автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Социальный реализм в изобразительном искусстве США 30-х годов XX века

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Гуркина, Наталия Семеновна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Социальный реализм в изобразительном искусстве США 30-х годов XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальный реализм в изобразительном искусстве США 30-х годов XX века"

- <} я

ордена ленина акадо1я худоквстз ссср

ордена трудового красного зша!жн институт гиьошси, скульптуры и архитеготн кмеея и.е.репина

ПРККНА Наталия Семеновна

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ СЕА 30-х годов XX ШЛк

17.00.04 - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТГО

АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соЕокашге учвко'Л отепеня кандидата яскусствоведепгл

Санкт-Петербург 1992

Д^осертацзя выполнена па кафедре исторзи искусств зару-Сзкигх страд Института живописи, скульптуры е архитоктурц И.Е.Рошна

Научный руховокагель: кандидат ьскусствоведеьня йрьзва Т.С.

ОфзщаальЕые сшзоезитн :

дсг.тор искусствоведения Герыаз !Л.Ю.

каадада* ЕОкуссг'ЕОБОдешш Бабин А .А.

Ездусая оргавизацая -йаучзо-исследовательскяй институт ииобразктельшх ¡¿скуссгв Академгп Худогеств СССР

Залита диссертации состоится " 1992 года

на заседали специализированного совета Д 019.01.01 по защитам диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Ордена Трудового Красного Знамени Институте живописи, скульптуры ж архитектуры им. И.Е.Репина Академии Художеств СССР по адресу:

199034 С.-Петербург, Университетская набережная, дом 17

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Академии Художеств СССР /Университетская наб.,17/

Автореферат разослан V^ " 1992 года

Ученый секретарь специализированного совета Б.И.Кохно.

. Тридцатые годи XX Еека в истории изобразительного искусства ~ЛА - сбшрное поле деятельности для исследователя. С одной стороны в это время происходит определенное подЕздоние итогов - пс-■'лнпем начала века, потрясению первой игровой войля, построила новаций европейского модернизма, с другой - открнваэтсл ряд -.'хзстзаншсс процессов, порожденных сеолм временен, его олозгсог.".'. :1 противоречиями.

Напряжение почти до крайних пределов экоЕоютесхсг, сшдаЕЬ— •то~классовых структур общественного устройства в 30~а года поро-,;пдо небывалпй для СЯА всплеск активноетл сироппх слоев пасоакнш политической и культурной зизни, повлекло деиогфатгггзптэ нзюто-рых ее сторон. В этих услоЕШх в с^ору худслоетБэнвнх Езтэрэсоз деятелей искусства попадает множество разнообразных явлений, са-гых "больних" вопросов американской действительности. Искусство реалистического направления с ярко вираженнсй ссхкальпо-крлтгчео« кой окраской приобрэтаат в это время особое распространим к популярность. На фоне обцай слеепой и пестрой ксргети худогоотвон-ной гизнл страны оно заявляет о себо как о одепс?! дзлвнгя а получает в американской крхгтлга пазЕаЕИз социальная роаизу.

Специального исследошшхя па по обдг-j ггяоксюрпостяа развития црогрзссЕвного нскусстна США. ЗО-х годов, паз:.у асах "прасниа десятилетием", ни по болоо частила попроси, сиязшшпа с ••он т ларлодам, но имеется ни з сайг США, нз в н™э! стране.

Актуальность ясслэдот.чнт'я. Езэрвгэ в ссвзгсясм искусстзогна-кяи попытка создании крупного обобг^нзэго труда по иеторгз астраханского гскусства о момента его зароццэяля до зтароЗ полошен IX гака была сделана А.Д.Чагодаэвкм. Его muirá "Искусство СМ от гоз~ HI за независимость до нггиг днэй" (1960 г.) л ее перолздангэ в дополненном виде под названием "Искусство СЖ" (1976 г.) постэез-ла советское лскусствозяанга парад залатай батаэ подробного осзэ-

цания как узловых: этапов развития американского искусства и его общих закономерностей, так п более узких моментов его истории, а такгв отдельных творческих биографий. Широко ставятся Еопросы развития реалистического искусства XX века в диссертациях Т.С.Юрьевой "Прогрессивная политическая.графика США. первой полошш XX Еека л путл се развития" (1939 г.), Е.М.Матусовской "Роберт Генри и "«кола мусорншс ведор"" (1976 г.-). Вместе с том принципиальное значе-еиз для получения объективной карташ гудсжественной 2изни страны в цэлсу имээт и болео пристальное изучение отдельные коротких пс-торгчэскяг периодов, которыэ -порождают своеобразные явления п ярки творческие индивидуальности в искусстве. Таким пасвдэшшы п аатеростга для изучения периодом являются для искусства США. 30-е года XI вока.

Автор стремится дать пирокуэ картину развития реалистического искусства СЕА в того десятилетия. Долью диссертации является анализ худолгаственного точения социального реализма в изобразительном искусство США во взаимосвязи с исторической, и культурной ггзнья страны в ЗС-о года. Ка прикэро творчества ведущих мастеров втого папразле;шк автор отрокится олродсишть -ого место в развитии роалксигтосЕОй традиции в искусства США XX вока.

В диссертации входит:

- показать историческую ситуацию, сложившуюся в 30-е годы в США, пря^о отразившуюся на пололокиа американской интеллигенции, на гарахтэрв литературы, кинематографии, изобразительного искусства, с<Зобдить фактические сведения о государственной политике в области искусства, способствовавшей демократизации художественной жиз-кк странш и не икоэдай аналогий в истории США;

- дать характеристику явлению социального реализма в американском ЕСЕусотЕо, пошзать прЕчшш, обусловившие его возникновение, его дудела, ещмкпго ьоран, внтвкащзо из реалпсткчасг.ой традицаи США,

овособрагло :i историческую важность этого течения; - проанализировать творчество ведущих мастеров социального р-;а-лизга 30-х годсз Бега Шана, Уильяма Гроипора, пилила Оворгуда, Дпока Левина, Рафаэля я Мозеса Сойеров, Редтдалальда Марза, Ига-боль Бпаоп. При зтс1' автор преследует задачу показать раз^о:.м -з;:о форм л нотодов развитая реализма в шгэрлкансзса искусов,, ответить из. силышо с спсрннэ сторона, стллпсигтосхсо особ". -га» а таклз дат-, агенту вклада каздого из inz з развитие hckjcct-i-a СПА.

