автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Социальное общение и его историческая типология

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Резаев, Андрей Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социальное общение и его историческая типология'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Резаев, Андрей Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО ОЩЕНИЯ.

§ I. Понятие "общение" в трудах классиков марксизма.

§ 2. Социальное общение как предмет исследо^ вания в советской философско-социологической литературе

§ 3. Общение людей как процесс актуализации общественных отношений

Глава 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ОЩЕНИЯ

§ I. Социальная типология как метод по~ знания.

§ 2. Типологический анализ процесса общения.

§ 3. Исторические типы общения.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Резаев, Андрей Владимирович

Построение коммунизма - означает утверждение в обществе такой социальной организации, в рамках которой возможность устранен ния неподвластных человеку социальных сил и социальных процессов, объективно препятствующих общественному прогрессу, превращается в действительность. Реальной силой, которая в состоянии преодолеть иллюзорные формы сознания и в соединении с широкими народными массами способна стать орудием революционно-практического преобразования объективной действительности, выступает марксистско-ленинская теория общественного развития, Все нагляднее проявляются созидательно-творческие потенции марксистской общественной науки в процессе совершенствования социалистического общества. В настоящее время дальнейшая разработка марксизма-ленинизма прямо и непосредственно связана с практикой коммунистического строительства. "На магистральном направлении развития общественных наук должна находиться проблематика зрелого социализма. Речь идет о том, чтобы, отправляясь от уже добытых истин, двигаться вперед, расширяя теоретический горизонт, углубляя представления о важнейших закономерностях экономического, социально-политичет ского и духовного прогресса страны". Стремительные темпы социального развития, характерные для зрелого социалистического общества, рождают все новые вопросы, вскрывают новые факты и явления, которые нуждаются в должном марксистском осмыслении. Развитие конкретно-научного знания обусловливает накопление значительного количества данных, требующих философского обобщения с позиций диалектического и исторического материализма.

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с.32

Система реальных общественных взаимодействий, конкретных связей людей друг с другом является той областью, где наиболее выпукло проявляются происходящие в современном обществе изменения. Изучение специфики содержания, закономерностей развития социальных связей, структуры, функций и исторических форм их проявления, анализ процессов общения людей друг с другом становится одной из важнейших задач марксистского обществознания.

Не случайно с середины пятидесятых годов в советской литературе развернут широкий фронт эмпирических и теоретико-методологических исследований проблем социального взаимодействия, проблем человеческого общения. Особенно активно в изучение общения людей включились представители общей и социальной психологии. Обсуждению специфики, структуры, функциональных особенностей и различных социально-психологических "эффектов" общения посвящены вышедшие в нашей стране работы К.А, Альбухановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.А.Боделева, А.А.Брудного, А.Н.Леонтьева, А.А.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, Н.Н.Обозова, Б.Д.Па-рыгина, С.Л.Рубинштейна, В.В.Рыжова и др. Логико-семиотическая сторона коммуникативной проблематики отражена в работах Л.О.Резникова, М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана. Этико-педагогическим вопросам общения людей уделяют внимание В.И.Добрович, И.С.Кон, М.А.Чернышева. Анализу протекания общения в условиях современной урбанизации посвящены публикации А.В.Баранова, И.Г.Лежавы, Э.В.Соколова, О.Н.Яницкого. Немало страниц в литературе уделяется исследованию технических средств коммуникации. Среди авторов, занимающихся данной проблематикой, можно выделить Б.А.Грушина, П.В.Кон-драшова, Ю.В.Перова, Л.В.Петрова, Ю.А.Шерковина. Представителями различных дисциплин, несомненно, достигнуты значительные успехи в изучении отдельных аспектов и элементов общения людей.

