автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Социально-словообразовательный аспекты изучения новообразований (на материале современной русской советской драматургии)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Изотов, Владимир Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Орел
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Социально-словообразовательный аспекты изучения новообразований (на материале современной русской советской драматургии)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-словообразовательный аспекты изучения новообразований (на материале современной русской советской драматургии)"

ОРЛОВСКИЙ ОРДЕНА fî ЗНАК ПОЧЕТАГОСТД^РСТБЕНШЙ ШЩПШЕЕКШ ШЛШТ

На правах рукописи

ИЗОТОВ Владимир Петрович

Щ 80S Л » 541Д

СдатаО-СЛШООБРАЗСШ^ВЛЕШЙ АСПЕКТ

ИЗУЧЗШШ ЕСЗООБРАЗСВАШЙ

( m лит а риала современной русской сов s'icsoñ драя®тургаи)

Сдшхшльность 10,02е01 - русский язык

á В ï О Р Е ® IP À Т

дшззаотатцш на соискание ученой, степени кеадаяата фзшожогкчвокш: шук-

0D93 - 1990 з?

Работа выполнена на кафедре русского языка Орловского ордена "Знак Почета" государственного педагогического института.

Научный руководитель - доктор филологических наук

О.А.Габинская

профессор доктор филологических наук

М.С.Зайчёнкова

Официальные оппоненты: ведущий научный сотрудник Института Языкознания АН СССР доктор филологических наук профессор В.Н.Тедия кандидат филологических наук доцент Г.А.Путягин

Ведущее учреждение - Воронежский государственный университет

Защита состоится "¡£Яп СМТ^^ 1990 г. в часов на заседании специализированного.совета К ИЗ.26.01. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Орловском ордена "Знак Почета" государственвои педагогическом институте /302015, Орел, $л. Комсомольская, 95,. ауд. /.

С. диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ОГТШ-

Автореферат разослан " 14 " мЛиХЛ 1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета

кандидат филологических наук Ц^^'. В.Н.Гришанова

к в.я.1

Постоянное гэмененне л развитие языке обусловливает непреходящи актуальность. изучения новых слов.

Исследование говообрчзований ведется в самых разнообразных направлениях: словообразовательном /Е. А. Земская, В^В.топятин, И. С Суханов, Н .М.Ш*нска£, Н. А.Янко-Грдницкчд/, лексикологическом/0.И. Александрова, А.А.Брагння, А.Ц'ыков/, стгатгстическом /ТЛ'.Воробьевч, Е. К. Чиркова/, социолингвистическом /К.К.Белодед, Р. А.Цгдагов, Ю.Л.Дешериев, 7.П.Крысот, К.Ф.Прогченко/, психалинг-висгическам //.В.Счхарный, А.М.Шэхнарович/, ономасиологическом /О. А.Габинская, Е.С.Кубряшвч, М.С.Малеева, Й.С.Торопдев/.

Большой интерес вызывает вопрос о причинчх возникновения новых Слов, наиболее детализированный в работах представителей ономасиологического направления и прежде всего в исследованиях О.<.Гэбинской.

Выделение разнообразных аспектов изучения новообразований, обилие конкретных подходов к то^у кет гному аспекту в нх исследовании вызвало значительное количество наименований- дата обозначения новых слов. В настоящее время известно свыше тридцати таких наименований.

О днем кз сашх спорных шменгов несигогии является вопрос об окказиональных и потенциальных словах. Признавая реальность существования обеих этах групп, мы яе провод т.: разграничения новых

слов нч окказиональные я потенциальные, поскольку для нашего ис-следовчния продуктивность гёоделей не имеет значения, и поэтому мы-будем кспользовчть термин "оккчзяонаяизм" в игроком значении. В качестве синонимичного к этому тещину мы будем пользоваться тещином "неологизм", так как пои ономасиологическом анализе, объектом которого является словопроизводственный процесс,- слово рассматривается в отвлечении от его дальнейшей судьбы, в лексиче-

ской системе языка. В качестве равнозначного будет употребляться такхе термин "новообразование", .подучивший распространение в раде последних работ по неологии.

Актуальность исследования. Типология причин словотворчества может быть построена на разных основаниях. 0.А.Габинская, например, в качестве исходного взяла принцип соотношения причин лексической объективации с» возможностями создания слов в плане ^ек.ся-ко-семантической парадигматики. Мы же, ставя во главу угла человека говорящего, будем иссаедовдть вопрос о том, что обусловило появление нового адова - общественная потребность, личная потребность /являющаяся прояшешем общественной потребности, но не сводимая к ней/ иди ситуавдонная потребность.

Не менее важным является вопрос о вдассафикацни способов словообразования. В большинстве работ но словообразованию неологизмов описываются в основном узуальные способы, тогда как сфера неузуальных способов еще не очерчена. В работах ».Ф.Журавлева, И.С.Улухчнова, Р.Ю.Нпмитоковой, касающихся проблей неузупльного _ словопроизводства, представлены далеко не все реально существующие способы.