^тодкга кссяелорчс^я осповывазтся на комплексное искусствоведческом я историко-культурном подхода к анализу точеная coicz-ального рс-ал^зг/.а в американское искусство» Знание неторячседоЗ ситуации, сог^ально-эконоуическах пвртэтга развития СПА помогает правильно объяснять процессы культурной кчзнл о&з-эстза, основываясь на марксистско-ленинском учении о классовом содеркакИЕ культуры в капиталистическом обществе.

Научная нозазна диссертации зкззичаэгсп з пош-.я» парлсо-зать достаточно подробную картину ясторпко-культурпоЗ гизпи США. 30-х годов в условиях глубокого экслочячэсеого кризиса, гггглго обострения классовых противоречий, активизации деуонратэтосказ: сил общестза. Крема того, на примере творчества конкретных художников, большинство которые впервыз становится объектом витания з советском искусствознании, автор стремится показать нсееэ i/c^oh-ты, появившиеся в реалистическом искусство США, ого oootísauccva п достижения, Многие изобразительные материала, помэяеплвз в альбоме, впервые вводятся в научннй оборот.

Практическое значение диссертация заюттаегея в прнвлочгнгя нового изобразительного материала, рассмотрении ч сгстсмзтизагип новых фактических данных как о подслзнш па аррнэ худсгэствен^сЗ жизни страны в делом, так и ой отдельных художниках. Натеряагя

и Ens оды, содзрдгди&ся в ней, могут быть учтены при далънейпем научней исследовании путей развития искусства США, а также использована в специальных курсах по искусству США и дикциях по истории искусства XI вони, в культурно-просветительной работе.

Отсутствие работ художников изучаемого направления в худо-^зстЕСнан! ссбралгях СССР определило характер материал ста для лс-сждсиакЕЕ. Наотз ападасярзе^нэ работы взятн со страниц американских ВурааЛОВ ЗО-Д ГОДОВ — " Kusq-áco oí ¿rt " Art líera

n Tai Ussea каталогов выставок в США. Использованы материалы врезанных вистазок американского искусства, праходикипх в СССР. Б процесса работа бкла изучена литература, изданная в СССР и в США., штутаагттт б Государсгвзнной Публичней библиотеке им. В.И.Лен2-яа, во Всессгиной ГосударстаонноЕ библиотека иностранно" литературы в 1ÍOCKBO, в EbiiHOTOKs Академии Наук СССР, Государственной публзчпо2 библиотека E.t. Е.Е.СадятапанЦодрика, Научной библийтэ-го Гозударсггаиксго Эрыигага, Научпс£ библиотека Академии Худо-sacsB в Ленинграда.

¿tdoбгщгя та.ботк: йгдальпкэ части работ ездожзнн в опубликованных авторам статьях. Доклад по диссертации был сделан на заседании гафадры истории искусства зарубезашх стран Института живописи, скульптуры и архитектура иы. И.Е.Репина.

Струку»та стссартагта: работа состоит из введения, трех глав к заключения, ссдэрзит научшй аппарат - примечания, библиографии, список иллюстраций. Прилагается альбом из III фотографии, воспроизводящих анализируемые шешетрации.

Во гредпжн дается обоснование темы диссертации, определяются даль ж задач2 работы, ее новизна и актуальность, характер материалов и практическое значение работы для научной и лекционной даигельнсстк.

Вышд за обоснованная теин и конкрохизаздай задач работы

схедует критический обзор литературы по енорзкаЕсксиу искусству

свете интересующей нас проблемы. Использованная литература вклг> ■пэт работы советских л зарубоггшк, главнш образе:], американских

¿'ЕТОрОЕ.

Непосредственно вопрос о социальном рэализмо расс!'зтриг,:'.ото!1 'пгпь в' статье Т.С.Юрьевой "Образы социального протеста", кстор.г/. оодергит точпув историческую характеристику периода и кратгггГ: ■ :нз творчества ведущих: мастеров этого направления, а такта з гл^гз ''Искусство США" (История США. Т;3. Изд-во АН СССР) того ке автора. ' "энографические работы о творчестве отдельных зудс.'шикоз ограяя-ипзавтея альбомом А.Д.Чегодаева "Рафаэль Сойер" а статьей" Т.С.Юрг-•'.всй "Уильям Гроппер".

При обращении к работа! американских историков искусства предстает иная картина. Поскольку изученная дпторатура представл;> от собой, достаточно обширный, но во гаогои неравноценный и противоречивый материал, целесообразно было сгруппировать ого по гид": изданий, а внутри каздой групттн по степени разработанности рассматриваемой теш.

Особенно многочисленна группа общих исследований по истории искусства США с главами, посвященными 30-гл годам, среди работ влг.;-:ш£ американских искусствоведов О.Ларкина, Г.Гелдцалера, А.Дзвлд-оона, А.Элиота, Б.Роуз, Л.Гудрзгча, Д.Бора, Д.Мзнделовгтца, дагзнх объективную картину искусства 30-х годов с ее отличительной чертой - ростоа общественного сознания худезнгкеэ', енгравщетл регизг^л роль в умонастроениях социальных реалистов,, особо следует выдвлзпз труд Оливера Ларкина "Искусство я ггзнь з Америта". Это серьеаЕпЭ научный труд, рисуощий ппрокуз панораму культурной гизнз страны. Особенно пенно то, что явление социального реализма рассматривается автором в контексте с историко-политической обстановкой в страна, а шепдлйся анализ отдельных произведений, хотя и краткий,

отличается меткостью и верностью оцокок. В целом упомянутые авторы справедливо говорят о новой тенденции в реалистическом искусстве 30-х годов - новом понимании искусства как оруаия в борьбе против социальной несправедливости.

