автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Справедливость в системе ценностей российской правовой культуры

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Александров, Юрий Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Великий Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Справедливость в системе ценностей российской правовой культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Справедливость в системе ценностей российской правовой культуры"

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

На правах рукописи

Александров Юрий Васильевич

Справедливость в системе ценностей российской правовой культуры

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры (философские науки)

! Автореферат

■ диссертации на соискание учёной степени

I

кандидата философских наук

Великий Новгород - 2003

Диссертация выполнена на кафедре аксиологии и философии культуры Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор ВЫЖЛЕЦОВ Геннадий Павлович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор ОСИПОВ Игорь Дмитриевич

кандидат юридических наук, доцент ДУГИН Александр Тимофеевич

Ведущая организация: Северо-Западная академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

заседании диссертационного совета Д 212.168.06 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук при Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого по адресу: 173014 Великий Новгород, Антоново, Гуманитарный институт, философский факультет, ауд. 317.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Защита состоится

часов на

Автореферат разослан « /2» 2003 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент

'I4

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

3

Актуальность

темы

исследования

обусловлена

необходимостью разработки теоретико-методологических основ формирования ценностей правовой культуры в условиях демократически реформируемой России. Разочарование и недовольство, вызванные у большинства населения ходом реформ, отсутствие национальной идеи и государственной идеологии, в целом, ведут ко все углубляющейся пропасти между властью и народом, что угрожает не только процессу реформирования, но и самой российской государственности, вновь обостряя и выводя на первый план проблему социальной справедливости.^Язвестно, что все социальные конфликты, бунты и революции от Спартака и Кромвеля до Ленина и Пол Пота, все их победы и поражения, в том числе самые кровавые, совершались во имя справедливости. Начиная с древнейшего принципа "талиона", то есть возмездия, равноценного проступку ("око за око"), проблема справедливости затрагивает самый болезненный нерв отношений между людьми с точки зрения соответствия прав и обязанностей, деяния и воздаяния, преступления и наказания, выходя на новый политико-правовой уровень в государственно-организованных обществах. В их осмыслении справедливость не случайно занимает центральное место - от "Государства" Платона и "Русской Правды" Ярослава Мудрого до фундаментальной "Теории справедливости" Дж. Ролза (1971 г.)/) Особенно обостряется проблема справедливости в революционно-кризисных ситуациях, проявляясь прежде всего в теориях народного самоуправления, например, У. Годвина (1793 г.), П.Ж. Прудона (1848 г.), П.А. Кропоткина (1922 г.).

Естественно, что любой народ хочет жить по справедливости, но, например, в западной культуре жизнь по справедливости означает жизнь по правилам понятием

юридическим ("юстиция" от лат. .¡гШШа - справедливость)^ В России же - это понятие прежде всего духовно-нравственное и означает жизнь по совести, в том числе и со стороны государства. Не случайно на Западе до сих пор наблюдается противопоставление свободы и равенства и, соответственно, либерализма и демократии, что и пытается преодолеть Дж. Ролз. Идеи единства свободы и равенства, либерализма и демократии на основе справедливости были изначально присущи идеологии русского либерализма. Однако свойственный отечественной культуре перевес "внутренней справедливости" над "внешней формальностью"

(И.В. Киреевский) может стать основой как правового нигилизма, так и правовой культуры, что напрямую зависит от состояния и уровня развития народного правосознания, а не только от государства и его правоохранительных органов.

Справедливость становится ключевой ценностью правовой культуры благодаря своему морально-правовому содержанию и статусу. Поэтому и в западном, и в российском законотворчестве понятие справедливости включается там, где без него не обойтись, где суть и содержание дела не исчерпываются буквой закона. Будучи "прописанной" в сфере права и морали, справедливость тем не менее пронизывает фактически все сферы общественной жизни от экономики до духовной культуры. Отсюда попытки дифференцированного подхода к изучению ее специфики и появление в специальной литературе понятий социальной, экономической, политической, правовой, моральной справедливости. Поэтому необходим целостный анализ справедливости как социокультурной ценности и основы правовой культуры средствами комплексного философско-

культурологического исследования.

Степень_разработанности_проблемы. Проблема

справедливости в ее морально-правовом, социально- и общефилософском аспектах широко представлена в классической и современной, зарубежной и отечественной философии. К ней в разное время обращались Платон, Аристотель, Д. Локк, Г.В. Лейбниц, К. Гельвеций, Д. Юм, Кант, Гегель, А. Шопенгауэр, И.В. Киреевский, Ф. Ницше, B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, E.H. Трубецкой, С.Л. Франк, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Ортега-и-Гассет, K.P. Поппер, Ю. Хабермас, Э. Левинас, идеи которых в той или иной степени использованы в диссертационном исследовании.

Естественно, что более широко использовались специальные работы, отечественные и зарубежные, посвященные различным аспектам проблемы справедливости, таких авторов как Т.А. Алексеева, З.А. Бербешкина, A.A. Гусейнов, Е.Л. Дубко, Г.К. Ермолина, Г. Кельзен, П.А. Кропоткин, A.B. Кузьмина, Э. Левинас, Ю. Лившиц, Е.Ю. Пахомов, В.А. Печенев, Дж. Ролз,

A. В. Смирнов, Г. Соотла, М.Т. Степанянц, Т. Фельдеши, О. Хёффе, Ш.А. Шайхова, И.П. Шохов. А также работы по истории и этимологии самого термина "справедливость" (В.В. Кулыгин, A.B. Пресняков, Э.Л. Рымашевская, Ю.С. Степанов, М.В. Черников, А.Л. Юрганов).

Место, роль и функции справедливости в системе права всегда привлекали пристальное внимание специалистов в области правоведения и философии права: H.H. Алексеев, М.А. Арефьев, P.C. Байниязов, В.А. Бачинин, С.И. Григорьев, Р. Давид, И.С. Ильин, Т.И. Козлова, Т.В. Мельникова, Дж.Н. Мур,

B.C. Нерсесянц, П.И. Новгородцев, П.И. Новоселов, И.Д. Осипов, A.B. Поляков, В.П. Сальников, В.И. Шамшурин.

Проблема справедливости рассматривается в диссертации с точки зрения культурологии и философии культуры, поэтому в ней учтены соответствующие культурфилософские работы В.П. Большакова, П.С. Гуревича, Л.Г. Ионина, М.С. Кагана, X. Ортеги-и-Гассета. При этом особое внимание обращено на культуру России (П. П. Гайденко, И.А. Ильин, Н.Г. Козин, Ю.С. Степанов, М.В. Черников, A.JI. Юрганов) и прежде всего -правовую культуру (О.Б. Беляков, И.В. Ковалева, Е.В. Кучумова,

A.B. Поляков, Э.Ю. Соловьев).

Особенностью диссертационного исследования является анализ справедливости как аксиологической категории и социокультурной ценности, что и определяет ее место и роль в сфере правовой культуры. Поэтому использованы специальные работы по философии ценности, аксиологии культуры и аксиологии права H.H. Алексеева, Г.П. Выжлецова,

B.Г. Графского, Ю.А. Демидова, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Н.В. Колотовой, Д.А. Леонтьева, В.Г. Лукьянова, Н.О. Лосского, Н. Неновски, B.C. Нерсесянца, A.B. Полякова, В.П. Тугаринова.

Проблема справедливости играет ключевую роль в идеологии и социокультурных установках отечественных и зарубежных общественных движений либерализма и демократии, в их истории и теории, представленных в трудах таких авторов, как А. Валицкий, Т. Джефферсон, И.А. Ильин, Г. Кельзен, В.В. Леонтович, Б.В. Марков, П.И. Новгородцев, И.Д. Осипов, A.A. Попов, В.Ф. Пустарнаков, Дж. Ролз, М.М. Сперанский, Ю. Хабермас, И. Шапиро.

В диссертации используются также работы, посвященные анализу современной социокультурной ситуации в России, включая данные социологических исследований Е.М. Авраамовой, A.A. Анискина, А.Н. Аринина, Л.А. Гордона, А.Г. Здравомыслова,

Н.Г. Козина, В.Л. Космарского, В.А. Кутырева, Н.И. Лапина, С.Н. Никешина, Н.Е. Тихонова, А.П. Цыганкова.

