автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Социальные идеалы личности и пути их формирования (Феномен изощренности в культуре и творчестве

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Токалинцев, Владимир Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Автореферат по философии на тему 'Социальные идеалы личности и пути их формирования (Феномен изощренности в культуре и творчестве'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальные идеалы личности и пути их формирования (Феномен изощренности в культуре и творчестве"

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАКЕ НИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

1\ЖАЛШШЕЬ Владимир Николаевич

СОЦИАЛЬНЫЕ Щ1£Ш ЛИЧНОСТИ И ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ (Феномен изощренности в культуре и творчестве)

Специальность 09.00.05 - этика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ленинград 1990

Диссертация еыги шена на кафедре теории культуры, этики ч эстетики философское факультета Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университету.

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор В.Т.Лисовский.

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор С.Н.Иконникова: кандидат философских наук, доцент В.Н.Мялшеа.

Ведущее научное учреждение - Ленинградский государственный педагогический институт им. Л.И.Герцена.

Защита состоится г_" __ 1990 г., в _часов, на заседании специализированного Совета К 063.57.38 по присуждению учс.юй степени кандидата философских наук в Ленинградском ордена Ленина к ордена Трудового Красного Знамени государственном университете по адресу: 199164, Ленинград, Менделеевская линия, д. !3, ауд. _.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени А.И.Горького Ленинградского университета.

Автореферат разослан "_" _1990 г.

Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат философских наук, доцент

В.Л,.Аполлонов

- 3 -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТН

Актуальность исследования. Категория идеал всегда имела глубокое общественное значение. В современную эпоху крупных социальные перемен, в период резкого столкновения различных взглядов и 1/ировоззренчоскпх систем, значение идеалов как элементов системн ценностной ориентации личности значительно возрастает, в связи с чей возрастает и необходимость более глубокого анализа философских основании идеалов, и е частности социальное идеалов, анализа путей их формирования.

Степень научней рцзраш/шнности проблемы определяется тем, что в советской философской литературе за последнее время появилось много серьезных работ, с разных сторон освещающих проблему идеала; так, предпринят структурный анализ идеала (Давидович В.Е.), рассмотрена связь социальных идеалов с действительностью (Печенев В.А.); во многих работах проанализированы конкретные общественные идеалы, например, эстетический (работы Сто-ловича А.Н., Ястребовой И.Я., Крюковского Н.И. и др.), нравственный (работы Дробницкого О.Т., Титарепко А.И. и др.).

Проведен критический анализ идеалов отживших и отживающих, как присущих буржуазному обществу и формируемому им мировоззрению, так и проявившихся в условиях извращения принципов социализма и период культа личности и застоя, представлявших апологетику административно-коиондной системы.

Все упомянутые здесь работы отличает конкретно-содержательный взгляд на проблему, взгляд со стороны социальной значимой наполненности идеалов.

Цель и задачи исследования. Цепь данной диссертационной работы состоит в том, чтобы наряду с уже указанным выше аспектом исследования применить и другой не менее важный подход, который можно было бы определить как формально-технологический, вскрывающий сам механизм возникновения идеала, исследующий принципиальную схему действия психологических процессов, составляющих основу возникновения, становления и функционирования идеалов в сознании личности, идеалов, включенных в систему того или иного отношения к действительности независимо от того, являются ли они истинными или ложными."Дале фашистская идеология провозглашала свой "эстетический идеал". Эстетический идеал - идеал

красоты, следовательно, отнюдь не всегда означает красоту идеала, эстетическую цен -сть самого идеала"-'-. Это вачшо иметь в вида не только при рассмотрении эстетических или нравстввшгых, но и любых социальных идеалов, а также при анализе всей структуры идеалов, от личных идеалов до общественных.

Рассмотрение абстрактных схем, собственно, самой "механики" возникновения и функционирования идеалов как элементов сознания (и в данном случае не важно, истинных, или ложных), представляет собой определенный, но чрезвычайно важный этап исследования, обеспечивающий нахождение абстрактно-философских оснований феномена, каковым является идеал человека, этап, дающий в дальнейшем возможность более успешно анализировать ото явление как на психологическом, так и на гораздо более высоком - содержательном уровне, то есть уровне социал! ■ м.