Цель и задачи исследования. Целью работы является описание новообразований в произведениях драматургии, сравнение новообразований в речи автора и в речи персонажей /по причинам словотворчества, по способам образования/, разработка частных причин словотворчества /собственно социальные, социально-индивидуальные, ситуативные, комбинированные/ с дальнейшей их детализацией, а также создание системы способов словообразования. для достижения этой цели необходимо оешить следующие задачи: 1/уточ-жятг и дополнять типологию причин словотворчества /частные ггои-чиш/ с позиций человека говорящего; 2/дать социолингвистическое

опасение новых слов в речи персонажей; 3/построить наиболее полную систему способов словообразования, с помощь» которых создается новые слова в произведениях драматургии, с разделением способов на узуальные и неузуальные; 4/сравнить новообразования в речи автора и в речи персонажей по причинам их возникновения, способам их образования, чаетеоечной принадлежности.

Объектом исследования являются лексические новообразования, изалеченные методом сплошной выборки из произведений современной русской советской драматургии, опубликованных в журналах "Театр" /1971-1989/ и "Современная драматургия" /1982-1Э89/, а также из некоторых пьес, опубликованных в других журналах г. в авторских г

коллективных сборниках.

i

Словарная картотеку составленная автором, содержит 1208 адов. Обобщенный анализ новообразований предегзален в трех таблицах. В текст диссертации включено 406 слов, отражающих типовой характер новаций.

Выбор новообразований из произведений современной русской советской драматургии в качестве материала исследования обусловлен несколькими обстоятельствами.

1. Пристальное внимание лингвистов вызывают новообразования, отмеченные в поэзии /роботы 0.И.Александровой, М.»-.Бакнной, ШТ.Загрузной, В.И.Калашникова, Р.Ю.Намитокой и др./, публицистике и эпистол ярил /работы Н.Л.Богданова, Я.Й'.Джоглинзе, Е.Д.2&-гаревой, М.У.Калниязова. »Л1 .Новоселовой, Д.Н.Серебрякова и др./, в художественной прозе /работы В.Б.Сузанович, В.В.Виноградовой, Р.С.Зуевой, В.В.Нянюшкина, И. В .Петренко и др./. Новообразования, отмеченные в произведениях драматургии, не рассматривались в систематизированном ввде.

2. Произведения драматургии привлекают к себе внимашге ученых.

работающих в различных гуманитарных науках, драматурги) нсиеду-гат философы /В.П.Крутоус, В .Молчанов/, искусствоведы и театроведы /А. А.Гладытева, д. д.Михайлова, IT.Ю.ГСромптова/, литературоведы /С.Ф.Желобцова. И.В.Збороаец, J J.Иванов, В.Б.Петров/. К произве- . детям драматургии неоднократно обращались лингвисты. Спектр лингвистических исследований драматургия очень кирок: лексика, стиль, язык того или иного драматурга гаи определенной пьесы /J. А.Введенская, П.М.Берднин, Г.! .Б.Борисова, Т.С.Когогкова, Б. А.Гарин и др./, речевые средства сатиры и шора /Д.Х.Рашннжк, F-В. Катетов, э.В. Кузнецова, В.Фролов и др./, речь персонажей и особенности дзгало-га /Т.Г.Вино кур, Н.Г.Михайловская, А. А.Страненко, 1.А.Щувалова и др./ и так далее. Однако в этих работах практически ничего ке говорите^ о новых словах, и только' изредка новообразованкя используются в качестве иллюстративного материала.

3. Кардинальное отличве драматургии от других родов литературы заключается в особом соотншенш речи автора и речи персонажей. В поэзии, как правам, целиком воплощен гея ос автора, в прозе авторская речь и речь персонажей уравновешены по объему, а в драматургии речь персонажей превалирует над речью автор*. Авторская речь в драматургии имеет свою специфику, выходящую за рзмки вспомогательного средства, средства обслуживания речи персонажей. Авторская речь в драматургии - это особая речевая стихия.

4. Языку драматургии присущи свое особенности. Принимая во внимание высказывания лингвистов, отмечавшх какие-либо особенности языка драматургии /P.M.Ахматова, Р.А.ЕУлагов, П.М.Берднак, М.Б.Бо-рясовэ, Г.В.Бырдина, В.В.Виноградов, Т.Г.Винокур, Б.Д.Ларин г др./, мы выделяем семь таких особенностей: 1/близость, но не тождественность разговорной речи; 2/взаимосвязанность и взаимозависимость слова и действия; 3/наличие специфического подтекста; 4/инянвиду-

1 »

алнзздия речевых характеристик; б/взаимодействие авторской речи и речи персонажей; .6/спецнфкческзя структура авторской речи; 7/особая лингво-психологичесвдя соотнесенность категорий лица и времени. Наиболее существенным является первый признак, из которого проистекает важное следствие: поскошьку драматургия теснее других родов литератуш сближена с разговорной речью, то и изучение новообразований в драматургии, помимо самоденной значимости, приобретает особую актуальность. Эта актуальность обусловлена тем, что аналзгз новообразований на материале драматургии, имеет значение ж для изучения новых слов в языке художественной литературы и для изучения новых слов в разговорной речи. Для нашего исследования важна и шестая особенность - специфическая структура авторской речи.

