автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Старчество в условиях культурно-исторических трансформаций православия в России

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Ротач, Наталья Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Старчество в условиях культурно-исторических трансформаций православия в России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Старчество в условиях культурно-исторических трансформаций православия в России"

005008422

Ротач Наталья Сергеевна

Старчество в условиях культурно-исторических трансформаций православия в России (XX в. - начало XXI в.)

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 О ЯН В 20(2

Улан-Удэ 2011

005008422

Диссертация выполнена в Отделе философии, культурологии и религиоведения Учреждения Российской академии наук Института монголоведения, буд-дологии и тибетологии Сибирского отделения РАН

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет»

Защита состоится 25 января 2012 в 10.00. часов на заседании диссертационного совета Д 210.002.02 при ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств» по адресу: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, д. 1. Зал заседаний. /

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств» по адресу: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, д. 1.

Автореферат разослан 23 декабря 2011 г. Ученый секретарь диссер-

Научный руководитель: доктор исторических наук, доцент

Николаев Эдуард Афанасьевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Зомонов Михаил Дармаевич

доктор исторических наук, профессор Цыкунов Григорий Александрович

тационного совета

Николаева Д.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью социокультурного и исторического рассмотрения религиозного опыта в формировании духовно-нравственных основ личности, общества и государства. Вместе с тем воздействие духовно-нравственных факторов на развитие общества, как и актуальность самой постановки вопроса об этом - не осознаны должным образом, как в России, так и за ее пределами.

В современном социальном сознании доминирует убеждение в том, что религия выполняет лишь некую функциональную задачу, которая может быть исчерпана. Однако религиозность имманентна присуща сознанию человека и абсолютно исчезнуть не может. В связи с этим актуальность может заключаться в исследовании качества религиозности, поскольку религия имеет органическую природу (к примеру, православие как внешний атрибут, без осознания глубинной сути традиции; то же самое можно отнести и к другим вероисповеданиям), возможности ее редукции с последующими последствиями. Исследование феномена старчества в генезисе развития православия позволяет рассмотреть ступени роста религиозного сознания российского общества в процессе его культурно-исторической трансформации, выявляет очевидные показатели высоты или падения религиозного, а вместе с ним нравственного состояния личности. Таковыми показателями являются понятия добродетелей и страстей (грехов) человеческих.

Отсюда актуальность темы исследования также связана с необходимостью изучения такого феномена, когда доминанта религиозного опыта в духовно-нравственной сфере, которая не всегда бывает постоянна и очевидна. В такие моменты религиозный опыт в духовно-нравственной сфере проявляется латентно. Это, в особенности, относится, конечно, к советскому периоду истории России. Однако, приспосабливаясь по форме выражения к господствующему идеологическому контексту, в своих корнях, духовно-нравственная сфера общества всегда остается связанной с религиозным опытом народа (применительно к России -это опыт православия) с его фундаментальным самоопределением в нем. Иными словами, религиозный опыт в такие моменты проявляет себя в социальных структурах через архетипы. Проблема кризиса национальной культуры предстает сегодня во множестве ракурсов — и как историко-культурологическая проблема, и как оценка культурфилософской ситуации, что делает необходимым осмысление системы ценностей, составляющих основу духовного бытия человека. Кризисы и катастрофы нынешних дней, поиски путей возрождения России вновь и вновь заставляют нас обращаться к прошлому духовному наследию России. Непреходящее значение в разворачивании этих процессов, их интенсивности отводится духовной и культурной миссии старчества, феномен которого только начинает осмысливаться современной культурологией в единстве всех его составляющих.

Актуальность исследования определяется не только необходимостью обобщить и систематизировать находящийся в поле зрения исследователя эмпирический материал, но и выяснить основные тенденции сложного антиномичного

осмысления русской культурологической мыслью такого духовного феномен как старчество.

Старчество в данном контексте является индикатором, на котором проверя ется качество религиозности в истерии православия в России; проблемы неофит ства и явление «младостарчества», как ступени религиозного и нравственног роста в российском обществе.

Степень изученности темы. Решение задач исследования оказалось воз можным при условии обращения к широкому кругу научной литературы, кото рые группируются по пяти направлениям.

Теоретическую базу исследования составили работы религиозно философского плана, определяющие ментальные характеристики русской куль туры (П. Новгородцев, Н. Лосский, П. Сорокин, Г. Федотов, Н. Бердяев). Основ ные подходы к проблеме были выработаны в работах И. Концевича. Исключи тельное значение Оптиной пустыни в русской духовной культуре XIX века выяв ляет П. Флоренский. С. Хоружий выдвигает концепцию неопатристического син теза, согласно которой любое продвижение культурфилософской мысли в русл православного умозрения требует обращения к святоотеческому преданию. Он есть своего рода общение с отцами церкви, являющими собой духовный автори тет, ориентир и меру. Тезис о том, что смысловое содержание культурно исторического процесса в России включает в себя освоение и проработку Право славия, является фундаментальным основанием данного диссертационного ис следования. Православие как основа социокультурного бытия России анализиру ется в антологии «Православие. Pro et contra». Паломничество по святым местам и посещение старцев как характерные особенности русского православного дух описаны и исследованы С. Весниным (Святогорцем). Особенности русского старчества XIX века (близость к народу, создание духовной литературы, адресованной мирянам, и пр.) систематизированы Е. Зимаковой.

Культурно-исторический аспект формирования старчества рассматривается исследователями в единстве с терминологическим определением данного феномена. С. Соловьев не соотносит старчество с системой церковной иерархии. Для него старцы - это «лучшие праведники, достигшие высокой духовности», а старчество - это «особый вид святости».

С. Смирнов раскрывает сущность старчества через истоки этого явления в практике монастырской жизни: избрание в ски1у или в монастыре опытного в духовно-аскетической жизни инока с целью стать для братии духовным отцом. Г. Флоровский указывает на необходимые особенности личности старца: возможность принимать откровения помыслов, руководство духовными детьми, наделение благодатными дарами (харизмами).

Существующие подходы к определению понятия «старчества» обозначают множественные трактовки сущности явления, констатируют сложность определения его объективных черт. И. Концевич, глубоко изучив вопрос о возникновении и принципах духовного делания, доказывает, что оптинское старчество является продолжателем традиции Афона. Митрополит Трифон (Туркестанов) разрабатывает обзор традиции старчества в истории и христианской культуры и пока-4 '

зывает причины ее расцвета в Оптиной пустыни. В концепции митр. Трифона (Туркестанова) оптинские старцы явили миру пример смирения и христианской любви, достигли духовной свободы.

Взгляд современного православного богословия на проблему человеческой личности в системе ее нравственных добродетелей обобщен в работе архим. Платона (Игумнова). Автор показывает, что человек ориентирован на свое собственное бытие, на этическое отношение к окружающему миру и религиозные взаимоотношения с Богом, что норма, ценность и благо соответствуют трем названным аспектам ориентации личности и являются ступенями восходящего ряда на пути ее богоуподобления и достижения идеальной полноты бытия. М. Новоселов, выделяя три элемента в христианстве (догматический, этический и мистический), показывает, что все они взаимообусловлены и взаимосвязаны, но нравственный элемент в христианской культуре - решающий.