Научная новизна работы состоит в рассмотрении социального идеала как определенного этапа в процессе развития индивидуального и общественного сознания, проистекающего из постоянного стремления человека к достижению максимально, предельных результатов и состояний, а также в попытке взглянуть на социально-значимые идеалы личности как на некие величины, выражающие собой определенные этапы, уровни, ступени сложно структурированной системы процесса развития всей жизнедеятельности людей.

Подобный подход к анализу процесса развития человеческой жизнедеятельности потребовал выделения отдельной единицы простейшего элемента ашлиза. Таким первоэлементом, клеткой развития (как личностного, так и общественного) сознания выступил момент остроты процесса развития, его кульминационный пик, выражающий предельные (конечные) и промежуточные результаты поступательного движения, которые до сих пор определяются понятием "новое". Однако, в данном случае, применительно к процессу развития духовного потенциала, предлагается необходимым определять новое не просто как качественно иную ступень г, развитии старого, но как качественно иную ступень d преодолении старого и, что наиболее ведано, в преодолении вполне определении путем, выражающемся по псе большей утонченности, отточенности "инструментп-

* Столович Д.Н. Природа эстетической ценности, - М., 1972. С. 224.

рш" сознания и соответствующего изменения характера деятельности. Речь идет не просто о большем усердии и старании, но и о возрастании изощренности (утонченности) деятельности человека как в сфере духовного, так и в сфере материального производства. Кроме того, понятие "изощренность", "острота", определяя собой способ реализации мысли в действии, наилучшим образом выражает своеобразие структурно-системного подхода при анализе многообразных вариаций развития жизнедеятельности человека, позволяет конкретизировать и различить психологические, нравственные и эстетические основания таких понятий, как "культура", творчество", "совершенство", "совершенствование", "идеал" и др.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материалы и выгоды исследования могут способствовать обогащению понятийно-категориального аппарата многих обществоведческих дисциплин - философии, отики, эстетики, культурологии, психологии, социологии и многих других, поскольку выделение понятия "острота", "изощренность" в значении экстремума* развития жизнедеятельности человека способствует более глубокому анализу таких категорий, как совершенное, абсолютное, идеальное, что, в свою очередь, является необходимым для проникновения в сущность таких явлений духовной жизни, как культура, творчество, искусство, сознание, идеал, дополняет уже существующие подходы к проблеме формирования социально-значимых идеалов.

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической и теоретической основой исследования явились труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, разработанные ими принципы и Законы материалистической диалектики и программные документы КПСС. В процессе работы над диссертацией автор опирался на соответствующие разработки советских исследователей и специалистов, на материалы периодической печати.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Апробация работы. С результатами своих теоретических исследований автор выступал на методологическом семинаре по проб-

г 1 1

От лат. е<х&л.тиг>1. крайнее - мат. наибольшие и наименьшие значения величин; уттотр. для объединения понятий максимума и минимума. - Словарь иностранных слов. -М., 1954. С. 802/

- б -

ленам творчества в ИПК при ЛГУ (Ленинград, яньарь 1986 г.), на всесоюзной научно-м( Одической конференции с международным участием "Социология образования" (Ленинград, апрель 1990 г.), на теоретической конференции "Перестройка. Творчество. Личность" (Смоленск, апрель 1990 г.). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии культуры этики и эстетики философского факультета Ленинградского государственного университета 22 февраия 1990 года.

ОСНОВНОЕ СОДЕНШШЕ РАБОТЫ

Во введении раскрывается актуальность теш, характеризуется степень ее изученности, определяется цель и задачи диссертационного исследования, его практическое значение, обосновываются методологические принципы работы.

В главе I "Понятие изощренность на путях решения проблем идеала и творчества" идеал, как социально-нравственная категория, рассматривается во взаимосвязи с творчеством и процессом развития.

