автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Русская православная церковь в социально-политической истории России в начале XX века

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Шепелева, Нина Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Русская православная церковь в социально-политической истории России в начале XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Шепелева, Нина Дмитриевна

Раздел

I. Социально-политические процессы в России и Тамбовской губернии в начале XX в

Раздел П. Образовательно-просветительская и благотворительная деятельность духовенства Тамбовской епархии

Раздел

III. Участие духовенства Тамбовской епархии в политической жизни

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Шепелева, Нина Дмитриевна

Актуальность темы исследования определяется возросшим интересом к религии в условиях демократизации общественных отношений, формирования правового государства и новой концепции государственно-конфессиональных отношений. С конца 80-х гг. XX в. религия стала играть все более заметную роль в жизни российского общества и государства. В течение последних 10-15 лет вне существенно увеличилось количество церковных приходов и, соответственно, действующих культовых объектов, возникли десятки религиозно-политических партий и общественных движений конфессиональной направленности. Их поддержкой пытаются заручиться также светские партии и организации, ведущие борьбу за политическую власть. Вовлеченность церквей и религиозных организаций в общественно-политическую жизньны выразилась в проникновении их в те сферы, где их до недавнего времени не было: в культуру, в школу и в дошкольные учреждения, в армию и т.д.1

В какой-то мере, современный этап отечественной истории «повторяет» религиозную ситуацию первого десятилетия XX века, которое было ознаменовано попыткой самодержавия провести широкие общественно-политические, правовые и социально-экономические реформы, затрагивающие различные сферы жизни общества, в том числе и религиозную.2

В этих условиях возрастает потребность в объективном научном исследовании места и роли церковно-общественных организаций и политических партий в период реформирования общества в начале XX века, а также в анализе и оценке действий высших и губернских органов власти и управления в обеспечении принципов свободы совести и вероисповеданий на практике. Раскрытие данных проблем имеет большое практиче

1 Государственно-церковные отношения в России// Курс лекций в 2 ч. Под ред. Овсиенко Ф.Г., Трофимчука Н.А. - М., 1995. - Ч. 1. - С. 4.

2 Одинцов М.И. Вероисповедная политика Российского государства в переходный период: опыт прошлого, современное состояние, приоритеты на будущее// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитических бюллетень. № 1. - М., 1994. - С. 17-30. ское значение: с одной стороны, позволяет включить потенциал религии с ее многовековым историческим, нравственным опытом в деятельность государства по достижению гражданского мира и межнационального согласия в стране, а, с другой стороны, предотвратить необоснованные претензии религиозных организаций на все более активное вхождение в культурно-просветительную и образовательную сферы страны, а также в политику и управление государством, что вызывает появление элементов клерикализации общества.

В принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г. Основах социальной концепции Русской Православной Церкви впервые сформулирована и систематизирована позиция Церкви по широкому кругу проблем, имеющих отношение к жизни общества. В Основах Церковь излагает свое заинтересованное отношение практически ко всем сферам общественной жизни России, демонстрируя готовность к диалогу с государственными и общественно-политическими структурами. Документ открывает возможности для творческого развития церковно-общественного диалога во всех его областях, прежде всего в укреплении сотрудничества между Церковью, государством и обществом в целях возрождения страны, определяет программу общественного служения Церкви в секулярном обществе. В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно-значимых программ Церковь рассчитывает на помощь и поддержку государства, что еще раз подчеркивает актуальность и значимость использования исторического опыта социально-политической деятельности Русской Православной Церкви.1

Научные труды и публикации, вышедшие в последние годы по данной проблематике, сосредоточены, в основном, на исследовании вопросов общероссийского уровня, однако сегодня этого явно недостаточ

1 Общественные общероссийские чтения Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.( 2001. - С. 4,6-7,13,15. но. В условиях упразднения государственной системы управления и разделения власти на федеральную и региональную на первый план практической потребности выдвигаются проблемы взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской федерации с конфессиональными организациями и объединениями. Выстроить и реализовать их можно только с учетом серьезного изучения исторического опыта «губернского» уровня.

Исследование социально-политической деятельности церкви в Тамбовской губернии в начале XX века становится, таким образом, важной составной частью изучения опыта образовательно-просветительской, благотворительной и политической деятельности церкви в период вероисповедных реформ и ее взаимоотношений с обществом. Тамбовская область является одной из традиционно православных центральных русских губерний, и ее опыт вполне может быть приложим для большинства других областей.

В то же время, рост числа зарегистрированных религиозных общин, в том числе «нетрадиционных» для России, проблемы возвращения зданий и имущества церкви, появление конфессионально ориентированных политических движений, проникновение религиозных идей в школы, вузы, армию и учреждения культуры, поддержка православной церкви органами государственной власти, которая выражается в использовании бюджетных средств для реставрации старых и строительства новых храмов, в участии представителей государственной власти и органов местного самоуправления в религиозных обрядах, праздниках, богослужениях, при открытии храмов, а также освящение вновь вводимых объектов социально-культурной сферы, определяют известное практическое значение таких исследований для принятия решений на региональном уровне и определения взаимоотношений с конфессиональными объединениями в условиях формирующейся единой вероисповедной политики государства.

Хронологические рамки исследования охватывают период начала XX в., который стал для социально-политической жизни России временем наивысшего накала. Он характеризовался экономическим подъемом, формированием политических партий, развитием земского, рабочего и крестьянского движения, обострением борьбы за гражданские и политические свободы. Последний этап существования монархии изобиловал внешне- и внутриполитическими событиями, которые оказывали существенное влияние как на внутреннюю, так и на общественно-политическую деятельность церкви, в т.ч. на проводимые вероисповедные реформы. Эти годы могут считаться также периодом завершения правительственных вероисповедных реформ в рамках монархической модели государственно-церковных отношений в России, попыткой церкви адаптироваться к новым для себя условиям. Епархиальным администрациям приходилось заниматься реализацией Указов и рекомендаций Святейшего Синода в условиях проводимых реформ, осуществлять поиск приемлемых форм и методов работы с учетом местных условий.

Логика исследования, однако, потребовала выхода за рамки начала XX в., в случаях необходимости характеризовать социально-политическую деятельность церкви, основные направления которой складывались в конце XIX - начале XX века.

Историография проблемы. Реформирование общества в исследуемый период, а также вероисповедные реформы стимулировали интерес современников к изучению различных аспектов деятельности церкви, ее роли в российском обществе. Роли церкви в российском обществе посвящены труды представителей философского течения, известного как русский религиозный ренессанс: Н. Бердяева, С. Булгакова, С. Франка,

1 2 В. Розанова, др., в том числе коллективные работы. Вопросы государст

1 Бердяев Н. Философия свободы. М., 1911; Булгаков С. Религия и политика // Полярная звезда, 1906. № 13; Франк С. Религия и культура // Полярная звезда. 1906. № 12; Розанов В. В мире неясного и нерешенного. СПб., 1901.

Героизм и подвижничество // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909. венно-церковных отношений разрабатывались в это время А. Тихомировым, К. Арсеньевым, С. Мельгуновым, А. Орловым, Н. Заозерским, М. Рейснером.1

Проблемы развития общественно-политической мысли затронуты в работах В. Завитневича, Е. Аквилонова, И. Айвазова, В. Левицкого.

