автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Социализация личности в традиционно-бытовой культуре абхазов

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Маан, Омар Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Социализация личности в традиционно-бытовой культуре абхазов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социализация личности в традиционно-бытовой культуре абхазов"

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ДРУНБи НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОГРАФИИ имени Н.II.МИКЛУХО-МАКЛАЯ

На правах рукописи

МААН ОМАР ВЛАДИМИРОВИЧ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ТРАДИЦИОННО-БИТОВОЙ КУЛЬТУРЕ АБХАЗОВ (Вторая половина XIX - начало XX вв.)

Специальность 07.00.07 - Этногра1ия

Аьторе|ерпт диооортпции па соискание ученой отепени кандидата иоторичеоких наук

Мооква, 1990

Работа выполнена в оекгоре "Народы Кавказа" Института втнографии им.И.И.Миклухо-Маклая АН СССР

Научный руководитель - доктор историчеоких наук

Официальные оппоненты - доктор исторических наук

С.Х.Ма^едзев кандидат исторических наук И.В.Чеонов

Ведущая организация - Абхазский государственный университет им.Л.М.Горького

Защита состоится " "_ 1990 г. в __ чао.

на заоедании специализированного совета Д 00Й.76.01 при Институте этно1ра'1<ии АН СССР.

Адрес: 117036, г.Москва, ул.Дм.Ульянова,19 | ИЗ ЛИ СССР, кон]еренцэал

С дносертациеП можно ознакомиться в научной библиотеке Института этнографии АН СССР.

Автореферат разослан " "_ 1990 г.

Ученый оекретарь специализированного оовета кандидат исторических наук

А.Е.Тер-Саркиоянц

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность тем». Одним.из главных условий существования этноса является непрерывный процесс воспроизводства этнокультурной традиции. Важнейшим механизмом этого процесса является приобщение молодою поколения к ценностям этнической культуры, его социализация. В данной работе под термином "социализация" ми подразумеваем процесс усвоения индивидом социального опыта, приобщения к обществу ненамеренными, спонтанными воздействиями на него системы социальных норм и культурных ценностей, характерных для определенной этнической общности, с целью включения индивида в систему общественных отношений.

Историко-этнографический подход к проблеме социализации личности для этнографии абхазов определяется не только необходимостью дать общую характеристику традиционных ?орм социализации и выяснения ее роли в приобщении индивида к культурным ценностям своего парода, но и возможное- -тью использовать полученные данные в комплексном изучении социальной истории и культуры абхазов. Исследование системы социализации человека как одного из важных компонентов общественного бита» дает возможность более полно представить традиционные черте мировоззрения, религиозные ве-• рования и духовный облик абхазского народа.

Данная проблематика актуализируется еще и тем, что в результате социальных и культурных преобразований в Абхазии социализирующие механизмы претерпели значительные изменения. В этой связи необходимо зафиксировать данные,относящиеся к традиционным формам бытования этой с^еры этнической культуры, тем более сеГчас, когда возможности полевой этнографии для исторических реконструкций вое более о/жаются.

Целью и задачей исследования является историко-этно-гра'Тическое изучение проблем социализации личности в системе традиционно-бытовой культуры абхазов во второй половине XIX - деачале XX веков. Достаточно широкая целевая установка исследования предопределила вычленение ряда эч-

дач Солее частного характера. Так, к анализу основного материала невозможно било приступить без уяснения исторически сложившейся систем» возрастных категорий в традиционном абхазском обществе. Поэтому в задачу исследования входило определение важнейших отапов жизненного цикла индивида (младенчество, детство, юноиество и т.д.) и возрастных степеней (ступени Физического развития, определение хронологического возраста и т д.). Процесс социализации протекал в двух битоикх с'ерах - семенной и общинной. Рассмотрение социализирующих функций общины потребовало остановиться на тех социальных структурах, которые оказывали непосредственное воздействие из формирование этнокультурных ориентации подростков и их приобщение к социальным, бытовым, религиоэним, этическим, поведенческим и др.представлениям, функционировавшим в абхазском обществе в рассматриваемый хронологический период.

Научная новизна и практическая значимость диссертации определяется тем, что она представляет собой первое в аб-хазоведении монографическое исследование проблем социализации личности'у абхазов в конце XIX - начале XX в. Изучение про;ресснвных традиций, имеющихся в народнон системе социализации, позволит творчески использовать все лучнее и из них в практике современного воспитательного процесса. Прогрессивные традиции народного воспитания абхазов могут бить использовани при разработке новых обрядов, являющихся закономерным отражением особенностей духовной жизни, этнической психологии и культуры народа.