Рассматриваются философские проблемы творчества с обоснованием необходимости введения в их анализ понятия "острота", "изощренность", выступающего здесь как экстремум развития индивидуального и общественного сознания и всего многообразия человеческой деятельности.

Анализируется семантика понятия "изощренность". В частности, отмечается, что в живом русском языке, в трактовке отечественных и зарубежных мастеров художественной литературы, а также в толковании словарной и справочной литературы понятие "острога", "изощренность" выступает синонимом таких лоштий как "старание", "изысканность" и, наконец, что принципиально важно, "развитие".

Указывается на то, что в слове изощренность (этимология которого происходит от слов острити, заострять, вострить) - помимо его основного смыслового значения, выражающего остроту, само наличие приставки из(ис) придает ему значение движения и развития, преодоления, стремления к предельности и завершенности^ , независимо от морально-нравственно!! оценки.

1 Си. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - С. 233.

Особое внимание уделено соотнесению понятий "изощренность" и "извращенность", "изощренность" и "игра".

В первом случае отрицается возможность отождествления понятий "изощренность" и "извращенность", поскольку подобное, часто встречающееся смешение понятий вредит всей логике рассуждений о диалектике процессов развития сознания и деятельности. Доказательством этому служит тот факт, что при необходимости мы можем высказать суждение об острой (или изощренной) патологии, допустим в медицине, или об изощренном извращении, допустим с поведении, не обнаруживал при этом ни ущерба для смысла, ни тавтологии.

При соотнесении понятий "изощренность" и "игра" показано, что изощренность (или острота) как истинный экстремум развития, направленный на решение предельних задач, которые к тому же приходится решать порой в условиях вероятностной неопределенности, вскрывает конфликтность бытия, обнаруживая тем самым свою общность с игрой. Однако термин "игра", в отличие от термина "острота", "изощренность" не раскрывает качественных характеристик процесса развития, объясняя в целом что происходит, он не объясняет того, как, каким образом это происходит. Понятие "игра" в отличие от понятия "изощренность" не вскрьшает и не проясняет самого механизма процесса развития, поскольку игра выступает лишь определенной формой реализации стремления к остроте, то есть определенной формой реализации стремления к относительной и абсолютной кульминации процесса развития. Иными словами, через игру как специфическую форму человеческой деятельности "изощренность" моделируется и своеобразно проявляется.

В то же время взятое во всем своем объеме философски правильно осмысленное понятие"изощренность'^остро'~) может представлять большое теоретико-познавательное значение в философском анализе развития духовного бытия человека, определяя собой способ движения этого развития. Для этой цели понятие изощренность должно быть понято не в узком, свойственном скорее искусствоведению смысле, как нечто только излишнее запредельное, чрезмерное, эпигонское или только извращенное, а в широком философском смысле, в полном своем объеме, то есть прежде всего как философская категория, определяющая весь процесс бесконеч-

- в -

ного и разнообразного движения человеческого духа как в его высшем проявлении - д^ .ювном тьорчестве, так и в любой иной деятельности: увлеченности, мастерстве, с учетом моментов импровизации, экспромта, соединения рационального и интуитивного, бесконечно разносторонней "игры физических и интеллектуальных сил" (К.Маркс).

Общая характеристика понятая "острота", "изощренность" конкретизируется примерами из обыденного языка и художественно-публицистической литературы. Основная часть этого раздела посвящена рассмотрению примеров трансформации понятия "острота", "изощренность" в историческом контексте поиска и определенна идеала жиэнедэятельности человека. Рассматривается значение этого понятия в раскрытия диалектики процесса развития сознания и деятельности в истории философской мысли: в древнекитайской философии; в философии Древней Греции и Рима; в философской мысли Нового времени; в теории барокко; в современной буржуазной философии; в идеалистической философии Гегеля. В марксистской философии, где рассмотрено ленинское осмысление понятия "острота" (Ленин В.И. Философские тетради). В новейтах разработках буржуазной философии в рамках психологии морали (бихевиоризм, неофрейдизм, теория "ролей" , теория стадий морального развития личности Л.Колберга и др.). Рассмотрен вклад советской науки в разработку проблем развития личности и диалектики творческой деятельности (теория установки Д.Н.Узнадзе, принцип доминанты А.А.Ухтомского и др.).