Выборы в Государственную думу и ее деятельность нашли отражение в публикациях А. Смирнова, П. Каменского, JL Неманова, А. Роппа.3 Отношению государства и господствующей Православной церкви к «гонимым» религиям, прежде всего, старообрядцам и сектантам, посвящены труды А. Пругавина, Т. Буткевича, В. Скворцова.4

Вопросы становления и развития благотворительности в России раскрываются в общих и коллективных трудах5, а также в работах Бензина В.М., Георгиевского П.И., Дерюжинского В.Ф., Ильинского Б.Б., Максимова Е., Нещеретнего П.И., Пастухова А. и др.6 Выделение этапов развития благотворительности в России рассматривается в работах

1 Тихомиров Л. Личность, общество и церковь. М., 1904; Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость. СПб., 1905; Мельгунов С. Церковь и государство в России. М., 1907; Орлов А. Церковь и государство. СПб., 1910; Заозерский Н. Церковь и государство. Сергиев Посад, 1911; Рейснер М.А. Государство и верующая личность. СПб., 1905.

2 Завитневич В. Церковь и партийность в политике. Киев, 1907; Аквилонов Е. Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям. СПб, 1906; Айвазов И.Г. Христианская церковь и современный социализм. Харьков, 1906.; Левицкий В. Правые партии. В кн.: Общественное движение в России в начале XX века. СПб., 1914. Т. 3, кн. 5.

3 Смирнов А. Как прошли выборы во 2-ю Государственную Думу. СПб., 1907; Каменский П.В. Вероисповедные и церковные вопросы в Государственной Думе третьего созыва и отношение к ним «Союза 17 октября» М., 1909; Неманов А. Итоги деятельности третьей Государственной Думы. СПб., 1912; Ропп A.K. Что сделала третья Государственная Дума для народного образования? СПб., 1912.

4 Пругавин А.С. Религиозные отщепенцы. Вып. 1-2. СПб., 1904; Буткевич Т.А., протоиерей. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910; Скворцов В.В. Современное русское сектантство, 1905.

5 Благотворительность в России: в 2 т. СПб., 1907; Благотворительные учреждения России. СПб., 1912; Благотворительные учреждения Российской империи: в 4 т. СПб., 1900; Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907; Об общественном призрении в России. СПб., 1818; Антология социальной работы: в 5 т. М., 1994 - 1997.

Бензин В.М. Церковноприходская благотворительность на Руси. СПб., 1907; Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность. СПб., 1894; Он же: О призрении бедных. СПб., 1897; Дерюжин-ский В.Ф.Заметки об общественном призрении. М., 1893; Ильинский Б.Б. Благотворительность в России (История и настоящее положение). СПб., 1908; Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894; Нещеретний П.И. Исторические корни развития социальной работы в России. M., 1992; Пастухов А. Значение благотворительности. СПб., 1903 и др.

Бади J1.B., Нещеретнего П.И., Сорвиной А.С.1 Милосердно-благотворительной деятельности русских монастырей посвящены работы о

Денисова Л.И., Быловой Н. В монографии Е.В. и Ж.Е. Ивановых исследуется исторический процесс внедрения иностранного опыта благотворительной и социальной работы в российское общество, анализируется его освоение социальными службами России на протяжении веков.3 Привлекает внимание учебное пособие «Милосердие» и материалы заседания "круглого стола" (МГСУ, 29 марта 2001 г.), в которых раскрывается социальный и нравственный смысл деятельности в сфере милосердия, проводимой религиозными, а также светскими и государственными организациями.4

Для изучения вопроса о роли церкви в развитии народного образования существенное значение имеют работы В. Давыденко, С. Анцыфе-рова, В. Чарнолусского, В. Глинского, Н. Чехова, проблемы церковноприходских школ рассматривались в трудах Б. Веселовского, С. Соллер-тинского,5 а также в ряде коллективных трудов.6 Истории Тамбовской церкви и сектантству в Тамбовской епархии посвящены работы А.А. Неп чаева и М.С. Третьякова.

1 Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. Краткий исторический очерк. М., 1993; Не-щеретний П.И. Предпосылки зарождения благотворительности в начальный период в российской истории. М., 1993; Сорвина А.С. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях. М., 1904.

2 Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908; Былова Н. Дмитровский Борисоглебский монастырь. Исторический очерк. М., 1905.

3 Иванова Е.В., Иванова Ж.Е. Зарубежный опыт социальной работы в рамках российской благотворительности. М., 2000.

4 Милосердие. Учебное пособие / Под ред. М.П. Мчедлова. М., 1998; Светское и религиозное служение в России: от разделенное™ к сотрудничеству. Проблемы взаимодействия светского и религиозного социального служения (Сост. А.Н. Лещинский) // Россия. Духовная ситуация времени. — ML: МГСУ, 2001. № 3-4 (11-12). С. 192-355.

5 Давыденко В. Церковные школы российской империи. BP. 1904. Ч. 1; Анцыферов С.И. Справочная книга по нашему образованию. СПб., 1905-1916. 8 т.; Чарнолусский В.И. Основные вопросы организации школ в России. СПб., 1909; Глинский В. Период твердой власти. ИВ. 1912. 10; Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов 19 в. М., 1912; Веселовский Б.В. История земства за 40 лет. СПб., 1909-1911. Т. 3. С. 272, 284; Соллертинский С.А. Основы современной церковноприходской школы. 4 т. 1906. Ч. 1-2. С. 3-25.

6 Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатилетие, 1884-1909. СПб., 1909; За четверть века (1884-1909): К истории церковноприходской школы Московской епархии. М., 1910.

7 Нечаев А.А. Очерки из истории Тамбовской церкви. СПб. ,1908; Третьяков М. Сектантство в Тамбовской губернии. СПб., 1911. ния того времени по отношению к «религиозной политике» государства, социально-политической деятельности церкви.

Коренное изменение политики государства к религии после Октябрьской революции 1917 года обусловило резко негативное отношение ранней советской историографии к системе как государственно-церковных отношений, так и социально-политической деятельности церкви в период монархии. Выходившие в 20-30 гг. работы отличались не столько научной, сколько ярко выраженной политической и партийной направленностью. Потребности антирелигиозной пропаганды, разоблачения царского режима и борьбы с «классовым врагом» стали причиной того, что, практически любая деятельность церкви начала века рассматривалась, как «сговор» церкви и царизма для совместной борьбы с революционным движением и идеологического воздействия на население. В этом отношении следует указать работы П.Б. Кандидова, Е.Ф. Титлинова, Н. Ростова, Ф. Путинцева, Г.Д. Костомарова1 и других.