Практическое значение диссертации заключается в возможности использов 'НИН ее материалов и выводов в построении лекционных курсов, агитационно-пропагандистских мероприятий, п также в их применении в практике дошкольного и школьного воспитания, опирающегося на лучшие национальные традиции.

Методологической базой исследования является методика комплексного изучения социализации детей и подроотков, разработанная И.С.Коном, а также работа Я.С.Смирновой,по-

овященные исследованию абхазокой оемьи и социальных институтов.

Источники и историография. Основными источниками диссертации послужили полевые этнографические материалы, собранные автором в 1987-1989 гг. в Абхазии в селениях Аб-гархук, Дурипш, Дяшрхва, Отхара, Звандрипш, Мгудзырхва, Лыхны Гудаутокого района, в селах Поквеш, Тхина, Члоу, Джгердп, Кутол Очамчирского района, Бзыбь и Арасадзых Гаг-рского района и селах Верхняя Эшера и Яштуха Сухумского района. Собранные в различных регионах Абхазии материалы в основном однородны, за исключением материалов по возраот-¡шм категориям абхазов, в которых ми имеем незначительные диалектные различия в терминологии. В диссертации были такяе попользованы материалы полевых экспедиций Ы.Д.Инал= ипа и Г.В.Смыра, хранящиеся в архиве Абхазского института языка, литературы и истории им.Д.И.Гулия. Хам же хранятся неопубликованные работы И.А,Аджинджала, данные из которых • также были использованы в настоящей рукописи.

В диссертации использованы все наличные литературные сведения по изучаемой нами проблеме. Однако они весьма 'немногочисленны. Прежде всего мы обращались к работам Н.М. Альбова, А.Введенского, М.Джанашвили, Н.С.Державина, Н. _ Джанаииа, Г.Ф.Гана, К.Д.Мачайариани, Г.Ф.Чурсина.

Некоторые аспекты социализации личности в традиционном абхазском обществе оовещались в трудах советских последователей, в частности, в работах Л.Х.Акаба, Ю.Г.Аргуна, Ц.Н.Бяаниа, В.Л.Бигвава, С.А.Дбар, Ш.Д.Инал-ипа, Е.М. Малия.

Литература, посвященная возрастным категориям, в советской этнографической науке крайне незначительна. Однако в абхазоведении этой проблеме уделялось внимание. Из абхазоведческих исследований, посвященных возрастным категориям, следует в первую очередь назвать две почти одноименные и во многом совпадающие по содержанию работы А.П. Павленко - "возрастные категории в абхазском обществе" и "Возрастные категории абхазов и их социальная роль". Про-

блеме возраотных категорий абхазов также уделяется некоторое внимание в работах Я.В.Чеснова и В.Л.Бигвава.

Новым этапом в изучении культурного механизма социализации личности вообще и пологэзрастной проблематики в частности в ооветской этнографии явилась серия коллективных трудов "Этнография детства". Инициатором этих изданий является доктор ¿илооофоких наук И.С.Кон, последовательно осуществлявший принцип междисциплинарного изучения данной проблемы, И.С.Кону принадлежит заслуга введения в этнографию ряда основных понятий и методологических приемов, изучение возрастных процессов, разработанных психологией и эт-носоциологией и успешно применяемых при изучении отмеченного вкше круга вопросов1.

Апробация результатов исследования проведена на заседаниях Сектора народов Кавказа Института этнографии АН СССР. Основные положения диссертации изложены в публикациях автора, а также в тезисах докладов на Всесоюзных научных оео-оиях по итогам этнографических и антропологических исследований 1986-1987 и 1988-1989 гг.

Структура работы .Диссертация состоит из введения, трех, глав, заключения, приложения, глоссария и библиографии.

КРАТКОЕ СОДЖАИИЕ РАБ0111

Во введении обоснованы актуальность и научная значимость диссертации, основные задачи и цели исследования,да-етоя краткая история вопроса, характеристика источников, показано теоретическое и практическое значение работы.

Б. первой главе - "Возрастные категории в абхазском обществе и их социальная значимость"-отмечается, что система возрастных категорий абхазов представляла собой слоашуа и весьма тонко дифференцированную организацию традиционного общества, структурные элементы и социальные функции которого предполагали не просто расслоение и взаимозависимость,

I Кон И.О. Возрастные категории а науках о человеке и обществе // Социологические исследования. 1978. к Его жз, jC проблеме возраотного оимволизма // Cb.I98I.fc6 и ДР.

но определенную иерархию в распределении авторитета реальной власти.'

