автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Соотношение эстетических и художественных ценностей как культурологическая проблема

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Здор, Анна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Соотношение эстетических и художественных ценностей как культурологическая проблема'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Соотношение эстетических и художественных ценностей как культурологическая проблема"

САНКГ-ПЕ'ГЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

================;:===========с======с=========е=гм«г==*!Е=="

На правах рукописи

3 д о р Анна Владимировна

СООТНОШЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЛ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Специальность 09.00,04 - Эстетика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Санкт-Петербург 19 9 2

Диссертация выполнена на кафедре философии культуры, этики . и эстетики философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель - доктор философских наук Ы.С.КАГАН

Официальные оппоненты: доктор философских наук Ю.В.ПЕРОВ

кандидат философских наук Г.А.ПРАЗДНИКОВ

Ведущая организация - С.-Петербургский государственный институт

культуры имени Н.К.Крупской

, защита диссертации состоится "" 1992 г. вОГ час

на заседании специализированного совета к о'б3.57.38 по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Санкт-Петербургском государственной университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия, д. 5.

С диссертацией моано ознакомиться в научной библиотеке имени А.Л.Горького С.-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан "&" ЬиЖёфА. 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук В.А.АПОЛЛОНОВ

Подписано к печати, в свет 08.01.92г. Зак.З.ТирЮОэкз. Объём I печ. л "Ротапринт "Элекгронмаш"

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Границы проблемного поля, в котором обретает содержательную трактовку общетеоретический вопрос о соотношении эстетического и художественного, широки, поскольку любая интерпретация этого соотношения опирается на определенное понимание сущности эстетического отношения и природа искусства.

История вопроса и современное состояние разработки проблемы настоятельно требуют рассмотрения ее в новой плоскости. Ни преобладающее в нашей эстетике формально-логическое сопоставление категорий, ни. разнообразные социологические и психологические методы различения и соотнесения феноменов эстетического и худо&е-ственного, вычленяя отдельные стороны данного вопроса, не позволяют выявить их внутреннее единство. Объяснение ролевой многоплановости искусства, его ценностной емкости с позиций единой сущности, укладывающейся в рамки специфического отличия от других видов ценностного освоения действительности, возмокно при условии рассмотрения проблемы в теоретико-культурном и историко-культурном контекстах, что не только способствует решению многих эстетических задач, но представляет интерес и для философии культуры, и для философии ценностей.

В настоящее время все более отчетливо проявляется тенденция к анализу проблем философии культуры на антропологическом срезе, обнаруживается потребность в прояснении ценностных аспектов бытия культуры. Предлагаемый в данной работе подход к вопросу о соотношении эстетического и худоаественного позволяет на конкретном материале исследовать закономерности, определяющие формы участия человека в созидании и освоении культурных ценностей, соотнести сферу произведений культуры и сферу ментальносги, мыслительных и эмоциональных установок, сопоставить смысловые уровни, существующие для людей культуры в вербализованной и невербализованном виде, высветить многообразие способом самореализации индивида в культуротворческой деятельности. Связью с рядом важных эстетических, аксиологических и культурологических проблем и определяется актуальность темы реферируемой работы, даль которой - выяснение зависимости между закономерностями, формирующими аксиологическое

пространство культуры, и модусами сопряжения эстетических и художественных ценностей в ней. Конкретные задачи исследования состоят в определении как обвдкудьтурных и обцеаксиологических предпосылок взаимодействия и расхождения эстетического и художественного, так и факторов, детерминирующих их соотношение в условиях типологической дифференцироваьности и исторического движения культуры. Материал исследования - культура античности и средневековья, а также эпохи Возрождения. Выбор данных типов культуры позволяет обозначить тот контекст, в которой происходит самоопределение эстетического и художественного отношения человека к икру, и выявить тенденции, реализующиеся в динамике сближения и отдаления этих ценностных позиций.

Необходимость в понятии "ценность" возникла в философий во второй половине XIX в. В классической философской традиции битве мыслилось в единстве онтологических и аксиологических характеристик. leu больший интерес представляет исследование способоы проживания и продумывания ценностных содержаний на тех этапах развития культуры, когда эти содержания еще не осознаются как таковые. Соединение в анализе проблемы соотношения эстетического и художественного культурологического и аксиологического подходов, рассмотрение ее на конкретном материале истории художественной культуры составляет научную новизну реферируемой диссертации.

Апробация работы. Основные результата исследования изложены в выступлениях на аспирантском семинаре кафедры философии культуры, этики и эстетики, философского факультета С.-Пзтербургского университета. По теме диссертации опубликовано две статьи и тезисы научного доклада.

Практическое значение работы, материалы и выводы настоящего исследования могут быть использованы в ходе учебного процесса, при разработке спецкурсов по философии культуры, теории ценностей, эстетике.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 238 наименований.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновываемся выбор темы, ее актуальность, научная новизна и методология, рассматривается история вопроса и современное состояние разработки проблемы, определяются цели и задачи исследования.