Научная литература 50-х - первой половины 80-х гг. во многом сохранила исключительно отрицательную оценку характера социально-политической деятельности церкви в досоветский период. Наибольшее внимание историков этого периода по-прежнему уделялось проблемам отношения Русской православной церкви к революции 1905-1907 годов и ее деятельности накануне октября 1917 года. Здесь, прежде всего, нужно отметить монографии П.Н. Зырянова, Л.И. Емелях.2

Вместе с тем в этот период появляются и другие исследования, в том числе, посвященные работе депутатов от духовенства в Государст

1 Кандидов Б.П. Церковь и 1905 год. М., 1926.; Грекулов Е.Ф. Русская церковь в роли помещика и капиталиста. М., 1930; Титликов Б.В. Православие на службе самодержавия в русском государстве. Л., 1924; Ростов Н. Духовенство и русская контрреволюция конца династии Романовых. М. 1930; Путин-цев Ф. Церковь и 1905 года Изд. «Безбожник». М., 1926; Костомаров Г.Д. Черная сотня под флагом религии в 1905 году. М., Безбожник, 1931.

Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 годов. М., 1984; Емелях Л.И. Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции 1905-1907 годов. М.-Л., 1965; Емелях А. И. Крестьяне и церковь накануне октября. Л., 1976. венной думе,1 роли религии и церкви в обществе,2 сектантству3 и др., а также ряд коллективных работ.4 Подобные издания в этот период выходили и о Тамбовской области.5

Кардинальные политические, социально-экономические изменения, происшедшие в стране после 1895 г., способствовали появлению качественно новых работ по истории социально-политической деятельности церкви. Так, в трудах ученых кафедры религиоведения РАГС обобщена история государственно-церковных отношений в России в XX веке6, рассмотрен процесс вероисповедных реформ в России в период работы I-IV Государственных дум7, исследованы проблемы формирования религиозных политических партий8 и др. Интерес представляют работы митрополита Московского и Коломенского Макария по истории русской церкви,9 а также новые исследования по старообрядчеству М.О. Шахова и О.П. Ершовой.10

Особое место занимают фундаментальные работы зарубежных авторов - русского происхождения Д.В. Поспеловского, И.М. Зернова,

1 Кадсон И.З. Депутаты из духовенства в III Государственной Думе // Исторические записки. Т. 106. М., 1911. С. 302-323; Кадсон И.З. О положении русской православной церкви в последние годы существования царизма // Атеизм. Религия. Современность. Л., 1973. С. 66-88; Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. М., 1982.

2 Клочков В.В. Религия, государство и право. М., 1978; Лившиц Г.М. Религия и церковь в истории общества. Минск, 1980; Баграновский А.Е. Религиозные отношения в структуре общественных отношений // Молодежь и творчество; соц.-фил. Проблемы. М., 1988. Ч. 3; Сухов А.Д. Религия в истории общества. М., 1979.

3 Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. - 1917). М., 1965; Клиба-нов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973; Катунский А. Старообрядчество. М., 1972; Грекулов Е.А. Православная церковь - враг просвещения. М., 1962.

4 Церковь в истории России (XIX - 1917 год). Критические очерки. М., 1967; Русская православная церковь. 988-1988. М., 1988. Т. 1-2; Религия и церковь в истории России // Современные историки о православной церкви в России [Сб. статей]. М., 1975. и др.

5 Клибанов А.И. Современное сектантство в Тамбовской губернии. Сб. «Вопросы истории религии и атеизма». M., 1960; Корецкий В.И. Очерк истории религиозного сектантства на Тамбовщине (вторая половина XVIII - начало XX веков). М., 1961.

6 Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994.

7 Пинкевич B.K. Вероисповедные реформы в России в период думской монархии (1906-1917 гг.). М., 2000.

8 Трофимчук Н.А., Григорьева Ю.А. Религиозные политические партии, движения и их роль в политической жизни России / Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций. М., 1995. С. 167189; Григорьева Ю.Е. Российский христианско-демократический союз - Новая демократия // Религия .церковь в России и за рубежом. М., 1995. № 4. С. 52-56.

9 Макарий (Булгаков М.П.) История Русской церкви. М., 1994. В 7 кн.

10 Шахов М.О. Старообрядчество, общество, государство. М., 1998; Ершова О.П. Старообрядчество в системе государственной политики России в XVII - начале XX веков // Древлеправославный вестник. 1998. № 1.С. 21-27.

И.К. Смолича, которые считали, что ответственность за неудачу вероисповедных и церковных реформ в России несет государство, не позволившее церкви самостоятельно развиваться, и фактически привело к крушению православной церкви вместе с падением самодержавия.1 Из общих работ по истории культуры, государства и церкви, содержащих сведения об общественно-политической деятельности церкви следует выделить монографии отечественных и зарубежных авторов А.Н. Милюкова, Н.М. л л

Никольского и Р. Пайпса, а также ряд коллективных работ , в которых дается критическая оценка истории взаимоотношений Православной церкви и Российского государства.

Кроме работ, непосредственно посвященных социально-политической деятельности церкви, в диссертации использованы труды, раскрывающие проблемы государственно-церковных отношений в сфере свободы совести, русского государственного, административного и церковного права, а также государственно-административного и церковно-административного устройства Российской империи; исследования биографического характера; книги по истории Тамбовского края.4

Тем не менее, непосредственно тема внекультовой деятельности в епархиях в начале XX века фактически слабо разрабатывалась, и до настоящего времени нет ни одного специального исследования социально-политической деятельности Тамбовской епархии в период вероисповедных реформ.

1 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991; Смолич И.К. История Русской церкви. 1700-1917. В 2 ч. М., 1996.

2 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. М., 1994. Т. 1.4. 1; Никольский Н.М. История русской церкви. M., 1985; Пайпс Ричард. Россия при старом режиме. М., 1993.

3 Русское православие: вехи истории. М., 1989; Православная церковь в истории России. М., 1991.

4 Хроника революционных событий Тамбовской губернии 1905 года. Сост. П.Н. Черменский. Под ред. П. Крошицкого. - Тамбов, 1925; Черменский П.Н. Культурно-исторический очерк Тамбовской губернии. Вып. 1. Тамбов, 1926; Черменский П.Н. От крепостного права к октябрю в Тамбовской губернии // Очерк экономики и культуры пореформенного периода 1861-1917 гг. - Тамбов, 1928.; Мариупольский И. Внутренняя миссия в Тамбовской епархии за последние четверть века. - СПб., 1905; Духовенство при выборе в Государственную Думу. - Тамбов, 1905; Известия ученой архивной комиссии, 1913. Вып. 55; Георгиевский В.Т. В Вышенской пустыни. - СПб., 1910; Островитянинов K.B. Думы о прошлом. Из истории первой русской революции, большевистского подполья и октябрьских боев против контрреволюции. - М., 1967.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является изучение губернского уровня социально-политической деятельности церкви в период вероисповедных реформ в начале XX века на материалах Тамбовской губернии. Исходя из этого, автор ставит перед собой следующие задачи:

1. Изучить систему, содержание и формы образовательно-просветительской и благотворительной деятельности духовенства Тамбовской епархии в рамках проведения вероисповедных реформ в России в начале XX века.

2. Рассмотреть отношение епархиальной администрации и духовенства Тамбовской епархии к политическим событиям, роли и места духовенства в поддержке государственного строя, особенно во время революционных волнений 1905-1907 годов.

3. Проанализировать участие духовенства Тамбовской епархии в избирательных кампаниях в Государственную думу, в политических партиях и движениях в исследуемый период.