" 1 ;

Методологической базой исследоважя являются основные положения диалектик» - в частности тезис об обусловленности индивиду -

эльного социальным и относительной самостоятельности индивидуального, а также основные положения теории отражения. Основным исследовательским методом в диссертации является метод непосредственного наблюдения за фактами языка. Интерпретация языкового материала осуществлялась посредством описательного и сопоставит ельно--

о

го метода с опорой на исследовательскую интуицию. В работе использовались также элементы контекстуального и -компонентного анализа. Научная новизна исследования заключается в следующем: 1/обра-

шение к новообразованиям в жанре драматургии позволило уточнить и конкретизировать ряд теоретических моментов типологии причин словотворчества ¡^вследствие этого выявлено влияние собственно социальных, социально-ивдиввдуалышх, ситуативных и комбинированных причин словотворчества /в их конкретных рэзноввдностях/ на

возникновение нового слова, т.е. описаны социальные.факторы, едо-

- б -

во творчества; 3/именно это позволило быяветь черты сходства мед-ду новообразованиям:! авторской речи и речи персонажей; 4/огаюан?з словообразовательная система русского языкя с разделением способов на узуальные и неузуальнне; при этом впервые на мчтерячле русского языка описан такой способ к^к раалияше, а также такие разно-бцдносте как денрефиксдльно-десуффиксальноз словообразование

/разновидность редеривадки/ г галофразис /разновидность слияния/.

Кроме того, впервые подробно детализирован такой способ как преобразование лексической единицы, а таете разновидность сложения -геддпадис.

Теоретическая значимость диссертации состоит в выявлении особенностей языка драматургии, в создании типологии ремарок, а также в расширении теоретического обоснования типологии причин словотворчества в области частных причин.

Практическая ценность заключается в описании словообразовательной системы русского языка с разграничением узуальных и неузуальных способов и детализированном внимании к неузуальным способам, а также во введении в научный обиход нового фактического матеоиа-ла. Основные результаты работы могут быть использованы в практике преподавания »курсов "Современный русский язык", "Сгкгистикч русского языка", '"Лингвистический анализ текста", спецкурсов и спецсеминаров го словообразованию к лексикологии. Некоторые положения го гут быть полезны для углубления научных основ школьного курса русского языкч и проведения факультативов по русскому языку в школе.

Дпробация р-чботы. Основные положения исследования были представлены в виде докладов и сообщений на научных конференциях профессорско-преподавательского состава ОГПУ /19Я7 - 1Э9С гг./, на аспирантских объединениях, кафедр русского языка и английской

Фалологии ОГПИ, на межвузовской научной конференции, посвященной 70-летто ВГУ /Воронеж, 1988/, на научно-теоретической конференции Института Языкознания АН СССР "Деривация в речевой деятельности" /Пермь, 19(18/. .Диссертация обсуадалась на кафедре русского языка ОГПИ. По теме диссертации тлеется семь публикаций.

Структур« работа. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и четырех приложений: "Список цитируемой и упоминаемой литературы" /242 нрименования/, "Список словаре?, справочников" /14 наименований/, ."Указатель использованных в работе новообразований и их источников", "Словник картотеки новообразований".

Во введении обосновывается выбор теш исследования, принимается система терминов, выделяется цель и задачи исследования, определяется актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая ценность работы, называются методы исследования и описывается структура работы. Здесь ае дан обзор различных лингвистических подходов к изучению драматургии, а также выявлены основные особенности языка драматургии.

... В первой ставе "Причины словотворчества и способы соз-гния новообразований в .речи персонажей" центральное место-занимает две проблемы: типология причин словотворчества с позиции человека говорящего и система способов создания новых слов в речи персонажей.'

Предложенная 0. Л-Габинекой типология-причин словотворчества может быть уточнена и дополнена, поскольку "поичины словотворчества настолько сложны и разнообразны, что нх типология представляет достаточно- сложную проблему, лишь частично намеченную и рассмотренную..." ^ 0.А.Габинская указывает, что "признание общих причин словотворчества "не исключает постановки вопроса о причинах ^Габинсхая О.А. Типология причин словотворчества. - Воронеж: Изд. ВГ7, 1981, с.139.

- а -

иного характера, как бн находящихся в иной "пдоокоств".1 в связи с этим, а также ввгду отсутствия общепринятой типологии причин словотворчества, представляется возможным рассмотреть вопрос о мере социальности в каждом акте словотворчества. Нами ввделены четыре группы социальных причин словотворчества.

Первую группу составляют собственно социальные причины словотворчества. .В данной группе личность говорящего не влияет на процесс появления нового слова. Выделены три разновидности этой группы: 1/нужды всего сообщества как причина появления новых сугов, 2/нукда части сообщества как причина появления новых слов, 3/по-требность в самоназвании членов определенного сообщества как причина появления новых слов.

Про>во$игся разграничение реального языкового сообщества в языкового сообщества литературного пронзав д е н п я._Новообразований, вызванных к жизни потребностями реального, языкового сообщества, не отмечено. Зафиксировано Ю окказиональных слов, вызванных к жизни потребностями языкового сообщества литературного произведения. Среди них: гоосс-супер-эд-5 мирзл /С.Михалков/ - это слово появилось как оезультат потребности в обозначении высшего военно-морского звания изображаемой в пьесе республики; Фзрадулинки /И.Дзуцэ/ - это слово появилось как обозначение жительниц Фэрадулинсках островов, делегацвя которых посетила нашу страну.