В первой главе - "Эстетическое и художественное в структуре аксиологической сферы культуры" - исследуются общекультурные и общеаксиологические закономерности, действие которых проявляется в конкретных формах соотношения эстетического и худоаественного. В первом разделе главы рассматриваются онтологические основания аксиологического отношения и место ценностей в культуротворческой деятельности. Обосновывается необходимость выхода за пределы традиционной для аксиологии антиномии объективности/субъективности, трактовки проблемы онтологической природы ценностей в категориях сущности и существования. В качестве ключевых для понимания места ценностного сознания в культуре выделяются два аспекта: во-первых, существование особой, аксиологической, сферы бытия со своими специфическими законами и принципами и, во-вторых, несводимость ценностного отношения к трансцендентным ценностям как высшим духовным императивам, необходимость понимания его во всей полноте и противоречивости тех форм, в которых культура стремится к их реализации.

В восходящей к неокантианцам и достаточно устойчивой трактовке культуры как мира воплощенных ценностей игнорируется динамический характер последней, ее обращенность не только к прошлому, но и к будущему. В диссертации предлагается истолкование онтологической природы ценностей как особого типа связи по значению, существующей потенциально между субъектно-личностным и предметно-вещным уровнями бытия, а такие внутри субъектно-личностного и актуализирующейся в процессе культуротворческой деятельности человека. Культура по отношению к ценностям выступает не только как совокупность их осуществлений, но и как способ актуализации виртуальных аксиологических слоев человеческого бытия.

Место ценностей в культуре определяется их способностью синтезировать в себе и ее динамические характеристики (определенная

направленность духовных устремлений культуры, тенденции разворачивания тех или иных смыслолых пластов), и свойства ее предметной структуры (относительно константный, типичный для каждой культуры "набор" ценностных значений). Поэтому в культуротворческой деятельности ценности участвуют и как ее цеди, и как ее средства, и как ее условия. С этой сложной природой ценностей связан и особый способ их бытийствования, реализующийся как напряженная пульсация между трансцендентных значением и никогда не прекращающимися попытками культуры претворить их в свою действительность.

В диссертации отстаивается положение о том, что для философии культуры принципиальное значение имеет вопрос о существовании ценностей. Его сложность обусловлена действительной парадоксальностью бытия ценностей, которые, принадлежа к сфере долженствования, имеют смысл лишь как нечто, противостоящее сущему. Однако проблема существования ценностей - это и проблема способа и условий их осуществления в человеческой реальности: культуре. Предложенная в реферируемой работе трактовка онтологической укорененности ценностей, опирающаяся на диалектическое понимание двойственной (трансценден-тно-имманентной, динамически-статической, целе-средственной) природы аксиологического отношения, дает возможность объяснения ого разнообразных феноменов в едином ключе.

Во второй разделе первой главы объектом рассмотрения являются уровни аксиологического бытия эстетического и художественного: смысловой (объективно присущие культуре типы ценностных значений), идеальный (их потенциальное существование в виде представлений о ценностях в самосознании культуры), практический (формы их осуществления в культурно-исторической действительности). На смысловом уровне аксиологического бытия складывается общая конфигурация принципиально возможных и бесконечно разнообразных форм духовной жизни в их качественной определенности, которая, хотя и имеет субъективный, человеческий, источник, присуща им объективно, этот-модус бытия ценностей позволяет говорить об их онтологической автономии. Здесь задаются те горизонты человеческого существования, которые имеют смысл лишь как бесконечно удаленные его цели - абсолютные Истина, Добро и Красота, к каковым можно лишь приближаться, но достичь их и полностью слиться с ними нельзя. На этом уровне аксиологического отношения эстетическая деятельность долина быть понята

как необходимый, самодостаточный, внутренне ценный и автономный момент культуры, дающий ей возможность соотнесения материальных и духовных, природных и социальных, объективных и субъективных предпосылок и сторон своего бытия с точки зрения соответствия их содержательных и формальных качеств законам меры, гармонии, целесообразности.

Ценности обретают бытие в культурной действительности, и туг они выступают уже как экзистенциально несамодостаточные, поскольку их существование определяется и способом существования их носителей, и способом их укоренения в объектах культуры, и характеристиками субъектов аксиологического отношения, изменчивость которых и порождает многообразие формирующихся в разных типах культуры установок на воплощение в искусстве эстетических и неэстетических ценностей, а такке того, как эти соотноыения воспринимаются культурным самосознанием.