Однако все вышеуказанные работы касаются лишь определенных аспектов темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является целостный философско-культурологический анализ

справедливости в сфере правовой культуры на основе аксиологического подхода.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть специфику и исторические модификации понятия справедливости, включая историю проблемы и этимологию самого термина;

- дать сравнительный анализ места и роли справедливости как основополагающей морально-правовой категории в идеологии и социокультурных установках русского и зарубежного либерально-демократического движения в ключевых моментах исторического развития, включая современное состояние проблемы;

- раскрыть содержание и функции справедливости в качестве аксиологической категории и базовой ценности правовой культуры, ее место в иерархии ценностей демократически реформируемой России;

- обосновать ценностный статус права и его посредствующую роль во взаимосвязи морали и политики на основе справедливости как социокультурной ценности, обеспечивающей единство свободы и равенства, либерализма и демократии;

- конкретизировать аксиологический подход к исследованию правовой культуры на основе современной межсубъектной концепции ценности, позволяющей юридической аксиологии преодолеть ограничивающие ее рамки субъектно-объектной трактовки ценности как значимости, и выйти на уровень права и

справедливости как регуляторов ценностных межчеловеческих отношений.

Объектом исследования является правовая культура и её ценностное содержание.

Предметом исследования выступает справедливость как ценность российской правовой культуры.

Теоретико-методологическая_база исследования

обеспечивается средствами комплексного философско-культурологического анализа на стыке философии, культурологии и права при ведущей роли аксиологического подхода на основе межсубъектной концепции ценности, включая принципы историзма и компаративизма. Теоретическую основу составляют труды зарубежных и отечественных философов, культурологов и правоведов, специалистов в области философии культуры, ценностей и права.

Основные результаты исследования, выносимые на защиту и определяющие его новизну:

1. Впервые дан целостный философско-культурологический анализ справедливости как аксиологической категории и социокультурной базовой ценности правовой культуры в условиях демократически реформируемой России на основе аксиологического подхода.

2. Доказана необходимость применения к анализу справедливости современной межсубъектной концепции ценности, позволяющей юридической аксиологии преодолеть узкие рамки субъектно-объектной трактовки ценности как значимости, поскольку справедливость, как и право в целом, регулирует именно межчеловеческие, межсубъектные отношения индивида, государства и общества на ценностном социокультурном уровне.

3. Обоснован вывод о том, что справедливость как базовая ценность правовой культуры обеспечивает единство свободы и равенства, либерализма и демократии в современном обществе и поэтому может при определенных условиях взять на себя интегрирующую роль общенациональной российской идеи.

4. Уточнено место права как посредствующего звена во взаимосвязях морали и политики, а через них, соответственно, -нравственности и экономики на основе анализа справедливости как социокультурной ценности, пронизывающей все сферы жизни человека и общества от духовно-нравственных глубин до норм публичного права.

5. В результате сравнительного анализа эволюции русской либеральной мысли, основанной на правде-справедливости, и обобщающей либеральной теории справедливости Дж. Ролза показано, что при всем различии их исходных традиций, демократически-правовые тенденции, заложенные в российском менталитете, также могут быть ориентированы не на светлое будущее, а на реализацию перехода от равенства возможностей к равенству результатов, от либеральной гипотезы к реальной демократии.

6. Раскрыто содержание общей и частной справедливости как ценности в дистрибутивной и ретрибутивной формах ее функционирования в рамках естественного и позитивного права в качестве критерия и гаранта свободы и достоинства человека.

7. Дан анализ основных модификаций справедливости в различных культурах: славяно-русской ("правда справедливость"), западноевропейской ("жизнь по правилам") и восточно-мусульманской ("истинность" и "усредненность"), включая этимологию самого термина.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы справедливости, а также категориального аппарата юридической аксиологии и правовой культуры в целом, теории и философии права, философии культуры и культурологии в процессе преподавания соответствующих учебных дисциплин. Философско-теоретические положения и выводы исследования могут применяться в практической юриспруденции при разработке правовых норм и законодательных актов, в пропагандистско-воспитательной работе государственных органов, общественных организаций и политических партий.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования представлены в виде докладов и выступлений автора на конференциях и семинарах, проводимых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (Москва, 2001 г.), Избирательной комиссией Новгородской области: «Электорально-правовая культура российских граждан» (Великий Новгород, 2000 г.), «Формируем активную гражданскую позицию» (Великий Новгород, 2002 г.).

Отдельные положения и выводы диссертационного исследования нашли применение в деятельности Координационного совета по реализации Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов при Избирательной комиссии Новгородской области, руководимого диссертантом с 1999 по 2003 г.г.

Материалы и выводы диссертации используются автором в учебной работе со студентами неюридических факультетов НовГУ имени Ярослава Мудрого по специальности «Правоведение», в разработке и преподавании авторского курса «Избирательное

право и избирательный процесс в Российской Федерации», на юридическом факультете НовГУ всех форм обучения (Великий Новгород, 2000-2003 г.г.).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры аксиологии и философии культуры философского факультета НовГУ имени Ярослава Мудрого 20.03.2003 года и рекомендована к защите.

Структура диссертации обусловлена решением поставленных в ней цели и задач и состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы общим объёмом 131 стр.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, формулируются цель и задачи исследования, определяется состояние и степень разработанности проблемы, показываются научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава «Проблема справедливости: история и современность» посвящена исторической эволюции и современному состоянию проблемы справедливости. В первом параграфе рассмотрено понятие справедливости и её исторические модификации, включая этимологию самого термина. Здесь показано, что, начиная с древнейших форм «талиона» и « каждому своё», справедливость представляет собой один из важнейших внутренних средств самосохранения человеческого общества как единого целого, поскольку она непосредственно затрагивает любые межчеловеческие отношения от межличностных до международных. Особенно это касается отношений личности и общества, гражданина и государства, государства и общества, а также диалектики прав и обязанностей, деяния и воздаяния, труда и вознаграждения, заслуги и признания, преступления и наказания, несоответствия которых определяются как несправедливые.

Обращение к этимологии слова "справедливость" показывает, что различные ее значения в разных языках и определенные смысловые оттенки в рамках одного языка выражают содержание этого термина, характерные для культуры того или иного народа, поскольку в языке откладываются исторически наиболее устойчивые значения слов. Так, при всех разночтениях понятия справедливости, в западной культуре, например, заметна концентрация даже корневых ее различий

вокруг юридически-правовых смыслов (от лат. З^Ша -справедливость). Восточные же, славянские и русский языки фиксируют иные, нередко даже и противостоящие юридическим значения этого слова. Обобщая, можно сказать, что в западноевропейской культуре справедливость означает «жизнь по правилам», в арабо-мусульманской - «истинность» и «усреднённость», в славяно-русской - «правда-справедливость».

При всём многообразии регионально- исторических значений справедливости ещё от Аристотеля идёт различие её общей и частной (специальной) форм. Если общая справедливость представляет собой преимущественно нравственный регулятор отношений между людьми в государственно-организованном обществе, то частная или специальная справедливость является регулятивным принципом распределения благ при решении дилеммы «равенства-неравенства». Первая из них, дистрибутивная или распределительная, относится к распределению благ и обязанностей с учетом "достоинства лиц" по трём исторически сложившимся принципам: "всем поровну", "каждому по заслугам" и "каждому по потребности". Другая её форма - ретрибутивная или уравнительная справедливость касается прежде всего процесса и результата «произвольного» и «непроизвольного» обмена вещей, а также наказания за проступки и преступления. В обеих своих формах частная справедливость совпадает по сути со значением права, которое исторически и возникло для её соблюдения, что нередко приводит к отождествлению права и справедливости, особенно в правоведении.