Информационными источниками исследования послужили работы В. Розанова, Л. Шестова, В. Лясковского, Н. Федорова, С. Булгакова, Е.Трубецкого, свящ. Игнатия (Брянчанинова), свящ. Ивана Беллюстин, архим. Федора (А. Буха-рева), Н. Барсова, А. Ельчанинова, Л. Карсавина, Г. Адамовича, В. Иванова, В. Маклакова, М. Бахтина, Д. Мережковского, Е. Поселянина, Ф. Степуна и др. Значительный вклад в исследование проблемы

Материалы и источники исследования.

Изучение святоотеческой нравственной традиции обусловило обращение к духовному наследию святых отцов: Григория Богослова, Иоанна Лествичника, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, Макария Египетского, аввы Дорофея, Исаака Сирина и многих других.

Источники, освещающие жизнь и духовное наследие оптинских старцев представлены их житиями: архим. Агапит (Беловидов) «Жизнеописание Оптин-ского иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» архим. Агапит (Беловидов) «Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеромонаха Амвросия», иеромонах Леонид (Кавелин) «Житие иеромонаха Макария», «Житие иеросхимонаха Льва», «Житие иеросхимонаха Иосифа», «Житие иеросхимонаха Илариона» и другие, а также эпистолярным наследием.

В качестве источниковой базы по Глинской пустыни привлекались труды глинских старцев. Так например, труды игумена Филарета (Данилевского;: Устав Глинской Рождество-Богородицкой пустыни // ЦГИА. Ф. 796. Оп. 102. Л. 936. Также его «Краткое изъяснение о явлении Пустынно-Глинской чудотворной иконы и Краткое описание Глинской пустыни. Записки игумена Филарета 1823 и 1828 гг. Агиографические труды глинских старцев: труды игумена Иассона (Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота // Курские епархиальные ведомости. 1893. № 39. С. 1-8; № 40. С. 9-16; № 41. С. 17-24; 1894. № С. 25-32; № 5. С. 33^40; № 6. С. 41-43; Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота. (С портретом). У Сост. иеромонахом Иассоном. Курск, 1894; Краткое сказание о жизни монаха Досифея / Сост. иеромонах Иассон // Курские епархиальные ведомости. 1894. № 7.

Существует также многочисленное эпистолярное наследие глинских старцев, опубликованных и введенных в научный оборот выдающимся богословом и старцем глинской пустыни схиархимандритом Иоанном (Масловым). Наиболее полное исследование об истории глинской пустыни «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в ХУ1-ХХ веках», изданная в 1994г. Обстоятельное историко-богословское исследование по истории Глинской пустыни, предпринятое автором на основе кропотливого изучения российских архивов и других археографических и литературных источников, а также личных воспоминаний. В его других многочисленных трудах, изданных его племянником, известным ученым и общественным деятелем Н.В. Масловым, дается развернутая картина богословских взглядов глинских старцев, их неразрывное единство со святоотеческим преданием.

Объект исследования - феномен старчества в русском православии.

Предмет исследования - старчество в формировании духовно-нравственной культуры русского православия.

Цель исследования - на примере анализа духовного опыта старчества как феномена русской духовной культуры, формирующего ее мировоззренческий и поведенческий контексты, выявить основные доминанты его влияния на развитие отечественной культуры XX века, пути развития духовно-нравственных основ православия в контексте контроверзы старчества - хранителя христианской традиции и младостарчества - как проявления неофитства и редукции религиозного сознания.

В процессе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Постановка цели определила необходимость решения следующих задач:

- выяснение сущностных характеристик феномена старчества в единстве его культурно-исторического и религиозно-философского генезиса и контекста;

- реконструкцию мировоззренческого и поведенческого комплекса глинского и оптинского старчества на материале житийной, мемуарной, эпистолярной и иной литературы;

- анализ процесса вхождения православной культурной традиции, носителями которой были оптинские и глинские старцы, в русскую культурфилософ-скую и нравственно-этическую мысль XX века;

- интерпретацию с точки зрения евангельской, святоотеческой и старческой традиций ведущих христианских ценностей: смирения, любви и свободы, ставших центром культурной рефлексии православия, в многообразии их проявления в наследии самих старцев XX века, как продолжателей уникальной традиции.

- проблема старчества и младостарчества; рост качества религиозного сознания и неофитство как редукция.

Хронологические рамки - XX в. - начало XXI в. Указанный отрезок времени позволяет раскрыть генезис и трансформацию православия как института религии в советское атеистическое и постсоветское время как новое усвоение религиозной традиции.

Методология исследования обусловлена его предметом и целью, предполагающими выявление религиозно-философских оснований духовного совершен-6

ствования как ведущей парадигмы культурного сознания православия XX - начала XXI века. В работе используются методы сравнительно-сопоставительного анализа культурных текстов, теории толкования текстов культуры и словесных текстов. В основу диссертации положен целостно-системный подход к изучению культурной преемственности с учетом сравнительно-типологического, историко-генетического и текстологического методов исследования. Теоретическую базу исследования составляет комплекс социокультурологических философских, исторических, психологических, а также богословских принципов православия. В исследовании также использован системный подход для раскрытия соотношения религиозного и нравственного сознания, и их' проявлений в социальных структурах, роли религиозного сознания в социальной системе в целом. При анализе опыта христианства в формировании духовно-нравственных основ использовав феноменологический подход, позволяющий говорить не об изменении сущности явления, а о проявлении некоторых латентных черт данного феномена. Источниками исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам духовной культуры общества и ее связи с религиозным опытом. В работе также использован опыт святоотеческой традиции, касающийся осмысления духовной сущности человека.

Научная новизна результатов исследовании. Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном исследовании поставленной проблемы, предполагающее освещение разных граней освоения духовного опыта глинскими старцами как продолжателями традиций оптинских и других старцев в духовном сознании XX века как проявления процесса самопознания личности.

- выявлены религиозно-философские основания духовного совершенствования как ведущей парадигмы культурного сознания православия XX - начала XXI века;

- выявлены основные концептуальные подходы к рассмотрению религиозности в православии через призму феномена старчества в гуманитарной науке;

- раскрыты и обоснованны особенности сущностных характеристик феномена старчества в единстве его культурно-исторического и религиозно* философского генезиса и контекста;

- произведена реконструкция мировоззренческого и поведенческого комплекса глинского и оптинского старчества на материале житийной, мемуарной, эпистолярной и иной литературы;

- проанализирован процесс вхождения православной культурной традиции, носителями которой были оптинские и глинские старцы, в русскую культурфило-софскую и нравственно-этическую мысль XX века;

- интерпретированы с точки зрения евангельской, святоотеческой и старческой традиций главные христианские ценности: смирения, любви и свободы, ставших центром культурной рефлексии православия, в многообразии их проявления в наследии самих старцев XX века, как продолжателей уникальной традиции.