Деление на возрастные группы у абхазов наглядно проявлялось во время разнообразных народных собраний и празднеств, на свадьбах, похоронах, поминках и т.п., когда в мужской и женской половине общества люди ообирались или рассаживались в отрогом соответствии с возраотными категориями.

Первая возрастная категория (класс) детей (без разделения по полу) - адзкн, дети грудного возраста до года, по традиционным представлениям, не входившие еще в человече-окий род. В случае смерти адзкн говорили "он погао" (дкьатит). Адзкн никто не оплакивал, говоря "Пасни уи дмаалнкъуп"("запрещпется, он ангел"),и хоронили в первой половине того же дня.

. С одною годл ребенку давали имя (ахъз), внотупавшее у абхазов основной формой моделирования социального ста- . ' туса, ооотпвной чаотьо личности. Важное значение в этом периоде придавалось обряду становления на ноги (адашьхуап-кара - резание жили пятки), т.к. рождение ребенка как социальный акт определялось периодом, когда он стсновился способным уверенно передвигаться на ногах. Становление на • ноги осмнсливалооь как первичное утверждение индивида в статусе члена рода, являясь началом его целенаправленной подготовки к будущим хозяйственным занятиям.

Вторая возрастная категория, без разделения по полу -ахучы (дети) - в возрасте от двух-трех до семи лет.

Дети категории ахучы уже могли выполнять мелкие поручения по дому (полить старшим году на руки, помочь загонять скот, принести легкую ведь и т.д.). В возрасте 23 лет дети мо^'ли приходить на фамильные и родовые праздники (под присмотром матерей). Участие детей этого возраста в социальных действиях в обиине (свадьбы, похороны, поминки и др.) пока ограничивалось лишь присутствием и наблюдением. Однако и пассивное участие детей в различных торжествах имело огромное воспитательное значение, ибо лэ-

вало возможность "ахучы" воочию наблюдать сложный регламент общественно-битовых взаимоотношений.

Далее анализ возрастных категорий дается отдельно по муяским и женским группам. . ■

Мужские возрастные категории:

1. Ачкук - первая мужская категория - мальчики в возрасте от 6-7 до 18-20 лет. В этом возрастном периоде мальчики становились полноправными членами общины, происходило усвоение главнейших элементов традиционно-бытовой культуры своего народа.

Данную возрастную категорию абхазов молено подразделить на три возрастные подгрупп«: ачкун-хуч, ачкун-ката, ачкун-купш. Ачкун-хуч - маленький мальчик (6-7 лет). С этого возраста мальчики .принимали участие в крестьяноких домашних работах (паоли скот недалеко от дома, подавали хворост тому, кто занимался плетением забора, носили еду работающим в поле старшим членам оемьи, являлись погонщиками волов, запряженных в арбу).

В обязанности "ачкун-хуч" входила помощь отаршему при умывании, например, подать полотенце. Он нередко выполнял Функцию курьера.

С 8-10 лет мальчиков брали на однодневную охоту на мелких звере", вырабатывая навыки поведения, необходимые на охоте. К атому возрасту "ачкун-хуч" постигал технику верховод езды и уже ног'владеть днже неоседланным конем, а самые способные начинали участвовать в конных состязаниях. Мальчики группы "ачкун-хуч" становились помощниками отца в различных видах работ, в том числе сельскохозяйственных.

2. "Ачкун-катя"(букв. "парень-поросль, 10-12 лет) становились помощниками отца в различных видах сельскохозяйственных работ, т.к. считалось, что представители этого воз-раота уже не дети, хотя еще не вполне взрослые. Приучение их к мужским работам происходило как дома, так и вне его, тогда, когда взрослые много времени проводили в поле. Например, "ачкун-ката" доверялось запрягать и распрягать бы-хов, управлять ими, когда взрослые работали в ноле, они

должны были уметь правильно вести упряжь по борозде, не допуская огрехов, а кроме того, определять качество пахоты, глубину заделки семян и т.д.

3. "Ачкун-купш" (14-15 лет). Юноша этого возраста считалок вступившим в период самостоятельности. В связи о этим отец впервые покупал "ачкун-купш" лошадь со всем снаряжением, ему ыили новую одежду, что являлось обрядом, знаменующим собой наступление самостоятельности. С этого времени под наблюдением отца или старших родственников начиналось более основательное обучение подростков верховой езде, приемам джигитовки, обращению с кинжалом, упражнениям в стрельбе. В хозяйственном быту "ачкун-купш" мог, например, если в этом возникала необходимость, полностью заменить отца в различных хозяйственных делах.

" Ачкун-купш" с двадцатилетнего возраста могли участвовать в групповой охоте, где происходило посвящение мальчиков в охотники, что било связано с получением первой охот-. ' ничьей добычи.

