автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальная реальность как объект философского анализа

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Качалкина, Алла Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социальная реальность как объект философского анализа'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Качалкина, Алла Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ПЕРВАЯ

ГЛАВА.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

1.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.

1.2. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА ПРИРОДУ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.

1.3. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ПОЗНАНИЕ, ОСВОЕНИЕ, ОЦЕНКА.

ВТОРАЯ

ГЛАВА. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ.

2.1. РЕАЛЬНОСТЬ И БЫТИЕ.

2.2. РЕАЛЬНОСТЬ И ИСТИННОСТЬ.

2.3. РЕАЛЬНОЕ И ДОЛЖНОЕ.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Качалкина, Алла Викторовна

Актуальность темы исследования определяется прежде всего особенностями развития социально-философского знания на современном этапе. Необходимо учитывать, что проблема реальности есть сосредоточение фундаментальных принципов того или иного образа мышления. Поэтому, казалось бы, противоречащие друг другу материалисты и идеалисты, эссенциалисты и антиэссенциалисты, рационалисты и иррационалисты обращаются к единой отправной точке деятельности, познания, оценки, каковой выступает социальная данность. При всех различиях, для каждого из философских направлений остается несомненным наличие некой социальной объектности, которая одновременно является и условием, и полем деятельности личности, как и любого другого социального субъекта. Само же смысловое наполнение этого конструкта диктуется идеологическим построением (для одних течений реальность образуют прежде всего сущности, для других - материальные продукты, материальная деятельность и т.п.).

Отсюда следует, что понятие реальности обладает огромной объясняющей силой и обращение к нему философского знания на каждом новом этапе развития совершенно закономерно. Современные дискуссии о соответствии вещных и невещных компонентов социального, о самостоятельном значении знаково-символических и смысловых структур, о роли методологических процедур в построении реальности побуждают к комплексному, синтезирующему рассмотрению данного феномена. Новая эпистемологическая ситуация возникла и в связи с определенным распространением парадигмы постмодернизма, где в результате применения принципов деконструкции, де-центрации, детерриториализации происходит предельное размывание принципа реальности.

На наш взгляд, сегодняшняя исследовательская задача состоит в том, чтобы, не отторгая ни традиций философского дискурса, ни последних новаций, подойти непредвзято к выяснению сущности социальной реальности, поставить ее в связь с установившимися положениями социальной философии, рассмотреть ее в контексте онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов.

Степень разработанности проблемы. Основные ракурсы проблемы социальной реальности неоднократно становились объектом рассмотрения философской мысли в течение последнего столетия. Наиболее традиционным является отождествление реальности и социальности, причем последняя понимается либо как объективные социальные структуры, либо как социальные функции; в любом случае им приписываются черты вещности, фактичности, подчеркивается роль формообразования относительно человеческой субъективности. На этих позициях находится позитивистская социология, представленная именами П. Сорокина, Т. Парсонса, Г. Беккера и многих других авторов. Возникновение антропологического направления (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, X. Фрайер и др.) приводит к осознанию специфической роли культуры и субъективного мира человека в строительстве социальной реальности. Антипозитивистские тенденции в социальной философии выдвигают то франкфуртскую школу (М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас, Т. Адорно, Г. Маркузе) с их попыткой преодолеть различение объекта и субъекта в социальном познании и социальной деятельности, то течения, раскрывающие роль интенций в конституиро-вании реальности (Ф. Брентано, Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр и др.), зна-ково-символических структур (X. Гадамер, П. Рикер, В. Дильтей и др.)

Феноменологическая социология» (А. Шюц, Г. Гарфинкель, Т. Лукман, А. Сикурел) вводит представления о двоякого рода конструктах, формирующих социальную реальность, которыми являются феномены донаучного жизненного опыта и научные построения. Для данной концепции повседневность оказывается высшей реальностью.

Как попытки соединить индивидуальность и социальность выступают культурная антропология (Ф. Боас, А. Кребер, Р. Билз и др.) и социальная антропология (А. Радклифф-Браун, У. Уайт, Б. Эванс-Причард, Р. Бенедикт и др.), хотя надо признать, что их трактовки культуры превращают ее в нечто надындивидуальное и приписывают ей функцию формообразования социального мира.