Ряд американских авторов занимает неубедительную позиции в оценке значения искусства социального реализма, объявляя его голй "пропагандой", скоротечной и прямолинейной, отказывая ему в худо-квственности, в традициях, отрицая, а вернее не еидя заслуги этого искусства, активно откликающегося на явления окружающей жизни, стойко (З.Ёичардсон, М.Бэгелл).

Бользую группу составляют разнообразные богато шшэстриро-ваиша альбомные издания I! каталоги выставок как общего характере ("Американская живопись. 1900-1970'', "Графические роботы американских тридцатых", "Сокровищница американского искусства" и др.), так и монографического плача, располагающие широким изобразительным материалом. Такие альбомы и иллюстрированные каталоги обычно снабжены вступительными статьями серьезных авторов (О.Гетлейн, Д.Соби, П.Льюис, О.Ларкин, Л.Гудрич, Д.Бор, У.Гатман), содержат много ценных биографических сведений, каталожные данные, библиографию, но искусствоведческий анализ и систематизация произведений не входят в их задачу.

К следующей группе источников мокно отнести многочиоланкга статьи в яурналах по американской культуре 30«х годов, о положо-нии художников в США, о политике государства по отношению к ним, статьи монографического характера, где публикуются воспоминания художников, их мысли об искусстве, диалоги и интервью с ними.

В особую группу можно выделить справочные издания по американскому искусству. Наибольший фактический материал дают "Словарь современных американских художников" П.Камьшнгса, "Фэйдон энциклопедия искусства и худокников", "Американские женщины худает!-

¿■л" 13.Рубинштейн.

По истории американского общества нсполъровгды "Отарк подн-гяческой истории Америки" У.Фостора, "Нарассказанная история рабочего двитэния в СП!А" Р.Бойера и Г.Моройса, а таете "История США". Т.З. Иэд-во АН СССР.

Изучая искусство 30-х годов л истории этого периода, у-. .; ■ -!.:оано пройти ".таю■ вопроса о прогрессивной реалистической л:*'-'.,1""--тура США. В диссертации отмечается вклад советских исследователей (Я.Н.Засурского, А.А.БеляеЕЛ, А.Ц.Старцева, Б.А.Гяленсона) в ее изучение. В опубликованной на русском языка "Литературной истории Соединенных Штатов Америки" в раздела "Мирсган литература" (т.З) американские критика А.Невиле, М.Каулл, М.Гайсмар и др. рп-суат ситуация в литературно:,! млрэ СЕА изучаемого коми десятилетия, приводят много любопытных ¿актов. Однако нэ всегда их оценка развития литературы США XX века объективна, а отобранный для освенеЕИя материал далеко нэ полой.

Сосредоточенный в антологиях прогрессивной литературы США 30-1 годов натэрлал перекликается с искусством ссгешхьного реализма в отражении всянукзкх событий совреузпзсстя, в стремлении запечатлеть социальную драму обпества небывалых масштабов я глубины. Особый интерес представляет собрание материалов из журнала "Нью Нэсспз" - "Нью Мэссиз. Антология рзеоленщиных тридцатых", так как именно на страницах этого дурнела, тесно связанного о демократическим двпгэнпам среди рабочих и интеллигенции США, вшел-лось подлинное лицо и суть эпохи 30-х годов.

В первой главе рассматриваются особенности развития акери-канского искусства первых десятилетий XX века, что, по штанга автора, позволяет более глубоко осмыслить истоки социального реализма и выявить его внутреннюю связь со всем ходом предшествовавшего художественного процесса. Основные вехи на этом пути - дая-

4£льность Альфреда Штиглица, впервые широко распахнувшего перед суориканцамя кир современной западно-европейской живописи и активно поддержавшего американских художников в поисках нового языка в ьзкусства. Оде более значимым представляется выступление в первое десятилетие Роберта Генри и его группы, которые пришли к новому пониманию места художника в кизни общества, обновили тематику и коли новые для американского искусства способы изобрахзния современного кира. В лицо Генри и его сторонников и ученикоз американский реализм сформировался как сизгьноо, теоретически обоснованна направление и приобрел социально-критические черты.

Первым в амэршеадшки искусстве РТГенри взглянул на окружю-цгй ого мир больсого города глазам художника, увкдешего достоЬ-цнй предмот для изображения и сумел привлечь друзей и учеников г. 5ТОЙ теме. В творчестве Р.Гонри и членов "Восьмерки", Д.Беллоуза, Е такав близких к этому кругу Г.Коулмена, Г.Уиггинса, Д.Майерса, Г.Глннтешсазша, Э.Фина складывался новый для американского искусства городской ганр. Их произведения стали своеобразной характеристикой эпоха и дали импульс для появления новях индивадуальнос-гай в реалистическом искусства США па следующей ступени его развивай (Э.Хоппер, Д.Балшоуз, Р.Кент).

И худдаш: круга Пттгца, ориентиравашшэ на открытия евго-нойского искусства конца XII - начала XI века, н Роберт Гепри и ьго сторонники, иедщио разными путями, сделали общее дело: развег-чала угасазздуз и бесплодную акадомачоскув традиции к поставили смериканскоа искусство перед решением худоаественных и ^ормальш" вадач нового 5Х вока. Отмечается, что социальная тематика, с трудом пробивавшая себе место в живописи, первоначально получала широкое распространение в газетно-журналъной графике США. Жизнеспособность этого искусства питалась, с одной стороны, злободневным американским материалом, окружающей жизнью, с другой - свободой в

: .звсэлиа л творческой переработке разнообразных художественных нс-•очпнков - от французской школы графики до стиля немецких сатирических гурналоз, экспрессионизма. Обличительная сатира и боевая политическая карикатура, постоянно развиваясь, оказали сильное юздеГхтвио на стзспнсь социального реализиа.