"Ачкун-купш" в отсутствии отца (если он был старшим в семье) .свободно мог явиться на сход или собрание общины, как представитель семьи или даже рода, где располагался рядом со своими сверстниками.

П. Арпыо - молодой мужчина в возрасте 18-20 лет до яе-нитьбн. Для юноши это был период наступления совершеннолетия и вступления в период зрелости. Важным знаковым элементом социального положения и символом вступления в категории "арпнс" являлооь ношение тонкого абхазского пояса-ремня -апсуа мака (абхазский пояс).

В прошлом у абхазов, помимо прически и ряда других атрибутов, одевание пояса несло более глубокие функции, являлось показателем завершения обрядов инициации и посвящения юноши в разряд воинов.

К 27-30 годам представители возрастного класоа "арпыс" имели право вотупить в брак. По традиционным воззрениям абхазов брак имел важное значение не только в лизни отдельного человека,"но и рода в целом, ибо он обеспечивал укрепле-

ние и благополучие социума в условиях патриархального образа жизни. Арпыо присутствовал на воех фамильных молениях и общественных мероприятиях.

Ш. Ахаца -женатый мужчина в возрасте от 30 до 50 лет. На представителей данной возрастной категории ложилиоь самые важные и трудные обязанности, требовавшие макоималъН.ых затрат труда как в хозяйственном, так и общественном быту. Мужчины выполняли самые тяжелые работы, например, связанные о обработкой земли, выпаоом крупного рогатого скота, строительством жилья и т.д. Мужскими занятиями были также различные промыслы - охота, рыболовство и др.

17. Абырг - мужчина в возрасте от 60 до 70-80 лет. Абыр-ги - люди раннестарче.окого возраста, носящие или кому дано право носить алабашьу (престижный пооох). Термин "абырг" имеет распространение главным образом вАСжуйской Абхазии. Абырги являлись организаторами и руководителями воех ритуальных обрядов в жизни общества, в частности, коллективных молений Ацуныхвара (ацуныхэара) и Анцва рныхвара (Анцэа риыхэара) и ряда других. Абырги образовывали Советы ота-рейшин. Они считалиоь хранителями обычаев' и традиций народа. К ним обращались за советом и помощью. Они же.-участвовали в судопроизводстве, храня весь арсенал знаний, накопленных народом в течение всей его истории. Велика была роль старших возрастных групп в воспитании подрастающего поколения и вертикальной трансмиссии традиционных знаний.

У. Атахиада - мужчина старше 80 лет, физичеоки ослабевший, но еще со оветлой головой и хорошей памятью. Термин "атахмада" имеет распространение повсеместно в Абхазии.

С уходом из активной общественной, производственной жизни и началом процесса десоциализации возрастная категория "атахмада" обретпла качества, которые в традиционном сознании определялись как близость к иному миру, привнося элементе сакральности в положение "атахмад".

Категории "алигаж" (алыгакэ), "ацлахыота (ацлахэыста), "атахмада" - кабада"(птахмада-кабада) - относятся к муж-чипам более старшего возраста, чем атахмада. Строго гово-

ря, они не являются конкретными возрастными категориями,а представляют собой характеристики олабого физичеокого состояния пожилых мужчитч Так обычно называют сами оябя в разговоре старики.

йенокие категории

I. Азгаб - первая женская категория - девочка в возрао-те от 7-8 до 15 лет. Представительницы этой возрастной категории в основном прислуживали старшим членам семьи (подавали воду, поливали из кувшина, держала полотенце и т.д.). Девочки ухаживали за младшими детьми в оемье, привлекались к уборке дома и приготовлению пиши, приучались к работе на огороде и т.д. Особенно большое значение придавалось овладению девушками искусством рукоделия и домашним промыслам; шитью, вышиванию, вязанию, обработке шерсти и т.д.

С 10-12 лет азгаб не разрешалось покидать дом о наступлением темноты или ходить далеко от дома. Без сопровождения, взрослых женщин она' могла ходить только к родственникам, живущим поблизости.'