Русская социально-философская мысль трудами C.J1. Франка, Л.П. Карсавина, И.А. Ильина пыталась преодолеть дихотомию субъективного и объективного, индивидуального и коллективного. В советский период основное внимание исследователи уделяют важности общественных отношений. В современной отечественной литературе деятельностный аспект построения социальной реальности разрабатывают К.Х. Момджян, В.Е. Кемеров и др., соотнесенность социального бытия и социальной реальности - В. С. Барулин, В. А. Горшков, В. В. Макаров, В. И. Пржиленский, В. В. Шаронов. Представлены и другие подходы.

Вместе с тем, в условиях деконструкции самого принципа реальности, проводимой постмодернизмом и постконструктивизмом, возникает необходимость возвращения к основным положениям интерпретирующим реальность и их переосмыслению с позиций современных подходов социально-философского знания.

Методологическую основу исследования составляют как общефилософские принципы и методы анализа (диалектический, системный методы, принципы всесторонности, историзма, ьосхождения от абстракного к конкретному и наоборот), так и методы, присущие собственно социально-философскому знанию. Для наиболее полного анализа применен комплексный подход, использующий отдельные идеи и принципы, выработанные частными социальными науками (социология, культурология).

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является установление сущностных характеристик реальности в социальной философии и ее анализ в единстве онтологического, гносеологического и аксиологического подходов. В соответствии с выдвинутой целью ставятся следующие задачи:

- проследигь становление понятия «социальная реальность» в истории философской мысли;

- выявить вещные и невещные, феноменальные и ноуменальные уровни реальности;

- определить формы деятельностного отношения социального субъекта к реальности как к данности (включая отношения освоения, присвоения, конституирования и др.);

- проанализировать гносеологические аспекты социальной реальности как «открытости» социального бытия; конкретизировать проблему истинности и правдоподобия применительно к познанию социальной реальности;

- дать социально-философскую трактовку и выявить роль вероятностных принципов в познании и конституировании социальных объектов;

- обосновать логику вероятностного описания социального мира в свете изменения парадигмы современной социальной теории;

- рассмотреть аксиологические аспекты реального в социальном смысле, т.е. его отношение к должествованию, к справедливости и другим вечным ценностям.

Научная новизна работы, на наш взгляд, состоит в следующем:

- дана экспликация понятия социальная реальность в контексте современных социально-философских концепций;

- раскрыта диалектика взаимосвязи объективного и субъективного в построении социального мира, являющегося и условием, и объектом деятельности социального субъекта;

- показана роль культуры, знаково-символических и смыслообра-зующих структур в конституировании реальности;

- выявлено взаимодействие донаучного жизненного опыта («переживания» действительности) и научных конструкций в описании социальной данности;

- уточнена специфическая природа социальной фактичности, базирующейся на массовом характере социальных явлений, их текучести, «размытости» их границ и соответствующих (вероятностно-стохастических) методов их описания.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Понятие «социальная реальность» есть обобщающее обозначение той системы объектов, с которой взаимодействует социальный субъект: она есть среда его формирования, объективное условие его деятельности, непосредственный предмет его социального творчества. Выступая как данность, социальная реальность есть одновременно результат собственной деятельности личности и любого другого социального субъекта (посредством которой снимается противопоставление объективного и субъективного); благодаря этому, данность превращается в социальное пространство деятельности социального субъекта, которая может быть описана и как присутствие, и как забота, и как освоение и присвоение социального мира.

2. Социальная реальность представляет собой раскрытие ряда модусов бытия, их специфической «вещности» на каждом уровне социальной организации (в их онтическом и онтологическом статусе); она включает в себя и «res extensa» (протяженные вещи), и «res cogi-tanc» (мыслящие вещи), т.е. конструкты материального характера и феномены внутреннего субъективного мира человека.

3. В гносеологическом плане реальность соотносится с истинностью; последней социальные объекты обладают в разной степени, ибо включают в себя и «конструкты первого порядка», т.е. совокупности социальных значений, вырабатываемых в ходе повседневного опыта, и «конструкты второго порядка», т.е. научные понятия.