Философской рефлексии процесса социального общения посвящены труды А.М.Агальцева, Л.П.Буевой, М.В.Демина, Е.Г.Злобиной, М.С.Кагана, Е.Б.Перелыгиной, Ю.В.Перова, В.М.Соковнина, Э.В.Соколова, А.Г.Щелкина и др. В философско-социологической литературе должное место заняло осмысление качественной специфики, содержания и особенностей форм межнационального общения. В этом направлении работают А.О.Бороноев, Т.Ю.Бурмистров, М.Б.Садыков, К.Н.Хабибуллин, А.И.Холмогоров. Отметим также работу, проделанную советскими исследователями в направлении критического марксистского анализа основ буржуазных концепций человеческого общения. Здесь прежде всего необходимо выделить работы следующих авторов: П.С.Гуревича, Ю.Н.Давыдова, И.С.Кона, В.С.Коробейни-кова, А.Г.Щелкина.

Образно говоря, ученые шаг за шагом преодолевают вершины, за которыми скрыты "тайны" социального общения. Однако, это отнюдь не означает, что исследования в данной области утрачивают свою актуальность. Напротив, нынешний этап коммунистического строительства в нашей стране, завершение формирования основ социализма в странах народной демократии, практика классовой борьбы пролетариата во всем мире не только доказывают истинность основных положений марксизма-ленинизма о тенденциях и законах исторической эволюции общества, но и представляют громадный материал, характеризующий пути, средства, механизмы развития общественных процессов вообще и процесса социального общения в частности. Одним из мощных факторов, активно влияющих на процессы социального взаимодействия и порождающих все новые вопросы, связанные с изучением человеческого общения, выступает протекаклцая на современном этапе научно-техническая революция.

Особенно актуальной в настоящее время становится разработка общефилософской теории общения на фундаменте диалектико-ма-териалистических принципов познания общества. Актуальность создания марксистской теории общения обусловливается целым рядом моментов методологического, теоретического и практического порядка.

В методологическом отношении марксистская теория общения послужит единой методологической программой для специально-научного знания, акцентирующего свое внимание на исследовании общения. Хорошо известно, что уровень конкретно-научных представлений о каком-либо природном или социальном явлении, его част-нонаучные трактовки не могут быть признаны достаточными, ибо раскрывают одну, определенную сторону явления. Поэтому целостное понимание феномена общения недоступно ни общей, ни социальной психологии, ни педагогике, ни лингвистике; только в ходе философского, всеобщего анализа возможно познание данного явления в его целостности, т.е. в закономерных и необходимых признаках, характерных чертах развития и функционирования.

В теоретическом отношении философская теория социального общения вносит весомый вклад в разработку проблематики общественных отношений и, несомненно, способствует развитию концептуального аппарата целого раздела марксистского учения об обществе.

Создание общефилософской теории общения прямо и непосредственно коррелируется с практической разработкой основ социальной политики КПСС и Советского государства, острие которой направлено на решение задач дальнейшего развития общественных отношений зрелого социалистического общества, становления новой, всесторонне и гармонично развитой личности. Практика сознательного совершенствования общественных отношений выдвигает на первый план задачу изучения возможности целенаправленного изменения форм общения людей.

Актуальность общего марксистского представления о сущности и специфике социального общения обусловливается также обострением идейного противоборства между социализмом и капитализмом. Раз' личные теоретические модели манипулирования массовым сознанием, которые применяются буржуазными социологами в борьбе за "улавливание умов", своими истоками имеют определенные философские трактовки личности и общения. Современной буржуазной пропаганде должна противостоять умелая, эффективная, наступательная идеологическая работа, основанная на научном анализе закономерностей поведения людей в процессе их взаимодействия друг с другом.