- выявлена проблема старчества и младостарчества; рост качества религиозного сознания и неофитство как редукция.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена:

дальнейшей разработкой проблем, связанных с процессами преемственности в духовной культуре и взаимодействием сфер культурного сознания;

- в расширении и уточнении категориального аппарата применительно к онтологическим аспектам культурной целостности феномена старчества, его культуросозидательной роли;

- применением новых принципов теоретического осмысления проблемы целостности и синтеза в отечественной культуре XX века.

Практическая значимость заключается в следующем:

- на основе разработанных принципов возможно проведение аналогичных научных исследований других персоналий отечественной культуры;

- работа может представлять интерес для теоретиков и историков русской и мировой культуры и литературы;

- материалы диссертации могут быть использованы в практике преподавания курсов истории русской культуры и литературы, религоредения, истории философии, культурной антропологии, этики, отечественной истории.

Основные положения, выносимые на защиту

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущностные характеристики старчества как уникального феномена культуры, проявившиеся в «экзистенциальном», традиционности, соборности, открытости миру, духовно-практической направленности, определили доминантные черты русской культуры XX века, которые выразились в обращении к духовным ценностям святоотеческой культурной традиции.

2. Доминантные духовно-нравственные ценности смирение, любовь и свобода явились основополагающими категориями в процессе преемственности трех линий культуры (святоотеческой, старческой и светской), реализуясь в своем проявлении многоаспектности и диалогичности.

3. Проблемное поле, созданное культурой XIX века, объединившее между собой всех современников общим духовным опытом, транслировалось через различные каналы в том числе через религиозный опыт отношения к социальным вопросам в XX век и далее в XXI в.

4. Творчество таких русских мыслителей, как А.Ф.Лосев, С.С.Аверинцев, М.М.Бахтин, являясь сферой реализации самопознания личности, отразило процесс сохранения в русской культуре XX века православной культурной традиции, носителями которой были глинские старцы. При этом в каждом случае рефлексия и культурное осмысление этой традиции осуществлялись своим особым путем, формировали оригинальную мировоззренческую систему, определяя ее место в процессе национальной самоидентификации русской культуры.

5. Религия понимается не как внутренняя убежденность и вера, а как религия потребления, отсюда двоеверие или даже многоверие. / .'

6. Отказ от традиционной религиозности приводит к смене религиозной культуры, приходом новых религиозных движений, опасность деятельности которых, заключается прежде всего в попытке смены религиозной культуры (это

характерно не только для нашей страны), а через нее смены всей культурно-исторической парадигмы общества.

Апробация работы. Результаты исследования отражены в 7 публикациях общим объемом около 1.5 п. л. Основные положения диссертации были апробированы автором в ходе выступлений на научных конференциях в Бурятском государственном университете, Братском государственном университете, других конференциях.

Отдельные главы и диссертация в целом обсуждались на отделе философии, культурологи и религиоведения ИМБТ СО РАН.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка литературы. Объем работы -191 страниц, библиографический список включает 306 наименования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность исследования, раскрывается, степень изученности проблемы, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, научная новизна, теоретико-методо-логическая основа, источниковая база, научно-практическое значение и структура диссертации, изложена апробация работы.

Первая глава «Методологические предпосылки изучения старчества».

В первом параграфе «Генезис и историко-культурный контекст становления феномена старчества в формировании духовно- нравственных основ личности» проанализированы и обобщены теоретические культурно-исторические, социально-философские и богословские подходы, концепции в исследовании ре- • лигиозности, обобщены важные для этого исследования признаки. Прежде всего, исследован вопрос о положении старчества вообще и русского старчества в частности

Установлено, что смысл и образы старческого руководства в обыденном^ церковном сознании в наше время крайне размыты, и это снова открывает воз-' можность спекулировать на них.

В работе подчеркивается, что основными составляющими этого феномена являются: религиозное мировоззрение и самосознание, религиозные нормы и. ценности, религиозный опыт, религиозные традиции, религиозный язык и символы, религиозная практика и религиозные отношения.

Попытки дать точное определение сути старческого руководства были предприняты уже в XX веке авторами, работавшими в эмиграции, особенно -И.К. Смоличем и И.М. Концевичем. Их заслуга состояла, прежде всего, с том, что они начали рассматривать старчество в более широком контексте православной аскетики. Наиболее точное определение старчеств дает киевский богослов В.И. Экземплярский, который уловил важную деталь в облике старца, не отмечавшуюся другими авторами: старец - далеко не обязательно чудотворец и прозорливец, более того, чтобы достойно выполнять свой долг перед послушником, ста-

9

рец не обязательно должен быть человеком, достигшим бесстрастия. Более важ но, чтобы он был опытен в борьбе со страстями, которыми пленен его послушник. Таким образом, опытность в борьбе с грехом, в борьбе со страстями, пони мание последовательности и закономерностей духовного восхождения - ключе вая характеристика старца. Она же указывает на главную его функцию как по мощника в духовной жизни, проводника по основным ее этапам. Старец не opa кул, и дар прозорливости вовсе не обязателен для подлинного руководителя. Ис ходя из этого, можно дать рассматриваемому явлению такое определение: стар чество - это православная аскетическая практика, заключающаяся в обращени новоначального инока к духовному руководству более опытного подвижника Под аскетическими практиками при этом понимаются конкретные виды духов ных деяний, ведущих христианина к соединению с Богом. Среди христиански аскетических практик можно назвать молитву (частную и литургическую), ду ховное окормление (старчество), молитвенное чтение Священного Писания и пи саний святых отцов, внешние подвиги (пост, бдение, поклоны, ношение вериг так далее). Для церковного Предания не характерна абсолютизация какой-то од ной из этих практик, они воспринимаются как орудия духовной брани, средств для достижения конечной цели - спасения. Старческое окормление - одна из та ких аскетических практик, один из путей духовного трезвения.

Таким образом, подлинный старец - это, прежде всего, опытный духовньи руководитель, лично прошедший по пути духовного восхождения и способны поделиться этим опытом с другими. Если старец удовлетворяет этому, главном условию, то в принципе нет и не может быть никаких других формальных, внеш них требований, которые могли бы быть предъявлены к нему. Среди старцев мо гут быть; мужчины и женщины, монахи и миряне, священники и люди, не обле ченные саном, подвижники преклонного возраста и сравнительно молодые. Ка элемент христианского аскетизма духовное руководство принципиально не свя зано ни с иерархическим, ни с проповедническим служением (и, в частности, по тому открыто и для женщин), ни даже с монашеским образом жизни. Оно, как другие аскетические практики, открыто для всех подвизающихся

Также не закрыта для мирян и возможность быть верными послушниками опытными руководителями. Поэтому для характеристики старчества описани подлинного ученика и его действий не менее важно, чем описание истинног старца. Однако прежде чем подойти к рассмотрению «искусства святости», п слову Епископа Варнавы (Беляева), представляется важным рассмотреть катего рии «духовность», «духовная культура» в историко-культурологическом аспект В параграфе выявляются особенности соотношения релиЬюзного и нравственно го сознания, аргументируется необходимость включения данного подхода в про цесс культурно-исторического ,и социально-философского исследования лично сти, общества и государства.