4. Социальная реальность предстает такой, какой ее конституируют применяемые субъектом методы освоения и преобразования; в этом отношении необходимо учитывать наличие вероятностного аспекта в моделировании действительности, роли естественного языка (откуда вытекает специфическое соотношение эксплананда и экспла-нанса).

5. В аксиологическом плане реальное соотносится с должным, почему возникает проблема расхождения сущности и существования человека; существенным моментом этого соотношения выступает проблема морального выбора: каждый человек может увеличить либо меру добра, либо меру зла в мире.

6. Обнаружение в фактах речи фактов смысла - важнейший аспект прояснения сущности социальной реальности, этому способствуют не только эпистемологические и нормативные, но и праксиологические процедуры; «размытость» и стохастичность как предметного, так и вербального выражения реальности позволяют преодолеть осмысленные, сопряженные с количественными методами способы социального анализа.

Теоретическая и практическая ценность работы состоит в том, что обобщенные результаты и выводы диссертационного исследования позволяют дать сводную характеристику многообразной вещности, предстоящей личности, обнаружить оппозиционные подходы в ее трактовке и тем раскрыть возможные пути решения самых фундаментальных вопросов социально-философского знания.

Выводы и положения работы могут найти применение в выработке методологии конкретных социальных исследований и социального прогнозирования, в подготовке и чтении базового и факультативного курсов по философии и социальной философии.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в 7-ми публикациях общим объемом 1,4 п. л. Отдельные результаты исследования докладывались на конференциях: на Первом российском философском конгрессе «Человек - Философия - Гуманизм» (Санкт-Петербург, 1997 г.), на Всероссийской научной конференции «Феминология: методология исследования и методика преподавания» (г. Иваново, 1996 г.), а также на ежегодных региональных и межвузовских конференциях (Волгоград, 1995 - 1999 гг.).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная реальность как объект философского анализа"

Заключение

Завершая исследование, приходим к следующим выводам.

Во-первых, в трактовке «социальной реальности» имеется много общего с постановкой проблемы в естественных науках. В частности, и там, и здесь под реальностью понимаются и объекты, обладающие вещностью, т.е. имеющие пространственно-временные параметры, и система теоретических конструктов, построенных в категориальном поле данной отрасли знания; в этом понятии находит отражение способ получения знаний об этих объектах; реальность есть в определенном отношении и сущность пред-стоящих субъекту объектов.

Во-вторых, к числу особенных свойств социальной реальности следует отнести наличие в ней res extensa (протяженных вещей) и res cogitans (мыслящих вещей), т.е. существование данной реальности на феноменальном и ноуменальном уровне. Что касается последнего, то в нем можно выделить конструкты первого порядка, т. е. предметности жизненного опыта, термины социальных значений и конструкты второго порядка, или же научные понятия и конструируемые с их помощью теоретические объекты.

В-третьих, социальная реальность есть не только некоторая объективная реальность (и в этом качестве она выступает как условие и как предмет деятельности социального агента), но и нечто, создаваемое самим субъектом, его экзистенциальный мир; данность и создан-ность в социальной реальности не всегда различимы. Деятельностный подход к социальной реальности позволяет снять дихотомию объектного и субъектного. Отсюда столь велика амплитуда взаимодействия личности, любого другого социального субъекта с пред-стоящей ему данностью: освоение - присвоение - конституирование (при частной возможности их совместной реализации).

В-четвертых, социальная реальность такова, какой ее конституируют применяемые социальным субъектом методы освоения и присвоения. При этом мы исходим из того, что социальное явление обладает модальностью своего существования; для понимания социальной реальности важны алетические модальности (т.е. оценка существования явлений с позиций необходимости или возможности), переход от алетических к деонтическим модальностям (т.е. от конструкций существования к конструкциям должествования).

Основное, что характеризует социальные явления в этом плане - это невозможность их описания одной моделью, что означает в условиях их массовидного характера участие вероятностных методик их познания и конституирования.

Трактовка социальной реальности становится более полной при выделении онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов.

С позиций бытийствования объекты, образующие социальную реальность, имеют разноплановый характер: одни из них обладают физической вещностью, другие существуют как «мыслящие вещи»; последние, в свою очередь, предстают как конструкты второго порядка, т.е. научные понятия. Определенной степенью реальности обладают и вербальные конструкты; именно они образуют семантическое бытие, вне которого не может существовать ни один социальный субъект.

