автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Сакалиба в исламском мире в раннее средневековье

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Мишин, Дмитрий Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Сакалиба в исламском мире в раннее средневековье'

Текст диссертации на тему "Сакалиба в исламском мире в раннее средневековье"

/

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи

Мишин Дмитрий Евгеньевич

САКАЛИБА В ИСЛАМСКОМ МИРЕ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

Том I

Специальность 07.00.03 - Всеобщая история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель - доктор исторических наук,

профессор В.В.Наумкин

Москва -1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Обзор источников 23

Обзор историографии 53

Глава I. Название сакалиба в средневековой 83 исламской литературе

Глава II. Славянские переселенцы на Ближнем 221 Востоке

Глава III. Поставка невольников-сакалиба в 287 исламский мир

Глава IV. Спути-сакалиба в мусульманской 381 Испании

Глава V. Слуги-сакалиба в Северной Африке 471

Глава VI. Слуги-сакалиба в Машрике 574

Глава VII. Культура и духовный мир слут-сакалиба 594

Заключение 610

Приложение 615

Библиография 623

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее исследование посвящено истории людей, именуемых в исламской литературе сакалиба. Сакалиба, которых мы видим в исламском мире, можно условно разделить на 2 группы; одна из них - поселенцы, перешедшие на сторону мусульман в ходе борьбы Халифата и Византии, другая - невольники, привозимые в исламские земли из Европы. Поселенцы встречаются нам в Машрике, невольники - как в Машрике, так и в Магрибе, а также в Андалусии. Избранная нами тема, таким образом, весьма широка, ибо предполагает обращение к истории сразу нескольких регионов исламского мира. В настоящем исследовании мы попытаемся установить общие тенденции истории сакалиба во всем исламском мире.

Для того, чтобы исследовать историю сакалиба, мы должны прежде всего ответить на вопрос, какой смысл вкладывается в это название. Сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд. В географической литературе установить смысл названия сакалиба можно сравнивая сведения восточных авторов с известными нам европейскими реалиями. В отношении переселенцев можно сослаться на византийские источники, которые рассказывают о переселявшихся на Ближний Восток славянах. Арабское слово саклаби представляет собой заимствование из греческого языка, в котором в раннее средневековье слово склабос обозначало славянина. Сакалиба в пограничных мусульманских крепостях следует отождествить со славянскими переселенцами византийских авторов, и мы понимаем, что речь идет о славянах.

Гораздо сложнее ситуация с невольниками-ся/аглмбя. Встречая у восточных авторов упоминание, например, о сакалибат ал-каср, то есть, дворцовых сакалиба, мы понимаем, что речь идет о слугах. 1 Слово саклаби обозначает здесь уже не только этническую принадлежность; оно приобретает новое значение - слуга, иными словами, эволюционирует в сторону социальной категории.

До какого предела? Перед нами пример латыни - слово л'с/йумл', означавшее исходно "славянин", со временем приобрело значение "раб"; это же значение имеют и образованные от £сШш слова в современных языках. Можем ли мы считать, что слово саклаби прошло такой же путь и, оторвавшись от первоначального значения, приобрело значение "раб" или "евнух"?

Как нам представляется, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. История употребления термина саклаби в арабском языке отличается от истории употребления термина ¿■с/яуи.у в латыни. Предполагая, что понятие сакалиба сначала обозначало славянского раба, а затем раба в общем или евнуха, мы, тем самым, утверждаем, что со временем оно расширило свое значение. Употребляясь в более широком смысле, понятие сакалиба, следовательно, должно было бы применяться и к более широкому кругу людей. Отсюда мы были бы вправе ждать от источников как минимум значительного увеличения количества упоминаний о сакалиба. Но происходит обратное - после первой трети XI века сакалиба практически исчезают из источников по Северной Африке и полностью исчезают из источников по Андалусии. Разумеется, это отнюдь не означает, что в мусульманской Испании или Северной Африке не стало рабов или слуг. Но идея о

том, что слово саклаби стало применяться ко всем слугам или евнухам без исключения, не находит подтверждения в источниках.

В доказательство того, что слово саклаби стало со временем означать "евнух", приводятся обычно несколько мест из источников.2

а. ...и осталось с ним лишь четыре его гулами, один из которых был не-скопцом, а трое - сакалиба}

б. ... несколько факихов, визирей и сакалиба - а это скопцы, несколько воинов..А

Разберем первоначально фрагмент б. Действительно ли ан-Нувайри отождествляет понятия сакалиба и "евнухи"? На такую мысль наводит определенный артикль, который мы видим перед словом хисйан в арабском тексте. Но в средние века, насколько можно судить, употребление определенного артикля в такой конструкции не всегда усиливала отождествление. У ал-Мас'уди мы читаем:

... мы упомянули в одном из предыдущих разделов этой книги, в котором речь идет об истории Сасанидов - а это персы..