Во втором параграфе «Трактовка понятия «духовная культура» и «духо-ность» в отечественной науке и святоотеческой .традиции» рассматривании: категории духовная культура и духовность. Автор отмечает, что разные исследо ватели понимают их по разному 10

Этим понятиям авторы, во-первых, придают высший смысл, который как бы должен быть понят каждым сразу, без всяких пояснений. Во-вторых, анализ их употребления свидетельствует, что разные авторы сами понимают их далеко не одинаково. Обращение к научной литературе советского периода позволяет видеть, что и тогда эти понятия не были четко определены, - их поверхностно трактовали, как аналитические категории, хотя достаточно часто употребляли в научном и пропагандистском обиходе.

При анализе литературы, касающихся этих категорий, автор отмечает, что разные исследователи понимают их далеко не одинаково.

Вплоть до конца 80-х годов XIX в. понятие «духовность» не было представлено в научно-философской справочной литературе, хотя и встречалось в текстах, связанных с изучением внутреннего мира человека, с анализом искусства и т.п. Между тем, как отмечает автор, в современных западных работах об обществе и культуре почти не прибегают к понятию «духовная культура» а термин «духовность» обычно используется в мировой литературе религиозно-философского содержания.

Подчеркивается, что поскольку понятия «духовная культура», «духовность» продолжают широко применяться в отечественной науке и философии, то это свидетельствует о том, что они остаются живыми, востребуемыми категориями анализа. Однако их смысловой объем, аналитический тезаурус не определены; понятия расходятся по своему содержанию в трактовке разных авторов прошлого и настоящего, а, следовательно, и в представлении массового общественного сознания.

В данном разделе автор ставит цель сделать шаг в преодолении этой неопределенности, что достигается через выяснение генезиса их использования, сопоставление их трактовки и понимания в разные периоды истории отечественной научно-философской мысли, а также путем сравнения

с аппаратом западноевропейского философского и культурологического анализа и несомненной их связи с опытом христианства в контексте русской истории и святоотеческой традиции.

Автор отмечает, что при своем зарождении понятие «духовная культура» тесно соотносилось с представлением о материальной культуре. Такое понимание духовной культуры пришло в отечественную практику из немецкой научной литературы XIX в. Среди английских и французских этнографов-эволюционистов того периода сходное деление на материальную и умственную (связанную с сознанием, умом) культуру также было распространено. Рассматривая дореволюционный период, автор приходит к выводу, что именно тогда в философской и социально-исторической науке закрепилось название «духовная культура». Это можно объяснить, в частности, глубокой укорененностью в жизни русских людей традиционных представлений о духе как о нематериальной сущности мира, восходящей к Богу, и о душе человека, которая выступает индивидуальным проявлением духа. От слов «дух», «душа» в это время образуется множество понятий, причастных и к церковно-религиозной жизни, и к внутреннему миру человека. В. Даль, объясняя в своем словаре слово «дух», пишет о его широком распро-

11

странении не только в церковно-религнозной практике, но и в разговорном языке («как на духу», «испустил дух» и др.).

Автор приходит к выводу, что для русской научно-философской мысли были характерны особенности понимания духовной культуры, выделяющие ее позицию на фоне научного анализа феноменов сознания западной мыслью.

В работе отмечено, что в тех культурах и религиозных традициях, где Высшая реальность (Бог, Брахман и т. д.) есть воплощение Духа и где Бог мыслится как абсолютное Добро, Свет, Любовь, Свобода, природа понятия «духовность» более тесно, чем понятия «духовная культура», связана с религиозно-церковной жизнью, с некоторыми формами мистики и таинств. Духовность (от фр. Spiritualité) - особое душевно-интеллектуальное состояние отдельного человека или больших групп людей, связанное с устремленностью к познанию, желанию почувствовать и отождествить себя с высшей действительностью, которая неотделима от всего сущего, в том числе и от самого человека. Однако это постижение человеком затруднено по причине несовершенства его природы. Вместе с тем предполагается, что такое постижение принципиально возможно, ибо между высшей реальностью и человеком имеется связующее общее начало.

При всей несомненной важности исследования этих категорий с позиций научно - философского анализа, автор указывает, что рассмотрение будет неполным, без обращения к опыту святоотеческой традиции и ее методологии в раскрытии сути духовного. Несомненно, что понятие «духовное» можно познать через категорию личность. Среди многочисленных теорий личности претендующих на целостное понимип^е и чувствование человека, христианская антропология занимает особое место. Для России ее понимание человека не только традиционно, но и органично, оно соответствует нашему культурному архетипу, особенностям русского менталитета и всему строю нашего общественного бытия.

Автор приводит слова Апостола Павла: Целый Человек - это Дух, Душа и Тело, которые являются определяющими в раскрытии категории «духовность». Такой взгляд получил в христианской антропологии название трихотомии (т.е. трехсоставный). Новозаветный человек - это человек духовный. Поэтому когда в Евангелии или творениях Отцов Церкви (Авва Дорофей, Никодим Святогорец и т. д.) говорится о душе и зеле, то, как правило, имеется в виду не состав человека, а два мира: духовный и материальный. Они составляют пару, к онтологическим началам мира: небу и земле, к нравственным: добру и злу и пр. Поэтому автору представляется правильным актуализация понятия духовность с позиции христианского понимания, как источника этой категории.

Христианская триада «тело - душа - дух» сменяется секуляризованной диадой «биологическое - социальное», в результате чего человек лишается своей метафизической, трансцендентной составляющей. Автор подчеркивает, что термин аскетизм, принятый а христианской традиции, следует понимать как некий идеальный ориентир, предполагающий духовный самоконтроль.

В заключение параграфа делается вывод: на пересечении социокультурных и когнитивных процессов откристаллизируется и новое понимание духовности Не утрачивая тех результатов, которые были достигнуты отечественной аналити-12

кой в прошлом в рамках светского научного исследования, не следует забывать и опыт христианского постижения личности и бытия, методологическим вопросам изучения понятия «духовная культура» и «духовность».

В третьем параграфе «Христианство и генезис духовно -нравственных основ личности» выявляются особенности соотношения религиозного и нравственного сознания, аргументируется необходимость включения данного подхода в процесс социально-философского исследования личности, общества и государства.

Анализируя многочисленные трактовки понятий «религия», «религиозное», и пытаясь выявить в чем заключается их существенное содержание, автор приходит к выводу, что большинство исследователей религии рассматривают ее как некий феномен, который когда-то'возник и должен исчезнуть, как выполнивший некую функциональную задачу для человечества. По мнению автора это не так, поскольку религиозное сознание является инвариантной в структуре человеческого сознания. Иными словами, конкретная религиозная традиция может исчезнуть, но религиозность всегда присуща человеку. Это утверждение автор выводит из анализа трудов выдающихся исследователей в области психологии религии, религиоведения и философии (К. Г. Юнг, М. Элиаде, В. И. Несмелб», А. Ф. Лосев и др.).