Представляет интерес классификация объектов, образующих социальную реальность, с позиции их вещности: вещи вне нас; вещи внешние нашему телу; вещи внешние нашему сознанию; вещи, обладающие пространственными признаками.

Поскольку существование объектов неразрывно связано с сущностью, то их связь с последней может быть описана двумя терминами. Наиболее отдаленные от сущности формы бытия могут быть названы онтическими, а более близкие - онтологическими.

Сущность социальных объектов во многом соприкасается с их интерсубъективным характером; в данном случае под интерсубъективностью понимаются социальные процессы, служащие конституи-рованию повседневного мира как мира значений, существующих в форме взаимосогласованных типических представлений индивидов о самом этом мире.

Отношение реального к должному - главное в аксиологическом аспекте анализа социальной реальности. В основе нравственных дилемм лежит расхождение сущности и существования. Должное - в социальном смысле не только истинное, но и благое. Несомненна связь проблемы должествования с рассудочной деятельностью. Существенным моментом в аксиологической интерпретации является проблема морального выбора: признавать или не признавать социальную данность, увеличивать в ней меру добра или зла —такие задачи решает каждый человек.

Обнаружение фактов смысла в вещественных, наблюдаемых фактах или в фактах речи - важнейший аспект прояснения сущности социальной реальности. Некоторая «размытость» как предметного, так и вербального выражения социальной реальности позволяет, как бы расширить строгие методы научного исследования, базирующиеся, в том числе, на количественном и качественном анализе.

Вероятностный аспект познания, оценки, конституирования социальной реальности базируется на массовом характере социальных явлений, их динамичности, определенной «размытости» таких понятий (почему здесь и приложимы действие «закона больших чисел», методика «нечетких множеств» и подобного инструментария).

Принцип вероятности характеризует социальную реальность с позиций превращения заложенных в ней возможностей в действительность (потенциального бытия в актуальность), наличия необходимого в данной возможности (потенциальности), «мягкой» (статистической) детерминированности событий. Данный принцип позволяет учесть (а затем свести к минимуму) долю неопределенности, случайности, нечеткости в построении картины социальной жизни; признать фактичность и тем самым реальное влияние на ход событий иллюзорных феноменальностей.

В гносеологическом аспекте относительно социальных объектов существует необходимость различения истинного, правдоподобного, достоверного. Проведение вероятностного принципа в этой области позволяет согласовать методы описания социальной реальности с теорией «множественности истины», с фаллибилизмом, с принципом дополнительности; вместе с тем, представляется возможным провести различение социальной достоверности от иллюзорных форм (лжи, заблуждений, мифов, симулякров и т.п.).

Необходимо учитывать, что основные концепции истины являются в сущности нормативными, ибо истина в них рассматривается как понятие, обозначающее результат соразмерения знания с некоторой системой норм, вопрос о правомерности которой не поднимается. В вероятностной логике высказываниям, помимо истины и не-истины, приписываются «промежуточные» истинностные значения с достаточной степенью правдоподобия.

Вероятностная логика присутствует и в наших размышлениях о соотношении должного и реального. Для нормативной этики свойствен приоритет должествования; этическому релятивизму присущ приоритет нечетких значений моральных категорий. По нашему мнению, понятия «добра» и «зла» невозможно сводить к «сверхчувственной» и реально не существующей субстанции. Представляется, что в аксиологическом плане вероятностный момент должен быть сведен к минимуму. Категориям «добра», «блага», «справедливости» может быть придан адекватный смысл, что возможно осуществить, лишь опираясь на мудрость национальных традиций, национальной ментальности и глубину этнического дискурса.

Мужество быть, мужество мыслить и действовать в единстве личных и общественных интересов - основная этическая реальность, следование которой позволяет обрести гражданину нравственную точку опоры в современном мире.

Таким образом, проблема социальной реальности - сложная и многоплановая проблема, в анализе которой находят точки соприкосновения самые различные науки (как гуманитарной, так и естественнонаучной направленности). Существенным признаком социальной реальности является сочетание объектов, имеющих четкие границы (природные объекты, предметы материальной культуры), и объектов ментального порядка, имеющих «размытые» очертания. В данной работе предпринят анализ вероятностного аспекта в познании, оценки, коституировании социальной реальности. Полагаем, что данное направление социально-философского исследования является эвристически насыщенным, что предпринятые нами шаги послужат к активизации исследований в этом направлении.