Ситуация, о которой говорит здесь ал-Мас'уди, более ясна, и разобраться в смысле конструкции легче. Ал-Мас'уди не идентифицирует понятия "Сасаниды" и "персы"; он лишь поясняет читателю, что, рассказывая о Сасанидах, он ведет речь о династии персидских царей. То же самое, как нам представляется, делает во фрагменте б ан-Нувайри. Ан-Нувайри рассказывает о ситуации, сложившейся в Кордове после крушения режима хаджибата. Как историк, он знает, что сакалиба, служившие в кордовском дворце, были евнухами. В то же время, не будучи уверен, что его поймут (читатель может быть незнаком с историей мусульманской Испании

или вкладывать совершенно другой смысл в понятие сакалиба), ан-Нувайри делает пояснение, своего рода глоссу для данной ситуации: сакалиба кордовского дворца - евнухи. В то же время, он не отождествляет понятия сакалиба и "евнухи".

Обратимся теперь к фрагменту а. При первом прочтении кажется, что он построен на противопоставлении: не-скопец -сакалиба, что, естественно, наводит на мысль, что для Ибн Хаййана сакалиба - те, кто не скопцы, то есть, евнухи.

Но следует ли видеть здесь противопоставление? Если расширения значения термина сакалиба не произошло, мы должны полагать, что сакалиба представляли собой лишь часть слуг и евнухов, причем, судя по тому, что им было дано собственное название, особый их разряд. Заметим, что упоминания о сакалиба по сравнению с упоминаниями о слугах в целом довольно немногочисленны. Сакалиба, тем самым, представляли собой особую категорию слуг, которая существовала наряду с другими. В свете этого положения мы уже по-другому будем смотреть на фрагмент а. Ибн Хаййан не противопоставляет в нем одних рабов другим (нескопец и сакалиба), но говорит о слугах, принадлежавших к разным разрядам. При перечислении таких разрядов восточные авторы не всегда руководствовались каким-то одним признаком, например: происхождение (как в случае рум - турк - судам), оскопленность (хисйан - фухул), положение при дворе (хулафа' или акабир фитйан -остальные), занятия (привратники - баууабун, писцы - куттаб), но обычно писали все разряды вместе. Например, у ар-Рашида Ибн Зубайра мы находим следующий отрывок:

"четыре тысячи гуламов из слуг, не-скопцов, тюрок и негров.''^

Или у ал-Мас'уци:

"явился к нам евнух, а с ним несколько тюрок."7

Говоря о "тюрках", ал-Мас'уди имеет в виду тюркских туламов, то есть, рабов, таких же, с правовой точки зрения, как и безвестный евнух. Но следует ли на этом основании отождествлять с "тюрками" всех рабов-не-евнухов? Разумеется, нет. Тюркские туламы, которые обычно не кастрировались, ибо были боевыми рабами, представляли собой особый разряд слуг - точно так же, как и негры, о которых упоминает Ибн аз-Зубайр.

Ибн Хаййан, которому принадлежит фрагмент а, говорит об Андалусии. Позволяют ли данные источников говорить о существовании в Андалусии различных категорий рабов, к которым относились также сакалиба и фухул! Гилман фухул действительно представляли собой одну из таких категорий. Ибн 'Изари и Ибн ал-Хатиб рассказывают, что в конце X века Фа'ику и Джаузару подчинялись помимо сакалиба также неоскопленные рабы, фухул.% Упоминание о разряде фухул мы видим и в описании принесения присяги андалусскому халифу ал-Хакаму II в 961 г.9 Неоскопленные рабы составляли дворцовую гвардию. Некоторые другие разряды слуг, которые, что весьма показательно, упоминаются наряду с фухул - например, лучники ('абид рума), или щитоносцы ('абид ад-дарака также состояли из фухул. К этому разряду, в частности, относился один из наиболее известных правителей княжеств-та 'иф Муджахид, о котором Ибн Халдун сообщает нам, что он был мин фухул ал-мауали ал-'амириййинЛ1 Муджахида, как и других фухул, восточные авторы ни разу не называют сакалиба.