Делается вывод о том, что понятие "острота", "изощренность" во всех своих ипостасях и производных, таких как "утонченность", "обостренность1', "тонкость", "отточенность" и др. -имеет все предпосылки стать строгим научно обоснованным понятием, поскольку выражает собой не что иное как чрезвычайно важный, давно искомый показатель в характеристике жизнедеятельности людей, конкретизирующий способ развития личностных и общественных качеств и свойств человека.

На многочисленном материале показано, что данный показатель столь необходимый всей сфере общественных наук давно формировался б системе человекознания, прежде всего для анализа процессов становления и совершенствования, самореализации и самоосуществления личности. Понятие изощренность, характеризуя мо-

менты перехода одного предельного состояния в другое, фиксируя дискретные моменты процесса развития сознания и деятельности, определяет то, что можно назвать "элементарными частицами", и, если угодно, "квинтами" пли "корпускулами" этого процесса, что способствует успешной реализации системно-структурного анализа постоянно развивающейся жизнедеятельности человека со всеми кульминациями взлетов и падений человеческого духа.

В главе П "Изощренность", как новое понятие в анализе философских оснований идеал.1 и творчества" рассматривается структура понятия "ппокренность".

Отмечается, что изощренность - понятие в структурно-системном анализе развития жизнедеятельности людей, имеющее опера-циональшй, а не оценочный смысл. По смыслу и содержанию оно универсально и является индифферентным по отношению к системе ценностей. Оно диалектично и конкретизирует б себе единство противоположностей: абсолютного и относительного, прерывного и непрерывного, устойчивого и изменчивого во всей системе развития .духовной и материальной деятельности людей. Известно, что творческий акт распадается на процесс и результат. Понятие изощренность способствует более ясному представлению о дискретности процессов развития, определяя собой, с одной стороны, динамику процесса, где изоруренность характеризует процесс в целом, с другой же - ст. тику процес 'а, фиксируя отдельные дискретные моменты развития, конечные к промежуточные результаты ка«д°гс его отапа, выступая как изощренность самого результата. При анализе понятие изощренность позволяет обнаружить относительный характер процесса, поскольку противостоит как абсолютизации динамики развития, так и абсолютизации момента статики, присутствующего, например, в понятии "совершенство", выражающего полную законченность и исчерпывающую завершенность.

Вместе с тем, в определенные моменты анализа понятие изощренность вполне может принять и абсолютные значения, выражая собой предельные состояния. В этом, как представляется, состоит важность, методологическая значимость понятия изощренность в системно-структурном анализе кгк всего развития жизнедеятельности человека, так и отдельных ее составляющих: "культуры", "творчества", "нового".

![онятие"изощренность" несводимо к таким понятиям, как "со-

вершенетвование" и "усложнение", так как оно гораздо шире этих Понятий и относится к ним как целое к частям. С понятием "совершенствование" совпадает в большей степени то, что мгашо определить как прогрессивную изощренность, иначе говоря ту часть содержания понятия "изощренность", которая несет в себе объективную положительную социальную значимость и которая, в свою очередь, соответствует содеркашю понятия "творчество". При этом понятию "творчество" придается нравственно положительный смысл - творчество на благо человека, ибо изощренная деятельность во зло человеку н человечеству не заслуживает названия "творчество". В то же время совершенствование противоположно регрессивной изощренности, то есть изощренности зла и разрушения. Отождествление совершенствования с этой частью изощренности, хотя и имеет место, как на уровне обыденного сознания, так и подчас на уровне теории, представляется некорректным и нестрогим. Придание процессу развития зла характера совершенствования есть логическая и одновременно лингвистическая ошибка, вызванная отсутствием необходимого для анализа этих процессов понятия.