 

Список научной литературыКачалкина, Алла Викторовна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Августин А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппон-ского-М.: Ренессанс, 1991.

2. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10.

3. Алтухов В. Смена традиций и формирование новой методологии // Общественные науки и современность. 1993. № 1.

4. Апель К. О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка //Вопросы философии. 1997. № 1.

5. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976.

6. Аристотель. Вторая аналитика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 2гМ.: Мысль, 1976.

7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли М.: Прогресс -Политика, 1992.

8. Аронов Р. А. Две точки зрения на природу физической реальности // Философские науки, 1991. № 6.

9. Асмус В. Ф. Античная философия М.: Высшая школа, 1976.

10. Ю.Асмус В. Ф. Историко-философские этюды М., 1984.

11. Аутвейт У. Действие,структура и философия реализма// СО-ЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и пре-дисл. В.В.Винокурова, А.Ф.Филиппова. М.: Прогресс, 1991.

12. Аутвейт У. Реализм и современная наука // СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц.; // Сост., общ. ред. и предисл. В.В.Винокурова, А.Ф.Филиппова. -М.: Прогресс, 1991.

13. З.Барт Р. Мифологии // Барт Р. Избранные работы. М.} 1994.

14. Бауман 3. Мыслить социологически М.: Аспект-Пресс, 1996.

15. Бауман 3. Наука и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. № 3.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М.: Искусство, 1979.

17. Белоусова С.А. Иллюзорные формы обыденного сознания: механизм их образования. Автореферат диссертации канд. философских наукгСтаврополь, 1996.

18. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

19. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991.

20. Бирюков Б.В., Эджубов Л.Г. Простое и сложное в социокульту-рологических концепциях. // Вопросы философии. 1996. № 12.

21. Блок М. Аналогия истории или ремесло историка. М., 1986.

22. Блюменберг X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии //Вопросы философии. 1993. № 10.

23. Богуславский В.М. Декарт и «новые пирроники» // Философские науки. 1982. № 6.

24. Брентано Ф. Избранные работы // Составл., перев. с нем. В.Анашвили.- М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1996.

25. Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения // Вопросы философии. 1995. № 2.

26. Бур М., Иррлиц Г. Притязания разума. М.: Прогресс, 1978.

27. Бхаскар Р. Общества // СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и предисл. В.В.Винокурова, А.Филиппова. М.: Прогресс, 1991.

28. Вагнер Г. Основы исследования операций. В 2-х т.-М.: Мир, 1972.

29. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о чужом. Логос/Философско-литературный журнал. 1995. № 6.

30. Вайс И. Проблема онаучивания социального мира // Общественные науки и современность. 1992. № 6.

31. Вартовский М. Эвристическая роль метафизики в науке // Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978.

32. Васильев Г. Г. Роль конкретных социологических исследований в научном управлении социальными процессами. М.: Из-во МГУ, 1981.

33. Ватин И. В., Кохановский В. П. Диалектический метод и социальная реальность. Ростов-на Дону: Изд-во РГУ, 1990.

34. Вебер М. Избранные произведения Пер с нем. М.: Прогресс, 1990.

35. Вебер М. Избранное. Образ общества Пер. с нем. -М.: Юрист, 1994.

36. Винер Н. Новые главы кибернетики. М., 1963.

37. Виртуальная реальность: Философские и психологическеие проблемы / Под ред. Н.А. Носова. М., 1997.

38. Витгенштейн J1. Философские работы. Часть 1. М.: "Гнозис", 1994.

39. Вригт Г.Х. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии. 1992. № 8.

40. Вригт Г.Х. Логико-философские исследования // Избр. тр. М.: "Прогресс", 1986.

41. Гадамер X. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.

42. Гадамер X. Истина и метод: Основы социальной герменевтики. -М.: Прогресс, 1988.

43. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Истина и рациональностьгМ., 1991.

44. Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе // Культурология. XX век: Антология М.: "Юрист", 1995.

45. Гачев Г. Наука и национальные культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1991.