Но андалусские сакалиба, как мы знаем из рассмотрения истории работорговли, были по крайней мере в большинстве случаев евнухами. В андалусских источниках мы очень часто встречаем выражение "скопцы-сакалиба": хисйан сакалиба, хадам сакалиба, маджабиб саклаб. Тот факт, что сакалиба отличались от фухул, вполне закономерен. Но были ли в Андалусии и в частности при кордовском дворе другие евнухи, не-сакалиба!

В андалусских источниках мы находим и еще один разряд дворцовых слуг - вусафа'. Этот разряд, как видно из описаний дворцовых церемоний, также был особым и отличался от других. На церемониях вусафа' стояли отдельно от сакалибаД2 Понятие уасиф весьма широкое, оно обозначает слугу в общем. Между тем, название вусафа' часто применялось и к евнухам. У Ибн Хаййана, например, мы читаем:

"... что со мной? Вижу я тебя без скотщ-уасифа, стоящего с тобой рядом и охраняющего тебя..."13

Можно привести и несколько других примеров. Так, евнух-саклаби Бадр именуется у Ибн Хаййана уасиф, 14 а в одном отрывке из того же автора мы видим его стоящим в группе вусафа'Д5 Уасифом Ибн Хаййан именует и дворцового евнуха Мунджиха, одного из трех молодых сакалиба, убивших 'Али Ибн ХаммудаДб Разумеется, мы отнюдь не хотим сказать, что слово уасиф приобрело значение "евнух"; для такого утверждения у нас недостаточно материала. Вместе с тем, при кордовском дворе мы видим евнухов-сакалиба и &внухов-вусафа\ откуда следует, что сакалиба были не единственными евнухами в Андалусии.

Термин уасиф действительно употребляется средневековыми авторами. У Ибн Хаййана, например, можно встретить Хассана ал-уасифа.,^ или Раййана ал-уасифа,Л% Но в основном в источниках мы видим более общие понятия - фата, фитйан, хаси, хисйан, хадим, хадам, причем иногда они употребляются вместе, например хадам хисйан (слуги-евнухи). Далеко не все они именуются сакалиба. Так, в источниках по истории Андалусии мы нигде не видим, чтобы нисба ас-Саклаби давалась знаменитому евнуху 'Абд ар-Рахмана II Насру. Но Наср действительно не имел к сакалиба никакого отношения. В источниках мы читаем, что он происходил из христиан Кармоны и добровольно стал рабом, чтобы служить во дворцеД^

Аналогичные примеры можно привести и в отношении Северной Африки. Там сакалиба выделяются из общей массы евнухов. Так, при рассказе о подарке Ситт ал-Мулук своему брату ал-Хакиму (мы более подробно расскажем о нем в главе, посвященной сакалиба в Северной Африке), мы обнаруживаем в перечне даров пятьдесят евнухов (хадим), из них десять сакалиба.20 Для североафриканских государств подробные данные о дворцовой жизни и роли сакалиба в ней мы обнаруживаем только для Фатимидского государства. В нем мы также видим различные категории рабов. Так, ан-Нувайри пишет, что Фатимидский халиф ал-Хаким одарил однажды три группы слуг - именно, сакалиба, фаррашун и са'диййа? 1 Мы снова видим, что группы формируются на разной основе. Фаррашун означает род занятий, са'диййа названа по имени патрона. У ал-Макризи ал-Хаким дает однажды аман евнухам, сакалиба и писцам,22 в другой раз - писцам, врачам, слугам-неграм и сщтгм-сакалиба2 3

Итак, термин сакалиба означал не всех всех рабов или евнухов, а лишь особый их разряд. Что было критерием принадлежности к этому разряду? Здесь мы вновь должны вспомнить о происхождении рабов. В арабских источниках мы встречаем такие фрагменты, в которых придавать понятию сакалиба смысл лишь социальной категории неправомерно. Фатимидский халиф ал-Му'изз, например, обращается в одном из своих писем к устазу Джаузару с такими словами:

"Странно и удивительно также, что они говорят: мы племя пророка Аллаха, да благословит Аллах его и племя его, и потомки ал-Махди и ал-Ка'има би Амр-Аллах-а, да благословит Аллах их обоих. Скажи им: О ослы! Разве есть на земле хоть один человек, кто не был бы потомком Адама, посланника Аллаха? Разве негры (ас-судан) не потомки Хама, сына Ноя, посланника Аллаха? А сакалиба разве не потомки Яфета, сына Ноя, посланника Аллаха?"24

Ал-Му'изз определенно говорит в данном фрагменте о своих слугах - неграх и сакалиба. Мы видим, что под сакалиба он подразумевает здесь не социальную, а скорее этническую категорию.