В ряду событий, способствовавших пкрокону знакомству а:-..; конских худс~*нг.св с достижениями заладно-езропойского искус - , плмзтноэ место принадлежат знаменитой выставке Армори Шоу в Пью Ъркэ (1913), давшей импульс экспериментов американцев в области сгоржг, цвета, пространственных решений. Следствием выставки стало .агсш начало целенаправленного коллекционирования американцами произведений искусстза, открытие новых выставочных гачзрай, огив-лепие художественного мира. Характеризуются ряд имея и явлений, т:екшх в русле модернизма, который в 20-е годы всо сильнее проникает в сознание и художников, л широкой публики (прэцизлонизм, творчостзо'Д. О'Киф, Д.Мзрина).

К началу 30-х годов ухудшение экономической ситуации, углубление социатышг конфликтов привели я новому явлению в американском искусстве: некоторые худоаэствоннш течения приобретают политическую окраску. Так, например, течение регионализма выступило в союза с правым радикализмом, разделив его рзакцисЕную програм-тлу: "Америка прежде всего", "Назад к земле", и оказалось созвучно настроения;/ мелкобуржуазных слоев населения, привязанных к .старому укладу геизни (Т.Х.Бентон, Г.Вуд, Д.С.Кэрри).

В ЗО-о годы другое художественное течение оказатось в состоянии показать американскую гизнь в многообразии ео светлых и томных сторон. Искусство социального реализма, как именуют его американские критики, объединило американских худоаншеоз, непосредственно и динамично выразивших свое время и его противоречия. Сам термин "социальный реализм", как нам кажется, удачно отразает сущность

i:того явления в американском искусства. Саип художники в 3G-o годы ко нанизали себя социальными реалистами. Они не объединялись ** груши, не иксам машйостов, но провозглашали каких-то единых лудоЕзстввино-стялЕстЕчэскЕг принципов, не разделяли общих-общо-сизэнно-палди.ческлх взглядов. йлэоте с том настроения тех лет, вксокал социальная напряженность в обцестЕЭ, атыоод»ра общественной активности, захватившая худогоственнуи ппталллгевдп), особенно оотроа воспраятио худашлкаыя социальных несправедливостей и конфликтов позаолявт говорить о сильной общей струо в кокусст-ю, в которой белее или ыэнее убезденно работали худош-шки разного таланта художественного почерка. Бон Шан, Джек Левин п гадал Эюргуд вриьнивтся ведущими худоаникама этого направления. Социально мотивы яьстгенпс звучат в графике, в живописи, даче в скульптура 30-х годоб. Мокно назвать клена Щцстна Спейквра и Александра Брука, Уолдо Пирса и Фрэнка Уоткинса, Ясуо Купийопи и Чарльва Бёрч^ыгьда, Антона Рефразье и Джэйкоба Лореноа, среди скульпторов ~ Mioray Гарказн и Митчелла Филдса - имена достаточно езг.остш» в шйрииспсЕоы искусстве, чтобы представить, насколько сарьеспо идо осиижшз происходящего. Схкеты своих произведений они чорнала из клана, и поэтому термин "социальное искусство" пра-Еогерец esschho в сиду обдественной важности затрагиваемые тем.

К их художественному осмыслении оказались способными именно zysosaisai, сделаЕШиа реалистический метод основой своего творчества. Наяболое последовательно ему следовали в своем творчестве Fa-базль и Иозес Сойерк, Роджинальд Марш, Изабель Бишоп.

Особенность социального реализма проявилась в чрезвычайно игровом арсенала используемых средств построения художественного copasa - от нервных, паевдоннах цветом и игрой объемов экспрессив-ees пологая Лозина до юткой, приглушенной по палитре, как бы про-гтггиттсД сьатои иевсиесе Бяаоп, от аскетичного почерка Шана с его

гокздьюг.', пронзительно чисто» по 1-0:17 ггохом до. свободного, иод-зетиого пастозного казкз Мозеса Colora, Л зсэ гл лги отоутохви! однородного стилевого начала кояно говорить о социальном роатазмз как о едином явлении, потому что определяет?* дет гзго явгдг.сг> емяслозая, содержательная сторона. Гууангеготесзоэ содор»аг.. ■ творчества объединяет отид хтдогшкоз, я-зджзс раззйсд? путл.. , искусств

Вторая глава посвягода исторяко-уулътурнсЗ зима СЕД. 30-"; годов УХ века.Исторические события 30-х годоз окяза.г; сх^рогтет влияние на все без кскяотеняя сторона гпзнз якерлкскедссй над е.. Происходил:* бмззЕэнл.ая ломка слсллклихоя иллезоешп предотглгш-яий о незыблемости и превосходстве аморчка-сксД сюг-?иы е оо ценностей. Крупнойпий в история капиталаотлга?с?.ого f«ppa эяоноотгзс-иа кризис, разразившиеся в октябре 192Э г., паралдзэкзд Рлштсо-во-экономическую деятельность з огргно.. Стгяз. сягато удергл згрг-зис по полоезшгз '«аергхгнскоЗ шютлагенг^аг: пгсозл'с-й, грзг/угсъ, художников, архитекторов, ыузк*лн1х;з, гсхпмзтсграфАСТОз. Государ-оезо не занималось дедщда культурп, Ерсфэсогэналгсяс isopwcnr союзов не существовало, ¡tioína худегиига покрови-

тельство:.! богаткх меценатов, полноеггл завися от заказчпгэз, торговцев худоетственннгд произведениями, владельцев вцотаьочннх галерей. 3 годы кризиса они лишились отого пэкро:зитольст£а. Ооведа-ется деятельность президента Ф.Д.Рузвельта па продотврзпэгнз социального взрыва и вкработко конструктивный мэр оздоровления экономики и поднятия морального дута народа, лоназвания "новый курс". В частности в резках "нового кутт" д"5отвогалл государственные проекты по обеспечений работоЗ бззтуботгип: пабочлх й деятелей культуры.

Отличительной особенностью десятилетия, не случайно заслужив-aero эпитеты "бурное", "грозовое", "револвизонзоэ", стало распро-

страналпе демократических веяний, жаяда преобразований, критика существующего порядка вещей буквально во всех областях гизнедея-тельности страны. В социальной сфера это выразилось в появлении социального законодательства, завоеванного в результате кестокого какала массовой борьбы и при деятельном участии коммунистов.

