Надеждина и

C. П. Шевырева.

3. Сложившаяся у Гончарова в 1830-е годы система представлений о морали и нравственности, об истории и формах возрастания человеческой личности, обусловила создание писателем произведения в жанре «романа воспитания», ставшего начальным звеном в эволюции его творчества.

4. Специфика жанра «романа воспитания» у Гончарова заключалась в единстве описания быта и нравов, в показе духовного становления молодого героя в сопряжении с естественными началами национальной жизни.

5. Типологические черты романа Гончарова, оригинальные жанрово-конструктивные решения позволяют считать «Обыкновенную историю» модификацией романа о нравственном, социальном и психологическом формировании личности главного героя.

Теоретико-методологической базой исследования являются фундаментальные труды классиков сравнительно-исторического литературоведения А. II. Веселовского, В. М. Жирмунского, М. М. Бахтина, М. П. Алексеева, Ю. М. Лотмана, а также работы теоретико-литературного характера (М. М. Бахтин, В. И. Кулешов, В. В. Кожинов, Б. П. Городецкий, Е. И. Семенов, Г. К. Щенников, Э. А. Демченкова и др.)

В диссертации использовались исследования отечественных литературоведов, посвященные изучению жизни и творчества Гончарова, (П. С. Бейсов, Н. И. Пруцков, О. Г. Постнов, В. А. Недзвецкий, М. В. Отрадин, В. И. Мельник), а также работы, связанные с анализом жанра «романа воспитания» в русской и немецкой литературе (Л. И. Рублева, В. Н. Пашигорев, Е. А. Краснощекова).

Работы зарубежных исследователей (В. Сечкарев, В. Бруфорд, Г. Димент, П. Tupien, А. Хувилер), к которым обратился диссертант, также во многом подготовили новую интерпретацию жанровой природы романа.

В ходе исследования были использованы типологический, сравнительно-исторический, дескриптивный и структурный методы исследования.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в возможности ее использования в научно-исследовательской работе, а также в вузовской пракгике: в лекциях, спецкурсах и семинарах по истории русской литературы XIX века.

Апробация работы. Результаты исследования представлялись на ежегодных отчетных научных конференциях профессорско-преподавательского состава УлГТУ (2007-2012), на Всероссийской научно-практической конференции «Россия и мир: История, культура, регионоведение» (Ульяновск, 2008), Международной научной конференции «Литература и культура в контексте Христианства. Образы, символы, лики России» (Ульяновск, 2008), Международной научной конференции «Образы России в научной литературе. Ог "Слова о Законе и Благодати" митрополита Илариона до "Пирамиды" JI. М. Леонова: движение к многополярному миру» (Ульяновск, 2009), Международной научной конференции «Художественно-философские модели мироздания в творчестве Л. М. Леонова и в русской литературе XIX - начала XXI столетий» (Ульяновск, 2011). Материалы диссертации были опубликованы в 8 научных статьях, в том числе 1 статья представлена в ведущем рецензируемом научном журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка, включающего 320 наименования. Общий объем работы 162 страницы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении характеризуется степень изученности жанровой специфики романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история», определяются цели, задачи, объект и предмет исследования, актуальность, научная новизна, практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.

В главе первой «Мировоззрение писателя 30—40-х годов XIX века и истоки его формирования» анализируются философские, эстетические и этические взгляды писателя периода написания романа «Обыкновенная история».

Параграф первый «Философские взгляды И. А. Гончарова» посвящен изучению системы эстетико-философских воззрений писателя 30-40-х годов XIX века. Одними из первых, кто способствовал формированию мировоззренческих принципов писателя, были преподаватели Московского университета Н. И. Надеждин и С. П. Шевырев.

В университетские годы у И. А. Гончарова сформировался устойчивый интерес к истории, не только к XVIII веку, но и к античной эпохе. Среди

многочисленных мыслителей, работами которых интересовался будущий романист, был И.-И. Винкельман (1717-1768).

В познании и восприятии искусства, Винкельман призывал к гармонии и цельности. Он утверждал, что «прекрасное состоит в гармонии частей, совершенство которых проявляется в постепенном подъеме и понижении и действует, следовательно, на наше чувство равномерно, увлекая его за собой нежно, а не внезапными порывами»1. Можно предположить, что суждения Винкельмана, которые он применял к искусству, легли в основу принципа Гончарова о плавном прохождении этапов жизни человека, которые он перенес в литературу, применив его к изображению жизненного пути своих персонажей.

Как известно, Гончаров проявил себя как писатель, обладающий историческим воззрением на жизнь. Романист пытался объективно показать неизбежность социальных перемен. Он анализировал исторические события, используя диалектический метод, заимствованный из немецкой философии XVIII века. Романист воспринимал время как «течение исторической жизни, движение времени, смену времен»2.

Говоря об особенностях мировоззрения Гончарова 30-40-х годов XIX века, необходимо вспомнить о философии Г.-В.-Ф. Гегеля. Немецкий философ считал, что история для писателя важна как средство воспитания. Он попытался диалектически совместить историю развития воспитания и историю человеческой цивилизации. Гегель видел влияние культурно-исторических условий на процесс формирования индивида: «каждый человек - сын своего времени и своего народа»3. Именно воспитание, по Гегелю, побуждает личность активно участвовать в культурной жизни общества, взаимодействие с которым в свою очередь способствует формированию личности.

Кроме Н. И. Надеждина, эстетические взгляды которого в значительной степени повлияли на Гончарова, формированию художественной концепции будущего писателя способствовал С. П. Шевырев. Его интерес к искусству слова сочетался с попыткой объяснить литературные явления с исторической точки зрения. В этом прослеживается влияние немецкого писателя И.-В. Шиллера, который считал, что каждый народ должен занять особое место во всемирном литературном процессе и его литература должна отражать особенности народной культуры и духовности.

Критик утверждал, что одухотворение мира и человека является отличительной чертой русской литературы, и она проявляется, прежде всего, в слове.

Философия Гончарова имеет сложный характер. На формирование мировоззренческих принципов писателя оказали влияние, как идеи западных философов, так и отечественных мыслителей, носителей исконно русских

' Винкельман И.-И. Избранные произведения и письма. - М.: Ладомир, 1996. -С. 228-229.

2 Мельник В. И. Этический идеал И. Л. Гончарова. - Киев: Лыбидь, 1991. - С. 8.

3 Гегель. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - С. 55.

взглядов на жизнь. В процессе формирования философских представлений у Гончарова сформировался самобытный взгляд на литературное творчество. Автор в это время находился в начале поисков жанровой модели. Работая над замыслом «Обыкновенной истории», он соединял (в определенной степени) «роман воспитания» с достаточно развитыми в русской традиции формами автобиографического и семейного романа.

В параграфе втором «И. А. Гончаров и отечественные писатели конца XVIII - начала XIX веков» исследуются взгляды и литературные вкусы писателя, прослеживается его связи с творчеством Фонвизина, Карамзина, Пушкина, Нарежного.

Полученное в Московском университете образование заложило основу литературной деятельности будущего романиста и проложило дорогу для ее дальнейшего развития. Слушая лекции преподавателей и изучая произведения популярных авторов, он смог синтезировать искания писателей двух эпох: второй половины XVIII в. и начала XIX в. Знания, полученные в университете, помогли Гончарову не потеряться в огромном мире литературы. «В Петербурге, тщательно изучая иностранные литературы, я уже регулировал свои занятия по тому методу и по тем указаниям, которые преподали нам в университете наши <...> любимые профессора»4, - пишет Гончаров, вспоминая университетские годы. Не вызывает сомнения, что он серьезно относился не только к иностранной литературе, но и тщательно изучал произведения родной словесности. Среди мастеров русского слова, которыми зачитывался Гончаров, были, конечно же, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, Л. С. Пушкин, В. Т. Нарежный.

Влияние Д. И. Фонвизина на творчество будущего романиста отмечено многими критиками и литераторами, начиная с Белинского. Он, анализируя женские образы матери Адуева и Наденьки Любсцкой, отметил в своей статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» перекличку характеров комедии Фонвизина «Недоросль» и персонажей романа Гончарова «Обыкновенная история»: «это два лица совершенно различные: одна барыня провинциальная, старого века, ничего не читает и ничего не понимает, кроме мелочей хозяйства: словом, добрая внучка злой г оспожи Простаковой; другая - барыня столичная, которая читает французские книжки, ничего не понимает, кроме мелочей хозяйства: словом, добрая правнучка злой госпожи Простаковой»5.