Понятие «нравственное сознание» возникает у человека из идеальной природы его личности. Оно связано не с идеей блага жизни, а с понятием об истйне жизни, поскольку существо нравственного сознания в том и заключается, что физические побуждения воли считаются не соответствующими действительной природе человеческой личности. В то же самое время идеальные побуждения воли признаются за выражение подлинной природы личности. Независимо от религиозного сознания нравственный закон лишается смыла и содержания. Нравственность не создает религию, а только осуществляет ее, религия же прямо определяет собою все нравственное содержание.

Обращаясь к понятиям «мораль», «нравственность», «этика» автор не выходит за рамки академических опытов (Р.Г. Апресян, A.A. Гусейнов и др.) и употребляет их как синонимы, но при этом делает замечание о том, что нравственность более тонкая и детальная регуляция, которая распространяется на любой момент поведения индивида.

Касаясь вопроса генезиса западной религиозной традиции и смены духовно-нравственного идеала, автор видит причину этого в отходе от христианских начал, которые заложены, прежде всего, в догматике. Речь идет о католическом учении о филиокве, благодаря которой нарушена равночестность трех Лиц Троицы и где Святой Дух максимально приближен к человеку. Согласно А. Ф. Лосеву именно здесь находится причина максимальной обращенности католичества к тварному миру, к материи. Третья ипостась приближена к материальности, мыслится как фактическое качество и действие в реальности, и потому в условиях внутреннего агностицизма и рационализма по отношению к первым двум ипостасям католичество закономерно стало базироваться на эмпирически - фактической действительности. Отмечая смену нравственного идеала в западной религиозной традиции в сторону социального, автор не ставит цель критики этого факта

13

или осуждения, а желает лишь вскрыть, во - первых, механизм генезиса соотношения религиозного и нравственного сознания, а, во- вторых, показать отличия, возникающие в связи с этим от православной традиции.

В работе подчеркивается, что современное состояние религиозного сознания в российском обществе характеризуется тем, что оно не отрефлексировано, не актуализировано, отсутствует глобальная религиозная установка. Вследствие этого отсутствует удовлетворительное религиозное обоснование нравственности, которое воспринимается юридически, внешне.

Однако автор считает, что процесс секуляризации привел к утрате высокого религиозного сознания и культуры, но не искоренил религию как таковую, а лишь ее редуцировал. Так, например, в последнее время в России отмечается необычайно большая тяга к оккультизму во всех его проявлениях (магия, колдовство, экстрасенсорика, уфология и т. д.). Следствие этого -подавление личности и управление сознанием людей, превращение человека в биоробота, грубое нарушение экологии духа, разрушение семьи, бездуховный образ жизни, резкое увеличение суицида, душевных заболеваний, активное созидание новой религии, основанной на сатанизме.

Завершая параграф, автор считает, что главной задачей стоящей перед обществом и государством является сохранение своих базисных ценностей, духовно-нравственных идеалов.

Во второй главе «Старчество в духовно-нравственной культуре современной России» подчеркивается непрерывность старческой традиции через историю Глинской пустыни и личности её старцев. Рассмотрены основы становления личности в практике глинских и оптинских старцев сквозь призму ценностей и добродетелей. Также проанализированы явления старчества рт младостарчества как проблемы религиозного фундаментализма и неофитства в Современном православии

В первом параграфе «Старчество Глинской пустыни: история, личности» осуществляется анализ творчества Глинских старцев, как образец великого духовного благочестия, примером высоты христианской нравственности.

Глинские старцы продолжали древнюю афонскую традицию именно монашеского старчества как наставления в Иисусовой молитве й иных высоких областях духовной жизни.

Глинское старчество обладает «внутренней» направленностью, что объясняет сравнительно небольшой объем письменного наследия Глинского старчества, при весьма большом количестве преуспевших учеников, научаемых лично и устно. В Глинской пустыни в полном смысле этого слова! существовало старческое «предание» - в смысле опытной священной традиции, передаваемой от сердца к сердцу.

Специфические черты старческого окормления в деятельности глинских старцев: а) откровение помыслов ученика старцу происходило в форме духовной беседы, тщательного и подробного анализа мыслей, чувств и душевных состояний. Если священник во время исповеди разрешает от уже совершенных грехов, то откровение помыслов старцу предупреждает ученика от будущих грехопаде-14

ний, искореняя грех в самом зародыше, чтобы он из мысли не перешел в дело; б) внимание (трезвение, хранение ума) - одно из основных средств борьбы с греховными помыслами. Глинские старцы часто призывали «Будь внимателен». Игумен Филарет писал: «Хранение ума - паче дел»; в) хранение чувств, которые помогут стать провидниками греховных помыслов, непрерывный самоконтроль -внутренняя самособранность; г) безусловное послушание ученика старцу, отказ от своего мнения.

Во втором параграфе «Основы становления личности в практике глинских и оптинских старцев: ценности, добродетели» осуществляется анализ роли и места старчества в культурном процессе России XX в. - начало XXI в., влияние старцев на духовную культуру России.

В настоящее время можно выделить наиболее важные направления исследования становления личности в практике старцев: нравственно-богословское, богословское, этическое, культурологическое, историко-культурное, аксиологическое.

Феномен старчества с трудом поддается рациональному описанию. Старцы стремились осмыслить бытие человека, нравственные нормы и правила существования людей в мире. Содержание их мировоззрения составляли такие духовные ценности, как смирение, любовь, свобода и др.

Выявлено, что в системе ценностных ориентаций преобладающее значение имеет установка личности на реализацию смысла существования. Личность не может развиваться только лишь в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает ориентацию потребностей на созидание. Предпосылкой этического направления исследования феномена старчества является тезис о двух основных элементах существования человека: мировоззрения и реальной жизни. Мировоззрение определяется воспитанием, образованием, т.е. интеллектуальным, нравственным и религиозным формированием личности; реальная жизнь определяется умением поступать в соответствии и в согласии с духовными убеждениями.

Старцы - это люди, которые стремились к высокому духовно-нравственному подвигу, полностью отрекались от мира и уходили в скит, где вели строгую подвижническую жизнь в уединении, безмолвии, молитве. В своем подвиге, достигнув совершенства - становились проводниками воли Бога, наставниками и руководителями людей в духовной и нравственной жизни. Старчество - это не иерархическая степень в Церкви. Старчество - это, с одной стороны, «праведники», лучшие монахи, достигшие высокой духовности, а с другой - это особый тип святости.

Все христианство в целом, а не только старчество, следует понимать как особый мир, где духовное неотделимо от земного, как тайну жизни, открывающуюся верующему по мере вхождения в эту жизнь. В христианском учении о смирении можно выделить три аспекта: аскетический, этический и духовный.