Выбор исторической типологии процесса социального общения в качестве предмета исследования вызван не только тем обстоятельством, что в литературе общение по существу еще не анализировалось в аспекте своего исторического развития. Суть дела заключается в том, что общефилософский подход к изучению общения как категории, стоящей в одном ряду с такими категориями марксизма как труд и познание, т.е. анализ общения вообще, получивший довольно значительное распространение в 70-е годы, во многом в настоящее время оказывается недостаточным. На современном этапе проведения философских исследований общения явно назрела необходимость перехода от описательно-констатирующего уровня к объясняющему. Надлежит перейти от характеристики эмпирически наблюдаемых проявлений процесса общения людей, описания многообразных эпифеноменов социального взаимодействия к собственно философским вопросам. Уже недостаточно останавливаться на характеристике общения как наиболее существенного фактора формирования сознания и самосознания, как условия включения личности в мотивационно-побудительный процесс, исследовать осуществляемое в общении взаимопонимание и взаимовлияние, либо логико-семиотическую сторону проблемы социальных взаимодействий. Научная задача анализа человеческого общения на сегодняшни день состоит в уяснении сущности данного феномена, объяснении его объективной необходимости, раскрытии закономерностей функционирования и исторического развития процесса общения людей друг с другом.

Заметим здесь, что в свое время Н.Г.Чернышевский отмечал: "Без истории предмета нет теории предмета, но и без теории предмета нет даже мысли об его истории, потому что нет понятия т о предмете, его значении и границах." Другими словами: при характеристике взаимосвязи истории и теории предмета следует учитывать, что как теория создается на основе изучения истории какого-либо предмета объективной реальности, так и историческое познание немыслимо без его теоретического объяснения. Следовательно, важной методологической предпосылкой изучения исторической типологии процесса социального общения является научный анализ факторов, определяющих его внутреннее содержание и специфику.

Основная цель диссертации, которая определила структуру

I. Чернышевский Н.Г. Избр.философские соч., т.1, М., 1950, с. 303 работы состоит в том, чтобы раскрывая сущностные характеристики и объективную необходимость социального общения рассмотреть изменение его содержания, выявить его закономерности, а следовательно, и типы в ходе исторического развития человеческого общества.

В диссертации две главы, каждая из которых состоит из трех параграфов.

Первая глава исследования целиком посвящена уяснению сущности социального общения. В первом параграфе анализируются положения и принципы исследования общения людей в трудах основоположников марксистско-ленинской философии. Во втором рассмотрены основные подходы к характеристике социального общения, имеющие место в советской научной литературе. В третьем раскрывается сущность социального общения как процесса реального существования, актуализации общественных отношений. Первый параграф второй главы посвящен анализу логико-гносеологического аспекта понятий "тип", "типический", "типология" и рассмотрению существа метода социальной типологии. Во втором параграфе второй главы предпринимается попытка вычленить критерии структурно-функциональной типологии общения, а также основания и существенные признаки исторических типов процесса общения, содержательный анализ которых дается в третьем параграфе этой главы.

Рассмотрение основных моментов, определяющих подход К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина к характеристике общения людей, анализ философско-социологических работ "коммуникативной проблематики" советских авторов, вышедших в последние десятилетия, ход самостоятельного исследования содержательной специфики процесса общения и его исторической динамики позволяет прийти в диссертации к конкретным выводам, обладающим научной новизной, которые и выносятся на защиту.

1. Процесс социального общения - суть способ эмпирического существования и проявления общественных отношений.

2. Общение как реальное социальное взаимодействие является объективно необходимым механизмом воспроизводства общественных отношений. Сама структура этих отношений может существовать лишь постольку, поскольку она воссоздается в реальном общении людей друг с другом. Переход от общественных отношений к общению, от структуры к процессу делает возможным модификацию и развитие общественных отношений, именно посредством общения становится возможным установление новых отношений.

3. Формой социальной организации, способом регуляции процессов общения выступают общественные отношения.

4. Система конкретно-исторических общественных отношений определяет и детерминирует существенные характеристики общения, его формы, закономерности развития и исторические типы.