Однако нужно иметь в виду идущее ещё от античности различение «естественного права», основанного на общей справедливости и «условного» (позитивного), функционирующего на основе частной справедливости. Естественное право исходит

из природы человека и его неотъемлемых естественных прав, а позитивное - из интересов государства, выраженных в совокупности юридических норм и законов, что вызывает неизбежное противостояние между ними. Основным камнем преткновения при этом является духовно-нравственная составляющая справедливости, а следовательно, и самого права, признаваемая концепциями естественного права. Теории же позитивного права пытаются вывести справедливость из системы правовой регламентации именно за её нравственный аспект, что наиболее характерно, например, для «чистого учения о праве» Г. Кельзена, ведущего австрийского правоведа XX века.

В целом же справедливость, как бы ее ни трактовали (воздаяние, возмездие, сострадание, равноправие, беспристрастие, обоснованность, врожденное чувство, свойство разума, проявление человеческой природы и пр.), является изначально и все больше становится главным фактором и критерием не просто жизнеобеспечения, а свободы и достоинства человека в современном обществе. Поэтому в законодательствах всех государств понятие справедливости включается там, где без него не обойтись, где обстоятельства дела не вписываются в рамки строгой логики формального права. При этом понятие справедливости всё больше конкретизируется в представлениях о социальной, политической, юридической, моральной, экономической справедливости, всесторонне характеризующих её содержание как базовой ценности единой правовой культуры, охватывающей все основные сферы жизни человека и общества от экономики до духовной культуры.

Второй параграф посвящён сравнительному анализу учения о праве и справедливости русского либерализма и современной западной теории справедливости Дж. Ролза. Русский либерализм во

всех своих исторических разновидностях характеризуется защитой отечественного правосознания на основе естественного права и справедливости. При этом он всегда исходил «в философии права из нравственных предпосылок», сконцентрировав своё «внимание на проблеме социальной справедливости»1. Дело в том, что духовно-нравственная составляющая «правды-справедливости» в специфических российских условиях нередко противопоставлялась народным самосознанием праву, становясь источником правового нигилизма. Нарастая, как снежный ком, этот правовой нигилизм прошёл через этап "революционной справедливости" и превратился в политико-правовой беспредел современной России. Историческая заслуга и несомненная актуальность идеи правовой культуры русского либерализма и его отличие от либерализма западного в том и состоит, что он попытался использовать эту особенность российского менталитета, понимающего под справедливостью «жизнь по совести, а не по правилам», противопоставив правовому нигилизму правосознание и законотворчество, основанное на вековечном русском стремлении к правде-справедливости, положив при этом принципы естественного права в основу права позитивного. Это относится, если отбросить частные различия, к христианскому либерализму М. Сперанского, консервативному либерализму Б. Чичерина, К. Кавелина и П. Струве, социальному либерализму П. Новгородцева, Н. Кареева, связавших ценности «соборности» и «государственности», свободы и равенства, либерализма и демократии (И.Д. Осипов).

Фундаментальный труд американского исследователя Дж. Ролза "Теория справедливости"2, вышедший в 1971 г. и считающийся сегодня классикой XX века, стал наиболее заметной

' Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX - начало XX века).-СПб.,199б.-С.149

2 Рота Дж. Теория справедливости,- Новосибирск, 1995

попыткой если не устранения, то хотя бы смягчения сохраняющихся противоречий между свободой и равенством, либерализмом и демократией в западной культуре. Основой стал новый подход Ролза к проблеме справедливости как стержню стабильного развития современного цивилизованного общества.

Таким образом, сравнительный анализ основных положений русской либеральной мысли и обобщающей либеральной концепции Дж. Ролза, полученных в различных исторических условиях, позволяет выявить целый ряд общих актуальных моментов:

1. Для обеих традиций высшей и исходной является категория справедливости, конкретизируемая, соответственно, как "правда-справедливость" (Россия) и "справедливость как честность" (Дж. Ролз).

2. Обе традиции опираются на понятие человека как личности, а не индивида, в отличие от классического и неоконсервативного либерализма. При этом у русских либералов функционирует "свободная личность", понятая сквозь призму "коллективного бытия". У Ролза "свободная, рациональная и моральная личность" согласует свои принципы с другими такими же личностями в рамках "социального взаимодействия".

3. Русская либеральная философия - это философия "естественного права", как и концепция Ролза, отстаивающая естественные права человека как личности.

4. Русская либеральная мысль, изначально имевшая духовно-нравственные основы, так же как и Ролз, противник утилитаризма, выходит за рамки распределения лишь материальных благ, включая в содержание справедливости как ценности идеальной, возможность каждого человека

"наслаждаться культурой" и испытывать "чувство собственного достоинства".

5. Все течения русского либерализма изначально включали в свои концепции и программы регулирующую роль государства, выйдя в итоге на идеи либеральной демократии, а на исходе своего развития и "конституционного демократизма" с образованием соответствующей политической партии для его реализации. Для Ролза, обобщающего и по сути завершающего западную либеральную традицию, главные институты его базисной структуры, отвечающей принципам справедливости, -"это институты конституционной демократии".

6. Современная Россия не соответствует ни одному из основных пунктов ролзовского "вполне упорядоченного общества", не являясь ни богатым, ни процветающим обществом, в котором люди не чувствуют себя свободными, равными, рациональными и моральными личностями, находясь в большинстве своем в ситуации фактического выживания. Но зато к разделяемым всеми принципам справедливости вполне относятся все его формальные требования: общности, универсальности, гласности, упорядоченности и, по достижению, окончательности.

7. Главное же значение теории Дж. Ролза для решения проблем социальной справедливости в современной России заключается в том, что его концепция ориентирована не на светлое будущее, а на реализацию в современном обществе и самими сегодня живущими людьми, ориентируя на переход от "равенства возможностей" к "равенству результатов", от либеральной гипотезы к "реальной демократии".

8. Идея справедливости в российском менталитете изначально затрагивала все сферы жизни человека, общества и государства от материально-бытовых до высших духовных, как и теория Дж. Ролза, будучи более приземленной, является не только морально-политической, как ее обычно квалифицируют, но и относится ко всей социокультурной реальности в единстве экономики, политики, права и морали, выходя за рамки ставшей уже узкой для нее либеральной традиции. Соответственно, проблема справедливости выходит на уровень базовой ценности современной российской культуры и при определенных условиях может сыграть роль интегрирующей российской идеи общенационального возрождения.

Вторая глава «Справедливость как базовая ценность российской правовой культуры» состоит из двух параграфов, в первом из которых справедливость рассматривается в качестве аксиологической категории и социокультурной ценности. Однако распространённая в аксиологии трактовка ценности как значимости объекта для субъекта с точки зрения удовлетворения его потребностей, ограничивает возможности её применения в юридической аксиологии, поскольку и справедливость, и право в целом регулируют именно межчеловеческие, межсубъектные отношения. Поэтому в диссертации используется межсубъектная концепция ценности, разработанная современным исследователем Г.П. Выжлецовым. Она «позволяет чётко различать понятия оценки как субъектно-объектного отношения и ценности, фиксирующей наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня от личности до общества в целом, исполняющую обратную нормативно-регулирующую роль в обществе»3.

3 Выжлецов Г.П. Аксиология культуры.- СПб., 1996,- С.36

Ценность, с этой точки зрения, есть «значимое взаимодействие» (П.А. Сорокин) между равноценными субъектами (личностями, личностью и обществом, гражданином и государством и пр.) по поводу того или иного объекта носителя (блага, деяния, поступка, предмета спора и др.). По H.H. Алексееву, «справедливость всегда отношение», субъектами которого могут быть личность, коллектив, общество, государство4. При этом в смысловое поле справедливости, как и любой ценности, включая право в целом, входит не только «значимое», но также и «желаемое», «должное», «норма», «цель» и «идеал».