П. Атыпха -(атыпха) или Апхусба (апхэызба) - девушка, барышня в возрасте от 15 до 20 лет или до замужества. Представительницы данной группы готовили пищу, обслуживали отар-ших, привлекались к венским-домашним промыслам и рукоделию.' Атыпха не могла показываться на людях о распущенными волосами. Волосы должны были быть заплетены в две или четыре, реле в восемь кос, их носили обязательно сзади. Дома и особенно во время работа косы закручивали вокруг головы. Голова обязательно должна была быть покрыта коОннкой. Атыпха снабжплаоь более или менее полным комплектом традиционных украшений: кольца, браслеты, сьрьгя, цепочки. В возраоте 18-20 лет девушки могли быть просватаны и выходить замуж. Одним из самых лучших достоинств л важным положительным качеством "апхюзбы" являлась способность к рукоделию. Особую похвалу женщина заслуживала, когда про нее говорили, что она без пгимеркл, па глаз, оможет сшить черкеску любому муч-чине. >

И.Апхус (апхэцо) - замужняя жет:ина в возрасте от 50

до 50 лет. йенщины имели широкий круг хозяйственных обязанностей в семье. Они могли посещать общественные собрания, бывать на похоронах, поминках. Наиболее заметной была роль женщины в таких институтах, как аталычество, усыновление, гостеприимство, игравших в общественен быту дореволюционной Абхазии значительную роль.

IV. Апхюобирг - женщина в возраоте от 50 до 70 лет. Представительницы этой возрастной группы играли руководящую роль в жизни семьи в идеологическом плане, а в общественной жизни являлись членами оовета старейшин. Они играли руководящую роль в специфических женоких обрядах. Являлись иополнителышц&ми молитв при религиозных обрядах и ¡.юлениях, например: в честь матери земли Лдабна, в чеоть божества води Дзизлаи и др. Апхюобырг ведала распределением работ между женщинами. "Старшая" представляла интереоы женщин на всех оемейных советах, где к ее голосу прислушивались все члены семьи, в том числе и ее глава. Женщины этой категории участвовали на народных и судебных собраниях.

V. Атакуаж - женщина старше 70-В0 лет. Атакуаж >пэлялись руководительницами религиозных церемоний и обрядов в кизр народа. Обряды, исполнявшиеся "апхысбырг", "атакуаж", были связаны с рождением детей, лечением больных членов семьи, родственников и т.д. Категория "атакуаж" была лучше осведомлена в области традиционной (эмпирической) медицины. Наряду с аналогичными мужскими возрастными группами а та категория являлась хранительницей народных преданий и блюстительницей древних обычаев.

В главе также рассматривается система нравственных характеристик, соотносившихся с возрастными категориями.

Вторая глава - "Семья как институт социализации" - посвящена характеристике народной системы воспитания индивида в семье. Согласно традиционным взглядам абхазов, социализация подрастающего поколения должна была проводитьоя на основе следующих социально-этических нори: честность, искренность, мужество, храбрость, знание бтикета, доброе отношение к окру.глющёй природе, сострадание, знание и соблюдо-

нив традиционных институтов (взаимопомощи, гостеприимства, уважения к старшим, кровной мести, обычая избегания), положительное отношение к труду.

Одно из важных мест я семейном воспитании занимало трудовое воспитание. С 7 лет старшие члены семьи - отец, дед, старшие братья учили мальчиков мужским хозяйственным делам и полевым работам, уходу за скотом и его выпасу, обучали обращаться с топором, косой, серпом и т.д. Во время пахоты, наряду со взрослыми, мальчики обслуживали пахотные орудия. Они били погонпиками, пастухами волов и буйволов, а некоторые готовили лицу для работающих в поле. Подростки здесь также приучались и к таким работам, как ттьо себе обуви, изготовление веревок, деревянных предметов и т.д. В период земледельческих работ в поле подростки становились не просто помощикагл! старших, но и приравнивались к полноценному работнику.

Составной и неотъемлемой чаотью воспитания подрастающего поколения у абхазов была передача им накопленных эмпирических знаний об окружающей действительности, практического опыта по народному календари, фенологическим наблюдениям. Приобретение такого опита происходило во время полевых и других работ земледельца, в нелегком повседневном быту.

С раннего периода начиналось приучение к труду и девочек. С 7-8 лет девочки узнавали секреты национальной кухни, особенности приготовления продуктов.питания, учились шитью одсмды, обуви, плптонию поясов, выполнения различных операций по обработке шерсти. К своему совершеннолетию девушсн, так же как и юноши, должны были быть полностью подготовленными к самостоятельному ведению домашнего хозяйства.

Дети к 5-6 годам начинали распознавать пол окружающих их людей, главным образом родителей, по-разному реагируя на кать и отца. К этому возрасту у детей половая принадлежность начинала ассоциироваться с определенными соматическими (напр., образ тела), а также поведенческими свойствами. К этому времени, и частности, вступала табуация на обнажение определенных участков тела, запрещались совмеотные купа-

ния разнополых детей и т.д.

Знакомство юношей и девушек могло происходить в основном во время общенародных или общинных празднеств, молений, гуляний и т.д., после чего происходили более уединенные встречи в поле, у источника и т.д. Отношение к добрачным овязям юношей и девушек традиционно было строгое. Половая жизнь начиналась обычно только в браке.