Не вызывает сомнения воздействие личностей и творчества П.М.Карамзина и А.С.Пушкина на литературно-эстетическую позицию Гончарова. Тому имеются свидетельства и в его личных письмах, и в следовании литературным традициям этих выдающихся художников слова. На это влияние указывают реминисценции образного уровня из их произведений в романах писателя.

4 Гончаров И. А. В университете // Гончаров И. А. Собрание сочинений: в 8-ми т.- М.: Правда, 1954. - Т. 7. - С. 222.

5 Белинский В. Г. «Взгляд на русскую литературу 1847 года» // Собр. соч.: в 3 т. - М.: ОГИЗ, ГИХЛ, 1948. - Т. 3. - С. 34.

Карамзин, создавший эстетику русского сентиментализма, был предтечей «чувствительной» линии в отечественной литературе. В начале «Обыкновенной истории» Александр Адуев представляет собой тип сентиментального героя. Гончаров уловил типические проявления характера персонажа, впервые созданного Карамзиным. Он начинает свое творчество в русле сентиментализма, продолжая разработку этого образного ряда в новых условиях. Романист показал, что характерный для сентиментализма тип человека с идиллическими взглядами на жизнь, герой, выросший в патриархально-феодальной среде, оказывается нежизнеспособным в современном обществе с его обезличенностью человеческих отношений.

Известно, что Пушкин был кумиром Гончарова. Еще в университетские годы будущий писатель с упоением читал произведения находящегося в зените славы поэта: роман «Евгений Онегин», поэму «Полтава».

В. И. Мельник в статье «А. С. Пушкин в жизни И. А. Гончарова»6 предполагает, что под влиянием пушкинской поэзии писатель начинает пробовать себя в стихотворных формах, включив их в дальнейшем в первый роман как первые литературные опыты главного героя. Первые стихи романиста насыщены мотивами, присущими русскому стихотворному романтизму начала 30-х годов XIX века.

Самым же «влиятельным» творцом, давшим импульс созданию первого романа Гончарова, был В. Т. Нарежный. Несмотря на обличение социальных пороков в своих произведениях, Нарежный не был сторонником радикальных политических и социальных изменений. Он приверженец исправления личности воспитательными методами. Основным художественным принципом в его ранних произведениях были рационализм и дидактизм, свойственные русской литературе того времени в целом. Позднее в романах Нарежного наблюдается преобладание воспитательно-дидактического пафоса, например, в романе «Аристион, или Перевоспитание»7, в котором видны отголоски жанра «романа становления». Отличительной чертой этого романа было изображение не только пороков отдельной личности, но и негативных сторон жизни всего аристократического общества.

Нарежный стоит у истоков отечественного «романа воспитания», поэтому, говоря о эволюции «классического» варианта воспитательного романа в России, необходимо отметить его вклад в становление этого жанра.

В параграфе третьем «Этическая концепция писателя» изучается система этических взглядов Гончарова, истоки которых нужно искать в его биографии.

Ко времени написания «Обыкновенной истории» у Гончарова уже сформировалось свое представление о сбалансированной системе воспитания. Открыто философских размышлений о вопросах воспитания в первом романе

6 См.: Мельник В. И. Л. С. Пушкин в жизни И. А. Гончарова |Электронный ресурс|. -Режим доступа: http://wwwлvan-gonchaгov.ru/kr¡tika/melmk6.shtml.

7 См.: Грихин В. А., Калмыков В. Ф. Творчество В. Т. Нарежного // Нарежный В. Т. Избранное. - М. Советская Россия, 1983. - С. 5-24.

читатель не встречает, но писатель непременно упоминает о воспитании героев романа, о постепенном познании понятий добра и зла, что и составляет, собственно, процесс воспитания личности человека.

Позже в письме к Е. А. и С. А. Никитенко Гончаров напишет о том, что воспитание будущей личности должно осуществляться сообразно природе человека - принцип, возможно воспринятый из педагогических трудов Ж.Ж.Руссо: «прогресс воспитания должен именно состоять... в том, чтоб следить и распознавать способности ребенка и готовить его к тому, к чему он склонен, а кто к чему склонен, тог в том труде и найдет счастье» .

Эту же тенденцию можно найти и в работе выдающегося педагога второй половины XIX века Л. Н. Модзалевского «Очерк воспитания и обучения с древнейших до наших времен»: «Прежде всего должно исследовать личность питомца, и уже смотря по ней применять к нему все воспитательные и учебные меры. Задача нравственного воспитания заключается именно в том, чтобы приучить детей к самообладанию и самоотвержению. Не должно пропускать без внимания детских ошибок и проступков, ибо с годами они также растут и превращаются в пороки»5.

В одной из гончаровских автобиографий можно прочить: «Мать любила нас не той сентиментальною, животной любовью, которая изливается в горячих ласках, в слабом потворстве и угодливости детским капризам и которая портит детей. Она умно любила, следя неослабно за каждым нашим шагом, и с строгою справедливостью распределяла поровну свою симпатию между всеми нами четырьмя детьми. Она была взыскательна и не пропускала без наказания или замечания ни одной шалости, особенно если в шалости крылось зерно будущего порока»10. Писатель с детства привык к тому, что воспитание должно быть направлено на развитие нравственности и чувства добродетели. И хотя мать Гончарова не получила образования и не читала педагогических трудов, она была женщиной умной, давшей хорошее воспитание своим детям.

Проблема воспитания занимала особое место в российской жизни 30-40-х годов XIX века. Ее обсуждением занимались не только педагоги, но и писатели, общественные деятели. Гончаров участвовал в решении этой проблемы, прежде всего, своими романами. В каждом из романов его трилогии проблема воспитания занимает центральное место. В «Обыкновенной истории» воспитание, данное Александру Адуеву матерью, не подготовило его для реальной жизни в Петербурге. Не вписываясь в петербургское общество, главный герой проходит «школу» своего дяди, который пытается наставить его на «путь истинный». Поначалу Адуев-младший принимает в штыки уроки Адуева-старшего, но, сам того не замечая, он постепенно перевоспитывается под руководством своего наставника и вливается в круг дельцов Петербурга. Александр становится деловым человеком, практичным и рациональным.

8 Гончаров И. Л. Собр. соч. в 8-ми т. Т. 8. - С. 290.

9 Модзалевский Л. II. Очерк воспитания и обучения с древнейших до наших времен. -СПб.: Мартынов, 1867. - С. 353.

10 Гончаров И. А. Собр. соч. в 8-ми т. Т. 7. - С. 235.

9

В романс «Обломов» главный герой остается верен своему воспитанию, полученному в патриархальной провинциальной семье. Несмотря на изменяющиеся условия столичной жизни, герой не отступает от своих убеждений, сохраняя в чуждом мире Петербурга ореол домашнего очага, несвойственные столичному обществу ощущения покоя, уюта и семейного счастья. Тем не менее, он, как и герой первого романа, сталкивается с проблемами «новой жизни», остается непонятым окружающими в своём стремлении к домашнему теплу.

В своем третьем романе, «Обрыв», Гончаров показывает столкновение двух типов образования: нового европейского и старого патриархального. Вере, старшей внучке Татьяны Марковны, получившей европейское образование, не удается приспособиться к условиям патриархального мира. Но вернуться к самой себе прежней она уже не может: миропонимание и культура, возникающие в новых жизненных обстоятельствах, не позволяют ей этого сделать. Конфликт между бытовым укладом «старины», его духовным содержанием, и ценностями прогресса становится одним из главных в гончаровских романах, связанных с темой нравственного становления личности.

Гончаров, показывая все положительные и отрицательные стороны как патриархального, так и европейского типа образования, на протяжении всего творчества провозглашает гармонию нового и старого. Гончаров призывал брать все лучшее из опыта мировой культуры, не отвергая родных ему образов жизни и веры.

Свой взгляд на вопросы воспитания Гончаров выражает в критической статье о пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума». Анализируя образ Софьи, писатель говорит, что на ее нравственный облик повлияли те морально-нравственные устои, которые господствовали в обществе и в окружении ее отца. Хотя по своей природе Софья отнюдь не безнравственна и «в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума», она стала «жертвой» веянья времени. Все недостатки Софьи писатель приписывает воспитанию.

Всю свою жизнь Гончаров стремился к некому идеальному образу человека, но не забывал и о недостатках и изъянах человеческой природы.

Глава вторая «История жанра "романа воспитания"» посвящена рассмотрению теоретических основ жанра «романа воспитания» в немецком и русском литературоведении, изучению типологических черт жанра «романа воспитания» и анализу научной полемики вокруг определения жанра романа Гончарова «Обыкновенная история».