Понятие совершенствование, будучи успешно приложимо ко. всем формам человеческого творчества (художественного, научно-технического, морального и т.д.), в отличие от понятия изощренность не работает при анализе негативных социальных явлений, например, преступность, наркомания, порнография. Неприемлемо оно и для характеристики попятных социальных процессов, каким является процесс торможения перестройки, хотя он обладает и своим "поступательным" движением, своей "изобретательностью" и четко обозначается понятием регрессивной изощренности.

Выделяется и третья форма изощренности, которую можно определить как одноплоокостпую или нейтральную, которая также несводима к понятию совершенствование, ибо, как известно, одно-плоскостное развитие деятельности не имеет поступательного движения, не ведет к улучшению тех или иных качеств и свойств предметов. Оставаясь на прежнем уровне, оно лишь комбинирует уже известные элементы, создавая из них лишь новые, доселе неизвестные комбинации. Одпоплоскостная изощренность представляет собой скорее игру, нежели процесс усовершенствования. Особенно наглядно зтот процесс проявляется ь моде и в разного рода эк-

лектических решениях. В целом модно сказать о том, что более простые формы изощренности отличаются от высших форм ее проявления (процесса совершенствования, творчества) большей степенью стихийности, неопределенности, процесс их развертывания характеризуется спонтанность», импульсивностью. Они содержат в себе элементы неожиданности и случайности, порождая подчас непредсказуемые результаты, так как цедеполагание здесь часто носит субъективный, эгоцентристский, внеморальннй характер. В отличие от совершенствования, которое обгективно стремится, тяготеет к сознательному, с учетом причинно-следственных связей, целенаправленному и вполне определенному результату действия, стихийная изощренность проявляется спонтанно, бесконтрольно, чаще всего на уровне подсознания.

"Изощренность"- понятие одновременно, как предельно широкое, общее, так и весьма конкретное. Оно может характеризовать и одномерный, плоскостной момент развития, в то время как совершенствование — понятие интегративное, может определять лишь некую целокупность элементов развития, их ансамбль или иерархию, образуя определенную систему, которая, в свою очередь, оставаясь н границах характеризуемых понятием изощренности б широком смысле, может быть элементом другой более сложной системы. Так, определеннее совершенство, являясь системой тех или иных ■ отдельных предельных, ияощренных результатов, выступает, в своп очередь, элементом боле? крупной системы - творчества, которая становится элементом еще более общей системы, выражающей определенную культуру, которая есть не что иное, как элемент еще более глобальной системы, представляющей собой тот или иной тип цивилизации.

Подобно понятию совершенствование понятие усложнение также не может быть отождествлено с понятием изощренность. Неправомерное отождествление этих понятий было свойственно теоретикам (и в большей степени) практикам барокко ХУТ-ХУШ вв. (Грасиан, Марино, Тезауро, Перэгриш, Гонгора и др.), которые ввели понятие "изощренность" >з научно-теоретический обиход и на основе которого строили своя эстетическую теорию.

Суженная трактовка понятии изощренность, сведение его к понятию усложнение, неспособность понять разностороннюю спектральную направленность характеризуемых этим понятием явлений,

составляющих процесс развития человеческой духовной и материальной деятельности, стало существенной ошибкой всей теории барокко, в конечном счете определившей ее ограниченность и незавершенность.

Важно иметь в виду, что изощренность как проявление качества реализуется в условиях усложнения точно так ке, как она реализуется в упрощении, пли в опрощении. Не случайно противоречивый процесс культурного становления, культурного развития человечества неоднократно являл нам примеры как утонченной роскоши, так и изощренного аскетизма. Разнородную направленность содержания этого понятия отражает и язык, демонстрируя подлинную глубину его диалектики. Разносторонняя направленность содержания понятия "изощренность" выражается в том, что среди ипостасей его проявления ш можем найти и такие, которые, не теряя своего качественного значения* несут диаметрально противоположный смысл. Достаточно сравнить такие выражения, как "острый ум" и "узость мышления".

Помимо указанных выше форм изощренности - прогрессивной (творческой), регрессивной и одноплоскостной - в сложной структуре содержания понятия "изощренность" выделяется еще два ее вида, неразрывно связанных со всеми ее формами: углубнтельная (или углубляющая) и расширительная (или расширяющая) изощренности.