На практическом уровне аксиологического бытия ценности реализуются как образцы предпочтения, выбора, оценки» в роли их носителей выступают произведения искусства как реальные объекты. В аксиологическую структуру произведения искусства ценности входят на предметно-изобразительном и формально-конструктивном уровнях. Являясь средствами реализации образно-коммуникативной природы искусства, индивидуальные качества произведения обладают относительной художественной ценностью в узком смысле. Возникающая благодаря им эстетическая ценность имеет свойства внутренней ценности: она безотносительна, ибо характеризует сам качественный ансамбль художественного произведения, и ценится как таковая, а не как средство достижения каких-либо внешних целей; она уникальна как восприятие единичного объекта в целостности его бытия и его конкретности; она замыкает личность на чувственном контакте со своим носителем и известным образом изолирует ее от всего окружающего; она предстает как некая самодовлеющая и совершенная данность. Объективно обусловленная закономерностями формы, взаимосвязанностью и гармонией ее частей, она присутствует в произведении искусства лишь потенциально, реализуясь в форме эстетического наслаждения в актах худонест-венного восприятия при условии, что их субъект обладает достаточно развитым эстетическим вкусом.

Предметно-изобразительный уровень произведения искусства характеризуется аксиологической поливалентностью. Объект художественного воплощения - не только эстетические ценности действительности, но все ее ценностное своеобразие, пусть и сводимое в произведении к единому ценностному контексту. Сама возможность такого сведения определяет сущность художественного творчества, но ве исчерпывает ее, ибо реализация произведения искусства в качестве ценности не есть избирательный ответ лишь, на эстетические запроси личности, а осуществляется в соприкосновении со всей ее ценностным горизовтом. Сущность искусства неотделима от его существования в качестве художественной ценности, которая имеет интегративный характер и не сводится к эстетической.

В отличие от внутренней эстетической ценности, источник которой "локализован" в самом произведении искусства, в его формально-конструктивных особенностях, художественная ценность, включая пергу» как свою неотъемлемую часть, обладает также чертами ценности внешней и, вбирая тончайшие смыслы, оттеняющие саше разные стороны человеческого бытия, будучи способной "играть" безграничное множество культурных "ролей", остается ценной как "цель-в-себе".

Принципиальное различие в структуре эстетических и художественных ценностей сказывается на том, каким образом осуществляется их связь с носителями, как они укореняются в объектах культуры, ва самом способе их существования в конкретных индивидуальных проявлениях. Эстетические ценности сопряжены лишь с формой объекта -своего носителя, художественные же ценности укоренены а в материальной структуре произведения искусства (через свор связь с эстетическими ценностями), и (тоже опосредованно) в тех объективных свойствах и сторонах действительности, с которыми связаны неэстетические ценности, содержащиеся в произведении. Значение этой соотнесенности варьируется в зависимости от того, в какой мере художественная ценность связывается с реализацией чисто эстетических задач, а в какой наделяется и другими значениями.

Условия реализации художественных ценностей задаются и изнутри (в самой их структуре могут быть элементы, способствующие художественной коммуникации или затрудняющие ее), и извне - социокультурными обстоятельствами, в которых они осуществляются.

Третей раздел первой главы посвящен анализу места искусства в аясяодогяческоа уростраястве культуры, занимаемого им благодаря особому способу существования художественных ценностей. Оставаясь, как в ценности эстетические, ценностями явления, они в то не время небезразличны к реальности носителей тех ценностных содержаний, какие в наядой конкретном случав созидают художественную ценность прокзведенЕя. Искусство, являясь самосознанием культуры, с необхо-даюстьс становится и средством ее самоутверждения, и средством ее саиокрятшга, а его аксиологический статус - статус особого рода "ценности ценностей": его значение в том и состоит, что оно проявляет сшювозув емкость реальных отношений бытия. Если воспользоваться неокавтканской трактовкой аксиологического отношения как дуа-лжана ценностей в действительности, то искусство займет здесь, поев дгкоку, кесто среднего звена, ибо именно оно способно дать ощу-ценкэ их непосредственного единства. Те высокие ценности, которые настоятельно требует своей реализации в действительности, но не икает достаточно спяы, чтобы побороть ее сопротивление, обретают в псяусстве новую степень свободы.

В определенном смысле именно искусством созидается аксиологическое пространство культуры. Ценностные отношения, до того, как претворяться в художественной ткани, пребывают в глубинах культурного батгтя, спорадически резонируя в человеческих деяниях, но не проступая явно как их цель в содержание. Искусство же, обладая ничем ве ограниченной способность)! представления любых феноменов человеческого существования как эстетически самоценных, "очищает" их от тех случайных, искажающих их смысл напластований, с которыми ош срастается в борьбе с противостоящей хм необходимостью реального няра, а возврацает их человеку уже как некие'оформленные, упорядоченные содержания, конституирующие его осмысленное видение мира. Ассоциированность в художественных ценностях эстетических и веэстетвческвх смыслов создает условия для участия искусства в действии внутренне-телеологических закономерностей развития культуры.