Важное место в процеосе социализации занимало нравственное воспитание. Обязательным было воспитание увааитоль-ного и почтительного отношения к старшим, родственникам, соседям. Социализация в оемье оопровождплаоь соблюдением некоторых обычаев избегания меяду старший и младшими, рассматривавшая самими абхазами как предписания традиционного этикета.

С детства в семье подрастающее поколение приобщалось к ритуальной с,гере жизнедеятельности оемьи. Дети, подростки в семье знакомились с различными божествами, непосредственно наблюдая и :ппошшая действия старших при проведении ими ритуальных церемоний. Ча<?тота повторяемости тех или иш:х ритуалов, присущие им театрализованные элемента, уоловпости оказывали на детей и подростков эмоциональное воэдейотпив, опоообствуя развитию мышления, запоминанию ми^ологичеоких образов и саястов, олов ритуальных пеоен и т.д.

Семья, лвляяоь первичной социальной ячейкой, входит в более широкие структурные подразделения, основанные на ^амилыт-родовых принципах. Для традиционных общаотв Кавказа такими отруктурными подразделениями были патронимия (абх.абипара) и фамилия (абх.адвла), с существованием у некоторых народов, в частности у абхазов, промежуточной структуры "братства" (аешьара). В наибольшей степени оо-циа^.тзирующие механизмы действовали в рамках патронимии.

Подростки и юноши в патронимической организации приучались к труду,дисциплине, через непосредственное участие во всех видах взаимопомощи, проводившихся в патронимии (участвовали в очистке початков кукурузы,оборе грец-

ких орехов и т.д.).

' В патронимии подрастающее поколение постоянно приучалось к -регламентирующий нормам этикета, брачным и экзогамным нормам, к сакралиэованннм родственным связям.

В патронимии дети усваивали родственную терминологию,, а к 10-12 годам осваивались с социальной организацией и оущеатвуквдши брачными нормами. Месьма важным было усвоение детьми и молодежью генеалогических преданий и расока-зов о реальных историях и сооытиях из жизни предков.

В третьей главе - "Сельская община как институт социализации" - рассматриваются общинные структуры, в ранках которых проходило приобщение индивида к социальным ценностям этнической культуры.

Важную роль в социализации подростка вне семьи играл опыт его оби.,ния со сверстниками. Группы сверстников складывались стихийно,.являясь весьма аморфными образованиями, так как были свободны от каких бы то ни было организационных структур. Хотя, возможно, в прошлом они были местом формирования мужокой части сверстников, составлявших группы воинов для обороны общины или организации набегов.

Часто сверстники при хозяйственных работах сообща оказывали друг другу помощь (при заготовке дров, погрузке их на арбу, при работах в поле, оборе урожая), а также в крупных коллективных работах, в частности при строительстве дома, образуя элективные рабочие группы. Помощь в таких олучаях превращалась в своего рода соревнование между > Сверстниками - кто сделает быстрее и лучше, подстегивая активность всех его членов.

Проводя совместные игры, участвуя в хозяйственной жизни общины,в среде сверстников стихийно появлялись свои "предводители", выдвигавшиеся благодаря свою» способностям, бистроте и инициативности. Вечерами, чаще в воскресные дни, организовывались различные сборища сверотников, в основном неженатой и незамужней молодежи. Юноши и молодые мужчины собирались в специально предназначенном или произвольно выбранном месте - на поляне, перекрестке, и проводили время в гуляньях, развлечениях, шутках, пес-

нях, танцах.

В рамках общинных структур происходила трудовая социализация. Так, подростки принимали самое активное участие в пастушеских объединениях (агуп), перенооя наряду со старшими пастухами вою тякость их быта. На пастбищах подростки усваивали специфические знания, связанные с животными, их повадками, а также народные метеорологические приметы,вырабатывавшиеся у абхазов веками на оонове эмпирических знаний. Свободное от работы время пастухи проводили в. песнях, танцах и народных играх, игре на "ачарпыне", "апхьар-це". Старшие пастухи рассказывали подросткам народные предания, героический нартокий эпос, миф об ацанах и т.д.

В прошлой у абхазов существовал обычай, по которому во многих семьях старшего в семье сына с раннего возраста отдавали на обучение к кузнецу. Посвящение мальчика кузне в Абжуйокой Абхазии происходило следующим образом: во время проведения обряда нагретым железом у мальчика на голове выжигали волосы - мусульмане в одну полоску, а христиане -в две ппкреот. Это действие называлось "ахахубылра", т.е. "поджигание волос". В Бзыбской Абхазии поовящеиие ¡мальчика кузне происходило несколько по-иному: во время торжественного обещания посвятить его служении божеству кузнечного дела Щашвы (Иэашэи) мальчика всего обмазывали углем. Посвященный кузнечному делу мальчик не мог теперь заниматься никаким другим ремеслом, кроме кузкзчного.