Рассматривая право как «объективацию ценностей в данном обществе» (свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир), юрист-аксиолог

Н. Неновски проводит различение «права как ценности» и «ценностей, функционирующих в праве», которые и определяют его ценностный статус. Будучи фактором стабильности общества, право предстаёт как «ценность культуры» социального целого5 или правовой культуры данного общества. Её фундаментальными или базовыми ценностями являются свобода, равенство и справедливость. Противопоставление же свободы и равенства вызвано в первую очередь позитивистской, то есть внеценностной трактовкой самого права. Юридическая аксиология как «учение о ценности права» возникла в связи «с различением права естественного и права позитивного»6, в своих крайних формах «очищающего» права от любых ценностных элементов, в том числе и от справедливости (Г. Кельзен). На самом же деле

4 Алексеев H.H. Основы философии права - СПб., 1999,- С. 123-124

5 См.: Неновски H. Право и ценности.-М., 1987.- С.177,197-208

6 Политик о-правовые ценности: история и современность/Ота. Ред. В.С.Нерсесянц.-М., 2001.-С.З,

противопоставление свободы и равенства искажает смысл их обоих, так как свобода воплощена в правовом равенстве, а равенство является мерой свободы7. Их единство реализуется в справедливости как стержневой ценности правовой культуры.

В этом своём качестве справедливость определяет иерархический порядок ценностей, реализуемых в правовой культуре.

В целом, на основе анализа, проведённого в данном параграфе, можно сделать ряд выводов. Во-первых, юридическая аксиология или ценностный подход к праву позволят более чётко квалифицировать справедливость как ценность в качестве правовой категории именно в силу её ценностного, то есть более широкого социокультурного содержания. Во-вторых, в рамках аксиологического подхода естественным представляется органическое единство свободы, равенства и справедливости, то есть в более широком смысле - либерализма и демократии в современном обществе. В-третьих. справедливость, определяющую единство свободы и равенства, можно квалифицировать как исходную базовую ценность правовой культуры. В-четвёртых, справедливость, организуя иерархию реализуемых в обществе ценностей в качестве внутриправовой основы, предстаёт как аксиологическая категория и социокультурная ценность. В-пятых. в справедливо организованном обществе должна осуществляться иерархия не людей в их зависимости от той или иной социальной конъюнктуры и жизненных обстоятельств, а ценностей, реализуемых самими людьми на основе идеи справедливости. В-шестых, справедливость в качестве социокультурной ценности

7 Нерсесянц В С. Ценность права как триединство свободы, равенства и справедливости/ЯГроблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление/Отв ред. B.C. Нерсесящ.-М.,199б.-С.6-8

становится реальным посредником между внешним формально-юридическим порядком и внутренним духовным миром людей через организуемую ею иерархию ценностей.

Иными словами, справедливость как аксиологически-правовая категория и социокультурная ценность, является вершиной и своего рода стержнем, пронизывающим, организующим и скрепляющим всю иерархию социально-значимых ценностей от духовно-нравственных глубин до норм публичного права, что наиболее характерно для русской правовой культуры.

Второй, (завершающий) параграф, посвящён рассмотрению справедливости в системе демократических ценностей реформируемой России. Здесь отмечается, что реформы в России, начиная особенно с эпохи Петра I, проводятся, как правило, сверху и под влиянием западных идей. Таким же было и реформирование на основе марксистских идей, сформулированных « на основе анализа европейской действительности и для решения сугубо европейских проблем» (X. Ортега-и-Гассет). И если Запад за последние двести лет практически не изменял своего социально-экономического строя, лишь приспосабливая и совершенствуя его для повседневной жизни, то Россия в одном только XX веке дважды меняет его самым кардинальным образом. Поэтому термин "реформируемая" Россия, то есть опять сверху и снова по западному образцу, больше соответствует ее современному состоянию, чем, скажем, Россия "реформирующаяся" в соответствии с внутренними тенденциями и социокультурными традициями своей тысячелетней истории.

Демократия, как и любое государственное устройство, должна иметь «свои жизненные основы - в духе народа, в его

правосознании, в его социальном укладе. Нет этих основ, и демократия выродится - или в охлократию (засилие черни), или в тиранию»8. Поэтому демократически-правовое реформирование России должно учитывать внутренние тенденции и закономерности культурно-исторического развития тысячелетней российской государственности, главным субъектом которой был и остается ее многонациональный народ со своими интересами и чаяниями, интегрированными прежде всего в социальной справедливости. Социологические данные свидетельствуют, что уже в первой половине 90-х годов доминирующее положение у россиян занимали три ведущие ценности: «законность», «общение» и «семья», при лидирующей роли «законности», имплицитно включающей в себя справедливость. С июля 1990 по март 1994 гг. её удельный вес возрос с 65,3% до 74,8%, тогда как собственно либерально-демократические ценности - «свобода» и «независимость» получили, соответственно, 46,1% (1990 г.) и 49,8% (1994 г.)9. Поэтому законность не только в узко юридическом смысле, а в более широком, вкупе со справедливостью, становится одной из основных ценностей правовой, а значит и социальной культуры в целом.

В своё время П.И. Новгородцев отмечал, что главным в кризисе правосознания является го, что он есть прежде всего «кризис культуры» и, как следствие, «кризис государства», то есть кризис человеческого закона, не опирающегося на основу «народного духа»10. Поскольку именно его проявление определяет в конечном итоге действия миллионов людей, которые в любых социально-экономических условиях своим трудом и самой своей

8 Ильин И А. Основы демократии// Ильин И.А.Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг.: В 2 т. Т.1. М..1992.-С.138

' Динамика ценностей населения реформируемой России/Отв.ред.Н.И. Лапин,ЛА. Беляева.-М.,1996.- С.68-70

10 Новгородцев П.И. Перед лицом будущего//Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.,1991.-С.577

жизнью сохраняют себя и свою государственность. В этом прежде всего и проявляется подлинная культура народа как реализация его ведущих ценностей и единственное реальное условие подлинной демократии в специфических российских условиях. Естественно, что особое место в этом процессе принадлежит формированию правовой культуры и, соответственно, справедливости как её базовой ценности, поскольку право является посредником и связующим звеном между моралью и политикой, а через них - между нравственностью и экономикой. Поэтому демократия может стать одной из форм правового государства и подлинным единством свободы и равенства для народа, лишь «когда над ней стоит справедливость» (П.И. Новгородцев). Ибо для российского менталитета «демократия есть не власть всех, а служение всех Правде» и справедливости (С.Л. Франк).

Одним из первых условий формирования демократического правового государства на основе справедливости должна стать сама процедура выборов государственной власти и механизм организации избирательной системы, от которой зависит «жизнеспособность любого вида демократии» (X. Ортега-и-Гассет). Это на сегодня и становится первоочередной задачей осуществления в России реального «народоправства» (И.А. Ильин) на основе справедливости как базовой ценности правовой культуры, которая при определённых условиях может взять на себя интегрирующую роль общенациональной российской идеи.

В Заключении подводятся основные итоги исследования, составляющие научную новизну диссертации, намечаются дальнейшие перспективы разработки темы. Справедливость как базовая ценность правовой культуры, исследованная впервые в рамках теории и философии культуры на основе аксиологического

24

0 1407*

подхода, обеспечивает единство свободы и равенства, либерализма и демократии в современном обществе и поэтому может при определённых условиях сыграть роль интегрирующей российской идеи общенационального возрождения.

1. Электорально-правовая культура российских граждан // Правовед: Межвузовский научно-методический сборник / Редкол. А.Т. Дугин, Б.Н. Ковалёв и др.- Великий Новгород, 2001. Вып.З.-С.84-91.

2. Справедливость как ценность правовой культуры // Гуманитарно-экономический бюллетень ИЭиУ НовГУ. №1. Великий Новгород, 2003. С.6-9

3. Актуальные проблемы справедливости как ценности культуры // Гуманитарно-экономический бюллетень ИЭиУ НовГУ.№1. Великий Новгород, 2003. С.9-12.

4. Справедливость как базовая ценность российской правовой культуры // Правовед: Межвузовский научно-методический сборник. Вып.4. Великий Новгород, 2003. С.18-22.

5. Идеи справедливости в политико-правовых концепциях отечественного либерализма // Экономический вестник. № 9. Великий Новгород, 2003. С.213-215.

Изд. лиц. ЛР № 020815 от 21.09.98. Подписано в печать 10.09.2003. Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Times New Roman. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,0. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ № 107.

Издательско-полиграфический центр Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41.