В идеологической сфере огромноа значение приобрела борьба против угрозы фапизма, в которой консолидировалась передовые сил:' американского общества, в том числа писатели, художники, кинематографисты. Подчеркивается особая роль прогрессивной худояаствеь-ной литературы и публицистики в приобщении к новым токам социал; -ной борьбы общества.- к рабочему движению, забастовкам, выступлениям против расизма, демонстрациям против голода и безработицы, к аитифапастской борьбе (в произведениях М.Гояда, Т.Драйзера, мпнгуоя, А.Мальца, С.Льюиса, Т.Вулфа, Д.Стейнбака и др.).

В области культуры страна переживала пробуждение острого интереса к своей истории, национальным героям, фольклору, памятникам старины. Положительную рать здесь сыграл Федеральный писателе■ скип проект (1934-1939 гг.). Исторические сочинения, доклады, составление путеводителей по ытатам, крушим городам, памятным мостам США, дсслодования фольклора, предпринятые литераторами, журналистами, научными работниками, способствовали открытии богатейших источников национальной культуры, обострению чувства исторической преемственности. Аналогичные процессы происходили в музыке, в театре.

Демократические тенденции распространились и на киноискусство США, впэрвые тема классовой борьбы получает своэ воплощение на киноэкране. Появление нового социального героя, живущего и действующего в гуща общественных конфликтов, - отличительная черта прогрессивной литературы США, проникпая и в изобразительное искусство, - становится главным завоеванием американского кинемато-

графа 30-х годов.

3 области изобразительного искусства характерен возросший интерес к прочите!,!у л кастоякгг/у национальной американской традиции, заразившийся в появлении серьезных научных исследований, организации выставок африканского искусства, открытии первого в страна !*узая, посвященного псютчительно националъно'лу искусству, - "Лу-~оя Уитпл. Активязировалась деятельность по зкепояированиэ прсаз-гздвнга соврзкенпнх американских лудожниксв в худолсостаенгзсс гслэ-рсях Нью Порка.

В 30-е годы небывалый накал классовой борьбы в стране, влля-з"з ког.г.гунистов л распространение марксистских взглядов среди пл-рских масс населения вынудили правительство на субсидирование г.оиг.рэтных мероприятий в области искусства. В диссертации подробно освещается характер четырех правительственных проектов но предоставлению но;.!оцл худестикам, их цэла, йорлн доятельностп, различия, достигнутые сезулвтаты (ХудолгастгеЕннй проект обдостгспЕз: работ, г,тар ; Сзкцпя зизописи и скульптуры при государственном казначействе} Художественный проект помопп, яиг ; Федеральный: проект развития искусств, ). Последний, созданный под кепо-средстзешпм наблюдением президента как отдатениэ Ддминисграции по обеспеченна работой, т^д , отличатся наибольшим размахом и демократическим характером з резепин проблему занятости художников.

Оссбоз место отводитсл вопросу о монушнтатьной ливсниси, получившей небывалое распространение в ЗО-о года. Нэ^алэва.-вув-роль в этом сыграл пример мексиканских худоггшюв - Ороско, Ривэ-ры, Сикейроса, работаглшх в начале 30-х гг. в СДА. Их произведения, содержащие активный, взволнованный призыв к прогрессивным объестзонным преобразованиям, яркие, омоциснальниэ по гивоппено-му язшту, ясные и значительные ло содержании во многом вдохновили искусство социального реализма и послужили толчком для разви-

ш моментального искусства С1А.

Характеризуется опыт американских художников в этой облает.:, тематика росписей, различия в трактовка к выборе материала да росписей в Ныэ Йоркз и в местных центрах штагов. Делается вывод о том, что хотя американские кавописда и ке зетвипуяп яркие кздь-ы'дуаяькостц в области фресковой кнропзоа, которые смогли 6э в ясных, высокс::удокественных п глубоко национальных по форме и духу монументальных росписях отразить характер времени, остроту социально-классовых противоречий', подвить большие общэчоловечесхсл проблемы, все лэ опыт этих лег ке пробел бесследно. Впервые г/=-догишш пироко обратились к теада, свяааняш с шторкой страны, трудом и гизнъз американского народа, Елзрзна сил работали не д;г: богатых заказчиков, а для общественной пользы, Нэ случаен раоцзо: монументальной живописи в данное десятилетие, когда демократии.-:: • кие настроения были чрезвычайно сильны.

3 30-е годы был сделан крупный рывок в культурном разлиги;: Америки, показавший, какие богатые возможности таят в себе- творческие силы нации. Впрочем, иллюзия о возможности существования г. Соединенных Штатах демократического искусетга, опирающегося на поддержку государства, вскоре была развеяна. В 1943 г. конгресс отказал в ассигнованиях на "художественные проекты, и они таким образом прекратили свое существование. В дальнэйпем, болоз, чо.л на два десятилетия, об этом периоде в искусство Америки вообще поз:., ралиоь забыть, как бы вычерпнуть из гизнь. Но искусство тех лет оставило столь яркий след, что ого не удалось замолчать, опорочить, исказить. Оно ценно тем, что многие художники пошли по пути изображения подлинной жизни своего народа, выявляя изнанку шор;-. -.кансксй демократии. Их творчество питалось драматичным, богаты!.! событиями временем, давшем разнообразнейший материал для худокк^ -ков, и столь же большое разнообразие стилей и индивидуальностей в

отображен??! этого катвршш».

г!Г9тт.я г.-гава строятся по ютогра^ячОсясяу пригашу. 3 scJt сс-.-гксэтоя творчество ьодугспс гродставатвл®8 оопагьного рвсхжга з ;С-з годч XX века. Анализируется творчество соцпалышх реалистов, -ья активная общественная позиция особенно наглядно проявилась в 30-э года: 5.Шана, Ф.Эзоргуда, Л.Левина, У.Гроппарл. 3 их произЕэ-зснпге зазвучал зовнЗ для американского реализма современный язтг?, ни сеойодзяй от мсдорнястсют влиягяЗ, своеобразно псрзрсботаяииь достпг.э:п-й западно-европейского пскусства, но зпочзтдякгй яркос-тыз образов, ггсдчинседш: сб~зй есцяатБЕО-сбдпчлтад-нсй цата.