4. Изучить сферу и характер взаимоотношений в изучаемый период епархиального руководства с администрацией Тамбовской губернии, духовенства с обществом.

Методологической основой исследования является цивилизаци-онный принцип изучения истории, который признает специфику экономического, государственного, общественно-политического, религиозного и культурного развития России. С целью выявления и аргументированного обоснования закономерностей социально-политической деятельности Тамбовской епархии Русской православной церкви проведен всесторонний конкретно исторический, системный, структурно-функциональный анализ и обобщение исторического материала на основе научного сопоставления источников, относящихся к исследуемой проблеме, включает в себя элементы институционального и регионального подхода.

Источниковая база диссертационной работы представляет собой комплекс документов и материалов, включающий в себя законодательные, делопроизводственные и мемуарные источники, а также периодическую печать. Основным видом исторических источников служит делопроизводственная документация, отложившаяся в фондах Государственного архива Тамбовской области (далее ГАТО), из которых использованы 6 фондов, в т.ч. фонд 181 (Тамбовская духовная консистория), фонд 4 (канцелярия Тамбовского Губернатора), фонд 2 (Тамбовское губернское правление), фонд 24 (Тамбовское губернское по земским и городским делам присутствие), фонд 25 (Тамбовское губернское по делам об обществах присутствие), фонд 31 (Тамбовское губернское жандармское управление).

Из опубликованных источников использованы: «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии», «Обзоры Тамбовской губернии», «Памятные книжки Тамбовской губернии» за 1903-1914 годы, журналы Тамбовских общеепархиальных съездов духовенства за 1905-1914 годы с резолюциями архиепископов. В число источников входят материалы «Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года», сборники документов как дореволюционного, так и советского периодов, а также программы и другие материалы политических партий, отчеты церковных общественных организаций и объединений начала XX века.

Важным источником явились мемуары государственных, общественных и церковных деятелей, а также легальная светская и церковная периодическая печать, издававшаяся в Тамбовской губернии в начале XX века.

Основные результаты и научная новизна исследования определяются тем, что в нем:

• впервые систематизированы материалы, раскрывающие социально-политическую деятельность духовенства Тамбовской епархии в начале XX века, как типичной для традиционно православного центра России, дан их анализ;

• выявлены основные направления, содержание и формы образовательно-просветительской и благотворительной деятельности Тамбовской епархии в период проведения вероисповедных реформ в России в начале XX века;

• проанализированы сферы и характер взаимоотношений церковных общественных объединений с обществом в организации просветительской и благотворительной деятельности;

• охарактеризована деятельность духовенства Тамбовской епархии, направленная на поддержание и охрану самодержавного государственного строя Российской империи в исследуемый период;

• охарактеризована степень активности и результативность участия православного духовенства Тамбовской епархии в политической жизни губернии, в том числе на выборах в Государственную думу;

• введены в научный оборот ранее непубликовавшиеся архивные материалы.

Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в образовательном процессе: для создания учебных пособий, при подготовке специальных курсов и практических занятий. Вместе с тем, они могут способствовать практическому использованию учреждениями культуры и образования, органами государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ и рекомендована к защите. Основные положения работы изло

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Русская православная церковь в социально-политической истории России в начале XX века"

Заключение

I. Исследование показало, что социально-политическая напряженность в России в начале XX в. в значительной степени была предопределена близорукой политикой самодержавия, которое под предлогом «охранения основ» откладывало проведение жизненно необходимых реформ, не доводило их до логического завершения.

Непоследовательность аграрной политики наиболее болезненно отражалось в Тамбовской губернии, где 93% населения занимались сельским хозяйством. Нерешенность аграрных отношений, длившиеся несколько лет подряд неурожаи, последствия русско-японской войны привели к острым социальным конфликтам, переросшим в революционные события 1905 г. Выступления крестьян продолжались и в последующие годы вплоть до начала первой мировой войны. Аграрные беспорядки в Тамбовской губернии в большей степени провоцировались политическими партиями и группировками, особенно социал-демократами и социалистами-революционерами. Революционные выступления, массовые беспорядки резко ухудшили и без того тяжелое экономическое положение крестьян, что отражалось на всех сторонах жизни населения.

Проводившиеся социально-экономические преобразования вызвали необходимость изменения духовного облика населения и, прежде всего, перестройки системы школьного образования. В Тамбовской губернии, с ее ярко выраженным сельскохозяйственным укладом, проблема грамотности и образования была наиболее актуальной и насущной. Низкий уровень образования населения тормозил внедрение новшеств в развитие сельского хозяйства и других отраслей. Существующая в губернии сеть земских школ обеспечивала только одну пятую часть детей школьного возраста и в основном зажиточные слои сельских жителей. Поэтому большинство крестьянских детей получали образование в церковноприходских школах. Несмотря на острую критику их деятельности в этот период, в Тамбовской губернии церковноприходские школы сыграли значительную роль в ликвидации неграмотности. О востребованности церковноприходских школ населением губернии свидетельствует увеличение денежных поступлений на их содержание от земств, волостных, сельских и станичных обществ, частных лиц и др.

Заинтересованность общества в деятельности церковноприходских школ позволила не только сохранить их сеть, но и добиться дальнейшего развития. К 1910 г. в губернии действовало равное количество церковноприходских (более одной тысячи) и земских (около одной тысячи) школ, в которых обучалось соответственно 72 и 75 тыс. учащихся.

Расширению образовательно-просветительских возможностей церковноприходских школ способствовала деятельность церковноприходских библиотек и библиотек начальных церковных школ, постоянное пополнение их фондов новой литературой и периодическими изданиями, а также сложившаяся система распространения литературы духовно-нравственного содержания. Ощутимых результатов в просвещении населения губернии удалось достичь религиозным и миссионерским организациям епархии (обществам, православным братствам, отделам, комитетам). Проводимое ими большое количество общедоступных для народа лекций, бесед, духовных и богословских чтений, чаще всего совместно со светскими общественными организациями, пользовались интересом населения.

Развитие церковной благотворительности в губернии в изучаемый период играло положительную роль в снятии морально-психологического и материального напряжения в обществе и способствовало повышению авторитета церковных структур.

Опыт Тамбовской губернии показывает, что вполне возможно существование различных типов школ, библиотек и различных общественных организаций просветительской и благотворительной направленности, а в конкретных исторических и социально-экономических условиях интеграция имеющихся ресурсов и усилий приносит несомненную пользу населению и обществу в целом.

Русская православная церковь в начале XX в., будучи частью государственного аппарата и одним из главных звеньев официальной идеологии Российской империи, оказалась втянутой в происходившие социально-политические процессы на стороне самодержавия и правительства. Анализ политической деятельности духовенства Тамбовской епархии показал, что поддержка непопулярных мер и действий властей, особенно в сложной социально-политической обстановке, сопровождавшейся революционными выступлениями, социальными протестами, болезненным проведением аграрной реформы, тяжелым экономическим положением, вызывает неоднозначное, а чаще отрицательное отношение к церкви, священнослужителям, подрывает их авторитет и доверие у населения, вносит разногласие и противоречия в среду самого духовенства, не способствует стабилизации общества и установлению гражданского мира.

И. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего изучения роли и значения Русской православной церкви в общественной и социальной жизни общества. В современных условиях, когда в стране произошла смена государственного строя, общественно-политических отношений, меняются духовные, морально-нравственные ценности, все более нарастает отчуждение людей друг от друга, снижается ценность человеческой личности, ее свободы и достоинства. Нередко человек рассматривается исключительно на уровне объекта экономических, социальных и иных отношений. В этих условиях достаточно большое количество граждан России не способны безболезненно

 

Список научной литературыШепелева, Нина Дмитриевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Государственный архив Тамбовской области

2. Канцелярия Тамбовского губернатора. Ф. 4. Оп. 65. Д. 36 ,42, 45.

3. Тамбовское губернское правление. Ф. 2. On. 1. Д. 20, 23,28, 30.

4. Тамбовское губернское по земским и городским делам присутствие. (1895-1916). Ф. 24. On. 1. Д. 37, 38,132, 190, 191, 237, 268, 318.

5. Тамбовское губернское по делам об обществах присутствие. (19061917). Ф. 25, On. 1. Д. 17, 37, 54, 62, 102, 110, 142, 176, 185, 188, 190, 218, 222, 236, 311, 325, 332,425,433, 940, 958.

6. Тамбовское губернское жандармское управление. Ф. 31. Оп. 54. Д. 57; Оп. 56. Д. 25.

7. Российское законодательство X -XX веков. М., 1985. Т. 1-10.

8. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. -М., 2001.

9. Делопроизводственная документация

10. Всеподданнейший отчет Обер-Прокурора Святейшего Синода по ведомству православного вероисповедания, за 1903-1904 годы. -СПб., 1909.-С. 501.

11. Обзор Тамбовской губернии за 1901 год. Приложение к Всеподданнейшему отчету Тамбовского губернатора. Тамбов, 1903.

12. Обзор Тамбовской губернии за 1902 год. Приложение к Всеподданнейшему отчету Тамбовского губернатора. Тамбов, 1904.

13. Обзор Тамбовской губернии за 1903 год. Приложение к Всеподданнейшему отчету Тамбовского губернатора. Тамбов, 1905.

14. Обзор Тамбовской губернии за 1904 год. Приложение к Всеподданнейшему отчету Тамбовского губернатора. Тамбов, 1906.

15. Обзор Тамбовской губернии за 1905 год. Приложение к Всеподданнейшему отчету Тамбовского губернатора. Тамбов, 1907.

16. Обзор Тамбовской губернии за 1906 год. Издательство Губернского Статистического Комитета. Тамбов, 1908.

17. Обзор Тамбовской губернии за 1910 год. Тамбов, 1912.

18. Протоколы епархиального съезда о.о. депутатов духовенства Тамбовской епархии за январскую сессию 1910 года. Тамбов, 1910.

19. Протоколы епархиального съезда депутатов от духовенства и церковных старост за январскую сессию 1911 года. Тамбов, 1911.

20. Протоколы епархиального съезда депутатов от духовенства и церковных старост за январскую сессию 1912 года. Тамбов, 1912.

21. Протоколы Тамбовского епархиального съезда духовенства и церковных старост. Январская сессия 1905 года. Тамбов, 1915.

22. Первое пастырское собрание духовенства Тамбовской епархии, происходившее в городе Тамбове 25-27 января 1906 года. Тамбов, 1906.

23. Протоколы третьего Тамбовского миссионерского съезда. Тамбов,1906.

24. Протоколы собраний Тамбовского «Союза русских людей» от 13-27 ноября, 6 декабря 1905.

25. Мнение преосвященных архиереев о церковной реформе. СПб.,1907.

26. Отзывы епархиальных архиереев по вопросам о церковной реформе. СПб., 1906.

27. Обозрение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Димитрием, епископом Тамбовским и Шацким, церквей и монастырей Спасского, Темниковского, Шацкого и Моршанского уездов в августе и сентябре 1902 года. / Под ред. священника Т. Поспелова. Тамбов, 1903.

28. Краткий обзор архипастырской деятельности Преосвященного Иннокентия в Тамбовской епархии за истекшее шестилетие (14 марта 1903- 14 марта 1909). Тамбов, 1910.

29. Докладная записка Святейшему Правительствующему Синоду, Иннокентия, епископа Тамбовского и Шацкого. Тамбов, 1906.

30. Документы политических партий, общественных движений,обществ, советов

31. Записки Петербургского религиозно-философского собрания (1902-1906).-СПб., 1906.-531 с.

32. Русское самодержавие. Манифест 17 октября 1905. / Тамб. союз рус. людей. Тамбов, 1906. - 21 с.

33. Тамбовский союз русских людей: Кратк. очерк деятельности Тамб. союза рус. людей с 1 окт. 1906 г. по 1 окт. 1907 г. Харьков, 1907. -14 с.

34. Тамбовский союз русских людей. Краткий очерк деятельности Тамбовского союза русских людей с 1 октября 1908 по 1 октября 1909 года (четвертый год). Харьков, 1909. - 13 с.

35. Краткий очерк деятельности Тамбовского Серафимовского союза русских людей с 1 октября 1911 по 1 октября 1912. Харьков, 1912. -19 с.

36. Краткий очерк деятельности Тамбовского Серафимовского союза русских людей с 1 октября 1912 по 1 октября 1913 (18-й год существования). Харьков, 1914. - 23 с.

37. Труды первого губернского съезда представителей патриотических союзов Тамбовской губернии 28-30 декабря 1908 года. Тамбов, 1909. - 123 с.

38. Отчет Тамбовского отдела Императорского православного Палестинского общества за 1906 год. Тамбов, 1907. - 19 с.

39. Отчет Тамбовского отдела Императорского православного Палестинского общества за 1907-1908 год. Тамбов, 1908. - 23 с.

40. Отчет Тамбовского городского благотворительного комитета за 1900 год. Тамбов, 1901. - 53 с.

41. Отчет по благотворительным учреждениям за 1903 год. Тамбов,1904. 25 с.

42. Отчет по благотворительным учреждениям за 1904 год. Тамбов,1905.-45 с.

43. Отчет о деятельности Тамбовского Епархиального Комитета Православного Миссионерского общества за 1903 год. Тамбов, 1904. -26 с.

44. Отчет о деятельности Тамбовского Епархиального Комитета Православного Миссионерского общества за 1905 год. Тамбов, 1906. -18 с.

45. Отчет о деятельности Тамбовского Епархиального Комитета Православного Миссионерского общества за 1907 год. Тамбов, 1908. -7 с.

46. Отчет о деятельности Тамбовского Епархиального Комитета Православного Миссионерского общества за 1909 год. Тамбов, 1910. -16 с.

47. Отчет о деятельности Тамбовского Епархиального Комитета Православного Миссионерского общества за 1910 год. Тамбов, 1911. -15 с.

48. Отчет о деятельности Тамбовского Епархиального Комитета Православного Миссионерского общества за 1911 год. Тамбов, 1912. -19 с.

49. Отчет о деятельности Тамбовского Епархиального Комитета Православного Миссионерского общества за 1913 год. Тамбов, 1914. -29 с.