По теме диссертации опубликованы следующие

работы: j^o

Отпечатано в ИПЦ НовГУ им. Ярослава Мудрого. 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Александров, Юрий Васильевич

Введение

Глава I. Проблема справедливости: история и современность.

1.1. Понятие справедливости и ее исторические модификации.

1.2. Русский либерализм и теория справедливости

Дж. Ролза.

Глава II. Справедливость как базовая ценность российской правовой культуры.

2.1. Справедливость как аксиологическая категория и социокультурная ценность.

2.2. Справедливость в системе демократических ценностей реформируемой России.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Александров, Юрий Васильевич

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью разработки теоретико-методологических основ формирования ценностей правовой культуры в условиях демократически реформируемой России. Разочарование и недовольство, вызванные у большинства населения ходом реформ, отсутствие национальной идеи и государственной идеологии в целом, ведут ко все углубляющейся пропасти между властью и народом, что угрожает не только процессу реформирования, но и самой российской государственности, вновь обостряя и выводя на первый план проблему социальной справедливости. Известно, что все социальные конфликты, бунты и революции от Спартака и Кромвеля до Ленина и Пол Пота, все их победы и поражения, в том числе самые кровавые, совершались во имя справедливости. Начиная с древнейшего принципа "талиона", то есть возмездия, равноценного проступку ("око за око"), проблема справедливости затрагивает самый болезненный нерв отношений между людьми с точки зрения соответствия прав и обязанностей, деяния и воздаяния, преступления и наказания, выходя на новый политико-правовой уровень в государственно-организованных обществах. В их осмыслении справедливость не случайно занимает центральное место - от "Государства" Платона и "Русской Правды" Ярослава Мудрого до фундаментальной "Теории справедливости" Дж. Ролза (1971 г.). Особенно обостряется проблема справедливости в революционно-кризисных ситуациях, проявляясь прежде всего в теориях народного самоуправления, например, У. Годвина (1793 г.), П.Ж. Прудона (1848 г.), П.А. Кропоткина (1922 г.).

Естественно, что любой народ хочет жить по справедливости, но, например, в западной культуре жизнь по справедливости означает жизнь по правилам и является по сути понятием юридическим ("юстиция" от лат. justitia - справедливость). Не случайно на Западе до сих пор наблюдается противопоставление свободы и равенства и, соответственно, либерализма и демократии, что и пытается преодолеть Дж. Ролз. В России же - это понятие прежде всего духовно-нравственное и означает жизнь по совести, в том числе и со стороны государства. Поэтому идеи единства свободы и равенства, либерализма и демократии на основе справедливости были изначально присущи идеологии русского либерализма. Однако свойственный отечественной культуре перевес "внутренней справедливости" над "внешней формальностью" (И.В. Киреевский) может стать основой как правового нигилизма, так и правовой культуры, что напрямую зависит от состояния и уровня развития народного правосознания, а не только от государства и его правоохранительных органов.

Справедливость становится ключевой ценностью правовой культуры благодаря своему морально-правовому содержанию и статусу. Поэтому и в западном, и в российском законотворчестве понятие справедливости включается там, где без него не обойтись, где суть и содержание дела не исчерпывается буквой закона. Будучи "прописанной" в сфере права и морали, справедливость тем не менее пронизывает фактически все сферы общественной жизни от экономики до духовной культуры. Отсюда попытки дифференцированного подхода к изучению ее специфики и появление в специальной литературе понятий социальной, экономической, политической, правовой, моральной справедливости. Поэтому необходим целостный анализ справедливости как социокультурной ценности и основы правовой культуры средствами комплексного философско-культурологического исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблема справедливости в ее морально-правовом, социально- и общефилософском аспектах широко представлена в классической и современной зарубежной и отечественной философии. К ней в разное время обращались Платон, Аристотель, Д. Локк, Г.В. Лейбниц, К. Гельвеций, Д. Юм, Кант, Гегель, А. Шопенгауэр, И.В. Киреевский, Ф. Ницше, B.C. Соловьев, Н А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Ортега-и-Гассет, К.Р. Поппер, Ю. Хабермас, Э. Леви-нас, идеи которых в той или иной степени использованы в диссертационном исследовании.

Естественно, что более широко использовались специальные работы, отечественные и зарубежные, посвященные различным аспектам проблемы справедливости, таких авторов как Т.А. Алексеева, З.А. Бербешкина, А.А. Гусейнов, Е.Л. Дубко, Г.К. Ермолина, Г. Кельзен, П.А. Кропоткин, А.В. Кузьмина, Э. Левинас, Ю. Лившиц, Е.Ю. Пахомов, В.А. Печенев, Дж. Ролз, А. В. Смирнов, Г. Со-отла, М.Т. Степанянц, Т. Фельдеши, О. Хёффе, Ш.А. Шайхова, И.П. Шохов. А также работы по истории и этимологии самого термина "справедливость" (В.В. Кулыгин, А.В. Пресняков, Э Л. Рыма-шевская, Ю.С. Степанов, М.В. Черников, А.Л. Юрганов).

Место, роль и функции справедливости в системе права всегда привлекали пристальное внимание специалистов в области правоведения и философии права: Н.Н. Алексеева, М.А. Арефьева, Р.С. Байниязова, В.А. Бачинина, СИ. Григорьева, Р. Давида, И.С. Ильина, Т.И. Козлову, Т.В. Мельникову, Дж. Н. Мур, B.C. Нерсесянца, П.И. Новгородцева, П.И. Новоселова, И.Д. Осипо-ва, А.В. Полякова, В.П. Сальникова, В.И. Шамшурина.

Проблема справедливости рассматривается в диссертации с точки зрения культурологии и философии культуры, поэтому в ней учтены соответствующие культурфилософские работы В.П. Большакова, П.С. Гуревича, Л.Г. Ионина, М.С. Кагана, X. Ортеги-и-Гассета.

При этом особое внимание обращено на культуру России (П.П. Гайденко, И.А. Ильин, Н.Г. Козин, Ю.С. Степанов, М.В. Черников, A.J1. Юрганов) и прежде всего - правовую культуру (О.Б. Беляков, И В. Ковалева, Е.В. Кучумова, А.В. Поляков, Э.Ю. Соловьев).

Особенностью диссертационного исследования является анализ справедливости как аксиологической категории и социокультурной ценности, что и определяет ее место и роль в сфере правовой культуры. Поэтому использованы специальные работы по философии ценности, аксиологии культуры и аксиологии права Н.Н. Алексеева, Г.П. Выжлецова, В.Г. Графского, Ю.А. Демидова, О.Г. Дроб-ницкого, М.С. Кагана, Н.В. Колотовой, Д.А. Леонтьева, В.Г. Лукьянова, Н.О. Лосского, Н. Неновски, B.C. Нерсесянца, А.В. Полякова, В.П. Тугаринова.

Проблема справедливости играет ключевую роль в идеологии и социокультурных установках отечественных и зарубежных общественных движений либерализма и демократии, в их истории и теории, представленных в трудах таких авторов как А. Валицкий, Т. Джефферсон, И.А. Ильин, Г. Кельзен, В.В. Леонтович, Б.В. Марков, П.И. Новгородцев, И.Д. Осипов, А.А. Попов, В.Ф. Пустарнаков, Дж. Ролз, М.М. Сперанский, Ю. Хабермас, И. Шапиро.

В диссертации используются также работы, посвященные анализу современной социокультурной ситуации в России, включая данные социологических исследований Е.М. Авраамовой, А.А. Ани-скина, А.Н. Аринина, Л.А. Гордона, А.Г. Здравомыслова, Н.Г. Козина, В.Л. Космарского, В.А. Кутырева, Н.И. Лапина, С.Н. Никешина, Н.Е. Тихонова, А.П. Цыганкова.