5. Господствующий тип общественных отношений "задает" господствующий в обществе тип социального общения. В ходе развития человеческого общества выделяются четыре исторических типа общения. Первый тип - родоплеменное общение, которое определяется кровнородственными связями. Второй тип - общение в условиях отношений личной зависимости. Основу третьего типа социального общения образуют отношения вещной зависимости капиталистического общества. Четвертый тип - общение людей в условиях коммунистической общественной ассоциации, когда социальный прогресс коренится "в необходимой солидарности свободного развития всех.,."*

I. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 3, с.441

6. Экономическая основа, характер и формы функционирования процесса общения являются наиболее существенными признаками выделения исторических типов социального взаимодействия.

7. Основаниями структурно-социальной типологии общения служат: содержание общения, его средства, субъекты социального взаимодействия и способы реализации процесса общения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды К.Маркса, Ш.Энгельса, В.И.Ленина, в которых даны исходные принципы материалистического понимания истории, диалектики и сущности человеческого общества, а также основные партийные и государственные документы о задачах строительства коммунизма в нашей стране.

В целом в работе, исходя из задачи характеристики некоторых сторон именно позитивного изучения процесса социального общения, используется опыт анализа общения в советской литературе. Однако, в ходе исследования была предпринята попытка изложить, по мере возможности, материал таким образом, чтобы в определенной степени выделить моменты, которые в дальнейшем могут послужить отправными точками критического рассмотрения моделей социальных связей в феноменологической социологии, символическом интеракци-онизме и др.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальное общение и его историческая типология"

4. Результаты исследования могут быть использованы в курсах лекций по историческому материализму и научному коммунизму.

5. Материалы исследования и его выводы могут быть также применены при проведении занятий в системе политического образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодняшнее состояние разработки теории общения характеризуется наличием в советской философско-социологической литературе различных точек зрения и разработкой многочисленных подходов к уяснению сущности процесса общения людей друг с другом. В основном в современных публикациях исследуются отдельные стороны и компоненты процессов общения, причем не как самостоятельного социального феномена, а в связи с анализом других общественных явлений, например в связи с изучением процесса социализации личности.

В большинстве работ социальное общение рассматривается как обмен общественно-значимой информацией. Значительная часть исследований приходится на изучение психологических механизмов духовных взаимосвязей людей.

Наименее изученной остается предметно-практическая сторона общения людей. Пока еще недостаточно при анализе социального взаимодействия применяется принцип историзма. Мало исследуется динамика общения, влияние на содержание и формы общения социально-классовых характеристик человеческого общества. Представляется все более ощутимой необходимость перехода от описательно-констатирующего уровня анализа социального общения к объясняющему.

Объективно, т.е. независимо от сознания и воли людей, в обществе существуют социальные взаимодействия, без которых невозможно ни само общество, ни трудовая деятельность как основа воспроизводства общества. Определяют реально данные социальной взаимосвязи, задают их, соответствующие определенному способу производства общественные отношения.

Социальное взаимодействие и есть в широком смысле понимаемое общение. Но и общественные отношения по сути тоже взаимные социальные связи. Б теории, отвлекаясь от конкретных субъектов, у общественные отношения можно рассматривать как некоторую структуру устойчивых связей, возникающих на основе исторически определенного способа производства. И на таком абстрактном уровне, когда отношения трактуются как взаимная связь - общение и общественные отношения тождественны. Простой единичный акт взаимодействия двух социальных субъектов, например, товаровладельцев, может быть определен целой системой общественных отношений, в которых находятся общающиеся. Определенные социальные субъекты могут реально не взаимодействовать (не общаться), но система общественных отношений их друг к другу не перестает от этого существовать.

Духовное, психологическое общение, понимаемое как обмен разнообразной эмоционально-интеллектуальной информацией, возникает и формируется в процессе материального производства и определяется материальным общением, заключающемся в предметно-практическом обмене деятельностями, способностями.