50. Отчет о деятельности Тамбовского Казанско-Богородичного Миссионерского братства за 1904 год. Тамбов, 1905. - 80 с.

51. Отчет о деятельности Тамбовского Казанско-Богородичного Миссионерского братства за 1905 год. Тамбов, 1906. - 68 с.

52. Отчет о деятельности Тамбовского епархиального Богородично-Серафимовского Братства за 1907 год. Тамбов, 1908. - 79 с.

53. Отчет о деятельности Тамбовского епархиального Богородично-Серафимовского Миссионерско-просветительского братства за 1914 год.-Тамбов, 1915. 117 с.

54. Отчет совета Тамбовского Крестовоздвиженского братства по содержанию и расширению Тамбовского училища слепых с 1 октября 1910 по 1 января 1912 года. Тамбов, 1912. -15 с.

55. Отчет совета Тамбовского Крестовоздвиженского братства по содержанию слепых за 1912 год. Тамбов, 1913. -19 с.

56. Отчет совета Тамбовского Крестовоздвиженского братства по содержанию слепых за 1913 год. Тамбов, 1914. -16 с.

57. Отчет о деятельности приходского братства Богородичной церкви г. Тамбова за 1906 год. Тамбов, 1907. - 19 с.

58. Отчет о деятельности приходского братства Богородичной церкви г. Тамбова за 1907 год. Тамбов, 1908. - 17 с.

59. Отчет о деятельности приходского братства Богородичной церкви г. Тамбова за 1915 год. Тамбов, 1915. - 20 с.

60. Отчет Совета Кладбищенского братства при Успенской г. Тамбова церкви за 1909 год. Тамбов, 1910. -15 с.

61. Отчет Совета Кладбищенского братства при Успенской г. Тамбова церкви за 1911 год. Тамбов, 1912. -17 с.

62. Отчет Совета Кладбищенского братства при Успенской г. Тамбова церкви за 1912 год. Тамбов, 1913. - 19 с.

63. К учреждению в г. Тамбове благотворительного «Братства в память оптинского старца иеромонаха Амвросия». Тамбов, 1913.- 13 с.

64. Первое общее собрание членов Тамбовского Церковно-археологического комитета. Тамбов, 1913. - 16 с.

65. Отчет о деятельности Тамбовского Церковно-археологического комитета за 1912 год. Тамбов, 1913. -11 с.

66. Отчет о деятельности Тамбовского Церковно-археологического комитета за 1914 год. Тамбов, 1915. -17 с.

67. Труды первого губернского съезда представителей патриотических союзов Тамбовской губернии 28 декабря 1908 г. Тамбов, 1909. -123 с.

68. Устав Братства в память Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Тамбов, 1914.

69. Воспоминания, дневники, переписка, речи и выступления

70. Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего. СПб., 18941902.8 т.

71. Никанор (Бровкович), архиепископ. Биографические материалы. СПб., 1900. Т. 1.

72. Филарет (Дроздов), митрополит. Мнения, отзывы и письма / Сост. JI. Бродский. М., 1905.

73. Никанор (Бровкович), архиепископ. Записки // Русский архив. 1907. № 1.

74. Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Торжество православия / Очерки русского самосознания // Наш современник, 1993, № 4, с. 6-13.

75. Митрополит Иоанн. Страшное и священное дело власть // Молодая гвардия, 1997, № 10, с.

76. Иннокентий, епископ Тамбовский. Слова и речи. Т. 1. СПб., 1907.

77. Речь, сказанная его Преосвященством, Высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Тамбовским и Шацким при открытии занятий епархиального съезда 20 января 1916 г. Тамбов, 1916,19 с.

78. Молчанов Н. Жизнеописание св. Питирима, епископа Тамбовского. -Тамбов, 1914.

79. Хитров М.И. Преосвященный Феофан, затворник Вышенский. М., 1905.

80. Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга, -YMKA-PRESS, Париж. 1979.

81. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) «Я полюбил страдание.» Автобиография. М., 1995.

82. Евлогий, митрополит. Путь моей жизни. М., 1995.1. Сборники документов

83. Историческая переписка о судьбах православной церкви. М., 1912.

84. Революция 1905-1907 гг. в России. Документы и материалы. М., 1955-1965.

85. Царизм в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М., 1936.

86. Крестьянское движение в Тамбовской губернии. Сборник документов. М., 1957.1. Периодические издания

87. Тамбовские Губернские Ведомости. 1905-1914.

88. Тамбовские Епархиальные Ведомости. 1905-1914.1. Справочные издания

89. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 42. Тамбовская губерния. СПб., 1904.

90. Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Тамбов, 1903.

91. Адрес-календарь и справочная книжка Тамбовской губернии за 1913 год. Тамбов, 1913.

92. Хитров Г.В. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861.

93. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Под ред. А.Е. Андриевского. Тамбов, 1911. Ч. 1-2.

94. Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии 1902 г. Сост. священник Г.М.- В. Тамбов, 1907.

95. Справочная книга «Вся Тамбовская губерния». Тамбов, 1923.

96. Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. Вып. 1-58. Тамбов, 1885-1918.1. Литература

97. Абрамов Я.В. Наши воскресные школы, их прошлое и настоящее. -СПб., 1900.

98. Аграрное движение в России в 1905-1907 гг. СПб., 1908. Ч. 1.

99. Айвазов. И.Г. Христианская церковь и современный социализм. -Харьков, 1906.

100. Аквилонов Е. Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям. СПб., 1906.

101. Андерсон В. Старообрядничество и сектантство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия. СПб., 1905-1910.

102. Антология социальной работы: в 5 т. М., 1994-1997.

103. Анцыферов С.И. Справочная книга по нашему образованию. -СПб., 1905-1916. 8 т.

104. Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость. СПб., 1905.

105. Баграновский А.Е. Религиозные отношения в структуре общественных отношений // Молодежь и творчество: соц.-фил. проблемы. -М., 1988. Ч.З.

106. Бадя Jl.В. Благотворительность и меценатство в России. Краткий исторический очерк.-М., 1993.

107. Бензин В.М. Церковноприходская благотворительность на Руси. -СПб., 1907.

108. Бессонов М.Н., Лещинский А.Н. Православие в наши дни. М., 1990.

109. Бердяев Н. Философия свободы. М., 1911.

110. Благотворительность в России. СПб., 1907. Т. 1-2.

111. Благотворительные учреждения в России. СПб., 1912.

112. Благотворительные учреждения Российской империи: в 4 т. СПб., 1909.

113. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.

114. Булгаков С. Религия и политика // Полярная звезда, 1906, № 13.

115. Былова Н. Дмитровский Борисоглебский монастырь. Исторический очерк.-М., 1905.

116. Веселовский Б.Н. История земства за 40 лет. СПб., 1909-1911. 4 т.

117. Георгиевский В.Т. В Вышенской пустыни. СПб., 1910.

118. Георгиевский П.И. О призрении бедных. СПб., 1897.

119. Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность. -СПб., 1894.

120. Герасименко Г.А. «Великие реформы». Преобразования государственного аппарата. Земства в России // История государственного управления в России: Учебник. Под ред. Р.Г. Пихои. М., 2002. -С. 155-156.