46. Гегель В.Ф. Сочинения. М.: Из-во социально-экономической литературы, 1959.

47. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1990.

48. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

49. Гиндев П. Философия и социальное познание // Пер. с болг. А.В. Федотова-М.: Прогресс, 1977.

50. Горский Д.П. О критериях истины // Вопросы философии. 1988. №2.

51. Горшков В.А. Проблемы взаимодействия естественных, гуманитарных и технических наук (методологические аспекты) // Сборник научных трудов кафедры философии СтГТУ. Ставрополь, 1995. Вып. 1.

52. Горшков В. А. Специфика современного научного процесса // Философские раздумья: проблемы настоящего и будущего. Ставрополь: Изд-во СтГТУ, 1997.

53. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М.: Изд. МГУ, 1990.

54. Г'рязнов А.Ф. Аналитическая философия: проблемы и дискуссии последних лет // Вопросы философии. 1997. № 9.

55. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мишель и Ко, 1993.

56. Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. № 4.

57. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 11.

58. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. № 7.

59. Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос. 1991. Кн. 2.

60. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: "Гнозис", 1994.61 .Давыдов В.В Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. 1996. № 5.

61. Давыдов Ю.Н. "Картины мира" и типы рациональности // Вопросы философии. 1989. № 8.

62. Девидсон Д. Об идее концептуальной схемы // Аналитическая философия: Избранные тексты. / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Ф.Грязнова. М.: Изд-во МГУ, 1993.

63. Декарт Р. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1989.

64. Делез Ж. Логика смысла. М.: Издательский Центр "Академия", 1995.

65. Длугач Т.Б. Логическое обоснование научного метода в марбург-ской школе неокантианства // Кант и кантианцы. М.: Наука, 1978.

66. Доброхотов A.JI. "Беспредпосылочное начало" в философии Платона и Канта // Историко-философский ежегодник. 1987. М.: Наука, 1987.

67. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. / Пер. с фр. и послесловие А.Б. Гофмана. М.: Наука, 1990.69.3аботин П.С. Преодоление заблуждения в научном познании.-М.^ 1979.

68. Зиновьев А. А. Логика науки.-М.: Мысль, 1971.

69. Ильин В. В. Категории научного знания. М., 1989.

70. Ильин В. В. Теория познания. Общие проблемы. М., 1993.

71. Ильин В.В. О социологии как нуке // Социология и социальная антропология. СПб., 1997.

72. Истина и ценности в научном познании. М., 1991.

73. Кайберг Г. Вероятность и индуктивная логика. М., 1978.

74. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. в 8 т. М: Чоро, 1994.

75. Касавин И. Т. О дескритивном понимании истины // Философские науки. 1990. № 8.

76. Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры философии // Философские науки. 1995. № 8.

77. Кассирер Э. Опыт о человеке // Проблема человека в западной философии. -М, 1988.

78. Качанов Ю.Л. Резервы и тупики марксистской социологии: целостность и тоталитаризм // СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц.-М.: "Прогресс", 1991

79. Кезин А.В. Научность и истинность. // Вопросы философии 1977. №7

80. Кимбл Грегори А. Как правильно пользоваться статистикой.-М.: «Финансы и статистика», 1982.

81. Кириллов В.И. Логика познания сущности. М.: Высшая школа, 1980.

82. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия техн. развития // Пер. с нем. М.: "Республика", 1997.

83. Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995. № 10.

84. Койре А. Очерки историко-философской мысли. М.: Прогресс, 1985

85. Колмогоров A. H. Основные понятия теории вероятности,- М., 1974.

86. Корниенко А. Л., Корниенко А. В. Эволюция представлений о реальности и становление современной методологии познания // Наука. Закономерности ее развития. Томск, 1992. Вып. 8.

87. Коршунов А. М., Мантагов В. В. Диалектика социального познания. М., 1988.

88. Кохановский В.П. Диалектический метод. Ростов на-Дону: Изд-во РГУ, 1992.

89. Куайн В. Онтологическая относительность // Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М. : "Логос", 1996.

90. Кузнецова Т.Ф, Поиски нового образа теории в сфере гуманитарного знания // Философские науки. 1990, № 2.

91. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.

92. Купцов В.И. Детерминизм и вероятностьгМ., 1976.