В христианском миросозерцании, как в евангельских, так и святоотеческих текстах, человеку открывается идеал добродетелей с особенным указанием на нравственно-аскетический подвиг, на любовь, смирение и самоотречение. Именно эти духовно-нравственные ценности явились доминантными смыслами в

процессе преемственности культуры, многоаспектно и диалогично реализовались в мировоззрении и жизненной практике старцев Оптиной и Глинской пустыни.

Старческая духовная традиция стремилась быть близкой к своему первоисточнику святоотеческой традиции, исхазму. Стремление к святости и спасению через обожение имели целью великие подвижники Оптиной и Глинской пустыни, которые с особой настойчивостью призывали своих духовных детей осваивать святоотеческое наследие. Поэтому главная особенность русского религиозного сознания, носителями которого были оптинские и глинские старцы, заключается в том, что оно сохранило дух христианского учения в первоначальной чистоте. Непрерывность традиции, а также способность инкорпорироваться в социокультурную ткань общества в изменяющихся условиях общества позволяет говорить о старчестве как о великой силе «духовного сцепления» народа, которая сплотила вокруг себя множество людей, начиная с простолюдина и заканчивая великими мыслителями XIX века, а позднее - в эпоху тотального атеизма - быть окорми-тельницей, надеждой и опорой, для миллионов граждан России, как немеркнущий идеал православия и высокой нравственности.

В третьем параграфе «Старчество и младостарчество: проблемы религиозного фундаментализма и неофитства в современная православии» осуществляется анализ исследований феномена старчества в православной культуре, как культурно-исторического феномена.

Культурологический анализ феномена старчества опирается на сопоставление евангельской, святоотеческой и старческой традиций в трактовке человеческой личности, системы ее добродетелей, актуальных в контексте христианской культуры, - смирения, любви, свободы.

Тема старчества, исихазма приобретает в современном дискурсе российских социальных наук и богословия большое значение. Причины интереса к этому явлению разнообразны. На наш взгляд, особый акцент этой теме придает переживаемый Россией сегодняшний контекст её духовного, религиозного развития и состояние религиозного опыта. С одной стороны желание быстрее освоить традицию, желательно через чудеса, а с другой трудное освоение святоотеческой культуры через просвещение и обожение.

Анализ процессов, протекающих в религиозной сфере, позволил утверждать правильность общепринятого взгляда: русское старчество - в самом деле, явление иного рода, нежели древнее старчество. Последнее, по нашим выводам, есть внутренний институт исихастской традиции: механизм, обеспечивающий ее самовоспроизводство, или же трансляцию во времени

Русское старчество - институт, принадлежащий к сфере отношений традиции с окружающим внешним миром, социумом. Этот институт уже отнюдь не универсален, но составляет особенность русского исихазма; можно сказать, что в его рождении проявились глубоко характерные черты русского религиозного сознания (в известной мере, служение, подобное русскому старчеству, стало распространяться, в особенности в XX в., и в других православных странах; весьма вероятно, феномен русского старчества оказал и оказывает влияние на этот процесс). Отличие старца от священника - прежде всего, в непременном обладании 16

личным (а не только делегированным Церковью) моральным и духовным авторитетом, личной харизмой: духовными дарами, претворенными в духовную высоту, в опыт личного приобщения Божественной реальности.

В целом предпринятый анализ показал, что в силу своей значимости старчество является важной составляющей русской православной культуры. Русское старчество выработало определенные методы воздействия на духовное развитие человека. Функция или назначение института старчества может рассматриваться, как трансляция, передача традиции, поскольку в нем традиция раскрывает и передает миру свои принципы и нормы, жизненные и духовные установки. Характер обращения к феномену старчества связан с потребностью поиска новых смыслов жизни в ситуации социальной аномии. Посредством духовного руководства старцев передается опыт преображения человека, онтологическое изменение «духовного возрастания», являющееся актом соучастия в культурном строительстве, В основе радикального переустройства внутренней реальности человека лежит непосредственное деятельное общение, в котором происходит усвоение духовного опыта старца, основанном на традиции христианского служения через овладение и воспроизведение формы подвижничества.

В Заключении определены основные итоги исследования и его результаты. Научное изучение феномена старчества является одним из способов и показателей качественных изменений православного религиозного сознания и поведения, способствует формированию картины духовных запросов и представлений православных христиан в в условиях трансформации российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Список основных публикаций по теме исследования

Статьи в рецензируемых изданиях:

1. Ротач Н.С. Социокультурные аспекты феномена старчества и старческого служениям (статья) // Власть. - 2010 - №7. - С. 140-143. (Соавтор Николаев Э.А.)

2. Ротач Н.С. Старчество и младостарчество: проблемы неофитства и фундаментализма в современном православии // Электронный научный журнал Известия ИГЭА (БГУЭП). - 2011 - № 6.

Статьи в других научных изданиях:

3. Ротач Н.С. Религия и формирование духовно-нравственных основ личности в России (ретроспективный взгляд) (статья) // Труды Братского государственного университета: Сер. Ротач Н.С. Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов: в 2 т. - Братск: Изд-во ГОУ ВПО «БрГУ», 2009 Т.2.- С. 316-324.

4. Ротач Н.С. Религия и формирование духовно-нравственных основ личности в России (ретроспективный взгляд) (тезисы) // Гуманитарные и социальные проблемы развития Сибири: Материалы VIII межвузовской научной конференции. 20-24 апреля 2009 года. - Братск: Изд-во ГОУ ВПО «БрГУ», 2009. - С. 56.

5. Ротач Н.С. Русская церковь и русская интеллигенция: пути взаимодействия (статья) // Труды Братского государственного университета: Сер. Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири. - Братск: Изд-во ГОУ ВПО «БрГУ», 2010. - С. 231-239.

6. Ротач Н.-С. Концепт интеллигенции в культуре и христианстве (статья) // Интеллигенция в изменяющемся мире: социальный статус, облик, ценности, сценарии развития: материалы VIII Международной научной конференции (Байкальская встреча) (15-18 июня 2010 г.): - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. - С. 437 - 485. (Соавтор Николаев Э.А.)

7. Ротач Н.С. Формирование духовно-нравственных основ личности в (христианские добродетели) (статья) // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - Братск: Изд-во ГОУ ВПО «БрГУ», 2010. - №1. - С. 139-145.

Подписано в печать 25.11.2011 Формат 60 х 84 ^

Печать трафаретная. Уч.-издл.1,25. Усл.печ.л.1,25. Тираж 100 экз. Заказ 632

Отпечатано в авторской редакции в издательстве ФГБОУ ВПО «БрГУ» 665709, Братск, ул. Макаренко, 40

 

Текст диссертации на тему "Старчество в условиях культурно-исторических трансформаций православия в России"

61 12-7/324

На правах рукописи

ГОУ ВПО Братский государственный университет

Ротач Наталья Сергеевна

Старчество в условиях культурно-исторических трансформаций православия в России (XX в - начало XXI в.)

24.00.01 - теория и история культуры

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -доктор исторических наук, доцент Э.А. Николаев

Улан - Удэ, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение Глава 1.