В параграфе первом «Зарождение термина "ВШип^ъготап"» прослеживается история появления термина и жанровой формы Bildungsroman'a в западноевропейской литературе.

Впервые термин «роман воспитания»11 стал употреблять в своих работах

" В литературоведении термин «ВПс1игщ5готап» используется и как «роман воспитания», и как «воспитательный роман», и как «роман становления».

дерптский профессор эстетики Карл Моргенштсрн12 в 20-е годы XIX века в процессе анализа романа И.-В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795-1796). По мнению ученого, ВПс11^5готап отличается от других разновидностей жанра, во-первых, тематикой, поскольку процесс воспитания характера героя показан здесь с первых лет его жизни и до определенного этапа взросления, описываются нравственные достоинства, которые главный герой постепенно приобретает в процессе своего внутреннего развития, и пути их приобретения. Во-вторых, характерной приметой этого жанра является довольно большая степень воздействия произведения на воспитание читателя в сравнении с каким-либо другим видом романа.

К. Морген штерн предлагает называть произведение «романом воспитания» при наличии системы событий, описанных в романе, способствующих осуществлению этического воспитания читателя, хотя изначально дидактическая задача в романах не ставилась, объективной целью писателя было изображение главного героя и процесса становления его характера. Искусное описание воспитательной истории было представлено в форме беседы. Данная типологическая черта, выделенная немецким ученым, в полной мере воплотилась в первом романе Гончарова «Обыкновенная история» в диалогах Адуева-старшего и Адуева-младшего.

По мнению современных исследователей жанра «романа воспитания», эта эпическая форма сложилась в эпоху Просвещения, однако ее дальнейшее развитие происходило и на рубеже ХУ1И-Х1Х веков, и в первые десятилетия XIX столетия, когда в европейской литературе складывалась эстетика романтизма13. Дальнейшее развитие романного жанра привело к возникновению множества его разновидностей в литературе разных стран. Тем не менее, большинство исследователей разрабатывают поэтику «романа воспитания» на примерах немецкой литературы, так как именно она дала классические образцы «романа становления».

В параграфе втором «Эволюция «романа становления» в России и Германии» прослеживается генезис и эволюция «романа воспитания» в немецкой и отечественной литературе.

В определениях жанра «романа воспитания», существующих в научной литературе, основной акцент делается на процесс становления главного героя, однако важным моментом являются исследование писателем развития его психологии, переходов от одной мысли к другой, включение новых изобразительных средств в традиционную систему поэтики жанра «романа воспитания».

Что касается истоков жанра романа воспитания, то, как утверждает

12 Morgenstern К. Zur Geschichte des Bildungsromans. - Tartu, 1820. - S. 13-27; Ober das Wesen des Bildungsromans. - Tartu, 1820. - S. 46-61.

13 См. об этом: Плужникова, Ю. А. Проблема определения жанра романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» в западной славистике // Литература и культура в контексте Христианства. Образы, симполы, лики России: материалы V Международной научной конференции. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - С. 190-195.

М. М. Бахтин14, их следует искать в античной литературе. В своей классификации романных жанров, опираясь на принцип хронотопа, ученый выделил «биофафический роман», который создал образец «биографического времени» и новую концепцию героя. Истоки такого повествования он обнаруживает в античных текстах, излагающих биографию или автобио1-рафию героя, который, как правило, был реальным человеком. Внутренняя жизнь героя проявлялась во внешних действиях. Специфическая черта подобных сочинений заключается в их дидактизме, в откровенно поучающих тенденциях.

На становление жанра «романа воспитания» повлияли и средневековые романы странствований, и романы испытаний, характерной чертой которых была абсолютная статичность образа героя, но в романах испытания образ главного героя был усложнен. Позднее в романную структуру добавляется элемент психологизма, который, тем не менее, не способствует детальному изображению изменений в характере героя, диалектики его сознания.

Несмотря на то, что ВМигщзготап попал в Россию довольно поздно, почва для пего была благодатная. Дело в том, что нравоучительные традиции были характерны для древнерусской литературы на протяжении всех веков ее существования. Первой самостоятельной попыткой создания «романа становления» в самом начале XIX века был «Рыцарь нашего времени» (1803) Н. М. Карамзина. Однако, в силу историко-культурных условий, интерес писателей к данной разновидности жанра на некоторое время угас. Возобновление интереса к роману данного типа происходит в конце 30-х -начале 40-х годов. В это же время русские литераторы зачитывались книгами немецких писателей и философов.

Из всех направлений, существующих в западной литературе в период от середины XVIII в. до XIX в.15, русская словесность восприняла, прежде всего, «гётевскую» традицию. Молодой Гончаров пришел в литературу тогда, когда отечественная словесность уже находилась под влиянием творчества немецких авторов. Он читал их произведения в оригинале и переводил с немецкого языка. Особенно сильно проявляется в этих книгах назидательная интонация. Повествование велось от 3-го лица (в дилогии о Вильгельме Мейстере Гёте, например). Автор выступает здесь в роли наблюдателя и судьи, точка зрения которого на процесс воспитания главенствовала в произведении. Та же форма нарратива избрана Гончаровым в «Обыкновенной истории».

В параграфе третьем «Типологические черты жанра "романа становления"» изучаются работы М. М. Бахтина16, В. Н. Пашигорева17,

14 Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.-С. 190-191.

15 15 западной литературе существовало несколько направлений в развитии жанра ВМигщяготап: «гётевское», «руссоистское» и «диккеновское». См.: Краснощекова Е. Роман воспитания - ГМЫиг^готап - на русской почве: Карамзин. Пушкин. Гончаров. Толстой. Достоевский. - СПб.: Издательство Пушкинского фонда, 2008. - С. 11-13.

16 См.: Бахтин М. М. Указ. соч. - С. 188-236.

17 См.: Пашигорев В. Н. Роман воспитания в немецкой литературе ХУШ-ХХ веков. -Саратов, 1993.- 144 с.

Е. Краснощековой18, посвященные истории жанра «романа воспитания», устанавливаются его общие типологические черты.

Существенную роль в разработке теоретических вопросов жанра Bildungsroman и его типологии сыграл М. М. Бахтин. Именно он заложил научную базу исследований жанровой специфики «романа воспитания». Бахтин считал, что «роман становления» был последним «чистым» жанром в системе европейской градации жанровых разновидностей эпоса.

В основу классификации романных жанров Бахтин положил принцип хронотопа, который, по его мнению, определяет жанровую природу произведения. Кроме того, он обращает внимание на историю появления этого жанра в европейской литературе, объясняя этот процесс особенностями мироощущения человека эпохи Просвещения. Именно в это время писатели начали изображать человека в процессе эволюции. Временные и пространственные координаты выходят на первый план. Авторы романов стремятся показать, как время меняет человека, связать воспроизведение взросления личности с духовными факторами. Гончаров, испытывая различные схемы романа - романтическую, сентиментальную - выработал в своем первом романе оригинальные черты, не высказывается сам о воспитании героя, а изображает движение характера дискретно, акцентирует внимание читателя на переломных моментах внутренней жизни персонажа.

Современный исследователь данной проблемы В. Н. Пашигорев в диссертации «Роман воспитания в немецкой литературе ХУШ-ХХ веков. Генезис и эволюция» (2005) рассматривает специфические черты «романа воспитания», привлекая в качестве жанрового образца произведения немецкой литературы.

Во-первых, он считает процесс воспитания структурообразующим элементом данного жанра, объединяющего все компоненты романа в единое целое. Во-вторых, но его убеждению, B¡ldungsroman - это роман моноцентрического построения, где превалирует биографическое повествование. В-третьих, в немецком «романе воспитания» процесс духовного формирования личности разворачивается на протяжении многих лет, с юности до духовной и физической зрелости. Посредством судьбы одной личности показана история целого общества. В-четвертых, потребность выразить этапы интеллектуально-нравственного развития главного героя в произведениях писателей Германии влечет за собой фазообразную, поэтапную структуру сюжета.

В ряде исследований, посвященных изучению жанра «романа воспитания» на примерах произведений западноевропейских писателей, особое место занимают работы Е. Краснощековой, которая обратилась к становлению жанра B¡ldungsroman в русской литературе, опираясь на концепции М. М Бахтина и В. Н. Пашигорева.

Е. Краснощекова изучила эту жанровую разновидность романа и проследила генезис и эволюцию европейского по происхождению жанра в

18 См.: Краснощекова Е. Указ. соч.