23 окказионализма обусаоалена нудпамл определенных мпкросооб-щсств. Под ыикросообЧесгвоы понимается любая совокупность ладей, объединеных хотя бы одним признаком /профессия, хобби н т.д./. Так, например, новообразование анткстоесс /Э.Брагинский/.возникло следующим образом: двя человека снимаот стрессовое состояние мето-

дзми отключения и йоги и определяв? это как антистресс. Окказиона-¿Габинская О.Д. Указ. соч., с.80.

лизш антимировцы, подевальш /М.Щатров/, ериаковцц /В.Вурыличев/. обязаны своим появлением одной и той жг причине:, лвдям, находящимся в контакте с этими бригадами, понадобилось однословное наименование членов этих бригад /бригады /Цгтимировч, бригады имени лошади Пржевальского,, бригады.'Ермэковч/.

Отмечено 29 новообразований, причина появления которых - стремление членов какого-либо сообщества дать самоназвание. Так, новообрзт зование ферапонтцики /Э.Радзинский/ возникло как самоназвание сотрудников отдела, занимающегося изучением "Сказания о Ферапонтовой монастыре".

Вторую грушу сосгэошэт социально -индивидуальны^ причины словотворчества. В данной группе большую роль в появлении новообразований играет личность говорящего,„.у.е. индивидуальное детерминировано .социальным, но в то же время имеет определенную самостоятельность.

Вцделяются четыре разновидности социально-индивидуальных причин словотворчества: 1/стреэдение говорящего выразить свое отношение к чему-либо, дать ему оценку, 2/стремление говорящего дать сяыохзраете-рисяэдг, самооценку, 3/стремление говорящего более точно донести до собеседника свою мысль, выразить определенный смысловой оттенок, 4/стремление говорящего обозначить новую ре злил, созданную в результате индивидузльного труда.

Отмечено 333 новообразования, появление которых обусловлено стремлением говорящего дать определенную оценит объектам действительности. Наибольшее количество новообразований создано для выражения отрицательной /пейоративной/ оценки: инквизиторша /Г.М8Млин/, четыпехкля-тый, пятиклятый, шестикяятый, тысяче клятый /Э.Радзинский/. вельмо-жить. /А.Лалендик/ и мн.. др. Для выражения положительной /мелиоративной/ оценки созданы новообразования суперблеск /юЛернях/. дшкэр-иец /В.Славкин/ и др. Несяодысо новообразований создано для выраке-

ния иронической оценки /ироническая оценка выявляется только при контекстуальном чняпизе/: дентишя "петиция" /В.Счввдсий/, медишш-ско-чуткая поющь/Э. Британский/.

Стремление говорящего выразить самооценку вызвало появление ЮЗ окказиональных слов. Большая часть новообразований этой разновидности выражает отрицательную самооценку: дофенистка /Н.Павлова/. маразмировзть /Л.Арбузов/. Примером выражения положительной самохарактеристики служит новообразованна личность-аномдлия /Н.Мирошниченко/, имеющее значение "личность, нагого превосходщая других но своим деловым качествам". Направленность говорящим оценки на себя определяется из контексту.

Стремление говорящего более точно донести до собеседщка свои мысль, подчеркнуть, определенный смысловой оттенок обусловило появление 144 новообразований,, например: Варламов. Он оба эти дня по начальству бегал, от суда тебя отцгтэапывал... /Г.Бокарев/. Новообразование появилось в результате стремления говорящего выразить с большей точностью тчгуга мысль: "Спасать от неприятностей, прикладывая максимум сил и энергии".'

Четвертая разновидность социально-индивидуальных причин словотворчества - стремление говорящего обозначить нощгю реял ею, созданную в результате затрат индивидуального труда. Отмечено II новообразований данной разновидности, среди нтгх кресло-яРцо /М.Рошин/.

Третью группу состааляют ситуативные причины словотворчества. Многие лингвисты /л. А.Капанадзе, Т.Ф.Корнилова, В.ВЛопатин, ГЛ. Плотникова, Н. А.Янко-Тоиницкая и др./ отмечают влияние ситуации на словотворчество. В.Е.Хадизев указывает на большую роль ситуации в произведениях драматургии: "Для облечения в догматическую форму наиболее плодотворны отклики человеку на непосредственно окружаюцее, на ситуацию момента, на чей-то поступок, на кем-то

сказанное слово, на -<ье-то движение, на какой-то звук и т.д." * Выделяются др; разновидности ситуативных причин: 1/редкпия говорящего на дзлысо- что услышанное слово и 2/реэкция говорящего на внешний вид собеседника, действия, мимику и ситуацию общения. Ситуативных новообразований первой разновидности отмечено 199. Пример: М.а р ь я. Нч коньяк денег не хватило? Ф е д о р. С ваш по-аоньячяшь! /д.Кудрявцев/. Ситуативных новообразований второй разновидности отмечено 116. Так, например, зеленокстодл назван немец-военнопленный, одетый в зеленую полевую форму.

3 ряде случаев новообразования появляются в результате взаимодействия рэзногрушгозых или одногрупповых причин. Всего отмечено 92 таких неологизма. Только семь новообразований созданы ,в результате взаимодействия всех грех групп причин. Пржмр: Кир а. Вот мы, балетные, всегда удивляемся. Мы танцуем всего Г'0 сезонов. Как-правило. Д в струне всю жизнь. Д вы, драматические, можете итрзть аж до самой смерти, а раскармливаете себя. Срам. Мы так и говорим про ваших - "сраматичесгеге* /С.Длешин/. В данном случае принимают участие следующие разновидности трех групп причин словотворчества: реакция на слово + выражение негативной оценки. + групповая потребность в обозначении обсулщаемого явления.