Углубнтельная изощренность характеризует направленность процесса развития во внутрь старого, известного. Она обеспечивает углубление протекающих процессов развития, исходя из старых принципов и закономерностей. Это развитие протекает в рамках определенной парадигмы. Углубнтельная изощренность проявляется в доводке, шлифоЕке, уточнении, утончении, совершенствовании в общем и целом уже известного, так или иначе сложившегося. Она реализуется в развитии деятельности до тех пор, пока не будет достигнут предел, пока данное направление конкретного процесса, допустим вида или рода человеческой деятельности, не будет исчерпано, предельно истощено, пока этот вид деятельности не застынет классическим памятником культура, или напротив, назидательным примером варь.-рства. Деятельность людей в цепом не бнает пределов учоиченкя «уточнения, не имеет границ совершен-

ствованил, но отдельное конкретные виды деятельности, определенные ремесла, научные тьории, или направления в искусстве нередко достигает своего предела, так или иначе изживают, или дискредитируют себя, и на even,у им необходимо искать новые оригинальные пути и направления, то есть необходимо искать новые решения за пределами старых парадигм. И здесь вступает в силу понятие "расширительной изощренности", характеризующее направленность от старого во вне, за его границы.

Анализ деятельности с использованием понятий углубительной и расширительной изотропности позволяет выявить не только кульминационные, но и "пограничные" точки этого процесса, фиксируя не только простое приращение, но и смен.у общих парадигм. В то же Бремя во всех проявлениях изощренности старое не отбрасывается полностью, уступая место новому, не отметается прочь, ничто не исчезает о этом процессе, а только как бы уплотняется, то есть происходит снятие старого новым в соответствии с диалектическим законом отрицания отрицания. Конечно, на практике укапанные виды изощренности (расширительная и углубительная) реализуются, как правило, одновременно, ч различиях соотношениях ком-, бпнируясь и дополняя друг друга. Их взаимодействие отвечает одному из основных законов диалектики - закону перехода количественных изменений в качественные и обратно. Углубляющая изощренность пнрачоетсл а накоплении, приращении, незаметных постепенных количественных изменений, которые в определенный для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводят к существенным качественным изменениям, а именно смене парадигм развития, скачкообразному переходу от старого качества к новому, то есть расширительной изощренности.

Далее на фактическом материале выделяется и анализируется стремление человека к оглроте впечатлений, к остроте переживаний, выступающее как специфически человеческая потребность в иоопфвнности, иначе говоря, совершается переход от исследования ¡юнятич к явлению изощренности. Эти потребность рассматривается кпк один из стихийных регуляторов человеческого поведения и как осип вн глубинной мотивации человеческой деятельности. Показано, что потребность п изоярчкности является одним из источников чк-.ччп«-чос'К'л1 активности it.™ TuoptrcKort, екзадяя'чей, тлк и мнимой

активности, т.е. псевдоактивности. Рассматриваются активные (деятельное тные) и пассивные (в виде аскетизма, отшельничества, кьиэтизма, обломовщины...) фирмы удовлетворения потребности в изощренности. В то же время проводится анализ морально-эстетических проблем реализации потребности в изощренности, где нрав-■ственность предстает как социально-психологический регулятор стихийной человеческой активности, а творчество выступает как новый, созидательный, нравственно детерминированный уровень человеческой деятельности. В этом же контексте рассматривается проблема инноваций и творческого риска б условиях демократизации творческого процесса.

Особое внимание уделяется значению эмоционально-чувстьен-ной сферы в процессе реализации потребности в изощренности. Характеристика аффектов страстей, устремлений человека опирается на марксистское понимание категории "интереса". Показано, что эмоционально-чувственная сфера человека связана с интересами личности и в то же время отмечается, что в свою очередь интересы преломляются через остроту впечатлений и переживаний, кульминацию эмоционального возбуждения субъекта. С этим выводом тесно увязана проблема воспитания культуры чувств, решение которой предлагается искать на основе правильного соотношения чувственного и рационального начал в личностном развитии.