121. Герасименко Г.А. Столыпинская аграрная реформа: ход и исход // Судьбы реформ и реформаторов в России. М., 1996. - Ч. 1. -С. 201-208, 221-222, 225, 230.

122. Голубинский Е.Е. История русской церкви. В 2 т. М. 1901-1902. -Т. 1-2.

123. Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Либерально-обновленческое движение в русском православии начала XX века. В кн. Вопросы научного атеизма. - М., 1969. Вып. 7. - С. 332.

124. Горев М. Последний святой. Последние дни Романовской церкви. Канонизационный процесс Иоанна Тобольского 22 мая 1914-8 апреля 1917.-М.-Л., 1928.

125. Государственно-церковные отношения в России (Опыт прошлого и современное состояние). М., 1996.

126. Государственно-церковные отношения в России. М., 1995. Ч. 1-2.

127. Грекулов Е. Православная церковь враг просвещения. - М., 1962.

128. Грекулов Е.Ф. Русская церковь в роли помещика и капиталиста. -М, 1930.

129. Грекулов Е. Церковь, самодержавие, народ. М., 1969.

130. Григорьева Ю.Е. Российский христианско-демократический съезд -Новая демократия // Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1995, №4.-С. 52-56.

131. Гусев К.В. «Контрреформы» и управление империей в 1880-1890-е гг. // История государственного управления в России: Учебник. Под ред. Р.Г. Пихои. М., 2002. - С. 176-180.

132. Давыденко В. Церковные школы Российской империи // BP. 1904. Ч. 1.

133. Демков М.И. История русской педагогики. СПб., 1899-1909. 3 т.

134. Денисов Л.П. Православные монастыри Российской империи. М., 1908.-984 с.

135. Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1893.-87 с.

136. Дмитриев А. Церковь и идол самодержавия в России. М., 1931.

137. Дубасов И.И. К истории Тамбовской церкви // Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993. - С. 79-111.

138. Дубасов И.И. Тамбовские сектанты // Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993. - С. 350-362.

139. Духовенство при выборе в Государственную Думу. Тамбов, 1905.

140. Емелях Л.И. Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции 1905-1907 гг. -M.-JL, 1965.

141. Емелях Л.И. Крестьяне и церковь накануне Октября. Л., 1976.

142. Ершова О.Н. Старообрядчество в системе государственной политики России в VII начале XX веков // Древлеправославный вестник. - 1998. -№1. С. 21-27.

143. Завитневич В. Духовенство и партийность в политике. Киев, 1907.

144. Заозерский Н. Церковь и государство. Сергиев Посад, 1911.

145. За первый год вероисповедной свободы в России. СПб., 1907.

146. За четверть века (1884-1909): К истории церковно-приходских школ Московской епархии. М., 1910.

147. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991.

148. Зотова З.М. Партии в России: испытание выборами. М., 1994.

149. Зотова З.М. Теория и история партий и общественно-политических движений. М., 1993.

150. Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 19051907 гг.-М, 1984.

151. Иванова Е.В., Иванова Ж.Е. Зарубежный опыт социальной работы в рамках Российской благотворительности. М., 2000. - 170 с.

152. Ильинский Б. Благотворительность в России (История и настоящее положение). СПб., 1908. - 32 с.

153. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатилетие. 1884-1909.-СПб, 1909.

154. Италинский А. Учительские, или второклассные, школы в Московской епархии // За четверть века. М., 1910. - С. 186-239.

155. Каверина Г.Н. В эпоху буржуазно-демократических революций // Страницы истории Тамбовского края. Воронеж, 1986. - С. 79-97.

156. Кадсон И.З. Депутаты из духовенства в III Государственной Думе // Исторические записки. Т. 106. М., 1911.

157. Кадсон И.З. О положении русской православной церкви в последние годы существования царизма // Атеизм. Религия. Современность. -Л., 1973.

158. Каменский П.В. Вероисповедные и церковные вопросы в Государственной Думе третьего созыва и отношение к ним «Союза 17 октября». М., 1909.

159. Кандидов Б.П. Церковь и 1905 г. -М., 1926.

160. Канищев В.В. По пути капитализма // Страницы истории Тамбовского края. Воронеж, 1986. - С. 62-74.

161. Каптерев Н.Ф. История русской педагогики. СПб., 1910.

162. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1988. Т. 9. Кн. 1.

163. Карпов Н. Крестьянское движение в революции 1905 года в документах. -Л., 1926.

164. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. В 2 т. М., 1993. - Т. 1-2.

165. Катунский А. Старообрядчество. М., 1972.

166. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в.-1917). М, 1965.

167. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. -М., 1973.

168. Клибанов А.И. Современное сектантство в Тамбовской губернии. Сб. «Вопросы истории религии и атеизма», 8. М., 1960.

169. Клочков В.В. Религия, государство и право. М., 1978.

170. Корецкий В.И. Очерк истории религиозного сектантства на Там-бовщине (вторая половина XVIII начала XX веков). - М., 1961.

171. Костомаров Г.Д. Черная сотня под флагом религии в 1905. М., 1931.

172. Красников Н.П. Социально-политическая позиция православной церкви в 1905-1916 гг. //Вопросы истории. 1982. -№9. - С. 30-41.

173. Красников Н.П. Эволюция социальной концепции православия // Вопросы истории. 1970. - №9. - С. 16-33.

174. Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. -М., 1982.

175. Кузнецов Н. Д. Преобразования в русской церкви. М., 1906.

176. Кученкова В.А. Житие архиереев Тамбовских. Тамбов, 1998.

177. Левицкий В. Правые партии. // В кн. Общественное движение в России в нач. ХХ-в. Т. 3. Кн. 5. - СПб., 1914.

178. Лещинский А.Н. Время новых подходов: О совет, гос.-церков. отношениях. -М., 1990.

179. Лещинский А.Н. Лавра Преподобного Сергия и Академия в ней: О Троице-Сергиевской Лавре. Сергиев Посад, 1993.

180. Лившиц Г.М. Религия и церковь в истории общества. Минск, 1980.

181. Лихачев Д.С. Роль крещения Руси в истории культуры Отечества // Русская культура. М., 2000.

182. Макарий (Булгаков М.П.) История Русской церкви. М., 1994. В 7 кн.

183. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894.

184. Малышева О.Г. Россия на путях к конституционной монархии // История государственного управления в России: Учебник / Под ред. Р.Г. Пихои. М., 2002. - С. 193-212.

185. Мариупольский И. Внутренняя миссия в Тамбовской епархии за последнюю четверть истекшего века. СПб., 1905.

186. Мельгунов С. Церковь и государство в России. М., 1907.

187. Милосердие. Учебное пособие / Под ред. М.П. Мчедлова. М., 1998.

188. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. М., 1994.

189. Монастыри Российской империи. СПб., 1887.

190. Националисты в 3-й Государственной Думе. С.-Петербург, 1912.

191. Неманов JI. Итоги деятельности третьей Государственной Думы. -СПб., 1912.

192. Нечаев А.А. Очерки истории Тамбовской церкви. -СПб., Надежда, 1908.

193. Нещеретний П.И. Исторические корни развития социальной работы в России.-М., 1992.