Во второй главе - "Самоопределение эстетических и художественных ценностей в античной культуре" - исследуется проблема источника ценностей, возникавшая в античности на пересечении трех ак-сшкогвческя обрамленных плоскостей, формируемых отношениями "природа о культура", "человек и социум" и "ценности жизни и ценности

культуры" и объединенных антиномией, с которой так или иначе сталкивается каждая культура и которую в общем виде можно определить как внешнее или внутреннее по отношению к человеку бытие. В обозначенных пределах она конкретизируется как соотношение естественного и искусственного, индивидуального и всеобщего, утилитарного и самодостаточного.

В первом разделе анализируется статус искусства и красоты в системе ценностей античной культуры, прослеживается влияние тесной связи художественной деятельности с ремеслом и культом на соотношение эстетического и художественного. Мифу искусство обязано не только непосредственной вплетенностью в действительность, но и свойством аксиологической отрешенности, благодаря которой делается возможной смысловая и ценностная контаминация различных планов действительности. Фольклорность религии и этики служит в ранней античности основанием глубокого осуществления синтеза общекультурных ценностей и субъективного развития. Эстетическое выступает здесь в качестве необходимого культуре средства углубления ее аксиологического пространства, перехода от вещно-ллоскостного к ценностно-объемному видению мира, но как таковое еще не может быть воспринято в качестве ценности, имплицитно присутствуя в художественном и создавая предпосылки для его ценностной реализации, оно уступает иным ценностным содержаниям по степени императивности. В диссертации показано, что по мере того, как глубинная сочлененность искусства с культовой и социально-этической сферами ценностей ослабевает и приобретает характер чисто внешнего отношения, эстетическое начинает заполнять образующиеся ценностные лакуны, постепенно проступая как самостоятельная ценность.

Для античной культуры в определенном смысле характерна обратная пропорциональность в отношении между аксиологическим статусом эстетического и реальным местом искусства в системе ценностей: представление о самостоятельной значимости искусства еще не бало одновременно и представлением о его большой ценности, а в тех случаях, когда ему придавалась высокая ценность, она не связывалась непосредственно с ценностью эстетической.

Диктуемые едиными типологическими чертами античной культуры принципы соотношения эстетического и художественного по-разному преломляются в художественной практике, на уровне стереотипов

общественного мнения, в эстетике. В работе предпринята попытка сравнения форм этого преломления, выявления оснований начинающегося уже в античности распределения ценности художественного творчества между двумя аксиологическими полюсами, когда высокая оценка искусства не распространяется на личность художника, которая оказывается как бы не связанной с произведением искусства и его ценностью. Объектом исследования становятся и результаты творческой рефлексии, которой античная эстетика подвергает способность искусства, обладая реальной конкретностью, находиться в то же время в отстраненности к повседневной жизни. Показана зависимость трактовки вопроса о соотношении эстетической и художественной ценности от представления об их источниках и "локализации" этих источников, что с особой очевидностью проявляется при сопоставлении позиций Платона и Аристотеля.

В работе анализируется влияние различия в структуре эстетических и художественных ценностей и способа их укоренения на то, какую роль они играют в отношении к другим ценностям античной культуры. Внутренний характер эстетической ценности определяет значительно большую степень ее автономности, поэтому столь велико значение эстетического отношения в консервации ценностных содержаний, возникающих в других областях ценностей, в стабилизации связей внутри ценностной иерархии. Эстетическое отношение к ценностям, неэстетическим по существу, создает возможности для вхождения последних в культурный обиход з такой ситуации, когда их духовная значимость еще или уже не может быть воспринята культурой и прожита ею. Оно может служить необходимости в снятии противоречия между разными сторонами духовной жизни, в их гармонизации.

Художественное чаще становится источником пополнения и обновления аксиологической сферы культуры, так как духовные дистанции между эстетической ценностью и реальностью, с одной стороны, и между реальностью и ценностью художественной, с другой, не тождественны. Мера их совпадения зависит от того, насколько художественное подчиняется чисто эстетическим задачам. Античное искусство проходит сложный и долгий путь от практической нерасчлензнности художественных и жизненных ценностей, выкристаллизовывающихся из единого праценностного мифологического источника, до того этапа, когда делается возможным уход от реальности в мир эстетических ценностей, творшых искусством.