Срздд худолгниксз этого направления Бон San отличался оригинальным злдэгпсм кара, силой л незаурядностью личности. 30~о года • период ого налболъпей творческой активности? время создания значительных, зрзлкх произведений. В диссертации анализируется ранние работы Шана - серия гуагой "Страсти Сакко и Ванцаттл" и серия, посвященная делу известного рабочего лидера Тома (Луни, Обличительная направленность обеих серий загажена в самой авторской позиции. Обе строятся на противопоставлении враждебного мира реакции миру чолозечэсг.сй стойкости л рабочей солидарности. В гугаах Шана очевидно графическое начало, отлячавдао з дальнейшем и ого гивопис-ныэ произведения. Основой агэ являотся топкая контурная линия, отсутствие сзототенэЕоЗ моделировки, цвзтетшэ пятна подчиняется дя-ггойнегту ритму композиций и сосредоточивается з четких границах, определяемых контурной линией. Внимание Шана направлено на создание конкретных характеристик, приобретающих в ряде листов силу сатирического обличения. Нарочитая деформация, условность в трактовка человеческих фигур, отсутствие динамики составляет; харак-терныэ черты почерка Шана, не имевшего прямых прадсественников в американском искусства. Наиболее близкие аналогии мояго обнаружить о политической сатирой Георга Гросоа 1920-х годов. С 1935 г. Шан

бил связан с Администрацией по обеспечению фермеров. Во врз:.:я длительных поездок по стране по заданию этой организации ему открывались картины крайней нищеты и человеческого горя. Гневным осуждением существующего порядка проникнуты живописные произведения этого периода ("Угон скота", "Безработные"). В конце ЗО-х гг. Иан создал рад произведений, посвященных теме человеческого одиночества, отчуждения, неустроенности в современном мирз ("Незастроенный, участок", "Хорошенькая девушка доит корову", "Мост Упллгс Авеню").

Особое внимание уделяется работа!.! Шана в области мокумегомл;.-ной живописи, особенно соответствующей природе ого художественной манеры, его стремлению поднять вопросы общественной вааности в искусстве. Анализируются основные росписи.Шана 30-х годов (общественный центр хилого комплекса в Рузвельте, Еью Даерси; вестибюль почтамта в Бронксе, Нью йорк; здание социального обеспечения, Вашингтон). В монументальной живописи выразился творческий принцип Шана - стремление к созданию обобщенно-типического образа, сдер-Еанность в вырааении чувств, ясность замысла, яркость и звучность красок, кивопись "ясная и крепкая", по -выражению самого художпи-ка. Работы ЗСКх гг. поставили его в число ведущих монументалистов США.

Искусство Шана гуманистично по своей сути, ибо обращено к раскрытию человеческого начала в человеке, существующего в сфоро слсшшх социальных отношений и связей:. В этом его отличио от ху-догников модернистских направлений, которое он сам хорошо сознавал.

В 30-е годы наблюдается расцвет художественной и общественной деятельности Филипа Эвергуда. Его обращению к реальному миру соврвиенЕой жизни в немалой степени способствовала дружба с Дко-ноы Слоуноы, пионером городской теш в американском искусстве.

Звзргуда интересуют различные цементы из гизни города и его обитателей ("Механический труд", "Искусство на плязе", "Угол улицы", "Танпевалъшгй марафон"). На примере картин первой половины ЗС-х гг. просле-циваются ооноеныэ черты стиля Эвергуда - суховаты;!: гра-фпчгов! абрис болезненно изломанных, откровенно ларзлроваянкх человеческих фигур, плоскостность пространства, дисгармония красных, орангевнх, синих дзотов. Центральное место в творчестве ЭЕоргуда занимает картина "Американская трагедия", где Епорвые з американской гивопися изобратана кровавая расправа полиции над бастующими ' рабочими. На ее примере раскрывается особенности ливсплспого стиля Эвергуда. При всей спорности метода, допускавшего экспрессионистическое исха-ганла пропорпий фигур, огрубленность лип, нарочитую интенсивность цвета, нельзя не ощущать градданскуи позиции автора, искреппЕЭ силу чувства л перетагания, которую он вкладывает в свои произведения. Далее автор останавливается на монументальных росписях, исполненных Эвергудом з рамках Федерального проекта развития искусств ("История Ричмонд-Хилла", Ричмоцд-Хилл; почтамт г: Дзгаксон).

Одни?,! из социальных роаллстов, в чьих произведениях в наибольшей степени прозвучала злая критика в адрес уродливых сторон капиталистической действительности, стат Дгек „Тевия. 30-е годы -рсшкг2 период его творчеств, однако становление его луделметвоя-нс'.'г чъввря произошло чрзз5!"тз2яо быстро. 7его первое ¿ожгое "•ггакзнев полстло - "Стру.-агий квартет" поставило дзадпатлпетне-го худсжплса в первые ряды реагистов США. В обстановке общественного подъема 30-х годов формировалось мировоззрение Ловила, вырабатывалась активная гражданская позиция. Его картина "Праздник чистого разума" - центральное прсизведенЕэ этого десятилетия, разоблачает коррупция и духовную деградация, охватившую власть лму-!Д2Т.. Здесь проявилось тяготение .художника к слолнем цветовым от-

ношениям, i: экспрессивному живописному языку, к искажению реальные фор:,!, нрн помощи которого он добивался гротескной выразите.и-ности персонажей. Приемы, использованные в этой картине, получили дальнейшее развитие в последуйте: работах Левина, поэтому автор достаточно подробно останавливается на разборе живописных и композиционных ое особенностей*

К концу 30-х г.г. кивописная форма в картина;: Лзвина приобретает все более нервный, взвинченный характер, наблюдается нагнетание световых и цветовых эффектов, происходит потеря ясного убедительного образного воплощения сюаета, увлечение формальны" приемами экспрессионизма приводит к ослаблению действенной сила его произведений ("Улица", "Синдикат", "Огни города"). При всей спорности поисков Левина в области живописной формы, его отличала твердая позиция в отбора материала. Реальная гшзнь всегда оставалась основным источником мыслей, идей, сизжетов его остро социальных произведений.