В результате взаимодействия собственно социальных и сатудтивт ных причин слоЕогвлрчествч образовано 26 окказионализмов, среди них слово тареляне: Демидова. Как вы там-называетесь. Ну, которые с тарелки. П о р г н о в а. Тателяне... /Г.Никитян, О.Пы-хова/. В данном случае реакция говорящего нэ слово сочетается с самоназванием социума.

В результате взаимодействия собственно социальных и сошгально-^Хализев В.Е. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Днзлиз драматического произведения, л..1988, с.9.

индивилуельных причин появилось 8 новообразований. Брвмер: Офицер. Так объясните мне, темному человеку, господин студент: зачем непременно .не... ле-тн-цию? Французикам подражаете? Поообеспь ерить охоте? /В.Савицкий/. В данном случае индивздгуальнзя оценка базируется на групповой.

В результате взаимодействия социально-индивидуальных и ситуативных причин создано 33 окказионализма. Чаще всего комбинируются следующие разновидности - реакция говорящего на слово и стремление говорящего выразить самохарактеристику, например: я е н я. ... я согласен вас возить, хотя по натуре своей я не кучер, а ен-тг.гучер. ... То есть моху водить автобус с большим количеством пассажиров. Могу возить раствор н» самосвале. Все йоту. Ц одного начальника, чтоб даизл в правое ухо, - не могу. ... Это называется аютиучер/м .Гор»евг>/.

Могут взаимодействовать разновидности какой-либо одной группы причин. Так, например, в результате комбинирования разновидносте) сокаально-икдиваяувлышх причин возникло 14 окказиональных слов, среди них: .П. е т р. _ц&-ай-ай. что эти товарищи женщины с нами де лают!.. В иную вкапаться - все равна, что под самосвал попасть.. /Г.Бжарев/. В. этом случае взаимодействуют следующие разновидности: отрешение выразить самооценку и стремление более.точно донести до собеседника определенный смысловой оттенок; значение во вооОразования - "влюбиться серьезно, тяжело".

4 новообразования созданы вследствие взаимодействия двух рээ-взввштостей ситуативных причин, например: ф а я. Он - ночной мотоциклист! ... мотокентавр!... Кентавр с добавлением "мото", мифо логия... /ШЗкоагев/.

Не менее важным является вопрос о спо собах, со здания новых ело Мы стрюеслясь создять ыакспвдьно шгрокую сгстецу способов слог

образования, опираясь на ккассифиващш. предложенные как представителями тралт-Шодного словообразования, так и представителями нетрадиционной ономасиологии. Способы словообразования разграничивается на узуальные и неузуальныо. Под узуальными понимаются способы, занимающие центральное место в словообразовЕргельной системе .■ Посредством узуальных способов создано 963 окказионализма. Самым активным способам является суффиксация /354 слов я/. 2-34 новообразования создано способом сложения, 35 из них - посредством разновидности сложения - гендиадися /рифмованного сложения/. Выделены 5 разновидностей гендиадиса:

I.Первый компонент рифмуется со вторы?/, который образуется зама--ной начального звука /или звуков/ первого компонента. При этом второй компонент не соотносится с каким-либо узуальным словом, например: дзрвкгор. Есял плавать не умеет, зачем всю жизнь о море пишет? Тоже мне Хеминхуэй? Подражает и подражает! ... Неверное, подцепил в море курортницу в сейчас на depaiy ляй-ляй конференцию устроил: Хемшпузй-Мемингуай! /Ф.Искандер/.

Эта разновидность гендиадиса описана вэсшэ пожробаа£/тгугл1у]и? -

2 .Второй компонент, десемантвзированный в со стяга гендиадиса. со- • относится с узуальным словом, т.е. вне состава гендиади'сэ этот компонент функционирует как самостоятельное слово:Т a н я. fx, а падка-букашка, я так рада, я так по тебе соскучилась! /Ю.Бондарев/. Ланнзя разновидность гендиадиса не описгяа. 3.0 б а котлпонента в составе гендиадиса сохраняет свое значение: Саксофон. Я новатор-стимул ягор. Что есть такое? Слышишь стук топоров, визг пил? Стимулирую работу других. * нов ягор я потому, что первьм нэ ндоей угрдаой планете сообр^ял: да®е сяный героический труд не чуждается веселья, это два близнеца, связанные одной пуповиной жизни! Вот я и предложил: обеспечьте пеня

аппаратурой - микрофоны, динамики, усилители - и я обеспечу вас

зарядом полоаитеяышх окоциШ /ХЛитрофанев, ¿.Поперечный/,

Эта разновидность гвнлиадиса описывается впервые^

4.Оба компонента гендиадиса не соотносятся с узуальными словами.

Рассмотрим такой примерг Вал я.Ввдь уже привлекали тебя...

Чернокотоа. Чекизм-квгабизм... Это которые одного на зарплату бэрут, другого на паек... /Ф.Горенттейн/. Компоненты гендиа-диса, взятые по отдельности, не существуют как отдельные слова, 2та разновидность также описана впервые.