194. Никитина А.Г. Политизация религии // Вопросы философии. 1994. - №3. - С. 173.

195. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.

196. Нилус С. Голос веры из мира торжествующего неверия. М., 1902.

197. Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907.

198. Общественные общероссийские чтения Основ социальной концепции Русской православной церкви. М., 2001.

199. Об общественном призрении в России. СПб., 1918.

200. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994.

201. Одинцов М.И. Религиозный фактор и политический конфликт в прошлом и настоящем России // Религия, национальное согласие и возрождение России. М., 1993. - С. 99-106.

202. Одинцов М.И. Русская православная церковь: история и современность, взаимоотношения с обществом и властью // Государственно-церковные отношения в России. М., 1995. Ч. 2.

203. Орлов. Церковь и государство. СПб., 1910.

204. Островитянинов К.В. Думы о прошлом. Из истории первой русской революции, большевистского подполья и октябрьских боев против контрреволюции.-М., 1967.

205. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

206. Папков А. Братство. СПб., 1900.

207. Папков A.J1. Прошлая жизнь христианской общины // О возрождении русской церкви. Вышний Волочек, 1905.

208. Пастухов А. Значение благотворительности. СПб., 1903.

209. Певницкий В. Положение вопроса об улучшении быта духовенства в Тамбовской епархии. Тамбов, 1866.

210. Пинкевич В.К. Вероисповедные реформы в России в период думской монархии (1906-1917 гг.). -М., 2000.

211. Пинкевич В.К. Свобода совести в Российской империи накануне перовой мировой войны // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. 1997. - № 9-10.-С. 50-57.

212. Питиримовские чтения, 14-15 мая 1997 года. Тамбов, 1998.

213. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.

214. Православие: pro et contra: СПб: РХГИ, 2001.

215. Православная церковь в истории России. М., 1991.

216. Преображенский А.А. О православной церкви в истории России XVII века // Православная церковь в истории России. М., 1991.

217. Пругавин А. Религиозные отщепенцы. Очерки современного сектантства. СПб, 1907.

218. Путинцев Ф. Церковь и-1905 год. -М., 1926.

219. Рашин А.Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX века // ИЗ, 51. Т. 37. С. 28-80.

220. Рейснер М.А. Государство и верующая личность. СПб., 1905.

221. Религия в истории и культуре // Под ред. М.Г. Писманика. М., 1988.

222. Религия и политика в современной России // Под ред. Н.А. Трофим-чука, С.Д. Яковлева, М., 1997.

223. Религия, общество и государство в XX веке: Материалы конференции, Москва, 22-25 октября 1991. -М., 1991.

224. Религия и церковь в истории России (Современные историки о православной церкви в России). М., 1975.

225. Религия, свобода совести и государственно-церковные отношения в России.-М., 1966.

226. Розанов В. В мире неясного и нерешенного. СПб., 1901.

227. Ропп А.К. Что сделала третья Государственная Дума для народного образования? СПб., 1912.

228. Ростов Н. Духовенство и русская контрреволюция конца династии Романовых. -М., 1930.

229. Рункевич С.Г. Приходская благотворительность Петербурга. СПб., 1900.

230. Рункевич С.Г. История русской церкви под управлением Святейшего Синода. СПб., 1901.

231. Русская православная церковь. 988-1988. Вып. 1-2. М., 1988.

232. Русское православие: вехи истории. -М., 1989.

233. Рыбкин Г. Православие на службе самодержавия в России. М., 1930.

234. Симонов И.В. Социальные взгляды Русской православной церкви в начале XX века // Русская культура и мир. Нижний Новгород, 1993.-С. 88-89.

235. Скворцов В. Современное русское сектантство. М., 1905.

236. Смирнов А. Как прошли выборы во II Государственную Думу. -СПб., 1907.

237. Смолич И.К. История Русской Церкви (1700-1917). Ч. 1-2. М., 1996.

238. Соллертинский С.А. Основы современной церковно-приходской школы. 4 т. 1905. Ч. 1.1.

239. Страницы истории Тамбовского края. Воронеж, 1986.

240. Сухов А.Д. Религия в истории общества. М., 1979.

241. Тихомиров Л. Личность, общество и церковь. М., 1904.

242. Титлинов Б.В. Православие на службе самодержавия в русском государстве. Л., 1924.

243. Торопцева Н. Паломничество по святой земле в конце XX в. Тамбов, 1996.

244. Третьяков М. Сектантство в Тамбовской губернии. СПб., 1911.

245. Трофимчук Н.А., Григорьева Ю.А. Религиозные политические партии, движения и их роль в политической жизни России // Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. М., 1995. С. 167-189.

246. Туманова А.С. Общественные организации города Тамбова на рубеже XIX XX веков. - Тамбов, 1999.

247. Хроника революционных событий Тамбовской губернии 1905 года. Сост. П.Н. Черменский. Под ред. П. Крошицкого. Тамбов, 1925.

248. Фармаковский Ф. Начальная школа Министерства народного просвещения. СПб., 1900.

249. Франк С. Религия и культура // Полярная звезда. 1906. № 12.

250. Фриз Г. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // История СССР. 1991. № 2.

251. Чарнолусский В.И. Основные вопросы организации школы в России.-СПб., 1909.

252. Черменский П.Н. Культурно-исторический очерк Тамбовской губернии. Вып. 1.-Тамбов, 1926.

253. Черменский П.Н. От крепостного права к Октябрю в Тамбовской губернии / Очерк экономики и культуры пореформенного периода 1861-1917. -Тамбов, 1928.

254. Черменский П.Н. Прошлое Тамбовского края. Тамбов, 1961.

255. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. М., 1912.

256. Чигринская А.Ф. Тамбовское духовенство в революции 19051907 гг. // Наш край Тамбовский: Тезисы докладов и сообщений 2-й областной краеведческой конференции. Тамбов, 1991. С. 27-29.

257. Шахов М.О. Старообрядчество, общество, государство. М., 1998.

258. Шумигородский Е. Ведомство учреждений Императрицы Марии // Антология социальной работы. М., 1994. Т. 1.

259. Щапов Я.Н. Предпосылки принятия христианства на Руси. Церковь в древнерусском государстве // Православная церковь в истории России.-М., 1991.

260. Царственная инокиня. Одесса, 1995.

261. Церковно-общественная жизнь. Казань, 1906.

262. Церковь в истории России /19-й 1917 г./ Критические очерки. -М., 1967.1. Справочная литература

263. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1-2. СПб., 1919.

264. Христианство: Энциклопедический словарь. ТТ. 1-3. М., 19931995.

265. Религиозные организации. (Справочник). -М., 1994.

266. Религия, свобода совести государственно-церковные отношения в России. (Справочник). М., 1996.1551. Авторефераты диссертаций

267. Иванова J1.B. Православные братства и сестричества как социальная форма деятельности. М., 2000.

268. Сгибнева О.И. Культурное наследие в контексте государственно-церковных отношений в России. М., 1999.

269. Шабров И.В. Губернская администрация и религиозные организации в период вероисповедных реформ в России в начале XX века (на материалах Ярославской губернии. 1903-1914).-М., 1998.