С именем Уильяма Гропиэра связано социально-критическое направление в американской графике. В 30-е годы он работал и как живописец, создавая полные сарказма картины общественной жизни США, обращался к монументальной живописи.

В диссертации кратко характеризуется ранняя графика Гроппера (литографии, линограввры, перовые рисунки 20-х гг.), ее основные черты - динамизм линии, острота характеристик, повышенная экспрессивность, богатая фантазия, обличительная направленность. В 30-е годы Гроппер уже широко известен как иллюстратор, карикатурист. Анализируются его политические карикатуры, графические листы, посвященные самым острым вопросам дня - безработица, голода? -.: походам, полицейским расправам, ку—клужс—клану, рабочему движению, событиям международной жизни. Они иллюстрируют жизнь этого бурного десятилетия во всей пестроте и сложности явлений, событий,

гиц. В 30-е гг. Грсппер становится одним из ведущих графикез США. Посредством линии, пятна под его ругой роядаотся динамичные, тем-'ораменткыэ образы, чрезвычайно насыщенные по сило энергии, заклз-■¿енной в них. Экономность выразительных средств и ясность воплсдр-"•ця мыслей отличают ого художественную манеру.

До 1933 года, когда состоялась его первая персональная выставка, Гроппер был практически неизвестен как .тпвописец, я его работы сразу хо привлекли внимание публики и прессы. Рисул картины общественной .тизни СЛА ("Забастовка", "Сенат", "Оппозиция", "Охота" и др.), он всегда занимает актизнуи авторскую позиции, не созерцателя, а борца. Он стремится к ясной передаче действия, его социального смысла, к четкому обозначении классовых сил. Герои сартин восиринимаэтся как образы-символы, позволялщие донести до зрителей критическую оценку автора, привлечь общественное внимание к явлениям, часто позорным или трагически;.*. Намеренно четкие границы мэлду цветами, отказ от гнвописной разработки тонсв и склонность к локальному цвету, чисто цветовое решение проблемы света и тени, обобщенное построение фигур сближают яивописные полотна Гроппера с ого графически:® работами. Обращает на себя внимание удивительное' чувство движения и активность формы в его картинах, присущие таксе и его графике.

3 диссертации рассматриваются картины, навеянные испанскими впечатлениями, своеобразные картины-портреты, картппн-размыЕления о смысле человеческого бытия, а такнэ наибатеэ крупная его работа в области монументальной живописи - роспись в здании ?Динистерства внутренних дел в Вашингтона, впечатллищая необычностьв пространственного решения. Приводятся и некоторые сведения об общественной деятельности художника, его высказывания о собственном творчестве.

Далее автор освещает творчество худешшков, наиболее после—

довательно продолЕпшшх традиции реализма в американской гивоии-си, но решавших в ЗО-е годы иные задачи и о позиций своего времени: Р.Марза, И.Бшоп, Р.Сойера, М.Сойора. Отдельно рассматривается творчество кандого из них в это десятилетие, особое внимание _уделяется времени сложения стиля и художественных вкусов, отмечается участие в государственных художественных проектах и исполненных в их рамках работах в области монументальной живописи, приводятся сведения о выставках,

Реджинальд Мара наиболее полно воспринял и развил в своем творчестве реалистическую линию "Восьмерки" и по кругу образов, по композиционным приемам, по ориентации на искусство старых мастеров, выразив современный взгляд на мир. В его искусстве своеобразно слилось увлечение классической .гивописью пропитого с приемами газетной.иллюстрации, карикатуры. Очень рано он избрал свою тему," которой оставался верен всю жизнь, тему Нью Йорка. Слокился и определенный круг сюжетов - обитатели Бауэри, Кони-Айленд, сцены в подземках, безработные, бродяги, продавщицы, полицейские, картины городского порта, бурлескные сцены.

Анализируются картины Марша, посвященные теме "лишних людей", сцены городской жизни, несущие приметы социальных конфликтов, жизненных неурядиц ("Бауэри", "Татуировка и стрижка", "Подземный экспресс", "На скамье в парке", "Почему не пользоваться надзеы-кой?"). Восхищение полнокровными мощны:,и героями Микеландкело и Рубенса наложило отпечаток на живописную манеру Марша.' В его произведениях чувствуется тяга к воплощению разнообразия двиганий человеческого тела, передаче материальности объемов, богатству светотеневой- характеристики.

Мироощущению Марша не свойственны чуткость сопереживания ели глубина проникновения в суть явлений, равно чузд он трагическому или лирическому началу, иногда з его работах могло уховзть сати-

рачосккй подтекст, в изобразит безработные ."зствешто звучат -драматические ноты. В лучашс картинах Гйрпа созрамэнЕгЗ зритель ^акодит правдивый рассказ о цизна американского города.

Еолеэ камерное по масштабам искусство 'Изябель Бишоп летало з рус.1:;") социального направления з реалистическом искусстве СНА. Городские сззнн Бишоп по своему характеру близки некоторым работа:,! :.!ap:ia, но более спокойны по щвописнсму ялику. Тематика ее произведений - мир Еяисн-сквер, девушяя-едуяаяие, ирохсзио на улицах. Такие зарисовки современников, горожан, захваченных позседнзвшгм ритмом лизни, характерны для художников социального направления. Авторская позиция Еишсп достаточно спокоЕна, даце отстраненна, критические ноты практически отсутствует. За картины - непосредст-венныэ наблЕдония над современной американской гпзньв. Бишоп никогда не .сщуцала себя ни бунтовщиком, ни выразительницей каких-то общественных чаяний. Сна шла своим скромным и свободным путем, упорно держась сеоих принципов, своего особого реалистического видения мира.