5.Оба компонента гендиадиса, соотносимые вне его состава с узу-• альными словами,' десэмантязированы, например: Милиционер, Знаете что, я милиционер, эти ваши контексты-подтексты не понимаю... /А..Дудареа/. Значение новообразования, как явствует из содержания всего эпизода, - "уклончивые ответы". "

Еще 10 сложных новообразований созданы с помощью трех разновидностей редупликации.

Отмечено 114 префиксальных новообразований. 58 окказиональных слов создано по спослбу слияния. 46 из них

образовано на базе словосочетания или сочетания слов: непапа /Э.Ра зинский/, вечнолдбимая /Н.Павлова/'и др. 12 новообразований созданы. посредством слияния предложена* или гру т.н лрздлочекцГ: в одно слово. Вслед за Н.Д.Милославск«й мы называем эти образования голофрастическями конструкциями, а эту разновидность слияния -голофразис. Голофрастические конструкции создаются: на базе вока-тишвго предложения - господи-ты-боже-мой /С.Злотникоа^; на базе двусоставного предложения - чзрт-бы-его-побрал /О.Сосин/; на базе части сложноподчиненного предложения - тотктонаскупил /Л.Устинов^« Совершенно уникальная конструкция представлена в следующем случае: Сенатор-конь /вопит без пауз в одно длинное-длинное

слэеэ/. ДаздрззствувтЦозарьтридцатьразмывсэгдажелалитакогоЦезарякак-тытрЕдцатьразтынашотеидругибраттыхооошийсенаториистинныйЦазарьвэ-семьдесятраз! Н о р о н /шепчет/. Свершилось! Это - не речь! /В восторге/. Он ряэт! /Кричит/. Свершилось! Сенатор превратился в коня! /Э.Радзикский/.

На материале русского языка голофразис как разновидность слияния

рассматривается впэрЕые, хота сами голофрастическив конструкции от-

Е

мечены в работах О.А.ГабкнскоЯ и Э.И.Хзнячры.

Слитно-суффихса.чъным способом образовано 33 окказионализмов, срэ-дл них: вверхтаряадккн /Л.Устинов^, несколькоднешый /Э.Брагинский/. В пьесе В.Ер9фЭОЕа",Взльпургиэга ночь, или Шаги Командора" зафиксировано 5 суффгесально-голофрастических образований: ни-во-^то-ие-по-гружзнность, ничем-не-взволнованность, н и -к -к о му -н е -рас по ложенность, ничем-вроде-бя-не-потревокенность, ни-на-чем-нв-распятость.

Отмечено 35 префиксально-суффиксальных новообразований, 25 сложно -суффиксальных, 27 аббревиатурных, 20 заимствований, 14 прэфиксаль-но-постфиксальных, 7 прэфиксально-суффиксально-постфиксальных, 3 суф-фиксально-постфиксальных, 2 слитно-сложных, по I постфиксальному и пре-фиксально-сложно-суффихсальному.

143 окказионализма образовано с помощью неузуальных способов. Неузуальные способы занимают периферии словообразовательной системы; с их помощью, как правило, образуется только окказиональные слова.

Чаще других неузуальных способов обмечена субституция - 51 новообразование. Под субституцией понимается способ, при ко-орои новое слово возникает путем замены морфемы или неморфэмного сегмента морфемой или неуорфзмным сегментом, Зчделче-ся несколько разновидностей субституции: морфемно-чорфемная, в ^.ч. транспрефиксация -унтернационалис" и обери ашюналист /вместо инте знаии оналист.Ф. Горен -штейн/, трансрздиксация - вилкарь /5::. лочкась, 5.Бурыличеа/, даль-

ноногооть /вм. близорукость,- Г.Горин/, транссуффиксация - бурекец

/ем. буровик. М.Рощин/; сегментно-морфемная - мирванна /вм. нирвана, М.Рощин/; сегмзнтно-сегментная - грыз а /вм. крыса, К.Крапива/.

22 окказионализма созданы способом преобразогажм—звуковой збо-лочлк олова. Разграничиваются фонетические и орфографические преоб разования. К фонетическим относятся: неморфемное уменьшение звуковой оболочки /влиминирован'::, усечение/ и неморфемное увеличение /аугмкч~ация/. В свою очередь разграничиваются разновидности усечения: апокопа /конэчное усечение/ - ощуч "ощущение" /2.Радзинский, аферезис /начальное усечение/ - зация "демобилизация" /М.Ганина/. Выделяется разновидности аугментации: протеза /начальное увеличение/ - х-хобби "увлечение, к которому относятся иронически" /М.Бай-джиеа', эпентеза /вставка внутрь слова/ - пентиция "петиция, к ко-

фм-'им¡¿д..

торой относятся иронически" /В.Савинкиа77гмордаоь "морда, лкло" /В.Ерофееа/. Выделяйся 4 разновидности графического преобразования: графическое выделение сегмента слова - гласНОсть "гласность, не до определенных пределов"; транйитерация - хотель /ЛвЬ^Е.Губарев' и обратная транслитерация: Аржанов. Он уже одно забугорное слово выучил - "гласност" /Л.Зорин/; анаграмма, представ--ленная в двух разновидностях: метатеза /перестановка звуков/ - ма-випать "понимать" /М.Рощин/ или перестановка частей сложного слова - алдв-паоад "парад-алле в конце представления" /Г.Горин/ и рет-

роскрипция - петодгн "волшебной слова в стране недотеп" /Х.Устинов'' образованное ооратнык написанием слова недотеп.