контексте русской литературной традиции, выделив моноцентрическую композицию с ограниченным набором персонажей второго ряда, которые выполняют вспомогательную функцию. Сюжет и сюжетные элементы проецируются на характер главного героя, сосредотачивающего в себе дух, смысл и внутреннее содержание всего происходящего вокруг него. Композиция «романа становления», по мнению исследователя, определяется стадиальностью, которая раскрывает четкие этапы жизни главного героя. Одной из главных примет данной разновидности жанра, подчеркивает Краснощекова, является интеллектуализм, поскольку в «романе воспитания» присутствуют элементы философского романа. Все эти особенности художественной формы и содержания обнаруживаются у Гончарова, в изображении жизни человеческой души в «Обыкновенной истории», а затем - в «Обломове» и «Обрыве».

В параграфе четвертом «Научная полемика вокруг определения жанра романа «Обыкновенная история» в трудах отечественных и зарубежных исследователей» сопоставляются определения жанровой специфики романа «Обыкновенная история» в исследованиях отечественных и зарубежных л итерату роведов.

В многочисленных историко-литературных трудах «Обыкновенная история» получала различные определения природы жанра, начиная от социального19, общественно-психологического20 и заканчивая «романом воспитания». Точная дефиниция жанровой доминанты романа Гончарова важна для установления его принадлежности к изучаемому ряду произведений.

Прежде чем рассматривать проблему жанровой специфики, следует обратиться к вопросу об особенностях художественного мира и творческой манеры Гончарова.

С точки зрения Н. И. Пруцкова, «Обыкновенная история» характеризует одну из тенденций в развитии общественно-психологического романа, где писатель, создав образ Петра Адуева, обнаружил смелость, проницательность и чуткость к жизни, уловив изменения, происходившие в общественном сознании. По его словам, Гончарова интересовал эпический масштаб, раскрытие «механизма жизни» в целом и место человека в этой жизни: «он берет обыкновенных людей и воспроизводит не философско-моральные, идейные их искания, а историю формирования характера человека под неумолимым воздействием определенного общественного уклада жизни» . Таким образом, здесь акцентируется момент становления личности в изменяющихся жизненных условиях, и, тем самым, выделяется одна из

19 См.: Лотман Ю. М. И. Л. Гончаров // История русской литературы: В 4 т. - Л.: Наука, 1982. - Г. 3; Цейтлин Л. Г. И. А. Гончаров. - М.: Изд-во АН СССР, 1950; Недавецкий,

B. А. Романы Гончарова. - М.: Просвещение, 1996.

20См.: Глухов В. И. О литературных истоках «Обыкновенной истории» // Материалы международной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения И. Л. Гончарова. -Ульяновск: Стрежень, 1994.

21 Цит по: Мельник В. И. Этический идеал И. А. Гончарова. - Киев: Лыбидь, 1991. -

C.8.

важнейших типологических черт «романа становления».

В. А. Недзвецкий во всех романах Гончарова выдвигает на первый план «философию любви»22 как основу человеческой жизни.

Как считает автор данной концепции, главная задача первого романа «Обыкновенная история» заключается в том, что главному герою Александру Адуеву «предстоит отыскать новую гармонию - "поэзию" жизни, или ее современную "норму"»23 на протяжении своего пребывания в столице, где писатель «столкнет его с реальностями чиновничьей службы, журнальной литературы, родственных отношений с дядюшкой и более всего - любви»24. И, как читатель может видеть, Александр находит гармонию в жизни, но в результате она оказывается ложной, иллюзорной. Не выдерживает испытаний и «философия любви» героя, сломавшегося под давлением тщеславия Наденьки Любецкой, обыденной и утомительной любви Юлии Тафаевой. Воспитание Александра Адуева любовью не достигло положительного результата.

В. И. Мельник рассматривает Гончарова в качестве писателя «с ярко выраженным стремлением к идеалу»25. Однако призыв писателя к идеалу выражается своеобразно. Гончаров выработал манеру беспристрастного писателя. В его романах отсутствует ярко выраженная авторская позиция. Автор монографии отмечает, что описывая современную ему эпоху, романист не дает односторонних характеристик, как самой эпохи, так и своим героям, он показывает и позитивные, и негативные черты, предоставляя самому читателю судить о герое и сопутствующих ему социальных формациях данной эпохи. Поскольку писателя интересовало время, его взгляд был направлен и в прошлое, и в настоящее. Анализируя это время, Гончаров проявляет себя как писатель, синтезирующий философские идеи с художественным творчеством. По мысли Мельника, эта особенность романиста сближает его писательскую манеру с творчеством писателей XVIII века и эстетикой Н. И. Надеждина.

Течение времени в произведениях И. А. Гончарова показано через призму духовной и социальной жизни человека. Уже в своем первом романе писатель обратил внимание на то, как само время меняет не только жизненный уклад главного героя, но и его характер, ставит перед выбором между старыми и новыми нормами существования.

Е. Краснощекова считает, что роману «Обыкновенная история» присущи жанровые черты Bildungsroman'a, которые прослеживаются на разных уровнях, и, прежде всего, - на уровне композиции и сюжета. Исследователь утверждает: между «романом воспитания» XVIII века и романом И. А. Гончарова «Обыкновенная история» есть разница. Роман русского писателя насыщен философскими проблемами, усложнен описанием социальных перемен,

22 Недзвецкий, В. А. Романы Гончарова. - М.: Просвещение, 1996. - 112 с.

23 Недзвецкий В. Л. Романы И. Л. Гончарова // Гончаров И. А.: Материалы юбилейной гончаровской конференции 1987 года / под общ. ред. Н. Б. Шарыгина. - Ульяновск: Симбирская книга, 1992. — С. 5-6.

"4 Там же. С.8.

2S Мельник В. И. Указ. соч. С. 6.

происходящих в России. Эти проблемы представлены не в «чистом» виде. Их влияние испытывает на себе главный герой - Александр Адуев.

Всё это позволяет говорить о новом жанровом образовании, особенности которого определяются системой сосуществования разных по строю личности персонажей.

В отличие от классического «романа воспитания», где представлен обширный ряд второстепенных героев, «работающих» на раскрытие характера главного героя, в «Обыкновенной истории» этот ряд ограничивается несколькими персонажами, а роль ментора, воспитателя-наставника, на всем протяжении романа выполняет только один персонаж - дядя героя.

Зарубежный гончарововед А. Хувилер в монографии «Три романа Гончарова - трилогия?»26 определяет «Обыкновенную историю» как «роман воспитания», прообразом которого являются «Годы учения Вильгельма Мейстера» И.-В. Гёте. Изучая связи Гончарова с немецкой литературой, она выясняет, какие произведения могли повлиять на творчество русского писателя в период, предшествовавший написанию его первого романа. В частности, исследователь пишет о том влиянии, которое оказывал Гёте на развитие литературного процесса в России первых десятилетий XIX века, какие связи имеются между романами немецкого и русского писателей.

Автор монографии отмечает, что исторически сложившийся, основополагающий принцип ключевой роли истории воспитания главного героя в «романе становления» является неизменным, сюжетообразующим элементом.

На эклектичность жанра первого романа Гончарова указывает немецкий филолог П. Тирген. Он усматривает в нём синтез «романа воспитания» и социально!« романа. Исследователь обращает внимание не только на описание судьбы главного героя, но и на описания жизни Петербурга, отражающей социокультурные условия жизни русского общества27.

Тирген принадлежит к той группе гончарововедов, которые не признают жанр романа Гончарова «Обыкновенная история» чистым жанром Bildungsroman. Объясняется это характером того времени, когда писалось это произведение. Гончаров раздвинул рамки «романа воспитания», насыщая текст произведения социальными и нравственными проблемами и философскими размышлениями.

В главе третьей «Традиции жанра "романа воспитания" в "Обыкновенной истории" И. А. Гончарова» анализируются типологические черты «романа воспитания», которые можно обнаружить в «Обыкновенной истории».

Следует отметить, что особенность первого романа Гончарова

26 Siehe hierzu: Huwyler-Van der Haegen, A. Goncarovs drei Romane - eine Trilogie? Vorträge und Abhandlungen zur Slavistik. - München: Verlag Otto Sagner, 1991. - Band 19. -100S.

27 См.: Тирген П. Обломов как человек-обломок (к постановке проблемы «Гончаров и Шиллер») // Русская литература. - 1990. - № 3. - С. 18-33.

заключается в том, что автор классический жанровый образец «романа воспитания» — ВПс1игщ8готап — адаптировал к условиям русской действительности. Произведение создавалось в тот период, когда европейское общество входило в буржуазную эпоху. Классический «роман воспитания» показывал основные черты характера человека в русле позитивистских идеалов. Русский романист отобразил, скорее, процесс перевоспитания, нежели последовательную линию развития личности главного действующего лица.