Однако все вышеуказанные работы касаются лишь определенных аспектов темы диссертационного исследования, целью которого поэтому является целостный философско-культурологический анализ справедливости в сфере правовой культуры на основе аксиологического подхода. Для ее реализации поставлены следующие задачи:

- рассмотреть специфику и исторические модификации понятия справедливости, включая историю проблемы и этимологию самого термина;

- дать сравнительный анализ места и роли справедливости как основополагающей морально-правовой категории в идеологии и социокультурных установках русского и зарубежного либерально-демократического движения в ключевых моментах исторического развития, включая современное состояние проблемы;

- раскрыть содержание и функции справедливости в качестве аксиологической категории и базовой ценности правовой культуры, ее место в иерархии ценностей демократически реформируемой России;

- обосновать ценностный статус права и его посредствующую роль во взаимосвязи морали и политики на основе справедливости как социокультурной ценности, обеспечивающей единство свободы и равенства, либерализма и демократии;

- конкретизировать аксиологический подход к исследованию правовой культуры на основе современной межсубъектной концепции ценности, позволяющей юридической аксиологии преодолеть ограничивающие ее рамки субъектно-объектной трактовки ценности как значимости, и выйти на уровень права и справедливости как регуляторов ценностных межчеловеческих отношений.

Теоретико-методологическая база исследования обеспечивается средствами комплексного философско-культурологического анализа на стыке философии, культурологии и права при ведущей роли аксиологического подхода на основе межсубъектной концепции ценности, включая принципы историзма и компаративизма. Теоретическую основу составляют труды зарубежных и отечественных философов, культурологов и правоведов, специалистов в области философии культуры, ценностей и права.

Основные результаты исследования, определяющие его новизну и выносимые на защиту:

1. Впервые дан целостный философско-культурологический анализ справедливости как аксиологической категории и социокультурной базовой ценности правовой культуры в условиях демократически реформируемой России на основе аксиологического подхода.

2. Конкретизировано положение о том, что юридическая аксиология возникла в связи с противостоянием естественного и позитивного права. Для этого проведено различение "права как ценности" и "ценностей права", через функционирование которых само право становится ценностью культуры и фактором стабильности социального целого.

3. Доказана необходимость применения к анализу справедливости современной межсубъектной концепции ценности, позволяющей юридической аксиологии преодолеть узкие рамки субъектно-объектной трактовки ценности как значимости, поскольку справедливость, как и право в целом, регулирует именно межчеловеческие, межсубъектные отношения индивида, государства и общества на ценностном социокультурном уровне.

4. Обоснован вывод о том, что справедливость как базовая ценность правовой культуры обеспечивает единство свободы и равенства, либерализма и демократии в современном обществе и поэтому может при определенных условиях взять на себя интегрирующую роль общенациональной российской идеи.

5. Уточнено место права как посредствующего звена во взаимосвязях морали и политики, а через них, соответственно, - нравственности и экономики на основе анализа справедливости как социокультурной ценности, пронизывающей все сферы жизни человека и общества от духовно-нравственных глубин до норм публичного права.

6. В результате сравнительного анализа эволюции русской либеральной мысли, основанной на правде-справедливости, и обобщающей либеральной теории справедливости Дж. Ролза показано, что при всем различии их исходных традиций, демократически-правовые тенденции "народоправства" (И.А. Ильин), заложенные в российском менталитете в форме не "власти всех", а "служения всех Правде" (С.Л. Франк), также могут быть ориентированы не на светлое будущее, а на реализацию перехода от равенства возможностей к равенству результатов, от либеральной гипотезы к реальной демократии.

7. Раскрыто содержание общей и частной справедливости как ценности в дистрибутивной и ретрибутивной формах ее функционирования в рамках естественного и позитивного права в качестве критерия и гаранта свободы и достоинства человека.

8. Дан анализ основных модификаций справедливости в различных культурах: славяно-русской ("правда - справедливость"), западноевропейской ("жизнь по правилам") и восточно-мусульманской ("истинность" и "усредненность"), включая этимологию самого термина.

Научно-практическое значение диссертации заключается в том, что ее материалы могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы справедливости, а также категориального аппарата юридической аксиологии и правовой культуры в целом, теории и философии права, философии культуры и культурологии в процессе преподавания соответствующих учебных дисциплин. Философско-теоретические положения и выводы исследования могут применяться в практической юриспруденции при разработке правовых норм и законодательных актов, в пропагандистско-воспитательной работе государственных органов, общественных организаций и политических партий.

Структура диссертации обусловлена решением поставленных в ней цели и задач и состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Справедливость в системе ценностей российской правовой культуры"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показывает, что проблема справедливости, начиная от древнейших принципов "талиона" и "каждому свое", приобрела особое значение в государственно-организованных обществах, став одной из центральных, связующих категорий права, морали и политики. Ее многочисленные исторические модификации, включая этимологию самого термина, свидетельствуют о сущностных различиях ее содержания и специфики в различных типах культур: славяно-русской ("правда-справедливость"), западноевропейской ("жизнь по правилам") и восточно-мусульманской ("истинность" и "усредненность"). Особенно обостряется проблема справедливости в революционно-кризисные этапы развития любого общества, вызывая к ней естественный теоретический интерес. Сложность изучения справедливости и заключается в том, что понятия единой, а тем более универсальной и абсолютной справедливости нет даже в теории, не говоря уже о конкретно-исторической практике. Естественно, что она рассматривается в рамках различных философских и научных дисциплин, прежде всего в этике, правоведении и политологии, но также в социологии, психологии, политэкономии и в лингвистике. Поэтому в диссертации реализуется давно назревшая необходимость целостного философско-культурологического исследования проблемы справедливости на стыке различных дисциплин, прежде всего философии, культурологии и права.

Подобный анализ может быть осуществлен лишь путем рассмотрения справедливости как ценности в рамках правовой культуры на основе аксиологического подхода. Упоминания о ценностной природе справедливости, а также попытки ее исследования встречаются в философской и юридической литературе от родоначальника отечественной юридической аксиологии Н.Н. Алексеева до

Н. Неновски и B.C. Нерсесянца. В рамках же теории и философии культуры справедливость как ценность исследована впервые. Для этого понадобилось обращение к межсубъектной концепции ценности современного автора Г.П. Выжлецова, в отличие от распространенной сегодня, в том числе и в юридической аксиологии, субъект-но-объектной трактовки ценности как значимости, тогда как и справедливость, и право в целом являются регуляторами именно межчеловеческих, межсубъектных отношений человека, государства и общества.

Применение аксиологического подхода позволяет сделать целый ряд выводов, перспективных для дальнейшего исследования проблемы:

1. Юридическая аксиология или ценностный подход к праву позволяет более четко квалифицировать справедливость как ценность в качестве правовой категории именно в силу ее ценностного, то есть более широкого социокультурного содержания.

2. В рамках аксиологического подхода естественным представляется органическое единство свободы, равенства и справедливости, в том числе и в более широком смысле - либерализма и демократии в современном обществе.

3. Возросшая роль справедливости во всех ее ипостасях интегрируется сегодня в ее статусе исходной базовой ценности правовой культуры.

4. Организуя иерархию реализуемых в обществе ценностей в качестве внутриправовой основы, справедливость предстает как универсальная аксиологическая категория и социокультурная ценность.

5. В справедливо организованном обществе должна осуществляться иерархия не людей в их зависимости от той или иной социальной конъюнктуры и жизненных обстоятельств, а ценностей, реализуемых самими людьми на основе идеи справедливости.

6. Справедливость в качестве основной правовой ценности становится реальным посредником между внешним формально-юридическим порядком и внутренним духовно-нравственным миром людей через организуемую ею иерархию ценностей.