21 новообразование создано при помощи контаминации и смежных с ней явлений: межцусловного наложения - алкоголичность /Л.Митрофанов

A.Поперечный/; телескопии - бибдкгаловка /библиотека + забегаловка,'

B. Ардов/; контаминации - сра><атические /С.Алешин/.

По спосвбу редеривации создано 17 окказионализмов. Отмечены сле-

/

дующие разновидности: депрефиксация - кудышшй /Г.Горин/, дефлзк-зация - акул /С.Злотников/, депостфиксация - расхдабрить' /"Его тоже расхрабрил о", А.Ставицкий/, дзсуффиксация - новокузнец "житель Новокузнецка" /М.Арбатова/, декомпозиция /обратное сложение: обсат-чыЯ гзндиадис/ - махер /от шахер-махзр/ "мошенничество" /А.Петэаш-кзвич/, дзпрэфикоально-десуффиксальный способ -'пшкаять /от неприкаянный, А.Макаенок/. Последняя разновидность описана впзоше.

8 новообразований образовано посредством эмансипации аффикса, ?рэд'л них: Г у с ь. Опатоносзц! Т тзинднвымпел оноееп! Рсамат о шту кореец! ... Кого там - на ляд мне - интэрэсувт, яколько он ноези... 'С.Злотников/.

б новообразований создано посредством изобретения лроизэольной звуковой последовательности, например:бескайт "название медицин-1кого препарата" /Л.Пзтпуиевокая/;»'

Зпзрше описывается неузуальный способ, названный нами р а з л и ~ [низ м. Суть его заключается в том, чт» внутрення форма узуально-

"о слова переосмысливается, в результата чего происходит расчлзне-[ие этого слова и образуется ноше слова, например: Д у с я /в телефон/. Нет его,.. А я нэ знаю. Он мне нэ докладывает. Ну и все. Это по-вашзму никому я не кабельная. Кому-то, может, я -очень ка-

¡вльная. О г а р к о э. Он вовсе нэ то имел з виду. ... Он вам ' :казал иностранное слово /Л.Зорин/.

I новообразование создано способом регенерации, при которой шэмэнт фразеологизма принимает на себя значение всего фразеоло-

■изма: Скоромный. Владт/ир Андвэзвич! Договор готов! Моя ать на месте, подпись - ту* жз. Остается подписать вам, нежно, :ак поцзлуй, приставить пзчать и - концы/А.Макаенок/.

Иногда узуальные способн комбинируются с нзузуальными. В частости, отмечено одно новообразование, созданное апокопно-афере-

зисно-слитным способом: Пифагор. Закон есть. Закон нвру- | ва... Не нврупяР ничего! Никону не мешай ¡/А.'Дударе^'. Происходит конечное и начальное усечение глагола и слияние усеченного комплекса о не.

В первой глаае рассматривается такие вопрос об иэучении но-ввобрахований на материал» драматургии /§1/, а также анализиру • ются окказиональные слова, созданные представителями разных профессиональных, возргэст-ных и т.п. групп /§7/.

' Вторая глава "Причины словотворчэс^ва и способы создания новообразований в авторской речи" посвящена шяснению специфики авторской речи в драматургии.

Рассмотрен вопрос о классификации ремарок. Проанализирована концепция Д.Б,Пеньковского и Б.С,1варцкопфа, а также наблюдения и классификации, предложенные И.Ф.Борисовой, Т.Г.Виногур, В.М. Волькенштейном, В.й .Комаровой,. Л.АЛиховидовой, Л.А.Шуваловой и др. Составлена типология ремарок, которая выглядит следующим образом! 1.Предремарки /I.Название пьесы. 2.Указание жанра. З.Список действующих лиц. ^.Ремарка начала/. II.Ремарки £í.Обстановочные ремарки /ремарка места; ремарка времени; ремарка внешних событий; ремарка внешнего вида действующих лиц; ремарка физических действий; ремарка адресата речи; ремарка адресанта речи; ремарка указания присутствующих на сцене действующих лиц; ремарка характеристики речевого действия/. 2.Психологические ремарки /ремарки, характеризующие речь персонажей; ремарки, дающие психологическую характеристику персонажей? ремарки психологического портрета/. З.Злически-философские ремаркиЗ» III. Пострэмарки.

Далее рассматриваются новообразования, отмеченные в разных типах ремарок. Всего в авторской речи зафиксировано 102 новооб

разования. 25 новообразований отмечены в предремарках. 4 из них употреблены в названиях пьес. Гак, С.Злотников назвал своо пьесу "Бдыи"/наименование города/, В.Левашов - "ЧМО" /человек, меняющий обществу/. Одно новообразование отмечено в определении жанра пьесы - А.Макаенок пьесе 'Таблетку под язык" дал подзаголовок комедия-репортаж. 16 новообразования отмечено в перечнях действующих лиц. 8 из них обозначает фамилии министров в пьесе Г.Полонского "Медовый месяц Золушки". Все эти фамилии является говорящими: так, например, военный министр носит фамилию Гсобане, министр эстетики - Фуэтель и т.д. все эти фамилии является своеобразной имитацией иноязычных фамилий. В ряде случаев новообразования определяет профессиональные занятия персонажей: ангел-секретарь /Г.Май-, лин/, телевраль /С.Егкевич/.