В параграфе первом «Хронотоп в романе» анализируется проблема противостояния провинции и столицы в «Обыкновенной истории».

Для «романа воспитания» характерен устойчивый хронотоп, на фоне которого ярче проглядывает динамический процесс воспитания героя, изменения его отношения к миру. У Гончарова городской топос противопоставляется образу сельской местности, усадьбы с широким кругом житейских, природных ассоциаций. Петербург предстает «каменным» городом расчетливых дельцов. Первое впечатление от Петербурга напугало Адуева-младшего «однообразными каменными громадами», «колоссальными гробницами», где даже чувствами управляют, «как паром», «всему назначены границы». Город практичных дельцов встречает провинциала суматохой, где «все бегут куда-то, занятые только собой, едва взглядывая на проходящих, и то разве для того, чтоб не наткнуться друг па друга»2*. Первое впечатление Александра не стерлось и тогда, когда он возвращался домой из Петербурга с тяжелым сердцем, пройдя множество испытаний, выпавших на его долю.

В противовес столице в романе показан образ провинции, периферийной местности, формирующей характер обитателей русской земли. Если сравнить описание природы в Грачах в день отъезда в Петербург и в день возвращения Александра из столицы, можно увидеть незыблемую невозмутимость деревенской жизни. Но спустя некоторое время, после восстановления душевных сил в стенах родной усадьбы, Александр понимает, что уже не может жить в тиши деревни, где он видит постоянный застой и в чувствах, и в жизни. Пристрастившись к суете столичной жизни, душа героя снова рвется в «омут» Петербурга. Скука провинциального захолустья, в конце концов, претит главному герою, и свое пристанище он все же находит в Петербурге. С темой города у Гончарова тесно связана художественная конкретизация чувств и настроений романных героев.

В параграфе втором «Стадиальность сюжета "Обыкновенной истории"» прослеживаются этапы становления личности главного героя романа.

В классическом «романе воспитаиия» сюжет выстраивается с учетом трех основных этапов жизни героя: 1) пребывание в «идиллическом мире», 2) утрата иллюзий и 3) обретение «истин», нахождение гармонии. Выстраивая таким образом повествование, автор показывает путь становления характера главного героя. «Идиллический мир» для Александра - мир усадьбы Грачи, но в тот

28 Гончаров И. А. Обыкновенная история // Гончаров И. А. Поли. собр. соч. в 20-ти т. - СПб.: Паука, 1997. - Т. 1. - С. 203.

момент, когда Александр принимает решение уехать в Петербург служить на благо отчизны, для него на этом заканчивается пребывание в «идиллическом мире» и наступает этап испытания, на протяжении которого он утрачивает свои юношеские иллюзии. Здесь главный герой словно делает шаг из одной эпохи в другую, переезжая из патриархальной провинции в европейскую столицу. С этого момента начинается «школа» жизни Александра под руководством своего дяди-наставника который с неохотой возлагает на себя обязанности воспитателя своего племянника.

Процесс избавления от романтических иллюзий оказался болезным для самолюбия главного героя, который выказал свою неприспособленность к столичной жизни. Покидая деревню Грачи, Александр выбрал слишком трудную дорогу к личностному самоутверждению. Очень весомым оказался груз столичной жизни, безвозвратно изменивший героя. Подобное положение, в которое попал Александр, описал еще Гете в своем романе о Вильгельме Мейстере: «Хуже нет, как если внешние обстоятельства вносят коренные перемены в положение человека, когда он мыслями и чувствами не подготовился к ним. Тут возникает как бы эпоха без эпохи, разлад становится все сильнее, чем меньше человек сознает, что он не дорос до нового

29

положения» .

После попытки главного героя снова обрести душевную гармонию, возвратиться к прежнему себе на лоне природы в родной усадьбе, Александру предстоит новый поворот судьбы, который и приведет его к «истине».

Возвращение главного персонажа п Петербург на этот раз было осознанным выбором. Теперь Александр точно знал, что он хочет получить от жизни. Герою кажется, что он обрел ту гармонию, к которой стремился. Но на самом деле, он, как и его дядя-ментор, душенной гармонии так и не обретает.

Не составляет исключения и любовь Александра, которая также делится на этапы. На всех ступенях взросления герой находит свое отражение в тех людях, с кем его сталкивает судьба. В дяде читатель может увидеть отражение Александра в будущем, каким он станет, пройдя его «школу» жизни. Встречи с женщинами также способствовали раскрытию характера Александра, каждая из них вносила свою лепту в заключительный образ Адуева-младшего, открывая в нем новые внутренние грани.

В параграфе третьем «Диалогизм как способ организации повествования» представлен анализ диалогической составляющей романа «Обыкновенная история».

ВПс1игщ8готап, по признанию гончарововедов (Е. Краснощекова, П. Тирген), вбирает в себя элементы философского романа, что проявляется в тексте в авторских отстуилениях-размышлениях и в диалоговой форме повествования. Как и в классическом «романе становления», в «Обыкновенной истории» писатель уделяет много места беседам и спорам Адуева-старшего и младшего, в которых происходит столкновение не только двух различных

29 Гете И.-В. Собр. соч. в 10-ти т. - М.: Художественная литература, 1979. - Т. 6. -

С. 232.

взглядов на реальность, но и двух жизненных позиций.

Посредством диалогов проявляется психология и Адуева-старшего, и Адуева-младшего. В самом начале романа читатель видит конфликт двух миропониманий. Племянник в силу еще юношеского максимализма пока руководствуется «сердцем» и совершенно не приемлет концепцию дядиного «мира». Для дяди же в племяннике все «дико», и, в первую очередь, неприемлема возвышенная манера речи. В эпилоге романа читатель убеждается, что дядины «университеты» молодым героем пройдены. Здесь потребность в диалогических конфликтах отпадает, поскольку Адуев-старвшй и Адуев-младший приходят к одному знаменателю: идут «наравне с веком».

В результате борьбы двух типов жизненной философии -сентименталистской и рационалистической — сентименталистская философия уступает дорогу, обнаружив свою несостоятельность в быстро меняющихся условиях современного буржуазного общества.

В параграфе четвертом «Моноцентризм как принцип конструирования образного ряда "романа воспитания"» рассматривается система образов романа.

Характеры героев второго плана так же, как и окружающая среда, не подвержены изменениям. Они статичны и служат для более полного раскрытия характерных черт главного персонажа.

Один из ведущих героев второго ряда - Петр Иванович Адуев, исполняющий для Адуева-младшего роль ментора, руководителя на жизненном пути. Романист' рисует истинного жителя столицы, в характеристике которого превалирует сдержанность и самообладание делового человека. Образ Адуева-старшего сохраняется на протяжении основной части романа. Метаморфозы в характере и внешности Петра Ивановича происходят лишь в конце романа, в эпилоге, ког да он теряет «каменность» столичного города, словно влившуюся в него много лет назад. В его психологическом портрете уже нет былой твердости, появляются сомнения и озабоченность.

Поскольку «Обыкновенная история» - это не классический ВП<1ип§кготап, а его модифицированная форма, то Гончаров делает исключение и придает характеру Петра Ивановича некую динамику.

Другие персонажи, с которыми сталкивается Адуев-младший, также выступают как учителя. В отличие от Петра Ивановича, все остальные герои, (это, по преимуществу, женские образы), не получают никакого развития, а участвуют в повествовании лишь настолько, насколько они могут раскрыть еще одну грань характера главного действующего лица. Данный факт - очередное подтверждение того, что Гончаров создавал не классический «роман воспитания», а его модифицированный вариант, в котором синтезированы элементы нравственно-философского, психологического, социального романов.

Женские характеры сопутствуют Адуеву-младшему на всем протяжении его романной жизни. Первой в этом ряду была, конечно же, мать героя, Анна Павловна. Она остается неизменной хранительницей патриархального духа, противницей перемен, которые ведут в неизвестность. Но она не в силах

остановить наступление новой жизни, приостановить историческое движения всей страны.

В столице роль матери переходит к жене дяди - Лизавете Александровне — с момента ее появления на страницах романа. Развитая в родительском доме «сердечная» составляющая души Александра всеми силами поддерживается тетей. Она старается сохранить душевные силы Александра не только на протяжении всех любовных перипетий, но и тогда, когда у племянника рушатся надежды на признание на литературном поприще.

Лизавета Александровна смягчает антагонизм в психологических типах Адуева-младшего и старшего, один из которых «восторжен до сумасбродства», а другой «ледян до ожесточения». Подобно образу Петра Ивановича, образ его жены остается константным, свободно встраиваясь в спиралевидную композицию романа-воспитания.