Основой социально-философской типологии общения людей служит теория общественно-экономической формации, материалистическое понимание истории, разработанные в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса. Б.И.Ленин говорил о превращении социологии в науку благодаря марксовому объяснению роли классовой борьбы в истории, а также открытию закономерностей,возникновения, развития и смены общественно-экономических формаций. Этот научный фундамент позволил обнаружить не только повторяемость процессов и форм общественной жизни в исторической эволюции, увидеть генеральную линию развития человеческой истории, но и понять общую тенденцию существования и развития типов социального общения.

Философско-историческая типология процесса общения не подменяет предназначение типологизации и разнообразные варианты таксономической характеристики человеческого общения в частно-научных дисциплинах. Однако философская типология, охватывающая наиболее общие и существенные стороны социального общения служит теоретическим и методологическим ориентиром для специального научного знания, поскольку характеризует данное общественное явление с его сущностной и необходимой стороны - как процесс реализации общественных отношений, как социальный процесс, цементирующий общество в структурно-организованное целое.

Социально-философская типология человеческого общения, т.е. учение об исторически определенных типах реализации общественных отношений, выступает одним из основных моментов на пути анализа сущности процесса общения людей друг с другом. Отсюда воз/ можно заключить, что философское исследование процесса общения, опирающееся на исторический материализм как свою методологическую и теоретическую основу, не может миновать идеи типологизации данного общественного явления, где тип общения предстает как специфическая форма исторической ступени общественного прогресса.

Разработка в рамках исторического материализма типологии общения людей имеет не только идейно-теоретическое, но и важное научно-практическое значение. Последнее заключается в том, что метод типологического взаимодействия социальных субъектов путем вычленения определенных типов такого взаимодействия позволяет с достаточной точностью и определеностью дать конкретно-историческую оценку важнейшего социального процесса, а также предсказать пути и результат дальнейшей его динамики в ходе стирания социально-классовых различий и развития социального равенства нашего общества.

Безусловен тот факт, что социально-историческая типология общения, или другими словами, теоретическое обобщение истории развития типов взаимодействия социальных субъектов всегда должно опираться на конкретный исторический материал.

Теоретико-практическая значимость работы.

I. Полученные результаты позволяют:

- дифференцировать предметное содержание феномена общения для философско-социологической науки;

- уточнить собственно философский подход к анализу общения людей.

2. Исследование направлено на разработку категории "общение что в конечном счете обогатит систему категорий исторического материализма.

3. Положения, результаты и выводы проведенного анализа способствуют решению вопросов о соотношении общения и общественных отношений, деятельности и общественных отношений.

 

Список научной литературыРезаев, Андрей Владимирович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи. - Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений.М.:ИПЛ,1956, с.517-642.

2. Маркс К. Заметки по поводу книги Д.Милля. Вопросы философии, 1966, № 2.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе.- Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т.З, с.1-4.

4. Маркс К. Нищета философии, гл.2, § I. Метод. Там же, т.4, с. 128-147.

5. Маркс К. Наемный труд и капитал.- Там же, т.6,

6. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. Там же, т.7, C.5-II0.

7. Маркс К. 18 Брюмера Луи Бонапарта.- Там же, т.8, с. II5-2I7.

8. Маркс К. Из рукописного наследства. Введение.- Там же, т. 12, с. 709-738.

9. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. Там же, т.13, с. 5-9.

10. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии, т.1, кн.1.-Там же, т.23, с.1-900.

11. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии,т.З Там же, т.25, ч.1.

12. Маркс К. Капитал. Т.З, кн.З, отд.7. Доходы и их источники.-Там же, т.25, ч.П, с.380-458.

13. Маркс К. Теория прибавочной стоимости. (1У том Капитала).-Там же, т.26, ч.Ш.

14. Маркс К. П.В.Анненкову, 28 декабря 1846 г. Там же, т.27.

15. Маркс К. К.Шмидту, 12 марта 1895 г. Там же, т.39

16. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг., ч.1.- Там же,17