Ученики вместе с учителями работали зимой оемь-восемь часов, а летом нередко 14-16 часов ежедневно. Первые два-три месяца ученики присматривались к работе учителя,после чего им поручались легкие виды работ, а со временем и более сложные виды работ.

Особенность обучения у кузнецов заключалась в том,что подростки приобретали трудовые навык", необходимые в кузнечном ремесле, более быстрыми темпами, а сам процесс обучения проходил в более жестких условиях.

Трудовая социализация проходила такие в рамках обычая взаимопомощи. Во время проведения коллективных работ устра-

ивались состязания по конкретным видам труда, где выделялись наиболее умелые и способные, проявлялись индивидуальные возможности ■- сообразительность, ловкость, сила и т.д. Подростки и молодежь- стремились проявить себя с наилучшей стороны, ибо за'ними наблюдали не только старшие,, но и воя община. Во всех видах деятельности неуклюжеоть, неуверенность, неловкость молодого человека встречались в народа неодобрительно.

Важную роль в социальной и духовной жизни абхазов, как органический элемент народной системы воспитания,играл институт аталычества. Основная задача крестьянской семьи, взявшей на себя воспитание ребенка, заключалась в том, чтобы дать ему физическое воспитание, и в особенности привить ему многочисленные правила законов гостеприимства, поведения в обществе, уважения к женщине, лицам отарших возрастных.групп и т.д. Хотя во время воопитания детей дворянско-княжеских сословий по обычаи аталычества одно из важных меот занимало физическое воспитание, но в то же время и трудовое воспитание стояло не на последнем месте. Хотя аталык и не держал детей князей и дворян изолированно от остальных детей деревни, воспитывая их таким образом в естественном течении трудовой повседневности в общении с крестьянами, приобщая к трудовой деятельности народа, в то же время аталик стремился внушить своему воо-питашшку чувство сознания его превосходства над детьми низших сословий.

Важную роль в приобщении подростков к традиционным социальным нормам имел своеобразный институт, который мы, вслед за С.Х.Мафедзевым, условно называем пажеством.Этот инотитут, имевший аналогии в биту адыгов, являлся порождением классового расолоения общества и был непосредственно связан о васоально-еюзерешшми отношениями, которые получили достаточно широкое развитие у народов Северо-Западного Кавказа.

Суть этого явления заключалась в том, что молодые люди о 10-14-летнего возраста поступали как бы в "паки"

к какому-нибудь известному лицу, оставаясь у него па продо-должительное или короткое время, в зависимости от заключенного соглашения. Соглашение состояло лишь в формальной договоренности, основанной на нравственных понятиях вернооти, чести, совеоти.

Паж служил у какого-нибудь князя, дворянина или состоятельного лица в качестве его оруженосца, помощника в военных действиях. Паж ухаживал за лошадью хозяина, приводил в порядок его снаряжение, обслуживал за столом, словом, следовал за своим хозяином везде, принимая во всех его делах самое активное участие.

Религиозная жизнь общины составляла важнейшую сферу дореволюционного бита абхазского села. Социализация личности, ее приобщение к социальным нормам сообщества были невозможны без включения индивида в разветвленную сеть традиционных сакральных взаимоотношений. 3 процессе приобщения подроотков к этой сфере народного быта огромную роль играли широко распространенные у абхазов фамильные моления (аныхзара). Наиболее известным в Бзыбской Абхазии являлось моление Леибовых. 1

На фамильном молении могли присутствовать дети о 5-6-летнего возраста, роль которых здеоь ограничивалась лишь присутствием и наблюдением '¿и происходившими до начала моления народными развлечениями, играми, копиями скачками.

На самом молении могли присутствовать, кроме взроо-лых мужчин, молодые парни, достигшие 12-14 лет, предварительно наделенные этим правом знчхаркой. Молодежь на моление привлекало не столько религиозное и культовое содержание р».туала, сколько сама атмосфера праздника, их эмоционально-развлекательное содержание. Обстановка праздничности и рпдооти способствовала обострению чувотв, облегчая и ускоряя знакомство молодых людей. Зачастую вслед за такими, празднествами происходили свадьбы, создавались новые семьи.

Обрядовая жизнь дореволюционного абхазского села включала в себя ряд других общественных действий, игравших значительную роль в механизмах передачи социализирующей информации. К важнейшим обрядовый действиям этого рода от-

носятся свадьбы и похорони.