Параграф пятый «Концепция героя в первом романе И. А. Гончарова» содержит анализ авторских решений коллизии характера Александра Адуева.

В романе Гончаров пытается воплотить свою идею об идеальном человеке, рисуя типы героев, свойственные современной ему эпохе. Они неразделимы как две стороны одной медали: Адуев-младший олицетворяет восторженную мечтательность, Адуев-старший - расчетливую практичность.

В «Обыкновенной истории» очень' мало описаний внешности персонажей. Читатель может видеть лишь действия, поступки Александра, меняющие его характер, что является неотъемлемой чертой «романа воспитания». Гончаров лаконичен в воссоздании внутреннего мира личности.

В романе отсутствуют пространные размышления, не высвечиваются драматические переживания главного героя, но, тем не менее, в душе Александра происходит движение, позволяющие говорить о динамике его внутреннего мира. Последнее обстоятельство особенно важно при анализе «романа воспитания» гончаровского типа.

На фоне статичности топосов и неизменности характеров героев второго плана происходит становление главного действующего лица. Именно статика всего окружения позволяет оттенить более рельефно даже малейшие изменения, совершающиеся в характере героя и в образе в целом. Историческое время имеет власть лишь над главным действующим героем. «Время вносится вовнутрь человека, входит в самый образ его, существенно изменяя значение всех моментов его судьбы и жизни»30.

Принятая Гончаровым повествовательная стратегия позволяет не только изображать события, но и описать их воздействие на человека. Концепция центрального героя «Обыкновенной истории» опосредована прошлым героя, которое обусловило сложный, противоречивый психологический строй личности. Автобиографическая стройность повествования (описание судьбы героя как звена, связывающего прошлое с будущим) разрушена. По всем канонам «романа становления» история воспитания Александра должна была

10 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975.-С. 126.

явить движение характера через общение с «учителем жизни», человеком, сконцентрировавшим опыт поколений, способным передать его преемнику. Но, как оказалось, убеждения и представления о правильном пути у Адуева-старшего и младшего были поначалу противоположны. У Адуева-старшего преобладал «ум», в то время как у Александра было выраженное преобладание «сердца». В этом выражался первый конфликт противоположностей в сознании наставника и подопечного. В подобных мировоззренческих конфликтах находит свое отражение влияние классического немецкого Bildungsroman'a.

В процессе воспитания своего главного героя, романист подвергает его проверке любовью, испытанию искусством и испытывает жизнью в целом, чтобы проверить созданный им тип на «прочность». Таким образом, в романную структуру органично вплетается «роман испытания». А поскольку, по мнению Бахтина, «идея становления и воспитания и идея испытания вовсе не исключают друг друга», а напротив, «они могут вступить в глубокое и органическое соединение»31, то такой переход вполне логичен. Так через испытания, которые столичная жизнь подбрасывает Александру Адуеву, проверяется цельность и степень сформированное™ его характера на определенном этапе. Пройдя все ступени формирования личности, главный герой становится «толстокожим» в погоне за веком, в конце концов «врастая» в жизнь. Гончаров изменяет функции отдельных компонентов произведения, решая новые задачи - показать процесс воспитания человека в согласии с «прозаичностью» (В. А. Недзвецкий) жизни и, одновременно, - в свече непреходящих народно-нравственных идеалов.

Анализ типологических черт романа Гончарова «Обыкновенная история» позволяет сделать следующий вывод. Произведение русского писателя нельзя назвать «романом воспитания» в чистом виде, поскольку помимо типологических черт, характерных для жанра «романа воспитания», оно вбирает приметы автобиографического, социального и философского романов, отклоняя нормализирующий педагогический подход западноевропейского романа. Писателю удалось органично включить все эти элементы в сюжет, создав первый классический роман в России, который послужил стартовой площадкой для последующего изображения становящейся личности в жанре «романа становления» на русской почве. Гончаров перестраивает традиционную модель воспитательного романа, открывает новые средства и способы изображения динамичного развития характера.

В Заключении подводятся итоги исследования, отмечается многослойное гь мировоззрения И. А. Гончарова. Идеи европейских философов переплетались в его сознании с идеями отечественных писателей, с культурно-историческими традициями русского этноса. На протяжении всей жизни Гончаров пытался их примирить и гармонизировать, что проявилось в творческих поисках писателя. Из всей системы нравственных проблем романист выдвигает на первое место проблему воспитания личности человека, которая и стала одной из сквозных тем во всем его творчестве.

31 Бахтин M. М. Указ. соч. - С. 204.

Мастерство Гончарова проявилось в том, что он смог, используя сложившийся в Европе жанр «романа воспитания», вдохнуть в него новую жизнь и дать последующим русским писателям пример обращения к традиционной романной форме с целью её модификации. Жанр воспитательного романа получил развитие в творчестве таких известных русских писателей как Л. II. Толстой (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»), С. Т. Аксаков («Детские годы Багрова-внука»), Ф. М. Достоевский («Подросток»), в романах на тему воспитания нового человека в XX веке.

С точки зрения диссертанта, рассмотрение «Обыкновенной истории» как воспитательного романа требует более пристального внимания к средствам психологического анализа, использованным Гончаровым для раскрытия процессов роста человеческого сознания. Эта сторона поэтики романа недостаточно исследована. Его нельзя назвать в полном смысле слова «романом воспитания». От традиционного «романа становления» «Обыкновенную историю» отличает то, что герой, получивший первые нравственные уроки в деревне, проходит перевоспитание под влиянием городской среды, но сохраняет моральные качества, связанные с народной нравственностью. В романе сопрягаются реальный мир, в котором живут персонажи писателя, и мир духовных ценностей, сложившийся под влиянием христианского идеала. Гончаров модифицировал концепцию «романа воспитания», внеся в неё характерные для национальной культурной традиции аксиологические начала.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Публикация в рецензируемом издании, рекомендованном ВАК РФ.

1. Плужпикова, К). А. Формирование художественной концепции И. А. Гончарова в контексте идей Н. И. Надеждина / Ю. А. Плужникова // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. - Тамбов, 2011. -Вып. 4 (96).-С. 188-190.

Прочие публикации

2. Плужникова, Ю. А. Актуальные проблемы изучения творчества И. А. Гончарова (на материале зарубежных исследований) / Ю. А. Плужникова // Вестник Ульяновского государственного университета. - Ульяновск, 2008. -№ 3. - С. 6-9.

3. Плужникова, Ю. А. Проблема определения жанра романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» в западной славистике/ 10. А. Плужникова // Литература и культура в контексте Христианства. Образы, символы, лики России: материалы V Международной научной конференции. -Ульяновск: УлГТУ, 2008. - С. 190-195.

4. Плужникова, Ю. А. «Уменье жить» и «бездна... дурного тона»:

культура столицы и провинции в «Письмах столичного друга провинциальному жениху» И. Л. Гончарова / Ю. А. Плужникова // Россия и мир: История, культура, регионоведение: сборник научных трудов. - Ульяновск: УлГТУ,

2008.-С. 196-199.

5. Плужникова, Ю. А. Жанр «романа воспитания» в России и Германии (на материале романов «Вильгельм Мейстер» И.-В. Гёте и «Обыкновенная история» И. А. Гончарова) // Литературоведение на современном этапе: Теория. История литературы. Творческие индивидуальности: материалы Междунар. конгресса литературоведов. К 125-летию Е.И.Замятина / Ю. А. Плужникова; Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. - Тамбов,

2009.-С. 188-190.

6. Плужникова, Ю. А. Мотив «бездомья» в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» / Ю. А. Плужникова // Образ России в отечественной литературе от «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона до «Пирамиды» Л. М. Леонова: движение к многополярному миру: Материалы VI Международной научной конференции. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - С. 155-158.

7. Плужникова, Ю. А. Истоки интереса И. А. Гончарова к жанру «романа воспитания» / Ю. А. Плужникова // Художественно-философские модели мироздания в творчестве Л.М. Леонова и в русской литературе XIX - начала XXI столетий: материалы VIII Международной научной конференции. -Ульяновск: УлГТУ, 2011.-С. 253-259.

8. Плужникова, Ю. А. И. А. Гончаров и русская эстетическая мысль первой половины XIX века / Ю. А. Плужникова // Вестник Ульяновского государственного университета. - Ульяновск, 2011. - № 4. - С. 20-23.

Подписано в печать 17.04.2012. Формат 60*84 1/16. Усл. печ. л. 1,40. Заказ 422. Тираж 100.