Андалусские источники дают несколько фрагментов, указывающих на то, что, говоря о рабах-сакалиба, испанские мусульмане не вкладывали в это понятие только социальный смысл. Особенно хорошо это видно на примере относящегося к концу X века произведения андалусского юриста Ибн ал-'Аттара.

... такой-то, сын такого-то, дал вольную своему рабу, фата саклаби, или такому-то, франку, или такому-то, галисийцу...25

... такой-то, сын такого-то, и такой-то, сын такого-то, или такой-то и такой-то, сыновья такого-то - если они братья - дают вольную

своему рабу, такому-то, галисийцу, или такому-то, франку, или такому-то - полному скопцу (маджбуб), или саклаби, которым владеют

вместе, в равных долях...26

... такой-то дал вольную двум своим рабам, саклаби - полному скопцу и такому-то, галисийцу, обязав такого-то, галисийца [заплатить] такую-то [сумму выкупа], а полного скопца - такую-то...27 ... и он совершил акт освобождения относительно своей доли в во владении рабом - саклаби - полным скопцом, или галисийцем, называемым так-то...28

... такой-то, галисиец или саклаби, раб такого-то, сына такого-

то. ..29

... раба-сатошби или галисийца, называемого так-то...30 Мы видим, что саклаби с одной стороны предстает как евнух, но с другой - сравнивается с ифранджи (франком) и джиллики (галисийцем). Здесь автор, очевидно, делает больший акцент на происхождении раба. Точно так же вряд ли можно придавать понятию саклаби только социальный смысл в отрывке из Захиры Ибн Бассама, где автор, цитируя Ибн Хаййана при рассказе о правителях Валенсии Мубараке и Музаффаре, пишет, что

"к ним с самого начала присоединились им подобные из клиентов мусульман, а также сакалиба, франков и басков."31

Аналогичные фрагменты мы можем найти и для других регионов. Для Фатимидского государства наиболее показательны описания войска.

Ибн ат-Тувайр: "... и другие из племен и народов (ал-каба'ил уа ал-аджнас), как турки, курды, гуззы, дейлемиты и масмуда, вольноотпущенники, такие как румийцы (ар-рум), франки (ал-

фарандж) и сакалиба, а также негры - купленные рабы ('абид аш-шира) и вольноотпущенники ('утака

Ибн Уасиф Шах: "Затем ал-Му'изз увеличил в Египте численность своего войска. В него входили магрибинцы, румийцы, берберы, Кутама и сакалиба.."33

Ал-Макризи, во фрагменте, схожем с процитированным: "Когда Египтом овладел имам ал-Му'изз ли Дин Аллах Абу Тамим Ма'д Фатимидский, египетские войска стали состоять из Кутамы, Зувайлы и подобных им из разных групп берберов. Входили в них также румийцы и сакалиба.п34

Ибн Ийас: "Войско ал-Хакима состояло из дейлемитов, берберов-Масмуда, сакалиба, румийцев и негров."35

О роли сакалиба в войске Фатимидов мы поговорим в соответствующем разделе. Но нельзя не отметить, что сакалиба выделяются здесь из остальных групп не по социальному статусу, а по происхождению.

Менее всего оснований думать, что слово саклаби полностью стало обозначать социальную категорию, дает нам история Ближнего Востока. Изучая историю Машрика, мы видим, что слово саклаби употребляется в источниках крайне редко; можно указать на многочисленных авторов, которые не упоминают о сакалиба вовсе. Мне кажется весьма сомнительным, чтобы слово, употребления которого мы практически не видим, стало вдруг столь популярным, что применялось для обозначения рабов или евнухов в целом. Кроме того, в ближневосточной истории мы видим сакалиба, принадлежавших к самым разным категориям слуг, - среди них есть и скопцы, и не-скопцы, и женщины. При этом, как и в Андалусии и в

Магрибе, там, где речь заходила о рабах разных национальностей, сакалиба обычно отделялись от остальных. При дворе халифа ал-Муктадира служили сакалиба и румийцы (объединенные в разряд белых евнухов), а также евнухи-негры.36 в описании наследства Абу-л-Хасана 'Али ар-Расиби мы видим евнухов-сакалиба и румийцев.37 Наконец, ал-Джахиз, а впоследствии Ибн Бутлан, рассказывая о слугах-сакалиба, выдвигают на первый план их национальные особенности.38 Источники по Ближнему Востоку лучш