.„Шнасезз© зааюсшааег с раза ш цршшстаое сашопредеягнве ш (¿>;пщ11ша1мш ш 'г^'^ т-"Mai «»-»«w^ в ijiiûjps форвах взакяохеСствяв яеаду ддшыни <в&иегши щкеязссЖ. Бз ддщди дйддги* дунгад гжаш огсга-ипанггжш чсах тевв,па что {зехгщтя рель в саздввдв возжажнэсте! дня

■ff'i.igai'H Mpr.Ttpi.« КГраВС jQBä ВЗ&ОЮДЗ&ВСХЗ^ЩРЕС

фвиссщвг дппятиазиив içsgcyEssro ж жзжиуряого в вддявщдуаиьшш» я жввдйцвзо,

Ggœpa двашзеш тючщва есть срожавадгое от оцредежввай мздш ¡go ее sBûsg) «"¿yjpд,д щ возжохвосхь es аправдашв вз HiHfxi йдтдадеятагыгазс жлж «уеьщи црдаасгеж. База эстетичесасое (игвщшянв? шещладо в аязяжвзегж в предельно ижрагай авокшдаиз— (csä& «Дамсщи, шг ддссжа es сяэгаввна цеегассш^е сфзри, а сФьзацш IBSS юавЕзишшдзЕ csscsgagaae Скгжз в юзздзх, uça&zexa. ощищдавш юз шшаш щейебеэь, ses Bese зет ¿серзвз шдус* чеддзечеснаго нигшзшеиеЕ г !шщ? ташчцяимца» жщтре эггазвадэсазго, в юзафхикЕсз вэвду швее ятгШШ-7,1р!>г !НЕ яштаг>_ Jgg укз В ¡[guraa-y гШЕИЯШОЗ HJJtbTJpí фЭрИЩвЯССВ 1ГЛЦЙ>дячмишуя «кмелкижизеяяж ЖЕЮДИЯЕ. С ЕзаСТРГВДГЧОСЗСЬВ 33ЖОВО—

UQQSQssai жав^нмааедЕЬяаа шаэдше в spjrac тигдг к^дьгурш в m цшшщх здиинвх. дрям'аигаецао шуяпмажв. сежгутредтигегтие эсдаюгигеесвоШ <пй1цияш щрнюетйЕ, загюежаззв ez¡ сшего, ажгашишго со бижожжав ж дцвзвш щаннашаиц, пзоигрегггза сгздазт Е^дгзасмдзд др £pxzsz¡p~ щрдяя ^{я^'риартопа ааяада в crjspcspe зудрюежваагых цзашезге®, шо ш аяшдпг вдхыщгеу nffijjsgi ивоРгтодггшагтш шеоиз средств гарташ-етадин щвашгх ¡данааипшх тозапвйй к сзягчвещ кгжзСеЕвзх isscsacreat

НЯИЯШВЙВя ® i^RBMi* ШПВПБЕ® «аямВИВа.и"л(И саШЗДДСТВЮЧШСНСО —

янздцртгщтан:чтт ашсшавсЕ б у^чпия д^жз в щедрягх тд/р^'^туи'пД деэ— явевпнншзеп^ Шив аакссвнвгтп тавстжаезгз» ыхззщеуезж тядт оггэггвгй ашкншшт дщрннанв с ядкацреогаи щгвжжхшл ергродзо—

—wmpttpunfjitnrtm я вджыщзшэ-1аеяс2ж|$е«ава©„ 3 eeíaze езжгаавз, ess

ПИ) ЩЩ© р^дуду^явтщ! ДТ5уГ*!НТ'Ч№|П'|''т'1"Г> ^ЩЖрЗДЗОЮ) JESS ЕСЩШЗОа ЕКЕЭ—

ишншш) л япнудицигсаин ша латиеЖ щщезсзш вятадя, в вехоое^сгого ((¡{^пнгщдашгш)) жшс ш^иштбасвшо, ззразщ^т ш ержзжажьвето всау-аш5Ж) (Дкна«наешш в ттй»мюе дпвршпшдМ шо сратвиаш с осгашн ig^tmimimuM вдвзшщш швшщнк ддижияв! ею шаширшвоств озжаяаег щризнаник nQSSB ^ошшншш ([яващэддшаинигв)^ spaas гокоа "Уаяюяо— дак501»шпг0п соиноданив ж твщвт m вдаязяастшЕЕвая з шзшг jemaem-ш) яссшзшшшаш) (бызит пгапгишиг п^ешкшее Епеаажиж^Епе, сотаыггсгь-овя ос ^ткизиаадайй асшя®ш: шде здадишг..

Параллельно тому, вал субгентизяо-лпчностныв аспект ннаинш— от занижать в культуре ведущее положение» васшгиШ аясшдогилиски! статус обретает а творчество, созидание нового с шлшвсш фантазии, воодушевления в более высоко оценивается m красота, которая при:— вносится в жизнь искусством.