Ульяновский государственный технический университет 432027, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, 32 Типография УлГТУ , 432027, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, 32

 

Текст диссертации на тему "Роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история" и "роман воспитания" в русской и немецкой литературе XVIII - XIX веков"

61 12-10/1188

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Ульяновский государственный технический университет»

ПЛУЖНИКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

РОМАН И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» И «РОМАН ВОСПИТАНИЯ» В РУССКОЙ И НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХУШ-Х1Х ВЕКОВ: ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА

Специальность 10.01.01 - Русская литература

высшего профессионального образования

На правах рукописи

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Дырдин А. А.

Ульяновск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5

Глава I Мировоззрение писателя 30-40-х годов XIX 16 века и истоки его формирования

1.1. Философские взгляды И. А. Гончарова 16

1.2. И. А. Гончаров и отечественные писатели конца XVIII - начала XIX веков:

Д. И. Фонвизин (1745-1792) - Н. М. Карамзин 36 (1766-1826) - В. Т. Нарежный (1780-1825) -А. С. Пушкин (1799-1837)

1.3 Этическая концепция писателя 48

Глава II История жанра «романа воспитания» 57

2.1 Зарождение термина «ВПскн^Бготап» 57

2.2 Эволюция «романа становления» в России и 62 Германии

2.3. Типологические черты жанра «романа 74 становления»

2.4 Научная полемика вокруг определения жанра романа «Обыкновенная история» в трудах отечественных и зарубежных исследователей 86

Глава III Традиции жанра «романа воспитания» в 98 «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова

3.1. Хронотоп в романе 99

3.2. Стадиальность сюжета «Обыкновенной истории»

3.3. Диалогизм как способ организации повествования 114

3.4. Моноцентризм как принцип конструирования образного ряда «романа воспитания» 116

3.5. Концепция героя в первом романе

И. А. Гончарова 119

Заключение 128

Библиографический список 131

ВВЕДЕНИЕ

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) - один из мастеров классической русской литературы. В круг отечественных художников-реалистов Гончаров вступил как выдающийся наследник и продолжатель художественных заветов русской словесности, традиций сентиментализма и романтизма, реализма первых десятилетий XIX века.

По-прежнему не ослабевает интерес к жизненному пути романиста, к его творческому наследию в целом и к первому роману «Обыкновенная история» (1847-1848) в частности.

Роман «Обыкновенная история» привлек внимание читателей и критиков уже в XIX веке. На протяжении последующих лет его исследованием занимались известные ученые-филологи: А. Мазон1, В. Азбукин2, Е. А. Ляцкий3, А. Г. Цейтлин4, Н. И. Пруцков5, В. Сечкарев6, Ю. М. Лощиц7, Г. Димент8, М. В. Отрадин9, В. А. Недзвецкий10, О. Г. Постнов11, Е. А. Краснощекова12, В. И. Мельник13 и др.

1 Мазон А. Материалы для биографии и характеристики И. А. Гончарова. -СПб., 1912.-97 с.

2 Азбукин В. Гончаров в русской критике (1847-1912). - Орел, 1916. - 293 с.

3 Ляцкий Е. Гончаров: жизнь, личность, творчество. Критико-биографические очерки. - Стокгольм, 1920. - 378 с.

4 Цейтлин А. Г. И. А. Гончаров. - М.: Изд-во Академии наук СССР. Ин-т мир. лит-ры им. А. М. Горького, 1950. - 489 с.

5 Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова-романиста. - M.-JL: Изда-во Академии наук СССР, 1962.-228 с.

6 Setchkarev V. I. A. Goncharov: His life and his works. - Wurzburg, 1974. - 340 p.

7 Лощиц Ю. M. Гончаров. - M., 1986. - 367c.

8 Diment, G. The Two Faces of Ivan Goncharov: Autobiography and Duality in "Obyknovennaya istoria'7/ Slavic and East European Journal. - Tueson, 1988. - Vol.32, No. 3.-P. 357-372.

9 Отрадин M. В. Проза И.А. Гончарова в литературном контексте. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, гос. ун-та, 1994. - 169 с.

10 Недзвецкий В. А. Романы И.А. Гончарова. - М.: Изд-во МГУ; «Просвещение», 1996. - 112 с.

1111 Постнов О. Г. Эстетика И.А. Гончарова. - Новосибирск: Наука, 1997. - 240 с.

12 Краснощекова Е. Иван Александрович Гончаров. Мир творчества. СПб.: Пушкинский двор, 1997. - 491 е.; ее же: Роман воспитания - Bildungsroman - на

Этот роман по праву можно считать первым русским классическим романом, заложившим основу для традиционного романного жанра и проложившим дорогу в русской литературе для последующих романов, написанных И. С. Тургеневым, Ф. М. Достоевским, JL Н. Толстым и другими писателями. Пристальному вниманию и изучению подвергались как идейно-тематическое наполнение романа, так и его форма.

В целом изучением творчества И. А. Гончарова и конкретно проблемой специфики жанра романа «Обыкновенная история» занимаются не только отечественные, но и зарубежные исследователи, проявляя интерес к разным аспектам его творчества.

Так, новый всплеск научного интереса иностранных славистов к творчеству русского писателя возник в последние десятилетия XX века. Именно в этот период появились новые исследования ученых из разных стран: Германии (Г. Шуман «Обломов - вымысел. К вопросу о продуктивном восприятии романа И.А. Гончарова "Обломов" в немецкоговорящей среде»14, П. Тирген «О рецепции Гончарова в немецкоязычных странах», «Обломов как человек-обломок. К постановке проблемы "Гончаров и Шиллер"»15), США (Е. Краснощекова, Г. Димент), Китая (Д. Шаохуа16), Японии (К. Савада, Т. Фудзинума)17 Италии

русской почве: Карамзин. Пушкин. Гончаров. Толстой. Достоевский. - СПб.:

Издательство «Пушкинского фонда», 2008. - 480 с.

13 Мельник В. И. И. А. Гончаров в полемике с этикой позитивизма (к постановке вопроса) // Русская литература. - 1990. - №1. С. 34-35; Этический идеал И А Гончарова. - Киев: «Лыбидь», 1991. - 150 е.; И.А.Гончаров в контексте европейской литературы. - Ульяновск: УлГТУ, 1995. - 194с.; Гончаров и православие. Духовный мир писателя. - М., 2008. - 544 с.

14 Daniel Schümann. Oblomov - Fiktionen. Zur produktiven Rezeption von I.A. Goncarovs Roman in deutschsprachigen Raum. - Würzburg: Ergon Verlag, 2005. -Band 16.- 534 S.

15 В своей статье Петер Тирген исследует историю становления гончарововедения в Германии, которая началась в 20-е годы XX века.

16 Китайские ученые наибольший интерес проявляют к социальным аспектам в

творчестве Гончарова.

17 Японские слависты исследуют пути влияния Гончарова, его поэтики на

творчество японских писателей.

(Микаэла Бемиг18). Возрос интерес не только к известным романам

19

И. А. Гончарова, но и к малой прозе и эпистолярному жанру .

В число современных ведущих гончарововедов входят такие крупные ученые, как Ю. М. Лощиц, В. А. Недзвецкий, М. В. Отрадин, О. Г. Постнов, А. П. Рыбасов, Е. А. Краснощекова, В. И. Мельник, Петер Тирген, Даниэль Шюман, Кадзухико Савада. Если в предыдущие периоды большое внимание придавалось изучению духовно-психологических особенностей личности самого писателя, его вкладу в русскую и мировую литературу, то в настоящий момент изучаются художественные аспекты его творчества, особенности его поэтического мира и жанровая специфика произведений Гончарова.

В работах исследователей начала XX века излагается объемный фактический материал, представляющий интерес для ученых, занимающихся изучением личности и биографии писателя: Е. А. Ляцкий «И. А. Гончаров. Жизнь, личность, творчество», А. А. Мазон «Материалы для биографии и характеристики И. А. Гончарова». Данные исследования заложили основу для научной полемики гончарововедов.

В последующие десятилетия учеными исследуются творческая биография писателя, особенности его поэтической картины мира. В работах А.Г.Цейтлина «И.А.Гончаров», Н. И. Пруцкова «Мастерство Гончарова-романиста», Ю. М. Лощица «Гончаров», В. А. Недзвецкого «Гончаров - романист и художник» рассматривается широкий круг вопросов, предметом исследования становились самые разные стороны творчества И. А. Гончарова - от поэтики писателя до его мировоззрения.

Эпистолярному наследию романиста также уделяется большое

18 М. Бемиг занимается вопросами эстетической концепции творчества писателя.