1.2 1.2

2.3

Глава 2. 2.1 2.2

2.3

Заключение

Методологические предпосылки

изучения старчества

Генезис и историко-культурный контекст становления феномена старчества в формировании духовно-нравственных основ личности

Трактовка понятия «духовная культура» и «духовность» в отечественной науке и святоотеческой традиции

Христианство и генезис духовно-нравственных основ личности

Старчество в духовно-нравственной культуре современной России

Старчество Глинской пустыни: история, личности

Основы становления личности в практике глинских и оптинских старцев: ценности, добродетели

Старчество и младостарчество: проблемы религиозного фундаментализма и неофитства в современном православии

36

50

78

94

136

166

Литература и источники

170

Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью социокультурного и исторического рассмотрения религиозного опыта в формировании духовно-нравственных основ личности, общества и государства. Вместе с тем воздействие духовно-нравственных факторов на развитие общества, как и актуальность самой постановки вопроса об этом, не осознаны должным образом как в самой России, так и за ее пределами. В одной из последних моделей Римского клуба в качестве основных неотложных задач, стоящих перед современным человечеством, указываются следующие: демографическая, экономическая, продовольственная и энергетическая.1 Эти задачи не претерпели существенных изменений и к настоящему времени. Однако следует отметить, что ни одна из них не может получить сколько-нибудь удовлетворительного решения без повышения в обществе уровня нравственности и духовности. При этом существуют, строго говоря, два подхода к раскрытию их содержания и назначения. Первый - это светский, научный; второй -религиозный. Между тем синтез данных направлений, предложенный в качестве базисного, может произойти только на основе системного подхода. Не отождествляя науку и веру, мы в то же время не противопоставляем их друг другу. Проблема лежит в плоскости творческого переосмысления христианских категорий и включения их в научный аппарат.

В современном социальном сознании доминирует убеждение в том, что религия выполняет лишь некую функциональную задачу, которая может быть исчерпана. Однако, на наш взгляд, религиозность имманентна сознанию человека и абсолютно исчезнуть не может. В связи с этим актуальность может заключаться в исследовании качества религиозности, поскольку религия имеет органическую природу (к примеру, православие как внешний атрибут, без осознания глубинной сути традиции; то же самое можно отнести

1 Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. — М., 1991.

и к другим вероисповеданиям), возможности ее редукции с дальнейшими последствиями.

Отсюда актуальность темы исследования также связана с необходимостью изучения такого феномена, как доминанта религиозного опыта в духовно-нравственной сфере, которая не всегда бывает постоянна и очевидна. В такие моменты религиозныи опыт в духовно — нравственной сфере проявляется латентно. Это особенно относится, конечно, к советскому периоду истории России. Однако, приспосабливаясь по форме выражения к господствующему идеологическому контексту, в своих корнях духовно-нравственная сфера общества всегда остается связанной с религиозным опытом народа (применительно к России - это опыт православия), с его фундаментальным самоопределением в нем. Иными словами, религиозный опыт в такие моменты проявляет себя в социальных структурах через архетипы. Проблема кризиса национальной культуры предстает сегодня во множестве ракурсов: и как историко-культурологическая проблема, и как оценка культуро-философской ситуации, что делает необходимым осмысление системы ценностей, составляющих основу духовного бытия человека. Кризисы и катастрофы нынешних дней, поиски путей возрождения России вновь и вновь заставляют нас обращаться к духовному наследию России XIX века, когда предельно поляризованное поле русской культуры явило собой новый социокультурный феномен, в котором стремление к единству, синтезу форм духовного сознания обрело характер напряженных поисков, духовных и художественных открытий, пророчеств. Непреходящее значение в разворачивании этих процессов, их интенсивности отводится духовной и культурной миссии старчества, феномен которого только начинает осмысливаться современной культурологией в единстве всех его составляющих.

Актуальность исследования определяется необходимостью не только обобщить и систематизировать находящийся в поле зрения исследователя эмпирический материал, но и выяснить основные тенденции сложного

антиномичного осмысления русской культурологической мыслью такого духовного феномена, как старчество. Святоотеческая литература была главным питательным источником русской культуры, её влияние отчетливо ощущается также и в современной религиозной и социальной жизни. Задаваемый святоотеческим наследием духовный уровень бытия человека и общества Древней Руси противостоял низведению человека к натуралистическим проявлениям, наполняя душу возвышенным содержанием. Распространение на Руси идей патристики создавало прочную опору для наращивания духовно-культурного потенциала. Русская православная культура сделала монашеский идеал центром всей своей жизни и самосознания. Русское монашество выставило из своей среды сонм подвижников, полнее других осуществивших идеалы своего знания. Старчество, как явление общерусское, которое со всем основанием относят к числу наиболее характерных и специфических отличий русского православия, почти с самого начала своего существования вступило на самостоятельный путь. Старец имел в православной аскетике исключительное значение, хотя разные обстоятельства в истории православного монашества могли заслонять или искажать эту фигуру, Предание во все времена упорно напоминало об ее особой роли. В старчестве реализовался персонализм православной аскетики.

Полнота культурной жизни современной России немыслима без учета религиозно-нравственных ценностей. И в связи с особенностями русской истории ХХ-ХХ1 вв. духовные преобразования связываются сегодня не столько с очередным интеллектуальным «обновлением», сколько с обращением к забытым ценностям и традициям. В святоотеческом Предании, в русской религиозной философии, для которой нравственные вопросы всегда были особенно значимы, мы можем найти опору в подходе к решению проблем жизни и смерти, здоровья и болезни, свободы и несвободы человека, существующего сегодня в условиях мощного вторжения техногенной цивилизации в пространство и время простого человеческого бытия.

Игнорирование духовных традиций, органически свойственных нации, как правило, не имеет созидательной перспективы. Вместе с тем в постклассической ситуации не считают обоснованным апеллировать к религиозным основаниям культуры, использовать их как весомый аргумент в социокультурном самоопределении, если это входит в противоречие с мнимой свободой нового образа жизни. В итоге ситуация значительно драматизируется. Формируется психологически расколотый, нецельный человек (вспомним выдающегося философа XX в. Питирима Сорокина: «по воскресеньям - Бог, в будние дни - фондовая биржа»), который уже не замечает своей нецельности. Как видим, фундаментальное противоречие нашей эпохи и одновременно главный вызов человеческому сообществу: резкое противостояние либеральных цивилизационных стандартов, с одной стороны, и ценностей национальной культурно-религиозной идентичности -с другой, подвигают нас к поиску возможных путей культурного соразвития. Исследование генезиса преодоления противоречий между этими двумя решающими факторами современного развития должно занять важное место в историко-культурологических исследованиях.

Теоретическую базу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории и истории культуры, культурологии, социальной философии, философии религии, истории философии, этнологии, социологии, права, социологии религии, религиоведения, политологии, социальной психологии и теологии.