Культура авгжчвосхп ка всем протяжении своего исторического* развития помещает средоточие всех высших ценностей, кршвряеа я вора вне человека - в тон сащгадьноа црлон:, катарсшу аа принадде.— хит. С этим связан один из поразительных парадоксов античной культуры: в то врека sas ее фшгасофско-зететнческая иысль столь серьа-ано озабочена действенностью искусства, приче®, действенасстви) непосредственной, ее художественная практика зачастую как 6Ш игнорирует то обстоятельство, что произведение искусства адресована зрителю. в худокественноЗ структуре произведений» классического» античного искусства, как правши», не содержатся алеиентов1» которые» об— легчала бы худоне стве ннуи коинуниЕащш, создавала бЬе условия для реализации художественной ценности. Однако постепенно усаливается: интерес к ицдивидуально-яеповтарииоиу в искусстве» представления! о всеобщей объективной источнике н пера красота дополнится идея:— ия об ивдашидуалькой красоте соответствия. В зллияисгичвсяоИ зст&-тикз более ценится красота способа изображения предметов, нежели их совераенство саких по себе.

Обращение к историк становления а развития античной! художественная культуры показывает, что соотношение эстетического) и художественного обретало конкретные фарш в зависдаости от тога. кахоЖ из уровней аксиологической структура произведения искусства — пр©-дцетно-кзобразигелБНЫЙ или фораадьно-кокструкшаный! — в больней мере проявлялся в сваей ценностной весомости. Киассическаж эпоха: отдает предпочтение первому, и эстетическая ценность искусства-имеет здесь своим источникам совершенное содержанка бЯтия в цело». Закововерноств, сформировавшие облик эллпнистическ®-риискога> этапа античной культуры, определили и переход ценностных приоритетам на уровень формально-конструктивный. Эстетическая ценность искусства предстает как ценность индивидуалвно-тво рчаскога начала* реализующегося в ней.

В третьей главе — "Эстетическое и художественно© В) ценностных; антилопиях культуры средневековья™ — основное внимание: удаляется

- Н -

способам проживания эстетических и художественных ценностей. Первый раздел посвящен исследованию аксиологического статуса эстетического в средневековой культуре.

Следует иметь в виду, что средневековый мир никогда не был полностью христианским, в нем находилось место и компромиссу между христианством и язычеством, и сферам ценностей, вообще не соотносящимся с религиозностью. Этим, в частности, определяется и неоднозначный характер связи между фактической реализацией эстетических и художественных ценностей в художественной практике средне- * вековья и представлениями о ценности красоты и искусства на уровне теоретико-эстетического самосознания в разных направлениях эстетики средневековья - геологическом, трактовавшем о красоте Бога и мира, схоластическом, занятом преимущественно концептуальным анализом понятий искусства и красоты, и конкретно-эмпирическом, представленном сочинениями, посвященными отдельным видай искусства (музыке, поэзии, живописи).

Сама по себе причастность к миру христианских ценностей не вела с неизбежностью к безусловному аскетическому отрицанию чувственной красоты. Один из возможных в.рамках христианского мировоззрения путей - лриэнание присутствия божественного в чувственном. Однако в полной мере эту возможность использует только Ренессанс, средневековье же будет колебаться между отрицающим миЬ аскетизмом и более позитивным отношением к миру, к чувственному, к имманентным человеческим (сзетским) ценностям. Да и сама драма аскетизма возникает как результат сложной ценностной коллизии: глубокого чувства красоты и силы, "прелести" земного и стремления к постижению сверхъестественного. В диссертации анализируются прямые и косвенные обоснования высокого аксиологического статуса эстетического в теоретической мысли средневековья.

Характерной чертой западноевропейской средневековой эстетики является то, что реальный ценностный опыт, его субъективное содержание, объективные критерии эстетических ценностей, строение мира искусства, его место в жизни человека - все эти проблемы оказываются разведенными по ее разным "отсекам", и формы реализации эстетического отношения в средневековой культуре остаются слишком противоречивыми и сложными, чтобы во всей полноте отразиться в теоретической' рефлексии. Исследованию этих форм посвящены второй и тре-тпй разделы настоящей главы.

Во второй разделе предпринимается попытка выявления характеристик способа обоснования и существования эстетического в качестве элемента структуры художественной ценности, которые определятся тем, что в целостном континууме средневековой культуры связь эстетического с художественным не является прямой, а опосредована религиозными ценностями. Дидактические и сакрально-литургические задачи искусства обусловливают то обстоятельство, что в роли структурообразующих в художественной ценности выступают ценности предметно-изобразительного ряда. Символическая основа средневекового христианского искусства позволяет парадоксальным образом сопрягать внешнюю удаленность от жизненных, земных содержаний и фор», устремленность к трансцендентный ценностям и необыкновенную жизненную насыщенность, полнокровность, активную целенаправленную побудительную силу. Отношение обоснования между эстетическими и религиозными ценностями реализуется не только в способе существования художественных ценностей, их вхождении в такую аксиологическую плоскость, где они обретают не характерную для эстетических ценностей степень императивности, но проявляется и в принципиально гетерономном отношении художника к долженствующим быть воплощенными в его произведении ценностям. Канон, или стабилизированная норма, выступает здесь как источник ценности, ибо его посредством осуществляется тот приоритет целостности (общества, нации, церкви), который является одним из важнейших принципов средневекового сознания. Верность канону означает для художника не только соблюдение условий, гарантирующих социальную значимость его творческой деятельности, но и приобщение к источнику объективно-прекрасного, которое доступно лишь соборному опыту. Поэтому столь часто признак высшей художественной ценности средневековье видит во впечатлении "неру-котворности".