19 Об этом подробнее: Плужникова Ю. А. Актуальные проблемы изучения творчества И. А. Гончарова (на материале зарубежных исследований) // Вестник Ульяновского государственного университета. - Ульяновск, 2008. -№ 3. - С. 6-9.

6

внимание. К сожалению, большое количество писем было сожжено самим писателем. Будучи по натуре закрытым человеком, он не изъявлял желания к обнародованию своей переписки. И.А.Гончаров предпочитал, чтобы все, что подвергалось обсуждению в письмах, и на что сам писатель не давал разрешения к изданию, оставалось бы только между участниками переписки. Но некоторые корреспонденты, понимая, какое большое значение могут иметь эти письма для будущих поколений, не последовали воле романиста и сохранили их. Среди сохранившихся архивов, ученые находят письма, предназначенные не только родственникам, но также друзьям и знакомым-современникам. Последние письма играют неоценимую роль в характеристике идейно-художественных взглядов и мировоззрения писателя, а также раскрывают новые черты характера и психологические особенности самого И. А. Гончарова. И по сегодняшний день издаются все новые сборники его писем, записок. Ведущими специалистами в области эпистолярного наследия И. А. Гончарова являются Е. К. Демиховская и О. А. Демиховская20, М. К. Лемке21, Б. М. Энгельгардт22. Обширный архив документов представлен в коллективной работе «И. А. Гончаров. Новые материалы и исследования» под редакцией С. А. Макашина и Т. Г. Динесмана. При написании данного исследования приходилось обращаться к эпистолярному наследию, в котором были обнаружены мысли И. А. Гончарова, раскрывающие идеи его сочинений, порой недоступные для восприятия читателями, но имеющие большое значение для понимания всего творческого процесса писателя.

20 См.: И. А. Гончаров в кругу современников. Неизданная переписка; Переписка И. А. Гончарова с Великим Князем Константином Константиновичем // комплексная работа «Российский архив: История отечества в свидетельствах и документах»; Неизданные письма И.А. Гончарова // Русская литература. - 1992. - № 2. - С. 100-127.

2'См.: М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке / под ред.

М. К. Лемке. - СПб.: Б.и., 1912. - Т.2. - 560 с.

22См.: Энгельгардт Б. М. И.А.Гончаров и И.С.Тургенев. По неизученным

материалам Пушкинского Дома. - П., 1923.

В современных работах о русском писателе можно обнаружить существенный пересмотр эстетических взглядов на его творчество. Если раньше оно изучалось в контексте социальной проблематики (В. Ф. Переверзев «К вопросу о социальном генезисе Гончарова»), то в последние десятилетия его романы характеризуются как философские (Е. А. Краснощекова «И. А. Гончаров. Мир творчества», «Роман воспитания - ВПёш^готап - на русской почве. Карамзин. Пушкин. Гончаров. Толстой. Достоевский»). А совсем недавно на романы писателя впервые взглянули с христианской точки зрения. В. И. Мельник в своей книге «Гончаров и православие. Духовный мир писателя» показывает не только духовное возрождение главного героя во всей романной трилогии писателя, но и повествует о религиозном воспитании самого романиста, оказавшем влияние на его будущее творчество.

В настоящее время Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук ведется работа по подготовке собрания сочинений и писем И. А. Гончарова в двадцати томах, первого полного академического издания23. Издание включает публицистическое, художественное и эпистолярное наследие писателя, известное на данное время научным кругам. Впервые публикуются различные варианты и первоначальные редакции произведений, имеющие значительные расхождения с окончательными вариантами текстов. На данный момент издано восемь томов, включающих как известные, так и ранее не

23 Наряду с печатным изданием в 2006 году был создан официальный сайт, посвященный творчеству И. А. Гончарова. Сайт является полнотекстовой электронной библиотекой, включает в себя тексты произведений и писем Гончарова, статьи, исследования, монографии, материалы конференций, посвященных Гончарову, библиографические и биографические данные, портретные галереи и другие материалы. Тексты произведений публикуются по наиболее авторитетным на сегодня бумажным изданиям.

издававшиеся произведения романиста с текстологическими, историко-литературными комментариями и примечаниями.

Новым аспектом в исследовании творчества И. А. Гончарова стало выявление и установление связи писателя с идеями мирового и русского Просвещения. Подчеркивается особый интерес Гончарова к европейской литературе и философии XVIII - начала XIX вв. (Е. А. Краснощекова, В. И. Мельник). Ученые отмечают особенно тесную связь мировоззрения писателя с немецкой эстетикой XVIII века (П. Тирген). Литература той эпохи, с ее идеями о формировании и воспитании личности, оказала сильное влияние на систему взглядов и творчество Гончарова и сохранила свое воздействие на протяжении многих лет. Это влияние прослеживается, прежде всего, в творческих исканиях писателя, в формировании его этического идеала.

У русского романиста складывалась идея написания романа об идеальном герое: «С той самой минуты, когда я начал писать для печати (мне уже было за 30 лет и были опыты), у меня был один артистический идеал: это - изображение честной, доброй, симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охлаждающегося и впадающего в апатию и бессилие от

24

сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры» . Эти замыслы свидетельствуют о том, что И. А. Гончаров, как и писатели-просветители, воспринимал литературу как «книгу жизни», приписывая ей дидактические функции, что было характерной чертой для эстетики

XVIII века в целом.

Одним из ведущих славистов, занимающихся изучением поэтики русского писателя, является Елена Краснощекова, исследовательница русского происхождения, ныне живущая в Соединенных Штатах Америки.

24 Гончаров И. А. Собр. соч.: в 8 т. - Т. 8. - С. 318.

9

Ее роль в полемике о первом романе русского писателя неоценима, и труды, направленные на раскрытие жанровой специфики романа, оказались стержневыми в написании данного исследования. В своей последней монографии «Роман воспитания...» исследовательница рассматривает генезис и эволюцию этого жанра в контексте истории

русской литературы.

В данной монографии исследуется комплекс вопросов, связанных с наследием Гончарова, в том числе жанровые аспекты его романного творчества. Автор выделяет форму «романа воспитания» и «литературного путешествия» как жанры, близкие писателю. Эти жанры представлены в творчестве И. А. Гончарова в произведениях «Обыкновенная история» и «Фрегат "Паллада"» (1858). По мнению Краснощековой, указанные формы были заимствованы у европейских авторов, которые активно использовали их, начиная со второй половины XVIII века. В России же зачинателем этих двух жанров является Н. М. Карамзин - его «Письма русского путешественника» (1791) и «Рыцарь нашего времени» (1803). Кроме того, Краснощекова проводит детальный анализ эстетической системы писателя, отмечая связь реализма в произведениях И. А. Гончарова с сентиментализмом и романтизмом, поскольку именно на базе последних сформировался реализм писателя. Вслед за В. И. Мельником Е. Краснощекова делает вывод о том, что между писателем, расцвет творчества которого приходится на середину XIX века, и идеями, сформировавшимися в предшествующую эпоху, существовала связь. В контексте решения поставленной научной задачи - определения жанровой специфики первого романа И.А.Гончарова - наблюдения Е. Краснощековой очень важны, так как, прежде всего, с учетом результатов этой работы строится концепция нашего исследования.

В диссертации была поставлена задача выявления типологических черт жанра «романа воспитания» в «Обыкновенной истории». Несмотря на

то, что решению данной проблемы ранее были посвящены труды ряда литературоведов, определение жанровой природы первого романа

И. А. Гончарова нуждается в корректировке.

***

Роман «Обыкновенная история», первый роман «трилогии» И.А.Гончарова, привлекает внимание исследователей наряду с более поздними произведениями писателя. Несмотря на то, что о первом романе писателя уже немало сказано, существуют теоретические аспекты, контексты изучения романа, требующие дальнейшего рассмотрения. Материал, накопленный гончарововедами в последние годы, открывает новые перспективы для литературоведческого анализа. В этом плане интерес представляет полемика, развернувшаяся вокруг определения жанровой природы романа «Обыкновенная история». Задачей представляемого исследования является не только систематизация и обобщение сделанного исследователями Гончарова, дефиниций и наблюдений, связанных с определением жанровой природы романа, но и выработка собственной научной концепции.

Актуальность темы исследования определяется потребностью литературоведения в осмыслении преемственных связей творчества И. А. Гончарова с идеями Просвещения, а также необходимостью корректировки в связи с этим существующих научных концепций о жанровой принадлежности романа «Обыкновенная история».

Целью данного исследования является изучение жанровой специфики романа Гончарова «Обыкновенная история», прежде всего типологических черт, связывающих его с жанром ВПёш^вготап'а и несходных с ним.

Для достижения поставленной