Цель исследования - на примере анализа духовного опыта старчества как феномена русской духовной культуры, формирующего ее мировоззренческий и поведенческий контексты, выявить основные доминанты его влияния на развитие отечественной культуры XX века, пути развития духовно-нравственных основ православия в контексте контроверзы старчества - хранителя христианской традиции и младостарчества - как проявления неофитства и редукции религиозного сознания.

Постановка цели определила необходимость решения следующих

задач:

- выяснение сущностных характеристик феномена старчества в единстве его культурно-исторического и религиозно-философского генезиса и контекста;

- реконструкция мировоззренческого и поведенческого комплекса глинского и оптинского старчества на материале житийной, мемуарной, эпистолярной и иной литературы;

- анализ процесса вхождения православной культурной традиции, носителями которой были оптинские и глинские старцы, в русскую культурфилософскую и нравственно-этическую мысль XX века;

- интерпретация с точки зрения евангельской, святоотеческой и старческой традиций ведущих христианских ценностей: смирения, любви и свободы, ставших центром культурной рефлексии православия, в многообразии их проявления в наследии самих старцев XX века как продолжателей уникальной традиции.

- проблема старчества и младостарчества; рост качества религиозного сознания и неофитство как редукция.

Объект исследования - феномен старчества в русском православии

Предмет исследования - старчество в формировании духовно-нравственной культуры русского православия.

Методологические и теоретические основания работы. Методология исследования обусловлена его предметом и целью, предполагающими выявление религиозно-философских оснований духовного совершенствования как ведущей парадигмы культурного сознания православия XX - начала XXI века. В работе используются методы сравнительно-сопоставительного анализа культурных текстов, теории толкования текстов культуры и словесных текстов. В основу диссертации положен целостно-системный подход к изучению культурной преемственности с учетом сравнительно-типологического, историко-

генетического и текстологического методов исследования. Теоретическую базу исследования составляет комплекс социокультурологических философских, исторических, психологических, а также богословских принципов православия. В нашем исследовании мы также использовали системный подход для раскрытия соотношения религиозного и нравственного сознания, и их проявлений в социальных структурах, роли религиозного сознания в социальной системе в целом. При анализе опыта христианства в формировании духовно-нравственных основ использован феноменологический подход, позволяющий говорить не об изменении сущности явления, а о проявлении некоторых латентных черт данного феномена. Источниками исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам духовной культуры общества и ее связи с религиозным опытом. В работе также использован опыт святоотеческой традиции, касающийся осмысления духовной сущности человека.

Степень научной разработанности проблемы. Решение задач исследования, которые группируются по пяти направлениям, оказалось возможным при условии обращения к широкому кругу научной литературы.

Теоретическую базу исследования составили работы религиозно-философского плана, определяющие ментальные характеристики русской культуры (П. Новгородцев2, Н. Лосский3, П. Сорокин4, Г. Федотов5, Н. Бердяев6). Основные подходы к проблеме были выработаны в работе И. Концевича7. В своей кандидатской диссертации он на материале житийной, мемуарной и эпистолярной литературы показывает, как жизнедеятельность оптинского старчества повлияла на духовную культуру России XIX века, характеризует формы обращения русских мыслителей к духовному

2 Новгородцев П.И. Сочинения / Сост. М.А.Колеров, Н.С. Плотников. - М.: Изд-во «Раритет», 1995.

3 Лосский Н.О. Характер русского народа в 2-х кн. - М.: Изд-во «Ключ», 1990.

4 Сорокин П. Основные черты руской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья.-М.: Наука, 1990.

5 Федотов Г. П. Национальное и вселенское // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М: Наука, 1990.

6 Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М.: Наука, 1990.

7 Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Издательский отдел Владимирской епархии, 1970.

источнику Оитиной пустыни. Исключительное значение Оптиной пустыни

о

в русской духовной культуре XIX века выявляет П. Флоренский . С. Хоружий9 выдвигает концепцию неопатристического синтеза, согласно которой любое продвижение культурфилософской мысли в русле православного умозрения требует обращения к святоотеческому преданию. Оно есть своего рода общение с отцами церкви, являющими собой духовный авторитет, ориентир и меру. Тезис о том, что смысловое содержание культурно-исторического процесса в России включает в себя освоение и проработку Православия, является фундаментальным основанием данного диссертационного исследования. Православие как основа социокультурного бытия России анализируется в антологии «Православие. Pro et contra»10. Паломничество по святым местам и посещение старцев как характерные особенности русского православного духа описаны и исследованы С. Весниным (Святогорцем)11. Особенности русского старчества XIX века (близость к народу, создание духовной литературы, адресованной мирянам, и пр.) систематизированы Е. Зимаковой12.

Кроме того, имеются специальные монографии и публикации, посредством которых можно реконструировать характер влияния оптинского старчества на русскую культуру XIX века. В своем исследовании Н. Павлович выявляет причины обращения «великих людей» к духовному

1 3

наследию Оптиной пустыни . Философские и религиозно-этические аспекты творческого наследия И. Киреевского, Н. Гоголя, К. Леонтьева, Ф. Достоевского, Л. Толстого рассматриваются многими авторами. А. Евгин14 оценивает влияние оптинских старцев на жизнь и творчество Н. Гоголя

8 Флоренский П. А. Сочинения в 2 т. Столп и утверждение истины. - Т. 1- Т. 2. - М.: Правда, 1990.

9 Хоружий С.С. О старом и новом. - Спб.: Алетейя, 2000.

10 Православие. Pro et contra. Сборник статей / Сост. В.Ф. Федоров. — СПб.: Изд. Русского христианского гуманитарного института, 2001.

11 Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. - Т. 7. - Сергеева Лавра, 1902.

12 Зимакова Е.В. Старчество как феномен культуры: Автореф. дис канд. культурологии. - М.: Гос. академ славянск. культуры. - 2000.

13 Павлович H.A. Оптина пустынь. Почему туда ездили великие? // В кн.: Прометей. Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей».-Т. 12.-М., 1980.

14 Евгин А. К вечному миру. - Калуга: Гриф, 2001.

прежде всего в аспекте нравственной ответственности писателя за свои произведения. Биографические материалы о взаимодействии Гоголя с оптинскими старцами систематизированы Г. Георгиевским, Ю. Манном15 и др. Система этических взглядов и направление духовного поиска Гоголя

16 17

представлены в эволюционном ключе В. Зеньковским , Г. Хьетсо , В. 18

Гиппиус и др.

Православие как духовная опора процесса формирования личности и

мировоззрения К. Леонтьева исследуется В. Косиком19, свящ. К. Зайцевым20,

01

В. Котельниковым . В последнее время жизненная и творческая судьба Леонтьева активно анализируется в контексте темы покаяния, что нашло отражение в целом ряде публикаций (М. Сумбатян и пр.). Специфика взгляда Леонтьева на систему нравственных ценностей православия в их

23 24

иерархической значимости исследуется А. Антоновым . Л.Авдеева и Г.

Слесарева25 обозначают в качестве скрепы миросозерцания К. Леонтьева

неприятие «прогресса» и мещанства, которые ведут к искажению духовной

составляющей русской культуры.

Культурно-историче