Опосредованность связи художественного и эстетического через религиозные ценности сказывается и на способе укорененности соответствующих ценностей в свойствах материальных объектов - их носителей. Для эстетических ценностей, репрезентирующих в содержании произведения искусства определенный и устойчивый религиозный идеал, эмпирические индивидуальные качества этого произведения малосущественна, художественная же ценность зависит от них в той мере, в какой они способсгвуют ее реализации, позволяют в восприятии

придать признакам реального икра внеэмпирическое значение. В средневековом искусстве, в отличие от античного, художественно реле -вантной становится способность произведения искусства устанавли вать контакт со зрителем. Но это еще не тот диалог, к которому направлено искусство Ренессанса, ибо средневековый художник стремит- • ся постигать вещи прежде всего в их данности, в их внутреннем смысле. Содержание религиозно-эстетического идеала и художественные задачи находятся в слокных, напряженно-динамических отношениях; единство художественной модели мира достигается силами смыслового сцепления, обретающими значимость за пределами художественного бытия - в сфере трансцендентных религиозных ценностей. Данная сфера оценивается и эстетически (красота - атрибут божественного Сытин), но масштаб эстетических и художественных ценностей оказывается принципиально несоизмеримым, ведь эстетические ценности, воплощаемые на содержательном уровне структуры художественных ценностей, лишены качества имманентности, обретают значимость через причастность сфере универсального, которая запредельна индивидуальным познавательным и творческим возможностям. Представляется, что именно эта несоизмеримость масштабов эстетического и художественного и явилась одним из важнейших источников развития средневекового искусства.

Таковы общие, типологические, характеристики cnocdoa сосуце-ствования религиозных, эстетических и художественных ценностей в средневековой культуре. В диссертации затрагиваются и те его черты, которые определяются особенностями художественной культуры Византии и Древней Руси, где превращение культового изображения в поклонный образ поднимает художественное на тот высокий аксиологический уровень, где бытийствуют эстетические ценности духовного совершенства.

Искусство средних веков представляет большой интерес с точки зрения того, как внутри него вызревают предпосылки для своего рода аксиологической инверсии исходных установок художественного творчества. Уже к XI-ХП векам в пределах церковного искусства начинают появляться сферы, в которых становится возможным восприятие художественного творчества и эстетического совершенства со стороны их самостоятельного значения, ¿втор исследования считает возможным говорить о том, что общекультурное переструктурирование ценностных

связей и аналогичные процессы внутри художественной культуры соотносятся не только и не столько как последовательные явления, сколько как параллельные. Модус взаимоотношения ценностей внутри художественной сферы, в самых общих чертах заданный культурой, обладает способность» и к самостоятельному развитию, в ряде случаев даже предвосхищая изменения в общекультурной системе ценностей. Проникновение в искусство элементов, лишенных символического значения, высвобождает а пределах художественней ценности пространство для собственно эстетических значений, структура художественной ценности усложняется: к тем ее планам, которые служат цели репрезентации того, что в принципе не подлежит непосредственному вое -приятию, добавляются и планы, ценность которых не опосредована внеэстетическими значениями, автономна. Напряжение между эстетическими аспектами надсубъектного религиозного идеала, воплощенного в произведении искусства, и его художественной ценность», имманентной человеческому существовании, начинает уменьшаться, а масштаба эстетического и художественного сближаются. Ценностная структура искусства становится той средой, ь которой исходная идеализирующе--преобразующая ориентация художественного творчества дополняется новой, натуралистически-воссоздающей, а установка на самоуглубленность, рефлективность совмещается со стремлением постигать и формы внешнего мира.

Средневековый тип мироотношения ставил эстетические данности в сложную аксиологическую ситуацию, ибо их самодовлеющий характер вступал в противоречие с релятивизацией и утилитаризацией всех ценностных взаимосвязей, с необходимостью проистекавшими иа наличия единственного безусловного и безотносительного высшего блага. Искусство и в этом отношении - особая аксиологическая область, где разные ценностные позиции, в том числа эстетическая, религиозная и утилитарная, могут сосуществовать в определенной гармонии, и эстетическое может проступать в своем самостоятельном значении, не будучи связанным с решением прикладных задач.