93. Курно О. Основы теории шансов и вероятностей. // пер., вст. статья A. J1. Вайнштейна и Н. С. ЧетвериковагМ.: Наука, 1970.

94. Кюнг Г. Когнитивные науки на историческом фоне // Вопросы философии. 1992. № 1.

95. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

96. Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей. М., 1908.

97. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

98. Лепор Р. Философия Патнема и реализм // Концептуализация и смысл. Новосибирск: Наука, 1990.

99. Липский Б.И. Практическая теория истины. Л., 1988.

100. Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики // Вопросы философии. 1995. № 10.

101. Лукасевич Я. О детерминизме // Вопросы философии. 1995. № 5.

102. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. -М.: Прогресс, 1991.

103. Лукман Т. Конституирование языка в повседневной жизни // Концептуализация и смысл. Новосибирск: «Наука», 1990.

104. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и предисл. В.В.Винокурова, А.Ф.Филиппова. -М.: "Прогресс", 1991.

105. Майнбергер Г.К. Единый разум и многообразие рационально-стей // Вопросы философии. 1997. № 9.

106. Макаров В.В., Качалкина А.В., Виноградова Н.Л. Социальная реальность: актуальные принципы анализа // Материалы Первого1.I- 147российского философского конгресса «Человек Философия -Гуманизм». - С.Пб., 1997.

107. Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. 1994. № 1.

108. Мамардашвили М.К. Социальная физика // М. К. Мамардашвили. Необходимость себя: /Лекции. Статьи. Философские заметки. // Под общ. Ред. Ю.П. Селиванова. М.: "Лабиринт", 1996.

109. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания: К дискуссиям в современной постпозитивистской философии науки. -М.: Наука, 1987.

110. Манхейм К. Диагноз нашего времени // Пер. с нем. и анг. М.: "Юрист", 1994.

111. Маркович Д. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. 1989. №9.

112. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1857 1859 гг. ч.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46 - М., 1965.

113. Мартинсон Д.П., Качалкина А.В., Виноградова Н.Л. О проблеме достоверности социальной информации в тендерных исследованиях // Тезисы докладов всероссийской научно-практ. конф. Иваново, 1996.

114. Медведева З.А. О проблеме взаимосвязи категорий "историческая реальность" и "существование" Томск: Изд-во Том. гос. унт., 1993.- 148120. Мельвиль Ю.К. Новые веяния в метафизике США // Вопросы философии. 1989. № 6.

115. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм. М.: Наука, 1968.

116. Мерло-Понти М. В защиту философии. М.: "Изд-во гуманитарной литературы", 1996.

117. Микшиев Г.Я. Динамические и статистические закономерности в физике. М., 1973.

118. Мур Д. Э. Доказательство внешнего мира // Аналитическая философия: Избранные тексты / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Ф. Грязнова. М.: Изд-во МГУ, 1993.

119. Мур Д. Э. Принципы этики. М.: "Прогресс", 1984.

120. Никаноров С.П. Социальные формы постижения бытия // Вопросы философии. 1994. № 6.

121. Новиков А.А. Рациональность в ее истоках и утратах // Вопросы философии. 1995. № 5.

122. Новые направления в социологической теории. Сб. ст. /Пер. с англ. М.: "Прогресс", 1978.

123. О теории вероятностей и математической статистике. / Переписка А. А. Маркова и А. А. Чупрова. М., «Наука», 1977.

124. Объяснение и понимание в социальном знании. М., 1990.

125. Ойзерман Т.И. Феноменологическая концепция философии как высшей духовной культуры // Феноменология искусства. М., -1996.

126. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

127. Патнем X. Философия и человеческое понимание // Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада / Хрестоматия. М.: Логос, 1996.

128. Петров В.В. Концепция языка Куайна // Логика и онтология. -М.: Наука, 1978.

129. Печенкин А.А. Наука и научность (опыт нового прочтения философии Э.Гуссерля)//Философские науки. 1991 № 10.

130. Пирс Ч. Закрепление верования // Вопросы философии. 1996. № 12.

131. Пирс Ч. Как сделать наши идеи ясными // Вопросы философии. 1996. № 12.