Особое место среди социальных реалистов 30-х годов занимает личность л творчество Рафаэля СоЛера. Он принес ссобоо мирооиуцо— низ города, присутствуздее не только в изображении городских сцен, но и в иортретннг работах. В них присутствует отчэтливый социальный подход к изобрагениэ человека и стремление к психологическому раскрытию образа, причем эмоциональное воздействие достигается на внешним действием, а обдзй атмосферой изобразуемого, тонкими штриха:,« в передача настроения.

Работы 30-х годов - это в большинстве своем портреты ньюйоркцев, запечатленных в конкретной обстановке, — типические образы людей из средних и низших слоев американского города в привычной для них среде. 3 этой галерее особое место занимает образ ген-Епны, через который художник передает свое представление о совре-

ценном поколения и своз отношение к ному ("Пассажиры автобуса'7. "Конторщица", "Дзвуака в белой блузе"';.

Не проати бесследно для Сойера события, вызванные тяжелы.: экономическим кризисом. Картины, связаннко с этой темой, наполнены ощущением трагедии человеческих судеб, хотя-художник не прибегает ни к экспрессивна.! художественным приемам, ни к натуралистического- показу голода и отчаяния ("Юнион-сквор", "Бауэри", "Ожидающие очзреда в ночлекку"); о;ш отражают сорьезкзЖ и взволиезь^-ный взгляд художника на свое время и своих современников.

Очень мало известно у нас творчество брата-близнеца Р.Сойорг. - Мозеса Сойера. От Генри а Беллоуза М.Сойер воспринял убеждение, что человек - благороднейшая тема искусства, целый мир, полный нравственных ценностей. Люди разних поколений, запечатленные на его полотнах, увиденные глазами наблюдательного и чуткого мастера, как бы приобрели частичку его самого. Отпечаток личности художника, присутствующий в его портретных работах, не нарукая своеобразия моделей, придает им особый оттенок лиричности, деликатности и тонкости в прикосновении к чужой жизни ("£ена и сын худо;.:-ника", "Дэвид и Еимии", "Отец и сестра художника").

В 30-е годы он пишет картины социально-критического направления. Как и Р.Сойер он пишет то, что видит в повседневной жизни, избегая, в соответствии со складом своего характера и темперамента, изображения многолюдных сцен, прямых конфликтных ситуаций, требующих повышенной эмоциональности, активно звучащих выразительных средств. Портреты, городские пейзажи, картины открыто социального характера, проба сил в настенной живописи - результат насыщенного десятилетия жизни художника. С самого начата он органично воспринял мысль Генри о том, что вся ценность искусства - в способности художника пристально вглядываться в окружающее, что гуманизм - сильнейшая движущая сила искусства л жизни. Творчество

î-UCoîîopa ЗО-х годов - свидетельство воряссти эти:,! заветам.

В паклттиг'д автором подводятся птсги гстсркко-кульгусзсгэ пзвжряя сша 30-х гг. с ого отличительными особзннсстжля - высоким накалом классовых битв я активизацией левых сил, :гл,"кдой преобразований, критикой существующего уклада, распространением демократических веяний на литературу, музыкальное искусство, театр, кино, изобразительное искусство. .Геятелвность прогрэсснпннх представителей амери::анской культуры того периода была пронизана мысльп о социальной активности и ответственности художника перед свои:,! времэ-"юм обществом, перед миром и культурой. Главным и принципиально ва-лшм завоеванием стало новее понимание рати искусства как действенного средства в борьба против социальной несправедливости. Будучи глубоко созвучно процэссам, происходящим в культурной жизни страны, искусство социального реализма с этих позиций отразило дух времени и противоречия эпохи, не поднявшись, впрочем, до высочайших образцов американской литературы, вошедших в классику мировой литературы XX века.

Объединяя исд названием социальные реалисты столь пепохсжих в стилистическом плане худежннкоз, как Б.Еан, У.Гроппер, Ф.Звор-гуд, Д.Левин, Р. и М.Сойеры, И.Еишсп, мы руководствуемся обпей гуманистической направленность!) их произведений, родственны:,! восприятием современного мира, где человек является высшей ценностью, а назначение художника состоит в активной, заинтересованной позиции по отнесения к человеческому бытив, положению человека в современном обществе. Заслугой социальных реалистов можно считать то, что они показали широкую панораму американской жизни, продолжив том самым деятельность реалистсЕ США. начала XX века по освоении нового материала в искусстве. Их роднит подход к художественному изложения темы - ясность прочтения, отказ от згнрсзостп, описательнос-ти, стремление к образному обобщении явлений. Художники оказались

вовлеченными в гущу общественной казни п во мзогом старались воздействовать ка нее средствами своего искусства. В 50-е годы творчество социальных реалистов тесно слилось с общим подъемом демократических сел в страьь.

В период бурного процветания Еа американской почве модзр-нгстсиах течений - абстракционизма, дадаизма, сюрреализма, националистического течения регионализма - худокшжк социального реализма в свожх произведениях поднимали общественно важные проблемы, смотрели в лицо американской действительности, искали новые путь* гхвописных и композиционных реиений и тем самым способствовали упрочению и развитии традиций американского реализма на новом этапе его истории.

По теке диссертации автором опубликованы следуадаэ статьи:

1. "Социальный реализм" в творчестве шержсаисшис художников

Ф.Эвергуда и Р .Марша. - Искусство. -1986. -& 8, 0,5 п.л.

2. Из^сторвж кокнучеитальной еивописп США. 30-х годов ЕС века.

- Деп. ШО Инфорьщулмура, & 1633 , 0,3 п.л.

3. Демократические тенденции в искусстве США 1930-х годов.

- Деп. НИО Икформкультура, К 1632, 0,3 п.л.

Поал. к печ. 13.01.92 Зал. 4 Тир. 120

Отпечатано на ротапринте Института имени И. е. Репина. 199034. Санхт-Петербург, Университетская наб., 17.