19 новообразований зафиксировано в обстановочных ремарках. Больиинство из них отмечено в ремарке описания действуощих лиц, например: "Входит подтянутая женщина лет 30-40. Шапка, шуба, сапоги, спортивно-галогно-хозяйственная суик«" /А.Куча'ев/.

31 новообразование зафиксировано в психологических ремарках. Из них 15 - в ремарках, характеризующих реплики персонажей /в пьесе Ц.Мирошниченко "Жизнелюб" гопоса героев характеризуется как взволнованно-прерывистый, взволнованно-тревожный, испуганно-умо-лясщий/: 16 - в ремарках, характеризуищих психологическое состояние героев: "Он угловат, нарочито-резок" /З.Тоболкин/, "уксусно сопурившись" /С.Злотников/.

27 новообразований зафиксировано в эпически-философских ремарках.

Рассматривается также вопрос о причинах появления новообразований в речи автора. Причины появления новообразований в речи автора кардинально "отличны от причин появления новообразований а речи персонажей. Выделяются следующие причина словотворчества в

-горечи «втор«: номинативные /новообразование создается только для называния реалии, например: спортивно-валютно-хозяйствекная сумка - в данном случае новое слово обозначает только признак предмета и не несет никакой экспрессии/; экспрессивные /новообразование создано дня выражения экспрессии, например: уксусно/; номинативно-экспрессивные /новообразование создано для называния реалии и выражения экспрессии, например: телеврвль/.

По способам словообразования окказионализмы в речи автора распределились следующим образом: сложение - 39, суффиксация - 21, слияние - 19, аббревиация - 8, префиксация - 6, сложение с суффиксацией - 4, слияние с суффиксацией - I, префиксация с суффиксацией -I, изобретение произвольной звуковой последовательности - 1, слияние с редупликацией - I, преобразование с контаминацией - I. Слитно-редупликационным способом создано.новообразование, обозначающее фамилию министра финансов из пьесы Г.Полонского "Медовый ыесяц Золушки" - Нвнулле. В данном случае происходит слияние в одно слово выражения "не куле" и удвоение одного звука. В той же аьесе министр, ведающий справедливостью и общественными вопросами, носит фамилию Поогиусск. В данном случае контаминируются слова гнускай и прогнуться, употребленное в значении "прислужить, выслужиться"; последнее слово подвергается еще и фонетической дефорие-ции,

В заключении подводятся итоги исследования.

1. Новообразования в речи персонажей и в речи авторе различаются по причинам их возникновения, а также нетождес^венностью количе-стьа задействованных способов образования и их активностью.

2. Новообразования, созданные неузувльными способами словообразования, составляют в речи персонажей 13%, в речи автора - 2%.

3. В речи персонажей новообразования появляются во многом благо-

даря личностным качествам и стремлениям говорящего, в речи автора благодаря стремлению автора передать информацию или передать экспрессию.

4. Уточнена типология причин словотворчества с позиций человека говорящего, позволявшая говорить о мере социальности в каждом акте словотворчества, в связи с чем выделены собственно социальные, социально-индивидуальные, ситуативные и комбинированные причины словотворчества.

5. Анализ новообразований в речи автора и в речи персонажей драматургического произведения показывает» , что драматургия объединяет в себе две равноправные речевые сферы, характеризушциеся-как сходством, так и различием; это лишний раз подтверждает отличие языка драматургии

от языка других родов литературы.

По теме диссертации опубликованы следующие работа:

I. Словообразовательный контекст и предложение // Тезисы докладов на конференции преподавателей и аспирантов факультета русского языка к литературы "Особенности лексического, фразеологического и грамматического значений в русском языке". - Орел,1984...- С.41-43.

2.0 границах словообразовательного контекста // Словопроизводственный процесс и функционирование производных единиц в языке и речи. - Курск, 1986. - С.104-Ш.

3. Социальные и индивидуальные причины появления новообразований // Деривация в речевой деятельности /Языковые единицы/. -. Пермь, 1988. - С.78-79.

4. Голофразис и его место в кругу смежных явлений // Тезисы докладов на конференции преподавателей и аспирантов факультета русского и литературы "Лексические и фразеологические единицы в литературной и диалектной формах национального языка". - Орея, 1939. - С.32-34.

5. Индивидуальные, социальные и ситуативные причины появления

новых слог // Республиканская научио-практическвя конференция молодых ученых и специалистов /С-14.апреля 1989 г./. Секцияглихературозе-

ведеиие и языкознание. Материалы конференции. - 1ушянбе, 1989. -

С.б-П.

6. Об изучении новообразований на материале драматургии. - Орел, 1989. - 17 с. - Деп. в ИНИОН АН СССР 11.12.89, № 40411.

7. Ситуация как причина образования новых слов. - Орел, 1989. -14 с. - Деп. в ИНИОН АН СССР II.12.89, № 40413.

. х отделе опамтввной полиграфии Орловского областного - управления статистики. Тирах 100 акз". Заказ й 167