132. Питц Э. Исторические структуры (К вопросу о так называемом кризисе методологических основ исторической науки) // Философия и методология истории / Пер. с англ., нем., франц. М.: Прогресс, 1977.

133. Платон. Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1995.

134. Плеснер X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию // Проблема человека в западной философии. М„ 1988.

135. Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев, 1992.- 150142. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10

136. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. №8.

137. Поппер К. Открытое общество и его враги / Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. Т. 2 М.: "Феникс" - "Культурная инициатива", 1992.

138. Пржиленский В.И. Онтологические предпосылки познания социальной реальности. Ставрополь: Изд-во СтГТУ, 1998.

139. Пржиленский В.И. Новое в современной онтологии // Философия. Методология. Культура. Ставрополь: Изд-во СтГТУ, 1994.

140. Пржиленский В. И. Плюрализм в методологии: от единства к многообразию. Ставрополь: Изд-во СтГТУ, 1996.

141. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.

142. Проблемы познания социальной реальности. М., 1990.

143. Прохоров Е.П. Методология предмет новой "парадигмы" социологического знания // СОЦИС. 1994. № 3.

144. Ракитов А.И. Понимание и рациональность // Вопросы философии. 1986. №7.

145. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы: Пер. с англ. К.: "Ника-Центр", 1997.

146. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: античность. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.

147. Рикер П. Конфликт интерпретаций (очерки о герменевтике). -М.: Московский философский фонд, 1995.

148. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: KAMI, 1995.

149. Сартр Ж. П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

150. Севастьянов Б. А. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Наука, 1982.

151. Селиванов Ф. А. Истина и заблуждение. М., 1972.

152. Сизов С.С. Утопия и общественное сознание. JI., 1988.

153. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992.

154. Социально-философские проблемы современности. Волгоград: РПК «Политехник», 1998.

155. Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. М.: ИФРАН, 1995.

156. Терлецкий Я. П. Динамические и статистические законы физики. -М., 1950.

157. Тейар де Шарден Пьер. Феномен человека. М. Наука, 1987.

158. Тилинина Т.В. Заблуждения и социальное познание. Ростов-на-Дону: Изд-во. РГУ, 1997.

159. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995.

160. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

161. Февр J1. Бои за историю. М., 1991.

162. Феллер Р. Введение в теорию вероятностей и ее приложения / Пер. Ю.В. Прохорова. В 2-х т. М.: Мир, 1984.

163. Философия, естествознание, социальное развитие. М.: Наука, 1989.

164. Философские раздумья: проблемы настоящего и будущего. -Ставрополь, 1997.

165. Франкл В. Человек в поисках смысла / Сб. науч. трудов М.: Прогресс, 1990.

166. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

167. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. М.: Республика, М., 1993.

168. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: ADMARGINEM, 1997.

169. Хюбнер К. Истина мира. М., 1996.

170. Чудимов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.

171. Шелер М. Избранные произведения. М.: "Гнозис", 1994.

172. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск.: "Водолей", 1996

173. Шпет Г.Г. Язык и смысл // Логос. 1996. Кн. 7.

174. Шрейдер Ю.А. Искусственный интеллект, рефлексивные структуры и антропный принцип // Вопросы философии 1995. № 7.

175. Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996.

176. Эволюция физики. М.: Наука, 1966.

177. Эзер Э. Динамика теорий и фазовые переходы // Вопросы Философии. 1995.N 10.

178. Элез И. Социальное заблуждение как отражение действительности в идеологии // Диалектика и практика. М., 1984.

179. Этциони А. Политические процессы и моральные побуждения // Вопросы философии. 1995. N 10.

180. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: «Серебряные нити». «Университетская книга»: ACT, 1997.

181. Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы //Вопросы философии. 1997. N 1.

182. Barley, W. Ethics and reality : dialogue between Caputo and Levinas // Philosophy today. Celina, 1992. - Vol. 36, N 3.

183. Field H. Possibility and reality in mathematics: a review of realism, mathematics, and modality. Oxford, 1989.

184. Searl John R. Rationality and Realism, What is at Stake // Daedalus. N.Y., 1993. N3.

185. Tarbayne C.M. The Myth of Metaphor. New Haven, 1962.

186. Westfall R.S. Never at rest: A biography of Isaak Newton. Cambridge, 1982.