Современное реформирование России вновь производится сверху и на основе привлечения западных идей. Но если в западной политико-правовой культуре до сих пор сохраняется противопоставление свободы и равенства и, соответственно, либерализма и демократии, то в российской либеральной мысли изначально господствовала либерально-демократическая идея их органического единства на основе справедливости, с признанием ведущей роли государства. И только в 1971 г. появился фундаментальный труд Дж. Ролза "Теория справедливости", обосновывающий необходимость подобного единства во имя сохранения стабильности и совершенствования современного западного общества, фактически ставший итогом западной либеральной идеологии. Сравнительный анализ русской либеральной традиции, прерванной ходом истории в начале XX в., и теории Дж. Ролза показывает, что при всем различии ролзовского "вполне упорядоченного общества" и современного состояния России, общие для них идеи защиты естественных прав человека как личности должны и могут быть реализованы в процессе демократического реформирования России. Однако, как показывает анализ, это возможно лишь как продолжение собственных внутренних тенденций культурно-исторического развития российской тысячелетней государственности. При всей неприменимости конкретных ролзовских разработок и рецептов в современной российской действительности, его главная для нас идея реализации социальной справедливости не в светлом будущем, а в современном обществе и самими сегодня живущими людьми, может быть взята на вооружение при переходе от либеральной гипотезы к реальной демократии в ее российском варианте не "власти всех", а "служении всех Правде" (С Л. Франк) и справедливости. Естественно, что все эти положения требуют дальнейшей разработки коллективными усилиями философов, правоведов и культурологов. Одной из первоочередных задач которой должно стать совершенствование российской избирательной системы и приведение ее в соответствие с принципами подлинного "народоправства" (И.А. Ильин) на основе социальной справедливости.

 

Список научной литературыАлександров, Юрий Васильевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб.,1999,- 256 С.

2. Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роулса. М.,1992. 112 С.

3. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. 4-е изд., пер. и доп. М.,2002. 1152 С.

4. Александров Ю.В. Электорально-правовая культура российских граждан//Правовед: Межвузовский научно-методический сборник / Редкол. А.Т. Дугин, Б.Н. Ковалев и др. Великий Новгород, 2001. Вып.З,- С.84-91

5. Арефьев М.А., Козлова Т.Н., Осипов И.Д. Российское самоуправление: история, теория и законотворчество. СПб.,2000. -160 С.

6. Аринин A.M. Государство для человека: новая стратегия развития России/Юбщественные науки и современность. 2000.№6. -С.48-61

7. Авраамова Е.М., Космарский В.Л. Ожидания населения в меняющейся институциональной среде//Общественные науки и современность,- 2001. №3.-С.22-29

8. Аристотель. Никомахова этика. Большая этика. Полити-ка//Сочинения в 4 т. Т.4. М.,1983.-С.53-644

9. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой мен-талитет//Правоведение. 2000. №2, - С. 31-40

10. Байниязов Р.С. Философия правосознания: постановка проблемы//Правоведение. 2001. №5.-С.12-23

11. Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права. Краткий словарь. СПб., 2000. 400 С.

12. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. М.,1983. 203 С.

13. Бердяев Н.А. Русская идея//0 России и русской философской культуре. М.,1990.-С.43-271

14. Блуштвейн Ю.Д. Уголовное право и социальная справедливость. Минск, 1987. 61 С.

15. Большаков В.П. Культура как форма человечности. Великий Новгород, 2000. 92 С.

16. Большаков В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры). Великий Новгород, 2002. 112 С.

17. Большаков В.П., Володина Т.В., Выжлецова Н Е. Своеобразие русской культуры в ее историческом развитии/Под ред. В.П. Большакова. Великий Новгород, 2002. 192 С.

18. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев, 1986. 85 С.

19. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX веков// Вопросы философии.-1991. №8.-С.25-40

20. Верховенство права: Сборник/Ред. А. Куликов. Пер. с англ. М., 1992. 216 С.

21. Вехи. Из глубины. Сборник статей о русской револю-ции/Сост. и подг. текста А.А. Яковлева. М.,1991. 607 С.

22. Вехи. Интеллигенция в России. Сборники статей 1909-1910/Сост. Н. Казакова. М., 1991. 462 С.

23. Власть: Очерки современной политической философии Запада/Ред.-сост. В.А. Подорога. М.,1989. 328 С.

24. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. 152 С.

25. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития//Социально-политический журнал. -1995. №6.-С.61-73; 1996. №1. С.86-100

26. Выжлецов Т.П. Русская Философия ценностей и западная аксиология//Вече. Альманах, русской философии и культуры/Ред. А.Ф. Замалеев. СПб.,1996. Вып.5 С.53-74

27. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии/Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.,1994. -С.154-324

28. Гайденко П.П. Под знаком меры (либеральный консерватизм П.Б. Струве)//Вопросы философии.- 1992. №12.-С.54-64

29. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.,1990. 524 С.

30. Гельвеций К.А. Об уме//Сочинения в 2 т. т. I. М.,1974. -С.143-603

31. Гельвеций К.А. О человеке//Сочинения в 2 т. Т.2. М., 1974. -С.7-567

32. Гоголь Н.В. О сословиях в государстве//Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1992. 560 С.

33. Графский В.Г. Традиции и обновление в праве: ценностное измерение перемен//Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление/Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М., 1996.-89 С.

34. Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л.,1977. 171 С.

35. Гуревич П.С. Философия культуры. 2-е изд. М.,1995. 2881. С.

36. Гусейнов А.А. Справедливость//Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.З. М.,2000. С.622-623

37. Давид Р. Основные правовые системы современности.1. М.,1988. 154 С.

38. Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. М.,2001. 288 С.

39. Демидов Ю.А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве. М.,1975. 184 С.

40. Джефферсон Т. о демократии/Сост. Сол. К. Падовер. СПб., 1992 С.164-194

41. Динамика ценностей реформируемой России/Отв. ред. Н.И. Лапин, Л .А. Беляева. М.,1996. 224 С.

42. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценно-стей//Проблемы ценности в философии/Под ред. А.Г. Харчева и др. М.;Л.,1966. С.25-40

43. Дубко Е.Л. Социальная справедливость//Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М.,1988. С.61-77

44. Ермолина Г. К. Идеал справедливости и действительность. Ярославль, 1991. 153 С.

45. Здравомыслов А.Г. Власть и общество в России: кризис 90-х годов//Общественные науки и современность. 2000. №6. - С. 25-34

46. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг.: В 2 т. М. ,1992. т. I 344 С., Т. 2. - 272 С.

47. Ильин И. А. Путь духовного обновления//Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 134-288

48. Ильин И.С. Истоки русского правового скептицизма (нравственно-правовые идеи ранних славянофилов). Канд. дисс. Новгород, 1998. 138 С.

49. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология/Ред. сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М. ,1993. - 336 С.

50. Ионин Л. Г. Социология культуры. М.,1996. 280 С.

51. История политических и правовых учений/Под ред.

52. B.C. Нерсесянца. 2-е изд., пер. и доп. М. ,1988. 816 С.

53. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 416 С.

54. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. -205 С.

55. Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995 С.121258

56. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России//Киреевский И. В. Критика и эстетика. 2-е изд. М.,1998. С. 254-266

57. Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) /(Интеллигенция. Власть. Народ: Антология) Ред. сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.,1993. - С.141-163

58. Ковалева И.В. Собственность как ценность правовой куль-туры//Россия: вчера, сегодня, завтра. Материалы Международной научной межвузовской заочной конференции/Науч. ред. Н.С. Крапивина. М. -СПб.,1998-1999. С. 193-202

59. Козин Н.Г. Бегство от России. К логике исторических потрясений России в XX веке. Саратов, 1996. 168 С.

60. Козловский В В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб.,1995. 280 С.

61. Колотова Н.В. Мораль и право: анализ традиции исследования ценностных аспектов проблемы//Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление/Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М., 1996. С.20-27

62. Конституция Российской Федерации. М.,1993. 64 С.

63. Кропоткин П.А. Справедливость и нравственность//Этика: Избранные труды. М.,1991. С.260-279

64. Кузьмина А.В. Идея справедливости в либеральной традиции. М.,1998. 127 С.

65. Кулыгин В В. От Пути Права к Русской Правде: этапыправогенеза восточнославянского этноса//Правоведение. -1997. №4. С.11-17

66. Культурология как она есть и как ей быть. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып.5 (Ред. вып. Малинов А. СПб.,1998. 405 С.

67. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и "после": драма взаимодействия//Вопросы философии,- 2001. №8. С.56-65

68. Лейбниц Г.В. Опыты теодицеии о благости Божией, свободе человека и начале зла//Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 т. Т.4. М.,1989. -С.49-497

69. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914, М.,1995. 549 С.

70. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопросы философии,- 1996. №4. -С.15-26

71. Лившиц Ю., Соотла Г. Парадоксы справедливости. Таллинн, 1989. 174 С.

72. Локк Д. Опыт о человеческом разумении//Сочинения в 3 т. Тт.1-2. М.,1985. 621 С.; - 560 С.

73. Лосский И.О. Ценность и бытие//Лосский Н О. Бог и мировое зло. М.,1994. -(432) С. 250-314

74. Марков Б.В. В поисках другого//Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.,2001. С.5-44

75. Мельникова Т.В. Основные типы общества и правосознания. Красноярск, 2001. 103 С.

76. Моральные ценности и личность/Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М.,1994. 176 С.

77. Мур Дж.Н. Верховенство права: обзор//Верховенство права: Сборник/Ред. А. Куликов. Пер. с англ. М.,1992. С.10-52

78. Неновски Н. Право и ценности. М.,1987. 248 С.

79. Нерсесянц B.C. Философия права. М.,2001. 256 С.

80. Нерсесянц B.C. Ценность права как триединство свободы, равенства и справедливости//Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление/Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М.,1996. -89 С.

81. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое//Ницше Ф. Сочинения в 2 т.Т.1. М., 1990. С.231-490

82. Новгородцев П.И. Демократия на распутьи//Новгородцев П И. Об общественном идеале. М.,1991. С.540-558

83. Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл.С. Соловье-ва//Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.,1991. С.525-539

84. Осипов И.Д. Философия русского либерализма (Х1Х-начало XX века). СПб., 1996. 192 С.

85. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Ортега-и-Гассет X. "Дегуманизация искусства" и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Пер. с исп. М.,1991. -С.40-228

86. Печенев В.А. Истина и справедливость (Размышления о нравственно-философских аспектах проблемы). М.,1989. 254 С.

87. Платон. Государство//Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.З. М.,1994. С.79-420

88. Политико-правовые ценности: история и современность/Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М.,2001. 256 С.

89. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб., 2001. 642 С.

90. Попов А.А. А.И. Кошелев: у истоков либерализма в Рос-сии//Социально-политический журнал.- 1994. №1-2. С.143-156

91. Поппер К.Р. Тоталитаристская справедливость//Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т.1.: Чары Платона. М., 1992. -С.123-159

92. Право. Свобода. Демократия/Материалы "Круглого сто-ла"//Вопросы философии,- 1990. №6. С.3-31

93. Право. Ускорение. Справедливость: Сборник статей/Отв. ред. В.И. Новоселов. Саратов, 1989. 157 С.

94. Проблема ценности в философии/Под ред. А.Г. Харчева и др. М.;Л.,1966. 261 С.

95. Пронин А.А. Культура как основа порядка в современной России и мире//История российской духовности: Материалы 22-й

96. Всероссийской заочной научной конференции/Науч. ред. С Н. Пол-торак. СПб.,2001 .-С.288-294

97. Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и об-новление/Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М.,1996. 89 С.

98. Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси: Лекции по русской истории. Киевская Русь. М.,1993. 440 С.

99. Проблемы социальной справедливости в отраслевых юридических науках/Отв. ред. В.И. Новоселов. Саратов,1988. -136 С.

100. Правовая культура избирателей и организаторов выборов и референдумов. Документы и материалы 1994-2001 гг./Отв. за выпуск О.Б. Беляков. М., 2001. 367 С.

101. Пустарнаков В.Ф. Либерализм в России. Казань,2002. 1961. С.

102. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т.2. Средневековье. СПб.,1994. 368 С.

103. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. -536 С.

104. Россия: вчера, сегодня, завтра. Материалы Международной научной межвузовской заочной конференции/Науч. ред. Н С. Крапивина. М.-СПб.,1998-1999. Вып.1-2. -271 С.

105. Русская философия. Новые исследования и материалы (Проблемы методологии и методики)/Под ред. А.Ф. Замалеева. СПб., 2001. -398 С.

106. Рымашевская Э.Л. Немецко-русский и русско-немецкий словарь. М.,1999. -936 С.

107. Сифурова Л.А., Пахомов Е.Ю. Справедливость в международном праве. М.,2000. 91 С.

108. Слинин Я.А. Этика Иммануила Канта//Кант И. Критика практического разума. СПб.,1995. С.5-52

109. Смирнов А.В. Справедливость (опыт контрастногопонимания)//Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М.,1998. -С.250-295

110. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная филосо-фия//Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т.1. М.,1988. С.47-580

111. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М.,1992. 216 С.

112. Социальная справедливость: пути реализации/Отв. ред. Х.А. Шайхова. Ташкент, 1990. 137 С.

113. Социальное положение и уровень жизни населения России: Статистический сборник/Госкомстат России. М.,2000. 227С.

114. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов/Юсипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX -начало XX века). Приложение. СПб.,1996. С.157-190

115. Справедливость//Большой энциклопедический словарь. М,-СПб.,1997. 1139 С.

116. Справедливость//Краткая философская энциклопедия. М.,1994. С.435

117. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. 824 С.

118. Степанянц М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур//Вопросы философии. -1996.№3. С.143-1 50

119. Стратегии формирования гражданского общества в России. Материалы Второго российского научно-общественного форума "Гражданское общество в России как демократический проект" (2123 февраля 2002 г.)/Под ред. В.Г. Марахова. СПб.,2002,- 303 С.

120. Тихонова Н.Е. Личность, общность, власть в российской социокультурной модели/Юбщественные науки и современность. -2001. С.30-40

121. Трубецкой Е.Н. Всеобщее, прямое, тайное и рав-ное//Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.,1994. С.299-303

122. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968. -124 С.

123. Фельдеши Т. Справедливость и равенство//Моральные ценности и личность/Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М., 1994. С.76-83

124. Философия и ценностные формы сознания/Отв. ред. Б.Т. Григорьян. М.,1978. 348 С.

125. Философия, справедливость и любовь/Беседа с Э. Левина-сом//Философские науки. 1991. №6. - С.128-131

126. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.,1992,- 511 С.

127. Франк С.Л. De prfundis//BexH. Из глубины. Сборник статей о русской революции/Сост. и подготовка текста А.А. Яковлева. М.,1991. С.478-499

128. Франк С.Л. Этика нигилизма//Вехи. Из глубины. Сборник статей о русской революции/Сост. и подготовка текста А.А. Яковлева. М.,1991. С.167-199

129. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб., 2001. 417 С.

130. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью/Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М., 1995. -247 С.

131. Хёффе О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.,1984. 328 С.

132. Цыганков А.П. Между либеральной демократией и сползанием в авторитаризм: предварительные итоги политического развития России 1991-1996 гг.//Социально-политический журнал. -1997. № 1. С.15-37

133. Черников М.В. Философия правды в русской культуре. Воронеж, 2002. 202 С.

134. Черников М.В. Царство и имперство как философемы русского общественного сознания//Русская философия. Новые исследования и материалы (Проблемы методологии и методики)/Под ред. А.Ф. Замалеева. СПб.,2001. С.222-225

135. Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философии естественного права//Вопросы философии. 1990.№6. - С. 132140

136. Шапиро И. Введение в типологию либерализма//Полис. -1994. №3. С.8-11

137. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992. -395 С.

138. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. -448 С.

139. Шохов И.П. Правда о справедливости. М.,1995. -131 С.

140. Юм Д. О справедливости и несправедливости//Юм Д. О человеческой природе. СПб., 2001. С.253-287

141. Юрганов A.JI. Категории русской средневековой культуры. М., 1998. 448 С.

142. Hoffe О. Politische Gerechtigkeit. Grundlegung einer kri-tischen Philosophie von Recht und Staat/ Frankfurt am Main. Sukrkamp, 1987,-319 S.

143. Kelsen H. Allgemeine Staatslehre. Berlin, 1925. 450 S.

144. Rawls J. A Kantian conception of equality // Cambridge Review. 1975. February. - P. 94-95

145. Rawls J. A Theory of justice. The belknap press of Harvard University Press Cambridge, Massachusetts, 1971. 607 P.

146. The Concise Oxford Russian Dictionary / Ed. by C. Howlett. Oxford, 1997. 1007 P.