Представляется, что такая аксиологическая инверсия средствами искусства возможна благодаря двойственной укорененности худокест -венной ценности - не только в объективной, независимой от индивида социокультурной действительности, но и в том субъективно переживаемом отношении личности к этой действительности, которое несводимо

к односторонней детерминации, но всегда наделено определенной стелены) свободы. В аксиологической пространстве художественного освоения мира проживание ценностей в наименьшей степени опосредовано ' социально-ролевыми значениями. Социализирующее (художественное) и индивидуализирующее (эстетическое) начала искусства взаимопересе -каются и взаимодействуют в едином процессе созидания художествен -ных ценностей и приобщения к ним. Человек и приобщается к сфере общекультурно значимого, но и выходит за пределы внешней ценностно-нормативной детерминации. Культура обретает возможности обеспечения своего ценностного единства, но и вскрывает те уровни ценностного сознания, на которых это единство ставится под вопрос.

Неодинаковый характер взаимоотношений между разными сферами ценностей в культуре и искусстве, с одной стороны, и в общекультурной системе ценностей и индивидуальных спектрах ценностных предпочтений, с другой, создают необходимые аксиологические предпосылки для той роли, какую искусство призвано сыграть в переоценке ценностей средневековой жизни и культуры. И сопряженность в искусстве эстетических и неэстетических содержаний образует тот меха -низм смыслообразования, с действием которого связано перераспределение ценностных приоритетов культуры.

Христианская картина мироздания была тем общий мировоззренческим основанием, которое обеспечивало единство социально дифференцированных подтипов средневековой культуры. Но ее целостность была относительной. В третьем разделе данной главы объектом анализа являются модусы реализации эстетических и художественных ценностей в фольклорной, рыцарской и бюргерской культурах. Они свидетельствуют и об устойчивости свойственных средневековому типу культуры характеристик аксиологического отношения (определенная двойственность в положении эстетических ценностей, как правило, нуждающихся в обосновании какими-либо другими ценностями как условии своего проявления; тенденция к функционированию искусства в качестве ценности-средства; преобладание гетерономных форм ценностной детерминации), и о достаточно широком спектре возможностей их вариаций, создающем предпосылки для переоценки ценностей и обновления форм их проживания.

В четвертой разделе третьей главы соотношение эстетического и художественного рассматривается в .аспекте связи аксиологической

призмы Ренессанса с античным и средневековым культурным наследием. Культуре Возрождения предстоит найти общее основание эстетического и художественного, обнаружить единый источник многообразных ценностных значений. Ренессанс проявит сопряженность двух аксиологических -дилемм: культура - цель или средство? ценности - гетерономия или автономия? Отношение к культуротворческой'деятельности как деятельности самоценной и самодостаточной становится залогом специфического соединения в ренессансной культуре жизненности и эстетичности, и духовный мир человека воспринимается как цель культуры и источник ценностей.

Художественные ценности в большей мере укоренены в том, чем культура обладает, эстетические - в том, чего ей недостает, в том, что представляется ей идеалом, направлением дв/кенкя. Соотнопение эстетического и художественного, мера их совпадения всегда есть определенная проекция того, как оцениваются культурой перспективы реализации идеала. Характерной чертой "ренессансного мифа" является уверенность в возможности приближения к идеалу. Субъективно-имманентная данность прекрасного открывается со стороны своей высшей необходимости, ибо только человек может оценить красоту сотворенного Богом мира, и познание реальной, земной красоты - возможный и необходимый путь к познанию красоты идеальной.

Общие выводы исследования содержатся в заключении. Формы со-отноиения эстетического и художественного варьируются по степени совпадения и г.о качеству - в зависимости от той роли, какую эстетическое играет в организации художественного целого, и от того, каким образом присутствие в художественном неэстетических ценностных содержаний влияет на способ существования эстетического. Непосредственная или опосредованная, имплицитная или эксплицитная связь художественного с эстетическим, преимущественное внимание к ценностям формально-конструктивного или предметно-изобразительного ряда, мера совпадения или несовпадения масштаба, среды и условий реализации, способа укорененности в объектах культуры - таковы основные аксиологические координата, образующие пространство взаимодействия эстетического и художественного. Конкретные конфигурации этого пространства зависят от тех условий, в которые аксиологическое отношение поставлено культурой в ее историко-типологиче-ской определенности.

По теме диссертации опубликована! следующие работы:

1. Философия культуры и философия ценностей // Вестник ЛГУ, Сер. 6. Философия. Политология. Социология. Право. - 1991. - ^ 20. - Вып. 3, - С. 45-49.

2. Диалектика нормы и ценности в'художественной культуре // Культура, техника, человек: Диалектика взаимосвязи. - Владивосток: йэд-бо Дальневост. ун-та, 1991. - С. 130-137.

3. Н.А.Бердяев о смысле культуры (соотношение эстетических и худонественных ценностей) Ц русская идея. Проблемы духовкой культуры б философском наследии Н.А.Бердяева: Тезисы докладов и сообщений участников философских (методологических) семинаров на Пятых философских чтениях (октябрь 1990 г.). - Владивосток, 1990.- С.1Б-

22

с.

*