На свадьбах дети и подростки наблвдали за скачками, играми на конях, стрельбой в цель, танцами, выступлениями абхазских острословов (ак.ачек) и т.д. При исполнении танцев дети внимательно следили за движениями танцоров,обуча-яоь таким образом танцам. Наблюдая за выступлениями акечек (балагуров-потешников), подрастающее поколение приобщалось к духовной культуре своего народа.

На свадьбе происходило объединение, сплочение подростков, юношей со взрослыми, шел процесс духовного общения, у молодели рождалось чувотво сопричастности большому ообытию. Дети готовились к ней задолго, чувотвуя себя необходимыми и полноправными участниками всех церемоний.Родители со своей стороны также прилагали все силы, чтобы дать детям возможность побывать на свадьбе (как и на других празднествах или поминках).Отпуская молодежь па такие встречи, родители говорили: "Пусть идет и уьлдит мир" (Дцааит адуней ибап).

В дни похорон детям запрещалось шуметь, играть. Подростки 0-10 лет могли присутствовать на похоронах, если умершим был близкий человек. Подростки могли наблюдать все ритуальные церемонии в процессе всего времени похорон. Им также разрешалось идти на кладбище, тем более, что кладбища находились за домом. Подростки тем самым приобщались к культу предков. Если хоронили соседа, то присутствие подростков там не было принято. В день похорон совершеннолетние вноши занимали место в рядах близких родственников умершего, принимая соболезнования. Исполнение на похоронах обрядных песен - "причитаний", восхвалявших достоинства умершего или погибшего, имели важное воспитательное значение для подраставшего поколения, определенным образом оказываясь па детском восприятии, формируя их мировоззрение. Похорони и поминки включали а себя ряд друи.х нормативных действий, имевших военно-прикладное значение, например, конине скачки под названием "атарчей". В них принимали участие подростки 10-12 лет (атарчей-чкунцэа).

Социальная информация поступала молодежи еще по одному каналу. В традиционном абхазском быту важным фактором социализации человека, межпоколенпой передачи этнической информации служили публичные выступления оратооов-сказите-лей, роль которых в духовной жизни абхазов была чрезвычайно вчоока.

Своеобразной школой приобщения детей и подростков к ораторскому искуоству было то, что представители старшего поколения и взроолые мужчины нередко сами брали о ообой своих сыновей на народные собрания, чтобы они учились там искусству краоноречия. Подростки на собраниях, наблюдая за поведением оратора, слушая его речь, не только воспринимали содержание преданий, окг.зок и легенд, но их привлекала и сама манера сказа, звучная абхазская речь раоокаэчи-ка, что рождало в них не просто любовь к родному языку,но и тягу к красноречию. Здесь же подрастающее поколение становилось свидетелями отправления деревенского правосудия, решения общинных вопросов и т.д.

Немаловажную роль в деле социализации детей имели открывавшиеся в Абхазии с середины XIX в. общеобразовательные школы. Однако в эти учебные заведения в основном путь был открыт детям мужского пола дворяноко-княжеских сословий, где они обучались русскому и родному языкам, арифметике, географии. Несмотря на господство традиционного мировоззрения и воспитания детей, особенно в сельских местностях, на трудовых традициях, в результате чего они не посещали школы (например, в "запретные дни", периоды проведения религиозных праздников, молений и т.д.), школы имели большое значение. Они подготавливали почву для изменения чсихологии детей, семейно-бытовых отношений, приобщая абхазских детей и подростков к общечеловеческим ценноотям.

В заключении подводятся основные итоги исследования, уже изложенные выше, при общей характеристике главных положений диооертации.

В приложении дается описание фамильного схода представителей абхазского рода Агрба, состоявшегося в 1981 г.

Современные фамильные оходы в Абхазии во многом сохраняют свои традиционные функции, в частности, в процессе социализации абхазской молодежи.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

I. Ораторское искусство у абхазов и его роль в социализации личности // Всесоюзная научная сессия по итогам этно1раТ.ических и антропологических исследований 1906/ 1987 гг. Тезисы докладов. Сухуми, 1988.

2 Мужские возрастные категории у абхазов // Алашара, Сухуми, 1909. к 8. С.123-127 (на абх.яз.)

3 Некоторые вопросы социализации личности у абхазов //Алашара, Сухуми, 1990. 1.; I. С.'121-125 (на абх.яз.).

4 Фамильные сходы у абхазов // Всесоюзная научная сессия по итогь.м этнографических и антропологических исследований 1988-198? гг. Тезисы докладов. Алма-Ата, 1990.