В главе Ц "Ценностно-социальные идеалы личности и пути их формирования" идеал рассматривается как объективный закономерный этап развития духовной стороны жизнедеятельности человека, как один из этапов проявления потребности в изощренности.

Показано, что формирование все более высоких идеалов как личностного, так и общественного порядка происходит не только через мечты, стремления и чаяния личности, но и в результате реализации самих идеалов в практической деятельности. Проявления экстремальности и экстремизма в результатах этой деятельности рассматриваются с целью дифференциации понятий предела и Крайности развития. При таком подходе па первый план деятель-ностной оценки выступает принцип "золотой середины", провозглашающий необходимость поиска наиболее оптимального пути развития, ньпраепеинаго не на периф^рио, а ¡.-глубь существа предметов и явлений, и таьим образом пределы развития (в отличив от крайнос-

тей) предстп'ох кп:< идеалы, воплощенные л классической форме. Исходя и? птсгс. »уделяются субъективно значимые идеалы, выступающие кис окстремут/к индивидуальногэ ряавитгя ч объективно значимые, ценностно-социальные идеалы - пая энстремум-отеимум развития индивидуалт-ного и общественного сознания.

В этой связи подчеркивается необходимость нравственного воспитания и просвещения, характеризуются способы воздействия на процесс формирования социально-значимых идеалов личности, в котором главная идея, по мнению автора, заключается в преобразовании потребности человека э остроте, изощренности, в потребность в творчестве и созидании. Подобным же образом оценивается роль научного мировоззрения и научно обоснованной идеологии в' процессе формирования идеалов личности. Анализируется проблема реализации творческого потенциала личности в диалектической взаимосвязи личности и деятельности, где профессионализм выступает как нравственная ценность, позволяющая определять уровень с амор е ал из ации и иди вида.

В конце главы делается вывод о том, что качественное своеобразие деятельности человек-?. - ее изощренность, имеет универ- • сальный характер. Первоначально сна реализуется как неосознанная потребность в своей непосрсдстземюЛ. так сказать, природной и грубой форме (остроте орудий труда), и постепенно осмысливается с точки эретя простой полезности, утилитарно. По мере развития, усложнения и дифференциации человеческой деятельности формируется осознанная потребность в изощренности. Она как расширительная изощренность переходит границы, жестко связанные с изготовлением орудий и постепенно распространяется на все сферы духовного п материального производства. Первоначально "слепая", стихийная изощренность, опосродуясь нравственными переливаниями, стремлениями, идеалами личности преобразовалась в творческую и в-ыразила выслуга точку духовного развития, тот момент подъема творчсспих потенций, где они достигают своей относительной или абсолютной полноты и зрелости. Таким образом, потребность в йпощр<?чиссти, оплодотворенная нравственным началом и стпшвая социокультурно;' потребностью челепока, оказалась одней из определяющих характеристик чолсвсчосхсй дэятсльности в ее ркекем ярс-ярлргий - 'днем тг.оучссавс» - обнару^ИЕ-аясь во пел/ сриги-

нальнои, изобретательном, уникальной, новаторском. Без учета егого обстоятельства нельзя в полной мере понять своеобразие устремлений личности, уопеишо ьлиять на формирование социально-ценностных идеалов.

Б заключении подведены и'ютн исследования, сформулированы основные выводы, определены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы идеала.

По теме диссертации опубликоьаш работы:

1. Творчество и проблемы профессионального становления молодежи // Социология образования: Тез. докл. ьсес. науч.-мето-дич. конф. 4-6 апреля 1990 г. - Д., 1990 г. - Т.2. - С. 54-55.

2. Общественное мнение и идеал // Материалы к конференции "Общественное мнение и политический процесс" (в соавторстве с

• В.Т.Лисовским). - Л.: Изд-во ОН КПСС, 1990. - С. 19-22.

3. Диалог в игре // Человек в мире диалога: Тез. докл. всес. науч. конф. 30 октября - 1" ноября 1990 г. - Л., 1990. -С. 50-53

Евоплаыо

ЛШК Зек. 400. Т. 100. 01.II.90.